Разное

Вероисповедание венгрия: Религия в Венгрии | это… Что такое Религия в Венгрии?

Религия в Венгрии | это… Что такое Религия в Венгрии?

Распределение венгерского населения по религиозной принадлежности. Красным отмечены районы с преобладанием римско-католического населения, голубым — кальвинистского, оранжевым — греко-католического, зелёным — лютеранского

Базилика Святого Адальберта в Эстергоме — крупнейший католический храм страны

Религия в Венгрии. Наиболее распространённым религиозным направлением в Венгрии является католицизм, католиками по данным общенациональной переписи 2001 года считают себя 5 558 901 человек или 54,5 % общего населения страны. Большинство венгерского католического населения принадлежит к латинскому обряду, к грекокатоликам себя причислило 268 935 человек (2,6 % населения).

Вторая по распространённости религия — протестантизм (главным образом, кальвинизм). Протестанты насчитывают 19,5 % населения страны.

Среди религиозных меньшинств — православные (главным образом, этнические сербы, румыны, украинцы и русины), иудеи, мусульмане и др. Число последователей религий, не относящихся к католичеству и протестантству не превышает в сумме 0,5 %. Число атеистов и агностиков, согласно данным переписи, 1 483 369 человек (14,5 %). Около 10 % граждан Венгрии отказалось отвечать на вопрос о религиозной принадлежности.

Католическая церковь в стране включает в себя 4 архиепархии-митрополии и 9 епархий (одна из них византийского обряда). Примас Венгрии возглавляет архиепархию-митрополию Эстергом-Будапешт. В настоящее время титул |примаса Венгрии принадлежит кардиналу Петеру Эрдё. В Венгрии организован военный ординариат, предназначенный для окормления военнослужащих-католиков (14 священников). Аббатство Паннонхалма имеет статус независимого территориального аббатства. Венгерская грекокатолическая церковь состоит из двух независимых структур — епархии Хайдудорога, которая суффраганна по отношению к митрополии Эстергом-Будапешт и самостоятельного апостольского экзархата Мишкольц. В стране существует также небольшая община армян-католиков.

Протестантизм по историческим причинам распространён на востоке страны (особенно в районе Дебрецена), где является наиболее многочисленной религией. Более 90 % венгерских протестантов — кальвинисты, есть также лютеране, баптисты и др.

Граждане Венгрии по религиозной принадлежности[1]:
ДеноминацияНаселение %
Христианство7 584 11574,4
Католицизм5 558 90154,5
Латинский обряд5 289 52151,9
Греко-католики268 9352,6
Протестантизм1 985 57619,5
Кальвинизм1 622 79615,9
Лютеранство304 7053,0
Баптизм17 7050,2
Другие40 3700,4
Православие15 2980,1
Прочие христиане24 3400,2
Иудаизм12 8710,1
Прочие религии13 5670,1
Всего религиозных7 610 55374,6
Атеисты и агностики1 483 36914,5
Отказались отвечать1 034 76710,1

Содержание

  • 1 История
  • 2 Протестанты
    • 2. 1 Кальвинисты
  • 3 Источники
  • 4 Примечания
  • 5 См. также

История

Венгры в период своего переселения в Европу оставались язычниками. После их поселения в Придунайской низменности ряд христианских миссионеров с Запада предпринимал попытки обратить их в христианство, однако до начала XI века они были безуспешными. Первым христианским королём страны стал Иштван I, впоследствии канонизированный, как и его сын Имре. В первой половине XI века большая часть венгров приняла христианство латинского обряда, значительную роль в обращении венгров сыграл Герард Венгерский. Языческая реакция после смерти Иштвана I была вскоре подавлена. Большую роль в укреплении позиций католичества в стране сыграл король Ласло I, также впоследствии канонизированный.

Вплоть до Реформации подавляющее большинство венгров было католиками. Реформация добилась в Венгрии большого успеха, сначала лютеранство, а затем кальвинизм широко распространились среди венгров, и в середине XVI века Венгрия стала по преимуществу протестантской страной. Борьба между католиками и протестантами проходила на фоне турецкого нашествия, к началу XVII века турки захватили почти всю страну, резиденция главы католической церкви, архиепископа Эстергома, была перенесена в Трнаву, а затем в Братиславу. На территории османской Венгрии было разрушено или обращено в мечети определённое количество католических церквей, часть населения перешла в ислам. В северной части Венгрии (в настоящее время — территория Словакии), которая оказалась под контролем Габсбургов, развернулась контрреформация, которая проходила при лидирующей роли ордена иезуитов и оказалась эффективной. Иезуиты основали множество учебных заведений, включая старейший в Венгрии университет, активно продвигали католическое благочестие в народе. После освобождения от турок Венгрия вновь стала преимущественно католической страной, за исключением восточных регионов, в особенности Дебрецена, где остались многочисленные протестантские общины.

Протестанты

Кальвинистский собор в Дебрецене — крупнейший протестантский храм страны

Кальвинисты

Согласно переписи населения в Венгрии проживает 1 млн. 622 тыс. кальвинистов (2001)[2]. Большинство из них являются прихожанами Венгерской реформатской церкви (венг. Magyarországi Református Egyház). Церковь насчитывает более 1200 приходов, объединённых в 27 епархий (hu:Egyházmegye).

Епархии объединены в 4 церковных округа (hu:Egyházkerület)[3]:

  • Тисантули (левый берег Тисы) (венг. Tiszántúli Református Egyházkerület), включающий приходы в медьях Бекеш, Чонград, Хайду-Бихар, Сабольч-Сатмар-Берег, Яс-Надькун-Сольнок[4].
  • Тисаниннени (правый берег Тисы) (венг. Tiszáninneni Református Egyházkerület),
  • Дунамельлеки (берега Дуная) (венг. Dunamelléki Református Egyházkerület),
  • Дунантули (задунайский округ) (венг. Dunántúli Református Egyházkerület).

Источники

  • Официальная статистика Центрального статистического управления Венгрии
  • Статистика католической церкви в Венгрии

Примечания

  1. Статистические данные на 2001 год
  2. 18. Demographic data — Hungarian Central Statistical Office
  3. Egyházunk: a Magyarországi Református Egyház
  4. Tiszántúli Egyházkerület

См. также

  • Католицизм в Венгрии

Религия в Венгрии | это… Что такое Религия в Венгрии?

Распределение венгерского населения по религиозной принадлежности. Красным отмечены районы с преобладанием римско-католического населения, голубым — кальвинистского, оранжевым — греко-католического, зелёным — лютеранского

Базилика Святого Адальберта в Эстергоме — крупнейший католический храм страны

Религия в Венгрии. Наиболее распространённым религиозным направлением в Венгрии является католицизм, католиками по данным общенациональной переписи 2001 года считают себя 5 558 901 человек или 54,5 % общего населения страны. Большинство венгерского католического населения принадлежит к латинскому обряду, к грекокатоликам себя причислило 268 935 человек (2,6 % населения).

Вторая по распространённости религия — протестантизм (главным образом, кальвинизм). Протестанты насчитывают 19,5 % населения страны.

Среди религиозных меньшинств — православные (главным образом, этнические сербы, румыны, украинцы и русины), иудеи, мусульмане и др. Число последователей религий, не относящихся к католичеству и протестантству не превышает в сумме 0,5 %. Число атеистов и агностиков, согласно данным переписи, 1 483 369 человек (14,5 %). Около 10 % граждан Венгрии отказалось отвечать на вопрос о религиозной принадлежности.

Католическая церковь в стране включает в себя 4 архиепархии-митрополии и 9 епархий (одна из них византийского обряда). Примас Венгрии возглавляет архиепархию-митрополию Эстергом-Будапешт. В настоящее время титул |примаса Венгрии принадлежит кардиналу Петеру Эрдё. В Венгрии организован военный ординариат, предназначенный для окормления военнослужащих-католиков (14 священников). Аббатство Паннонхалма имеет статус независимого территориального аббатства. Венгерская грекокатолическая церковь состоит из двух независимых структур — епархии Хайдудорога, которая суффраганна по отношению к митрополии Эстергом-Будапешт и самостоятельного апостольского экзархата Мишкольц. В стране существует также небольшая община армян-католиков.

Протестантизм по историческим причинам распространён на востоке страны (особенно в районе Дебрецена), где является наиболее многочисленной религией. Более 90 % венгерских протестантов — кальвинисты, есть также лютеране, баптисты и др.

Граждане Венгрии по религиозной принадлежности[1]:
ДеноминацияНаселение %
Христианство7 584 11574,4
Католицизм5 558 90154,5
Латинский обряд5 289 52151,9
Греко-католики268 9352,6
Протестантизм1 985 57619,5
Кальвинизм1 622 79615,9
Лютеранство304 7053,0
Баптизм17 7050,2
Другие40 3700,4
Православие15 2980,1
Прочие христиане24 3400,2
Иудаизм12 8710,1
Прочие религии13 5670,1
Всего религиозных7 610 55374,6
Атеисты и агностики1 483 36914,5
Отказались отвечать1 034 76710,1

Содержание

  • 1 История
  • 2 Протестанты
    • 2. 1 Кальвинисты
  • 3 Источники
  • 4 Примечания
  • 5 См. также

История

Венгры в период своего переселения в Европу оставались язычниками. После их поселения в Придунайской низменности ряд христианских миссионеров с Запада предпринимал попытки обратить их в христианство, однако до начала XI века они были безуспешными. Первым христианским королём страны стал Иштван I, впоследствии канонизированный, как и его сын Имре. В первой половине XI века большая часть венгров приняла христианство латинского обряда, значительную роль в обращении венгров сыграл Герард Венгерский. Языческая реакция после смерти Иштвана I была вскоре подавлена. Большую роль в укреплении позиций католичества в стране сыграл король Ласло I, также впоследствии канонизированный.

Вплоть до Реформации подавляющее большинство венгров было католиками. Реформация добилась в Венгрии большого успеха, сначала лютеранство, а затем кальвинизм широко распространились среди венгров, и в середине XVI века Венгрия стала по преимуществу протестантской страной. Борьба между католиками и протестантами проходила на фоне турецкого нашествия, к началу XVII века турки захватили почти всю страну, резиденция главы католической церкви, архиепископа Эстергома, была перенесена в Трнаву, а затем в Братиславу. На территории османской Венгрии было разрушено или обращено в мечети определённое количество католических церквей, часть населения перешла в ислам. В северной части Венгрии (в настоящее время — территория Словакии), которая оказалась под контролем Габсбургов, развернулась контрреформация, которая проходила при лидирующей роли ордена иезуитов и оказалась эффективной. Иезуиты основали множество учебных заведений, включая старейший в Венгрии университет, активно продвигали католическое благочестие в народе. После освобождения от турок Венгрия вновь стала преимущественно католической страной, за исключением восточных регионов, в особенности Дебрецена, где остались многочисленные протестантские общины.

Протестанты

Кальвинистский собор в Дебрецене — крупнейший протестантский храм страны

Кальвинисты

Согласно переписи населения в Венгрии проживает 1 млн. 622 тыс. кальвинистов (2001)[2]. Большинство из них являются прихожанами Венгерской реформатской церкви (венг. Magyarországi Református Egyház). Церковь насчитывает более 1200 приходов, объединённых в 27 епархий (hu:Egyházmegye).

Епархии объединены в 4 церковных округа (hu:Egyházkerület)[3]:

  • Тисантули (левый берег Тисы) (венг. Tiszántúli Református Egyházkerület), включающий приходы в медьях Бекеш, Чонград, Хайду-Бихар, Сабольч-Сатмар-Берег, Яс-Надькун-Сольнок[4].
  • Тисаниннени (правый берег Тисы) (венг. Tiszáninneni Református Egyházkerület),
  • Дунамельлеки (берега Дуная) (венг. Dunamelléki Református Egyházkerület),
  • Дунантули (задунайский округ) (венг. Dunántúli Református Egyházkerület).

Источники

  • Официальная статистика Центрального статистического управления Венгрии
  • Статистика католической церкви в Венгрии

Примечания

  1. Статистические данные на 2001 год
  2. 18. Demographic data — Hungarian Central Statistical Office
  3. Egyházunk: a Magyarországi Református Egyház
  4. Tiszántúli Egyházkerület

См. также

  • Католицизм в Венгрии

Религия в Венгрии

Люди любят говорить, что Америка — христианская нация. То же самое часто говорят о Венгрии. За время своего пребывания здесь я заметил, что в то время как Соединенные Штаты являются христианскими по своему характеру (ну, возможно), но определенно не по названию, Венгрия — полная противоположность: официально христианская, но на самом деле довольно светская.

Конечно, если вы спросите премьер-министра Венгрии Виктора Орбана (или, если на то пошло, Теда Круза), они яростно оспорят мою оценку. Однако в случае с Венгрией правда довольно сложна из-за наследия коммунистического прошлого и нынешнего европейского миграционного кризиса.

Но для сравнения начнем с США. В Соединенных Штатах нет официальной религии, и, кроме того, столетия конституционной юриспруденции в значительной степени решили вопрос о разделении церкви и государства. Однако неофициально можно утверждать, что Америка соткана из христианской ткани. Согласно исследованию Pew 2014 года, целых 70,6% всех американцев идентифицируют себя как христиане того или иного толка. Из этого числа не менее 30 процентов посещают богослужения еженедельно. Другими словами, христианство проникло и продолжает проникать в американскую жизнь.

А Венгрия? На первый взгляд, у этой страны гораздо больше прав на христианство, чем у Соединенных Штатов. По королевскому указу государственной религией Венгрии было христианство примерно с 1000 г. н.э. На венгерском гербе до сих пор можно увидеть не один, а два креста. А в новой конституции страны, написанной в 2011 году действующим консервативным правительством, много ссылок на христианство. Вот выдержка из преамбулы документа:

Мы гордимся тем, что наш король Святой Стефан построил Венгерское государство на твердой основе и сделал нашу страну частью христианской Европы тысячу лет назад.

Итак, очевидно, что Венгрия имеет атрибуты христианской нации. Однако, если верить моему опыту и статистике других людей, это далеко не религиозное место — по крайней мере, с точки зрения высокой планки, установленной американским примером.

Внешнее проявление религии в Будапеште редкость. За исключением исторических церквей и синагог (и, по общему признанию, вездесущего герба), иконы немногочисленны и редки. Поразительно, что ни один из моих венгерских друзей не носит никакой религиозной атрибутики, в то время как многие американцы, с которыми я здесь учусь, открыто носят распятия. Менее чем в 200 метрах от моего общежития в Будапеште есть церковь, но даже по воскресеньям я ни разу не видел, чтобы кто-то входил или выходил.

Но когда дело доходит до религиозности (или ее отсутствия) в Венгрии, вам не нужно верить мне на слово. Перепись населения Венгрии 2011 года показала, что 45,4 процента населения не имеют какой-либо религиозной принадлежности. Цифры регулярной посещаемости церкви отследить сложнее, но те исследования, которые я нашел, показывают, что этот показатель составляет от 12 до 22 процентов.

Религия, без сомнения, ближе венграм, чем американцам. Это также менее важно. Оба эти условия являются продуктами коммунистического правления, которое на протяжении четырех десятилетий стремилось научить граждан Венгрии говорить «нет» «опиуму масс». В течение 1950-х годов венгерские коммунисты травили духовенство и конфисковывали церковное имущество. Участие в организованной религии было разрешено, но считалось рискованным по своей сути (и так оно и было: церкви были очагами государственного надзора). Так что, хотя христианство терпели за железным занавесом, отупляющие социальные обстоятельства коммунизма затрудняли сохранение веры. Поколения венгров социализировались в этой среде, что способствовало сегодняшнему двойственному отношению народа к церкви.

Но есть один сегмент венгерского общества, который решительно не испытывает амбивалентности по отношению к христианству: правые политические силы, воплощенные в премьер-министре Орбане. Он стремился связать христианское прошлое Венгрии с агрессивными усилиями своего правительства по закрытию границ страны для арабских и африканских мигрантов. В марте, например, он разглагольствовал:

Запрещено говорить, что массы выходцев из разных цивилизаций представляют угрозу для нашего образа жизни, нашей культуры, наших обычаев и наших христианских традиций. Запрещено говорить, что пришедшие сюда раньше, вместо того, чтобы интегрироваться, построили свой мир, со своими законами и идеалами, который раскалывает тысячелетнюю структуру Европы.

Трудно сопоставить концепцию Орбана о христианстве как оплоте против иммигрантов (преимущественно мусульман) с ролью веры в повседневной жизни Венгрии. Но нет никаких сомнений в том, что политизация христианства может принести свои плоды даже в такой полусветской стране, как Венгрия: на последних парламентских выборах партией, получившей вторую по величине долю голосов (после партии Орбана), была Йоббик, самоучка. -охарактеризовал «принципиальную, консервативную и радикально патриотическую христианскую» организацию.

Венгрия — Религия

Венгрия Содержание

Особенно в первые годы коммунистического правления церкви
столкнулись с обширными притеснениями и преследованиями со стороны режима. Много
Духовенство с самого начала открыто враждебно относилось к новому правительству.
Новые светские власти, со своей стороны, осудили такие взгляды, как
предатели, и они не доверяли церквям как источнику оппозиции.

Самый затянувшийся случай напряженности и открытого конфликта касался
Римская католическая церковь. В 1945 церковь лишилась земельной собственности в
первая послевоенная земельная реформа, которая произошла до коммунистической
перенимать. Большинство католических религиозных орденов (пятьдесят девять из общего числа
шестьдесят три группы) были распущены в 1948 году, когда религиозные школы были
также передано государству. Большинство католических ассоциаций и клубов,
которые насчитывали около 4000 человек, были вынуждены распуститься. Заключенный и
преследовались за политическое сопротивление коммунистическому режиму.
духовенства, в первую очередь кардинала Йожефа Миндсенти, примаса
католическая церковь в Венгрии. В 1950 около 2500 монахов и монахинь, около
четверть всего населения Венгрии были депортированы. Власти запретили
шестьдесят четыре из шестидесяти восьми действующих религиозных газет и журналов.
Хотя в 1950 году католическая церковь приняла соглашение с
государства, которое заставляло церковных чиновников приносить присягу на верность
Конституция, отношения между церковью и государством остались
напряженной на протяжении всего десятилетия.

В течение 1960-х обе стороны постепенно пришли к соглашению.
В 1964 государство заключило крупное соглашение с Ватиканом,
первый в своем роде с участием коммунистического государства. Документ ратифицирован
определенные епископские назначения, уже сделанные церковью, хотя
не урегулировала давнее дело Миндсенти. Как и прежде,
соглашение предписывало, чтобы определенные лица, занимающие должности в церкви,
были обязаны принести присягу на верность Конституции и
законы страны. Но эта клятва должна была быть обязательной только в той мере, в какой
что законы страны не противоречили принципам
Католическая вера. Церковь уступила право государства утверждать
избрание высших церковных сановников. По соглашению венгерский
Римско-католическая церковь может укомплектовать свой Папский институт в Риме
священников, утвержденных правительством, и каждый год каждая епархия в
страна отправит священника в Рим для посещения института. Для его
часть, правительство обещало не вмешиваться в деятельность института.
Работа.

По соглашению многие вакантные церковные посты были заполнены.
Постепенно организационная структура церкви была восстановлена.
и общины снова стали активными. Церковь начала играть роль
в обрядовой жизни страны. Отношения между церковью и
государство особенно потеплело после 1974 года, когда Ватикан отменил
Миндсенти из своего кабинета (в 1971 году Миндсенти получил разрешение
покинуть страну, проведя много лет в американском посольстве
в Будапеште, куда он бежал, спасаясь от задержания властями).
Новый предстоятель кардинал Ласло Лекаи, занимавший этот пост с 19от 76 до
1986 г., спонсировал политику «малых шагов», с помощью которой он
стремились примирить разногласия между церковью и государством и усилить
отношения между ними через «тихий, мирный диалог».
Он призывал католиков быть лояльными гражданами государства и одновременно
искать личного и общественного спасения через церковь.

Данные свидетельствуют о том, что серьезное отступление от религии среди
католиков (особенно падение посещаемости церковных служб) произошло
только в течение 1960-х и 1970-х годов, по иронии судьбы, в период, когда
правительство перестало энергично преследовать церковь. Некоторые наблюдатели
предположили, что в 1950-х годах церковь приобрела популярность как
антикоммунистический институт из-за повсеместного недовольства
материальные, политические и культурные тенденции внутри страны. В качестве
условия улучшились, церковь больше не служила координационным центром для
недовольные. Некоторые католики, как миряне, так и клирики, считали, что Лекай,
стремясь наладить отношения между церковью и государством, пошел слишком
далеко скомпрометировал позицию церкви.

Католическая церковь 1980-х гг.
услуги всем сообществам. Его священнослужители старели и уменьшались в
количество. В то время как в 1950 году в церкви было 3 583 священника и 11 538
монахов и монахинь, в 1986 году в нем насчитывалось всего около 2600 священников и всего 250
монахи и монахини. Однако к этому времени стало ясно, что церковь
получение ощутимых выгод от отношений с государством. За
Например, в 1980-х годах католические ордена бенедиктинцев,
Францисканцы, пиаристы и школьные сестры Богоматери снова были
функционируют в ограниченном количестве. Новый орден монахинь, Сестры Нашей
Леди Венгрии, получившая разрешение на организацию в 1986. В 1980-х гг.
в церкви было шесть семинарий для подготовки священников и богословская
академия в Будапеште.

После прихода к власти коммунистов исторические протестантские церкви стали
еще более основательно интегрированы в новую государственную систему, чем
Католическая церковь. Они не были источником организованного инакомыслия.
Реформатская (кальвинистская), унитарная и лютеранская церкви достигли
договоренность с правительством в конце 1940-х годов (как и малый
Греческая православная и еврейская общины). Эти соглашения гарантировали
протестантов право на вероисповедание и привел к некоторым финансовым
поддержки (контингент после 1949 г. на присяге на верность). Какой-то протестант
лидеры высоко оценили соглашения как предвестники новой эры, в которой все
религии будут рассматриваться одинаково. Однако ряд реформатских священнослужителей
и последователи стали активными сторонниками революции 1956 года. После
революция не удалась, многие из этих людей присоединились к «свободным
церквей» (включая баптистскую, методистскую и церковь седьмого дня).
адвентистские церкви), которые функционировали отдельно от исторических протестантских
церкви.

В 1986 г., по западным оценкам, около 67,5%
населения были католиками, 20 процентов были реформатскими (кальвинистами), 5
% были беспартийными, а 5% — лютеранами (его членами были
в частности немецкое и словацкое меньшинства, но также включало многих
этнические мадьяры). Другие христианские конфессии включали униатов,
православные и различные небольшие протестантские группы, такие как баптисты,
Методисты, адвентисты седьмого дня и мормоны. Большинство из этих меньших
группы были связаны с национальным советом свободных церквей и
были названы свободными церквями как группа. В стране также было 65 000
100 000 практикующих евреев. Остальное население не
подписаться на любую религиозную веру или организацию. Не было ни одного сингла
церковь или религия, особенно связанные с национальной идентичностью в
народное сознание, как и католическая церковь в Польше.

Западные наблюдатели пришли к выводу, что, хотя в стране
5 миллионов практикующих верующих, религия не давала жизнеспособного
альтернативная система ценностей, которая могла бы конкурировать с господствующей
секуляризм и материализм, продвигаемый как правительством, так и тенденциями
во все более современном обществе. Таким образом, религия вряд ли
стать средством для инакомыслия, как в Польше или, в более ограниченном смысле, в
Германская Демократическая Республика (ГДР).

Примечательным явлением начала 1980-х годов стало появление
тысячи интенсивно активных молитвенных и медитативных групп внутри
католические и протестантские общины. Некоторые из этих групп вошли в
конфликты с церковными иерархами по поводу военной службы и других
аспекты сотрудничества с государством.

Конституция гарантирует свободу совести и религии. До того как
Однако в 1989 году эти гарантии были строго ограничены государством.
Управление по церковным делам, которое регулировало деятельность
церкви. 15 июня 1989, правительство упразднило эту должность. В своем
месте правительство планировало создать «Национальную церковь
Совет», который будет действовать как «консультативная организация».
не как инструмент для контроля церквей. В дополнение
Министерство культуры взяло на себя ответственность за церковные дела. Также в
В 1989 году правительство вынесло на общественное обсуждение новые «Принципы
Закон о свободе совести, праве на свободное исповедание религии,
и церковных дел». Документ, подготовленный представителями
церкви, запретили дискриминацию верующих, признали
церквей как юридических лиц и признавал их равенство перед
закон. Еще в конце 1980-х годов финансовая поддержка государством всех основных
церкви продолжали давать ему значительные рычаги влияния на
церковные дела.

В период с 1945 по 1986 годы возведены или отремонтированы религиозные общины 306
Католики , 46 кальвинистов ( реформатов ), 33 лютерана и 23 униата.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *