Разное

Религия бали: Религия Бали. Балийский индуизм: история, основы и особенности

Содержание

Религия на Бали — Какая основная религия на острове

[agg-ad id=»959″ align=»center»]

Оригинальность и красота обрядов и церемоний острова притягивает на Бали гурманов и эстетов культурных традиций. Агама Хинду Дхарма (Agama Hindu Dharma) – мудреное для европейцев название местного индуизма. Эта религия на Бали главенствующая. Ее исповедуют 85% балийцев.

Мусульманами себя считают 13% островитян, проживающих в Денпасаре и Сангарадже. Христианство – основное вероисповедание для 1,7% населения страны. Парадоксом является то, что к буддистам на Бали себя относят всего 0,5% жителей, и это при том, что для стран Юго-Восточной Азии буддизм – доминирующая религия.

Тонкости теологии

В Индонезии индуизм возник в IV веке. А в XVI веке почти полностью он был вытеснен исламом, кроме Бали, где сохранился и поныне, вобрав «культурный колорит» местных религий.

Индуизм на Бали – это смешение древних индонезийско-яванских верований и культовых церемоний, традиций почитания Шивы (шиваизм), буддийской философии махаяны («Великой колесницы»).

В основе заложен принцип анимизма – поклонения высшей природной силе. Каждая ее составляющая наделена духами, которые могут быть материализованы в алтаре храма и задобрены приношениями цветов, фруктов, овощей.

Боги на Бали – обитатели гор. Поэтому в верованиях народа, горам отводится роль пристанища божеств и приюта предков. Поклонение и почитание предков – еще одна важная часть вероучения Агама Хинду Дхарма.

Столпы верований

Основная религия острова – Дхарма (Dharma). Этот Закон, Учение веры представляет свою систему миропонимания, моральных устоев, культовых действий, взглядов на мироздание.

  1. Признается существование Единого Высшего Божества. У него много имен, но главные божественные воплощения – созидающий Брахма, бог равновесия и жизни Вишну, разрушитель Шива. Кроме того, «Верховный» перевоплощаясь, может материализоваться. Из списка этих материальных образов каждый балиец выбирает для себя нужного персонального бога. В божественный пантеон вхожи Сарасвати – богиня знания и красоты, Дурга – богиня-воительница, Деви Шри – богиня риса и плодородия, Ганеша – слоноголовый бог мудрости и удачи и др.
  2. Душа подчиняется принципу жизненной универсальности.
  3. Круг жизни и смерти (сансара) не прекращается, он бесконечен. Следствием сансары и кармы является кастовая принадлежность балийца, т.е. прошлая жизнь определяет статус нынешний. Касты на Бали – это: брахманы – священники; сатрии – правители; веси – купцы и воины; судры – простые люди.
  4. Окончательным избавлением от бесконечности становится объединение с космосом и божеством.
  5. На судьбу человека и его перерождение в новой жизни – карму, влияют деяния и поступки.
Ритуальный церемониал

Обряды и церемонии Бали – шумные, яркие, многодневные. Это важная часть быта балийцев. Существуют обряды на все случаи жизни: рождения и бракосочетания, освещения новых построек, покупок, церемонии для транспорта.

Дня без жертвоприношения богам не существует вообще. Какая религия может похвастать таким постоянством? Ежедневные приношения banten присутствуют везде и могут быть «сотворены» из риса и печенья, из цветов, денег, фруктов. Важен не наполнитель корзинки приношений, а сам процесс. Хороших духов «задабривают» для обеспечения счастливой жизни, демонических подобным образом усмиряют.

Все культовые сооружения Бали формой схожи со священной горой Агунг, представляя ее в миниатюре, и сориентированы в ее же сторону.

Особенностью ритуалов является «привязка» к сложной системе календарного летоисчисления.

Культовые гостинцы для божеств

Подношения богам водружаются на алтари, кладутся на перекрестках, у входа в супермаркеты, больницы. Примечательно, что приносимые жертвы божествам и демонам различны лишь местоположением. Корзинку с благовониями и едой для богов ставят на пьедестал, для темных духов – на пол.

Подношения, как и церемонии, имеют свою последовательность и призваны сохранять гармонию и равновесие между незримым божественно-демоническим и реальным миром людей.

Даже дома строятся на острове по определенным правилам: незыблемо расположение домашнего храма, входа в жилище, комнат, кухни. Балийцы не начинают важную работу «не посовещавшись» со священником о ее дне и часе, не узнав о соотношении в этот момент сил богов и демонов в колесе мироздания.

Большое празднество

Галунган – главный религиозный праздник Бали, продолжающийся 11 дней. День молитв и сбора всей семьи в родовом храме. Празднование победы добра над злом. Время прихода богов к людям.

Его атрибуты – наклоненные вдоль дороги колокольчики бамбуковых фонарей (пенджоры), яркие церемонии, море приношений. Время проведения – 1 раз в 210 дней; март, август.

На следующий день после завершения Галунгана балийцы ходят с визитом к друзьям.

Через 5 дней наступает Кунинган. Время, когда души предков, спустившиеся на празднество Галунгана, возвращаются «домой» в небесную обитель. Еще больше подношений и церемоний, музыки и священных танцев.

Храмовая иерархия: зоны

Бали – остров более 20 тысяч храмовых святилищ. Чаще всего – это территория за стеной от «внешнего мира». Три зоны соединены посредством ворот, а планировка подчиняется Своду правил храмового обустройства.

Внешняя зона – входная, соединительная с окружающим миром. Открытые пространства или сад, место проведения религиозных празднеств.

Средняя – зона расположения нескольких павильонов-пагод: деревянной башни, постройки для встреч и гамелана (традиционный инструментальный оркестр в Индонезии), кухни.

Святое святых – возвышающееся над другими зонами. Для посетителей закрыто.

Храмовая иерархия: роль и функции

Особенность религии на Бали – видовая принадлежность храма. Различают:

  • Горный храм. Постройка на вершине, склоне горы или вулкана. Пример – Pura Besakih на горе Agung.
  • Храм на побережье. Функция – ублажать божеств моря. Такие храмы важны для ритуального очищения melasti. Пример – Pura Tanah Lot (на фото).
  • Городской или деревенский храм (Pura desa).
  • Водный храм (Pura tirta). Используется в островной ирригационной системе. Священнослужители уполномочены распределять поступление вод, на окружающие деревню и храм, рисовые террасы. Священные бассейны в храмах, предназначены для ритуальных очищений.

Минимум 3 храма имеет на Бали каждая деревня. Храм происхождения (Pura Puseh) строится со стороны гор – посвящение предкам. Деревенский храм (Pura Desa) – культовое сооружение сельской общины, «ратует» за благополучие поселения. Храм (Pura Dalem) направлен в сторону моря, «собирает» духи умерших.

В каждом балийском доме есть свой храм. Его алтари посвящают духам всех аспектов жизни – богам плодородия, искусства, сельского хозяйства и т.д.

Религиозная культура балийцев заинтересуют любителей всего необычного и красочного, но при посещении храма наденьте саронг и пояс – это непременное условие для туристов.

Сохрани себе, чтобы не забыть

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

Есть что добавить?

Знаете больше нас? Напишите об этом

Вера и религия на Бали

От всех других островов Бали отличает его необычная и какой-то степени экзотическая культура и особый вид индуизма, помноженного на древние обычаи. Пришедший на остров индуизм очень сильно изменился, вобрав в себя древние поверья, исключительное отношение местных жителей к окружающему миру и природе. В нем даже присутствуют некоторые нотки буддизма, который в древнее время культивировался на острове параллельно с индуизмом, но не получил распространения у островитян.

У балийцев, как и у других индуистов есть верование в реинкарнацию души, но в отличие от других местные жители верят, что душа  может перевоплощаться только в потомков своего рода, и не может воплотиться в животном или в баобабе, как пел Высоцкий.

Для балийцев в их религиозных и духовных проявлениях, человек это микрокосмос, Вселенная в миниатюре, но и их остров Бали, тоже свой микрокосмос, в котором есть две части: Добро и Зло. Горы и балийцев всегда ассоциировались с божественной силой и местом обитания богов, а в море скрываются темные силы Зла. Самая высокая гора – вулкан Агунг для балийцев стал священной горой, гора – мать, центр микрокосмоса Бали. Агунг настолько почитаем, что часто планировка зданий проводилась с направленностью на север или Агунг.

У подножия Агунга есть древний храм Пура Бесаких. Этот храм считается главным храмом острова, прародителем всех храмов.

В религии балийцев мир разделен на три части: верхний, средний и нижний. Верхний – это тот мир, где живут боги и духи предков, где душевный покой и равновесие. Для острова это горы, а для человека – его голова. Средний мир – мир человека, его труд, поведение и поступки. Географически это равнина, подножие гор, где живет и трудится человек. Касаемо тела человека – его туловище, с внутренними органами и сердцем. И низший мир – мир демонов. На Бали это море, а у человека это ноги. С миром демонов человек связан через ноги.

Вода на Бали особо почитаема. Сила воды несет с собой особую энергию, силу созидания и силу очищения. Недаром одними из самых почитаемых храмов на Бали являются те, что стоят на воде или священных источниках.

У балийцев в их верованиях есть четыре священных цвета: красный, черный, белый и желтый. Это цвета богов и самый важный из них желтый принадлежит Санг Хьянг Види (или Акинтья или Санг Хьянг Тунггал или Санг Хьянг Види Васа) – прародитель всех богов.

У храмов, святилищ, возле домов всегда есть статуи различных мифических божеств, обладающих магическими защитными способностями. Многих из них местные жители одевают в национальную одежду (саронг в черно-белую клетку). По верованиям балийцев по ночам статую божеств оживают и занимаются важной работой и поэтому им необходимо быть одетыми. Ткань в черно-белую клетку, в которую наряжают статуи, называется «Поленг». Считается, что именно такая расцветка ткани обладает некой божественной силой. Черно-белая расцветка символизирует баланс черного и белого, равновесие сил Добра и Зла.

Особая и важная часть ритуалов – это ежедневные подношения богам и духам — Чананг. Подношения делаются в маленьких плетеных корзиночках из банановых листьев или листьев бамбука. Плести такие корзиночки учат всех девочек с юного возраста. На практике  многие просто покупают подобные корзиночки. Внутрь плетенок кладутся сладости, рис, цветы, фрукты и вообще любую еду, которая есть сегодня в доме. Для богов кладут, ставят на специальные места в храмах или перед божествами, а для злых духов и демонов ставят на пол или землю перед входом в помещенье. Для богов дополнительно кладутся благовония, а демонам сигареты и алкоголь. Балийцы считают, что каждое создание достойно уважения. Подношения можно увидеть везде: в храмах, на улицах, дорогах и даже в машинах. В дни праздников количество подношений сильно увеличивается.

Часто подношения для духов и демонов кладутся прямо на тротуар и по невнимательности можно наступить или пнуть такие корзиночки, конечно, никто вас ругать не будет, но лучше относится с уважением к местным традициям и стараться обходить подношения, особенно свежие.

Вероятно, невозможно до конца понять балийцев не соприкоснувшись с их духовностью и с их пониманием невидимого мира. Общение балийцев с невидимым своеобразно и ни на что не похоже. С молоком матери они впитали взаимодействие с духами острова, духами предков и энергией  природы.

Понравилась статья? Поделитесь, воспользуйтесь кнопочками. Буду признателен

Балийская культура религия боги — Купу Купу Баронг

Балийская культура: религия, боги и 6 самых важных церемоний

Балийская культура: Религия индийской индуистской религии.

На Бали религия ближе к тому, что мы можем назвать «анимизмом»: вера в души всех вещей в природе. Именно поэтому в балийской культуре люди очень бережно и уважительно относятся к природе, ведь у всего есть божество, которое живет в них. Балийская культура и религия также очень праздничны: церемонии, деревенские фестивали, паломничество, танцы, обряды очищения, а также кремация в честь умерших. Праздничный календарь на Бали очень богат всевозможными религиозными событиями, посвященными самым разным богам и ритуалам.

Балийская культура: боги

3 основных бога

Бали называют «Островом богов», и мы легко можем понять, почему. В балийской культуре и религии существует множество различных богов, три основных из которых — Брахма, Шива и Вишну. Дева Брахма — Бог всех Знаний, часто окрашенный в красный цвет в храмах на Бали. Дева Вишну — милосердный Защитник Жизни. Он открывает цикл жизни со своей женой Богиней плодородия. На другом конце жизненного цикла стоит Дева Шива, Бог Смерти и Разрушения. Это не значит воспринимать исключительно с отрицательной – западной – точки зрения. Действительно, в балийской культуре разрушение также означает очищение и возвращение к исходному состоянию. Это замыкание круга очень важно в религии, где карма может быть изображена как колесо, которое вращается и балансирует в зависимости от хороших или плохих поступков.

Некоторые второстепенные боги

В балийской культуре вы также найдете других популярных богов, таких как знаменитый орел Гаруда, давший свое имя индонезийской авиакомпании. Балийские туристы легко узнают его по острому клюву с зубами, большим и великолепным крыльям и часто верхом на Дэва Вишну. Еще одно лицо, которое скоро будет знакомо всем балийским туристам в любом храме, — это Бхома. Этот бог охраняет вход во все храмы на Бали и даже парадные двери частных домов. Трудно сказать, улыбается ли это крупное лицо с широко открытым ртом балийским туристам или смотрит на них чудовищным взглядом. Вероятно, это зависит от — будем надеяться — доброжелательных намерений, которые они вынашивают, входя в храм на Бали.

Балийская культура: Подношения

Одним из основных способов почтить богов в балийской культуре является подношение им. Вот почему на Бали вы найдете невероятное количество храмов всех видов и размеров. Храм на Бали — это не обязательно большое место, способное принимать посетителей, он также может быть похож на маленькую святыню в частном доме или саду. Храм на Бали существует для защиты людей и места. Даже в отеле важно угождать и чтить богов, чтобы гости могли наслаждаться пребыванием, не беспокоясь. Так что даже в таких местах, как Купу Баронг в Убуде, балийские туристы могут заметить некоторые храмы и святыни.

Люди кладут подношения перед храмом на Бали, чтобы напитать богов. Подношение представляет собой небольшую корзину из пальмовых листьев, которая служит подносом под названием «Кананг сари» и содержит красочные предметы: фрукты, цветы, листья, орехи. В балийской культуре каждый элемент, конечно же, имеет символическое значение. Балийские туристы найдут эти подношения во многих местах, будь то на улицах на тротуаре, у подножия небольшой святыни и, конечно же, в каждом храме на Бали. Прочтите нашу статью, чтобы узнать о наших 10 лучших храмах на Бали .

Балийская культура: 6 самых важных церемоний

Как упоминалось выше, балийская культура очень богата, и праздничный календарь отмечен множеством церемоний. Некоторые из них являются местными, привязанными к конкретному храму или к частному семейному событию, такому как свадьба, церемония «шлифовки зубов» или кремация. Однако некоторые церемонии соблюдаются на уровне всего острова.

Балийская культурная церемония №1: День Ньепи

В балийской культуре День Ньепи — это «День тишины», отмечаемый ежегодно в марте. Этот день эквивалентен Новому году по балийскому лунному календарю, а также является государственным праздником в Индонезии. В течение всего дня все мероприятия и предприятия остановлены, свет выключен, и по закону никто не имеет права выходить на улицу. Это день очищения души. Накануне на каждом перекрестке улиц раскладывают большие подношения, а гигантские «огох-огох» из папье-маше — демоны в балийской культуре — проходят парадом по деревням под музыку и сжигаются вечером, чтобы очистить балийцев.

Балийская культурная церемония #2: Галунган и Кунинган

Два раза в год балийская культура отмечает десятидневный религиозный праздник под названием Галунган. Галунган – это праздник сотворения вселенной, победы Добра над Злом. В балийской культуре духи предков вернутся на Землю в храмах и их прежних домах, так что балийцы приложат все усилия, чтобы приветствовать их наилучшим образом, через молитвы и подношения. Балийские туристы смогут узнать этот фестиваль именно по высоким и украшенным бамбуковым палкам по обеим сторонам улиц, которые представляют собой великолепные подношения. Последний день — Кунинган, когда предки покидают Землю, до следующего Галунгана.

Балийская культурная церемония #3: Пагервези

Пагервези — это день в балийской культуре, когда люди уделяют время себе, чтобы укрепить свою защиту от злых духов. Это день самоанализа и подкрепления, а также молитвы за остальное человечество. Название «Пагервеси» буквально означает «железный забор», как символ сильной защиты разума от злых сил. Этот день отмечается через несколько дней после Сарасвати.

Балийская культурная церемония №4: Сарасвати

Сарасвати — день, посвященный Деви Сарасвати, богине знаний. В этот день Богиня даст божественное вдохновение балийцам, и эти знания и мудрость позволят им праздновать Пагервези, возводить защитный забор для ума и души.

Балийская культурная церемония #5: Одалан

Одалан — это празднование годовщины храма на Бали. Балийцы будут отмечать свой храм великолепными подношениями в честь своих божеств, а также молитвами и музыкой. И с несколькими тысячами храмов на Бали, поэтому туристы Бали имеют большие шансы стать свидетелями храмового праздника во время своего пребывания.

Балийская культурная церемония #6: Тумпек

В течение года в балийской культуре проводится несколько фестивалей «Тумпек». Каждый из них будет чтить определенных божеств, предлагая им определенные предметы. «Тумпек Ландеп» — это день, посвященный создателю всех металлических инструментов, таких как железо, золото или бронза. Это благословение – благодарность Богу за его дар Человечеству. «Тумпек Удух» — «Фестиваль зелени» — посвящен Сангьянгу Сангаккаре, богу растений и еды. Опять же, балийцы проявят свою благодарность и сделают подношения из деревьев, растений, кокосов и т. д., чтобы поблагодарить Бога за хорошие урожаи. «Тумпек Канданг» будет посвящен богу животных и домашних животных Санг Хьянгу Раре-Ангону. В этот день домашних и фермерских питомцев — уток, свиней, кур, собак — можно наряжать в знак поклонения своему благодетелю.

Балийская религия: поиск баланса между тенью и светом

Основа балийского индуизма

 

Балийцы всегда стремятся поддерживать баланс между этими двумя факторами в своей жизни. Их ежедневные подношения в храмах и святилищах предназначены как для низших духов, так и для богов, поскольку они внутренне понимают, что обе силы являются частью игры существования и могут проявляться в различных переживаниях. Нет ничего плохого в тени и ничего хорошего в свете, и то, и другое просто сосуществуют и являются частью чего-то большего. Выходя за пределы понятия «или-или», «хорошего» или «плохого», балийцы стремятся найти гармонию и равновесие в любой ситуации и, в конечном счете, эмоциональную свободу, мокшу, освобождение от внешних обстоятельств и бесконечного цикла рождения и смерти, самсару.

Для балийцев есть три разных слоя космоса, влияющих на жизнь. Высший уровень — это один из богов на небесах, также называемый суарга. Средний слой — это слой людей, называемый бувах. И последний из демонов по имени бхур. Это деление также отражается в человеческом теле как голова, тело и стопы (поэтому стопы обычно считаются самой нечестивой частью человеческого тела, если они не являются стопами Гуру). И даже балийские святыни, которые можно найти в каждом доме и в каждом здании, демонстрируют это тройственное разделение.

Гаятри-мантра, мантра Бога Солнца, резюмирует эту жизненную мудрость начальными строками «Ом Бхур Бхува Сваха», что означает, что молитва о мире и гармонии Богу Солнца (Гаятри) также является молитвой всем трем слоев космоса – макрокосма, который вновь обретается в теле – как микрокосм, а затем проявляется в трехсоставном опыте нашей жизни через тело, разум и душу. Эта мантра читается три раза в каждой школе в течение дня.

 

5 столпов балийской религии

 

 

Религия также основана на пяти столпах веры, которые включают в себя: веру в Верховного Бога (Брахму), веру в одну душу (атму), вера в закон причины и следствия действий (карма), вера в рождение и перерождение (сансара) и вера в окончательное освобождение от этого цикла (мокша). Эти пять столпов приходят в действие благодаря работе главных богов Брахмы, творца, Вишну, поддерживающего, и Шивы, разрушителя.

На местном языке некоторых богов также называют Санг Хьянг Эмбанг или Санг Хьянг Парама Кави. На Бали также много поклоняются богам природы, таким как Деви, богиня риса, Сарасвати, богиня воды, а также горным и речным богам, которые являются частью их древней традиции.
Единственная задача каждого человека на Бали — поддерживать баланс в каждом из своих начинаний и, следовательно, во всей системе. Основой этого являются ежедневные ритуалы и подношения, которые можно увидеть повсюду на острове и которые каждый день кладут на пороги, входы и домашнюю святыню. Эти подношения направлены на поддержание баланса демонических и божественных сил, чтобы жизнь также развивалась в гармонии.

 

Смерть и возрождение в индуизме

 

Согласно индуистскому поверью, душа возрождается после смерти, если до этого не достигла просветления. Когда душа перевоплощается после смерти, чтобы вернуться в новое тело, она должна выполнить прошлую карму в этой жизни. Однако, как только достигается мокша, освобождение, душа не возвращается в новое тело на планете Земля, а вместо этого снова сливается с космическим сознанием.

На Бали большое значение придается ритуалам промежуточных стадий между смертью и возрождением, проводящим душу через циклы. Кроме того, балийцы видят в горах обитель богов, предков и души, которые не были освобождены. Считается, что в особых случаях и праздниках духи спускаются и принимают участие в подношениях и празднествах, специально проводимых для них.

 

Религиозные праздники

 

Одним из самых важных праздников на Бали является Галунган, празднование добра над злом или, как упоминалось выше, дхармы над адхармой.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *