Разное

Где начинается современная культура: Куда движется современная культура? | Засекин

Содержание

Современный культурный человек | ИГЭУ

 

2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Студенческое научное историческое общество «КЛИО»

 

Гусева Нина, 1-4:

Культура — это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

 того, о чем думают и говорят…

Мэтью Арнольд.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

 

 

Галкин Олег, 1-4:  

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек – «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».

 Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д. С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.

 Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».

 Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

 Образованность и культура — понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях – она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения – одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек – человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» – понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

 

 

Блеченкова Анастасия, 1-4:

«Культура – суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек – творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

‹ Начало книгопечатания на Руси
Вверх
Творец тканей и картин ›

теории и практики» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Личность современного человека тесно связана с такими часто неосознанными аспектами повседневного опыта, как прогулка и шопинг, фотография и путешествия, чтение и общение, мода и реклама, кухня и автомобили, социальные сети и компьютерные игры, музыка и телевидение. Мы получаем впечатления и делимся ими, обсуждая игры, сериалы, новые бренды одежды и актуальные выставки. Майнор «Современная культура: теории и практики» учит осознанно воспринимать современный культурный процесс, видеть, как он устроен, как сложна, динамична и увлекательна его структура. Разнообразию форм и явлений культурной жизни важно придать систематический характер — и для получения адекватного представления о современной повседневной культуре, и для прогнозирования путей ее развития. Помимо осознания исторической укорененности современных культурных практик и необходимости теоретических основ изучения культуры, майнор формирует способность к осмысленной ориентации в культурном поле и потребность осознания себя не просто наблюдателем, но активным участником культурного процесса.

Курсы майнора:
  • Современный культурный процесс.
  • Визуальная культура.
  • Театр и театральность в современной культуре.
  • Кинокультура.

Виталий Куренной. Курс «Введение в исследования культуры» на портале Постнаука.
Лекция «Трансформация детства». 

Лекция «Ангажированное искусство». 

Виталий Куренной на телеканале «Культура», «Мы разучились снимать патриотическое кино?»

Виталий Куренной в программа Михаила Швыдкого на телеканале «Культура», «Массовой культуры в России больше нет»

Ян Левченко, «Конец эпохи Голливуда». 


 

Ян Левченко, «Камера, придумавшая город: миф Москвы в кинематографе».

 

Ян Левченко в программе «Наблюдатель» на телеканале «Культура» о фильме Григория Александрова «Цирк».

Ольга Рогинская, «Современность в сегодняшнем российском театре: как увидеть и чем измерить?»

Ольга Рогинская, «»Настоящая вещь» в современном театре».


Руслан Хестанов, «Изобретение культурной политки».

Руслан Хестанов на телеканале «Культура» в программе Александра Архангельского. 

Трудоемкость: 20 кредитов

Ограничения для выбора образовательным программам: нет

Статус: состоялся, запись закрыта

Минимальное число слушателей: 60

Максимальное число слушателей: 200

Годы реализации: 2017 — 2019

Целевая аудитория: студенты 2016 года набора

Планируемое место проведения:

Когда зародилась современная культура?

Стрелы с отравленными наконечниками и украшения из бусин из страусиных яиц, найденные в Южной Африке, показывают, что современная культура могла возникнуть в этом районе примерно на 30 000 лет раньше, чем считалось ранее, согласно двум статьям, опубликованным в понедельник.

Находки, опубликованные в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences», показывают, что артефакты возрастом 44 000 лет характерны для охотников-собирателей сан. По словам исследователей, потомки народа сан живут сегодня на юге Африки, поэтому предметы можно явно проследить до современной культуры, в отличие от других археологических находок.

Южноафриканский исследователь Люсинда Бэквелл сказала, что находки являются самыми ранними известными примерами «современного поведения, которое мы знаем». Бэквелл сказал, что это открытие подтверждает теорию о том, что современный человек пришел из Южной Африки.

Радиоуглеродный анализ предметов показывает, что следы культуры сан могли существовать раньше, чем предполагалось ранее, где-то между 10 000 и 20 000 лет назад, говорится в журнале.

Находка, обнаруженная в пограничной пещере недалеко от северо-восточной границы Южной Африки со Свазилендом, представляет собой комплексный набор охотничьих принадлежностей и украшений из страусиных яиц и бусин из морских раковин.

В штате Огайо один человек стремился заставить больше избирателей согласиться с тем, что они не согласны они бы сегодня.

«Все они имеют определенную причину, которую мы понимаем, поэтому мы можем дать им имена», — сказал Бэквелл.

В статьях исследователей говорится, что люди из Пограничной пещеры использовали отравленные стрелы для охоты и наносили спиральную гравировку на наконечники стрел, чтобы указать на принадлежность. По их словам, последняя практика сохранилась в культуре сан.

Профессор Франческо д’Эррико из Французского национального исследовательского центра, возглавлявший исследовательскую группу, сказал, что результаты говорят о высокоразвитых людях.

«Они были полностью современными генетически и когнитивно», — сказал д’Эррико.

Их когнитивное развитие проявляется в их символическом поведении, сказал профессор. По его словам, бусы из страусиных яиц были не только украшением, но и играли важную роль в обмене с соседними группами. Эта практика продолжается и сегодня.

В документе утверждается, что окаменелости доказывают, что вся современная культура пришла из Южной Африки, хотя исследователи признали, что по-прежнему трудно точно определить, где в истории началась эта современность.

Эрик Делсон, палеоантрополог из Леман-колледжа Городского университета Нью-Йорка, сказал, что, хотя тесты, использованные исследователями для определения возраста окаменелостей, были очень четкими и надежными, результаты не подтверждают идею о том, что все современные человеческие культуры связаны с этой находкой.

Он сказал, что есть доказательства того, что современная культура уже существовала в Европе во время датирования новой находки.

«Говорят, ‘Современное человеческое поведение впервые обнаружено!'» — сказал Делсон. — Ну, не совсем.

Ежедневно получайте истории, которые
вдохновляют и вдохновляют .

Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Уже являетесь подписчиком? Войдите, чтобы скрыть рекламу.

Однако он приветствовал исследование, направленное на выявление происхождения одной конкретной группы современных людей.

Ученые из Великобритании, Франции, Италии, Норвегии, Южной Африки и США приняли участие в исследовании, проведенном в Университете Витватерсранда в Йоханнесбурге.

1.6 Культурные периоды – понимание медиа и культуры

Цели обучения

  1. Определить недавние культурные периоды.
  2. Определите влияние промышленной революции на современную эпоху.
  3. Объясните, чем эпоха постмодерна отличается от эпохи модерна.

Таблица 1.1 Культурные периоды

Современная эпоха

Период раннего Нового времени (конец 1400–1700-х гг.)

Началось с изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка с подвижным шрифтом; характеризуется улучшенным транспортом, реформой образования и научными исследованиями.

Период позднего Нового времени (1700–1900-е гг.)

Вдохновленный промышленной революцией; характеризуется техническими инновациями, все более светской политикой и урбанизацией.

Эпоха постмодерна (1950-е – настоящее время)

Отмечено скептицизмом, самосознанием, прославлением различий и цифровизацией культуры.

После изучения того, как технологии, культура и средства массовой информации влияли друг на друга на протяжении многих лет, может оказаться полезным более широко взглянуть на недавние культурные эпохи. Культурный период — это время, отмеченное особым способом понимания мира через культуру и технологии. Изменения культурных периодов отмечены фундаментальными изменениями в том, как люди воспринимают и понимают мир. В Средние века истина диктовалась такими авторитетами, как король и церковь. В эпоху Возрождения люди обратились к научному методу как к способу достижения истины с помощью разума. А в 2008 году Главный редактор журнала Wired заявил, что Google вот-вот сделает научный метод устаревшим (Anderson, 2008). В каждом из этих случаев менялась не природа истины, а то, как люди пытались осмыслить мир, который радикально менялся. С точки зрения изучения культуры и средств массовой информации постгутенберговский модерн и постмодернизм являются наиболее подходящими для изучения.

Эпоха современности

Эпоха современности, или современность — это постсредневековая эпоха, широкий промежуток времени, частично отмеченный технологическими инновациями, урбанизацией, научными открытиями и глобализацией. Современная эпоха обычно делится на две части: ранний и поздний современный периоды.

Ранний современный период начался с изобретения Гутенбергом печатного станка с подвижными литерами в конце 15 века и закончился в конце 18 века. Благодаря прессе Гутенберга среди европейского населения раннего Нового времени наблюдался рост уровня грамотности, что привело к образовательной реформе. Как отмечалось в предыдущих разделах, машина Гутенберга также в значительной степени способствовала распространению знаний и, в свою очередь, стимулировала Ренессанс и протестантскую Реформацию. В период раннего Нового времени транспорт улучшился, политика стала более секуляризированной, капитализм распространился, национальные государства стали более могущественными, а информация стала более доступной. Просветительские идеалы разума, рационализма и веры в научное исследование постепенно начали заменять доминирующие ранее авторитеты короля и церкви.

Огромные политические, социальные и экономические изменения ознаменовали конец 18 века и начало периода позднего Нового времени . Промышленная революция, начавшаяся в Англии около 1750 года, в сочетании с Американской революцией 1776 года и Французской революцией 1789 года положила начало масштабным изменениям в мире.

Французская и американская революции были вдохновлены отказом от монархии в пользу национального суверенитета и представительной демократии. Обе революции также ознаменовали рост светского общества в противовес церковным системам власти. Демократия хорошо подходила для так называемой эпохи разума с ее идеалами прав личности и прогресса.

Промышленная революция, хотя и менее политическая, имела столь же далеко идущие последствия. Он не просто изменил способ производства товаров — он также коренным образом изменил экономические, социальные и культурные основы своего времени. Промышленная революция не имеет четких дат начала и окончания. Однако в течение 19 века несколько важных изобретений — двигатель внутреннего сгорания, пароходы и железные дороги, среди прочего — привели к инновациям в различных отраслях. Паровая энергия и станки резко увеличили производство. Но некоторые из крупнейших изменений, произошедших в результате промышленной революции, носили социальный характер. Экономика, основанная на производстве, а не на сельском хозяйстве, означала, что все больше людей переезжало в города, где методы массового производства заставляли людей ценить эффективность как на фабрике, так и за ее пределами. Новые урбанизированные фабричные рабочие больше не могли производить себе еду, одежду или припасы и вместо этого обратились к потребительским товарам. Увеличение производства привело к увеличению благосостояния, хотя неравенство в доходах между классами также начало расти.

Эти масштабные изменения затронули (и были затронуты) средства массовой информации. Как отмечалось в предыдущих разделах, слияние энергии пара и печатного станка привело к взрывному распространению книг и газет. Уровень грамотности вырос, как и поддержка участия общественности в политике. Все больше и больше людей жили в городе, имели образование, узнавали новости из газет, тратили свою заработную плату на потребительские товары и считались гражданами промышленно развитой страны. Урбанизация, массовая грамотность и новые формы средств массовой информации способствовали ощущению массовой культуры, объединявшей людей вне региональных, социальных и культурных границ.

Современность и Новое время, следует отметить, отличаются от культурного движения модернизма (но связаны с ним). Эпоха Нового времени длилась с конца Средневековья до середины 20 века; Однако модернизм относится к художественному движению конца 19-го и начала 20-го веков, которое возникло в результате широкомасштабных изменений, охвативших мир в этот период. В частности, модернизм поставил под сомнение ограничения традиционных форм искусства и культуры. Модернистское искусство было частично реакцией на уверенность Просвещения в прогрессе и рациональности. Он прославлял субъективность через абстракцию, экспериментаторство, сюрреализм, а иногда пессимизм или даже нигилизм. Яркими примерами модернистских произведений являются романы Джеймса Джойса о потоке сознания, кубистские картины Пабло Пикассо, атональные композиции Клода Дебюсси и абсурдистские пьесы Луиджи Пиранделло.

Эпоха постмодерна

Модернизм также можно рассматривать как переходную фазу между эпохами модерна и постмодерна. Хотя точное определение и даты эпохи постмодерна все еще обсуждаются культурными теоретиками и философами, все согласны с тем, что эпоха постмодерна началась во второй половине 20-го века и была отмечена скептицизмом, самосознанием, прославлением различий. и переоценка современных условностей. Новое время считало само собой разумеющимся научный рационализм, автономное «я» и неизбежность прогресса; Эпоха Постмодерна поставила под сомнение или отвергла многие из этих предположений. Если Эпоха Нового времени ценила порядок, разум, стабильность и абсолютную истину, то Эпоха Постмодерна упивалась случайностями, фрагментарностью и нестабильностью. Влияние технологий на культуру, рост Интернета и холодная война — все это аспекты, которые привели к эпохе постмодерна.

Вера в объективную истину, характерная для Нового времени, является одним из основных допущений, опровергнутых в эпоху Постмодерна. Вместо этого постмодернисты взяли пример с Эрвина Шредингера, квантового физика, который разработал знаменитый мысленный эксперимент, в котором кошка помещается в запечатанный ящик с небольшим количеством радиации, которая может убить ее, а может и не убить. Пока коробка остается запечатанной, провозгласил Шредингер, кошка существует одновременно в обоих состояниях, мертвая и живая. Оба потенциальных состояния одинаково истинны. Хотя мысленный эксперимент был задуман для изучения проблем квантовой физики, он привлек внимание постмодернистов своим утверждением о радикальной неопределенности. Вместо того, чтобы быть абсолютной объективной истиной, доступной посредством рационального экспериментирования, статус реальности был случайным и зависел от наблюдателя.

Эта ценность относительного над абсолютным нашла свой литературный эквивалент в движении деконструкции. В то время как викторианские романисты изо всех сил старались сделать свои книги более реалистичными, постмодернистские нарративы не доверяли утверждениям о реальности и постоянно напоминали читателям об искусственном характере истории, которую они читали. Акцент делался не на всезнающем авторе, а на читателе. Для постмодернистов смысл не вкладывался в произведение его создателем, а зависел от субъективного восприятия произведения читателем. Поэзия Сильвии Плат и Аллена Гинзберга иллюстрирует это, поскольку большая часть их работ эмоционально заряжена и предназначена для создания диалога с читателем, часто заставляя читателя столкнуться с противоречивыми проблемами, такими как психические заболевания или гомосексуальность.

Еще одним отличием эпохи Постмодерна от эпохи Нового времени был отказ от того, что философ Жан-Франсуа Лиотар называл «грандиозными нарративами». Новое время было отмечено различными широкомасштабными теориями, пытавшимися объяснить совокупность человеческого опыта, такими как капитализм, марксизм, рационализм, фрейдизм, дарвинизм, фашизм и так далее. Однако растущая глобализация и рост субкультур поставили под сомнение те теории, которые претендовали на объяснение всего сразу. Тоталитарные режимы 20-го века, такие как Третий рейх Адольфа Гитлера и СССР при Иосифе Сталине, привели к недоверию к власти и системам, поддерживаемым властью. Эпоха Постмодерна, теоретизировал Лиотар, была эпохой микронарративов, а не великих нарративов, то есть множеством маленьких, локализованных представлений о мире, ни одно из которых не может претендовать на окончательную или абсолютную истину. Например, пожилой мужчина в Кении не смотрит на мир так, как молодая женщина из Нью-Йорка. Даже люди из одной культуры имеют разные взгляды на мир. Когда вы были подростком, ваши родители понимали ваш образ мыслей? Разнообразие человеческого опыта — отличительная черта постмодернистского мира. Как заметил Лиотар, «Эклектизм есть нулевая степень современной общей культуры; кто-то слушает регги, смотрит вестерн, ест еду из Макдональдса на обед и местную кухню на ужин, носит парижские духи в Токио и ретро-одежду в Гонконге; знание — дело телеигр (Лиотар, 19 лет)84)».

Постмодернисты также не доверяли идее оригинальности и свободного заимствования из разных культур и жанров. Уильям С. Берроуз радостно провозгласил своего рода призыв к оружию для своего поколения писателей в 1985 году: «Из шкафов в музеи, библиотеки, архитектурные памятники, концертные залы, книжные магазины, студии звукозаписи и киностудии мира. Все принадлежит вдохновленному и преданному вору (Берроуз, 1993)». Художница-феминистка Барбара Крюгер, например, создает произведения искусства из старых рекламных объявлений, а такие писатели, как Кэти Акер, реконструировали существующие тексты для создания новых историй. Отказ от традиционных форм искусства и выражения олицетворяет эпоху постмодерна.

Начиная с раннего Нового времени и заканчивая эпохой постмодерна, люди воспринимали мир совершенно по-разному. Не только технологии быстро усложнились, но и сама культура изменилась со временем. При дальнейшем чтении важно помнить, что формы медиа и культуры являются отличительными чертами разных эпох, и различные способы представления медиа часто многое говорят нам о культуре и временах.

Ключевые выводы

  • Культурный период — это время, отмеченное особым способом понимания мира через культуру и технологии. Изменения культурных периодов отмечены фундаментальными изменениями в том, как мы воспринимаем и понимаем мир. Современная эпоха началась после Средневековья и продолжалась в первые десятилетия 20 века, когда началась эпоха постмодерна.
  • Современная эпоха была отмечена философией Просвещения, которая сосредоточилась на личности и придавала большое значение рациональному принятию решений.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *