Разное

Опыты для школьников по экологии: Картотека опытов по экологии | Материал по окружающему миру (старшая группа) по теме:

Содержание

Картотека опытов по экологии | Материал по окружающему миру (старшая группа) по теме:

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром

 Опыт №1

Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух.

Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

 Опыт №2

Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Содержание опыта: Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

   

 Опыт №3

Содержание опыта: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)    Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

 

Опыт № 4

Содержание опыта: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.    Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

 Опыт № 5

Содержание опыта: Подвести детей к пониманию и значению свойств рассеянного песка.

Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливали? в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на … песке от предмета. А теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок, карандаш погрузиться примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливые на набросанном песке, чем на рассеянном.

Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

 Опыт № 6

Содержание опыта: Подвести детей к пониманию и значению свойств мокрого песка    Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом

 Опыт № 7

Содержание опыта: Показать детям водопроницаемость песка и водопроницаемость глины. Подготовить две банки: одну- с песком, другую — с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

 

Опыт № 8

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра — движения воздуха. Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забываете о безопасности!) Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней — наружу). Почему так происходит? У нас в комнате такой теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату — сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу — холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер — это движение воздуха.

 Опыт № 9

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра- движения воздуха.    Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями — теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух их форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый, от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги.

 

Опыт №  10

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра.    Опустите парусные кораблики (хорошо, если паруса у них разноцветные) на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер*очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать)

Опыт №  11

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра.    Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь вы уже обсуждали вопрос о том, откуда берется ветер)

 

Опыт №  12

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра.    А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем   мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором) Хорошо показать картинки с изображением женщин в костюмах прошлого века, с веером.                  

Опыты с водой

 Опыт №1

 Содержание опыта:

 1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха.

 2. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе.

Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.  

 Опыт №2

 Содержание опыта:

 1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

 Опыт №3

 Содержание опыта:

 1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой — сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

 Опыт № 4

 Содержание опыта:

 1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.

 Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

 Опыт № 5

 Содержание опыта:

 1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами  (сахара и соли).

 Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

 Опыт № 6

Содержание опыта

 1. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.

Опыт № 7

Содержание опыта:

 1. Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд

 крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

 Опыт № 8

Содержание опыта:

Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения.  Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.

 

Опыт № 9

Содержание опыта

 1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

 

Опыт №  10

Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.    Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

 Опыт №  11

Содержание опыта «Лед — это твердая вода».

Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.

 Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег — это тоже вода.

 

Опыт №  12

Содержание опыта «Лед легче воды».  

Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

 

Опыт №  13

Содержание опыта «Пар — это тоже вода».

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

 

Опыт №  14

Содержание опыта «Вода — жидкая, может течь».

Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

 

Опыт №  15

Содержание опыта «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.) Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

 

Опыт №  16

Содержание опыта «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.

 Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

 Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой — и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.

 В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть — например, некоторые водоросли.

 Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

 Опыт №  17

Содержание опыта «Вода не имеет формы».

Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

 Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт № 18

Содержание опыта

 1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха    Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

 Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.

 

Опыт № 19

Содержание опыта

 1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддержав его, поэтому снижение происходит плавно.

 

Опыт № 20

Содержание опыта 1. Подвести детей к пониманию характеристик воздуха. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт № 21

Содержание опыта:

Подвести детей к пониманию веса воздуха    Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

 

Опыт №  22

Содержание опыта:

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыты с магнитом и солнечным светом.

Опыт №1

Содержание опыта

 1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.    Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа)    

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним  и поверхностью воды должен составлять 25 градусов. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

 Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.                              

 

Опыт №2

Содержание опыта

  1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.    
  2. Оборудование: трехгранная прозрачная призма. Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными.

 С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.

Опыт №3

Содержание опыта

 1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.    Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального    приспособления — «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

 

Опыт № 4

Содержание опыта

 1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.    Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

 Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

 

Опыт № 5

Содержание опыта

 1. Подвести детей к пониманию как образуется радуга.    Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте  зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы разлагающей свет на его составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-ду-га»? Какая она? Покажите Радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

 

Опыт №  6

Содержание опыта

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

 

Опыт №  7

Содержание опыта

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.    Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).

Опыт №  8

Содержание опыта

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой — магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.

Опыт №  9

Содержание опыта

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

 Опыт №  10

Содержание опыта

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.    Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Опыт №  11

Содержание опыта

Определить способность металлических предметов намагничиваться    Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

Опыт №  12

Содержание опыта

Показать магнитное поле вокруг магнитов. Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рассматривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.

Опыт №  13

Содержание опыта

Выявить действия магнитных сил Земли. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан  (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Опыт №  14

Содержание опыта

Понимать, что полярное сияние проявление магнитных сил Земли    Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Земля).

Экология — Наука о Земле

  • »
  • Наука о Земле »
  • Экология

Экология – это научный анализ и изучение взаимосвязи между организмами и окружающей их средой. Например, взаимодействие организмов друг с другом и с абиотической средой. Темы, представляющие интерес для экологов, включают в себя разнообразие, распространение, количество организмов, а также конкуренцию между ними внутри экосистем.

 


Опыты этого раздела
Значение азота для живых организмов
Значение азота для живых организмов

Азот необходим для всего живого. Он является основной частью аминокислот. Аминокислоты являются «строительными блоками» белков и нуклеиновых кислот, таких как ДНК, которая передает генетическую информацию последующим поколениям.

  • 23 ноября 2020 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: человек, азот, растения, животные
Опыт «Сладкая эрозия»
Опыт «Сладкая эрозия»

Реки – естественный поток, куда пресная вода течет от родника или другого потока воды. Ручей, поток воды, ручеек,  река — все они сформированы одним процессом – эрозией. Реки формируются, когда по земле бегут постоянные потоки воды, так они разрушают землю и формируют канал.

  • 08 декабря 2014 года
  • Комментариев: 2
  • Теги: вода, эрозия
Опыт «Определяем pH воды»
Опыт «Определяем pH воды»

Многие люди сообщают, что вода из колодца намного лучше, чем водопроводная.  Они также сообщают, что вода из колодца вкуснее, а водопроводная вода подвергается химической обработке.

  • 16 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: pH, вода
Опыт «Выращиваем семена»
Опыт «Выращиваем семена»

Новое растение образуется из семени. При благоприятных условиях семя будет расти, образовывая новое растение.  Для того, чтобы растения росли, нужно много факторов, которые следует учитывать. Так же, как и любое живое существо, семена должны быть обеспечены питательными веществами, солнечным светом и водой.

  • 16 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: растения, семена
Опыт «Кислород и фотосинтез»
Опыт «Кислород и фотосинтез»

Растения используют солнечный свет и углекислый газ, присутствующий в воздухе, чтобы получать пищу для себя. Одним из продуктов этой химической реакции является образование кислорода.

  • 16 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: кислород, фотосинтез
Опыт «Объем воды в апельсине»
Опыт «Объем воды в апельсине»

Вы когда-нибудь ели сухофрукты? Если это так, Вы, вероятно, никогда не задумывались, какой процесс проходят фрукты при сушке. Такие фрукты, как апельсины, грейпфруты, лимоны в основном состоят из воды. Процесс сушки удаляет всю воду, оставляя только твердые компоненты. В этом эксперименте мы узнаем, на сколько апельсин состоит из воды, а на сколько из твердых частиц!

  • 15 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: вода, апельсин
Опыт «Разлив нефти в океанах»
Опыт «Разлив нефти в океанах»

Многие защитники окружающей среды и группы добровольцев выходят в океан после разлива нефти, чтобы помочь очистить его. Почему? Какие воздействия оказывает разлившаяся нефть на жизнь в океане?

  • 15 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: океан, разлив нефти
Опыт «Измерение загрязнения воздуха»
Опыт «Измерение загрязнения воздуха»

Воздух играет жизненно важное значение в нашей жизни. А Вы когда-нибудь задумывались, чистым ли воздухом Вы дышите? Этот простой эксперимент даст Вам представление о том, что воздух может быть загрязнен.

  • 15 октября 2014 года
  • Комментариев: 1
  • Теги: загрязнение, воздух
Часы своими руками
Часы своими руками

Солнечные часы использовались для того, чтобы сообщать время в старину. Они базируются на принципе, что положение Солнца непрерывно меняется в течение дня. На самом деле, это Земля вращается вокруг Солнца, а всем кажется, что солнце встает на востоке и садится на западе. 

  • 13 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: солнце, часы
Компост своими руками
Компост своими руками

Многие садоводы используют предварительно приобретенные мешки компоста, чтобы их растения быстрее росли. Вы можете сделать компостную кучу самостоятельно и использовать ее для удобрения растений и утилизации использованных элементов. Как сделать компост и помочь окружающей среде?

  • 13 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: окружающая среда, компост

Наверх

Простые экологические эксперименты для детей

Обновлено 25 апреля 2017 г.

Автор Alex Silbajoris

Широкая тема экологических исследований предлагает множество возможностей для простых практических экспериментов и демонстраций. Простые методы и материалы могут помочь проиллюстрировать более крупные экологические проблемы и явления. Эти примеры иллюстрируют проблемы с ливневыми водами, цветение водорослей, эффект компостирования отходов вместо захоронения и вторжение неместных растений.

Сравнение стока

Жара может быть формой загрязнения воды, губительной для водных организмов. Этот эксперимент сравнивает горячий сток с освещенных солнцем поверхностей, таких как тротуар, с дождевым садом, который предназначен для сбора, замедления и охлаждения стока. Используйте две одноразовые формы для выпечки, в одной из которых будет «сад» с растениями и почвой, а в другой — «тротуар» из керамической напольной плитки. Вырежьте дренажные отверстия на дне одной стороны каждой кастрюли и поставьте кастрюли под умеренным углом, чтобы они сливались в неглубокие ванны, представляющие собой ручьи. Нагрейте плитки в духовке примерно до 130 градусов по Фаренгейту (57 по Цельсию), чтобы имитировать тротуар в жаркий солнечный день, и поместите их в кастрюлю. Используйте две лейки, чтобы налить воду комнатной температуры на каждый поддон одновременно. Сравните количество стока и скорость слива и измерьте температуру слитой воды в баках. Более высокая температура в ванне «мостовая» свидетельствует о тепловом загрязнении ручьев.

Воздействие питательных веществ на планктон

Планктон включает многие виды водных микроорганизмов, встречающихся в воде в естественных условиях, таких как водоросли. «Цветение» водорослей — это перенаселение водорослей, вызванное избытком питательных веществ в воде. Вы можете продемонстрировать это, добавив питательные вещества в воду. Используйте два одногаллонных кувшина для сбора неочищенной воды из местного ручья или пруда, наполнив оба до половины из одного и того же источника. Разделите полгаллона дистиллированной воды на две порции. В одном смешайте растворимое удобрение с высоким содержанием фосфора в пропорции 1/10 от указанной в инструкции. Налейте простую партию в один из кувшинов, а смесь удобрений — в другой, оставив их на 3/4 полными и открытыми. Поместите кувшины туда, где они будут получать солнечный свет, и изучите разницу в росте водорослей с течением времени. Удобренные водоросли должны расти гораздо быстрее, представляя цветение.

Захоронение компостируемых материалов

Органические материалы могут разлагаться до верхнего слоя почвы в компостной куче, но не при захоронении на свалке. Сделайте смесь материалов, которые можно положить в компостную кучу, например, опавшие листья и обрезки овощей. Возьмите два пластиковых пятигаллонных ведра или аналогичные контейнеры. Просверлите в днище несколько дренажных отверстий. Наполните оба ведра компостной смесью на 3/4 и аккуратно придавите. Накройте одно ведро грубой сеткой, чтобы содержимое не попало внутрь, а животные наружу. Это имитирует компостную кучу. Плотно заполните другое ведро землей, предпочтительно глинистой, чтобы закопать компост. Это имитирует свалку. Разместите их там, где месяц или два будет идти дождь. Если погода сухая, поливайте их изредка. Затем удалите сетку и утрамбованный грунт и сравните содержимое. Оцените их на порчу и активность насекомых и червей. Открытый компост должен хорошо разлагаться, в то время как в закопанном компосте изменений должно быть мало.

Изучение местных и инвазивных растений

Выберите «сорняк» на территории школы или в парке, где, похоже, растет несколько разных видов растений. Кольями и веревкой огородите один или два квадратных ярда. Используйте полевой справочник полевых цветов для определения и инвентаризации растений в кордоне. Запишите найденные виды и количество каждого из них. Используя карты распределения ареалов в руководстве или онлайн-источники, определите, сколько растений, которые вы нашли, не являются местными для вашей местности. Наблюдайте за неместными растениями, чтобы увидеть, являются ли они хозяевами или источниками пищи для насекомых или гусениц.

4 крутых научных эксперимента для детей, которые учат устойчивому развитию

Научный проект может стать отличным способом научить детей таким важным понятиям, как устойчивость и экологичность. Вам не нужна лаборатория или какое-либо модное оборудование, чтобы проводить забавные и образовательные эксперименты дома. Вот несколько крутых научных экспериментов для детей, которые познакомят их с окружающей средой, используя предметы, которые уже есть у вас дома.

1. Эксперимент по загрязнению воздуха

Может быть трудно понять концепцию загрязнения воздуха, когда ее не всегда легко увидеть. Этот простой эксперимент может помочь детям понять, что в атмосфере есть нечто большее, чем просто воздух, и почему важно содержать ее в чистоте.

Вот что вам понадобится:

  • Кусок прозрачного пластика (например, тарелка или чашка)
  • Вазелин
  • Маленький камень
  • Лист белой бумаги

Нанесите вазелин на тарелку или чашку, а затем придавите его камнем или другим тяжелым предметом. Мы использовали прозрачную пластиковую переднюю часть от фоторамки.

Сделайте снимок до и оставьте чашку на улице на сутки. На следующий день положите белую бумагу за тарелку или внутрь чашки, чтобы было легче увидеть все частицы, скопившиеся в вазелине.

2. Бутылка для компоста

Объяснить, как работает компост, может быть сложно, даже если у вас есть собственная емкость для компоста, потому что все в ней есть. Сделайте свою собственную прозрачную бутылку для компоста, чтобы дети могли узнать, как на самом деле происходит процесс разложения.

Вам понадобится:

  • Пустая двухлитровая прозрачная пластиковая бутылка
  • Почва
  • Листья, скошенная трава, другие садовые отходы или кухонные отходы, пригодные для компостирования

Удалите все этикетки с бутылки и отрежьте верхнюю часть. Заполните дно почвой, а затем добавьте слой компостируемого материала. Чередуйте слои почвы и материалов, пока не заполните бутылку. Добавьте небольшое количество воды — ровно столько, чтобы она стала влажной, но не замачивалась. Поместите бутылку на улицу в место, где на нее будут попадать солнечные лучи и никто не будет ее беспокоить.

Оставьте на несколько недель и регулярно проверяйте на разложение. Для детей старшего возраста вы также можете вести научный журнал, в котором вы будете отмечать изменения компоста каждый день.

3. Таяние ледников

Процесс формирования и таяния ледников — сложный процесс, который может быть трудно объяснить детям младшего возраста, но вы можете воссоздать его дома из льда и почвы.

Вам понадобится:

  • Пластиковый контейнер
  • Небольшая ванна или корзина
  • Почва

Наполните пластиковый контейнер водой и заморозьте его. Возьмите небольшую ванну или корзину и наполните ее грязью. Бросьте немного листьев или другого садового мусора. Поставьте контейнер на улицу в солнечное место и поддержите его так, чтобы он находился под небольшим наклоном.

Поместите замерзший блок льда в корзину наверху склона и дайте ему полежать. В зависимости от того, насколько он горячий, вы можете оставить его на несколько часов и наблюдать, как он начинает скользить к нижнему концу, надеясь, что по пути он соберет немного грязи.

После того, как он немного соскользнет, ​​засуньте всю корзину обратно в морозильную камеру и дайте ей восстановиться. Как только он снова замерзнет, ​​вынесите его на улицу и повторите процесс. Вы можете сделать это несколько раз.

Спросите своих детей, как менялся лед, когда он таял и снова замерзал. Пусть они отметят, как менялся грязный «ландшафт» по мере того, как по нему двигался лед. Они могут записывать свои выводы в своих научных журналах.

4. Эксперимент с маслом и мылом

Вы, наверное, видели фотографии диких животных, пострадавших от разливов нефти, и фотографии спасателей, пытающихся очистить этих животных. В одном из самых простых научных экспериментов для детей используется средство для мытья посуды, не содержащее нефтепродуктов, для демонстрации процесса эмульгирования или смешивания двух жидкостей, которые обычно имеют тенденцию разделяться. Этот простой эксперимент показывает, почему вода сама по себе не удалит жир с птичьих перьев, и показывает, что вам также нужен эмульгатор.

Вам понадобится:

  • Пустая пластиковая бутылка
  • Кулинарное масло
  • Натуральный пищевой краситель
  • Средство для мытья посуды

Наполните бутылку водой примерно наполовину. Добавьте около 1 ст. растительного масла и наблюдайте. Поскольку вода плотнее масла, жидкости разделятся, и масло поднимется наверх. Добавьте несколько капель натурального пищевого красителя и посмотрите, что произойдет.

Далее добавить 2 ч. л. средства для мытья посуды, которое действует как эмульгатор, расщепляя масло и позволяя ему смешиваться с водой. Обратите внимание, как пищевой краситель окрашивает воду в однородный цвет, а масло больше не поднимается наверх.

Эти крутые научные проекты — отличный способ познакомить детей с окружающей средой, а поскольку они настолько увлекательны, что дети даже не осознают, что это занятие носит образовательный характер.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *