Разное

Древний иран: Древняя цивилизация Ирана

Древний Иран – оплот толерантности

Древний Восток
Древний Иран – оплот толерантности

Современный Иран совершенно не похож на своего прародителя, империю персов, которая была настоящим убежищем для преследуемых евреев, александрийских ученых и учеников Афинской школы.

Чем мы обязаны персам:

Слова: персидский, шаль, тюрбан, тафта, перкаль (ткань), пижама, тюльпан, жасмин, шпинат, фисташка, бадьян, шафран, плов, шакал, диван, киоск, камфора, базар, караван,

Работы: оперы Генделя («Ксеркс»), Рамо («Зороастрийы»), философские романы Монтескье («Персидские письма») и Вольтера («Трактат о веротерпимости»). Также сасанидская архитектура оказала большое влияние на римские храмы и сооружения.

Государство с правами человека:

Где был составлен свод законов Хаммурапи, один из самых старых сводов законов, дошедших до нас, возраст которого 3 750 лет? Куда смогли отправиться евреи из вавилонского заточения в 539 г. до н. э., и кто помог им восстановить Храм в Иерусалиме? Где достигла своего расцвета в 271 г. академия Гундишапур, являвшаяся одновременно больницей, университетом и универсальной библиотекой, распространяющей знания греков, индийцев и вавилонян?

Ответ один: В Персии.

Стелла законов Хаммурапи

Окруженный со всех сторон естественными защищенными границами, Иран — достаточно труднодоступное место. Средняя высота над уровнем моря – 700 м. Его длинная история перемежается периодами расцвета и глубокого упадка. Греки называли его Персией. Ахеменидские цари, Дарий и Ксеркс широко насаждали арийский язык, письменность и историю, и в III в. н. э. имя Иран прочно закрепляется за бывшей персидской империей. Первые сасанидские цари назвали его «Элам», «страной ариев». После того, как их династия пала в 650 г, территорию вновь начинают называть Персией. Так продолжается до 1934 г., когда династия Пахлави вновь принимает в качестве официального название «Иран».

До наступления мусульманской эры, две больших империи сменяются на территории современного Ирана, формируя культуру, веротерпимость и менталитет персов. Каждая из империй названа по имени своего основателя: Ахемен создал империю ахеменидов (-559/-330) и Сасан — империю сасанидов (226/650). В промежутке между двух династий мы видим империю селеквидов и парфян, которые также внесут лепту в формирование национальной принадлежности, клановости персов. Первая из них (-330/-170) прямая наследница Александра Македонского содействовала синтезу двух антагонистских цивилизаций: греческой и месопотамской. Вторая (-170/226) напротив способствовала формированию аутентичного персидского характера, перерезав, наконец, пуповину, соединявшую Иран с эллинизмом, что позволило тому выбрать свой, азиатский, путь развития.

Империя ахеменидов – самый большой конгломерат царств, существовавший когда-либо на отдельно взятой территории. Она поистине уникальна в своем роде. Сама империя была построена в достаточно короткий промежуток времени, невзирая на довольно милитаризированных соседей – мидийцев и ассирийцев, которые беспрестанно угрожали ей. Уникальность заключается и в том, что несмотря на огромные, трудноуправляемые в те времени территории, ахеменеды были образцом веротерпимости и мирного сосуществования, феномен, не повторявшийся более никогда в истории. Простираясь от восточных берегов Средиземного моря и от Нила до Индии, империя покровительствует расцвету и смешиванию всех культур, обычаев и религий, находящихся на ее территории. Она включает в себя практически все берега Черного моря, северо-восток Греции, Турцию, часть Египта, Ливию, весь Ближний Восток, северную часть аравийского полуострова, Армению, Ирак, Иран, Афганистан и часть Пакистана – всего ок. 8 млн. квадратных километров, это 14 современных Франций. Для сравнения Римская империя того времени – это 6 млн. квадратных километров.

Империя Ахеменидов (ок. 500 г. до н. э.)

Исторические источники, описывающие Иран того времени, достаточно скупы, фрагментарны и малочисленны. В основном, о Персии писали греческие авторы (Геродот, Ктесий, Полибий, Страбон). Источником может служить также Библия (книги Ездры, Исайи, Есфири), административные архивы тех или иных сатрапов, надписи на стеллах и монументах.

Царь Кир II был полной противоположностью Дария, своего потомка. Он защищал свои идеалы, в которые беззветно верил, вместо того, чтобы диктовать придворным писцам сказки, рассказывающие о победах. Нужно отметить тот факт, что письменная история ахеменидов, дошедшая до нас, зачастую очень противоречива и грешит неувязками. Можно предположить даже, что она была фальсифицирована узурпатором Дарием, чтобы добавить себе легитимности. Дарий отстоит от Кира на целое столетие и в настоящее время не удается проследить какой-либо родственной связи между двумя правителями.

Дарий принимает почести от вассалов

Кир врубается на всем скаку в тихую жизнь, которую ведет империя. И вот уже номады теснят оседлое население, городская жизнь приходит в упадок, спокойных и благодушных крестьян сметают грубые наемники, и сила пришла на смену закону. Многочисленные погромы опустошили поля и пастбища и степь и пустыня захватывают все новые и новые территории. Начиная с этого времени власть полукочевых наместников, которых Кир отправил в Ассирию, Вавилон и Мидию вопрос нескольких месяцев.

Кир покорил Месопотамию, но не разрушил ее. Люди, уставшие от постоянных набегов и погромов уже не боялись фанатиков-ассирийцев, самых кровавых воинов, повинующихся малейшему жесту далекого и невидимого правителя. Все – от мала до велика, бедные и богатые, обличенные властью и простолюдины покорились воле Кира. Царь не жаждет видеть свое население, все что ему нужно – это покорность всех народов. Однако, Кир понимает, что жестокость и страх, который он внушает своим подданым, не лучшие союзники в политических вопросах. Возможно, он и не ученный муж, разум его косен и неповоротлив, тем не менее, нельзя отрицать, что царь обладает благородством. Он не рисуется, он действительно проявляет великодушие. И люди это чувствуют. Крез – царь Лидии, испытал милосердие Кира на себе. После поражения в войне Кир не только оставил ему жизнь, но и сохранил за ним дворец, слуг и повелел обеспечивать царю тот образ жизни, который он вел ранее. Корону, конечно, не оставил. Кир выдвинул также идею, вполне революционную для того времени, говорившую, что тот, кто собирает получает много больше того, кто разделяет.

Гений Кира состоял в прививание имперской идеи единения всем народам, разбросанным по великой стране персов, поскольку разность и непохожесть религий и культур – основная причина разведения этих народов в стороны, все дальше и дальше. Древние тексты говорят о том, что отныне Кир считает нации входящие в империю вовсе не вассалами своего трона, но полноправными членами (акционерами, если говорить современным языком), решающими судьбу всего государства в целом.

В огромной империи, где господствует разница культур, религий, языков, Кир устанавливает принципы правления, которые защищают и охраняют все возможные меньшинства. Он провозглашал: «Я не разрешаю никому плохо обращаться с моими поддаными и разрушать города и села. Я приказываю, чтобы никто не прикасался к жилищу моего подданого и никто не смел воровать. Каждый может почитать своих богов. Повелеваю, что каждый свободен в выборе места жительства, богов, мыслей, перемещений и никто не может препятствовать этому». Такое развитие региональных культур, децентрализация власти, с установлением местных органов управления, так называемых сатрапий, абсолютная веротерпимость привели к тому, что за исключением Египта ни один из народов, входящих в империю не чувствовал власть ахеменидов, как нечто чуждое, навязанное извне. Чтобы еще более сплотить народы под своей властью царь вместе с двором постоянно ездил в различные провинции своей державы. Это было своего рода бесконечное блуждание между Сузами, Вавилоном, Экбатаной, Арбелой или Персеполисом, который и был назначен столицей. Царь, однако, появлялся в столице редко.

 

 

Древнеперсидский язык постепенно вытесняется арамейским (на котором говорил Иисус и была написана часть Ветхого Завета), более простым в изучении и использовании, настоящей лингва-франкой всего Леванта. На арамейском теперь ведется административная переписка, язык становиться как бы цементом, соединяющим провинции между собой.

Смешивание населения ускорило развитие науки и техники, появилось много ученых мужей. Была создана «царская дорога», покрывающая 10 000 км от Эфеса на берегах Средиземного моря до Кабула и дальше до Индии. Межевые столбы были поставлены через 10 стадий (ок. 2 км) и через каждые 120 стадий имелось место смены лошадей. Всевозможные дороги соединяли и другие города – Сузы, Пасаргады, Кандагар.

В 539 г. до н. э. Кир выпускает свой самый знаменитый указ: он освобождает евреев, томящихся в ссылке в Вавилоне десятки лет, а также предлагает весьма ощутимую финансовую помощь для реконструкции Храма в Иерусалиме. Пурим, который празднуется и сейчас, спустя 2,5 тысячелетия, и есть годовщина этого указа. С тех пор император считается у евреев пророком.

Кир освобождает евреев из рабства

Но не только евреи воспользовались свободами Кира. По сути он открывает персам, коренному населению, греческую философию, маздеистский мистицизм, арабский аскетизм, индийскую медицину и самое главное способность свободно мыслить. Придворные врачеватели сплошь и рядом иностранцы: египтяне и греки. Геродот приводит даже их имена: Демосед, Кротон, Ктесий и родом из Книда. Все греческие авторы восхваляют моральный облик персов. Главным грехом, абсолютным злом, скорее даже не религиозным, а метафизическим, считается у персов ложь.

Женщины также не забыты. Полигамия в империи вне закона, представительницы прекрасной половины могут занимать высокие посты, например в царской мануфактуре или в многочисленных фермерских хозяйствах. Почти за 8 веков до Каракаллы Кир делает всех подданных империи равными перед законом.

Кир сделал для Ирана столько же, сколько Петр I для России, Елизавета Английская для Британии, Людовик XIV для Франции и Карл V для Испании. Именно во время его царствования Иран достиг наивысшего расцвета, стал оплотом научного знания, веротерпимости и толерантности. Его примеру будут подражать многие потомки. Как, например, Косро I (531-579 гг.), который, проявив великодушие, помиловал собственного сына, составившего заговор против него. Его веротерпимость распространялась даже на прозелитов, представлявших большую угрозу для маздеистской религии, сторонником которой он сам и являлся.

Эта веротерпимость и открытость внешнему миру, прежде всего эллинской культуре усиливает в конечном итоге греков. Именно эта толерантность заложит дальнейшие победы Александра Македонского, вскормленного на этом симбиозе культур. Другими словами, многие современные историки полагают, что несмотря на бравый марш македонских кавалькад, оснащенных по последнему слову тогдашней техники, несмотря на то, что удача, казалось, сопутствует ему во всех битвах, именно культурное влияние персидского востока на воспитание и становление личности Македонского и его генералов способствовали всем его оглушительным победам. Александр, придя в Персию нашел страну в упадке, сам он мало способствовал этому упадку, лишь только чуть ускорив его своими завоевательными походами.

Александр Македонский, победитель Дария III. Фреска

Династические распри погубили великое государство. С приходом Александра Македонского все народы империи покорились ему, и началась совсем уже другая история.

Могила Кира в Пасаргадах

Дворцовые убийства династии афшаридов (XVII век), репрессии Савака — тайной политической полиции шаха Мохаммеда Реза Пехлеви – все это настоящее Ирана, наследника великой Персии. К сожалению, наследство досталось разграбленным и разоренным. Однако, не стоит забывать, что не темные силы сожгли и уничтожили бесценные папирусы и свитки из библиотек Персеполиса и Вавилона, все это – заслуга Александра Великого.

Осталась ли сегодня надежда на возрождение великой империи персов? Является ли современный Иран ее наследником?

Дворец Дария в Персеполисе

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

44-46 — История и культура Древнего Ирана

44. Природа Ирана

Между Месопотамией и Индией лежало несколько больших стран, носивших в древности общее название Ирана[1]. На севере Иран доходил до Кавказских гор, Каспийского моря и степей, лежащих от последнего к востоку, на юге – до Персидского залива и южного моря, которое древние называли Эритрейским. Горы на западе и на востоке отделяли Иран от бассейнов Тигра и Евфрата, с одной стороны, и Инда, с другой. Понятно, что природа такой обширной территории должна была отличаться большим разнообразием. В общем Иран представляет собою громадное плоскогорье, лишенное большим рек, которые могли бы идти в сравнение с Нилом, Тигром и Евфратом или Индом и Гангом. Самыми значительными реками страны были Яксарт (Сырдарья), впадающий в Аральское море, и Окс (Амударья), тоже теперь впадающий в Аральское море, но раньше впадавший в Каспийское море. Нижними частями своего течения обе эти реки принадлежали великой Туранской пустыне, но на их верховьях, в так называемых Согдиане и Бактриане, издавна сосредоточивалось оседлое население. Вся центральная часть Ирана тоже представляла собою громадную пустыню, равно как весь юго-восточный его угол (Гедрозия, теперь Белуджистан). Особенно важное значение получили в истории две области Ирана: Мидия на северо-западе и Персия на юго-западе. Обе эти области славились своими пастбищами, на которых в большом количестве разводились лошади, верблюды и другие домашние животные. Климат Ирана в общем вполне континентальный: жаркое лето и суровы и зимы особенно в местностях, высоко лежащих над уровнем моря.

 

45. Маздеизм

Первоначальная религия иранских арийцев была похожа на ведийскую мифологию индийцев, но впоследствии в Иране распространилась новая религия, которую называют маздеизмом [зороастризмом]. Основателем её считают Заратустру или (в греческом произношении) Зороастра, жившего в Бактриане. Учение Заратустры изложено в священной книге Авеста, которая написана на родственном санскриту языке – зенде (Зенд‑Авеста). Маздеизм представляет собою религию дуалистическую, потому что признает существование двух богов – доброго и злого. Один называется Ахурамазда, другой – Ангра‑Майнью, откуда греки сделали Ормузда и Аримана. Это боги, с одной стороны, добра, света, добродетели, здоровья, с другой – зла, мрака, порока, болезни; один созидает и оживотворяет, другой умерщвляет и разрушает. Между ними постоянная борьба, в которой участвуют и подчиненные им боги и духи. (Интересно, что в маздеизме арийское слово дэва стало обозначать духов зла). Целью жизни религия Зороастра объявляла освящение души, дабы сделаться достойным жизни в царстве Ормузда. Для этого нужны были добродетель, молитва и труд.

Пророк Заратустра, основатель зороастризма

 

Чистый маздеизм не имел ни храмов, ни изображений богов и требовал только поддержания священного огня, но в народной массе были и огнепоклонники[2], и идолопоклонники. У иранцев сохранилась вера в старых богов (напр., в бога солнца Митру), а кроме того, они воспринимали воззрения и туземцев, принадлежавших к туранскому племени, хотя вообще иранские земледельцы, считавшие себя служителями Ормузда, видели в туранцах, ведших жизнь кочевых разбойников, слуг Аримана. В Иране было и особое сословие жрецов, весьма влиятельное и могущественное; в Мидии эти жрецы носили название магов.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

 

46. Мидяне и персы

Наиболее важными иранскими народами были мидяне и персы, жившие одни на юг от Каспийского моря, другие на север от Персидского залива. Главным городом первых были Экбатаны, вторых – Пасаргады. Мидяне и персы были долгое время данниками ассирийцев, у которых они заимствовали клинообразное письмо, а также и другие искусства (зодчество и ваяние). Сначала первенствующая роль в Иране принадлежала мидянам, гораздо ранее персов познакомившимся с ассирийскою культурою. В VII в. мидяне освободились от ассирийского владычества и подчинили себе персов. В это время на Переднюю Азию из-за Кавказа напали скифы, под именем которых известны были разные кочевники арийского и туранского происхождения, и своими грабежами подготовили падение Ассирии. Мидийский царь Киаксар успешно отразил нашествие скифов и в союзе с вавилонянами сокрушил Ассирию. Союзники поделили между собою ассирийские владения, причем Киаксару достались северные области. Желая распространить свою власть на Малую Азию, он вступил в борьбу с образовавшимся здесь царством лидийцев. Война окончилась в 608 г. миром, по которому границей между Лидией и Мидией была признана река Галис, впадающая в Черное море (теперь Кызыл‑Ирмак). Под властью мидян находились и персы, у которых был свой царский род Ахеменидов. При сыне Киаксара Астиаге персы под начальством своего царя Кира низвергли около 560 г. владычество мидян, и первенство перешло к персам, составившим с мидянами как бы одну нацию. Можно даже сказать, что для мидян воцарение Кира было скорее переменою династии, чем иноземным завоеванием. Этот персидский царь был основателем громадной мировой державы, господствовавшей на Востоке около двух веков.



[1] Иначе Ариана; см. карты I и VI.

[2] Они существуют и теперь.

Персеполь и Древний Иран | Восточный институт Чикагского университета

Каталог экспедиционных фотографий©

  • Примечания
  • Введение
  • Терраса Персеполя: архитектура, рельефы и находки
  • Доисторический курган Талл-и-Бакун
  • Истахр, Курган Исламского города
  • Аэрофотосъемка
  • Источники фотографий
  • Сноски
  • Исправления и дополнения к оригинальной публикации

Этот документ представляет собой каталог из 999 фотографий, содержащихся в текстовой/микрофишной публикации Института Востока под названием Персеполь и Древний Иран . С введением Урсулы Шнайдер, бывшего фотографа Института Востока, он представляет собой всесторонний обзор археологических памятников в окрестностях Персеполя.

Каталог разделен на четыре раздела, обобщающих основные области исследования: архитектура, рельефы и находки дворцов в Персеполе; доисторический курган Талл-и-Бакун; Истахр, исламский город-курган; и аэрофотосъемочные полеты, проведенные между 1935 и 1937.

В каждом разделе описывается огромное количество обнаруженных артефактов и зданий, восстановленных из руин этой древней персидской столицы. Кроме того, подробно описаны аэрофотосъемочные работы экспедиции, которые внесли важный вклад в методы археологических исследований.


Персеполь и Древний Иран изначально был опубликован в виде текста/микрофиши.

Издательство Чикагского университета, Чикаго 60637
The University of Chicago Press, Ltd., Лондон
© 1976 Чикагского университета
ISBN: 0-226-69493-3

и оно может быть заархивировано и распространено в электронной форме при условии, что это уведомление будет сохранено целиком, и при условии, что издательство University of Chicago Press уведомлено и плата за это не взимается. Архивирование, повторное распространение или перепечатка текста на других условиях и на любом носителе требует согласия издательства Чикагского университета. Архивирование, перераспределение или перепечатка фотографий на других условиях и на любом носителе требуют согласия Восточного института Чикагского университета.


Благодарности

Следующие преподаватели, сотрудники и волонтеры Восточного института внесли свой вклад в разработку фотовыставки Персеполь и Древний Иран : Карен Уилсон , директор музея; Эмили Титер , заместитель куратора; Джон Ларсон , архивариус музея; Мэтью В. Столпер , профессор ассириологии; Майкл Г. Козух , аспирант, NELC; Джон К. Сандерс , руководитель компьютерной лаборатории; Чарльз Джонс , архивист-исследователь; и доцент-добровольцы Лайла Брэдли , Ирен Гласнер , Нэнси Гулд , Пегги Грант и Карен Террас .

Древняя Персия, введение – Smarthistory

доктор Сента Герман


Сердце древней Персии находится на территории нынешнего юго-западного Ирана, в регионе, называемом Фарс. Во второй половине VI века до н. э. персы (также называемые Ахеменидами) создали огромную империю, простиравшуюся от долины Инда до Северной Греции и от Средней Азии до Египта.

Толерантная империя

Хотя сохранившиеся литературные источники о Персидской империи были написаны древними греками, которые были заклятыми врагами персов и очень презирали их, на самом деле персы были весьма терпимы и правили многонациональной империей. Известно, что Персия была первой империей, признавшей различные вероисповедания, языки и политические организации своих подданных.

Персидская империя, 490 г. до н. э.

Эта терпимость к культурам, находящимся под персидским контролем, была перенесена в администрацию. На завоеванных землях персы продолжали использовать местные языки и административные структуры. Например, персы приняли иероглифическое письмо, написанное на папирусе в Египте, и традиционное вавилонское ведение записей клинописью в Месопотамии. Персы, должно быть, очень гордились этим новым подходом к империи, что можно увидеть на изображении множества разных народов на рельефах из Персеполя, города, основанного Дарием Великим в VI веке до н. э.

Ворота всех наций, Персеполь (фото: youngrobv, CC BY-NC 2.0)

Ападана

В Персеполисе был массивный колонный зал, использовавшийся для приемов королей, который назывался Ападана. В этом зале было 72 колонны и две монументальные лестницы.

Ассирийцы с баранами, Ападана, Персеполь (фото: CC BY-SA 3.0)

На стенах помещений и лестниц, ведущих в приемный зал, были вырезаны сотни фигур, некоторые из которых изображали подчиненные народы разных национальностей, принес дань персидскому царю.

Вид на восточную лестницу и колонны Ападаны (Зала для аудиенций) в Персеполе, Иран, 5 век до н.э. (Восточный институт, Чикагский университет)

Завоеван Александром Македонским

Известно, что Персидская империя была завоевана Александром Македонским.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *