Экология это для детей 1 класса: Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология» 1 класс
урок окружающий мир 1 класс Почему мы часто слышим слово «экология»? | План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему:
Окружающий мир 1 класс Урок №65
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы. Почему мы часто слышим слово «экология»?
Цели:
∙ первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;
∙ усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Планируемые образовательные результаты:
- сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зелёный дом»;
∙ формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
∙ сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
∙ продолжить обучение работе в группах.
Ход урока:
1.Организационный этап
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Игра «Разведка»
-Сейчас мы выберем разведчиков, для этого нужно ответить на вопросы по пройденной теме.
1) Как называется «голубая» планета? Почему её так назвали?(Земля, из-за большого количества воды)
2) Кто первый из животных отправился в космос ?(мышь)
3) Назовите дату-первого полета человека в космос( 12 апреля 1961года)
4) Назовите имя первого человека полетевшего в космос?(Юрий Алексеевич Гагарин)
5) Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Резервные вопросы: Правда ли, что первым космонавтом был Ю.А. Гагарин? (Да.)
— Правда ли, что свой полёт в космос он совершил на корабле «Восход»? (Нет. )
— Правда ли, что Ю. Гагарин на своём корабле облетел вокруг Солнца? (Нет.)
— Правда ли, что первую женщину-космонавта звали С. Савицкая? (Нет.)
— Правда ли, что А. Леонов первым вышел в открытый космос? (Да.)
Каждый из командиров получил секретное послание. С помощью него вы должны собрать свои команды.
Подойдите к моему столу девочки и возьмите по секретному заданию.
Подойдите к моему столу мальчики и возьмите по секретному заданию.
Помните, что не только разведчики вас ищут, но и вы можете попроситься в команду.
( показываю где должны собраться команды)
1команда-насекомые ПОЧЕМУ
2-растения ЧАСТО
3-звери СЛЫШИМ
4-рыбы СЛОВО
5-птицы ЭКОЛОГИЯ
Как думаете, что это?(тема урока)
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Сформулируем цели с помощью слов-подсказок.
Познакомиться…. с понятием «экология», «эколог»;
Научиться … бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
3. Актуализация знаний.
Найдите в теме нашего урока ключевое слово.(экология)
Попробуем объяснить, что означает слово «экология». Где можно выяснить его значение?
Дети: спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.
Экология — греч. oikos — дом, местообитание, убежище, жилище;
logos – наука.
От этого слова произошло слово эколог. Предположите, кто это может быть?
(Эколог-это человек, который занимается экологией, защищает природу)
Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.
От чего нужно защищать наш зеленый дом?( от загрязнений, от вырубки лесов и др.)
Стихотворение ( читает ___________________)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька. ..
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды…
Все меньше — окружающей природы…
Все больше — окружающей среды.
4. Первичное усвоение новых знаний
Эксперимент: на какой из этих предметов похожа Земля?( на столе-тарелка, апельсин, мяч)
Представьте, что 1/3 –это суша, а вот это что тогда?( вода)
Так много или мало воды на планете?( много)
Кто знает какая на вкус вода в морях и океанах?( соленая)
У вас на столах стаканы с водой.
Чтобы сделать морскую воду, разведите в стакане (250 мл) жидкости по чайной ложке соды и соли. Размешайте до растворения.
Попробуйте её на вкус, какая она?( соленая, горькая, невкусная)
Можно её пить? Готовить пищу?(нет)
А теперь попробуйте эту воду( предлагаю чистую воду)
Какая она на вкус?(несоленая, вкусная, чистая)
А теперь посмотрите сюда- в банке (3л) вода.
Представьте, что это вся вода, которая есть на земле, а в стакане(1/2 часть)- это вода, которую можно употреблять человеку.
Так много или мало пресной воды на земле? (мало)
Поэтому, что мы должны помнить?( воду надо беречь, зря не расходовать)
5. Физминутка
В лесу
Ручки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти стряхнули.
С травки сбиваем росу.
Ручки подняли, плавно помашем.
Ветер качает листву.
Вниз опустили, кисти встряхнули.
С травки сбиваем росу.
В сторону ручки- плавно качаем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут –тоже помашем:
Крылышки сложим назад.
6.Первичная проверка понимания
Прочитайте текст на листках
- Во время чистки зубов расходуется 10 литров воды
- Когда моете руки, расходуете 10 литров воды
- 1 смыв в туалете расходует 9 литров воды
- Принимая душ в течение 1 минуты расходуете 20 литров воды
- Если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро.
Скажите сколько литров воды тратит 1 человек во время чистки зубов?(10 л)
Решите задачу, ответив на вопрос, какое количество воды потратят 4 человека?(40 л)
В обыденной жизни люди не всегда берегут воду. Не задумываясь о будущем, они портят ее, травят различными веществами.
Опыт
— Сейчас давайте попробуем проделать опыты с водой. Будем работать в
парах.
— У вас на партах есть вещества, назовите их! (песок, растительное масло, соль, зеленка, мука)
— В стаканы с чистой водой добавьте немного этого вещества и пронаблюдайте, что получилось.
— Как вы считаете, то, что вода растворяет некоторые вещества — это полезное свойство?
Мы с вами растворяли, можно сказать, безобидные вещества. А на самом деле реки и озера, моря и океаны очень сильно загрязняются человеком.
И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА…
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве — там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
-Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной. ..
И снова — горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах — черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
-А что? Кислотные дожди…
… Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
-Что натворил ты, Человек?!
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места — нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух — это наш отец, Вода — мать, Земля — наш дом.
* (На сцене стоят вазоны (вазы) с живыми цветами. Под музыку «Как прекрасен этот мир», выходит беззаботная девочка и тянет руку, чтобы сорвать один цветок.)
Ведущий : Стоп!
(На сцену по одному выходят ученики начальных классов и рассказывают стихотворения. )
Ученик 1: Сорвала цветок и бросила тут же,
Беспечно придавила ногой.
Стоишь и не о чем не тужишь
И машинально рвешь другой.
Ученик 2: Да как ты можешь?
Как ты смеешь?
Он цвел сейчас…
Он был живой…
Дышал… Глядел на небо смело,
Тянулся к солнцу головой.
Ученик 3: Он верил дружбе человечьей,
Не знал жестокости руки,
Тебе доверчиво на встречу
Свои приподнял лепестки.
Ученик 4: И он тебе и всем, кто рядом,
Кто на него не бросил взгляд,
Подарит красоту и радость
— Все — все, чем полон и богат.
Ученик : Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ученик : Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,
А будущее нас не простит.
Костя.
В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
-Видели ли вы когда- нибудь морскую корову?(нет)
И не увидите никогда.
А ведь это было замечательное животное, которое обитало в Тихом океане.
Оно имело длину 10 м и вес 4 тонны, отличалось безобидным и доверчивым характером. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других видов животных, так появилась чёрная книга животных, которых мы никогда больше не увидим.
Стук в дверь. Странно прислали телеграмму, прочтем, что в ней написано.
Кто мог её прислать?
Вредные советы
Если вы пришли на речку,
То в неё бросайте мусор:
Банки, палки и бутылки,
Целлофановый пакет,
И тогда всем рыбам в речке
Станет весело, и рыбки
Сами прыгнут к вам в кастрюлю-
Будет славная уха.
Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет,
Консервная банка-более 90 лет,
Целлофановый пакет- более 200 лет,
Стекло – более 1000 лет.
Задача: сколько времени будут разлагаться 2 консервные банки?( около 2-х лет)
Если на лесной полянке
Вы поставили палатку,
После этого вам надо
Развести большой костер.
И тогда всё запылает,
Загорится, задымится,
И природа восхитится:
«Что за чудный фейерверк!»
Помните, что кострище не зарастает 5-7 лет.
Если взяли вы корзину
И пошли в лес за грибами,
То грибы корчуйте с корнем,
Палкой бейте мухоморы!
И тогда лесным зверюшкам
Нечем будет подкрепиться,
Все впадут зимою в спячку
И «спасибо» скажут вам.
Нужно осторожно срезать ножку гриба, не нарушая грибницы.
Мухоморы служат многим животным в качестве лекарства.
7. Итог урока
Экологический светофор
Показ ситуаций на слайдах.
Если это можно делать-зелёный, если нельзя-красный.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:
Прикрепите птичку, если сегодня вам все удалось
Прикрепите на доску бабочку, если вы работали хорошо, но допускали ошибки.
Прикрепите цветочек, если многое осталось неизвестным.
Теперь я вижу ребята, что вы готовы стать настоящими защитниками природы и я вам желаю в этом удачи!
Как рассказать детям о проблемах экологии: самые увлекательные способы
С каждым годом мы все чаще слышим об экологических проблемах: изменение климата, лесные пожары, наводнения, перенаселение, сокращение биологического разнообразия, мусорные свалки. Все это говорит о необходимости экопросвещения.
В Европе детям рассказывают об экологии, начиная с детского сада. В России же экологическое образование носит рекомендательный характер. В основном экопросвещением детей занимаются некоммерческие организации: они проводят лекции, устраивают квесты и выпускают игрушки. Мы собрали несколько проектов, которые помогут интересно рассказать детям об экологических проблемах.
О важном
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».
🦌 Усыновить дикое животное
Всемирный фонд дикой природы, WWF, предлагает символически усыновить редкое животное — сделать пожертвование, чтобы помочь фонду продолжить работу по сохранению популяции.
Сейчас можно усыновить сайгака, дикого северного оленя и калана. В подарок усыновитель получит сертификат, игрушку ручной работы, буклет с описанием редкого вида и будет получать ежемесячные электронные письма о нем.
Так можно научить ребенка ответственности и рассказать, с какими проблемами сталкиваются представители редких видов животных
🧩 Собрать пазлы или разрисовать раскраску
WWF России вместе с компанией DaVICI выпустил коллекцию деревянных пазлов, на которых изображены редкие виды животных: снежный барс, амурский тигр, калан, белые медведи и сайгаки.
А еще фонд создал большой плакат-раскраску, также посвященный редким животным. На нем есть белый медведь, аргали, дальневосточный аист, атлантический морж, амурский тигр и другие звери
🌳 Посадить деревья
Greenpeace уже почти 20 лет проводит проект «Возродим наш лес». Сотрудники и добровольцы на протяжении года собирают семена и желуди, выращивают сеянцы в питомнике, организуют посадки, ухаживают за подрастающими лесами, проводят занятия со школьниками.
Посадки проводятся каждую осень в национальном парке «Угра» в Калужской области. В 2022 году они пройдут также в Новосибирске и Нижнем Новгороде. К посадкам можно присоединиться с детьми. Так можно внести вклад в возрождение леса и замедлить изменение климата
📺 Посмотреть мультики
Greenpeace участвовал в создании мультфильмов, в которых персонажи «Смешариков» и «Фиксиков» рассказывают о лесных пожарах.
В 90% лесных пожаров виноваты люди, поэтому важно с детства приучать детей к сознательному поведению на природе. В роликах говорится, что делать в случае обнаружения пожара и как его не допустить
🖼 Провести выставку и викторину
В рамках просветительского проекта «О, да, вторсырье!» экологической организации «Мусора.Больше.Нет» активисты проводят для детей выставки и командные квизы на тему отходов или переработки.
Чтобы организовать мероприятие в своем городе, заполните заявку. Экодвижение выдаст плакаты-комиксы для выставки, сценарии для квизов и презентации для уроков.
С помощью наглядных материалов можно показать детям, сколько каждый человек производит мусора, почему важна переработка и как начать сортировать отходы
🤳 Пройти квест «Рекс-пекс-экоквест»
Активисты «Мусора.Больше.Нет» проводят по всей России квесты по поиску «зеленых» мест. Когда участники их находят, то выкладывают селфи или видео с нужных локаций и получают за это баллы. Также очки можно получить за правильные ответы на эковопросы.
Узнать расписание можно в группе во «Вконтакте». В каждом городе выбирают трех победителей, которым выдают призы.
Благодаря игре дети и их родители могут узнать про экологичную жизнь в городе и открыть для себя интересные экофакты
🧃 Организовать эколекцию в школе
Экологическое движение «РазДельный Сбор» готово организовать лекцию о раздельном сборе отходов и переработке вторсырья в школах по всей России. В Петербурге они могут прийти прямо в учебное заведение, а в других городах — провести дистанционное занятие.
Оставить заявку на сотрудничество надо как минимум за две недели до даты мероприятия
👗 Провести экоинтерактив
Фонд «Второе дыхание» разработал экоинтерактив для школьников. Из лекций можно узнать про влияние мира моды на окружающую среду, тенденции и материалы одежды будущего. Для старших классов есть информация по шеринг-экономике и профессиям в сфере устойчивого развития.
Программа предполагает активное взаимодействие и вовлечение в процесс: 70% времени занимают обсуждения, игры и командные задания.
Каждое занятие учитель может провести самостоятельно, но специалист фонда также может приехать в учебное учреждение Москвы или присоединиться онлайн. Заявку на урок можно отправить по почте: [email protected]
💡 Узнать больше про экологию
«РазДельный Сбор» создал несколько детских брошюр, в которых можно узнать больше про экологические темы.
В «Советах начинающему экогерою» ребенок узнает, что он может сделать для снижения загрязнения окружающей среды. А в брошюре «Действуй экологично» в виде интересных заданий рассказывается, как можно сберечь планету
🤲 Как оформить регулярное пожертвование фондам
Это можно сделать:
1. На сайтах Greenpeace, WWF, «Мусора.Больше.Нет», «РазДельный Сбор» и «Второе дыхание».
2. На платформе «Нужна помощь»: в пользу организаций Greenpeace, «Мусора. Больше.Нет», «РазДельный Сбор», «Второе дыхание.
3. На страницах организаций Greenpeace, WWF, «РазДельный Сбор» и «Второе дыхание» в сервисе «Добро Mail.ru».
4. Через мобильное приложение Тинькофф и сервис Тинькофф «Кэшбэк во благо».
Что почитать взрослым об экологии:
1. Как экономить деньги и беречь планету.
2. Как вести экологичный образ жизни в провинции.
3. Сколько времени и денег нужно на раздельный сбор мусора.
Дети узнают об экологии и окружающей среде
Обучение маленьких детей экологии и окружающей среде даст им уроки, которые они будут усваивать всю оставшуюся жизнь, потому что мы все взаимосвязаны.
Обучение маленьких детей экологии и окружающей среде даст им уроки, которые они будут усваивать всю оставшуюся жизнь. Если дети научатся уважать и заботиться о мире, в котором они живут, и о дикой природе в нем с раннего возраста, они помогут сохранить его для следующего поколения. Они станут защитниками природы.
Природные богатства Земли состоят из растений, животных, земли, воды, атмосферы И людей! ВМЕСТЕ мы все являемся частью экосистемы планеты 1 – пожалуй, самое важное слово здесь – вместе. Все, что мы делаем как люди, влияет на мир, в котором мы живем — у нас нет безграничных ресурсов — у нас есть сила разрушать или создавать — нам нужно учить детей создавать, заботиться и уважать наш мир.
Чтобы дети выросли и стали заботливыми членами общества, им необходимо исследовать окружающий их мир природы, поэтому у них формируются эмоциональные привязанности. Они будут учиться на собственном примере, поэтому ваша забота об окружающей среде, ваше отношение и поведение помогут сформировать их реакцию.
Было бы легко начать с того, сколько существ исчезает с нашей планеты — мадагаскарский лемур, одно из самых приятных, милых, пушистых и большеглазых существ в мире, может исчезнуть через 20 лет. 2
Я думаю, что лучше начать с точки зрения сохранения – смотреть на положительные стороны, которых можно достичь, а не на отрицательные. Это научит вашего ребенка положительным действиям и тому, как то, что они делают, влияет на мир, в котором они живут, а не только на них самих, потому что мы все связаны.
Как дети могут узнать об окружающей среде
Вовлеките их во внешний мир
Как гласит старая китайская пословица:
«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню4
4 Вовлеките меня, и я пойму
Сделайте шаг назад, и я буду действовать». Где бы вы ни жили, берите своего ребенка на природу, будь то местный парк или дикая природа, они могут так много узнать о природе, увидев ее и став ее частью.Постарайтесь узнать какую-нибудь информацию о том, куда вы направляетесь – о видах животных, которые там обитают, или о видах деревьев и растений – и пусть ваш ребенок попытается найти их и узнать о них.
На недавних Играх дружбы, организованных NDF, дети узнали о горе Капаоник и ее национальном парке. Это один из самых важных очагов биоразнообразия в Сербии для редких растений и цветов, таких как копаоникская фиалка и сербский лен. Он также является домом для многих редких животных, включая беркута, сапсана, обыкновенного клеста и дикую кошку. Он может похвастаться густыми лесами из ели и пихты и около 200 солнечных дней в году, а снег выпадает с ноября по май. 3
Не ограничивайтесь разовыми поездками. Изучение природы должно быть регулярным явлением — узнавать о новом дереве или растении каждую неделю, когда вы посещаете парк, например, или о том, что вы проходите каждый день по дороге в школу. Или, может быть, пытаетесь найти новое насекомое или существо на пляже, если вы живете рядом с ним. Иногда и здесь помогает увеличительное стекло!
Создайте зону дикой природы
Если вам посчастливилось иметь сад, отведите часть его под зону дикой природы — вы можете посадить полевые цветы и растения для привлечения бабочек и пчел или создать зимнее убежище для насекомых.Если у вас есть балкон, вы можете привлечь птиц с помощью кормушки для птиц. Если вы предоставите еду, воду и какое-то убежище, вы удивитесь, как много «посетителей» вы привлечете.
Поддержите животное
Это может быть подарок ребенку на день рождения или Рождество. Это не должно стоить дорого — вы можете потратить всего 1 фунт или 1 доллар в месяц, и тогда ребенок будет получать обновления журнала или письма в течение года и узнавать, как они помогают животному. Это может быть дикое животное или животное в заповеднике, такое как осел, брошенная кошка или собака. 4Играйте в игры и читайте книги о дикой природе и окружающей среде
Существует множество игр, в которые вы можете играть со своим ребенком, а также игр в Интернете, мобильных телефонах и планшетах. 5Существует множество книг о дикой природе для детей, поэтому список текущих бестселлеров приведен в справочнике. 6
Если вы умеете создавать марионеток в ящиках, вы можете попробовать это.
Предложите ребенку написать о своем любимом животном или растении
Узнайте, какие животные или растения интересуют вашего ребенка, а затем попросите его написать о том, как выглядел бы мир, если бы он был этим животным. Для этого им нужно будет узнать больше о животном, где оно живет, чем питается, как долго живет, какие у него хищники. Это поможет ребенку увидеть мир с другой точки зрения.Их выбор может вас удивить. Сын моего друга недавно написал об «одном дне из жизни паука».
Присоединяйтесь к природоохранной группе
Есть много природоохранных групп, которым нужны добровольцы – от расчистки лесных массивов до очистки ручьев. Попробуйте найти рядом с вами тот, который подходит для вашего ребенка.Мы все на связи
В завершение этого блога я включил еще одно из моих любимых коротких видеороликов «мы на связи» — надеюсь, вам оно тоже понравится. Мы должны показать нашим детям, как уменьшить их воздействие на окружающую среду и создать более устойчивое будущее для своих детей.
Ссылки
1 WWF Биоразнообразие http://wwf. panda.org/about_our_earth/biodiversity/biodiversity_and_you/
2 Мадагаскарским лемурам грозит исчезновение через 20 лет http://news.yahoo.com/clock-ticks madagascars-lemurs-040716244.html
3 Копаоник в Сербии http://www.serbia.travel/destinations/mountain-resorts/kopaonik/
4 WWF Поддержите животное – http://www.wwf.org.uk /adoption/sponsor-an-animal/
Dogs trust – спонсируйте собаку http://www.dogstrust.org.uk/sponsor/default.aspx#.Um9T2_m-2M4
5 Где можно найти игры об экологии и дикой природе
Игры WWF – http://wwf.panda.org/how_you_can_help/games/
Eekoworld http://pbskids.org/ekoworld/
Kids Планета http://www.kidsplanet.org/
Канада – Ecokids http://www.ecokids.ca/pub/games_activities/Ссылки на многие экологические игры – Ecogamer – http://ecogamer.org/environmental-games
6 Самые продаваемые детские книги об окружающей среде на Amazon http://www.amazon.com/Best-Sellers-Books-Childrens-Environment/zgbs/books/3263
экосистема — Дети | Britannica Kids
Введение
Экосистема состоит из всех живых и неживых объектов на территории. Это включает в себя все растения, животных и другие живые существа, которые составляют сообщества жизни в области. Экосистема также включает неживые материалы, например воду, камни, почву и песок. Болото, прерия, океан и лес являются примерами экосистем.
Экосистема обычно содержит множество различных видов жизни. Пастбище, например, представляет собой экосистему, состоящую не только из травы. К ним относятся другие растения, млекопитающие, насекомые, дождевые черви и многие крошечные живые существа в почве.
Три роли
У каждого живого существа в экосистеме есть своя роль — производитель, потребитель или разлагатель. Зеленые растения являются производителями. Они производят себе пищу посредством процесса, называемого фотосинтезом. Животные, включая человека, являются потребителями. Они едят или потребляют растения или других животных. Бактерии и другие живые существа, вызывающие разложение, являются редуцентами. Редуценты расщепляют продукты жизнедеятельности и отмершие ткани растений и животных. Они возвращают питательные вещества в почву, где растут новые растения. То, как производители, потребители и разлагатели обеспечивают друг друга питательными веществами, называется пищевой цепью.
Уровни питания
Пищевая цепь описывает порядок, в котором материя и энергия перемещаются по уровням питания экосистемы. Уровни пищевой цепи практически одинаковы во всех экосистемах. Первый уровень – производители. После этого потребители. Иногда потребители делятся на первичных, вторичных и третичных потребителей. Конечным звеном во всех пищевых цепях являются редуценты, которые расщепляют мертвые организмы и естественные отходы.
Консументы на верхнем уровне пищевой цепи называются высшими хищниками. У них нет хищников. Вместо этого размер их популяции контролируется посредством конкуренции.
Поток энергии
Основным источником энергии почти во всех экосистемах является энергия Солнца. По мере того, как энергия перемещается по экосистеме, большая ее часть теряется на каждом уровне питания в виде тепла. Это основная причина, по которой немногие пищевые цепи имеют более пяти уровней питания. Диаграммы, называемые энергетическими пирамидами, используются для отображения потока энергии от одного уровня питания к другому в пищевой цепи. Большинство экосистем имеют более одной пищевой цепи. Пищевые цепи перекрываются и соединяются, образуя пищевую сеть.
Переработка питательных веществ
Вода, углерод, азот и другие элементы постоянно циркулируют в экосистеме. Углерод и кислород из углекислого газа, а также питательные вещества из почвы попадают в ткани растений. Когда потребители едят растения, питательные вещества попадают в ткани потребителей. Съеденные потребители передают питательные вещества хищнику на следующем уровне питания. Консументы, которых не съели, умирают и передают питательные вещества в своих разлагающихся тканях редуцентам, которые ими питаются. Редуценты перерабатывают эти питательные вещества обратно в экосистему. Они переносят питательные вещества обратно в почву и воздух, где питательные вещества становятся доступными для производителей.