Разное

Где находятся игнатьевские пещеры: древние рисунки, старец Игнатий и лик Богородицы — Ураловед

Игнатьевская пещера — Наш Урал и весь мир

29 июля 2007 года не забуду никогда! Впервые в жизни я побывала в одной из карстовых пещер на Южном Урале, которая находится недалеко от села Серпиевка и называется Игнатьевская ( точное местоположение: в 7 км к северо-западу от деревни Серпиевка на правом берегу реки Сим Катав-Ивановского района Челябинской области). Именуют её также Серпиевской и, по-башкирски, Ямазы-Таш…

Игнатьевская пещера — небольшая по размерам (общая протяженность ходов 540 м), двухэтажная. Известна с середины прошлого века и неоднократно обследовалась. Знаменита «картинной галереей каменного века». Она является одним из девяти уникальных памятников палеолита в мире, где были найдены рисунки древнего человека.

По значимости Игнатьевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии.

История и предания о пещере:

«…Систему гротов Игнатьевской пещеры неоднократно посещали ученые-специалисты, археологи других стран мира. В 1980 году группа археологов совершила здесь сенсационное открытие — в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14-16 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы.

Подземные залы и галереи с рисунками расположены в труднодоступных местах, вдали от дневного света. Скорее всего, они служили местом проведения неких обрядовых действий. Для человека каменного века, как и для современного, пещера — это промежуточное состояние между бытием и небытием, между жизнью и смертью, место для испытания ужаса и страха божьего. В пещерах всегда капает, всегда сыро и довольно грязно. Люди каменного века там вероятнее всего не жили, а приходили на несколько дней для совершения обрядов: запускали туда молодежь, которая выходила в «верхний мир» повзрослевшей и посерьезневшей.

А вот старообрядцы, скрывавшиеся от притеснений официальной церкви, или другие вольные люди, имевшие основания прятаться от властей, жить в подземелье могли. Один из обитателей пещеры, давший ей свое имя и по преданию в ней захороненный, – старец Игнатий. Еще в 50-е годы в дальнем зале пещеры были разбросаны остатки деревянного сруба, где он жил. Святой старец почитался и после смерти, а в пещеру, согласно описаниям начала ХХ века, «в девятую пятницу после Пасхи… стекается масса народу из соседних заводов, сел и деревень». Кем был старец Игнатий на самом деле неизвестно, но говорят, что это мог быть принявший схиму великий князь Константин Павлович (брат царей Александра I и Николая I), а кто-то считает, что под этим именем скрывался от мирской суеты сам отошедший от дел государь Александр I. Согласно легенде, дух святого Игнатия ночью выходит к краю пещеры и смотрит на Луну. По ночам здесь слышатся странные голоса и шаги, исходящие непонятно откуда. В самой пещере и возле нее быстро разряжаются батарейки, сгорают лампы фонариков, отказываются работать вспышки фотоаппаратов, люди чувствуют чье-то незримое присутствие»…

Микроклимат пещеры особенный: слабый поток чистого воздуха, постоянная температура(+5 С), влажность, содержание в воздухе аэрозолей калия, магния, натрия, тишина и покой древних стен. Лечебное воздействие на наш организм оказывают не только «живой» воздух, но и «живые» сталактитовые картины на сводах пещер. Пещера, и правда, богата разнообразными кальцитовыми образованиями, сталактитами и сталагмитами, кальцитовыми реками, можно обнаружить пещерный жемчуг, и, как говорилось выше, шедевры «древних художников».

Личные впечатления, разоблачения и Главное Чудо:

Про «умирание» фотоаппаратов и батареек – неправда. По крайней мере в мой поход ничего такого замечено не было. Сыро, холодно и грязно, особенно в некоторых лазейках, где только по-пластунски пролезть можно – это да, так оно и есть. Посещение пещеры само по себе навевает ощущение знакомства с чем-то таинственным (особенно в первый раз в жизни в приключении такого рода!!!) , поэтому для меня быть ТАМ оказалось чем-то грандиозно-вречатляющим. Самое большое откровение было увидеть воочию и убедиться в том, что Игнатьевская пещера не просто пещера — это святое место.

«Игнатьевская Богоматерь» — это настоящее чудо. В дальнем зале пещеры, на так называемом втором этаже, на одной из стен «вылит» образ — женская фигура, с отчётливо просматривающимися лицом, руками, по бокам два сталактита, напоминающие подсвечники. Образ Богоматери – чудо нерукотворное, именно поэтому он так завораживает и удивляет.

Я думаю, что это Чудо достойно того, чтобы о нем знали мои соотечественники, жители необъятной России и, возможно, однажды совершили незабываемое путешествие в пещеры Южного Урала. Я ведь рассказала только об одной…

Как найти Игнатьевскую пещеру:

Игнатьевскую можно смело назвать одной из самых известных пещер Челябинской обл. Она находится на правом берегу р. Сим примерно в 8 км от села Серпиевка.

От Серпиевки туда ведет тропа, но найти ее довольно сложно, т.к. дорог в округе немало. Можно попытаться расспросить местных жителей. Те, кто зимой отдыхает в Серпиевке, могут заказать лошадь, чтобы туда съездить.

От села Аратское, расположенном на 7 км севернее Серпиевки, к пещере ведет прямая дорога, широкая и накатанная.

Карта этого участка на удивление точна, на ней не обозначен лишь свороток к пещере. От Аратского до конца проезжей дороги около 6 км, и еще 1,5 км — до самой пещеры. От этого полуторакилометрового участка влево отходит несколько дорог. Первая из них приводит на край скалы северо-восточного борта глубокого распадника, на дне которого находится пещера Аленушка. Вторая приводит на край Игнатьевской скалы. Наша пещера расположена в ее подножии. По этим дорогам можно проехать. Основная тропа местами довольно скользкая, ездить там опасно. Она спускается к реке, приводя на обширную поляну на берегу Сима.

На этой поляне много стоянок, и , вроде как, начинается напряженка с нормальными дровами. К тому же свинячат там… Есть стоянки и на другом берегу. А еще лучше — встать наверху, на скалах. Народа там немного и открывается вид во всю ширь долины. Также почти никого не бывает на Аленкиных скалах. Единственный минус — со скал очень высоко лететь, метров 100. Поэтому верхние стоянки — для спокойных и трезвых.

Пещера находится метрах в ста выше по течению от поляны, в основании уступа скалы. Вход огромный, очень впечатляет. На крутом подъеме (пещера находится метрах в 11 выше уровня реки) стоит новая четырехметровая лестница, поставленная в 2005 г. (Старую лестницу снесло паводком, после чего ее раздеребанили на дрова). Подъем выше лестницы по крутой осыпи неудобен, поэтому надо быть осторожными.

Что внутри Игнатьевской пещеры:

Входной грот пещеры открывается на юг, хорошо прогревается солнцем и защищен от ветров, текущих по долине. Вид из него открывается замечательный. Стоя в его глубине, чувствуешь себя, как в огромном кинозале, где вход играет роль экрана, на котором показывают, как течет жизнь: дождь, снег, не попадающие внутрь, пятна света и тени, бегущие по лесу, волны от ветра, и его мощный звук, прокатывающийся в тишине над долиной. Или зимняя сказка с инеем на ветвях. Или рев реки в паводок. Ты находишься в полутемном зале, и сеанс не кончится, и не включат свет, пока сам не повернешься и не уйдешь … Это кино мы смотрели сами, неоднократно, в разные времена года. Одно это стоит того, чтобы сюда прийти. Здесь ты — зритель. Выходя наружу, ты становишься статистом, незначительной ролью в этом фильме…

В конце входного грота установлена решетка, которая, пока что, не закрывается. За ней — комната, продолжение грота, — перекресток трех дорог. Основной ход идет слегка влево, чуть опускаясь вниз и становясь ниже, и вскоре выводит в широкую основную галерею.

С этого места ее южная часть представляет собой узкий сырой ход, называемый Зубастым. Действительно, проползая по нему, приходится подныривать под выступы на потолке. В его конце замечены торчащие из потолка корни деревьев. На полу есть лужи.

Северная часть галереи достаточно широка и похожа на прямой просторный тоннель. Сейчас в ней достаточно ровный пол, кто-то убрал камни. Кое-где попадаются следы раскопа. Высота хода — от 2 до 5 м. Стены неровные, корродированные, очень закопченные. Потолок хода оставляет интересное впечатление — чувствуешь себя Ионой во чреве большой рыбы. У этих сводов есть «глаза», «уши», «ребра», «позвонки»…

Параллельно основному, справа, метрах в 20-30 идет еще один узкий ход (мы к нему еще вернемся)

Галерея приводит в большой зал и заканчивается непроходимой щелью в его противоположном конце. В литературе этот зал называется гротом Столба. Нам он показался состоящим из двух частей. Правую часть мы назвали Рестораном Старца Игнатия — здесь на полу лежат большие плоские камни, даже в некоем порядке, — как столики в кафе. Пол имеет уклон в сторону левой, западной части грота, в которой он становится ровнее. Посреди этого грота стоит большой столб-останец, вокруг которого можно обойти. Также можно пролезть сквозь него по трещине.

На юг, т.е. в обратном направлении, из этого грота выходит широкая и высокая галерея, на стенах которой много рисунков и надписей самого-самого первобытного человека типа «Вася+Петя» или «Старец Игнатий на танке с православным крестом охотится на слонов»…

Из трещины в стене на некоторой высоте торчит деревяшка с обрывками проводов: легенда гласит, что некогда в пещере пытались наладить электрическое освещение, а во входном гроте стоял генератор.

Галерея заканчивается тупиковым собачьим лазом. В ее правой стене, у самого основания, незадолго до тупиков, есть шкурный ход, приводящий в Келью старца Игнатия. Сам шкурник имеет метров 5-8 м в длину. На полу мелкие камушки, весной образуются лужи. Вылазить в конце нужно вверх, так что придется чуть-чуть повыгибаться. Назад сложнее, т.к. придется или нырять туда головой вниз, или пытаться развернуться, складываясь в три погибели.

Келья Игнатия — невысокий сырой грот средних размеров. Всю дальнюю от входа часть кельи занимает большой конус наносной глины. Судя по его размерам, здесь пещера долгое время имела сообщение с поверхностью. Сейчас там отходит вверх труба (в ней кто-то недавно покопался), которая, однако, опасна: стены состоят их мелких камней с глиной, и попытка штурма или раскопок может плохо кончиться.

А на другой, восточной, стороне кельи находится то, что влечет сюда многих посетителей: из натека вырезана фигурка женщины с двумя подсвечниками по бокам (один из них сломан). Мнения по поводу этот изображения разделились: одни считают ее иконой, вырезанной самим Старцем, другие говорят, что ее возраст — 10-15 тыс. лет. Вероятнее всего, здесь мы имеем дело с очень древним памятником религиозного культа, и табу, защищающее его, все еще живо. Вероятно, «Икону» можно считать звеном в единой композиции: кроме этого, ведь есть еще и древние рисунки на сводах грота, выполненные красной охрой. Сами рисунки достаточно велики по размерам. Их следы, в принципе, можно разглядеть в виде красных ломаных линий, но составить из них целостную картину под силу только опытному глазу. Здесь можно либо договориться о проведении экскурсии с Л.Л. Пядышевой из Серпиевки, либо заглянуть в краеведческий музей Серпиевки, организованный ее же, Лидии Леонидовны, усилиями.

Из кельи есть второй выход — округлое окно в стене на высоте около трех метров. Попасть туда можно по трещине вдоль той же восточной стены. Надо соблюдать осторожность, чтобы не загреметь вниз, т.к. там скользко.

Возвращаясь назад, можно из грота Столба проползти по параллельному основной галерее узкому ходу. Из его середины можно через узкую щель попасть в еще более узкие параллельные трещины. Сам же этот ход заканчивается небольшой комнаткой Минуты Молчания (наше название), из которой очень низкий двухметровый шкуродер выводит к зарешеченной части входного грота. Примерно отсюда еще можно попасть в небольшой грот Дохлой Кошки, которую какие-то маньяки принесли в жертву в 2003 г.

Натечные формы в пещере сильно пострадали от набегов троглодитов. Стены весьма закопчены, почти приведены в негодность рисунки Кельи. Много надписей. Каждый год из пещеры вывозят почти по КАМАЗУ (!!!) мусора. Тем не менее, посещение пещеры оставляет впечатление. Для многих эта пещера стала первой ступенькой в подземный мир, который увлекает навсегда. К тому же, окрестности пещеры очень красивы, и здесь много других интересных объектов.

Рекомендуем ходить в Игнатьевскую не на великие праздники, когда шибко много народу. Впрочем, на верхних стоянках турья немного. Туда, правда, подъезжают на машинах. На неделе здесь вообще никого не бывает.

Ночевать в самой пещере мы не рекомендуем: после таких стоянок остается много мусора, а керогазки здорово отравляют воздух. Не прикладывайте руку к разрушению чуда.

Пещерный град «Серпиевский»

В районе реки Сим горы сложены из известняков. Поэтому река во многих местах срезает горные выступы, и тогда её ограждают каменные стены высотой во много десятков метров, длиной в несколько километров. Больше всего пещер выше деревни, на правом берегу реки Сим и в окрестностях Игнатиевской пещеры. Здесь встречаются практически все формы карстовых пещер: горизонтальные, вертикальные и лабиринтовые, карстовые воронки и провалы, родники и суходолы, карстовые арки, ниши и гроты, подземные русла рек. Общее их количество более тридцати.

«Пещерный град» начинается Майской пещерой, недалеко от моста в деревне Серпиевка на дороге из Катав-Ивановска . Через пятьдесят метров по узкой, обрывистой тропе над рекой Сим, которая шумит внизу бурным потоком, Вы оказываетесь в Малом Серпиевском гроте. Ещё через полсотни шагов пещера Колокольная. Далее проход под каменной аркой через Скалу-кольцо. И Вы попадаете в Большой грот. Затем Водяная пещера, она ниже всех, вход почти на уровне реки, в конце её сифон (узкий вертикальный колодец заполненный водой). Дальше пещеры идут пореже: Вскрытая, Белая царица, Сквозная и т. д.

Колокольная

Пещера легкодоступна, коридорно-гротового типа, вход обширен, пол сухой, ходы просторные с высотой сводов 6-8 м и шириной от 5 до 10 м. В пещере четыре грота: Узкий, Круглый, Сталактитовый и Дальний. Общая длина ходов – 190 метров. В пещере обнаружены наскальные рисунки эпохи палеолита, относящиеся к числу древнейших в стране.

Интересно? Расскажи друзьям!

Игнатьевская пещера 🌟 Хранительница истории

Игнатьевская пещера — самая известная достопримечательность, расположенная на юге Урала. Уникальная галерея, созданная из сталактитов, еще недавно была доступна всем отдыхающим. Это место неизменно привлекает к себе огромное число туристов, приезжающих группами и в одиночку. Во время больших религиозных праздников здесь собираются тысячи паломников, прибывающих со всех концов страны.

10 мая 2022

История происхождения и описание Игнатьевской пещеры

Игнатьевская пещера сложена из известняка и имеет 2 яруса, однако размеры ее достаточно скромны — длина всех существующих подземных проходов чуть более 500 метров. Основной вход большой и вполне заметный, его хорошо видно с другого берега, который расположен на высоте примерно 11 метров над уровня моря. Находится пещера довольно близко от Челябинска, на берегу местной реки Сим.

В подземелье уникальный микроклимат благодаря тому, что пещера в полной мере обеспечена воздухом. Здесь высокая влажность, а температура держится на отметке +5 градусов. Посещение пещеры приносит пользу для здоровья, поскольку внутри находится множество кальцитовых образований, даже целые реки, поэтому воздух насыщен солями калия, натрия и магния, эффективно восстанавливающих организм человека.

Название свое пещера получила в честь старого монаха Игнатия, который всю жизнь прожил и умер в пещере. Местные жители рассказывают, что ночами дух старца покидает пещеру, выходит наружу и наблюдает за луной. Некоторые туристы утверждают, что в ночное время здесь слышны шаги и неразборчивая человеческая речь, что лишь придает пещере ореол таинственности и загадочности.

Нельзя сказать, верны ли эти утверждения, но то, что внутри подземелья у туристов разряжаются батарейки, перегорают лампочки фонариков, не работают вспышки на фотоаппарате — знают уже многие. А главное — ощущение незримого присутствия. У многих на фото вместо четких изображений появляется белая прозрачная пелена, будто кто-то невидимый полностью закрывает от глаз людей все тайны.

Впервые пещеру начали изучать еще в XVIII веке, гораздо позже начались работы археологов, открывшие для потомков культурные слои, относящиеся к эпохе бронзы и средневековью. В результате исследований археологов было найдено множество артефактов: кости пещерного медведя, гигантского оленя, саблезубого тигра и других животных, живших в позднем палеолите, что очень заинтересовало местных краеведов.

Пещера разделена на 4 разных зоны — Входной гром, Главный коридор и два зала — Большой и Дальний. Самым красивым является Большой зал, высота сводов в котором иногда достигает 8 метров. Практически по всему подземелью приходится двигаться на корточках, а добраться в Дальний зал можно лишь ползком, двигаясь по Низкому коридору или используя лестницу, чтобы попасть туда через узкий лаз, расположенный на высоте 5 метров от пола.

Самый дальний грот был назван кельей старца Игнатия. Попасть туда можно, преодолев узкий проход, который расположен у правой стены галереи. Здесь довольно сыро, вода сочится с потолка и стен. Можно увидеть прогнившие остатки деревьев, которые некогда были хижиной старца Игнатия. Дальний угол кельи имеет трещину, с помощью которой образовался выход на поверхность, уходящий круто вверх.

До недавнего времени отправиться на экскурсию в Игнатьевскую пещеру не составляло проблем. Однако губительная деятельность человека, самовольные раскопки, привели к изменению внутреннего микроклимата, повреждениям уникальных рисунков на камне, поэтому несколько лет назад экскурсии в пещеру были полностью запрещены. Сегодня осмотреть пещеру возможно лишь снаружи, пока длится период реставрации.

Не только легендами и тайнами прославилась Игнатьевская пещера. В конце XX века археологи заявили о сенсации — в глубине пещеры были обнаружены рисунки древнейших людей. Возраст их составляет примерно 14 тысячелетий. Здесь можно увидеть рисунки животных, различные геометрические фигуры, смысл которых пока неизвестен. В период палеолита пещера была святилищем для первобытных людей.

Все изображения расположены в двух основных залах. На стенах Большого зала можно рассмотреть медведя или носорога, некоторые рисунки изобразили змей и лошадей. В дальнем зале размер изображений несколько меньше, сосредоточены они на двух громадных плитах. На одной из них все рисунки черного цвета, на другой — выполнены красной охрой. Здесь можно четко рассмотреть изображение единорога огромного размера.

В келье старца Игнатия привлекает внимание уникальное натечное образование, изображающее женскую фигуру, держащую два светильника, один из них сломан. Изображение получило имя Игнатьевской Богоматери, вокруг него находится большое множество икон. Появление ее вызвало разные мнения. Одни считают, что ее вырезал старец, другие уверены, что изображение это нерукотворное, и возраст его — не менее 10 тысячелетий.

Как добраться до Игнатьевской пещеры

По железной дороге от вокзала Челябинска можно отправиться на электричке до станции Симская. Прямо от станции регулярно отправляется маршрутный автобус, который доставит до поселка Сергиевка примерно за полчаса. Дальше пешим ходом по навесному мосту или свернуть направо через детский лагерь. Дорога достаточно удобная, можно устроить небольшой привал, полюбоваться природой.

На личном транспорте надо отправиться по трассе М5, проехать город Сим, добраться до перекрестка, где расположено много указателей. Нужно ехать направо на Шарлаш и Аратское. Перед поселком Сергиевка сделать поворот направо, доехать до кладбища, свернуть на грунтовую дорогу, ехать по ней до указателя к пещере Игнатьевской. Далее по лесной дороге прямо до реки Сим, не пропустив табличку у входа в пещеру.

Если отправиться на своем автомобиле, вполне можно проложить путь до пещеры, который пройдет через поселок Аратское, совсем недалеко от Сергиевки. Дорога до самой пещеры здесь очень удобная и хорошо укатанная, можно спокойно проехать на любой марке автомобиля. Кроме того, туристы могут добраться до места с попутным транспортом, который в сезон здесь бывает в больших количествах.

Когда лучше посетить Игнатьевскую пещеру

Игнатьевская пещера расположена в непосредственной близости к большим городам области. Климат здесь умеренно континентальный, для него характерна заметная смена времен года, поэтому выбирать время для поездки нужно, ориентируясь на температуру воздуха, поскольку внутри пещеры она не меняется. Обычно пик наплыва туристов традиционно приходится на теплые летние месяцы.

В зимний период температура воздуха достигает отметки в -16 градусов, летняя жара может наступить уже в конце мая, весна и осень всегда достаточно теплые. Кроме пристрастий к определенному времени года нужно помнить, что зимой здесь бывает много снега, по которому пробираться непросто. Любителям самостоятельного отдыха в палатке комфортнее всего будет отдыхать в летнее время.

Что нужно знать туристу при посещении Игнатьевской пещеры

Отправляясь на отдых в здешние места, необходимо помнить, что на сегодняшний день пещера закрыта не только для самостоятельных посещений, но и групповых экскурсий, поэтому нарушение данного запрета чревато большим штрафом и массой неприятных последствий. Не стоит нарушать правила посещения природного памятника, запрещено оставлять за собой мусор, разжигать огонь, ломать деревья.

Следует приготовить для отдыха удобную одежду, подходящую по сезону, в летнее время не помешает головной убор, обувь должна быть на удобной нескользящей подошве. Если планируется отдых в палатке, нужно прихватить с собой все необходимое, включая средства защиты от насекомых, которые пригодятся в ночное время. Нужно подумать о теплых вещах, чтобы не замерзнуть во время ночлега.

Если предстоит поездка на отдых с детьми, стоит взять с собой запас сменных вещей на случай дождя, аптечку первой помощи, которая может понадобиться при травмах. В дорогу надо взять необходимый минимум продуктов и питьевую воду. Во время прогулок по окрестностям нельзя отпускать детей от себя во избежание серьезных неприятностей.

Что еще посмотреть в окрестностях Игнатьевской пещеры

Игнатьевская пещера входит в состав большого пещерного града, который тянется по берегу реки Сим. В него входит около 30 пещер карстового происхождения разнообразных форм и размеров. Внутри одной из пещер, Колокольной, можно встретить следы пребывания первобытных людей, проживавших здесь. На ее стенах можно увидеть и осмотреть множество рисунков, относящихся к эпохе палеолита.

Заслуживает особого внимания пещера Майская, расположенная рядом. По узкому коридору с высотой не более 1,5 метров, можно попасть в уникальный Молочный зал. Его стены и своды покрыты веществом, напоминающим творог. Рядом с пещерами можно встретить красивейшую карстовую арку, которая носит название Скала-кольцо. Она выполнена из пород известняка и обладает причудливой формой с тремя отверстиями, сделанными насквозь.

На противоположном берегу реки можно посетить Эссюмскую пещеру. Вход в нее очень маленький, и совсем не виден со стороны реки, поскольку закрыт крупными глыбами породы. Внутри пещеры расположен уникальный зал Ривьера, который заполнен чистым подземным озером. Зимой в нем возникают ледяные наросты неповторимой красоты, в озере обитают некоторые виды пресноводных рыб и речные раки.

Все пещеры находятся в красивейших местах уральской природы, привлекающей к себе любителей загородного отдыха. Если говорить об Игнатьевской пещере, мировая слава пришла к ней после международной конференции по проблемам пещерного палеолита на территории Урала, которая проходила в Уфе. Теперь каждый год сюда съезжаются специалисты по истории и археологии, а также многочисленные любители путешествовать по всему миру.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также

  • #Достопримечательности Челябинской области
  • #Красивые места Челябинской области
  • #Лучшие места Челябинской области
  • #Пещеры
  • #Пещеры мира
  • #Пещеры России
  • #Пещеры Челябинской области

Share

0

британских наскальных рисунков? – АУРАНЕТ

Рис. 1. Гравюра лошади на фрагменте ребра, предположительно из пещеры Робин Гуда, Дербишир, Англия, раскопки 1876 года.

Рис. 2. Рисунок того же объекта.

Рис. 3. Первая версия основного рисунка церковной дыры (а), опубликованная в 2003 г. , и вторая версия того же рисунка (б), опубликованная в 2004 г. Ripoll et al.

Рисунок 4. Третья версия того же рисунка, опубликованная Ripoll et al. в 2005 г.

Следующий отчет на испанском языке появился на колумбийском сайте наскального искусства Rupestreweb. Английская версия — это попытка Р. Г. Беднарика перевести ее (но она включает долгожданные улучшения, внесенные Тони Эванс).
__________________________________________________________________________________________________________

ОТКРЫТИЕ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ. Nacional de Educación a Distancia (Испания) в сотрудничестве с известными английскими исследователями, доктором Полом Г. Баном, внештатным сотрудником, и доктором Полом Петтитом из Оксфордского университета совершила первое открытие палеолитического наскального искусства в Великобритании.

Палеолитические наскальные рисунки широко распространены на Старом Континенте, хотя по разным причинам они отсутствуют в определенных областях. Главный из них — наличие толстого слоя льда переменной толщины, покрывавшего север Европы от Дублина до Москвы, доходившего временами до нынешних городов Манчестера, Лейпцига и Варшавы. В других случаях это связано с отсутствием пещер или геологическими условиями земли. Наконец, есть и другие районы, как, например, Британские острова, где, несмотря на обилие полостей, находки этого типа в районе, не занятом льдом, до сих пор не известны.

В связи с этим необъяснимым перерывом мы организовали визит, чтобы попытаться проверить в некоторых полостях различных областей, не были ли геологические или экологические условия или деятельность человека причиной отсутствия такого наскального искусства. С этой целью мы исследовали группы Creswell Crags (Дербишир), Paviland (Уэльс), Kent’s Cavern (Корнуолл) и Gough’s Cave (Чеддер). Во всех них зафиксировано существование археологических отложений верхнего палеолита. На данный момент единственное место, где есть явные свидетельства наскального искусства, — это некоторые из пещер группы скал Кресуэлл. С другой стороны, единственные известные в Соединенном Королевстве предметы портативного искусства также происходят из этих пещер: лошадь из пещеры Робин Гуд и антропоморф из пещеры Пин-Хоул. Оба они относятся к кресвельской, местной культуре, сравнимой с верхнемадленской, датируемой примерно 12 000 лет назад.

Исходя из того, что маловероятно существование какого-либо типа живописных изображений, мы сосредоточились на поиске гравюр, которые обычно труднее наблюдать и идентифицировать. Тем не менее нам было хорошо известно, что все эти полости уже почти полтора века изучались именитыми исследователями.

При соответствующей системе освещения и опыте, накопленном при изучении многочисленных групп палеолитического искусства на Пиренейском полуострове, мы сосредоточили наше внимание на группе полостей Кресуэлл-Крэгс в Дербишире. Сразу же мы определили многочисленные выгравированные линии, сильно поврежденные довольно современными граффити. Они были в основном в пещере Робин Гуда и в соседней пещере Гостиной Матушки Гранди, где мы обнаружили несколько вырезанных линий, которые трудно интерпретировать, а в короткой галерее — переднюю часть лошади, выгравированную довольно мелкой линией. В настоящее время эти группы активно изучаются.

Самое впечатляющее открытие сделано в пещере Черч-Хоул, на южной стороне группы полостей Кресуэлл-Крэгс. Эта полость была вырыта в 1870-х годах преподобным Магенсом Мелло и сэром Уильямом Бойдом Докинзом. Извлеченные материалы были классифицированы Д. Гарродом в 1926 г. как кресвелльский, и теперь они связаны с многочисленными радиоуглеродными датами, которые определяют местонахождение этого культурного горизонта между 12 500 и 12 000 лет до н.э.

В этой пещере мы нашли две украшенные панели. В первом из них слева распознан козел. Длина изображения от морды до крупа 57,2 см, ширина от конца рога до конца передней ноги 40,4 см. Он появляется в полускрученной перспективе, то есть изображены два рога, но из остальных дублированных элементов, то есть ног, ушей или глаз, показан только один из них. Канавка совершенно гладкая, относительно широкая и не очень глубокая.

На второй панели, расположенной примерно в 25 метрах от устья, мы нашли две другие гравированные фигуры, которые, возможно, изображают двух птиц, стоящих лицом друг к другу. Тот, что справа, представляет собой только область головы и обладает очень длинной шеей, которую можно ассоциировать с журавлеподобной птицей или лебедем. Силуэт слева, с очень удлиненным почти треугольным хвостом и головой с изогнутым клювом, можно интерпретировать как хищную птицу. Размеры этих изображений составляют около 30 см в ширину и 32 см в длину.

Стилистически все эти фигуры можно отнести к стилю IV Андре Леруа-Гурана, и, насколько их можно датировать без исчерпывающего изучения, они относятся к последней фазе ледникового периода, то есть между 15 000 и 10 000 лет до настоящего времени.

Несмотря на первоначальное исследование и надежду на скорое появление новых находок, наше открытие, наконец, ставит Великобританию на карту распространения палеолитического наскального искусства. До сих пор самым северным примером была пещера Гуи, недалеко от устья реки Сены во Франции, но Черч-Хол находится примерно на 500 км севернее, и это подтверждает большое значение и потенциал одной группы скал Кресуэлл. Это открытие также открывает новые пути для изучения образа жизни некоторых людей, населявших ту самую территорию, которая находилась рядом с вечными ледниками, покрывавшими север Европы. Если Куэва-дель-Моро в Тарифе (Кадис), которую мы нашли в 19 году94 считается самым южным палеолитическим искусством Европы, теперь, в 2003 году, «Церковная дыра» представляет собой самое северное палеолитическое искусство Старого континента.

Sergio Ripoll, Paul Bahn and Paul Pettitt


 

DESCUBRIMIENTO DE ARTE PALEOLÍTICO EN EL REINO UNIDO

El 14 de abril de 2003 un equipo interdisciplinary dirigido por el Dr. Sergio Ripoll director del Laboratorio de Estudios Палеолитический (LEP) интеградо в Институте исследований Национального университета образования на расстоянии, в сотрудничестве с престижными исследователями английского языка доктором Полом Г. Баном, внештатным сотрудником, и доктором Полом Петтиттом из Оксфордского университета, реализующим учебник для начинающих de arte rupestre paleolitico en Gran Bretaña.

Палеолитическое искусство палеополитического искусства является общепризнанным практическим методом на Вьехо-Континенте, в определенных зонах, определяемых различными обстоятельствами, оставшимися в прошлом. La главный себе дебе а-ля экзистенция де уна espesa капа де hielo де espesor переменная дие cubrió эль Norte де Европа desde Дублин hasta Moscú llegando en algunos momentos hasta лас актуальных ciudades де Манчестер, Лейпциг o Varsovia. En otros casos se debe a la inexistencia de cuevas, por las condiciones geológicas del terreno. Por último hay otras zonas como las Islas Británicas donde, pesar de extir rocupadas cavidades, no se conocían hasta el momento Representaciones de este tipo en el área que no estuvo ocupada por el hielo.

Дебидо а-ло необъяснимое де Эсте vacío organizamos уна визита пунктintar comprobar, en algunas cavidades де diversas zonas, си лас condiciones geológicas, medioambientales o эль propio hombre habían sido las causas де су inexistencia. Con este objetivo propamos los conjuntos de Creswell Crags (Derbyshire), Paviland (Gales), Kent’s Cavern (Cornualles) и Gough’s Cave (Cheddar). En todas ellas se había documentado la extencia de depósitos arqueológicos encuadrables en el Paleolítico Superior. Por ahora эль único lugar en Que Hay уна Клара evidencia де Arte rupestre, эс-ан-algunas де лас cuevas дель conjunto де Creswell Crags. Por otra parte las únicas piezas de arte mueble conocidas en el Reino Unido proceden de estas cuevas: el protomos de caballo из пещеры Робин Гуда и эль-антропоморфо из пещеры Pin Hole. Ambos se atribuyen al Creswelliense, местная культура paralelizable con el Magdaleniense Superior fechada en hace unos 12.000 años.

Partiendo de la idea de que parecía poco probable que existsiera algún tipo de представительство pintada, nos centramos en la búsqueda de grabados que plantean en general una mayor dificultad para su observación y reconocimiento. Por otro lado teníamos muy Presente Que todas estas cavidades ya habían sido estudiadas por prestigiosos Investigadores durante casi un siglo y medio.

Con un sistema de Iluminación apropiado y la experiencia acumulada por el estudio de numerosos conjuntos de arte paleolitico en la Península Ibérica, centramos nuestra atención en el conjunto de cavidades de Creswell Crags en el Derbyshire. Inmediatamente identificamos numerosos trazos grabados, muy dañados por graffiti, más o menos modernos, sobre todo en Robin Hood Cave y en la cercana cueva de Mother Grundy’s Parlour, donde hemos localizado varias líneas incisas de dificilterpretación y, en el interior de una corta galeria , la parte anterior de un caballo грабадо эн тразо бастанте сомеро. Estos conjuntos están siendo Actualmente Estudiados en Profundidad.

El Hallazgo más espectacular es el realizado en la cueva de Church Hole, en el lado sur del conjunto de cavidades de Creswell Crags. Esta cavidad fue excavada en la década de 1870 por el reverendo Magens Mello y Sir William Boyd Dawkins. Los materiales recuperados fueron clasificados por D. Garrod en 1926, como Creswelliense y Actualmente se poseen numeros dataciones radiocarbonicas que sitúan este Horizonte Cultural Entre 12.500 y 12.000 B.P.

En esta cueva hemos identificado por el momento dos paneles decorados. En эль Primero де Эллос себе reconoce ип мачо кабрио dispuesto hacia ла izquierda. Se trata де уна представительство де 57,2 см. de longitud desde el morro hasta la grupa, пор 40,4 см. де анчура desde ла экстремидад дель cuerno hasta эль финал де ла пата delantera. Aparece en perspectiva semitorcida, es decir están figurados los dos cuernos, pero del resto de los elementos pares, es decir patas, orejas u ojos, únicamente figura uno de ellos. El surco, totalmente patinado, es relativamente ancho y poco profundo.

En el segundo panel, situado a unos 25 metros de la boca, hemos hallado otras dos figuras graphadas que posiblemente репрезентен душ авес эн уна enfrentada позиции. Ла-де-ла-derecha únicamente Presenta-ла-зона-де-ла-cabeza у posee ип cuello muy alargado, motivo пор эль-дие pensamos дие podría asociarse кон уна grulliforme о кон уна anátida (cisne). La silueta де ла izquierda, кон уна колы субтреугольной muy alargada у уна cabeza дие Parece Presentar ип пико curvado, podríamosterpretarla como уна rapaz. Лас-диаметрес-де-Эстас представляет собой ситуан-эн-торно-а-лос 30 см. де анчура пор 32 см. де долгота.

Estilísticamente todas estas figuras se pueden encuadrar en un Estilo IV de André Leroi-Gourhan y por lo tanto pueden fecharse, a falta de un estudio extivo, en la fase final del período glaciar, es decir entre 15.000 dely antes 10.000 años .

Nuestro descubrimiento, aún siendo una primicia y a la espera de nuevos hallazgos en breve, coloca por fin a Gran Bretaña en el mapa de distribución del arte rupestre parietalpalítico. Hasta ahora el ejemplo más septentrional Era la Cueva de Gouy, cerca de la desembocadura del río Sena en Francia, pero Church Hole примерно в 500 км. Más аль Норте у Эсто подтверждает ла Гран Importancia у Potencialidad дель Conjunto де Creswell Crags. Este hallazgo abre, además, nuevas vías de estudio sobre los modos de vida de unas gentes que habitaron una zona muy próxima a los glaciares perpetuos que cubrían el Norte de Europa. Si la Cueva del Moro en Tarifa (Cadiz) que encontramos en el año 1994 Supuso el Arte Paléolitico Más Meridional de Europa, Ahora en el 2003 Church Hole конституирует эль Arte Paléolitico Más septentrional del Viejo Continente.

Серджио Риполл, Пол Бан и Пол Петтитт


 

КОММЕНТАРИЙ: ПАЛЕОЛИТСКОЕ НАСКОЛЬНОЕ ИСКУССТВО В БРИТАНИИ?

Только что получив вышеуказанный отчет, опубликованный в Интернете, я считаю, что некоторые его аспекты нуждаются в обсуждении и уточнении.

Помимо лошадиной гравюры на фрагменте ребра из пещеры Робин Гуда (изображенной выше) и антропоморфа из пещеры Пинхол, другие объекты палеоарта также были обнаружены в утесах Кресуэлл. Среди них выгравированный наконечник из слоновой кости из пещеры Пинхол, который здесь не упоминается, хотя он лучше всего подходит для сравнения с французскими материалами (Армстронг 19).25: рис. 14a-d), два явно выгравированных фрагмента кости из гостиной матушки Гранди (Armstrong 1925: Fig. 15-2, Pl. 22-3) и, вероятно, фрагмент костяной подвески из пещеры Church Hole, скошенный край которого украшен более чем дюжиной равномерно расположенных насечек (Dawkins 1877: Fig. 6).

Палеоарт-объекты Cresswell Crags, относящиеся к самому последнему периоду верхнего палеолита, имеют пеструю историю. Например, во время раскопок в 1875/76 году утверждалось, что кость с изображением лошади была посажена вместе с зубом. Докинз (1877 г.) и Мелло (1877 г.) публично не согласились по этому поводу, и вопрос о подлинности объекта остается нерешенным. Аналогичный фрагмент, подделка, позже был найден недалеко от Шерборна и опубликован Смитом Вудвордом (Farrar 1979; Сивекинг 1980), который примерно в то же время был обманут пилтдаунскими находками. Позже этот кусок кости был датирован 610 г. до н.э. Еще одно из многих отклоненных заявлений об английском палеолите касается выгравированной нижней челюсти лошади из пещеры Кендрик, которая теперь считается намного моложе.

В то время как кресвелльский период примерно 12 000 лет до н.э. современен самому последнему мадленскому веку, его каменная типология, по-видимому, более тесно связана с тьонгерским ярусом Голландии и Бельгии, гамбургским и последующим аренсбургским ярусами Голландии и прилегающих частей Германии, а также броммиан из Дании. Эти традиции типологически почти эпипалеолитические и уже предвещают появление мезолита. Таким образом, если несколько изображений наскальных рисунков, о которых здесь сообщили Риполл, Бан и Петтит, действительно относятся к Кресвеллу, что еще предстоит продемонстрировать, они лишь едва соответствуют описанию палеолитического искусства. Хотя эта атрибуция может показаться совершенно разумной, необходимо повторить, что, как утверждал сам Бан, совместное появление на месте с свидетельствами плейстоценовой оккупации не делает какое-либо наскальное искусство палеолитическим. До сих пор три автора не представили никаких доказательств предполагаемой плейстоценовой древности этих нескольких фигур, а только мнения, основанные на стиле, как они его воспринимают.

Утверждая, что Гуи был самым северным местом палеолитического наскального искусства до сих пор, они упускают из виду, что на собственной карте Бана таких мест три показаны севернее, чем Гуи: пещера Младес, о которой он ложно утверждает, что она содержит наскальные рисунки плейстоцена (Беднарик в стадии подготовки), а также Капова и Игнатьева пещеры на Урале (Bahn, Vertut 1997: 43). На самом деле одно из этих мест находится еще севернее, чем Кресвелл-Крэгс, что делает, по крайней мере, окончательное утверждение ложным. На этой же карте также показаны многочисленные примеры памятников наскального искусства, которые Бан ранее относил к верхнему палеолиту, но которые на самом деле моложе. Это особенно очевидно в случаях Geißenklösterle и Hohle Fels в Германии, где вообще не было найдено никаких наскальных рисунков, несмотря на многочисленные заявления (Bednarik 2002). Он также перечисляет три португальских памятника (Эскурал, что сомнительно; и Коа и Мазуко, где не было продемонстрировано существования плейстоценового наскального искусства), а также такие места, как Сьега-Верде (определенно более поздний римский период) и группа Доминго Гарсия в Испании. который Риполл также объявляет палеолитом. Другим примером является пещера Игнатьева, где предполагаемый мамонтовый мотив недавно был датирован 7370 г. до н.э. (Steelman et al. 2002).

В то время как это рвение объявить участки наскального искусства плейстоценовыми, даже те, которые явно таковыми не являются или не имеют наскального искусства, определенно не демонстрирует, что авторы ошибаются в своем нынешнем утверждении относительно двух участков утесов Кресуэлл, их заявление будет необходимо быть подвергнуто тщательной проверке научными исследователями, прежде чем оно может быть рассмотрено в дальнейшем. Мы должны иметь в виду, что и раньше поступали ложные сообщения о плейстоценовых наскальных рисунках из Британии. Самый ранний зарегистрированный случай был, когда в 1912 Х. Брей и У. Дж. Соллас думали, что нашли наскальные рисунки в пещере Бэкона в Уэльсе. Оказалось, что красные полосы сделал рабочий восемнадцать лет назад. Самым впечатляющим случаем был случай с наскальными рисунками «палеолита», найденными в долине Уай, потому что они попали в престижный журнал (Rogers 1981). Интересно отметить, что именно муж того самого ученого, который решил судьбу подделки Шерборна, в конечном итоге развенчал заявление о наскальном искусстве долины Уай (Sieveking 19).82).

На данный момент было сделано интересное заявление о том, что плейстоценовые наскальные рисунки были обнаружены в Британии, и это не первое подобное заявление. Возможно, этот окажется верным, но на данном этапе остается много вопросов, требующих прояснения. Например, почему должно существовать палеолитическое изображение козерога, вида, которого в то время не было в Британии? Птицы чрезвычайно редки в подлинном палеолитическом наскальном искусстве, а лебедей вообще нет. Сейчас необходимо тщательное исследование этих памятников специалистами по микроморфометрии гравюр, процессам модификации явлений поверхности пещер и датированию гравюр. Я с нетерпением жду, когда это утверждение будет проверено энергично. [См. постскриптумы ниже.]

Роберт Г. Беднарик
30 июня 2003 г.

ССЫЛКИ

АРМСТРОНГ, А.Л.
БАН, П. Г. и Дж. ВЕРТУТ, 1997. Путешествие через ледниковый период. Вайденфельд и Николсон, Лондон.
BEDNARIK, RG 2002. Палеолитическое искусство в Германии? Археологическая информация 25: 107-17.
БЕДНАРИК, Р. Г. в преп. Наскальное искусство пещеры Младец, Чехия. Исследование наскального искусства.
DAWKINS, WB 1877. О фауне млекопитающих пещер Кресуэлл-Крэгс. Журнал Геологического общества 33: 589-612.
FARRAR, RAH 1979. Споры о Шерборне. Античность 53: 211-6.
MELLO, JM 1877. Костяные пещеры Creswell Crags. Журнал Геологического общества 33: 579-88.
РОДЖЕРС, Т. 1981. Палеолитические наскальные рисунки в долине Уай. Текущая антропология 22: 601-2.
SIEVEKING, A. 1980. Новый взгляд на шерборнскую кость. Природа 283: 719-20.
SIEVEKING, G. de G. 1982. Палеолитическое искусство и естественные скальные образования. Текущая антропология 23: 567-9.
СТИЛМАН, К. Л., М. В. РОУ, В. Н. ШИРОКОВ и Дж. Р. Саутхон 2002. Радиоуглеродные даты для пиктограмм в Игнатьевской пещере, Россия: голоценовый возраст предполагаемой плейстоценовой фауны. Античность 76: 341-8.

ПОСЛЕДСТВИЯ
1. После написания этой статьи в ноябре 2003 года я отправился в Англию, чтобы вместе с местным специалистом по пещерному искусству, профессором Кевином Шарпом, изучить гравюры в Кресуэлл-Крэгс. Один из членов команды, доктор Петтит, сообщил ему, что наш визит не приветствуется. Читатели могут сделать из этого свои собственные выводы, но у меня сложилось впечатление, что первооткрыватели британского «первого плейстоценового пещерного искусства» не очень уверены в правдивости своего утверждения.

2. Январь 2004 г. Испанский читатель этой страницы, Ана Мария Гомар Бареа, сообщила нам, что Риполл, Бан и Петтит ошиблись, утверждая, что они обнаружили Куэва-дель-Моро в Тарифе (Кадис) в 1994 г. Эта пещера был найден немецким спелеологом Лотаром Бергманном, когда он работал над проектом по инвентаризации наскального искусства в этом районе. Для получения дополнительной информации посетите www.arte-sur.com.

3. Первая публикация о находке Церковной ямы была подана через неделю после находки и принята Древность в день получения, т.е. без судейства. В нем сообщается об обнаружении трех гравюр предполагаемого палеолитического возраста, а основная фигура описана и проиллюстрирована как горный козел (см. рис. 3а выше). В документе предлагалось долгое обсуждение значения мотива козерога из Британии, где не было сообщений о горных козлах (на самом деле, козероги действительно существовали в Британии).

4. Через год последовала вторая публикация INORA . «Горный козел» стал «оленем» с четырьмя ногами, а не с двумя (см. рис. 3b выше). Количество палеолитических мотивов увеличилось до 47, но большинство из них, по-видимому, представляют собой природные элементы на стенах и потолке пещеры, на которые авторы просто спроецировали свои интерпретации. Опять же, в отчете отсутствовала какая-либо аналитическая информация, такая как данные о канавках, микротопографии, выветривании или патинировании, «внутреннем анализе» или археометрических данных.

5. Май 2005 г .: критика Р. Г. Беднарика в INORA , призывающая к надлежащей документации сайта, вызывает оскорбительный ответ Ripoll et al. Они представляют собой еще одну версию фигуры животного, на этот раз возвращаясь к двум ногам и удваивая размер рогов, а также представляя другие изменения (см. Рисунок 4 выше). Но они не затрагивают тему неправильной идентификации природных особенностей и не предоставляют ни одной из запрошенных аналитических деталей. Их пылкий тон (значительно смягченный редактором) служит лишь указанием на их собственную неуверенность и неспособность представить надлежащие научные данные. Проблема не в том, принадлежат ли какие-либо из многих отметин в Черч-Хоул Кресуэллу; дело в том, что до сих пор не было представлено никаких достоверных доказательств этого, их способ документирования неадекватен, а их способ дебатов ужасен.

6. Впоследствии количество изображений, зарегистрированных с этого места, выросло примерно до 90, а затем до 127 мотивов, а Церковная дыра была описана как обладающая «наиболее богато вырезанным и выгравированным потолком во всем пещерном искусстве», настоящим « Сикстинская капелла палеолитического наскального искусства. Однако к 2007 году количество изображений резко сократилось, фактически более чем на 90%, с учетом того, что сейчас было всего около 10 мотивов, и только три из них были узнаваемы. Была представлена ​​нерелевантная дата U-Th более 13 000 лет назад (результаты U-Th были отклонены более 20 лет назад как обеспечивающие достоверную датировку наскальных рисунков). Эта дата взята из неподходящей тонкой кальцитовой кожицы, не имеющей отношения к какому-либо предположительно плейстоценовому наскальному рисунку. Как видно из следующей фотографии (рис. 5), он из той части пещеры, где нет так называемых палеолитических гравюр. Как это может сказать нам что-либо о возрасте наскальных рисунков в других местах пещеры, остается загадкой.

Рис. 5. Чёрч-Хоул, Дербишир, выделенное цветом изображение стены пещеры, из которой был извлечен образец образований, подвергнутый анализу U/Th. Под осадком кальцита нет предполагаемых наскальных рисунков палеолита.

7. В статье в томе Искусство как метафора: доисторическое наскальное искусство Британии под редакцией А. Мазеля, Г. Нэша и К. Уоддингтона (Archaeopress, 2007) Бан и Петтит не согласны с Риполлом, которого они теперь обвиняют в ошибках в публикациях, которые они написали вместе с ним в предыдущие годы, утверждая, что в Черч-Холле была самая богатая концентрация палеолитического потолочного искусства в Европе. Подразумевается, что предыстория этого развития событий заключается в том, что на самом деле именно Риполл обнаружил главные фигуры, и когда Бан и Петтит попытались вытеснить его из проекта, он пригрозил подать на них в суд. Отсюда и «расставание».

8. Исследование достоверности U-Th датирования тонких шкур образований, проведенное китайскими и австралийскими учеными, показало, что этот метод не дает надежных результатов (Tang et al. 2020: Rock art of Heilongjiang Province, China. Journal of Archaeological Наука: отчеты 31; doi:10.1016/j.jasrep.2020.102348). Это подтверждается анализом разделенных проб, а также повторным отбором проб месторождений. Следовательно, U-Th «датировка» в Черч-Хоул не только не имеет отношения к возрасту близлежащих наскальных рисунков, но и не имеет методологической значимости.

Свидетельства существования неандертальцев на Балканах: младенческий радиус из пещеры Козарника (Болгария)

. 2017 окт;111:54-62.

doi: 10.1016/j.jhevol.2017.06.002.

Epub 2017 29 июля.

Анн-Мари Тилье
1
, Николай Сираков
2
, Алета Гуаделли
3
, Филипп Фернандес
4
, Свобода Сиракова
2
, Ирена Димитрова
5
, Кэтрин Ферриер
6
, Гийом Герен
7
, Марьям Хейдари
7
, Ивайло Крумов
8
, Жан-Клод Леблан
9
, Вивиана Митева
10
, Василий Попов
11
, Станимира Танева
2
, Жан-Люк Гуаделли
12

Принадлежности

  • 1 PACEA-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Batiment B8, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция.
  • 2 Национальный институт археологии с музеем Болгарской академии наук, ул. Соборна, 2, 1000 София, Болгария.
  • 3 Национальный институт археологии с музеем Болгарской академии наук, ул. Соборна, 2, 1000 София, Болгария; PACEA-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Bâtiment B18, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция.
  • 4 LAMPEA-UMR7269 CNRS, MMSH, 5 Rue du Château de L’Horloge, BP 647, 13094 Aix-en-Provence Cedex 2, Франция.
  • 5 Новый Болгарский университет, факультет археологии, корпус 2, комната 219, София, Болгария.
  • 6 PACEA-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Batiment B18, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция.
  • 7 IRAMAT-CRP2A, UMR5060 CNRS-Université Bordeaux Montaigne, Maison de L’archéologie, Esplanade des Antilles, 33607 Pessac Cedex, Франция.
  • 8 8, ул. Петко Ковача, Белоградчик, Болгария.
  • 9 TRACES-UMR5608 CNRS, Université de Toulouse le Mirail, Maison de La Recherche, 5, Allées Antonio Machado, 31048 Toulouse Cedex 1, Франция.
  • 10 ул. Графа Игнатьева, 64, 1000 София, Болгария.
  • 11 Институт изучения биоразнообразия и экосистем Болгарской академии наук, ул. Гагарина 2, 1113 София, Болгария.
  • 12 PACEA-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Batiment B18, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID:

    28874274

  • DOI:

    10.1016/j.jhevol.2017.06.002

Анн-Мари Тилье и др.

Джей Хам Эвол.

2017 Октябрь

. 2017 окт;111:54-62.

doi: 10.1016/j.jhevol.2017.06.002.

Epub 2017 29 июля.

Авторы

Анн-Мари Тилье
1
, Николай Сираков
2
, Алета Гуаделли
3
, Филипп Фернандес
4
, Свобода Сиракова
2
, Ирена Димитрова
5
, Кэтрин Ферриер
6
, Гийом Герен
7
, Марьям Хейдари
7
, Ивайло Крумов
8
, Жан-Клод Леблан
9
, Вивиана Митева
10
, Василий Попов
11
, Станимира Танева
2
, Жан-Люк Гуаделли
12

Принадлежности

  • 1 PACEA-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Batiment B8, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция.
  • 2 Национальный институт археологии с музеем Болгарской академии наук, ул. Соборна, 2, 1000 София, Болгария.
  • 3 Национальный институт археологии с музеем Болгарской академии наук, ул. Соборна, 2, 1000 София, Болгария; ПАСЕА-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Bâtiment B18, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция.
  • 4 LAMPEA-UMR7269 CNRS, MMSH, 5 Rue du Château de L’Horloge, BP 647, 13094 Aix-en-Provence Cedex 2, Франция.
  • 5 Новый Болгарский университет, факультет археологии, корпус 2, комната 219, София, Болгария.
  • 6 PACEA-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Batiment B18, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция.
  • 7 IRAMAT-CRP2A, UMR5060 CNRS-Université Bordeaux Montaigne, Maison de L’archéologie, Esplanade des Antilles, 33607 Pessac Cedex, Франция.
  • 8 8, ул. Петко Ковача, Белоградчик, Болгария.
  • 9 TRACES-UMR5608 CNRS, Université de Toulouse le Mirail, Maison de La Recherche, 5, Allées Antonio Machado, 31048 Toulouse Cedex 1, Франция.
  • 10 ул. Графа Игнатьева, 64, 1000 София, Болгария.
  • 11 Институт изучения биоразнообразия и экосистем Болгарской академии наук, ул. Гагарина 2, 1113 София, Болгария.
  • 12 PACEA-UMR5199 CNRS, Университет Бордо, Allée Geoffroy Saint Hilaire, Batiment B18, CS50023, 33615 Pessac Cedex, Франция. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID:

    28874274

  • DOI:

    10.1016/j.jhevol.2017.06.002

Абстрактный

Раскопки, проводившиеся болгаро-французской группой в пещере Козарника (Балканы, Болгария) в течение нескольких сезонов, позволили выявить длинную палеолитическую археологическую последовательность и привели к открытию важных образцов фауны, камня и человека. Целью этой статьи является описание неопубликованного стержня лучевой кости младенца, умершего примерно до шестого месяца жизни, который был извлечен из слоя 10b, содержащего восточно-балканский леваллуа-мустье с двусторонними кончиками листьев. Слой датирован между 130 и 200 тыс. лет назад (биохронология крупных млекопитающих) и между 128 ± 13 и 183 ± 14 тыс. лет назад (OSL), т.е. OIS6. Здесь мы показываем, что, учитывая немногочисленность среднеплейстоценовых младенческих останков вообще и среднепалеолитических человеческих останков из этой части Восточной Европы в частности, изучение экземпляра из Козарники представляет особый интерес. Обсуждается его место в летописи гомининов Европы среднего плейстоцена и обосновывается гипотеза присутствия ранних неандертальцев на Восточных Балканах.


Ключевые слова:

Болгария; предплечье; Козарника; средний плейстоцен; Неандерталец младенец.

Copyright © 2017 Elsevier Ltd. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Связи между Левантом и Балканами в конце среднего плейстоцена: археологические находки из пещер Велика и Мала Баланица (Сербия).

    Михайлович Д., Кун С.Л. , Богичевич К., Димитриевич В., Марин-Арройо А.Б., Маркович Дж., Мерсье Н., Михайлович Б., Морли М.В., Радович П., Ринк В.Дж., Плавшич С., Роксандич М.
    Михайлович Д. и соавт.
    Джей Хам Эвол. 2022 фев; 163:103138. doi: 10.1016/j.jhevol.2021.103138. Epub 2022 20 января.
    Джей Хам Эвол. 2022.

    PMID: 35066426

  • Новый возраст электронного спинового резонанса (ЭПР) из пещеры Гайсенклёстерле: хронологическое исследование слоев среднего и раннего верхнего палеолита.

    Ричард М., Фальгерес С., Валладас Х., Галеб Б., Понс-Бранчу Э., Мерсье Н., Рихтер Д., Конард Н.Дж.
    Ричард М. и др.
    Джей Хам Эвол. 2019 авг; 133: 133-145. doi: 10.1016/j.jhevol.2019.05.014. Epub 2019 1 июля.
    Джей Хам Эвол. 2019.

    PMID: 31358177

  • Первый образец неандертальца из Сербии: первый моляр верхней челюсти из позднего плейстоцена пещеры Пештурина.

    Радович П., Линдал Дж., Михайлович Д., Роксандич М.
    Радович П. и др.
    Джей Хам Эвол. 2019Июнь; 131: 139-151. doi: 10.1016/j.jhevol.2019.03.018. Epub 2019 16 апр.
    Джей Хам Эвол. 2019.

    PMID: 31182199

  • Самый восточный средний палеолит (мустье) из пещеры Цзиньситай, Северный Китай.

    Ли Ф., Кун С.Л., Чен Ф., Ван Ю., Саутон Дж., Пэн Ф., Шань М., Ван С., Гэ Дж., Ван Х., Юнь Т., Гао Х.
    Ли Ф и др.
    Джей Хам Эвол. 2018 янв; 114:76-84. doi: 10.1016/j.jhevol.2017.10.004. Epub 2017 31 октября.
    Джей Хам Эвол. 2018.

    PMID: 29447762

  • Пещера Сан-Бернардино (Италия) и появление леваллуазской технологии в Европе: результаты радиометрической и технологической переоценки.

    Пичин А., Пересани М.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *