Разное

Как оформить экологический журнал природа моей души: Устный журнал по экологии » Экология природы

Содержание

Устный журнал по экологии » Экология природы

Устный
журнал на тему: «Экология природы -экология души!»

                                             

ЦЕЛЬ:  расширить
представление ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания
помощи природе, ознакомить с фактами уничтожения природы России; способствовать
формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как
экологическая культура, экологическая грамотность; побуждать стремление к
здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Задачи:

*Через внеклассное мероприятие
ознакомить учащихся с экологическими проблемами           современности и путями
их решения.

*Научить оценивать последствия
собственной деятельности учащихся в окружающей среде.

*Определять масштабы изменений
природных условий в результате хозяйственной  деятельности.

 *Воспитывать чувства
ответственности и бережного отношения к живой природе, к природе родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер,
презентация , фотографии, картины, слайды с изображением  природы.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: классическая
музыка для сопровождения фоторепортажа о природе (Шопен «Весенний вальс»)

                          Предварительная
подготовка обучающихся к устному журналу:

1.Подбирают материал по соответствующим
страницам журнала.

2.Оформляют страницы журнала вместе с
учителем.

3.Находят музыку для сопровождения своих
страниц журнала.

4.Проводят экологический рейд.

5.Совместно с учителями работают над
созданием презентации.

 

                                       
                     

 

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху,

                                       как птицы, плавать под
водой, как рыбы,

                                                                        нам
не хватает только одного:

                                                                        научиться
жить на земле, как люди

                                                                                                             
              Б. Шоу

 

План 
проведения устного журнала  «Экология природы — экология души»

I.
Вступительное слово учителя «На пороге экологической катастрофы».

II
Основная часть. Устный журнал «Экология природы -экология души!»

1.Природа взывает
о помощи.

2.Тревожные
факты (лента новостей).

3.Доходы
из  отходов (репортаж со свалки).

4.Экопрожектор
(результаты рейда).

5.Чудо
по имени Природа (фоторепортаж).

6.
Экологический криминал (интервью с юристом).

7.Как
помочь природе? (проект «Второе дыхание»).

III.
Заключение (рефлексия).Вывод.

 

 

I.Вступительное
слово учителя «На пороге экологической катастрофы».

Наша планета
находится на пороге экологической катастрофы  Катастрофа – очень
страшное слово.  Катастрофа- это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и
крушение.  Экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле,
которое  может привести к трагическим последствиям для всего человечества.
Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей,  повысить экологическую
культуру каждого человека. Экологической культуре и посвящён наш классный час.
Мы его проведём в форме устного журнала, который подготовила группа
журналистов, репортёров нашей школы.

II.Устный
журнал «Экология природы -экология души! »

 Проблемам
окружающей среды и посвящён наш журнал. В журнале есть такие разделы-рубрики: 

1.Природа взывает
о помощи.

2.Тревожные
факты (лента новостей).

3.Доходы
из  отходов (репортаж со свалки).

4.Экопрожектор
(результаты рейда).

5.Чудо
по имени Природа (фоторепортаж).

6.
Экологический криминал  (интервью с юристом).

7.Как
помочь природе? (Второе дыхание)).

Итак, открываем
первую страницу журнала «Природа взывает о помощи», так называется статья,
которую подготовила редактор нашего журнала Ромашкина Наталья Владимировна.

 

1.Природа взывает о помощи.

Наталья
Владимировна.

Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета
в опасности!». Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и
катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают
истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной
глобальных экологических проблем, среди которых:

— загрязнение
атмосферы;

— загрязнение вод
мирового океана;

— загрязнение
почв;

— парниковый
эффект;

— радиоактивное
загрязнение;

— истребление
флоры и фауны.

Промышленность,
котельные, транспорт – три основных источника загрязнения атмосферы
. Во многих
городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во
всём мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнён
нефтью, тяжёлыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными
и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают
металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества,
бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение – это заражение такими элементами,
распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться
несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. И
наконец, истребление флоры и фауны. Учёные считают, что к середине следующего
века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это
массовое вымирание также является результатом деятельности человека.

     Но наибольшую
угрозу существованию Земли несёт современное ядерное оружие. Оно может
уничтожить всё живое на планете. 

  В чём же
выход?

Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ – повешение
экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической
культурой, осознаёт себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он
понимает, что помогая природе, он помогает самому себе.

 

                          
             2.Тревожные факты

Учитель .
«Тревожные факты» — так мы назвали подборку экологических новостей, которую
подготовила  Чикина Мария.

УЧЕНИК. Что
называют экологической катастрофой? Это крайне неблагоприятное изменение
природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это
большой экологический ущерб: гибель живых организмов, заражение воздуха, воды,
почвы. Сегодня  экологическая катастрофа угрожает всему человечеству. Мы
познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что Россия уже
сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.

 Реки:
Волга,  Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора и Кама имеют недопустимый
уровень загрязнения. Водоёмы России и питьевая вода некоторых городов
загрязнена диоксинами – это вреднейшие для человека вещества. По мнению
некоторых учёных, от диоксинового загрязнения водоёмов в нашей стране ежегодно
погибает около 20тыс. человек.

    С 1960 по
1988г. Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в
пустыню. С её поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли.
Эта соль образует  облака  из пыли  и соли, которые влияют на таяние ледников
Памира и Тянь-Шаня.

       Деятельность
человека стала угрожать существованию видов. С 1600г. исчезло 36 видов
млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1
виду  млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1
виду каждые 8 месяцев.

    Гибель 1 вида
растения может привести к гибели от 5-7 до 30 – 35 связанных с ним видов
животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты
приходится всего лишь 25 птиц.

     В
России сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей
рождается практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются
здоровыми.

      В России
ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн. т промышленных стоков.
Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе 25 км.

70% жителей России
– это горожане. Горожанин нашей страны ежегодно производит примерно 300 кг
бытового мусора. В итоге города обрастают свалками, территория которых быстро
расширяется.

   Для
сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора, а в благополучной
Швеции – в 3раза меньше.

Граждане России
должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу,  защитить
будущие поколения.

3. «День Земли»

Учитель.
Сегодня — не просто большой, а поистине глобальный праздник —
Международный день Матери-Земли, проводимый под эгидой ООН, — день нашего
общего уютного дома. Международный день Земли — праздник чистой Воды, Земли и
Воздуха. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда
каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении
экологических проблем, поборов равнодушие в себе. Впервые эта всемирная акция
стартовала в 1970 году. Свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли
участие в акции, которая получила название День Земли. А с 1972 года по
инициативе сенатора Гейлорда Нельсона она стала официальным . Как сказал
известный учёный-физик С.П.Капица «. .. День Земли — это день ответственности
перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед
самой природой, частью которой мы являемся».

По
традиции в этот день в течение минуты раздаётся Колокол Мира. В это время люди
должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ,
обитающих на ней. Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в
Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов,
и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены
ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе
гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В 1990 году праздник стал
международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России
День Земли отмечается с 1992 года, а акция «Колокол Мира в День Земли»
проводится с 1998г. В этот день по всему миру проходят различные экологические
акции: неравнодушные люди выходят на улицы и убирают их от мусора, отказываются
в этот день от использования электроприборов и т. д.

 

4. «Доходы из  отходов»  (Репортаж со свалки).

   Наталья
Владимировна.

Проблеме переработке мусора посвящён репортаж с мусорной свалки, который
подготовил Чикин Тимофей.  «Доходы из  отходов» — так он назвал свой
репортаж.

УЧЕНИК. Мусорные
свалки за населёнными пунктами, особо крупными мегаполисами, представляют собой
ужасное зрелище. Горы разнообразного мусора, над которыми летают тучи ворон и
голубей, страшная вонь, крысы, а на фоне всего этого —  жалкие лачуги из
картона, целлофана и автомобильных щин и люди без определённого пола и
возраста, которых привела сюда нужда.

   В настоящее
время строят заводы по переработке мусора. Чтобы ядовитые вещества не проникали
в сточные воды и не травили природу, дно котлована, куда свозят мусор, устлано
специальным материалом, бентафиксом. Вот приезжает мусоровоз и сваливает мусор
в бункер. Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими. Отходы,
которые невозможно переработать, собирают в пакеты и вывозят. Все остальное
идёт в переработку.

    Металл
отделяет магнитный сепаратор. Потом металлический лом прессуют и продают
заводам. Полиэтиленовые бутылки бросают в машину, наподобие мясорубки, и через
секунду из этих бутылок получается фарш – гранулы. Из этих гранул можно опять делать
бутылки, игрушки и даже одежду. Очень много на свалке автомобильных шин. Раньше
их сжигали, отравляя воздух ядовитым зловонным дымом. А теперь из этих шин
производят самую настоящую нефть.

   Во всём
мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях
перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные
материалы, получают удобрения, сжиженный газ. Метан и даже бензин. Из отходов
вырабатывают тепло и электроэнергию. «Мусор приносит тепло», — считают те, кто
знает, что такое экологическая культура.

5.Экопрожектор (результаты рейда)

Учитель
Гошовский Кирилл
  провел экологический рейд по улицам нашего города.
Какие же факты высветил его «Экопрожектор»?

УЧЕНИК. Время
проведения рейда – апрель.

Цель рейда – оценить
уровень экологической культуры жителей нашего города.

Оценим уровень
экологической культуры жителей нашего поселения.

Некоторые вывозят
мусор, к реке, бросают возле заброшенных домов или просто выбрасывают на
середину или в конец улицы.

Эти факты говорят
о том, что у многих жителей нашего города отсутствует экологическая культура.

6.Чудо по
имени Природа .

 Учитель. Чтобы
отвлечься от таких мрачных картин, которые мы сейчас увидели, давайте окунёмся
в прекрасный мир Природы. В этом нам поможет фоторепортаж, который подготовила 
Иванова Анна.   (Слайды презентации, музыка)..

7. «Экологический
криминал»

Наталья
Владимировна.

В рубрике «Экологический криминал» вас ждёт интервью с юристом —Чикиным
Михаилом.

 Ученик. Каждый
человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом записано в
Конституции Российской  Федерации. Какие же наказания предусмотрены тем, кто
нарушает это право? Тот, кто нарушает это право, несёт ответственность:
материальную, административную, дисциплинарную или уголовную. В Уголовном
кодексе Российской  Федерации есть целая глава, которая называется
«экологические преступления». В этой главе рассматриваются три вида
экологических преступлений:

1.Нарушение правил
экологической безопасности – всё, что связано с производством, хранением,
переработкой вредных и отравляющих веществ.

2.Преступление
против неживой природы – загрязнение атмосферы, вод, вод, почвы.

3.Преступление
против живой природы – нарушение правил охоты, рыболовства, вырубка лесов,
разрушение среды  обитания животных.

Учитель.  А кто
следит за соблюдением этих законов?

Юрист. За
соблюдением этих законов следит экологическая полиция. Но ей должен помогать
народ. В Европе каждый житель чувствует свою ответственность за состояние
окружающей среды и сообщает обо всех преступлениях против природы, а у нас, в
России, многие считают, что природа неисчерпаема.

 Наталья
Владимировна.

Можете ли вы привести примеры наказаний за экологические преступления?

Юрист. И в
России, и за рубежом фирмы, которые нарушают экологические законы, платят
крупные штрафы. Так, например, в 1989г. крупнейший штраф на сумму 125 млн.
долларов заплатила компания «Эккон». Её супертанкер «Вальдец» потерпел крушение
у берегов Аляски, в результате было загрязнено около 1,6 тыс.км побережья  Аляски,
уничтожено огромное кол-во животных, птиц и рыб. В Китае торговля мехами
исчезающих животных карается длительным тюремным заключением. В Израиле за
незаконную торговлю животными можно получить 3 года тюремного заключения. В
России за незаконную добычу животных и растений также придётся заплатить
крупный штраф или лишиться свободы на длительный срок. В последнее время в
России ужесточены наказания за экологические преступления.

 Учитель. Что
могут сделать школьники для борьбы с экологическими преступлениями?

Юрист. Нужно
осознать, что экологические преступления направлены против нас, против нашего
здоровья. И не стесняться сообщать обо всех случаях загрязнения или уничтожения
природы. Но чтобы увидеть эти нарушения, нужна экологическая грамотность.

 

                       8. Как
помочь природе?

Учитель. А теперь
приглашаю вас в наш дискуссионный клуб. Сегодня мы будет обсуждаться вопрос
«Как помочь природе?» Ребята, вы познакомились с некоторыми материалами
экологического журнала. Предлагаю вам обсудить три вопроса. Первый:
«Человек – часть природы или её властелин?» Давайте посмотрим как на этот
вопрос ответила Аня Иванова

Видео

Примерные
ответы уч-ся:

1.Конечно,
часть природы — ведь он употребляет продукты природы, влияет на природу, а
природа на него.

2.Конечно,
не властелин: природа может существовать без человека, а человек без природы не
выживет.

3.Человек
властелин природы. Он покорил землю, воды, атмосферу и даже космос.

4.Властелин
– в природе нет ни одного живого существа, которое было бы сильнее человека.

5.Нет,
не властелин – человек слаб, он может погибнуть от холода, голода и жажды.

6.Человек
очень сильно зависит от природы – как же он может быть её властелином?

7.Человек 
— раб природы, он приспосабливается к природе.

8.Человек
хозяин природы, он, наоборот приспосабливает её для себя.

Наталья
Владимировна.
Мы выслушали полярные точки зрения. Наверное, каждая
точка зрения имеет право на существование. Человек, безусловно, часть природы.
Конечно, он приспосабливает природу к своим нуждам и приспосабливается к
природе сам. Об этом очень мудро сказал английский учёный Френсис Бекон:
«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».

Теперь предлагаю
вам обсудить ещё один вопрос: согласны ли вы, что миру угрожает
экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество её предотвратить?

Примерные
ответы уч-ся:

1.Угрожает,
предотвратить можно, если ввести очень строгие наказания за экологические
преступления.

2.У Земли большой
запас прочности, никакой катастрофы нет, это выдумки экологов, чтобы брать
деньги с фирм.

3.Ничего сделать
нельзя, катастрофа неизбежна. Потому что бизнесмены не откажутся от своих
доходов.

4.Катастрофы не
будет – люди образумятся и поймут, что нужно умерить свои аппетиты.

5.Уже сейчас не
хватает чистой воды, а когда будет  нечем дышать, тогда люди задумаются и
остановят катастрофу.

6.Когда
окончательно погибнет природа Земли, перелетят на какую-нибудь другую планету.

Учитель. В
основном всё-таки всем понятно, что экологическая катастрофа – это не выдумка
учёных, а реальная угроза человечеству. В чём же спасение? Некоторые учёные так
отвечают на этот вопрос: «Экологическая грамотность и экологическая
культура». Как вы понимаете, что это такое?

 Экологическая
грамотность – это….

Примерные
ответы уч-ся:

— Это знание
экологических законов.

— Это
знание, что вредно для природы, а что полезно.

 — Это
знание о растениях и животных, об атмосфере и воде – обо всём, что нас окружает.

Экологическая
культура – это ….

-Это
умение предвидеть вредные последствия наших действий.

— Это
понимание, что в мире всё взаимосвязано.

-Этот
сознание ответственности за природу.

Наталья
Владимировна.

Представим себе, что мы все уже экологически грамотные и культурные люди. Что
мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

Примерные
ответы уч-ся:

– мы можем
соблюдать экологические законы.

 – можем
отказаться от одежды из натурального меха, от кожаной обуви.

 – можем
разъяснять нарушителям экологические законы.

 – можем экономить
воду, тепло, электричество.

 – можем
подкармливать птиц – ведь их так мало!

 – мы должны
сообщать экологической милиции обо всех экологических нарушениях.

Наталья
Владимировна.
Спасибо всем участникам дискуссии. Надеюсь, этот
разговор заставит вас более серьёзно и ответственно относится к экологии.

Учитель:- 
Ю.А.Гагарин — первый человек в мире, облетевший нашу

планету Земля, написал: «Облетев Землю в
корабле-спутнике, я увидел, как

прекрасна наша планета. Люди, будем
хранить и приумножать эту

красоту, а не разрушать ее!»

 

 

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

Автор:

Александров Иван Николаевич

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 01.07.2014

Статья просмотрена:

7186 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5880/ (дата обращения: 07.11.2022).

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Ключевые слова: экология природы, «экология души», нравственность, традиции, гармония, сопереживание, сочувствие, родина.

М. М. Пришвин известен своими философскими взглядами, которые нашли отражение в дневниках писателя, рассказах, повестях. В своем творчестве писатель поднимает важные экологические проблемы, они проникнуты важным экологическим смыслом. Экологическая тема рассматривается Пришвиным через призму философии природы, или «натурфилософии». «Для иных природа, — считает писатель, — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». Среди «пришвиноведов» появилось такое понятие как «экология души». Что предпринимает писатель для её воспитания? Как обезопасить свою душу, взрастить в человеке нравственность, духовность? Истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным. Поэтому автор всегда заботился об экологическом воспитании детей, уделял особое внимание воспитанию души ребенка. Создав экологические сказки, рассказы, он показал миру, что человек по-прежнему не «царь» природы, а её «деятель, возделыватель». Возделывая природу и живя с ней в гармони, человек гарантирует себе безопасность. «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя».


Пришвин одухотворяет природу. Он напоминает каждому, что она живой организм, что она способна чувствовать и дышать, плакать, огорчаться, хмуриться, радоваться. Каждый обитатель живет на своем этаже: «мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы». Прием олицетворения помогает ребёнку найти в каждом обитателе природы друга, товарища, собеседника. Осинка «справляет свои именины», «басят пчелы и шмели, летят поздравить осинку», один папоротник шепнет что-то другому, третьему». Деревья у Пришвина разговаривают, перекликаются, везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена», осинка «выходит на полянку, как зеленая свечка».

Пришвин считал, что душу ребенка «надо растить осторожно, внимательно и с любовью», и в этом поможет природа. Человек познает себя через неё, взращивает нравственные качества, приучается к труду, творчеству. Это помогает развить и сформировать ребенка как личность, как человека. Внутренняя культура человека, уважение к старшим, сохранение традиций — все эти компоненты создают условие для сохранения природы, Вселенной, прежде всего, своей личности, «Я».

Именно человеческий фактор (речь идет о потери нравственности) приводит к катастрофе экологической, техногенной, социальной, экономической. Человек, рождаясь, находится в теснейшем соприкосновении с природой, взаимодействии со средой. От выбора человека зависит его безопасная среда обитания. «Земля нам дана для жизни. Как же мы можем не быть благодарными тому человеку, который открыл нам до дна всю простую красоту этой земли, тогда как до него мы знали об этом неясно, разрозненно, урывками».

Безнравственность ведет человека к гибели, разрушая его душу. Пришвин считал, что человек — хозяин природы, ее царь. Природа — наша «кладовая» с великими сокровищами. Мы должны разумно пользоваться ими. В рассказе «Паутинка» Пришвин поднимает важные экологические проблемы. Находясь в лесу и проводя опыты, герой, не замечая, рвет паутины, которые создал паук. Человек ощущает себя хозяином природы, но забывает о бережном отношении к ней. Он задается вопросом: «Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок? Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы. Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул. Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания». Автор считает, что наша миссия заключается в гармоничных отношениях с природой. Человек не «царь, а ученик».


В рассказе «Лесной царь» из-за циничного отношения к природе, поджога, погибает дерево. Автор размышляет о том, что одна беда влечет за собой другую. С одного дерева на весь лес может перекинуться огонь. В этом и заключается неразумное, небережливое отношение к природе. Кто же является «лесным царем», тот, кто поджег, или тот, кто спас дерево? Ответ однозначен. Мальчишку автор называет «вредителем». В конце рассказа автор показывает, что любой неосторожный поступок, любое необдуманное действие приводит к экологической катастрофе. Человек обязан научиться жить в доверительных отношениях с природой, она отплатит ему тем же. Природа оберегает человека, спасает его от жары и дождя, ее созерцание лечит душу и помогает любить. «Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя».


В рассказе «Сухостойное дерево» Пришвин еще раз обвиняет людей в безжалостном отношении к природе. «Люди, люди виноваты», — утверждает автор. По мнению Пришвина человек виноват в своих осознанных действиях, поступках. «Дятлы и закорыш не виноваты, потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке; что каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса».

Пришвин призывает воспитывать гуманное отношение детей к природе. Порой дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности. Жестокое отношение к ней — результат нравственной невоспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Пришвин воспитывает в человеке гражданина своей страны, он учит любить родину. «Теперь я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Моя наука привела меня к искусству слов, а искусство слова к родине. И я понял, что природа есть родина».

Литература:

1. Библиотека Максима Мошкова. Михаил Михайлович Пришвин. Лесной хозяин — http://lib.ru/PRISHWIN/lesnhoz.txt

Основные термины (генерируются автоматически): природа, хозяин природы, автор, лес, рассказ, сохранение природы.

Ключевые слова

традиции,

нравственность,

гармония,

Родина,

экология природы,

«экология души»,

сопереживание,

сочувствие,

родина.

Похожие статьи

Учите детей любить

природу | Статья в сборнике международной…

Учите детей любить природу. Автор: Беседина Александра Федоровна.

В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Сохраним природу вместе!

Почему нужно беречь природу. Природа нашей Родины очень красива. Прекрасны её леса, поля, рощи и луга.

Нельзя сказать, что человечество совсем ничего не делает для сохранения экологии на планете.

Детско-взрослый проект «К

природе прикоснуться можно только…»

Авторы: Кобылянская Татьяна Михайловна, Курмакаева Гуляндям Загриевна.

Что прикоснуться к природе. Можно только сердцем. Л.Фесюкова.

Кот чувствовал себя настоящим хозяином подоконника.

Однажды Фея пошла в лес и остановилась перед фиалкой.

Проблема экологии в

рассказах В. П. Астафьева «Васюткино…»

И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий.

Современная озабоченность сохранением природы — следствие больших ошибок

Похожие статьи. Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина.

Урок русского языка (8 класс). Подготовка к сочинению на…

— Какую роль играет природа в жизни человека? — Что нам даёт природа для жизни?

А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь…

Хозяева или паразиты?»

Семантика образа

леса в русской солдатской сказке

В любом случае лес в сказке сохраняет свою опасную сущность.

Сад оказывается как бы зеркальным отражением леса» [3] (курсив автора. — б.к.).

к отдельным деталям и образам, в частности, к образу леса позволяет сделать вывод о неклассической волшебной природе

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный…»

Автор: Корнильева Светлана Юрьевна.

Богатства, у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же — живая!

Основные термины (генерируются автоматически): лес, природа, ведущий, веда, баба, Яга, Российская Федерация…

Экологическое воспитание как средство социализации младших…

Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.

Например, изучая тему “Вода в природе”, особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов.

Роль природоведческой литературы в личностном развитии…

Дошкольники, прослушав рассказы и сказки В. Бианки, учатся наблюдать, бережно относится к родной природе, любить ее.

Большую роль имеют совместные походы, экскурсии в природу. Так, вместе с родителями мы совершили экскурсию «Мелодии леса».

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Учите детей любить

природу | Статья в сборнике международной…

Учите детей любить природу. Автор: Беседина Александра Федоровна.

В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Сохраним природу вместе!

Почему нужно беречь природу. Природа нашей Родины очень красива. Прекрасны её леса, поля, рощи и луга.

Нельзя сказать, что человечество совсем ничего не делает для сохранения экологии на планете.

Детско-взрослый проект «К

природе прикоснуться можно только…»

Авторы: Кобылянская Татьяна Михайловна, Курмакаева Гуляндям Загриевна.

Что прикоснуться к природе. Можно только сердцем. Л.Фесюкова.

Кот чувствовал себя настоящим хозяином подоконника.

Однажды Фея пошла в лес и остановилась перед фиалкой.

Проблема экологии в

рассказах В. П. Астафьева «Васюткино…»

И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий.

Современная озабоченность сохранением природы — следствие больших ошибок

Похожие статьи. Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина.

Урок русского языка (8 класс). Подготовка к сочинению на…

— Какую роль играет природа в жизни человека? — Что нам даёт природа для жизни?

А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь…

Хозяева или паразиты?»

Семантика образа

леса в русской солдатской сказке

В любом случае лес в сказке сохраняет свою опасную сущность.

Сад оказывается как бы зеркальным отражением леса» [3] (курсив автора. — б.к.).

к отдельным деталям и образам, в частности, к образу леса позволяет сделать вывод о неклассической волшебной природе

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный…»

Автор: Корнильева Светлана Юрьевна.

Богатства, у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же — живая!

Основные термины (генерируются автоматически): лес, природа, ведущий, веда, баба, Яга, Российская Федерация…

Экологическое воспитание как средство социализации младших…

Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.

Например, изучая тему “Вода в природе”, особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов.

Роль природоведческой литературы в личностном развитии.

..

Дошкольники, прослушав рассказы и сказки В. Бианки, учатся наблюдать, бережно относится к родной природе, любить ее.

Большую роль имеют совместные походы, экскурсии в природу. Так, вместе с родителями мы совершили экскурсию «Мелодии леса».

20 журналов, посвященных природе и окружающей среде, которые платят авторам

Обновлено 29.07.20

Если вы любите природу и увлечены защитой окружающей среды, вы можете получать деньги за то, что пишете об этом! Любители пеших прогулок и скалолазания могут поделиться своими приключениями, а также те, кто посвятил себя сохранению диких мест обитания и существ, которые в них живут.

Журналы, посвященные окружающей среде, имеют специальную аудиторию, и некоторые из них хорошо платят за тщательно проработанную статью. Но даже если ваш единственный интерес — писать о своих походных приключениях, есть много возможностей для публикации.

ПРИМЕЧАНИЕ : Для получения информации о дополнительных рынках, включая рынки юмора, поэзии, художественной литературы, личных эссе, воспитания детей и т. д., см. : Платные рынки.
___________________________________

Журнал Alpinist стремится «прославить мировой альпинизм и приключенческое скалолазание самым простым и красивым способом. поклонников, и документальные произведения, которые передают дух восхождения в любой из его бесчисленных форм. Мы приветствуем вопросы об идеях статей от наших читателей и поощряем контакт перед отправкой статей». Оплата составляет $ 0,25 за слово для тематических статей.

«Альтернативный журнал» – экологический голос Канады. Они приглашают предложения для следственных функций, более коротких отчетов и заметок, интервью и профилей, руководств по ресурсам, результатов исследований, культурных комментариев и убедительных фотографий, иллюстраций и графики. Оплата 10 центов/слово.

AMC Outdoors — издание Аппалачского горного клуба. «В каждом выпуске AMC Outdoors две захватывающих статьи рассказывают истории о людях и местах, которые стимулируют любопытство читателей и пробуждают их страсть к природе. за несколько месяцев до даты публикации Мы всегда в поиске историй, которые демонстрируют активный отдых новым и захватывающим способом, предлагают ощутимое ощущение места и смысла или рассказывают о людях с уникальными подходами к сохранению на Северо-Востоке и в Средней Атлантике. Нам интересны истории, которые поддаются потрясающим изображениям и рассказывают о людях разного происхождения и возраста, которые делятся своими связями с природой и отдыхом. отдыха на природе и природоохранных тем». Возможности варьируются от 2000 до 2500 слов. Оплата: «Обычно мы платим 750 долларов за функции и от 150 до 350 долларов за отделы».

Anthropocene ищет истории, которые «расследуют новые и новаторские решения давних проблем окружающей среды и устойчивого развития. Журналистика решений — это само по себе ремесло — для этого требуется нечто большее, чем добавление абзаца «подождите, есть надежда» в конце истории». Оплата обговаривается.

Журналу «Бэккантри» нужны «исследованные, оригинальные идеи с сильной привязкой к бэккантри, от текущих событий до плодовитых персонажей и уникальных мест назначения. предметы, части горных навыков, а также отчеты о лавинах и других несчастных случаях в горах». Оплата 35 центов/слово.

Журнал BirdWatching посвящен, гм, наблюдениям за птицами. Это хорошая идея, чтобы отправить запрос или предложение истории, прежде чем вы возьметесь за завершение рукописи. Оплата не указана.

Coastal Review Online – это ежедневное онлайн-издание, содержащее новости, статьи и комментарии, посвященные широкому кругу экологических и природоохранных вопросов и событий на побережье Северной Каролины. Он также содержит статьи об истории и культуре побережья, профили его примечательных людей и «зеленые» истории путешествий о его местах. Оплата 75-200$.

Mother Earth Living — это журнал, который стремится быть «развлекательным и информативным для читателей, заинтересованных в здоровом образе жизни с заботой об окружающей среде». Различные разделы журнала имеют разные требования. Статьи в четырех разделах — «Дом», «Здоровье», «Еда» и «Сад» — должны быть краткими и короче, чем статьи. Функции длиннее и часто требуют ресурсов поставщика — информации о том, где можно купить определенные продукты. Оплата обговаривается.

Earth Island Journal всегда ищет убедительные и оригинальные истории, которые предвосхищают экологические проблемы, прежде чем они станут насущными проблемами, истории, которые исследуют горизонт в поисках следующей большой проблемы. «Нам нужны истории, которые удивят, спровоцируют и развлекут наших читателей и которые исследуют новые территории, упущенные из виду другими изданиями. Мы охватываем весь спектр экологических проблем, включая сохранение дикой природы и земель, инновации в науке и технологиях, государственную политику и политика защиты окружающей среды, климат и энергия, права животных, общественное здравоохранение, экологическая справедливость и культурное выживание, а также экологические фильмы, музыка и книги». Оплата 25 центов/слово за печатные статьи. Вы можете рассчитывать заработать около 750-1000 долларов за подробный очерк (около 4000 слов). Для онлайн-отчетов комиссия составляет от 50 до 100 долларов. «Онлайн-отчеты — отличный способ попасть в журнал, особенно если вы новичок в написании репортажей и написании статей. Мы публикуем онлайн пять дней в неделю и всегда ищем свежие идеи».

Sierra — это подразделение Sierra Club, старейшей, крупнейшей и наиболее влиятельной организации по защите окружающей среды в Соединенных Штатах. «Мы являемся национальным печатным и цифровым журналом, в котором публикуются отмеченные наградами журналистские и передовые фотографии, искусство и видео, посвященные защите мира природы. Сочетая материалы о зеленой жизни и приключениях на открытом воздухе с репортажами об угрозах окружающей среде, Sierra объединяет ведущих журналистов, фотографов и кинематографистов, чтобы передать идеалы, лежащие в основе миссии Sierra Club». Оплата не указана.

Аудитория Северного леса состоит из людей, заботящихся об охране природы и интересующихся всеми аспектами лесов Северо-Востока. «Наши статьи и колонки варьируются по объему и могут включать такие темы, как управление лесными участками, виды диких животных, экскременты, уход за бензопилой, деревообработка и размышления о природных ландшафтах. Нам нравится удивлять наших читателей историями, которые они больше нигде не найдут. Мы не отраслевой журнал для лесной промышленности и не журнал для защитников природы». Оплата варьируется.

Rascal – новый журнал, в котором публикуются стихи, микропроза, фотографии, изобразительное искусство и эссе. Эссе должны быть на темы экологии, недуализма, холонического исследования или поэтики (оценки/ремесла). Авторам и художникам платят 20 долларов за прием за поэзию, фотографию и изобразительное искусство, 0,02 доллара за слово за эссе.

Reckoning ищет «творческое письмо об экологической справедливости. Художественная литература предпочтительно, по крайней мере, немного спекулятивной, научно-популярная литература предпочтительно более творческая, чем журналистская, поэзия, имеющая тенденцию к повествованию и, желательно, с некоторым тематическим весом, искусство, сильно склоняющееся от мясистого к политическому . .. Но сердцем того, чего мы хотим, является ваше жгуче личное, интуитивное, идиосинкразическое понимание мира и людей в нем, каким он был, как он есть, каким он будет, каким он мог бы быть, как следствие отношений человечества. с землей». Оплата : 8 центов за слово за прозу, тридцать долларов за страницу стихов, искусство по договоренности, минимум двадцать пять долларов за штуку.

Размышление о природе открыто для широкого спектра типов письма и решения проблем. «Мы принимаем эссе, рецензии на книги, стихи и художественные работы, в том числе комиксы. Наши читатели заинтересованы в дискуссиях, которые прямо или косвенно связаны с охраной природы, эволюционной биологией и экологией, экологической этикой, экологической философией, правом и политика и экологические гуманитарные науки. Авторы получают гонорар за публикацию оригинальной работы».

Художественная и документальная литература

Bear Deluxe. Журнал Bear Deluxe Magazine является флагманским проектом Orlo и издается раз в полгода из нашей штаб-квартиры в Портленде, штат Орегон. «Журнал стремится обогатить культурный диалог об окружающей среде с помощью творческой документальной литературы, интервью, репортажей, эссе, обзоров, поэзии, художественной литературы и изобразительного искусства, опубликованных на переработанных страницах журнала на основе сои и в Интернете». Оплата обговаривается.

The Future Fire публикует «красивую и полезную художественную литературу и поэзию, в которых основное внимание уделяется социально-политическим элементам воображаемых, футуристических, фантастических, ужасающих, сюрреалистических или иных спекулятивных вселенных. Нас особенно интересуют феминистские, странные, постколониальные и экологические темы, написание недостаточно представленными голосами и истории из-за пределов англоязычного мира». Оплата: 20 долларов.

Woods Reader – это издание для тех, кто любит лесные массивы: будь то государственный заповедник, лес, лесная ферма, лесной участок на заднем дворе или другой участок деревьев и дикой природы. «Наши читатели любят узнавать об опыте и идеях других, особенно о тех, которые производят впечатление, о котором они думают еще долго после того, как закончат статью. Предоставленный контент должен быть сосредоточен вокруг деревьев и лесных массивов». Плата варьируется от 25 долларов за короткие стихи и до 150 долларов за более длинные статьи. Фотографии и иллюстрации предоставляются по запросу. Принимает художественную литературу/фэнтези.

Мосс посвящен изучению пересечения места и творческого самовыражения. Мосс принимает заявки на художественную, научно-популярную и поэтическую литературу. Материалы ограничены жителями Вашингтона, Орегона, Айдахо и Британской Колумбии или теми, кто имеет существенную связь с регионом. Мосс платит 125 долларов за одобренную художественную и научно-популярную литературу и 35 долларов за принятое стихотворение.

Contra Viento — это журнал по искусству и литературе, который стремится понять пастбищные угодья во всех их разнообразных формах. «Пастбищные угодья — это тундра и степь, прерии и равнины, кустарники, саванны и пустыни. Эти места определяются своим масштабом: пастбища обширны. И они определяются тем, чего им часто не хватает: воды, людей. , и популярные ресурсы. Пастбища существуют там, где людям еще предстоит строить, где леса отступили и урожай не вторгается ». Их особенно интересуют работы писателей и художников, которые исторически недостаточно представлены на пастбищах, а также проекты, уделяющие особое внимание пастбищным культурам. Они принимают художественную и научно-популярную литературу, поэзию, изобразительное искусство в любом виде, а также работы, в которых эти жанры смешиваются или ниспровергаются. Принятая работа будет вознаграждена гонораром.

Wood Cat Review — это литературный журнал, в котором публикуются новые и начинающие писатели и поэты, чьи работы отражают дух и опыт мира природы. В журнале представлены оригинальные работы о природе, сельском опыте и проблемах окружающей среды от художников, которые предлагают четкие виды дикой природы. «Мы ищем художников и писателей, чья жизнь и страсть начинаются в горах, лесах или на открытой дороге. От Каскадии до Акадии, от Путешественников до Биг-Бенда, вересковых пустошей, высокогорья, никогда-никогда и всей жизни. в промежутках ваши голоса говорят о путешествиях и приключениях, триумфе и катастрофе, испытаниях и надеждах, любви и потерях. Расскажите нам о своих отношениях с миром природы. Хорошие, плохие или противоречивые, мы хотим услышать ваш голос». Принимает заявки на флэш-беллетристику, короткометражку, документальную литературу, поэзию и художественные работы. Оплата: 20$ за первую страницу и 10$ за каждую последующую страницу. Поэзия и проза платят максимум 50 долларов. Внутренняя обложка страницы оплачивается по фиксированной ставке в размере 25 долларов США. Cover Artwork платит фиксированную ставку в размере 50 долларов.

Битва за душу биоразнообразия

Жаркий и влажный полдень в пригороде Вашингтона, округ Колумбия, и Боб Уотсон выглядит обеспокоенным. Известный атмосферный химик сидит на скамейке во дворе, окруженный стопками бумаг. Он говорит со своей характерной скорострельностью, объясняя напряженность вокруг международного комитета, которым он руководит. Предполагается, что группа предоставит научные консультации по одной из самых трудноразрешимых проблем в мире — быстро ускоряющейся гибели растений и животных. Но раскол в исследовательском сообществе рискует свести на нет все усилия. Через несколько дней Ватсон прилетит в Англию, чтобы отметить свое семидесятилетие, но сейчас он не в праздничном настроении.

Уотсон рассказывает о конфликте, охватившем Межправительственную научно-политическую платформу по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES), младшую сестру Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), лауреата Нобелевской премии. Оба имеют огромные задачи. МГЭИК предоставляет своевременную экспертную информацию об изменении климата и помогла заложить основу для международных договоров, направленных на замедление глобального потепления, таких как Парижское соглашение по климату 2015 года. Комиссии по биоразнообразию было поручено сосредоточиться на эпическом исчезновении популяций растений и животных.

Как и в случае с изменением климата, люди являются главным виновником утраты биоразнообразия. Люди переоборудовали где-то около 50% земной поверхности для деятельности человека, и исследователи предупреждают, что в результате потеря видов животных и растений ведет к массовому вымиранию.

Но в то время как предыдущая МГЭИК в значительной степени объединила научное сообщество и добилась значительных успехов в международной политике, шестилетняя комиссия по биоразнообразию еще не смогла оказать такого же влияния. Более того, научное сообщество, которое она представляет, разделилось на части. Мир исследований биоразнообразия подобен большой семье, которая раскололась на враждующие фракции. Ученые из менее благополучных южных стран выступили против коллег с более богатого севера, а исследователи из более эмпирических дисциплин спорят с учеными из гуманитарных и социальных наук.

Проблемы, лежащие в основе раскола, отражают более широкие научные дебаты о традиционных структурах власти и расширении доступа для недостаточно представленных групп, а также противодействие доминирующим экономическим системам. До сих пор ученые и защитники природы из развитых стран в основном занимались изучением и оценкой сокращения видов. Но рычаги принятия решений в рамках IPBES теперь находятся в руках ученых, которые говорят, что усилия по сохранению нуждаются в большем вкладе со стороны развивающихся стран, исследователей в области гуманитарных наук и других неэмпирических дисциплин, а также со стороны неакадемиков, таких как фермеры, гражданские ученые и коренные народы.

«Десять лет назад у вас были в основном экологи и несколько экономистов. Теперь гораздо больше исследователей и общественных деятелей хотят сесть за стол переговоров», — говорит Сандра Диас, соруководитель предстоящей глобальной оценки биоразнообразия IPBES, которая станет знаковым достижением группы, когда она будет опубликована в мае следующего года. «Это, вероятно, создаст более богатую ткань знаний», — говорит Диас, который также является экологом в Национальном университете Кордовы в Аргентине.

Боб Уотсон является председателем Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам. Предоставлено: Хоакин Сармьенто/AFP/Getty

Но те, кто находится на противоположной стороне раскола, кто придает большее значение эмпирическому подходу и включает в себя некоторые из самых громких имен в науке о биоразнообразии, говорят, что они были оттеснены на второй план. «Меня сбивает с толку этот спор», — говорит Паван Сухдев, экономист и президент природоохранной группы WWF. Он возглавляет небольшое и в некоторой степени конкурирующее исследование для Организации Объединенных Наций под названием «Экономика экосистем и биоразнообразия».

Вражда происходит в решающий момент для IPBES, поскольку она готовит свой глобальный отчет о биоразнообразии, наиболее полную оценку по этой теме за 14 лет. Уотсон обеспокоен тем, что ссоры общественности могут ослабить влияние, которое оценка окажет на правительства, и шансы на значимые действия по защите биоразнообразия. «В этом переломе нет необходимости, — говорит он.

В поисках консенсуса

В некотором смысле панели по климату и биоразнообразию являются реликвиями двадцатого века, эпохи, когда в основном ученые-мужчины — в основном из развитых стран — предлагали политические рекомендации правительствам и ООН с позиции относительно неоспоримого орган власти.

В 1985 году международная научная группа под сопредседательством Уотсона установила, что промышленные химикаты разрушают озоновый слой. Отчеты этой комиссии 1 привели к заключению юридически обязывающего договора, 1987 Монреальского протокола, который поэтапно отказался от этих соединений. Точно так же в 1995 году МГЭИК пришла к научному консенсусу в отношении того, что люди изменяют климат 2 . Это проложило путь к Киотскому протоколу 1997 года, который установил ограничения на выбросы парниковых газов в развитых странах.

Но биоразнообразие всегда было исключением. Из многих глобальных соглашений в этой области ни одно не было достигнуто в результате процесса, подобного МГЭИК, в котором научный консенсус приводил к действиям. На самом деле группа по биоразнообразию была сформирована только в 2012 году, спустя целых два десятилетия после того, как международные лидеры подписали Конвенцию ООН о биологическом разнообразии на знаменитом саммите Земли в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в 1919 году.92.

Глобальный орган по науке и политике в области биоразнообразия должен устранить разногласия

Существует множество причин, по которым ученые в области биоразнообразия не могут оказывать коллективное влияние на политику так же, как их коллеги в области климатических исследований. «Биоразнообразие — это не то же самое, что парниковые газы, — говорит Сухдев. По его словам, межправительственная научная группа, занимающаяся оценкой парниковых газов, имеет смысл, потому что изменение климата затрагивает всех. Но ответственность за биоразнообразие лежит на отдельных национальных государствах, что делает причины для создания всемирной научной группы менее очевидными. «Почему Китай должен быть заинтересован в [сохранении индийского] королевского бенгальского тигра, — спрашивает он, — или, если уж на то пошло, почему Индия должна быть заинтересована в китайской панде?»

Политика между Севером и Югом также сыграла свою роль. Высказывались опасения, например, что сеть экспертов, в которой доминируют более богатые страны, замедлит или ослабит международные соглашения по регулированию генетически модифицированных организмов или совместному использованию выгод от биоразнообразия из-за силы лобби агробизнеса в этих странах.

Хотя эти опасения остаются сильными, Франция и другие европейские страны в 2005 году настаивали на создании сильной международной комиссии и предоставили ключевое финансирование. Хотя их усилия в конечном итоге провалились, ООН-Окружающая среда возродила его версию 9.0090 3 и запустила IPBES в 2012 году. В новую комиссию, стоимость которой на данный момент составляет 31 млн долларов США, входят представители 129 правительств-членов, и на нее возложены, среди прочего, проведение периодических политических оценок и обеспечение обучения, особенно в менее развитых государствах.

Прорыв произошел отчасти потому, что его основатели поняли, что он будет работать только в том случае, если естествоиспытатели, особенно из более богатых стран, согласятся быть на равных с социологами, исследователями гуманитарных наук и экспертами в области знаний коренных народов. Также важным было тесное партнерство между двумя первыми председателями IPBES: Закри Абдул Хамидом, бывшим главным научным советником премьер-министра Малайзии, и Бобом Уотсоном, которые ранее вместе работали над преодолением разногласий между Севером и Югом.

С момента своего создания МПБЭУ не простаивала. Ранее в этом году он опубликовал оценки биоразнообразия в разных регионах и отчет о состоянии деградации земель, в котором сделан вывод о том, что такие поврежденные среды угрожают благополучию 3,2 миллиарда человек 4 .

В этом месяце исследовательские группы IPBES приступили к долгожданной оценке различных способов оценки видов и экосистем. Это один из ключевых камней преткновения между различными фракциями сообщества биоразнообразия.

Хотя нынешние споры уходят корнями в глубь веков, они разгорелись с 2016 года, когда IPBES опубликовала 800-страничную оценку опыления 5 . Это помогло привлечь внимание к тому факту, что использование пестицидов способствовало сокращению популяции пчел в то время, когда глобальный объем культур, зависящих от опылителей, увеличивается.

В отчете говорится, что урожай с рыночной стоимостью до 577 миллиардов долларов (в ценах 2015 года) зависит от опыления животными, и он включает главу, посвященную экономическим аспектам опыления. Тем не менее, экономическая информация в основном отсутствует в резюме отчета, хотя именно этот раздел будет читать большинство политиков. Сухдев и другие ученые выступают за большую значимость такого экономического анализа как способа количественной оценки важности таких видов, как опылители. Но для руководства IPBES это означало бы привилегию одной отрасли экономики над другими дисциплинами и пренебрежение неденежными способами оценки видов.

Многие в развивающихся странах считают денежную оценку «западным» взглядом на природу, говорит Унаи Паскуаль, экономист-эколог Баскского центра по изменению климата недалеко от Бильбао в Испании, который совместно возглавляет исследование IPBES по оценке биоразнообразия. «Это продукт определенной культуры, мировоззрения и определенной экономической системы», — говорит он.

Амурский или сибирский тигр — подвид, находящийся под угрозой исчезновения. Фото: Марк Морич/NGC

Какой ценой

Эти аргументы разыгрывались среди членов семьи биоразнообразия, но в последнее время критики МПБЭУ искали более широкую аудиторию через страницы писем Science , в котором они назвали аспекты процесса чрезмерно политическими и обвинили IPBES в исключении важной науки 6 .

Одним из основных пунктов разногласий является концепция «экосистемных услуг», идея, получившая известность в 2001 году в начале последней крупной международной оценки биоразнообразия, «Оценки тысячелетия». Экосистемные услуги – это те экологические характеристики, функции или процессы, которые прямо или косвенно способствуют благополучию человека 7 .

Экологи сознательно использовали экономический язык, потому что это был способ говорить с политиками и другими политиками в знакомых терминах, говорит Уотсон, который также руководил этим мероприятием. «Мы хотели привлечь весь спектр политических деятелей», — добавляет он.

Но, несмотря на то, что экосистемные услуги пользуются определенным политическим успехом, исследователи, которые изучают экологию через эту призму, говорят, что они были оттеснены процессом IPBES. «Слишком много путаницы и негативной энергии», — говорит Дольф де Гроот, профессор наук об окружающей среде в Вагенингенском университете в Нидерландах, который возглавляет Партнерство по экосистемным услугам, сеть из примерно 3000 ученых, работающих в этой области. По его словам, среди участников сети есть мнение, что их забанили.

«Нет абсолютно никакого запрета» на экосистемные услуги, считает Диас. «Мы не планируем его отменять, стирать или заменять».

Nature Insight: Биоразнообразие

Но она добавляет, что ученые, работающие в области экосистемных услуг, и те, кто выступает за включение экономического анализа в исследования биоразнообразия, должны быть готовы работать с исследователями и не учеными, которые не согласны с такими подходами. По ее словам, исследователи и правительства развивающихся стран относятся к концепции экосистемных услуг с заметным скептицизмом.

Диас и ее коллеги убедили правительства-члены IPBES принять альтернативную систему оценки, которую они называют «Вклад природы в жизнь людей». Новая концепция, по словам Диаса, больше подходит для оценки биоразнообразия, поскольку она будет включать знания коренных общин, а также исследователей из развивающихся стран. Многие незападные подходы к биоразнообразию являются менее редуктивными и более целостными, говорит Себсебе Демиссью, которая возглавляет Ботанический сад Гуллеле в Аддис-Абебе и в прошлом была членом экспертной научной группы IPBES. «В таких культурах нет смысла придавать денежную оценку лесу или реке, потому что они являются частью целого тела. Это все равно, что сказать человеку: «Какая цена, твоя конечность? Или какая цена, твоя почка?»

Однако для де Гроота «просто неправильно говорить, что экосистемные услуги — это «западная» наука». Он и его союзники утверждают, что язык экономических оценок ценен, поскольку привлекает внимание политиков. «Вы не собираетесь мешать правительству Трампа прокладывать трубопроводы в заповедниках, подчеркивая вклад природы в жизнь людей», — говорит де Гроот.

Разделенный дом

Одной из самых больших проблем Watson является то, что политики перестанут обращать внимание на ссорящихся ученых при первом же взгляде. Поэтому в первую неделю июня он созвал встречу ученых IPBES и представителей правительства в Бонне, Германия, чтобы призвать их дать зеленый свет более целостному подходу «Вклад природы в людей». Правительства и агентства ООН хотят, чтобы молодая организация преуспела в своих стремлениях стать более инклюзивной, и они одобрили новую модель.

Делегат Колумбии в IPBES Ана Мария Эрнандес присутствовала на встрече в Бонне. Она соглашается с тем, что оценки IPBES изменят то, как ученые и лица, определяющие политику, думают о проблемах. «У научного сообщества есть одно видение, — говорит она. «Но не каждый, кто знает о биоразнообразии или является хранителем биоразнообразия, является ученым. Нам нужно научиться слушать людей, даже если у них нет докторской степени», — говорит Эрнандес, руководитель отдела политики Научно-исследовательского института биологических ресурсов им. Александра фон Гумбольдта в Боготе.

Кристиана Фигерес, которая успешно руководила Парижским соглашением по климату в качестве бывшего исполнительного секретаря Рамочной конвенции ООН об изменении климата, также воодушевлена ​​более инклюзивным подходом группы IPBES. «Мир выигрывает от более открытых дискуссий между науками и культурами. Я действительно аплодирую и поддерживаю то, что они делают, и надеюсь, что они добьются успеха», — говорит она.

Но другие обеспокоены расколом в сообществе биоразнообразия и IPBES. И две стороны не сближаются. Фактически, по словам де Гроота, на июньской встрече IPBES не было Партнерства по экосистемным услугам. «Нас не приглашали ни на какие встречи». В ответ Уотсон говорит, что встреча была ограничена представителями 129Правительства стран-членов IPBES и 49 участников поддержали отказ от экосистемных услуг.

Тем не менее, его критики утверждают, что IPBES стала средством для того, чего хотят исследователи-члены, вместо того, чтобы предлагать практические научные данные, которые могут стимулировать и информировать о предстоящих решениях, таких как установление новых целей для сдерживания утраты биоразнообразия. В настоящее время они обсуждаются отдельно в рамках Конвенции ООН о биологическом разнообразии.

Для того, чтобы IPBES оказала желаемое влияние, необходимо выйти за пределы этой пропасти, говорит Мария Иванова из Массачусетского университета в Бостоне, которая пишет историю ООН-Окружающая среда. Она рекомендует Уотсону и руководству IPBES протянуть оливковую ветвь своим критикам. «По крайней мере, у них должен быть более конструктивный диалог, чем переписка друг с другом на страницах академических журналов», — говорит она.

Кажется, Ватсон согласен. Ветеран прежних дебатов между Севером и Югом и многих предыдущих глобальных научных оценок знает, что первые годы существования МГЭИК также преследовались внутриобщинными стычками, отчасти из-за доказательств того, что люди вызывают изменение климата. Он также понимает, что влияние климатической группы было бы намного меньше, если бы сообщество не объединилось вокруг научного консенсуса.

IPBES также проходит внешнюю оценку, отчет о которой должен быть представлен к маю следующего года. Рецензенты хорошо осведомлены о расколе и риске, который он представляет для амбиций МПБЭУ по убеждению политиков предпринять шаги, которые сократят утрату биоразнообразия. Если IPBES хочет добиться успеха, предупреждает Уотсон, «мы ни при каких обстоятельствах не должны раскалывать академическое сообщество или правительства».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *