Разное

Акбузат конь крылатый: Подвеска «»Крылатый конь Акбузат (пегас)»»

Крылатый конь из эпоса «Урал-батыр» ожил в скульптуре – Новости Уфы и Башкортостана

Лента новостей

16:58

В Уфе прогнозируются мокрый снег и гололедица

14:44

В населенном пункте Калининского района демонтируют незаконно установленные светильники

12:13

Ночь искусств в Кировском районе

11:17

В Уфе пройдет географический диктант

11:04

В выходные пройдет последняя в этом году осенняя сельскохозяйственная ярмарка

17:44

В Уфе выбрали лучший совет многоквартирного дома

17:33

«Планета» снова «станцует»

18:57

Набережной реки Уфы подарят вторую жизнь

16:17

Уфимские педагоги получат дополнительную поддержку

14:35

Энергетика Урала: в ВДНХ ЭКСПО пройдет выставка

Еще
0
новостей сегодня

Общество

26 марта 2016, 18:29
   

БСТ
   

Фигура Акбузата высотой 3,5 метра и длиной 4 метра была изготовлена в рекордные сроки – всего за год.

Работу в одиночку выполнил скульптор Ульфат Кубагушев. Остался лишь заключительный этап – отливание памятника. К нему приступят через пару месяцев. Фигура была продумана заранее вплоть до мелочей. Сначала мастер сделал уменьшенную версию.

Акбузат – это боевой конь Урал-батыра и одного из главных персонажей башкирского эпоса. Он помогал воину сражаться с нечистью и обладал волшебными способностями. Памятник Акбузату будет установлен в Бурзянском районе вблизи озера Йылкысыккан. 

Ульфат Кубагушев, скульптор: «Будет устанавливаться в Бурзянском районе у озера Йылкысыккан. «Вышел табун лошадей» – это если переводить дословно. Непростой конь, я думаю, что на сегодняшний такая идея нужна нам всем». 


Новости отборных СМИ РБ в телеграм-канале:
https://t.me/rb7news

А интересные статьи тут:
https://t.me/rb7ru
Подписывайтесь!


Еще 7 новостей в тему

  • Через 10 лет каждый второй ребёнок может родиться с аутизмом

  • В Уфимском районе расследуют обстоятельства смерти 9-месячного ребенка

  • Рубль отыграл позиции, упущенные в последние два дня

  • В Башкортостане 8 марта девушка обнаружила в своей кровати незнакомца

  • В уфимском вольере этой зимой появились на свет семь медвежат

  • В Башкирии за последнюю неделю водительских прав лишились более 200 автомобилистов

  • Уфимцы могут расплатиться банковской картой в электротранспорте

Первая полоса на RB7

Праздник

Праздники ноября: от Дня доброты до Черной Пятницы

Обзор

Смотрим в ноябре: подборка новых сериалов месяца

Праздник

Фонари, тыквы и старинные замки: как отмечают Хэллоуин в разных странах

Обзор

Куда сходить в Уфе на выходных: обзор событий 29 и 30 октября

Обзор

Места в Башкортостане, окруженные легендами: где искать русалок и волшебных коней

Советы

Как не проспать работу: 7 проверенных способов проснуться вовремя

Обзор

Куда сходить на выходных в Уфе: обзор 22 и 23 октября

Театр

Театральная афиша на месяц: какие спектакли пройдут в Уфе

Показать еще
   

Тема

Email

В Башкирии установлен памятник крылатому коню Акбузату | КУЛЬТУРА

Примерное время чтения: 2 минуты

980

Данир Гайнуллин / Из личного архива

Уфа, 11 ноября — АиФ — Уфа.

Новая достопримечательность появилась в Бурзянском районе Башкирии. У озера Йылкысыккан установлена чугунная статуя крылатого коня Акбузата. Об этом сообщил руководитель НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Башкирии Данир Гайнуллин на своей странице в Facebook.

По его словам, Акбузата подняли на постамент. Железный каркас постамента был изготовлен заранее в Сибае. Каркас у озера посадили на сваи, и арматурное пространство несколько недель назад было залито бетоном.

«На каркасе постамента и под конем были предусмотрены отверстия для монтажа скульптуры. При помощи болтов нашего Акбузата прикрепили к постаменту, затем детали заварили для прочности. После окончания сварочных работ форма волны также будет заполнена бетоном», — написал Данир Гайнуллин на своей странице в Facebook.

По словам Гайнуллина, cама скульптура была отлита на Каслинском заводе и прибыла к озеру Йылкысыккан на тягаче. На объекте остались незвершенными облицовочные работы, они возможны только при теплой погоде.

Напомним, образ крылатого коня Акбузата описан в эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат». Там он предстает как конь слегка посеребренный, с мощными крыльями и булатным мечом.

  • Разрушители-невидимки. Почему в Уфе не могут поймать городских вандалов? →
  • На столбе возле «Уфагорсвета» появилась скульптура электромонтера →
  • В новом уфимском сквере появилась скульптура орла →

памятники

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Собственник, снесший памятник архитектуры в Уфе в своем дворе, оштрафован

  • В Стерлитамаке в честь столетия МВД установлен памятник

  • Памятник архитектуры у Гостиного двора в Уфе выставили на продажу

  • В Башкирии увековечат память легендарных командиров времен ВОВ

  • Два старинных дома в центре Уфы получили охранный статус



Новости smi2. ru

от борьбы со злом до объединения башкирских родов

«Акбузат» — классический образец башкирского фольклорного эпоса, занимающий значительное место в устно-поэтическом творчестве башкир. «Акбузат» кубаир ( кубаир – жанр башкирской народной поэзии) входит в цикл героических сказаний об Урал-батыре ( «батыр» – богатырь, храбрый воин) и его потомках, повествующий о внуке Урал-батыр Хаубан, является логическим продолжением эпоса «Урал-батыр».

Акбузат — необычная крылатая лошадь, принадлежавшая сначала самому Урал-батыру, а затем его внуку Хаубану. В описании Акбузата преобладают сказочные, фантастические элементы. Он родился и вырос на небесах, там был его дом. Он мог говорить, общаться с людьми на их языке. Акбузат прошел невредимым через огонь и воду. Он был быстрее ветра. Он сокрушал горы и рассекал море ударом своих копыт.

Акбузат тысячи лет ждал достойного воина. Он спустился с небес, чтобы выбрать себе равного по силе. И им оказался Урал-батыр, способный «сбросить вес семидесяти батыров ( Азиатская единица измерения веса ) в небо». Акбузат склонил перед ним голову в знак того, что отныне он будет принадлежать Урал-батыру.

После смерти Урал-батыра Акбузат ушел к своему сыну Идель-батыру, но был похищен Шульгеном, старшим братом Урал-батыра, перешедшим на темную сторону. Так крылатый конь попал в подводное царство и оставался там до тех пор, пока не был захвачен Хаубаном вместе с булатным мечом Урал-батыра.

Происхождение эпоса «Акбузат»

Эпос «Акбузат» записал башкирский поэт, драматург, фольклорист, классик башкирской литературы Мухаметша Абдрахманович Бурангулов (1888–1966).

Работая сельским учителем, Мухаметша Бурангулов увлекся собиранием народных сказок. В 1910 году отправился в экспедицию в Иткульскую волость Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Республики Башкортостан). Он услышал от местных жителей легенды о сэн-поэтах (певцах-сказителях), наполненные мистикой, духом прошлого и тайнами сотворения мира.

Известно, что легенды сэсэнов настолько впечатлили исследователя, что он подарил свою лошадь местным жителям в знак благодарности за их помощь и отправился домой пешком. Однако это была небольшая цена, учитывая, что он приобрел настоящее сокровище – уникальный этнографический материал, на обработку которого у Бурангулова ушло более десяти лет.

Уже в начале 20-х годов прошлого века Мухаметша Бурангулов написал первую письменную версию эпоса об Урал-батыре и Акбузате.

Кстати, есть исторические факты, что в 1910 году Бурангулов записал первый вариант эпоса «Акбузат» из Габит-сэсен, а в 1917 году в селе Бабалар Бурзянской волости Оренбургской губернии [губернии] ( сейчас это территория Куюргазинского района Республики Башкортостан) он познакомился с другим фольклорным сэсэном – Гатиатуллой Биккужиным. От него Бурангулов услышал вторую версию эпоса «Акбузат». Предания двух сэсэнов послужили материалом для Мухаметши Бурангулова для работы над эпосом «Акбузат».

Мухаметша Бурангулов работал в Башкирском институте истории, языка и литературы с 1938 года. В 1940 году вступил в Союз советских писателей, в 1944 году ему было присвоено звание народного сэсэна Башкирской АССР.

Машинописный текст эпоса «Акбузат» хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН.

О чем эпос «Акбузат»

Как было сказано выше, эпос «Акбузат» является логическим продолжением эпоса «Урал-батыр». Основная тема эпоса – борьба воина за счастье людей, его стремление к справедливости.

Хаубан, главный герой кубаира, осиротев после убийства родителей, продолжает благородное дело своего отца Сура-батыра, деда Иделя и прадеда Урал-батыра. Дочь подводного царя Неркеса помогла ему вернуть Акбузата и завладеть булатным мечом. Это придавало Хаубану непреодолимую силу.

С помощью Акбузата Хаубана удалось победить злых духов и драконов, разрушить подводное царство Шульгена, победить Масим-хана, убившего его родителей, и освободить батыров Ирандыка, Катая, Кыпсака, Табына, Тамяна, Тукляса и Юрматы. Освобожденные воины стали вождями семи башкирских родов.

Победив врагов, Хаубан женился на Неркесе, которая в начале эпоса помогла ему вернуть Акбузат.

В эпос «Акбузат» вошли герои эпоса «Урал-батыр»: птица Хума, Шульген, злой демон Кахкаха. В эпос перекочевал и сам Акбузат, и булатный меч. Хаубану удается завершить то, что не доделал Урал-батыр, и на землю вернулись желанные людям мир и покой.

Эпос «Акбузат» можно условно разделить на две части. Одна часть изображает жизнь Хаубана до того, как он стал защитником людей. Сироте приходится буквально преодолевать трудности и испытания, чтобы выжить. Покинув родную деревню, он встречает пастуха, который дает ему свой лук и стрелы, чтобы мальчик не умер от голода. Теперь мы встречаем совсем другого Хаубана — отважного охотника и меткого стрелка. Затем, поймав золотую утку, которая оказывается дочерью Шульгена, он с ее помощью спасает Акбузат. Итак, условная первая часть эпоса посвящена героическим подвигам Хаубана.

В другой части эпоса Хаубан совершает общественно значимые поступки, борется со злом, олицетворяемым Шульгеном в мифическом мире и коварным и жестоким Масим-ханом в реальном мире. Здесь Хаубан узнает страшную правду о смерти своих родителей. Оказывается, его отец, защищавший простой народ от поборов, был застигнут спящим Масим-ханом и убит, а мать Хаубана слугами Масим-хана брошена в озеро.

Хаубану с помощью Акбузата и своего булатного меча удается победить Шульгена и вернуть на землю всех людей, похищенных слугами Шульгена. Среди них была его престарелая мать. Ему также удается победить Масим-хана и освободить народ от его гнета.

Люди благодарны Хаубану за то, что, разрушив подводное царство, он освободил их не только от земного зла жестокого правителя, но и от мифического. Хаубан продолжает действовать как освободитель и бороться со злом за пределами своей территории. Он освобождает батыров, проданных в рабство соседним правителям Масим-ханом. Все семеро воинов возвращаются на родину с помощью Хаубана.

Возвращаясь в родные края, Хаубан собирает жителей Урала и устраивает для них большой праздник. Освободившихся батыров он назначает главами семи родов; они становятся родоначальниками башкирского этноса. Более того, он сам женится на Неркес, которая раздает людям все нажитое отцом богатство. Это счастливый конец эпоса.

Смысл эпоса

Эпос «Акбузат» официально относится к нематериальному культурному наследию народов Республики Башкортостан. Памятник башкирской литературы.

Слово «акбузат» стало нарицательным в башкирском языке. В нем отражены поверья башкир о том, что у настоящих лошадей есть крылья, но увидеть их человеку невозможно, иначе волшебная сила лошади иссякнет, и он погибнет.

Фольклорист, писатель, доктор филологических наук Салават Ахмадиевич Галин (1934−2010) в книге «Башкирский народный эпос», изданной в Уфе в 2004 году, так объясняет происхождение Акбузата: «Акбузат приходит к земля со дна озера Шульген, и эта тема, то есть лучшие породы лошадей, выходящих из озера, вполне типична для башкирского фольклора. Конечно, образ Акбузат имеет очень древнее происхождение. Можно предположить, что он генетически связан с широко распространенным в фольклоре тюрко-монгольских народов культом «небесных коней», — считает ученый. – В то же время образ крылатого коня-покровителя очень распространен в башкирских эпосах и богатырских сказках, и это, по-видимому, связано с образом предка-покровителя, имеющего явное тотемное происхождение».

Эпос «Акбузат» содержит реальные исторические факты. Например, в финале говорится об объединении семи родов, составивших ядро ​​башкирского этноса. Это доказанный исторический факт. Его отражение в фольклоре говорит о том, что этот эпос создавался не одним поколением, переходил из уст в уста, и каждый новый сказитель добавлял в него что-то от себя. Однако основная идея эпоса – о единстве народа – осталась неизменной. Хаубан здесь выступает настоящим народным героем. Он никогда не думает о себе, о своих подвигах, славе и благодарности за то, что мог бы с удовольствием делать добро людям. Он думал прежде всего о своем народе и находил удовлетворение именно в служении ему. Это было то, что придавало ему силы.

Идея объединения народа является ключевой в эпосе «Акбузат». Наиболее ярко это выражено в заключительной части произведения. Люди осознают, что их сила и могущество только в их единстве; противостоять врагу, посягающему на их земли и свободу, они могут только консолидацией. Сильна и идея родины, своей земли, без которой не может существовать и развиваться ни один народ. Уральские горы – здесь настоящее место силы. Они являются органичной частью жизни башкирского этноса. Это не просто географическое место проживания людей, но и часть их духовного мира, выражающаяся в сакральной связи современных поколений этноса со своими предками.

Театральные представления

Первый спектакль по мотивам эпоса «Акбузат» был поставлен в 1931 году в Самарском оперном театре. Композитор Антон Александрович Эйхенвальд написал оперу «Степь».

Тогда же, в 1942 году, в Башкирском государственном театре оперы и балета впервые была поставлена ​​опера «Акбузат» («Волшебный конь»). Композиторы Халик Шакирович Заимов и Антонио Эммануилович Спадавеккья стали авторами оперы на основе эпического сказания. В опере было три действия с прологом. Из многочисленных сюжетных линий эпоса в опере выделена одна главная тема – борьба Хаубан-батыра против жестокого правителя Масим-хана. Премьера оперы состоялась 7 ноября 19 года.42.

Вторая редакция оперы «Акбузат» («Волшебный конь») вышла 31 декабря 1957 года на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Концертное исполнение оперы состоялось на юбилейном вечере, посвященном 80-летию композитора Халика Заимова 25 ноября 1994 года.

В 2016 году на сцене Государственного академического русского драматического театра была поставлена ​​рок-опера «Акбузат». Либретто, музыку и слова написали участники российской группы «Несчастный случай» Сергей Чекрыжов и Алексей Кортнев. Художник-постановщик – Вячеслав Виданов, художник по костюмам – Сергей Илларионов, режиссер – заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан, художественный руководитель Русского драматического театра Михаил Рабинович.

Первые показы рок-оперы состоялись в рамках юбилейного 155-го сезона Русского драматического театра. Постановка финансировалась за счет гранта Главы Башкортостана. Задача состояла в популяризации эпоса «Акбузат». Наиболее впечатляющий образец башкирского народного творчества должен был быть понятным и доступным современному поколению зрителей.

Музыка и хореография рок-оперы включают в себя множество жанров и стилей, со смелыми декорациями и костюмами. Также на сцене используется 3D-проекция, которая описывает сюжет и передает атмосферу повествования. Многие декорации созданы с использованием компьютерной графики. Художники реалистично показали подводный мир через прозрачную ткань, опущенную на все действие. Лошадь Акбузата появляется на сцене в виде больших белых полотен.

Рок-опера до сих пор остается в репертуаре Русского драматического театра и пользуется популярностью у зрителей.

Ипподром «Акбузат»

Уфимский ипподром гордо носит имя знаменитого крылатого коня Акбузата. По легенде, все лошади, живущие на башкирской земле, являются потомками того самого Акбузата. Они помнят наказ верного коня Урал-батыра – служить людям верой и правдой во все времена. Поэтому для уфимского ипподрома было выбрано символическое название.

Уфимский ипподром получил свое название в 1982 году, в год 425-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. В том же году состоялось открытие нового корпуса ипподрома. Он простоял до 2005 года, когда началась реконструкция ипподрома.

В 2007 году, в год 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, после капитальной реконструкции японской компании RAUM Architects открылось современное здание ипподрома.

Акбузат памятник

В Бурзянском районе Башкирии на озере Йылкысыккан установлен памятник мифическому коню Акбузату, описанному в башкирских былинах и легендах. Место выбрано не случайно, ведь, помимо всего прочего, название озера переводится с башкирского языка как «озеро, из которого вышли лошади».

Эскиз памятника, выполненный известным башкирским скульптором Ульфатом Кубагушевым, был признан лучшим среди представленных на конкурс работ. В начале июня 2019 г.гипсовая модель памятника Акбузату отправлена ​​в Челябинскую область на Каслинский чугунолитейный завод для изготовления из чугуна.

Высота всего памятника пять метров; высота лошади 3,5 метра; расстояние между его крыльями составляет три метра. Вес памятника около трех тонн. 6 ноября 2019 года памятник был доставлен в Бурзянский район на грузовике. В настоящее время памятник уже установлен в заповеднике Шульган-Таш на участке между подъездной дорогой, ведущей к знаменитой пещере, и озером Йылкысыккан.

Компьютерная игра по мотивам башкирских былин

IT-специалисты Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета разрабатывают компьютерную игру по мотивам былин «Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», а также как народные легенды и сказки. Игра «Зеркум» с героями башкирских былин будет похожа на Майнкрафт. Главный герой игры – молодой батыр – отправится в путешествие по мифическому миру, сразится со злом и принесет мир башкирскому народу.

Игровыми локациями станут пещера Шульган-Таш, водное царство Аслыкуль и царство Самрау – высший мир.

Автор (составитель): Е. В. Колоколова, 2019

Незнакомец в Уральских горах : журнал EthnoTraveler

В течение нескольких месяцев после переезда в Россию меня интересовали Уральские горы. Горный массив проходит через всю Россию, от Полярного круга до Казахстана. Но мой интерес вспыхнул, перешел от мимолетной фантазии к чему-то близкому к одержимости, когда я впервые услышал историю об Урал-батыре, легендарном персонаже, от которого горы получили свое название.

Урал-батыр — эпос наподобие Беовульфа, Илиады или Гильгамеша. Первоначально песня, история представляет Урал-батыра как отважного защитника добра, преодолевающего большие расстояния на своем белом коне Акбузате, крылатом коне или льве. Врагов Урала называют дэвами, своего рода демонами во плоти. В конце концов он побеждает лидера разработчиков, гиганта Азраку, чьи останки — и останки других побежденных врагов — образуют южную часть Уральских гор. Урал женится на Хумае и находит Источник Жизни, но воздерживается от питья после того, как получил совет от старика, который пил из источника и жаждал смерти. После того, как Урал-батыр умирает, он присоединяется к Азраке, его тело образует остальную часть горного хребта.

Однажды утром я нанял такси, чтобы добраться до Южного Урала. Я полгода задыхался от изучения русского языка в Уфе, столице Республики Башкортостан. Провинциальный парень с тягой к приключениям, я рад возможности встряхнуть городские окрестности и окунуться в мир Урал-батыра.

Такси в Уфе, как правило, покрываются ржавчиной и грязью. Поэтому я был удивлен, когда подъехал белый Nissan Altima, и не менее удивлен, когда мы сделали остановку в аэропорту, чтобы забрать еще двух пассажиров. Это была новая машина, чистая машина, но не большая. Водитель Хасан сказал, что ему нужно вместить как можно больше людей. Ярмарка была дешевой. За шестичасовое путешествие 20 долларов за штуку. Я не собирался жаловаться. Я катался на дробовике. Остальные пассажиры опирались друг на друга на заднем сиденье и спали.

Когда мы направились к окраине города и солнце начало выглядывать из-за далеких горных вершин, я вспомнил начало Урал-батыра. Мальчиком Урал ловит белого лебедя по имени Хумай. Во время поимки у лебедя ломается крыло и обильно кровоточит. Она умоляет сохранить ей жизнь, пока отец Урала точит свой нож. Так лебедь умоляет дальше, на этот раз к молодому Уралу. «Мое тело омылось водой из Источника Жизни, — говорит она, — и моя мать, утреннее солнце, осветила меня лучами вечной жизни. Отпусти меня!»

Хумай обещает отвезти семью к источнику в обмен на защиту Урала. Но Хьюмей нарушает обещание. Ей удается взмахнуть одним хорошим крылом, и при этом из него выпадают три пера. Она окунает их в свою кровь, и они превращаются в лебедей. Тем временем Хумай превращается в прекрасную девушку. По ее команде лебеди уносят ее в небо. Урал отправляется на поиски Родника Жизни в одиночку.

Чем выше мы поднимались в горы, тем больше снежного покрова покрывало извилистую дорогу. Поскольку со шпалами на заднем сиденье разговора было немного, я поговорил с Хасаном. Хасан — башкир. У него черные волосы, светло-каштановая кожа. Я спросил его, сколько раз он путешествует по горам. «Я не таксист, — сказал он, — а машинист поезда. Иногда я вожу такси, чтобы заработать больше денег». Мы по очереди показывали друг другу фотографии наших детей на наших телефонах.

Примерно через два часа пути дорога выровнялась, когда она следовала за поворотами реки Инзер. Мы миновали небольшие деревни, усеянные деревянными домами, изношенными тракторами и рваными изгородями. Крупный рогатый скот свободно бродил по разреженным участкам дерна. Там были старые мечети и редкие православные церкви. Там были наспех построены лавки для продажи меда. Башкортостан славится своим медом. Я хотел заехать на пит-лейн, но Хасану не терпелось спуститься по дороге.

Хасан, однако, сделал короткую остановку в деревне Инзер, где усталых путников, разминающих ноги, ждала кирпичная придорожная забегаловка. Внутри здания находилась столовая в советском стиле, напоминающая столовую средней школы, где гости могли насладиться традиционной башкирской едой, пирожаком с мясом и борщом, а также бутылками кока-колы комнатной температуры или обжигающе горячие чашки чая. К счастью для Хасана, в придорожной забегаловке была и ванная, доступная за тридцать центов.

Уфа, город нашего отъезда, представляет собой смесь национальностей: русские, татары, украинцы, армяне, немцы, азербайджанцы. Но когда мы сделали еще несколько остановок вдоль южной дороги, люди стали почти исключительно башкирами.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *