Разное

Японское море береговая линия: Японское море | Дайвинг в России от группы RuDIVE

ЯПОНСКОЕ МОРЕ • Большая российская энциклопедия

ЯПО́НСКОЕ МО́РЕ, по­лу­зам­кну­тое мо­ре Ти­хо­го ок. От­но­сит­ся к ти­пу ок­ра­ин­ных океа­ни­че­ских мо­рей, рас­по­ло­жено ме­ж­ду ма­те­ри­ко­вым по­бе­режь­ем юго-вост. час­ти Ев­ра­зии и его Ко­рей­ским п-овом на за­па­де, Япон­ски­ми о-ва­ми и о. Са­ха­лин на вос­то­ке и юго-вос­то­ке. Омы­ва­ет юго-вост. бе­ре­га Рос­сии, бе­ре­га КНДР, Рес­пуб­ли­ки Ко­рея, Япо­нии. Дли­на бе­ре­го­вой ли­нии 7600 км (из них 3240 км ле­жат в пре­де­лах Рос­сии). Я. м. со­об­ща­ет­ся с др. мо­ря­ми про­ли­ва­ми: на юге – Ко­рей­ским с Вос­точ­но-Ки­тай­ским и Жёл­тым мо­ря­ми, на вос­то­ке – Цу­га­ру (Сан­гар­ский) с Ти­хим ок., на се­ве­ре и се­ве­ро-вос­то­ке – Ла­пе­ру­за и Не­вель­ско­го с Охот­ским мо­рем. Пл. 1062 тыс. км2, объ­ём вод 1631 тыс. км3, ср. глу­би­на 1536 м, наи­боль­шая – 3720 м. Бе­ре­го­вая ли­ния из­ре­за­на сла­бо, пре­об­ла­да­ют пре­им. го­ри­стые и кру­тые бе­ре­га. Круп­ные за­ли­вы: Со­вет­ская Га­вань, Вла­ди­ми­ра, Оль­ги, Пет­ра Ве­ли­ко­го, Пось­е­та, Вос­точ­но-Ко­рей­ский, Иси­ка­ри (о.  Хок­кай­до), Тоя­ма и Ва­ка­са (о. Хон­сю). Наи­бо­лее за­мет­ные мы­сы Ла­за­ре­ва, По­во­рот­ный, Га­мо­ва, По­ги­би, Кор­са­ко­ва, Криль­он, Соя. Круп­ных остро­вов нет, мел­кие: Мо­не­рон, Ре­бун, Ри­си­ри, Оку­си­ри, Оси­ма, Са­до, Ас­кольд, Рус­ский, Пу­тя­ти­на, в Ко­рей­ском про­ли­ве о. Цу­си­ма. Все пе­ре­чис­лен­ные ост­ро­ва при­бреж­ные, боль­шин­ст­во в вост. час­ти мо­ря.

Рель­еф и гео­ло­ги­че­ское строе­ние дна. Рель­еф дна слож­ный, с глу­бо­ко­вод­ной кот­ло­ви­ной, под­вод­ны­ми хреб­та­ми и от­дель­но воз­вы­шаю­щи­ми­ся го­ра­ми. Я. м. – ок­ра­ин­ное мо­ре ак­тив­ной зо­ны пе­ре­хо­да от Ти­хо­го ок. к ма­те­ри­ко­вой Ев­ра­зии; от­де­ле­но от Ти­хо­го ок. Япон­ской ост­ров­ной ду­гой. Ши­ри­на шель­фа вдоль сев.-зап. по­бе­ре­жья (ок. 30 км) зна­чи­тель­но мень­ше, чем на юго-за­па­де (св. 100 км), где в его пре­де­лах про­сле­жи­ва­ет­ся ряд под­вод­ных под­ня­тий. Впа­ди­на Я. м. име­ет в пла­не фор­му не­пра­виль­но­го, вы­тя­ну­то­го в сев.-вост. на­прав­ле­нии ром­ба, юж. часть ко­то­ро­го ши­ре се­вер­ной; об­щая про­тя­жён­ность с юго-за­па­да на се­ве­ро-вос­ток св. 2000 км, макс. ши­ри­на св. 1000 км. На се­ве­ро-вос­то­ке впа­ди­на пе­ре­хо­дит в кон­ти­нен­таль­ный рифт юж. час­ти Та­тар­ско­го прол. Юго-зап. гра­ни­ца впа­ди­ны, про­тя­ги­ваю­щая­ся вдоль по­бе­ре­жья Ко­рей­ско­го п-ова, ве­ро­ят­но, име­ет раз­лом­ное про­ис­хо­ж­де­ние (впа­ди­на поч­ти под пря­мым уг­лом сре­за­ет его гео­ло­гич. струк­ту­ры). Вы­де­ля­ют­ся три глу­бо­ко­вод­ные кот­ло­ви­ны (ка­ж­дая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся океа­нич. ти­пом строе­ния зем­ной ко­ры). Са­мая круп­ная – Япон­ская (Цен­траль­ная) кот­ло­ви­на с глу­би­на­ми дна до св. 3700 м; мощ­ность зем­ной ко­ры ме­нее 9 км, из ко­то­рых 2 км – оса­доч­ная тол­ща. На юго-вос­то­ке – кот­ло­ви­на Яма­то с макс. глу­би­на­ми дна св. 3000 м; мощ­ность зем­ной ко­ры дос­ти­га­ет 14 км (ок. 2 км – оса­доч­ная тол­ща). В юго-зап. час­ти мо­ря – кот­ло­ви­на Цу­си­ма (Ул­лын­до) с глу­би­на­ми дна св. 2000 м, мощ­но­стью зем­ной ко­ры ок. 14 км, мощ­но­стью оса­доч­но­го слоя до 4 км. Центр. часть мо­ря за­ни­ма­ет под­ня­тие Яма­то с кон­ти­нен­таль­ной зем­ной ко­рой со­кращён­ной мощ­но­сти; с его по­верх­но­сти и скло­нов дра­ги­ро­ва­ни­ем под­ня­ты гра­ни­ты, рио­ли­ты, ан­де­зи­ты, ба­заль­ты (строе­ние сход­но с юж. ча­стью При­мо­рья и сев. ча­стью о. Хон­сю). Рас­кры­тие впа­ди­ны Я. м. про­ис­хо­ди­ло 25–16 млн. лет на­зад; эта­пу спре­дин­га (раз­рас­та­ния океа­нич. дна) пред­ше­ст­во­вал пе­ри­од риф­тин­га и рас­тя­же­ния кон­ти­нен­таль­ной ко­ры, со­про­во­ж­дав­ший­ся вул­ка­низ­мом; риф­тинг сме­нил­ся рас­се­ян­ным спре­дин­гом (ок. 21 млн. лет на­зад), за­тем соб­ст­вен­но спре­дин­гом. Дно мо­ря на глу­би­нах до 800–1000 м по­кры­то ге­ми­пе­ла­гич. осад­ка­ми, в глу­бо­ко­вод­ной час­ти пре­об­ла­да­ют пе­ла­гич. от­ло­же­ния. Оса­доч­ное вы­пол­не­ние впа­ди­ны Я. м. неф­те­га­зо­нос­но.

Кли­мат. Мо­ре рас­по­ло­же­но в зо­не мус­сон­но­го кли­ма­та уме­рен­ных ши­рот. С ок­тяб­ря по март гос­под­ству­ют силь­ные сев. -зап. вет­ры со ско­ро­стя­ми 12–15 м/с. Вы­хо­дя­щие на ак­ва­то­рию мо­ря кон­ти­нен­таль­ные ци­кло­ны не­ред­ко вы­зы­ва­ют жес­то­кие штор­мы, для­щие­ся 2–3 сут. Воз­дух хо­лод­ный, су­хой. Ср. темп-ра фев­ра­ля от –20 °C на се­ве­ре до 5 °C на юге. В лет­ние ме­ся­цы пре­об­ла­да­ют юж. и юго-зап. вет­ры со ско­ро­стя­ми 2–7 м/с. Лет­ний мус­сон при­но­сит тё­п­лый и влаж­ный воз­дух. Темп-ра воз­ду­ха в ав­гу­сте от 15 °C на се­ве­ре до 25 °C на юге. Ле­том уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло штор­мо­вых дней, ча­ще про­хо­дят тро­пич. ци­кло­ны – тай­фу­ны с ура­ган­ны­ми вет­ра­ми.

Гид­ро­ло­ги­че­ский ре­жим. Впа­даю­щих в Я. м. рек ма­ло, наи­бо­лее круп­ная – Пар­ти­зан­ская. Реч­ной сток со­став­ля­ет ок. 210 км3 в год. Вод­ный ба­ланс мо­ря оп­ре­де­ля­ет­ся во­до­об­ме­ном че­рез про­ли­вы с со­сед­ни­ми во­до­ёма­ми. До 97% во­ды по­сту­па­ет че­рез Ко­рей­ский прол. с Цу­сим­ским те­че­ни­ем, осн. сток про­ис­хо­дит че­рез про­ли­вы Цу­га­ру (64%), Ла­пе­ру­за и Ко­рей­ский (34%). Ма­те­ри­ко­вый сток и ат­мо­сфер­ные осад­ки со­став­ля­ют толь­ко 1% вод­но­го ба­лан­са. Боль­шая про­тя­жён­ность мо­ря с се­ве­ра на юг оп­ре­де­ля­ет зна­чит. кон­траст темп-ры во­ды на по­верх­но­сти: зи­мой от ну­ле­вых зна­че­ний на се­ве­ре и се­ве­ро-за­па­де до 10–14 °C на юге и юго-вос­то­ке, ле­том со­от­вет­ст­вен­но от 18–20 °C на се­ве­ре до 25–27 °C на юге. Ср. со­лё­ность вод Я. м. со­став­ля­ет 34,1‰. Макс. со­лё­ность на­блю­да­ет­ся зи­мой (34,5‰) на юге, ми­ни­маль­ная – ле­том (32,5‰) в Та­тар­ском прол. Цир­ку­ля­ция вод в мо­ре за­да­ёт­ся зап. вет­вью те­че­ния Ку­ро­сио, ко­то­рая вли­ва­ет­ся из Жёл­то­го м. че­рез Ко­рей­ский прол., дви­жет­ся вдоль Япон­ских о-вов на се­вер, б. ч. воз­вра­ща­ет­ся в Ти­хий ок. че­рез про­ли­вы Цу­га­ру и Ла­пе­ру­за, а ос­тав­шая­ся часть, по­во­ра­чи­вая на за­пад и за­тем на юг, сле­ду­ет вдоль ма­те­ри­ко­во­го по­бе­ре­жья и в юж. об­лас­ти мо­ря за­мы­ка­ет ци­кло­нич. кру­го­во­рот. Силь­ные вет­ры раз­ви­ва­ют в от­кры­том мо­ре вол­не­ние до 6 бал­лов, наи­бо­лее круп­ные вол­ны дос­ти­га­ют выс. 8–10 м, а во вре­мя тай­фу­нов до 12 м. В Я. м. от­ме­ча­ют­ся вол­ны цу­на­ми. При­ли­вы по­лу­су­точ­ные, су­точ­ные и сме­шан­ные. Наи­боль­шие ве­ли­чи­ны при­ли­вов от­ме­ча­ют­ся в юж­ных (в Ко­рей­ском прол. до 3 м) и се­вер­ных (в Та­тар­ском прол. до 2,8 м) рай­онах. Са­мые силь­ные при­лив­ные те­че­ния на­блю­да­ют­ся в прол. Ла­пе­ру­за до 100 см/с и в прол. Цу­га­ру до 200 см/с. Мор­ские льды об­ра­зу­ют­ся еже­год­но в сев. и сев.-зап. рай­онах и дер­жат­ся в те­че­ние 4–5 мес. Пол­но­стью за­мер­за­ют толь­ко сев. бух­ты на ма­те­ри­ко­вом бе­ре­гу. Наи­боль­ше­го раз­ви­тия ле­дя­ной по­кров дос­ти­га­ет к фев­ра­лю, по­сле че­го на­чи­на­ет­ся его раз­ру­ше­ние и тая­ние.

Ис­то­рия ис­сле­до­ва­ния. Изу­че­ние Я. м. в Рос­сии на­ча­лось от­ря­да­ми Ве­ли­кой Се­вер­ной, или Вто­рой Кам­чат­ской, экс­пе­ди­ции 1733–43, ко­то­рая за­ни­ма­лась оп­ре­де­ле­ни­ем гео­гра­фич. по­ло­же­ния Япон­ских о-вов и о. Са­ха­лин и час­тич­ной съём­кой их бе­ре­гов. В 1806 съём­ку вост. бе­ре­гов Я. м. вы­пол­ни­ла экс­пе­ди­ция И. Ф. Кру­зен­штер­на и Ю. Ф. Ли­сян­ско­го во вре­мя их кру­го­свет­но­го пла­ва­ния (1803–06). Важ­ное зна­че­ние име­ло от­кры­тие в 1849 Г. И. Не­вель­ским про­ли­ва ме­ж­ду ма­те­ри­ком Ев­ра­зия и о. Са­ха­лин; гео­гра­фич. съём­ка Амур­ско­го ли­ма­на и сев. час­ти Та­тар­ско­го прол. С 1880 ра­бо­та­ла по­сто­ян­ная Гид­ро­гра­фич. экс­пе­ди­ция, про­во­див­шая со­став­ле­ние на­ви­гац. карт и на­блю­де­ния за темп-рой во­ды и по­верх­но­ст­ны­ми те­че­ния­ми. Эти ма­те­риа­лы бы­ли обоб­ще­ны в 1874 Л. И. Шрен­ком в ра­бо­те «О те­че­ни­ях Охот­ско­го, Япон­ско­го и смеж­ных с ни­ми мо­рей». На­ча­ло глу­бо­ко­вод­ным наблю­де­ни­ям по­ло­же­но С. О. Ма­ка­ро­вым, ко­то­рый во вре­мя экс­пе­ди­ции на кор­ве­те «Ви­тязь» (1886–89) впер­вые ука­зал на ци­кло­наль­ный ха­рак­тер цир­ку­ля­ции по­верх­но­ст­ных вод. Поч­ти од­но­вре­мен­но на­ча­лось изу­че­ние био­ло­гии Я. м.: В. К. Браж­ни­ков (1899–1902), П. Ю. Шмидт (1903–04) и др. В сов. вре­мя, в 1920-е гг., в ис­сле­до­ва­нии Я. м. при­ня­ли уча­стие Мор­ская об­сер­ва­то­рия, Гос. гид­ро­ло­гич. ин-т, Ти­хо­оке­ан­ская на­уч­но-про­мы­сло­вая стан­ция [в даль­ней­шем Ти­хо­оке­ан­ский н.-и. ры­бо­хо­зяйств. центр (ТИНРО-Центр)]. В 1930-е гг. для сис­те­ма­тич. на­блю­де­ний бы­ли ус­та­нов­ле­ны стан­дарт­ные раз­ре­зы для по­втор­ных еже­ме­сяч­ных гид­ро­ло­гич. на­блю­де­ний. С кон. 1940-х гг. стан­дарт­ны­ми раз­ре­за­ми бы­ло по­кры­то прак­ти­че­ски всё мо­ре, к его изу­че­нию при­сту­пи­ли Ти­хо­оке­ан­ское от­де­ле­ние Ин-та океа­но­ло­гии АН СССР (впо­след­ст­вии Ти­хо­оке­ан­ский океа­но­ло­гич. ин-т ДВО РАН) и Даль­не­во­сточ­ный н.-и. гид­ро­ме­тео­ро­ло­гич. ин-т, в кон. 1960-х гг. – Ин-т био­ло­гии мо­ря. Не­сколь­ко круп­ных экс­пе­ди­ций про­ве­де­но су­да­ми Океа­но­ло­гии ин­сти­ту­та, Гид­ро­ме­тео­служ­бы (см. Фе­де­раль­ная служ­ба Рос­сии по гид­ро­ме­тео­ро­ло­гии и мо­ни­то­рин­гу ок­ру­жаю­щей сре­ды), Океа­но­гра­фи­че­ско­го ин­сти­ту­та и др. уч­ре­ж­де­ний.

С 1915 изу­че­ние Я. м. ве­дут япон. н.-и. уч­ре­ж­де­ния, сис­те­ма­тич. на­блю­де­ния они ор­га­ни­зо­ва­ли в сер. 1920-х гг., гл. экс­пе­ди­ции про­ве­де­ны на су­дах «Сюм­пу-Ма­ру» (1928–38), «Син­то­ку-Ма­ру» (1930–39) и др. По­сле 1947 на­блю­де­ния ве­дут­ся гл. обр. на стан­дарт­ных раз­ре­зах.

Хо­зяй­ст­вен­ное ис­поль­зо­ва­ние. В Я. м. оби­та­ют ок. 800 ви­дов рас­те­ний, св. 3,5 тыс. ви­дов жи­вот­ных, в т. ч. бо­лее 900 – ра­ко­об­раз­ных, ок. 615 – рыб, 26 ви­дов мле­ко­пи­таю­щих. При­бреж­ные рай­оны ха­рак­те­ри­зу­ют­ся вы­со­кой про­дук­тив­но­стью (био­мас­са до не­сколь­ких кг/м2). Из дон­ных рас­те­ний наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны зос­те­ра и фил­лос­па­дикс, бу­рые (ла­ми­на­рие­вые, фу­ку­со­вые, сар­гас­со­вые и др.), крас­ные (ан­фель­ция и др.) во­до­рос­ли. Сре­ди цен­ных жи­вот­ных: кре­вет­ки и кра­бы, уст­ри­цы, гре­беш­ки, ми­дии, ка­ра­ка­ти­цы, каль­ма­ры; тре­пан­ги. В сев. рай­онах до­бы­ва­ют­ся ло­со­сё­вые, сельдь, кам­ба­ла, в юж­ных – ан­чо­ус, сар­ди­на, скум­брия. Не­рыб­ные объ­ек­ты про­мыс­ла – ми­дии, мор­ские гре­беш­ки, каль­ма­ры и др., не­ко­то­рые во­до­рос­ли.

Пор­ты: Вла­ди­во­сток, Со­вет­ская Га­вань, На­ход­ка, Вос­точ­ный, Ва­ни­но, Алек­сан­д­ровск-Са­ха­лин­ский, Холмск (Рос­сия), Нии­га­та, Цу­ру­га, Майд­зу­ру (Япо­ния), Вон­сан, Хын­нам, Чхонд­жин (КНДР), Пу­сан (Рес­пуб­ли­ка Ко­рея).

Портал Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Информационная система включает в себя совокупность обобщенных аналитических материалов и данных по океанографии и состоянию морской среды прибрежно-морской зоны России в Японском море, представленных в виде табличных, графических и текстовых материалов. Она представляет собой интерактивную информационно-справочную систему с элементами динамического типа для работы в среде Интернет или автономно. Система позволяет обеспечить быстрый доступ к специально отобранной, хранимой на CD-диске, и другой оперативной или обобщенной справочной информации (через Интернет), рассредоточенной по различным источникам и поэтому ограниченной для широкого использования. Данный CD-ROM является одиннадцатым томом серии информационных продуктов ТОИ ДВО РАН под общим названием: «Информационные ресурсы ТОИ. Океанография» http://pacificinfo.ru/cdrom/, дополняющим раздел сайта http://pacificinfo.ru/climate/. Проектные решения по созданию данной системы разработаны в ходе работ ТОИ ДВО РАН в рамках реализации подпрограммы ФЦП 10 «Мировой океан» по созданию Единой государственной системы об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) http://data.oceaninfo.ru/. В качестве информационной базы системы используются доступные результаты многолетних и продолжающихся фундаментальных и прикладных исследований, проводимых на акватории ТОИ, ТИГ, ИБМ ДВО РАН и другими организациями на акватории прибрежно-морской зоны России в Японском море. При составлении аналитических описаний по каждому из разделов системы и подборе готового к воспроизведению в электронном виде табличного и иллюстративного материала использовались опубликованные научные статьи, монографии и режимно-справочные пособия, перечень которых содержится в списке основных литературных источников.

Разработка и поэтапное наполнение системы проводится в рамках продолжающихся работ ТОИ по ЕСИМО при частичной поддержке инициативных и молодежных грантов ДВО РАН.

  • Цель и задачи проекта
  • Состояние проблемы
  • Авторы

Цель и задачи проекта

Прибрежная зона является тем промежуточным пространством, на котором соприкасаются ресурсодобывающие, транспортные и природоохранные виды деятельности, осуществляемые как в сфере национальной юрисдикции, так и за ее пределами. При этом оптимизация отношений пользователей природными ресурсами прибрежных зон имеет специфику в каждом регионе. Ее выявление — одна из задач продолжающихся научных исследований. В прибрежных зонах России важнейшим способом регулирования морской деятельности, включая рационализацию использования территориальных и акваториальных ресурсов этих зон, является реализация общей стратегии развития регионов и проектов комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ), способных обеспечить взаимообусловленное, сопряженное во времени и пространстве развитие всех составляющих морского хозяйства и связанных с ним производств, а также объектов непроизводственной сферы, расположенных в пределах прибрежья, при сохранении и улучшении качества природной среды и условий проживания населения (Бакланов П. Я., Михайличенко Ю.Г., Айбулатов Н.А. и др.). В ДВ регионе в плане научного обоснования и реализации подобных проектов активно участвует ряд институтов и организаций, в том числе, ТИГ, ИБМ и ТОИ ДВО РАН. В результате проводимых исследований установлено, что за последние десятилетия масштабы и последствия хозяйственной деятельности в регионе становятся соизмеримыми с результатами воздействия природных процессов на окружающую среду в масштабах столетий и даже превосходят их. Потенциальные экологические угрозы появляются в зонах разработки различных месторождений и транспортировки нефтегазоносных ресурсов, добычи строительных материалов, при эксплуатации портов и биоресурсов и др. Характерной в этом отношении является обостряющаяся экологическая проблема, связанная с переловом рыбных ресурсов в дальневосточном регионе, хищнический промысел ряда ценных гидробионтов, что привело к сокращению промысловых популяций и возникла необходимость их восстановления. Заметно возросло воздействие на экосистемы побережий туристической и рекреационной деятельности. Кроме того, именно с прибрежной зоной связывают также потенциально опасные тенденции глобальных климатических изменений. Возможное повышение уровня Мирового океана за счет таяния ледниковых шапок может привести к серьезным экологическим, социально-экономическим и даже политическим последствиям. А изменение температурного режима создает реальную угрозу деградации биоценозов (Адрианов А.В. и др.).

Таким образом, информация о состоянии и изменениях окружающей морской и прибрежной среды имеет жизненно-важное значение для экономики и населения прилегающих территорий и составляет необходимую основу для решения актуальных задач изучения природных и техногенных процессов, состояния и функционирования экологических систем и биологических сообществ, обеспечения безопасности и осуществления различных видов морской деятельности. Она необходима для разработки рекомендаций по рациональному природопользованию в условиях возрастающего антропогенного прессинга и изменений климата с точки зрения оптимизации различных видов деятельности человека, сохранения ресурсов, природных экосистем и прогнозирования тенденций важнейших процессов и явлений. Поэтому одним из важнейших компонентов программ изучения и освоения морских акваторий всегда являлись различные виды информационной поддержки как планируемых и проводимых исследований, так и соответствующих систем диагностики и прогнозирования, необходимых для выполнения экспертных оценок и принятия решений. Это требует интеграции больших объемов разнородных данных, применения эффективных методов мониторинга среды и анализа информации с использованием различных аналитических средств и моделей, разработки специализированных информационных продуктов и систем (ИС) для обобщения и распространения информационных ресурсов. Такая поддержка предполагает создание необходимой технологической основы доступа пользователей к ведомственным и другим распределенным информационным ресурсам, формирование информационных фондов и баз данных (БД) по морской среде, развитие систем мониторинга и усвоения данных наблюдений, создание информационно-справочных систем, баз знаний, совершенствование систем телекоммуникаций.

В последние годы в результате повсеместного использования вычислительной техники нового поколения, развития телекоммуникаций и применения новых информационных технологий (ИТ) решены многие важные проблемы накопления и интеграции массивов данных наблюдений, обеспечения доступа пользователей к этой информации и эффективного использования информационных ресурсов (ИР). Однако на действующих сайтах организаций ДВ региона информация о состоянии морской среды рассматриваемого региона по тематике проекта предоставляется только в виде метаданных, описаний проектов и кратких отчетов и обобщений, а ИС на компакт дисках разработаны и тиражируются только в ТОИ ДВО РАН (http://pacificinfo.ru/ ).

Особого внимания в плане контроля, мониторинга прибрежно-морской эколого-экономической зоны и соответствующего информационного обеспечения требуют комплексные оценки воздействия на окружающую среду строящихся объектов нефтеперегрузочного терминала нефтепроводной системы Сибирь — Тихий океан, новых судоремонтных предприятий, портовых сооружений, мостов и делового центра саммита АТЭС-2012.

На протяжении многих лет на акватории зал. Петра Великого и северной части Японского моря различными ведомствами проводились исследования экологии, состояния и загрязнения морской среды. В результате этих работ в фондах этих организаций, в том числе в ТОИ ДВО РАН, накоплен большой объем архивных данных наблюдений по тематике проекта, на основе которых были подготовлены многочисленные публикации. Отдельные результаты представлены в виде информационных, обзорных материалов и отдельных ИС на региональных Интернет сайтах. На фоне общего сокращения объема прибрежно-морских экспедиционных исследований ведомствами Росгидромета и рыбной отрасли, в ТОИ и институтах ДВО РАН эта деятельность существенно активизировалась в последние годы в связи с подготовкой и реализацией новых масштабных экономических проектов в ДВ регионе. Этими организациями здесь проводятся регулярные мониторинговые экспедиционные исследования гидролого-гидрохимических, биологических и экологических характеристик, наблюдения со льда и на прибрежных МЭС. Существенно возрос объем принимаемой спутниковой информации (ИАПУ). Однако значительные объемы поступающей информации по прибрежной зоне все еще рассредоточены между отдельными организациями, лабораториями и владельцами. Как следствие, эффективность сложившейся инфраструктуры накопления, систематизации и распространения данных и информации в предметной области в целом остается низкой, а информационные ресурсы и результаты исследований — малодоступными для потенциальных пользователей.

Таким образом, своевременное и эффективное предоставление электронного доступа к соответствующим данным наблюдений, информации о состоянии морской среды и результатам научных исследований на основе современных ИТ как для поддержки продолжающихся исследований, так и обеспечения различных видов морской и природопользовательской деятельности является важной и актуальной задачей. Проблема, с одной стороны, требует решения самостоятельных задач интеграции распределенных ведомственных информационных ресурсов и наблюдательных систем, которые уже решаются в ТОИ в рамках ФЦП «Мировой океан», а с другой – разработки проблемно-ориентированных приложений БД и ИС. Возможности удаленного доступа к этим ресурсам с применением современных web-ориентированных сетевых технологий выводят взаимодействие поставщиков и потребителей ИР на другой, более высокий уровень, обеспечивая количественное и качественное развитие информационного обеспечения пользователей данными и информационной продукцией. Общей целью работ по данному проекту является проектирование и разработка комплексной ИС под рабочим названием «Природопользование, состояние и тенденции изменений морской среды прибрежных районов России в Японском море». Приоритетная область применения разработки – информационная поддержка научных исследований и морского природопользования для реализации программ комплексного управления прибрежной зоной (КУПЗ) Приморского края (Японское море) в целях обеспечения устойчивого регионального развития. Информационная система предназначена для работы в среде Интернет или автономно. Она должна состоять из периодически обновляемого информационного раздела и блока представления данных и обобщенных результатов исследований климата, состояния морской среды и биоресурсов, оценки изменений природных процессов и антропогенных воздействия для обеспечения действующих и разрабатываемых программ КУПЗ (на примере Приморского края) и других видов деятельности. Информационный раздел должен включать архивные данные и обобщенные сведения по региону в предметной области. Необходимые информационные ресурсы уже имеются, обрабатываются и формируются параллельно с выполнением данного проекта. Блок анализа и представления данных регулярных, эпизодических и специально ориентированных полидисциплинарных исследований морской среды прибрежной зоны и прилегающих акваторий должен обеспечить представление доступной, обновляемой информации о природных процессах, состоянии и характеристиках морской среды. Он должен основываться на использовании результатов действующих ведомственных наблюдательных программ и систем и пополняться на постоянной основе данными, поступающими в задержанном и оперативном режимах.

Программное обеспечение разрабатывается в среду ОС Windows и на языках программирования PHP 5, HTML, JAVA и c учетом стандартов web-сервисов, поддерживаемых открытыми технологиями (XML, SOAP, UDDI, WSDL), и оформляется в виде портлетного приложения для последующей интеграции в портал ЕСИМО http://data. oceaninfo.ru/.

Состояние проблемы

Концепция КУПЗ достаточно подробно разработана в научно-методическом плане и все больше применяется как управленческий инструмент в процессе ППР для достижения устойчивого развития Приморского края. В рамках этой концепции рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров территории проводится в едином комплексе. Причем важность учета экологических факторов и экологической безопасности просматривается во всех перечисленных группах.

Природопользовательская деятельность, связанная с эксплуатацией объектов и структур морехозяйственного комплекса, с одной стороны, требует всестороннего учета воздействия природных явлений, тенденций глобальных климатических изменений и антропогенных факторов, с другой – обостряет экологические проблемы защиты окружающей прибрежно-морской окружающей среды, геосистем, сохранения среды обитания и биоразнообразия.

Из-за негативных воздействий антропогенных факторов экологическая ситуация прибрежной зоны Приморья продолжает ухудшаться, что сказывается в тенденциях изменений показателей качества среды, состояния морских экосистем, биоресурсов и природных комплексов. Для выявления неблагополучных районов, зон экологического бедствия и зон чрезвычайных экологических ситуаций разработана система оценки этих показателей по основным химическим и биологическим критериям на основе анализа и обобщения результатов многолетних наблюдений.

Существующая система информационного обеспечения морской деятельности и природопользования в регионе несовершенна из-за ограничений в возможности использования, полноты и качества информационных ресурсов. Эффективность применения сложившейся инфраструктуры в регионе в целом все еще остается невысокой, а отдельные категории информационных ресурсов, особенно вне области гидрометеорологии – малодоступными для целевого или коллективного использования.

Состав, объемы и принадлежность имеющихся ИР в регионе по тематике проекта определяются сферой деятельности и полномочиями научно-производственных, природоохранных организаций, НИИ, вузов и надзорных органов различных ведомств. Наиболее полной по составу и длительности рядов относительно регулярных наблюдений информацией о поступлении загрязняющих веществ, гидрохимических характеристиках и степени загрязнения акваторий, донных осадков и гидробионтов располагают Сахалинское УГМС, Приморское УГМС и ДВНИГМИ. По состоянию биологических ресурсов – ТИНРО и ВНИРО, по биоразнообразию, динамике морских экосистем и геосистем – ИБМ, ТОИ и ТИГ ДВО РАН.

Эффективный механизм интеграции ресурсов ведомственных информационных систем для практического использования разнородных, рассредоточенных данных и обобщенной информации в задачах обеспечения различных видов морской природопользовательской деятельности еще не создан, а его элементы далеки от совершенства.

Авторы

Руководитель работ по проекту: Ростов Игорь Дмитриевич, зав. лаб. информатики и мониторинга океана ТОИ ДВО РАН ([email protected])

Основными авторами использованных текстовых, табличных и графических материалов тематических разделов информационной системы являются:

  • ТОИ ДВО РАН — Рудых Н.И., Лучин В.А, Юрасов Г.И., Жабин И.А., Тихомирова Е.А., Тищенко П.Я., Жадан П.М., Фищенко В.К., Мишуков В.Ф., Полякова А.М., Гайко Л.А.
  • ТИГ ДВО РАН – Бакланов П.Я., Арзамасцев И.С., Шулькин В.М., Кондратьев И.И.
  • ИБМ ДВО РАН – Адрианов А. В., Соколовский А.С., Звягинцев А.Ю., Лутаенко К.А.
  • ДВНИГМИ – Рыков Н.А., Круц А.А.
  • ТИНРО-центр – Зуенко Ю.И., Огородникова А.А.

Проектирование и разработка программной оболочки CD-ROM, создание web страниц, дизайн и размещение на сайте выполнены Ростовым В.И., лаб. анализа океанологической информации ТОИ ([email protected] ).

Ссылки на авторские публикации, иллюстрации и таблицы приведены непосредственно в web файлах.

чудес Японии: Береговая линия

Редакционная группа AAJ

showcase.city.fukuoka.lg.jp

http://www. amanohashidate.jp/lang/en/

Три места среди этой запутанной топографии считаются самыми живописными в стране: Рикудзэн-но-Мацусима, Танго-но-Аманохасидатэ и Аки-но-Миядзима. С древних времен они занимали особое место в сердцах японцев, часто вызывая желание их посетить. Их красота сочетает в себе пейзажи, уникальные для островного государства, с величием моря, усиливая работу Матери-природы в виде уникально изящных береговых линий.

Думайте о своем путешествии во времени по Японии как о путешествии по разнообразной топографии, чтобы сделать ваше путешествие более интересным и содержательным. Это верно независимо от того, купаетесь ли вы в горячем источнике у моря или наслаждаетесь природой и животными, которых можно увидеть только у моря. Великолепные виды на море, красота заходящего солнца… Все это и многое другое ждет вас.

Мацусима (Мияги)

http://www.suitqaisdiaries.com/day-trips-sendai-matsushima/

Более 260 островов усеивают воды внутри и за пределами залива Мацусима в префектуре Мияги. Они, вместе с окружающими холмами, были определены национальным правительством как Особое место живописной красоты. Здешние пейзажи настолько красивы, что начиная с периода Хэйан (794–1185 гг.) они восхвалялись в картинах, поэзии и литературе (9).0027 Oku no Hosomichi , мастер поэзии хайкай , Мацуо Басё).

В четырех местах, по одному на севере, юге, востоке и западе, есть обзорные площадки, откуда открываются незабываемые виды, каждая по-своему особенная.

Побережье Раусу (Хоккайдо)

http://www.tuskphoto.com/tag/ural-owl/

Раусу расположен в дальнем конце полуострова Ширетоко на Хоккайдо, и каждый год с января до середины марта паковые льды Охотского моря прижимаются к полуострову, создавая виды, которые можно увидеть только на Хоккайдо. Две достопримечательности, очень популярные даже среди иностранных туристов, — это белоплечие орланы, которых можно увидеть только в холодную погоду, и прогулка на лодке по льдинам.

Фуро Фуши Онсэн (Аомори)

https://www. pinterest.com/pin/1407443605906447/

В горах Сираками находится объект Всемирного наследия, посвященный природе. Рядом с мысом в префектуре Аомори находится спа-центр с горячими источниками, который называется Фуро Фуси Онсэн, или «Горячий источник вечной молодости». Приморская ванна под открытым небом сливается с береговой линией, ее изогнутые линии прекрасны сами по себе. Перед вами открывается панорама с участием Японского моря в роли актера, несущего ощущение безграничной свободы. Небо, с момента восхода солнца до его заката, продолжает вносить удивительные изменения.

Внутреннее море Сето

http://shun-gate. com/en/roots/roots_9.html

Острова Хонсю, Сикоку и Кюсю являются колыбелью Внутреннего моря Сето. 11 префектур разделяют берега, а вокруг моря разбросано более 3000 островов, некоторые из которых большие, а некоторые очень маленькие. Климат мягкий в течение всего года, и это стало главной достопримечательностью. Еще одна визитная карточка — Art Setouchi, праздник современного искусства, архитектуры и традиционного исполнительского искусства, все из которых представлены на выставках на островах и вызывают интерес в Японии и за рубежом.

Кудзюкусима (Нагасаки)

http://www. panoramio.com/photo/4130602

Путешествуйте примерно в 25 километрах (15,5 миль) к северу от Сасебо в префектуре Нагасаки, чтобы быть пораженным коллекцией островов, более густонаселенных, чем где-либо еще в Японии. Их около 208, в основном они расположены близко друг к другу. Заливы и бухты являются частью постоянно изгибающейся береговой линии риа, идеально подходящей для каякинга, яхтинга и других водных видов спорта.

Наблюдение за дельфинами (Кумамото)

http://www.t-island.jp/en/amazing/dolphins.html

Около 200 диких дельфинов резвятся в море возле острова Цудзи в Амакуса, и 10-минутная прогулка на лодке от порта доставит вас к ним. Эта возможность уникальна в мире, и существует примерно 95-процентная вероятность увидеть их с лодки.

Ибусуки Сунамуси Онсэн (Кагосима)

http://www.123rf.com/photo_39273314_sand-steam-sunamushi-hot-spring-in-surigahama-spa-in-ibusuki-ibusuki-is-famous-for-black-sand-spas-k.html

Наденьте похожее на кимоно юкату и лягте на песок, нагретый поднимающимся снизу паром. Этот тип парового спа на природном песке уникален в Японии и редко встречается в мире. Тепло медленно и приятно распространяется к центру вашего тела. Опыт был подтвержден с медицинской точки зрения, чтобы улучшить кровообращение, способствовать детоксикации и украсить кожу. Полежите, завернувшись в тепло земли, чтобы утешить тело и душу.

Остров Йорондзима (Кагосима)

http://hi-bitmag.com/en/2013/09/19/4333

Далеко на юге префектуры Кагосима находится небольшой остров, входящий в цепь островов Амами. Море, известное своими изумрудно-зелеными оттенками, коралловыми рифами и прозрачными водами, безусловно, заслуживает прозвища «Жемчужина Восточно-Китайского моря». Когда отлив уходит, появляется белый песчаный пляж под названием Юригахама, дополненный причудливыми узорами ветра на песке, что делает визуально привлекательный рай, дополняющий красоту моря.

Морская география Японии — Голубая Япония

Япония — островная страна , расположенная в северо-восточной части Азии, на восточной оконечности Евразийского континента, вдоль тихоокеанского побережья северо-восточной Азии, к северу от Филиппин.

Острова Японского архипелага, большая часть которых имеет стратовулканическое происхождение, отделяют континент от вод северо-западной части Тихого океана 901:10, создавая окраинное море, Японское море (Восточное море).
Японские острова простираются между Охотским морем на севере и Восточно-Китайским морем и Филиппинским морем на юге.

Территория Японии состоит из 6852 островов , из которых около 430 населены .

Из них 5 основных островов ( Хоккайдо , Хонсю , Сикоку , Кюсю и Окинава

10

10

10Остров ) концентрирует большую часть своего населения и суши, в то время как остальные 6847 островов меньше по размеру и в основном необитаемы.

Источник изображения: legacy.lib.utexas.edu

В дополнение к 5 основным островам Япония имеет два крупных архипелага:
острова Нанпо и острова Нансей (Рю-Кю) , цепи островов, простирающиеся соответственно далеко к югу от основных островов Хонсю. , и к юго-западу от главного острова Кюсю.

Некоторые из крупнейших других островов , расположенных недалеко от основных островов Японии, включают острова Рисири (около Хоккайдо), Садо и Оки (Японское море, недалеко от Хонсю), Авадзи (Внутренний Море, между Хонсю и Сикоку), Цусима , Гото и острова Амакуса (недалеко от Кюсю).

Обратите внимание, что некоторые более мелкие острова/островки, на которые претендует Япония, такие как острова Сэнкаку/Дяоюйдао, Северные территории (Курильские острова) и скалы Лианкур, являются предмет территориальных споров с Китаем, Россией и Южной Кореей соответственно.

Япония является крупнейшим островным государством в Восточной Азии, , а также занимает 4-е место среди крупнейших островных государств в мире.

Длина и широта

Японский архипелаг имеет форму длинного и узкого полумесяца , изгибающегося на запад на протяжении примерно 3000 км1 с севера на юг10 90 90 .

Созданная дуга с севера на юг простирается от субарктических широт Охотского моря до субтропических широт Филиппинского моря в Тихом океане, однако все японские острова расположены в северном полушарии, прочно над экваториальной плоскостью.

Очень характерная форма полумесяца Японии означает, что север и восток и запад и юг часто смешиваются в японских топонимах , особенно на основных островах, поскольку южные части фактически простираются на запад, тогда как северные части фактически находятся на востоке).

Японский архипелаг простирается примерно от 46° с. южная широта крошечного атолла Окиноторишима на островах Нанпо).

На широтной плоскости Япония покрывает 2788 км от самого северного острова Бентендзима до самого южного острова Окиноторисима.
На продольной плоскости Япония проходит 3, 146 км от самого восточного острова Минами-Торисима до самого западного острова Йонагуни.

 

Относительный размер и широта Японии

Экстремальные точки

  При более внимательном рассмотрении крайних точек, определяющих японские широты, страна достигает северной широты 45°31′ северной широты в районе мыса Соя / Бентенджима, который является самой северной точкой на остров Хоккайдо (еще севернее есть и другие крайние точки, но они находятся на островах, являющихся в настоящее время территориальными спорами с Российской Федерацией).

45° параллели северной широты проходит примерно рядом с городами Гренобль во Франции, Турин в Италии в Европе или на границе штатов Нью-Йорк/Квебек в Северной Америке или Внутренней Монголии в Китае.

В южных широтах крайние точки включают, к юго-западу, 24°26′ широты, достигаемую мысом Иризаки, на западной оконечности острова Йонагуни, который сам является частью группы островов Яэяма, расположенных в дальнем конце архипелага Рю-Кю (префектура Окинава). 901:17 Эта точка находится примерно в 110 км от острова Тайвань (который виден из Йонагуни в ясный день).

24° северной параллели проходит примерно через Юньнань в Китае, Манипур в Индии, Оман, Египет или полуостров Нижняя Калифорния в Мексике.

Другие крайние точки расположены на удаленных островах/островках в Филиппинском море, в том числе на южной оконечности архипелага Нанпо, атолле Окиноторисима (где 2 островка и полуискусственный сухой участок служат исследовательской станцией на риф), который находится на крайних южной широты 20°25’ северной широты.

Маршрут 20° северной параллели проходит примерно через город Чианграй в Таиланде, штат Одиша в Индии, Мексику или штаты Кинтана-Роо в Мексике, Кубу или Большой остров на Гавайях.

Для получения дополнительной информации о различных крайних точках Японии и их статусе см. эту запись.

Крайние точки Японского архипелага

Источник изображения: visibleearth.nasa.gov

Источник изображения: japan-forward.com

Территория и экономическая зона

По состоянию на 2020 год площадь всей территории Японии составляет 377 976,41 км2 , из которых 364 546,41 км2 занимает суша и 13 430 км2 вода ( исключительные экономические зоны ).

Эта общая территория примерно эквивалентна объединенным площадям Германии и Швейцарии или штата Калифорния в США.

  Благодаря удаленным отдаленным островам архипелагов Нанпо и Нансей Япония имеет большой Исключительная экономическая зона площадью более 4 470 000 км 2 , которая является 8-й по величине в мире.
Общая площадь территориальных вод и ИЭЗ составляет около 4,48 млн км 2. , , что в 12 раз превышает площадь суши Японии.

Исключительная экономическая зона Японии, которая простирается от исходной линии до 200 морских миль (370 км) от ее побережья, более чем в 11 раз превышает площадь суши страны.

В целом, территория Японии представляет собой огромную территорию, которая примерно охватывает основные рыболовные угодья Северного полушария, например, между Бискайским заливом Франции и испанскими Канарскими островами или городом Сиэтл и устьем реки Колумбия и оконечности мексиканского полуострова Нижняя Калифорния.

Юридические и исключительные экономические зоны Японии

Источник изображения: research5committees.blog

Министерство иностранных дел Японии имеет страницу вопросов и ответов, касающуюся территории Японии и ЕЭС, включая информацию о территориальных спорах, доступную здесь

Вулканы в Японии

Источник изображения: junglemaps. blogspot.com

Лесной покров

На всех крупных островах, которые составляют большую часть суши Японии, местность в основном гористая, до такой степени, что примерно 70% суши Японии состоит из гор, которые и по сей день остаются в основном покрытыми лесами. Леса занимают более 25,12 млн га, что составляет две трети общей площади страны, и это один из самых высоких показателей лесистости в мире.
Однако важно иметь в виду, что примерно 40% этого лесного покрова составляют вторичные леса, искусственно засаженные быстрорастущими хвойными породами.
Это результат государственных проектов, особенно широко распространенных в ХХ веке. стремясь уничтожить естественные старовозрастные леса, чтобы получить древесину для удовлетворения потребностей в энергии и жилье,

Прибрежное население

Эти характеристики концентрируют население архипелага в низменных районах, которые существуют в основном вдоль берега и являются густонаселенными, особенно вдоль побережья Тихого океана (Тихоокеанский пояс, taiheyō beruto ) главного острова Хонсю, мегаполиса, в котором проживает 81% населения страны.

Карта пояса Тайхэйё и маршрутов Синкансэн.

Источник изображения: википедия.

Как уже упоминалось, 81% населения Японии проживает на главном острове Хонсю, 10% на острове Кюсю, 4,2% на острове Хоккайдо, 3% на острове Сикоку, 1,1% на островах Префектура Окинава, а остальные 0,7% населения проживают на других японских островах, таких как острова Нанпо.

Горы и вулканы

Геологическое положение Японии, на стыке основных тектонических плит, объясняет горный рельеф страны, преимущественно стратовулканический, и ее знаменитую сейсмическую и вулканическую активность.
Главный остров Хонсю находится на пересечении Евразийской, Филиппинской и Североамериканской тектонических плит.
Более 50 действующих вулканов находятся под постоянным наблюдением Японского метеорологического агентства.

Лесной покров в Японии

Ночной вид на Тихоокеанский пояс Японии

Источник изображения: NASA visibleearth.nasa.gov

Плотность населения на префектуру

Массивная береговая линия

Основные острова Японии составляют примерно 30 000 км береговой линии, что занимает 6-е место среди самых длинных береговых линий в мире.
Общая длина береговой линии 29 751 км достигает больше, чем 34 000 км, если также включить побережье, окаймляющее более мелкие острова — напомню, что приблизительная длина окружности земли составляет примерно 40 000 км…

Являясь страной-островом с длинной и узкой территорией, ни одна точка в Японии не находится на расстоянии более 150 километров от моря , а это означает, что морские ресурсы (и, для наших более неторопливых целей, возможности для дайвинга!), доступны почти отовсюду на архипелаге, тем более, что современные транспортные сети преодолели физическую изоляцию менее доступных горных районов страны.

Источник изображения: Blue Marble Next Generation / visibleearth.nasa.gov

сложный профиль

Береговая линия острова Хоккайдо необработанная ромбовидная форма , с четырьмя мысами , образующими его углы.

Остров Хонсю имеет больших выемок вдоль его тихоокеанского побережья, таких как полуострова Босо, Идзу и Кии , и с плоскими берегами являются вершиной больших заливов, где расположены крупные города , например как Исиномаки (Сендай), Токио и Исэ (Нагоя).
Северо-восточное побережье Хонсю Побережье Санрику славится своим характерным рельефом риас с множеством прибрежных бухт.
Напротив, береговая линия Японского моря на острове Хонсю имеет гораздо менее изрезанный профиль , а полуостров Ното и залив Вакаса являются явным исключением из его длинных изгибов плоских береговых линий.

Остров Сикоку имеет форму скрипки , с заливом , открывающимся во Внутреннее море на север и изгибы залива Тоса, обращенные к Тихому океану на юг.

Остров Кюсю представляет собой глубоко фрагментированные и расколотые берега на юге и западе, включая залив Кагосима.

Константой береговой линии главных японских островов является ее сложность , в основном из-за ее преимущественно вулканического происхождения, и глубоководных впадин , возникающих из-за положения массивов суши по отношению к тектоническим плитам района.

Указательная карта Японских островов. Источник изображения: www.researchgate.net

Источник изображения: journals.plos.org

Из-за этого подводная топография Японского архипелага столь же сложна, с основными глубоководными траншеями Основные течения, протекающие вокруг архипелага.

Подводный рельеф Японии играет ключевую роль в создании прибрежных апвеллингов, течений глубокой холодной воды, направляющихся к поверхности и приносящих с собой глубоководную морскую жизнь, редко встречающуюся в других местах.

Источник изображения: Северо-западный научный центр рыболовства NOAA.

под влиянием человека…

Из-за большой роли морей в Японском архипелаге, побережье Японии всегда было наиболее густонаселенным, экономически активным районом архипелага (крупные города Японии расположены заливами большей частью вдоль тихоокеанского побережья Хонсю, Тихоокеанского пояса ).

И, как таковые, веками подвергались человеческое вмешательство , и сильно измененные такими проектами, как мелиорация земель, строительство портов и возведение дамб .

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *