Разное

Вера сербия: Сербы, загадочный народ, его история и культура, традиции и быт

Единая вера. Единая боль. Единое будущее?

Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде, протоиерей Виталий Тарасьев в эксклюзивном интервью Царьграду рассказал о современной жизни Сербской Церкви, её отношении к Церкви Русской и сохранении памяти о дореволюционной России

С протоиереем Виталием Тарасьевым, внуком русских беженцев, оказавшихся в Белграде в результате революционных потрясений и гражданской войны 1917-1922 годов, мы встретились в Свято-Троицком храме белградского подворья Русской Православной Церкви, чьим настоятелем отец Виталий является вот уже почти четверть века. До этого настоятелем был его отец, протоиерей Василий, а до него, с 1950 по 1974 год, — дед, протоиерей Виталий.

Сохраняя преемственность поколений, род Тарасьевых сохранил и память о той старой, дореволюционной России, которую мы, русские люди, давно потеряли. А вместе с тем отец Виталий и его родственники лучше других осознают ту неразрывную духовную связь, которая объединяет русских и сербов, православные славянские народы, немало пострадавшие в трагическом XX столетии и находящиеся под постоянным внешним давлением и сегодня, в веке XXI.

Протоиерей Виталий Тарасьев и министр иностранных дел России Сергей Лавров в Белграде в 2011 году. Фото: mospat.ru

Об этом и многом другом мы и побеседовали с отцом Виталием на солее Свято-Троицкого храма, в считанных метрах от могилы легендарного белого генерала, барона Петра Врангеля, погребённого в Сербской земле в стенах именно этой русской святыни.

Косовский фронт Православного мира

Царьград: Отец Виталий, ровно 20 лет назад ваш храм серьёзно пострадал в ходе натовской бомбёжки. Расскажите, пожалуйста, об этом трагическом событии.

Протоиерей Виталий Тарасьев: Да, это было в 1999 году в рамках бомбардировки Югославии альянсом НАТО. Всего в 60 метрах от алтарной стены нашего храма находится главный телевизионный центр Сербии, который в ночь с 22 на 23 апреля разбомбили американцы, в результате чего и наш храм был сильно повреждён: все окна были выбиты, 27 пробоин на крыше, от ударной волны пострадали и стены храма.

Ц.: В результате тех событий, 20 июня 1999 года, югославские войска были вынуждены покинуть Косово и Метохию. К чему привела эта вынужденная капитуляция?

Храм Богородицы Левишки в косовском городе Призрене (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО). Фото: novorosinform.org

Отец Виталий: Перемирие подписали, но мир не наступил. Сербы были вынуждены массово покинуть Косово и Метохию (а это колыбель Сербского Православия!), но надо помнить, что сам этот процесс начался не 20 лет назад, а гораздо раньше. Ещё в 1946 году, когда в Югославии утвердилась коммунистическая власть, принявшая закон, согласно которому сербам, в ходе войны вынужденным покинуть оккупированное Албанией Косово, запрещалось возвращение в родные места. Но давление продолжалось и после войны, и к началу 1990-х многие сербы уже покинули родные дома, а в 1990-е годы этот процесс только усилился при поддержке Запада.

Вообще, этот процесс — это реализация старой задумки англосаксов о подконтрольной им «Великой Албании», один из элементов геополитической «Большой игры», начатой уже очень давно. И это касается не только Косова и Метохии: значительная часть территории той же Северной Македонии сегодня находится под контролем албанцев, как и три общины Сербии — Прешево, Медведжа и Буяновац, на которые албанцы также активно претендуют. В итоге прорисовывается тот самый проект «Великой Албании», который не позволяет России и Китаю распространить своё влияние на Балканах.

Ц.: Известно, что некоторые современные сербские политики уже были готовы на размен территориями с албанцами. Их остановила Сербская Церковь?

Отец Виталий: Именно так: Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви чётко высказался за целостность Сербии и недопустимость никаких территориальных разграничений. В толковании соборных решений на официальном сайте Сербской Православной Церкви написано прямо: ту землю, которую мы отдадим, вернуть уже будет невозможно, оккупация же всегда бывает временной.

Ц.: А какова вообще сегодня ситуация на косовской территории? Совершаются ли богослужения в многочисленных православных святынях, храмах и монастырях, на этой оккупированной территории?

Отец Виталий: Богослужения, конечно, совершаются. Там существует живая Православная Церковь, хотя сербы, конечно, малочисленны. Существуют живые монастыри с насельниками и насельницами, и народ по воскресным дням ходит в свои сельские храмы. В 2004 году, как известно, в Косове был самый настоящий разгром святынь. Но здесь мы видим самую настоящую шизофрению западных стран: с одной стороны, именно они способствовали этому разгрому, а с другой — спустя несколько лет через ЮНЕСКО и другие международные фонды начали восстановление древних святынь.

Первая за 12 лет Литургия на развалинах косовского Свято-Троицкого монастыря. 2011 год. Фото: pravoslavie.ru

Ц.: Даже косовские албанские власти кичатся тем, будто что-то восстановили?

Отец Виталий: Здесь-то как раз понятно. Они это делают ради того, чтобы все восстановленные ими святыни Сербской Православной Церкви переименовать в «косовские святыни», что, по их мнению, даёт им право на «национализацию» этих храмов и монастырей, чтобы отобрать их у Церкви в пользу их лжегосударства.

Сербская Церковь — Твердыня Православия

Ц.: Отец Виталий, несомненно, для Русской Церкви очень важна чёткая каноническая позиция Патриарха Сербского Иринея и всех сербских архиереев по украинскому церковному вопросу. А насколько вообще в Сербии осознают важность происходящего?

Отец Виталий: Епископат Сербской Православной Церкви прекрасно понимает, что происходит на Украине. Во-первых, потому что немало личных контактов. Во-вторых, сербы на своей канонической территории тоже проходят нелёгкие испытания. Это и многолетний раскол в Северной Македонии, который начался ещё при коммунистах, и раскол в Черногории (так называемая «Черногорская православная церковь» имеет непосредственные связи с «Киевским патриархатом» — прим. Царьград). Все они сформированы на основе националистической ненависти к сербскому народу и Сербской Православной Церкви, точно так же как расколы на Украине — на основе ненависти к русским и Русской Православной Церкви.

Ц.: Но какова цель этих псевдоправославных раскольнических проектов? Только ли раскол православных народов и ослабление их Церквей?

Отец Виталий: Всё это также связано с процессом униатизации. В истории уже были примеры, как отколотые части одного народа уходили в унию, и эти униаты всегда были более агрессивными к православным, чем сами римо-католики. Именно такой процесс сейчас происходит и на Украине, и в Черногории, и в Северной Македонии. И, конечно, это поддерживается со стороны США и других западных стран и материально, и политически: в сербах видят этаких «маленьких русских человечков» на Балканах.

Ц.: А какую поддержку сейчас ждут в Сербии от России? Не в 1999-м, когда мы так и не смогли передать сербам комплексы С-300, чтобы защитить в том числе и русский Свято-Троицкий храм, в котором мы сейчас находимся, но именно сейчас.

Отец Виталий: Слава Богу, сейчас у нас на Руси другое положение, другой президент и другое мировоззрение, нежели в 1999 году. Россия показала, что умеет защищать свои национальные интересы, в том числе в Сирии. Сербам хотелось бы, чтобы она продемонстрировала это и в отношении их страны, где свыше 90% населения — православные христиане. И я с этим полностью согласен, поскольку, с одной стороны, мы и единокровные, и единоверные народы, а с другой — это полностью в интересах России. К слову, Балканы и Ближний Восток — это и духовно, и геополитически во многом взаимосвязанные регионы.


Сербы — русские на Балканах

Ц.: Но нет ли сейчас в Сербии социальной апатии, связанной с тем, что сегодняшние власти, несмотря на патриотическую риторику, углубляют процесс «евроинтеграции», который заключается не в повышении жизненного уровня населения, но в ежегодном проведении «гей-парадов»?

Отец Виталий: Если смотреть на мир глазами церковного человека, то мы видим, что в реальности очень многое можно сделать даже в, казалось бы, безвыходной ситуации. Напомню, русский народ и Русская Церковь начали своё возрождение в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Также и сербский народ и Сербская Церковь — в 1985 году, когда югославское государство вернуло Церкви участок в Белграде с 12-метровыми стенами Храма Святого Саввы на месте, где по преданию в XVI веке турки сожгли его мощи.

Тогда, в мае 1985-го, приснопамятный Патриарх Сербский Герман совершил на этом месте Божественную литургию при стечении нескольких сотен тысяч молящихся. Мой покойный отец, протоиерей Василий, тогда был среди служащих священников, я тоже был там. И это было началом. Очевидно, что процесс возрождения не может быть очень быстрым, должно смениться три-четыре поколения. В учебнике истории 100-150 лет — это пол-абзаца, в личном же плане — это большой срок.

Белград. Вид на Храм Святого Саввы Сербского. Фото: patriarchia.ru

Поэтому то, что происходит сегодня, меня не удивляет. Всё это — части длительной духовной борьбы между Богом и диаволом. При этом Сербская Церковь, которой, правда, не всегда дают свободно выходить в общественное пространство, имеет свою твёрдую каноническую позицию в отношении тех же так называемых «европейских ценностей», противоречащих христианским, евангельским ценностям. И народ это слышит.

Свято-Троицкий храм в Белграде: связь поколений

Ц.: Очевидно, для возрождения наших православных народов важно обращение к духовному опыту предыдущих поколений. Здесь, в стенах русского Свято-Троицкого храма, возведённого белыми эмигрантами, традиции старой, дореволюционной России сохранялись и после революционной трагедии 1917 года. А сохраняется ли эта память сегодня?

Отец Виталий: Да, между двумя войнами (Первой и Второй мировыми — прим. Царьград) здесь, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, а с 1929 года — Королевстве Югославия, во всех городах существовали русские православные общины. И везде не просто сохранялась, но развивалась церковная жизнь. В августе 1944 года, когда стало ясно, что югославские территории от фашистов будет освобождать Красная армия, многие русские эмигранты покинули эти земли. Ведь одно дело — освобождение от фашистов, а другое — списки НКВД, которые реально существовали, и о которых уже было известно.

Свято-Троицкий храм. Подворье Русской Православной Церкви в Белграде. Фото: patriarchia.ru

В итоге наши Свято-Троицкий храм и Иверская часовня на Новом кладбище Белграда по договорённости Сербской и Русской Церквей были переданы Московскому Патриархату и получили статус Подворья Русской Православной Церкви в Белграде. К сожалению, до 1985 года отношение в титовской Югославии к русским было очень сложным, а потому многие потомки русских эмигрантов отошли от нашей церковной общины.

Патриарх Сербский Ириней совершает богослужение в русском Свято-Троицком храме в Белграде. Фото: mospat.ru

И только с конца 1980-х — начала 1990-х годов она начала возрождаться. Сначала это были потомки беженцев, потом к ним присоединились семьи российских дипломатов, русские предприниматели, имеющие бизнес в Сербии, представители смешанных браков, наконец, сотрудники представительств различных российских компаний в Сербии. Поэтому, конечно, община нашего храма сегодня сильно отличается от той, что была в 1920-е — 1930-е годы, но память о тех временах в нашем приходе, конечно, сохраняется.

