Религия бразильцев: Религия в Бразилии | BRASIL.RU
Религия в Бразилии | BRASIL.RU
© Waldemar Manfred Seehagen
Бразилия – это светское государство, не имеющее государственной религии и предоставляющее своим гражданам право на самоопределение в религиозном вопросе. Религиозная панорама страны обширна и разнообразна, рассмотрим основные учения, формирующие эту панораму.
Конфессиональное пространство в Бразилии в последние годы меняется, о чем свидетельствуют отдельные небольшие исследования по той или иной религии. В этом смысле последнее полномасштабное официальное исследование, перепись населения 2010 года, можно отчасти считать устаревшим. Однако возьмем его как некую точку отсчета для определения основных религий Бразилии.
Наибольшее число последователей в Бразилии у католицизма: порядка 64%, или 123,3 млн человек из общего населения в 190,7 млн. При этом католики разделены на две основные группы: прихожане Римско-католической церкви (РКЦ), которых большинство, и прихожане Бразильской апостольской католической церкви (порт. Igreja Católica Apostólica Brasileira, ICAB). Если положение РКЦ в Бразилии в целом понятно и не требует особых пояснений, то ICAB – явление для католической страны не совсем стандартное. Формально это независимое от Рима образование, созданное в 1945 году как результат раскола в католическом епископате Бразилии. Тогда в схизму ушел бывший епископ Карлос Дуарте Коста, жестко критиковавший Святой Престол за отдельные догматические установки, включая целибат, а также утверждавший, что Рим оказывал поддержку фашистским и нацистским режимам 30–40-х годов. В подавляющем большинстве догм и практик ICAB дублирует РКЦ, однако в рамках этой церкви священники имеют право на браки и разводы, на мирскую профессию, а сама церковь стремится к отказу от роскоши и к большему вниманию к простым прихожанам. Насчитывается порядка 560 тысяч прихожан ICAB, что в целом очень немало и сопоставимо, например, с числом последователей африканских культов или с количеством атеистов – порядка 615 тысяч, согласно переписи.
Из наиболее заметных трендов развития католической религии в Бразилии надо отметить, что католическая церковь постепенно теряет свое абсолютное доминирование. В 2016 году агентство Datafolha опубликовало результаты опроса совершеннолетнего населения страны относительно религиозных предпочтений. С 1994 года по 2015 процент причисляющих себя к католической вере упал с 75% до 55%, и это поистине фатальное падение. Сокращение числа прихожан РКЦ в Бразилии вызывает серьезное беспокойство в международном католическом сообществе. Нередко можно встретить публикации в авторитетных католических журналах, бьющих тревогу по этому поводу и призывающих Святой Престол выработать внятную политику по противодействию снижению паствы в государствах, где раньше такая политика объективно не требовалась.
Вторыми по численности идут протестанты: примерно 22%, а в числовом выражении – 42,3 млн человек. Протестанты раздроблены гораздо сильнее, чем католики, среди крупных групп выделяются лютеране, пресвитерианцы, методисты, баптисты, адвентисты, а также целый ряд движений в русле протестантского пятидесятничества. К последним относится и крупнейшая протестантская церковь Бразилии – Ассамблеи Бога (12,3 млн человек). Интересно, что в последние годы фиксируется тенденция к укреплению позиций протестантских движений за счет перехода в них многих католиков. Согласно уже упомянутому докладу Datafolha, 44% нынешних протестантов раньше были католиками. Протестантские учения, вероятно, модифицируются и адаптируются к новому быстрее, чем католические, представляя более либеральную повестку. Это, однако, нельзя абсолютизировать, поскольку в протестантстве существуют и крайне консервативные течения, популярность которых не стоит недооценивать.
Вместе католики и протестанты заполняют примерно 80% религиозного пространства, оставшееся место разделено между неверующими, порядка 14%, эспиритуалистами – 2%, кандомбле – 1%, умбанда – 1%, атеистами – 1%, другими религиями – 2%, включая ислам, буддизм, иудаизм и др. Это свежие данные Datafolha, а еще семь лет назад во время переписи населения процентные соотношения были несколько другими. Особо стоит отметить, что изменилось количество тех, кто не причисляет себя ни к одной религии – с 8% оно выросло до 14%. К слову, это не только атеисты, это гораздо более широкая прослойка людей, не считающих себя религиозными или ассоциированными с какой-либо религиозной организацией.
Говоря о бразильских религиях, необходимо отдельно пояснить упомянутые выше «кандомбле» и «умбанда». Бразилия, как известно, имеет огромное число выходцев из стран Африки, которые были завезены португальцами в качестве рабов. Африканцы привезли в Бразилию свой объемный культурный багаж, включая определенные религиозные верования, культы и практики. Кандомбле и умбанда – результаты именно этой исторической миграции, породившей на территории Бразилии замысловатые смешанные культы. Умбанда, кроме того, считается единственной аутентичной бразильской религией, поскольку возникла уже на этой территории как невероятная смесь африканских, индейских верований и спиритуализма. Кандомбле, в свою очередь, также представляет собой совокупность элементов разных религий, включая даже католичество, однако это не исключительно бразильское явление – принадлежащих к этой религии можно встретить также в Аргентине, Мексике, Уругвае, Испании, Италии. Вместе последователи этих двух самых популярных африкано-бразильских культов составляют порядка полумиллиона человек.
Население Бразилии растет, развивается и находится в постоянной внутренней динамике, и, конечно, религиозная сфера не исключение. Конфессиональный срез вновь актуализирует необходимость понимания того, что бразильское общество – это многосоставное общество, требующее особых социально-политических практик со стороны государства.
Автор статьи: Анастасия Борик
Хэштеги:
Ватикан религия
0
поделились
Религия Бразилии | BraziliyaWay.ru
Бразилия считается не только одной из самых эмоциональных, но и самых религиозных стран. Оказываясь в этом чудесном государстве, Вы не сможете этого не заметить. Интересно и то, что бразильцы, наравне со своей набожностью, могут делать самые неожиданные вещи. Только сейчас Вы видите как бразилец погрузился в молитву, и уже через несколько секунд он же крушит все вокруг на эмоциональном порыве. Несмотря на это, Бразилия является одной из наиболее религиозных стран.
Большая часть бразильцев — католики. Исторически так сложилось, что эта страна еще много веков назад находилась под тщательным присмотром Рима, потому наиболее устойчивый вопрос, к которому принято подходить с максимальной ответственностью — это вопрос веры. Сегодня можно встретить множество доказательств тому, что в Бразилии очень религиозные жители. Так, практически на каждой улице в каждом городе есть костел, в который можно зайти помолиться, побыть наедине со своими мыслями, или исповедаться.
Важно знать, что в Бразилии проживает наибольшее количество католиков на планете. Из всех жителей страны 87% считаются католиками. Однако, в Бразилии не так просто попасть в церковь, как может показаться на первый взгляд. Необходимо знать, что есть «белые», а есть «черные» католические костелы. Несмотря на то, что рабство осталось в далеком прошлом, традиции остались прежними. Потому, в «черной» католической церкви священник темнокожий, а в «белой» могут проповедовать только священники с белой кожей.
Параллельно с католицизмом в Бразилии исповедуется протестантизм. Ввиду того, что в 15 веке активно развивалось лютеранство, многие жители Бразилии приняли эту ветвь христианства. Особенной популярностью это вероисповедание пользуется у афроамериканцев, которые с большей легкостью принимают в свою жизнь различные нововведения.
Бразильцы чтут традиции и обычаи своих предков, подробнее:
Культура Бразилии.
Ввиду того, что коренными жителями Бразилии являются индейцы, Вы можете прямо на улице встретить настоящего шамана, который не только расскажет о сути многовековой религии, но и заглянет в Ваше прошлое или будущее. Естественно, это не может не впечатлять. Потому, если Вы оказались в Бразилии, обязательно посетите все местные религиозные достопримечательности, включая представителей тех или иных конфессий.
Кандомбле является достаточно популярной местной религией, которой симпатизируют многие бразильцы. Ее суть заключается в том, что верующие поклоняются духам Ориша. Эта религия имеет некоторое сходство с язычеством, поскольку в ней присутствует поклонение духам различных стихий и событий. Примечательно то, что данная вера считается самой глубокой и искренней, несмотря на незначительное количество последователей.
Более миллиона бразильцев считают себя мормонами. Известно, что это религиозное течение достаточно скандально, однако это не мешает занимать мормонам в религии Бразилии достаточно солидное место. Свидетели Иеговы, кришнаиты и буддисты являются также неотъемлемой частью религиозной Бразилии. Настоящим подтверждением тому являются не только храмы, но и памятники архитектуры.
Таким образом, к какой бы конфессии Вы не относились, можете не беспокоиться о том, что Вы сможете найти свою церковь и встретиться с единомышленниками. Благодаря абсолютной свободе вероисповедания,в Бразилии существенно уменьшается преступность, а также каждый житель страны может обрести покой и уверенность в завтрашнем дне.
Что стоит посмотреть побывав в Сан-Паулу, подробнее:
Сан Паулу Бразилия.
Религия Бразилии нашла свое отражение в различных памятниках архитектуры
Наверняка, Вы уже давно успели познакомиться с главной религиозной достопримечательностью Бразилии. Статуя Христа Спасителя знаменита во всем мире, и не единожды встречалась в самых различных обстоятельствах. Но одно дело увидеть ее на картинках, а другое дело — смотреть на нее собственными глазами, находясь в Бразилии. Естественно, такой момент трудно не запомнить. Потому, если Вы оказались в Рио-де-Жанейро, Ваша задача сфотографировать или сфотографироваться с главной религиозной достопримечательностью страны. Для этого Вам всего лишь потребуется подняться по ступенькам в гору Корковаду, преодолев множество ступенек.
Кафедральный собор Метрополитана также трудно оставить без внимания. Он поражает не только своей духовностью, которая окружает собор, но и своими масштабами. На первый взгляд этот собор похож на большое здание, которое ничем не отличается от других строений в городе. Однако, стоит лишь войти внутрь, как Вас охватит бесконечное чувство восхищения. Великолепные фрески самых разных оттенков и наполненности, уникальные и неповторимые скульптуры, лепнина и множество других шедевральных творений поражают своим великолепием.
Золотая статуя Будды, которую прихожане построили на свои средства, служит символом настоящей веры. Следует сказать о том, что это одна из самых больших в мире, статуй Будды. Естественно, существует еще много различных достопримечательностей, которые принадлежат к разным религиозным течениям. Однако, каждая из них позволяет по-достоинству оценить всю глубину и значимость религии в Бразилии.
Храм Соломона в Бразилии, видео:
Материалы для пошива детского постельного белья должны отвечать повышенным требованиям безопасности и качества. Если Вы хотите подарить здоровый и крепкий сон Вашему ребенку, советуем
купить ткань для детского постельного белья от мировых производителей. Для пошива подойдет только 100% хлопок, обеспечивающий отсутствие аллергических реакций и комфортный сон Вашего малыша.
Культура Бразилии — Религия — Атлас культуры
Религиозный ландшафт Бразилии так же разнообразен, как и его географическое разнообразие. Соответственно, большинство бразильцев в стране идентифицируют себя как католики (64,4%), что отражает ее исторические отношения с Португалией и католической церковью. Из остального населения 22,2% отождествляют себя с протестантской традицией, включая адвентистов седьмого дня (6,5%), Ассамблею Бога (2,0%), христианскую конгрегацию Бразилии (1,2%), Вселенское Царство Бога (1,0%) и другие формы. протестантизма (11,5%). Также есть небольшое количество людей, которые идентифицируют себя с другой формой христианства (0,7%), «спиритами» (2,2%), другими (1,4%), никто, (8,0%) и не указано (0,4%). 1
Католицизм в Бразилии
Католицизм был завезен в Бразилию в ранний период португальцами. Однако другие миссионеры-иезуиты из Европы стремились активно доносить учение католицизма до местного населения, особенно коренного населения. В 19 веке католицизм стал официальной религией Бразилии и был официально включен в политическую и социальную систему страны. Хотя эта формальность значительно ослабла, в Бразилии проживает одно из самых больших христианских поселений в мире.
Католическая церковь Бразилии разделена на три основные группы. В порядке убывания числа последователей эти группы: Римско-католическая апостольская церковь, Бразильская католическая апостольская церковь и Католическая церковь. Несмотря на то, что большая часть населения Бразилии исповедует одну из этих трех ветвей католицизма, последователи католической церкви в целом находятся в упадке. В то же время число бразильских протестантов увеличилось с 2000 года, однако неясно, обращаются ли бывшие последователи католической церкви в протестантизм. Согласно данным переписи населения Бразилии 2010 года, более трех четвертей бразильцев, проживающих в сельской местности, идентифицируют себя как католики.
Многочисленные значимые события в Бразилии связаны с католической верой, например, бразильские праздники, связанные с событиями католического календаря, или связаны с христианскими святыми. Влияние религии также можно увидеть по всей стране через католическую иконографию и здания. Одним из самых известных примеров является статуя Христа-Искупителя, расположенная в Рио-де-Жанейро. Уважение и соблюдение католических праздников и важных жизненных событий также по-прежнему очень важны для многих бразильцев, таких как крещение, религиозные свадьбы и празднования, посвященные святым покровителям.
Теология освобождения
Теология освобождения, также известная как ‘teologia da libertaçā’ , возникла в 1960-х годах как ответ на угнетение, несправедливость и узаконенное насилие, которые пронизывают Южную Америку. Это понятие трудно охарактеризовать, но обычно оно рассматривается как ветвь католицизма. Теология освобождения предлагает радикальную интерпретацию Евангелия, которая перекликается с марксистской теорией классовой борьбы. Сторонники теологии освобождения считают движение за переосмысление теологии как основанной на контексте, обращая внимание на жизненный опыт и потребности общества в определенное время и опираясь на Евангелие для удовлетворения таких потребностей. Массовое движение привлекло от одного до двух миллионов последователей в свои «основные церковные общины» 9.0018 (общий (e) ecelsial de base) . С момента своего появления теология освобождения столкнулась с различными проблемами, такими как противодействие со стороны Римско-католической церкви и преследование религиозных лидеров, выступающих за движение, со стороны военного правительства.
Спиритизм (также известный как кардецизм)
Практики спиритизма основаны, прежде всего, на древних культурах, а также на африканских культурах, которые были привнесены в Бразилию португальцами в результате введения наемных рабочих из Африки. Одним из центральных понятий спиритизма является вера в реинкарнацию и постоянное совершенствование души с конечной целью совершенства. Согласно данным переписи 2010 года, большинство спиритистов принадлежат к среднему и высшему классу, примерно 98% подписчиков грамотны. Более того, большинство последователей спиритизма проживает в городских районах. В современной Бразилии последователи спиритизма сталкиваются с предубеждениями, особенно со стороны христиан, которые считают, что спиритизм связан с «колдовством» — это обычное клеймо, связанное с африканскими религиями. Аспекты спиритизма также присутствуют в афро-бразильских религиях, таких как Умбанда и Кандомбле.
Умбанда
Умбанда — это самобытная религия, присущая Бразилии, основанная на верованиях и практиках спиритизма, местных и африканских религий. Центральными учениями религии являются братство, милосердие и уважение. Из учений Умбанды вытекают практики мирной жизни, основанной на уважении человечества, природы и Замби (высшего Бога). Последователи Умбанды немногочисленны из-за того, что исторически они были объектами религиозных преследований. Последователи Умбанды в основном сосредоточены в городах с большим количеством бразильцев африканского происхождения, таких как Рио-де-Жанейро.
Кандомбле
Кандомбле — религия африканского происхождения, ставшая символом афро-бразильской культурной самобытности. Это одно из немногих африканских культурных учреждений, которое осталось сильным в Бразилии. Кандомбле — это система верований, в которой поклоняются «оришам» и («божествам»), которые различаются в зависимости от нации. Пытаясь избежать религиозных преследований, африканские рабы часто включали элементы католицизма в религиозные обряды. Хотя считалось, что это скрывает поклонение их собственным божествам, в Бразилии эта вера носила клеймо «колдовства». Веру часто классифицируют как спиритическую, хотя это неправильная категоризация.
1 Центральное разведывательное управление, 2010
Изменение религиозного ландшафта Бразилии | Pew Research Center
С тех пор как португальцы колонизировали Бразилию в 16 веке, она была преимущественно католической. А сегодня в Бразилии католиков больше, чем в любой другой стране мира — примерно 123 миллиона человек. 1 Но доля населения Бразилии, считающего себя католиком, в последние десятилетия неуклонно снижается, в то время как процент бразильцев, принадлежащих к протестантским церквям, растет. Меньшая, но неуклонно растущая доля бразильцев также идентифицирует себя с другими религиями или вообще без религии, согласно анализу данных переписи населения Бразилии, проведенному исследовательским центром Pew Research Center.
Общая численность населения Бразилии увеличилась более чем вдвое за последние четыре десятилетия, увеличившись с примерно 95 миллионов до более чем 190 миллионов человек. Между 1970 и 2000 годами число католиков в стране выросло, хотя доля населения, идентифицирующего себя как католика, падала. Но с 2000 по 2010 год и абсолютное число, и процент католиков снизились; Католическое население Бразилии немного сократилось со 125 миллионов в 2000 году до 123 миллионов десять лет спустя, снизившись с 74% до 65% от общей численности населения страны.
Число бразильских протестантов, с другой стороны, продолжало расти в последнее десятилетие, увеличившись с 26 миллионов (15%) в 2000 году до 42 миллионов (22%) в 2010 году. Термин «протестант» имеет широкое определение. сюда входят бразильцы, которые исторически отождествляют себя с основными и евангельскими протестантскими конфессиями, а также те, кто принадлежит к пятидесятническим деноминациям, таким как Ассамблеи Бога и церковь Foursquare. В нее также входят члены независимых неопятидесятнических церквей, таких как Вселенская церковь Царства Божьего и пятидесятническая церковь «Бог есть любовь», обе из которых были основаны в Бразилии. Но в соответствии с категориями бразильской переписи в нее не входят мормоны или Свидетели Иеговы.
Кроме того, количество бразильцев, принадлежащих к другим религиям, включая афро-бразильские религии, такие как кандомбле и умбанда; спиритические движения, подобные тому, что было связано с покойным Чико Ксавьером; и глобальные религии, такие как буддизм и ислам, поднимались. Около 2 миллионов бразильцев принадлежали к этим другим религиям в 1970 году. К 2000 году приверженцев других религий, кроме католицизма и протестантизма, насчитывалось около 6 миллионов (4% населения Бразилии), а по состоянию на 2010 год эта группа выросла до 10 миллионов (5% ).
Наконец, число бразильцев, не принадлежащих к какой-либо религии, включая агностиков и атеистов, также растет. В 1970 году менее 1 миллиона бразильцев не имели религиозной принадлежности. К 2000 году эта цифра подскочила до 12 миллионов (7%). В последнее десятилетие число неаффилированных лиц продолжало расти, превысив по переписи 2010 года в Бразилии 15 миллионов (8%).
Тенденции внутри бразильского протестантизма
Рост пятидесятничества в Бразилии был особенно заметен. В Бразилии 1991 переписи, около 6% населения принадлежало к пятидесятническим или неопятидесятническим церквям. К 2010 году эта доля выросла до 13%. Между тем, процент бразильцев, которые отождествляют себя с историческими протестантскими конфессиями, такими как баптисты и пресвитериане, оставался довольно стабильным в течение последних двух десятилетий и составлял от 3% до 4% населения. Бразильская перепись также содержит третью категорию протестантов, помеченную как «неклассифицированные». Эта группа выросла из менее чем 1% населения Бразилии за 19 лет.от 91 до 5% в 2010 году. 2
Быстрый рост пятидесятников и других протестантов в Бразилии нельзя полностью объяснить демографическими факторами, такими как уровень рождаемости или иммиграция. Данные бразильской переписи 2000 года показывают, что общий коэффициент рождаемости у протестантов примерно такой же, как у католиков. 3 Кроме того, менее 1% населения Бразилии рождены за границей — слишком маленький процент для иммиграции, чтобы существенно повлиять на религиозный состав страны в целом.
Скорее всего, основным фактором роста протестантизма в Бразилии является смена религии или переход от одной религиозной группы к другой. Проводимая раз в десять лет перепись населения страны не спрашивает бразильцев, поменяли ли они религию. Но опрос бразильских пятидесятников, проведенный Pew Research в 2006 году, показал, что почти половина (45%) обратились из католицизма. 4
Доля католиков в населении Бразилии уменьшилась, в то время как доля протестантов увеличилась среди мужчин и женщин, молодых и старых, людей со средним образованием и без него, а также жителей городов и сельской местности. Но изменения были особенно заметны среди молодых бразильцев и горожан, как показано в таблицах ниже. Например, процент бразильцев в возрасте 15–29 лет.число католиков сократилось на 29 процентных пунктов с 1970 года, а доля католиков в городском населении Бразилии упала на 28 процентных пунктов.
Бразильские католики, как правило, старше и живут в сельской местности, в то время как протестанты, как правило, немного моложе и живут в городах. Бразильцы, не принадлежащие к какой-либо религии, также в среднем моложе населения в целом и чаще проживают в городских условиях. В оставшейся части этого отчета эти демографические модели рассматриваются более подробно.
Различия в религиозной принадлежности бразильцев
Возраст
Смена поколений способствовала сокращению числа католиков в Бразилии. По состоянию на 2010 год почти три четверти (73%) бразильцев в возрасте 70 лет и старше являются католиками, в то время как менее двух третей (63%) в возрасте 15–29 лет идентифицируют себя как католики.
Молодые когорты несколько чаще, чем бразильцы старшего возраста, являются протестантами или не имеют религиозной принадлежности. Например, по состоянию на 2010 год протестанты составляют более пятой части (22%) бразильцев в возрасте 15–29 лет., по сравнению с 17% лиц в возрасте 70 лет и старше. А в 2010 году 10% людей в возрасте от 15 до 29 лет не имели религиозной принадлежности, в то время как только 4% бразильцев в возрасте 70 лет и старше не имеют религиозной принадлежности.
Городское население против сельского
Население Бразилии в целом становится все более городским. В 1970 г. около половины (56%) бразильцев проживали в городских районах; по состоянию на 2010 год — более восьми из десяти (84%). В результате все религиозные группы Бразилии становятся все более городскими, но некоторые в большей степени, чем другие.
В целом католики чаще других религиозных групп живут в сельской местности. Согласно переписи 2010 года, более трех четвертей (78%) бразильцев, живущих в сельской местности, являются католиками, по сравнению с примерно шестью из десяти (62%) городских жителей. 5
В 1970-е годы религиозные профили сельских и городских жителей были очень схожи, но в последние десятилетия различия стали более заметными. Сегодня в бразильских городах проживает гораздо меньше католиков, чем в сельских районах страны. Например, менее половины (46%) населения Рио-де-Жанейро, второго по величине города Бразилии, принадлежит к католической церкви. 6
Пол
По данным переписи населения 2010 года, примерно равные проценты бразильских мужчин (65%) и женщин (64%) являются католиками. Напротив, несколько более высокий процент женщин (24%), чем мужчин (20%), идентифицируют себя как протестанты, в то время как доля мужчин (10%), чем женщин (6%), не имеет религиозной принадлежности. Аналогичные доли мужчин (5%) и женщин (6%) принадлежат к другим религиям.
Эти гендерные модели со временем стали более отчетливыми. Например, религиозные профили мужчин и женщин были очень похожи в XIX веке.70-х и 1980-х годов. Но за последние два десятилетия увеличилась доля женщин-протестантов, как и доля мужчин, не принадлежащих к какой-либо религии.
Образование
Глядя на два уровня образования – полное среднее образование и неполное образование – можно увидеть лишь незначительные различия в процентах католиков, протестантов и неаффилированных в каждой группе. Заметным исключением является то, что большая часть взрослых, окончивших среднюю школу, исповедуют другие религии (9).%) по сравнению с теми, кто менее образован (4%). Это особенно верно в отношении бразильцев, принадлежащих к спиритическим движениям. По состоянию на 2010 год доля спиритов, окончивших среднюю школу (70%), почти в два раза выше, чем среди населения в целом (36%).
Методология
Оценки переписи населения за 1970, 1980, 1991 и 2000 годы были взяты из подвыборки микроданных бразильской переписи, загруженной из службы данных IPUMS-International в Миннесотском центре народонаселения. Во всех оценках микроданных используются веса, предоставленные IPUMS. Оценки за 2010 г. были загружены в виде таблиц из Института географии и статистики Бразилии (БИГС). Сопоставимые микроданные за 2010 год еще не опубликованы.
Классификация религиозных групп в этом отчете основана на схеме классификации, используемой БИГС, хотя номенклатура несколько отличается. Например, термин «протестант» используется в этом отчете для обозначения категории «евангелистов» БИГС, чтобы избежать путаницы с североамериканским пониманием слова «евангелист». Как отмечается в отчете, широкая протестантская категория включает исторически основные деноминации; исторически евангельские деноминации; пятидесятнические деноминации; и независимые неопятидесятнические церкви. Но в него не входят Свидетели Иеговы и мормоны, которых бразильская перепись относит к «другим религиям».
Существуют незначительные различия между предполагаемой численностью католического населения Бразилии в этом отчете и ранее опубликованными оценками Pew Research. В частности, в отчете Pew Research за февраль 2013 года «Всемирное католическое население» общее число католиков в Бразилии, составляющее человек, оценивается примерно в 126 миллионов человек. Текущий отчет посвящен исключительно католикам из римских католиков, которых на 2010 год в Бразилии насчитывалось около 123 миллионов. Разница в 3 миллиона частично приходится на независимых католиков, таких как члены Бразильской католической апостольской церкви, на долю которых приходится около 700 000 человек. люди. Оставшаяся часть (около 2,3 миллиона) связана с небольшим количеством пропусков ответов в переписи и корректировкой младших возрастных групп.
Корректировка по возрастной группе отражает тот факт, что родители иногда не решаются сообщать о религиозной принадлежности младенца, даже если они заявляют о религиозной принадлежности ребенка, когда он или она немного старше. Например, бразильская перепись 2000 года показала, что 11% детей в возрасте от 0 до 4 лет не были аффилированными. Но в переписи 2010 года только 8% той же возрастной когорты (тогда 10-14 лет) не были аффилированными. Хотя некоторые из этих изменений могут быть объяснены смертностью и миграцией, это, по крайней мере, частично связано с тем, что родители более склонны называть своих старших детей христианами. Чтобы компенсировать эту погрешность измерения, в предыдущих отчетах Pew Research использовался религиозный состав детей старшего возраста (5-9 лет).лет) для младенцев и детей младшего возраста (0-4 лет) в Бразилии. Однако для обеспечения согласованности с данными переписи населения Бразилии за 2010 г. в этом отчете не было сделано такой корректировки.
Если бы была сделана корректировка, чтобы компенсировать низкий уровень религиозной принадлежности в самой молодой когорте (0-4 года) бразильцев, это немного увеличило бы количество людей в каждой религиозной группе по состоянию на 2010 год, включая католиков. Это также немного уменьшит размер неаффилированной группы. Но общие тенденции, описанные в этом отчете, включая рост доли протестантов и снижение доли католиков в населении Бразилии, не изменятся.