Испания государство: Об Испании. Экономика Испании.
Об Испании. Экономика Испании.
- Главная
- >
- Об Испании
По данным МВФ, Испания сейчас является девятой экономикой мира, а по расчету ВНП на душу населения Испания занимает в мире седьмое-восьмое место. Таких высоких экономических показателей экономика Испании достигла относительно недавно. Традиционно Испания всегда была сельскохозяйственной страной, одним из крупнейших производителем сельскохозяйственной продукции в Западной Европе.
Во второй половине ХХ века в Испании началось интенсивное развитие промышленности, к 1960-м гг. промышленный сектор в Испании превысил долю сельского хозяйств. В 1964 г. в Испании было разработано несколько планов национального развития, которые помогли серьезно диверсифицировать экономику. В 1970-е гг. в результате нефтяного кризиса и резкого роста цен на нефть в Испании наступил недолгий период экономического спада.
Окончание диктатуры Франко в 1976 г. резко увеличило долю импорта в экономике Испании, а также способствовало интенсивному развитию экспортной промышленности – производства стали, судостроению, росту текстильной и добывающей промышленности.
Кроме того, на современную экономику Испании повлиял еще более глубинный процесс – европейской интеграции и развитие транспортных коммуникаций и, как следствие, развитие туризма. Постепенно экономика Испании переходила в схему «экономики услуг». Начиная со второй половины ХХ века интенсивно начал развиваться туристический сектор. После вступления Испании в Евросоюз в 1986 г. экономическая политика Испании во многом ориентируется на внутренние европейские потребности.
Туризм в Испании
По данным Всемирной Туристической Организации, Испания занимает второе место в мире по числу иностранных туристов, уступая только Франции. Испания принимает 7% мирового потока туристов, опережая США и Италию. Туризм в Испании приносит экономике Испании более 50 миллионов евро в год.
Самым крупным и притягательным туристическим центром в Испании является Каталония. В Каталонию прибывает около 25-30% всех туристов в Испании. Вторым по популярности туристическим направлением являются Балеарские Острова, которые принимают более 10 миллионов туристов в год. Такой экзотический испанский курорт как Islas Canarias, Канары, принимает ежегодно 9.6 миллионов туристов. Другими популярными туристическими направлениями являются Андалусия (около 8 миллионов туристов ежегодно) и Автономное сообщество Валенсия (около 5 миллионов туристов в год), а также столица Испании Мадрид, который принимает около 4 миллионов туристов.
Кроме того, город Мадрид является местом размещения штаб-квартиры Всемирной Туристической Организации.
Согласно прогнозам Всемирной Туристической Организации, в ближайшие двадцать лет туризм в Испании будет прирастать в среднем на 5% в год. Таким образом, по расчетам Всемирной Туристической Организации, к 2020 году туризм в Испании достигнет цифры в 75 миллионов иностранных туристов. Таким образом, с 2005 г. число туристов в Испании должно вырасти почти на 20 миллионов.
Экономика Испании в наши дни
Несмотря на негативное влияние кризиса, экономика Испании остается в настоящее время одной из наиболее развитых в Европе. К числу ее сильных сторон можно отнести невысокую стоимость рабочей силы при хорошем уровне квалификации. Во многих секторах экономики была проведена приватизация, что позволило повысить конкурентоспособность предприятий. В то же время Испания продолжает во многом оставаться зависимой от внешних условий, в стране по-прежнему очень высок уровень безработицы, хотя и наметилась тенденция к его снижению.
Чтобы понять, какие процессы происходят в современной испанской экономике, стоит совершить небольшой экскурс в ее недавнюю историю. После окончания Второй мировой войны страна, в которой у власти продолжала оставаться диктатура Франко, оказалась в экономической изоляции. В отличие от других европейских государств, она не получила никакой внешней экономической помощи, поэтому была вынуждена пойти путем государственного регулирования многих сфер экономики.
Одним из важных событий в экономической истории королевства стало введение стабилизационного плана, который позже окрестили «испанским чудом». Он был запущен в начале 60-х годов, и уже к 1974 году прирост экономики Испании составил 6,6 % в год, что оказалось значительно выше, чем показатели других государств. На тот момент по темпам развития страна уступала только Японии.
Тем не менее уровень благосостояния жителей Испании оставался не слишком высоким. В 60-е -начале 70-х годов более 3 миллионов испанцев выехали за рубеж в поисках заработков.
В начале 80-х годов Испанию охватил экономический кризис, который стал следствием общемирового энергетического кризиса 70-х годов. Причиной плачевного положения испанской экономики стало и то, что она в значительной степени зависела от других государств. Чтобы преодолеть последствия кризиса, у страны ушло несколько лет. Однако уже скоро в Испании начался экономический подъем, результатом которого стало то, что по большинству показателей она опережала остальные западноевропейские страны. Впрочем, на фоне экономического подъема инфляция оставалась высокой, а уровень безработицы находился выше 20 %.
Экономика Испании с 90-х годов до нашего времени
В начале последнего десятилетия прошлого века Испания являлась одним из самых развитых государств Европы. Но и в этот период она получала значительные субсидии из-за рубежа на развитие сельскохозяйственного сектора и ряда других отраслей экономики. В определенных сферах доля зарубежного капитала превышала 50 %. Это касалось, в частности, металлургии и машиностроения, где значительные доли предприятий принадлежали владельцам из США и европейских стран. Велико было влияние на экономику и крупных финансово-промышленных групп, а также ведущих банковских структур.
В этот период огромную роль в экономике Испании начинает играть туристический сектор. Количество туристов, приехавших в Испанию в 1997 году, составило 62 миллиона человек. Эта цифра выглядит тем более внушительной, что она составила 95 % общего числа туристов, посетивших остальные страны ЕС. Самыми востребованными направлениями стали столица Испании Мадрид, Барселона, а также прибрежные регионы страны, где имеются идеальные условия для пляжного отдыха.
Большую роль в испанской экономике играют также ее морские порты, в том числе угольный и нефтяной. Стоит отметить и значимость такого промысла, как добыча коры пробкового дуба.
В 2004 году ВВП королевства превысил 798 миллиардов долларов. В этот период международные специалисты отдают Испании место в первой пятерке европейских стран по целому ряду направлений:
- производство запасных частей и аксессуаров для автомобилей;
- химическая продукция;
- аудиовизуальные средства;
- обувное производство;
- металлоизделия.
В то же время в этот период в стране начинается отставание в сфере информационных и коммуникационных технологий.
В течение почти полутора десятков лет в Испании наблюдался выраженный экономический рост. Однако темпы его начали замедляться в 2007 году, а в 2008 году на фоне мирового финансового кризиса экономика страны вошла в рецессию. Уже в 2009 году испанский ВВП сократился на 3,7 %, в следующем году – еще на 0,2 %. На преодоление кризиса у Испании ушло времени больше, чем у других развитых европейских государств.
На фоне экономической рецессии значительно снизились объемы строительства. Резко упал спрос на покупку жилья, сократились потребительские расходы жителей страны. При этом экспорт не только не уменьшился, но даже начал расти.
Правительство страны предприняло множество шагов, направленных на стабилизацию ее экономики. В том числе и таких, как увеличение государственных расходов, расширение программ помощи безработным, сворачивание определенных социальных программ. Тем не менее резкого и значительного повышения уровня безработицы избежать не удалось. Если в 2007 только 8 % трудоспособного населения страны не имели работы, то уже через несколько лет этот показатель превысил 25 %.
В период кризиса рос и дефицит бюджета, достигнув 9,2 % ВВП к 2010 году. Эта цифра более чем в три раза превысила предельный уровень, который был установлен руководством Еврозоны.
Положение осложнялось и тем, что королевство не могло полностью использовать потенциал международных рынков кредитования. За время кризиса государственный долг Испании увеличился до 70 % ВВП, что привело к предсказуемым последствиям: в мире почти не осталось инвесторов, готовых одалживать королевству деньги.
В мае 2012 года показатели ставок по испанским 10-летним облигациям составили 6,5 % годовых. Это было исключительно близко к показателям, которые считаются признаком дефолта. Подобное положение еще более затруднило возможность государства привлекать иностранные инвестиции. Но уже к августу того же года в экономике Испании наметились позитивные сдвиги – сокращение задолженности государственных администраций более чем на 8,8 миллиарда евро.
Правда, уже весной следующего года положение снова ухудшилось. В течение первых 7 месяцев 2013 года госдолг страны достиг рекордной отметки, превысив 92,6 % ВВП и дойдя до уровня более чем 947 миллиардов евро. В июле того же года государственный долг снова вырос – это было уже третье повышение подряд. В июне 2014 года размеры долга впервые достигли отметки 1 триллион евро и даже превысили его. Это соответствует 98,4 % ВВП государства. В общей сложности увеличение размеров государственного долга за время кризиса было трехкратным.
Тем не менее шаги, которые предпринимало правительство страны в последние годы, постепенно начали давать свои результаты. Уже во второй половине прошлого года было объявлено, что испанская экономика вышла из технической рецессии. А с июля по сентябрь 2013 года наблюдался ее рост, правда, пока небольшой, на 0,1 %. В первом квартале этого года темпы роста экономики Испании составили 0,4 %, хотя эксперты ожидали, что они не превысят 0,3 %.
Одновременно увеличилось на 0,2 % и внутреннее потребление. В этот же период были зафиксированы самые низкие с момента начала кризиса темпы падения цен на жилую недвижимость. Рост экономики во втором квартале составил уже 0,5 % в сравнении с предыдущим кварталом, таким образом, налицо увеличение темпов роста ВВП. Это позволило правительству снизить усилия по борьбе с дефицитом бюджета, обратив особое внимание на повышение внутреннего спроса, а также уменьшение зависимости страны от экспортированных товаров.
Как отметили многие экономисты, рост ВВП, который наблюдался во втором квартале уже в четвертый раз подряд, является положительным сигналом восстановления экономики страны. Причем это восстановление можно считать устойчивым, так как оно происходит на фоне вложений бизнесменами средств в основной капитал и увеличения показателей промышленного производства. Показатель роста экономики, зафиксированный во втором квартале этого года, стал наиболее существенным за последние шесть лет. Это явилось результатом продуманных экономических реформ, которые правительство вело в течение нескольких лет и которые наконец принесли свои плоды.
Во втором квартале нынешнего года начался подъем и на рынке недвижимости королевства. Впервые с 2008 года было зафиксировано среднегодовое увеличение стоимости жилья. Как отметил в своем отчете Национальный институт статистики, на фоне понижения цен на 1,6 %, зафиксированного в первом квартале, во втором квартале стоимость жилья выросла на 0,8 %.
Спад в экономике Испании длился 9 кварталов подряд, и негативная тенденция была нарушена только во втором полугодии этого года. Впервые Испания продала 50-летние облигации, пообещав инвесторам длительные сроки их погашения. Испанскому казначейству удалось реализовать ценных бумаг на сумму около миллиарда евро, что позволило наконец получить выгоду на этом рынке.
В настоящее время королевство демонстрирует показатели экономического роста, которые являются одними из самых высоких в Еврозоне.
В ближайших планах испанского правительства – снижение корпоративных и подходных налогов в ближайшие годы, что позволит стимулировать потребительские расходы, а также привлечет дополнительные инвестиции. Ожидается, что подоходный налог снизится в среднем на 13 %, а для определенных категорий населения – на 23 %. Скорее всего, по итогам текущего года рост экономики Испании достигнет полутора процентов, а в следующем году этот показатель составит уже 2 %.
Об Испании
Виза в Испанию
Учеба в Испании
Работа в Испании
Банки Испании
Налоги в Испании
Вид на жительство в Испании
Брак в Испании
Бизнес в Испании
Недвижимость в Испании
Адвокат в Испании
Nota Simple
Королевство Испании – Гуманитарный портал
Королевство Испании — государство в Юго-Западной Европе. | |
Содержание
| |
| |
Официальное название: |
Королевство Испании. |
Столица: |
Мадрид. |
Регион: |
Европа (Южная Европа). |
Территория: |
504 782 км² |
Население: |
46 162 000 человек. |
Дата основания: |
1469 год — Личная уния; 1515 год — Единая монархия. |
Официальный язык: |
Испанский. |
Административное деление: |
17 автономных областей. |
Государственное управление: |
Конституционная монархия. |
Глава государства: |
Король. |
Высший законодательный орган: |
Двухпалатный парламент (Генеральные Кортесы), срок полномочий которого 4 года. |
Высший исполнительный орган: |
Правительство. |
Национальный девиз: |
Plus Ultra / Дальше предела. |
Денежная единица: |
Евро (EUR). |
Код ISO: |
ESP |
Интернет-домен: |
.es |
Телефонный код: |
+34 |
Национальная статистика: |
Instituto Nacional de Estadística España |
На этой странице представлен обзор основных показателей развития государства и его общественных институтов в ключевых сферах, включая позиции в рейтингах среди других стран. Перечень содержит актуальные данные наиболее авторитетных исследовательских проектов, осуществляемых на регулярной основе международными организациями, академическими институтами и ведущими аналитическими центрами мира. Описания показателей и связанных с ними рейтингов, индексов и других сравнительных исследований стран мира представлены в разделе Исследования стран и регионов.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Выходные сведения Королевство Испании / Гуманитарный портал: Государства [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2022. URL: https://gtmarket.ru/countries/spain |
• •
Испания — Государство-член — Портал
Предупреждение пыток
Европейский комитет по предотвращению пыток посещает места содержания под стражей (для несовершеннолетних или задержанных иммигрантов, полицейские участки, психиатрические больницы) для оценки того, как лица, лишенные их свобода лечится.
Посещения и отчеты
Борьба с расизмом
Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН) является независимым наблюдательным органом, который предоставляет государствам-членам конкретные и практические советы о том, как решать проблемы расизма и нетерпимости в их страна.
Отчеты
Защита социальных прав
Европейская социальная хартия – это договор Совета Европы, гарантирующий социальные и экономические права человека. Он был принят в 1961 г. и пересмотрен в 1996 г. Европейский комитет по социальным правам принимает решения о соответствии ситуации в государствах Европейской социальной хартии, Дополнительному протоколу 1988 г. и пересмотренной Европейской социальной хартии.
Информационные бюллетени
Отчеты
Защита меньшинств
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств предусматривает систему мониторинга для оценки того, как договор выполняется в государствах-участниках. Консультативный комитет принимает рекомендации по улучшению защиты меньшинств.
Документы
Борьба с коррупцией
Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) следит за соблюдением государствами-членами антикоррупционных стандартов Совета Европы с целью повышения способности своих членов бороться с коррупцией.
Оценки
Борьба с отмыванием денег
Комитет экспертов МАНИВЭЛ
Комитет оценивает эффективность внутренних мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в государствах-членах Совета Европы, не являющихся членами Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Государства-члены Совета Европы, являющиеся членами МАНИВЭЛ, но впоследствии ставшие членами ФАТФ, могут принять решение о сохранении полноправного членства в МАНИВЭЛ. Государства-кандидаты на членство и другие государства, не являющиеся членами ФАТФ, могут подать заявку на присоединение к кругу ведения при определенных условиях.
Оценки
COP198
Конференция Сторон Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (СДСЕ № 198) следит за надлежащим выполнением Конвенции Сторонами.
Отчеты
Демократия через право
Европейская комиссия за демократию через право – Венецианская комиссия – является консультативным органом по конституционным вопросам, который играет ведущую роль в принятии конституций, соответствующих стандартам европейской конституционной наследие
Документы
Борьба с торговлей людьми
Группа экспертов по противодействию торговле людьми (ГРЕТА) отвечает за мониторинг выполнения Сторонами Конвенции о противодействии торговле людьми. Он регулярно публикует отчеты об оценке.
Оценки
Система правосудия
Европейская комиссия по эффективности правосудия (CEPEJ)
Целью ЕКЭП является повышение эффективности и функционирования правосудия в государствах-членах.
Оценки
Консультативный совет европейских прокуроров (CCPE)
Этот консультативный орган при Комитете министров готовит заключения, способствует реализации Rec(2000)19 и собирает информацию о функционировании прокурорских служб в Европе.
Документы
Испания — Политическая и избирательная система
- Английский
- Испанский
- Португальский
Политическая и административная структура
Испания является унитарным государством с парламентской монархией. Территориально он организован через три уровня власти, которые организованы по принципу юрисдикции, между которыми нет иерархического порядка: государство, автономные сообщества и местные образования. Все эти организации пользуются управленческой автономией своих соответствующих интересов. (Раздел VIII, глава 1, статья 137, Конституция Испании)
Муниципальное правительство
Конституция гарантирует автономию муниципалитетов. Они пользуются полной юридической силой. Его правительство и администрация соответствуют своим правительствам, состоящим из мэров и советников. Советники избираются местным населением путем всеобщего, справедливого, свободного, прямого и тайного голосования в порядке, установленном законом. Мэры избираются советниками или местным населением. Закон регулирует условия, при которых действует режим открытого совета. (Раздел VII, глава 1, статья 140 Конституции Испании). Организация муниципальной системы неоднородна, особенности органов власти в основном обусловлены численностью населения. Вообще говоря, можно различать различные муниципальные системы: Муниципальная организация с большим населением общего режима, предназначенная для тех, у кого более 75 000 жителей, или для тех, кто имеет особые экономические, социальные, исторические или культурные обстоятельства. В Мадриде и Барселоне, самых густонаселенных городах страны, действует особый режим. Режим открытого совета, при котором небольшие муниципалитеты и подчиненные муниципалитету территориальные образования, не достигающие значительного числа жителей, регулируются системой собраний: Соседская ассамблея, выполняющая функции полного совета. Согласно действующему законодательству (Закон 7/1985), эта система зарезервирована для тех муниципалитетов, в которых проживает менее ста жителей, и тех, которые традиционно функционировали таким образом. Этот режим также применяется к тем муниципалитетам, чье конкретное расположение, муниципальное управление или другие обстоятельства делают его целесообразным; в этом случае требуется запрос большинства населения, положительное решение 2/3 члена правительства и одобрение автономного сообщества. Источник: «El Régimen Local en España». Главное управление местного сотрудничества, Secretaría de Estado de Cooperación Territorial, Ministryio de Administraciones Públicas, Gobierno de España.
Срок действия
4 года.
Представительная система
Местная избирательная система является пропорциональной. Граждане Испании и резиденты Европейского Союза могут участвовать в муниципальных выборах, а также тех стран, которые признают такие права в соответствии с договорным правом. Выборы мэра непрямые, за исключением открытого Совета, на котором все жители напрямую избирают мэра. Эта система применяется только в небольших муниципалитетах. «Местный режим в Испании». Главное управление местного сотрудничества, Secretaría de Estado de Cooperación Territorial, Ministryio de Administraciones Públicas, Gobierno de España.
Тип списка
В муниципалитетах с населением менее 250 человек списки открытые. В муниципалитетах с населением более 250 человек списки закрыты и заблокированы.
Избирательный округ
Единый кандидат в мэры, несколько кандидатов в советники. Каждый муниципалитет представляет собой округ, в котором избирается количество советников, в результате чего применяется следующая шкала (Статья 179, Закон 5/1985):
- Советники До 100 жителей, 3
- От 101 до 250 жителей, 5
- От 251 до 1000, 7
- От 1001 до 2000, 9
- От 2001 до 5000, 11
- От 5 001 до 10 000, 13
- От 10 001 до 20 000, 17
- От 20 001 до 50 000, 21
- От 50 001 до 100 000 25
Начиная со 100 001, член совета более 100 000 жителей или фракций, добавляя еще один, если результат четный. Шкала, указанная в предыдущем абзаце, не распространяется на муниципалитеты, которые в соответствии с законодательством, регулирующим местный режим, функционируют на основе открытого совета. В этих муниципалитетах избиратели напрямую выбирают мэра по мажоритарной системе.
Законы о квотах и паритете
Закон о равенстве вносит изменения в Органический закон от 5/1985 об Общем избирательном режиме. Он добавляет статью 44-бис, в которой говорится, что «кандидаты, которые выдвигаются на выборах в нижнюю палату Конгресса, муниципальных выборах и выборах членов островных советов и советов Канарских островов в соответствии с положениями настоящего Закона, представители в Европейский парламент и члены Законодательные собрания автономных сообществ должны иметь сбалансированный состав женщин и мужчин, чтобы в общем списке кандидатов было не менее 40% представителей каждого пола. женщины и мужчины будут как можно ближе к численному равновесию» (статья 44 бис Органического закона от 5/1985). Он также указал, что «предусмотренное в статье 44 bis этого закона неприменимо к кандидатурам, выдвигаемым в муниципалитетах с населением менее или равном 3000 человек» и «не применяется к кандидатурам, выдвигаемым на островах с населением менее или равным 5000 жителей» (пункты 2 и 3 статьи 44 бис Органического закона от 5/1985). Наконец, в нем говорится, что «при объявлении муниципальных выборов, которые были проведены до 2011 года, то, что указано в статье 44-бис, будет применяться только к тем муниципалитетам с населением более 5000 человек, применяя с 1 января этого года число жителей. указано в абзаце втором статьи 187 настоящего Закона» (ч. 5 ст. 44-бис Закона о равенстве). В Испании как на национальном уровне, так и на уровне автономий возможно аннулирование кандидатур, если они не соответствуют правовым требованиям распределения кандидатов по полу (статья 44-бис Закона о равенстве).
Правовые акты, применимые к муниципалитетам
Испанская Конституция 1978 г. Закон 7/1985 от 2 апреля, регулирующий нормы местного самоуправления Королевский законодательный указ 781/1986 от 18 апреля, утвердивший пересмотренный текст действующих законодательных положений о местном самоуправлении Королевский законодательный указ 2/2004 от 5 марта, которым утверждается пересмотренный текст Закона о регулировании местного жилья Закон 1/2006 от 13 марта, который регулирует особый режим муниципалитета Барселоны Закон 22/2006 от 4 июля о Основной закон Мадрида о капитале и особом режиме 3/2007, 22 марта.