Айгир на карте башкирии: достопримечательности, история, фотографии, карта, как добраться — Наш Урал и весь мир
достопримечательности, история, фотографии, карта, как добраться — Наш Урал и весь мир
О названии поселка Айгир существуют только легенды. Мой рассказ об этом поселке связан с тем, что известно из рассказов местных жителей, которых уже, к сожалению, нет в живых. Прежде всего, несколько слов о географическом положении деревни Айгир.
Она расположена в 18 километрах в сторону востока от поселка Инзер на пересечении двух рек: Малого Инзера и Айгирки. Уникальность географического положения поселка Айгир состоит в том, что территория долины, в которой расположен поселок, необычайно мала. Ущелья как Малого Инзера, так и Айгирки очень узкие, для сельского хозяйства мало пригодные. Тем более это место не пригодно для промышленного производства.
Горы Малый и Большой Ямантау
Если стать на запад лицом по течению Малого Инзера, то перед вами открывается панорама горы Малый Ямантау (976 м над уровнем моря). Она называется Ямантау (гора Дьявола) потому, что в старые времена местные люди наблюдали, как в эту гору били молнии, и она походила на Дьявола, мечущего огненные стрелы. Название Малый Ямантау существует потому, что к северу от этой горы расположен Большой Ямантау, самая высокая гора Южного Урала. К югу от Малого Ямантау просматривается скалистый кончик хребта Караташ (Черный камень).
Это место можно назвать паломничеством туристов.
Ежегодно сотни, а то и тысячи людей забираются на скалы северного отрога хребта, известного под названием Зубы Шурале.
Хребет Караташ
В ясную погоду отсюда открывается удивительно живописная панорама от хребта Зимардан на западе до Межгорья на востоке. Хребет Караташ расположен практически параллельно течению Айгирки. Если повернуться лицом на юг, то можно увидеть отроги хребта Караташ в виде перешейка и его самой высокой точки (919 метров). Если туристы или охотники отважатся остановиться на ночь у одного из каменных утесов, ведущих к самой вершине, то их может ждать встреча с медведем, либо его ночные недовольные крики и хруст ломаемых деревьев. Хозяин не любит, когда в его царство забредают чужаки. Тут можно встретить следы не только медведя, но и барсука. Приходится всю ночь дежурить у костра, чтобы огнем отпугивать если не разъяренных, то недовольных зверей. Это воистину медвежий угол.
Черничная гора
Слева от Караташа можно видеть конец небольшого хребта, который в народе называют Черничной горой. В хорошую погоду вид на гору Караташ с Черничной горы потрясает своим великолепием. Там действительно растет черника, целебные свойства которой трудно переоценить. На ней расположен сосновый бор. Туристы любят останавливаться на этой горе, поскольку там нет комаров, и вид замечательный. На этой горе две смотровые площадки. Нижняя является верхней точкой Красных скал и нависает над покосной поляной Зайчьи Норки. Верхняя смотровая площадка позволяет лицезреть всю красоту Караташа и пик Уфа.
Крутой склон хребта повторяет очертания Айгирки. Расстояние между горной речкой и отрогом Айгирского хребта очень мало, там вьется охотничья тропа, ведущая к бескрайним холмам Манявского ущелья. А сами склоны просто усыпаны звериными норами. Если идти одному по тропе, то внезапно можно почувствовать на себе взгляд зверя. И лучше не знать, посмотрел на тебя волк, медведь или рысь. Лучше повернуть назад.
Лагерь индейцев Speaking Water
и фестивали кельтской культуры
Лишь в одном месте расстояние от склона хребта и Айгирки достаточно широко. На этой поляне летом несколько лет подряд в девяностые годы стоял лагерь индейцев Speaking Water. Любители стиля жизни краснокожих имитировали жизнь индейцев. Поклонники таких приключений собирались со всей страны. Их объединяло многое, в том числе и романтичность их натур. Те, кто был тогда детьми, не забыли опыт и впечатления тех лет. И сейчас в этих местах, на поляне Борисовы печи, устраиваются фестивали теперь уже кельтской культуры. Участники фестиваля воссоздают древнюю атмосферу кельтов, звучат воинские кличи, раздаются звуки гремящего шотландского оружия, доносится заунывная музыка танцев кейли и хайленд. А руководит всем этим глава общества кельтской культуры г. Уфы «Дом Чертополоха» Андрей Трубников, бывший участник лагеря индейцев.
Окрестности реки Малый Инзер
А теперь станьте лицом к востоку. Железная дорога идет вдоль Инзерского ущелья. Если перейти на другую сторону Инзера и пройти немного вверх против течения, то можно увидеть Малый Инзер, плавно несущий свои воды. Летом вода там теплая. В этом месте левый берег М. Инзера очаровывает своей таинственностью и покоем. Настоящее Берендеево царство.
По правую сторону М. Инзера можно увидеть множество покосных полян. А если перейти реку несколько раз по направлению к северо-востоку, то, пройдя 12 км, попадешь в башкирское село Бердагулово. Не так давно некоторые жители Бердагулово ходили пешком в Айгир на работу. Летом вброд переходили реку, а зимой шли по тропинке и песнями или игрой на мандалине или балалайке отпугивали волков.
А теперь повернитесь на север и посмотрите на скалу, резко обрывающуюся в М. Инзер. Считается, что именно с этой скалы прыгнул в воду любимый конь бая по имени Айгир. Другие говорят, что конь упал с Красных скал в реку, которая стала называться Айгиром. Мы же называем эту скалу скалой Ханифа по имени молодого мужчины, который каждую весну лазил на эту скалу, собирал дикий чеснок, а его мать Фагиля пекла пирожки и угощала всех жителей Айгира.
История Айгира. Производство древесного угля
А теперь обещанный рассказ об истории Айгира. Конечно, в древние времена здесь жили люди, и об этом идет речь в легендах как об Айгире, так и об Айгули. Но более современная история Айгира восходит к XVIII веку, когда на Урале появились сталеплавильные заводы, и для промышленного производства качественной стали требовался древесный уголь.
Айгирское ущелье и хребет Караташ известны своими сосновыми лесами. Древесный уголь получали из обжига могучих сосен. Для сталелитейных цехов Белорецких металлургических заводов требовался древесный уголь. Его заготовкой и поставкой занимались по всем ущельям Южного Урала, где росла сосна. Этим промыслом занимались отдельные семьи. Видимо, это были крепостные крестьяне, принадлежащие заводчикам, но в последствии получившие свободу.
Они селились хуторами в местах, где шло производство древесного угля, и места эти назывались по фамилии семей. Так, в этих местах были Суховы печи, Степановы печи, Борисовы печи, Красавины печи. У подножия Караташа, в получасе ходьбы от поселка Айгир, расположены очень красивые покосные поляны. На самой дальней и них находятся остатки трех печей, в которых шел обжиг деревьев.
Технология производства древесного угля представляла собой следующую процедуру: сосны рубились, ветки обрубались, и бревна закладывались в печь, длина которой была равна длине сосен (12 м). Печь наполнялась до отказа, а затем закрывалась и замазывалась глиной так, чтобы не было доступа воздуха. Печь горела в течение недели, а затем еще неделю охлаждалась. Полученный в результате такого обжига древесный уголь складывался на подводы и по дороге, которая существует до сих пор, доставлялся в Айгир на ж. д. станцию узкоколейки Инзер — Белорецк, построенной в XIX веке. Эта узкоколейка работала до 70-х годов прошлого века.
Интересна история огорода дома Михаила Александровича Овчинникова. На площади его огорода был склад древесного угля. Издревле там растет хорошая картошка, поскольку древесный уголь является прекрасным удобрением. Однажды на этом огороде разожгли костер, а от костра загорелся весь огород. Долго не могли погасить огонь, ведь горел уголь почти по всей территории, где оставался склад древесного угля. С тех пор всех предупреждают об опасности любого разведения костра у остатков древесного угля.
Питьевые источники Айгира
Теперь несколько слов о питьевых источниках Айгира. Главный источник — это сама речка Айгирка. Она прозрачна и чиста, как только может быть чист родник в современное время. Нет ничего по всему течению реки, что бы ее загрязняло. Мы все пьем воду из этого источника и никогда ее не кипятим. Лишь когда идут сильные дожди, вода становится мутной. И тогда жители Айгира берут воду из небольших источников на территории поселка.
Наибольшей популярностью пользуется Трофимовский колодец по имени первого владельца дома у ж/д станции, который построил колодец вокруг бьющего источника. Вода в нем холодная, вкусная, прозрачная. Зимой пьем без страха, а к лету начинаем кипятить: уж очень много туристов лезут в колодец и далеко не самой чистой посудой.
Если перейти М. Инзер чуть выше скалы Ханифа, то можно напиться холодной целебной водицы из еще одного источника. Местные жители считали ее самой полезной водой Айгира и лечили почки. В настоящее время жители пьют воду из пробуренных скважин.
Как жили местные жители
Так и жили люди в этих местах и работали: одни производили уголь, другие его доставлял на станцию, третьи обслуживали станцию. У всех были деревянные дома, а значит, что зимой в них было тепло, а летом прохладно. Люди держали скотину, и, следовательно, у них было молоко, масло, шерсть, тягловая сила.
В поселке было много домов, несколько улиц вдоль Айгирки и вдоль М. Инзера. Имелась школа, был открыт магазин. Мужчины были очень мастеровые, и в долгие зимние вечера делали мебель, домашнюю утварь, снасти для рыбной ловли, упряжи для лошадей, плелись веревки из лыко. Поселок Айгир был русской деревней. Но пришло время больших перемен как в промышленности, так в социальных условиях. Айгир не остался в этом отношении в стороне.
Ушли промыслы, разъехались дети, постепенно покидали деревню местные жители. Оставались еще жены старых железнодорожников, но и они ушли из жизни. Дома стали приобретаться жителями городов. Сейчас в поселке одна улица 55 лет Победы. Какой-то чиновник или чиновница совсем все упростили.
По поселку разбросаны дома, и явно вырисовывается Магнитогорская улица, Железнодорожная улица, Уфимская площадь, Белорецкий переулок, Инзерский проезд, Айгирская набережная. Действительно, в Айгире имеются дачные дома тех, кто постоянно живет в Уфе, Магнитогорске, Белорецке, Татлах и Инзере.
Хотелось бы остановиться еще на одной страничке из истории Айгира. Страшные времена переживала наша страна в тридцатые годы прошлого века. Местные жители рассказывали, что часто в вагонах поездов, идущих на восток, везли большое количество заключенных-переселенцев. Это могли быть и раскулаченные семьи, и жертвы политических репрессий, и более поздние переселенцы из Латвии, и немцы из Поволжья. Поезд останавливался, и группы совсем ослабленных и больных людей выводились в орешник у Айгирки и расстреливались. До сих пор в огородах на тех местах находят патроны от пуль старого калибра даже кости останков тех людей.
Многое о быте местных жителей и истории поселка Айгир вы можете узнать, познакомившись с небольшим местным музеем, экспонаты которого были собраны усилиями энтузиастов.
Где остановиться?
Горный приют «Айгир»
Телефон для брони: +7 (927) 959-44-77, +7 (960) 381-23-92 Татьяна Дмитриевна
Электронная почта: aigir. [email protected]
Сайт:https://www.aigir.com
Друзья, у вас есть возможность лично пройти пешком по всем историческим и живописным местам Инзерского и Айгирского ущелий. С комфортом вы можете остановиться в горном приюте «Айгир»: вкусные завтраки, обеды и ужины, номера со всеми удобствами (туалет, душ), кухня для самостоятельного приготовления пищи, горячая банька, разработанные радиальные маршруты разного уровня сложности, чистейший горный воздух и вода. Звоните, пишите и бронируйте!
Портал «Наш Урал» благодарит доктора филологических наук, профессора кафедры межкультурной коммуникации и перевода БГПУ им. М. Акмуллы Шабанову Татьяну Дмитриевну, которая поделилась с нами этой замечательной историей Айгира.
Базы отдыха Башкирии, цены на 2022 год, турбазы зимой и летом
- org/ListItem»>
- Турбазы
Главная
Списком
На карте
Фильтр
- Павловское водохранилище
- Павловка (Караидельский район)
- Павловка (Нуримановский район)
- Нугушское водохранилище
- Кандрыкуль
- далеко от городов
- Уфы
- Стерлитамака
- Белорецкого района
- Ишимбайского района
- Коттеджи Ишимбая
- Бирска
- озера Талкас
- на озере Аслыкуль
- рядом с Каповой пещерой
- Юмагузинского водохранилища
- на Новый Год
- на реке Зилим
- в деревне Толпарово
- недалеко от г.Салават
- рядом с горой Иремель
- в Мурадымовском ущелье
- для рыбалки
- для охоты
- с проживанием в Юртах
- в Геопарке Янгантау
- города Мелеуз
- города Октябрьский
- Гафурийского района
- Гостиницы Красноусольска
- Учалинского района
д. Ильмурзино (от Уфы: 35 км)
Парк отдыха Ильмурзино
2-местныйот 1750 за чел.
озеро Кандры-Куль
База отдыха «Парус»
2-местныйот 500 за чел.
Юмагузинское водохранилище
База отдыха Yumaguzinorelax
6-местныйот 1667 за чел.
Юмагузинское водохранилище, р.Белая
База отдыха Юмагузино FISH
4-местныйот 1500 за чел.
в 50 км от Уфы (от Уфы: 50 км)
База отдыха Белый Берег
4-местныйот 2375 за чел.
Павловское водохранилище
База отдыха Башкирский ковчег дом на берегу
4-местныйот 875 за чел.
Ишимбайский район (от Уфы: 140 км)
База отдыха Шиханы, Стерлитамак
2-местныйот 700 за чел.
Гафурийский район д. Софьино
База отдыха Белое озеро
5-местныйот 1000 за чел.
рядом санаторий Красноусольск (от Уфы: 140 км)
Гостиница Жемчужина
2-местныйот 1200 за чел.
рекреационный участок «Мурат тугай» (от Уфы: 330 км)
База отдыха Акбузат
2-местныйот 800 за чел.
Нугушское вдхр. (от Уфы: 260 км)
Этнопарк INAYA
4-местныйот 600 за чел.
Нугушское водозранилище
Гостиница Нугуш
2-местныйот 1500 за чел.
Павловское водохранилище (с.Павловка)
База отдыха «Утес»
6-местныйот 833 за чел.
Павловское водохранилище, Нуримановский район (с.Павловка) (от Уфы: 120 км)
База отдыха Башкирская Рица
2-местныйот 375 за чел.
рядом гора Иремель
Гостевые дома в Тюлюке
5-местныйот 240 за чел.
Кордон заповедника «Шульган-таш» местность: Морат -тугай (от Уфы: 360 км)
Туристическая база отдыха «У Каповой»
2-местныйот 250 за чел.
Капова пещера
Гостевые дома в Заповеднике Шульган-таш
2-местныйот 200 за чел.
Кагинское вдхр (от Уфы: 270 км)
Турбаза Сухов Ключ
2-местныйот 1170 за чел.
Павловскоe водохранилищe, Караидельский район (п.Бердяш)
База отдыха Три пескаря
2-местныйот 2200 за чел.
Павловское водохранилище (с.Красный Ключ)
База отдыха Красный ключ, Павловка
от за чел.
дней:
Нугушское вдхр. (от Уфы: 240 км)
Гостевой дом Вояж
4-местныйот 500 за чел.
река Зилим, Гафурийский район
База отдыха Парк Зилим
8-местныйот 500 за чел.
Осетровский пруд (от Уфы: 270 км)
База отдыха Осетровский пруд
2-местныйот 1000 за чел.
Павловское водохранилище, д. Новоянсаитово (Караидельский район)
База отдыха Три медведя
2-местныйот 1000 за чел.
Нугушское водохранилище (от Уфы: 260 км)
Турбаза «Дубрава» на Нугуше
2-местныйот 950 за чел.
15 км. от г. Стерлитамак, гора Куш-Тау (Шиханы) (от Уфы: 120 км)
База отдыха «Алга»
2-местныйот 1000 за чел.
Гостевой Дом «Рябиновый»
от за чел.
дней:
Нугушское водохранилище (от Уфы: 250 км)
База отдыха Робинзон, Нугуш
4-местныйот 875 за чел.
д. Байназарово (от Уфы: 330 км)
Туристическая стоянка Ологужан
от за чел.
дней:
Турбаза Арал
от за чел.
дней:
Инзер
Горный приют Айгир
2-местныйот 1250 за чел.
Нугушское водохранилище
Плав-дом Ковчег
8-местныйот 1000 за чел.
Павловское водохранилище (с.Красный Ключ)
База активного отдыха Сказка
4-местныйот 625 за чел.
Белорецкий район, 80 км. от Белорецка, на берегу р.Белой (от Уфы: 290 км)
База отдыха Агидель, Белорецкий район
2-местныйот 600 за чел.
Гафурийский район (от Уфы: 140 км)
Турбаза Табын
10-местныйот 500 за чел.
Нугушское водохранилище
Гостевые домики На Береговой
4-местныйот 125 за чел.
Нугушское водохранилище
Гостевой дом «ТАТЬЯНА»
2-местныйот 500 за чел.
Тирлянское вдхр, Инзерские зубчатки (от Уфы: 290 км)
Гостиница Судовая Гора
3-местныйот 500 за чел.
Лукоморье в Уфе
2-местныйот 150 за чел.
не доезжая до подстанции (от Уфы: 39 км)
База отдыха Берлога
6-местныйот 1495 за чел.
20 км. от Уфы (в сторону п.Чишмы) (от Уфы: 20 км)
База отдыха Восход
3-местныйот 1500 за чел.
Демское шоссе, на берегу р.Дема
База отдыха (Эко-отель) Лель
2-местныйот 1950 за чел.
на берегу р.Ольховака, остановка Машзавод
База отдыха Воронье Гнездо
6-местныйот 1667 за чел.
д. Казмашево (от Уфы: 340 км)
Гостевой дом Тактакош
4-местныйот 375 за чел.
Юмагузинское водохранилище, Кугарчинский район (от Уфы: 260 км)
База отдыха Башкирская деревня
2-местныйот 1000 за чел.
с. Вязовка (от Уфы: 240 км)
База отдыха Косая степь
6-местныйот 17 за чел.
46 км от Мелеуза (от Уфы: 260 км)
Культурное рыбное хозяйство «Иштуган»
4-местныйот 750 за чел.
20км от Уфы
База отдыха Куяново
2-местныйот 1500 за чел.
130 км. от г.Оренбурга (от Уфы: 420 км)
База отдыха Альян-Куль
4-местныйот 50 за чел.
д. Ишдавлетово (от Уфы: 300 км)
Турбаза Башкорт Иле
4-местныйот 540 за чел.
12 3 4 5 6 7 8
лет — Агир-Тамак — Долгосрочный прогноз
Текущие условия
Температура2°
2°
По ощущению -2°
Осадки 0 мм
юж. S
TableGraph
Прогноз погоды на следующие 9 Days
Максимум Минимальная температура: 4 °/2 °/2 °
. 0005
Precipitation 2.8 mm
Wind:6 m/s
Open hourly forecast
Maximum minimum temperature:5° /3 °
Осаждение 1,8 мм
ВИНД: 5 м/с
Открытый часовой прогноз
Maximum minimum temperature:6°/3°
Precipitation 8.9 mm
Wind:7 m/s
Open hourly forecast
.0023
Максимум минимальная температура: 2 °/6 °
. Почасовой прогноз
Максимум минимальный температура: 4 °/-9 °
.0005
Wind:6 m/s
Open hourly forecast
Maximum minimum temperature:-8°/-12°
Precipitation 0 mm
Wind:4 m/s
Open hourly forecast
Максимальная минимальная температура: -5 °/-13 °
Осадка 0,7 мм
ВИНД: 4 м/с
Открытый часовой прогноз
Максимальная минимальная температура: -3 °/-6 °
Осаждение 0 мм
ВИНД: 5 М/с
Открытые часовые формирование
00.0001 Введение / История
Было несколько исследователей и торговцев, имевших контакт с башкирами, но в 922 году арабский посол написал первое описание этой группы кочевых народов. Некоторые из них были пчеловодами, но большинство были скотоводами, разводившими лошадей, крупный рогатый скот и овец. Они отличались жесткостью и воинственностью.
На протяжении столетий над башкирами доминировали более могущественные народы. К 1236 году Чингисхан и монголы присоединили свои земли. В прошлом башкирские деревни делились на «патрилинейные» (мужские) племена. Башкиры вели свои дела, регулировали споры и искали помощи внутри этих родоплеменных структур. Эта сильная племенная структура позволяла им успешно сдерживать русскую оккупацию в семнадцатом и восемнадцатом веках. Однако ближе к концу восемнадцатого века они потерпели поражение.
В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков произошел большой приток татар, русских и других групп на родину башкир. Пришельцы начали «покупать» или захватывать пастбищные угодья, нанося серьезный ущерб экономике башкир. Внезапно башкиры, из поколения в поколение жившие пастухами, были вынуждены отказаться от кочевого образа жизни и стать земледельцами.
Какова их жизнь?
Большая часть социальной значимости башкирского племени утрачена. Сегодня сама деревня считается ключом к их социальной структуре. Некоторые башкирские группы в России утратили всякую память о своем родоплеменном происхождении. Тем не менее, они по-прежнему выражают свое чувство родства и верности сородичам.
Около половины башкир в России проживает в городах, другая половина — в сельской местности. Те, кто живет в сельскохозяйственных районах, занимаются сельским хозяйством и выращивают скот для получения средств к существованию. Они разводят лошадей и овец, а также немного крупного рогатого скота и коз. Овец выращивают ради шерсти, шкур и мяса. Они наслаждаются ферментированным напитком, называемым кумысом, который делают из молока лошадей. Они выращивают пшеницу, овес, подсолнечник, кукурузу, огурцы, помидоры и картофель на современном оборудовании.
Брачные обряды башкир обычно проходят в их домах. Однако в брачном договоре обычно участвует мулла (мусульманский лидер). Молодые молодожены живут с родителями мужа до тех пор, пока не будут готовы создать собственную семью. Многоженство (обычай иметь более одной жены одновременно) ушло в прошлое, будучи запрещено Семейным кодексом России.
Довольно большое количество башкир проживает в колониях, находящихся за пределами их территории на юго-западе России. Там в них доминируют русские школы, газеты и культурные обычаи, в то время как их культура размывается. Башкирские сельские жители сумели сохранить свою национальную идентичность, а жители городских поселений влились в русский быт.
Хотя использование «народных средств» все еще распространено, лекарства и клиники советского образца используются для лечения более серьезных заболеваний. Медицинские услуги бесплатны, что привело к улучшению здоровья башкир. Сегодня люди живут дольше, а умирает меньше детей, чем в прежние времена.
Каждое лето башкиры и татары России отмечают праздник Сабантуй в Москве. Лазание по шесту, скачки, борьба и гонки на мешках — все это часть веселья. Этот праздник восходит к сельским башкирским общинам в средние века.
В башкирской кухне много молочных продуктов. Их традиционное блюдо — бишбармак, в который входят вареное мясо и разновидность лапши, покрытой зеленью, луком и сыром.
Башкиры любят свой фольклор, который обычно посвящен их ранней истории. Он включает в себя аспекты житейской мудрости, морали и социальных устремлений. Они представлены в виде мифов, сказок и легенд. Особенно они любят поэзию.
Хотя башкиры не так ревностны, как другие мусульмане, на любую форму ислама трудно повлиять.
Каковы их убеждения?
Башкиры начали обращаться в суннитский ислам в 1100-х годах, а в 1300-х годах произошло массовое обращение. В восемнадцатом веке Православная церковь пыталась обратить их в христианство, но сегодня христиан очень мало. Те, кто обратился в христианство, теперь организованы в крошечное отдельное меньшинство, известное как нагайбаки. Хотя башкиры не так ревностны, как другие мусульмане, на любую форму ислама трудно повлиять. Эту твердыню можно разрушить только молитвенным заступничеством.
Каковы их потребности?
Башкиры очень мало знают о своей истории. Это люди, которым не хватает уверенности в том, кто они есть. Им нужно знать, что эту безопасность можно обрести только через Иисуса Христа!
Молитвенные очки
Помолитесь о богатом урожае в этом году для башкирских фермеров как свидетельство Божьей доброты и силы.
Молитесь за башкирских старейшин, чтобы они открыли свои общины преобразующей работе Иисуса Христа.
Молитесь о духовном голоде, который приведет башкир-мусульман на крест и в пустую могилу.