Теги:

русская православная церковь
Сербская Церковь
церковный раскол
Патриарх Ириней
Сербия
Россия
Украина
раскол

Читайте также:

Боль Югославии
«Косовска битка» — век XXI
Твердыня Православия в центре Европы
Операция «Военторг»: Секретная связь бронежилетов с айфонами

Книга «Вера святых: Символ веры с толкованием» Святитель Николай Сербский (Велимирович)








  • Книги


    • Художественная литература

    • Нехудожественная литература

    • Детская литература

    • Литература на иностранных языках

    • Путешествия. Хобби. Досуг

    • Книги по искусству

    • Биографии. Мемуары. Публицистика

    • Комиксы. Манга. Графические романы

    • Журналы

    • Печать по требованию

    • Книги с автографом

    • Книги в подарок

    • «Москва» рекомендует

    • Авторы

      Серии

      Издательства

      Жанр



  • Электронные книги


    • Русская классика

    • Детективы

    • Экономика

    • Журналы

    • Пособия

    • История

    • Политика

    • Биографии и мемуары

    • Публицистика


  • Aудиокниги


    • Электронные аудиокниги

    • CD – диски


  • Коллекционные издания


    • Зарубежная проза и поэзия

    • Русская проза и поэзия

    • Детская литература

    • История

    • Искусство

    • Энциклопедии

    • Кулинария. Виноделие

    • Религия, теология

    • Все тематики


  • Антикварные книги


    • Детская литература

    • Собрания сочинений

    • Искусство

    • История России до 1917 года

    • Художественная литература. Зарубежная

    • Художественная литература. Русская

    • Все тематики

    • Предварительный заказ

    • Прием книг на комиссию


  • Подарки


    • Книги в подарок

    • Авторские работы

    • Бизнес-подарки

    • Литературные подарки

    • Миниатюрные издания

    • Подарки детям

    • Подарочные ручки

    • Открытки

    • Календари

    • Все тематики подарков

    • Подарочные сертификаты

    • Подарочные наборы

    • Идеи подарков


  • Канцтовары


    • Аксессуары делового человека

    • Необычная канцелярия

    • Бумажно-беловые принадлежности

    • Письменные принадлежности

    • Мелкоофисный товар

    • Для художников


  • Услуги


    • Бонусная программа

    • Подарочные сертификаты

    • Доставка по всему миру

    • Корпоративное обслуживание

    • Vip-обслуживание

    • Услуги антикварно-букинистического отдела

    • Подбор и оформление подарков

    • Изготовление эксклюзивных изданий

    • Формирование семейной библиотеки




Расширенный поиск


Святитель Николай Сербский (Велимирович)


Издательство:


Никея


Год издания:


2013


Место издания:


Москва


Язык текста:


русский


Тип обложки:


Твердый переплет


Формат:


70х100 1/32


Размеры в мм (ДхШхВ):


165×120


Вес:


200 гр.


Страниц:


192


Тираж:


5000 экз.


Код товара:


674494


Артикул:


8297


ISBN:


978-5-91761-210-2


В продаже с:


29. 03.2013




Дополнительная информация


Аннотация к книге «Вера святых: Символ веры с толкованием» Святитель Николай Сербский (Велимирович):
Книга выдающегося богослова XX в. святителя Николая Сербского содержит толкование Символа веры — краткого изложения христианского вероучения, которое торжественно исповедуется перед Крещением и поется во время Литургии. Святитель Николай дает ответ современным людям, часто полагающим, что вера в христианские догматы — удел недалеких, «примитивных» людей. Его ответ, будучи плодом личной евангельской жизни, примиряет образованных и необразованных, интеллектуалов и простецов: подлинно образованный человек тот, кто образован внутренне, сообразен образу Божиему, преображен, обновлен, обожен.
Книга адресована тем, кто готовится принять таинство Крещения, и тем, кто уже «практикует» христианство, стремясь к более глубокому Богопознанию и благочестию. Слово святителя, основанное на опыте подлинной жизни по заповедям, обращено и к интеллектуалам, и к простецам — к людям, стремящимся раскрыть в себе образ Божий, чтобы стать подобными Христу.

