Разное

Беседа с дошкольниками об экологии: картотеки бесед по экологическому воспитанию | Картотека (старшая группа):

Экологические беседы с детьми дошкольного возраста

Экологические беседы с детьми дошкольного возраста

 В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от возраста. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение, в котором закладываются основы экологических знаний. Педагоги прибегают к различным средствам, формам и методам, с помощью которых можно эффективно решать задачи экологического образования.

 Беседа является одной из важных форм деятельности педагога и воспитанников, так как она представляет большие возможности для экологического образования дошкольников. Беседа приближает ребенка к воспитателю, дает возможность ненавязчиво и незаметно оказывать воспитательное воздействие: ведь воспитание, как подметил В. А. Сухомлинский, — это и есть «постоянное духовное общение учителя и ребенка». Беседа широко используется в любых видах деятельности педагога и детей. Для ее проведения можно использовать целый комплекс методов и методик: игры, драматизация, обсуждение ситуаций, отрывков из произведений писателей, материалов фольклора, музыки, репродукций произведений живописи. Все это способствует не только формированию экологических знаний, но и становлению личностной позиции, воспитанию эмоций и чувств.

 Экологические беседы необходимо проводить в течение всего года. Так, осенью, мы беседуем с детьми на темы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Осень — это хорошо или плохо», «Почему звери меняют шубки», «Как живут растения зимой», «Как животные готовятся к зиме». Используем подвижные и дидактические игры: «Коршун и наседка», «К названному дереву беги», «Что изменилось?», «Найди пару», «Чей домик?» и др.

 В книжном уголке выставляем для детей научную и художественную литературу. Знакомим дошкольников с художественной литературой, согласно перспективному плану по экологии. В подготовку к предстоящей беседе подключаются и родители. Для этого в «Родительском уголке» или в групповом чате размещаем список литературы для домашнего чтения с детьми, рекомендации и статьи по теме беседы и вопросам экологического воспитания дошкольников. К беседе «Покормите птиц зимой» дети и родители начинают готовиться заранее: проводим сбор семян и плодов растений и создаем кладовую для зимней подкормки птиц, что является реальным проявлением заботы и доброты по отношению к обитателям природы. Беседу по этой теме проводим в декабре, когда зима вступает в свои права. Дети уже знают, что зимовать в наших краях остаются птицы, которые могут найти для себя пищу в суровое время года.

 Эти знания подтверждаются наблюдениями за воробьями, воронами, синицами, снегирями и свиристелями на экскурсиях и прогулках. Выясняется, много ли птиц можно увидеть сейчас в природе? Почему улетели в теплые страны насекомоядные и водоплавающие птицы? Чем питаются птицы зимой? Какую еду любят разные птицы? Сообщаем, о том, что воробьи любят семена травянистых растений, снегири — семена рябины, березы, сирени, а вороны и сороки — различные отбросы. Говорим, что в зимнее время птицы менее разборчивы в еде, поэтому для подкормки птиц годится некоторая пища с нашего стола. Так чем подкармливать? Синицы предпочитают кусочки несоленого сала и мяса, крошки белого хлеба, воробьи — крупу, семена, хлебные крошки, снегири — семена арбуза, тыквы и подсолнечника. Знакомимся с правилами подкормки птиц.

 В конце беседы принимаем с детьми решение: совместно с родителями сделать и повесить кормушки на территории детского сада и во дворах своих домов. Кормушки обычно выполняем из бросового материала. В беседе используем стихи, которые затрагивают душу ребенка и находят в его душе эмоциональный отклик. А так же загадки, которые оживляют беседу, поддерживают интерес воспитанников, активизируют познавательную деятельность, развивают умение наблюдать и познавать природу.

 Беседу «Что ты видел необычного в природе?» проводим и осенью, и зимой, и весной, и летом. Природа является неиссякаемым источником красоты, тайн и загадок. Нередко дети в старшем дошкольном возрасте теряют интерес к ближайшему природному окружению, считая, что ничего интересного рядом с собой они не увидят. А открыть им новые тайны, увидеть красоту в обычной и привычной снежинке, сосульке, заснеженной кроне деревца помогает беседа об удивительном. Конечно, легче такую беседу проводить в весеннее и летнее время, когда распускаются зеленые листья деревьев и кустарников, когда повсюду раздаются птичьи голоса, когда красота природы — ее звуки, краски — не оставляют никого равнодушным. Труднее это сделать в зимнее время, когда объектов для детских наблюдений немного, но легче обратить внимание на их формы, линии и краски — на фоне белоснежного снега.

 При подготовке к зимней экологической беседе используем возможности экскурсий и прогулок в лесопарк, на огород (находится на территории детского учреждения). Обращаем внимание детей на возвышающиеся над снежным покровом сухие высокие стебли, формы и цвет туч на небе, тени на снегу, кроны кустов и деревьев, снежные сугробы, окраску птиц и т. п. Вместе с детьми собираем зимние букеты из сухих трав, которые ставим в группе. Они радуют ничуть не хуже, чем букеты из цветущих трав летом. Во время снегопада загадываем загадки о снежинках, и рассматриваем падающие снежинки на ярком фоне детской одежды — удивляемся их разнообразию.

 Таким образом, исподволь готовим обстановку для открытий необычного в обычном. И открыть их детям во многом помогают произведения народного фольклора, в частности — загадки, пословицы, приметы, которые в иносказательной форме рассказывают об объекте природы или явлении. Вот, например, с какими приметами знакомим детей в зимний период:

   Разворковались голуби — будет хорошая погода.

   Кошка свернулась клубком — на мороз.

   Вороны летают и кружатся — к морозу.

 Мир природы таит в себе множество прекрасного и удивительного для восприятия и познания маленького человека. А создание у ребят определенного настроя к их открытиям и исследованиям выполняет экологическая беседа. Темы для бесед и проблем выбираем такие, чтобы они вызывали интерес у детей. Пробуждали стремление к открытию и изучению своего природного окружения, к наблюдению в нем различных явлений, закономерностей и связей. А это — является условием того, что дети станут в будущем хорошими хозяевами своей земли, учитывающими в своей деятельности и поведении знания экологических взаимосвязей.

Литература:

1. А.И. Иванова. Живая экология. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006

2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт – Петербург: Детство — пресс, 2002

3. Л. П. Симонова. Ключи от природы, или этические беседы по экологии. – М.: «Агар»,1998.

Примерные темы бесед на экологические темы со школьниками.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ БЕСЕД И КРАТКИЕ ТЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ЛЕСООХРАННЫЕ ТЕМЫ

Тема: «ЛЕС — ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ»

Перечень вопросов: Лес и чистота атмосферы. Лес и состав атмосферы, его влияние на болезнетворные бактерии. Влияние леса на окружающую среду. Влияние леса на накопление органического вещества в биосфере.

При изложении темы показать биосферную роль леса, основываясь на тезисе: «Лес — самое большое скопление жизни на Земле», показать его незаменимость другими ландшафтами, обратить внимание на сокращение лесопокрытой площади Земли, на пагубность этого процесса.

Тема: «ЦЕННОСТЬ ЛЕСА»

Перечень вопросов: Стоимость полезностей леса, продуктов и сырья, заготавливаемых в лесу. Производительность и продуктивность лесов в сравнении с производительностью и продуктивностью сельскохозяйственных угодий и других ландшафтов. Значение рекреационных функций леса.

Сравнить лес с другими экосистемами, показать его место среди биогеоценозов и компонентов биосферы. Обратить внимание на превосходство лесов перед сельхозугодиями путем сравнения затрат на выращивание единицы массы органического вещества. Рассказать о так называемых невесомых полезностях леса.

Тема: «ЕСЛИ ИСЧЕЗНУТ ЛЕСА»

Перечень вопросов: Антропогенные факторы, влияющие на сокращение лесопокрытой площади Земли. Влияние сокращения лесопокрытой площади на лесосырьевой баланс, на изменение ареала и численности лесных зверей и птиц, на микроклимат, биологические и энергетические процессы в биосфере. Лес как компонент, через который осуществляется энергетическая связь с космосом, с Солнцем. Динамика лесопокрытой площади на Земле в границах региона, лесхоза или другого лесохозяйственного подразделения и её последствия.

Главная задача при изложении темы—показать пагубность сокращения лесных площадей для биосферы и жизни на Земле. Обратить внимание на то, что за последние столетия, вследствие перевода лесных земель в другие виды землепользования, лесных пожаров, сплошных рубок главного пользования, лесопокрытая площадь Земли сократилась на две трети.

Тема: «ЛЕС И УРОЖАЙ»

Перечень вопросов: Климаторегулирующие, ветрозащитные, водорегулирующие, почвозащитные функции леса. Влияние задымленности вследствие лесных пожаров на важнейшие функции леса, на сроки созревания и урожайность сельхозкультур.

Основное внимание уделить благотворному влиянию лесистости на стабильность урожая сельхозкультур, на продуктивность сельскохозяйственных животных. Привести примеры повышения урожая путем создания полезащитных лесных полос.

Тема: «ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ В СГОРЕВШЕМ  ЛЕСУ?»

Перечень вопросов: Важнейшие составляющие полезностей леса. Весомые и невесомые полезности леса. Санитарно-гигиенические и рекреационные функции леса. Утрата лесом полезных функций в результате лесных пожаров. Основная цель — показать многообразие полезностей, свойственных только лесу, и условность их деления на весомые и невесомые. В качестве примера привести продуктивность сосняков по древесине и живице (весомые полезности) и санитарно-гигиеническое воздействие на территорию (невесомые полезности). Показать, что в результате лесного пожара, особенно верхового, на многие десятки лет, а нередко и навсегда, перестают проявляться полезные свойства и функции леса.

Тема: «СОВЕТЫ СБОРЩИКАМ ГРИБОВ, ЯГОД, ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ДРУГИХ РАСТЕНИЙ В ЛЕСУ»

Перечень вопросов: Смысл понятия «побочное лесопользование». Важнейшие сведения о местных видах лесных грибов, ягод, лекарственных растениях, цветах. Правила рационального (щадящего) сбора даров леса.

Основная цель — показать, что лес не только источник древесины, но и многих других полезностей, в частности пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья. Обратить внимание на длительность роста и достижения возраста продуктивной зрелости, на быструю истощимость недревесного сырья при неумеренной, неправильной эксплуатации, привести на местном материале примеры сокращения ареала, обилия и урожайности отдельных видов растений из-за лесных пожаров и нарушения правил побочного пользования в лесу.   «

Тема: «НА ТУРИСТСКОЙ ТРОПЕ»

Перечень вопросов: Общие сведения о туризме на территории административного района, лесхоза. Интенсивность рекреационной нагрузки на единицу лесной площади. Примеры нарушения туристами правил пожарной безопасности в лесу и причиненного ущерба. Комментарий к Правилам пожарной безопасности в лесах РФ. Рекомендуется дать краткую характеристику достоинств лесов на территории района, показать распределение нагрузки по территории, месяцам, дням недели (человек, автомашин на одну тысячу гектаров). Перечислить наиболее распространенные  виды туризма — однодневный, многодневный, конный, пеший, на автотранспорте, организованный. На конкретных примерах продемонстрировать нарушение туристами и отдыхающими правил пожарной безопасности. В лесу. Особо остановиться на тех нарушениях, которые повлекли за собой лесные пожары. Привести и прокомментировать выдержки из Правил пожарной безопасности в лесах РФ. Показать непривлекательность лесных гарей для туристов и отдыхающих.

Тема: «ЛЕС — КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ»

Перечень вопросов: Кедр — важнейшая древесная порода. Кедровые леса — место обитания соболя, медведя, лося и других зверей и пернатой дичи. Водоохранная и почвозащитная роль кедровых лесов. Пищевые и целебные достоинства кедровых орехов. Ценность древесины кедра. Повреждаемость и гибель кедровых лесов в результате лесных пожаров, затрудненность и длительность возобновления кедровников.

По такой же схеме может быть разработан материал о сосновых, елово-пихтовых и других лесах.

В материалах на аналогичные темы необходимо стремиться показать незаменимость леса — источника только ему свойственных полезностей, утрачиваемых в результате лесных пожаров.

Тема: «ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ ПРИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ»

Перечень вопросов: Классификация лесных пожаров. Скорость распространения горения при лесных пожарах. Опасные факторы лесных пожаров. Меры безопасности в районах лесных пожаров.

Основная цель данной темы — ознакомить граждан, работающих в лесу, а также привлекаемых на тушение, с разновидностями лесных пожаров, скоростями распространения горения, с опасными факторами лесных пожаров, с правилами техники безопасности и мерами предотвращения несчастных случаев.

В своем большинстве лесные пожары сопровождаются интенсивным выделением тепловой энергии, газообразных веществ, дыма, влияют на прозрачность атмосферы, воздушные потоки в зоне их действия. Отрицательные последствия лесных пожаров, особенно крупных, колоссальны и проявляются в течение десятилетий. Всё это даёт основание считать крупные лесные пожары подлинным бедствием.

Как говорить об окружающей среде с детьми — telmi by STORYSKIMO

Автор Вероник Транг

В повседневной жизни мы окружены природой, будь то парк, лес, океан или наши собственные сады. Наше взаимодействие с окружающей средой жизненно важно для нашего благополучия и выживания, поэтому нам необходимо рассказывать маленьким детям о текущем состоянии Земли и о том, как они могут участвовать в позитивных изменениях в нашем мире.

Тем не менее, говорить обо всех текущих экологических проблемах с вашими детьми может быть утомительно. Трудно найти баланс между тем, чтобы делиться слишком большим количеством информации и слишком маленьким. Экологическое образование имеет важное значение для наших детей, потому что они являются будущим поколением и способны изменить мир к лучшему.

Для наших маленьких слушателей, вот наши новые аудиоканалы, предназначенные для детей на тему Загрязнение Устойчивые решения Угроза и исчезновение животных Изменение климата

Вот пять советов, как облегчить общение с детьми об окружающей среде:

  1. Будьте честны: Не пытайтесь подвергать информацию цензуре, отключая новости и/или избегая темы в разговоре. Вместо этого поговорите со своими детьми об экологических проблемах и расскажите им об этом, проигрывая новости и делясь статьями и книгами.

  2. Используйте понятный для детей язык: Говоря с детьми об окружающей среде, используйте простой язык, который, как вы уверены, поймет ваш ребенок/дети. Избегайте длинных, сложных, научных слов, которые могут еще больше их запутать. Используйте примеры, а не конкретную терминологию.

    Вот некоторые важные ключевые слова, касающиеся экологических проблем и решений:

    • Изменение климата: значительные изменения температуры, количества осадков, снега или ветра, продолжающиеся в течение многих лет. Изменения климата могут быть вызваны природными факторами или деятельностью человека.

    • Находящиеся под угрозой исчезновения: животное и/или растение, которым грозит исчезновение навсегда. Это может произойти из-за природных факторов и/или деятельности человека.

    • Вымершие: животные и/или растения, исчезнувшие навсегда. Это может произойти из-за природных факторов и/или деятельности человека.

    • Грета Тунберг: Грета — шведская активистка, выступающая за изменение климата. Она организовала школьные забастовки за изменение климата, а также является основателем движения «Пятницы во имя будущего».

    • Загрязнение: Когда окружающая среда загрязнена. Существует множество видов загрязнения: загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы, даже шумовое и световое загрязнение. Загрязнение может быть природным или антропогенным.

    • Перенаселение: Когда в определенном месте живет слишком много людей.

    • Устойчивые решения: действия и/или методы, экологически безопасные для окружающей среды.

      Некоторые конкретные термины, подпадающие под понятие «устойчивые решения», включают:

      • Экологичность: дружественность или безвредность для окружающей среды.

      • Компост: Тип материала, сделанного из гниющих растений, который может улучшить почву и помочь растениям расти. Примеры компоста включают сухие листья и траву, а также остатки пищи.

      • Перерабатываемый: То, что можно повторно использовать для производства новых продуктов. Пластиковые, бумажные, стеклянные, стальные и алюминиевые банки, а также отработанное масло являются примерами перерабатываемых материалов.

      • Возобновляемая энергия: энергия, полученная из ресурсов, которые природа со временем заменит/пополнит (например, ветер, солнце). Возобновляемые источники энергии также известны как «чистая/зеленая энергия», поскольку они не загрязняют окружающую среду.

    Здесь вы найдете еще несколько ключевых экологических терминов и определений.

  3. Практикуйте экологическую устойчивость в своей повседневной жизни: Занимаясь защитой окружающей среды со своими детьми, они будут лучше понимать экологические проблемы и решения. Станьте волонтером в местном сообществе (например, вывоз мусора) или попробуйте еженедельные вегетарианские и/или веганские блюда. Научите своих детей правильно перерабатывать и компостировать и установите эти баки в своем доме. По возможности используйте многоразовые бутылки с водой и/или посуду (в частности, вы можете использовать бамбуковую посуду вместо пластиковой, когда едите вне дома).

  4. Говорите, читайте и исследуйте вопросы экологического загрязнения и устойчивого развития: Если вы не знаете всех ответов, ничего страшного! Вы можете искать свои вопросы вместе в Интернете. Постарайтесь найти экологические книги, в которых есть позитивные идеи и которые воодушевляют (вот 10 вдохновляющих детских книг об окружающей среде).

  5. Будьте терпеливы: Детям нужно время для осмысления, и эти сообщения могут занять некоторое время, чтобы впитаться. Будьте терпеливы и позвольте вашему ребенку понять окружающую среду со временем.

Окружающая нас среда должна быть для нас священной; так как он в беде, мы должны вовлекать наших детей в обсуждение и действия.

Вероник Транг

5 способов рассказать дошкольникам об окружающей среде

14
акции

  • Поделиться

  • Твит

Знакомство детей с окружающей средой является важной частью их образования, а также важной частью помощи нашей планете!

Вы можете подумать, что дошкольники слишком малы, чтобы знать об охране окружающей среды и устойчивом развитии. Но на самом деле это идеальный возраст. Если вы когда-нибудь сидели и смотрели, как маленькие дети играют на улице, вы знаете, что дети, кажется, имеют врожденную связь с природой. Их завораживают облака в небе, одуванчики в поле, жуки, ползающие по грязи.

Экологическое образование для детей основывается на их естественном интересе, поощряя их любознательность и помогая им стать взрослыми, которые учитывают окружающую среду во всем, что они делают.

Звучит устрашающе? Этого не должно быть! Вот пять способов рассказать дошкольникам об окружающей среде.

1.

Проведите время на свежем воздухе

Это может показаться очевидным, но проводить время на свежем воздухе — это больше, чем просто проводить время в парке. Парк — отличное место для начала, но вы также можете исследовать территорию вокруг парка, деревья, пруды, озера и, конечно же, свой собственный задний двор!

Следите за своим ребенком и смотрите, что он тоже рисует. Дети любят собирать такие предметы, как камни, палочки, листья и цветы. Когда они покажут их вам, расскажите о происхождении этих предметов и почему они являются важной частью природы.

Вам не нужно быть экспертом по окружающей среде, чтобы вести такие разговоры. Они могут быть такими же простыми, как болтовня о том, как деревья помогают очищать наш воздух или как пчелы помогают выращивать нашу пищу.

Изучите разные камни или листья и расскажите, чем они похожи или чем они отличаются. Цель состоит в том, чтобы побудить вашего дошкольника заниматься всеми замечательными вещами, которые находятся за вашей дверью.

2.

Читайте книги об окружающей среде

Читая об окружающей среде, вы одновременно достигаете двух целей обучения. Во-первых, это побуждает вашего дошкольника заниматься книгами. Во-вторых, это помогает научить их практически любой теме окружающей среды, о которой вы только можете подумать.

Посадка деревьев, экологически чистая энергия, переработка отходов, органическое земледелие, вымирающие животные, изменение климата — обо всем этом есть детская книга!

Помимо различных тем, связанных с устойчивым развитием, которые вы можете прочитать, также ищите книги о людях, которые сделали удивительные вещи для планеты. The Tree Lady — это детская книга о Кейт Сешнс — женщине, которая помогла превратить город в пустыне Сан-Диего в усаженный деревьями оазис, которым он является сегодня.

Обязательно поговорите со своим дошкольником о том, что происходит внутри книги. Поощряйте их задавать вопросы – и задавайте вопросы сами. Вы можете быть приятно удивлены их ответами!

3.

Сделайте свой дом экологичным

Существует так много способов сделать свой дом более экологичным, и самое замечательное то, что ваш дошкольник может помочь!

  • Сделайте самодельные чистящие средства из натуральных материалов, таких как пищевая сода, лимонный сок и уксус, а затем попросите дошкольника помочь «убрать» дом.
  • Создайте центр утилизации и научите своего ребенка, куда складывать бумагу, пластик, органику и мусор.
  • Научите дошкольника тому, как важно выключать кран и свет. Конечно, иногда они забывают, но это нормально. Каждый раз, когда вы напоминаете им, вы укрепляете идею о том, что наши повседневные дела влияют на планету.

4.

Помогите им выбрать экологичные игрушки

Дети, как и мы, взрослые, постоянно бомбардируются мыслью о том, что им нужны все новые классные вещи, и они нужны прямо сейчас. И хотя важно, чтобы дети усвоили, что они не могут иметь все, также важно, чтобы они узнали, что у них есть право выбирать игрушки, более дружественные к окружающей среде.

По мере приближения дней рождения, праздников и других особых случаев обращайте внимание на то, о чем просит ваш дошкольник. Если они хотят новый велосипед, расскажите им обо всех ранее любимых велосипедах, которые ждут своего нового дома. Покажите своим дошкольникам фотографии подержанных велосипедов и посмотрите, как они будут в восторге. Дети — отличный пример идеи о том, что неважно, что что-то не новое — оно все равно будет для них новым!

От бывших в употреблении игрушек до игрушек, сделанных из переработанного пластика или натуральных материалов, существует множество экологически чистых вариантов. Прогуляйтесь по магазинам и интернет-магазинам вместе с дошкольником и поговорите о том, из чего сделаны игрушки и как долго они прослужат.

Обучение маленьких детей тому, как они могут быть обдуманными в своем выборе, помогает им стать сознательными покупателями во взрослом возрасте.

5.

Лидерство на собственном примере

Как и во многих других областях обучения детей, личный пример — это ваш самый мощный инструмент, который вдохновляет их быть защитниками окружающей среды. Если вы только начинаете свой экологический путь, пусть ваш дошкольник увидит небольшие изменения, которые вы вносите.

Покупайте многоразовые пакеты для продуктов и отказывайтесь от пластиковых пакетов, когда идете в продуктовый магазин. Ходите пешком или катайтесь на велосипеде вместо того, чтобы водить машину. Заведите сад — даже если для начала это всего лишь одно кашпо.

Если вы уже на пути к более экологичной жизни, продолжайте в том же духе! Удивительно, какие мелочи улавливают маленькие дети.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *