Разное

Река ганг священная индия: Река Ганг, Калькутта: описание и фото, отзывы, точный адрес

Река Ганг, Калькутта: описание и фото, отзывы, точный адрес

Где находится река Ганг

Свое начало Ганг берет в горах Гималаи. Его главный исток — горная река Бхагиратхи, которая начинается на высоте больше 4 тысяч метров над уровнем моря.

Где находится река Ганг © Boris Stroujko / Shutterstock

Описание реки Ганг

Воды реки наполняются многочисленными потоками, стекающими с гор. Среди них самыми большими считаются Алакнанда, Бхиллангана, Джамна, Гомти, Сон.

Основная часть территории, по которой течет Ганг, — равнинная. Река часто меняет направление на своем пути к Бенгальскому заливу. В месте впадения в залив Ганг образует бассейн площадью больше 1 млн км2 — самый крупный в Южной Азии.

Река течет по территории Индии. Ее притоки начинаются не только в пределах этой страны, но и на землях Непала, Бангладеша, Бутана, Китая. Устье реки Ганг находится на территории Бангладеш. В бассейне реки проживает более 500 млн. человек.

Самые известные города реки Ганг — Калькутта, Канпур, Варанаси, Аллахабад, Патна, Хаура, Кхулна.

Хозяйственное использование реки

Ганг с давних времен был основной транспортной артерией региона, его главным источником воды для личных и хозяйственных нужд.

Судна ходили по реке еще в IV веке до нашей эры. И сейчас на территории Бангладеш можно увидеть водный транспорт на реке. На остальной протяженности Ганга водные пути пришли в упадок.

Несмотря на то, что река Ганг грязная, в ее водах водится много рыбы. Местные жители традиционно занимаются рыболовством, а в устье реки расположены рыбоперерабатывающие заводы.

Благодаря орошению земли речными водами, в регионе хорошо развито сельское хозяйство. Здесь выращивают многие зерновые и овощные культуры, среди которых сахарный тростник, рис, пшеница, картофель. Для ирригации региона еще в середине XIX века был построен Гангский канал, протяженностью более 1300 км.

Также большая часть дохода населения связана с туризмом и паломничеством. Пороги реки привлекают любителей активного отдыха, которые сплавляются в горах. Обслуживание паломничества в священные города реки Ганг (Варанаси, Харидвар, Аллахабад) — основная сфера хозяйственной деятельности жителей этих поселений.

Хозяйственное использование реки © Roop_Dey / Shutterstock

Почему Ганг — священная река

Река считается символом богини Ганга — дочери царя гор Химевата. Как утверждается в пуранах, богиня пребывала на небесах. Царь Бхагиратхи попросил ее спуститься на землю, чтобы омыть прах его предков. Ганга спустилась на землю потоками воды, после чего ушла в подземный мир, слившись с океаном.

Индуисты верят, что воды реки очищают не только тело, но главное, душу человека. Несмотря на то, что Ганг очень грязный, каждый индуист стремится хотя бы раз в год совершить омовение в его водах.

Религиозные мероприятия собирают на реке десятки миллионов человек. Самые известные из них — Кумбха-мела (массовое паломничество индусов) и Ганга-махотсава (религиозный и культурный фестиваль).

Согласно верованиям индуистов, Ганг — своеобразный мост, по которому умершие проходят на небеса. И на небо попадают только души тех, пепел которых брошен в его воды. На берегах реки постоянно проводятся кремации тел. Некоторые из них привозят с самых дальних уголков страны. Иногда в водах реки Ганг в Индии можно увидеть тела мертвецов. Это умершие, у родных которых не было денег на услуги кремации.

Почти по всей протяженности реки расположены знаменитые центры паломничества индуистов — Ганготри, Ямунотри, Девпраяг, Харидвар, Аллахабад, Варанаси и многие другие. Поклонники йоги стремятся попасть в город Ришикеш — мировой центр известного учения.

Почему Ганг — священная река © illpaxphotomatic / Shutterstock

Интересные факты:

  • По мнению некоторых исследователей, воды реки Ганг обладают целительными свойствами. Так, эколог Д. С. Бхаргава утверждает, что Ганга разлагает органические отходы в несколько раз быстрее, чем все другие реки. А микробиолог Ф. д`Эрелль описал бактериофаги, присутствующие в воде реки, которые способны быстро уничтожать болезнетворные бактерии.
  • В искусстве богиня Ганга изображается в виде прекрасной женщины с кувшином в руке. Переполненный сосуд символизирует богатую жизнь.
  • На берегах реки обитают редкие виды животных, среди которых снежный барс, бурый медведь, бенгальский тигр. Здесь огромное разнообразие бабочек и других насекомых ярких цветов и оттенков. В водах встречаются гангские акулы и сусуки (пресноводные дельфины).
  • Вдоль городских набережных Ганга можно увидеть гхаты — ступени из камня, по которым паломники спускаются к воде для ритуального омовения.

Река Ганг на карте

Река Ганг — достопримечательности рядом

Храм Калигхат Кали

Парк Майдан

Мемориал Виктория

Дом Матери Терезы

Белур-Матх

Мечеть Накхода

Колледж Стрит

Мост Ховра

Храм Кали в Дакшинешваре

Храм джайнов Парешнатх

Остров Сагар (Ганга Сагар)

Храм Бхарат Севашрам Санга

Дарджилингская железная дорога

Гималайский институт альпинизма

Гималайский зоологический парк им. Падмая Найду

Монастырь Гхум

Гангток

Иден Гарденс

Церковь Святого Иоанна

Собор Святого Павла

Входные билеты и туры

от
173€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
275€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
37€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
105€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

Популярные экскурсии

18 hours

8 hours

8 hours

6 to 10 hours

8 hours

8 hours

8 hours

7 to 8 hours

18 hours

7 to 8 hours

2 days

8 to 9 hours

18 hours

7 days

18 hours

8 hours

Популярные достопримечательности Индии

Ворота в ИндиюМечеть Хаджи АлиПещеры ЭлефантаПещеры КанхериВокзал Чхатрапати ШиваджиКрасный ФортДжама-МасджидНациональный музей ИндииКутб-МинарГробница ХумаюнаТадж-МахалВодопад Дудхсагар в ГоаХармандир-СахибХрам ЛотосаАгра ФортМавзолей Итимад-Уд-ДаулаГробница Акбара ВеликогоКоннот-ПлейсЧандни ЧоукНациональный музей ГандиМемориал Махатмы Ганди (Радж Гхат)Форт КочиЦерковь Святого ФранцискаБазилика Санта Круз

Популярные города Индии

ВаранасиКалькуттаНью-ДелиБангалорМумбаиДарджилингДжайпурАграБхопалЧеннаиХайдарабадРишикешАмритсарЛехПунаМаналиТривандрумУдайпурКхаджурахоАхмадабадМадурайСринагарДжодхпурЛакхнау

Последние публикации

Все

Новости

20. 05.2022

Леса Гоа станут экотуристическими направлениями

Новости

Новости

Новости

Путешествия

Путешествия

31.03.2014

Знаменитые достопримечательности Нью-Дели

Смотреть все

Увидеть Ганг и умереть. Как смерть притягивает в священный город туристов и паломников

31 августа 2018, 04:00

Куда поехать

Как только не называют этот город — Варанаси, Бенарес, Каши, Индийский Рим, Индусский Иерусалим. Это самый священный город для индусов и один из наиболее популярных туристических центров. Удивительно, как ему удается оставаться сакральным местом с сотнями храмов, в которые не пускают «неиндусов», и при этом привлекать тысячи туристов. Иностранцы ходят по его узким улочкам, толкаясь с паломниками в шафрановых одеждах, брахманами в белых и золотистых тогах, священными коровами, шумными скутерами и мотоциклами, которые носятся, не обращая внимания на тесноту.

Город ступеней

В этот город нужно погружаться, как в реку. Когда Новый Варанаси с непривлекательными блочными домами и широкими дорогами остается позади, вам приходится нырять в тесные переулки, ширина которых часто не превышает полутора метров. Там царит пестрый полумрак — свет падает откуда-то сверху, теряется в сплетениях проводов, вывесок, в крутых стенах, окрашенных в яркие цвета. В городе почему-то особенно много синего, но есть и красный, и желтый, и бордовый. Жительницы Варанаси поддерживают это многоцветие, одеваясь в яркие сари.

Город ведет вниз и вниз, узкие стены отступают — и перед вами Ганг, священная река. К ней ведут многочисленные ступени. Собственно, это и есть Варанаси: длинный ряд гхат — спусков к воде. Многие дома имеют свои гхаты. Есть и многочисленные общественные ступени. На пяти километрах реки вытянулись около 40 гхат, каждый из них имеет свое лицо и свою историю.

Шиваиты на берегу Ганга

© Евгений Пахомов/ТАСС

Варанаси, по легенде, был основан в глубокой древности самим Шивой — одним из трех верховных богов индуизма. Историки древность города подтверждают, и очевидно, что сакральным это место стало уже очень давно. Не случайно именно сюда пришел со своей первой проповедью Будда — рядом с городом в Сарнатхе до сих пор стоит ступа, сооруженная на месте его первого обращения к людям.

Город реки

Чтобы по-настоящему познакомиться с Варанаси, его нужно разглядывать с реки. Вода несет лодку мимо удивительного собрания дворцов и крепостей, башен и фортов, разноцветных домов, мимо храмов — в основном индусских, но и джайнских, мимо мечетей и ступеней. Мимо изображений Шивы на стенах и современных граффити.

Один из гхат

© Евгений Пахомов/ТАСС

Многие индийские раджи и махараджи в старину имели здесь резиденции, чтобы совершать омовения в Ганге. Многие из этих зданий сегодня в запустении, некоторые реставрированы, часть превращена в отели.

Вид на город с реки

© Евгений Пахомов/ТАСС

Хотя Ганг считается священным на всем протяжении, именно здесь эта река имеет особенное значение. Гхаты Варанаси не пустуют ни днем ни ночью: с реки можно увидеть их все разом. На одних купаются мальчишки, не обращая внимания на строгих брахманов, на других все в шафрановом цвете от одежд паломников, на третьих горят погребальные костры. Люди совершают омовения в водах священной реки, молятся ей, встречают на берегах рассвет и закат. На одних ступенях собираются целые толпы, на других — немного людей. Под вечер к Гангу приходят просто посидеть у воды, а на некоторых гхатах проходят обязательные и важные церемонии.

Город молитв

Собственно, эти церемонии и привлекают иностранных туристов. Чтобы увидеть вечернюю молитву, нужно постараться: толпа на гхатах собирается заранее. В воде плещутся многочисленные паломники в шафрановых одеждах (цвет индуизма), они набирают воду во фляги, которые потом понесут домой на разукрашенных коромыслах. У самого берега лодочники выстраивают ряд своих суденышек для тех, кто не желает толкаться в толпе. Вокруг колышется море людей, вытягивающих шеи, старающихся занять место получше.

Паломники в Ганге

© Евгений Пахомов/ТАСС

«Сто рупий, сэр, и я проведу вас на лодку!» — слышится откуда-то сбоку. В лодках занимают места паломники посостоятельней и иностранцы. Первые шепотом читают молитвы, вторые готовят фотоаппараты.

С последними лучами солнца на ступенях появляются брахманы для вечерних проводов солнца. Священнослужители — молодые парни в традиционных золотистых костюмах и дхоти (мужских юбках) — начинают пуджу (моление): сначала дуют в раковины, потом читают мандалы (священные гимны из Ригведы) на древнем санскрите. Горящие лампады, дымящиеся благовония, вода, цветы — все это используется в сложном ритуале. Священнослужители — выпускники расположенной неподалеку санскритской школы, где брахманских детей с детства учат ведам и другим священным текстам. Туристы громко комментируют церемонию и сверкают фотовспышками.

Мальчик из брахманской школы

© Евгений Пахомов/ТАСС

Утренняя служба более камерная — только встать нужно затемно. Народу гораздо меньше, на рассвете тихий Ганг особенно красив, и понятнее, что брахманы обращаются к водам священной реки, а не к толпам туристов на лодках. Но не успевает закончиться служба, как сбоку слышится: «Хотите прокатиться на лодке? Всего шестьсот рупий!»

Служба на берегу Ганга

© Евгений Пахомов/ТАСС

Город новой жизни

Но большинство верующих и туристов прибывают в Варанаси ради аньешти — погребальных церемоний. Варанаси — священный город еще и потому, что для верующего важно здесь умереть, быть кремированным или развеянным в виде праха в священные воды Ганга. Считается, что такой человек может получить лучшее перерождение и даже избавиться от бесконечного круга рождений в этом мире.

На гхатах Варанаси, особенно на Маникарника гхат и Харишчандра гхат, постоянно горят погребальные костры. В священном городе есть специальные приюты и хосписы для пожилых индусов, которые хотят, чтобы их дни закончились именно тут. Эти старички ежедневно возжигают лампады в многочисленных храмах города. Не случайно в интернете полно заметок с названиями типа: «Увидеть Варанаси и умереть».

Кремация на одном из гхат

© Евгений Пахомов/ТАСС

«У вас все неправильно понимают. Ведь смерть у нас в городе — это начало новой, лучшей жизни», — рассказывает житель Варанаси Кумар. Он совсем не считает свой город мрачным. Кумар — поклонник Кабира — знаменитого индийского поэта-мистика XV века, ткача из Варанаси, оставившего немало прекрасных стихов о любви к жизни.

«Я тоже хочу умереть в своем городе, чтобы вновь здесь родиться. Я думаю, что я уже не первый и не второй раз родился в своем городе», — улыбается он.

Евгений Пахомов 

Река Ганг – Индия – Священная Земля

Протянувшись на 1560 миль через северную Индию, от Гималаев до Индийского океана, река Ганг не является священным местом: это священная сущность. Известная как Ганга Ма — Мать Ганга — река почитается как богиня, чья чистота очищает грехи правоверных и помогает мертвым на их пути к небесам. Но в то время как ее духовная чистота оставалась неизменной на протяжении тысячелетий, ее физическая чистота ухудшилась, поскольку быстрорастущее население Индии возлагает на нее постоянно растущее бремя. Река теперь больна загрязнением человеческими и промышленными отходами, а болезни, передающиеся через воду, являются ужасным фактором жизни индейцев. Но угроза, исходящая от этого загрязнения, — это не просто вопрос здоровья — это вопрос веры. Вир Бадра Мишра, индуистский священник и инженер-строитель, десятилетиями работавший над борьбой с загрязнением Ганга, описывает важность защиты этой священной реки: «Говорят, что Ганг дарует нам спасение. Эта культура закончится, если люди перестанут ходить к реке, а если умрет культура, умрет традиция и умрет вера».

Земля и ее жители

В стране, где почитается практически все в природе, Ганг считается самым священным. Учитывая величину ее жизнеобеспечивающей силы, это неудивительно: ее могучее течение от гор к морю создает речной бассейн шириной от 200 до 400 миль, в котором проживает почти полмиллиарда человек. Согласно индуистской мифологии, Ганг когда-то был небесной рекой, протекавшей по небу. Давным-давно она согласилась пасть на землю, чтобы помочь царю по имени Бхагиратха, чьи предки были сожжены дотла гневным взглядом аскета, которому они помешали во время медитации. Только очистительные воды Ганга, протекающие над их прахом, могли освободить их от земли и поднять к мирной жизни на небесах. Чтобы земля не была разрушена ударом ее падения, Господь Шива поймал Гангу своими волосами, когда она каскадом падала с небес в Гималаи. Затем Ганга последовала за Бхагиратхой из гор через равнины к морю, где она восстановила его мертвых предков и вознесла их в рай.

Как Ганга оживила прах предков Бхагиратхи, так и все индусы верят, что если прах их умерших поместить в реку, им будет обеспечен плавный переход в следующую жизнь или освобождение от цикла смерти и возрождение. Индусы могут преодолевать большие расстояния, чтобы развеять прах своих близких в Ганге. Индусы также верят, что божественные воды Ганга очищают тех, кто погружается в нее. Говорят даже, что одна капля воды Ганга, унесенная ветром на большое расстояние, может очистить жизнь от грехов. В городах вдоль реки ежедневные купания являются важным ритуалом среди верующих. Многие города считаются священными и служат местами паломничества: Ганготри, где река берет начало из ледниковой пещеры; Остров Сагар, где Ганг впадает в море и когда-то восстанавливал предков Бхагиратхи; Варанаси, самый священный из городов на берегу реки и самое благоприятное место для смерти; и Аллахбад, место проведения самого важного праздника в индуистском религиозном календаре, Кумбха Мела. В 2001 году около 20 миллионов человек омылись в Ганге в Аллахбаде в самый благоприятный момент этого праздника. 30 миллионов человек омылись в Ганге на Кумбха Мела в 2013 г.

Текущие проблемы

Огромная жизнь, которую поддерживает Ганг, также является источником самой большой угрозы: загрязнения. Большая часть загрязнений Ганга — это органические отходы — сточные воды, мусор, продукты питания, человеческие и животные останки. За последнее столетие городское население вдоль Ганга росло огромными темпами, в то время как инфраструктура по сбору мусора осталась относительно неизменной. Канализационные системы, спроектированные на рубеже 20-го века, сегодня не более чем направляют отходы в реку. Около 800 000 галлонов сточных вод стекают в Ганг каждый день, треть из них подвергается очистке, и результаты ошеломляют: недавние пробы воды, собранные в Варанаси, показали, что количество фекально-колиформных бактерий составляет около 60 000 бактерий на 100 миллилитров воды, что на 10 000% выше, чем Государственный стандарт безопасного купания в реке. Результатом этого загрязнения является множество болезней, передающихся через воду, включая холеру, гепатит, брюшной тиф и амебную дизентерию. По оценкам, 80% всех проблем со здоровьем и одна треть смертей в Индии связаны с болезнями, передающимися через воду.

Священная практика захоронения человеческих останков в Ганге также представляет угрозу для здоровья из-за чрезмерно высоких темпов сброса частично кремированных трупов. В Варанаси ежегодно проводится около 40 000 кремаций, в основном на дровяных кострах, которые не сжигают тело полностью. Наряду с остатками этих традиционных похорон есть еще тысячи тех, кто не может позволить себе кремацию и чьи тела просто сбрасывают в Ганг. Кроме того, ежегодно в реку попадают трупы тысяч мертвых коров, священных для индусов.

В то время как промышленные загрязнители составляют меньшую долю загрязнения Ганга, воздействие токсичных химических отходов на здоровье и окружающую среду может быть гораздо больше. От равнин до моря фармацевтические компании, заводы по производству электроники, текстильная и бумажная промышленность, кожевенные заводы, производители удобрений и нефтеперерабатывающие заводы сбрасывают сточные воды в реку. Эти опасные отходы включают соляную кислоту, ртуть и другие тяжелые металлы, отбеливатели и красители, пестициды и полихлорированные бифенилы — высокотоксичные соединения, которые накапливаются в тканях животных и человека. Сток с ферм в бассейне Ганга добавляет химические удобрения и пестициды, такие как ДДТ, который запрещен в Соединенных Штатах из-за его токсического и канцерогенного воздействия на людей и дикую природу. Перекрытие реки плотиной или отвод ее воды, в основном для целей орошения, также усугубляет кризис загрязнения. Реки нуждаются в свежей воде для разбавления и растворения загрязняющих веществ, а поток воды необходим для смывания материала вниз по течению.

В 1985 году правительство Индии запустило План действий Ганга, который был разработан для очистки реки в отдельных районах путем установки очистных сооружений и угроз штрафов и судебных разбирательств против предприятий, загрязняющих окружающую среду. Спустя почти 20 лет план оказался в значительной степени неудачным. Очистные сооружения западного образца просто не соответствовали потребностям региона. Такие очистные сооружения предназначены для использования в странах, где стабильная подача электроэнергии, нет сезона затяжных муссонных дождей, а население не пьет воду прямо из источника. Многие индийцы винят в провале плана бесхозяйственность, коррупцию и технологические ошибки. Основная критика заключается в том, что местные сообщества, которые больше всего инвестируют в здоровье реки, не были включены в процесс планирования.

Усилия по сохранению

В отличие от недостатков правительственного Плана действий Ганга, гражданский фонд Санкат Мочан, основанный в Варанаси в 1982 году, добился больших успехов на пути к прочной очистке Ганга. Будучи индуистским священником и инженером-строителем, основатель организации Вир Бхадра Мишра подошел к проблеме как с научной, так и с духовной точек зрения. В сотрудничестве с инженерами Калифорнийского университета в Беркли Мишра предложил альтернативный план очистки сточных вод для Варанаси, совместимый с климатом и условиями Индии. Усовершенствованная интегрированная система прудов для окисления сточных вод будет хранить сточные воды в нескольких прудах и использовать бактерии и водоросли для разложения отходов и очистки воды, поэтому ей не потребуется электричество.

Столь же важной, как и работа В. Б. Мишры и фонда по разработке практического научного решения по очистке Ганга, была их работа по включению индуистской культуры и традиций в процесс очистки. Они нашли новые способы говорить о реке, уважая индуистское мировоззрение и почитая Ганга. По мнению Мишры, сказать индусу, что Ганга , богиня и мать, «загрязнена» или «грязна», является оскорблением; это говорит о том, что она больше не священна. Скорее, подход должен признать, что ответственность за это лежит на человеческом действии, а не на самой священной реке: «Мы позволяем осквернить нашу мать». Этот подход стимулировал участие широких масс в усилиях по очистке и превращает работу по сохранению окружающей среды в модель сохранения культуры и религии.

Программа очистки Санката Мочана под названием «Кампания за чистую Гангу» дала ощутимые результаты. Например, рабочие в Варанаси теперь собирают мусор на берегу реки и вывозят из реки трупы и туши животных. Несмотря на достижения в Варанаси, кампания по очистке должна быть общенациональной, затрагивающей все части реки, если она хочет быть успешной. С этой целью Кампания за чистую Гангу запустила в 2002 году программу по повышению осведомленности на национальном уровне, расширению возможностей местных сообществ для решения экологических проблем и созданию национальных коалиций НПО, предприятий и местных органов власти. В марте 2003 года в рамках программы был организован первый национальный День чистой Ганги в Калькутте, первый из серии семинаров для общественных деятелей и широкой общественности.

Основные программы и инициативы фонда включают исследовательскую лабораторию для мониторинга качества воды в реке, центр экологического образования, сочетающий традиционные верования и обычаи с экологическим образованием, а также программу, помогающую сельским жителям обеспечить доступ к чистой воде.

В ноябре 2008 года Ганг получил статус «Национальной реки» и стал единственной рекой в ​​Индии, получившей такое название. Этот шаг также способствовал созданию Национального управления по бассейну реки Ганга, призванного осуществлять меры по защите реки.

Несмотря на все усилия активистов, река остается загрязненной. В ответ на незаконную добычу камней и песка в Ганге для использования в качестве строительного материала (давняя проблема в районе Харидвар) Уттаракханд Свами Нигаманада, 34-летний монах, в феврале 2011 года начал поститься в знак протеста против добычи. Он умер от недоедания в больнице после 115 дней голодания.

Вир Бхадра Мишра скончался в возрасте 74 лет в 2013 году, а его сын Вишвамбхар Натх Мишра стал президентом Фонда Санкат Мочан.

Однако появилась новая надежда на восстановление Ганга после избрания Нарендры Моди премьер-министром Индии. Известный тем, что очистил 10,5-километровый участок реки Сабармати, Моди на следующий день после своего избрания пообещал восстановить святость Ганга. Моди расширил роль Министерства водных ресурсов для проведения «Омоложения Ганга» и назначил министра, который решительно призывал к прекращению загрязнения реки.

Источники

Фонд Санкат Мочан. Фонд Санкат Мочан.

Друзья Ганга. Кампания Своча Ганга .

Сампат, Паял. «Долгий спад реки Ганг». World Watch, июль-август 1996 г.

Стилле, Александр. «Следующая жизнь Ганга». The New Yorker , 19 января 1998 г.

Эк, Диана Л. Банарас, Город Света . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1999.

Очистка Ганги как экологическая и культурная потребность, Сахана Сингх (29август 2014 г.)

Ганг: священная, смертоносная река

На высоте почти 13 000 футов в предгорьях Гималаев Амод Панвар, индийский владелец отеля и набожный индуист, благоговейно кладет подношения миндаля, изюма и кокосового ореха в каскадную воду. из ледяной пещеры, известной как Гаумух, «коровья пасть».

Когда сумерки опускаются на заснеженные вершины, глыба льда размером с дом отрывается от ледника и с грохотом падает в поток, заставляя меня бежать в поисках безопасности по серым камням берега реки. Панвар, мой проводник в изнурительном высокогорном путешествии из Ганготри в северной Индии, не останавливается. Он продолжает свои обряды, снимает одежду и погружается в воду, испещренную осколками льда. Только когда мы наполним пластиковые бутылки святой жидкостью, чтобы забрать ее домой в наших рюкзаках, мы идем вниз по склону к изолированному ашраму, где мы выпьем сладкого чая и укроемся в холодную октябрьскую ночь.

Гаумух, исток реки Ганг, является одним из самых священных мест в индуизме. Но на самом деле вся река, протекающая более чем на 2500 км через северную Индию от горных убежищ снежного барса (мы видим отпечатки пальцев на пути вниз) до кишащих тиграми мангровых болот Бенгальского залива, священна. Ма Ганга или Мать Ганга, описанная гарвардским религиоведом Дайаной Экк как «архетип священных вод», почитается как богиня индуистами во всем мире. Ее воду даже торжественно вылили в колодец, построенный по приказу щедрого 19Махараджа 19-го века для английских жителей деревни Сток-Роу, недалеко от Рединга.

Почтение к реке не должно вызывать удивления. Быстро спускаясь с Гималаев, а затем пересекая плодородную и густонаселенную пойму на севере Индии и Бангладеш, Ганг на протяжении тысячелетий помогал поддерживать десятую или более часть населения мира пищей, водой и рыбой.

Как и многие неиндейцы, я смутно осознавал святость и экономическое и социальное значение реки до того, как три года назад переехал жить в Индию. В своей знаменитой книге путешествий Slowly Down the Ganges (1966), Эрик Ньюби перечисляет переводы 108 священных санскритских названий реки, среди которых «вечно чистая» и «свет среди тьмы невежества». Легенда гласит, что Шива защитил мир от разрушительной силы Ганги, когда космические воды упали на землю, мягко выпустив потоки через его волосы. Один санскритский гимн называет реку «возвышенным вином бессмертия».

Чего я не ожидал, так это того, что Ганг настолько загрязнен неочищенными сточными водами, промышленными отходами и пестицидами, что части реки и ее притоков не только грязны и неприглядны, но и болезнетворны, токсичны и канцерогенны.

Кризис, поразивший их символическую реку, не избежал и самих индейцев. Нарендра Моди, лидер индуистских националистов, пришедший к власти на прошлогодних выборах, отказался от своего избирательного округа на родине в Гуджарате и выбрал древний город Варанаси (Бенарес) на Ганге в качестве своего парламентского места. Он назвал реку своей матерью и пообещал очистить ее. Проекты стоимостью в сотни миллионов долларов с 1980-х годов потерпели неудачу в достижении этой цели, и когда Моди встретился с президентом Бараком Обамой на неофициальном ужине в Белом доме в сентябре прошлого года, разговор почти сразу же перешел к изменению климата и новым усилиям по очистке загрязненного Ганга. . Обама сказал Моди, что река в его родном Чикаго, когда-то настолько грязная, что загоралась, теперь стала местом, где ловят и едят рыбу. «Это именно то, что я хочу для Ганга», — сказал Моди.

К тому времени — задетый фотографиями 1970-х годов, на которых запечатлены лодки, плывущие по выходным в Дели по притоку Ганга, который сейчас превратился в зловонную открытую канализацию, — я уже поставил перед собой задачу выяснить, что и почему беспокоит реку, и решил увидеть как можно больше. из него, как я мог от источника до рта. Хороших научных данных, особенно о промышленном загрязнении, в Индии мало. Но выводы официальных замеров, научные статьи и свидетельства собственных глаз настораживают всех, кому небезразлично здоровье человека или окружающая среда.

Река Ямуна в Дели, один из крупных притоков Ганга, — хорошее место для начала. Описанный в индийской легенде как природный рай с лилиями, черепахами и рыбами, которыми наслаждается играющий на флейте Кришна и его обожающие гопи, почти все его воды теперь отводятся над столицей для орошения. В засушливый сезон перед муссоном то, что течет из Большого Дели с 25-миллионным населением в сторону Агры и Тадж-Махала, представляет собой токсичную смесь сточных вод и промышленных отходов, ужасно пенящуюся в разносимые ветром кучи пены, когда они проходят через плотину Охла.

Во-первых, канализация. В худшем случае — согласно статистике качества воды за 2011 год, опубликованной Центральным советом по контролю за загрязнением (CPCB) — вода Ямуны в Охле содержит 1,1 миллиарда фекальных колиформных бактерий на 100 мл, что почти в полмиллиона раз превышает рекомендуемый (в Индии) предел для купания. из 2500. Причина ясна. У половины 1,3-миллиардного населения Индии нет туалетов; если они у них есть, то их можно не подключать к стокам; если они есть, очистных сооружений может и не быть; а если и есть, то может не работать. CPCB говорит, что только десятая часть сточных вод, образующихся вдоль основного течения Ганга, вообще очищается. Неудивительно, что те, кто может себе это позволить, используют высокотехнологичные фильтры для воды, чтобы гарантировать чистоту питьевой воды, или что более 300 000 индийских детей в возрасте до пяти лет ежегодно умирают от диареи, многие из них в бассейне Ганга.

2500 км

Длина Ганга; начинается в Гаумухе, Гималаи, и заканчивается в Бенгальском заливе. лактамаза), которые связываются с бактериями, образуя «супербактерии», очень устойчивые к большинству видов антибиотиков. NDM-1 впервые был обнаружен в питьевой воде Дели в 2010 году, и Дэвид Грэм, канадский профессор экологической инженерии в Университете Ньюкасла, сказал мне, что он, как гость в Индии, и я, как житель Дели, оба, вероятно, укрывать NDM-1 в наших кишках. Исследовательская работа, которую он написал в соавторстве в прошлом году, показала, что концентрации NDM-1 в относительно чистых водах верхнего Ганга значительно увеличились, когда индуистские паломники из крупных городов Индии посетили святые места, такие как Ришикеш и Харидвар, в начале лета. Рост также коррелировал с увеличением количества фекальных бактерий, что позволяет предположить, что плохие санитарные условия снова стали причиной загрязнения. Мрачная ирония заключается в том, что городские индийцы, которые приезжают отдать дань уважения Гангу, в конечном итоге загрязняют реку и распространяют опасные для жизни болезни по всей стране.

Вторая проблема связана с промышленностью. Недавний отбор проб донных отложений Ямуны, где многие столичные овощи выращиваются, когда река не разливается, показал, что русло реки «сильно загрязнено» канцерогенными и ядовитыми тяжелыми металлами, включая свинец, кадмий, хром, ртуть и мышьяк. — все, кроме встречающегося в природе мышьяка, который в значительной степени является продуктом быстрой индустриализации Индии. «Это вызывает тревогу», — говорит Прашант Раджанкар из Toxics Link, экологической группы, опубликовавшей исследование. Он добавляет, что сейчас необходимы дополнительные исследования самих овощей. Даже по главному стволу Ганга мало информации о масштабах кризиса. CPCB просто упоминает 764 «сильно загрязняющих предприятия» и говорит, сколько сточных вод они производят, но не говорит, что в них содержится.

 . . .

Одним из очевидных способов понять воздействие отходов жизнедеятельности человека и промышленных токсинов является сравнение местоположений выше и ниже по течению. Итак, с помощью Всемирного фонда дикой природы (WWF) я посетил участки другого важного притока Ганга, Рам Ганга. Контраст был поразительным.

32 000 трупов

Ежегодно кремируются в Варанаси, а 200 тонн полусгоревшей плоти попадают в Гангу

В холмах возле Марчулы река Рам Ганга течет быстро и чисто, где водятся орлы и выдры. Встаньте на берег, и вы увидите золотую и серебряную рыбу-махсир, плавающую в бассейнах, и услышите резкий лай замбара, разновидности оленя, из-за деревьев. Анил Кумар, проводник и орнитолог из села Бахроти, взгромоздившись на склоне холма, указывает на следы тигра, навоз диких слонов и пруд, где два года назад он поймал 68-килограммового сома. Я прыгаю, чтобы искупаться и смыть грязь долгого пути на машине и пешком из Дели. В деревне над рекой Басанти Деви, которой кажется, что ей около 50 лет, жалуется на то, что дикая природа слишком многочисленна: слоны уничтожают овощные посевы, а тигры иногда едят коров. «Я видела здесь тигра два месяца назад, — говорит она.

Спуск на равнины штата Уттар-Прадеш (в штате 200 миллионов жителей, столько же жителей, сколько в Бразилии) — шок. По индийским меркам Морадабад не особенно большой город — всего один миллион человек, — но там нет очистки сточных вод, а поблизости есть десятки бумажных фабрик, сахарных заводов, литейных заводов и заводов по производству пластмасс, которые сбрасывают отходы в Рам-Гангу и ее притоки. . Вниз по течению от центра города песчаные берега и обнаженное русло реки представляют собой апокалиптическую картину грязи и мусора, мертвых собак, пластиковых пакетов, nullahs (стоки), извергающие розовую краску, и свиньи, копошащиеся в навозе. Все это время мужчины с тракторами и воловьими повозками добывают песок для строительства, в то время как дхоби-валлах (прачки) занимаются своим делом в грязной воде, а мальчик в одиночестве забрасывает сеть в поисках рыбы. В районе Лал Баг мужчины и женщины сидят на корточках на мелководье, перемешивая золу литейных заводов в глубоких чашах, чтобы восстановить крошечные остатки металла. Нам сказали, что сжигание электронных отходов производится здесь глубокой ночью — это незаконно из-за известной токсичности многих компонентов, — но по крайней мере один мальчик открыто промывает свои электронные отходы при дневном свете, чтобы извлечь проволоку и другие ценности.

«Когда я был молод, эта река была очень чистой, и мы даже могли видеть ее русло», — говорит Майрадж Уддин, дантист из Морадабада, ставший Рам Ганга Митрой (крестоносец), один из группы добровольцев по борьбе с загрязнением окружающей среды, сформированной WWF-Индия. Пока он говорит, кто-то швыряет полиэтиленовый пакет с мусором со стен близлежащего Ганга Мандира, индуистского храма, прямо в реку. «Теперь он мертв. Все нечистоты из города попадают в реку. Но все должно измениться после прокладки канализационной линии . . . И я очень надеюсь, что помогу этой реке вернуться в исходное состояние. Может быть, я буду слишком стар, чтобы купаться в нем. Но я хочу, чтобы мои дети купались в нем».

Та же картина — более чистая вода вверх по течению, грязь вниз по течению (загрязнение фекалиями «невероятно, смехотворно», как говорит один из представителей Всемирного банка) — повторяется во всех великих местах паломничества и городах вдоль Ганга.

Рядом с заповедником дикой природы Хастинапур, между Харидваром и Канпуром, почти можно представить, каким был Ганг в своем величественном движении по равнинам северной Индии до промышленной революции, строительства плотин и демографического взрыва. Мы встречаем веселую толпу паломников, размахивающих флагами, трубящих в трубы и несущих медные горшки с речной водой, когда они возвращаются после своих молитв к Ма Ганге. Утки и кулики кормятся на мелководье, а речные черепахи и находящиеся под угрозой исчезновения гавиалы, тонкомордые крокодилы Индийского субконтинента, нежатся на песчаных отмелях.

Промышленный город Канпур — это отдельная история. Сточные воды 400 кожевенных заводов, включая красители, соли, кислоты и соединения хрома, настолько отвратительны, что правительство временно закрыло их на время Кумбха Мела 2013 года, расположенного ниже по течению в Аллахабаде. Я был среди десятков миллионов, омывшихся в Ганге на этом индуистском празднике, считавшемся самым большим собранием людей на земле. Ракеш Джайсвал, эколог из Канпура, называет отходы кожевенного завода «токсичным коктейлем» химикатов, от которых у фермеров, использующих воду, появляются сыпь, фурункулы и онемение конечностей. Несколько лет назад он помог Институту Блэксмита, некоммерческой группе, занимающейся вопросами загрязнения, защитить 30 000 жителей Канпура от шестивалентного хрома — Cr (VI) — в подземных водах. Известно, что он вызывает рак легких, печеночную недостаточность и преждевременное слабоумие, Cr (VI) был обнаружен в концентрации, более чем в 100 раз превышающей установленный правительством Индии предел.

Двигайтесь дальше вниз по течению, и вы достигнете Варанаси. Я предполагаю, что это — культурное сердце Индии и индуизма и, как говорят, самый старый живой город в мире — должно быть местом, где можно понять, что делается с Гангом и почему индийцы так злоупотребляют рекой, которой они поклоняются. На рассвете возле гхатов (ступеней на берегу реки) и погребальных костров медитируют святые люди и купаются паломники. Пара собак дерутся из-за обгоревших человеческих останков на илистом берегу (один ученый подсчитал, что ежегодно здесь кремируют 32 тысячи человеческих трупов, а в Ганг сбрасывают 200 тонн полуобгоревшего человеческого мяса). Гниющие останки обезьяны, лицо которой искажено водянистой гримасой, зацепились за швартовный канат лодки. Пухлый мужчина фыркает, как бегемот, плывя к дальнему берегу, а урок йоги, транслируемый по громкоговорителю, подчеркивает приглушенный рев пробудившегося человечества.

Даже здесь, в средоточии древней науки и религии, имеется мало научных данных о Ганге, но существующие анекдотические свидетельства и факты вряд ли утешительны. Атул Гаванде, индийско-американский хирург и писатель, описывает в своей книге о старении и смерти «Быть ​​смертным », как он приехал в Варанаси, чтобы предать Гангу прах своего отца. Зная и обряд, и антисанитарное состояние реки, он тщательно дозировал себе антибиотики, надеясь избежать болезни от трех ложек наполненной бактериями речной воды, которую ему заставят пить к 9-му дню.0003 пандит председательствует на церемонии. Вместо этого он заразился Giardia, паразитарной инфекцией, устойчивой к антибиотикам.

Немногие жители знают о таких опасностях, а если и знают, то не знают, что с ними делать. «Я до сих пор купаюсь в реке во время крупных индуистских фестивалей, потому что здесь все так делают», — говорит Рина Верма, 17-летняя студентка, которая живет в соседнем Асси Гхате. «Мне очень обидно, когда сюда приходят посторонние и говорят, что не будут трогать реку, потому что вода очень грязная», — добавляет она. Некоторые местные жители говорят, что научились плавать в Ганге, но теперь остановились и не пускают своих детей. «Мой сын спрашивает меня: «Вы все так весело проводили время на реке, а как насчет нас?», — говорит Говинд Шарма, мелкий торговец 43 лет, у которого есть 10-летний сын. «У меня нет ответа. Я чувствую себя грустным и виноватым».

Как и в Ямуне, загрязнение происходит не только от сточных вод. Ученые Ананд Сингх и Джитендра Пандей из городского индуистского университета Банарас (BHU) в прошлом году опубликовали одно из первых подробных исследований тяжелых металлов в Ганге. Они обнаружили, что концентрации неуклонно увеличивались по мере того, как они двигались вниз по течению мимо Варанаси, что позволяет предположить, что его собственные отходы были основным источником. После города концентрации как свинца, так и кадмия обычно примерно в три раза превышали «максимально допустимые концентрации» Всемирной организации здравоохранения. Отметив возникающий в результате риск всего, от врожденных дефектов до рака, Панди сказал, что присутствие токсичных металлов является «проблемой здоровья непосредственно для людей».

Уже много лет известно, что на Гангской равнине тревожно высок уровень заболеваемости некоторыми видами рака. У женщин в Дели самый высокий уровень заболеваемости раком желчного пузыря в мире. Индийские ученые не решаются сказать, какие тяжелые металлы, если таковые имеются, являются причиной, хотя предварительное совместное индийско-японское исследование в 2012 году обнаружило «значительно высокие» уровни хрома, свинца, мышьяка и цинка в раковых тканях желчного пузыря индийских образцов, когда по сравнению с таковыми у японских больных.

 . . .

Так зачем же тогда допускать загрязнение? Дело не только в том, что люди не замечают уродства или не знают об опасностях; это было верно для большинства стран во время их промышленных революций и быстро меняется. В Индии есть дополнительное препятствие для перемен: Ганга настолько священна, что считается, что ей не причинить вреда. Ее воды чисты, даже целебны, и ответственность за нее несут боги, а не люди.

Илия Троянов, болгарско-немецкий автор Вдоль Ганга столкнулись с этим явлением более десяти лет назад. На Ганге в Варанаси он наблюдал «желтоватую пену, воняющую хуже, чем гниющая туша, нарывы ​​гноя на святом теле», но обнаружил, что правоверные не признают святотатства и не примут предостережения защитников окружающей среды. «Они любят Ганга мата-джи [Мать Гангу], и их любовь не позволяет им говорить о ней плохо». Ученый-эколог из Варанаси Б.Д. Трипати говорит мне, что его мать и другие преданные были потрясены, когда он начал измерять уровень загрязнения 40 лет назад. «Они сказали: «Ты не индус. Вода Ганги самая чистая».

Трипати не сдается и надеется, что планы Моди, в том числе очистные сооружения, развертывание 40 «экобатальонов» солдат и проект по восстановлению судоходства по реке от моря до Канпура, позволят достичь большего чем апатичные усилия прошлого. «Зачем защищать Гангу?» — спрашивает Трипати. «Это вопрос выживания, выживания 450 миллионов человек. Это не религиозное чувство . . . Ганга — это система жизнеобеспечения. Он дает воду, обеспечивает питательными веществами, повышает плодородие почвы в бассейне».

Позже я встречаюсь с Вишвамбхаром Натхом Мишрой, махантом или верховным жрецом, когда он держит двор в храме Санкат Мочан в честь Ханумана, бога-обезьяны, в сердце Варанаси. Храм похож на оживленный средневековый собор, но mahant совсем не средневековый. Он профессор электронной инженерии, возглавляет фонд по защите Ганга и хорошо разбирается в очистке сточных вод и политической воле: и того, и другого, по его словам, катастрофически не хватает, когда речь идет о Ганге. «На самом деле мы умеем усложнять проблему, а не находить решения», — говорит Мишра, который гордится тем, что получил от Моди предвыборное обещание спасти реку.

Как и Мишра, я не обнаружил тайны в бедственном положении Ганга, когда путешествовал по его течению. Его можно спасти так же, как Рейн и Темзу [см. ниже]. «Нам необходимо осуществить преобразования в нашей стране», — говорит Винод Таре, инженер-эколог из Канпура, возглавляющий усилия элитных Индийских технологических институтов по исследованию и восстановлению Ганга. «Правительство настроено очень серьезно — в этом нет никаких сомнений. Но проблема настолько огромна, что она не изменится за одну ночь. Темзе потребовалось 20 или 30 лет, а Ганга намного больше, так что это займет время».

Люди не единственные жертвы загрязнения. Моя следующая остановка после Варанаси — Патна, мегаполис размером с Рим, где я был поражен, увидев находящихся под угрозой исчезновения гангских дельфинов в реке в центре города. Это хорошая новость, что дельфин, названный императором Великих Моголов Бабуром водяным кабаном и известный как susu за хриплый звук, который он издает при всплытии на поверхность, может сосуществовать с человечеством, хотя я опечален, обнаружив, что они ловят рыбу посреди океана. мусор того, что пахнет стоком канализации, и слышать, что они являются хранилищами остатков хлорорганических пестицидов. Рядом частично обгоревший человеческий труп, зацепившийся течением за какие-то подводные заграждения, водные лыжники развлекаются тем, что ревут по кругу, а собаки обгрызают грудную клетку мертвой коровы.

Видео: Очистка Ганга

После Калькутты — бывшей Калькутты, старой столицы британского владычества и последнего великого города, наряду с Даккой в ​​соседнем Бангладеш, который слил свои нечистоты в Ганг — путешествие вниз по священной реке Индии затягивает к закрытию. В свой прощальный подарок земле река извергает миллионы тонн плодородного ила на рисовые поля и мангровые болота Сандербана в дельте Ганга.

На дальнем конце Индии от Гаумуха, где воздух на 35 градусов теплее, шкипер Тапан Дас так же благоговеет перед Гангом в его устье, как Амод Панвар перед его истоком. Два года назад новый отель Панвара в верховьях реки остался шататься на берегу, когда река взяла новое русло после муссонных дождей, унесших насмерть 6000 паломников. Дасу было всего девять лет, когда его отец утонул во время шторма в дельте, оставив его на содержание четырех младших братьев и сестер, и он вспоминает разрушения, нанесенные циклоном Айла в 2009 году. .

Панвар и Дас будут приветствовать любые действия по смягчению последствий изменения климата, защите водораздела Ганга и очистке его вод от отходов, которые подвергают их и их семьи риску смерти от болезней. Однако неясно, проживут ли такие индийцы в возрасте от двадцати до тридцати лет достаточно долго, чтобы увидеть преимущества грандиозной задачи по очистке, объявленной, но едва начатой ​​Моди. Как написала Дайана Эк из Гарварда, река, которую миллионы людей, включивших ее в свои ежедневные ритуалы, рассматривают как источник спасения, теперь сама нуждается в спасении. Проблема не только в экологии, «это культурный и теологический кризис».

Даже светский Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, просил, чтобы его прах был брошен в Ганге, который он называл «символом вековой культуры и цивилизации Индии, вечно меняющейся, вечно текущей и в то же время вечно та же Ганга».

Дас не философ, но капризы реки знает не хуже других. Он указывает на место, где месяц назад наблюдал бенгальского тигра на илистой отмели. «Штормы и циклоны случаются чаще, чем раньше», — говорит он, когда ил поднимается из глубин густыми коричневыми вихрями теплой воды вокруг лодки. «Течение быстрее и сильнее». Впереди, вдалеке, бурные воды священного Ганга наконец встречаются с Бенгальским заливом и открытым морем.

Виктор Малле, глава бюро FT в Южной Азии

Фотографии: Poulomi Basu

Темза, 346 км

и заседания палаты общин были прекращены из-за «Великой вони» 1858 года. Сегодня рыба и водоплавающие птицы вернулись в реку. Это было предметом обсуждения между Ником Клеггом, заместителем премьер-министра Великобритании, и Нарендрой Моди, когда они встречались в прошлом году. Позже Клегг прокомментировал: «Очистка Ганга — это, конечно, задача гораздо большего масштаба».

Рейн, 1232 км

Глава Всемирного банка в Индии Онно Рюль, который помогает контролировать запланированную помощь в размере 1 миллиарда долларов на очистку Ганга, сравнивает эту задачу с задачей восстановления Рейна в 1980-х годах.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *