Вероисповедание абхазцев: Традиционная религия абхазов может получить юридическое оформление
Традиционная религия абхазов может получить юридическое оформление
https://ria.ru/20120803/715876336.html
Традиционная религия абхазов может получить юридическое оформление
Традиционная религия абхазов может получить юридическое оформление — РИА Новости, 03.08.2012
Традиционная религия абхазов может получить юридическое оформление
В Абхазии сделан шаг к юридическому оформлению традиционного вероисповедания абхазов — создана религиозная организация «Совет жрецов», ее учредители намерены обратиться в министерство юстиции для регистрации объединения.
2012-08-03T17:45
2012-08-03T17:45
2012-08-03T17:45
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/715876336.jpg?1344001534
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
2012
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество
Общество, Религия
СУХУМИ, 3 авг — РИА Новости, Индира Барциц. В Абхазии сделан шаг к юридическому оформлению традиционного вероисповедания абхазов — создана религиозная организация «Совет жрецов», ее учредители намерены обратиться в министерство юстиции для регистрации объединения.
Председателем Совета единогласно избрали жреца святилища Дыдрыпщ (Гудаутский район) Заура Чичба. На должность управляющего делами религиозной организации назначили общественного деятеля Хаджарата Хварцкия.
Абхазы издревле считают, что их земля оберегается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется «быжныха» (семь святилищ). Это Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха, Инал-Куба.
«Нами сделан первый шаг для юридического оформления и регистрации абхазского традиционного вероисповедания. Эта религия априорно существует в сознании всех абхазов, эта религия равноудалена от политики, от других религиозных конфессий, которые существуют в Абхазии», — сказал РИА Новости Хварцкия.
На сегодняшний день примерно 60% населения Абхазии исповедуют православие, около 16% являются последователями ислама, есть и иудеи, католики, протестанты. Согласно исследованиям, проведенным институтом востоковедения РАН в 1994-1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами.
«Мы уважительно относимся ко всем религиям и понимаем сложность сегодняшней ситуации в Абхазии и вокруг нее, и считаем, что главная задача нашей религии — сближение людей во имя мира и спокойствия», — подчеркнул Хварцкия.
Жрец святилища Дыдрыпщ (Гудаутский район) Заур Чичба отметил особую значимость традиционных верований в жизни абхазов.
«Традиционная религия помогла выстоять абхазам в самые тяжелые времена своей истории», — подчеркивает Чичба. По его словам, это верование составляло духовную опору абхазского народа во время Великой Отечественной войны, а также грузино-абхазской войны 1992-1993 годов.
Жрец святилища Лыхны-ныха Сергей Шакрыл считает, что власти и общество положительно воспримут легализацию традиционного верования абхазов.
Управделами учрежденного «Совета жрецов Абхазии» Хаджарат Хварцкия ранее говорил в интервью Апсныпресс, что абхазская традиционная религия вправе зарегистрировать свою организацию, так же, как это уже сделали христианские и исламские организации.
«Мы не имеем никакого отношения к политике, да и не имеем права ею заниматься, кого-то поддерживать. Для нас главное — народ и его проблемы. Мы едины в одном — в желании объединить людей. Мы молимся за благополучие и согласие в народе и в мире в целом», — сказал смотритель святилища Елыр-ныха (Очамчирский район) Галтер Шинкуба.
Религия Абхазов | Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии
Религия Абхазов | Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии
- Русский
- English
- Аҧсуа
Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии > Статьи > Религия Абхазов
Расположение Восточного побережья Черного моря, на котором исконно жили абхазы, способствовало тому, что их предки были вовлечены не только в этнокультурные и политические процессы, происходившие в древности на Кавказе, Анатолии, Малой Азии и Средиземноморье, но и в религиозную жизнь этих областей. Поэтому главными составляющими религии абхазов являются язычество, христианство и ислам.
Язычество
Самые ранние языческие верования абхазов относятся к периоду существования цивилизации хаттов (III-II тыс. до Р. Х.). Одним из главных богов абхазского языческого пантеона был бог грозы и молнии Афы. С этим божеством связаны и древнейшие культовые сооружения Абхазии – дольмены. Согласно языческому поверью абхазов, убийство человека молнией считалось посещением бога Афы. Тело убитого заворачивали в бычью шкуру и вешали на дерево. В случае смерти знатных людей после «воздушного погребения» совершалось «вторичное погребение» – оставшиеся кости клали в дольмены.
К культу бога Афы, вероятно, восходит и почитание особых святилищ в Абхазии, в которых, по верованию абхазов, бог грозы и молнии являлся иногда в виде клубящегося огня (шаровая молния). Одно из самых почитаемых мест – святилище на горе Дыдрыпшь.
В древности абхазы также почитали владычицу рек и озер богиню «Дзыдзлан». Она выступает в образе коварной и мстительной, но при этом полной очарования русалки. С этой богиней связан и специальный обряд вымаливания дождя, который совершался в некоторых районах Абхазии и в XX веке.
Начиная со времен «Великой греческой колонизации» через города-колонии, основанные греками на территории современной Абхазии, шло и религиозное влияние античной Эллады. У абхазов сохранились сказания о герое Абрскиле, прототипом которого в античной мифологии был Прометей. В народе бытует вера в то, что Абрскил до сих пор находится в недоступной по глубине пещере в селе Члоу.
Христианство
Еще до христианства, под влиянием религиозной традиции халдейской цивилизации, у абхазов уже имелись некоторые представления о едином Боге Анцва (халдейское Ану, «отец всех богов»). Тогда же абхазы ознакомились с основными событиями библейской истории человечества. В абхазском фольклоре сохранились фрагменты повествования о потерянном рае, Всемирном потопе и Вавилонском столпотворении.
В религиозных верованиях абхазов есть и следы ветхозаветной религии, влияние которой шло через еврейскую диаспору, появившуюся на Кавказе с древнейших времен.
Христианство в Абхазию стало проникать с середины I века. Здесь проповедовали трое из двенадцати учеников Христа: Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфий. В начале IV века в Пицунде был создан первый церковный институт в Абхазии – Питиундская епископия, а в 325 году епископ Пицундский Стратофил принял участие на I Вселенском Соборе. В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен и создает автокефальную Абазскую Епархию во главе с архиепископом Себастопольским (Сухум).
В середине VIII века возникает самостоятельная Абхазская Православная Церковь, которая просуществовала до конца XVIII века. В 1851 году на территории Абхазии, которая входила в состав Российской империи, создается Абхазская епархия. В 1885 году она была переименована в Сухумскую епархию. Сухумская епархия простиралась от Ингура до Анапы и к 1917 году имела 125 церковных общин.
В 1918 году, после оккупации территории Абхазии грузинскими меньшевиками, создается Сухумо-Абхазская епархия непризнанной тогда еще Грузинской Церкви. В 1943 году Русская Церковь признала Сухумо-Абхазскую епархию частью Грузинской Церкви. С 1993 года Сухумо-Абхазская епархия де факто является самостоятельной.
Сегодня на территории Абхазии функционирует 15 православных храмов (из более, чем 150) и два монастыря. В столице Абхазии есть католическая костела, лютеранская кирхи и церковь «евангельских христиан».
Большинство абхазов, проживающих на территории Абхазии и в странах СНГ, исповедуют православие. Главные общенародные христианские праздники в Абхазии: Пасха, Успение, Новый год (по старому стилю).
Ислам
Проникновение ислама на территорию Абхазии началось со времен падения Константинополя и появления на берегах Черного моря турков-сельджуков. В 1454 году турецкий флот приступом берет город Себастополис, который переименовывается в Сухум, и христианство начинает ослабевать.
Во второй половине XVIII века в Стамбул, для решения вопроса престолонаследия, были отправлены трое братьев князей Чачба – Зураб, Сулейман и Ширван. Они приняли ислам и отказались возвращаться на родину, так как править абхазским народом в то время мог только христианин. Абхазы выкрали одного из братьев – Зураба Чачба, крестили его в Илорском храме и объявили правителем Абхазии.
В XIX в. во время Кавказской войны, когда шло противостояние Турции, Персии и России за владение Кавказом, произошел коренной перелом в исламизации кавказских народов, в том числе и абхазов. Османская Турция одним из главных условий своей помощи абхазам и адыгам выдвинула принятие последними ислама. В первой половине XIX в. произошло массовое обращение абхазов в ислам (суннитского толка). На территории Абхазии в этот период было построено до десятка деревянных мечетей.
Сегодня в Абхазии функционируют две мечети. Количество исповедующих ислам в Абхазии, по официальным данным, составляет 1000 человек. Многочисленная абхазская диаспора, проживающая в Турции и других восточных странах, также исповедует ислам.
Главный мусульманский праздник в Абхазии – Баирам-Курбан.
Иеромонах Дорофей (Дбар),кандидат богословских наук,докторант Аристотелевского Университета в Салониках (Греция)
Поделиться с друзьями:
Абхазы в Турции Профиль группы
Расширенный PDF Профиль
Введение / История
Большинство абхазов мира проживает в России и Грузии. Однако в Турции можно найти значительную общину. Хотя они разбросаны по большей части страны, наибольшая концентрация абхазов сосредоточена вдоль побережья Черного моря в северо-центральной части Турции.
В пятнадцатом веке турки-османы завоевали Кавказский горный регион России и Грузии. В то время многие коренные абхазы перешли из христианства в ислам. Русские, однако, постепенно взяли под свой контроль регион, и к концу 1800-х годов они доминировали над абхазами-мусульманами. Чувствуя угрозу со стороны христианской России, многие абхазы приняли предложение убежища от мусульманской Турции и перебрались туда. В последние годы абхазы начали ассимилироваться в господствующую турецкую культуру и, как следствие, находятся под угрозой утраты своей идентичности как отдельной этнической группы в Турции.
Какова их жизнь?
О жизни абхазов в Турции известно мало; однако известно, что они сохранили большую часть своей идентичности. Они несколько сохранили свои кавказские традиции и, в отличие даже от Кавказа (или Европы), сохранили свою кастовую систему и до сих пор сопротивляются ассимиляции. Кроме того, абхазы сохранили свой родной язык, который является одним из самых сложных языков на земле. В этом языке более 50 согласных, каждая из которых имеет множество вариантов произношения. Из-за сложности собственного языка абхазы хорошо изучают другие языки.
Подавляющее большинство абхазов занимаются земледелием и животноводством. Табак является их основной культурой, но также выращивают чай, фрукты и овощи. Производство крупного рогатого скота является еще одним важным аспектом абхазской экономики. Из-за средств к существованию девять из десяти абхазов проживают в сельской местности. Их дома построены из кирпича или бетона и имеют один или два этажа. В большинстве домов есть веранды и балконы, где семьи любят проводить время в хорошую погоду.
Большинство абхазских женщин выходят замуж в начале двадцатых годов, но мужчины часто выжидают до тридцати или даже сорока лет. Брак запрещен со всеми возможными родственниками; лицам не разрешается вступать в брак с кем-либо с той же фамилией, что и у их бабушек и дедушек. В прошлом молодой человек и его друзья похитили девушку и отвезли ее в свой дом, где состоялась церемония бракосочетания. Была ли невеста похищена или нет, ее семья не присутствует на свадьбе. От нее требуется молчать и уединяться, пока семья ее мужа пирует и празднует.
Абхазцы очень ценят гостеприимство. К гостю относятся так же, как к отцу или деду, и усаживают на почетное место за столом. Приезд гостя сопровождается ритуальным застольем. За вином хозяева и гости произносят тосты, чествуя друг друга и узнавая друг друга лучше. Такое гостеприимство является источником семейной гордости.
Каковы их убеждения?
Хотя большинство абхазов России и Грузии исповедуют христианство, в Турции исповедуют ислам, по крайней мере, номинально.
Каковы их потребности?
Абхазы Турции отчаянно нуждаются в том, чтобы услышать о Спасителе. Турция официально является светским государством с ограниченной религиозной свободой. Поэтому христиане не могут полностью свободно делиться своей верой.
Молитвенные очки
Просите Господа призвать абхазских христиан из России и Грузии поделиться Христом со своими братьями в Турции.
Просите Господа смягчить сердца государственных лидеров Турции к проповеди Евангелия.
Просите Господа спасти ключевых лидеров среди абхазов, которые будут смело проповедовать Евангелие.
Молитесь, чтобы христианская литература и СМИ были доступны абхазам.
Просите Бога воздвигнуть заступников, которые встанут в проломе за абхазов.
Молитесь, чтобы среди абхазов воздвиглись сильные поместные церкви.
Писание Молитвы за абхазов в Турции.
Профиль группы абхазов в Грузии
Расширенный профиль PDF
Введение / История
В восточной части Черного моря приятный участок земли поднимается от берегов Черного моря до юго-западных склонов могучего Кавказского хребта. На протяжении тысячелетий это древняя родина абхазского народа. Один писатель утверждает: «Издревле теплота и мягкость климата, плодородие земли определяли образ жизни абхазов». Жизнь абхазских деревень и местечек сильна животноводством, земледелием, пчеловодством и виноградарством.
Общая численность населения спорной провинции Абхазия составляет 240 000 человек, причем почти ровно половина из них составляют коренные абхазы, говорящие на своем особом абхазском языке. Абхазы тогда по большей части используют русский как второй язык. Абхазия в 20-м веке считалась провинцией Грузии, но война 1992-93 годов в Абхазии превратила провинцию в непростое полуавтономное государство, отчужденное от Грузии, но не независимое. Второй конфликт в 2008 году еще больше отдалил регион от Грузии и оставил регион в квазисоюзе с Россией и с неопределенным международным статусом. В Абхазии примерно 50% из 125 000 абхазов являются городскими жителями, а остальные 50% живут в сельской местности. К северу от границы на юго-западе России 11 500 абхазов составляют 85% городских и только 15% сельских жителей.
В VI веке большая часть Абхазии стала номинально христианской; затем в 16 веке из-за захвата власти турками-османами и давления со стороны адыгов-мусульман на севере этот регион стал в основном мусульманским. Ситуация снова изменилась в 1860-х годах, когда русские завоевания вытеснили огромное количество западно-кавказских мусульман на юг, в Османскую империю. Современные абхазы считаются на 60-80% православными христианами и на 20-40% мусульманами-суннитами — как в Абхазии, так и на юге России. Но многие абхазы заметят, что эти христианские или мусульманские формальные влияния «менее устойчивы, чем старые анимистические культурные способы почитания деревьев и природы и поклонения предкам». Один современный абхазский историк сказал: «Мы на 80% христиане, на 20% мусульмане и на 100% язычники». Евангельских христиан в Абхазии менее 1%; а среди абхазов, проживающих на юго-западе России, менее 20 евангельских верующих. Кроме того, в Абхазии православная церковь сильно расколота на армянскую, грузинскую, русскую и преобладающую (непризнанную восточно-православной иерархией) абхазскую православную церковь. Свежее чтение Нового Завета в сочетании со свежим веянием Святого Духа (Деяния 3:19).), очень нужен абхазскому народу.
Молитвенные очки
МОЛИТЕСЬ о возрождении простого евангелия преображения (Римлянам 1:16) среди абхазского народа.
МОЛИТЕСЬ, чтобы чистосердечные абхазы были благословлены силой Святого Духа (Ин. 7:37-39), и через них Плод Духа (Гал. 5:22-23) начал расцветать в общество, раздираемое конфликтами и борьбой кланов за власть.