Грузия европа или азия: «Грузия относится к Европе или к Азии?» — Яндекс Кью
Грузия — Европа или Азия? (ч.1)
В программе частвуют корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Юрий Вачнадзе и директор Национальной библиотеки парламента Грузии Леван Бердзенишвили.
Тенгиз Гудава: Грузия — Европа или Азия? Этот вопрос проник в сами основы грузинского национального мышления, но ответа на него нет и вероятно быть не может. Лежащая меж двух морей, меж двух миров — христианского и исламского, Грузия все время своего существования словно свинговала между своим европейским и своим же азиатским генофондом, а свинг, как известно — джазовая, музыкальная и импровизационная категория.
Два выпуска — этот и следующий — мы посвящаем теме идентификации Грузии и ее идентификационному свингу. Микрофон передаем Директору Национальной библиотеки парламента Грузии, известному общественному деятелю Левану Бердзенишвили.
Леван Бердзенишвили: В эстетическом плане в Грузии, конечно, вопрос можно ставить так, какая эстетика преобладает в Грузии. Трудно сказать, что у Грузии нет какой-нибудь эстетики, потому что это страна, во-первых, многовековой культуры, во-вторых, страна, которая находится на стыке многих культур и многих уже несуществующих цивилизаций, так что, много чего в Грузии можно найти, потому что это древняя страна, древняя в эстетическом плане страна. Это страна к тому же борьбы цивилизаций, и эта борьба всегда отражалась в эстетике тоже. И, к тому же, это страна, которая имеет определенные традиции, по которым можно увидеть, что когда побеждало и сколько всего было. Например, я могу сказать из области более мне знакомой — многовековые у нас отношения литературные с Персией, очень важное влияние. Огромное влияние персидской литературы на грузинскую. Однако, как только появляется романтизм где-то в мире, сразу появляется в Грузии, и это такой взрыв. Внутренне это все-таки греческая цивилизация, которая побеждала в моей стране. Поэтому мне сложно философски понять современного грузина, как говорил Мамардавшили, это бонвиван, но это человек, для которого самым важным в философии был неоплатонизм.
Абсолютно то же самое можно сказать о музыке, мне так представляется. Конечно, в грузинской музыке присутствуют элементы, как и восточной, так и западной музыкальной эстетики. Во-первых, это страна многоголосия, и это страна многоголосия не только по числу голосов в песне, но это страна многоголосия в том плане, что тут разные места по-разному поют. То есть это страна демократическая в плане музыкальной эстетики, страна кахетинской песни, но и гурийской песни, и это сразу видно. Может быть, неспециалистам это трудно разобрать, но даже мне, только я грузин, и мне это легче, поэтому я понимаю, что это все-таки одно пение. Гурийское и кахетинское — совершенно разные, совершенно разные по существу. Кахетинское пение — это Бах, это чистая, это цифры, музыкальная эстетика, можно сказать, это правильная музыка, а что касается гурийской, извините меня, это синкопированная музыка, это нечто, это не Бах, естественно, это Стравинский. Но видно сразу, что это грузинская музыка — и то, и другое, и к тому же мигрельская совершено другого склада музыка, тоже сразу видно, что это грузинская музыка, то есть, есть нечто совсем общее для этих музыкальных ладов. Это переходы, музыканты и музыковеды могут объяснить что именно, но для меня понятно, что что-то есть. Потому что я сразу узнаю родную музыку, а вот смотрите — присутствуют элементы восточного пения, модуляции, одноголосного пения, это такая продолженность всяких урмули, там чувствуется Восток. Так же Восток чувствуется в классической грузинской опере, и так далее. Но каждый раз, когда кто-то старается петь по-восточному, требуются гении, Певец с большой буквы. А что мы поем легче всего — как только требуется гениальные грузинские песни спеть, мы, простые грузины, восточно-модулятивную музыку не можем петь. Для этого нам нужны всякие Гамлеты Гонашвили, а простые грузины поют вещи, которые также пел Гамлет Гонашвили, и которые уважаются во всем мире, как некая классика, некая высота, некое грузинское пение, пение, которое заслужило очень лестные слова, например, у такого писателя, как Чингиз Айтматов. в романе «Плаха».
Мой тезис совсем простой. Как и в других вещах здесь тоже присутствует вот этот момент: мы — европейцы, но скрытые, о нас не скажешь, по тому, как мы живем, трудно в нас угадать европейцев, потому что мы испорченные европейцы, но как только настоящие европейские вещи, в том числе музыкальные и эстетические, приближаются к нам, так мы отвечаем на это дело взрывом европейства, и каждый раз, как только появляется роман, как форма европейская, мы отвечаем хорошими романами, как только появляется форма европейская стиха, например, сонет, мы отвечаем. У нас веками насаждались всякие мадригалы, но у нас не было высоких достижений, кроме Вахтанга, у нас ничего хорошего от персидской литературы не осталось.
Тенгиз Гудава: Речь идет о Вахтанге Шестом — грузинском царе, который последние годы жизни провел в России, похоронен в Астрахани.
Леван Бердзенишвили: «Витязь в тигровой шкуре» исключительно европейская поэма, хотя основанная на абсолютно восточной вещи, но идеология-то там платоновская, то есть, самое главное, что там говорится: кто не ищет друга — самому себе он враг. Это же не просто восточная, а очень давняя восточная, то есть, совсем европейская мудрость. Там абсолютно все об Азии, там Аравия, там Индия, там Китай, но там только европейские идеи. То есть, я хочу сказать, что в этом отношении мы очень странные люди, мы очень похожи на азиатов, но мы — европейцы, и эту идея называю, у меня есть термин, я не надеюсь, что этот термин утвердится, я не думаю, что это хорошо для грузин, но все равно на языке у меня именно этот термин. Мы — давняя Европа, давние европейцы. Это не далекая часть Европы, и это не Южная Европа, потому что тут, конечно, могут быть варианты, потому что только что была превосходная статья Азалия Валерьяновича Гамкрелидзе о том, что древние греки нас считали европейцами. Они проводили водораздел между Европой и Азией именно на Малый Кавказ, а не на Великий Кавказ. То есть, Грузия попадала в Европу, а все остальное, что ниже — в Азию. Это интересно. Но независимо от этого я думаю, что южные кавказцы — тоже европейцы, хотя трудно в них разглядеть какого-нибудь датчанина. Это трудно. Но Гамлета, не только Гонашвили, Гамлета датского в Грузии найти легко, его надо просто хорошо искать в грузинской литературе. Очень много общего между, допустим, Гамлетом и героем Важа Пшавела Алуда Кетелаури. Это люди непризнанные за своей правдой, люди которые рождаются во времена, когда времена разрушаются из-за того, что существует великая правда. которая выше, чем нация, которая выше, и так далее, и так далее. .. Это совсем европейские идеи. Я не уверен, что кто-либо в Азии согласен с идеями Мамардашвили, которые он высказал, что если мой народ изберет какого-нибудь Гамсахурдия, я пойду против своего народа. Это звучит совсем не по-китайски, но это слова, хотя это пересказ слов Алуды Кетелаури. Так что, грузинская песня — это ключ к разгадке. Разгадка простая. На Кавказе, в азиатском обличье имеется в виду именно культурное обличье, скрываются криптоевропейцы, то есть, скрытые европейцы, это грузины. в том числе, это армяне, и, я надеюсь, что это азербайджанцы тоже. То есть, я думаю, что тут мы не ищем Европу, мы не открываем для себя Европу, мы открываем Европу здесь. Если кто-то хочет увидеть эту Европу, он должен прислушаться к грузинской музыке, и не только к музыке профессиональной, или народной, но и к музицированию, культуре музицирования, как поют грузины, и что это такое.
Извините меня, даже за плохим столом, плохим застольем, плохим я считаю то, где не присутствуют важные для этого дела элементы, вас заставят замолчать, если вы не поете, по крайней мере, на четверку. Никто не выслушает ваше пение на тройку или на двойку, потому что грузины — эстеты в этом плане, и мы уважаем не просто пение, мы уважаем пение именно в лад, то есть ,в грузинский лад. Никто не уважает пение, и мне кажется это очень важно, никто не уважает пение с модулятивными элементами, но уважается исполнение с модулятивными элементами. Это голосовое пение, если там присутствует человеческий голос, так там должно быть европейство, но если это инструмент который нам подарили азиатские друзья, всякие тары, сазандари, и так далее, то мы с уважением слушаем, но мы редко поем эти вещи, всякие баяты в Грузии, хотя я знаю, что именно в Армении, Азербайджане именно баяты, восточная музыка, уважается больше.
Мы писали веками всякие амбавт-кеба. Признайте, что это некая искусственная восточная вещь литературная, когда вы восхваляете буквы, хотя это, конечно, не имеет никакой настоящей цели, только проявляется ваша техника и писательский пыл, и что вы можете, вот вы можете себя показать, потому что у вас нет прямой цели — это типичная восточная задача. В Европе таких задач писатели себе никогда не ставят. Только вот в конце появились такие поэты типа, я имею в виду Малларме, который старался поставить вот эту сложную задачу — писать ни о чем. Это восточная мудрость — показать именно письмо, «экритюр», а европейцы всегда были нацелены на определенные моральные высоты в литературе. Вот посмотрите грузинскую литературу, тысячами написали эти амбавт-кеба, тысячами, очень высококачественные в этом деле участвовали крупные грузинские поэты, в том числе Бесик, и вот что случилось с Бессарионом Габашвили. Он точно был одним из лучших наших поэтов, и в XVIII веке он считался, может быть, в тройке великих грузинских поэтов, точно. В XIX веке его считали в пятерке или в семерке, и только в ХХ веке, после полной победы европейства в грузинской литературе, сразу стало ясно, что это хороший поэт, который неинтересен, потому что он чересчур техничен, он техничен, но ни о чем не говорит. Он очень красив, но это восточные узоры, они не имеют европейского существа.
Юрий Вачнадзе: Бесик Габашвили, Стройный стан.
«Стройная станом-тюльпаном, станом-дурманом, кудри по стану влюбленных ловят арканом. Очи, как ночи, и многих предали рано, губы из крови, а брови спрячешь колчаном, вспомни Луна, как одна пойдешь в Гюлистан. Чистый нарцисс, он с ночными дружен очами, локон, как змейка-посмейка, к шейке устами, родинки глади янтарной властны над нами, пара плодов померанцев снятся ночами. Как не воспеть тебя, горько ты делаешь пьяным, доколь ты гибкий и зыбкий, тонкая ветка, хрупки персты, но за сердце схватят нас метко, стан такой девы во сне вы видели редко, вечность вкушал, я ведь встречи помнит беседка, милые ныне в пустыне льются туманом. Розу устами, перстами нежит услада, очи — им надо, о надо, встречи услада, сердце томится, стремится, всюду преграда. Бросить? По свету ведь нету лучшего клада. Где же той деве, кто сердца стала тираном? Схож я с луною за злою черною тучей жизни, не надо, отрада — встать бы над кручей. Сжальтесь, кто схвачен тоскою злою, неминучей, скройте безумца в гробнице с песней плакучей, жизнь моя стремится в ночь ураганом.»
Леван Бердзенишвили: Сравни его с Бараташвили. Бараташвили не умеет писать, он очень неуклюж, у него тяжелый язык, у него рифмы — конечно, любой ребенок может отрифмовать лучше. Грузинский видно может для него даже не совсем родной язык, потому что там слышны интонации русского языка, потому что на русском он много говорил, тогда он был, естественно, языком службы. Но если сравнить: вот этот неуклюжий, в техническом отношении несостоятельный поэт, но он абсолютно гениальный, и никакого сравнения с технически утонченнейшим Габашвили. Тот уходит, как только появляется Бараташвили, уходит потому, что его высота — это не та высота, этот не тот чемпионат.
Юрий Вачнадзе: Николас Бараташвили. Моя молитва.
«Отец Небесный, снизойди ко мне, утихомирь мои земные страсти, нельзя отцу родному без участи смотреть на гибель сына в западне, не дай отчаяться и обнадежь, Адам наказан был, огнем играя, но все-таки вкусил блаженства рая, дай верить мне, что помощь мне пошлешь. Ключ жизни, утоли мою печаль водою из твоих святых истоков, спаси мой челн от бурь мирских пороков и в пристань тихую его причаль. О, сердцевед, ты видишь все пути и знаешь все, что я скажу заранее, мои нечаянные умолчанья в молитвы мне по благости зачти.»
Леван Бердзенишвили: У нас есть мечта. У каждого грузина есть мечта: увидеть свою родную футбольную команду на чемпионате мира. Есть пути достижения — создать хорошую команду, победить, и — пожалуйста. Но есть более легкий путь: создать нормальную команду, не лучшую в мире, играть на азиатском первенстве, играть и попадать туда намного легче. Не хотим быть европейцами, но и не можем ими не быть, потому что каждый раз, когда мы постарались быть не европейцами, когда мы стали мусульманами, допустим, наши цари экспериментировали в этом плане очень сильно, когда мы сотрудничали с Ордой, когда мы воевали в Афганистане на стороне Персии, и наши ребята показали себя там не с худшей стороны, с точки зрения личного мужества, а с точки зрения исторической это было не совсем правильно, мне кажется, всякий раз, когда мы говорили, что мы тоже люди из этого мира, нам указывали на то, что мы не можем иметь более высокие моменты в этом. Это было абсолютно невозможно — иметь грузинского царя в Персии, хотя это стало абсолютно возможным иметь грузинского царя, да еще какого, в России, которая, я думаю, что только, как европейская страна позволила такому быть. И мы можем допустить, я могу допустить, что грузин будет одним из важнейшим банкиров во Франции, так и было. Клод Кемулария, который является одним из самых крупных финансистов мира, вообще это грузин. То, что француз пел, и пел — как пел, будучи этническим армянином, и это один из лучших французских певцов — это просто доказательство моих слов, что не только грузины, но и наши соседи — армяне — тоже европейцы, хотя они лучше нас это скрывают и иногда обижаются, потому что они хотели бы сохранить восточную мантию тоже, но внутри наши братья не только индоевропейцы по языку, но европейцы по существу. Поэтому я думаю, что, как и в культуре, так и в жизни, естественно, мы будем возвращаться в европейское лоно. несмотря на то, что сами европейцы на нас смотрят, как на диких людей. ..
Часть вторая >>>
Грузия — Европа или Азия?
Варламов и страна контрастов
Вот уже несколько дней блог известного российского фотографа Ильи Варламова об ужасной ситуации в районе тбилисского вокзала, полностью оккупированного уличными торгашами, остается в центре внимания грузинских социальных сетей. Мнения разделились: одна половина поносит его последними словами, другая, напротив, считает, что он просто показал то, что есть на самом деле, и вокзальная площадь уже давно превратилась в помойку.
Но поговорить в данный момент я хотел не столько о Варламове, сколько о феномене, который характеризует грузинское общество в гораздо большей степени, чем любое другое.
Мы часто слышим в отношении различных стран или городов эпитет «город (или страна) контрастов»… Но сказать про Грузию, что это страна контрастов, – это значит, ничего не сказать.
Здесь на одной и той же улице может быть квартал, построенный и ухоженный по европейским стандартам, и рядом, тут же, – другой, загаженный, грязный, с вездесущими торговцами с их сумками и ящиками. Здесь кипит культурная жизнь, недели моды, кино и театральные фестивали, здесь наплыв сотен тысяч туристов, и буквально рядом, в пяти минутах ходьбы, может быть картина постапокалиптического мира. Здесь продвинутая и цивилизованная молодежь, получающая образование на Западе, – и при этом целые категории населения, которые застряли глубоко в 90-х годах… Как будто 25 лет не прошло, и сейчас на улице какой-нибудь 95-й год…
Как будто в одном конце улицы живут итальянцы, а в другом – афганцы…
Однажды я сделал для себя вывод: на самом деле грузинская нация состоит из двух взаимоисключающих частей, каждая из которых тянет одеяло в свою сторону. Если очень сильно обобщить, то очевидно, что в стране со дня ее независимости друг другу противостоят старая и новая Грузия.
Как-то, не к ночи будет помянут, Йозеф Геббельс заявил, что Англия – это страна двух наций. Но в Англии все было понятно, что к чему, – там линией раздела служило происхождение и образование. В Грузии все намного сложнее – здесь нет четкого разделения между «новогрузинами» и «старогрузинами». Нет определенной линии фронта, по которой можно было бы определить, кто есть кто.
Барьер не идет по линии «образованный – необразованный»: в Грузии можно встретить образованных «ватников» и здравомыслящих крестьян с восемью классами образования…
Нет барьера и по линии происхождения или места проживания – о том, что из себя представляет комичная тбилисская аристократия, сказано уже много, кроме того, если присмотреться, большинство молодых программистов, инженеров и прочих технарей – жители городских окраин. Тогда как в мире вряд ли можно найти где-нибудь такое количество пафосных бездельников, как в центральных, престижных районах Тбилиси.
Линия разлома не проходит даже по семьям – в одной и той же семье, у одних и тех же родителей один сын может быть профессионалом в своей области, а второй – бесполезным чохоносцем-болтуном.
Разница между двумя Грузия – ментальная, у двух частей одного народа – совершенно разная система ценностей.
Одна часть грузин строит экономику, получает образование, бросает сигаретные окурки в мусорный ящик, чтит законы, не считает католиков, армян и Свидетелей Иеговы сатанистами. Именно «новогрузины» построили все то, на чем сегодня держится страна, – они работают в госструктурах, они производят продукцию, реконструируют старые города, привлекают миллионы туристов, в конечном итоге обеспечивая тот более или менее стабильный ритм жизни, который в настоящее время имеется в Грузии.
Вторая часть – условные «старогрузины», делают все для того, чтобы обгадить и испохабить то, что уже сделано: они бросают мусор из окон, плюют на тротуары, ненавидят всех иностранцев, постоянно ищут себе внешних врагов, в социальных сетях чуть ли не призывают идти войной одновременно на Турцию, Азербайджан и Армению… Они пополняют ряды религиозных фанатиков-фарисеев, пропивают деньги и живут преимущественно в долг.
Внешний облик Тбилиси является наглядным признаком этого дуализма – бесконечные рынки, ярмарки, торговые объекты, которые не приводились в порядок с 90-х годов, однообразные автосервисы, вереницы таксистов, не дружащих с гигиеной, зато братающихся с русским шансоном. .. В сознании этих людей ничего не изменилось – предел фантазии все тот же: купить в одном месте, перетащить через весь город на разваливающемся «Опеле» и продать. Полученную сумму либо пропить, либо профукать в онлайн-казино…
Я уже сейчас слышу возражения: «эти люди пытаются выжить в условиях отсутствия работы», «они бедные, у них нет денег»…
Однако как раз в том все дело, что есть случаи, когда деньги ничего не решают. Пойдите в любую грузинскую деревню, и вы увидите, что почти половина заборов некрашены с конца 80-х годов. Что, денег не хватило? 10 лари стоит банка масляной краски, 10 лари за почти 30 лет не нашлись? Да не смешите меня… Они в своих поганых тотализаторах тратят в пять раз больше в течение недели…
Анализируя поведение грузинских люмпенов, я пришел к выводу, что не стоит искать объяснения их поведению в логике. Жизнь не раз и не два подтверждала этот вывод.
К примеру, в одном из крупнейших тбилисских плавательных бассейнов я многие годы сталкивался с совершенно необъяснимым явлением: многие клиенты, приняв душ, оставляли воду открытой – в итоге драгоценная горячая вода тратилась попусту и следующие пловцы вынуждены были довольствоваться прохладной водичкой.
В этом не было никакой причины. Они не делали это сознательно, в знак протеста против грабительской политики мирового капитализма, с целью обанкротить хищнический менеджмент бассейна или высказать недовольство ростом цен и девальвацией национальной валюты. Они делали это просто потому, что им было плевать, они вообще на это не обращали внимание…
Разница проходит не в финансовой сфере. «Старогрузин» может получить в наследство от семьи огромную сталинскую квартиру, сдавать ее за приличные деньги, но при этом у него дома будет течь кран в течение пяти лет. А всего-то – надо поменять прокладку стоимостью в доллар.
Но не меняет. Не из идейных соображений. Не в знак протеста против производителей прокладки, сделанной с нарушением всех экологических норм где-нибудь в Индонезии, из каучука, добываемого с использованием детского рабского труда где-нибудь в Конго. А просто потому, что ему пофиг…
Общая ситуация в стране показывает, что ни одна из этих двух частей грузинской нации не доминирует. Соотношение – 50 на 50. Нормальных людей достаточно много для того, чтобы «старогрузины» не превратили страну в то, что является для них естественной средой обитания, – в свинарник. С другой стороны, их недостаточно для того, чтобы преодолеть сопротивление люмпенов и построить нормальную страну. Вот и висит Грузия традиционно между двумя мирами: одной ногой в Милане, другой – в Кабуле.
Когда-нибудь это закончится, и, вопреки всему вышесказанному, именно в этой части я настроен оптимистично – уверен, рано или поздно новая Грузия победит. Просто потому, что она умнее, целеустремленнее и рациональнее… Уличный торговец или бездельник-аристократ – это уходящая порода, отрыжка 80-90-х годов. Ей место – на свалке истории.
Ну, и в конце пару слов о Варламове. Он очень жестко критикует города России, страны, где живет, и чей паспорт носит в кармане. С какой стати вы решили, что он должен считаться с нежными чувствами каких-то там грузин, да и то, лишь части из них?
https://www.ekhokavkaza. com/a/28474909.html
დიდება საქართველოს! Слава Україні! Жыве Беларусь! Yaşasın Azərbaycan! қазақ халқына ынтымақ !
Putistan delenda est
Грузия в Европе или Азии?
Старый город Тбилиси, столица Грузии.
Республика Грузия – автономное горное государство в Кавказском регионе, на границе Европы и Азии. Находится ли Грузия в Европе или Азии, зависит от многих факторов, таких как глобальные альянсы, гражданские увлечения и культурное влияние.
Грузия практикует представительную парламентскую демократию с унитарной полупрезидентской системой, и ее граждане говорят на грузинском языке. Столица, а также самый густонаселенный город Грузии — Тбилиси. Вся страна может похвастаться населением около четырех миллионов человек. Исторически Грузия веками находилась под властью Европы и Азии, что способствовало ее двойной идентичности.
Грузия в Европе или Азии?
Определить, является ли Грузия частью Европы или Азии, сложнее, чем может показаться. Поскольку Кавказские горы иногда считаются самой восточной границей Европы, страна Грузия технически расположена в Азии. Однако в культурном отношении многие жители Грузии считают себя частью Европы. Правда в том, что эта евразийская страна может вписаться либо в Европу, либо в Азию, в зависимости от того, какое определение вы используете.
История
В классический период несколько евразийских царств завоевали то, что сегодня известно как Грузия. Царства Колхиды и Иберии населяли этот регион в 4 веке и принесли христианство, которое до сих пор распространено в Грузии. После введения религии царство единства Джорджии доминировало в политических и экономических структурах XII и XIII веков во время правления царя Давида IV и царицы Тамар. В конце концов, Грузия была завоевана несколькими царствами, включая монголов, Османскую империю и несколько иранских правителей. Восточно-Грузинское царство заключило союз с Российской империей в 18 веке, которая в конечном итоге аннексировала и завоевала как Восточную, так и Западную Грузию.
В 1917 году после революции в Грузии была создана первая в мире республика, управляемая социал-демократической идеологией. Эта независимость была недолгой, поскольку Россия вторглась в Грузию и присоединила ее к Советскому Союзу в 1919 г. 21, навязывая социалистические идеологии. Грузия восстановила свою независимость в 1991 году с распадом бывшего СССР. Хотя он боролся с гражданскими войнами и российской оккупацией, он добился значительных успехов в укреплении институтов.
География и стратегическое расположение
Республика Грузия расположена на стыке Западной Азии и Восточной Европы. Граничит с Черным морем на западе, Россией на севере и Турцией, Арменией и Азербайджаном на юге. Грузия придерживается прозападной демократии и является членом ООН, ВТО, Совета Европы, Европейского банка реконструкции и развития и Организации за демократию и экономическое развитие GAUM среди других. С азиатской стороны Грузия является членом Азиатского банка развития, но поддерживает тесные военные связи с преимущественно европейскими государствами. В настоящее время Грузия стремится вступить в НАТО и ЕС посредством радикальных демократических и институциональных реформ. Однако в Грузии есть две «независимые страны» с азиатским уклоном, признанные Россией и некоторыми азиатскими странами. Страной руководит исполнительный президент в качестве главы государства и премьер-министр в качестве главы правительства. В стране действует однопалатная парламентская система.
Культурное место
Хотя грузины считают себя европейцами, их культура имеет азиатскую идентичность. Грузинская торговля, музыка, архитектура и кухня имеют признаки азиатского происхождения. Как и все другие кавказские народы, грузины не вписываются ни в одну из основных категорий Азии или Европы. Грузинский язык не семитский, не индоевропейский и не тюркский.
Личность
Цепляясь как за европейскую современность, так и за азиатскую культуру, грузины, как и многие жители Кавказа, имеют исторические корни в Евразии. Несмотря на топографическое определение Грузии, немногие грузины идентифицируют себя с Азией.
Бенджамин Элиша Соу в политике
10 вещей, которые вы, возможно, не знаете о Георгии
Опубликовано
Для последних двух декабря с самого независимости. Республика Грузия часто попадает в заголовки газет по совершенно неправильным причинам. Война, нестабильность, коррупция и Сталин. Но, как сообщает Дэмиен МакГиннесс, в Грузии есть нечто большее.
Вот еще 10 памятных фактов об этой стране.
1. Скороговорка
Разговорный грузинский не похож ни на один другой язык, который вы, скорее всего, услышите. Он принадлежит к своей собственной древней лингвистической группе, в отличие от любого другого языка, на котором говорят за пределами региона. Он включает в себя редкие звуки, которые многие посетители, возможно, никогда раньше не слышали. Некоторые согласные, например, произносятся из задней части глотки с внезапным гортанным дуновением воздуха. В грузинском языке есть собственный 33-буквенный алфавит, который, как считается, основан на арамейском языке, на котором говорили во времена Иисуса. На неискушенный взгляд буквы очень похожи. Если зачеркнуть слишком далеко, ваша «k» легко превратится в «v» или «p». Но и без понимания грузинская письменность прекрасна, несметное количество театральных завихрений и завитушек. Очень подходит стране драматических личностей.
2. Грузия не называется Грузией
По крайней мере, не грузины. Они называют свою страну Сакартвело. Происхождение названия страны на английском языке неясно. Одна теория указывает на Средневековье, когда христианские крестоносцы пронеслись по региону на пути к Святой Земле. В то время он был частью Персидской империи, и местные жители были известны как «Гурдж». Они также были приверженцами Святого Георгия. Теория гласит, что крестоносцы установили связь и назвали страну Грузией. В наши дни связь с Сент-Джорджем не вызывает сомнений. Золотая статуя святого, убивающего дракона, возвышается над центральной площадью Тбилиси. Он также является святым покровителем Грузии, и повсюду развевается национальный флаг с его красным крестом на белом фоне.
3. Где дядя Джо?
Зайдите на любой блошиный рынок в Джорджии, и вы, вероятно, наткнетесь на усатое лицо, смотрящее на вас среди безделушек. Спустя шестьдесят лет после его смерти портреты Иосифа Сталина, родившегося в Грузии правителя бывшего Советского Союза, все еще пользуются спросом. Как к самому известному сыну Джорджии, отношение здесь к «дяде Джо» сложное. После обретения независимости многие статуи Сталина были снесены, но теперь некоторые из них возвращаются на городские площади. Некоторые пожилые грузины почитают его как сильного лидера, победившего Гитлера, и гордятся тем, что в крошечной Грузии родился человек, оказавший такое влияние на мировую историю. Но чаще его рассматривают как тирана, ответственного за жестокие чистки собственного народа.
4. Высокие горы
Какая самая высокая горная цепь в Европе? Альпы? Неправильный. Это Кавказские горы, обозначающие границу между Грузией и Россией. В то время как самая высокая вершина находится в России, Грузия претендует на вторую по высоте вершину, Шкару, высота которой составляет 5 193 м (17 040 футов), что превосходит Монблан почти на 400 м (1312 футов). Эти драматические горы с их ужасающими крутыми дорогами и скрытыми деревнями, отрезанными зимой, стали легендой. В греческой мифологии они были одним из столпов, поддерживающих мир. Именно здесь Зевс связал Прометея, чтобы его печень съели орлы. Сегодня они все чаще становятся местом для альпинистов, пешеходов или лыжников, ищущих приключений.
5. Мечта архитектора
Image caption,
Не всем по вкусу
В Джорджии поразительное количество архитектуры космической эры. Новое здание парламента представляет собой огромный пузырь из стекла и бетона, похожий на гигантский лягушачий глаз. Было построено множество новых полицейских участков, полностью стеклянных и прозрачных, что символизирует стремление Грузии к демократической прозрачности. Между тем, многие дороги и инфраструктура страны остаются в плохом состоянии. Предпочтение президента Михаила Саакашвили роскошным престижным проектам, чтобы произвести впечатление на иностранных инвесторов и политиков, не осталось незамеченным. Кроме того, в то время как стеклянные правительственные здания могут хорошо работать в умеренном климате Северной Европы, здания, построенные в виде теплиц, менее подходят для палящего лета в Грузии.
6. Будьте осторожны
Image caption,
Небольшой марш за права геев в мае вызвал яростную реакцию некоторых грузин
В Грузии много телесных контактов между мужчинами. Мужчины прогуливаются по главному проспекту рука об руку или отдыхают на углах улиц, переплетя конечности. Случайному наблюдателю простительно думать, что это признак терпимости к гомосексуализму. Вероятно, они были бы неправы. Согласно опросам, Грузия является одной из самых гомофобных стран в мире. Это отношение проявилось в мае во время жестокой демонстрации против геев в Тбилиси. Десятки тысяч людей были возмущены тем, что группа активистов за права геев хотела собраться на 30 минут против гомофобного насилия. Протестующие против геев выкрикивали в мегафоны лозунги и призывали «геев вернуться в Европу». Однако многие другие грузины были шокированы проявлением нетерпимости, назвав это «печальным днем для Грузии».
7. Грузины дружат
Подпись к изображению,
Как это делается. Президент Михаил Саакашвили произносит тост за госсекретаря США Хиллари Клинтон
Гость — подарок от Бога, говорят в Грузии. Таким образом, иностранные посетители угощаются едой и напитками — приятное занятие, хотя и не всегда полезное для талии. Но «тост!» фраза, которой боится любой посетитель, у которого впереди напряженный рабочий день. Выходит бутылка чачи, смертоносного грузинского шнапса или большая пластиковая бутылка домашнего вина. Оба должны быть сбиты большими выстрелами. Отговорки о том, что вам придется ехать шесть часов назад по извилистым горным дорогам, не принимаются. Вместо этого вам предложат постель на ночь, и вас отправят на полноценный традиционный пир.
8. Религия велика
Image caption,
Крестный ход в честь православного Рождества в Тбилиси.
В то время как во многих европейских странах в последние десятилетия наблюдается падение религиозности, Православная церковь в Грузии переживает бум. Посещаемость, приверженность и уважение к Церкви растут. Более 80% грузин говорят, что они принадлежат к Церкви, а ее глава, патриарх Илия II, безусловно, является самым уважаемым общественным деятелем с рейтингом популярности более 9.0%. Основанная в 4 веке, церковь помогла стране сохранить свои древние музыкальные традиции в советское время и играла центральную роль в самоощущении грузин с момента обретения независимости.
9. Хранить в семье
После столетий господства иностранных держав грузины скептически относятся к правительству. Поэтому семья и друзья имеют решающее значение для достижения цели. «У меня есть двоюродный брат, который может разобраться с этим», — так мне часто говорили, когда у меня возникала проблема. Один такой двоюродный брат помог нам купить подержанную машину, другой предоставил нам жилье на военной базе, когда сильный снегопад застал нас в горах.