Культура древней сирии: История и культура — Сирия
Культура Сирии
Культура Сирии
В материальной культуре сирийцев сохраняется немало традиционного. Старинные орудия сирийских земледельцев — это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздями доска либо каменный каток для молотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мельницы или речные жернова для размола зерна.
Ирригационных приспособлений два — нория и насба. Нория — большое деревянное колесо, обод которого снабжен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу реки или канала и приводится в движение напором воды; при этом ковши, находясь внизу, наполняются, а вверху выливают воду в желоб ведущий к оросительному каналу. Насба — большой кожаный бурдюк с веревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, скорость течения которых недостаточна для вращения нории. Тягловые животные — верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у оседлого населения — подчас запрягаются в двухколесную арбу.
Типы крестьянских жилищ разнообразны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных районах — из камня на глиняном или известковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина чего — малоземелье феллахов, экономящих каждый клочок земли. На глинобитном полу дома — сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отверстие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяками и одеялами, медной, глиняной посудой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару — на плоских кровлях домов, где не так душно.
Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников — шерстяной шатер общеарабского типа.
Традиционный тип городского жилища — каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоративными и фруктовыми деревьями. В богатых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса — ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из железобетона, с большими, из 5-7 комнат квартирами, так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состоятельного горожанина выдержана обычно в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения.
Одежда
Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых рубахах — кунбаз или в более коротких рубахах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевника: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехваченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встречаются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестьяне, реже — горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно определить, из какого района ее владелец. Женский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и головного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин — разноцветные и вышитые платья, кофты, безрукавки, цилиндрические шапочки, покрывала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и женщины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно.
Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бедных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается баранина, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее включают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень популярны у сирийцев орехи, а также восточные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало.
Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35-40 лет. Наряду с гражданским браком существует религиозный, по мусульманскому обряду. Обряды бракосочетания обставляются с большой торжественностью.
В городах после выполнения религиозного ритуала бракосочетания или регистрации брака жених из состоятельной семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветными лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее дальним маршрутом к себе домой, где продолжается торжество.
Как правило, сирийские семьи многочисленны: в каждой 3-5 детей. Мать обычно не работает и занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Дети воспитываются в духе почитания родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово мужчины (мужа, отца) — закон для семьи. Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с детьми.
В городах по вечерам до глубокой ночи можно наблюдать семьи за ужином и чаепитием на балконах своих домов или в многочисленных кафе под открытым небом, в ресторанах и лавочках, где играют в шашки, нарды и другие игры, пьют кофе, чай, соки, курят кальян, перебирают четки.
Система школьного образования в Сирии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако имеются школы с богословским уклоном.
В стране несколько высших учебных заведений: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский высший технологический институт. В Дамасском университете 12 факультетов.
В Дамаске находится Арабская академия наук, основанная в 1919 г. Ее сотрудники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, координируя свою деятельность с академиями в других арабских странах.
Находясь на перекрестке путей, в гуще исторических событий, всегда открытая и дружелюбная, Сирия, как губка, впитывала все, что привносили в нее многочисленные народы: египтяне, хетты, митанцы, ассирийцы, вавилонцы, финикийцы, византийцы, римляне, крестоносцы, турки, арабы и французы. Каждый из народов окрасил культуру Сирии яркими неповторимыми красками. Но, безусловно, наибольшее влияние оказала главенствующая в арабском мире религия – ислам.
Литература и фольклор.
Территория современной Сирии стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Здесь родилась одна из первых форм письменности – угаритская. Сирийские деятели науки и искусства внесли весомый вклад в развитие эллинистической и римской культуры.
Золотой век сирийской литературы приходится на IV – VI вв. н.э. Можно отметить работы богослова Ефрема Сирина, оказавшие влияние и на древнерусскую христианскую литературу.
Постепенно, начиная с семнадцатого века сирийский язык вытесняется арабским, а Сирия становится центром поэзии арабского мира. С этим временем связаны имена таких просветителей, как Абу-ль-Аля аль-Маарри, Абу Таммам, Абу Фирас аль-Хамдани, Григорий Абу-ль-Фарадж Бар-Хебрайа.
Несомненно, многим известны занимательные и поучительные истории из Альф Лэйла уа Лэйла («Тысяча и одна ночь».), рассказанные Шахерезадой. В составлении некоторых их них принимали участие сирийские сочинители.
После установлении власти французов сирийская литература попала под влияние западной культуры. Появились новые жанры. В период подъема национально-освободительного движения многие поэты обличали французские и немецкие власти.
В середине двадцатого века в литературе Сирии, как и во всем мире, главенствовало реалистическое направление, связанное с именами Аль-Уджейли, Аль-Идлиби, Уидад Саккакини, Фадильас-Сибаи и др. Литература – это отражение истории страны. В 60-70 гг. с ростом патриотического движения, происходящего на Ближнем Востоке, появляются писатели, прекрасно раскрывающие эту тему в своих произведениях. Такие имена, как Гада Аль-Самман, Тамер Закарийя, Ж.Салем, Низар Тауфик Каббани, Хана Мина, Али Джунди, много значат для каждого сирийца.
Современная литература Сирии является одной из наиболее развитых в арабском мире. Ряд произведений современных сирийских авторов переведен на русский язык.
Современная сирийская литература, зародившаяся во второй половине прошлого века, является частые арабской литературы, понимаемой как совокупность литератур всех арабских стран, объединенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством классического культурного наследия.
Современные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показывают жизнь простых людей, тружеников города и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.
Наряду с письменными записями в среде кочевников и крестьян сохраняются традиции устного творчества. До появления радио и телевидения по вечерам во всех сирийских кафе не было свободных мест – люди приходили послушать хакавати. Их истории были о воинах, героях и королях, о любви и дружбе, доблести и предательстве и заканчивались, как у Шахерезады, на самом интересном месте, поэтому люди с нетерпением ждали следующего вечера, чтобы услышать продолжение истории. Мест, где сегодня можно послушать хакавати, осталось не много, но одно из них – знаменитое кафе в Дамаске – «Науфара» на Qayamariya street.
Музыка.
Сирийская народная музыка, подобно любой другой арабской, основана на музыкальных балладах, в которых поется о любви и чести, семье и стране. Классическая арабская музыка исполняется на ауде, древнем струнном инструменте, похожем на лютню, в аккомпанементе маленького барабана и флейты.
Муващщах – форма стихотворного песнопения (по принципу вопрос – ответ), пришла из Андалусского халифата и прочно закрепилась в стране. Известным центром этого творчества по праву считается Алеппо. Муващщах является важнейшим элементом в суффическом ритуале – зикр. Известный певец Муващщах Сабах Фахри, золотой голос Сирии, включен в Книгу рекордов Гинесса за исполнение им безостановочное пение в течение 10 часов. В исполнении муващщах участвуют ауд, каман (щипковая скрипка), канун (гусли), дарбаке (там-там) и дафф (бубен).
Из народных танцев очень популярен дабке (танец ритмичных чеканных шагов). Взявшихся за руки людей, танцующих в дабке, нетрудно увидеть не только во время народных празднеств, но и на любой дискотеке. Не стойте в стороне, беритесь за руки и начинайте учить движения – весьма увлекательное занятие. Устоять на месте во время исполнения дабке крайне трудно.
Можно с уверенностью утверждать, что ни одна современная арабская мелодия не обошлась без заимствований из классической арабской музыки. Здесь, так же как и в других направлениях сирийской культуры, сказывается сильное влияние традиций, основанных в исламе. Из нынешних сирийских исполнителей, прославившихся на весь арабский мир наиболее известны Джордж Уасуфф и Асала Насри.
Театр.
Первые театры стали появляться во второй половине XIX в. Отцом-основателем сирийского сценического искусства стоит считать талантливого драматурга и композитора Абу Халиля Каббани, который многое сделал для развития сирийской оперетты. Из-за политических конфликтов и военных действий в регионе развитие театра как такового задержалось почти на столетие. Лишь в 1960 годы во время недолго периода мира, был создан Национальный театр. В его стенах ставятся пьесы не только европейских драматургов, но и сирийских авторов, получивших широкую известность в театральных кругах: Мамдух Удван, Сааделлах Ваннус, Хани Аль-Рахиб, Мухаммад Аль-Магут, Нихад Сервис.
В Дамаске есть также кукольный театр. В консерватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов.
Кино
Первый показ в истории страны состоялся в 1908 году в одном из кафе Алеппо. В 916 году турецкая администрация открыла свой первый кинотеатр в Дамаске, который сгорел, не простояв и месяца. Потребовалось еще целых 12 лет, чтобы свет увидел первый сирийский фильм «Невиновный подозреваемый» 1928г.).
В целом процесс производства полнометражных фильмов в Сирии развит слабо, сирийская национальная кинокомпания выпускает в год всего несколько кинолент, но сирийские «мыльные оперы» пользуются большим спросом в арабских странах еще с семидесятых годов. Один из последних сериалов «Баб аль-Хара».
В кинотеатрах преобладают фильмы европейского и американского производства, но большинство сирийцев предпочитают индийские и египетские ленты.
В Дамаске уже 15 лет проходит ежегодный международный кинофестиваль, имеющий огромное значение для культурной жизни Сирии. В рамках фестиваля проходят премьерные показы работ не только сирийских режиссеров, но и кинематографистов со всего мира.
Архитектура.
Каждый, кто первый раз попадает на Восток, мечтает оказаться в гостях у Шахерезады, пройтись по узким улочкам старых арабских городов. Неповторимая атмосфера лабиринтов старых кварталов возвращает путешественника в прошлое, словно машина времени.
Несмотря на то, что планировка древних городов на Востоке в основном типична: крепостная стена с воротами, окружающая цитадель правителя, мечети и торговые ряды, — каждый имеет свою особенность.
Самые древние города имели строгое число ворот, ориентированных по четырем сторонам света. Это проявление древних верований и способ ориентации на местности. Позднее, осознав неудобство подобного расположения ворот, их стали строить на дорогах, ведущих к большим городам – признак развития торговли.
Внешнему оформлению домов как в древние времена, так и сегодня внимания уделяется мало. Но скромно оформленные, обветшалые, иногда недостроенные фасады зданий скрывают за своими порой даже неоштукатуренными стенами целые «восточные дворцы». Традиция невыпячивания своего богатства наружу заложена еще с османских времен, периода расцвета городского строительства. Внутренняя планировка арабских домов достаточно однотипна – жилые и подсобные помещения строятся таким образом, чтобы внутри получался открытый небу двор. Но иногда, войдя в скромные ворота, можно увидеть чуть ли не Сады Семирамиды.
Дома в Сирии строились всерьез, основательно и надолго для проживания нескольких поколений одной большой семьи. Поэтому в них проектировалось большое количество комнат, иногда более тридцати. Жилые помещения располагались на 2-3 этажах вокруг большого внутреннего дворика с фонтаном в центре в окружении цитрусовых деревьев, винограда, жасмина и цветов. Персидские ковры застилали полы. Особое внимание уделялось ливану (айван) – месту для приема гостей – сводчатой, с высокими потолками, глубокой нише во внутреннем дворике, где гости, расположившись на шелковых подушках, наслаждаясь напитками и сладостями, вели неспешную беседу с хозяевами.
Внутреннему убранству домов придавалось огромное значение – красивые орнаменты, резьба, скульптуры, мозаика, витражи, красочная роспись стен можно и сейчас увидеть в сотнях старинных домов, переделанных под рестораны, отели и музеи.
Сегодня так почти не строят из-за экономии и места и финансов. Современная массовая застройка типична для стран Средиземноморья: прямоугольный каменный или деревянный дом с большой крышей – террасой, закрытой от людских глаз. В большие города пришла западная архитектура – многоэтажные дома-высотки. Лишь кочевники-бедуины продолжают жить в черных или серых палатках из козьей шерсти, брезента или домах, сложенных из камней и глины.
Религиозная архитектура Сирии четко выражает требования веры и потребности прихожан, будь то христиане или мусульмане, в определенную эпоху строительства. Небольшие христианские церкви по соседству с огромными, часто в несколько тысяч квадратных метров мечетями, наглядно демонстрируют число приверженцев той или иной веры.
Многочисленные мечети выдержаны в арабском стиле Мечети, построенные в начале исламской эры, больше похожи на крепости, окруженные глухими стенами, представляя собой преграду, скрывавшую то, что внутри. Сама мечеть – это прямоугольное здание с куполом, который венчает полумесяц. В больших мечетях обязательно имеется внутренний двор, окруженный галереями, в котором располагается фонтан для омовения. К мечети пристраивают минареты (от арабского светиться). В эпоху становления ислама, с них не только сообщалось верующим о сборе на молитву, но и они служили маяками или сигнальными башнями. Первые минареты начали строить именно в Сирии. Их общее число должно быть меньше, чем в Запретной мечети в Мекке, где всего девять минаретов.
В оформлении мечети вы не встретите изображения ни человека, ни животных, это запрещено исламом. Максимальное украшение молельного зала — витиеватые узоры, напоминающие растения, геометрические фигуры и выполненные на камне или дереве куфические надписи изречений из Корана. Если христианский храм возводится согласно сторон света, то мечеть обязательно ориентирована по отношению к Мекке. Каждая стена, определяющая это направление, отмечается пустой богато украшенной нишей – михрабом. В главном молитвенном зале, справа от михраба, располагается минбар – высокое кресло на постаменте с крутой лестницей, именно с него по пятницам имам читает проповеди.
Меньшая популярность в Сирии учения Христа, нежели Муххамада, отразилась на малочисленности христианских церквей и соборов. Тем не менее, нельзя не отметить искусство мастеров камня в церквях Дамаска, фрески в Маар Мусе, монастырь святого Симеона Столпника под Алеппо и, конечно же, эффектную Маалюлю, источающую вселенское спокойствие.
Изобразительное искусство.
Современное изобразительное искусство начало складываться в 1930-е годы. Для него характерно стремление сохранить традиционные черты национального творчества, что особенно сказывается в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Вместе с тем заметно влияние и западного искусства. Основное направление в живописи последних лет — импрессионизм. Однако среди сирийских художников встречаются и представители кубизма, сюрреализма и т. д. Неуклонно растет число сторонников лозунга «искусство для жизни». Появляются произведения, в которых воплощаются национальные чаяния народа. В пейзажах, исторических и бытовых картинах чувствуется глубокий патриотизм. В сентябре 1971 г. в Дамаске состоялась первая выставка сирийских художников. Наиболее известны из них Назем Джафари, Мишель Кирши, Миляд Шаеб, Наими Исаил, Мамдух Кашляй, Фатех Мударрес.
Народные промыслы.
Одно из широко известных направлений сирийского искусства – традиционные ремесленные товары, изготавливаемые на протяжении веков.
Текстильные и кожевенные мастерские выпускают национальную одежду, обувь, скатерти, подушки, ковры и пледы. Особенно ценится вышивка сирийских рукодельниц, известная на весь Ближний Восток. В последние годы многие сирийские дизайнеры используют вышивку для украшения своих нарядов.
С давних времен дамасские ткани пользовались большим спросом не только у арабских, но и европейских и китайских торговцев. Декоративные мотивы включают изображения деревьев, цветов, перышек, волн и геометрических зигзагов или треугольников, используются красный, фиолетовый, розовый, каштановый цвета с яркими дополнениями зеленых, оранжевых и золотых оттенков.
Пользуясь своими собственными запасами глины, сирийские умельцы тысячелетиями изготавливали прекрасную глиняную и керамическую посуду. Первые изделия предназначались для хранения продуктов питания, воды и оливкового масла. Количество глиняных изделий в Сирии в древние времена было столь велико, что до сих пор на территории многих удаленных от столицы исторических памятников их осколки никто уже и не собирает.
История производства изделий из стекла насчитывает ни один век. С конца XIIв. Начался расцвет производства дорогих изделий из стекла – ваз, сосудов, светильников, лам, колб и кальянов. Центрами их изготовления были Алеппо, Дамаск, а также Ракка. Зеленоватое или цветное стекло расписывали синей и красной эмалью, украшали позолотой – сирийские ремесленники достигли невероятного уровня мастерства в изготовлении стеклянной продукции. Они усовершенствовали технику резьбы по стеклу, а также научились делать рисунки в толще стекла. Орнаментальные полосы включали пожелания владельцам и тексты из Корана. Восточное расписное стекло, популярное в странах Европы, называлось там дамасским, хотя его изготавливали на всем Ближнем Востоке.
Из дерева сирийским умельцам удается сделать неповторимой красоты мебель и предметы интерьера, инкрустированные перламутром.
Другим видом прикладного искусства является обработка металла. Медные, латунные, бронзовые панно, бытовые предметы, статуэтки, лампы и светильники с вставками из цветного стекла – все это вы найдете на местных базарах. А изделия из знаменитой на весь мир дамасской стали, увы, встречаются только в музеях.
Искусство бедуинов Сирии представлено серебряными украшениями, красочными тканями и холодным оружием.
Культура Сирии
Главная » Страны » Азия » Сирия
Сирия
Автор Кирсанов Дмитрий На чтение 3 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано
Анализ понятия культура Сирии сразу дает понять, что мы имеем счастье коснуться стародавних памятников архитектуры, наблюдать смену и расцвет разнообразных культур, очень запутанно переплетшихся между собой в культурном наследии страны.
Анализ понятия культура Сирии сразу дает понять, что мы имеем счастье коснуться стародавних памятников архитектуры, наблюдать смену и расцвет разнообразных культур, очень запутанно переплетшихся между собой в культурном наследии страны.
Содержание
- Страдающая культура Сирии
- Религия Сирии
- Экономика Сирии
- Наука Сирии
- Искусство Сирии
- Кухня Сирии
- Обычаи и традиции Сирии
- Спорт Сирии
Страдающая культура Сирии
Вся история страны неоднородна и насыщена конфликтами. Культура Сирии связана с постоянной сменой завоевателей, каждый из которых привнес свою лепту в ее формирование и развитие. Несмотря ни на какие перипетии, культура государства просто обязана быть сохранена для потомков.
Религия Сирии
Преобладающее большинство населения (90 %) считают, что религия Сирии ислам. Жители, исповедующие ислам подразделяются на суннитов (70 %) и более малочисленные течения, такие как шииты-двунадесятники, исмаилиты и алавиты. В стране также присутствуют различные течения христианства.
Экономика Сирии
Государство стремиться контролировать ведущие отрасли экономики. Основной доход экономика Сирии получает от продажи нефти и продуктов ее переработки, развита добыча газа, фосфатов, электроэнергетика. Сельскохозяйственное производство – животноводство, хлопководство, выращивание овощей и фруктов. На сегодняшний день Сирия вновь претерпевает экономический спад из-за конфликтной ситуации в стране и введенных санкций.
Наука Сирии
Образование и наука Сирии развиваются не так активно, как хотелось бы. На территории государства действует четыре университета, старейший находится в Дамаске. Высшее образование студенты в основном получают за границей. Такое положение вещей конечно же в своей основе имеет нестабильную ситуацию в стране.
Искусство Сирии
Начиная со средних веков свое выражение исламское искусство Сирии в основном нашло в архитектуре. Изображение животных и людей в исламе запрещено, именно поэтому произведения скульптуры и живописи сохранились со времен до прихода мусульман. С периода колонизации Францией наблюдается отпечаток западной культуры. Красивейшие ткани, инкрустированные предметы личного пользования и интерьера, серебряные украшения и холодное оружие характеризуют декоративно прикладное искусство Сирии. Шедевром также можно назвать каллиграфию в священных письменах. Однако древняя история Сирии сохранила для нас и множество мегалитических достопримечательностей. И все это делает туризм Сирии очень привлекательным.
Кухня Сирии
Даже самым требовательным ценителям вкусной пищи кухня Сирии точно придется по вкусу. География Сирии повлияла на смесь традиций и культур и в гастрономии сформировала самобытную изобилующую самыми разнообразными блюдами кухню. Мясные блюда предпочитаются из ягненка, баранины, птицы. Большое количество приправ и оливкового масла, кисломолочные и зерновые блюда, свежие овощи присутствуют в ежедневном рационе сирийцев. Традиционно трапеза завершается пахлавой и горячим сладким кофе или чаем.
Обычаи и традиции Сирии
Замечательное гостеприимство сирийцев является следствием вековой жизни в условиях пустыни, где человек не выживет без воды и крова. Обычаи и традиции Сирии не позволяет путнику отказаться от приглашения в гости на чашку чая, это может быть расценено, как обида. Привлекательна такая музыкальная традиция, как пение мужчин речитативом для аккомпанемента танцовщицам, исполняющим танец живота.
Спорт Сирии
Сирийцев привлекают занятия футболом, баскетболом и боксом. Футбольный спорт Сирии представлен четырьмя клубами.
Тест: Проверь себя, насколько хорошо ты знаешь достопримечательности мира
Проверь себя, насколько хорошо ты знаешь достопримечательности мира
Посмотреть другие тесты
Подпишись на новости туризма от Travel247 и читай их в Яндекс и Google!
Яндекс Новости | Google Новости |
Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Древняя Сирия — Энциклопедия всемирной истории
Сирия — страна, расположенная на Ближнем Востоке на берегу Средиземного моря и граничащая с севера и запада с Турцией, Ираком, Иорданией, Израилем и Ливаном. Это один из старейших населенных регионов мира, где археологические находки датируют первое человеческое жилище ок. 700 000 лет назад. В пещере Дедерия недалеко от Алеппо был обнаружен ряд важных находок, таких как кости, что указывает на то, что в то время в этом регионе жили неандертальцы, и свидетельствует о постоянном заселении этого места в течение значительного периода времени.
Появляются первые свидетельства существования современных людей c. 100 000 лет назад, о чем свидетельствуют находки человеческих скелетов, керамики и грубых орудий труда. Похоже, что по всему региону происходили массовые миграции, которые затронули различные сообщества, но, поскольку письменных свидетельств того периода нет, неизвестно, почему они произошли, если они действительно произошли. Об этих миграциях свидетельствуют археологические находки по всему региону, показывающие значительные изменения в производстве керамики и инструментов, найденных в разных местах. Однако эти события можно было бы так же легко объяснить культурным обменом между племенами в регионе или просто схожими изменениями в производственном процессе, а не крупномасштабной миграцией. Историк Соден отмечает, что
Удалить рекламу
Реклама
Ученые стремились вывести особенно важные события, например, народные миграции, из культурных изменений, которые можно прочитать в археологических находках, особенно в керамических материалах… Тем не менее, могут быть частые и существенные изменения в керамическом стиле, даже если другие люди вышла на сцену. (13)
Считается, что изменение климата в этом районе c. 15 000 лет назад, возможно, люди отказались от образа жизни охотников-собирателей и начали заниматься земледелием, или что мигрирующие племена привнесли сельское хозяйство в разные регионы. Соден пишет: «Мы называем «доисторическими» те эпохи, в которые еще ничего не было записано, не предполагая тем самым, что события большого значения еще не произошли» (13). Значение теории массовой миграции состоит в том, что она объясняет, как сельское хозяйство получило столь широкое распространение в регионе, но, опять же, эта теория далеко не доказана. Однако ясно, что аграрная цивилизация процветала в этом регионе еще до приручения животных c. 10000 г. до н.э.
Сирия была важным торговым регионом с портами на Средиземном море, который ценился рядом месопотамских империй.
Имя и ранняя история
В своей ранней письменной истории этот регион был известен месопотамцами как Эбер Нари («за рекой») и включал в себя современные Сирию, Ливан и Израиль (вместе известные как Левант). Эбер Нари упоминается в библейских книгах Ездры и Неемии, а также в отчетах писцов ассирийских и персидских царей. Некоторые ученые утверждают, что современное название Сирии произошло от привычки Геродота называть всю Месопотамию «Ассирией», а после падения Ассирийской империи в 612 г. до н. э. западная часть продолжала называться «Ассирией» до тех пор, пока после империи Селевкидов, когда она стала известна как «Сирия». Эта теория была оспорена утверждением, что название происходит от древнееврейского, а жители этой земли назывались евреями «Сирионами» из-за металлических доспехов их солдат (99). 0021 siryon ‘означает доспехи, особенно кольчугу, на иврите). Существует также теория, согласно которой «Сирия» происходит от сиддонского названия горы Хермон — «Сирион», — которая разделяла регионы северного Эбер-Нари и южной Финикии (современный Ливан, частью которого был Сидон). предположили, что это название происходит от шумерского «Сария», которым называли гору Хермон. Поскольку названия «Сирион» и «Сария» не были бы известны Геродоту, а его Истории оказали такое огромное влияние на более поздних писателей древности, что наиболее вероятно, что современное название «Сирия» происходит от «Ассирия» (которое происходит от аккадского «Ашур» и обозначало главное божество ассирийцев), а не от Еврейские, сиддонские или шумерские слова.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Ранние поселения в этом районе, такие как Телль-Брак, датируются как минимум 6000 г. до н.э. Давно известно, что цивилизация зародилась в южной Месопотамии в районе Шумера, а затем распространилась на север. Однако раскопки в Телль-Браке поставили под сомнение эту точку зрения, и ученые расходятся во мнениях относительно того, действительно ли цивилизация зародилась на севере или же могло происходить одновременное развитие в обеих областях Месопотамии. Однако утверждение о том, что, по словам ученого Сэмюэля Ноя Крамера, «история начинается в Шумере», по-прежнему наиболее широко признано из-за уверенности в присутствии так называемого народа убайдов в южной Месопотамии до возникновения сообщества на севере, такие как Телль-Брак. Эти дебаты будут продолжаться до тех пор, пока не будут обнаружены более убедительные доказательства более раннего развития на севере, и в настоящее время обе стороны в споре предлагают то, что кажется убедительным доказательством их соответствующих утверждений. До открытия Телль-Брака (впервые раскопанного Максом Маллоуэном в 1937/1938 г. н.э.), не было никаких сомнений относительно происхождения цивилизации в Месопотамии, и вполне возможно, что будущие находки в современных странах, которые когда-то были Месопотамией, помогут решить этот вопрос, хотя свидетельства того, что цивилизация зародилась в Шумере, кажутся гораздо более достоверными. окончательный на данный момент.
Замок Пальмира
djtomic (CC BY-NC-SA)
Двумя наиболее важными городами в древней Сирии были Мари и Эбла, оба основанные после городов Шумера (Мари в 5-м и Эбла в 3-м тысячелетии до н.э.) и оба использовали шумерскую письменность, поклонялись шумерским божествам и одевались в шумерские мода. Оба этих городских центра были хранилищами обширных коллекций клинописных табличек, написанных на аккадском и шумерском языках, которые записывали историю, повседневную жизнь и деловые операции людей и включали личные письма. Когда Эбла была раскопана в 19В 74 г. н.э. было обнаружено, что дворец сожжен, и, как и в случае со знаменитой библиотекой Ашшурбанипала в Ниневии, огонь испек глиняные таблички и сохранил их. В Мари, после его разрушения Хаммурапи из Вавилона в 1759 г. до н.э., таблички были погребены под обломками и оставались нетронутыми до их открытия в 1930 г. н.э. Вместе таблички Мари и Эбла дали археологам относительно полное представление о жизни в Месопотамии в 3-м тысячелетии до нашей эры.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Сирия и империи Месопотамии
Оба города были основаны ок. 4000-3000 гг. до н.э. и были важными центрами торговли и культуры к 2500 г. до н.э. Саргон Великий (2334-2279 гг. до н.э.) завоевал этот регион и присоединил его к своей Аккадской империи. Кто Саргон, его внук Нарам-Син или сами эбалиты первыми разрушили города во время аккадского завоевания, является предметом споров, которые продолжаются уже несколько десятилетий, но оба города понесли значительный ущерб во времена Аккадской империи и снова возродились. под контролем амореев после падения Аккадской империи во втором тысячелетии до нашей эры. Именно в это время Сирия стала известна как Земля Амурру (Аморреев). Амореи продолжали бы называть эту землю своей и совершать вторжения в остальную часть Месопотамии на протяжении всей ее истории, но регион Сирии также постоянно вырывался из-под их контроля. Поскольку он был признан важным торговым регионом с портами на Средиземном море, его ценили череда месопотамских империй. Хурритское королевство Миттани (ок. 1475–1275 до н. э.) первым захватило этот район и построило (или перестроило) город Вашуканни в качестве своей столицы. Они были завоеваны хеттами во времена правления хеттского царя Суппилулиумы I (1344–1322 гг. до н. э.), который посадил хеттских правителей на трон Митанни.
Карта Месопотамии, 2000–1600 гг. до н. э.
P L Kessler (авторское право)
Египет давно имел торговые отношения с Сирией (археологические находки в Эбле подтверждают торговлю с Египтом еще в 3000 г. до н.э.) и провел ряд сражений с хеттами за контроль над регионом и доступ к торговым путям и портам. Суппилулиума I захватил Сирию до завоевания Митанни и со своих баз совершил там набеги на побережье по всему Леванту, угрожая границам Египта. Поскольку силы хеттов и египтян были равны по силе, ни один из них не мог одержать верх, пока Суппилулиума I и его преемник Мурсилли II не умерли, а цари, пришедшие после них, не могли поддерживать такой же уровень контроля.
Удалить рекламу
Реклама
Знаменитая битва при Кадеше в 1274 г. до н. э. между египтянами и хеттами за торговый центр Кадеш в Сирии закончилась вничью.
Знаменитая битва при Кадеше в 1274 г. до н. э. между египтянами и хеттами за торговый центр Кадеш в Сирии закончилась вничью. Хотя обе стороны заявили о своей победе, ни одна из них не достигла своей цели, и это, скорее всего, было отмечено другой силой, растущей в регионе: ассирийцами. Ассирийский царь Адад Нирари I (1307-1275 гг. до н.э.) уже изгнал хеттов из региона, ранее принадлежавшего Митанни, а его преемник Тикульти-Нинурта I (1244-1208 гг. до н.э.) нанес решительное поражение хеттским силам в битве при Нихрии c . 1245 г. до н.э. Затем амореи попытались установить контроль после падения хеттов и в течение следующих нескольких столетий приобретали и теряли позиции перед ассирийцами, пока Среднеассирийская империя не пришла к власти, не завоевала регион и не стабилизировала его. Эта политическая стабильность была нарушена вторжениями народов моря и крахом бронзового века c. 1200 г. до н.э., и регионы Месопотамии перешли из рук в руки с различными вторгшимися силами (например, завоевание эламитами Ура в 1750 г. до н.э., положившее конец шумерской культуре). Эта нестабильность в регионе продолжалась до тех пор, пока ассирийцы не обрели господство с подъемом Неоассирийской империи при царе Ададе Нирари II (9 г.12-891 г. до н.э.). Ассирийцы расширили свою империю по всему региону, вплоть до Леванта, и, в конечном счете, контролировали сам Египет.
После падения Ассирийской империи в 612 г. до н. э. Вавилон взял под свой контроль регион и установил контроль к северу и югу от своего города, завоевав Сирию и уничтожив Мари. Историк Пол Кривачек пишет, что после завоевания Ассирии Вавилоном «западная половина ассирийских владений по-прежнему называлась провинцией Ассирии — позже, потеряв начальную гласную Сирию. Персидская империя сохранила то же имя, как и империя Александра и ее преемница государство Селевкидов, а также Римская империя, которая была ее наследницей» (207). В то время арамеи составляли большинство в Сирии, и их алфавит, который был принят ассирийским царем Тиглатпаласаром III, чтобы заменить аккадский в империи, обеспечил письменную историю региона. Финикийцы до этого времени оккупировали прибрежные районы Сирии, и их алфавит, слившийся с арамейским (вместе с заимствованными из аккадского языка словами), стал письменностью, унаследованной греками.
Табличка о потопе из эпоса о Гильгамеше
Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)
Сирия и Библия
90 002 Вавилон владел регионом с 605 по 549 год до н. э. до персидского завоевания и подъема империи Ахеменидов (549–330 до н. э.). Александр Македонский завоевал Сирию в 332 г. до н. э., а после его смерти в 323 г. до н. э. регионом правила империя Селевкидов. Следующей крупной державой была Парфия, пока, ослабленная неоднократными нападениями скифов, их империя не пала. Тигран Великий (140-55 г. до н.э.) из Армянского королевства в Анатолии был встречен народом Сирии как освободитель в 83 г. до н.э. и удерживал землю как часть своего царства, пока Помпей Великий не взял Антиохию в 64 г. до н.э. и не аннексировал Сирию. как римская провинция. Он был полностью завоеван Римской империей в 115/116 г. н.э. Амореи, арамеи и ассирийцы составляли в то время большую часть населения и оказали значительное влияние на религиозные и исторические традиции Ближнего Востока. Историк Кривачек, цитируя работу ассириолога профессора Генри Саггса, пишет:
Удалить рекламу
Реклама
Потомки ассирийских крестьян, если позволяла возможность, строили новые деревни на месте старых городов и вели земледельческую жизнь, помня традиции прежних городов. Через семь-восемь веков и после разных перипетий эти люди стали христианами. Эти христиане и разбросанные среди них иудейские общины не только сохранили память о своих ассирийских предшественниках, но и объединили их с традициями из Библии. Библия действительно стала мощным фактором в сохранении памяти об Ассирии. (207-208)
Историк Бертран Лафон среди прочих отмечал «параллели, которые иногда очевидны между содержанием табличек в Мари и библейскими источниками» (Боттеро, 140). Кривачек, Боттеро и многие более старые ученые и историки с момента открытия в 19 веке н.э. большей части древней Месопотамии и находки табличек в Эбле в 20 веке неоднократно писали о прямом влиянии месопотамской истории на библейские повествования, так что в С этой точки зрения нет никаких сомнений в том, что такие популярные истории, как падение человека, Каин и Авель, великий потоп и многие другие библейские истории, возникли в месопотамских мифах. Также нет сомнений в том, что образец монотеизма, проиллюстрированный в Библии, существовал ранее в Месопотамии через поклонение богу Ашшуру, и что эта идея единого, всемогущего божества была бы одной из причин утверждения (которое было оспаривается), что ассирийцы первыми приняли христианство и основали христианское царство: потому что они уже были знакомы с идеей вездесущего, трансцендентного бога, который мог проявляться на земле в другой форме. Кривачек поясняет это письменно:
Это не означает, что евреи заимствовали представление о едином всемогущем и вездесущем Боге у ассирийских предшественников. Просто их новая теология была далека от совершенно революционного и беспрецедентного религиозного движения. Иудео-христианско-исламская традиция, зародившаяся на Святой Земле, не была полным разрывом с прошлым, а выросла из религиозных представлений, которые уже овладели Северной Месопотамией позднего бронзового и раннего железного веков, мировоззрением Ассирийского царства. , которая распространит свою веру, а также свою власть по всей Западной Азии в течение следующих столетий. (231)
Это наследие принадлежало жителям Сирии, которые, как утверждается, могли повлиять на изображения царей, сражений и событий, записанных в Ветхом Завете, и даже на видение воскресшего бога, данное в Новом Завете. Савл из Тарса, который позже стал апостолом Павлом, а затем Святым Павлом, был римским гражданином Тарса в Сирии, который утверждал, что видел видение Иисуса по пути в Дамаск (также в Сирии). Первый крупный центр христианского мира возник в Сирии, в Антиохии, и из этого города были начаты первые евангельские миссии. Такие ученые, как Хайам Маккоби (а ранее Генрих Грец в его История евреев ) предположили, что апостол Павел синтезировал иудаизм и месопотамские — особенно ассирийские — тайные религии, чтобы создать религию, которая стала известна как христианство. Если принять эти утверждения, то панвавилонизм (историческая точка зрения, согласно которой Библия происходит из месопотамских источников) обязан своим существованием жителям Сирии, которые способствовали распространению месопотамской культуры.
Цитадель Алеппо
Меморино (CC BY-SA)
Рим, Византийская империя и ислам
Сирия была важной провинцией Римской республики, а затем Римской империи. И Юлий Цезарь, и Помпей Великий благосклонно относились к этому региону, и после подъема империи он считался одним из самых важных регионов благодаря своим торговым путям и портам на Средиземном море. В Первой иудейско-римской войне 66-73 гг. н.э. сирийские войска сыграли решающую роль в битве при Бет-Хороне (66 г. н.э.), где они попали в засаду иудейских повстанческих сил и были убиты. Римляне высоко ценили сирийских воинов за их мастерство, храбрость и эффективность в бою, а потеря легиона убедила Рим в необходимости направить все силы римских вооруженных сил против повстанцев Иудеи. Восстание было жестоко подавлено Титом в 73 г. н.э., что привело к огромным человеческим жертвам. Сирийская пехота также участвовала в подавлении восстания Бар-Кохбы в Иудее (132-136 гг. н.э.), после которого император Адриан изгнал евреев из региона и переименовал его в Сирию Палестину в честь традиционных врагов еврейского народа.
Удалить рекламу
Реклама
Три более поздних императора были сирийцами по рождению: Элагабал (годы правления 218–222 гг. н. э.), Александр Северус (годы правления 222–235 гг. н. э.) и Филипп Араб (244–249 гг. н. э.). Император Юлиан (361–363 гг. н. э.), последний нехристианский император Рима, уделял особое внимание Антиохии как христианскому центру и безуспешно пытался смягчить религиозную рознь между язычниками и христианами в регионе, который он невольно разжигал. . После падения Западной Римской империи Сирия стала частью Восточной, или Византийской, империи и продолжала оставаться важным центром торговли и коммерции. В 7 веке нашей эры ислам начал распространяться по региону благодаря арабским завоеваниям, а в 637 году нашей эры мусульмане победили армии Византийской империи в битве у Железного моста на реке Оронт в Сирии. Это оказалось решающей битвой между византийцами и мусульманами, и после падения и захвата Антиохии Сирия была поглощена Рашидунским халифатом.
Завоевание Омейядов, 7-й и 8-й века н.э.
Romain0 (общественное достояние)
Большинство населения поначалу относительно не пострадало от смены власти с византийцев на мусульман. Мусульманские завоеватели сохраняли терпимость к другим религиям и позволяли продолжать исповедовать христианство. Однако немусульманам не разрешалось служить в армии Рашидун, и, поскольку армия предлагала постоянную работу, большинство населения могло принять ислам просто для того, чтобы найти работу. Эта теория оспаривалась, но большинство населения постоянно обращалось в ислам. Исламская империя быстро распространилась по всему региону, и Дамаск стал столицей, что привело к беспрецедентному процветанию всей Сирии, которая в то время была разделена на четыре провинции для простоты управления. Династия Омейядов была свергнута другой мусульманской фракцией, Аббасидами, в 750 г. н.э., и в то время столица была перенесена из Дамаска в Багдад, что вызвало экономический спад во всем регионе. Арабский язык был провозглашен официальным языком региона Сирии, а арамейский и греческий вышли из употребления.
Новое мусульманское правительство было занято делами по всей империи, и города региона Сирии пришли в упадок. Римские руины и города, сохранившиеся до наших дней, были заброшены, поскольку дамбы отводили воду от ранее жизненно важных населенных пунктов. Древний регион Эбер-Нари теперь стал мусульманской Сирией, и люди будут продолжать страдать от вторгающихся сил различных военачальников и политических фракций, сражающихся за контроль над ресурсами региона в течение следующих нескольких столетий, не обращая внимания на впечатляющую историю земли. сохранение этой истории и этих ресурсов или населения, которое там жило; ситуация, которая продолжает беспокоить регион в различной форме даже по сей день.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Древняя Сирия: история и культура
Введение
Народ Сирии вскоре пострадал от подъема цивилизаций в других местах Ближнего Востока. Уже в 3 -м -м тысячелетии через Сирию пролегали торговые пути, соединявшие два основных центра цивилизации Месопотамию и Египет.
Торговые пути и города
В то время использовались два основных торговых пути. Оба пришли в Сирию из Месопотамии через долину Евфрата, где вырос древний торговый город Алеппо. Затем один из них шел через северную Сирию к побережью, где египетские торговые корабли заходили в порты Угарита и Библоса. Другой путь вел торговцев вниз по долине реки Иордан через Палестину через такие города, как Дамаск и Иерихон.
Вместе с торговлей пришли шумерские влияния. Город Эбла был столицей крупного королевства на северо-востоке Сирии и процветал около 2500 г. до н.э. Это был дом культуры шумерского стиля, хотя язык местного населения был семитским. В руинах дворца было найдено более 15 000 глиняных табличек с клинописью на семитском языке, которые дают подробные сведения о многих аспектах жизни королевства. Ясно только то, что он регулярно воевал с шумерским городом Мари в Месопотамии.
На побережье порт Библоса имел особое значение для египетских торговцев как источник столь необходимого товара — древесины. Его добывали в горах Ливана (собственного леса в Египте было очень мало). Взамен Библос импортировал папирус, популярный материал для письма задолго до появления бумаги. Библос стал настолько прочно ассоциироваться с этим материалом, что в более поздние времена еврейское слово, означающее «книга», произошло от этого города (отсюда и название «Библия», применявшееся к их писаниям).
Ссылка: Карта Сирии ок. 2500 г. до н.э.
Перемены и потрясения
Эбла и северная Сирия попали под власть великого месопотамского правителя Саргона Аккадского и его преемников примерно с 2300 г. до н.э. Эбла действительно была разрушена в это время и восстановлена в меньших масштабах, никогда больше не достигая того значения, которое она имела раньше.
К востоку от Эблы лежала Сирийская пустыня, а веками жившие здесь кочевые племена были амореями. Они начали проникать на запад к концу 39 г.0127 rd тысячелетие, возможно, воспользовавшись разрушением, вызванным завоеваниями Саргона и его преемников. Они зарекомендовали себя как правители таких городов, как Эбла и Алеппо.
Алеппо стал центром важного царства амореев в северной Сирии, с другим царством, основанным на Катне, на юге. Оба были глубоко вовлечены в борьбу между могущественными месопотамскими царствами дальше на восток, попав под влияние, если не под прямой контроль, вавилонской империи Хаммурапи около 1750 г. до н.э.
Митанни
В следующем столетии северная Сирия вместе с западной Месопотамией попала под контроль нового для этого региона народа, Митанни. Митанни на самом деле были хурритами, племенем, давно известным в истории этих краев, которое попало под контроль воинственного индоевропейского правящего класса. Они создали хорошо организованное и милитаристское государство в северной Месопотамии и северной Сирии, которое к ок. 1500 г. до н.э. была одной из ведущих держав на Ближнем Востоке. Он успешно противостоял имперским амбициям Египта Нового царства, подчинил Ассирию вассалитету и получил контроль над такими богатыми торговыми городами, как Угарит и Алеппо.
Южнее, примерно в одно и то же время, хананеи и гиксосы (если они не были одним и тем же народом), близкие родственники амореев и, как и они, скотоводы-кочевники, распространились на оседлые районы Палестины, справа на побережье. Они захватили небольшие города и деревни на земле, которая позже стала известна как Ханаан, и основали небольшие царства, в которых они поселились. На побережье их потомки позже вошли в историю как финикийцы.
См.: Карта Сирии ок. 1500 г. до н.э.
После упадка вавилонского могущества в этом районе северная Сирия стала полем битвы между другими великими государствами Ближнего Востока позднего бронзового века. Первый раунд был между хеттами, базировавшимися в Малой Азии, и митаннийцами.
Долгое время митаннийцы сопротивлялись посягательствам хеттов, но в конце пятнадцатого века до н. э. хеттское царство вступило в новую и агрессивную фазу, представляя растущую угрозу для митаннийцев. В ответ цари Митанни наладили свои отношения с Египтом, но это не смогло их спасти. В 1380 г. до н. э. сильная хеттская армия во главе со своим царем вторглась в царство Митанни и успешно вырвала из-под его контроля огромные участки сирийской территории.
Эта катастрофа дестабилизировала государство Митанни и вызвала череду переворотов, гражданских войн и расколов. В с. 1360 г. до н.э. царь Ассирии Ашур-убаллит I (1365-1330 гг. до н.э.) смог вырваться на свободу, а затем, воспользовавшись слабостью Митанни, занял восточную половину царства. попал под твердый контроль хеттов Митанни исчезли из истории
Между тем, учитывая решающее значение морской торговли для Египта, центром которой был Библос, легко понять, почему цари Египта были вовлечены в попытке закрепить южную Сирию в сфере своего влияния.Южное сирийское побережье и Палестина стали полем битвы между теми, кто правил севером, будь то хетты или митаннийцы, с одной стороны, и Египтом, с другой.0003
Торговля, империализм и дипломатия
Главной целью Египта было обезопасить свои торговые пути с остальным Ближним Востоком, и для этого ему пришлось навязать свою волю множеству маленьких королевств Палестины и сирийского побережья. Большой морской порт Библос стал базой для египетского присутствия в Леванте, и египетские армии часто проводили кампании в этом районе. Они вели крупные войны с северными державами, в том числе одно из самых известных сражений в древней истории, битву при Кадеше, в 129 г. 0 г. до н.э. Это была ничья между египтянами и хеттами, которая привела к проведению четкой демаркационной линии между их сферами влияния.
Письма из Амарны, найденные в королевском архиве и содержащие более 350 дипломатических писем между египетским королем и иностранными правителями, дают захватывающий взгляд на международную арену того времени. Царь Египта относился к могущественным царям Вавилона и хеттам как к равным («братьям»), но для многих мелких вождей и царьков Палестины он был их повелителем.
Хананеи, кажется, были пионерами нового стиля письма, разработав прото-алфавит.
Хаотические времена
Период господства хеттов и египтян ознаменовал расцвет цивилизации бронзового века в Сирии, как и везде. Этому пришел конец в хаосе конца 13 -го -го века. Хеттская империя распалась около 1200 г. до н. э., хотя северная Сирия и юго-восток Малой Азии по-прежнему были покрыты сетью небольших хеттских царств («неохеттов», как их называют современные ученые), центром которых в Сирии был Алеппо. и Каркемиш.
Угарит был разрушен нападавшими с Запада, известными как «народы моря», около 1200 г. до н.э., и Библос также сильно пострадал. Однако на сирийском побережье выдвинулись новые портовые города, особенно Тир и Сидон. Они были домом для хананеев, которых греки стали называть финикийцами. Они сформировали свободную конфедерацию и разбогатели на морской торговле.
Новые народы и царства
В смутные времена в конце 2 -го тысячелетия до н. внутренней территории на севере Сирии. К 1000 г. до н. э. они стали устоявшимися и стабильными королевствами, особенно царством Дамаска. Их богатство помогло финикийским городам побережья, через которые проходила большая часть их торговли, стать процветающими портами.
Южнее в эти смутные времена появились два новых народа. Израильтяне мигрировали в землю Ханаана в неизвестное время, но, вероятно, вскоре после 1200 г. до н.э., принеся с собой свою монотеистическую религию. Примерно в 1050 г. до н.э. они основали королевство. К 1000 г. до н.э. здесь появилась новая царская столица, Иерусалим. Тем временем на побережье филистимляне, одна из групп, составлявших «народы моря», обосновались в группе городов, включая Газу, Ашкелон и Иоппию.
См.: Карта Сирии ок. 1000 г. до н.э.
Финикийцы, арамеи, неохетты и ассирийцы
В этот период и финикийцы, и арамеи приняли прото-алфавит, появившийся у хананеев за несколько столетий до этого. Они адаптировали его по-разному, так что появились два разных алфавитных письма.
Финикийские города-государства, особенно Тир и Сидон, процветали как ведущие торговые державы Средиземного моря. В этом качестве они распространяли ближневосточное «ноу-хау» среди народов дальше на запад. Прежде всего, финикийцы представили грекам алфавитное письмо. Греки добавляли дополнительные буквы для обозначения гласных, прежде чем передать свой алфавит народам Малой Азии и Италии. В Италии он будет преобразован в латинский алфавит, который, по сути, является тем же алфавитом, который используется сегодня в Западной Европе и большей части остального мира.
Внутри страны от финикийцев этот регион покрывал лоскутное одеяло из арамейских и новохеттских царств, таких как Дамаск и Алеппо. С середины 9 века эти царства все больше попадали под власть растущей власти Ассирии, а между 745 и 708 годами до нашей эры одно за другим включались в состав Ассирийской империи. Ассирийцы разрушили Израильское царство в 722 г., и Иудейское царство стало вассальным государством, а великий финикийский город Сидон был стерт с лица земли в 677 г.
Одним из важных результатов завоевания арамейских царств ассирийцами стало то, что ассирийцы приняли арамейский алфавит для использования в повседневных делах. С расширением Ассирийской империи на Ближнем Востоке использование этого алфавита распространилось по всему региону и далеко за его пределами. Версия арамейского алфавита была принята в Индии, став предком большинства индийских письменностей и других письменностей в Центральной Азии и даже в Юго-Восточной Азии.
Новые империи
После падения Ассирии Сирия снова стала полем битвы, на этот раз между новой властью Вавилона и возрождающимся Египтом. Вавилоняне под предводительством Навуходоносора полностью разгромили египтян в битве при Кархемише в 605 г. до н. э., и этот регион перешел под твердый контроль Вавилонской империи. Чуть позже Навуходоносор разрушил Иудейское царство, уведя тысячи его элиты в свою столицу Вавилон.
Сирия перешла в руки новой персидской империи, когда их царь Кир завоевал Вавилон в 539 году.до н.э. Одним из самых известных действий Кира было возвращение изгнанных евреев на их родину и поощрение их к восстановлению их храма в Иерусалиме.
При персидском царе Дарии (правил с 522 по 486 г. до н. э.) вся Сирия вместе с Кипром была организована в одну большую провинцию или сатрапию со столицей в Дамаске. Государства региона стали вассалами персов, им было позволено управлять своими внутренними делами и поддерживать свою торговлю, пока они оставались верными персидскому великому царю (в лице сатрапа Сирии). Персидское правительство использовало финикийцев для строительства, укомплектования персоналом и руководства своим мощным флотом.
См.: Карта Сирии ок. 500 г. до н.э.
Персы дали региону большую долю мира более чем на сто пятьдесят лет. Однако в середине 4 века восстали финикийские города. Поражение восстания закончилось разрушением богатого города Сидона в 345 г. до н.э.
Новая цивилизация
Всего через десять лет Александр Македонский начал завоевание Персидской империи, и к 332 году (после семимесячной осады Тира) Сирия перешла к нему.
В борьбе за контроль над завоеваниями Александра после его смерти в 323 г. до н. э. его полководец Селевк оказался под контролем северной Сирии, а Птолемей, еще один полководец Александра, власть которого базировалась в Египте, взяла под свой контроль юг.
При Селевке и его преемниках (известных как «Селевкиды») северная Сирия вскоре стала центром эллинистической цивилизации. Они основали множество городов в греческом стиле, включая их столицу Антиохию, которая вскоре стала одним из крупнейших городов Средиземноморья. Они привлекли многих греков, чтобы поселиться в этих городах (хотя и под твердым контролем царя Селевкидов). Старые финикийские города Тир, Сидон, Библос и Араду также со временем приобрели преимущественно эллинистический вид.
Эллинистическая цивилизация гораздо менее эффективно проникла в южную Сирию, которая оставалась в основном под властью местных царей, правивших как вассалы царей Египта, Птолемеев. Евреи оставались жить в Иерусалиме и его окрестностях по линии наследственных первосвященников.
См.: Карта Сирии ок. 200 г. до н. э.
Вскоре после 200 г. до н. э. царю Селевкидов Антиоху Великому удалось взять южную часть Сирии из-под контроля Птолемеев. Его преемник, Антиох Эпифан, пытался навязать жителям этой местности эллинистическую культуру. Эта попытка имела неприятные последствия, прежде всего в успешном восстании евреев против правления Селевкидов и создании нового еврейского царства.
Подъем римской власти
К этому времени власть Селевкидов фактически пришла в упадок, поскольку постоянные гражданские войны дестабилизировали королевство. Парфяне, иранский народ, родом из степей Средней Азии, отобрали у Селевкидов все восточные территории. Ближе к дому южная Сирия вернулась к местному правлению, включая независимое еврейское государство, и, наконец, север был захвачен иностранными завоевателями, сначала Тиграном, царем Армении (в 83 г. до н. э.), а затем римлянами под предводительством их полководца Помпея Великого (64 г. до н. э.). -63 г. до н.э.). Помпей взял остальную часть Сирии под свой контроль, завоевав Иудейское царство.
Римляне оставили вещи более или менее такими, какими они были раньше, с большей частью Сирии под властью туземных династий, теперь зависимых от римских королей. Основная угроза, с которой римляне столкнулись в Сирии, исходила с востока, где возникла новая крупная империя под властью парфян. Римской армии пришлось столкнуться с парфянскими вторжениями в 51–50 и 40–39 годах до нашей эры. Римская и Парфянская империи поделили между собой большую часть Ближнего Востока.
См.: Карта Сирии ок. 30 г. до н.э.
Римская Сирия
Сирия была одной из важнейших провинций Римской империи. Им управлял очень высокопоставленный чиновник, ответственный не только за поддержание закона и порядка в провинции и другие гражданские обязанности, но и за командование армией из трех или четырех легионов. Большинство местных правителей постепенно «ушли в отставку», а их территории перешли под прямую власть Рима; чтобы справиться с этим в административном отношении, Иудея и Аравия стали отдельными римскими провинциями, а в 196 сама провинция Сирия была разделена на две части: Сирия Коэла и Сирия Финикия.
Под властью римлян жители Сирии пережили долгий период мира и процветания. Римская Сирия могла похвастаться множеством великолепных городов, крупных центров торговли и промышленности. Прежде всего, Антиохия была одним из крупнейших городов империи с населением, вероятно, около 200 000 человек, что в то время было огромным. Культура высших классов в городах оставалась эллинистической, а латинская культура римских правителей мало продвигалась вперед. Сирийские города также были важными культурными центрами со школами риторики, права и медицины.
Несмотря на их эллинистическую культуру, римское гражданство широко распространилось среди высших классов сирийских городов. Действительно, ко второму веку члены ведущих сирийских семей входили в римский сенат и становились неотъемлемыми членами правящей элиты империи.
В сельской местности и среди городских низших классов большинство людей по-прежнему говорили на арамейском языке. Жизнь, по-видимому, не сильно изменилась для них, с той лишь оговоркой, что они жили в покое на протяжении поколений.
Евреи и христиане
Основными эпизодами, нарушившими мир в регионе, были два ожесточенных еврейских восстания в 66-70 и 133-6 годах н.э. После последнего евреям запретили жить в Палестине.
К тому времени новая религия, которая со временем станет одной из величайших религий в мировой истории, вышла из Иудеи и быстро распространилась по римскому миру. Это было христианство, основанное Иисусом из Назарета, жившим ок. с 4 г. до н.э. по 30 г. н.э. Сирийские провинции стали одними из самых христианизированных провинций империи.
В конце 2 века по региону распространилась разрушительная чума (ок. 160 г.). Многие общины потеряли до трети своих жителей, а некоторые никогда больше не достигнут уровня населения до чумы до наших дней.
См.: Карта Сирии ок. 200 г. н.э.
Сирия во времена поздней Римской империи
Сирийские провинции подверглись вторжениям с Востока в 3 -м -м веке. На востоке Парфянская империя сменилась лучше организованной и более агрессивной Персидской империей в 224 г. В 260 г. римская армия потерпела катастрофическое поражение от рук персов, а римский император Валериан попал в плен. . В вакууме власти, последовавшем за поражением, Одеонат, царь пограничного города Пальмиры, стал ведущей фигурой в организации обороны восточной границы империи, но был убит в 267 г. Ему наследовала его жена, королева , Зенобия, сбросившая римское правление и провозгласившая себя независимой правительницей.
Отколовшийся режим Зенобии просуществовал до 273 года, когда новый император, Аврелиан, разгромил ее армии и вернул восток под власть Рима (сама Зенобия с триумфом прошла в Риме, но затем вышла замуж за римского сенатора!). С восстановлением единства Римской империи мир и процветание вернулись в сирийские провинции, хотя, возможно, и не на том же уровне, что и в прежней империи. Регион снова стал центром торговли, промышленности и оживленной культурной жизни. Дальнейшие персидские вторжения наносили некоторый ущерб, но каждый раз вскоре отбрасывались. В 5 -й -й век, в то время как западные провинции подвергались массированным германским вторжениям, которые в конце концов привели к концу римского владычества, жители сирийских провинций наслаждались сравнительно спокойным временем, без крупных персидских набегов.
Позднеримское правительство было сильно озабочено угрозой, исходящей из-за его восточных границ, и были построены массивные пограничные укрепления с гораздо большим количеством войск, чем в ранней империи. Римляне также наняли арабское племя Газзанидов в качестве передовой защиты. Газзанидские разведчики патрулировали пустыню, охраняя римскую границу от любого неожиданного вторжения или беспокойства.