Разное

Культура населения: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Электоральная культура населения города Москвы (социологический анализ)

кандидатская диссертация

Соискатель: Лыткина Ксения Александровна

Научный руководитель — д.социол.н., профессор Фролов Сергей Станиславович, профессор кафедры социологии

Шифр специальности: 22.00.05 — Политическая социология

Диссертационный совет Д 209.002.04 (социологические науки)

Оппоненты:

  • Первый официальный оппонент — Першуткин Сергей Николаевич, доктор социологических наук, заведующий отделом социологии государства автономной некоммерческой организации «Московский институт социологических исследований»
  • Второй официальный оппонент — Каневский Павел Сергеевич, кандидат политических наук, доцент, заместитель декана по научной работе социологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Ведущая организация — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»

Диссертация принята к защите 27 июня 2016 года (протокол №12)

Защита состоится 30 сентября 2016 года в 15:00.

Адрес для отзывов:119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
Замечания и предложения по диссертации можно направлять по адресу [email protected]
Справки по телефону: +7(495)434-94-26

Отзывы на диссертацию и автореферат, поступившие в диссертационный совет:

Сведения о результатах публичной защиты диссертации в диссертационном совете

На заседании 30 сентября 2016 г. диссертационный совет Д 209.002.04 (социологические науки) при МГИМО МИД России принял решение присудить К.А.Лыткиной ученую степень кандидата социологических наук.

При проведении тайного голосования диссертационный совет в количестве 17 человек, из них 6 докторов наук по специальности 22.00.01, участвовавших в заседании, из 22 человек, входящих в состав совета, проголосовали: «за» присуждение ученой степени — 15, «против» присуждения ученой степени — 0, недействительных бюллетеней — 2.

Управление культуры и организации досуга населения

Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области культуры и организации досуга населения.

Основные задачи Управления:

  • Обеспечение осуществления администрацией города Ульяновска в пределах своей компетенции единой политики в области культуры, искусства, архивного дела, досуга, дополнительного образования детей в области культуры и искусства на территории муниципального образования «город Ульяновск», обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, и направленной на сохранение исторического и культурного наследия
  • Обеспечение культурного развития администрацией города Ульяновска населения муниципального образования «город Ульяновск»
  • Обеспечение участия администрации города Ульяновска в пределах своей компетенции в деятельности по созданию условий для реализации прав местных национально-культурных автономий, по оказанию содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального образования «город Ульяновск»
  • Обеспечение совершенствования форм культурного обслуживания населения муниципального образования «город Ульяновск»
  • Обеспечение муниципальных учреждений культуры, искусства, архивного дела, досуга муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования их знаний и опыта

VII Всероссийская научно-практическая конференция для школьников и студентов «Финансовая культура населения как фактор экономического роста»

В рамках Всероссийской недели сбережений состоится VII Всероссийская научно-практическая конференция для школьников и студентов «Финансовая культура населения как фактор экономического роста».
К участию в конференции приглашаются учащиеся образовательных учреждений, научные работники, представители министерств, ведомств и банковского сообщества, а также все заинтересованные лица.
В г. Уфа 28 октября 2020 г. в рамках Всероссийской недели сбережений состоится VII Всероссийская научно-практическая конференция для школьников и студентов «Финансовая культура населения как фактор экономического роста».
Цель конференции: способствовать формированию национальной философии «опоры на собственные силы», при которой каждый гражданин достигнет финансовой независимости и сохранит ее в пожилом возрасте.
Организаторы конференции: ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, Уфимский региональный методический центр по финансовой грамотности, Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета, БРО «ФинПотребСоюз», Отделение — Национальный банк по Республике Башкортостан Уральского ГУ ЦБ РФ, Ассоциация кредитных и финансовых организаций Республики Башкортостан.
Участники конференции: К участию в конференции приглашаются учащиеся образовательных учреждений, научные работники, представители министерств, ведомств и банковского сообщества, а также все заинтересованные лица.
Секции конференции:
Секция 1. Проблемы и перспективы развития финансовой грамотности в России
Секция 2. Будущее России: инвестиционные проекты молодежи
Секция 3. Управление личными финансами – путь к финансовой свободе
Секция 4. Финансовая безопасность. Защита прав потребителей
Секция 5. Современные финансовые инструменты и риски. Приумножим свой капитал
Секция 6. Современные информационные технологии на рынке финансовых услуг
Секция 7. Методика организации занятий по финансовой грамотности (для педагогов)

Информационное письмо можно посмотреть на странице «Конференции, конкурсы и гранты».

Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в Щёлковском муниципальном районе в 2015-2019 гг.

Ледовая арена имени В.А. Третьяка

Муниципальное автономное учреждение городского округа Щёлково «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка».

ул. Фабричная, д. 4, г. Щёлково, Московская область, 141100 8 496 250-07-85
[email protected] Алексей Вячеславович Белоусов

загрузка карты…

Молодёжный спортивно-патриотический центр «Крылья»

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Щёлково «Молодёжный спортивно-патриотический центр «Крылья».

Ул. Авиационная, д. 2ж, р.п. Монино, Московская область, 141170 8 496 253-17-71, 8 496 250-08-50
[email protected] ru Михаил Викторович Самошин

загрузка карты…

Физкультурно-спортивный клуб «Медвежьи Озёра»

Муниципальное автономное учреждение городского округа Щёлково «Физкультурно-спортивный клуб «Медвежьи Озёра».

Ул. Юбилейная, д. 5, дер. Медвежьи Озёра, Московская область, 141143 [email protected]
Николай Григорьевич Масальский

загрузка карты…

Спортивный клуб «Гребнево»

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Щёлково «Спортивный клуб «Гребнево».

Дер. Гребнево, д. 37, Московская область, 141196 8 496 255-68-79
[email protected] Владислав Витальевич Клюзов

загрузка карты…

Спортивный клуб «Литвиново»

Муниципальное казённое учреждение городского округа Щёлково «Спортивный клуб «Литвиново».

Пос. Литвиново, д. 3б, Московская область, 141138 [email protected]
Эдуард Львович Сумков

загрузка карты…

Физкультурно-оздоровительный комплекс № 2

Муниципальное автономное учреждение городского округа Щёлково «Физкультурно-оздоровительный комплекс № 2».

Дер. Огуднево, д. 5а, Московская область, 141135 8 496 255-80-03
[email protected] Владимир Евгеньевич Перваков

загрузка карты…

Спортивно-досуговый центр «Факел»

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Щёлково «Спортивно-досуговый центр «Факел».

Ул. Первомайская, д. 23, р.п. Фряново, Московская область, 141146 8 496 563-51-03
[email protected] Илья Александрович Чернов

загрузка карты. ..

Спортивная школа олимпийского резерва

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Щёлково «Спортивная школа олимпийского резерва».

1-й Советский переулок, д. 32, г. Щёлково, Московская область, 141100 8 496 258-50-83
[email protected] Хамзин Ратмир Толгатович

загрузка карты…

Физкультурно-оздоровительный комплекс

Муниципальное автономное учреждение городского округа Щёлково «Физкультурно-оздоровительный комплекс».

Ул. Центральная, д. 73, стр. 2, г. Щёлково, Московская область, 141100 8 496 566-74-93
[email protected] info Елена Олеговна Каргина

загрузка карты…

Центр адаптивной физкультуры, спорта и туризма «Спартанец»

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Щёлково «Центр адаптивной физической культуры, спорта и туризма «Спартанец».

Ул. Краснознаменская, дом 24, г. Щёлково, Московская область, 141100 8 496 569-21-35
[email protected] http://spartanec.info/
Ирина Владимировна Шихкеримова

загрузка карты…

Универсальный спортивный комплекс «Подмосковье»

Муниципальное автономное учреждение городского округа Щёлково «Универсальный спортивный комплекс «Подмосковье».

Ул. Краснознаменская, дом 24, г. Щёлково, Московская область, 141100 8 496 566-95-98
[email protected] http://uskp.ru/
Виталий Николаевич Новицкий

загрузка карты…

Марафон «Правовая культура населения» | Компания права Респект — КонсультантПлюс Уфа

Состоялась первая видеоконференция в рамках Республиканского Марафона «Правовая культура населения»

11 февраля 2014 года в 11:00 часов в рамках Республиканского Марафона «Правовая культура населения» при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, а также администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан,  Компанией  права «Респект», Башкортостанским  отделением  «Ассоциации юристов России» и Национальной библиотекой имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан, состоялась первая видеоконференция (он-лайн) на тему: «Новое в российском законодательстве».  

Видеоконференцию открыла директор Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан Айгуль Муратова.

 Руководитель аппарата Башкортостанского отделения «Ассоциация юристов России» Ахметшина Людмила Семеновна охарактеризовала основные  направления деятельности Ассоциации по вопросам повышения правовой культуры населения.

Модератором первой видеоконференции стала директор по информационной политике Компании права «Респект» Кадрия Гайнетдинова.  Она ознакомила участников с новым проектом Компании права «Респект», посвященным Году культуры в Республике Башкортостан, а также с организаторами Марафона,  его  целью и задачами.

 Участниками видеоконференции стали 38 библиотечных систем Республики Башкортостан.

На часто задаваемые населением вопросы по теме: «Изменения в пенсионном законодательстве» выступила в студии   руководитель службы «Горячая линия» Компания права «Респект» Гаврилова Ирина Валентиновна.

Тему «Проблемы защиты прав участников потребительских договоров при выполнении работ (услуг)» представил старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин УЮИ МВД России, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России, Лысенко Евгений Сергеевич. А  ведущий специалист службы «Горячая линия» Компания права «Респект»  Ханнанова Ирина Петровна выступила по теме «Изменения законодательства в части оплаты труда».

Обратная связь со слушателями марафона в виде множества поступивших вопросов по всем трем изложенным темам свидетельствовала об интересе к вопросам повышения правовой культуры. Модератор марафона внес предложение о том, что тематика следующих видеоконференций будет составлена исходя из поступающих вопросов. Периодичность проведения конференций может быть изменена также в зависимости от поступающих заявок.

Ответы будут выложены на корпоративном портале Национальной библиотеки им.Ахмет-Заки Валиди РБ.

История Брянского края — Брянская городская администрация

Уникальность этнической истории Брянской земли заключается в том, что фактически во все исторические периоды на её территории проходили различные этнические процессы, население подвергалось этническим воздействиям, ассимилируясь одно другим и создавая свою местную самобытную культуру.

 

Данная территория является местом, где во все времена соприкасались племена и народы — носители разных культур, что освящается в изданных в последнее время научных трудах по истории заселения края. Результатом различных  влияний и было формирование местных традиций, которые отражали различные этапы развития тех или иных элементов культуры населения на протяжении веков. Изучая современную народную культуру, мы можем наблюдать, например, элементы декора жилища, воплотившие некоторые мифологические представления славянских  племен, заселявших Брянщину еще в глубокой древности; мотивы вышивки, восходящие к языческим временам и др.

 

Освоение славянами среднего Подесенья, частью которого была и Брянская земля, проходило волнообразно, причем движение этих волн объясняется не только увеличением численности племен и, соответственно, потребностью жизнеобеспечения за счёт новых территорий, но и внешними причинами.

 

Двигавшиеся в южной половине Восточно-европейской равнины во II-IX вв. мощные миграционные потоки неоднократно захлестывали и древнеславянские племена, вынуждая их оставлять территорию прежнего пребывания и искать более спокойные места. Переселившись в конце II — первой половины III вв. нашей эры с низовьев р. Вислы в северо-западное Причерноморье готские племена проходили через места, издавна связанные с венедами — теми славянскими племенами, которые позже стали основой формирования западнославянских  народов. Какая-то часть венедов под давлением готов вынуждена была передвигаться на север, к среднему течению р. Неман, где венеды потеснили кривичей. От р. Неман через северо-запад современной Белоруссии в бассейн верховья Днепра — таков вероятный путь кривичей, которые  в начале VIII в. появились на севере будущей Брянщины.

 

Зона расселения кривичей на Брянщине ограничивалась бассейном рек Габьи и Снопоти. Продвижение кривичей на юг, как по правому, так и по левому берегу р. Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья рр. Сещи и Белизны (правые притоки Десны) — левый берег р. Ветьмы (левый приток р. Десны). [25, с.23]

 

Еще одна волна славянских переселенцев в среднее Подесенье могла появиться в конце IV — начале V вв. н. э., когда из-за нашествия гуннов некоторые славянские племена лесостепной зоны Приднепровья искали спасения в придеснянских лесах. Нашествия аваров в конце VI — начале VII вв. явилось причиной нового переселения славянских племён из лесостепных районов на север, северо-восток. По-видимому, именно в это время, юг Брянщины был занят частью северян, основная масса которых расселялась несколько южнее. Наконец, последняя, наиболее значительная волна славянских переселенцев нахлынула на территорию среднего Подесенья, в бассейн р. Ипути и другие прилегающие места в VIII-IX веках. Это были племена вятичей и радимичей. Если кривичи прибыли на Брянщину с севера, северяне — с юга, то радимичи и вятичи, вероятнее всего, с юго-запада.

 

В летописях часто упоминается о происхождении радимичей и вятичей от ляхов (поляков), объясняющееся тем, что эти племена когда-то проживали вблизи территории, где позднее возникло Польское государство.

 

Весьма вероятны родственные связи радимичей и вятичей. Вятичи ассимилировали проживающие на территории среднего Подесенья балтские племена, а в междуречье рр. Десны и Оки частью и финно-язычные племена, что привело к появлению в их физическом облике черт, свойственных облику финно-угров Северного Поволжья. Русские летописи упоминают о существовании в течение долгого времени  на территории Брянщины балтского племени голядь. С помощью  топонимов, происходящих от названия «голядь» можно выделить 2 района расселения этого племени: междуречье Десны и Болвы (деревни Взголяжье , Гляднево , Глаженка, с. Голяжье — все на территории  Рогнединского, Дубровского, Дятьковского, Брянского районов) и территория, ограниченная с севера р. Навля, с юга — нижним  течением р. Нерусса и р. Усож (деревни Глашево, Гладское, Глоднево, Глядино, Голынь — на территории Навлинского, Брасовского , Комаричского и Севского районов). Историки и лингвисты отмечают у населения этой части края сохранение диалектов русского языка в  сочетании с элементами, близкими языку племени голядь.

 

Таким образом, в X — середине XII веков край был заселён представителями шести этнокультурных  групп, причём для северян Подесенье являлось главным  центром  расселения. Наиболее пёстрым в этнокультурном плане являлась северная часть края, где проживали племена радимичей, вятичей, кривичей, племена балтов — голядь и частично финно-угорские племена.

 

XI-XII века отмечены созданием на территории края удельных княжеств. Наиболее крупные из них — Вщижское, Брянское, Трубчевское. Долгое время княжества находились на окраине славянских земель, соприкасаясь с землями кочевых народов, воспринимая элементы культуры степных районов. Оседали на территории края и половецкие племена. Одним из мест возможного расселения половецкого племени являлась территория г. Карачева и близлежащих поселений, расположенных в пойме р. Снежеть. Что косвенно подтверждается анализом антропологических черт населения района.

 

В 1-й половине XIV в. Брянский край являлся ареной острого политического и военного соперничества между различными князьями. В этой борьбе князья часто обращались за помощью к татарам, что приводило к разорению края.

 

Политическая нестабильность в Брянском княжестве завершилась установлением чужеземного господства: утвердилась власть литовских князей. В XIV в. Великое княжество Литовское объединяло литовские и русские земли. Но жизнь людей под властью литовских феодалов не оказала существенного влияния на формирование культуры края. Русский язык был государственным наравне с литовским, при этом все делопроизводство и законодательство велось только на русском языке. Не было ущемления прав русского населения по этническим или религиозным мотивам.

 

История Брянщины во 2-й половине XIV в. не богата внутренними или внешними политическими событиями. Развитие шло сравнительно спокойно, что способствовало хозяйственному освоению населением земель края, появлению новых городов и селений.

 

В XVI в. Брянщина была возвращена в состав Русского государства.

 

В начале XVII в. Брянский край входит в состав Северской земли, занимавшей  в Русском государстве пограничное юго-западное положение.

 

В 1630-1640 г. в Северский край из Украины, находившейся под властью Польши, из-за обострения этнических, а также религиозных противоречий пошёл поток переселенцев. Порой группы  выходцев с Украины достигали нескольких тысяч человек. Миграционный поток усиливался в годы неурожаев в Польше. Большинство мигрантов оседало в окрестностях г. Севска. Кроме этого, в окрестностях Севска правительство проводило раздачу земель случайным людям «по прибору» (по набору). Это были рядовые русской армии, которые за свою службу получали земельные наделы, но не в личную собственность, как помещики, а в коллективную. Например, своя земля была у слобод, где жили пушкари, своя — у солдат и т.п. Все они обрабатывали полученные участки земли и не пользовались наёмным трудом.

 

Особое положение занимала территория запада края. Эта часть его в XVII в. входила в состав Украины. Здесь сочеталась полковосотенная система административного управления с органами государственной власти — магистратов и ратуш. Территория  входила в состав Стародубского полка, разделённого на 10 сотен. Структура населения края была сложной в сословном отношении.

 

Особый статус получали города, имевшие грамоты по магдебургскому праву. Магдебургское право давало определённые налоговые льготы и распространялось в основном на посадских людей, составлявших примерно половину населения города. Оно не давалось казакам, которые тоже занимались ремёслами, промыслами и торговлей, т.е. видами производственной  деятельности, бывшими привилегиями мещан и находившимися в ведомстве магистрата. Это часто создавало острые конфликтные ситуации в городах.

 

Особое внимание следует обратить на старообрядцев, проживающих и в настоящее время на территории края. Сведения о появлении первых раскольников здесь относятся к концу XVII века. Как показали исследования этнографов, в результате обособленности быта старообрядцев, они сохранили подлинно народные формы традиционной культуры.

 

В XVIII в. началась промышленная разработка полезных ископаемых края. Строились рудни — шахты, вокруг которых образовывались новые поселения. Основным занятием поселян была работа на этих разработках. Так, в 1672 г. была построена рудня Унеча, положившая начало посёлку.

 

Таким образом, в течении XVI-XIX вв. население Брянщины было не однородно в сословном, конфессиональном и социальном  отношениях. Такая дифференциация не могла на сказаться на многих  сторонах культуры ее населения.

 

Этнографы в составе населения южнорусского региона выделяют отдельные этнографические группы. Одной из них является полехи — жители Полесья. Состав населения Полесья очень сложный. По мнению историков, на данной территории могли сохраниться и потомки древнего населения домонгольского периода, сохраняя свою культуру, язык и обычаи.

 

История заселения края и его пограничное положение способствовало сохранению в культуре полехов как основных южнорусских особенностей, так и белорусско-украинских компонентов.

 

C XIX в. и особенно к началу XX в. в крае усилились ассимиляционные процессы. В 60-90-гг. XIX в. на территории России «обрусели» 1 млн. 400 тысяч украинцев, около 1 млн. белорусов. Подобные процессы наблюдались и на территории Брянщины. Многие украинцы, белорусы стали считать русский язык родным языком.

 

С 20-х годов XX века начал изменяться внешний облик поселений. В соответствии с проектными планами советских архитекторов в них стал выделяться технический и культурный центр, менялась планировка, уничтожались культовые сооружения, старинные здания, а вместе с ними часто погибал и домовой декор. Большой урон нанесла и Великая Отечественная война. Боевые действия дважды проходили на территории края: в 1941 г. и при освобождении Брянщины в 1943 г.

 

Исходя из истории Брянщины и путей развития её населения, рассматривая местную материальную культуру, можно выделить влияние следующих факторов:

 

  1. Этнический фактор: Край находится на границе трех славянских народов и его население всегда испытывало влияние народной украинской и белорусской культуры. На протяжении веков проходили ассимиляционные процессы. Русское население ассимилировало группы украинцев и белорусов, а в древности, в славянской массе растворились балтские и, частично, финно-язычные племена. В результате этих процессов была создана народная культура, включающая элементы не только русской, но и украинской, и белорусской культуры. Возможно также и сохранение более древних культурных традиций, отразивших мировоззрение славянских племён, населявших край в далёком прошлом.
  2. Конфессиональный фактор: Основная религия на территории края — православие. Особо выделяется вклад в формирование культуры края, сделанный старообрядцами, принадлежащим к одной из ветвей православной религии. Замкнутость общин позволила сохранить особенности быта, характерные для XVII — XVIII вв. Среди  жителей  Брянщины присутствуют и представители других  конфессий: католики, протестанты, иудеи. Однако, их численность очень незначительна. В религиозных представлениях любого народа сохраняются архаичные формы ещё языческих верований. Жители Брянщины не составляют исключения в этом отношении.
  3. Социальный фактор: Территория края исторически складывалась сложными путями. Можно выделить три района, развитие которых заметно отличается друг от друга: юго-восточный — с XVII в. входил в состав Северской земли, находившейся на границе Русского государства, затем регион вошёл в состав Комарицкой волости. Его  территорию с XIX в. составляли преимущественно  государственные  и дворцовые земли. В северной части края можно отметить преобладание в XVIII-XIX вв. владельческих  хозяйств. В западной части ещё в XVI-XVII вв. — сочетание полково-сотенной системы административного управления с органами государственной власти — магистратов и ратуш. В крае существовала сложная сословная структура населения. Разнообразны были и типы сельских поселений: сёла, деревни, слободы, починки и др. На жизнь поселения оказывало влияние его социально-экономический статус. В более раннее время в XVII — XVIII  вв. здесь были и дворцовые поселения (с XIX в. — удельные), церковные  и  монастырские (с XVIII в. — экономическими), владельческие (помещичьи и с конца XVIII в. владения различных ведомств). Особую категорию в XVIII в. составляли  земли,  принадлежащие людям «по прибору», из которых был образован особый слой — однодворцы.

 

Приведённые выше исторические материалы свидетельствуют о сложной истории формирования населения края. Здесь развивались культурные традиции, сохранявшие элементы, возникшие в разные эпохи. Наряду с общерусскими чертами, в этой культуре появились локальные варианты, характерные для Украины и Белоруссии и отличающиеся друг от друга некоторым своеобразием.

 

Таким образом, подводя итоги отметим следующее:

— по богатству и значимости памятников истории, культуры, археологии Брянская область является одной из интереснейших территорий России (под государственной охраной состоит 2209 памятников, из них 41 памятник истории и архитектуры общероссийского значения). В число исторических населенных мест России по Брянской области внесено десять городов — Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск и села Красный Рог, Овстуг и Вщиж.

— в настоящее время на территории Брянской области зафиксировано 1094 памятника археологии. Из них: 190 городищ и детинцев древнерусских городов, 535 селищ и поселений, 103 стоянки и местонахождения, 266 курганных групп и бескурганных могильников. Из общего количества — 568 находятся на госохране (из них 35 общероссийского значения), 526 — вновь выявленные. Паспортизировано 778 памятников.

Миссия библиотекарей – просвещение и повышение общей культуры населения, — Олег Мельниченко


Встреча врио губернатора Пензенской области со специалистами государственных и муниципальных библиотек региона состоялась в формате «круглого стола» в рамках празднования Общероссийского дня библиотек в четверг, 27 мая 2021 года.


Открывая мероприятие, врио главы региона поздравил участников с государственным праздником.


«Ваша работа важна — именно к вам приходят дети, которых вы знакомите с книгой. Открываете романтическое путешествие в мир литературных героев», — отметил Олег Мельниченко, подчеркнув значимость библиотек как центров повышения культурного уровня людей всех возрастов.


«Миссия библиотекарей – просвещение и повышение общей культуры населения, передача мудрости, которую накопило человечество», — добавил он.


В ходе общения глава субъекта Федерации ответил на вопросы сотрудников библиотек. Их интересовали планы по модернизации библиотечной системы, ремонту помещений, возможности повышения профессиональной квалификации и обновления книжных фондов. Также Олег Мельниченко озвучил перспективы реализации программы «Земский работник культуры».


«Необходимо создавать определённый набор преференций людям, работающим на селе», — отметил он.


Олег Мельниченко вручил дипломы победителям конкурса на звание «Лучший библиотекарь 2021 года» Лучшие определялись в номинациях: «Надежда России», «Социальная инициатива», «Дети – наше будущее», «Инновации – библиотекарям», «Открытый мир чтения», «Лидер библиотечных инноваций». В числе награжденных:


— главный библиограф МУК «Информационно-библиотечное объединение» г. Заречного Татьяна Авдеева;


— библиотекарь филиала №17 МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Наталья Антонова;


— библиотекарь отдела обслуживания детей МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека Спасского района Татьяна Ключникова;


— библиотекарь Центра досуга и творчества «Познавайка» ГКУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества» Кристина Кровякова;


— главный библиотекарь филиала №1 МУК «Центральная межпоселенческая библиотека Нижнеломовского района» — библиотека микрорайона «Черемушки» Нина Крючкова;


— библиотекарь ГБУК «Пензенская областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова» Мария Мишакина.


«Желаю вам хорошего настроения, здоровья, профессионального долголетия. Библиотеки, возникнув в древние времена, были, есть и будут», — резюмировал он.


В Пензенской области профессиональный праздник сегодня отмечает около 1,2 тыс. человек. Это сотрудники двух государственных и 462-х муниципальных библиотек – руководители, библиотекари, методисты. Почти каждый второй житель Пензенской области (47% населения) пользуется библиотечными услугами. По этому показателю наш регион занимает второе место в Приволжском федеральном округе.

Население и культура

1.3 Население и культура

Цели обучения

  1. Объясните процесс демографического перехода. Понять концепцию несущей способности применительно к населению планеты.
  2. Обозначьте взаимосвязь между урбанизацией и размером семьи. Покажите, как переход из сельской местности в города связан с индустриализацией и изменением численности сельского населения.
  3. Интерпретируйте пирамиду численности населения и определите, увеличивается или уменьшается численность населения, и темпы роста усиливаются или замедляются.
  4. Различайте понятия «культура» и «этничность» в том виде, в котором они используются в этом учебнике.
  5. Понимать сложность определения количества языков и религий, существующих на Земле. Назовите основные языковые семьи и основные религии мира.

Демографический переход

Демография Изучение того, как человеческие популяции меняются во времени и пространстве. это исследование того, как человеческие популяции меняются во времени и пространстве.Это раздел человеческой географии, связанный с географией населения. Исследование пространственного распределения человеческих популяций. Это исследование пространственного распределения человеческих популяций. Географы изучают, как популяции растут и мигрируют, как люди распределяются по миру и как это распределение меняется с течением времени.

На протяжении большей части истории человечества на Земле проживало относительно немного людей, а население планеты росло медленно. В 1650 году на всей планете проживало всего около пятисот миллионов человек (это меньше половины населения Индии в 2000 году). Ситуация кардинально изменилась во время промышленной революции в Европе в конце 1700-х и в 1800-х годах, когда снижение уровня смертности из-за улучшения питания и санитарии позволило большему количеству людей дожить до взрослой жизни и воспроизвести потомство. Население Европы быстро росло. Однако к середине двадцатого века уровень рождаемости в развитых странах снизился, поскольку дети стали для семей экономическим обузом, а не экономическим активом. Меньшее количество семей работало в сельском хозяйстве, больше семей проживало в городских районах, а женщины откладывали брачный возраст, чтобы продолжить образование, что привело к уменьшению размера семьи и замедлению роста населения.В некоторых странах (например, в России и Японии) население фактически сокращается, а средний возраст в развитых странах растет на протяжении десятилетий. Только что описанный процесс называется демографическим переходом .

В начале двадцатого века население мира составляло около 1,6 миллиарда человек. Спустя сто лет в мире было около шести миллиардов человек, а по состоянию на 2011 год их число приближалось к семи миллиардам. Этот быстрый рост произошел по мере того, как демографический переход распространился из развитых стран на остальной мир.В течение двадцатого века уровень смертности от болезней и недоедания снизился почти во всех уголках земного шара. Однако в развивающихся странах с сельскохозяйственными обществами рождаемость оставалась высокой. Низкий уровень смертности и высокая рождаемость привели к быстрому росту населения. Между тем, уровень рождаемости — и размер семьи — также снижается в большинстве развивающихся стран, поскольку люди оставляют сельскохозяйственные профессии и переезжают в городские районы. Это означает, что темпы роста населения — хотя в развивающихся странах они все еще выше, чем в развитых — снижаются.Хотя точные цифры неизвестны, демографы ожидают, что численность населения мира стабилизируется к 2100 году, а затем несколько сократится.

В 2010 году численность населения мира росла примерно на восемьдесят миллионов в год, причем этот рост наблюдался почти исключительно в развивающихся странах, поскольку численность населения стабильна или сокращается в таких местах, как Европа и Северная Америка. Прирост мирового населения явно выражен на азиатском континенте: Китай и Индия — самые густонаселенные страны в мире, в каждой из которых проживает более миллиарда человек, а Пакистан — растущий гигант населения с высокими темпами прироста населения.На африканском континенте самый высокий уровень рождаемости в мире, при этом такие страны, как Нигерия — самая густонаселенная страна Африки и восьмая по численности населения страна в мире, — быстро растут с каждым годом. Самый поразительный парадокс в демографических исследованиях заключается в том, что, хотя в развивающихся странах произошло заметное снижение рождаемости (уменьшение размера семьи), население мира существенно вырастет к 2030 году из-за совокупного эффекта большого числа людей, уже живущих в мире. — то есть, несмотря на то, что темпы прироста населения во многих странах снижаются, население все равно растет.Небольшие темпы роста при большой базовой популяции по-прежнему приводят к рождению многих миллионов людей.

Человеческое население Земли растет примерно на 1,4 процента в год. Если нынешние темпы роста сохранятся, человеческое население удвоится примерно за пятьдесят лет до более чем двенадцати миллиардов. Текущий прирост населения по-прежнему составляет около восьмидесяти миллионов человек в год. Изменение скорости роста изменит время удвоения. В период с 2010 по 2050 год рост мирового населения будет происходить исключительно в развивающихся странах.

Три крупнейших кластера населения в мире — это регионы Восточного Китая, Южной Азии и Европы. Юго-Восточная Азия также имеет большие скопления населения. Дополнительные крупные населенные пункты существуют в различных странах с высокой урбанизацией. Примером может служить урбанизированный регион между Бостоном и Вашингтоном, округ Колумбия, который включает Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор и соседние мегаполисы, в результате чего регион часто называют мегаполисом . Прибрежная страна Нигерия в Западной Африке или остров Ява в Индонезии — хорошие примеры крупных групп населения, сосредоточенных в тропиках.

Социальная динамика и география определят, где будут жить новые пополнения в человеческой семье. Предоставление продовольствия, энергии и материалов для этих дополнительных людей облагается налогом во многих странах мира, и ожидается, что бедность, недоедание и болезни будут расти в регионах с плохой санитарией, нехваткой чистой воды и нехваткой экономических ресурсов. В 2010 году более двух миллиардов человек (одна треть населения планеты) жили в крайней нищете и зарабатывали менее двух долларов США в день.Пропускная способность планеты неизвестна и не может быть известна. Сколько людей может выдержать Земля на неопределенный срок? Есть вероятность, что мы уже достигли порога его пропускной способности.

Рисунок 1.22 Прирост населения с 1 года по 2010 год нашей эры

Население будет продолжать расти до тех пор, пока оно либо не выйдет из строя из-за истощения ресурсов, либо не стабилизируется на устойчивой несущей способности. Рост населения наносит ущерб Земле, поскольку все больше людей используют больше ресурсов окружающей среды.Области, наиболее непосредственно затронутые ростом населения, включают леса (топливный ресурс и источник строительного материала), источники пресной воды и сельскохозяйственные почвы. Эти системы перегружены, и их истощение имеет серьезные последствия. Климат типа C, который является умеренным и умеренным, обычно является наиболее продуктивным и уже уязвим для серьезного обезлесения, загрязнения воды и эрозии почвы. Поддержание достаточных запасов продовольствия будет иметь решающее значение для поддержания устойчивой производственной мощности.Возможность быстро и безопасно транспортировать запасы продовольствия является важным компонентом способности управлять сохранением ресурсов. Вырубка лесов людьми, использующими древесину для приготовления топлива, уже вызывает серьезную озабоченность в засушливом и засушливом климате типа B.

Рисунок 1.23

Три основных кластера человеческого населения на планете — это Восточная Азия, Южная Азия и Европа. Большинство этих регионов с высокой плотностью населения относятся к климату типа C.

Урбанизация и размер семьи

По мере того, как страны переходят от сельскохозяйственной к индустриальной экономике, наблюдается значительный сдвиг населения из сельской местности в городскую. Промышленная революция девятнадцатого века привела к крупным технологическим разработкам и изменениям в практике труда, которые стимулировали миграцию с фермы в город. Из-за повышенной механизации требуется меньше сельскохозяйственных рабочих для получения более высоких урожаев.В то же время предприятия в городах очень нуждаются в промышленных рабочих. Этот сдвиг продолжился в информационную эпоху конца двадцатого века и продолжается во многих частях развивающегося мира в текущем веке.

Основной принцип роста населения, направленный на этот сдвиг из сельской местности в города, гласит, что по мере индустриализации и урбанизации страны размер семьи обычно уменьшается, а доходы традиционно увеличиваются. Хотя это может быть не во всех случаях, это общий принцип, который согласуется с культурными традициями.В сельскохозяйственных регионах средний размер семьи обычно больше, чем в городах. Коэффициент фертильности Количество детей, рожденных женщиной в течение ее жизни, независимо от того, достигли они совершеннолетия или нет. это среднее количество детей, рождаемых женщиной в конкретной стране за всю ее жизнь, независимо от того, доживают ли они все до взрослого возраста или нет. Если коэффициент рождаемости для данной страны меньше 2,1 — уровень воспроизводства — население этой страны сокращается, если только не происходит значительная иммиграция.Коэффициент рождаемости выше 2,1 указывает на рост населения страны. Некоторые дети никогда не достигнут репродуктивного возраста и не имеют собственных детей, поэтому коэффициент замещения должен быть немного выше 2. Понятие коэффициента фертильности немного отличается от термина «размер семьи». количество живых детей, воспитываемых одним из родителей в одном домохозяйстве. В этом учебнике размер семьи используется для иллюстрации концепции роста и сокращения населения.

Спрос населения

Демографическая статистика страны может быть проиллюстрирована графически пирамидой численности населения. Пирамида населения — это, по сути, две гистограммы, которые отображают возрастные группы мужчин и женщин либо в абсолютном размере, либо в процентах от общей численности населения. Мужские когорты обычно показаны на левой стороне пирамиды, а женские — на правой.

Форма пирамиды населения страны рассказывает историю роста ее населения.Например, в стране с высокими темпами роста есть пирамида, узкая вверху и широкая внизу, показывая, что каждый год рождается больше детей, чем годом ранее. По мере того как размер семьи уменьшается, а женщины в обществе рожают меньше детей, форма пирамиды меняется. Пирамида населения постиндустриализированной страны с отрицательным ростом будет уже внизу, чем в середине, что указывает на то, что детей меньше, чем людей среднего возраста. Четыре основных формы указывают на общие тенденции роста населения:

  1. Быстро расширяющийся
  2. Расширение
  3. Стационарный
  4. Контракт

Эти фигуры также показывают процент населения в возрасте до пятнадцати или старше шестидесяти пяти лет, что является стандартным показателем прироста населения.Во многих постиндустриальных странах наблюдается отрицательный прирост населения. Их пирамиды населения Графическая иллюстрация возрастных когорт с разбивкой по полу для данной популяции. узкие внизу, что указывает на урбанизированное население с небольшими размерами семей.

Рисунок 1.25 Пирамиды Населения

В 2011 году в Анголе коэффициент фертильности составлял 5,6, в Японии — 1,4 в 2011 году.

Источник: Данные любезно предоставлены международными программами Бюро переписи населения США.

Культура и этническая принадлежность

Термин культура: Аспекты жизни или социальные нормы, которым люди учатся после рождения. часто трудно отличить от термина этническая принадлежность. Черты, атрибуты или национальная идентичность, с которыми люди рождаются. В этом учебнике этническая принадлежность указывает на черты, с которыми люди рождаются, включая генетическое происхождение, физические особенности или место рождения. У людей мало выбора в вопросах этнической принадлежности.Термин культура указывает на то, что люди изучают после рождения, включая язык, религию, обычаи и традиции. Люди могут менять культурные аспекты по собственному выбору после рождения. Эти два термина помогают нам определить человеческие модели и понять движущие силы страны.

Термины культура, и этническая принадлежность также могут быть перепутаны в вопросе этнической чистки — насильственного изгнания одного народа (обычно этнической группы) с территории другим с помощью военной силы или войны., который относится к насильственному изгнанию людей с их родины более сильной силой другого народа. Этническая чистка может действительно указывать на две отдельные этнические группы: одна изгоняет другую с их родины и захватывает ее. С другой стороны, этническая чистка также может быть технически культурной чисткой, если и агрессор, и изгнанная группа принадлежат к одной этнической группе, но придерживаются разных культурных ценностей, таких как религия или язык. Термин этническая чистка использовался для описания любого случая.

Рисунок 1.26 Основные языковые семьи мира

Языки мира

Язык — это способ общения человеческой культуры, он представляет собой полное разнообразие мысли, литературы и искусства. Все миллиарды людей на планете говорят хотя бы на одном языке. Хотя издание Ethnologue , посвященное языкам мира, оценивает, что по состоянию на 2009 год в мире насчитывалось 6 909 живых языков, точное число, возможно, никогда не будет определено.Другие наборы данных подсчитывают языки по-другому, но большинство согласны с тем, что их больше 6000. Есть даже сообщества в разных частях мира, где люди могут общаться, свистя сообщения друг другу или используя звуки щелчков.

Из более чем 6000 языков примерно на десятке говорят более ста миллионов человек. Это основные языки мира, используемые в самых густонаселенных странах. Однако на подавляющем большинстве языков мира говорит относительно небольшое количество людей.Фактически, многие языки не имеют письменной формы и на них говорит все меньше людей. По оценкам языковых экспертов, к концу XXI века в результате глобализации может быть потеряно до половины живых языков мира. Новые языки образуются, когда народы живут изолированно, и в нынешнюю эпоху, когда население мира все больше взаимодействует друг с другом, языки отказываются от языков, а их носители переключаются на более полезные языки.

В мире девять доминирующих языковых семей.Каждый из языков в языковой семье имеет общий язык предков. Примером языковой семьи является индоевропейская семья, в которой есть несколько ветвей языковых групп, происходящих от одной и той же основы: язык, называемый протоиндоевропейским, на котором, вероятно, говорили около шести тысяч лет назад. По мере того, как население мигрировало с исконной родины, их язык эволюционировал и разделился на множество новых языков. Три самые большие языковые группы индоевропейской семьи, используемые в Европе, — это германская, романская и славянская группы.Другие индоевропейские языки включают хинди (на котором говорят в Индии) и персидский (на котором говорят в Иране).

Таблица 1.2. Языки континентов

Зона мира Количество языков Процент всех языков
Африка 2,110 30.5
Америка 993 14,4
Азия 2,322 33,6
Европа 234 3,4
Pacific 1,250 18. 1
Итого 6 909 100,0

Источник: М. Пол Льюис, изд., Этнолог: языки мира , 16-е изд. (Даллас: SIL International, 2009), по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://www.ethnologue.com.

Таблица 1.3 Тринадцать основных языков мира

Язык Первый язык (миллионы носителей) Второй язык (миллионы носителей) Общее количество динамиков (в миллионах)
Мандарин 845 180 1,025
Хинди / Урду 242 224 466
Арабский (все) 206 246 452
Английский 340 110 450
Испанский 329 53 382
Русский 144 106 250
бенгальский 181 69 250
Португальский 178 42 220
индонезийский 23 140 163
Немецкий 95 28 123
Японский 122 1 123
французский 65 55 120
пенджаби 109 6 115
Языки, на которых говорят более ста миллионов человек (количество говорящих указано в миллионах)
На этих тринадцати языках говорят более четырех миллиардов человек, или около 60 процентов нынешнего населения мира в 2009 году.

Источник: М. Пол Льюис, изд., Этнолог: языки мира , 16-е изд. (Даллас: SIL International, 2009), по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://www.ethnologue.com.

Таблица 1.4 Девять основных языковых семейств

1. Индоевропейские языки
2. Китайско-тибетские языки
3.Нигерско-конголезские языки
4. Афро-азиатские языки
5. Австронезийские языки
6. Дравидийские языки
7. Алтайские языки
8. Австро-азиатские языки
9. Японские языки
Примечание. Существует более девяти языковых семей, но это доминирующие, в каждой из которых говорят более ста миллионов человек.

Источник: М. Пол Льюис, изд., Этнолог: языки мира , 16-е изд. (Даллас: SIL International, 2009), по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://www.ethnologue.com.

Характеристики языка

Следующие термины используются для описания языковых характеристик.

  • акцент. Акцент — это произношение слов на языке, которое отличается от того, которое используется другой группой того же языка.Например, люди в Миссисипи произносят слова иначе, чем люди в Северной Дакоте, но различия менее серьезны, чем диалекты.
  • креольский. Подобно пиджину, креольский язык возникает в результате контакта между двумя другими языками и имеет особенности обоих. Однако креольский язык — это пиджин, который становится основным языком, на котором говорят дома. Креольские языки часто развиваются в колониальных условиях как диалект колониального языка (обычно французского или английского).Например, в бывшей французской колонии Гаити был разработан креольский язык на французском языке, на котором говорят дома, в то время как французский обычно используется в профессиональных целях.
  • мертвый язык. Мертвый язык — это язык, который больше не используется для местного общения. Например, латынь больше не используется местным населением для общения, но все еще используется Римско-католической церковью в некоторых своих службах.
  • диалект. Диалект — это региональная разновидность языка, использующая другую грамматику или произношение. Примеры включают американский английский и британский английский. Лингвисты предполагают, что в Соединенных Штатах существует три основных диалекта английского языка: южный диалект, диалект средней полосы и северный диалект. Телевидение и средства массовой информации сделали акцент на более единообразных речевых образцах, которые уменьшили различия между этими тремя диалектами.
  • изолированный язык. Изолированный язык — это язык, не связанный ни с одним другим языком на Земле. Например, баскский язык не связан ни с каким другим языком и на нем говорят только в регионе Пиренеев между Испанией и Францией.
  • lingua franca. Лингва-франка — это второй язык, используемый в коммерческих целях с другими людьми, не входящими в языковую группу, но не используемый в личной жизни. Например, суахили используют миллионы людей в Африке для ведения бизнеса с людьми, не входящими в их собственную группу, но не используют для общения внутри местных сообществ.
  • официальный язык. Официальный язык — это язык, зарегистрированный страной для использования во всех официальных государственных целях. Например, в Индии официальным языком является хинди, хотя во многих местах лингва-франка — английский, и можно говорить на нескольких местных языках.
  • пиджин. Пиджин — это упрощенный созданный язык, используемый для общения между двумя или более группами, у которых нет общего языка.Например, жители Новой Гвинеи смешивают английские слова со своим родным языком, чтобы создать новый язык, способный объединить носителей разных местных языковых групп. Хотя слова написаны на английском языке, грамматика и структура предложения смешаны в соответствии с местной лексикой. В мире существует множество пиджин-языков, основанных на английском.
  • сленг. Сленг — это местное использование неформальных слов или фраз, не являющихся частью официального языка. Например, многие музыканты используют сленг в своих текстах.

Религии мира

Религиозная география — это изучение распространения религий и их отношения к месту их происхождения. Религиозные географы выделяют три основных типа религий: универсальных, (или универсализирующих), этнических, (или культурных) и племенных, (или традиционных) религий. Универсальные религии включают христианство, ислам и различные формы буддизма. Эти религии стремятся получить всемирное признание и обратиться ко всем типам людей, и они активно ищут новых членов или новообращенных.Этнические религии обращаются к одной этнической группе или культуре. Эти религии активно не ищут новообращенных. Более широкие этнические религии включают иудаизм, синтоизм, индуизм и китайские религии, которые включают конфуцианство и даосизм. Наконец, традиционные религии включают в себя веру в некую форму сверхъестественной силы, к которой люди могут обращаться за помощью, включая поклонение предкам и веру в духов, которые живут в различных аспектах природы, таких как деревья, вершины гор и ручьи (это часто называют анимизм ).Африка к югу от Сахары является домом для многих традиционных религий.

Рисунок 1.27 Основные религии мира и их соответствующий процент от мирового населения

Хотя здесь перечислены основные мировые религии, во всем мире исповедуются многие другие религии, а также множество разновидностей изложенных здесь религий. Четыре основные религии по численности населения — христианство, ислам, индуизм и буддизм. Поскольку официальная доктрина коммунизма была нерелигиозной или атеистической, на самом деле последователей буддизма в Китае намного больше, чем показывают демографические списки.Процент населения мира, исповедующего буддизм, вероятно, намного выше, чем 6 процентов, которые часто указываются для этой религии.

  • Христианство и ислам возникли из иудаизма в восточном Средиземноморье и на Аравийском полуострове. Обе монотеистические религии смотрят на еврейского патриарха Авраама как на основателя. Христианство, основанное на жизни и учениях Иисуса Христа, жившего в Палестине в первом веке нашей эры, быстро распространилось по Римской империи.Ислам основан на учении Мухаммеда, религиозного и политического деятеля VII века, жившего на Аравийском полуострове. Ислам быстро распространился в Северной Африке, на востоке в Южной Азии и на севере в Европе в течение столетий после смерти Мухаммеда.
  • Буддизм — это религия или образ жизни, основанный на учении и жизни Сиддхартхи Гаутамы, который жил на территории современной Индии / Непала примерно в пятом веке до нашей эры. Существует три основных направления буддизма: южный, или буддизм Тхеравады, восточный, или буддизм Махаяны, и северный, или буддизм Ваджраяны (тибетский).
  • Индуизм, религиозная традиция, зародившаяся на Индийском субконтиненте, является одной из старейших основных религий, все еще практикующихся в мире, и, возможно, восходит к 2000 году до нашей эры или ранее. В отличие от других мировых религий, индуизм не имеет единого основателя и представляет собой конгломерат различных верований и традиций. В индуизме есть большое количество священных писаний, включая Веды, Упанишады и эпические сказки, такие как Махабхарата и Рамаяна.
  • Сикхизм, религия, основанная в регионе Пенджаб на юге Азии, является монотеистической религией, основанной на справедливости и вере.Большое значение придается принципу равноправия всех людей. Труды бывших гуру — основа религии.
  • Иудаизм — это религия еврейского народа, традиции и этика которого воплощены в еврейских религиозных текстах, Танахе и Талмуде. Согласно еврейской традиции, иудаизм начался с завета между Богом и Авраамом около 2000 г. до н. Э.
  • Синтоизм — основная этническая религия Японии, основанная на поклонении ками, духам мест, вещей и процессов.
  • Конфуцианство и даосизм — это этнические китайские религии, основанные на морали и учениях религиозных ученых, таких как Конфуций.

Рисунок 1.28 Основные религии мира

Ключевые выводы

  • Человеческое население приближалось к семи миллиардам в 2011 году и быстро увеличивается, в основном в развивающихся регионах Азии и Африки. Никто не может договориться о емкости Земли для нашего человеческого населения, но если скорость роста не изменится, человеческая популяция удвоится примерно через пятьдесят лет.
  • После промышленной революции люди переехали из сельской местности в города. Рабочие были нужны на фабриках, а на фермах нужно было меньше рабочих из-за более совершенных технологий. Эта тенденция все еще наблюдается во многих сельских районах развивающихся стран. Пирамиды численности населения — это один из методов иллюстрации демографических данных по стране, чтобы показать, сокращается или увеличивается численность населения и с какой скоростью.
  • Хотя в общих чертах они часто взаимозаменяемы, для целей географии в этом учебнике этническая принадлежность — это то, с чем вы родились, а культура — это то, что вы изучаете после рождения.
  • Сегодня в мире около шести тысяч языков, причем примерно на тринадцати из них говорят более ста миллионов человек или больше. Из основных языковых семей девять включают не менее 1 процента населения Земли.
  • В мире существуют тысячи религий или их разновидностей. Религиозные географы выделяют три основных типа религий: универсальные, этнические и традиционные. Четыре основные религии мира — это христианство, ислам, индуизм и буддизм.

Вопросы для обсуждения и изучения

  1. Какова численность населения планеты в настоящее время?
  2. Что происходит, когда происходит перенаселение? Знаем ли мы несущую способность Земли?
  3. Где находятся три основных района Земли с высокой плотностью населения?
  4. Обрисуйте четыре основные формы пирамид населения. Что они обозначают?
  5. В чем разница между культурой и этнической принадлежностью?
  6. Что такое этническая чистка? Где в мире при вашей жизни происходили этнические чистки?
  7. Примерно сколько языков существует в мире? На каком континенте больше всего?
  8. Какие пять языков являются наиболее распространенными в мире? Где каждый будет в основном говорить?
  9. Какие четыре основные мировые религии по проценту последователей?
  10. В чем разница между этнической, универсальной или традиционной религией? Приведите пример каждого.

1.3 Население и культура — Мировая региональная география

Цели обучения

  1. Объясните процесс демографического перехода. Понять концепцию несущей способности применительно к населению планеты.
  2. Обозначьте взаимосвязь между урбанизацией и размером семьи. Покажите, как переход из сельской местности в города связан с индустриализацией и изменением численности сельского населения.
  3. Интерпретируйте пирамиду численности населения и определите, увеличивается или уменьшается численность населения, и темпы роста усиливаются или замедляются.
  4. Различайте понятия «культура» и «этничность» в том виде, в котором они используются в этом учебнике.
  5. Понимать сложность определения количества языков и религий, существующих на Земле. Назовите основные языковые семьи и основные религии мира.

Демографический переход

Демография — это исследование того, как человеческое население изменяется во времени и пространстве. Это раздел человеческой географии, связанный с географией населения, которая исследует пространственное распределение человеческих популяций.Географы изучают, как популяции растут и мигрируют, как люди распределяются по миру и как это распределение меняется с течением времени.

На протяжении большей части истории человечества на Земле проживало относительно немного людей, а население планеты росло медленно. В 1650 году на всей планете проживало всего около пятисот миллионов человек (это меньше половины населения Индии в 2000 году). Ситуация кардинально изменилась во время промышленной революции в Европе в конце 1700-х и в 1800-х годах, когда снижение уровня смертности из-за улучшения питания и санитарии позволило большему количеству людей дожить до взрослой жизни и воспроизвести потомство.Население Европы быстро росло. Однако к середине двадцатого века уровень рождаемости в развитых странах снизился, поскольку дети стали для семей экономическим обузом, а не экономическим активом. Меньшее количество семей работало в сельском хозяйстве, больше семей проживало в городских районах, а женщины откладывали брачный возраст, чтобы продолжить образование, что привело к уменьшению размера семьи и замедлению роста населения. В некоторых странах (например, в России и Японии) население фактически сокращается, а средний возраст в развитых странах растет на протяжении десятилетий.Только что описанный процесс называется демографическим переходом .

В начале двадцатого века население мира составляло около 1,6 миллиарда человек. Спустя сто лет в мире было около шести миллиардов человек, а по состоянию на 2011 год их число приближалось к семи миллиардам. Этот быстрый рост произошел по мере того, как демографический переход распространился из развитых стран на остальной мир. В течение двадцатого века уровень смертности от болезней и недоедания снизился почти во всех уголках земного шара.Однако в развивающихся странах с сельскохозяйственными обществами рождаемость оставалась высокой. Низкий уровень смертности и высокая рождаемость привели к быстрому росту населения. Между тем, уровень рождаемости — и размер семьи — также снижается в большинстве развивающихся стран, поскольку люди оставляют сельскохозяйственные профессии и переезжают в городские районы. Это означает, что темпы роста населения — хотя в развивающихся странах они все еще выше, чем в развитых — снижаются. Хотя точные цифры неизвестны, демографы ожидают, что численность населения мира стабилизируется к 2100 году, а затем несколько сократится.

В 2010 году численность населения мира росла примерно на восемьдесят миллионов в год, причем этот рост наблюдался почти исключительно в развивающихся странах, поскольку численность населения стабильна или сокращается в таких местах, как Европа и Северная Америка. Прирост мирового населения явно выражен на азиатском континенте: Китай и Индия — самые густонаселенные страны в мире, в каждой из которых проживает более миллиарда человек, а Пакистан — растущий гигант населения с высокими темпами прироста населения. На африканском континенте самый высокий уровень рождаемости в мире, при этом такие страны, как Нигерия — самая густонаселенная страна Африки и восьмая по численности населения страна в мире, — быстро растут с каждым годом.Самый поразительный парадокс в демографических исследованиях заключается в том, что, хотя в развивающихся странах произошло заметное снижение рождаемости (уменьшение размера семьи), население мира существенно вырастет к 2030 году из-за совокупного эффекта большого числа людей, уже живущих в мире. — то есть, несмотря на то, что темпы прироста населения во многих странах снижаются, население все равно растет. Небольшие темпы роста при большой базовой популяции по-прежнему приводят к рождению многих миллионов людей.

Человеческое население Земли растет примерно на 1,4 процента в год. Если нынешние темпы роста сохранятся, человеческое население удвоится примерно за пятьдесят лет до более чем двенадцати миллиардов. Текущий прирост населения по-прежнему составляет около восьмидесяти миллионов человек в год. Изменение скорости роста изменит время удвоения. В период с 2010 по 2050 год рост мирового населения будет происходить исключительно в развивающихся странах.

Три крупнейших кластера населения в мире — это регионы Восточного Китая, Южной Азии и Европы.Юго-Восточная Азия также имеет большие скопления населения. Дополнительные крупные населенные пункты существуют в различных странах с высокой урбанизацией. Примером может служить урбанизированный регион между Бостоном и Вашингтоном, округ Колумбия, который включает Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор и соседние мегаполисы, в результате чего регион часто называют мегаполисом . Прибрежная страна Нигерия в Западной Африке или остров Ява в Индонезии — хорошие примеры крупных групп населения, сосредоточенных в тропиках.

Социальная динамика и география определят, где будут жить новые пополнения в человеческой семье. Предоставление продовольствия, энергии и материалов для этих дополнительных людей облагается налогом во многих странах мира, и ожидается, что бедность, недоедание и болезни будут расти в регионах с плохой санитарией, нехваткой чистой воды и нехваткой экономических ресурсов. В 2010 году более двух миллиардов человек (одна треть населения планеты) жили в крайней нищете и зарабатывали менее двух долларов США в день.Пропускная способность планеты неизвестна и не может быть известна. Сколько людей может выдержать Земля на неопределенный срок? Есть вероятность, что мы уже достигли порога его пропускной способности.

Рисунок 1.22 Прирост населения с 1 года по 2010 год нашей эры

Население будет продолжать расти до тех пор, пока оно либо не выйдет из строя из-за истощения ресурсов, либо не стабилизируется на устойчивой несущей способности. Рост населения наносит ущерб Земле, поскольку все больше людей используют больше ресурсов окружающей среды.Области, наиболее непосредственно затронутые ростом населения, включают леса (топливный ресурс и источник строительного материала), источники пресной воды и сельскохозяйственные почвы. Эти системы перегружены, и их истощение имеет серьезные последствия. Климат типа C, который является умеренным и умеренным, обычно является наиболее продуктивным и уже уязвим для серьезного обезлесения, загрязнения воды и эрозии почвы. Поддержание достаточных запасов продовольствия будет иметь решающее значение для поддержания устойчивой производственной мощности.Возможность быстро и безопасно транспортировать запасы продовольствия является важным компонентом способности управлять сохранением ресурсов. Вырубка лесов людьми, использующими древесину для приготовления топлива, уже вызывает серьезную озабоченность в засушливом и засушливом климате типа B.

Рисунок 1.23

Три основных кластера человеческого населения на планете — это Восточная Азия, Южная Азия и Европа. Большинство этих регионов с высокой плотностью населения относятся к климату типа C.

Урбанизация и размер семьи

По мере того, как страны переходят от сельскохозяйственной к индустриальной экономике, наблюдается значительный сдвиг населения из сельской местности в городскую.Промышленная революция девятнадцатого века привела к крупным технологическим разработкам и изменениям в практике труда, которые стимулировали миграцию с фермы в город. Из-за повышенной механизации требуется меньше сельскохозяйственных рабочих для получения более высоких урожаев. В то же время предприятия в городах очень нуждаются в промышленных рабочих. Этот сдвиг продолжился в информационную эпоху конца двадцатого века и продолжается во многих частях развивающегося мира в текущем веке.

Рисунок 1.24 Смена из сельской местности в город

Основной принцип роста населения, направленный на этот сдвиг из сельской местности в города, гласит, что по мере индустриализации и урбанизации страны размер семьи обычно уменьшается, а доходы традиционно увеличиваются. Хотя это может быть не во всех случаях, это общий принцип, который согласуется с культурными традициями. В сельскохозяйственных регионах средний размер семьи обычно больше, чем в городах.Коэффициент фертильности — это среднее количество детей, рождаемых женщиной в конкретной стране за всю ее жизнь, независимо от того, доживут ли все они до совершеннолетия. Если коэффициент рождаемости для данной страны меньше 2,1 — уровень воспроизводства — население этой страны сокращается, если только не происходит значительная иммиграция. Коэффициент рождаемости выше 2,1 указывает на рост населения страны. Некоторые дети никогда не доживут до репродуктивного возраста и не будут иметь собственных детей, поэтому коэффициент замещения должен быть чуть больше 2.Концепция коэффициента фертильности немного отличается от термина «размер семьи», который указывает количество живых детей, воспитываемых одним из родителей в одном домохозяйстве. В этом учебнике размер семьи используется для иллюстрации концепции роста и сокращения населения.

Спрос населения

Демографическая статистика страны может быть проиллюстрирована графически пирамидой численности населения. Пирамида населения — это, по сути, две гистограммы, которые отображают возрастные группы мужчин и женщин либо в абсолютном размере, либо в процентах от общей численности населения.Мужские когорты обычно показаны на левой стороне пирамиды, а женские — на правой.

Форма пирамиды населения страны рассказывает историю роста ее населения. Например, в стране с высокими темпами роста есть пирамида, узкая вверху и широкая внизу, показывая, что каждый год рождается больше детей, чем годом ранее. По мере того как размер семьи уменьшается, а женщины в обществе рожают меньше детей, форма пирамиды меняется. Пирамида населения постиндустриализированной страны с отрицательным ростом будет уже внизу, чем в середине, что указывает на то, что детей меньше, чем людей среднего возраста.Четыре основных формы указывают на общие тенденции роста населения:

  1. Быстро расширяющийся
  2. Расширение
  3. Стационарный
  4. Контракт

Эти фигуры также показывают процент населения в возрасте до пятнадцати или старше шестидесяти пяти лет, что является стандартным показателем прироста населения. Во многих постиндустриальных странах наблюдается отрицательный прирост населения. Их пирамиды населения узкие внизу, что указывает на урбанизированное население с небольшими размерами семьи.

Рисунок 1.25 Пирамиды Населения

В 2011 году в Анголе коэффициент фертильности составлял 5,6, в Японии — 1,4 в 2011 году.

Данные любезно предоставлены международными программами Бюро переписи населения США.

Культура и этническая принадлежность

Термин «культура» часто трудно отличить от термина «этническая принадлежность». В этом учебнике этническая принадлежность указывает на черты характера, с которыми люди рождаются, включая генетическое происхождение, физические особенности или место рождения.У людей мало выбора в вопросах этнической принадлежности. Термин культура указывает на то, что люди изучают после рождения, включая язык, религию, обычаи и традиции. Люди могут менять культурные аспекты по собственному выбору после рождения. Эти два термина помогают нам определить человеческие модели и понять движущие силы страны.

Термины культура, и этническая принадлежность также могут быть перепутаны в вопросе этнической чистки, которая относится к насильственному изгнанию людей с их родины более сильной силой другого народа.Этническая чистка может действительно указывать на две отдельные этнические группы: одна изгоняет другую с их родины и захватывает ее. С другой стороны, этническая чистка также может быть технически культурной чисткой, если и агрессор, и изгнанная группа принадлежат к одной этнической группе, но придерживаются разных культурных ценностей, таких как религия или язык. Термин этническая чистка использовался для описания любого случая.

Рисунок 1.26 Основные языковые семьи мира

Языки мира

Язык — это способ общения человеческой культуры, он представляет собой полное разнообразие мысли, литературы и искусства.Все миллиарды людей на планете говорят хотя бы на одном языке. Хотя издание Ethnologue , посвященное языкам мира, оценивает, что по состоянию на 2009 год в мире насчитывалось 6 909 живых языков, точное число, возможно, никогда не будет определено. Другие наборы данных подсчитывают языки по-другому, но большинство согласны с тем, что их больше 6000. Есть даже сообщества в разных частях мира, где люди могут общаться, свистя сообщения друг другу или используя звуки щелчков.

Из более чем 6000 языков примерно на десятке говорят более ста миллионов человек. Это основные языки мира, используемые в самых густонаселенных странах. Однако на подавляющем большинстве языков мира говорит относительно небольшое количество людей. Фактически, многие языки не имеют письменной формы и на них говорит все меньше людей. По оценкам языковых экспертов, к концу XXI века в результате глобализации может быть потеряно до половины живых языков мира.Новые языки образуются, когда народы живут изолированно, и в нынешнюю эпоху, когда население мира все больше взаимодействует друг с другом, языки отказываются от языков, а их носители переключаются на более полезные языки.

В мире девять доминирующих языковых семей. Каждый из языков в языковой семье имеет общий язык предков. Примером языковой семьи является индоевропейская семья, в которой есть несколько ветвей языковых групп, происходящих от одной и той же основы: язык, называемый протоиндоевропейским, на котором, вероятно, говорили около шести тысяч лет назад.По мере того, как население мигрировало с исконной родины, их язык эволюционировал и разделился на множество новых языков. Три самые большие языковые группы индоевропейской семьи, используемые в Европе, — это германская, романская и славянская группы. Другие индоевропейские языки включают хинди (на котором говорят в Индии) и персидский (на котором говорят в Иране).

Таблица 1.2. Языки континентов

Зона мира Количество языков Процент всех языков
Африка 2,110 30.5
Америка 993 14,4
Азия 2,322 33,6
Европа 234 3,4
Pacific 1,250 18,1
Итого 6 909 100,0

Источник: М. Пол Льюис, изд., Этнолог: языки мира , 16-е изд. (Даллас: SIL International, 2009), по состоянию на 13 сентября 2011 г., http: // www.ethnologue.com.

Таблица 1.3 Тринадцать основных языков мира

Язык Первый язык (миллионы носителей) Второй язык (миллионы носителей) Общее количество динамиков (в миллионах)
Мандарин 845 180 1,025
Хинди / Урду 242 224 466
Арабский (все) 206 246 452
Английский 340 110 450
Испанский 329 53 382
Русский 144 106 250
бенгальский 181 69 250
Португальский 178 42 220
индонезийский 23 140 163
Немецкий 95 28 123
Японский 122 1 123
французский 65 55 120
пенджаби 109 6 115
Языки, на которых говорят более ста миллионов человек (количество говорящих указано в миллионах)
На этих тринадцати языках говорят более четырех миллиардов человек, или около 60 процентов нынешнего населения мира в 2009 году.

Источник: М. Пол Льюис, изд., Этнолог: языки мира , 16-е изд. (Даллас: SIL International, 2009), по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://www.ethnologue.com.

Таблица 1.4 Девять основных языковых семейств

1. Индоевропейские языки
2. Китайско-тибетские языки
3. Нигерско-конголезские языки
4. Афро-азиатские языки
5.Австронезийские языки
6. Дравидийские языки
7. Алтайские языки
8. Австро-азиатские языки
9. Японские языки
Примечание. Существует более девяти языковых семей, но это доминирующие, в каждой из которых говорят более ста миллионов человек.

Источник: М. Пол Льюис, изд., Этнолог: языки мира , 16-е изд.(Даллас: SIL International, 2009), по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://www.ethnologue.com.

Характеристики языка

Следующие термины используются для описания языковых характеристик.

  • акцент. Акцент — это произношение слов на языке, которое отличается от того, которое используется другой группой того же языка. Например, люди в Миссисипи произносят слова иначе, чем люди в Северной Дакоте, но различия менее серьезны, чем диалекты.
  • креольский. Подобно пиджину, креольский язык возникает в результате контакта между двумя другими языками и имеет особенности обоих. Однако креольский язык — это пиджин, который становится основным языком, на котором говорят дома. Креольские языки часто развиваются в колониальных условиях как диалект колониального языка (обычно французского или английского). Например, в бывшей французской колонии Гаити был разработан креольский язык на французском языке, на котором говорят дома, в то время как французский обычно используется в профессиональных целях.
  • мертвый язык. Мертвый язык — это язык, который больше не используется для местного общения. Например, латынь больше не используется местным населением для общения, но все еще используется Римско-католической церковью в некоторых своих службах.
  • диалект. Диалект — это региональная разновидность языка, использующая другую грамматику или произношение. Примеры включают американский английский и британский английский. Лингвисты предполагают, что в Соединенных Штатах существует три основных диалекта английского языка: южный диалект, диалект средней полосы и северный диалект.Телевидение и средства массовой информации сделали акцент на более единообразных речевых образцах, которые уменьшили различия между этими тремя диалектами.
  • изолированный язык. Изолированный язык — это язык, не связанный ни с одним другим языком на Земле. Например, баскский язык не связан ни с каким другим языком и на нем говорят только в регионе Пиренеев между Испанией и Францией.
  • lingua franca. Лингва-франка — это второй язык, используемый в коммерческих целях с другими людьми, не входящими в языковую группу, но не используемый в личной жизни.Например, суахили используют миллионы людей в Африке для ведения бизнеса с людьми, не входящими в их собственную группу, но не используют для общения внутри местных сообществ.
  • официальный язык. Официальный язык — это язык, зарегистрированный страной для использования во всех официальных государственных целях. Например, в Индии официальным языком является хинди, хотя во многих местах лингва-франка — английский, и можно говорить на нескольких местных языках.
  • пиджин. Пиджин — это упрощенный созданный язык, используемый для общения между двумя или более группами, у которых нет общего языка. Например, жители Новой Гвинеи смешивают английские слова со своим родным языком, чтобы создать новый язык, способный объединить носителей разных местных языковых групп. Хотя слова написаны на английском языке, грамматика и структура предложения смешаны в соответствии с местной лексикой. В мире существует множество пиджин-языков, основанных на английском.
  • сленг. Сленг — это местное использование неформальных слов или фраз, не являющихся частью официального языка. Например, многие музыканты используют сленг в своих текстах.

Религии мира

Религиозная география — это изучение распространения религий и их отношения к месту их происхождения. Религиозные географы выделяют три основных типа религий: универсальных, (или универсализирующих), этнических, (или культурных) и племенных, (или традиционных) религий.Универсальные религии включают христианство, ислам и различные формы буддизма. Эти религии стремятся получить всемирное признание и обратиться ко всем типам людей, и они активно ищут новых членов или новообращенных. Этнические религии обращаются к одной этнической группе или культуре. Эти религии активно не ищут новообращенных. Более широкие этнические религии включают иудаизм, синтоизм, индуизм и китайские религии, которые включают конфуцианство и даосизм. Наконец, традиционные религии включают в себя веру в некую форму сверхъестественной силы, к которой люди могут обращаться за помощью, включая поклонение предкам и веру в духов, которые живут в различных аспектах природы, таких как деревья, вершины гор и ручьи (это часто называют анимизм ).Африка к югу от Сахары является домом для многих традиционных религий.

Рисунок 1.27 Основные религии мира и их соответствующий процент от мирового населения

Хотя здесь перечислены основные мировые религии, во всем мире исповедуются многие другие религии, а также множество разновидностей изложенных здесь религий. Четыре основные религии по численности населения — христианство, ислам, индуизм и буддизм. Поскольку официальная доктрина коммунизма была нерелигиозной или атеистической, на самом деле последователей буддизма в Китае намного больше, чем показывают демографические списки.Процент населения мира, исповедующего буддизм, вероятно, намного выше, чем 6 процентов, которые часто указываются для этой религии.

  • Христианство и ислам возникли из иудаизма в восточном Средиземноморье и на Аравийском полуострове. Обе монотеистические религии смотрят на еврейского патриарха Авраама как на основателя. Христианство, основанное на жизни и учениях Иисуса Христа, жившего в Палестине в первом веке нашей эры, быстро распространилось по Римской империи.Ислам основан на учении Мухаммеда, религиозного и политического деятеля VII века, жившего на Аравийском полуострове. Ислам быстро распространился в Северной Африке, на востоке в Южной Азии и на севере в Европе в течение столетий после смерти Мухаммеда.
  • Буддизм — это религия или образ жизни, основанный на учении и жизни Сиддхартхи Гаутамы, который жил на территории современной Индии / Непала примерно в пятом веке до нашей эры. Существует три основных направления буддизма: южный, или буддизм Тхеравады, восточный, или буддизм Махаяны, и северный, или буддизм Ваджраяны (тибетский).
  • Индуизм, религиозная традиция, зародившаяся на Индийском субконтиненте, является одной из старейших основных религий, все еще практикующихся в мире, и, возможно, восходит к 2000 году до нашей эры или ранее. В отличие от других мировых религий, индуизм не имеет единого основателя и представляет собой конгломерат различных верований и традиций. В индуизме есть большое количество священных писаний, включая Веды, Упанишады и эпические сказки, такие как Махабхарата и Рамаяна.
  • Сикхизм, религия, основанная в регионе Пенджаб на юге Азии, является монотеистической религией, основанной на справедливости и вере.Большое значение придается принципу равноправия всех людей. Труды бывших гуру — основа религии.
  • Иудаизм — это религия еврейского народа, традиции и этика которого воплощены в еврейских религиозных текстах, Танахе и Талмуде. Согласно еврейской традиции, иудаизм начался с завета между Богом и Авраамом около 2000 г. до н. Э.
  • Синтоизм — основная этническая религия Японии, основанная на поклонении ками, духам мест, вещей и процессов.
  • Конфуцианство и даосизм — это этнические китайские религии, основанные на морали и учениях религиозных ученых, таких как Конфуций.

Рисунок 1.28 Основные религии мира

Ключевые выводы

  • Человеческое население приближалось к семи миллиардам в 2011 году и быстро увеличивается, в основном в развивающихся регионах Азии и Африки. Никто не может договориться о емкости Земли для нашего человеческого населения, но если скорость роста не изменится, человеческая популяция удвоится примерно через пятьдесят лет.
  • После промышленной революции люди переехали из сельской местности в города. Рабочие были нужны на фабриках, а на фермах нужно было меньше рабочих из-за более совершенных технологий. Эта тенденция все еще наблюдается во многих сельских районах развивающихся стран. Пирамиды численности населения — это один из методов иллюстрации демографических данных по стране, чтобы показать, сокращается или увеличивается численность населения и с какой скоростью.
  • Хотя в общих чертах они часто взаимозаменяемы, для целей географии в этом учебнике этническая принадлежность — это то, с чем вы родились, а культура — это то, что вы изучаете после рождения.
  • Сегодня в мире около шести тысяч языков, причем примерно на тринадцати из них говорят более ста миллионов человек или больше. Из основных языковых семей девять включают не менее 1 процента населения Земли.
  • В мире существуют тысячи религий или их разновидностей. Религиозные географы выделяют три основных типа религий: универсальные, этнические и традиционные. Четыре основные религии мира — это христианство, ислам, индуизм и буддизм.

Вопросы для обсуждения и изучения

  1. Какова численность населения планеты в настоящее время?
  2. Что происходит, когда происходит перенаселение? Знаем ли мы несущую способность Земли?
  3. Где находятся три основных района Земли с высокой плотностью населения?
  4. Обрисуйте четыре основные формы пирамид населения. Что они обозначают?
  5. В чем разница между культурой и этнической принадлежностью?
  6. Что такое этническая чистка? Где в мире при вашей жизни происходили этнические чистки?
  7. Примерно сколько языков существует в мире? На каком континенте больше всего?
  8. Какие пять языков являются наиболее распространенными в мире? Где каждый будет в основном говорить?
  9. Какие четыре основные мировые религии по проценту последователей?
  10. В чем разница между этнической, универсальной или традиционной религией? Приведите пример каждого.

Перейти к основному содержанию

Поиск