Туризм

Фактор туризм: 1.3 Факторы развития туризма и их классификация

Воздействие экономических факторов на развитие туризма — NovaInfo 60

NovaInfo 60, с.257-261, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 174
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены основные группы факторов воздействующих на развитие туризма, а именно: внутренние и внешние факторы, которые в свою очередь с точки зрения характера воздействия подразделены на положительные и отрицательные. Выделена группа экономических факторов, как занимающая особое место среди представленных в статье. Обозначены и рассмотрены основные факторы, которые относятся к данной группе, а именно: реальный доход населения, конъюнктура рынка, стабильность валюты, безработица и др.

Ключевые слова

ВОЗДЕЙСТВИЕ, ТУРИЗМ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Текст научной работы

Факторы, влияющие на туристский рынок, туризм, а также на его спрос разделяют на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также их можно разделить на позитивные и негативные [3].

К положительным факторам развития рынка туристических услуг относят:

  • увеличение денежного потока, в том числе приток иностранной валюты;
  • рост валового национального продукта;
  • создание новых рабочих мест;
  • реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местными жителями;
  • привлечение капитала, в том числе иностранного;
  • стабильность и открытость политики и экономики;
  • рост общественного богатства и доходов населения;
  • сокращение рабочего и увеличение свободного времени;
  • развитие транспорта, средств коммуникаций и информационных технологий;
  • усиление урбанизации;
  • укрепление позиций России на мировом туристическом рынке [5, 7].

К негативным факторам развития рынка туристических услуг относят:

  • влияет на рост цен на местные товары и услуги;
  • способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
  • напряженность в международных отношениях;
  • стагнация экономики и падения благосостояния населения;
  • неразвитость индустрии туризма;
  • нерациональное использование культурно-исторического и культового наследия и окружающей среды;
  • низкий уровень доходов населения и недостаток свободного времени;
  • загрязнение окружающей среды и экологическая опасность;
  • недооценка роли туризма в интеллектуализации общества;
  • недооценка роли туристического бизнеса в наполнении бюджета [4, 6].

Внутренние факторы — это те основные события и объекты, оказывающие прямое воздействие именно в туристской сфере [1, с. 127].

Внешние факторы воздействуют на индустрию туризма при помощи перемен, происходящих в обществе. Они не имеют прямой связи с туристкой деятельностью, однако оказывают влияние на ее масштабы. Но каждый элемент системы туризма находится под различной степенью влияния.

К внешним группам факторов, которые влияют на развитие туризма, относятся следующие:

  • природно-географические;
  • культурно-исторические;
  • экономические;
  • социальные;
  • демографические;
  • политико-правовые;
  • технологические;
  • экологические;
  • сезонность.

Особое место, среди факторов, воздействующих на туризма занимает группа экономических факторов.

К группе экономических факторов относятся:

  • реальный доход населения;
  • конъюнктура рынка;
  • ВВП;
  • стабильность валюты;
  • безработица;
  • инфляция и др.

Туризм подвергается воздействию группы экономических факторов в связи с тем, что рост развития туризма и состояние экономики находятся во взаимосвязи друг с другом. Развитие страны в экономическом плане подразумевает уровень материального положения населения, величину, что непосредственно влияет и напрямую зависит одно от другого. Следовательно, страны, с высоким уровнем развития экономики, имеют преимущество на мировом рынке, и занимают лидирующие позиции по количеству совершения поездок и приобретению туров своими гражданами.

Уровень экономики государства отражается не только на доходах граждан проживающих в нем, но также предоставляет возможности (если экономика достаточно развита) для улучшения инфраструктуры туристской индустрии и ее материально-технической базы.

Как и любые другие факторы, факторы экономики могут воздействовать положительно и отрицательно на туризм. К числу положительных факторов относят: увеличение реального дохода, конъюнктура рынка, рост ВВП, стабильное положение валюты, рациональное распределение дохода. Негативные экономические факторы — кризисы, происходящие в экономике, увеличение роста безработицы, снижение заработной платы, высокие процентные ставки, рост инфляции и др [2].

На спрос туристских услуг воздействует величина реального дохода. При росте реального дохода население получает больше денег, увеличиваются заработные платы, материальная помощь, пенсии и другие виды доходов населения. Следовательно, если доходы человека растут и превышают необходимый для жизни уровень, то он может потратить их на путешествия.

Согласно статистике Российской Федерации, наблюдается снижение реально располагаемых денежных доходов жителей государства в 2014 году, а также и на начало 2015 г., что изображено на рис. 1.

Рисунок 1. Изменение реальных располагаемых денежных доходов в % к предыдущему периоду

Из рисунка 1 видно, что по итогам 1 квартала 2015 г. реальные располагаемые денежные доходы снижаются, так же как и в прошлом 2014 году данного периода. В период с января по март 2015 г. доходы снизились на 1,4% сравнительно к предыдущему году того же периода; наряду с этим год назад данное значение было выше и составляло 10,2%. Главными причинами такого падения доходов стали: потребительская инфляция, прежде всего цены значительно возросли на продовольственные товары; снижение заработных плат и пенсий, а также расходование сбережений, конвертированных в доллары и евро [8,9].

Распределение доходов также играет немаловажную роль. Чем равномернее они будут распределены в обществе, тем большее количество людей смогут позволить себе отправиться в путешествие.

Такой фактор, как стабильность валюты проявляется в следующем. Если, к примеру, курс доллара будет очень высок, то турист сможет приобрести не большое количество валюты и ему не хватит для путешествия в другую страну. Однако в такой ситуации, турист из США наоборот сможет приобрести такую же услугу в России за небольшие деньги и это для него очень выгодно. Для многих стран Россия стала одним из самых доступных и дешевых курортов среди других, к этому привело падения курса рубля в 2014 г. Нестабильность валюты обуславливается тем, что цены на одни и те же услуги находятся в разном ценовом диапазоне. И эта разница может быть очень существенной. Значительно снизился спрос на российский туризм в США, Великобритании и Германии. Объем туристских потоков между странами с разной стабильностью валюты обусловлен изменениями обменных курсов. Если себестоимость тура за границу увеличивается на 5%, то желание путешественника к выездному туризму падает на 6-10%.

Исходя их рассмотрения экономических факторов воздействия на развитие туризма, можно подчеркнуть, что эта группа является одной из наиболее весомых, требующей постоянного анализа с целью выявления проблемных мест и поиска путей их преодоления.

Читайте также

Список литературы

  1. Васильев В. В. Менеджмент туризма. М.: ЮНИТИ, 2007 – 328 с.
  2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Мн.: Новое знание, 2002. – 409 с.
  3. Квартальнов В. А. Туризм: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
  4. Григорчук А. В., Столяренко А. В. Культурно-исторический фактор, как движущая сила в развитии туризма Крыма [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2016. – № 4 (55). – С. 55-59. – Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11360
  5. Першина А. В., Столяренко А. В. Возможности развития туристского рынка в России и в Крыму [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2015. – № 12 (51). – С. 188-191. – Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10588
  6. Привалов В. А., Столяренко А. В. Сущность и содержание факторов конъюнктуры рынка // NovaInfo.ru (Электронный журнал), 2017. – Т. 3. – № 58. – С. 163-169. – Режим доступа : http://novainfo.ru/article/10509
  7. Чебаненко А. С., Столяренко А. В. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятия туристско-рекреационной сферы [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2016. – № 4 (55). – С. 49-54. – Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258
  8. Доходы и расходы населения: основные изменения 2015 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2015/06/22/1083888513/2015_3s_Incomes1Q_z.pdf
  9. Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.minfin.ru/ru/

Цитировать

Столяренко, А. В. Воздействие экономических факторов на развитие туризма / А.В. Столяренко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 257-261. — URL: https://novainfo.ru/article/11451 (дата обращения: 30.12.2022).

Поделиться

Внутренний туризм как тренд и фактор развития экономики региона

Опубликовано: 12.07.2019

10 июля заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства УрГЭУ Ольга Ергунова приняла участие в качестве спикера-эксперта в работе секции «Внутренний туризм как тренд и фактор развития экономики региона», который прошел на Стенде Правительства Свердловской области в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром».

С приветственным словом к участникам обратился Евгений Копелян, заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области. Модераторами секции выступили Мария Богданова, член комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ», создатель стартап-проекта «Курортный дом» и Эльмира Туканова, директор центра развития туризма Свердловской области, вице-президент Правления Партнёрства «Национальная ассоциация информационно-туристических организаций».

В своем выступлении Ольга Ергунова отметила, что продвижение брендов территорий – дело непростое и долгое. «Хотим мы этого или нет, но сегодня жители европейской части России по-прежнему путают Омск с Томском. И если Омск остается загадкой для жителей России, то что тогда говорить об иностранцах? И мы, безусловно, должны активно “продавать” возможности своего региона, привлекая инвестиции и туристов и зарабатывая на этом деньги. Бренд необходим для капитализации территории, которая по большому счету является “товаром реальных технологий”. Бренд нужно рассматривать как товарную марку, которая обязана легко идентифицироваться в головах потребителей», – обратилась к слушателям Ольга Ергунова.

О мировых трендах развития туристической отрасли как условий обеспечения конкурентоспособности Свердловской области на рынке туристических услуг в долгосрочной перспективе рассказала Татьяна Нечепаева, генеральный директор ООО «ТКФ «РЕЙНА-ТУР НТВ», председатель комитета по спорту, предпринимательству в сфере туристической, гостинично-ресторанной и рекреационной деятельности ТПП Ростовской области.

Успешным опытом создания туристических объектов в рамках стратегии развития бренда малого города поделились Анастасия Климина, основатель ООО «Парк «Арамильская слобода», председатель Комитета по развитию женского предпринимательства Свердловского отделения ООО МиСП «Опора России» и Ян Кожан, директор Агентства развития Сысерти, основатель туристско-рекреационного кластера «Большая Сысерть».  Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ поделилась опытом продвижения культурных брендов в Екатеринбурге на примере проведения Уральской Биеннале.

Особое внимание было уделено оценке влияния крупных мероприятий на сферу гостеприимства в регионе и основных барьерах в развитии внутреннего туризма в России. Спикерами также выступили Татьяна Парвадова, заместитель управляющего по МСБ РОО Екатеринбургский Банк Открытие, Виктор Салин, член правления НП “Клуб отельеров», Наталья Ларионова, президент Уральского Союза туриндустрии, член Совета Регионов Российского союза туриндустрии”, депутат Думы Арамильского ГО, основатель “Парка сказов” Екатерина Хасянова, директор ООО «Авиа-Тур», Алексей Венгин, генеральный директор медиахолдинга Profi. travel. 

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 1447


Поделиться:

факторов, влияющих на индустрию туризма и ее влияние на мировую экономику, Наушад Хан, Абсар Уль Хасан, Шах Фахад, Махнур Наушад :: SSRN

32 страницы

Опубликовано: 24 марта 2020 г.

Последняя редакция: 24 декабря 2020 г.

Просмотреть все статьи Наушад Хана