Культура индии в средние века: Культура Индии в средние века |
Культура средневековой Индии — кратко
Индия считается уникальной и, по мнению многих исследователей, сказочной страной, имеющая самобытную и яркую культуру, не подверженной влиянию извне в силу своей удаленности.
Индия около 10 веков не знала, что такое письменность, несмотря на то, что в тот самый период, живущие в ней народы создали удивительные образцы литературы не только философской, священной, но и относящейся к эпическому жанру. Именно ему свойственно изображение не только частной жизни отдельных личностей, но и общественных явлений. Главным же признаком такого повествования является объективность.
Краткое представление о культуре Средневековой Индии
Средневековую культуру Индии условно можно разделить на следующие периоды:
- Раннего средневековья и феодальной раздробленности. Данные события происходили, начиная с 6 по 13 век;
- Период Делийского султаната, длившегося с 13по 15 век;
- Период Империи Великих Моголов с 16 по 18 век.
Важным периодом в развитии Средневековой культуры Индии стало появление буддизма, получившего со временем государственный статус. Именно он оказал огромное влияние на культуру, обогатило искусство новыми жанрами и отличными мотивами.
Одновременно с буддизмом начинает развиваться и индуизм, являющийся национальной религией Индии. Он также как и буддизм накладывает неизгладимый отпечаток на различные произведения искусства. Эти две религии наиболее полно реализовались в эпоху раннего средневековья.
Вместе с тем основные изменения стали происходить только с 13 века, так как именно тогда в стране установилась власть правителей – мусульман, которые основали Делийский султанат. Это был период распространения ислама. В Индии появляются совершенно новые формы искусства — индоисламского, высоко ценимого в настоящее время в мировом сообществе.
Вместе с тем фундаментальные различия, существующие между индуизмом и исламом, спровоцировали конфликт между этими двумя религиями. Но совсем скоро состоялось их сближение, так как большинство мусульманских феодалов не только столичных, но и провинциальных стали покровительствовать индийским писателям и композиторам Индии. Они даже участвовали в индуистских праздниках.
Но все же последним штрихом в развитии культуры Средневековой Индии ученые считают приход к власти Великих Моголов. Произошло данное событие в 1526 году после прихода к власти Акбара, прозванного великим. Несмотря на то, что Акбар был неграмотным, это не мешало ему интересоваться как поэзией, так и живописью. С момента прихода к власти Акбара индусы потеряли статус нежеланных гостей в собственной стране, так как Акбар определял их на должности, доступные ранее только мусульманам. Именно в этот период закладывались основы национальной индийской культуры.
Гениальным поэтом, музыкантом и историком Индии средневековья являлся Амир Хусров Дехлеви. Он изобрел музыкальные инструменты, которые считаются классическими в Индии. Этот замечательный человек имеет непосредственное отношение и к открытию языка урду, благодаря его экспериментам в поэтической области.
Вместо заключения
История культуры Индии насчитывает немало столетий. Ее корни были обнаружены учеными уже в глубокой древности. Каждая стадия развития, через которую прошла страна, отличалась значительностью и оказала огромное влияние на формирование ее уникальной культуры.
Фундамент же культуры Индии средневековья закладывался еще с древних времен. На его формирование оказали влияние многие факторы. Однако исследователи отмечают, что главным среди них стало чужеземное влияние мусульман.
Например, самые первые сооружения, построенные мусульманами в Индии, были довольно строгими. Но спустя некоторое время многие архитекторы стали применять декор, присущий индуистским храмам.
Именно в период господства мусульман зародилось сознание народа Индии, сформировалась общность ее культуры с религией, то есть можно отметить, что Индия познала влияние различных культур, но все же сумела сохранить присущую ей самобытность.
Добавить комментарий
Развитие хозяйства и культуры в Индии в средние века
1. Страна сказочных богатств
В сказках восточных народов Индия изображалась страной несметных богатств. На Западе слагались легенды о сокровищах индийских князей.
Богатства Индии были созданы ее трудолюбивым народом. Крестьяне рыли каналы и орошали засушливые земли. Они выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и пряности. Орошаемая земля давала два-три урожая в год. В Индии европейцы заимствовали многие полезные растения, в том числе рис и хлопок.
Индийские ремесленники славились своим мастерством. Ювелиры изготовляли изящные золотые и серебряные сосуды, умели хорошо обрабатывать драгоценные камни. Очень ценились статуэтки из слоновой кости и ценных пород дерева. На простых станках ткачи вырабатывали тонкие, как паутина, ткани. Об их высоком качестве говорят названия индийских материй, например: «вечерняя роса», «струящаяся вода».
Феодалы не хотели пользоваться только грубыми изделиями, которые доставляли им крестьяне в виде оброка. Они заказывали городским ремесленникам предметы роскоши: дорогое оружие, тонкие ткани, шерстяные ковры, красивую конскую сбрую. Часть изделий князья отбирали у ремесленников даром.
2. Торговля Индии.
На западном берегу Индостана возникло много портов. Крупнейшим из них был Каликут. Правителя Каликута называли «властителем моря». Он имел большой флот и считался наиболее сильным из князей западного берега Индии.
На шумных, многолюдных базарах в портовых городах продавались местные и привозные товары. За тканями, пряностями и красками, за изделиями ювелиров и резчиков приезжали купцы из Китая, Африки и Аравии. Главную роль в торговле с Индией играли арабы. Они захватили в свои руки торговые пути в Индийском океане. В индийских портах постоянно жили арабские купцы.
Европейцы издавна стремились побывать в сказочно богатой Индии. С этой целью русский купец Афанасий Никитин совершил длительное, полное опасностей путешествие через Кавказ и Иран и в 1469 году добрался до Индии. Он прожил там три года. Афанасий Никитин оставил интересное и правдивое описание своего путешествия — книгу «Хождение за три моря».
3. Наука и искусство.
Ремесло и торговля способствовали развитию научных знаний. Индийцы достигли значительных успехов в математике, астрономии и медицине. До наших дней в некоторых городах Индии сохранились обсерватории, построенные в средние века. Астрономы утверждали, что Земля вращается вокруг своей оси. Индийские врачи умели делать сложные операции на черепе, они славились своими знаниями во всех восточных странах.
Строители научились возводить из камня и кирпича храму в виде огромных башен. Своей формой эти храмы напоминают гигантские южные плоды. Их размеры вызывали у людей чувство бессилия и приниженности перед богами.
Внутри храмы украшались колоннами, отделывались тонкой резьбой и рельефами. Огромные статуи богов, стоявшие в храмах, были отлиты из бронзы или высечены из камня. Чтобы вызвать у верующих страх, богов изображали многорукими и многоголовыми. В жертву богам приносили продукты и вещи. Танцовщицы и музыканты увеселяли их музыкой, пением и танцами.
Вблизи храмов и гробниц часто помещали статуи слонов и коней. Индийские скульпторы умели хорошо изображать животных.
Мусульманские завоеватели оказали большое влияние на архитектуру Индии. Они строили мечети и роскошные гробницы — мавзолеи. В мусульманских постройках сочетались индийские резные украшения и заимствованные у арабов арки, купола и минареты. Всемирно известным памятником архитектуры XVII века является Тадж-Махал, мавзолей жены одного из могольских императоров. Мавзолей строили 20 тысяч человек в течение 18 лет. За необычайную красоту Тадж-Махал называют «жемчужиной Индии».
Талантливые мастера из народа создавали замечательные произведения искусства. По развитию хозяйства и культуры Индия в средние века стояла на одном из первых мест в мире.
- < Индия в Средние Века — Феодальный строй
- -> Итоги второго периода истории средних веков >
Теги:
Промышленность, сел. хозяйство
Искусство и наука
Индия
XVI век
XV век
XIV век
Добавить комментарий
Средневековая индийская культура и традиции
Средневековая индийская культура и традиции
ЖИЗНЬ НАРОДА ПРИ ДЕЛИЙСКОМ СУЛТАНАТЕ
- Индийское общество было разделено на четыре основные группы. Это были аристократы, священники, горожане и крестьяне.
- Некоторые сообщества, такие как Баниас, Марвари и Мултани, сделали торговлю своим особым призванием. Банджары торговали караванами и постоянно перемещались, перевозя товары из одного места в другое.0006 .
- Дели был центром
- рис с востока, сахар из Канауджа, пшеница из Доаба и тонкий шелк с юга
- серебряная танка (монета) наиболее часто используемая валюта и была введена Илтутмишем
- система весов, которая использовалась в то время
ПОДЪЕМ ИСЛАМА И СУФИЗМА
- Мусульмане впервые пришли в Индию в восьмом веке нашей эры в основном как торговцы.
- Пророк Мухаммед проповедовал ислам в седьмом веке нашей эры в Аравии .
- Пять основных принципов ислама:
- Таухид (вера в Аллаха)
- Намаз (молитвы пять раз в день)
- Роза (пост в месяц Рамзан)
- Закят (раздача милостыни)
- Хадж (паломничество в Мекку)
- Изречения пророка Мухаммеда сохранились в так называемых хадисах или хадисах.
- Было четыре благочестивых халифа.
- Как бхакти, так и суфийские течения верили, что все люди равны, что Бог превыше всего и что преданность Богу — единственный путь к спасению.
Возникновение суфизма
- либералы в своих религиозных взглядах
- верил в существенное единство всех религий
- проповедовал духовность через музыку и доктрины, провозглашавшие союз с Богом
- Суфийские святые, такие как Мойнуддин Чисти, Низамуддин Аулия, Фаридуддин Гандж-и-Шакар, были первыми суфиями
- влияние христианских и буддийских монахов на создание их ханок и даргях
- Khanqah учреждения (обитель суфиев), созданные суфиями в северной Индии, распространили ислам глубже в сельскую местность.
- Мазары (гробницы) и Такиас (места упокоения мусульманских святых) также стали центрами распространения исламских идей.
- Организованы в религиозные ордена или силсилы
- Силсилахов были названы в честь их основателей, таких как Чишти, Сухраварди, Кади. и Накшбандис
- Абул Фазл, автор Айн-и-Акбари, в шестнадцатом веке в Индии насчитывалось четырнадцать силсилах.
- Традиция пири-муриди, (учителя и ученика)
- Слушал поэзию и музыку (сама), которые изначально были на персидском языке, но позже перешли на хиндави или хиндустани
- Проповедовали единство Бога и самоотдачу Ему почти так же, как это делали приверженцы движения Ниргун Бхакти
- Влияние индуизма на суфизм также стало заметным в форме сиддхов и йогических поз
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
- Правители Дели, правившие с 1206 по 1290 гг. , были турками-мамлюками. За ними последовали хилджи, туглаки, сайиды и лоди, которые правили северной Индией от Дели до 1526 года.
- Султан должен был править территорией от имени халифа или халифа
- Имена халифа и султана читались в хуте (пятничной молитве) местными имамами
- В 1526 году делийские султаны были заменены Моголами, которые сначала правили из Агры, а затем из Дели до 1707 года. После этого правление Великих Моголов продолжалось лишь номинально до 1857 года, когда династия закончилась.
- Шер Шах, местный афганский правитель , бросил вызов правителю Великих Моголов Хумаюну и удерживал его от престола Дели около пятнадцати лет (1540-55)
- Сарак-и-Азам или Гранд Магистральная дорога
- отчеканены красивые монеты из золота, серебра и меди
- Император Великих Моголов Акбар (1556-1605)
- пытался наладить дружеские отношения с индусами
- единая система администрирования
- Дин-и-Иллахи, вобравший в себя идеи различных религий
- Ибадат Хана в Фатех Пур Сикри в Агре (место, куда ученые разных религий приходили для обсуждения религиозных вопросов, поднятых императором)
- Девять Навратна Мулла До Пьяза, Хакин Хумам, Абдур Рахим Хан и Ханан, Абул Тайал, Тансен, Раджа Тодар Мал, Раджа Ман Сингх, Файзи и Бирбал.
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
- Индо-исламский стиль: (а) купол; (б) высокие башни или минареты; (в) арка; и (d) хранилище
- Могольские сады, такие как Шалимар Баг и Нишат Баг
- Сад Пинджор, расположенный на реке Чандигарх-Калка
- pietra dura или инкрустация цветным камнем на мраморе стала очень популярной во времена Шаха Джахана, и лучшие образцы этого типа работы доступны в Красном форте в Дели и Тадж-Махале в Агре .
- монет мусульманских царей имеют ценность в истории
- Монеты Мухаммада Туглака чеканились в Дели, Даулатабаде и нескольких других столицах провинций и имели не менее двадцати пяти различных разновидностей.
ДВИЖЕНИЕ БХАКТИ
- популярный среди ремесленников, ремесленников и торговцев в
городах - напал на жесткость в религии и объектах поклонения.
- игнорировал касту и поощрял женщин присоединяться к их религиозным собраниям.
- преподавали все на местном родном языке, чтобы сделать его понятным даже для простых умов
- принадлежали к различному происхождению, но в основном из низших каст
- давно известный на Юге
- Идея проповеди Бхакти через гимны и рассказы традиционно исходила от альваров и наяннаров тамильского религиозного культа.
- Гуру Нанак
- По образованию бухгалтер, предпочитал общество святых и суфиев
- сочинил гимны и пел их под аккомпанемент рабаба, музыкального инструмента.
- подчеркнул любовь и преданность единственному и неповторимому Богу
- категорически осуждаемые идолопоклонничество, паломничества,
жертвоприношения и ритуалы как путь достижения Бога - требовал чистоты характера и поведения как первого
условия приближения к Богу - считал, что любой может достичь духовной жизни, выполняя свои обязанности домохозяина
.
- Рамануджа
- преподавание на простонародном языке
- учеником был Рамананда , который принес послание своего Гуру в северные районы Индии
- Рамананда
- Образование в Варанаси
- Хотел избавить индуистскую религию от порочных обычаев и практик
- Хотел, чтобы люди знали, что все люди равны в глазах Бога, и нет ни высокорожденных, ни низкорожденных
- последователей принадлежали к разным направлениям, таким как
- Кабир был ткачом, Садхана был мясником, Равидаса был сапожником, а Сена был парикмахером
- Кабир
- Любимый ученик Рамананды
- Критиковал существующий общественный строй и призывал к индуистско-мусульманскому единству
- Решительное осуждение идолопоклонства, участие в официальных богослужениях, таких как намаз, паломничество или купание в реках
- хотел проповедовать религию, приемлемую для всех и объединяющую все религии
- подчеркнул единство Бога
- Чайтанья Махапрабху
- святой из Бенгалии
- преданный Господа Кришны
- осуждал кастовую систему и подчеркивал
равенство всех
- Мирабай
- поклонялись, сочиняли и пели песни во славу Господа Кришны
- Намадева
- Портной
- Написал на маратхи.
- Его поэзия говорила о сильной любви и преданности Богу
Популярность движения бхакти
- Приветствовал идеи равенства и братства
- Подчеркнутое единство Бога
- Путь к Богу лежал в преданности и Бхакти к Нему, а не в каких-либо ритуалах.
- Они осуждали ритуалы и жертвоприношения
- Два ручья на севере Индии
- Ниргуна-бхакты были преданными бесформенного Бога, даже называя его по-разному: Рамой, Говиндой, Хари или Рагхунатхой. Кабир и Нанак.
- Сагуна-бхакты были преданными Рамы, сына Дашаратхи, или Кришны, сына Деваки и Васудевы. Тулсидас, Сурдас и Расхан
Особенность движения бхакти
- Концепция единства Бога и братства всех людей
- Предаться Богу, который вездесущ и способен решить проблемы преданных
- Интенсивная личная преданность Богу с упором на хорошую нравственную жизнь
Система пахул
- Пахул был освященной водой, подносимой мастером ученику или шишье в знак того, что его приняли в качестве ученика на пути к благочестию .
- Сикхи проводили церемонию «омовения мечей», называемую ханде ка пахул, которая развивалась как обычай пир-муриди (концепция святого-воина).
РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ
- Гарба, Калбелла, Бхангра, Гиддха, Бамбуковый танец, Лавани
- Раджастхан-одхани, рубашки и гхагра
- Пенджаб- phulkaris
- Лакхнау-чикан работа
- Тамаша и лавани формы танцевальной драмы были разработаны в Махараштре; пандавани в центральной Индии и мераси в северной Индии применяли такие формы искусства с небольшими модификациями .
ЖИВОПИСЬ
- Хумаюн привел с собой художников в Индию, когда он снова стал правителем Дели в 1555 году.
- Известными среди них были Мир Саид Али и Абдус Самад, взявшие на вооружение традицию рисования рукописей.
- Примером этого является Дастан-э-Амир Хамза, в котором около 1200 картин.
- Школа живописи Великих Моголов продолжала процветать при Акбаре, Джахангире и Шах-Джахане
- Акбар нанял большое количество индуистских художников, таких как Дасвант
и Басаван Лал . - Школа живописи Великих Моголов достигла своего апогея при Джахангире. Его двор был украшен такими известными художниками, как Устад и Абул Хасан. Мансур был известен своей миниатюрной живописью.
- Однако Аурангзеб из-за своих ортодоксальных взглядов и политических увлечений перестал покровительствовать музыке и живописи.
- Могольская школа живописи с шестнадцатого по восемнадцатый век дала начало индо-персидской школе искусства миниатюры.
- Они иллюстрировали такие важные произведения, как Чангезнама, Зафарнама и Рамаяна.
МУЗЫКА
- Императоры Великих Моголов Акбар, Джахангир и Шах Джахан покровительствовали нескольким музыкантам.
- Тансен, украшавший двор Акбара, не только пел классические раги, но и сочинял новые.
- Сам Шах Джахан был неплохим певцом
- Во времена тюрко-афганского правления в Индии начался синтез индо-иранской музыки .
- Также были разработаны Khayal, Thumri и Ghazal
- На юге возникла Карнатикская музыкальная школа. местные вожди, такие как Альха-Удал, Дулла-Бхатти, Джаймал-Фатта
Индо-могольская культура
- Правители Великих Моголов отказались от афганских титулов султана и именовали себя Бадшахом (императором) и Дин-и-Панахом (защитником веры).
- Начал практиковать джарокха даршан или появляться на публике через специально сделанные окна.
- Они также поощряли придворную практику сиджды (низкий поклон перед царями).
ПОДЪЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНДИЙСКИХ ЯЗЫКОВ
- Урду, возможно, возник вокруг Дели.
- Биджапур и Голконда в Декане стали колыбелью литературы на урду
- Почти все другие современные индийские языки, такие как бенгали, ассамский, ория, кхари боли, пенджаби, гуджарати, маратхи, синдхи, кашмири, а также четыре южноиндийских языка — тамильский, телугу, каннада и малаялам — приобрели свою нынешнюю форму и развился в этот период
НОВЫЕ ВЕРЫ
- Сикхизм
- Пенджаб
- верят, что их религия была открыта Богом Гуру Нанаку
- Гуру Гобинд Сингх посвятил сикхов лечить Ади Грантха, широко известного как Гуру Грантх Сахиб
- В основном верят в бесформенного Бога, равенство всего человечества, потребность в гуру и традиции пахула
- Пятый гуру, Гуру Арджун Дев, дал сикхам три вещи.
- Первый был в форме Ади Грантх, который содержит высказывания пяти гуру и других святых-союзников.
- Вторым был стандартизированный сценарий для Гурмукхи, которым впервые был написан Ади Грантх.
- И, наконец, место и основание Хар Мандир-сахиб или Золотого храма и Акал Тахт в Амритсаре, высочайшего места, откуда издаются диктаты для всей сикхской общины .
- Десятый гуру, Гуру Гобинд Сингх, создал Хальсу, что означает «чистый», в 169 г.9.
- Гуру Гобинд Сингх посвятил сикхов к пяти обетам, а именно кеш (длинные волосы и борода), кангха (гребешок), када (металлический браслет), кирпан (меч) и качча (нижнее белье, расширяющее чуть выше колен).
- Зороастризм
- основан Заратуштрой или Зороастром в восьмом веке до нашей эры.
- проповедовал монотеизм в регионе, ныне известном как Персия.
- поклонение огню и присутствие добра и зла в форме Ахура Мазды и Ахура Мана
- преподавал этическую доктрину доброты и милосердия, закрепленную в Зенд Авесте
- Выдающиеся деятели: Дадабхай Наороджи, Джамшеджи Тата
- не является прозелитской религией и ни при каких обстоятельствах не принимает новых членов в ее лоно
ЮЖНАЯ ИНДИЯ
Чолас (9-11 -й вв. н.э.)
- Регион Чоламандалам в Южной Индии
- сильная армия и флот
- Раджендра Чола
- развитые демократические институты на уровне села
- Буддизм и джайнизм
- Литература, изобразительное искусство, скульптура и литье из металла высшего порядка
процветали - Новый штат Виджаянагара теперь называется Карнатака, а Бахамани на севере теперь известен как Андхра-Прадеш
- Оба этих королевства столкнулись друг с другом из-за богатого Райчура Доаба
- Регион Чоламандалам, тамильский язык был популярен
- останков Виджаянагара, найденных в Хампи
- Канчи стал отличным местом для обучения
Для других тем, связанных с искусством и культурой : Нажмите здесь
Посетите Abhiyan PEDIA (одна из самых популярных / рекомендуемых) для версий UPSC: Нажмите здесь
IAShiyan сейчас Telegram: нажмите на ссылку ниже, чтобы присоединиться к нашим каналам, чтобы оставаться в курсе
IAS Abhiyan Official : Нажмите здесь, чтобы присоединиться
Для UPSC Mains Value Edition ( факты, цитаты, рекомендации, примеры из практики ): Нажмите здесь, чтобы присоединиться
О США
IAS Abhiyan: лучший в Индии веб-сайт для подготовки к экзаменам UPSC IAS. Упрощение экзамена на государственную службу UPSC благодаря обученному, опытному и преданному руководству для достижения вашей мечты.
Подписаться на новые обновления
Получите бесплатные обновления текущих событий от IAS Abhiyan
Введите свой действующий адрес электронной почты
Популярные курсы
Мотивационные курсы
«Если у вас нет СПОСОБНОСТИ преодолеть свои НЕУДАЧИ, ВАШИ ШАНСЫ ДОСТИГНУТ УСПЕХА
Copyright © 2021 IAS Abhiyan I Все права защищены
II «यद् भावं तद् भवति» II
Средневековая Индия: цивилизация и история
Карты средневековой Индии
Исторический обзор средневековой Индии
Первые последние столетия средневековой истории Индии настолько сложны, что лучше всего рассматривать их по регионам. .
Северная Индия
Последствия Гуптов
В начале 6-го века империя Гуптов пришла в упадок, ее могущество было ослаблено разрушительными набегами гуннов из Центральной Азии. По c. 565 г., когда атаки гуннов пошли на убыль, власть Гупта исчезла. Северная Индия была покрыта многочисленными независимыми королевствами.
Харша Вардхана
В первой половине 7 века эти королевства были вынуждены подчиниться единому правителю. Это был воин-император Харша Вардхана (годы правления 606–647). Начав серию кампаний из своей столицы Канауджа, он взял под свой контроль всю северную Индию.
После смерти Харши его империя сразу распалась, так как вассальные правители заявили о своей независимости. Снова северная Индия была разделена на многочисленные королевства.
Арабское вторжение
В начале 8 века самые западные районы Индийского субконтинента были оккупированы арабскими войсками.
Арабы вырвались из своей арабской родины в 7 веке, движимые своей новой верой, исламом. Они завоевали Ирак, Иран, Сирию, Египет и Северную Африку, а теперь вторглись в Испанию на западе и в Индию на востоке. Области Мултан и Синд стали провинциями новой арабской империи, могущественного Исламского халифата.
Эти завоевания оказали неизгладимое влияние на субконтинент. Со временем население здесь было обращено в ислам, а территории, охваченные Мултаном и Синдом, образуют сердце современного Пакистана.
Борьба за Канаудж
Царство гурджара-пратихар стояло на пути дальнейших арабских вторжений в Индию, и победы гурджаров над захватчиками принесли им известность. В конце 8-го и в начале 9-го веков они расширили свою власть, чтобы контролировать Канаудж и доминировать в северной Индии, за исключением богатого королевства Пала на востоке.
Город Канаудж, бывшая столица Харши, сохранял вокруг себя определенную ауру имперской славы, и владеть им означало претендовать на господство над всей северной Индией. Правитель, контролировавший Канаудж, мог ожидать, что многочисленные меньшие короли в регионе предложат свое подчинение.
Гурджара-Прахита недолго оставались в бесспорном господстве. Их положение оспаривала бенгальская династия Пала. Эта династия примечательна тем, что является последней крупной буддийской династией в Индии. Он поддерживал прочные религиозные и дипломатические связи с буддийскими государствами Юго-Восточной Азии, и при них великий университет Наланды достиг пика своего влияния.
Сами Пала также не смогли установить прочное превосходство в северной Индии. Действительно, в течение следующих двух столетий за контроль над Канауджем и господство в регионе боролись три королевства: Гурджара-Пратихара, базировавшиеся на северо-западе; Палас на северо-востоке; и еще одно королевство, основанное южнее, в Декане, царство Раштракутов.
В истории северной Индии на протяжении 9-го и 10-го веков преобладали войны между этими тремя могущественными государствами. Все трое в то или иное время удерживали Канаудж, но ненадолго. Главный театр боевых действий находился в районе, расположенном в самом сердце северной Индии, который назывался «треугольником Канаудж»; и этот период известен в индийской истории как «трехсторонняя борьба».
Одним из результатов этой почти непрерывной войны стало возвышение воинской аристократии под названием раджпуты. Члены этой группы основали несколько династий в следующий период истории Индии.
К концу 10 века ситуация изменилась. Династия Раштракута рухнула в 973 году, когда власть Гурджары также пошла на убыль. Царство Пала просуществовало еще двести лет, но так и не смогло снова утвердить свое господство в регионе — действительно, большую часть этого времени оно боролось за свою жизнь.
Центральная Индия
На плато Декан в центральной Индии царство династии Чалукья доминировало с 6-го по середину 8-го века, когда его сменили Раштракуты. В конце 10 века их власть пришла в упадок, и Декан оказался раздробленным на множество более мелких государств. Самыми важными из них были королевства Западная Чалукья, Хойсала и Какатия.
Южная Индия
К 500 г. н.э. в южной Индии доминировали три соперничающих королевства: Черас, Пандьи и Чолас. В начале 7 века Паллавы достигли превосходства и доминировали на юге Индии до конца 9 века. Тогда Пандьи на короткое время были самой сильной державой на юге, а затем Чола доминировали на юге Индии с начала 10 века до начала 13 века.
Народы южной Индии активно участвовали в морской торговле в Индийском океане, и это побудило правителей всех только что упомянутых государств попытаться распространить свою власть за океаном. Их главной целью была Шри-Ланка, но их усилия не увенчались успехом до 11 века, когда чо удалось установить свою власть над северной частью острова. Чола также распространили свою власть даже на Юго-Восточную Азию.
Исламская экспансия в средневековую Индию
Первое крупное вторжение ислама на Индийский субконтинент произошло, как мы видели, в 8 веке, когда арабские армии оккупировали Мултан и Синд.
В 9 веке мусульманские правители Синда и Мултана стали фактически независимыми от халифов в Багдаде, и они и их преемники, кажется, отказались от любых дальнейших амбиций территориальной экспансии.
Махмуд из Газны
Подъем агрессивных новых мусульманских сил в Центральной Азии изменил ситуацию.
В самом конце 10-го века грозный турецкий лидер Махмуд Газненский начал серию опустошительных набегов в глубь Индии. Они проникли вглубь равнины Ганга и нанесли огромные разрушения известным индуистским центрам, на которые мусульманские рейдеры специально нацеливались. Они разграбили город Канаудж и уничтожили власть Гурджара.
Эти походы показали, насколько раздробленной стала Индия, раздробленная на множество мелких королевств и княжеств. Хотя многие государства на северо-западе теперь управлялись князьями-воинами по имени Раджпуты, они не смогли скоординировать свои усилия и могли быть уничтожены один за другим.
Делийский султанат
Неудивительно, что другие мусульманские лидеры из Центральной Азии решили воспользоваться этой ситуацией, и в конце 12 века один из них, Мухаммед Гурский, начал планомерное завоевание субконтинента.
Войска Мухаммеда вскоре заняли большую часть северной Индии. Этими армиями командовали генералы-рабы, и после смерти Мухаммеда одна из них заявила о своей независимости и со столицей в городе Дели приняла титул султана.
Несмотря на многочисленные неудачи, султанат Дели постепенно расширял свою власть, так что к середине 14 века он подчинил себе все, кроме самой южной части субконтинента. Однако почти сразу султанат пришел в упадок. Великое восстание вырвало из-под его контроля южную половину империи, и этот огромный регион был разделен между двумя могущественными государствами: мусульманским султаном Бахмани и на крайнем юге могущественным индуистским королевством Виджаянагара.
Султанат Дели продолжал свой упадок, так что к середине 15 века его территории включали только сам город Дели и некоторую территорию вокруг него.
Многие султанаты
Отступающие границы султаната оставили в своем череде мешанину государств. В северной половине субконтинента, за исключением группы раджпутских королевств, которые никогда не были включены в состав делийского султаната, все они находились под властью мусульманских султанов. Султанат Дели, возможно, пришел в упадок, но он оставил в наследство мусульманский контроль на большей части территории Индии. На этом можно будет построить следующую великую империю в истории Индии. Это была империя Великих Моголов.
Развитие религии в средневековой Индии
Средневековая Индия стала свидетелем триумфа индуизма над джайнизмом и буддизмом. Джайнизм стал религией меньшинства, а буддизм практически вымер на родине.
Буддизм был еще широко распространен в империи Гуптов, в конце древней эпохи. Его распространение по всей Индии было связано с его привлекательностью как веры, которая в гораздо большей степени, чем древняя ведическая религия, отвечала стремлению людей к более личной связи с божественным.
Индуизм на подъеме…
Однако даже во времена Гупты вызов индуизма рос. Развиваясь из древних, но все еще глубоко почитаемых ведических верований и практик, индуизм вобрал в себя многие черты буддизма. Популярные культы, такие как вайшнавизм (поклонение Вишну) и шиваизм (поклонение Вишну), возникшие за столетия до 500 г. н.э., были гораздо более религиозными, чем древняя ведическая религия. В то же время они были глубоко укоренены в древних ведических верованиях, чего не было в буддизме. Таким образом, они имели глубокую привлекательность для населения в целом.
Индуизм также укрепил принятие монашеских практик буддизма. Выросли большие индуистские монашеские общины, которые стали местами углубленного изучения, способствуя интеллектуальному развитию индуистской культуры.
…Буддизм в упадке
В средневековой Индии возродившийся индуизм все больше вытеснял буддизм, как народную религию, так и интеллектуально удовлетворительную систему верований. Она становилась все более определенной верой с более четкими демаркационными линиями 9 .0711 а именно Буддизм. Индийские средневековые правители теперь оказались перед выбором: в то время как в древние времена короли часто были покровителями ведических, буддийских и джайнских учреждений, в средневековые времена это было менее возможно. Большинство из них все чаще выбирали индуизм, и к 9 веку единственными значительными буддийскими правителями в Индии были цари Пала на северо-востоке. В пределах их владений, как мы уже отмечали, располагался великий буддийский университет Наланда, который, должно быть, способствовал сохранению королей Палы их верности своей исконной (но к настоящему времени меньшинству) вере.
Когда северная Индия подверглась яростному нападению со стороны мусульманских армий, базировавшихся в Центральной Азии, в начале 11 века индийскому населению бросили вызов силы чуждой и враждебной религии. Это, должно быть, создало для них потребность объединиться под знаменем собственной местной веры. Единственным возможным кандидатом на это теперь был индуизм.
Этот фактор, должно быть, ускорил упадок буддизма, и, несомненно, эта великая вера в Индии в значительной степени угасла в последующие столетия. Решающим моментом в этом процессе должно было стать разграбление великого буддийского университета Наланды примерно в 1200 г. н.э. и падение династии Пала примерно в то же время.
Общество и экономика в средневековой Индии
Растущее господство индуизма в религиозной сфере оказало значительное влияние на индийское общество. Хотя новый индуизм во многом сильно отличался от древней ведической религии, он считал себя наследником и хранителем ведических учений.
Каста
Самое главное, подъем индуизма шел рука об руку с повышением статуса и авторитета жреческой касты браминов. Теперь они широко считались религиозными экспертами по преимуществу .
Неудивительно, учитывая их положение на вершине кастовой иерархии, что брамины способствовали кастовому разделению. Это развитие было очевидно уже при империи Гуптов, к концу античного периода, а на протяжении всего средневекового периода кастовая система становилась всепроникающей по мере распространения индуизма и более жесткой.
Он также стал более проработанным. Наследственные оккупационные группы превратились в подкасты, за пределами которых брак все больше осуждался.
Статус женщин
Статус женщин менялся с течением времени и в пределах регионов средневековой Индии, но общей тенденцией было снижение их положения в обществе в целом и в семье. Записи показывают, что некоторые женщины с высоким статусом, особенно королевы, участвовали в управлении государством, а некоторые участвовали в изобразительном искусстве, особенно в развитии музыки и танцев. Многие храмовые танцоры были хорошо образованы и преуспели в искусстве.
С другой стороны, городские и сельские женщины, кажется, становятся все более ограниченными в своей повседневной жизни. В частности, вдовы пострадали от потери статуса. Среди женщин из высших каст практика сати, Добровольное жертвоприношение вдов на погребальных кострах их мужей, впервые зафиксированное в период Гупта, получило широкое распространение в течение этих столетий.
Торговля и города
Международная торговля, как через Индийский океан, так и в Среднюю Азию, привела в средневековую Индию многих иностранцев, таких как арабы, персы, китайцы и люди с Малайского полуострова. Персидские зороастрийцы, спасаясь от преследований со стороны мусульман в Иране, пришли в Индию и образовали там колонии парсов. Христианские группы обосновались в портах на юго-западном побережье субконтинента. Еврейские общины существовали в городах Индии с древних времен.
Крупные мусульманские торговые общины также выросли в портах Индии. Фактически, в средневековый период мусульманские купцы и моряки захватывали все больше и больше торговли в Индийском океане, становясь доминирующей группой. Этому способствовали события в самой Индии. По мере того как индуизм распространялся и учения браминов становились все более заметными, набожные индуисты все больше осуждали морскую торговлю. Он загрязнял их, приводя к тесному контакту с иностранцами, которые были отверженными и, следовательно, ритуально нечистыми.
Торговля в Индийском океане, тем не менее, увеличилась в средние века, и это, естественно, увеличило торговлю внутри субконтинента. Возникли новые торговые города. Например, Шраванабелагола на юге Индии превратилась из религиозного поселения в 7 веке в важный торговый центр в 12 веке.
Другие города процветали как центры паломничества, которые также вели торговлю. В то время как в древней Индии индуистские храмы были небольшими постройками, с небольшими святынями, установленными в огражденных стенами оградах, и большая часть публичных богослужений проводилась на открытом воздухе, в средневековой Индии огромные храмы соперничали с богатыми буддийскими монастырями прежних времен.
Большие храмы, поддерживаемые королевским покровительством, служили религиозным, социальным и судебным целям. Строительство храма служило как коммерческим, так и религиозным целям. Купцы финансировали строительство храмов, чтобы конкурировать с царскими храмами, а святыни, построенные богатыми землевладельцами в сельской местности, выступали в качестве центров власти и торговли, а также обслуживали религиозные потребности аграрных общин. Большие храмы, конечно, также давали работу сотням людей различных гильдий и профессий.
Развитие культуры в средневековой Индии
Язык и литература
Средневековая Индия стала свидетелем подъема региональных языков как средств написания великой литературы. В то время как санскрит был браминским языком древней Индии, теперь тамильские диалекты Южной Индии, например каннада, стали важным средством интеллектуального выражения. Тот факт, что новые индуистские культы использовали местные языки для своих священных текстов, был главной частью их привлекательности, но даже при дворе эти региональные языки заменили санскрит.
Тем не менее, санскрит сохранил свой статус основного языка высокой культуры. Как и во времена Гупта, произведения, претендующие на интеллектуальность или предназначенные для чтения на всем субконтиненте, были написаны на санскрите.
Литературные произведения включали поэзию, грамматику, лексику, руководства, риторику, комментарии к старым произведениям, художественную прозу и драму. Они были написаны на пальмовых листьях, связанных вместе в виде кодексов или книг.
Ведущие поэты были главными фигурами при индийских правителях. Некоторые дворяне, министры, аскеты и монахи также внесли свой вклад в литературную продукцию того периода. Поэзия была в разных формах, в том числе шатпади , шестистрочные стихи; рагале , лирические произведения белым стихом; и ttripadi , трехстрочные стихи. Традиционный чампу , состоящий из прозы и стихов, также продолжал использоваться. Они исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента.
Также были распространены надписи на каменных и медных пластинах. Они были написаны в основном на региональных языках, но некоторые были на санскрите или были двуязычными. Разделы двуязычных надписей, в которых говорилось о титуле, генеалогии и мифах о происхождении короля, обычно делались на санскрите.
Местные языки использовались в повседневной администрации и торговле, включая контракты, информацию о собственности на землю и так далее.
Архитектура и искусство
Короли средневековой Индии известны своим покровительством искусству и архитектуре. Оживленное храмовое строительство того периода заметно на всем субконтиненте, но особенно в центральной и южной Индии.
Самостоятельные архитектурные традиции возникли в разных частях Индии. Один из самых примечательных можно увидеть в храмовой архитектуре Хойсала на юге Индии. Он характеризуется вниманием к изысканным деталям и искусным мастерством, отраженным также в его храмовой скульптуре с чувственными изображениями женской красоты.