Золотой храм амритсар: Sri Harmandir Sahib – Shiromani Gurdwara Parbandhak Committee
Золотой храм сикхов (Хармандир-Сахиб) в Амритсаре — подробная информация с фото
Видео: Золотой храм сикхов
Общая информация
Центром комплекса является позолоченный Хармандир (Божественный храм), купола которого и потолок в форме лотоса полностью покрыты пластинами из чистого золота. Каждый сикх стремится хотя бы раз в жизни совершить паломничество в эту святыню, но двери храма открыты для всех, и многие иностранные туристы считают поездку в храм основным моментом их путешествия. Приходите сюда рано утром или на закате, когда золотой цвет, отраженный в водах озера Амрит Саровар (Amrit Sarovar, буквально: озеро нектара, дающего бессмертие), производит самое потрясающее впечатление.
Экзотическое зрелище прекрасно дополняет живая религиозная музыка, доносящаяся из Хармандира, где хранится священная книга сикхов «Гуру Грантх Сахиб».
В 1980-х годах Золотой храм приобрел печальную известность как место двух кровавых осад, где сикхские бойцы, выступающие за независимую родину, сражались с солдатами регулярной индийской армии. В этом столкновении погибли тысячи солдат, и сикхи до сих пор считают его страшным осквернением самого священного для них места. Сикхские телохранители Индиры Ганди, отдавшей приказ о первом нападении на храм (операция под кодовым названием «Голубая звезда»), вскоре после этого совершили акт мести, убив ее.
Согласно одному из основных принципов сикхизма — открытости — в Золотом храме рады всем и каждому. Как и в любом святом месте, одеваться и вести себя нужно подобающе. Каждый вошедший в храм должен снять обувь и носки, вымыть ноги (пройтись по мелкой ножной ванне) и покрыть голову, шарфы бесплатно выдаются на входе (их также можно купить с рук за 10 рупий как небольшой сувенир в память о визите). Курение и потребление алкоголя строго запрещены. Служащие храма не столько просят туристов не относиться халатно к омовению ног в специальных ваннах со святой водой, а посидеть в них, скрестив ноги. Фотографировать разрешено только Паркарму (Parkarma), мраморную дорожку, огибающую пруд.
Добровольцы постоянно моют пол в храме, поэтому будьте аккуратны, он может быть скользким.
Возле главного входа есть информационной бюро (information office; 2553954; 7.00-20.00).
Пожертвования храму можно положить в одну из коробок на входе и выходе.
Архитектура Золотого храма представляет собой удивительную комбинацию индусского и исламского стилей, но и не без собственных уникальных черт. Золотой свод (бытует мнение, что на его позолоту ушло 750 кг золота) похож на перевернутый цветок лотоса, символизирующий стремление истинных сикхов к непорочной жизни.
Вымощенный камнем мост (Мост гуру) ведет к двухэтажному мраморному храму, Хармандир-Сахио (Hari Mandir Sahib; или Дарбар-Сахиб (Darbar Sahib)), выстроенному посередине священного озера, Амрит Саровар (Amrit Sarovar; Озеро нектара), которое дало городу свое название. Нижняя часть мраморных стен украшена мозаичными изображениями цветов и животных в стиле пьетра дура (мраморная мозаика), свойственном Тадж-Махалу (Taj Mahal).
Монахи постоянно напевают тексты из священной книги сикхов на языке гурмукхи (Gurmukhi), и их пение транслируется по всему храмовому комплексу в громкоговорителях. Оригинал священной книги сикхов, Гуру Грантх Сахиб, в течение дня хранится под покрывалом в Харимандир-Сахибе и церемонно возвращается в Акал Тахт (Akal Takhat) ночью. Зимой церемония проходит в 5.00 и 21.40, летом — в 4.00 и 22.30.
На верхнем этаже башни с часами находится Музей сикхизма (вход бесплатный; 7.00 — 19.00 летом, 8.00 — 18.00 зимой), повествующий о тяжелой судьбе сикхов, притесняемых сначала моголами, потом британцами, а затем и госпожой Индирой Ганди.
Акал Тахт (Akal Takhat) — здание в комплексе Золотого храма, где проходят собрания Комитета Широмани Гурдвара Парбандхак (Shiromani Gurdwara Parbandhak Committee; SGPC), парламента сикхов, — было сильно повреждено индийской армией во время штурма в 1984 году. Позже Акал Тахт был отремонтирован индийским правительством. Сикхи, потрясенные жестокими действиями армии, снова разрушили его и отстроили заново самостоятельно.
В память об Атале Рай (Atal Rai), сыне шестого гуру сикхов Хара Гобинда (Har Gobind), в 1784 году была выстроена восьмиугольная башня Баба Атал (Baba Atal Tower). Однажды Атал сотворил чудо, вернув к жизни друга, погибшего от укуса змеи, и отец выругал Атала за вмешательство в дела бога. Исполненный чувства раскаяния мальчик свел счеты с жизнью на том же самом месте, отдав свою взамен спасенной. Каждый из девяти этажей символизирует по одному году короткой жизни Атала.
Гуру-ка-Лангар (Guru-ka-Langar) -бесплатная общественная столовая в Золотом храме (пожертвования приветствуются). Такая столовая — отличительная черта любого храма сикхов, символ единства людей всех национальностей, религий и взглядов. В огромных кухнях (в одной из которых есть автомат, пекущий лепешки чапати) готовят вегетарианские блюда для огромного количества паломников — от 60 000 до 80 000 человек в день (во время религиозных праздников эта цифра возрастает). Совершенно невероятный подвиг!
Всем желающим присоединиться к огромной толпе, сидящей прямо на полу, будут рады. Мы очень рекомендуем вам разделить этот опыт (а после помогите добровольцам вымыть посуду).
Чтобы в полной мере проникнуться настроением этого места, насладиться его меняющимся в разное время суток освещением, посетите Золотой храм не один, а несколько раз.
Смотрите также: Люксембург, Австрия, Лихтенштейн, Тунис, Сан-Томе, Кайрфилли, Замковая гора, Дельта реки Нигер
Золотые люди: как устроена жизнь в Золотом храме Амритсара
ПутешествияИстории
В огромном зале на полу рядами сидят люди. Богатые и бедные, местные и приезжие, они принадлежат к разным религиям и социальным группам. У всех в руках одинаковые тарелки с одной и той же едой. Звучат молитвенные напевы. В это время за стенами столовой сотни паломников бредут вокруг искусственного водоема под названием Амритсар — «источник нектара бессмертия», — в честь которого и назван выросший вокруг город в индийском штате Пенджаб. Люди пришли, чтобы увидеть главную святыню сикхов — покрытый золотом храм Хармандир-Сахиб, где уже больше четырех веков гостей кормят бесплатно люди с золотым сердцем.
Мука и мухи
При входе на территорию сикхского храма, гурдвары, следует оставить обувь в специальном хранилище и покрыть платком голову. Путь от Восточных ворот лежит через кухни. Уже в воротах, прямо на полу, сидят женщины, дети и старики. Одни шелушат чеснок, другие режут картошку, третьи голыми руками рвут стручки красного жгучего перца.
— Ты хочешь помогать? — спрашивает меня высокий сикх в оранжевом тюрбане. — Люди обычно сами садятся и делают. Но здесь работники уже есть. Иди печь хлеб, тебе понравится.
Соседняя пристройка — всего лишь бетонная коробка с кирпичными колоннами и пустыми провалами вместо окон. Жужжат вентиляторы и шипят плиты. Из-за храмовых стен доносится молитвенное пение, и все, что ты здесь делаешь, проходит под эти мелодичные речитативы. Женщины сидят вокруг расстеленной на полу простыни. Молодые девушки кажутся седыми от налипшей на волосы мучной пыли. Здесь делают чапати — пшеничные лепешки. В обычный день в обеденных залах храма таких лепешек съедают около 250 тысяч, в праздничный это число может увеличиться в четыре раза.
— Меня зовут Амала, — индианка в малиновом сари ставит передо мной трехногую табуретку и натирает мукой скалку. — Мы раскатываем тесто. Старайся тоньше. Сегодня запустили только одну машину. Вся надежда на нас.
На кухнях Золотого храма есть три машины для изготовления чапати, подаренные ливанскими сикхами. Каждая замешивает тесто, делит его на равные части, которые на конвейере проходят через пресс. В час такая машина производит около 4000 лепешек. Сто пятьдесят женщин-волонтеров за то же время могут изготовить только 2000 штук.
— Зато мы делаем вкуснее, — говорит Амала, — мы все здесь севадары — добровольцы, не ищущие никакой награды за свою работу. Так у нас принято.
Девушки раскатывают тесто привычно и легко, у меня же оно липнет к рукам и доске, норовит порваться, когда передаешь его на жаровню.
Лепешки бросают на большие металлические листы над газовыми горелками. Тесто тут же надувается шаром и резко опадает. Мужчины с лицами, замотанными шарфами по самые глаза, длинными палками переворачивают запекающиеся блины, подбрасывают их с невозмутимостью фокусников. Мне дают перевернуть подрумянившуюся лепешку, а я не могу даже отлепить ее от противня, не то что перевернуть металлическим прутом.
Мухи повсюду: на тесте, руках, лицах. Мухи, как мука, проникают под завязанные на лицах платки, садятся на потные шеи. Женщины уже даже не сгоняют их с шариков теста, где насекомые похожи на переползающий с места на место изюм. Мухи жужжат, топчут рассыпанную муку, тонут в чашках с гхи — очищенным топленым маслом. Женщины окунают в него палочку с марлей на конце и смазывают каждую готовую лепешку с обеих сторон, затем кидают чапати в корзину. Эти корзины дети относят в обеденный зал на головах.
— Мы работаем здесь кто сколько сможет, — говорит Амала, вытирая руки. — У одних дети, у других работа, у меня вот урок — я учительница. Если хочешь действительно увидеть самоотверженных людей — иди к печам. Там стоят сутками.
Котлы и печи
В XVI веке странствующий мыслитель гуру Нанак призывал людей изменить жизнь: отречься от ритуалов, забыть о перерождении, избрать призванием бескорыстное служение. Своих последователей он называл сикхами — «учениками», так и появилась религия сикхизм. Гуру Нанак мечтал уничтожить в Индии кастовое неравенство и бедность. Так в сикхской культуре появилась традиция лангар — раздача бесплатной еды в храмах. Этим словом называются и сами столовые, где брахман и неприкасаемый сидят рядом, едят одинаковую пищу.
В Хармандир-Сахиб находится самая большая общественная столовая в мире. Здесь ежедневно 24 часа в сутки бескорыстно трудятся около 2000 человек, которые готовят еду для 100 000 гостей. Работа местных котлов за 400 лет прерывалась только один раз, в 1984 году, когда в храме засели сепаратисты.
Работа на кухнях кипит и при свете дня, и при нервном мигании тусклых электрических ламп. Шум и крики затихают только в один из предрассветных часов, когда монахи читают молитву, освящая ритуальную порцию еды: суп, рис, йогурт и лепешку, которые потом добавят к остальной пище, тем самым передав благословение каждой трапезе.
Мимо пирамид из газовых баллонов и огромных котлов я иду в кухонный двор. Босые ступни липнут к бетонному полу и неприятно скользят на каменных ступенях — мальчишки, таскающие ведра с супом, постоянно проливают варево через край. Каждый час здесь уборщик поливает дорожки водой из шланга, но чистыми они остаются недолго.
Мимо двое сикхов проносят таз с нарезанными овощами. В чаны с бурлящей водой вываливают коробки рубленого лука, ведра чеснока, мешки нашинкованной моркови и картошки. Прямо над котлами вспарывают пакеты со специями. От похлебок поднимается густой обжигающий пар, за которым не видно работников кухни. Запах еды настолько сильный и удушливый, что вызывает тошноту.
Во дворе находятся самые большие в храме печи. Улыбающиеся парни в ярких чалмах забрасывают в их огнедышащие пасти корявые сучья. В каменную кладку встроены огромные чаны для каши и супа. Чтобы помыть один такой котел, внутрь влезают несколько добровольцев с тряпками.
Джай, дизайнер и студент университета в Дели, споро мешает огромной металлической лопатой в гигантском котле глубиной метра два массу из топленого масла, муки и сахара. Это карах паршад — приношение богу. Его, как символ равенства, по щепотке раздают всем желающим во дворе храма. Местный служитель читает над котлом молитву.
— Сейчас легко мешать, — говорит вполголоса Джай, — а ты попробуй, когда загустеет. Мешать надо без остановки, иначе пригорит. Я приезжаю сюда на выходные и сутки обязательно стою у такого котла. День за работой никогда не бывает прожит зря.
Мне доверяют «легкую» работу — мешать чечевицу. Опускаю лопату длиннее моего роста в огромный котел с мутным варевом и пытаюсь зачерпнуть разбухшие зерна. Приходится приложить не только силы, но и вес — опираться на мешалку, как на рычаг, прислонив ее к краю чана. Котел лениво булькает коричневой кашей, но добраться до осевших на дно бобов у меня не выходит. Местные служители улыбаются и предлагают мне поискать работу попроще.
На кухнях Золотого храма работают не только волонтеры. Есть около 400 человек, которые выходят в три смены и получают за свой труд деньги: 11 рупий за смену в будни и 16 рупий в выходные. Этих денег не хватит даже на порцию уличной еды, но «шефы», официальные работники храмовых кухонь, считают награду символической благодарностью за опыт.
Ратан, седобородый сикх в синем тюрбане, работает здесь уже 15 лет. Его можно увидеть и в залах для чистки овощей, и у печей, и на раздаче еды.
— Мы, шефы, для волонтеров — старшие опытные братья. Кто-то ведь должен знать, где что лежит. Дать севадару нож, сказать, сколько риса всыпать в котел, или съездить на рынок за продуктами. Но когда у меня выдается свободная минута, я встаю с севадарами рядом. Это такая же добровольная работа — мы живем и питаемся при храме бесплатно.
Кладовые храма наполняют на пожертвования прихожан. Кто-то приносит продукты, кто-то деньги. Каждый сикх, будь то врач или водитель, часть своих доходов должен отдавать храму — так завещал гуру Нанак. Сикхи кладут деньги прямо на алтарь во время молитв или оставляют возле портретов гуру. Мальчишки-волонтеры сгребают пожертвования в деревянный ящик, а потом сортируют.
— Сегодня запустить работу подобной кухни стоит десятки миллионов долларов, — считает Ратан. — А несколько веков назад гуру Нанак, вопреки насмешкам и непониманию, начал это дело с двадцатью рупиями в кармане. Для Индии идея всеобщего равенства до сих пор считается радикальной: еще в 1950 году конституция страны признала равноправие каст, но люди продолжают жить, руководствуясь правилами своего круга. Однако в обеденном зале сикхского храма неважно, земледелец ты или воин, мусульманин или христианин. Ты брат или сестра, ты сидишь рядом с братом или сестрой.
Религия: сикхизм
Гуру Нанак, основоположник сикхизма, родился в 1469 году. Он стал проповедовать новую религию, основой которой было служение людям. Сикхизм отрицает жизнь после смерти и перерождение, а принуждение к покаянию, целомудрию и аскетизму, которые, согласно многим другим религиозным учениям, обеспечивают путь к счастливой загробной жизни, считает манипулированием. По правилам сикхизма надо сторониться пяти пороков: похоти, гнева, жадности, привязанности и эгоизма — и стремиться к пяти добродетелям: честности, состраданию, умеренности, смирению и любви. За всю историю сикхизма было десять гуру. Последний из них, гуру Гобинд Сингх, в 1708 году назначил новым учителем книгу — Гуру Грантх Сахиб. К реликвии принято относиться как к человеку: проявлять уважение, называть по имени, укладывать спать и будить по утрам.
Рис и хлеб
В огромном зале на полу расстелены ковровые дорожки. Таких залов в Золотом храме два. Каждые полчаса двери открываются и места занимают новые едоки. В один зал помещается до 5000 человек, обычно свободного места не остается. На входе гость получает металлическую тарелку с четырьмя отделениями, ложку и миску для воды. Севадары — мальчишки и мужчины — разносят еду в помятых ведрах и черпаками раскладывают в расставленные на полу миски. Лепешку надо принимать двумя руками как дар от великого гуру — ее протянет разносчик, который придерживает у бедра корзину, полную чапати.
Когда все готово, служитель произносит: «Джо боле со нихаль». Преданные отвечают: «Сат сри акаль». Все вместе это означает на пенджабском: «Блажен человек, говорящий: „Бог есть истина“». Затем все приступают к трапезе.
Еда выглядит не очень аппетитно: раита — смесь йогурта и овощей, дал — бурый суп-пюре из бобовых, кхир — комья рисового пудинга. Но на вкус она гораздо лучше, чем на вид. Я смело отправляю ложку дала в рот и чувствую, как вспыхивает пожар — специи тут добавляют не скупясь.
Иногда между рядами сидящих провозят бидон с водой. Из крана вода течет постоянно: если захочешь пить — подставляй миску. Остальная вода собирается ручейками на полу, когда же гости покинут зал, мальчишки швабрами соберут ее вместе с упавшим рисом и хлебными крошками.
— Гуру Нанак сделал великое дело — уравнял всех индийцев, — говорит мне сосед, пришедший с трехлетней дочкой. — Посмотри: достаток человека все равно можно определить. Вон у того чалма из очень дорогой ткани, а вон тот косынку свою купил на развале перед храмом. Но они сидят вместе, и никто ни над кем не возвышается. Знаешь, почему здесь подают только вегетарианскую еду? На самом деле сикхи едят мясо. Но ведь есть и те, кто его не употребляет. Никто не должен уйти обиженным.
В обычные дни блюда в меню стандартные — все те же раита, дал и кхир. Но в праздники, когда ковры для трапезы расстилают даже на улице, местные повара готовят сладости и салаты, стараясь удивить десятки тысяч паломников.
На выходе грязную посуду отдают в руки новых добровольных помощников. Приборы собирают отдельно — сбрасывают в чан, возле которого стоит размахивающий ложкой сикх. А тарелки пускают по длинной веренице из рук в руки. Сикх в гигантской чалме передает посуду старику без зубов и волос, прикрывающему тонким платком голову, тот — красивой, но усталой женщине с золотыми браслетами, она — мне, стоящей тут же, в брюках и с фотоаппаратом. Беру у нее тарелку двумя руками и передаю парню в футболке супермена слева от себя.
— Знаешь, что все здесь — братья и сестры? — спрашивает меня этот подросток, приехавший сюда с родителями из США на каникулы. — У большинства этих людей одно отчество: у женщин — Каур, у мужчин — Сингх. Когда люди становятся сикхами, они берут себе новое отчество. А если ты работаешь на благо людей — ты уже сикх.
Статистика
Съедено — сделано
В сутки храмовые кухни расходуют:
65 000 кг муки
15 000 кг риса
18 000 кг чечевицы
2000 кг овощей
500 кг топленого сливочного масла
700 л молока
25 000 кг сахара
100 газовых баллонов по 25 литров
5000 кг дров
В 2001 году для изготовления лепешек использовалось 35 кг муки ежедневно, в 2017-м — 65 000 кг. За 16 лет потребление муки выросло в 1857 раз.
100–150 000 человек посещают храм ежедневно. В дни религиозных праздников число паломников возрастает до 1,5 миллиона.
В среднем в год Золотой храм собирает пожертвований на сумму до 50 миллионов долларов.
1500 кг карах паршада в среднем каждый день раздается прихожанам.
Золотой храм был покрыт золотом в 1830 году, через два с лишним века после завершения строительства. Первоначально на отделку храма ушло 162 кг золота, а во время ремонта в 1990-е — еще 500 кг. Золото использовали 999-й пробы, покрывали им стены в 24 слоя.
Шум и радость
В конце «братского ряда» два чана. К ним могут стекаться две или три очереди, в зависимости от количества гостей на трапезе. Замыкающий принимает тарелку и ударяет ею о край одного из чанов — вытряхивает остатки еды. Затем бросает тарелку во второй чан, за которым стоит волонтер с опытом футбольного вратаря: его задача — ловить тарелки и укладывать их компактнее. Когда чан заполняется, его относят на мойку.
В помывочном цехе лязг, смех и водяная взвесь. Это самое веселое и шумное место во всем Золотом храме. Вдоль длинных раковин-корыт плечом к плечу стоят женщины и мужчины, перехватывая друг у друга новую посуду.
— Ты почему так тихо работаешь? — кричит мне на ухо соседка по корыту Харжа, жена банкира. — Радость должна быть шумной! И она ударяет железной тарелкой о край чугунной раковины, разбрасывая искорки брызг и маленьких радуг.
Каждая тарелка проходит пять стадий очистки: две ванны со стиральным порошком, одна со средством для мытья посуды и две с прозрачной проточной водой. Раковины стоят параллельно друг другу, и когда одни севадары заканчивают натирать тарелки порошком или мылом, посуду относят в следующее корыто. Тряпочками, губками и просто руками металл надраивают до блеска — десятки солнечных зайчиков гуляют по лицам работников и портретам гуру Нанака, развешанным по стенам. Чистую посуду складывают в металлические клетки и везут обратно в обеденные залы.
— Смотри, у меня недавно была свадьба, — показывает мне свои ладони Харжа, пока мы ждем партию новой посуды. — Видишь узоры хной? Пока они не смоются, я не могу готовить в новом доме, все должна делать свекровь. Здесь же я могу мыть посуду — это святая работа, так что узоры скоро исчезнут, и я буду готовить своему мужу сама!
Вода холодная, но такая приятная в полуденной жаре. Раковины наполнены до краев, и иногда, выискивая посуду на дне, приходится погружать руки в воду чуть ли не по плечи.
— Каждый должен хоть раз поработать вот так, добровольно, — кричит сквозь грохот и плеск Харжа, выхватывая у меня из рук скользкую миску. Прожить день не зря. Понимать: я не приду, ты не придешь, он не придет — кто-то будет голодным. Лангар — умение отдавать. Жертвовать еду, силу и время. Сикхизм — умение служить людям.
Говоря это, Харжа весело смеется. Ведь любая работа должна быть в радость.
А за стенами кухонь раскинулся жаркий полдень в сиянии покрытого золотыми пластинами храма. Его отблески отражаются от воды пруда, в который спускаются для омовения верующие сикхи и где плещутся толстые священные карпы. После того как добровольцы закончат свою работу на сегодня — у кого-то это час, у кого-то сутки, — они выйдут на белые мраморные плиты и не спеша направятся по дорожкам к мосту в Золотую гурдвару — поблагодарить гуру за возможность такого служения. Там, в тени, на шелковых подушках, возлежит священная книга Гуру Грантх Сахиб. Вечером в блеске огней и под пение гимнов торжественная процессия уложит бумажного гуру спать и закроет его страницы до первого рассветного часа. Учитель уснет, а котлы самой большой кухни мира продолжат кипеть. Чтобы каждые полчаса, каждые сутки тысячи и тысячи людей обретали радость.
Ориентировка на местности
Амритсар, Пенджаб, Индия
Площадь Амритсара 114 км²
Население 1 132 000 чел.
Плотность населения 9930 чел/км²
Площадь Индии 3 287 263 км² (7-е место в мире)
Население 1 324 460 000 чел. (2-е место)
Плотность населения 403 чел/км²
Амритсар, Пенджаб, Индия
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ храм Mandir Mata Lal Devi с пещерными лабиринтами, церемония спуска флага на границе между Индией и Пакистаном.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА лепешки чапати, чикен-тикка (кусочки курицы, запеченные на углях), гаджар халава (морковный пудинг с орехами и изюмом).
ТРАДИЦИОННЫЙ НАПИТОК ласси — коктейль из взбитых фруктов, йогурта, специй и воды.
СУВЕНИРЫ сикхская косынка, купленная у ворот Золотого храма, гребень для бороды, металлический сикхский браслет.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Амритсара — 3950 км (от 10 часов в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 2,5 часа
ВИЗА оформляется в консульском отделе
ВАЛЮТА индийская рупия (100 INR ~ 1,5 USD; 1,35 USD в 2021 году — прим. Vokrugsveta. ru)
Фото: John Michaels / Alamy / Legion Media (в анонсе), HEMIS / LEGION-MEDIA, LAIF / VOSTOCK-PHOTO(X2), ALAMY / LEGION-MEDIA, AP / EAST NEWS, HEMIS / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES (X3), AP / EAST NEWS (X2), HEMIS (X2), ALAMY / LEGION-MEDIA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2018
Екатерина Сехина
Теги
- еда
- путешествия
Золотой храм | Размещение | Пребывание | Интернет-комнаты | Амритсар | Сарай Бронирование
Пожалуйста… ОБЯЗАТЕЛЬНО Предложите,
что-то лучше для этой страницы
Номера в Золотом Храме Амритсара
Сарай Бронирование осуществляется в порядке живой очереди при наличии свободных мест на желаемую дату/даты.
Есть семь Нивас Астанов (постоялых дворов), предоставляющих жилье паломникам, которые содержатся властями Шри Харимандир Сахиба. Стойки регистрации работают круглосуточно, чтобы обслуживать преданных.
Примечание: Бюро бронирования всех видов размещения> находится в Шри Гуру Арджан Дев Нивас. Информацию о бронировании можно получить по тел.: 91-183-2553957, 58, 59 АТС: 219, 310, 417, 424, 425
- Гуру Арджан Дев Нивас
- Новый дом отдыха Акал
- Гуру Рам Дас Нивас 900 Гуру Нанак Нивас
- Гуру Харгобинд Нивас
- Мата Ганга Джи Нивас
- Гуру Гобинд Сингх НРИ Ятри Нивас
- Баба Дип Сингх Нивас
- Mata Bhag Kaur Niwas
- Saragarhi Memorial Niwas
- Bhai Gurdas Hall
- Ramsar Niwas
Accommodations in Golden Temple
- Guru Arjan Dev NiwasLive Location
Phone
+91 (183) 255 3957, 58, 59Электронная почта
info@sgpc. netВеб-сайт
www.sgpcsarai.comЭто здание расположено у входа в главную площадь сарая. В нем находится филиал Punjab & Sind Bank, почтовое отделение. Здесь находится главная стойка бронирования для всех номеров.
- New Akal Rest Houseelive Место
Телефон
+91 (183) 255 3957, 58, 59Электронная почта
[email protected]Это здание находится за Гуру Арджаном Дев Нивасом. В нем 49 номеров, из них 5 номеров на 25 мест для иностранных туристов.
Как добраться из
Хармандир Сахиб
Аэропорт
Железнодорожный вокзал
Автовокзал
- Гуру Рам Дас НивасЛайв Локация
Также называемый Шри Гуру Рам Дас Сарай, был построен в 1931 году. Сингх Джи из Патиалы, 17 января 1931 года. В этом двухэтажном здании 228 комнат и 18 залов с современной сантехникой и другими удобствами.
Проезд от
Хармандир Сахиб
Аэропорт
Железнодорожный вокзал
Автовокзал
- Гуру Нанак НивасЛайв Местонахождение
Также называется Шри Гуру Рам Дас Комитети, был построен в 1931 году и его основанием является местный Хандсар Гурдвар Прабрита. Камень был заложен Сант Садху Сингхом Джи из Патиалы 17 января 1931 года. В этом двухэтажном здании 228 комнат и 18 залов с современной санитарией и другими удобствами.
Проезд от
Harmandir Sahib
Аэропорт
Железнодорожный вокзал
Автобусный вокзал
- Guru Hargobind NiwasLive Location
Библиотека Шри Гуру Рамдаса расположена в его подвале.
Как добраться из
Хармандир-Сахиб
Аэропорт
Железнодорожный вокзал
Автовокзал
- Mata Ganga Ji NiwasLive Location
Это стоит прямо напротив Гуру Харгобинд Нивас. Здесь также находится ОТДЕЛ ИНТЕРНЕТА SGPC.
Указания от
Harmandir Sahib
Аэропорт
Железнодорожная станция
Автобусная терминал
- Гуру Гобинд Сингх Нри Ятри Н.И.
Как добраться из
Хармандир Сахиб
Аэропорт
Железнодорожный вокзал
Автовокзал
- Saraghari SaraiLive Location
Saragarhi Sarai , роскошная гостиница для паломников в Амритсаре, расположенная недалеко от Шри Хармандир Сахиб (Золотой храм). Паломники, посещающие Амритсар, могут остановиться по адресу Saragarhi Sarai , и скоро начнется даже онлайн-бронирование. Это девятиэтажная гостиница площадью 1,13 лакха квадратных футов. В нем 12 VIP-апартаментов и 226 номеров. Saragarhi Sarai полностью кондиционирован и хорошо оснащен средствами безопасности с парковочным местом.
Directions From
Harmandir Sahib
Airport
Railway Station
Bus Terminal
- Bhai Gurdas HallLive Location
Bhai Gurdas Hall
Directions From
Harmandir Sahib
Airport
Railway Station
Автовокзал
- Баба Дип Сингх НивасМестоположение
Баба Дип Сингх Нивас
Маршруты из
Harmandir Sahib
Airport
Railway Station
Bus Terminal
- Ramsar NiwasLive Location
Ramsar Niwas
Directions From
Harmandir Sahib
Airport
Railway Station
Bus Terminal
- Мата Бхаг Каур Нивас Live Location
Мата Бхаг Каур Нивас
Как добраться из
Хармандир Сахиб
Airport
Railway Station
Bus Terminal
Golden Temple
Accommodations
Staying
Online Rooms
Amritsar
Sarai Booking
NRI Stay
Website Designing and SEO
Services
Multicolor Полиграфические услуги
Брошюры/каталоги
Кодекс деловой этики
Нишан Сахиб
Нагара (ਨਗਾਰਾ)
Рансинга (ਰਣਸਿੰਘਾ)
Гурдвара
История
Места для посещения
Расстояния
Промышленность
История
Места для посещения
Ежедневные расстояния
6
Руу | Золотой храм | Тайминги | Расписание | Расписание | Хармандир Сахиб
Шри Хармандир Сахиб
Ежедневная рутина Золотого Храма Ежедневная рутина Хармандир Сахиб
В Шри Харимандир Сахиб непрерывно поют Гурбани Киртан (гимны) с момента открытия его порталов (дверей) до их закрытия. Некоторые незначительные изменения внесены в летние и зимние месяцы. После отправления Палки Сахиб (паланкина), несущего Шри Гуру Грант Сахиб в Акал Тахат Сахиб, преданные в сопровождении сотрудников Гурудвары чистят Шри Хармандир Сахиб в течение одного часа.
Во время этого процесса эти преданные поют Гурбани Киртан мелодичным и религиозным тоном. После очистки территории расстилают коврики, на которые кладут Пира Сахиб (маленькую кроватку), чтобы ранним утром установить Шри Гуру Грантх Сахиб. По завершении ардаса (сикхской молитвы) преданным раздается карах прасад (святое подношение).
В Шри Акал Тахат, после Рехраса (Вечернего Писания), около 20:00 выставлено оружие, принадлежащее Гуру Сахибу (сикхским мастерам) и сикхам-мученикам.
Chet | March 14 | — | April 13 |
Vaisakh | April 14 | — | May 13 |
Jeth | May 14 | — | June 14 |
Harh | June 15 | — | July 15 |
Sawan | July 16 | — | August 15 |
Bhadon | August 16 | — | September 15 |
Assu | September 16 | — | October 16 |
Kattak | October 17 | — | November 15 |
Maggar | November 16 | — | December 15 |
Poh | December 16 | — | January 13 |
Magh | January 14 | — | February 12 |
Phaggan | February 13 | — | March 13 |
March 14 to April 13
Kiwad (Portals) Opening Time | 2. 30 a.m. |
Киртан в Амрит Вела (Ранний рассвет) | 2:30 |
Аса ди Вар | 3:30 |
0348 | 4.30 a.m. |
First Hukamnama | 5.00 a.m. |
First Ardas | 5.30 a.m. |
Asa Di War Samapti | 6.30 a.m. |
Second Ardas & Hukamnama | 6.45 a.m. |
Священное чтение Рехраса Сахиб начинается на закате. | |
Хукамнама ночью | 21:45 |
Отправление Палки Сахиб от Шри Харимандир Сахиб | 22:00 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:15 |
April 14 to May 13
Kiwad (Portals) Opening Time | 2.15 a.m. |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 2.15 a.m. |
Asa di Var | 3. 15 a.m. |
Отправление Палки Сахиб из Шри Акал Тахат Сахиб | 4:15 |
First Hukamnama | 4.45 a.m. |
First Ardas | 5.15 a.m. |
Asa Di War Samapti | 6.15 a.m. |
Second Ardas & Hukamnama | 6.30 a.m. |
Holy reading of Rehras Сахиб начинается на закате. | |
Хукамнама ночью | 22:15 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 22:30 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:45 |
May 14 to June 14
Kiwad (Portals) Opening Time | 2.00 a.m. |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 2.00 a.m. |
Asa di Var | 3.00 a.m. |
Отправление Палки Сахиб из Шри Акал Тахат Сахиб | 4:00 |
Первая Хукамнама | 4. 30 a.m. |
First Ardas | 5.00 a.m. |
Asa Di War Samapti | 6.00 a.m. |
Second Ardas & Hukamnama | 6.15 a.m. |
Holy reading of Rehras Sahib starts at sunset . | |
Хукамнама ночью | 22:30 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 22:45 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 23:00 |
June 15 to July 15
Kiwad (Portals) Opening Time | 2.00 a.m. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 2.00 a.m. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Asa di Var | 3.00 a.m. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отправление Палки Сахиба из Шри Акал Тахат Сахиб | 4:00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первая Хукамнама | 4:30 Первая Арда |
5.00 утра | |
ASA DI WAR SAMAPTI | 6. 00 утра |
Second Ardas & Hukamnama | 6.15 A.M. |
Хукамнама ночью | 22:30 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 22:45 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 23:00 |
July 16 to August 15
Kiwad (Portals) Opening Time | 2.15 a.m. |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 2.15 a.m. |
Asa di Var | 3.15 a.m. |
Отъезд Палки Сахиб из Шри Акал Тахат Сахиб | 4,15 утра |
Первая Хукамнама | 4.45. |
.0348 | |
Аса Ди Вар Самапти | 6. 15 |
Второй Ардас и Хукамнама | 6.30 |
Хукамнама ночью | 22:15 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 22:30 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:15 |
August 16 to September 15
Kiwad (Portals) Opening Time | 2.30 a.m. |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 2.30 a.m. |
Asa di Var | 3.30 a.m. |
Departure of Palki Sahib from Sri Akal Takhat Sahib | 4.30 a.m. |
First Hukamnama | 5.00 a.m. |
First Ardas | 5.30 a.m. |
Аса Ди Вар Самапти | 6:30 |
Второй Ардас и Хукамнама | 6:45 |
Священное чтение Рехраса Сахиб начинается. | |
Хукамнама ночью | 22:15 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 22:30 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:45 |
16 сентября – 16 октября
Kiwad (Portals) Opening Time | 2.30 a.m. |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 2.30 a.m. |
Asa di Var | 3.30 a.m. |
Departure of Palki Sahib from Шри Акал Тахат Сахиб | 4.30.M. |
Первая Хукамнама | 5,00 утра |
Первые ARDAS | 5,15.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.M.0347 6:30 |
Второй Ардас и Хукамнама | 6:45 |
Священное чтение Рехрас Сахиб начинается на закате. | |
Хукамнама ночью | 22:00 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 22:15 |
Сукх-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:30 |
с 17 октября по 15 ноября
Kiwad (Portals) Opening Time | 3. 00 a.m. |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 3.00 a.m. |
Asa di Var | 4.00 a.m. |
Departure of Palki Sahib from Sri Akal Takhat Sahib | 5.00 a.m. |
First Hukamnama | 5.30 a.m. |
First Ardas | 6.00 a.m. |
Asa Di War Samapti | 7.00 a.m. |
Второй Ардас и Хукамнама | 7.15 |
Священное чтение Рехраса Сахиб начинается на закате. | |
Хукамнама ночью | 21:30 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 21:45 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:00 |
С 16 ноября по 15 декабря
Кивад (порталы) Время работы | 3.00 a.m. | |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 3. 00 a.m. | |
Asa di Var | 4.00 a.m. | |
Departure of Palki Sahib from Sri Akal Takhat Sahib | 5.00 a.m. | |
Первый Hukamnama | 5,30 утра | |
Первые ARDAS | 6.00 утра | |
ASA DI War Samapti | 7.00.m.m.m.m.m. | |
.m. | ||
.m. | ||
.m. | ||
.m. | ||
.m. | ||
.m.m. | ||
.0348 | 7:15 утра | |
Священное чтение Рехраса Сахиба начинается на закате. | ||
Хукамнама ночью | 21:30 | |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 21:45 | |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:00 |
С 16 декабря по 13 января
Кивад (порталы) Время работы | 3:00 |
Kirtan at Amrit Vela (Early dawn) | 3.00 a.m. |
Asa di Var | 4. 00 a.m. |
Departure of Palki Sahib from Sri Akal Takhat Sahib | 5.00 a.m. |
First Hukamnama | 5.30 утра |
Первые ARDAS | 6.00 утра |
ASA DI WAR SAMAPTI | 7,00 утра |
SONTERASASASAS | |
SONTERASASASASASASASASASAS 903MAMN | и HUKASASASASASASASASASASAS.0348 |
Священное чтение Рехраса Сахиба начинается на закате. | |
Хукамнама ночью | 21:30 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 21:45 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:00 |
с 14 января по 12 февраля
Кивад (порталы)0348 | 3.00 a.m. |
Asa di Var | 4.00 a.m. |
Departure of Palki Sahib from Sri Akal Takhat Sahib | 5.00 a.m. |
First Hukamnama | 5. 30 a.m. |
First Ardas | 6.00 утра |
ASA DI WAR SAMAPTI | 7.00 утра |
Второй ARDAS & HUKAMNAMA | 7.15 утра |
7.15. | |
Хукамнама ночью | 21:30 |
Отправление Палки Сахиба из Шри Харимандир Сахиба | 21:45 |
Сух-Аасан Сахиб в Шри Акал Тахат Сахиб | 22:00 |
с 13 февраля по 13 марта
Kiwad (Порталы) Время открытия | 2,45 утра |
Kirtan At Amrit Vela (Ranle Dawn) | |
Kirtan At Amrit Vela (Ranle Dawn) | |
Kirtan At Amrit Vela (Ranle Dawn) | |
.0348 | 3.45 a.m. |
Departure of Palki Sahib from Sri Akal Takhat Sahib | 4.45 a.m. |
First Hukamnama | 5.15 a.m. |
First Ardas | 5.45 a.m. |
Asa Di War Samapti | 6:45 |
Второй Ардас и Хукамнама | 7:00 |
Священное чтение Рехраса Сахиб начинается на закате. |