У грузин религия: Религия в Грузии
Религия в Грузии
- Главная
- Грузия
- Религия
Грузия официально является светским государством, в котором есть пространство для проповедования всех основных мировых религий. Считается, что Грузия является второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство в качестве официальной государственной религии — в 326 году нашей эры. Примерно 80% населения Грузии — христиане, большинство из которых принадлежит к Грузинской Православной церкви, которая является самым мощным и влиятельным религиозным учреждением в стране.
Некоторые абхазы и грузины из южных и юго-западных частей страны, например, Аджарии, являются мусульманами, как и азербайджанцы, которые в основном проживают в районе Квемо-Картли, и большинство кистинцев, которые по большей части живут в Панкисском ущелье.
Ассирийцы, армяне, греки и русские имеют в стране свои православные церкви. Также есть небольшое количество католиков. Кроме того, в Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире, а также небольшая община духоборов и лютеран.
Грузинская Православная церковь
В православии считается, что в 44 году нашей эры, вскоре после распятия Иисуса, Святая Богородица Мария вместе с другими апостолами бросили жребий, чтобы определить, в какую землю каждый из них должен отправиться, чтобы проповедовать Святое Слово. Согласно древним церковным преданиям, Иберия (древнее название Грузии) была землей, отведенной самой Деве Марии. Сейчас она почитается грузинскими христианами как святая покровительница страны.
В грузинских церковных хрониках говорится, что, хотя Дева Мария не смогла поехать в Иберию и по воле Бога осталась в Иерусалиме, она попросила апостола Андрея поехать туда и распространять Евангелие от ее имени. Древние писания рассказывают, как он посетил многие города и деревни в Грузии, проповедуя новую религию. В селе Ацкури (недалеко от современного города Ахалцихе) молитва апостола Андрея вернула к жизни мертвого человека. Чудо убедило первых местных жителей принять христианство. Апостол Андрей оставил изображение Девы Марии на деревянной доске в деревне, чтобы местные жители могли ему помолиться. Ацкурийская икона Божией Матери считается первой в своем роде и в настоящее время хранится в Национальном музее Грузии в Тбилиси.
В те дни на территории современной Грузии было два государства: восточное государство Картли (Иберия) и западное — Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал в них обоих, и это факт, подтвержденный не только грузинскими летописями, но и греческими и латинскими церковными авторами.
В течение первых столетий после обращения христиане подвергались гонениям со стороны властей. Однако в 326 году нашей эры христианство стало официальной государственной религией благодаря Святой Нино, которая родилась в римской провинции Каппадокия. После видения во сне Девы Марии, благословившей ее проповедовать христианское Евангелие в Иберии, она уехала на Кавказ.
Согласно традиционным источникам, святая Нино установила большой деревянный крест на месте старой языческой святыни за пределами Мцхеты, столицы Иберийского царства. Совершая чудеса, Крест привлекал паломников со всего Кавказа. В настоящее время это место широко известно как церковь Джвари. Святой Нино также приписывают обращение в христианство царя Иберии Мириана Третьего, что в конечном итоге и привело к тому, что оно стало официальной государственной религией в Иберийском царстве.
К концу IV века в Грузии утвердилось христианство. Однако в следующие века на Грузию нападали персы, арабы, турки и монголы, исповедовавшие другие религии. Большинство оккупантов пытались заставить грузин отказаться от своих убеждений; многие люди были замучены и убиты. Несмотря на порой трагическую историю грузинской церкви, вера местного населения прошла испытание временем, и христианство сейчас, вероятно, находится на самых сильных позициях, чем когда-либо прежде.
В Грузии огромное количество церквей и монастырей, многие из которых также служили образовательными центрами своего времени. С IX века Грузинской Православной Церковью управляет Католикос-Патриарх. В XII веке, в период, считающийся Золотым веком страны, царь Давид Четвертый (в основном известный как царь Давид Строитель) приказал построить Гелатский монастырь и Академию недалеко от Кутаиси. За короткое время Академия была признана одной из величайших богословских и научных школ православного мира.
С начала XIX века Грузия вошла в состав Российской Империи. Впоследствии был учрежден Экзарх, которым Грузинская Православная Церковь была интегрирована в Русскую Православную Церковь и утратила автокефалию. В 1917 году грузинские власти после революции в России смогли провозгласить независимость страны, и Грузинская церковь также восстановила свой суверенитет. В советское время атеизм, хотя он никогда не провозглашался официальным элементом государственной идеологии, активно поддерживался партией. Большинство церквей и мечетей не функционировали, а многие церковные священники были арестованы. Возрождение христианства пришло с перестройкой в СССР.
С 1977 года по настоящее время руководящий пост занимает архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия Второй. Тысячи туристов совершают паломничество в Грузию, чтобы увидеть хранящиеся там реликвии и посетить многие святые места по всей стране.
Иудаизм
В Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире. Согласно «Грузинским хроникам», еврейский народ прибыл в Грузию после завоевания Иерусалима в 586 году до н.э. царем Вавилона Навуходоносором II и последующего вавилонского изгнания. Еврейский народ исповедовал здесь свою веру и культуру на протяжении веков. Несмотря на то, что численность еврейского населения в Грузии резко сократилась во второй половине ХХ века, когда стала возможна эмиграция из Советского Союза, большинство из тех, кто решил остаться, по-прежнему проживают в столице Грузии Тбилиси. Есть также небольшие еврейские поселения в Кутаиси, Гори, Сурами, Они, Ахалцихе и Батуми. Во всех этих городах вы можете найти синагоги, многие из которых действуют до сих пор.
Армянская Апостольская Церковь
Армянская церковь существовала в Грузии более 1500 лет: с V века нашей эры. В XI веке Армянской церкви был присвоен статус епархии в Грузии, административным центром была церковь Сурб Геворг в Тбилиси. С армянской церковью в Грузии было связано более 600 различных религиозных и культурных объектов, включая семинарии и монастыри, но, к сожалению, многие из них были разрушены либо из-за стихийных бедствий, либо из-за вандализма. Большая часть армянской диаспоры, проживающая сегодня в Грузии, является приверженцами Армянской Апостольской церкви. По данным самой Армянской Апостольской церкви, в настоящее время в Грузии действуют 32 их церкви: 2 в Тбилиси, а остальные расположены преимущественно в армянских городах и деревнях, в основном в регионе Самцхе-Джавахети (Ахалкалаки, Ниноцминда, Цалка) и некоторые — в Квемо-Картли.
Русская Православная Церковь
Русское православие официально появилось в Грузии одновременно с присоединением Грузии к Российской империи в 1801 году. С 1811 по 1917 год фактически Грузинская Церковь существовала в форме Экзархата Русской Церкви, а это означало, что последняя имела доминирующий статус. Грузинский патриархат вопреки церковным правилам был упразднен.
Приверженцы русского православия в Грузии по большей части являются добровольными гражданскими мигрантами из России и бывших стран СССР.
В советское время русские церкви постигла участь многих религиозных построек других конфессий: одни были разрушены, в других размещались общественные и светские организации, музеи, библиотеки, склады и т.п.
Сегодня в Тбилиси действуют три русских православных храма, в которых службы частично проходят на русском языке. Одна из них — церковь Александра Невского, построенная в 1864 году на пожертвования прихожан и средства, выделенные Священным Синодом России. Примечательно, что здесь хранятся частицы мощей святой Марии Магдалины, святой Нино и святого Николая. Другая церковь, построенная в Тбилиси в 1911-1913 годах архитектором Иоганном Дицманом, носит имя святого графа Тверского, небесного покровителя великого князя Михаила Александровича Романова. Здание выполнено в лучших традициях русского церковного зодчества, с его территории открывается захватывающий панорамный вид на Тбилиси.
Ислам
Ислам появился в Грузии в VII веке, когда армия, посланная в Тбилиси третьим халифом ислама, Османом, вторглась в Восточную Грузию и установила мусульманское правление. В настоящее время мусульмане составляют около 10 процентов населения Грузии. Одна из двух основных мусульманских групп в Грузии — суннитские ханафи. Они сосредоточены в Аджарской Автономной Республике Грузии, которая граничит с Турцией. Эта часть Грузии в течение некоторого периода своей истории находилась под властью Османской империи, что, очевидно, привело к исламизации местного населения.
Шииты Итна Ашария — в основном этнические азербайджанцы-мусульмане, проживающие вдоль границы с Азербайджаном и Арменией. Панкисское ущелье является домом для этнической группы кистинцев, исповедующих ислам.
Самая древняя и уникальная мечеть в Грузии — Джума-мечеть в Тбилиси. Этот красивый памятник архитектуры XVIII века расположен в Старом Тбилиси на холме между крепостью Нарикала и серными банями. Еще одна крупная мечеть страны находится в Батуми. Есть и небольшие мечети в горной Аджарии.
Католицизм
Грузинская католическая община существует веками, но никогда не была большой. Сейчас она насчитывает около 80 тысяч человек (примерно 2% от населения страны). История католической церкви в Грузии началась в XIII веке, через двести лет после раскола между Востоком и Западом.
Раскол между западной и восточной ветвями христианства в Грузии ощущался не так сильно, и грузинские цари с уважением принимали представителей Папы. Первыми в Грузию приехали миссионеры францисканского ордена, а вскоре и доминиканцы. Формальная латинская епископская кафедра действовала в Грузии с XIII века до начала XVI века.
Большинство католических церквей в стране были либо разрушены во времена советской власти, либо переданы под управление Грузинской Православной церкви. В настоящее время в Грузии открыто лишь несколько католических церквей, включая Собор Богородицы и Церковь апостолов Св. Петра и Павла в Тбилиси и Церковь Святого Духа в Батуми. Величественное здание Благовещенского храма в Кутаиси в настоящее время находится в распоряжении Грузинской Православной церкви.
Среди грузинских католиков есть выдающиеся деятели культуры и образования, такие как Закария Палиашвили, который сочинил музыку к гимну Грузии и основал национальную композиторскую школу; основатель Тбилисского государственного университета Петре Меликишвили; Симон Каухчишвили, основоположник грузинской классической филологии; бизнесмены и благотворители братья Зубалашвили и один из величайших писателей, ученых и политиков в истории Грузии Сулхан-Саба Орбелиани.
Духоборы
Духоборы — это и конфессия, и этнос одновременно. Все духоборы происходят из России и сегодня проживают в основном в России, на Кавказе и в Канаде. Слово «духобор» означает «борец с духами». Они называют себя «православными христианами, но без посредников» и не принимают церкви. Духоборы верят в реинкарнацию и святой дух, не принимают крест и используют заклинания и чары. Поэтому Русская Православная церковь всегда считала их сектантами. В 1839 году российский император Николай I поставил духоборам ультиматум: либо принять православие, либо навсегда уехать в только что завоеванный регион Кавказа. В 1839-1845 годах около 5000 духоборов поселились в двух грузинских областях — Джавахети и Дманиси и основали 10 сел: Владимировка, Тамбовка, Родионовка, Богдановка, Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмыково и Троицкое.
После массового переселения духоборов из Грузии в 1990-е гг. на карте осталось только одно село — Гореловка. Сегодня здесь 50 дворов, в которых проживает около 135 человек. Это уникальное место в Грузии, где русский язык является родным для местных жителей, а люди носят старинную национальную одежду, передаваемую из поколения в поколение. Духоборы славятся хранением традиций русского народного пения.
Лютеранство
Лютеране из Германии были первыми протестантами, переехавшими в Грузию. Немецким экспатриантам начала XIX века были обещаны существенные привилегии в их новом доме: свобода вероисповедания, освобождение от военной службы, финансовая помощь, освобождение от налогов на 10 лет и т. д. В сентябре 1817 года в Тбилиси прибыла первая группа иммигрантов (31 семья швабских немцев из Вюртемберга). В течение следующих двух лет они уже основали шесть крупных немецких поселений в Грузии: Мариенфельд, Ной-Тифлис, Александердорф, Петерсдорф, Элизабетталь и Катариненфельд. Элементы традиционной немецкой архитектуры сохранившихся построек из этих исторических районов продолжают удивлять путешественников и по сей день.
В 1897 году в Тбилиси открылась лютеранская церковь Св. Петра и Павла. При церкви была немецкая гимназия, пользовавшаяся большой популярностью даже в советское время. Так, например, в гимназии учился сын Лаврентия Берия. Церковь находилась на левом берегу главной реки столицы Мтквари. С начала 1930-х лютеран начали подвергать репрессиям, а церковь постепенно разрушалась.
Возрождение лютеранства в Грузии связано с деятельностью Герта Хуммеля, профессора Лютеранского университета в Саарбрюккене, Германия. Он переехал в Грузию в конце 1980-х и начал вести миссионерскую деятельность. Хуммель продал свой дом в Германии и в 1995 году начал строительство новой лютеранской церкви в Грузии. В 1997 году, через 100 лет после освящения лютеранской церкви Св. Петра и Павла, в Тбилиси открылась новая церковь «Примирение». В Батуми есть протестантская церковь Святой Троицы. Небольшие общины существуют также в Рустави, где находится Руставская Евангелическо-Лютеранская церковь, а также в городе Гори.
Религия Грузии — какая официальная религия в Грузии
- 1 Религия Грузии
- 1.1 История становления основной религии в Грузии
- 1. 2 Интересные факты и религиозные праздники христианской Грузии
- 1.3 Другие официальные религии в Грузии
Путешествие в другую страну – это очень увлекательное мероприятие: можно увидеть новые места, узнать другую культуру и быт, завести друзей и просто приятные знакомства. Все города-курорты Грузии радушно встречаю гостей. Но в каждой стране есть свои правила и устои, с которыми желательно ознакомиться заранее.
Одним из острых вопросов является религия. Чтобы избежать конфликтов, основанных на религиозной почве, нужно знать особенности вероисповедания той страны, в которую направляетесь.
Грузия – мультикультурная страна. Ее история крайне насыщена событиями, что несомненно отразилось на культуре и религии.
Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] – мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
История становления основной религии в Грузии
В 337 году (по другим данным – в 326-м) Грузия приняла христианство и до сих пор является христианским государством. Первые задатки христианства в Грузию принес с собой странник-апостол Андрей Первозванный, он в последствии стал почитаться основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.
В основании христианской веры на территории Грузии также участвовали апостолы Симон и Матфей. В Батуми на территории Гонио-Апсаросской крепости расположена могила апостола Матфея.
Крепость Гонио в Батуми
Одной из важнейших личностей для христианской Грузии является Святая Нино. Она была рабыней из Каппадоки и проповедовала христианство. Ярким примером ее деятельности является исцеление больного младенца с помощью молитвы.
Это невероятное чудо вскоре стало известно грузинской царице Нане, которая тоже была больна. Святая Нино исцелила и ее, после чего царица стала христианкой.
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии
В VI веке в грузинских городах и районах Картли, Кахетии, Зедазени, Самтависи, Алаверди и Некреси были построены несколько монастырей, которые образовали святые отцы из Антиохии. Это стало зерном, которое прочно закрепило и распространило христианство по всей Грузии.
Интересные факты и религиозные праздники христианской Грузии
Одной из религиозных достопримечательностей Грузии является церковь Светицховели, что означает «Животворящий столп», она расположена в городе Мцхета.
Особенностью этого места является невероятная предыстория. Все началось с того, что некий Элиоз купил в Иерусалиме хитон Христа и привез его на родину, в город Мцхету. Когда хитон оказался в руках у его сестры, она скончалась от избытка чувств. Однако даже после смерти, хитон невозможно было изъять из рук женщины, так как она его крепко сжимала. Поэтому пришлось похоронить женщину вместе со святыней.
Знаменитый храм на горе – Джавари
Через некоторое время, на могиле вырос кедр, который впоследствии срубили, чтобы построить церковь. А из самого дерева сделали колонну, однако установить ее на место не удавалось, так как она парила в воздухе.
Уладить сложившуюся ситуацию удалось лишь Святой Нино с помощью молитвы. Так и образовалась чудесная церковь Светицховели. 14 октября – это праздник в честь «мироносного господнего столпа и Ризы Господней». Есть еще одна легенда о Светицхевели, которую можно прочитать здесь.
Недалеко от церкви Светицховели расположен храм Джвари. Он стоит на пригорке, где в свое время Святая Нино установила первый христианский крест из виноградной лозы, связанной ее собственными волосами.
Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, разбросанные по всей стране. Для более подробного рассмотрения прославленных святых мест Грузии существуют специальные экскурсии и туры.
Становление христианства на территории Грузии протекало нелегко. Христиане, как и в любой другой стране, подвергались гонению.
Так, в 1226 году произошел акт самопожертвования, масштабы которого не знают сравнению до сих пор. 100 000 человек приняли мученический венец, отказавшись выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина – осквернить святые иконы, собранные на мосту. В этот период были казнены дети, старики и женщины. Память этих людей чтят 31 октября.
Память Святой Нино чтится 14 января и 19 мая – эти праздники считаются святыми для Грузинской церкви. Остальные христианские праздники празднуются в общепринятые даты: 7 января – рождество, 19 января – крещение и т.д.
Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] – мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
Другие официальные религии в Грузии
Несмотря на то, что основной религией Грузии является христианство, по всей ее территории разбросано множество святых достопримечательностей, принадлежащих другим религиозным течениям. К ним относятся мусульманские мечети и общины, еврейские синагоги и католические церкви.
Бодбийский монастырь
Собор Влахернской иконы Божьей Матери
Храм Метехи
Официальной религией Грузии является христианство, однако Парламент страны принял поправки к кодексу, позволяющие полноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.
В Тбилиси есть площадь Мейдан, которую еще называют площадь пяти церквей — на одном пятачке расположен православных храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.
К другим религиям грузины относятся с уважением. Тут достаточно много мусульман. Часть абхазов, а также грузин южных и юго-западных районов (Аджария и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Азербайджанцы тоже мусульмане. Армяне, греки и русские имеют собственные церкви.
После этого состав верующих людей в Грузии распределился следующим образом:
- Православие – 65% от общей численности населения.
- Католицизм – 2%.
- Ислам – 10%.
- Иудаизм, атеизм и другие течения занимает оставшуюся часть.
Один из духовных символов современной Грузии – Светицховели
Одним из вариантов времяпровождения во время туристического путешествия в Грузию может стать экскурсия по святым местам. Ведь религиозная история Грузии полна интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания и будут интересны не только представителям христианского течения, но и людям, проповедующим другие религии.
Религия в Грузии
- Дом
- Грузия
- Религия
Грузия официально является светским государством, которое приглашает последователей всех основных мировых религий исповедовать свою веру. Религия в Грузии достигла важного поворотного момента в 326 году нашей эры, когда нация широко признана второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство. Сегодня примерно 80% населения Грузии идентифицируют себя как христиане, причем большинство из них принадлежит к Грузинской православной церкви, самой могущественной и влиятельной религиозной организации в стране.
Ислам занимает второе место по количеству последователей в Грузии, особенно среди абхазов и грузин из Аджарии и других южных регионов. Азербайджанцы, большинство из которых проживает в регионе Квемо Картли, и большинство кистинцев в Панкисском ущелье также идентифицируют себя как мусульмане.
Свои православные храмы в стране имеют
ассирийцев, армян, греков и русских, а также небольшое количество католиков. Грузия также является родиной одной из старейших еврейских диаспор в мире и еще более мелких общин лютеран и духоборов, пацифистской христианской секты русского происхождения.
Грузинская Православная Церковь
Согласно православному христианству, в 44 г. н.э. Мария, Мать Иисуса, и апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда каждому из них следует отправиться для проповеди Святого Слова. Древнее церковное предание утверждает, что Иберия (ныне страна Грузия) была первым из четырех земных владений, отведенных Марии, которую ныне грузинские христиане почитают как покровительницу страны.
Грузинские церковные хроники сообщают, что Мария не смогла сама отправиться в Иберию и, согласно воле Божией, осталась в Иерусалиме. Вместо нее она попросила апостола Андрея пойти вместо нее. В те времена на территории нынешней Грузии было два царства: Картли (Иберия) на востоке и Эгриси (Колхида) на западе. В обоих проповедовал апостол Андрей, что подтверждается как грузинскими летописцами, так и греческими и латинскими церковными авторами. В селе Ацкури (недалеко от современного Ахалцихе) по молитве Андрея даже умерший был оживлен, чудо, которое привело к первым обращениям в христианство на земле. Перед отъездом из села Андрей поместил образ Богородицы на деревянной доске как икону, которой горожане могли молиться. Ацкурская икона Божией Матери считается первой в своем роде и в настоящее время хранится в Грузинском национальном музее в Тбилиси.
Местные христиане веками преследовались властями, пока христианство не стало официальной государственной религией в Грузии в 326 году нашей эры. Заслуга в этом преобразовании принадлежит святой Нино, женщине-евангелисту, которая, как считается, родилась в римской провинции Каппадокия. Увидев видение, в котором Дева Мария велела ей проповедовать Евангелие в Иверии, святая Нино ушла на Кавказ. Согласно традиционным источникам, молодая женщина воздвигла большой деревянный крест на старом языческом святилище недалеко от Мцхеты, столицы Иберии. Чудесные события, которые стали происходить вокруг креста, привлекли паломников со всего Кавказа, и сегодня это место широко известно как церковь Джвари (Крест). Святой Нино также приписывают обращение царя Иберии Мириана III в христианство, тем самым проложив путь к тому, чтобы вера стала официальной государственной религией.
Христианство утвердилось в Грузии к концу IV века, однако в последующие века Грузия подверглась нападению со стороны персов, арабов, турок и монголов, которые придерживались других религий. Большинство из этих захватчиков пытались заставить грузинский народ отказаться от своей веры, и многие из них были замучены. Несмотря на эту трагическую главу в истории Грузинской церкви, вера народа выдержала испытание временем.
С 920 века Грузинской Православной Церковью управлял Католикос-Патриарх. В 12 веке, в разгар Золотого века Грузии, царь Давид Четвертый (более известный как царь Давид Строитель) приказал построить Гелатский монастырь и Академию недалеко от Кутаиси. Вскоре институт стал известен как одна из крупнейших богословских и научных школ православного мира. Вряд ли он был одинок, так как многие церкви и монастыри, которые сегодня усеивают грузинский пейзаж, также служили образовательными центрами в период своего расцвета.
После вхождения Грузии в состав Российской империи в начале 19 века Грузинская православная церковь утратила свою автономию и вошла в состав Русской православной церкви. Вопреки официальным верованиям поместной церкви была упразднена даже Грузинская патриархия. На пороге русской революции 1917 года власти Грузии объявили свою страну независимой, что позволило восстановить суверенитет Грузинской церкви. В последующие десятилетия советской власти атеизм, хотя официально и не объявленный государственной идеологией, активно пропагандировался правящей партией. Большинство церквей были вынуждены закрыться, а многие священники арестованы. Возрождение христианства в Грузии произошло только с перестройкой XIX в.80-е годы.
С 1977 года и по настоящее время главу Грузинской Православной Церкви занимает Илия Второй, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Сегодня христианство в Грузии находится на одном из самых сильных моментов в своей истории. В настоящее время страна ежегодно принимает тысячи религиозных туристов, которые стекаются, чтобы осмотреть реликвии, хранящиеся в ее исторических церквях и музеях, и посетить множество святых мест по всей стране.
Иудаизм
В Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире. Согласно средневековым грузинским хроникам, евреи впервые прибыли в Грузию после захвата Иерусалима в 586 г. до н.э. Навуходоносором II, царем Вавилона, и последующего вавилонского изгнания. Несмотря на прошедшие тысячелетия, еврейская община Грузии сумела сохранить свою веру и культуру. Хотя их количество резко сократилось во второй половине 20-го века после того, как стала возможной эмиграция из Советского Союза, большинство из тех, кто остался, по-прежнему проживает в Тбилиси, столице Грузии. Небольшие еврейские поселения есть также в Кутаиси, Гори, Сурами, Они, Ахалцихе и Батуми. В каждом из этих городов есть синагоги, многие из которых действуют до сих пор.
Армянская Апостольская Церковь
Армянская Апостольская Церковь существует в Грузии с V века н.э., в общей сложности более 1500 лет. В 11 веке ему был присвоен статус епархии в Грузии, а Сурб Геворг (церковь Святого Георгия) в Тбилиси был назначен его административным центром. Когда-то в Грузии было более 600 различных религиозных и культурных объектов, связанных с Армянской церковью, включая семинарии и монастыри, но, к сожалению, многие из них были разрушены либо в результате стихийного бедствия, либо вандализма. Большая часть армянской диаспоры, все еще проживающей в Грузии, по-прежнему твердо привержена Армянской Апостольской церкви, которая в настоящее время насчитывает 32 действующие церкви в стране. Два из них находятся в Тбилиси, а остальные в основном расположены в преимущественно армянских населенных пунктах региона Квемо Картли и в городах Ахалкалаки, Ниноцминда и Цалка в регионе Самцхе-Джавахети.
Русская Православная Церковь
Русская православная церковь прибыла в Грузию, когда страна была присоединена к Российской империи в 1801 году. С 1811 по 1917 год сама Грузинская православная церковь существовала как не более чем продолжение Русской церкви, поскольку последняя имела доминирующий статус.
Последователи русского православия в Грузии изначально состояли почти исключительно из российских имперских государственных служащих, военнослужащих и членов их семей, а также добровольных гражданских переселенцев с других территорий Российской империи. В советское время русские храмы постигла та же участь, что и культовые сооружения почти всех конфессий – одни были разрушены, а многие другие использовались для размещения государственных учреждений, светских организаций, музеев, библиотек, складов и тому подобного.
Сегодня в Тбилиси три православных храма, в каждом из которых службы частично проходят на русском языке. Александро-Невский собор, построенный в 1864 году, хранит мощи св. Марии Магдалины, св. Нино, св. Николая и других почитаемых лиц. Церковь Святого Михаила Тверского, названная в честь покровителя великого князя Михаила Александровича Романова, была построена в 1911-1913 годах как яркий образец традиционной русской церковной архитектуры и известна также своими захватывающими видами на Тбилиси. Церковь Иоанна Богослова, построенную на рубеже 20-го века, можно узнать по выбеленным стенам и куполам-луковицам, венчающим колокольню.
Ислам
Ислам пришел в Грузию в VII веке, когда армия Османа, третьего халифа ислама, вторглась в Восточную Грузию и установила исламское правление. Сегодня мусульмане составляют около 10 процентов населения Грузии, и их можно разделить на две основные группы. Мусульмане-сунниты-ханафиты Грузии сосредоточены вдоль границы с Турцией в Аджарской Автономной Республике, регионе, история которого как части Османской империи естественным образом привела к распространению ислама в этом районе. Мусульмане-шииты Исна Ашария — это в основном этнические азербайджанцы, проживающие вдоль границы с Азербайджаном и Арменией. Панкисское ущелье является домом для кистинцев, группы этнического меньшинства, которые преимущественно придерживаются одной из форм суннитского ислама. Самой древней и уникальной мечетью в Грузии является прекрасная тбилисская Джума-мечеть 18-го века, расположенная в Старом Тбилиси на холме между крепостью Нарикала и серными банями. Вторая по значимости мечеть находится в Батуми, а несколько мечетей поменьше можно найти и в горной Аджарии.
Католицизм
Грузинская католическая община существовала веками, но никогда не была большой. Сегодня она составляет примерно 80 000 человек, или около 2% населения. История католицизма в Грузии началась в 13 веке, через двести лет после раскола Востока и Запада между двумя основными ветвями христианства. Поскольку этот раскол не имел большого влияния в Грузии, где, как известно, православные короли приветствовали представителей Папы, католицизм смог закрепиться. Францисканские миссионеры первыми прибыли в Грузию, а вскоре за ними последовали доминиканцы. В результате их усилий в XIII-XVI вв. в Грузии действовала формальная латинская епископская кафедра.
В последующие годы большинство католических храмов в Грузии были либо переданы Грузинской православной церкви, либо разрушены во время советской власти. Сегодня в Грузии действует лишь несколько католических церквей, наиболее известными из которых являются собор Богоматери и церковь Святых Петра и Павла в Тбилиси и церковь Святого Духа в Батуми. Великолепная церковь Святого Благовещения в Кутаиси, когда-то католическая, теперь принадлежит Грузинской православной церкви.
Многие деятели культуры католического происхождения приобрели известность в Грузии, в том числе Закария Палиашвили, автор государственного гимна Грузии и основатель национальной композиторской школы; Петре Меликишвили, основатель Тбилисского государственного университета; Симон Каухчишвили, основоположник грузинской классической филологии; братья Зубалашвили, известные бизнесмены и меценаты; и Сулхан-Саба Орбелиани, один из величайших писателей, ученых и политиков в истории Грузии.
Духоборцы
Духоборы, чье имя означает «Борец с духами», являются одновременно этнической группой и религией. Все духоборы произошли из России, и сегодня почти все они проживают в России, на Кавказе или в Канаде. Духоборы называют себя «православными христианами без посредников» и не ходят в церковь. Они верят и в реинкарнацию, и в Святого Духа, не принимают крест и используют множество заклинаний и чар. В результате Русская Православная Церковь всегда считала их сектой.
В 1839 году российский император Николай I поставил духоборам ультиматум: либо перейти в господствующую религию в России, либо навсегда переселиться в только что завоеванный Кавказ. В результате в 1839-1845 годах около 5000 духоборов поселились в грузинских районах Джавахети и Дманиси и основали 10 сел: Владимировка, Тамбовка, Родионовка, Богдановка, Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмсково и Троицкое.
После массовой миграции духоборов из Грузии в 19 в.90-х годов на карте осталась только одна из этих деревень — Гореловка. Сегодня в селе 50 домов и около 135 жителей. Это поистине уникальное поселение в Грузии, где русский язык является родным, а люди носят тот же стиль традиционной одежды, что и их предки. Духоборы также известны тем, что сохраняют традицию русского народного пения.
Лютеранство
В начале 19 века немецкие лютеране стали первыми протестантами, переселившимися в Грузию, отчасти соблазненными обещаниями свободы вероисповедания, освобождения от военной службы, финансовой помощи и освобождения от налогов на 10 лет. В сентябре 1817 года в Тбилиси прибыла первая группа иммигрантов-лютеран — 31 швабская немецкая семья из Вюртемберга. В течение следующих двух лет они основали в Грузии шесть крупных немецких колоний: Мариенфельд, Ной-Тифлис, Александрдорф, Петерсдорф, Елизаветталь и Катариненфельд. Даже сегодня традиционная немецкая архитектура, которую можно увидеть в этих исторических районах, продолжает удивлять путешественников.
В 1897 году на берегу реки Мтквари в Тбилиси открылась прекрасная лютеранская церковь Святых Петра и Павла. Уважаемой немецкой школе, расположенной внутри церкви, было позволено оставаться открытой в течение нескольких лет после прихода к власти Советов, и даже сын Лаврентия Берии, главы советской тайной полиции, какое-то время здесь учился. К сожалению, церковь была разрушена после того, как лютеране начали сталкиваться с преследованиями в начале 1930-х годов.
Возрождение лютеранства как религии в Грузии связано с деятельностью Герта Гуммеля, профессора лютеранского университета в Саарбрюккене, Германия, переехавшего в Грузию в конце XIX в. 80-х годов для ведения миссионерской деятельности. В конце концов Хуммель продал свой дом в Германии и в 1995 году начал строительство новой лютеранской церкви в Грузии. В 1997 году, ровно через 100 лет после основания первоначальной лютеранской церкви Петра и Павла, в Тбилиси открылась новая евангелическо-лютеранская церковь примирения. Другие лютеранские церкви в Грузии включают протестантскую церковь Святой Троицы в Батуми и евангелическо-лютеранскую церковь в Рустави. В городе Гори также проживает небольшая община лютеран.
Взрослые в Джорджии — Религия в Америке: религиозные данные, демография и статистика США
Верования
✭ и ✭ Практики
Вера в Бога среди взрослых в Джорджии
% взрослых в Грузии говорят, что они…
Год обследования | Верить в Бога; абсолютно уверен | Верю в Бога; достаточно уверен | Верю в Бога; не слишком/совсем не уверен | Верить в Бога; Не знаю | Не верьте в Бога | Другое/Не знаю, верят ли они в Бога | Размер выборки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 74% | 14% | 4% | 6% | 2% | 968 | |
2007 | 81% | 11% | 3% | 1% | 2% | 3% | 967 |
Размеры выборки и пределы погрешности варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: вера в Бога, Верить в Бога; абсолютно уверен, Верь в Бога; вполне уверен
Значение религии в жизни взрослого населения Грузии
% взрослых в Грузии считают религию…
Год обследования | Очень важно | Довольно важно | Не слишком важно | Совершенно не важно | Не знаю | Sample size |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 64% | 20% | 7% | 8% | 1% | 968 |
2007 | 68% | 21% | 6 % | 4% | 1% | 967 |
Размер выборки и пределы погрешности варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: важность религии в жизни, очень важно, несколько важно
Посещение богослужений взрослыми в Грузии
% взрослых в Грузии посещают религиозные службы…
Год обследования | Не реже одного раза в неделю | Один или два раза в месяц/несколько раз в год | Редко/никогда | Не знаю | Sample size |
---|---|---|---|---|---|
2014 | 42% | 34% | 24% | 1% | 968 |
2007 | 45% | 35% | 19% | 1% | 967 |
Размеры выборки и пределы погрешности варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: посещение религиозных служб, Не реже одного раза в неделю, Один или два раза в месяц/несколько раз в год, Редко/никогда
Частота молитв среди взрослых в Грузии
% взрослых в Грузии молятся…
Год обследования | Минимум ежедневно | Еженедельно | Ежемесячно | Редко/никогда | Не знаю | Объем выборки |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 64% | 14% | 4% | 16% | 1% | 968 |
2007 | 68% | 15% | 4% | 12 % | 2% | 967 |
Размеры выборки и пределы погрешности варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: частота молитв, Как минимум каждый день, Еженедельно, Редко/никогда
Частота участия взрослых в молитве, изучении Священных Писаний или религиозном образовании в Грузии
% взрослых в Грузии посещают молитвенные группы…
Год обследования | Не реже одного раза в неделю | Один или два раза в месяц | Несколько раз в год | Редко/никогда | Don’t know | Sample size |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 31% | 12% | 9% | 47% | < 1% | 968 |
2007 | 32% | 10% | 8% | 49% | 1% | 967 |
Размеры выборки и пределы погрешности варьируются от штата к штату и от штата к году. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: частота участия в молитве, изучении Священных Писаний или группах религиозного образования, Не реже одного раза в неделю, Один или два раза в месяц, Редко/никогда
Частота медитации среди взрослых в Грузии
% взрослых в Грузии медитируют…
Год обследования | Не реже одного раза в неделю | Один или два раза в месяц | Несколько раз в год | Средство/никогда не | Не знаю | Размер выборки |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 45% | 9% | 3% | 4010114 | 111111111111111111111111111111111ЕСКИЙ ЛЮБОЙ | 45 % | 8 % | 3 % | 42 % | 3 % | 967 |
размеры выборки и подгруппы варьируются от года к состоянию и размеру ошибки. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: частота медитации, не реже одного раза в неделю, редко/никогда
Частота ощущения душевного покоя и благополучия среди взрослого населения Грузии
% взрослых в Грузии испытывают чувство душевного покоя и благополучия…
Год обследования | Не реже одного раза в неделю | Один или два раза в месяц | Несколько раз в год | Редко/никогда | Don’t know | Sample size |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 65% | 14% | 9% | 10% | 2% | 968 |
2007 | 57% | 14 % | 11 % | 15 % | 2 % | 967 |
Размеры выборки и пределы погрешности варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: частота ощущения душевного покоя и благополучия, Не реже одного раза в неделю, Один или два раза в месяц
Частота ощущения удивления Вселенной среди взрослых в Грузии
% взрослых в Грузии испытывают чувство удивления вселенной…
Год обследования | Не реже одного раза в неделю | Один или два раза в месяц | Несколько раз в год | Seldom/never | Don’t know | Sample size |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 46% | 16% | 10% | 27% | 2% | 968 |
2007 | 37% | 15% | 14% | 31% | 4% | 967 |
Размеры выборки и раскол по ошибке от подгруппа до подгруппа, от годования до года и от годов до года. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: частота удивления Вселенной, По крайней мере, раз в неделю, Один или два раза в месяц, Несколько раз в год, Редко/никогда
Источники информации о добре и зле среди взрослых в Грузии
% взрослых в Грузии, которые говорят, что обращаются к… большинству за советом, что правильно, а что нет
Год исследования | Религия | Философия/разум | Common sense | Science | Don’t know | Sample size |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 45% | 9% | 37% | 7% | 2% | 968 |
2007 | 39% | 6% | 47% | 5% | 3% | 967 |
Размеры выборки и Margins of Worry VARY VARY VARY от подгруппа до подгруппа, от года и залудий до подгруппа до подгруппа, от года и от 2, . Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнайте больше: источники руководства по правильному и неправильному, религия, здравый смысл
Вера в абсолютные стандарты добра и зла среди взрослых в Грузии
% взрослых в Грузии говорят…
Год исследования | Существуют четкие стандарты того, что правильно и что неправильно | Правильно или неправильно зависит от ситуации | Ни то, ни другое в равной степени | Не знаю | Sample size |
---|---|---|---|---|---|
2014 | 38% | 60% | 1% | 1% | 968 |
Sample sizes and margins of error vary from subgroup to subgroup, from year to год и из штата в штат. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: вера в абсолютные стандарты правильного и неправильного, Существуют четкие стандарты того, что правильно и неправильно, Правильно или неправильно зависит от ситуации
Частота чтения Священных Писаний среди взрослых в Грузии
% взрослых в Грузии читают Священные Писания…
Год обследования | Не реже одного раза в неделю | Один или два раза в месяц | Несколько раз в год | Seldom/never | Don’t know | Sample size |
---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 49% | 11% | 7% | 32% | < 1% | 968 |
2007 | 47% | 11% | 9% | 32% | 1% | 967 |
Размеры выборки и Margins of Worry Vary Vary VARY от подгруппа до подгруппа, от года и от юго -сид. . Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса.
Узнать больше: частота чтения Священных Писаний, Не реже одного раза в неделю, Один или два раза в месяц, Редко/никогда
Перевод Священных Писаний среди взрослых в Грузии
% взрослых в Грузии считают, что священное писание…
Год обследования | Слово Божье; следует понимать буквально | Слово Божье; не все воспринимается буквально | Слово Божье; другое/не знаю | Not the word of God | Other/don’t know | Sample size | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 | 41% | 27% | 2% | 23% | 6% | 968 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2007 | 44% | . государство к государству. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса. Подробнее: толкование Священных Писаний, Слово Божье; следует понимать буквально, Слово Божье; не все буквально, Не слово Божие Вера в рай среди взрослых в Грузии% взрослых в Грузии, которые …на небесах
Sample sizes and margins of error варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса. Узнать больше: вера в рай, верить, не верить Вера в ад среди взрослых в Грузии% взрослых в Грузии, которые…в аду
Размер выборки и размер выборки варьируются от года к подгруппе, к состоянию, к погрешности. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса. Узнать больше: вера в ад, верить, не верить Партийная принадлежность среди взрослых в Грузии% взрослых в Грузии, которые идентифицируют себя как…
Размеры выборки и Margins of Error Vary Vary Vary Vary от подгруппа до подгруппа до года до годовой и годовой до подгруппы до подгруппа до года. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса. Узнать больше: партийная принадлежность, Республиканская/бережливая республика, не бережливая, Демократическая/бережливая Демократическая партия. Политическая идеология среди взрослых в Грузии% взрослых в Грузии, которые…
Sample sizes and margins of error vary от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса. Узнать больше: политическая идеология, консервативная, умеренная, либеральная Мнения взрослого населения Грузии о размерах правительства% взрослых в Грузии, которые предпочли бы…
Размеры выборки и пределы погрешности варьируются от подгруппы к подгруппе, от года к году и от штата к штату. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса. Подробнее: просмотров о размере правительства, Меньшем правительстве; меньше услуг, больше правительства; больше услуг Мнения взрослого населения Грузии о государственной помощи малоимущим% взрослых в Грузии говорят, что государственная помощь бедным…
Sample sizes and margins of error vary from subgroup на подгруппу, из года в год и из штата в штат. Вы можете увидеть размер выборки для оценок на этой диаграмме при прокрутке или в последнем столбце таблицы. И посетите эту таблицу, чтобы увидеть приблизительные пределы погрешности для группы заданного размера. Читатели должны всегда помнить о приблизительной погрешности для группы, которую они изучают, при сравнении с другими группами или оценке значимости тенденций во времени. Полную формулировку вопроса см. в анкете опроса. Подробнее: мнения о государственной помощи бедным, Приносит больше вреда, чем пользы, Приносит больше пользы, чем вреда Мнения об абортах среди взрослых в Грузии% взрослых в Грузии считают, что аборты должны быть…
|