Узбекские традиции и обычаи: Узбекские традиции, обычаи и ритуалы
Традиции и обычаи узбеков — Национальный акцент
Наверное, кулинарные обычаи проще всего сохранить даже будучи в чужой стране. Узбекский плов, лагман, шурпа, самса со всевозможными начинками и многие другие яства – неотъемлемая часть ежедневного узбекского рациона. Нет, разумеется, они покупают и самые обычные колбасу и хлеб, молоко и сыр, варят пельмени и может даже борщ. Но своей исконно национальной кухней узбеки гордятся и при каждой возможности стараются угостить семью, родных или друзей каким-нибудь узбекским блюдом.
А вообще, какие они, узбеки? Что мы знаем об этих людях?
Древний народ
Узбеки – потомки древних среднеазиатских племен – согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, ферганцев – относятся к тюркоязычной группе. Смешанная европеоидно-монголоидная раса с преобладанием европеоидных черт. Формирование этноса проходило в междуречье Сырдарьи и Амударьи в хорезмских и ферганских оазисных районах.
Говорили на северо-восточных иранских языках, что подтверждается древними рукописными источниками. На протяжении длительного периода времени богатые плодородные ферганские и хорезмские земли подвергались нашествиям степных тюркских племен – кипчаков, оргузов, а потом – тюрков Золотой орды. В итоге взаимопроникновения оседлых народов хорезмско-ферганской группы и кочевых племен постепенно сложилась памиро-ферганская раса европеоидного типа с монголоидной примесью, к XI-XII веку оформившаяся под одним названием — узбеки.
Ислам к узбекам пришел извне. Хорезмско-ферганские земли окружали мусульманские страны. Завоеватели прочно оседали на благодатных землях, строили храмы-мечети, привлекая в них местное население. В настоящее время 88% узбеков – мусульмане-сунниты.
Сейчас помимо Узбекистана узбеки проживают в Афганистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении и, конечно, в России.
Узбеки в России
На конец 80-х годов ХХ-го столетия на территории Российской Федерации проживало около 127 тысяч узбеков. С распадом СССР экономика Узбекистана сильно пострадала, что в свою очередь вызвало мощный поток миграции в Россию этнических узбеков. На сегодняшний день в России постоянно проживают около 300 000 узбеков, не считая трудовых мигрантов, число которых давно превысило 2 млн.
По численному соотношению, больше всего узбеков живет в Москве, а по процентному, относительно общего числа жителей в регионе, – в Ханты-Мансийском округе.
Живут в России потомки древнего народа со времен СССР или пустившие корни бывшие студенты. Кто-то организовал удачный бизнес, кто-то сделал карьеру, а кто-то создал семью и остался жить в России. Каковы бы ни были причины, но менталитет предков дает о себе знать, именно поэтому, чтобы сохранить культуру народа, его традиции и обычаи, возникают узбекские общины и сообщества.
Узбекские национальные традиции
Из-за небольшой численности этого народа в России довольно сложно увидеть настоящую узбекскую свадьбу – никох туй, обряд рождения ребенка – бешик туй, обряд обрезания сына – суннат туй. И не то, что забыты традиции, просто ритм и уклад российской жизни, особенно в больших городах, часто не совмещается с узбекским укладом. Но внутри семей обычаи по возможности сохраняются. В городах, где созданы диаспоры, обязательно проходят дни узбекского фольклора. Танцы и песни узбеков — красочные, изящные и самобытные.
Узбекская свадьба в России хотя и адаптирована на европейский лад, но все же молодожены стремятся соблюдать и свои национальные традиции. Казалось бы, все как у нас – жених приезжает в дом невесты, где она его ожидает в окружении подружек и родственников. Торжественная церемония в ЗАГСе, шампанское, фотосессия. Но настоящие носители своей культуры обязательно привнесут в свадебный обряд национальный колорит. Молитвы и родительское благословение – обязательная часть узбекских свадеб, а уж дальше – как получается. Может какая-то пара оставит обычай «утреннего плова» для мужчин, другая – обязательно устроит «келим салом» — приветствие невестки в доме родителей мужа, кто-то облачится в национальные одежды. Кстати, этот элемент чаще всего используют обрусевшие узбеки. После традиционного белого платья невеста может переодеться в национальный костюм, покрыв голову легким кружевным покрывалом. Это очень красиво и самобытно.
В быту обрусевшие узбеки халаты, чалмы и тюбетейки не носят, они как-то не вписываются ни по климату, ни по взглядам. Впрочем, разве в Ташкенте их носят? Если только где-то в глубинке и то – не все. Зато национальные одежды можно увидеть на театрализованных действах, концертах, свадьбах, фольклорных праздниках, ярмарках, где надо подчеркнуть национальный колорит. Основной элемент народного костюма и для мужчин, и для женщин – халат, украшенный золотым шитьем. На голове мужчины носили тюбетейку или чалму, женщины – платок или паранджу. Традиционная мужская узбекская обувь – мягкие кожаные сапоги, женская – кожаные туфли без задника.
О стереотипах
В последнее время у многих россиян «модно» быть недовольными приезжими из соседних государств. Ругают и узбеков – дескать, и интеллект ниже среднего, и непорядочная нация и еще множество грехов приписывают. В Узбекистане экономическая ситуация довольно неблагополучная, а жить на что-то надо. Вот и едут в Россию отцы семейства и будто бы взрослые дети бедных семей из узбекских деревень. Было бы наивно ожидать от молодого человека из отдаленного села особенной эрудированности. Да и русский язык, скорее всего, он толком не знает. Едут в Россию и вполне образованные культурные люди. Только вряд ли преподавателю колледжа или университета удастся найти работу согласно своему образованию.
Старшее поколение наверняка помнит фильм «В бой идут одни старики» и тонкого интеллигентного юношу по прозвищу Ромео, которого сыграл узбек Рустам Сагдуллаев. А нашумевшая «Бригада», где роль друга и сослуживца Саши Белого исполнил потрясающей красоты мужчина-узбек Фархад Махмудов! А сколько их еще таких – интересных, красивых, образованных, интеллигентных.
Как и любому народу, узбекам есть, кем гордиться!
Тэги
- народы России
- национальные традиции
- обычаи
- Узбеки
приветствие, гостеприимство, менталитет, правила поведения
Обычаи и традиции узбекского народа крайне необычны и интересны. Формирование традиций происходило на протяжении нескольких веков. Узбеки – очень древний народ. С особым уважением в стране относятся к старшим людям. Гостям всегда оказывают положенное гостеприимство и почтение. Множество узбекских традиций связано с празднествами свадьбы, рождение ребенка.
Приветствие друг друга в Узбекистане
В Узбекистане принято здороваться с любым человеком, повстречавшимся на пути, даже в том случае, если вы не знакомы с собеседником. Жест показывает об уважении.
Любопытно, в Узбекистане есть традиции, указывающие на то, кто первым должен подать руку или кивнуть в знак приветствия. Первыми по отношению к старшим всегда здороваются младшие по возрасту люди, всадник на лошади первым приветствует пешехода и более высокий по статусу человек первым должен высказать почтение собеседнику.
Узбекские традиции доказывают: за руку здороваются только мужчины, во время приветствия с женщиной принято прикладывать руку к сердцу и кивать головой.
Узбекское гостеприимство и чаепитие
Традиции Узбекистана содержат множество правил о гостеприимстве и проведении чаепития. Вновь прибывших гостей всегда встречают у двери или у ворот дома, обязательно здороваясь и справляясь о здоровье. В доме гостя всегда сажают за самое почтенное место. Чем более значим и важен гость для главы семьи, тем дальше от входа его усаживают.
Старинная традиция говорит об обязанности женщины и мужчины сидеть за разными столами, но сейчас такой обычай соблюдают только в селах и небольших городах.
Любой прием пищи в Узбекистане всегда начинается и заканчивается одним и тем же – чаепитием. Гостям и владельцам дома подают пиалы с чаем и восточные сладости. Перед этим глава дома произносит молитву и только после нее начинается чаепитие, а затем и трапеза.
Количество налитого в пиалу чая показывает, насколько уважительно к гостю относятся в доме. Чем меньше количество жидкости, тем почетнее гость. Данная традиция объясняется по-разному. Одни говорят, таким жестом проявляется забота о госте, чтобы не обжегся, если чая в пиале будет слишком много. Другие же объясняют тем, что гость будет чаще обращаться к главе семьи за добавкой чая, тем самым показывая свое уважение к нему.
Едят плов в шесть утра
Традиция, иначе названая Обряд утреннего плова, сопровождает собой каждую узбекскую свадьбу и поминки. День заранее назначается семьей, которая принимает гостей, но обязательно согласуется со всеми приглашенными. Вечером, за день до утреннего плова, происходит еще один обряд – шинкование моркови для блюда. После распределяются обязанности по подаче и приготовлению утреннего плова. Принимать непосредственное участие могут только мужчины.
Блюдо подается после утренней молитвы. Звуки узбекских музыкальных инструментов предупреждают участников о начале обряда. Все усаживаются за стол и пьют чай с лепешками, высказывая пожелания принимающему лицу. Затем подается посуда с пловом. Гости едят, снова высказывают пожелания главе семьи и уходят. Обряд повторяется несколько раз, чтобы дом смог принять больше гостей. Весь процесс исполнения традиции утреннего плова сопровождается музыкой. В конце обряда самым уважаемым гостям преподносят дорогие подарки.
Наливают гостям половину пиалы чая
Во время традиционного чаепития в Узбекистане количество налитого чая имеет прямое отношение к степени уважения гостя. Чаще всего почитаемым гостям наливают лишь половину посудины, чтобы гость не обжегся и еще не один раз обратился за добавкой к главе семьи. Если во время того как гостям доливают жидкость на дне пиалы остается чай – хозяйка дома выливает остатки напитка и снова наполняет чашу наполовину.
Бросают камешки в праздничное угощение
Одно из самых знаменитых угощений Узбекистана – сумаляк — сваренное проросшее зерно, настоявшееся в течение ночи в воде. Блюдо, напоминающее плов, но совершенно отличающееся от него. Готовят сумаляк только раз в году. Участие в приготовлении блюда принимают только женщины. Связана традиция с легендой о появлении сумаляка. Однажды женщина, которой нечем было кормить семью, отчаявшись найти еду, бросила в кастрюлю с водой проросшие зерна и оставила на ночь. Утром она проснулась и увидела наполненную теплой массой до краев кастрюлю.
Сейчас узбекский сумаляк готовят, непрерывно помешивая его в течение 12 часов. В хозяйке дома помогают родственники и друзья. На дно посуды для приготовления складывают несколько камней, предотвращающие возможность подгорания жидкости. А во время еды человек, в чьей посуде окажется камешек, загадывает желание.
Особенности национального менталитета
Уже сотни путешественников воспользовались бонусами и скидками от изветных туристических кампаний и сервисов. Как они их получили? Читайте здесь…
Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.
Решают проблемы всем миром
Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решение. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.
Еще недавно были многоженцами
Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.
Уже сотни путешественников воспользовались бонусами и скидками от изветных туристических кампаний и сервисов. Как они их получили? Читайте здесь…
Женятся по воле родителей
Узбекские народы проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.
Платят калым за невесту
Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.
Правила поведения узбеков
Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».
Не говорят «нет»
Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.
Сажают женщин за отдельный стол
Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.
Традиции и обычаи в национальных узбекских праздниках
Каждый узбекский праздник неразрывно связан с традициями и обычаями, основанными только на торжестве. Приглашение означает уважение к гостю.
Праздники:
- Мустакиллик или День независимости – самый масштабный узбекский праздник. Отмечается 1 сентября, хотя готовятся к нему за несколько месяцев. Празднество проходит в столице Узбекистана на площади Независимости. Обязательно приглашают известных звезд и устраивают большое представление, завершающееся фейерверками;
- свадебное торжество обязательно присутствует в жизни каждого узбекского жителя. Перед свадьбой по традиции всегда проводится помолвка. В день свадьбы обязательно устраивается праздничный плов, происходят обряды прощания с родителями и приветствия невесты в доме жениха. На узбекской свадьбе обязательно веселятся, режут барана и отдают почтение родителям молодоженов;
- рождение ребенка имеет особое значение в традиционных узбекских празднествах. В связи с этим событием мужчина готовит утренний плов, угощает гостей, принимает поздравления и подарки;
- праздник Навруз – еще одно национальное торжество. Отмечается 21 марта и считается праздником нового года на востоке. На Навруз обязательно навещают родственников и знакомых, просят прощения и прощают других.
Читайте далее:
Обычаи и традиции | Посольство Республики Узбекистан в Малайзии
Главной чертой узбекской семьи является традиционно благоговейное уважение к старшим. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в семейной жизни как элемент гостеприимства занимает чайная церемония. При этом заваривание чая и разливание его гостям — исключительная прерогатива хозяина. Обычно принято получать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Планируя визит, желательно взять сувениры или сладости для детей хозяина дома. Рукопожатие обычно бывает только у мужчин. Женщины и люди, сидящие на заднем плане, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия принято спрашивать о здоровье, семье, положении дел на работе и дома. В сельской местности в случае гостей женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их разговору. Невежливо восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилые помещения снимается обувь. Должен состояться, указанный организатором. Причем, чем дальше от входа, тем почетнее это место.
Обряды
Обряды узбекского народа формировались на протяжении веков в результате слияния комплекса культурных обычаев и традиций всех племен и народов, участвовавших в онтогенезе узбеков. Они достаточно самобытны, ярки и разнообразны и восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое количество обрядов следует за семейной жизнью и связано с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), свадьбой (фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой сочетание исламских ритуалов с более древними формами, относящимися к мистическим практикам. С принятием ислама многие семейные и бытовые обычаи подверглись его влиянию, а мусульманские религиозные обряды стали обычным явлением в жизни узбеков. Пятница – праздник, который отмечается в соборной мечети всеобщим намазом (молитвой). Патриархальные устои продолжают существовать в обществе, которое сосредоточено в мечети, базаре, чайхане и в котором участвовало только мужское население.
Бешик-Туй
Бешик-Туйи (деревянная колыбель) обрядовое празднование, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных традиционных обрядов в Узбекистане. Обычно такое мероприятие проводится на 7, 9 и 11 день рождения ребенка. В разных регионах обряд имеет свои отличия и зависит от достатка семьи: богатые семьи обычно празднуют это событие широко, малообеспеченные — скромно. Бешик (люлька) и необходимые вещи для малыша предоставляются родственниками малыша. В дастархан (скатерть) заворачивали торты, сладости и игрушки. Подарки подготовлены для родителей малыша, бабушек и дедушек. Богато украшенный бешик, дастурханы и подарки вместе с гостями загружают в вехле под звуки карнея, сурная и бубна и везут в родительский дом малыша. Традиционно доставленный бешик берет на правое плечо дедушка младенца, а затем переходит на правое плечо сына, который затем передает его матери младенца. Раньше, для того, чтобы все намерения гостей были чистыми и красивыми, лица обмазывали белой мукой. Гостей приглашают к богато украшенному дастархану (столу) и пока гости угощаются, слушают музыку и наслаждаются, в соседней комнате в присутствии пожилой женщины происходит обряд пеленания и укладывания младенца в бешик. В конце церемонии гости подходят к малышу, чтобы посмотреть на него, преподносят ему подарки и угощают бешик парвардой или сахаром. На этом церемония окончена и гости расходятся по домам…
Фатиха-туи (помолвка)
Свадьба проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в несколько этапов. Когда сын становится взрослым, родители начинают искать ему подходящую девушку. В этом процессе участвуют близкие родственники, соседи и друзья. Найдя девушку, тетя или отец по материнской линии под любым предлогом приходят в дом девушки, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с ее родителями, взглянуть на домашний убранство будущей невесты. После этого родные и близкие наводят справки о семье выбранной девушки. В случае положительного отзыва свахи удаляются. Одной из основных процедур в Брокаже является «Фатиха-туй» (помолвка или обручение). Сваты назначали день свадьбы. В этот день в доме невесты собираются известные в округе старики, председатель махалли и девушки. После того, как посредники объяснят цель своего визита, начинается церемония «нон синдириш» (дословно «разбить пирог»). С этого момента молодые люди считаются помолвленными. «Фатиха туй» заканчивается назначением дня свадьбы. Каждому посреднику вручается дастурхон с двумя пирожными, сладости, а также подарки от девушки жениху и его родителям. Когда посредники возвращаются в дом жениха, они приносят подносы с подарками и начинают бунт «сарпо кураре» (рассмотрение подарков). Дастархан обычно развертывается многодетной женщиной. Все угощаются сладостями и печеньем, которые принесли из дома невесты. Эта церемония завершает обряд обручения. Начиная с «Фатиха туй» и до самой свадьбы родители решают вопросы, связанные с приданым, и организационные вопросы, связанные с проведением свадебной церемонии. За несколько дней до свадьбы невеста приглашает своих родственников и близких друзей на «Keyes mis» (Девичник).
Свадьба
Свадебная церемония традиционно занимает важное место в жизни узбеков и отмечается как важное событие. При наличии общих черт этот обряд имеет свои особенности в разных направлениях. Изюминкой свадебного цикла является переход невесты из родительского дома в дом жениха. В день свадьбы в доме невесты устраивают свадебный плов, который готовят в доме жениха и затем отправляют невесте. Та же церемония плова в доме жениха. В день свадьбы имам мечети читает «Хутбай никох» (молитву о замужестве), после чего молодые объявляются мужем и женой перед Богом. Имам разъясняет права и обязанности мужа и жены. Обычно после никоха молодые идут в ЗАГС для регистрации своего гражданского брака. В день свадьбы жених надевает сарпо (одежда и обувь, подарок на свадьбу), после чего жених отправляется к родителям невесты на встречу. После возвращения жениха прибывает невеста.
Утренний плов
Церемония утреннего плова, проводимая во время свадьбы («Суннат туйи» или церемонии бракосочетания) и похорон (через 20 дней и через год после даты смерти). Организаторы свадьбы назначают дату и время утреннего плова, предварительно согласовывая это с махаллинской общиной или квартальным комитетом. В этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и друзьям. Вечером проводится обряд «Сабзи туграр» – нарезка моркови, куда обычно приезжают соседи и близкие родственники. После окончания «Сабзи туграр» все участники приглашаются к столу. Обычно на «Сабзи туграр» приглашают артистов. За столом во время пира старейшины распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен быть готов к окончанию утренней молитвы – «бомдод намози», так как первыми гостями должны быть ее участники. К концу утренней молитвы звуки карнея, сурная и бубна возвещают утренний плов. Гостей рассаживают за столы, и после прочтения фотихи (пожеланий) подают лепешки и чай. Именно тогда подают плов в ляганах (больших блюдах) – один на двоих. После трапезы ляганы убирают, а гости еще раз делают фотиху и благодарят хозяина, после чего уходят. После того, как они ушли, столы быстро привели в порядок, чтобы принять своих новых гостей. Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов.
Праздники
Самым важным национальным праздником является День Независимости, отмечаемый 1 сентября. Ежегодно 8 декабря отмечается День Конституции в ознаменование принятия новой Конституции независимого Узбекистана в 1992 году. Как и во многих других странах, 9 мая отмечается День памяти. Широко отмечаемые праздники, связанные с окончанием поста – Рамазан хайит и Курбан хайит. Курбан хайит – один из самых важных мусульманских праздников. В этот день после обрядов верующие наносят визиты или принимают гостей дома, помогая больным, одиноким, проявляя милосердие к другим. Прекрасный праздник «Рамадан Хайит» – это праздник духовно-нравственного очищения. Он начинается по окончании 30-дневного поста, который по исламскому закону приходится на 9-е число.й месяц мусульманского года хиджры. В этот день традиционно поминают усопших, посещают больных, стариков, занимаются благотворительностью и другими добрыми делами.
Новруз
Древний народный праздник Навруз («Новруз байрамы»), отмечаемый 21 марта, в день весеннего равноденствия. Это праздник пробуждения природы и начала посева, сохранивший в своей обрядности черты зороастризма. В земледельческом оазисе древнего Узбекистана каждую весну устраивались большие гуляния, праздничные базары. По традиции и сегодня пекут баурсак и готовят обрядовую еду – сумаляк. После празднеств обычно начинаются полевые работы, которые в прошлом также сопровождались выполнением различных обрядов перед выходом в поле и смазыванием бычьих рогов и шеи маслом. После торжеств обычно начинаются полевые работы, которые в прошлом также сопровождались выполнением различных обрядов, например перед выходом в поле рога и шеи волов и быков смазывали маслом. Первую борозду выполняет самый уважаемый и старший член сообщества. За годы независимости празднование Новруза приобрело новое измерение и глубину. Он стал всенародным праздником дружбы, единства, братства всех народов. Красочные, театрализованные представления раскрывают философско-поэтическое отражение Новруза, его место в народных рассказах.
Обычаи и традиции Узбекистана
Узбекский этнос – один из древнейших и колоритных на планете, и самый многочисленный в Центральной Азии. Земли в верховьях Амударьи, Сырдарьи и в предгорьях Тянь-Шаня всегда отличались по этнокультурной составляющей от других регионов Средней Азии. Местные жители уже в IV веке до нашей эры перешли от кочевого образа жизни к оседлому, поэтому на заре цивилизации здесь сформировалась уникальная культурно-социальная структура, мало изменившаяся со времен Дария и Александра до девятнадцатого века. . Даже эпоха Великого переселения народов и тюрко-монгольского нашествия не смогли сломить незыблемые устои местной жизни. Лишь с приходом ислама некоторые аспекты узбекской культуры претерпели определенные изменения, но она более органично влилась в местную культуру, чем подчинила ее.
Процесс формирования узбекского этноса отчетливо виден в XI веке, когда земледельческие оазисы с тюркоязычным и ираноязычным населением объединились в единое феодальное государство Караханидов. Формирование самой нации завершилось лишь в XVI веке, когда в центральные районы Средней Азии вторглись объединенные в союз кочевые племена узбеков во главе с династией Шейбанидов. С этого момента многонациональный проузбекский этнос получил свое современное название.
Узбекская национальная одежда практически не изменилась с начала новой эры. Мужчины носили и носят рубашки прямого покроя, всевозможные халаты, как легкие, так и стеганые на вате («чапан»). Пояса служили показателем социального статуса владельца — нарядные или расшитые, с серебряными узорчатыми бляхами и пряжками, сумочки и сумочки свидетельствовали о достатке владельца. Повседневные ремни, как и ремни бедняков, обычно представляют собой простой длинный пояс или обмотанную вокруг пояса косынку, которая часто имеет достаточно яркий вид. Узбекские мужчины обычно носят халаты довольно темных цветов, но здесь можно увидеть и полосатые халаты близлежащих регионов, и богато украшенные платья с традиционной вышивкой. Традиционно штаны делают широкими, прямого кроя, немного сужающимися книзу. Женщины носят халаты, длинные прямые платья от «Хан-Атлас» и брюки, также широкого покроя. Более того, существует сложная система демонстрации социального или семейного положения женщины. Мужской головной убор обычно «калпок», «допи» («дуппи»), «санам» и «чизма», «тахья», «тай», «джумали», «куш» или «колохе» (тюбетейка), женщины также носить шарфы, фетровые шляпы и тюрбаны. Детские тюбетейки («кулохча», «калпакка», «дуппи», «кулупуш») – это разнообразие и красочность тканей, пышность кистей и бисера, вышивка, блестки и обилие амулетов. При этом тюбетейки, созданные в разных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовой гаммой.
В последнее время узбекская одежда претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому везде можно встретить людей, одетых по последней моде. Однако знаменитая узбекская вышивка и расшитая одежда, металл и драгоценные камни, традиционные головные уборы и ковры до сих пор пользуются гораздо большей популярностью, чем европейские новинки.
В большой узбекской семье, обычно состоящей из нескольких поколений совместно проживающих родственников, существует строгая иерархия. Отношения в доме строятся на безоговорочном подчинении главе семьи и уважении к старшим. Женщина в местной семье занимает двоякое положение — с одной стороны мать и жена главы семьи, с другой — подчиненная и муж и его отец (или мать). И никакой дискриминации здесь нет – это вековая традиция, основанная на опыте жизни в непростых местных условиях. Брачным возрастом для девушки раньше считалось 13-14 лет, сегодня преобладают европейские стандарты, хотя нередки случаи раннего замужества. Дети тоже пользуются всеобщей любовью.
Ислам играет важную роль в общественной и семейной жизни узбеков. Религия определила и определяет бытовую, семейную и мировоззренческую стороны жизни, оказывает сильное влияние на политические процессы и искусство, на весь образ жизни. Мусульманин должен пять раз в день в определенное время обращаться к Богу («намаз»), в течение месяца Рамадан (Рамадан) соблюдать строгий пост в дневное время, не пить, не курить и не принимать пищу перед заход солнца. Из своего дохода мусульманин должен добровольно отдавать часть денег («закят») бедным или на благотворительные дела. Следует отмечать мусульманские праздники и особенно праздник жертвоприношения (Курбан). Но в местной традиции есть некоторые отличия от канонов ислама – обязательный для верующего «хадж» (паломничество в Мекку), может заменить посещение «святых мест» («мазаров»). Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей («бешик-туйи», «хатна-килиш»), свадьбой («Фатиха-туй» — помолвка), свадьбой («Суннат-туй»), приготовлением пищи («сабзи-туграр») и так далее. Часто они представляют собой сочетание исламских ритуалов с более древними формами, связанными с мистическими практиками. Служители культа пользуются здесь особым уважением и участвуют практически во всех событиях страны. Пятница считается праздником, который отмечается в Соборной мечети общей молитвой (молитвой). И в то же время узбеков нельзя назвать фанатичными мусульманами – при всем разнообразии местной жизни всегда много светского, а толерантность местных жителей широко известна за пределами страны.
«хашар») целое поселение, с его мечетью, местным самоуправлением, традициями и культурой. Значение «махалли» настолько велико, что она признана важной частью местного самоуправления страны.
Одной из незыблемых традиций местной жизни является гостеприимство. Умение принять гостя ценится в узбекском обществе гораздо выше, чем богатство стола или достаток семьи. От приглашения на обед или ужин не принято, очень важным аспектом для гостя является пунктуальность. Собираясь в гости, желательно взять с собой небольшие сувениры или сладости для детей. Уважаемых гостей, хозяева встречают у ворот, здороваются, интересуются делами и жизнью, приглашаю войти. Гостей обычно размещают в большом центральном зале, либо приглашают пройти во двор — местный климат позволяет обеденные мероприятия во дворе почти восемь месяцев в году. При входе в гостиную обувь необходимо снимать. Стол («дастархан») обычно накрывают в центре комнаты или, если речь идет о дворе, под деревьями или в другом затененном месте. Гость должен выполнять указания хозяина, но обычно происходит вечное противостояние — хозяин тоже хочет угодить гостю! И в этом случае очень ценится юмор и вежливое отношение ко всем участникам этого, быстро театрализованного процесса. Однако следует помнить, что самыми почетными местами считаются места подальше от входа или ворот. Женщины обычно не сидят за одним столом с мужчинами, но в городских условиях это правило часто не работает. За столом не принято любоваться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. А вот расспросить о делах семьи и благополучии ее членов уместно.
Любая трапеза здесь начинается и заканчивается чаем. Сначала на стол подают сладости, выпечку, сухофрукты и орехи, фрукты и овощи, затем идут закуски, и только в конце – обязательный плов и прочая «тяжелая пища». Местный плов очень сытный и готовится по довольно сложному рецепту, поэтому сразу налегать на него не рекомендуется. Обилие жиров в пище также не способствует пищеварению, поэтому рекомендуется пить как можно больше зеленого чая (что, в общем-то, и делают узбеки испокон веков). Обязательно представьте на столе горячие пирожки, которые ни в коем случае нельзя переворачивать. Уронить кусок торта на землю или даже просто положить его туда, даже завернутый в ткань или бумагу, тоже считается дурным знаком.