Читать дальше…

















Сербия | Джозайя Венчур

Мы молимся, чтобы Бог открыл больше дверей для молодежи Сербии.

Поддержите национальный

Юмерович

Звездан и Татьяна

Николов

Стойце и Сара

Остойич

Боян

Рассел

Вера

Трнинич

Анджелко и Кристина


Краткая история

После падения коммунизма сербский народ вернулся от своего атеистического прошлого при коммунизме к тому, что он считал своим национальным достоянием, Сербской православной церкви. Это стало важной частью идентичности людей, поэтому быть сербом стало означать быть сербским православным (многие атеисты в Сербии считают себя сербскими православными). Если серб не является сербским православным, этот человек считается предателем. Большинство сербов рассматривают евангелические деноминации, такие как Братские ассамблеи, Союз баптистов, Пятидесятническую церковь и Свободную евангелическую церковь, как секты (или «культы»). Это очень затрудняет работу евангельских работников в Сербии. Однако люди в северной Сербии более открыты для слуха о Христе, потому что там проживает много разных национальностей.

Духовная демография

В Сербии проживает около восьми миллионов человек, из которых менее 1% принадлежат к евангельским конфессиям. Напротив, около 85% утверждают, что они сербские православные, 5,5% — католики, а 3,2% — мусульмане.

Обзор Министерства

В октябре 2000 года Бог собрал нескольких молодежных лидеров, которые сформировали сеть, известную как MREŽA. В 2003 году MREŽA стала частью Josiah Venture. За последние несколько лет члены MREŽA и молодежные лидеры в Сербии помогали преодолеть разрыв между деноминациями, обучали молодежных лидеров и сотрудничали с местными сербскими церквями, чтобы достучаться до молодежи в своих общинах через английские лагеря и другие евангелизационные мероприятия. Мы молимся, чтобы Бог открыл больше дверей для молодежи Сербии. Мы хотим видеть, как сербы обращаются к сербам, видеть, как Бог действует через поместную церковь, и видеть, как отрицательные взгляды евангелистов, изображаемые Православной церковью, восстановлены до точной картины последователей Христа.

Можно передать на . Вы будете перенаправлены на нашу защищенную страницу

через СП США

через СП Канада

через СП в Великобритании

Сербия — Operation World

Перейти к основному содержанию

Карта локатора ›
Главная карта ›

Ключевые характеристики
Религия и география
Категория Статистика
Континент: Европа
Капитал: Белград
Население: 6 957 547
% Город: 56,7 %
Население моложе 15 лет: 15,5 %
Официальный язык: Сербский
Языки: 21
Уровень грамотности: 98 %
Рейтинг по ИЧР: 64 / 189
% Христианин: 80,4 %
% евангелистов: 0,6 %
Крупнейшая религия: Кристиан
% Крупнейшая религия: 80,4 %
Группы людей: 36
Группы наименее охваченных пользователей: 6
% Неевангелизированные: 3 %

Дополнительная информация

  1. Получите весь этот контент и ежедневные уведомления в нашем бесплатном мобильном приложении. Скачать здесь >
  2. Подпишитесь на ежедневную рассылку по электронной почте, которая будет доставлять вам избранные молитвенные темы дня прямо на ваш почтовый ящик.
  3. Этот контент представляет собой подборку моментов из нашей книги Operation World. Узнайте больше об этом и обо всех остальных наших публикациях ›

Содержание взято или адаптировано из Operation World, 7th Edition (2010 г.) и Pray for the World (2015 г.). Обе книги изданы InterVarsity Press. Все права защищены.

Мы хотели бы использовать файлы cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности и помочь нам улучшить наш веб-сайт, собирая и сообщая информацию о том, как вы его используете. Файлы cookie собирают информацию таким образом, что никто напрямую не идентифицируется. Мы рекомендуем вам ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, чтобы узнать больше о том, как мы используем файлы cookie. Нажимая «Продолжить», вы разрешаете нам собирать информацию на сайте Operationworld.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *