Разное

Сербия религия: Сербы, загадочный народ, его история и культура, традиции и быт

Религиозный сербский студент

В Сербии в последние двадцать лет отмечается возрождение интереса к религии и религиозности, на что указывают социологические исследования.

По переписи населения 2011 года, 95% граждан страны идентифицируют себя с одной из религиозных конфессий, 85% – с православием. Это правило – если ты серб, то обязательно православный, даже в случае, если ты не верующий. Но в Сербии большинство граждан причисляют себя к на самом деле религиозным людям.

Декабрь и январь у сербов месяцы, когда больше всего праздников – в основном религиозных. У каждой сербской семьи есть один день в году самого большого домашнего православного торжества – называется это “Крестная слава”. Это день определенного защитника-святого, который является семейным покровителем. У многих семей эти Крестные славы по календарю именно до и после Нового года. Если еще добавить Рождество, то зимний период в Сербии проходит в сплошном праздновании под знаком православия. В церквях многолюдно, литургии посещаются в массовом порядке, дома у икон постоянно горят свечи. На самом деле такое впечатление, что сербы – очень религиозный народ.

В обширном исследовании, проведенном в Европе в 2012 году, сербы оказались на пятом месте по степени религиозности – опережая даже традиционно религиозных граждан католической Италии. Любопытно, что на первом месте православные македонцы, на втором румыны, на третьем молдаване, на четвертом поляки-католики. Однако социологи отмечают, что эти результаты получены на основании самооценки опрошенных. Узнать же, насколько истинной или насколько декоративной является эта религиозность из опросов можно, только опосредованным образом интерпретировав их результаты.

На днях в Белграде были объявлены результаты социологического исследования религиозности сербских студентов. Оказалось, что огромное большинство студенческой молодежи причислили себя к людям религиозным, а атеистами себя назвали только пять с половиной процентов студентов.
Руководитель этого исследования, доктор социологических наук Института философии и общественной теории в Белграде Мирко Благоевич.

Как объяснить такое стремление образованной молодежи в Сербии к религии?

– Наше исследование, как и исследования, проведенные в Сербии ранее, начиная с 90-х годов минувшего века, показывают, что в процессе возвращения людей к религии и церкви, или точнее – приближении к религии и церкви, большую роль играет восстановление традиции. Отмечается также возрастание религиозности как у молодежи, так и у всего населения в целом. Однако не только в Сербии исследования показали, что значительная часть новой религиозности относится именно к молодому поколению. В Сербии большинство молодежи себя причисляют к православным, а если добавить другие религии в стране – римско-католическую церковь и ислам, – то получается, что около 90% молодых принимают конфессиональную самоидентификацию. Около 70% студенческой молодежи считают, что они религиозные. Чуть меньше – около 50% утверждают, что верят в Бога. А на вопрос, что вызывает у вас доверие, сербские студенты отвечали «образовательные учреждения», что понятно, а затем еще церковь и армия.

А ведь раньше, во времена социализма, образованная молодежь в Сербии, как и во всей бывшей Югославии, являлась наименее религиозной категорией общества. Сейчас же ваши результаты выявили полностью противоположное явление.

– Исследования 1987 года показывали, что лишь три процента студентов были религиозными, но и тогда более 50% студенческой молодежи причисляли себя к православной конфессии. Однако конфессиональная идентификация не является показателем религиозности. Намного более точный показатель – религиозность, которую человек сам декларирует, а еще более точный – религиозная практика, поведение верующих по отношению к выполнению церковных, религиозных правил, требований и обязанностей.

Если говорить о студентах периода социализма, то они в смысле участия в религиозных обрядах были религиозными в 0,03% случаев – то есть практически вообще не были религиозными. Сегодня ситуация противоположная: 70% студентов утверждают, что они лично религиозны.

Как вы интерпретируете такой рост религиозности, или, точнее, такую самооценку?

– Объясняя такой рост, надо учитывать, с одной стороны, конформизм, желание молодежи приспособиться к среде, к общественно востребованному поведению, с другой – отличие условий, в которых действовала церковь в нашем обществе в прошлом и сегодня, а с третьей – ее общественную стигматизацию во времена социализма и ее особую «выделенную» роль в обществе. По моему мнению, именно эти главные факторы повлияли на такие большие перемены, когда речь идет о самовосприятии опрошенных. Однако важнейшие индикаторы истинной, настоящей религиозности, повторяю, скрываются не в самооценке собственной религиозности, а в церковной практике. Если взять за основу эти данные, то оказывается, что процент регулярно посещающих церкви, литургии, молитвы, соблюдение поста, многократно меньше.

Из результатов вашего исследования бросается в глаза именно разница между декларируемой религиозностью и религиозной, церковной практикой опрошенной молодежи. Лишь 9% сербских студентов сказали, что регулярно посещают литургии, 26% соблюдают пост перед большими церковными праздниками, а 32% часто ходят в церковь. А то, что редко кто себя признает атеистом, понятно – в Сербии в последнее время это считается даже неприличным. Ведь никакой ты не серб, если не православный и если не придерживаешься традиций, – ведь так это воспринимает в обществе.
Возрождение такой “религиозности в силу традиции” усилилось во время войн 90-х годов, но оно, вопреки прогнозам специалистов, продолжается.

– Обращение к религии изначально было связано с войнами территории бывшей Югославии в девяностых годах. Это было время, когда на поверхность общественной жизни всплыли отдельные функции религии – защитно-объединяющая, гомогенизирующая, этно-мобилизующая. Распад общего югославского государства и создание национальных государств в те годы повлияли на массовое возвращение людей к традициям и своим церквям – ведь конфликты в бывшей Югославии были не только конфликтами межэтническими, но и межрелигиозными, и поэтому сильно возрастала потребность сплочения собственного народа вокруг одной религии.

Но можно ли такой ренессанс православия в Сербии объяснить лишь войнами и кризисами, когда многие люди находят в религии утешение?

– Это также последствие провала социализма как общественной системы и коммунистической идеологии. Она в Сербии долгое время, после Второй мировой войны, определяла рамки ценностей, давала гражданам идентичность. Учитывая исторический контекст в Сербии, как и в России, с распадом этого фундамента и социалистической самоидентичности, православие появилось как, пожалуй, единственная или как одна из важнейших альтернатив, способных заменить предыдущее мировоззрение.

Вы часто бываете в России, сотрудничаете с российскими коллегами, занимающимися социологией религии. Есть ли разница в возрождении православия между Сербией и Россией?

– По-моему, основная разница в возвращении людей к церкви и религии в Сербии и России состоит в том, что в России это возвращение к православию больше связано с нынешней системой государства. В России отношения между православной церковью и государством, между государством, обществом и религией, кажется, намного более тесные. В бывшей Югославии, из-за специфических обстоятельств и войн возвращение к религии и церкви было важным для толкования конфликтов тех времен, однако все-таки в Сербии, в отличие от России, намного меньше прямой “спайки” православной церкви с государством.

Повлияли, может быть, и исторические отличия. Ведь в бывшей Югославии церковь не преследовалась так, как в Советском Союзе. Сербы, хоть и не считали тогда себя религиозными, но праздновали православное Рождество и Пасху, свою “Крестную славу”, часто крестились и венчались в церкви, хоронили с отпеванием. В теории это называется “культурная религиозность” – укорененность не столько в религиозных догмах, сколько в веками существующих исторических традициях. А теперь все себя объявляют религиозными, даже те, кого, кажется, интересует лишь внешняя, ритуальная сторона церковной практики на праздники и традиционные обряды, которые у сербов всегда подразумевают богато накрытый стол. А как бы вы нарисовали портрет, условно говоря, верующего православного серба?

– Давайте сравним типичного сербского верующего, каким он выглядит на основе наших эмпирических исследований, с типичным верующим тридцать лет назад. Как выглядел типичный верующий времен социализма? Это был верующий женского пола, необразованный, жил в деревне и в социалистической системе был маргиналом, он не был включен в систему социалистического устройства. Сегодня картина типичного верующего меняется. В современной Сербии к ним в равной степени принадлежат как женщины, так и мужчины. Также нельзя сказать, что сейчас верующие в основном из сельской местности. Даже наоборот: в некоторых городах религиозность сильнее, чем в деревнях. Современные верующие больше не принадлежат к категории малообразованных. Как показало наше последнее социологическое исследование 2013 года, студенты по религиозности не отличаются от остального населения.

Религия в Сербии | это… Что такое Религия в Сербии?

Сербия — многоконфессиональная страна. Крупнейшим религиозным объединением является Сербская православная церковь. Конституция и законы Сербии гарантируют свободу вероисповедания.

Верующие в Сербии
Православные

  

85.0 %
Католики

  

5.5 %
Мусульмане

  

3.2 %
Протестанты

  

1.1 %
Иудеи

  

0.09 %
Другие

  

0.07 %

Согласно переписи населения 2002 г. , без Косово:

  • православных — 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков — 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман — 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов — 80 837 чел. (1,1 % населения)
  • иудеев — 785 чел. (0,09 % населения)
  • других конфессий — 530 чел. (0,07 % населения)

По официальным данным свидетелей Иеговы на конец 2009 года, в Сербии (без Косово) проповедует 3871 активный возвещатель, в 2009 году на Вечере Господней присутствовало 8365 человек[1][2].

В 2010 году Министерство по делам религий Сербии удовлетворило заявление «Христианской религиозной общины Свидетелей Иеговы» о регистрации и внесло данную организацию в государственный Реестр церквей и религиозных общин. Регистрация вступила в силу с 8 февраля 2010 года[3][4][5].

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Сербская православная церковь
  • Римско-католическая церковь
  • Словацкая евангелическая церковь а. в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Церковь Иисуса Христа святых последних дней
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Примечания

  1. Ежегодник Свидетелей Иеговы, 2010.  — С. 31-39
  2. 2009 Report of Jehovah’s Witnesses Worldwide
  3. Свидетели Иеговы получили признание в Сербии. Пресс-релиз 1 марта 2010 года.
  4. Министарство вера Републике Србије. Регистар цркава и верских заједница
  5. Јеховини сведоци признати и у Србији. — Радио-Телевизиjа Воjводине

Галерея

Почему Папа Франциск мог совершить свой первый папский визит в Сербию

БЕЛГРАД, Сербия — В конце ноября 2021 года Сербию посетил архиепископ Пол Ричард Галлахер, секретарь Святого Престола по отношениям с государствами. В ходе своего визита он встретился с президентом и премьер-министром страны, а также с недавно избранным патриархом Сербской православной церкви Порфирием.

После встречи с сербской прессой Галлахер сказал: «Папа Франциск открыт для всех приглашений», добавив, что «Папа не может принять все приглашения сразу. Однако он может принять важное приглашение либо в следующем, либо через год».

Помимо обсуждения отношений между Белградом, Святым Престолом и Косово, Галлахер заявил о поддержке реформ страны в рамках процесса интеграции в Европейский Союз.

Визит архиепископа в Белград был последней из серии важных встреч. За последние 20 лет Сербия постепенно улучшала свои отношения со Святым Престолом. В 2005, 2009, 2015 и 2019 годах состоялось четыре президентских визита в Ватикан. Кроме того, в 2018 году Сербию посетил государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин; Галлахер посетил страну с официальным визитом в 2015 и 2019 годах.; и кардинал Доминик Мамберти посетили Сербию в 2014 году.

Кардинал Курт Кох, президент Папского совета по содействию христианскому единству, также посетил Сербию в 2015 году. Во время своего визита Кох встретился с официальными лицами Суботицы, города в северной части Сербии со значительным католическим населением. Обращаясь к католической общине Суботицы, Кох сказал: «Католики в Сербии могут надеяться и хотеть папского визита. Однако это не может быть решено католической церковью, поскольку есть и другие стороны, которые должны принять этот визит». Кох имел в виду Сербскую православную церковь.

Последние события в отношениях между Белградом и Святым Престолом дают надежду на то, что приглашение Сербской Православной Церкви и визит Папы в страну могут состояться в ближайшем будущем. Недавние визиты Папы Франциска в Грецию и на Кипр, а также готовность посетить Россию ясно показывают его приверженность более тесным отношениям между католическим Западом и православным Востоком. Ранее в прошлом году Патриарх Порфирий был избран Священным Синодом Сербской Православной Церкви. В течение многих лет Порфирий служил митрополитом Загребским и Люблянским.

Во время своего пребывания в Хорватии и Словении, двух католических странах, Патриарх Порфирий тесно сотрудничал и общался с представителями католической церкви, что делает его более вероятным инициатором папского визита в Сербию в будущем.

Двойственный характер папского визита

Приглашение Папы в Сербию не требует формальной процедуры, которая отличалась бы от приглашения любого другого государственного деятеля или иностранного сановника. Дипломатический протокол требует официального приглашения от соответствующего уровня правительства, принятия приглашения от другой стороны и согласования всех конкретных деталей визита по дипломатическим каналам.

Однако визит папы имеет двоякую природу: политическую и религиозную. Поэтому, помимо светских властей, папе необходимо получить приглашение от высшего уровня духовного руководства страны.

По словам бывшего посла Сербии при Святом Престоле Дарко Танасковича: «Уникальность, обусловленная двойственным, церковно-государственным характером Святого Престола, состоит в том, что ожидается приглашение главы Римско-католической церкви самой большой церковью в Сербии, которая является Сербской православной церковью. Приглашение Сербской Православной Церкви формально не является обязательным для Папы как главы государства для официального визита в Сербию, но по существу оно даже важнее, чем государственное приглашение, потому что папские визиты всегда носят политический и пастырский характер».

ПРОЧИТАЙТЕ: Вопросы и ответы с послом Сербии Дарко Танасковичем О католически-православных отношениях

Танаскович добавил: «Государственное приглашение, на которое неоднократно намекали, как выражение политического настроения властей Белграда , до сих пор не было официально оформлено и конкретизировано, поскольку Сербская Православная Церковь считает, что условия для визита еще не соблюдены».

В интервью информационному агентству «Бета» его коллега и бывший посол страны при Святом Престоле Владета Янкович разделила мнение Танасковича, заявив, что «визит папы в Сербию не очень реалистичен и не произойдет в ближайшее время. ”

Папу приглашали в Сербию все президенты с 2004 года: Борис Тадич, Томислав Николич и Александр Вучич. Кроме того, Папа был неоднократно публично приглашен в Сербию Ивицей Дачичем во время его пребывания на посту министра иностранных дел Сербии (2014-2020).

Несмотря на готовность сербского правительства пригласить Папу посетить страну, Сербская православная церковь по-прежнему является решительным противником этой идеи. Правительственные чиновники мало что могут сказать по этому поводу.

6 июля 2018 года в интервью сербскому телеканалу Pink Ивица Дачич рассказал об отмене папского визита в 2016 году. В январе 2016 года временный поверенный в делах Ватикана обратился к тогдашнему президенту Николичу. В документе говорилось, что папа принял приглашение Николича приехать в Сербию, предложив в качестве даты визита 21-22 мая 2016 года. В ходе интервью Дачич сказал, что «Николич проконсультировался с Сербской православной церковью, после чего визит папы был отменен. Это было очень плохо и вредно, потому что мы играем своими национальными интересами. Я уважаю все доводы нашей церкви, но приезд папы в наших интересах».

Исторические факторы

Большинство населения Сербии воспринимает визит папы как попытку Ватикана обратить сербов в католицизм. Отношения между католической церковью и Сербской православной церковью были сформированы бурным и жестоким прошлым Сербии с хорватами. Это восходит к геноциду, совершенному фашистскими властями Независимого государства Хорватия, и к более поздним конфликтам в последнее десятилетие 20-го века и исходу примерно 200 000 сербов с территории Хорватии.

Танаскович рассказал о хорватском факторе в отношениях между католической и сербской церквями.

«Поскольку сербы как нация исторически и наиболее интенсивно переживали католицизм через социальное общение и взаимодействие с хорватами, логично, что свои представления о Римско-католической церкви они формировали через призму этого опыта», — сказал Танаскович. «Конечно, это не целостный взгляд, но он актуален только в сферах социальной реальности и должен быть принят во внимание».

Танаскович добавил, что существует «глубоко укоренившееся и широко распространенное недовольство Ватиканом в Сербии из-за роли папского государства и католической церкви, особенно в Хорватии в некоторые периоды величайших страданий сербского народа. в течение 20 века. Многие считают, что Римская курия последовательно и систематически поддерживала все политические проекты на более широком международном и региональном уровне, направленные против сербского народа и утверждения сербской государственности. Очень распространено мнение, что римская курия была причастна к геноциду сербов в Независимом государстве Хорватия во время Второй мировой войны, а также к процессу распада югославской федерации в XIX веке.90-х, в течение которых Ватикан решительно поддерживал одностороннее отделение Словении и Хорватии».

Бывший министр иностранных дел Ивица Дачич в интервью телеканалу Pink сказал, что, по его мнению, отношения Сербии с Ватиканом отягощены отношениями страны с Хорватией, заявив, что «мы должны быть выше этого».

Однако патриарх Сербской православной церкви Ириней, скончавшийся в конце 2020 года после заражения коронавирусом, не разделял эту точку зрения.

В 2018 году он заявил, что «сейчас не время для визита Папы Франциска из-за всего, что произошло в прошлом, и огромного количества сербских беженцев из Хорватии». Ириней также добавил, что «Папа может посетить Сербию в качестве государственного деятеля, и Сербская православная церковь не будет этому препятствовать».

Многие официальные лица Сербской православной церкви и богословы считают, что папский путь в Белград ведет через Хорватию. Многие консерваторы в Сербии часто упоминали, что Папа должен извиниться за причастность католической церкви к геноциду православных сербов во время Второй мировой войны на территории Независимого государства Хорватия, марионеточного государства нацистской Германии.

Лидеры Сербской церкви и историки страны считают, что Ясеновац — крупнейший концлагерь для сербов, евреев и цыган в Независимом Государстве Хорватия — был бы подходящим местом для принесения этих извинений.

Серьезным препятствием в отношениях между Белградом и Святым Престолом является потенциальная будущая канонизация кардинала Алоизиуса Степинаца, главы католической церкви в Хорватии во время Второй мировой войны.

После войны Степинац был приговорен к 16 годам — пять лет отсидел в тюрьме, прежде чем был переведен под домашний арест до самой смерти в 1960 — за его активную поддержку Независимого Государства Хорватия. Во время своего папства, 3 октября 1998 года, св. Иоанн Павел II объявил Степинаца мучеником и причислил его к лику блаженных перед сотнями тысяч хорватов. Беатификация остается спорной, особенно среди руководства и верующих Сербской православной церкви.

Папа Франциск выразил понимание опасений сербской стороны, пригласив сербских прелатов принять участие в Совместной сербско-хорватской комиссии по кардиналу Степинацу, целью которой было расследование канонизации Степинаца. Однако обе стороны согласились лишь с тем, что «в случае кардинала Степинаца толкования, которые давали преимущественно хорваты-католики и православные сербы, остаются расходящимися».

Многие прелаты Сербской церкви считают, что Папа Франциск понимает влияние канонизации Степинаца на отношения между Белградом и Святым Престолом, чего, вероятно, не произойдет во время его пребывания на посту главы католической церкви.

Танаскович, который был членом Совместной сербско-хорватской комиссии по кардиналу Степинацу, сказал: «Пастырская позиция Папы Франциска способствует формированию осознания того, что хорватский католицизм, сильно характеризующийся ярко выраженными клеронационалистическими наклонностями, не единственно возможное лицо католической церкви. Папа не делает и не должен делать никаких «уступок», а только поступать как истинный христианин, что он и делает. Именно поэтому существует много проблем с хорватскими католиками, в том числе и с частью духовенства, которые ожидают, что все, что им кажется правильным, будет безоговорочно одобрено и поддержано Ватиканом, особенно в отношении православных сербов».

Православный тур Папы Франциска

Экуменическая деятельность Папы достигла своего пика со 2 по 6 декабря 2021 года во время его поездки на Кипр и в Грецию. Эти две поездки были охарактеризованы средствами массовой информации как «православный тур» Папы. На встрече 4 декабря с главой Греческой православной церкви Франциск извинился перед православными «за то, как католики способствовали разделению с православными христианами».

Этот жест стал значительным прорывом в отношениях католиков и православных. Во время поездки Франциск даже выразил готовность поехать в Москву в надежде встретиться со своим «братом» патриархом Кириллом.

«Мы братья, и мы говорим друг с другом напрямую», — сказал Фрэнсис журналистам на борту обратного рейса в Рим. «Мы не танцуем менуэт».

Недавно Папу Франциска обвинили в отсутствии твердой позиции в отношении вторжения России в Украину. Смешанные послания папы в адрес России могут свидетельствовать о его готовности оставить двери Московского Патриархата открытыми.

Поездки на Кипр и в Грецию были двумя остановками в большом православном турне Папы Франциска. Во время своего турне он посетил несколько православных стран: Грецию и Грузию в 2016 году, а также Болгарию, Северную Македонию и Румынию в 2019 году.. Франциск также посетил Албанию в 2014 году и Боснию и Герцеговину в 2015 году, страны с мусульманским большинством.

Помимо России, Сербия — одна из редких православных стран, куда никогда не приезжал Папа Римский. На Западных Балканах Папа Франциск посетил все государства, кроме Сербии и Черногории. В обеих странах Сербская православная церковь представляет самую большую религиозную общину.

Ватикан, Латинская Америка и балканская трясина

17 февраля 2008 г. Косово, автономный край Сербии, при поддержке США и большинства государств-членов Европейского Союза в одностороннем порядке провозгласило независимость . С тех пор независимость Косово признали примерно 100 стран: три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, 22 из 27 стран Евросоюза и 26 из 30 стран-членов НАТО.

Китай, Россия, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика и Испания – страны, не признавшие одностороннее провозглашение независимости Косово. Несмотря на мнение сербской общественности о том, что Ватикан активно работает против национальных интересов страны, Святой Престол входит в число стран, не признающих независимость Косово.

После окончания бомбардировок Югославии НАТО летом 1999 года Сербия и сепаратистские власти Косово поддерживают замороженный конфликт. После одностороннего провозглашения независимости в феврале 2008 года эта ситуация была нарушена дипломатической кампанией Косово за международное признание. На пике косовские власти утверждали, что получили 115 дипломатических признаний.

В ответ правительство Сербии начало успешную кампанию по прекращению признания Косово, что привело к отказу Косово от вступления в ЮНЕСКО и Интерпол. Кроме того, сербские официальные лица утверждают, что в результате кампании 22 страны отказались от признания Косово, хотя это утверждение оспаривается косовскими официальными лицами.

Среди государств, признавших независимость Косово, страны региона Латинской Америки: Коста-Рика, Колумбия, Перу, Сальвадор и Гондурас. В октябре 2017 года Суринам отказался от признания Косово. Это событие было воспринято общественно-политической элитой Сербии как исторический поворотный пункт, поскольку оно показало возможность обращения вспять процесса международного признания Косово. Некоторые правительственные чиновники в Белграде считали, что это может стать новой дипломатической возможностью для кампании по прекращению признания среди латиноамериканских стран. Одним из них был Ивица Дачич, министр иностранных дел в 2014-2020 годах.

Учитывая его политическую карьеру, Дачич может показаться маловероятным сторонником папского визита. С 2003 года является бесспорным лидером Социалистической партии Сербии, правопреемницей Союза коммунистов Югославии и партии Слободана Милошевича.

Помимо позиции правительства по Косово в дипломатических отношениях с Ватиканом, Сербская православная церковь играет решающую роль в этом процессе.

«Сербская православная церковь имеет политический интерес в отношениях с Ватиканом. Так же, как и Республика Сербия, Сербская Православная Церковь пытается повлиять на Святой Престол, чтобы сохранить свою позицию непризнания в одностороннем порядке провозглашенной независимости Косово», — сказал Танаскович.

Визит папы и национальные интересы Сербии

Тот факт, что Ватикан не признал провозглашенную в одностороннем порядке независимость Косово, является ключевым фактором в отношениях между Белградом и Святым Престолом. Сербские правительственные чиновники должны признать потенциал более широкого воздействия папского визита на национальные интересы Сербии. Первый в истории визит Папы в Сербию будет представлять собой открытие страны для Запада, а также свидетельствовать о приверженности Сербии миру, диалогу и примирению в регионе.

В Сербии около 350 000 католиков. Пригласив папу посетить страну, Сербская православная церковь и сербское правительство продемонстрируют уважение к религиозной свободе как к праву человека. В период растущего антагонизма между Востоком и Западом визит папы в Сербию был бы воспринят как жест доброй воли, улучшающий репутацию страны и положение в международном сообществе.

Визит папы в Сербию и отношения между Белградом и Святым Престолом должны включать другие области, представляющие интерес для обеих сторон, такие как образование, культура и сохранение исторического наследия.

27 июня 2014 г. во время своего визита в Сербию секретарь Ватикана по отношениям с государствами кардинал Мамберти подписал двустороннее соглашение в сфере высшего образования с министром иностранных дел Сербии Ивицей Дачичем. Соглашение вступило в силу 12 января 2015 г., разрешая католической церкви открывать школы и высшие учебные заведения на территории Сербии. Это соглашение могло бы служить ярким примером будущего сотрудничества между Белградом и Святым Престолом.

Православный раскол и экуменический диалог

Разногласия между Константинопольским Вселенским Православным Патриархатом и Московским Русским Православным Патриархатом нарастали годами. В 2018 году решение Вселенского Константинопольского Патриархата о предоставлении будущей «автокефалии» (самоуправления) Православной Церкви в Украине положило начало расколу в православном мире.

5 января 2019 года Вселенский Патриарх Варфоломей I официально даровал Томос об автокефалии Православной Церкви Украины. Это решение вкупе с российским вторжением в Украину три года спустя сделало углубляющийся православный раскол неизбежным и потенциально необратимым в долгосрочной перспективе.

Многие православные богословы предупреждают о возможном разделении православия на два блока: греческий и славянский. Греческий лагерь будет состоять из Вселенского Константинопольского Патриархата, Элладской Церкви, Кипрской Церкви и Александрийского Патриархата; сербско-болгарско-русская церковь возглавит славянский блок.

Московско-Константинопольский раскол не только повлияет на межправославные отношения, но и, вероятно, поставит под угрозу прогресс, достигнутый в экуменическом католически-православном диалоге. Одним из последствий православного раскола может стать возможность «разноскоростного» экуменического диалога, который приведет к еще большему расколу в православном мире. Раскол побудил бы Вселенский Патриархат к более тесным отношениям с Римом, а Московский Патриархат был бы изолирован от этого процесса.

Это событие ставит Сербскую Православную Церковь в очень трудное положение. Сербская Церковь воспринималась на Западе как традиционный друг и союзник Московского Патриархата. Однако Сербская Православная Церковь является автокефальной церковью. У него свои отношения с католической и православной церквями и независимый процесс принятия решений. Лучшим примером тому является Святой и Великий Собор Всемирной Православной Церкви, состоявшийся на Крите 19-26 июня 2016 г.

Московская Патриархия приняла решение не участвовать, а Сербская Церковь направила свою делегацию для участия в Соборе. Более того, визит папы был бы полезен Сербской православной церкви.

Танаскович считает, что «при правильном осмыслении и согласовании с соответствующей и структурированной подготовкой Сербия и Сербская Православная Церковь выиграют от визита Папы Франциска с точки зрения открытого диалога и взаимопонимания, без каких-либо предварительных расчетов по поводу у кого больше шансов выиграть и у кого больше шансов проиграть. Отсутствие или застой диалога уж точно никому ничего полезного не приносит. Отношения между Святым Престолом и Сербской Православной Церковью в последнее время значительно улучшились благодаря поддержанию регулярного и конструктивного диалога по всем вопросам, важным для верующих обеих церквей».

Православный мир движется к неспокойным временам. Сербская Православная Церковь должна сохранять нейтралитет в православном расколе, сохраняя нейтралитет между Константинополем и Москвой, активно работая над выстраиванием отношений с католицизмом и православием.

В свете вторжения России в Украину и начала православного раскола визит Папы в Сербию может ознаменовать начало новой эры в католическом и православном диалоге, одновременно посылая мощный сигнал мира и примирения остальным Мир.

Йован Трипкович — аспирант и ассистент преподавателя в Университете Вайоминга.

Государственные праздники в Сербии 2022-2026

Сербия преимущественно христианская, но христианские праздники сербов основаны не на григорианском, а на православном календаре. Например, православное начало года приходится на 13 января, а Рождество — на 7 января. Также празднование Пасхи сдвинуто на 7 дней назад. Кстати, тот факт, что православный календарь «отличается» от календаря большинства западных стран, не является недостатком. Наоборот, он более точно отображает солнечный год.
На первый взгляд количество государственных праздников может показаться небольшим. Однако, в зависимости от религии, есть 1-2 дополнительных праздника в год, которые основаны на высоких праздниках соответствующей религии.
Назад к обзору: Сербия

Непереходящие праздники

Неофициальные праздники выделены серым цветом.

29 Дек. 0173

Дата праздник Местное название
1 января 1 день Нового года Nova Godina
Jan. 2nd 2nd New Year’s Day Nova Godina
Jan. 7th Orthodox Christmas Božić
Jan. 13th Serbian New Year Srpska Нова Година
27 января День Св. Саввы Дан Светог Сохранить
15 февраля Национальный день Данбижно 9

День Сербской армии

0173
April 22nd Holocaust Memorial Day Dan Secanja Na Žrtve Holokausta
May 1st Labor Day Praznik rada
May 9th Victory Day Dan pobede
6 июня День святого Вита Видовдан
11 ноября День прекращения огня Дан примирья
1st Christmas Day (Western Churches)

Moving Holidays in Serbia

2 3 мая 9017th
holiday Local name 2022 2023 2024 2025 2026
Начало Рамадана 3 апреля 23 марта 11 марта 1 марта 18 февраля
Страстная пятница (Запад)0173

April 15th April 7th March 29th April 18th April 3rd
Great Friday (Good Friday) Veliki Petak April 22nd April 14th May 3rd April 18 10 апреля
Великая Суббота Велика Субота 23 апреля 15 апреля
April 11th
Orthodox Easter Sunday Uskrs April 24th April 16th May 5th April 20th April 12th
Orthodox Easter Monday Uskrs April 24th 16 апреля 5 мая 20 апреля 12 апреля
Курбан Байрамы (Праздник жертвоприношения) 7 93 июля

72 June 28th

June 16th June 6th May 26th
Yom Kippur Oct. 5th Sept. 25th Oct. 12th Oct. 2nd Sept. 21st

Если государственный праздник выпадает на воскресенье, следующий рабочий день является выходным.

Одна страна, разные конфессии

Большая часть населения Сербии исповедует православие, т.е. принадлежит к Христианской Восточной Церкви. Значительно меньшая часть, но не игнорируемая правительством, также является католиками, протестантами, мусульманами, а также евреями. В дополнение к однодневным православным праздничным дням Рождества, Страстной пятницы и Пасхи каждой из этих религий предоставляются дополнительные необязательные выходные дни, которые являются бесплатными с полной оплатой труда. Для православных это первый день семейного праздника «Слава». Последователи западных христианских церквей отмечают Страстную пятницу, а также 1-й день Рождества. Мусульмане могут соответственно отмечать первый день Рамадана Байрам и Курбан Байрам, а евреи – день Йом Кипур.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *