Религия шри ланка: Религиозные конфликты на Шри-Ланке – Картина дня – Коммерсантъ
Религиозные конфликты на Шри-Ланке – Картина дня – Коммерсантъ
21 апреля 2019 года на Шри-Ланке произошла серия терактов. По последним данным, восемь взрывов унесли жизни 207 человек. Большинство из них — местные христиане. В подготовке терактов подозревают мусульманское объединение National Thowheeth Jama`ath. История религиозных конфликтов на Шри-Ланке — в материале “Ъ”.
На острове Шри-Ланка проживает около 22,5 млн человек. 70% населения — буддисты, 12% — индуисты, 10% — мусульмане, 6% — христиане-католики. Иные религии исповедует 2% жителей острова.
С 1983 по 2009 год на территории Шри-Ланки шла гражданская война между официальным правительством, относящимся к этнической группе сингалов, и военизированным движением «Тигры освобождения Тамил Илама», участниками которого были этнические тамилы. Сингалы составляют 75% населения острова, из них 94% исповедуют буддизм Тхеравады. В свою очередь, тамилы, составляющие 18% населения, являются индуистами-шиваитами или мусульманами.
В январе 2008 года правительство Шри-Ланки объявило об отказе от перемирия, ранее заключенного с руководством «тамильских тигров», и пошло в наступление на контролируемые ими территории. 17 мая 2009 года «тамильские тигры» официально признали поражение в войне и объявили о прекращении огня. С тех пор ситуация в стране стала спокойнее, но отдельные религиозные конфликты продолжались.
Так, в начале мая 2013 года власти острова арестовали исламского политического деятеля Азада Салли, открыто обвинившего руководство страны в поддержке радикальных группировок буддистов-националистов.
11 августа 2013 года несколько десятков буддистов напали на мечеть в Коломбо, столице острова. Пострадали пять человек.
12 января 2014 года около 200 радикально настроенных буддистов, включая 20 монахов, напали на две церкви в городе Хиккадува. Нападавшие разрушили внутреннее убранство храмов и попытались поджечь здания.
12 июня 2014 года буддистский монах Аягама Самитха и его водитель были атакованы мусульманами. Через три дня, 15 июня, по стране прокатилась волна беспорядков — протестные акции буддистов-экстремистов из группировки «Боду Бала Сена» переросли в погромы мусульманских магазинов и домов. Жертвами стали 5 человек, более 80 получили ранения, 8 тыс. мусульман и 2 тыс. буддистов были вынуждены сменить место жительства.
20 января 2017 года группа буддистов-радикалов уничтожила протестантскую церковь в городе Пахарайа.
17 ноября 2017 года буддист на мотоцикле сбил мусульманку и ее сына. ДТП привело к новым столкновениям. В ходе погромов было сожжено или повреждено 66 домов и 26 магазинов, принадлежавших мусульманам, 16 транспортных средств и 2 мечети. Пятеро пострадавших были госпитализированы.
28 февраля 2018 года в городе Ампара снова произошли погромы в мусульманских кварталах. Были госпитализированы пять человек. Поводом для столкновений стал слух, что мусульмане, держащие кафе, подсыпают в напитки препараты, вызывающие бесплодие.
5 марта 2018 года в городе Паллекл буддисты-радикалы разрушили мусульманский квартал, оставив без жилья несколько сотен человек. Поводом для нападения стала смерть одного из представителей буддистской общины, накануне подравшегося с мусульманами. Власти вводили в стране чрезвычайное положение.
8 и 15 июля 2018 года в городах Киран и Амбалангода буддисты сорвали христианские богослужения в местных церквях. По словам очевидцев, среди буддистов были и местные чиновники.
Национальный христианский евангельский союз Шри-Ланки (NCEASL) заявил: за 2018 год было совершено 86 нападений на христиан со стороны буддистских радикалов.
29 января 2019 года шестеро буддистов-радикалов напали на дом христианского священника в провинции Наттандия, пока тот был в отъезде. Члены христианской общины попытались остановить нападавших. В результате драки один буддист был ранен и оказался в больнице. 19 февраля христианин-священник был арестован.
Население, праздники и религия Шри-Ланки
К концу XX в. население Шри-Ланки составляло около 19 млн человек. Примерно миллион тамильских беженцев живет за ее пределами, преимущественно в Индии и Канаде. Самая крупная этническая группа в стране — сингалы-буддисты (74% населения), вторая по численности — тамилы (18%).
Ни одна из двух основных народностей Шри-Ланки не является коренной, но обе живут на острове очень давно. И тамилы, и сингалы прибыли сюда из Индии, и те и другие считают Шри-Ланку своей родиной. Давно накапливающаяся напряженность между ними дала о себе знать в 1980-е гг., когда тамилы попытались получить равные права, а сингалы захотели укрепить свое доминирующее положение.
Источники этой напряженности — в конфессиональных и этнических различиях. Сингалы считают своим прародителем легендарного принца Виджая, выходца из Северной Индии. Он покинул родину примерно в V в. до н.э., изгнанный отцом, правителем Синхабаху. Принц вместе со своими 700 подданными отплыл из Индии и через некоторое время высадился на берегу Шри-Ланки. Потомки этих людей постепенно заселили остров, основав здесь первые города. Согласно главной исторической хронике Шри-Ланки — «Махаванше», Виджая и его свита прибыли на остров как раз в тот день, когда в Индии умер Будда. Такая версия событий лишний раз подтверждает стремление сингалов провозгласить себя истинными хранителями буддийской веры. К тому моменту арии в Индии уже находились в упадке, и сингалы, одна из арийских народностей, двинулись на юг, чтобы покорить или хотя бы потеснить темнокожее неарийское население новых земель.
В отличие от сингалов, тамилы Шри-Ланки не представляют собой однородной этнической группы. Относясь к одному дравидийскому народу, они делятся на цейлонских тамилов (или тамилов Джафны) и индийских. Более многочисленные цейлонские тамилы считают себя потомками воинственных династий, которые, начиная с III в. до н. э., вторгались на Шри-Ланку и захватывали власть над отдельными районами острова.
Сегодня цейлонские тамилы живут преимущественно в окрестностях Джафны и на восточном побережье. Что касается индийских тамилов, то они — потомки тамилов, которых англичане в XIX в. переселили из Индии на Шри-Ланку для работы на чайных плантациях. Первоначально это были только мужчины, но с 80-х гг. XIX в. на остров стали приезжать и женщины, и даже целые семьи. Поток эмигрантов стремительно рос, и к 1920-м гг. на чайных плантациях работали уже полмиллиона тамилов. И сегодня большинство индийских тамилов живет в чаепроизводящих районах в центре острова, хотя большое их количество поселилось и в столице Шри-Ланки — Коломбо.
Примерно 3/4 тамилов — индуисты, остальные исповедуют христианство и ислам. Обе группы говорят на тамильском, дравидийском, языке, в котором много слов заимствовано из санскрита.
Тамильский язык практически ничем не напоминает сингальский; кроме того, ныне различают два его диалекта, они образовались из-за того, что индийские и цейлонские тамилы переселялись на остров в разные исторические периоды.
Тамильский язык имеет собственный алфавит, напоминающий алфавиты других дравидийских языков.
Третья по численности этническая группа Шри-Ланки — мавры (7%). Это потомки арабов и индийских торговцев, селившихся на острове с VII в. н. э. Большинство из них осели на Шри-Ланке благодаря коммерческому потенциалу острова. Даже сегодня мавры в основном занимаются торговлей, главным образом драгоценными камнями. Небольшая часть мавров имеет малайские корни.
Современные малайские мавры живут преимущественно на южном побережье, в районе города Хамбантота, они — потомки малайских мореплавателей и воинов, которых привозили сюда голландцы. Во времена британского правления полки малайских солдат размещались в районе Коломбо, называвшемся «островом рабов». Некоторые малайцы до сих пор сохранили язык предков, но таких становится все меньше. Малайские мавры говорят на сингальском языке, а те, что живут на севере и востоке страны, — на тамильском.
Этнический состав острова чрезвычайно разнообразен. Кроме сингалов, тамилов и мавров, здесь живут также бюргеры — потомки детей от браков коренных жителей Шри-Ланки с португальцами и голландцами.
В отличие от Индии, где потомков от браков индийцев с англичанами не признавали ни те, ни другие, бюргеры Шри-Ланки часто достигали высокого социального положения. И голландцы, и португальцы их весьма ценили. Португальские власти одно время даже активно стимулировали браки своих граждан с коренными жителями колоний.
После получения независимости большинство англоговорящих бюргеров утратило свое влияние. Многие из них эмигрировали, главным образом в США и Австралию. Сегодня бюргеры составляют менее 0,5% населения Шри-Ланки. Большинство из них христиане.
Коренными жителями Шри-Ланки являются ведды — они населяли этот остров задолго до появления на нем сингалов и тамилов. Многие антропологи считают веддов прямыми потомками людей каменного века. В некотором отношении они напоминают аборигенов Австралии и Андаманских островов.
По мере роста населения леса на острове стали вырубать, и веддам пришлось отказаться от традиционного образа жизни. Сегодня на Шри-Ланке осталось лишь несколько сот представителей этого древнего народа. В основном они занимаются натуральным хозяйством в джунглях провинции Ува.
Говоря о населении Шри-Ланки, нельзя не упомянуть о китайцах, пакистанцах и выходцах из Индии — парсах, синдхах, куи и бохра, исповедующих ислам.
Праздники и религия
Большинство населения Шри-Ланки буддисты, но на острове широко распространен и индуизм. Встречаются также мусульмане и христиане. Принимая во внимание огромное этническое разнообразие, отличающее население Шри-Ланки, не приходится удивляться тому, что в этой стране отмечается множество религиозных и светских праздников. Для одних установлена постоянная дата, а время проведения других вычисляется по лунному календарю, который меняется каждый год и состоит всего из 360 дней.
Вышесказанное означает, что, к примеру, мусульманские праздники каждый год смещаются на несколько дней, то есть даты их проведения не постоянны. Единственный способ определить эти даты — купить соответствующий календарь.
Мусульманские праздники зависят от времени наступления новолуния. Гораздо проще определить даты буддийских праздников, которые обычно отмечаются в дни полной Луны. Например, праздник Канди Перахера отмечается в полнолуние в июле — августе.
На эти месяцы приходится большинство важнейших праздников в Шри-Ланке, их отмечают представители самых крупных религиозных сообществ страны — буддисты и индуисты.
Январь
Дурутху Перахера. Отмечается в Коломбо. Праздник знаменует день, когда Будда прибыл на Шри-Ланку.
Февраль
Навам Перахера. Колоритный праздник с участием слонов. Гулянья проходят в течение двух дней на улицах Коломбо близ храма Гангарамая.
День независимости. Отмечается 4 февраля. В этот день устраиваются парады, представления, связанные с национальными достижениями и культурой. Повсюду танцуют и играют в национальные игры.
Март
Мавлид. Праздник в честь рождения Пророка Мухаммада. В 2010 г. отмечался в феврале.
Апрель
Сингальский и тамильский Новый год. Традиционный праздник, знаменующий переход Солнца из созвездия Рыб в созвездие Овна. По всему острову устраиваются гонки на слонах и разнообразные игры, в том числе с кокосами, и парные поединки на подушках.
Май
День труда. В этот день профсоюзы организуют шествия в честь международного праздника трудящихся. Праздник полнолуния Весак. Это праздник рождения, просветления и ухода Будды. Вы увидите огромные иллюминированные плавучие платформы — пандалы — и красочные представления. В этот день паломникам раздают еду и напитки.
Июнь
Праздник полнолуния Посон. Знаменует утверждение буддизма в Шри-Ланке (III в. до н. э.). Праздник отмечается в большинстве районов острова иллюминациями, представлениями, процессиями.
Июль / август
Канди Эсала Перахера. Главный и самый зрелищный буддийский праздник в Шри-Ланке, длящийся десять дней. Центр празднеств — город Канди. Здесь, как правило, проходит самое грандиозное шествие — с сотнями слонов, танцоров, барабанщиков и факелоносцев. Праздничные торжества в эти дни можно увидеть также в Катарагаме, Дондре, Белланвиле и Муннешвараме.
Вел. Главный ежегодный индуистский праздник, отмечаемый повсюду на острове. В этот день по городским улицам провозят от одного храма к другому богато украшенную колесницу бога войны Сканды. Катарагама. В городе Катарагаме ин-дуисты показывают чудеса умерщвления плоти.
Октябрь
Дипавали. Это праздник света, отмечаемый индуистами в честь богини Лакшми.
Рамадан. В 2009 г. начинался 21 августа, в 2010 г. — 11 августа.
Ид аль-Фитр. Праздник окончания Рамадана. В 2009 и 2010 гг. приходился на сентябрь.
Ноябрь
Ид аль-Адха. В 2009 и 2010 гг. этот мусульманский праздник приходился на ноябрь.
Декабрь
Праздник полнолуния Ундувап (День Сангамитты). В этот день на Шри-Ланку была доставлена ветвь от индийского дерева, под которым Будда достиг просветления. В дни праздника у священного дерева Бо в Анурадхапуре, первой столице Шри-Ланки, собирается особенно много верующих.
Рождество. Рождество на острове празднуют очень широко, и прежде всего, конечно, местные христиане.
Государственные праздники
В Шри-Ланке их огромное множество. В эти дни поезда и автобусы забиты людьми, а цены в отелях стремительно растут. Уточните, какие праздники придутся на время вашего пребывания, чтобы правильно спланировать свое время.
Несмотря на многолюдность и рост цен, ланкийские праздники — это впечатляющее зрелище, которое запомнится вам надолго. Самый красочный праздник в Азии — Канди Эсала Перахера.
Кроме праздников, о которых уже упоминалось, в стране отмечают множество других — индуистских, буддийских, мусульманских и христианских. Буддисты, например, празднуют каждое полнолуние; в эти дни спиртное продают только в нескольких туристических центрах. Большинство индуистских и мусульманских праздников отмечается по лунному календарю; чтобы выяснить их точную дату, откройте сайт www.srilankatourism.org.
Религия
Буддизм
Большинство жителей Шри-Ланки (74%, преимущественно сингалы) исповедуют буддизм, являясь приверженцами школы тхеравады, то есть «Пути старших».
Тхеравада главное внимание уделяет достижению нирваны, тогда как основой учения махаяны считается путь бодхисаттвы — отказ от перехода в нирвану ради того, чтобы помогать другим достичь просветления. Цель приверженца тхеравады — стать архатом, то есть «достигшим освобождения». Осуществить это можно, лишь пройдя Благородный восьмеричный путь и избавившись от «десяти оков» — ошибочных представлений о мире и жизни. Благородный восьмеричный путь символизирует буддийскую схему морального и духовного саморазвития, ведущего к просветлению. Вот его этапы:
- правильное понимание;
- правильное намерение;
- правильная речь;
- правильный поступок;
- правильный образ жизни;
- правильное усилие;
- правильное направление мысли;
- правильная сосредоточенность.
Основой буддийского мышления являются четыре Благородные истины, которые Будда изложил в своем первом наставлении. Каждый, кто их постигнет, получит вожделенное освобождение. Вот эти четыре Благородные истины: Дуккха: все есть страдание; Самудая: причина страдания — в эгоистическом желании; Ниродха: избавление от желаний приносит избавление от страдания; Магга: единственный путь к прекращению страдания — это Благородный восьмеричный путь.
Кроме того, все приверженцы буддизма обычно берут на себя обязательство хранить тройную благодать их веры, известную как «три драгоценности»: это Будда, дхамма (его священное учение) и сангха (буддийская община).
Индуизм
Индуизм в Шри-Ланке — вторая по распространению религия. Его исповедуют почти все тамилы.
В индуизме признается существование множества божеств, среди которых главное — Брахма. Это довольно эклектичная религия, по крайней мере кажется таковой тем, кто ее не исповедует. В индуистском пантеоне присутствует и Будда, его считают инкарнацией великого бога Вишну. Подобно буддистам, индуисты тоже стремятся разбить кажущийся бесконечным цикл перерождений посредством достижения просветления, к которому ведут поклонение богам, медитация, аскетизм и бескорыстие.
Наставничество в индуизме осуществляют жрецы и гуру. Самыми почитаемыми в Шри-Ланке индуистскими богами являются Сканда, бог войны, Вишну, охранитель Вселенной, Шива, творец-разрушитель, Ганпати, бог мудрости, Лакшми, дарительница богатства, и слоноголовый Ганеша, бог удачи и покровитель учения. Изображения индуистских богов можно встретить во многих буддийских храмах. Впрочем, и Будда очень часто появляется в индуистских храмах. Эти две религии весьма различаются, но в то же время тесно связаны между собой, связь эта формировалась в течение двух тысячелетий.
Ислам
Ислам в Шри-Ланке по числу приверженцев занимает третье место. Его исповедуют главным образом мавры и малайцы, составляющие примерно 7% населения. Почти все они сунниты (ортодоксы), последователи школы Шафи, сформировавшейся в районах близ побережья Индийского океана. Есть в Шри-Ланке и мусульмане-шииты, это преимущественно исмаилиты-бохра.
Христианство
С христианством жителей Шри-Ланки познакомили португальцы, поэтому здесь господствует римский католицизм. Наиболее распространена эта религия на западном побережье, особенно в районе Негомбо.
Другие верования
В Шри-Ланке есть также сикхи и парсы. Исконная религия веддов — анимистическая, но сегодня многие из них исповедуют буддизм.
Смотрите также: Самара, Азербайджан, Нидерланды, Алжир, Джуба, Оахака, Государственный парк Кастер, Банчианг
Культура Шри-Ланки — Религия — Атлас культуры
Свобода выбора и выражения религиозной принадлежности гарантируется конституцией Шри-Ланки. Буддизм является основной религией Шри-Ланки, где 70,2% населения считают себя буддистами. 1 Из оставшегося населения Шри-Ланки 12,6% считают себя индуистами, 9,7% считают себя мусульманами и 6,1% считают себя христианами. 2
Социальный ландшафт страны имеет тенденцию демонстрировать связь между религией. Большинство сингалов обычно следуют буддизму, в котором эта вера приобрела особый статус по сравнению с другими религиями, несмотря на то, что она не является официальной религией страны. Те, кто идентифицирует себя как индус, обычно являются тамилами, а те, кто идентифицирует себя как мусульманин, обычно являются шри-ланкийскими маврами. Христиане, как правило, бюргеры. При этом отождествление себя с определенной религией не обязательно связано с чьей-либо . Например, есть некоторые жители Шри-Ланки, которые идентифицируют себя как христиане сингальского или тамильского происхождения. Более того, часто сосуществуют различные религии. Буддисты могут посещать индуистские храмы, чтобы отдать дань уважения Будде, а церкви могут находиться в непосредственной близости от мечетей.
Буддизм в Шри-Ланке
Большинство жителей Шри-Ланки идентифицируют себя как буддисты, при этом основной формой буддизма, практикуемой в Шри-Ланке, является буддизм Тхеравады. Самые важные и священные тексты Тхеравады, Трипитака, были впервые написаны на Шри-Ланке. Среди некоторых последователей этот факт придает вес мнению, что Шри-Ланка является «избранной землей» для буддизма и, возможно, будущим оплотом религии. Буддисты Шри-Ланки (и последователи буддизма Тхеравады в целом) находят прибежище в «Трех драгоценностях»: учителе (Будде), учении (9).0014 дхамма ) и монашеская община ( Сангха ).
В буддизме Тхеравады Будда не считается «Богом» в авраамическом смысле этого слова. Скорее, преданность Будде сродни уважению ученика к учителю. Почитание и благоговение перед Буддой — важный принцип для последователей буддизма в Шри-Ланке. С точки зрения учения, основной доктриной (« дхамма ») буддизма являются «Четыре благородные истины», в которых выдвигается представление о том, что в основе всего существования лежит страдание, от которого можно избавиться, практикуя «восьмеричный путь». . Буддисты Шри-Ланки в целом приняли большое количество других верований и практик, которые с тех пор были интегрированы в сингальскую интерпретацию буддизма Тхеравады.
Сангха (буддийский монашеский орден, в который входят посвященные монахи, монахини и/или послушницы) является важным учреждением в Шри-Ланке. Хотя в Шри-Ланке нет центральной Сангхи, в стране действует ряд монашеских орденов, каждый из которых имеет разные стили дисциплины и вербовки. Как в исторической, так и в современной Шри-Ланке сангха имеет значительное влияние в обществе. Например, монахи выполняют важные роли во времена кризиса или достижений, а также занимаются общественной благотворительностью.
Сангха также играет значительную роль в политической сфере Шри-Ланки, отражая пересечение религии, сингальского национализма и политики. Например, радикальные общины сангхи не одобряют включение тамилов в национальную политику и изменение нынешней унитарной государственной системы. Хотя отдельные монахи и секты участвуют в национальной политике, целые монашеские ордена редко объединяются вокруг одной партии или политики.
_____________________
1 Центральное разведывательное управление, 2017 г.
2 Центральное разведывательное управление, 2017 г.
Буддизм, индуизм и другие основные религии
Буддизм является наиболее распространенной религией в Шри-Ланке и в основном распространен в южных районах Галле, Матара и Хамбантота, а также в Анурадхапуре в центральной части Шри-Ланки. Индуизм является доминирующей религией на севере Шри-Ланки, например в районах Джафна, Муллаитиву и Килиноччи. Ислам относительно распространен в Тринкомали и Ампаре, двух районах на западном побережье страны. Христианство широко исповедуется в Гампахе и весьма распространено в Путталаме. Согласно переписи 2012 года, проведенной Департаментом переписи и статистики Шри-Ланки, 70,1 % жителей Шри-Ланки были буддистами, 12,6 % — индуистами, 90,2% были мусульманами, 6,2% были католиками и 1,4% исповедовали другие формы христианства.
Буддизм, индуизм и их конфликт на Шри-Ланке
Источник
Буддизм на Шри-Ланке начался с приходом Махинды, сына индийского правителя Ашоки, в 3 веке до н.э.; это было во времена правления короля Деванампии Тиссы из Анурадхапуры. Следовательно, король и его последователи обратились в буддизм. В этот период также было построено несколько ступ, вихар и монастырей.
Значение религии на Шри-Ланке уменьшилось во время вторжений Чолан и Пандьян, когда многие буддийские постройки были разрушены, но достигли своего былого величия при правителях королевства Полоннарува в 12 веке нашей эры. Хотя в колониальную эпоху существовали многочисленные угрозы важности религии и последователям, они быстро вымерли. Известные буддийские храмы Шри-Ланки включают Храм Священного Зуба Будды в Канди и ступу в Михинтале.
Источник Считается, что индуизм был доминирующей религией на Шри-Ланке до прихода буддизма. Распространение индуизма, главным образом шиваизма (поклонения Шиве), вероятно, было связано с миграцией тамилов из Южной Индии в Шри-Ланку; этим объясняется господство индуизма в северных районах. Религия приобрела известность после завоевания Чолами. Как и буддисты, индусы также столкнулись с попытками обращения в христианство в колониальный период, которые были несколько успешными. Среди самых священных индуистских храмов в стране — храм Конешварам в Тринкомали и храм Наллур Кандасвами в Джафне.
Конфликт двух религий на Шри-Ланке уходит своими корнями в колониальный период, когда существовала политическая вражда между сингальцами и тамилами. Эта враждебность позже привела к 25-летней гражданской войне в Шри-Ланке, которая велась между армией Шри-Ланки и «Тиграми освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ), боевой организацией, которая оказала разрушительное воздействие на людей и здания страны. Религиозные объекты, такие как Храм Священного Зуба Будды, также подверглись бомбардировке.
Ислам в Шри-Ланке
Источник
Другой второстепенной религией на Шри-Ланке является ислам, который был введен торговцами с Ближнего Востока в 7 веке, которые женились и поселились на Шри-Ланке.