История азербайджана с древнейших времен до наших дней: История » АЗЕРБАЙДЖАН » Официальный сайт президента Азербайджанской Республики
История » АЗЕРБАЙДЖАН » Официальный сайт президента Азербайджанской Республики
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Азербайджанский народ, который в конце ХХ столетия вновь обрел независимость, обладает древней и богатой историей государственности.
Исторические азербайджанские земли являются одним из древнейших центров культуры, откуда начала развиваться современная цивилизация. Археологические находки, обнаруженные в Азыхской, Тагларской пещерах, пещерах Дамджилы, Дашсалахлы, Газма, а также в других памятниках, в том числе челюсть древнего – азыхского человека (азыхантропа), жившего 300-400 тысяч лет назад, подтверждают, что этот край является одним из древнейших поселений человека в мире.
Азербайджанцы в то же время относятся к народам мира, обладающим древнейшими традициями государственности.
Традиции государственности на исторических азербайджанских землях имеют почти 5-тысячелетнюю историю. Первые государственные образования или этнополитические объединения на территории Азербайджана появились еще в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры.
В начале I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры на азербайджанских землях существовали такие могущественные государства, как Манна, Мидия, Атропатена и Албания.
Государство Манна занимает важное место в истории культуры государственности не только Азербайджана, но и мира. Манна непосредственно участвовала во всех происходивших в регионе военно-политических событиях, вела борьбу с сильными соседями – государствами Ашшур и Урарту, пытавшимися завладеть азербайджанскими землями.
В конце VIII — начале VII веков до нашей эры важную роль в военно-политической истории Азербайджана стали играть киммерийцы и искиты, а также саки и массагеты, имеющие одни и те же корни с искитами.
Впоследствии ни многолетний оккупационный режим Ахеменидской Иранской империи, ни походы Александра Македонского не смогли уничтожить древнюю культуру государственного управления Азербайджана. Сразу после смерти Александра Македонского Азербайджанская государственность вновь возродилась. На южных землях нашей страны появилось государство Атропатена, а на севере – Албания.
В начале нашей эры страна столкнулась с одним из самых тяжелых периодов испытаний в своей истории: в III веке Азербайджан оккупировала Сасанидско-Иранская империя, а в VII столетии – Арабский Халифат. Захватчики переселили в страну многочисленное персоязычное население и население арабского происхождения. Пришлое население было размещено в местах важного военно-стратегического значения и на самых плодородных землях, им были предоставлены широкие привилегии. Но все это не смогло уничтожить древние традиции государственности Азербайджана, и процесс формирования азербайджанского народа продолжался. В результате того, что Азербайджан на протяжении длительного исторического периода целиком находился в составе данных империй, расширились внутренние, прежде всего, торговые связи между всеми регионами страны. Произошел важный прогресс в налаживании этнополитического и культурного единства между северным и южным, восточным и западным регионами Азербайджана.
С середины IX века – после распада халифата вновь возродились древние традиции государственности Азербайджана: на азербайджанских землях появились государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шаддадидов. Во всех сферах политической, экономической и культурной жизни произошло пробуждение. Появление местных государств после продолжавшегося около 600 лет сасанидского и арабского ига, распространение Ислама на всей территории страны сыграли важную роль в последующем развитии Азербайджана. Однако ни одному из государств, образованных после падения Арабского халифата, не удалось на протяжении длительного исторического периода превратиться в единое, устойчивое, могущественное государство, охватывающее всю территорию Азербайджана, не была обеспечена политическая стабильность. Азербайджан был включен в состав Великой Сельджукской империи, охватывающей обширные территории от Средней Азии до побережья Средиземного моря и от Дербентского перевала до Персидского залива.
Укрепившиеся после падения Великой Сельджукской империи государства Ширваншахов и Эльденизов сыграли важную роль в продолжении и дальнейшем укреплении традиций государственности азербайджанского народа. Азербайджанское государство Эльденизов, превратившееся в самое могущественное государство Ближнего и Среднего Востока, занимает особое место в этнополитической истории нашего народа. Азербайджанское возрождение достигло своего пика с Хагани, Низами, Аджеми.
В XV-XVIII веках азербайджанская культура государственности еще более обогатилась. В этот период охватывавшие обширные территории государства Гарагоюнлу, Аггоюнлу и Сефевидов управлялись непосредственно азербайджанскими династиями. Этот важный фактор оказывал позитивное влияние на внутренние и международные связи государства, расширял сферу его военно-политического влияния и применения азербайджанского языка, создавал благоприятные условия для дальнейшего развития материальной и духовной культуры народа.
В конце XV- начале XVI веков азербайджанская государственность вступила в новый этап своей исторической эволюции. Внуку Узун Гасана, выдающемуся государственному деятелю Шаху Исмаилу Хатаи удалось объединить под своей властью все азербайджанские земли. Появилось единое централизованное Азербайджанское государство – Государство Сефевидов со столицей в городе Тебриз. В период правления Сефевидов еще более повысилась культура государственного управления Азербайджана. Благодаря деятельности, успешной внутренней и внешней политике Шаха Исмаила, Шаха Тахмасиба, Шаха Аббаса и других сефевидских правителей, Государство Сефевидов спустя некоторое время превратилось в одну из могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.
Выдающийся азербайджанский полководец Надир шах (1736-1747), пришедший к власти после падения государства Сефевидов, еще более расширил границы Империи Сефевидов. Этот великий правитель захватил в 1739 году Северную Индию, включая Дели. Однако его планы по созданию на этой обширной территории могущественного централизованного государства не осуществились. После смерти Надир шаха управляемая им империя, обладавшая обширной территорией, пала.
Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на мелкие государства – ханства и султанаты. Начался период военно-политического спада страны. Несмотря на то, что отдельные ханы, пытавшиеся сохранить древние традиции государственности Азербайджана, стремились вновь объединить всю страну в рамках единого государства, это не дало никаких результатов. Политическая разрозненность еще более углубилась. Тем самым, чужеземные агрессоры, пытавшиеся захватить Азербайджан, получили очень благоприятную возможность.
Азербайджан превратился в арену кровавых войн между двумя крупными государствами. На основании Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) договоров азербайджанские земли были поделены между двумя империями: север Азербайджана был присоединен к России, а юг – к Персидскому шахству, управляемому Гаджарами.
Несмотря на это, благодаря деятельности патриотически настроенных людей, выдающихся представителей интеллигенции было обеспечено духовное развитие азербайджанского народа, сохранены его историческая память, национальная культура.
Просветительское движение в Азербайджане составляло один из важнейших периодов нашей истории. Роль данного этапа в культурном и политическом возрождении азербайджанского народа неоценима.
ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (1918-1920)
28 мая 1918 года была провозглашена первая демократическая парламентская республика на мусульманском Востоке — Азербайджанская Демократическая Республика. Новосозданная Азербайджанская Демократическая Республика, действуя на пределе своих возможностей, с честью справилась с взятыми на себя сложными историческими задачами. Были осуществлены серьезные меры в области строительства в Азербайджане независимого, демократического государства, сформированы первый парламент и правительство, государственный аппарат, институты управления, определены границы страны, в короткий срок созданы воинские части, обладавшие высокой боеспособностью, проделана важная работа для обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности, приняты государственный флаг, гимн и герб, родной язык объявлен государственным языком, уделено особое внимание развитию просвещения и культуры и предприняты целенаправленные шаги в решении других важных вопросов, представлявших исключительное значение для всестороннего развития народа, национальной государственности в последующие годы.
Азербайджанская Демократическая Республика, с первых дней существования опиравшаяся на принципы народовластия и равенства людей, предоставив всем гражданам страны одинаковые права, устранила расовое, национальное, религиозное, классовое неравенство. Впервые на Востоке и значительно раньше, чем в некоторых европейских странах, женщинам в Азербайджане было предоставлено избирательное право.
К сожалению, одним из первых решений Азербайджанской Демократической Республики в крайне сложных исторических условиях – в условиях проводимой армянскими военными формированиями этнической чистки против азербайджанцев и их территориальных притязаний для создания своего государства, стала передача Иревана на основании компромиссного варианта, достигнутого в результате Батумских переговоров, Армении в качестве столицы. Эта большая историческая ошибка открыла путь очередным трагедиям в жизни азербайджанского народа и постоянной экспансии со стороны армян.
7 декабря 1918 года в 13.00 в здании женской школы Г. З.Тагиева (ныне здание, где размещается Институт рукописей имени Мухаммеда Физули) состоялось торжественное открытие Азербайджанского парламента. Это был первый на всем мусульманском Востоке законодательный орган, сформированный на основе самых прогрессивных, демократических принципов того времени. Законы, принятые в период полуторагодовой деятельности республиканского парламента позволили упрочить независимость национального государства, добиться политического и экономического развития, стремительного прогресса в области культуры и просвещения.
Азербайджанская Демократическая Республика, постоянно проводя миролюбивую политику, стремилась наладить со всеми государствами взаимное сотрудничество и установить отношения на основе принципов уважения к правам друг друга. Превращение Азербайджана благодаря деятельности Демократической Республики в субъект международного права предотвратило исчезновение его с политической карты мира как государства после большевистской оккупации в апреле 1920 года.
ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАН В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1920-1991)
28 апреля 1920 года Азербайджан был оккупирован большевистской Россией. В период советской власти азербайджанская государственность столкнулась со сложными испытаниями. Уже признанная в 1920-1922 годах де-факто международным сообществом независимость Азербайджана формально была частично сохранена. В марте 1922 года три республики Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия, Армения) были объединены в рамках единого государства – Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) , тем самым формальная независимость была полностью устранена.
В период Советского Союза Зангезур, Гейча, часть Нахчывана и другие районы были выведены из состава Азербайджана и присоединены к Армении. В итоге территория страны, составлявшая в период Азербайджанской Демократической Республики 114 тысяч квадратных километров, сократилась до 86,6 тысячи квадратных километров. Кроме того, 7 июля 1923 года по инициативе большевистских лидеров была создана НагорноКарабахская автономная область. Это решение явилось первым шагом, направленным на вывод Нагорного Карабаха из состава Азербайджана.
Ответом на сопротивление против советской власти в Азербайджане стали жестокость, ссылки, репрессии. Во время репрессий 1937 года большинство выдающихся представителей азербайджанского народа, не смирившихся с советской властью, под различными предлогами были арестованы, сосланы в Сибирь, казахстанские степи, многие были расстреляны.
В годы II Мировой войны азербайджанский народ проявил большую самоотверженность, азербайджанские дивизии прошли славный боевой путь от Кавказа до Берлина. Бакинская нефть сыграла важную роль в победе над фашизмом.
Приход 14 июля 1969 года Гейдара Алиева к руководству республикой стал историческим событием с точки зрения поиска ясных ответов на многие судьбоносные вопросы, стоявшие перед Азербайджаном, и их последовательного решения.
Широкомасштабные меры, осуществленные в 1970-х – начале 1980-х годов с целью развития экономики республики, в том числе создание многочисленных промышленных предприятий, отраслей производства, основанных на самых современных для того времени технологиях, в корне изменили экономическую инфраструктуру, заложили основу превращения ее из аграрной республики большей частью в промышленную республику.
Таким образом, несмотря на все лишения, гигантский потенциал, созданный в годы советской власти, в особенности, в 1969-1982 годах, очень пригодился нашему государству, которое в конце ХХ столетия вновь обрело независимость.
ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Обретя 18 октября 1991 года государственную независимость, Азербайджан объявил себя правопреемником Демократической Республики, продемонстрировав приверженность древним традициям государственности. Спустя короткое время были восстановлены государственные символы периода Азербайджанской Демократической Республики.
Азербайджанская Республика, волей народа провозгласившая свою независимость, начала действовать в крайне сложных условиях. Расширение армянской агрессии против Азербайджана, тяжба за власть, спад экономики значительно ослабили страну. Неудовлетворительная деятельность власти Народного Фронта Азербайджана – Мусавата поставила страну на грань расчленения.
После возвращения в 1993 году общенационального лидера Гейдара Алиева по требованию народа к власти ситуация стала меняться. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. Этот день вошел в нашу историю как День национального спасения. 23 июня Милли Меджлис возложил на председателя Верховного Совета Гейдара Алиева президентские полномочия.
Народ еще теснее сплотился вокруг своего руководителя Гейдара Алиева. 3 октября 1993 года Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики. Строительство независимого государства, обеспечение его безопасности, территориальной целостности, восстановление экономики, демократическое развитие, налаживание международных связей Азербайджана и его интеграция в мировое сообщество составили главные контуры разработанной Гейдаром Алиевым стратегии национального развития.
Именно благодаря спасительной миссии Гейдара Алиева была сохранена государственная независимость Азербайджанской Республики, а 1990-1993 годы – годы пребывания общенационального лидера у власти вошли в историю Азербайджана как период глубоких реформ.
Ярким примером этой поддержки являются результаты (внеочередных) президентских выборов 2003, 2008, 2013 и 2018 годов. Единство между народом и властью – ключевой фактор в развитии независимого Азербайджана.
Сегодня Азербайджан находится в ряду самых конкурентоспособных стран мира, глобальные проекты, реализованные Азербайджаном и его партнерами, изменили энергетическую и транспортную карту Евразии.
Азербайджанский народ, обладающий богатым наследием в области государственности, гордится своим славным прошлым, как исторический успех ценит свободу, которую он получил и защищает как зеницу ока, демонстрирует свою готовность пойти на любые жертвы во имя суверенитета и территориальной целостности страны.
44-дневная Отечественная война, приведшая к великой победе Азербайджана в 2020 году под руководством Верховного главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева, ярко отражает эту решимость и волю, его безграничную преданность историческому наследию и культуре.
Сегодня Азербайджанская Республика переживает величайший период созидания и возрождения в своей истории как государство, восстановившее свою территориальную целостность.
Azerbaijan.az
Исторические земли Азербайджана, охватывавшие на севере Большие Кавказские горы, на западе — Алагёзскую горную цепь с бассейном озера Гёйча и Восточную Анатолию, на востоке — Каспийское море, а на юге — пределы Султании, Зенджана и Хамадана, являются одним из центров древней культуры и колыбелью современной цивилизации. На этой территории — на исторических землях Азербайджана — азербайджанский народ создал богатую и самобытную культуру, в том числе и традиции государственности. Историческое произношение названия «Азербайджан» было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан. Написание в современной форме — «Азербайджан», основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.
Предметы, обнаруженные во время археологических раскопок, а также этнографические материалы, собранные во время экспедиций, позволили изучить традиции и обычаи, материальную и духовную культуру, древние формы правления, семейные взаимоотношения Азербайджана.
На сегодняшний день обнаружены древнейшие археологические и палеонтологические материалы, указывающие на проживание на территории Азербайджана первобытных людей свыше 1,7-1,8 миллионов лет тому назад.
Территория Азербайджана крайне богата археологическими памятниками, доказывающими наличие в этом крае древнейших поселений первобытного человека.
Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахичевань), а также в других памятниках, в том числе часть нижней челюсти Азыхского человека (Азыхантропа), жившего 300-400 тысяч лет назад — в Ашельский период, доказывают вхождение территории Азербайджана в ареал формирования первобытного человека.
За эту редкую находку территория Азербайджана была нанесена на карту «Древнейшие жители Европы».
Азербайджанский народ, в то же время, является одним из народов, обладающих древнейшими традициями государственности. Азербайджан имеет приблизительно 5-ти тысячелетнюю историю государственности. Первые государственные формирования или этнополитические объединения на территории Азербайджана были созданы еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры в бассейне Урмии. Возникшие здесь древнейшие азербайджанские государства играли важную роль в военно-политической истории всего региона. Именно в этот период существовала тесная взаимосвязь Азербайджана с оставившими глубокий след в мировой истории государствами Шумер, Аккад и Ассирия, располагавшимися в долинах Тигра и Евфрата, а также с Хеттским государством в Малой Азии.
В I тыс. до н.э.-1 тыс. н.э. на землях Азербайджана существовали такие могущественные государства, как Манна, Скифское царство, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли важную роль в повышении культуры государственного управления, в культурно-экономической истории страны, а также в процессе формирования единого народа.
В начале нашей эры Азербайджан вступил в один из периодов тяжелейших испытаний своей истории: в III веке Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке — Арабский Халифат. Завоеватели переселяли в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.
В первых столетиях нашей эры турецкие этносы, составлявшие основную часть населения страны и являющиеся с военно-политической точки зрения более организованными и сильными, сыграли важную роль в процессе формирования единого народа. Среди турецких этносов преобладали тюрки-огузы.
Начиная с первых столетий нашей эры тюркский язык превращается в основное средство общения между малочисленными народами и этническими группами, прожившими на территории Азербайджана. К тому же, тюркский язык играл также связующую роль между севером и югом страны. В то время этот фактор имел важное значение в процессе формирования единого народа, поскольку в описываемый период ещё не было единого религиозного мировоззрения — монотеистической религии, охватывающей всю территорию Азербайджана. Поклонение главному Богу тюрков — Богу Танры ещё не сумело полностью вытеснить другие религиозные верования. Всё ещё сохранялись зороастризм, огнепоклонничество, поклонение Солнцу, Луне, Небу, Земле, звёздам и т. д. На севере страны, в некоторых частях территории Албании, особенно в ее западных регионах, распространялось христианство. Однако независимая Албанская церковь действовала в условиях острого соперничества с армянской и грузинской церквями.
С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана.
Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса. Возникновение единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами явилось причиной формирования единых обычаев и традиций на всей территории Азербайджана, по которой они были расселены, расширения родственных связей и более тесного взаимодействия. Исламская религия объединила все тюркские и нетюркские этносы, принявшие её, под общим тюрко-исламским флагом против Византийской империи и находящимся под ее покровительством армянских и грузинских феодалов, стремившихся включить весь Южный Кавказ в сферу влияния христианства.
С середины IX века древние традиции азербайджанской государственности вновь возродились. В Азербайджане началось новое политическое возрождение: на землях Азербайджана, где был распространён ислам, возникли государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов.
Ввиду возникновения независимых государств произошло оживление во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Начался период возрождения в истории Азербайджана.
Возникновение местных государств (Саджиды, Ширваншахи, Салариды, Раввадиды, Шеддадиды, Шекинское государство), после 600-летнего сасанидского и арабского господства и превращение ислама в главную монотеистическую религию на территории всей страны сыграли важную роль в этнической эволюции азербайджанского народа и формировании единого языка и культуры.
В то же время, в исторических условиях частой смены феодальных династий, правивших Азербайджаном, исламская религия имела важное значение для объединения всего азербайджанского населения — как различных тюркских племен, сыгравших главную роль в формировании нашего народа, так и смешивавшихся с ними нетюркских этносов, в форме единой силы против иноземных захватчиков.
После падения Арабского халифата, начиная с середины IX века, возросла роль тюрко-исламских империй на Кавказе, а также на всём Ближнем и Среднем Востоке. Государства, управлявшиеся Саджидами, Ширваншахами, Саларидами, Раввадидами, Шеддадидами, Шекинскими правителями, Сельджуками, Эльденизами, Монголами, Эльханидами-Хулагуидами, Чобанидами, Джелаиридами, Тимуридами, Османами, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидами, Афшарами, Каджарами и другими тюрко-мусульманскими династиями, оставили глубокий след не только в истории государственности Азербайджана, но и всего Ближнего и Среднего Востока. Длительное время Азербайджан являлся центральной областью многих из этих государств, а Тебриз — столицей.
В XV-XVIII веках, а также в последующий период культура государственности Азербайджана ещё более обогатилась. В это время обширные восточные империи Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Каджаров управлялись непосредственно азербайджанскими династиями.
Этот важный фактор оказывал положительное влияние на внутренние и международные связи Азербайджана, расширял поле военно-политического влияния нашей страны и народа и, следовательно, сферу деятельности азербайджанского языка, создавал благоприятные условия для ещё большего развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа. Наряду с тем, что в описываемый период азербайджанские государства играли важную роль в международных отношениях и военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока, они также очень активно участвовали и играли посредническую роль в отношениях между Европой и Востоком.
В годы правления великого государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (1468-1478) империя Аккоюнлу превратилась в мощный военно-политический фактор на всём Ближнем и Среднем Востоке. Культура государственности Азербайджана получила еще большее развитие. Узун Гасан проводил политику создания сильного, централизованного государства, охватывающего все азербайджанские земли. С этой целью по его поручению было издано «Ганун-намэ». По указанию великого государя был переведён на азербайджанский язык Коран, а выдающемуся учёному того времени Абу Бакру аль-Техрани было поручено написание огузской летописи «Китаби-Диярбекирийе».
В конце XV — начале XVI веков азербайджанская государственность вступила в новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана, выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524) продолжил дело, начатое его дедом и сумел объединить все северные и южные земли Азербайджана под своей властью. Возникло единое централизованное азербайджанское государство — государство Сефевидов со столицей в Тебризе. В период правления Сефевидов ещё более повысилась культура государственного управления Азербайджана. Азербайджанский язык, наряду с персидским, превратился в государственный язык на территории огромной империи. В результате успешных реформ, внутренней и внешней политики, проводившихся Шахом Исмаилом, Шахом Тахмасибом, Шахом Аббасом и другими сефевидскими государями, Сефевидское государство превратилось в одну из могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.
Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах Афшар (1736-1747) еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий правитель Азербайджана — выходец из афшар-тюркского племени – в 1739 году захватил Северную Индию, включая Дели.
Однако после смерти Надир шаха управляемая им обширная империя распалась. И во второй половине XVIII века Азербайджан раскололся на мелкие государства – ханства и султанаты.
В конце XVIII века к власти в Иране пришла азербайджанская тюркская династия Каджаров (1796- 1925). Каджары начали проводить политику, направленную на подчинение центральной власти всех территорий, находившихся в своё время под властью их предков Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов и, наконец Надир шаха, в том числе и азербайджанских ханств.
Так началась эпоха многолетних войн между Каджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Российской империей.
Таким образом, Азербайджан превратился в арену кровопролитных войн между двумя великими державами.
Согласно Гюлистанскому (1813) и Туркменчайскому (1828) договорам Азербайджан был разделён между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный – к Ирану.
Таким образом, в последующей истории Азербайджана появились новые понятия: «Северный (или Российский) Азербайджан» и «Южный (или Иранский) Азербайджан».
Для создания себе опоры и христианского оплота на Южном Кавказе Россия начала в массовом порядке переселять на захваченные азербайджанские земли, в частности, горные районы Карабаха, территории Эриванских и Нахичеваньских ханств, армянское население из соседних регионов. Генерал Пашкевич даже дал конкретные указания по поводу того, куда именно необходимо их переселять. В марте 1828 года были ликвидированы Иреванское и Нахичеванское ханства Азербайджана, а на их территории была создана так называемая «Армянская область» для переселяемых армян. Тем самым была заложена основа будущего армянского государства на землях Азербайджана.
Помимо этого, в 1836 году царская Россия ликвидировала независимую Албанскую церковь и подчинила её Григорианской церкви. Тем самым были созданы благоприятные условия для григорианизации и армянизации древнего азербайджанского христиано-албанского населения. Была заложена основа для новых территориальных притязаний армян к азербайджанцам. Не удовлетворившись этим, царская Россия прибегнула к еще более гнусной политике: подняла вооружённых ею армян против тюрко-мусульманского населения и спровоцировала массовую резню азербайджанцев. Начался период геноцида азербайджанского народа и всего тюрко-мусульманского населения Южного Кавказа.
В Северном Азербайджане освободительная борьба завершилась невиданными трагедиями. Здесь дашнакско-большевистское правительство С.Шаумяна, захватившее власть в свои руки в Баку и его окрестностях, в марте 1918 года учинило против Азербайджанского народа страшный геноцид. Братская Турция протянула Азербайджану руку помощи. Освободительное движение одержало победу. 28 мая 1918 года в Северном Азербайджане была создана первая демократическая республика на Востоке —Азербайджанская Демократическая Республика.
Азербайджанская Демократическая Республика, являвшаяся первой парламентской республикой в истории азербайджанского народа, одновременно была и образцом демократического, правового и светского государства на всём Востоке, в том числе и в тюрко-исламском мире.
В период Азербайджанской Демократической Республики история парламентаризма делится на два периода: первый период, длился с 27 мая по 19 ноября 1918 года. На протяжении этих шести месяцев азербайджанский парламент, состоявший из 44 представителей тюрок-мусульман и функционировавший под названием Национального Совета Азербайджана, принял важнейшие исторические решения. Первый парламент 28 мая 1918 года провозгласил независимость Азербайджана, взял на себя управление государством и принял историческую Декларацию Независимости.
Второй, или Бакинский период в истории парламентаризма Азербайджанской Демократической Республики продолжался с 7 декабря 1918 года до 27 апреля 1920 года – всего 17 месяцев.
Следует особо отметить принятый парламентом Закон об учреждении Бакинского Государственного Университета 1 сентября 1919 года. Открытие национального университета было важнейшей исторической заслугой деятелей Республики перед родным народом. Хотя впоследствии Азербайджанская Демократическая Республика и пала, Бакинский Государственный Университет сыграл незаменимую роль в сохранении ее идей и в восстановлении независимости.
За время существования Азербайджанской Демократической Республики всего было проведено 155 заседаний парламента, десять из которых состоялось в период функционирования Национального Совета Азербайджана (27 мая -19 ноября 1918 года), а 145 — парламента Азербайджана (7 декабря 1918 года — 27 апреля 1920 года).
На обсуждение парламента было вынесено более 270-ти законопроектов, около 230 из которых были приняты. Законы обсуждались в условиях горячих и деловых дебатов и принимались лишь после третьего чтения.
Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца, она доказала, что даже самые жестокие колониальные и репрессивные режимы не в состоянии уничтожить идеалы свободы и традиции государственной независимости азербайджанского народа.
В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Был положен конец независимой государственности в Северном Азербайджане. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории Азербайджанской Демократической Республики Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР).
Сразу после советской оккупации начался процесс уничтожения системы независимого государственного управления, созданной в период существования Азербайджанской Демократической Республики.
Во всей стране господствовал «красный террор». Каждый, кто мог оказать сопротивление укреплению большевистского режима, немедленно становился жертвой «красного террора» под именем «врага народа», «контрреволюционера» или «диверсанта».
Таким образом, после мартовского геноцида 1918 года, фактически начался новый геноцид против азербайджанского народа. Разница заключалась лишь в том, что на сей раз уничтожались самые знаменитые представители народа – выдающиеся деятели Азербайджанской Народной Республики, генералы и высшие офицеры Национальной Армии, передовая интеллигенция, известные учёные. На этот раз большевистско-дашнакский режим в заранее запланированном порядке уничтожал только сливки народа и стремился обезглавить его. На самом деле этот геноцид был намного беспощадным и страшным, чем мартовский.
Созывом I съезда Советов Азербайджанской ССР 6 мая 1921 года была завершена советизация Северного Азербайджана. 19 мая была принята первая Конституция Азербайджанской ССР.
После лишения азербайджанского народа своей независимой власти началось ограбление его богатств. Была ликвидирована частная собственность на землю. Все природные богатства страны были национализированы, точнее, считались государственной собственностью. Для руководства нефтяной промышленностью был специально создан Нефтяной Комитет Азербайджана, руководство которым было поручено А.П.Серебровскому, направленному В.И.Лениным. Таким образом, В.И.Ленин, писавший в телеграмме, отправленной ещё 17 марта 1920 года в Военно-революционный Совет Кавказского Фронта «Взятие Баку для нас очень и очень важно» и тем самым давший указание на завоевание Северного Азербайджана, достиг своей цели. Бакинская нефть перешла в руки Советской России.
В 30-е годы по всему Азербайджану проводились жестокие репрессии. Только в 1937 году было репрессировано 29 тыс. человек. В этот период Азербайджан потерял десятки таких своих мыслителей, редких представителей интеллигенции, как Гусейн Джавид, Микаил Мушвиг, Ахмед Джавад, Салман Мумтаз, Али Назми, Таги Шахбази и др. Умственный потенциал народа и его достойнейшие представители были уничтожены. После этого страшного удара азербайджанский народ не смог оправиться на протяжении десятилетий.
В 1948-1953 годах начался новый этап массовой депортации азербайджанцев из Западного Азербайджана (с территории, называемой Армянской ССР), являвшегося их исконной родиной. Армяне ещё более укрепились на землях Западного Азербайджана. Было обеспечено их количественное превосходство на этой территории.
Несмотря на важные успехи, достигнутые благодаря созидательному гению азербайджанского народа, вследствие ряда объективных и субъективных причин, в 60-е годы во многих отраслях экономики Азербайджана – и в промышленности, и в сельском хозяйстве, стали проявляться отрицательные тенденции.
В этой тяжёлой ситуации, в которой оказалась республика, в азербайджанском руководстве произошла важная перемена. В 1969 году начался Первый период руководства Гейдар Алиева Азербайджаном. В сложной исторической ситуации господства тоталитарного режима, Гейдар Алиев, с целью превращения Азербайджана в одну из самых передовых республик Советского Союза, приступил к проведению программы широких реформ во всех сферах жизни.
Великий политик сначала добивался принятия на уровне Политбюро ЦК Компартии Советского Союза, на пленумах ЦК, съездов Коммунистической партии выгодных решений по важным вопросам для своей Родины и народа в различных отраслях экономики (в том числе сельского хозяйства) и культуры, а затем мобилизовал весь наш народ на выполнение этих решений, днём и ночью вёл неустанную борьбу за процветание родного Азербайджана. Во главе его планов стояло превращение Азербайджана в самодостаточную и высокоразвитую в научно-техническом отношении страну (выражаясь терминологией того времени, в административно-экономическую единицу). Одним словом, Гейдар Алиев ещё тогда начал путь, ведший к независимости нашей Родины.
В 1970-1985 годах, за короткий исторический период по всей территории республики были созданы сотни заводов, фабрик, отраслей производства. Было запущено 213 промышленных учреждений. Азербайджан занимал одно из передовых мест в Советском Союзе по многим отраслям производства. 350 наименований продукции, производимой в Азербайджане, экспортировалось в 65 стран мира.
Огромное историческое значение всех этих величественных созидательных работ, осуществлённых в первый период руководства Гейдара Алиева Азербайджаном, заключалось в том, что в нашем народе пробуждались национальная гордость, национальное самосознание, воспрянули чувства свободы, независимости. По своей сущности, это означало вступление азербайджанского народа в 70-е годы XX столетия в новый этап — этап национального подъёма.
Последняя стадия истории азербайджанской государственности, начавшаяся в период распада СССР принятием Конституционного Акта о государственной независимости Азербайджанской Республики 18-октября 1991 года после распада СССР, успешно продолжается и по сей день.
На продолжении всей своей истории азербайджанские государства проходили периоды подъема и спада, подвергались внутреннему распаду и внешней оккупации. Азербайджан всегда сохранял мирные и спокойные отношения со своими соседями. Однако поселившиеся в Западном Азербайджане армяне постоянно посягали на азербайджанские земли, пользовались ситуацией для захвата новых территорий.
С 1988 года армянские вооруженные силы осуществили план по выселению азербайджанцев, проживающих в 126 населённых пунктов Нагорного Карабаха, являвшегося неотъемлемой частью Азербайджана. 8 мая 1992 года армяне захватили Шушу, а 2 октября 1992 года – Ходжавенд.
Именно в этот период, в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года произошло самое трагичное событие XX века — армянские вооружённые силы, совместно с солдатами 366 мотострелкового полка бывшей Советской армии полностью уничтожили город Ходжалы, в котором проживали 6000 азербайджанцев.
Таким образом, начиная с 1988 года, в результате военной агрессии армянских вооружённых формирований 20% азербайджанских земель – территория Нагорного Карабаха и прилегающих к нему 7 районов (Лачин – 18 мая 1992 года, Кельбаджар – 2 апреля 1993 года, Агдам – 23 июля 1993 года, Джебраил – 23 августа 1993 года, Физули – 23 августа 1993 года, Губадлы – 31 августа 1993 года, Зангилан – 29 октября 1993 года) было оккупировано, 700 тыс. азербайджанцев были вынуждены покинуть родные дома и временно расселены в основном в более чем 1600 объектах на территории 62 городов и районов.
В условиях усиления народного движения в марте 1992 года А.Муталибов, руководивший республикой, подал в отставку. Создавшаяся пустота во власти еще более ослабила обороноспособность Азербайджанской Республики. В результате этого в мае 1992 года армянские военные объединения захватили и Шушу. Таким образом, армяне фактически оккупировали территорию всего Нагорного Карабаха. Следующим шагом стала оккупация Лачина — района, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом. Борьба за власть, продолжавшаяся и во времена правления Народного Фронта Азербайджана, нанесла тяжелый удар по обороне республики. В апреле 1993 года был оккупирован Кельбаджар. В июне в Азербайджане налицо оказался глубокий политический кризис. По требованию народа Гейдар Алиев пришел к власти.
С возвращением Гейдара Алиева ко власти произошел перелом в судьбе нашей страны, была предотвращена разгорающаяся гражданская война. Этот день вошел в историю азербайджанского народа как «День Национального Спасения».
12 мая 1994 года между Азербайджаном и Арменией было подписано соглашение о прекращении огня. Однако, несмотря на это, армянские вооружённые формирования часто нарушали его, подвергая мирное население обстрелу.
В ночь на 2 апреля 2016 года военный конфликт, развернувшийся между Вооружёнными Силами Азербайджана и Армении, стал самой крупной конфронтацией на линии соприкосновения с момента заключения перемирия.
Апрельские бои завершились победой Вооружённых Сил Азербайджана, были освобождены высоты вокруг села Талыш, а также пункт Сейсулан Тертерского района, высота Леле-тепе и село Чоджук Марджанлы Джебраильского района, село Гюлистан Гёранбойского района и дороги в направлении села Мадагиз Тертерского района.
Нарушение государственной границы в направлении Товузского района в июле 2020 года, заселение ливанских армян на оккупированных нами территориях показало, что вести мирные переговоры нет смысла. Диверсия, которую Армения хотела совершить в августе на Геранбойском направлении, и создание добровольных воинских формирований сделали новую войну абсолютно необходимой.
Новая история была написана для Азербайджана в результате контрнаступления азербайджанской армии, начавшейся 27 сентября 2020 года с провокаций вооруженных сил Армении против Азербайджана.
После очередной провокации вооруженных сил Армении на линии соприкосновения, в соответствии с предупреждением президента Ильхама Алиева, Азербайджан начал военное наказание врага. В ходе продолжающегося стремительного контрнаступления были освобождены от оккупации ряд стратегических высот, поселок Суговушан и село Талыш Тертерского района Джебраильского района, поселок Гадрут Физулинского района, Зангиланского района, Губадлинского района и, наконец, город Шуша.
44-дневная война привела к полной победе Азербайджана и капитуляции Армении. За этот период было освобождено около 300 деревень, 5 городов, 4 поселка, многочисленные стратегические высоты. Техника противника была полностью уничтожена, а его живые силы серьезно повреждены. Отечественная война, продолжавшаяся всего 44 дня, привела не только к освобождению наших территорий, но и к прекращению оккупации, а также урегулированию конфликта, длившегося почти 30 лет.
История Азербайджана: с древнейших времен до наших дней — История
Башня в Манне. Конец VII в. до н.э.
Страницы 58-64
Карим К. Шукуров
В предыдущем номере нашего журнала (март-апрель 2010 г.) мы представили раздел I проекта «История Азербайджана: с древнейших времен до наших дней». день» доктора исторических наук Карима Сукурова. В этом выпуске мы продолжаем этот проект с Разделом II. Библиография для этой статьи будет дана в конце проекта.
Профсоюзы первых штатов. Состояние Манны. Скифское царство. (3 тыс. до н.э. – начало 6 в. до н.э.)
Процесс государственного образования. Последствия геополитической ситуации. Район Урмии как центр цивилизации. Первые государственные союзы: Аратта, Луллуби, Кути. Состояние Манны. Скифское царство. Кура-Аразская культура и позже.
Процесс формирования государства
Население ранних первобытных сообществ скорее относилось к людям мира или региона, чем к этнической идентификации.
Социально-экономические процессы, происходящие внутри первобытного населения, постепенно подготовили почву для формирования самостоятельных этнических групп.
Серебряная тарелка, Зивье, Манна, VII в. до н.э.
Нет сомнения, что на данном этапе исторического развития их было много. Наука может выявить предварительную карту на основе этнических группировок, известных нам только из письменных источников. Одним из наиболее важных изменений, вызванных развитием этих группировок, был потенциал, созданный для организации общества в «страну». На этом базируется происходящий процесс политической организации – становления государства. Этнополитические союзы устанавливаются в пределах малых территорий, они сближаются и объединяются в результате действия внутренних и внешних факторов и возникают «страны», т.е. единые государства, охватывающие большие территории.
Антропологически доказано, что древнейшее население Азербайджана (т. е. в гобустанский период) такое же, как население во все последующие периоды. Это означает, что: а) азербайджанское население является аборигенным, то есть коренным; б) пришедшие этнические группы хотя и смешались, но коренным образом изменили ее состав; в) местное население создало государство; г) нынешние азербайджанцы являются наследниками государств, пришедших на смену первоначально созданным здесь государствам, вплоть до наших дней.
Последствия геополитической ситуации
О том, что Азербайджан имел обширный исторический период и обширную географическую территорию, свидетельствуют исторические процессы, происходившие на этой земле. Географическая близость южной части Азербайджана к Месопотамии, бывшей центром мировой культуры, и связи между ними оказали определенное влияние на политическую жизнь. К северу политическое влияние было слабее. Таким образом, первые этнополитические объединения стали складываться на юге Азербайджана — вокруг озера Урмия.
Золотая пектораль, Зивье, VII век до н.э.
Район Урмии как центр цивилизации
Озеро Урмия расположено на высоте 1275 м над уровнем моря. Длина 140 км, ширина 40 км, площадь 5800 кв. км. В самом глубоком месте он опускается на 15 м. Вода в нем соленая. В озеро впадают реки Аджи, Джекету и другие. Природно-географические условия оказали решающее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Значение Урмии также привело к тому, что она была задокументирована в исторических источниках. Первые письменные сведения о местности относятся ко 2-й половине 3-го тысячелетия до н.э.
Археологические памятники в Урмии (Гёйтепе, к западу от озера; Гасанлы, к юго-востоку от него и др.) также говорят о богатой культуре.
Первые государственные союзы
Аратта (первая половина III тыс. до н.э.). Это было расположено к югу и юго-востоку от озера Урмия. У него был правитель со статусом Энси и соответствующий бюрократический аппарат. Источники отмечают отношения между правителем Аратты Эн-Сукушсиранной и правителем Урука (город-государство в Месопотамии, 30-3 вв. до н.э.) Эн-Меркаром (28 в. — начало 27 в. до н.э.). Правители пытались подчинить друг друга. Однако, когда правитель уруков столкнулся с трудной ситуацией, он обратился за помощью к Аратте.
Шумер (историческая провинция в южной Месопотамии) клинопись была известна Аратте.
Наскальный рельеф Лулуби, царя Анубани, вторая половина III тыс. до н.э.
Господствовал политеизм (Инанна, богиня процветания и любви и др.). После Аратты здесь образовались государственные союзы Луллуби и Кути.
Лулуби. Этот государственный союз образовался в 23 веке до нашей эры. Он был расположен к югу от озера Урмия и к западу от исторической Аратты. Известно, что здесь правили Сатуни (2230-2200 гг. до н.э.), Иммашгун (2200-2170 гг. до н.э.) и Анубанини (2170-2150 гг. до н.э.). Царь Анубанини был самым известным. Это видно из его памятника «Каменная колонна»: «[Ан]нубанини, могущественный царь, царь Лулубума, имел изображение самого себя и изображение богини Иштар (богини процветания и любви — прим. К.С.), помещенных на горе Батыр. ». Во времена Анубанини границы его владений охватывали среднее течение реки Дияла на юге и озеро Урмия на севере. Государственный союз Луллуби распался во 2-м тысячелетии до нашей эры.
Кути. Государство образовалось во 2-й половине 3-го тысячелетия до н.э., западнее и юго-западнее озера Урмия. Большой интерес представляет история борьбы кути с Аккадом (город-государство в Месопотамии, 24-22 вв. до н.э.) и прихода кути к власти там. Верховный судья кути Энридавазир захватил царство Аккад в 2200 г. до н.э. и принял титул царя. Хотя аккадцы восстановили власть, это длилось недолго; Кути снова взяли верх, и на этот раз они продержались до 70 лет. Последний правитель Кути, Тирикан, потерпел поражение в 2109 году.до н.э., после 40 дней пребывания у власти, что положило конец правлению Кути в Аккаде. Вернувшиеся кути были угнетены Луллом. Падение государственных союзов Луллуби и Кути положило конец единым политическим союзам.
Король Кути. III тысячелетие до н.э.
Новая этническая и политическая картина
Расшатывание власти Аратты, Луллуби и Кути, которые первыми встали на путь политической организации, заставило другие этнические группы, входившие в эти союзы, стать более активными. активный. Турукки и Су вышли из союзов. Чтобы устранить угрозу со стороны турукков, Ассирия (государство на территории современного Ирака, 2-е тысячелетие до н.э. – 605 г. до н.э.) организовывала военные походы. Турукки действовали в союзе с луллуби, кути и другими племенами. Этот союз подорвал могущество Ассирии. Вавилон (государство в Южной Месопотамии, начало II тыс. до н. э. — 539 г. до н. э.).до н.э.) стали приобретать все большее значение. Знаменитый вавилонский правитель Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) организовал поход против этих племен.
По мере того, как Ассирия восстанавливала силы при царе Ададнерари I (1307-1275 до н.э.), ее политика оккупации также расширялась. На это особо указывают клинописные источники: из ассирийских правителей этот процесс продолжили Салманасар I (1274-1245 гг. до н.э.), Тукульти-Нинурта I (1244-1208 гг. до н.э.) и другие. В ходе борьбы с Ассирией стали формироваться новые политические союзы, сосредоточившиеся в государстве Манна.
Государство Манна
Государство располагалось на землях между верховьями рек Дияла и Малый Заб на юге, Каспийским морем на востоке, рекой Араз на севере и озером Урмия на юге Запад.
Его столицей был город Изирту (Зирта; его остатки находятся на холме Капланту недалеко от Завии).
Его известными правителями являются Удаки (820-е гг. до н.э.), Иранзу (740-719 гг. до н.э.), Аза (718-716 гг. до н.э.), Уллусу (716-680 до н.э.), Ахшери (680-650 до н.э.) и Уалли (650-630) .
На юге Азербайджана появились Замуа, «страна» Никдиары, Аллабрия, Каралла, Гилзан и другие мелкие политические структуры. Царство Манны укрепилось к середине 9 века до нашей эры.
Имя Манны впервые упоминается в надписи, сделанной ассирийским царем Салманасаром III в связи с событиями 843 года до н.э. Манна захватил власть над политическими союзами, образовавшимися вокруг озера Урмия.
Золотой браслет, Зивье, VII век до н.э.
Государство Манна вело напряженную борьбу со своими соседями Ассирией и Урарту (государство вокруг озера Ван, IX-VII вв. до н.э.). Ассирии и Урарту пришлось воевать в Манне в 807 и 806 годах до нашей эры. К концу века антагонизм по поводу манны обострился. С ослаблением Ассирии в первой половине VIII в. до н.э. превосходство перешло к Урарту. В 784, 781-774 годах и в последующий период Урарту неоднократно совершал разрушительные нападения на Манну. Манна укрепилась во время этой борьбы. Он испытал подъем во 2-й половине 8 века до н.э. Ситуация снова изменилась с 720-х годов до нашей эры. Манна объединилась с Ассирией в результате враждебности Урарту и его союзников. Восстание против Иранзу произошло в 719 г.до н.э. и его внешние враги оказали военную помощь мятежникам. После смерти Иранзу (между 719 и 716 г. до н.э.) его сын Аза был убит за продолжение проассирийской политики, а на престол был возведен его проурартский брат Уллусу. Однако вскоре антиассирийский вражеский союз распался, и Манна вернулась к своей прежней политике. С победой Ассирии над Урарту в 714 г. до н.э. был подписан договор между Ассирией и Манной.
Позиции Манны еще больше укрепились. При Ахшери государство увеличило свое могущество и смогло значительно расширить свою территорию. Это вызвало недовольство Ассирии, и в 660 г. до н.э. она победила Манну и сделала ее вассальным государством. При этом усилилась вражда с Мидией и прекратилось подчинение Манны. Имя Манны последний раз упоминается в Библии в связи с событиями 59 года.3 г. до н.э.
Манна лучник, VII век до н.э.; Манна-музыкант, VII век до н.э.; Царь Манна, VII век до н.э.
Сельское хозяйство и ремесла вносили важный вклад в экономическую жизнь Манны. Развилась городская жизнь. Были и культурные достижения.
У Манны был свой сценарий.
В последние годы существования Манны на территории Азербайджана возникло Скифское царство.
Скифское царство
Скифское царство располагалось на землях между средним течением рек Кура и Манна (у озера Урмия).
Скифы прибыли на побережье северного Причерноморья во 2-й половине 8 века до н.э. и вытеснили живших там киммерийцев. Позже они прибыли в Западную Азию и основали там «царство». Наряду с названиями Урарту, Манны и Мидии в Библии упоминается и название Скифского царства в связи с событиями 693 года до нашей эры.
На территории Азербайджана также поселились скифы, киммерийцы, пришедшие до них, и саки, входившие в состав скифов. «Царство» начало формироваться в 670-х годах до нашей эры. Это не было классическим царством, это была политическая структура, управляемая правящей скифской династией, которая зависела от военных сил.
Известными правителями скифов были Ишпакай, Партатута, Тугдамме (Лигдамис по-гречески) и Мади.
Скифы имели большое историческое значение. Мада сумела противостоять скифам и завладела территорией царства в начале 6 века до н.э.
Схематическая карта Урмии и окрестностей
Кура-Аразская культура и позднее
В то время, когда юг Азербайджана был ареной напряженных политических событий и перемен, на севере также наблюдались особые тенденции. Прежде всего они проявились в кура-аразской культуре, которая охватывала единый большой географический ареал, переживая свои последние этапы и распадаясь. В отличие от юга Азербайджана, названия племен, проживающих на севере, в письменных источниках не зафиксированы.
Новая ситуация, возникшая в результате упадка кура-аразской культуры, согласно археологической периодизации, относится к среднему бронзовому веку (ориентировочно последняя четверть III тыс. до н.э. – середина II тыс. до н.э. ). Эпоха средней бронзы изучена в Кюльтепе I и II (Нахчыван), Узарликтепе и Гаракопактепе (Карабах) и других памятниках на севере Азербайджана.
Достижения Кура-Аразской культуры способствовали развитию городских территорий. Так, Узарликтепе и Гёйтепе занимали по 3 га, Чинартепе – 7 га, Кюльтепе II – 10 га, Огланкала – 40 га. Эти и другие городские поселения имели оборонительные стены с башнями. Совершенствовался и дизайн городов. Строительство прямоугольных зданий стало выдающейся архитектурой. Здесь четко обозначены черты западноазиатского градостроительства.
В эпоху средней бронзы продолжали развиваться традиционные отрасли земледелия (земледелие, скотоводство и др. ). Основные изменения произошли в мастерстве. Это стало самостоятельной сферой занятости. Керамика получила более широкое распространение. В городах формировались особые гончарные зоны, а глиняная утварь была практичной и со вкусом украшенной. Неслучайно средний бронзовый век также называют «культурой расписной глиняной посуды».
В этот период также произошли изменения в производстве и обработке металлов. Это включало изготовление различных изделий литьем, пайкой и т. д.
Исследования поселений эпохи средней бронзы, в том числе надгробий, показывают, что политические отношения формировались на севере Азербайджана. Однако, поскольку письменных сведений нет, восстановить полную картину этих процессов не представляется возможным.
Древний Азербайджан, III тысячелетие до н.э. – начало VII века – с указанием современных границ
Поэтому и последующий период изучается только на основе археологических материалов. Это называется поздней бронзой и ранним железным веком (начиная примерно с 14 века до н.э.). Местные культуры, формировавшиеся после падения кура-аразской культуры, в этот период укоренились более глубоко. На севере Азербайджана самобытными культурами были Ходжалы-Гадабекская (14 в. до н.э. – 8 в. до н.э.), Талышско-муганская (14 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) и Нахчыванская (2 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.) культуры. Социально-экономические и культурные особенности, которые характеризовали эти события, могли возникнуть и сохраниться только при определенных политических авторитетах. Однако тот факт, что процессы этого периода не нашли отражения в письменных источниках, как это было раньше, оставляет нас в неведении по этим вопросам. В поисках ясности приходится довольствоваться более общими идеями.
Таким образом, имеющиеся археологические материалы позволяют говорить о том, что, как на юге Азербайджана, так и на севере: экономическая жизнь и этнополитические процессы значительно развивались. Однако эти процессы не были достаточно развиты для полного создания государств. Представляется, что эти процессы способствовали укреплению экономических и культурных связей между югом и севером Азербайджана и превращению их в единое политико-географическое пространство. В противном случае из-за наличия на севере мощных политических союзов могли возникнуть крупные конфликты и столкновения.
История » АЗЕРБАЙДЖАН » Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики
ИЗ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Азербайджанский народ, восстановивший свою независимость в конце ХХ века, имеет древнюю историю государственности.
Исторические земли Азербайджана являются одними из древнейших культурных памятников современной цивилизации. Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамжилы, Дашсалахлы, Газма и в других исторических памятниках, в том числе нижняя челюсть азыкского человека — Азыхантропа, жившего 300-400 000 лет назад, также доказывают, что Азербайджан был одним из памятников формирование древнего человека.
В то же время азербайджанский народ имеет древнейшие традиции государственности. Эти традиции восходят к 5000 лет. Первые государственные образования или этнополитические образования появились на территории Азербайджана в конце 4-го — начале 3-го тысячелетий до нашей эры.
В конце 1-го тысячелетия до нашей эры — начале 1-го тысячелетия нашей эры на территории Азербайджана существовали сильно организованные государства, такие как Манна, Мидия, Атропатена и Албания.
Государство Манна занимает значительное место не только в истории государственности культуры Азербайджана, но и в мире. Манна принимала непосредственное участие во всех военно-политических событиях во всем регионе и боролась против могущественных соседних государств Ашшура и Урарту, пытавшихся вторгнуться в Азербайджан.
Киммерийцы и скифы, а также саки и массагеты, которые были того же происхождения, что и скифы, начали играть важную роль в военно-политической жизни Азербайджана в конце 8-начале 7 века до н. э.
Ни многолетняя оккупация Ахамино-Иранской империи, ни нашествия Александра Македонского не смогли разрушить культуру государственности в древнем Азербайджане. Азербайджанская государственность была восстановлена сразу после смерти Македонского Александра. На юге нашей страны возникло государство Атропатена, а на севере – Албания.
В первые годы нашей эры наша страна пережила один из тяжелейших периодов своей истории: в 3 веке она была оккупирована Сасанидско-Иранской империей, а в 7 веке — Арабским халифатом. Они переселили на территории Азербайджана большое количество персоязычного населения и лиц арабского происхождения. Пришлые селились в наиболее плодородных землях и важных в военном и стратегическом отношении районах. Им были предоставлены значительные привилегии. Но это не разрушило древние традиции государственности в Азербайджане, и процесс формирования азербайджанской нации продолжился. Внутренние отношения, особенно торговые, развивались между всеми регионами Азербайджана, потому что вся страна на протяжении длительного периода своей истории входила в состав этих империй. В этот период был достигнут значительный прогресс в установлении этнополитического и культурного объединения северных и южных, восточных и западных районов Азербайджана.
После падения Халифата Азербайджан с середины IX века восстановил свои древние традиции государственности: в Азербайджане были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Салларидов, Равадидов и Шаддадидов. Этот период отмечен оживлением в политической, экономической, культурной и всех других областях жизни. Возникновение местных государств после 600-летнего сасанидского и арабского правления, распространение ислама по стране сыграли решающую роль в развитии Азербайджана. Но государства, которые были созданы после падения Халифата, не смогли стать единым, устойчивым, могущественным государством, которое контролировало бы всю территорию страны и обеспечивало политическую стабильность. Азербайджан был поглощен империей Сельджуков, которая простиралась от Средней Азии до берегов Средиземного моря и от ворот Дербента до Персидского залива.
Ширваншахи и Ильденизиды, пришедшие к власти после падения империи Сельджуков, сыграли решающую роль в сохранении и развитии традиций государственности азербайджанского народа. Государство Ильденизидов, выросшее в мощнейшее государство Ближнего и Среднего Востока, занимает значительное место в этнической и политической истории азербайджанского народа.
Культура азербайджанской государственности еще более обогатилась в XV-XVIII веках, когда государства Кара-Коюнлу, Аг-Коюнлу и Сефевиды, простиравшиеся на значительной части Востока, находились под контролем азербайджанских племен. Этот важный фактор положительно повлиял на внутренние и внешние отношения государства, способствовал расширению сферы влияния азербайджанского языка и развитию материальной и нравственной культуры народа.
В конце 15-начале 16 века азербайджанская государственность вступила в новый этап своего развития, когда внуку Узун Гасана, выдающемуся государственному деятелю шаху Исмаилу удалось объединить все территории Азербайджана в рамках единого государства. Со столицей в Тебризе это было Азербайджанское государство Сефевидов. В период правления Сефевидов культура азербайджанской государственности получила дальнейшее развитие. Деятельность и успешная внутренняя и внешняя политика шаха Исмаила, шаха Тахмасиба, шаха Аббаса и других правителей превратили государство Сефевидов в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.
Выдающийся азербайджанский правитель Надир-шах, пришедший к власти после падения государства Сефевидов, расширил территорию бывшей империи. В 1739 году он вторгся в Северную Индию, включая Дели. Но его планы создать мощное централизованное государство на этой большой территории провалились. После смерти Надир-шаха его империя пала.
Во второй половине 18 века Азербайджан был разделен на мелкие государства – ханства и султанаты. Страна вступила в полосу военно-политического кризиса. Попытки нескольких ханов объединить страну в единое государство не увенчались успехом. Эта ситуация давала шанс иноземным захватчикам.
Азербайджан стал театром кровопролитных войн между двумя державами. По Гюлистанскому (1813 г.) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам территория Азербайджана была разделена между двумя великими империями: север Азербайджана был присоединен к России, а юг — к Ирану, которым правил Каджар.
Но истинные азербайджанские патриоты и выдающиеся представители интеллигенции сделали все возможное для обеспечения нравственного развития азербайджанского народа, сохранения его наследия, традиций и национальной культуры.
Но истинные азербайджанские патриоты и выдающиеся представители интеллигенции сделали все возможное для обеспечения нравственного развития азербайджанского народа, сохранения его наследия, традиций и национальной культуры.
ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (1918-1920)
28 мая 1918 года была провозглашена первая демократическая парламентская республика на мусульманском Востоке – Азербайджанская Демократическая Республика. Новообразованная Азербайджанская Демократическая Республика сделала все возможное, чтобы с честью выполнить возложенную на нее историческую миссию. Республика добилась больших успехов в строительстве независимого, демократического государства, создании первого парламента и правительства, государственного аппарата и органов управления, определении границ страны, создании воинских формирований с высокой боеспособностью, обеспечении территориальной целостности и национальной безопасности. Он утвердил Государственный флаг, гимн и герб, объявил родной язык государственным, уделил внимание вопросам образования и культуры и предпринял другие целенаправленные шаги для обеспечения всестороннего развития нации и национальной государственности в предстоящие годы.
Руководствуясь принципами народной власти и равноправия с первых дней своего существования, Азербайджанская Демократическая Республика ликвидировала расовое, этническое, религиозное и классовое неравенство, предоставив всем гражданам страны одинаковые права. Впервые на Востоке и задолго до некоторых европейских стран женщинам было предоставлено право голоса в Азербайджане.
К сожалению, одно из первых решений Азербайджанской Демократической Республике пришлось принимать в достаточно сложных условиях, когда армянские воинские части проводили политику этнических чисток против азербайджанцев и выдвигали территориальные претензии. Это решение заключалось в том, чтобы уступить Иреван Армении в качестве ее столицы, поскольку компромисс был достигнут в результате переговоров в Батуми. Эта грубая историческая ошибка подготовила почву для очередных трагедий в жизни азербайджанского народа, способствуя постоянной экспансии армян.
7 декабря 1918 года в школе для девочек Г. З. Тагиева (ныне Институт рукописей имени Мухаммада Физули) состоялось торжественное открытие азербайджанского парламента. Это был первый законодательный орган, сформированный на основе самых прогрессивных, демократических принципов того времени на всем мусульманском Востоке. Законы, принятые за полуторагодовую деятельность парламента, способствовали укреплению национальной независимости, политическому, экономическому, культурному и образовательному развитию.
Азербайджанская Демократическая Республика проводила миролюбивую политику, стремясь установить взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами и строить отношения на принципах уважения прав друг друга. Именно благодаря деятельности Азербайджанской Демократической Республики Азербайджан стал субъектом международного права, что предотвратило его исчезновение с политической карты мира как государства после большевистской оккупации в апреле 1920 года.
ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАН В ГОДЫ СОВЕТСКАЯ ЭРА (1920-1991)
28 апреля 1920 года Азербайджан был оккупирован большевистской Россией. В советское время государственность Азербайджана столкнулась с серьезными вызовами. В 1920-1922 годах Азербайджан формально сохранял независимость, де-факто признанную международным сообществом. В марте 1922 г. три республики Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия, Армения) были объединены в единое государство Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), которое полностью прекратило формальную независимость.
В советский период территории Зангезурского, Гейчинского уездов, части Нахчыванского и других районов были захвачены у Азербайджана и присоединены к Армении. Площадь Азербайджанской Демократической Республики сократилась со 114 000 кв. км до 86 600 кв. км. Кроме того, 7 июля 1923 года по инициативе большевистского руководства была создана Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО), что стало первым шагом к отделению Нагорного Карабаха от Азербайджана.
Сопротивление Азербайджана советской власти вызвало деспотичный и жестокий ответ, который сопровождался ссылками и репрессиями. Во время репрессий 1937 года большинство несогласных с Советской властью представителей азербайджанской интеллигенции были арестованы под разными предлогами или сосланы в пустыни и степи Сибири и Казахстана, многие из них были расстреляны.
Азербайджанский народ проявил великий героизм во время Второй мировой войны, и азербайджанские дивизии сражались от Кавказа до Берлина. Бакинская нефть сыграла решающую роль в достижении победы над фашизмом.
Приход Гейдара Алиева к власти в Азербайджане 14, 19 июля69, стало историческим событием, позволившим стране решить многие судьбоносные задачи.
Масштабные мероприятия по развитию экономики в начале 1970-х — начале 1980-х годов, в том числе создание ряда промышленных предприятий и современных производств, превратили республику из аграрной в индустриальную.
Таким образом, несмотря на все ограничения, огромный потенциал, накопленный в советский период, в основном в 1969-1982 годах, был очень важен для Азербайджана, восстановившего свою независимость в конце 20-го века.
ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
18 октября 1991 года, когда Азербайджан обрел независимость, он объявил себя политическим и правовым правопреемником Азербайджанской Демократической Республики и продемонстрировал приверженность ее древним традициям государственности. Вскоре он восстановил государственные символы Азербайджанской Демократической Республики.
Первые годы независимости были чрезвычайно тяжелыми для Азербайджанской Республики. Страна была значительно ослаблена расширяющейся агрессией Армении, внутренней борьбой за власть и развалом экономики. Безответственная деятельность правительства Народного фронта-Мусават поставила Азербайджан на грань распада.
Но переломным моментом в ситуации стало возвращение общенационального лидера Гейдара Алиева к власти в 1993 году. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. Этот день вошел в историю Азербайджана как День национального спасения. 23 июня Милли Меджлис доверил Гейдару Алиеву президентскую власть. Народ гораздо теснее сплотился вокруг своего вождя. 3 октября 1993 года Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики. Строительство независимого государства, обеспечение безопасности и территориальной целостности, восстановление экономики, демократическое развитие, налаживание международных отношений Азербайджана и его интеграция в мировое сообщество были ключевыми приоритетами стратегии национального развития Гейдара Алиева.
Именно спасительная миссия Гейдара Алиева позволила сохранить государственную независимость Азербайджанской Республики. Пребывание общенационального лидера на посту президента с 1993 по 2003 год вошло в историю Азербайджана как период коренных реформ.
Итоги президентских выборов 2003, 2008, 2013 и 2018 (досрочных) президентских выборов являются яркими примерами такой поддержки. Единство народа и власти является решающим фактором в развитии независимого Азербайджана.
Сегодня Азербайджан является одной из самых конкурентоспособных стран мира, и грандиозные проекты, реализованные Азербайджаном совместно со своими партнерами, перекроили энергетическую и транспортную карту Евразии.
Азербайджанский народ имеет великое наследие государственности и гордится своим славным прошлым. Они считают свободу, которую берегут и берегут, как зеницу ока, исторической вехой и демонстрируют готовность на любые жертвы ради суверенитета и территориальной целостности страны.