Разное

Провинцией какого государства является тайвань: История и статус Тайваня — ТАСС

История и статус Тайваня — ТАСС

2 августа, 13:54

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 августа спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в ходе своего азиатского турне, согласно данным тайваньских СМИ, прибудет на Тайвань, который КНР считает своей островной провинцией. В связи с этим Пекин напоминает Вашингтону о следовании принципу «одного Китая» и предупреждает об ответных мерах в случае посещения острова таким высокопоставленным чиновником. По информации The New York Times, в Белом доме рекомендовали Пелоси, известной своей непримиримой позицией по отношению к Пекину, отказаться от посещения острова. Вашингтон призывает Китай воздержаться от эскалации напряженности.

Об истории и статусе этой территории, контактах Тайваня и США, а также о позициях Вашингтона и Пекина в связи с необъявленным визитом американского политика — в материале ТАСС.

История

В древности территория острова Тайвань была заселена австронезийскими племенами гаошань. Первая военная экспедиция китайцев появилась на острове в 230 году. В 610 году китайская армия совершила новый поход на Тайвань. В XIII веке Тайвань официально был включен в карту китайской империи.

В 1590 году на Тайвань проникли португальцы, давшие ему название Формоза (Прекрасный), в 1624 году их сменили голландские завоеватели, которые были изгнаны в 1661 году. В административном отношении Тайвань сначала был включен в состав китайской провинции Фуцзянь, а в 1887 году выделен в отдельную провинцию. По итогам японо-китайской войны 1894-1895 годов остров был присоединен к Японии.

После поражения Японии во Второй мировой войне Тайвань был возвращен Китайской Республике (КР, провозглашена в 1912 году). В 1946-1949 годах правящая партия Гоминьдан во главе с Чан Кайши вела вооруженную борьбу с Коммунистической партией Китая за право управления страной. После поражения в гражданской войне на материке в 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), а сторонники Гоминьдана эвакуировались на Тайвань и ряд островов Тайваньского пролива — Пэнху, Цзиньмэнь, Мацзу и др. Там был установлен авторитарный режим Чан Кайши, было введено военное положение. После смерти Чан Кайши в 1975 году началось постепенное смягчение внутриполитического климата, в 1986 году возникла оппозиционная Демократическая прогрессивная партия (ДПП), в 1987 году было отменено военное положение. Благодаря президенту КР и председателю партии Гоминьдан в 1988 -2000 годах Ли Дэнхуэю был проведен ряд демократических реформ.

Отношения КНР-Тайвань, статус

Нормализация отношений между «двумя берегами» Тайваньского пролива началась в 1987 году, тогда был снят запрет на посещение материкового Китая гражданами Тайваня. В апреле 1988 года КНР выдвинула курс на мирное объединение с Тайванем на основе принципа «одна страна — две системы» (был предложен в 1979 году руководителем КНР Дэн Сяопином и подразумевает одновременно неотъемлемость Тайваня от территории КНР и право на высокую степень самоуправления в качестве особого административного района). Тайвань не принял формулу КНР и предложил в сентябре 1990 года свою концепцию — «одна страна — две территории», которая предполагала присоединение к материковому Китаю с учетом сохранения суверенитета, что неприемлемо для КНР. Кроме того, до сегодняшнего дня Тайвань не отказывался и от своих прав на материковую часть страны, хотя в последнее время заявляет о них все реже. На встрече представителей КНР и Тайваня в 1992 году стороны договорились о признании принципа одного Китая, оставив за собой право на разную интерпретацию этого принципа (так называемый «Консенсус 1992»).

Политические контакты с КНР были заморожены после победы на выборах главы администрации территории в 2000 году Чэнь Шуйбяня. Согласно позиции возглавляемой им с 2000 по 2008 год. Демократической прогрессивной партии, Тайвань является суверенным государством. В 2008 году партия Гоминьдан вернулась к власти, и новый руководитель Ма Инцзю активизировал экономическое сотрудничество с КНР. В 2016 году и 2020 году победу на выборах главы администрации одерживала лидер ДПП Цай Инвэнь, которая выступает против интеграции с КНР и за сохранение «статуса-кво», ее партия имеет большинство в парламенте Тайваня.

Несмотря на фактическую юрисдикцию только над островом Тайвань Китайская Республика долгое время признавалась многими западными странами и ООН легитимным правительством всего Китая. До 1971 года она представляла Китай в ООН, в том числе в Совете Безопасности.

Более 170 стран мира, а также ООН юридически признают позицию правительства КНР, согласно которой Тайвань является неотъемлемой частью Китая (Россия поддерживает позицию материкового Китая в отношении к Тайваню).

Китайскую Республику признают 14 стран: Белиз, Гватемала, Гаити, Гондурас, Маршалловы Острова, Науру, Палау, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Эсватини, Тувалу и Ватикан.

Тайвань принимает участие в работе ряда международных организаций. Так, в 1991 году Тайвань стал членом АТЭС (под названием Китайский Тайбэй).

Экономика Тайваня, согласно данным местного статистического управления, выросла на 6,45% в 2021 году (лучший показатель за 10 лет), ВВП в том же году составил около $800 млрд, ВВП на душу населения — $33 тыс. (население острова — 24 млн человек).

Несмотря на отсутствие официальных политических контактов, Тайвань и КНР тесно взаимодействуют в экономической сфере. За последние 30 лет стороны подписали более 100 соглашений о сотрудничестве в различных областях. В результате товарооборот вырос с $50 млн в 1978 году до $328 млрд в 2021 году (данные Главного таможенного управления КНР). Основой экономики Тайваня и ее экспорта является производство электроники и оборудования (почти 50%). Треть всего тайваньского экспорта приходится именно на материковый Китай (порядка $250 млрд). На Тайване находится крупнейший в мире производитель микросхем — TSMC (среди его заказчиков такие крупные компании как Apple, AMD и NVIDIA).

На 1980-е годы пришелся большой объем тайваньских инвестиций в КНР. В последнее время наблюдается обратная тенденция, теперь уже материковый Китай инвестирует в развитие тайваньской инфраструктуры.

Контакты Тайваня и США

В 1954 году между правительствами КР и США был подписан Договор о взаимной обороне. Он был расторгнут в 1979 году, когда США установили дипломатические отношения с КНР. Тогда же Вашингтон признал принцип «одного Китая», что является политической основой нормального развития отношений между КНР и США. В 1982 году США пообещали постепенно уменьшить объем продажи оружия Тайваню.

Однако и сейчас США остаются не только ключевым стратегическим партнером Тайбэя, но и главным поставщиком оборонительных вооружений. По информации МИД КНР, общая сумма сделок по поставкам США вооружений Тайваню в настоящее время превышает $70 млрд, причем продажи оружия непрерывно растут как в объемах, так и в качественных характеристиках. По мнению официального Пекина, это нарушает обязательство США о постепенном сокращении поставок оружия Тайваню.

Раздражение властей КНР вызывают периодические визиты неофициальных и даже официальных, несмотря на отсутствие дипотношений, делегаций США на Тайвань (фактически функции посольства США выполняет некоммерческая организация «Американский институт на Тайване», на которую возложено поддержание неофициальных двусторонних связей между США и Тайванем в соответствии с Законом об отношениях с Тайванем от 1979 года). Так, в 2014 году территорию посетила тогдашняя глава Агентства по охране окружающей среды США Джина Маккарти. В 2020 году делегацию на Тайвань возглавлял министр здравоохранения и социальных служб Алекс Азар. 18-21 июля 2022 года Тайвань посетила делегация Атлантического совета (американский неправительственный аналитический центр) во главе с бывшим министром обороны США Марком Эспером. Регулярно территорию посещают и американские конгрессмены.

Однако нынешний визит Нэнси Пелоси может стать первым за 25 лет контактом такого высокого уровня (третья по важности должность в стране). В 1997 году Тайвань посещал спикер Палаты представителей республиканец Ньют Гинрич. Однако в тот момент он находился в оппозиции по отношению к демократической администрации президента Билла Клинтона и не отражал позицию исполнительной ветви власти США. Активно критиковавший КНР в США Гингрич был перед этим с визитом в Пекине, где отмечал экономические успехи Китая и даже обещал поддержку Конгресса мирному воссоединения острова с материком. Однако позднее в Тайбэе политик заявлял о намерении поставить на Тайвань современные американские вооружения, что было расценено властями КНР как «вмешательство в дела Китая».

Позиции США и Китая в связи с нынешним визитом

В ходе недавнего телефонного разговора (28 июля) президента США Джо Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином глава Белого дома подтвердил позицию США, согласно которой Вашингтон продолжает и намерен в дальнейшем продолжать придерживаться политики единого Китая. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби заявил, что «причин для эскалации нет», и заверил, что никаких изменений в политике в отношении Тайваня также нет.

Однако постпред Китая при ООН Чжан Цзюнь отметил, что принцип «одного Китая» — это красная линия в отношениях Китая с другими странами, и Китай расценивает этот визит «как крайне опасный и крайне провокационный», он подрывает «суверенитет и территориальную целостность Китая, стабильность и мир в Тайваньском проливе».

На фоне вероятного визита Нэнси Пелоси Народно-освободительная армия КНР 2 августа 2022 года приступила к учениям в Южно-Китайском море, они продлятся до 6 августа. Кроме того, 29 июля Китай начал учения в четырех районах Южно-Китайского моря в акваториях провинций Гуандун и Хайнань. 30 июля были проведены учения с боевыми стрельбами в акватории восточной провинции Фуцзянь, которую с Тайванем разделяет пролив. ВВС Тайваня в свою очередь перебросили дополнительно восемь истребителей «Мираж-2000» французского производства на авиабазу в юго-восточном уезде Тайдун. 

Теги:

СШАКитайСи ЦзиньпинБайден, Джо

Китай по обе стороны границы. История тайваньского вопроса

Власти Тайваня решили изменить дизайн паспорта, увеличив на его обложке слово Taiwan, но уменьшив надпись Republic of China (Китайская Республика) из-за того, что в других странах пограничники часто путают жителей острова с гражданами КНР. Это доставило особенные неудобства во время вспышки коронавируса, когда некоторые страны вводили ограничения в отношении Китая, но не Тайваня. В новой версии дизайна, которую начнут использовать с января, слова «Китайская Республика» будут написаны только на китайском.

Отношения КНР и Тайваня остаются непростым вопросом, поэтому мы решили подробнее рассказать об истории острова и его сегодняшнем положении в мире, а также понять, какую роль он играет в усилившихся разногласиях между Китаем и США.

Освоение острова

Изначально остров Тайвань населяли племена австронезийских народов гаошань. За право колонизировать эту землю боролись голландцы, португальцы и испанцы. В 1683 году на остров высадилась маньчжурская армия и включила его в состав китайской провинции Фуцзянь.

В начале XVII века Тайвань начали активно заселять выходцы с материка. В основном это были уроженцы южных китайских провинций Фуцзянь и Гуандун. Потомки этих мигрантов в настоящее время составляют самую большую группу населения Тайваня.

Читайте также

Трамп подписал законопроект о санкциях за притеснение уйгуров в Китае

В конце XIX века остров некоторое время находился под управлением Японии, но после Второй мировой войны Китайская Республика вновь вернула себе контроль над этой территорией. Между тем в Китае разразилась полномасштабная гражданская война, и в 1949 году войска Мао Цзэдуна разбили армию противостоящего им генералиссимуса Чан Кайши, вытеснив его к южным границам. В результате Чан Кайши, его партия Гоминьдан, а также администрация и парламент эвакуировались на Тайвань. Общее число прибывших на остров беженцев, по разным оценкам, составило от 1,5 до 2 млн человек.

Переселенцы надеялись вернуться на материк после падения коммунистического режима, однако этого не случилось. На острове продолжалось правление Чан Кайши, а после смерти генералиссимуса власть перешла к его сыну, который впоследствии стал президентом. Все это время между Тайванем и Китаем складывались напряженные отношения, которые время от времени переходили в горячую фазу.

Статус Тайваня

В мире до сих пор существуют разногласия и путаница в отношении официального статуса острова. Согласно позиции правительства КНР, он является неотъемлемой частью Китая. КНР рассматривает Тайвань как отколовшуюся провинцию, которую она пообещала вернуть в случае необходимости силой. Но лидеры Тайваня действуют обособленно от Пекина.

Сбежавшее правительство Чан Кайши утверждало, что именно они являются законными руководителями Китая. Представители Тайваня заседали в Совете Безопасности ООН, а многие западные страны признавали их как единственное легитимное китайское руководство.

Читайте также

Премьер Госсовета КНР заявил, что отношения Китая и США столкнулись с новыми вызовами

В 1971 году мировое сообщество начало менять свою точку зрения. Официальным представителем Китая в ООН стал не Тайбэй, а Пекин. С тех пор число стран, признающих правительство Китайской Республики (Тайвань), сократилось примерно до 15.

При этом на острове по-прежнему действует своя конституция, проводятся демократические выборы, а в вооруженных силах служат примерно 300 тыс. кадровых военных. У Тайваня есть свой флаг, валюта и некоторые другие атрибуты прежней Китайской Республики. Де-факто остров проводит свою внешнюю и внутреннюю политику независимо от Пекина. При этом у него нет официального статуса суверенной страны.

Отношения с Пекином

В 80-х годах, после десятилетий враждебной риторики, отношения Пекина и Тайбэя начали улучшаться. Китай настаивал на формуле «одна страна, две системы», которая предполагала воссоединение Тайваня с материком в статусе автономии. В Тайбэе не заинтересовались этим предложением, но смягчили правила посещения и инвестирования для граждан КНР. Кроме того, в 1991 году Тайвань официально закончил войну с Китаем.

Отношения вновь стали портиться в 2000 году, когда президентом на острове избрали Чэнь Шуйбяня, который открыто поддержал курс на независимость. Традиционно Пекину удавалось лучше находить общий язык с лидерами от партии Гоминьдан, чем с представителями другой крупной политической силы Тайваня — Демократической прогрессивной партией.

Читайте также

Отношения КНР и Тайваня. Досье

Так, избранный в 2008 году представить Гоминьдан Ма Инцзю смог значительно улучшить экономические связи Пекина и Тайбэя. Но пришедшая к власти в 2016 году представительница демократов Цай Инвэнь выступила против сближения острова с КНР. В январе 2020 года Цай Инвэнь с большим отрывом вновь победила на выборах.

«Отношения между двумя сторонами [Тайваньского] пролива достигли исторического переломного момента. Обе стороны обязаны найти способ сосуществовать в долгосрочной перспективе и предотвратить усиление антагонизма и разногласий», — заявила Цай Инвэнь в своем выступлении в конце мая.

Она также добавила, что для Тайваня не приемлем принцип «одна страна — две системы», который, по ее словам, нивелирует статус-кво острова.

Несмотря на политические разногласия, экономические связи сторон остаются значительными. Как пишет Би-би-си, размер инвестиций тайваньских компаний в Китай составляет около $60 млрд. Кроме того, на материке проживает до одного миллиона тайваньцев, многие из которых управляют тайваньскими заводами.

Участие США

Вашингтон, пожалуй, самый важный союзник Тайбэя. Особенно что касается сотрудничества по линии обороны. Через Тайваньский пролив регулярно проходят военные американские корабли, а сам Тайвань является покупателем американского оружия. Белый дом активно использует связанный с островом территориальный вопрос для давления на Пекин.

Читайте также

Как события в Гонконге повлияли на итоги выборов на Тайване

«Вашингтон намеренно сохраняет двусмысленность касательно статуса Тайваня, одновременно негласно поощряя Тайбэй на различные необдуманные заявления по поводу «независимости» острова, при этом не допуская сваливания ситуации в непредсказуемую зону военного конфликта, — считает эксперт РИСИ Владимир Сведенцов. В случае возникновения угрозы полномасштабного конфликта из-за тайваньской проблемы с КНР администрация Трампа ограничится именно устными заверениями своей поддержки острову».

После победы Дональда Трампа на выборах президента в 2016 году Цай Инвэнь провела с вновь избранным американским лидером телефонные переговоры, чего не случалось с 1979 года, после формального разрыва дипотношений Вашингтона с Тайбэем.

Кроме того, в марте 2020 года президент США подписал закон, требующий усиления американской поддержки Тайваня на международном уровне. Документ, принятый при участии как демократов, так и республиканцев, требует от Госдепа отчитываться перед Конгрессом о мерах по укреплению дипломатических отношений с островом. В ответ на это Китай выразил США протест и назвал действия Вашингтона грубым вмешательством в свою внутреннюю политику.

После начала эпидемии коронавируса Трамп открыто критиковал ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) за ее якобы подыгрывание интересам Китая. Одно из обвинений американской стороны заключалось в том, что ВОЗ находится в зависимости от Пекина, а потому намеренно проигнорировала якобы полученное от Тайваня предупреждение об опасности вируса еще в декабре 2019 года.

Читайте также

Вирус недоверия. Почему ВОЗ упрекают в чрезмерной дружбе с Пекином

Все закончилось тем, что Трамп прекратил финансирование ВОЗ. Помимо всего прочего Вашингтон начал добиваться возвращения Тайваня в организацию здравоохранения в качестве наблюдателя.

С 2009 по 2016 год остров уже имел этот статус, но после того, как партия Гоминьдан потеряла свою власть, Пекин блокировал участие Тайваня в заседаниях.

«Цель некоторых стран, выдвигающих данное предложение (о возвращении Тайваня в организацию — прим. ТАСС), заключается в том, чтобы вмешаться в повестку ассамблеи и подорвать международное сотрудничество в борьбе с эпидемией коронавируса», — заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.

Перспективы воссоединения

В 2005 году Китай принял «Закон о противодействии расколу государства». Согласно документу, в случае возникновения угрозы мирному воссоединению материковой части страны и Тайваня правительство КНР обязано прибегнуть к силовым и другим необходимым способам для сохранения своей территориальной целостности. Одной из таких угроз может стать попытка Тайваня провозгласить независимость.

Читайте также

Си Цзиньпин заявил, что независимость Тайваня противоречит ходу истории

«Мы будем продолжать придерживаться основного курса в работе с Тайванем, категорически выступать против любых сепаратистских действий, связанных с так называемой независимостью Тайваня, и пресекать их», — отмечается в докладе, опубликованном на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва.

Именно поэтому Тайвань не спешит официально объявлять независимость, а придерживается статус-кво. Несмотря на то что Цай Инвэнь открыто выступает против сближения с КНР, далеко не факт, что она попытается поменять статус острова. Попытка переписать конституцию грозит немедленным вмешательством Пекина, скорее всего военным.

Согласно уставу Демократической прогрессивной партии, единственный способ для проведения политики по признанию независимости Тайваня — это всенародный референдум, а не одностороннее решение какой-либо политической силы. Как пишет издание The Diplomat, многих сторонников независимости острова вполне устраивает статус-кво. Это касается и сторонников «просоюзной» партии Гоминьдан.

Читайте также

Уважение к гимну и национальная безопасность. Почему в Гонконге опять протесты?

Как показывают опросы 2019 года, порядка 27% тайваньцев поддерживают курс на продвижение к независимости, 27,1% высказались за статус-кво и независимость в будущем, 6% считают, что независимость надо провозгласить как можно скорее, 1,4% из опрошенных надеются на скорое объединение с Китаем, а 8,9% рассчитывают на это в отдаленном будущем. Около 25,8% респондентов заявили, что хотят сохранить статус-кво навсегда.

При этом в опросе 2020 года более 70% жителей Тайваня выступили за то, чтобы убрать из их паспортов надпись «Китайская Республика», оставив только слово Тайвань. Однако кажется, что дело тут вовсе не в политических причинах. По мнению респондентов, это связано с тем, что иностранные иммиграционные службы часто путают тайваньских путешественников с китайскими.

Дмитрий Беляев 

Теги:

СШАКитайПандемия COVID-19

Тайваньское национальное государство или провинция? (Седьмое издание)

Скачать PDF

от John Franklin Copper

Лондон: Routledge, 2019

366 страниц, ISBN: 978-1138337749, в мягкой обложке

. ОБЗОР. плохо, 2020 год, возможно, был знаменательным для Тайваня с точки зрения растущего глобального признания и международного признания его вклада и тяжелого положения в отношении Китайской Народной Республики (КНР).

В январе 2020 года президент Цай Инвэнь, член Демократической прогрессивной партии (ДПП), была переизбрана на второй срок, набрав беспрецедентные восемь миллионов голосов над своим соперником, кандидатом от Националистической партии (Гоминьдан) Хань Го-юй. Между победой Цай на выборах в январе и ее инаугурацией в мае Тайвань, как и любая другая страна на планете, боролся с COVID-19.. Производительность Тайваня получила высокую оценку во всем мире. То, как правительство до сих пор реагировало на болезнь, привело к так называемой «тайваньской модели», поскольку в стране не было массовых отключений, подобных тому, что произошло в Китае, Италии и Соединенных Штатах. Имея чуть менее 500 случаев по состоянию на 1 сентября и всего семь смертей, Тайвань смог заявить о своем ответе и работать со странами, отчаянно нуждающимися в помощи.

Частично благодаря звездной реакции Тайваня, он начал очень публичную кампанию по включению в май 2020 года Всемирной ассамблеи здравоохранения, ежегодного собрания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Его поддержали основные игроки, такие как США, Канада, Австралия, Япония и Европа, но из-за давления Пекина на другие страны с целью исключить Тайвань из встречи стало ясно, что ему не хватает поддержки. Министр иностранных дел Тайваня исключил включение Тайваня из повестки дня, чтобы не отвлекать внимание от насущной ситуации с COVID-19.обсуждение. Начиная с решения Организации Объединенных Наций 1971 года об исключении Тайваня из своей Генеральной Ассамблеи и принятии Китайской Народной Республики, решение ВОЗ соответствует тому, как международные организации и другие страны относятся к Тайваню. Только пятнадцать штатов официально признают Тайвань сегодня.

Несмотря на международное положение страны, реакция правительства и народа на кризис привела к росту национальной гордости. Центр изучения выборов Национального университета Чэнчи, который с 19 года проводит опросы общественного мнения на Тайване.92 опубликовал опрос, показывающий, что рекордные 67 процентов жителей Тайваня называют себя «тайваньцами», что почти на 10% больше, чем в 2019 году. Тот же опрос показал, что поддержка «сохранения статус-кво, движения к независимости» подскочила до 27 процентов, что почти затмевает вариант «сохранить статус-кво, решить позже», который получил более 28 процентов поддержки1

играют в ключевую тему последнего выпуска Джона Франклина Коппера «Тайвань: национальное государство или провинция?». После утраты Тайванем дипломатического признания во всем мире, включая 19-летие президента США Джимми Картера.После принятия 79-го решения об официальном признании КНР и разрыве официальных дипломатических отношений с Тайванем вопрос о том, что такое Тайвань, а что нет, вызвал споры.

Текст Коппера, по большей части, представляет собой энциклопедическое изложение истории, общества, политической системы, экономики, внешней и военной политики острова, в том числе часто напряженных отношений между Китаем и Тайванем. Тайвань, населенный сначала около 30 000–50 000 лет назад путешественниками-мореплавателями, вероятно, из Юго-Восточной Азии, а гораздо позже небольшим числом материковых китайцев, как и большая часть Азии, столкнулся с различными европейскими колониальными державами, особенно с голландцами, которые установили юрисдикцию в середине 1600 над островом. Голландская Ост-Индская компания использовала Тайвань для получения прибыли, но привнесла новые культуры и методы ведения сельского хозяйства, а также улучшила инфраструктуру и оборону острова. Модернизация и иммиграционная политика помогли увеличить китайское население Тайваня: голландцы «предлагали налоговые льготы, бесплатную землю и защиту от аборигенов» (50). Политика, некоторые из которых (а именно, налоговые льготы и особый статус) недавно были приняты Китаем для привлечения талантов из Тайваня в двадцать первом веке, помогли поставить Тайвань на его нынешний путь и сформулировать вопросы, связанные с его идентичностью.

Как объясняет Коппер, исторические аргументы в пользу формальной и неформальной законности суверенитета Китая весьма спорны. Вопрос о таком «притязании» звучал на протяжении всей истории Тайваня и стал камнем преткновения в так называемом «неопределенном» статусе Тайваня: «С 1684 по 1843 гг. . . официальные китайские записи того периода называли Тайвань «пограничной зоной»» (52). Эта характеристика, вызванная проблемами, вызванными жителями Тайваня, и различными восстаниями, которые они подняли против правительства, создала особенно беспечное отношение со стороны цинского имперского правительства в отношении ответственности за остров. «Поскольку Пекин постоянно отказывался брать на себя ответственность за трудности, с которыми иностранные державы столкнулись на Тайване, как британские, так и американские официальные лица пришли к выводу, что Китай не претендует на суверенитет над Тайванем или Пескадорами» (53). В 1880-х годах цинское правительство начало укреплять свой суверенитет в отношении Тайваня, но эти усилия были слишком малы и слишком запоздали: Япония победила Китай в китайско-японской войне (189 г.4–1895), после чего Китай уступил Тайвань японскому правлению.

Японский колониальный период (1895–1945 гг.), как отмечает Коппер, оказал глубокое влияние на экономическое развитие острова. Это также сформировало взгляды граждан на то, что правительство может и должно сделать для своего народа. Большинство тайваньцев, в отличие от корейцев, чувствовали (и считают), что японское правление было относительно положительным колониальным опытом, и это мнение еще более усилилось после катастрофических первых лет правления Гоминьдана (особенно 19-го века).45–1949) над Тайванем после того, как он получил контроль над островом по окончании Второй мировой войны. Коппер подчеркивает, как японский колониальный опыт «положил начало, хотя и слабому, чувству общности и национальной идентичности на Тайване» (146). Эта идентичность укрепилась из-за авторитарной, а порой и жестокой политики Чан Кай-ши, отчасти навязанной в результате того, как материковые китайцы относились к народу Тайваня после японского правления. Чен И, губернатор Тайваня при Гоминьдане, и другие жители материка «расценивали тайваньцев как предателей за то, что они не выступили против японского правления». . . [и как] испорченные в течение пятидесяти лет тем, что они считали низшей японской культурой» (60). Эта враждебность достигла апогея 28 февраля 19 года. 47, когда народ Тайваня поднялся и восстал против коррумпированного правления Гоминьдана. Гоминьдан смог восстановить порядок в течение пары недель.

Тайвань — многонациональная страна, в которой проживают люди разных национальностей, говорящие на нескольких языках и принимающие участие в различных религиозных мероприятиях. Обсуждая тайваньское общество, Коппер обращает внимание на то, что может удивить многих американцев: минимальное влияние религии на тайваньскую политику: «Религия редко становилась основанием для дискриминации, этнической вражды или социальных конфликтов. Поэтому наблюдатели охарактеризовали Тайвань как страну исключительной религиозной терпимости» (108). Свобода вероисповедания была одним из приоритетов Тайваня в работе с администрацией Дональда Трампа в течение последних нескольких лет. В марте 2019 года Тайвань принял посла США по особым поручениям по вопросам международной религиозной свободы Сэма Браунбэка.для Диалога гражданского общества по обеспечению свободы вероисповедания в Индо-Тихоокеанском регионе, мероприятия, совместно организованного Тайванем и Соединенными Штатами; и он также был включен в Международный альянс за свободу вероисповедания администрации Трампа в качестве наблюдателя.

Как упоминалось в ответе на COVID-19, Тайвань стал «образцом» для подражания для стран. Это не первый раз, когда Тайвань является международной моделью, достойной подражания. Наиболее ярким историческим примером является экономическое развитие Тайваня в XIX в.50–1970-е гг. Инициативы и реформы под руководством правительства, в первую очередь земельная реформа, помогли Тайваню превратиться в мощный экономический центр. Правительство сначала реформировало сельскохозяйственную отрасль, чтобы уравнять правила игры, прежде чем приступить к индустриализации экономики страны. История экономического успеха Тайваня до сих пор изучается развивающимися странами. Коппер приписывает это «разумному планированию», когда правительство руководило экономическими изменениями, не становясь при этом плановой или командной экономикой (206). Как уже говорилось в этом обзоре, международное положение Тайваня в лучшем случае ненадежно — его так называемое «международное пространство» сильно сократилось в результате его 19-летнего существования. 71 изгнание из ООН, а совсем недавно из-за давления со стороны Пекина. Коппер дает обзор происхождения этих проблем и того, как Тайвань исторически полагался на Соединенные Штаты как на гаранта своей безопасности. По мере того, как угроза со стороны Китая растет, возрастает значение вооруженных сил США для Тайваня. Книга дает читателю достаточно информации, чтобы лучше понять, как Тайвань оказался там, где он находится сегодня, и как его история отсутствия самоуправления сформировала его идентичность.

Медь, на мой взгляд, преуменьшает по крайней мере одно знаковое событие Тайваня после 19-го века.45 история: резня 28 февраля сыграла гораздо более важную роль в тайваньской идентичности и возможной демократизации острова, чем это показано в книге. Коппер не объясняет, как тайваньцы, реагируя на правление Гоминьдана, бунтовали по всему острову, часто захватывая ключевые объекты. Какое-то время в начале марта 1947 года Гоминьдан не контролировал Тайвань. Коппер объясняет, как Гоминьдан расправился с тайваньцами, но не может сформулировать цель этой жестокости: «К концу марта порядок был восстановлен, но не раньше, чем тысячи тайваньцев были убиты, в том числе многие из потенциальных политических лидеров Тайваня» ( 62). Потенциальные политические лидеры не просто так умерли; они были целенаправленно обнаружены и «исчезли» Гоминьданом. Целый сектор тайваньской элиты (врачи, юристы, учителя) рассматривался как угроза Гоминьдану, и большинство из них было убито. Тела выбросило на берег рек. Основания для расстрела установлены. Людей привязывали к камням и бросали в океан. Это была целенаправленная кампания; жертвы просто не были жертвами боевых действий.

Коппер объясняет использование Цай Инг-вэнь «228» (как это называется на Тайване) неверно: «На самом деле, 2-2-8 был опорой в кампании ДПП по объединению своих избирателей и привлечению их к голосованию. опросы, поднимая вопрос, с которым Гоминьдану было трудно справиться» (63). Это был вовсе не реквизит. Это был столп кампании Цай: она пообещала работать над вопросами правосудия переходного периода и разобраться с жестоким и коррумпированным авторитарным наследием Гоминьдана. Ее администрация учредила Переходную комиссию по правосудию (TJC) и Комитет по урегулированию незаконно полученных партийных активов (CIPAS). Эти две группы провели исследование авторитарного правления Гоминьдана, а также «периода белого террора», особенно жестокого периода, когда режим Чан Цзяна жестоко нарушал права человека тайваньцев (и даже жителей материка) в 19 веке.50–1960-е гг. TJC работал над реабилитацией тысяч заключенных и казненных политических жертв. К 2019 году около 6000 человек были реабилитированы. CIPAS задокументировал имущество и активы, незаконно накопленные Гоминьданом. Это был не «реквизит», а необходимый (и продолжающийся) шаг, чтобы помочь Тайваню признать зверства, совершенные Гоминьданом в период с 1945 по 1987 год. К сожалению, Коппер вообще не упоминает в книге «Белый террор». В конце концов, Коппер правильно приходит к выводу, что окончательный статус Тайваня как национального государства или провинции еще не определен. Он склоняется к неизбежности объединения по экономическим причинам, поскольку Китай является крупнейшим торговым партнером Тайваня. Но Коппер объясняет, что объединение может привести к экономическому хаосу: «Экономика острова, скорее всего, пострадает, потому что Тайвань имеет другую экономику, и его глобальная торговля, от которой зависит его экономическое здоровье, скорее всего, будет подорвана» (317). В условиях продолжающихся политических репрессий в Гонконге и других нарушений прав человека в Китае трудно представить, что объединение может произойти мирным путем и не вызовет проблем, на которые указывает Коппер. Коппер признает, что не существует волшебного средства для урегулирования статуса Тайваня тем или иным образом. Хотя его статус на международной арене не определен, народ Тайваня будет продолжать вести торговлю, голосовать на местных и национальных выборах и некоторое время жить так, как жил.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Центр изучения выборов, «Тайваньская/китайская идентичность (1992/06~2020/06)», Национальный университет Чэнчи, 3 июля 2020 г., https://tinyurl.com/w4tu29k; и Центр изучения выборов, «Независимость Тайваня против объединения с материком (1992/06~2020/06)», Национальный университет Чэнчи, 3 июля 2020 г., https://tinyurl.com/y2det7b4.

Предыстория и обзор | Центр стратегических и международных исследований

Краткая история | Информационный бюллетень | Глоссарий

Краткая история современного Китая и Тайваня

После нескольких столетий относительной автономии Тайваня, хотя и неясного суверенного статуса по отношению к Китаю (предмет продолжающихся споров между Китаем, Тайванем и международными учеными), Япония приобрела остров в качестве колонии в 1895 году после заключения Китайского соглашения. -Японская война. С падением китайской династии Цин в 1911 году Китай погрузился в политические и социальные беспорядки, поскольку конец веков династического правления оставил Китай в политически раздробленном полуколониальном государстве.

В эту эпоху две основные военно-политические группы с противоположными идеологиями соревновались за формирование будущего современного Китая. Националистическая партия (Гоминьдан) возникла как наследие Китайской Республики (КР), которая пришла на смену династии Цин, но в конечном итоге уступила военачальникам. Гоминьдан представлял Китай как конституционную республику, следующую западным моделям правления. Коммунистическая партия Китая (КПК), созданная в 1921 году, стремилась к коммунистической революции в китайском стиле и будущему социалистическому Китаю, поддерживающему принципы марксизма-ленинизма (и, в конечном итоге, маоизма).

Две группы, внешне работавшие вместе, успешно объединили Китай с полевыми командирами в 1928 году, но быстро погрузились в открытый насильственный конфликт. Несмотря на короткий период сотрудничества против оккупационной японской армии в 1930-х годах, боевые действия между Гоминьданом и КПК продолжались на протяжении всей Второй мировой войны. 1 декабря 1943 года главы государств Китая, США и Великобритании совместно подписали «Каирскую декларацию», в которой говорилось, что: «все территории, захваченные Японией у Китая, такие как Маньчжурия, Тайвань и острова Пэнху, будет возвращен Китаю».

После капитуляции Японии в 1945 году Соединенные Штаты, которые поддерживали Гоминьдан во время переговоров о капитуляции, попытались заключить перемирие между Гоминьданом и КПК. Однако последующие разногласия между КПК и Гоминьданом и нарушения режима прекращения огня привели к тому, что 29 января 1947 года США отказались от посреднических усилий и отозвали миссию США. Соединенные Штаты приостановили военную помощь Гоминьдану, но продолжили свою программу экономической помощи. 1 октября 1949 года Мао Цзэдун, председатель КПК, объявил о создании Китайской Народной Республики (КНР) в Пекине, в то время как Чан Кайши, генералиссимус Гоминьдана, ушел на Тайвань, приведя два миллиона гоминьдановских солдат и сторонники с ним. Его армия провозгласила Тайбэй временной столицей Китайской Республики.

В начале 1950 года, когда КПК завершила консолидацию своей власти на материке, КНР начала собирать войска напротив Тайваня, в то время как Гоминьдан на Тайване готовил собственную атаку через пролив. Однако после того, как в июне того же года разразилась Корейская война, Соединенные Штаты направили свой Седьмой флот для патрулирования Тайваньского пролива, чтобы предотвратить боевые действия, и между Соединенными Штатами и Гоминьданом возобновилось сотрудничество. 2 декабря 1954 г. Соединенные Штаты и Китайская Республика подписали Договор о взаимной обороне, в котором Соединенные Штаты обязались поддерживать Тайвань в случае нападения КНР. Благодаря этим действиям Соединенных Штатов тупиковая ситуация в Тайваньском проливе укрепилась. Мелкомасштабные боевые действия через пролив продолжались в течение 1950-х годов над рядом островов (Кемой (Кинмэнь) и Мацу) у побережья Китая, но ситуация в конечном итоге превратилась в одно из самых продолжительных и чувствительных противостояний холодной войны.

После 1949 года и на протяжении большей части холодной войны Тайвань пользовался значительным международным признанием как Китайская Республика, особенно благодаря антикоммунистической кампании под руководством США и собственной изоляционистской и идеологической позиции материка. Однако в 1971 году КНР набрала достаточно голосов в Генеральной Ассамблее ООН, чтобы исключить Тайвань как Китайскую Республику и принять КНР в качестве представителя Китая в ООН. В 1972 года во время исторической поездки президента США Никсона в Китай Соединенные Штаты восстановили контакты с КНР и подписали первое совместное коммюнике США и Китая. Этот документ, получивший название «Шанхайское коммюнике», стал первым официальным письменным заявлением, в котором Соединенные Штаты и Китай выразили свое мнение по тайваньскому вопросу.

В Шанхайском коммюнике Китай подтвердил свою позицию, согласно которой правительство КНР является единственным законным правительством Китая; Тайвань — провинция Китая; а освобождение Тайваня является внутренним делом Китая, в которое никакая другая страна не имеет права вмешиваться. Соединенные Штаты признали, что все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива утверждают, что существует только один Китай и что Тайвань является частью этого Китая. Кроме того, США заявляли о своей заинтересованности в мирном урегулировании тайваньского вопроса самими китайцами.

На протяжении 1970-х годов все большее число стран следовали формуле установления официальных дипломатических отношений с КНР при сохранении неофициальных отношений с Китайской республикой без признания государственности. В 1979 году Соединенные Штаты официально установили дипломатические отношения с КНР во время визита в Вашингтон президента КНР Дэн Сяопина. В коммюнике от 1 января 1979 г., устанавливающем официальные отношения, далее изложены соответствующие перспективы в отношении Тайваня и установлены ограничения на взаимодействие США с островом, включая расторжение двустороннего договора об обороне, вывод американских войск, дислоцированных на Тайване, и отзыв официального дипломатического признания. . Вскоре после этого Конгресс США обрисовал неофициальные отношения США с островом и подтвердил приверженность США безопасности Тайваня, приняв Закон об отношениях с Тайванем (TRA).

Напряженность в отношениях с Пекином из-за возможности продажи Соединенными Штатами истребителей Тайваню в начале правления администрации Рейгана достигла высшей точки в подписании третьего коммюнике 17 августа 1982 года. Вопрос о продаже США оружия Тайваню оставался нерешенным в ходе переговоров. между двумя странами об установлении дипломатических отношений. Коммюнике 1982 года стремилось решить этот вопрос так, чтобы он не мешал дальнейшему развитию американо-китайских отношений. Соединенные Штаты заявили, что не стремятся проводить долгосрочную политику продажи оружия Тайваню, и подтвердили, что будущие продажи оружия острову не превысят ни в качественном, ни в количественном отношении уровень поставок на Тайвань. лет после нормализации дипломатических отношений между США и Китаем. Кроме того, США заявили о своем намерении постепенно сокращать продажи оружия Тайваню, «что со временем приведет к окончательному решению».

Несмотря на усилия Вашингтона и Пекина сгладить свои разногласия по поводу Тайваня, этот вопрос оставался одновременно деликатным и взрывоопасным. Напряженность нарастала в 1995 году, после визита президента Тайваня Ли Дэн Хуэя на церемонию вручения дипломов в его альма-матер, Корнеллском университете. Китай решительно возражал против решения США предоставить Ли визу и против того, что он счел подстрекательской речью, произнесенной Ли. Летом того же года НОАК провела испытания баллистических ракет и серию военных учений, чтобы продемонстрировать свое неудовольствие. В марте следующего года Китай возобновил запуски баллистических ракет, на этот раз по целям в непосредственной близости от двух крупнейших портов Тайваня, Килунга и Гаосюна. Чтобы удержать КНР от любых военных действий против Тайваня или его отдаленных островов и сохранить доверие к Америке во всем регионе как к гаранту мира и стабильности в Восточной Азии, Соединенные Штаты направили в этот район две авианосные боевые группы.

Ракетный кризис 1995–1996 годов имел глубокие последствия для военной модернизации Китая и отношений США с Тайванем в области обороны. В последующие годы Китай начал вкладывать значительные средства в модернизацию своего военного потенциала, уделяя особое внимание разработке средств применения силы против Тайваня, чтобы добиться политического результата, благоприятствующего интересам Китая. Перспектива ослабления военного превосходства Тайваня вызвала тревогу в Вашингтоне и привела к расширению военного сотрудничества США с Тайбэем и одобрению президентом Бушем в апреле 2001 года крупного пакета поставок оружия для Тайваня.

С 1978 года Китай провел масштабные экономические реформы и перешел на рыночную экономику, что способствовало его среднему темпу роста в девять процентов за последние 25 лет. Открытие Китая для внешнего мира, кульминацией которого стало его вступление во Всемирную торговую организацию, сделало его важным торговым партнером для многих стран и ведущим получателем прямых иностранных инвестиций. Растущее экономическое влияние Китая вызвало опасения по поводу негативных последствий для остального мира в случае экономического спада. Несмотря на растущие экономические связи через пролив, многие на Тайване также обеспокоены тем, что Китай будет использовать свои значительные рычаги давления, чтобы давить на Тайвань как в экономическом, так и в дипломатическом плане.

С быстрым экономическим развитием произошло ослабление политического контроля и ослабление легитимности КПК. По мере того как общество становилось все более плюралистичным и безразличным к идеологиям, КПК изменила свой образ защитника национальных интересов и территориальной целостности Китая, связав свою легитимность с защитой суверенитета Китая. Тем не менее всплеск национализма среди граждан материка, подпитываемый как прошлыми унижениями, так и вновь обретенной уверенностью в себе, иногда ограничивал возможности для лидерства в переговорах по обе стороны пролива.

Ситуация через пролив остается в политическом тупике, даже несмотря на то, что экономическое взаимодействие между Тайванем и Китаем продолжает быстро расширяться. Хотя превращение Китая в крупную региональную державу может изменить стратегический баланс в его пользу в будущем, он разочарован своим ограниченным влиянием на то, что он воспринимает как ползучую независимость Тайваня, и обеспокоен повторяющимися вызовами со стороны Тайваня, которые проверяют его решимость. Некоторые наблюдатели опасаются, что Китай может продемонстрировать решимость таким образом, что это нарушит хрупкий баланс в проливе.

По мере того, как Китай становится сильнее в экономическом и военном отношении и становится более важным региональным и глобальным игроком, качественное преимущество Тайваня над материком в обеих областях может оказаться под угрозой. Со временем, возможно, до конца десятилетия, стратегический баланс может измениться в пользу материка. Китай полон решимости предотвратить независимость Тайваня и в конечном итоге осуществить объединение Тайваня с материком. Хотя китайские лидеры подчеркивают свою решимость урегулировать разногласия по обе стороны пролива мирным путем, Пекин никогда не отказывался от применения силы против острова. Краеугольным камнем политики Китая остается «принцип одного Китая», согласно которому материковая часть и Тайвань являются частью Китая и что суверенитет и территориальная целостность Китая не могут быть разделены. Пекинская формула объединения изначально была моделью «Одна страна, две системы», согласно которой Гонконг вернулся под суверенитет Китая.

Между тем, последние 30 лет стали свидетелями плюрализации и демократизации тайваньской политики. Это привело к расцвету местной культуры и, что более важно, к «новой тайваньской» местной политической идентичности. Смерть сына и преемника Чан Кай-Ши, Чан Цзин-куо, уступила место президенту Ли Дэн-хуэй, первому тайваньскому президенту острова по рождению. Ли пришел отстаивать большую тайваньскую политическую и культурную идентичность отдельно от какой-либо связи с Китаем, провозгласив в 1999 его предпочтение «особых межгосударственных» отношений между двумя сторонами, что привело к ярости на материке и привело к ускорению военных приготовлений Китая.

Изменения на Тайване наиболее ярко продемонстрировали президентские выборы 2000 и 2004 годов, на которых победил первый кандидат, не являющийся членом Гоминьдана, Чэнь Шуйбянь. Чен представляет Демократическую прогрессивную партию (ДПП), политическую партию, традиционно состоящую из коренных тайваньцев и чья платформа до 1999 открыто призывал к независимости Тайваня. Чен продолжил и расширил усилия Ли Дэн Хуэя по содействию большему культурному и политическому отделению Тайваня от материка. В 2002 году Чен заявил, что «по одной стране с каждой стороны» Тайваньского пролива.

Сильное присутствие США в Восточной Азии сыграло стабилизирующую роль и до сих пор сдерживало применение военной силы. Тем не менее нынешние тенденции угрожают относительно мирному статус-кво. Отношения между США и Тайванем были натянутыми в 2003 году во время кампании президента Чена по переизбранию, поскольку Чен проигнорировал выражение американской озабоченности по поводу его планов сначала провести первый референдум на острове, а затем переписать конституцию Китайской республики. Однако после его незначительной победы в марте 2004 года двусторонние отношения постепенно начали улучшаться. Все еще существуют связывающие узы, такие как TRA и забота многих американцев, включая Конгресс США, о 23 миллионах жителей Тайваня. Соединенные Штаты продолжают продавать оружие Тайваню, а близость Седьмого флота продолжает действовать как двусмысленный сдерживающий фактор.

Американское управление отношениями по обе стороны пролива теперь опирается на твердое противодействие любым односторонним действиям любой из сторон, направленным на изменение статус-кво, что, по определению Вашингтона, является сохранением мира и стабильности. Этот двойной посыл означает, что США не одобрят применение силы Пекином и не позволят Тайваню проводить провокационную политику, имеющую дестабилизирующие последствия. Таким образом, политика США в отношении стратегической неопределенности остается неизменной. Тайвань не может рассчитывать на то, что Соединенные Штаты будут защищать его при любых обстоятельствах, а Китай не может исключать возможность вмешательства США в случае нападения на Тайвань.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *