Разное

Национальности молдавии: Раздел II. Основные права, свободы и обязанности — Президентура Республики Молдова

Раздел II. Основные права, свободы и обязанности — Президентура Республики Молдова

  • РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  • РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ
    • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
    • Глава III. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
  • РАЗДЕЛ III. ПУБЛИЧНЫЕ ВЛАСТИ
    • Глава IV. ПАРЛАМЕНТ
      • Часть 1. Организация и деятельность
      • Часть 2. Статус депутатов
      • Часть 3. Законодательство
    • Глава V. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
    • Глава VI. ПРАВИТЕЛЬСТВО
    • Глава VII. ОТНОШЕНИЯ ПАРЛАМЕНТА С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
    • Глава VIII. ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    • Глава IX.  СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
      • Часть 1. Судебные инстанции
      • Часть 2. Высший совет магистратуры
      • Часть 3. Прокуратура
  • РАЗДЕЛ IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ
  • РАЗДЕЛ V. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
  • РАЗДЕЛ VI. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ
  • РАЗДЕЛ VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Универсальность

Граждане Республики Молдова пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности.


Статья 16. Равенство

(1) Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства.

(2) Все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.


Статья 17. Гражданство Республики Молдова

(1) Гражданство Республики Молдова приобретается, сохраняется или утрачивается в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом.

(2) Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить его.


Статья 18. Защита граждан Республики Молдова

(1) Граждане Республики Молдова пользуются защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами.

(2) Граждане Республики Молдова не могут быть выданы другому государству или высланы из страны.


Статья 19. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

(1) Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом.

(2) Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции.

(3) Право убежища предоставляется и изымается в соответствии с законом и с соблюдением международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова.


Статья 20. Свободный доступ к правосудию

(1) Любое лицо имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов.

(2) Ни один закон не может ограничить доступ к правосудию.


Статья 21. Презумпция невиновности

Любое лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все необходимые гарантии для защиты.


Статья 22. Необратимость закона

Никто не может быть осужден за действия или за бездействие, которые в момент их совершения не составляли преступления. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в момент совершения преступления.


Статья 23. Право каждого человека на знание своих прав и обязанностей

(1) Каждый человек имеет право на признание его правосубъектности.

(2) Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность.


Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Статья 24. Право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность

(1) Государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность.

(2) Никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию или обращению.

(3) Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к такому наказанию или казнен.


Статья 25. Право на свободу и личную неприкосновенность

(1) Право на свободу и личную неприкосновенность ненарушимо.

(2) Обыск, задержание или арест лица допускаются только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

(3) Срок задержания не может превышать 72 часов.

(4) Арест производится на основании выданного судьей ордера на срок не более 30 дней. Законность ордера может быть обжалована в соответствии с законом в вышестоящую судебную инстанцию. Срок ареста может быть продлен только судьей или судебной инстанцией в соответствии с законом не более чем до 12 месяцев.

(5) Основания задержания или ареста доводятся до сведения задержанного или арестованного незамедлительно, а обвинение — в кратчайший срок; основания задержания и обвинение предъявляются только в присутствии адвоката, выбранного или назначенного.

(6) Освобождение задержанного или арестованного обязательно, если основания задержания или ареста отпали.


Статья 26. Право на защиту

(1) Право на защиту гарантируется.

(2) Каждый человек имеет право самостоятельно реагировать законными способами на нарушение своих прав и свобод.

(3) На протяжении всего процесса стороны имеют право пользоваться помощью адвоката, выбранного или назначенного.

(4) Вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих защиту в установленных пределах, наказывается законом.


Статья 27. Право на свободу передвижения

(1) Право на свободу передвижения по стране гарантируется.

(2) Каждому гражданину Республики Молдова обеспечивается право поселяться или пребывать в любом населенном пункте страны, выезжать из страны, эмигрировать из нее и возвращаться в нее.


Статья 28. Интимная, семейная и частная жизнь

Государство уважает и охраняет интимную, семейную и частную жизнь.


Статья 29.  Неприкосновенность жилища

(1) Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия.

(2) Законом допускаются отступления от положений части (1) в случаях необходимости:

a) исполнения ордера на арест или решения суда;

b) устранения опасности, угрожающей жизни, физической неприкосновенности или имуществу лица;

с) предотвращения распространения эпидемий.

(3) Обыск и осмотр места происшествия допускаются и производятся только в соответствии с законом.

(4) Обыск в ночное время запрещается, за исключением обыска при очевидном преступлении.


Статья 30. Тайна переписки

(1) Государство обеспечивает тайну писем, телеграмм и других почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных законных видов связи.

(2) Отступления от положений части (1) допускаются законом в случаях, когда это необходимо в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния страны, общественного порядка и в целях предотвращения преступлений.


Статья 31. Свобода совести

(1) Свобода совести гарантируется. Она должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения.

(2) Религиозные культы свободны и организуются сообразно собственным уставам и в соответствии с законом.

(3) В отношениях между религиозными культами запрещаются любые проявления вражды.

(4) Религиозные культы самостоятельны, отделены от государства и пользуются его поддержкой, в частности, в облегчении религиозного присутствия в армии, больницах, тюрьмах и приютах.


Статья 32. Свобода мнений и выражения

(1) Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами.

(2) Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды.

(3) Запрещаются и наказываются законом оспаривание и опорочивание государства и народа, призывы к агрессивной войне, национальной, расовой или религиозной розни, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию, а также другие действия, посягающие на конституционный режим.


Статья 33. Свобода творчества

(1) Cвобода художественного и научного творчества гарантируется. Творчество не подвергается цензуре.

(2) Право граждан на интеллектуальную собственность, их материальные и моральные интересы, возникающие в связи с различными видами интеллектуального творчества, охраняются законом.

(3) Государство способствует сохранению, развитию и распространению достижений национальной и мировой культуры и науки.


Статья 34. Право на информацию

(1) Право лица на доступ к любой информации, касающейся общественных дел, не может быть ограничено.

(2) Власти в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать достоверное информирование граждан об общественных делах и по вопросам личного характера.

(3) Право на информацию не должно наносить ущерб мерам, направленным на защиту граждан, или национальной безопасности.

(4) Средства массовой информации, как государственные, так и частные, обязаны обеспечивать достоверное информирование общественности.

(5) Средства массовой информации не подвергаются цензуре.


Статья 35. Право на образование

(1) Право на образование обеспечивается обязательным общим образованием, лицейским и профессиональным образованием, высшим образованием, а также другими формами обучения и повышения квалификации.

(2) Государство обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка воспитания и обучения.

(3) Изучение государственного языка обеспечивается в учебных заведениях всех уровней.

(4) Государственное образование является бесплатным.

(5) Учебные заведения, в том числе негосударственные, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.

(6) Высшие учебные заведения имеют право на автономию.

(7) Государственное лицейское, профессиональное и высшее образование в равной степени доступно всем в зависимости от способностей.

(8) Государство обеспечивает в соответствии с законом свободу религиозного образования. Государственное образование носит светский характер.

(9) Преимущественное право выбирать сферу обучения детей принадлежит родителям.


Статья 36. Право на охрану здоровья

(1) Право на охрану здоровья гарантируется.

(2) Минимальный уровень государственного медицинского обеспечения является бесплатным.

(3) Структура национальной системы здравоохранения и средства, предназначенные для охраны физического и психического здоровья лица, устанавливаются в соответствии с органическим законом.


Статья 37. Право на благоприятную окружающую среду

(1) Каждый человек имеет право на экологически безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта.

(2) Государство гарантирует каждому человеку право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта и на ее распространение.

(3) Утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается законом.

(4) Физические и юридические лица несут ответственность за вред, причиненный здоровью и имуществу лица вследствие экологического правонарушения.


Статья 38. Право избирать и быть избранным

(1) Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании.

(2) Право избирать имеют граждане Республики Молдова, достигшие на день выборов 18-летнего возраста, за исключением лиц, лишенных этого права в порядке, установленном законом.

(3) Право быть избранным гарантируется гражданам Республики Молдова, имеющим право избирать, в соответствии с законом.


Статья 39. Право на управление

(1) Граждане Республики Молдова имеют право на участие в управлении общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей.

(2) Любому гражданину обеспечивается в соответствии с законом доступ к государственной службе.


Статья 40. Свобода собраний

Митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые иные собрания являются свободными и могут организовываться и проводиться только мирно и без какого бы то ни было оружия.


Статья 41. Свобода партий и других общественно-политических организаций

(1) Граждане могут свободно объединяться в партии и другие общественно-политические организации, способствующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах в соответствии с законом.

(2) Партии и другие общественно-политические организации равны перед законом.

(3) Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов партий и других общественно-политических организаций.

(4) Партии и другие общественно-политические организации, цели или деятельность которых направлены против политического плюрализма, принципов правового государства, суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова, являются неконституционными.

(5) Тайные объединения запрещены.

(6) Запрещается деятельность партий, состоящих из иностранных граждан.

(7) Государственные должности, занятие которых несовместимо с членством в партиях, устанавливаются органическим законом.


Статья 42. Право создавать профессиональные союзы и вступать в них

(1) Любой работник вправе создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов.

(2) Профессиональные союзы создаются и осуществляют свою деятельность согласно своим уставам и в соответствии с законом. Они содействуют защите профессиональных, экономических и социальных интересов работников.


Статья 43. Право на труд и защиту труда

(1) Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а также право на защиту от безработицы.

(2) Работники имеют право на защиту труда. Меры по защите касаются безопасности и гигиены труда, режима труда женщин и молодежи, установления минимальной заработной платы в сфере экономики, еженедельного отдыха, оплачиваемого отпуска, труда в тяжелых условиях, а также других специфических ситуаций.

(3) Продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов.

(4) Право на переговоры по вопросам труда и обязательность коллективных договоров гарантируются.


Статья 44. Запрещение принудительного труда

(1) Принудительный труд запрещен.

(2) Не считаются принудительным трудом:

а) военная служба или заменяющая ее деятельность лиц, которые согласно закону не проходят обязательную военную службу;

b) труд осужденного лица в период лишения свободы или исправительных работ без лишения свободы, осуществляемый в нормальных условиях;

с) труд в условиях стихийных бедствий или иной опасности, а также труд, являющийся частью обычных гражданских обязанностей, установленных законом.


Статья 45. Право на забастовку

(1) Признается право на забастовку. Забастовки могут проводиться только с целью защиты профессиональных интересов работников экономического и социального характера.

(2) Законом устанавливаются условия осуществления права на забастовку, а также ответственность за незаконное проведение забастовок.


Статья 46. Право частной собственности и ее охрана

(1) Право частной собственности, а также долговые обязательства, взятые на себя государством, гарантируются.

(2) Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в случае установленной законом общественной необходимости при условии справедливого и предварительного возмещения.

(3) Законно добытое имущество не может быть конфисковано. Законность добытого подразумевается.

(4) Имущество, предназначенное, использованное для совершения преступлений или правонарушений либо добытое в результате совершения преступлений или правонарушений, может быть конфисковано только в соответствии с законом.

(5) Право частной собственности обязывает к соблюдению требований защиты окружающей среды и обеспечению добрососедства, а также к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника.

(6) Право наследования частной собственности гарантируется.


Статья 47. Право на социальное обеспечение и защиту

(1) Государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания.

(2) Граждане имеют право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в других случаях утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам.


Статья 48. Семья

(1) Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

(2) Семья основана на браке, заключенном по взаимному согласию мужчины и женщины, на их равноправии и на праве и обязанности родителей растить, воспитывать и обучать детей.

(3) Условия заключения, расторжения брака и признания его недействительным устанавливаются законом.

(4) Дети обязаны заботиться о родителях и помогать им.


Статья 49. Защита семьи и детей-сирот

(1) Государство экономическими и иными мерами способствует образованию семьи и выполнению ею своих функций.

(2) Государство покровительствует материнству, детству и молодежи и содействует развитию соответствующих учреждений.

(3) Все заботы по содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагаются на государство и общество. Государство поощряет и поддерживает благотворительность в отношении таких детей.


Статья 50. Защита матерей, детей и молодежи

(1) Мать и ребенок имеют право на особую помощь и защиту. Все дети, в том числе внебрачные, пользуются одинаковой социальной защитой.

(2) Дети и молодежь пользуются особой поддержкой в осуществлении своих прав.

(3) Государство предоставляет необходимые пособия на детей и помощь для ухода за больными детьми или детьми с ограниченными возможностями. Иные формы социального обеспечения детей и молодежи устанавливаются законом.

(4) Эксплуатация несовершеннолетних, использование их на работах, наносящих вред здоровью или нравственности либо подвергающих опасности жизнь или нормальное развитие, запрещаются.

(5) Власти обеспечивают условия для свободного участия молодежи в социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны.


Статья 51. Защита лиц с ограниченными возможностями

(1) Лица с ограниченными возможностями пользуются особой защитой всего общества. Государство обеспечивает им нормальные условия для лечения, реабилитации, получения образования, обучения и включения в жизнь общества.

(2) Никто не может быть подвергнут принудительному лечению иначе как в случаях, предусмотренных законом.


Статья 52. Право на подачу петиций

(1) Граждане имеют право обращаться к властям с петициями только от своего имени.

(2) Законно созданные организации имеют право обращаться с петициями исключительно от имени коллективов, которые они представляют.


Статья 53. Право лица, ущемленного властью

(1) Лицо, ущемленное в каком-либо своем праве властью посредством какого-либо административного акта или неудовлетворением прошения в установленный срок, может добиваться признания своего права, отмены акта и возмещения ущерба.

(2) Государство согласно закону несет материальную ответственность за ущерб, причиненный ошибками, допущенными в уголовных процессах следственными органами и судами.


Статья 54. Ограничение осуществления прав или свобод

(1) В Республике Молдова не могут быть приняты законы, запрещающие или умаляющие права и основные свободы человека и гражданина.

(2) Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

(3) Положения части (2) не допускают ограничения прав, провозглашенных в статьях 20 — 24.

(4) Ограничение должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его, и не может затрагивать существование права или свободы.


Глава III. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Статья 55. Осуществление прав и свобод

Каждый человек осуществляет свои конституционные права и свободы добросовестно, без нарушения прав и свобод других лиц.


Статья 56. Преданность стране

(1) Преданность стране священна.

(2) Граждане, которым доверены государственные должности, а также военнослужащие несут ответственность за честное исполнение своих обязанностей и приносят в предусмотренных законом случаях соответствующую присягу.


Статья 57. Защита Родины

(1) Защита Родины — священное право и долг каждого гражданина.

(2) Военная служба осуществляется в соответствии с законом в рядах вооруженных сил, предназначенных для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания общественного порядка.


Статья 58. Участие в финансовых расходах

(1) Граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов.

(2) Налоговая система, предусмотренная законом, должна обеспечивать справедливое распределение налогового бремени.

(3) Любые налоги, за исключением установленных законом, запрещены.


Статья 59. Охрана окружающей среды и памятников

Охрана окружающей среды, сохранение и охрана памятников истории и культуры являются обязанностью каждого гражданина.


Статья 591Статус и роль народного адвоката

(1) Народный адвокат обеспечивает продвижение и защиту основных прав и свобод человека.

(2) Народным адвокатом может быть назначено лицо, которое обладает безупречной репутацией, высокой профессиональной компетентностью и известно деятельностью в области защиты и продвижения прав человека.

(3) Народный адвокат назначается Парламентом на основе предусмотренной законом прозрачной процедуры отбора, большинством голосов избранных депутатов, на семилетний срок, который не может быть возобновлен. В течение срока полномочий народный адвокат независим и беспристрастен. К народному адвокату неприменим никакой императивный или представительский мандат.

(4) Народный адвокат не несет юридической ответственности за взгляды, выраженные при осуществлении полномочий.

(5) Должность народного адвоката несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью, за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности. Народный адвокат не вправе заниматься политической деятельностью и не может быть членом какой-либо политической партии.

(6) Вмешательство в деятельность народного адвоката, намеренное игнорирование его обращений и рекомендаций, а также препятствование в любой форме его деятельности влекут юридическую ответственность согласно закону.

(7) Народный адвокат может быть отозван с должности двумя третями голосов избранных депутатов с соблюдением установленной законом процедуры, предусматривающей его предварительное заслушивание.

(8) Порядок организации и деятельности института народного адвоката устанавливается органическим законом.

МИД РФ: Москва ответит на высылку российского дипломата из Молдавии

МИД РФ: Москва ответит на высылку российского дипломата из Молдавии — Российская газета

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

31.10.2022 19:00

Рубрика:

Власть

Алексей Меркулов

Россия не оставит без ответа объявление сотрудника российского посольства в Кишиневе персоной нон-грата. Об этом РИА Новости сообщили в МИД РФ.

На Смоленской площади отметили, что Москва даст соответствующий ответ на действия властей Молдавии. «Как ранее заявляла российская сторона, Россия даст соответствующий ответ», — указали в ведомстве.

Ранее Молдавия объявила о выдворении одного из сотрудников российского посольства. По данным агентства, в штаб квартиру МИД в Кишиневе был вызван посол РФ Олег Васнецов.

Поделиться:

Внешняя политикаМИД

08:47В мире

Пленный ВСУ: иностранные наемники используют украинцев в качестве живого щита

08:44Спорт

Кузьменко оформил первый в карьере хет-трик в НХЛ

08:31Спорт

Исторический гол Овечкина не спас «Вашингтон» от поражения в матче против «Детройта»

08:09Русское оружие

ТАСС: гиперзвуковая ракета «Циркон» получит мобильную пусковую установку

08:00Общество

Матвиенко: Патриотизм, человеколюбие и созидание имеют для россиян особую ценность

07:00Общество

Внеземной кинжал и другие нераскрытые тайны Тутанхамона

06:39Власть

Глава «Калашникова» Лушников: В РФ увеличат основной калибр армейских автоматов

06:30Культура

Корейские, индийские, турецкие сериалы: как разобраться, что смотреть

06:22Общество

Врач Кутушов: Кровь густеет при недостатке одного продукта в рационе

06:00Общество

Как в Первую мировую войну богатые и известные люди помогали фронту

05:30Общество

В России появились мессенджеры, способные конкурировать с зарубежными

05:00Общество

Анна Кикина стала 6-й россиянкой в космосе. Повлияла ли она на Илона Маска и каково ей слушать упреки из России

03:07Власть

Посол Антонов: в США русофобский консенсус сохранится и после промежуточных выборов

04.11.2022Экономика

Эксперт рассказал, как правильно сдать квартиру, находясь в отъезде

04.11.2022Спорт

Определились все участники плей-офф Лиги Европы по футболу

04.11.2022Авто

Участники автопробега «PROстранствие — Едем на Роза Хутор!» изучили готовность курорта к приему автопутешественников

Главное сегодня:

Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов

Обновлено в январе 2018 г.


Профиль


К 1990-м годам почти две трети русского населения Молдовы составляли недавние мигранты или их дети, которых привлекали возможности трудоустройства в промышленности, особенно в Приднестровье. Русские были сконцентрированы в городских районах, особенно в столице и Тирасполе, и имели непропорционально высокий уровень образования.

По сообщениям, в 1989 г. более двух третей всего населения Молдавской Республики использовали русский язык в качестве первого или второго языка. Центральное место, придаваемое русскому языку, способствовало развитию реактивного этнолингвистического национализма среди русскоязычных — социологической категории, охватывающей русских, украинцев, а также гагаузов и болгар, для которых русский язык был важен как второй язык, а русскоязычные Молдаване, особенно в Приднестровье, в ответ на усилия по продвижению румынского/молдавского языка. У этих групп есть ряд общих интересов — в первую очередь работа в государственном секторе и возможности получения образования — которые основаны на их знании русского языка и находятся под угрозой из-за нового закона о языке.

Перепись 2014 года зафиксировала, что этнические русские составляют 4,1% населения, хотя доля русскоязычных (14,5%) значительно выше. Кроме того, преобладание русскоязычной идентичности среди других групп придает русскому языку и идентичности более значительную роль в республике, чем можно было бы предположить только по цифрам. Русский язык продолжает доминировать как в печатных, так и в вещательных СМИ для всех этнических групп в республике, а русский язык часто звучит на улицах Кишинева, особенно среди молодежи.


Исторический контекст


Возникновение крупного русского поселения в регионе восходит к аннексии Бессарабии Россией в начале девятнадцатого века. Быстрая урбанизация и индустриализация Молдовы с 1950-х по 1980-е годы ознаменовали наиболее значительный период российской миграции в Молдову. С 1959 по 1989 год численность русских увеличилась с 292 000 человек (10,2% населения) до 562 000 человек (13%).

Относительно небольшой процент русских в Молдове свидетельствует о влиянии русского языка и культуры, которые на протяжении почти двух столетий играли ведущую роль в Бессарабии и Приднестровье, особенно после советской аннексии. Для молдавского языка была введена кириллица, и русский язык преподавался во всех школах. В послевоенное время знание русского языка было необходимостью практически для всего взрослого населения. Приток русскоязычных переселенцев еще больше укрепил позиции русских в республике.

По мере роста опасений румынизации Интерфронт превратился в ведущую русскоязычную политическую организацию. Русскоязычных мобилизовали в этот период под интернационалистскими, а не русскими националистическими лозунгами. Русский язык получил статус официального языка межнационального общения в 1989 г., однако опасения румынизации не рассеялись. На парламентских выборах 1994 года Интерфронт (переименованный в «Единство» и в союзе с Социалистической партией) уступил только Аграрно-демократической партии и сформировал неформальную коалицию с аграриями для поддержки законодательства, продвигающего полиэтническую молдавскую национальную идентичность.

В отличие от основных политических организаций, представляющих русскоязычных, которые были построены на советских или просоветских институтах, культурные организации, возникшие в Молдове после обретения независимости, стремились продвигать новую идентичность, либо этническую (Российский культурный центр), либо славянский (Общество славянских грамот).


Текущие выпуски


Обучение на русском языке доступно в Молдове от детского сада до аспирантуры, что является отражением исторического влияния русского языка в Молдове и его роли в качестве культурной среды для многих других групп наряду с этническими русскими. По имеющимся данным, процент учащихся в русских школах значительно превышает долю этнических русских в населении в целом

Язык остается источником разделения в Молдове между румыноязычным/молдоговорящим большинством и другими слоями населения, включая этнических русских, говорящих по-русски, но не ограничиваясь ими. Однако неизменное присутствие русских в политических институтах и ​​средствах массовой информации, а также очевидное согласие с этой ситуацией среди молдавского большинства ограничивают восприятие русских в отношении дискриминации.

русскоязычных, в том числе этнических русских, составляют большинство в Приднестровье и сыграли центральную роль в приднестровской кампании по отделению от Молдовы (см. статью о Приднестровье). Опять же, сопротивление присоединению к молдавскому государству больше связано с поддержкой интернациональной национальной политики, в которой русский, тем не менее, будет играть доминирующую роль, чем с поддержкой этнического русского национализма. В таких регионах, как Гагаузия, растет поддержка более тесных связей с Россией на фоне опасений, что интеграция в ЕС может повлиять на и без того низкий уровень жизни в регионе.

Сообщается, что гражданских организаций, занимающихся этническими русскими, немного, и они обслуживают в основном пожилых людей.

Обновлено в январе 2018 г.

Уведомление об авторских правах: © Международная группа по правам меньшинств. Все права защищены.

Топ-50 национальностей

Топ-50 национальностейВывод SAS

Все национальности
Незаконченные дела и сроки рассмотрения дел,
по состоянию на 30 ноября 2009 г.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *