Разное

Вероисповедание в абхазии: Преобладающая религия в Абхазии, как не оскорбить веру местного населения

Абхазы | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

 

АБХАЗЫ (самоназвание – апсуа) – этническая группа Казахстана, численность – 76 чел. (2009). Появление абхазов в Казахстане связано с насильственным переселением народов в предвоенные и военные годы. абхазов – основное население Абхазии (122 тыс. чел. в 2011 г.). Живут также в России, Турции, арабских странах. Общая численность абхазов – свыше 200 тыс. чел. (2011). абхазов относятся к балкано-кавказкой расе большой европеоидной расы. Подразделяются на несколько этнографических групп: абжуйцы, бзыпцы, псхувцы, гумцы и др.

Язык. Абхазский язык относится к абхазо-адыгской (западно-кавказской) группе иберийско-кавказской языковой семьи. Имеет два диалекта: абжуйский (лежит в основе лит. языка) и бзыбский, близкие диалектам абазинского языка. Письменность абхазского языка разработана в 1862 г. П. К. Усларом на основе русской графики, в 1928 г. переведена на латинский, в 1938 г. – на грузинский, а в 1954 г. – на русскую графику.

Религия. Верующие абхазы – христиане (православные) и мусульмане-сунниты.

История. Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. По свидетельствам античных историков, территория нынешней Абхазии и Западной Грузии, известной под названием Колхида, в древнейшие времена населяли многочисленные абхазские и грузинские племена. К началу н.э. образовались две родственные племенные группы – апсилы и абазги, в результате слияния которых сформировалось этническое ядро абхазов в конце 8 века процесс политической консолидации завершился возникновением Абхазского царства. Абхазский князь Леон II включил в состав царства часть Восточной Грузии и полностью Западную Грузию. В 10 веке Абхазия вошла в состав Грузинского государства, однако после разгрома Грузии монголами (13 веке) вновь обрела независимость. К концу 16 века выделяется абхазское княжество, которое было в зависимости от Турции. В 1810 г. Абхазия была присоединена к России, княжество было упразднено. В 1870-е гг. около 200 тыс. абхазов были вынуждены покинуть Абхазию и переселиться в Турцию. На опустевшие абхазские земли устремился поток переселенцев – грузин, русских, армян и другие. После установления Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР. Однако в 1931 г. Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и продолжился интенсивный процесс заселения её территории грузинами. Массовые выступления абхазов под лозунгом изменения государственного-правового положения Абхазии имели место в 1957, 1967, 1978 гг. В 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Абхазии. В августе 1992 года начались военные действия между Грузией и Абхазией. В апреле 1994 года между сторонами было подписано соглашение о мирном урегулировании. Независимость республики провозглашена Верховным Советом Абхазии в новой конституции от 26 ноября 1994 г. и в Акте от 12 декабря 1999 года Независимость Республики Абхазии не признана руководством Грузии и большинством др. государств-членов ООН.

Культура. Культура и традиции абхазов наиболее близки северно-кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам, черкесам. Одним из наиболее ранних памятников устного народного творчества является героический нартский эпос. Разнообразны жанры музыкального фольклора. Своеобразна многоголосая абхазская народная музыка, включающая трудовые, об- рядовые, исторические и бытовые песни. Музыкальные инструменты: смычковый апхьарца, щипковый ачамгур, арфовидный аюмаа (вышел из употребления), цитровидный хымаа, флейта ачарпан, труба абык, трещётка аинкьяга, барабан адаул. Нар. хореография представлена групповыми и сольными танцами, с уникальной пальцевой техникой для мужской партий. Важное место в жизни абхазов занимали обычаи соседской и родственной взаимопомощи, гостеприимства, а также почитания старших. Бытовала кровная месть. Характерен традиционный нормативный комплекс апсуара, составной частью которого были детально разработанные нормы этикета и поведения. В упрощённой форме многие эти нормы сохраняются и поныне. Старинные жилища абхазов были плетенными из прутьев орешника и рододендрона, круглые или четырехугольные в плане, со скатной соломенной крышей. Впоследствии появились дощатые жилища – приподнятые над землей на столбах, многокомнатные, с крытой скатной крышей; по фасаду тянулся просторный балкон, деревянные детали которого искусно украшались резьбой. В настоящее время абхазов строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные, дома. Древнейшие занятия абхазов – земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота. В 20 веке абхазы освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых. Выращивают кукурузу и другие зерновые культуры, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах – коз. Традиционные ремёсла – изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество. В основе традиционной одежды – общегорско-кавказкий комплект мужского и женского костюма. У мужчин – бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, наборный пояс с кинжалом; у женщин – приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, который закрывался металлическая застёжками, на талии – пояс, голова покрывалась платком. С определённого возраста девушки носили матерчатый корсет. Старинная деревянная женская обувь (акапкап) представляла разновидность ходулек, крепившихся на двух высоких поперечных подставках. Основное место в национальной кухне занимает блюдо из кукурузной муки абыста. Широко потребляются вареная фасоль, молоко и молочные продукты, в частности сыры, козлятина, говядина, баранина, мясо домашней птицы, овощи, фрукты, орехи, мёд. Характерной особенностью пищи абхазов является наличие острых подлив и соусов, а также аджики – приправы из толченых перца, чеснока и трав. Из напитков наиболее популярным является виноградное вино.

Религия и вероисповедание абхазов

Абхазия – небольшая кавказская страна, раскинувшаяся по берегу Черного моря, с красивой субтропической природой, гостеприимная, обладающая богатой историей и традициями. Но интересна она не только этим. В отличие от родственных абхазам мусульман-адыгов, жители этой страны исповедуют сразу несколько религий. Наряду с основными религиями мира (христианством, исламом, иудаизмом) сохраняется свое собственное вероисповедание абхазов – абхазский монотеизм.

Содержание

  1. Традиционное вероисповедание абхазов
  2. Христианство
  3. Христианские святыни
  4. Ислам
  5. Иудаизм

Традиционное вероисповедание абхазов

Основой этого верования является Анцва – единый Бог, сотворивший все сущее, невидимый, вездесущий, являющийся единственным источником и добра, и зла. Ему помогают апааимбары – посланники Бога, духи-наблюдатели, которые ходят среди людей, присматривают за ними и сообщают обо всем божеству. Местные историки и краеведы характеризуют эту веру как пантеистическую, то есть отождествляющую Бога с окружающим миром.

Кроме того, этим исследователям традиционная религия абхазов представляется уникальным проявлением реликтового «изначального монотеизма», своеобразной исходной прарелигией. Они уверяют, что эта древняя вера не должна восприниматься как язычество в Абхазии. Язычники верят во множество разных богов сразу, а религия абхазов, по их мнению, не противоречит другим монотеистическим религиям. Собственная вера в Абхазии действительно сохранялась с древнейших дохристианских времен. Но в последние годы интерес к ней стал усиливаться. Были возрождены древние святилища, в которых сегодня жрецы проводят традиционные обряды. Из семи старинных святилищ быжныха сейчас возрождены пять самых значимых.

Статистика показывает количество христиан, мусульман, атеистов или сторонников традиционной веры в стране. На самом деле, это соотношение верующего и неверующего населения определяется не настолько четко. Среди абхазских христиан есть такие, которые не посещают церковь или приходят в нее крайне редко, не читают Библию, не соблюдают постов. Те, кто позиционировал себя как мусульмане, не видели Корана, пьют вино, едят свинину, а традиционное для мусульман обрезание считают недостойным и постыдным для мужчины. Есть атеисты, участвующие в старинных обрядах, которые диктует дохристианская вера у абхазского народа. Обычно христианские и мусульманские праздники отмечают все вместе, для этого собираются представители всех конфессий, имеющие разные исповедания, и местные атеисты и устраивают большое застолье. Понятия «христиане» или «мусульмане» в этой стране порой говорят лишь о том, что предки современных абхазов крестились или принимали ислам в силу исторической необходимости. Вероятно, поэтому религиозных трений между местными христианами и мусульманами обычно не возникает.

Интересно! Как и абхазы, осетины сохраняют примерно такой же набор верований. В большинстве своем они исповедуют православие, примерно треть страны сохраняет верность традиционным исповеданиям. Есть небольшое число мусульман.

Христианство

Наиболее ранние свидетельства, упоминающие христианство в Абхазии, относятся к 325 году. Питиусский (Пицундский) епископ принимал участие в Первом Вселенском Соборе, проходившем в Никее. С IX века православные храмы Абхазии перешли под управление Грузинской православной церкви. С 1811 до 1917 года местные епархии оставались в ведении Русской православной церкви. Позже снова они вернулись под контроль Грузинской православной церкви. После грузино-абхазской войны в 1992–1993 годах она потеряла контроль над Сухумской епархией. В 2009 году Абхазская православная церковь стала полностью самостоятельной. Сейчас на территории страны существуют две епархии – Сухумская и Пицундская. Перепись населения, происходившая в 2003 году, показала, что 60 % населения страны причисляет себя к христианам. Кроме православия, здесь действует Армянская апостольская церковь. Есть последователи католицизма. Лютеранскую церковь в Сухуми посещают в основном этнические немцы, живущие в Абхазии, и заезжие иностранцы.

Христианские святыни

Святыни Абхазии на удивление многочисленны для такой небольшой по площади страны. Это неудивительно, ведь христианство из Византии пришло в Абхазию примерно на 900 лет раньше, чем была крещена Русь. Вот лишь некоторые из абхазских святынь:

  • Пицундский храм, или собор Андрея Первозванного, был построен в IV веке.
  • Лыхненский храм Успения Богородицы. Архитектурный шедевр, возведенный в X веке, часто посещают жители и гости страны.
  • В Новом Афоне посещают великолепный Симоно-Кананитский монастырь и пещерную келью Симона Кананита.
  • Интересен старинный храм Ипатия в крепости Абаата.
  • Небольшое село Каманы прославлено сразу несколькими святынями. Это место третьего обретения главы Иоанна Крестителя, место погребения Иоанна Златоуста. Здесь принял смерть во славу веры Христовой святой Василиск.

Ислам

Причиной прихода этой веры в Абхазию стало османское владычество на ее землях в XVI–XVIII веках. Ислам в Абхазии вызвал своеобразный раскол в обществе. В русско-турецких войнах пророссийски настроенные местные христиане выступали на стороне русского царя. Против них на стороне осман воевали мусульмане. Победа России и абхазские восстания вынудили часть мусульман в 1870-х годах эмигрировать в Турцию. До сих пор там сохранилась крупнейшая из абхазских диаспор. В самой Абхазии мечетей всего две: в Сухуме и Гудауте.

Иудаизм

В Сухуме находится и единственная в стране синагога. Иудаизм в Абхазии исповедуют в основном не абхазы. Евреи грузинского происхождения, составлявшие большинство в местной диаспоре, покинули страну во время войны. Остались русскоязычные евреи-ашкеназы. Общая численность исповедующих иудаизм в стране составляет примерно 200 человек.

Порой трудно определить, какую именно религию исповедуют абхазы, ведь в понимании некоторой части этого народа их собственное понятие единого Бога вмещает в себя и подобные определения из других монотеистических религий. Удивительным образом вера у абхазов вобрала, адаптировала традиции и постулаты других вер, причудливо смешав их с собственной исходной обрядностью. Вместе с тем страна, в свое время слушавшая проповеди Андрея Первозванного и Иоанна Златоуста, бережно сохраняет православные традиции и возведенные в древности христианские храмы.

Невероятный дом | openDemocracy

Абхазия может оказаться маловероятным домом для сирийских беженцев на Южном Кавказе, но после начала войны это маленькое де-факто государство на Черном море, которое большинство государств считает территорией Грузии, приняло несколько сотен бегущих беженцев конфликт.

Решение абхазских властей принять этих беженцев не было случайным. Сирийские беженцы Абхазии являются потомками мухаджиров — этнических абхазов и близкородственного им черкесского народа, которые были изгнаны со своих исконных земель на северо-западном Кавказе после завоевания региона Российской империей в ходе войн девятнадцатого века. Бывшее здание парламента в Сухуми, обстрелянное во время войны в Абхазии (1992-93). Абхазия остается в значительной степени непризнанной и зависит от России в плане экономической и политической поддержки. Фото (в): Дарко Дуридански / Demotix, 2008 г. Хотя большинство из них действительно являются беженцами в любом понимании этого слова, в самой Абхазии их называют «репатриантами». Это связано с тем, что сирийские беженцы, 500 из которых прибыли в Абхазию после начала войны, мигрировали сюда под эгидой де-факто правительственной программы репатриации, которая действует в Абхазии с 1993.

Нарушение баланса

Точных данных о численности этнических абхазов и близкородственных им абазин в Сирии нет. Этнические абхазы прибыли в Сирию в 1967 году, после Шестидневной войны. После оккупации Израилем Голанских высот абхазы и черкесы, проживавшие в поселении Хасания, бежали из этого региона в безопасные Дамаск и его пригороды.

По оценкам черкесской общины Дамаска до начала конфликта, только в различных районах столицы проживало около 1500 абхазов, наряду с гораздо более многочисленной черкесской общиной (50-70 000 человек). Местный контакт, имя которого я не называю, чтобы защитить его личность, считает, что сегодня в Сирии осталось всего несколько сотен абхазов.

После эскалации кризиса в Сирии в 2012 году де-факто абхазские власти с помощью МИД России и черкесской диаспоры создали коридор для сирийских мухаджиров. По данным МИД Абхазии, наибольший приток сирийцев пришелся на 2012 год, когда в Абхазию прибыло около 186 беженцев, а Государственный комитет по репатриации стал главным государственным органом, ответственным за прием и размещение беженцев.

Это не случайно. С растущей армянской общиной в этом де-факто государстве абхазы, которые часто были в меньшинстве на своей территории, могут оказаться во все большем «зажатии». Основная цель комитета — склонить демографический баланс в Абхазии в пользу титульной нации.

Хаджи-Бек (псевдоним), этнический абхаз, репатриант из Сирии, рассказывает свою историю в интервью де-факто МИД Абхазии. Видео еще на YouTube. Хотя официальные данные переписи населения де-факто правительства за 2011 год говорят о том, что армянская община составляет 41 000 человек по сравнению со 122 000 абхазцев, по неофициальным оценкам, эти две общины примерно равны по численности. Государственный комитет по репатриации может также, среди прочих полномочий, оказывать материальную помощь репатриантам, организовывать их размещение и предоставлять им гражданство. На сегодняшний день в рамках этой программы абхазское гражданство получили до 7000 этнических абхазов и абазин из Иордании, Турции и других стран. Только в 2013 году на беженцев было потрачено около 40 миллионов рублей (384 000 фунтов стерлингов) из республиканского бюджета — огромная сумма по местным меркам.

Тем не менее, несмотря на долгожданное возвращение этих соотечественников, привлекательность Абхазии для абхазско-черкесской диаспоры – это совсем другой вопрос. Заселение оказалось сложной задачей. По данным Госкомитета, в Абхазии поселились около 520 сирийцев, из которых только 180 — этнические абхазы, остальные — черкесы. Из них только 390 выбрали Абхазию в качестве постоянного места жительства, а остальные впоследствии вернулись в Сирию или переселились в другие страны. Многие из оставшихся также не связывают свое будущее с Абхазией.
Около 520 сирийцев поселились в Абхазии, из них только 180 этнических абхазов.

Основная причина – языковой барьер, снижающий шансы репатриантов найти работу. Абхазский язык представляет собой настоящую проблему для говорящих на арабском или тюркском языке абхазов, особенно для репатриантов старшего возраста. Результаты опроса, проведенного в 2015 году Центром социологических исследований при президенте Абхазии, показали, что из 1000 респондентов из Турции и других стран с абхазским населением только 77 заявили, что говорят на абхазском языке.

Ничего нельзя сказать об их знании русского языка. Многие этнические абазины, репатриированные в Абхазию, знают черкесский язык в результате того, что они жили среди кабардинского народа (черкесская группа), на чьем языке более широко говорят в общинах Ближнего Востока.

«Купил себе билет и уехал в Краснодар»

Религиозные различия также являются препятствием для интеграции. Большинство абхазских и черкесских беженцев из Сирии — мусульмане-сунниты. Большинство абхазов в Абхазии, напротив, исповедуют православие. По этой причине многие сирийские черкесы уехали на российский Северный Кавказ, который имеет больше культурного сходства.

Наурыз Абас и его семья — особенно хороший пример. Много лет назад, когда в Сирии еще царил мир, Абас оставил там свою семью и переехал в Краснодар на юге России.

‘Я был солдатом. Мой отец тоже всю жизнь служил в сирийской армии. Когда в 1999 году представилась возможность, я купил себе билет и уехал в Краснодар», — рассказывает Наурыз. «Мои предки были черкесы, выходцы из района, где сейчас стоит город Туапсе. После Кавказской войны в XIX веке они бежали в Константинополь, а затем оказались в пригородах Дамаска, еще до того, как Сирия в ее нынешнем виде еще существовала» 9.0003

Абхазские репатрианты из Сирии поют в хоре на культурном фестивале в Сухуми, 2014 год. Руслан Еник, кадр из видео с YouTube. Наурыз Абас считает себя черкесом, работает строителем. Его предки говорили на шапшугском диалекте черкесского языка — гораздо более близком к абхазскому языку, чем к кабардинскому. Однако сам Наурыз говорит по-кабардински, так как вырос в кабардинской общине.

«Когда началась война в Сирии, моя семья, моя жена и две дочери 12 и 14 лет оказались под угрозой, — продолжает Наурыз. «В 2013 году мне удалось привезти их в Абхазию, где они жили в абхазской семье. Я работал один в Нальчике [ред. в Кабардино-Балкарии, Россия] на стройке несколько месяцев, после чего они присоединились ко мне».

Наурыз пожаловался на проблемы с бюрократией в России. «Официально я не являюсь беженцем как таковым. У меня нет никакого гражданства. Я потерял свой паспорт и не мог его заменить, так как в Сирии идет война. Моя семья приехала сюда по туристическим визам, которые они получили в Дамаске по приглашению. И теперь их нужно обновить. Абхазия до сих пор не дала нам гражданства; требуют ряд документов, которых у нас нет, и не можем привезти из Сирии из-за продолжающейся войны», — говорит Наурыз.

«В Абхазии было трудно найти работу, а еще труднее устроиться. Так как я много лет работаю в Кабардино-Балкарии, где у меня много друзей, я решил перевезти сюда свою семью. Это сложно. Я единственный из нас, кто работает. Но как-то выживаем, слава богу», — заключил он.

«В Абхазии было трудно найти работу, а еще труднее устроиться»

Еще одним фактором, определившим решение Наурыза, о котором он умолчал, была его религия. Наурыз и его семья являются практикующими мусульманами. Обе его дочери носят хиджаб. Хотя люди в Абхазии предпочитают не обсуждать открыто свои религиозные убеждения, существуют проблемы, связанные с проживанием рядом с мухаджирами-мусульманами.

Мусульманская община Абхазии состоит из трех групп: местных абхазских мусульман, представителей диаспор из Иордании, Сирии и Турции, проживающих в Абхазии, и представителей этнических групп Северного Кавказа (абазины, адыги, черкесы и кабардинцы).

По данным различных организаций, в том числе по результатам социологических опросов, мусульмане составляют чуть более 10% населения Абхазии. В отличие от Северного Кавказа здесь нет экстремистских группировок, хотя салафизм пытался прижиться еще в начале 2000-х. Однако после убийства нескольких лидеров общин распространение салафизма пошло на убыль. Абхазский народ достаточно толерантно относится к другим конфессиям, но ислам здесь не получил широкого распространения.

Тихая работа

Мустафа Ало уже второй год живет в Сухуми с 12-летней дочерью и 7-летним сыном. Мустафа и его жена — этнические абазины, репатрианты из Сирии. Дети Мустафы ходят в среднюю школу в Сухуми. Его семья, как и его родители, исповедуют ислам суннитского толка. Мечеть в Сухуми, Абхазия. Считается, что мусульмане составляют немногим более 10 процентов населения де-факто государства. Фото CC: Alexisis, 2007 г. «Главная проблема для меня — найти работу по специальности. Я инженер-строитель, и в Сирии я работал начальником строительства в крупной фирме, которая курировала строительные проекты для министерства внутренних дел», — говорит Мустафа.

‘Моя жена врач, но даже медсестрой не может устроиться, так как у нас нет документов, подтверждающих нашу квалификацию. Мы даже плохо знаем язык. Мы едва начали говорить по-русски», — написал Мустафа.

По словам Мустафы, после того, как он и его семья получили визу и смогли переехать в Россию, они сразу перебрались в Абхазию, где им смог помочь Госкомитет по репатриации. «Некоторое время мы жили с другими репатриантами в санатории, а потом нам предоставили дом в Гудауте, — рассказывает он мне.

— Я сейчас работаю строителем, — продолжает Мустафа, — ремонтирую квартиры вместе с еще одним молодым парнем из Сирии, который учится здесь, в Абхазском государственном университете. Летом деньги неплохие, но как только наступит зима, у нас будут проблемы. Орденов нет, а прожить только на пособие очень сложно».

Возникли споры о размерах пособий для малоимущих и репатриантов. Ежемесячное пособие репатриантам в Абхазии составляет 10 000 рублей (9 фунтов стерлингов).3,38), что соответствует средней месячной зарплате абхазов

В 2015 году экономический спад добавил ко многим бедам, с которыми уже столкнулись мигранты и репатрианты. На фоне сокращения выплат Россией Абхазии де-факто правительство урезало пенсии и пособия, что могло повлиять только на внутреннюю политику.

Возникли споры о размерах пособий малоимущим и оралманам. Ежемесячное пособие репатриантам в Абхазии составляет 10 000 рублей (9 фунтов стерлингов).3,38), что соответствует средней месячной зарплате абхазов. Точно так же внутриполитический кризис, приведший к смене элиты де-факто государства в мае 2014 г., снизил способность абхазских властей реагировать на нужды репатриантов.

Иностранные факторы

«Российский фактор» также оказывает существенное влияние на положение абхазской и черкесской диаспоры за рубежом. Сворачивание российских государственных средств в Абхазию, ставшее буквально инструментом шантажа абхазской элиты, привело к сокращению финансирования во всех сферах. Соцзащита больше не индексируется, а также задержки по выплатам.

Более того, учитывая, что черкесы в Сирии тоже воюют с оппозицией, несколько посольств России прекратили выдачу виз сирийским черкесам. Среди них есть и абазины, ближайшая к абхазам черкесская группа. Следовательно, маршрут выезда из Сирии для репатриантов сейчас закрыт.

Спор между Россией и Турцией, который уже привел к введению санкций Москвой в отношении южного соседа, может стать еще одной угрозой для абхазских репатриантов. Абхазия, позиционировавшая себя как стратегический партнер, оказалась между молотом и наковальней. Первый удар от этих санкций — если Абхазия решит ввести их на своей территории — придется по диаспоре. Собираем урожай мандаринов. Эти фрукты будут продаваться на российских рынках, что является одним из немногих экспортных товаров Абхазии. У репатриантов, как и у местных жителей, мало экономических перспектив. Фото: (с) Ocean Lake/Demotix, 2009 г.Сонер Гогуа, репатриант из Турции, проживающий в Абхазии и глава фонда «Апсны», в конце ноября выразил обеспокоенность по этому поводу. По его словам, визовый режим, введенный Россией для граждан Турции, оказывает влияние на турецких бизнесменов, в том числе на этнических абхазов-репатриантов из Турции.

Русско-турецкие войны девятнадцатого века стали причиной депортации значительного числа абхазов и черкесов в Османскую империю. Сегодня в Турции проживает около 100 000 этнических абхазов. По данным правозащитного центра «Мемориал», в Сирии проживает около 8-10 тысяч абхазов. В их числе представители абхазских кланов, таких как Амаршан, Агрба, Куджба, Маан, Чичба, Кайтан и другие.

Как говорит Гогуа, они могут добраться до Абхазии только через российские транспортные узлы, такие как аэропорт в соседнем Сочи. Если в ближайшее время Россия ограничит движение турецких судов через Черное море, то пострадает экономика Абхазии. После России Турция является ключевым инвестором в Абхазии.

В самой Абхазии по этому поводу идут горячие споры, которые, по мнению большинства, могут привести к потере связей с диаспорой. Диаспора, с которой Абхазия связала свое будущее.

Обратный мир | Свобода в мире 2018

Статус свободы: Частично свободен

Совокупный балл: 41 (0 = наименее бесплатный, 100 = наиболее бесплатный)
Рейтинг свободы: 4,5 (1 = наиболее бесплатный, 7 = наименее бесплатный)
Политические права: 4 (1 = наиболее бесплатный, 7 = наименее бесплатный)
Гражданский Свободы: 5 (1 = больше всего бесплатных, 7 = меньше всего бесплатных)

Краткая информация

Население: 240 000

ОБЗОР

Абхазия, отколовшийся от Грузии регион, сохраняет де-факто независимость после окончания гражданского конфликта в 1993 году. Правительство финансово зависит от России, которая сохраняет военное присутствие в Абхазии и является одним из немногих государств, признающих независимость Абхазии. независимость. Политическая система характеризуется значительной оппозицией и активностью гражданского общества. Текущие проблемы включают несовершенную систему уголовного правосудия, дискриминацию этнических грузин и отсутствие экономических возможностей.

Ключевые события 2017 года:

  • На парламентских выборах в марте было избрано много независимых депутатов. Как и на прошлых выборах, этнические грузины, проживающие в Абхазии, но не имеющие абхазских документов, были исключены из голосования.

  • В марте сепаратистские власти закрыли два пешеходных перехода через реку Ингури на территорию, подконтрольную правительству Грузии. Сейчас осталось только два таких пункта пропуска.

  • В отчете Европейского союза (ЕС) о правах человека в Абхазии, хранящемся в ЕС для внутреннего пользования, но опубликованном его авторами летом, сделан вывод о том, что нерешенные конфликтные вопросы по-прежнему оказывают «серьезное воздействие» на жителей. В отчете описаны затраты, включая перемещение, ограничения на физическое передвижение и экономическую мобильность, а также широко распространенное чувство изоляции среди жителей.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА: 18 / 40

A. ПРОЦЕСС ВЫБОРОВ: 6 / 12

A1. Был ли действующий глава правительства или другой главный орган государственной власти избран свободными и справедливыми выборами? 3 / 4

Конституция Абхазии 1999 года установила президентскую систему, при которой президент и вице-президент избираются на пятилетний срок.

Досрочные выборы были проведены в 2014 году после того, как президент Александр Анкваб ушел в отставку на фоне протестов. Хотя большинство установленных наблюдателей за выборами не наблюдают за выборами в Абхазии из-за спорного характера территории, неофициальные наблюдения показали, что выборы были в основном мирными и прозрачными. Среди четырех кандидатов победил Рауль Хаджимба, набравший 51 процент голосов, за ним следует бывший глава службы безопасности Аслан Бжания с 36 процентами.

А2. Были ли нынешние представители национальных законодательных органов избраны в результате свободных и справедливых выборов? 2 / 4

Парламент, или Народное собрание, состоит из 35 членов, избираемых на пятилетний срок по одномандатным округам. Парламентские выборы в марте 2017 г. были отмечены случаями запугивания, с применением насилия в отношении двух кандидатов. Выборы были признаны недействительными и перенесены в одном округе из-за нарушений в голосовании. На выборах победу одержали многие независимые депутаты.

А3. Являются ли избирательные законы и рамки справедливыми и беспристрастно ли они применяются соответствующими органами управления выборами? 1 / 4

Хотя выборы 2017 года были достаточно конкурентными, выборы основаны на исключении этнических грузин, в результате чего на выборах доминируют этнические абхазы.

B. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ И УЧАСТИЕ: 8 / 16

B1. Имеют ли люди право объединяться в различные политические партии или другие конкурирующие политические группировки по своему выбору, и свободна ли система от ненужных препятствий для роста и падения этих конкурирующих партий или группировок? 2 / 4

Большое количество политических партий участвуют в неспокойной политике Абхазии, и свобода объединений с этими движениями в целом соблюдается. Однако коррупция внутри партий препятствует их демократическому функционированию. На парламентских выборах в марте 2017 года 112 из 137 кандидатов баллотировались как независимые, а остальные представляли политические партии.

В2. Есть ли у оппозиции реальная возможность увеличить свою поддержку или получить власть посредством выборов? 3 / 4

Поскольку политические партии, как правило, слабы, многие кандидаты от оппозиции предпочитают регистрироваться как независимые. Следовательно, эти кандидаты в меньшей степени могут рассчитывать на поддержку или инфраструктуру, связанные с членством в официальной политической партии.

Однако оппозиционные и независимые кандидаты ведут в Абхазии конкурентные кампании. На выборах в марте 2017 года победу одержали кандидаты от оппозиции, в том числе Алмас Джапуа, противник российского владения абхазской недвижимостью. Уходящие министры правительства потеряли места. Несмотря на первоначальные опасения, что Центральная избирательная комиссия откажет в регистрации его кандидатуры, свергнутый президент Александр Анкваб вернулся в политику и получил место в парламенте.

В3. Свободен ли политический выбор людей от господства военных, иностранных держав, религиозных иерархий, экономических олигархов или любой другой влиятельной группы, которая не несет демократической ответственности? 2 / 4

В то время как выбор граждан влияет на внутреннюю политику, функционирование абхазских институтов почти полностью зависит от экономической и политической поддержки Москвы. В 2017 году 4,7 млрд рублей (78 млн долларов США) из ежегодных 5,4 млрд рублей (9 долларов США)0 млн) бюджет внесла Москва.

В отчете ЕС о правах человека в Абхазии, который власти ЕС решили не публиковать, но авторы которого были освобождены по собственному желанию, отмечается «обеспокоенность некоторых людей тем, что Абхазия может быть ассимилирована в российское пространство».

В4. Обладают ли различные слои населения (включая этнические, религиозные, гендерные, ЛГБТ и другие соответствующие группы) полными политическими правами и избирательными возможностями? 1 / 4

По конституции только этнические абхазы могут быть избраны на пост президента. Этническое грузинское население обычно исключается из выборов и политического представительства; в 2017 году власти утверждали, что большинство жителей Гали были гражданами Грузии, и поэтому им не разрешалось голосовать. Армянская и русская общины традиционно имеют неформальное соглашение, согласно которому партии выдвигают кандидатов от этнических меньшинств в округах, где они преобладают. Несколько должностей на уровне кабинета министров занимают женщины. Однако социальные нормы препятствуют участию женщин в выборах.

C. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА: 4 / 12

C1. Определяют ли свободно избранный глава правительства и национальные законодательные представители политику правительства? 1 / 4

В то время как президент Абхазии задает тон большей части внутренней политики, возможности избранных властей определять и проводить политику ограничены экономическим и политическим влиянием Москвы. В 2017 году на территории постоянно дислоцировалось несколько тысяч военнослужащих России. Тем не менее, российско-абхазский договор 2014 года вызвал резкое неприятие, положения которого, по мнению критиков, угрожают абхазской автономии. Отдельно аналитики сообщают, что большое количество независимых в парламенте приводит к отсутствию предметных политических дебатов.

Абхазия вступила в 2017 год после напряженного противостояния протестующих оппозиции и власти. В соглашении о стабилизации ситуации от декабря 2016 года говорилось, что Хаджимба останется у власти, но назначит оппонентов на ключевые посты в конституционном суде и избирательной комиссии. В мае лидеры оппозиции обвинили его в невыполнении условий соглашения и заявили о возобновлении политического кризиса.

С2. Являются ли меры защиты от официальной коррупции сильными и эффективными? 1 / 4

Считается, что коррупция широко распространена, и правительство терпимо относится к ней, несмотря на обещания бороться с ней. В последние годы российские официальные лица выражали обеспокоенность масштабным хищением средств, предоставленных Москвой.

С3. Работает ли правительство открыто и прозрачно? 2 / 4

Изменения в законодательстве от 2015 года позволяют гражданам запрашивать информацию о любых решениях правительства, не отнесенных к государственной тайне, и получать ответ в течение месяца. Тем не менее, политическая культура территории непрозрачна, а социальные стереотипы не позволяют гражданам запрашивать информацию. Государственные чиновники не обязаны предоставлять декларации о доходах.

В мае 2017 года оппозиция направила открытое письмо с требованием предоставить парламенту Абхазии доступ ко всей информации о деятельности и финансировании нового совместного абхазо-российского силового центра.

ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ: 41 / 60

D. СВОБОДА СЛОВА И УБЕЖДЕНИЙ: 8 / 16

D1. Существуют ли свободные и независимые СМИ? 2 / 4

Вещательные СМИ в значительной степени контролируются государством, которому принадлежит Абхазская государственная телерадиокомпания (АГТРК). Абхазские журналисты критикуют АГТРК за то, что она не выпускает в эфир материалы, которые могут быть восприняты как нелестные для правительства. Две государственные газеты конкурируют с частными газетами . Интернет и социальные сети становятся все более популярными источниками информации. Некоторые юридические ограничения применяются как к традиционным, так и к сетевым СМИ, включая законы об уголовной ответственности за клевету.

Крупные российские телеканалы вещают на Абхазию, а жители Гальского района имеют доступ к 20 грузинским каналам. Многим местным изданиям сложно конкурировать с российскими СМИ.

Д2. Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? 2 / 4

Православие является доминирующей религией в Абхазии, но Грузинская Православная Церковь сталкивается с дискриминацией и ограничениями. Большинство практикующих придерживаются одной из ветвей Абхазской православной церкви.

мусульманам разрешено свободно практиковать, но в прошлом некоторые лидеры общин подвергались нападениям. Свидетели Иеговы запрещены указом 1995 года.

Д3. Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? 1 / 4

Русско- и армяноязычные школы обычно работают без помех. Однако с 2015 года в гальских школах с грузинским языком обучения проводится реорганизация с целью их русификации.

Столичные вузы в последнее время стали более снисходительно относиться к гальским грузинам без абхазских паспортов, поступающим в студенты. Тем не менее бюрократические сложности при получении диплома все же возникают.

Д4. Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? 3 / 4

Социальные сети стали оживленным пространством для обсуждения политических и других тем. Однако ряд табу побуждает к самоцензуре, особенно в отношении грузин в Абхазии и отношений с Тбилиси.

E. АССОЦИАЦИОННЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРАВА: 6 / 12

E1. Есть ли свобода собраний? 3 / 4

Свобода собраний в значительной степени соблюдается, оппозиция и группы гражданского общества проводят регулярные акции протеста. В 2017 году акции протеста, связанные с парламентскими выборами, прошли без происшествий. В деликатном деле, касающемся прав человека в России, в сентябре около 300 демонстрантов вышли на демонстрацию, требуя от Москвы соблюдения прав этнического черкесского активиста Руслана Гвашева. Однако ожесточенные столкновения между демонстрантами и полицией происходили и в прошлом.

Е2. Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правозащитной деятельностью и деятельностью, связанной с управлением? 2 / 4

Гражданское общество, особенно группы, представляющие ветеранов Абхазии, оказывает влияние на политику правительства. Зарегистрировано несколько сотен неправительственных организаций (НПО), хотя лишь немногие из них действуют. Многие группы изо всех сил пытаются обеспечить стабильное финансирование, отчасти потому, что партнерство с иностранными или международными НПО осложняется территориальным статусом Абхазии. НПО, получающие финансирование от правительств или организаций, не признающих Абхазию, подвергаются критике со стороны журналистов и властей.

Е3. Есть ли свобода для профсоюзов и подобных профессиональных или трудовых организаций? 1 / 4

Профсоюзы существуют, но профсоюзы и профсоюзные активисты борются за эффективную защиту прав рабочих.

F. ПРАВОПОРЯДОК: 4 / 16

F1. Есть ли независимый суд? 1 / 4

Непотизм и коррупция, часто основанные на клановых и этнических связях, по сообщениям, оказывают значительное влияние на судебную систему Абхазии. Исполнение судебных решений остается непоследовательным.

Ф2. Преобладает ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? 1 / 4

Система уголовного правосудия подрывается ограниченным доступом обвиняемых к квалифицированным адвокатам, нарушениями надлежащей правовой процедуры и длительными досудебными задержаниями.

В 2016 году абхазский пограничник Рашид Канджи-Оглы убил грузинского внутренне перемещенного лица Гигу Отхозория. Грузинский суд заочно приговорил Канджи-Оглы к убийству. Однако сухумский суд отклонил представленные Тбилиси доказательства и снял все обвинения с Канджи-Оглы в июне 2017 г.

Ф3. Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? 1 / 4

В 2017 году в Абхазии имели место отдельные акты криминального и политического насилия, и многие наблюдатели согласны с тем, что преступность растет. В декабре был убит бизнесмен Павел Ардзинба; Ардзинба был замешан в одном из нескольких покушений на Александра Анкваба. В течение года в результате нападений погибли по меньшей мере трое российских туристов и еще несколько получили ранения. Удобств в тюрьмах недостаточно.

Ф4. Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? 1 / 4

Этнические грузины, проживающие в Гальском районе, продолжают сталкиваться с дискриминацией. В апреле Сухуми начал выдавать вид на жительство гальским грузинам на пятилетний срок с возможностью продления. Владельцы разрешений могут сохранить гражданство Грузии, проживать в Гали и пересекать границу с Грузией. Однако в июле сепаратистские власти заявили, что предоставят абхазское гражданство любому грузину, желающему «заново открыть для себя свое абхазское этническое наследие». Местные власти предостерегли гальских грузин от попыток иметь оба паспорта на фоне жалоб на бюрократические препоны при получении вида на жительство.

ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) не пользуются полной правовой защитой.

G. ЛИЧНАЯ АВТОНОМИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВА: 5 / 16

G1. Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность смены места жительства, работы или образования? 1 / 4

Передвижение и выбор места жительства ограничены продолжающимся сепаратистским спором. Разрешения на поездки по-прежнему дороги и обременительны для получения. Около 90 процентов жителей Абхазии имеют российские паспорта, поскольку абхазские проездные документы не признаются на международном уровне.

В марте 2017 года сепаратистские власти закрыли два пешеходных перехода через реку Ингури на территорию, контролируемую правительством Грузии, оставив только два таких пункта пропуска. Это создало бремя для жителей приграничных сел.

Г2. Могут ли люди осуществлять право на владение собственностью и создавать частные предприятия без неправомерного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? 1 / 4

Рост преступной активности в Абхазии вызвал беспокойство у владельцев малого и среднего бизнеса. Иностранцам, в том числе россиянам, запрещено покупать недвижимость в Абхазии. Сохраняется неопределенность в отношении прав собственности этнических грузин в Гали, вид на жительство которых не позволяет им официально владеть или наследовать собственность. Правовой статус собственности тех, кто был изгнан из Абхазии в 1990-е годы, остается сложным, поскольку внутренне перемещенные лица не могут вернуться, чтобы потребовать ее.

Г3. Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? 2 / 4

Общественные нравы в Абхазии консервативны; табу остаются в отношении «нетрадиционного» образа жизни, включая гомосексуальность и гендерное несоответствие. Закон 2016 года запрещает аборты при любых обстоятельствах, кроме предшествующей гибели плода.

НПО выразили обеспокоенность по поводу убийств молодых женщин в защиту чести. Насилие в семье и изнасилование являются серьезными проблемами, и у жертв мало средств правовой защиты.

G4. Пользуются ли люди равенством возможностей и свободой от экономической эксплуатации? 1 / 4

Равенство возможностей ограничивается коррупцией, преступностью и экономической зависимостью от России.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *