Разное

Великий шелковый путь на карте: Города, страны и история Шелкового пути. Шелковый путь в истории Центральной Азии. Карта Великого Шелкового пути

Содержание

О Великом шелковом пути | Программа Шёлковый путь

О Шелковых путях

С давних времен люди путешествовали, обмениваясь с соседними поселениями товарами, навыками и идеями. На протяжении всей истории, необъятная Евразия была перекрестком путей сообщения с торговыми маршрутами, которые постепенно способствовали формированию известного сегодня Шелкового пути. Здесь торговали шелком, а также другими товарами с народами из разных уголков света. Вместе с тем были созданы морские маршруты, которые связали Восток и Запад водным путем, и были использованы в основном для торговли специями, что дало основу « Пути пряностей ».

Многочисленные сети дорог служили не только для перемещения товаров и предметов роскоши, но также передаче знаний, идей, культур и верований, которые значительно повлияли на историю и развитие цивилизаций евразийских народов. Путешественники рисковали, привлеченные не только торговой деятельностью, но и участием в интеллектуальном и культурном обменах в городах, на территории которых проходил Шелковый путь. Взаимно обогащались культуры народов в области искусства, литературы и науки, а также происходил обмен знаниями о ремеслах и технологиях — все это повлияло на формирование языков и религий.

Эти маршруты существуют с древних времен, но, несмотря на это, название «Шелковый путь» относительно недавнее понятие. Оно было предложено геологом Бароном Фердинандом фон Рихтгофеном в середине XIX века, который назвал систему связей и торговли Die Seidenstrasse, что означает с немецкого Шелковый путь. Этот термин употребляется также во множественном числе, что добавляет ему еще большей загадочности.

Странники на Великом шелковом пути

Первыми бесстрашными странниками были китайские искатели приключений, которые рисковали жизнью, проходя по маршрутам Шелкового пути. Генерал Чжан Цянь стал известным странником, который, как считается, во II веке до нашей эры открыл первый маршрут из Китая. В 139 году до нашей эры,  император Хан У-Ди отправил Чжан Цяня на запад для создания альянса против врожденных врагов Китайской империи, народа Хунну, которые впоследствии захватили генерала в плен.

Спустя тринадцать лет, ему удалось бежать из плена и вернуться в Китай. В 119 году до нашей эры, обрадовавшись такому удачному истечению обстоятельств, император доверил Чжан Цяню новую миссию: навестить другие соседние племена. Успешно выполненное задание повлияло на открытие пути послам и путешественникам.

Религия была ещё одним вдохновением для путешествий по этим путям. Китайские буддийские монахи совершали паломничество в Индию для возвращения священных текстов, дневники этих монахов являются богатейшими источниками информации. Дневник буддийского монаха Фасянь (описал свое путешествие с 399 по 414 год нашей эры) является существенным вкладом в истории Центральной Азии в V веке. Дневник Сюаньцзана (25-летний журнал с 629 до 654 г. н.э.), «Паломничество на Запад», имеет не только огромное историческое значение, но и вдохновляет как комический роман XVI века, а также считается великим романом китайской классики.

Люди путешествовали по этим маршрутам в двух направлениях. В средние века, монахи и торговцы из Европы путешествовали на Восток по многим причинам. Достойными среди них внимания были Джованни Плано Карпини, посланный Папой Иннокентием IV в путешествие с 1245 по 1247, фламандский монах-францисканец посланный Людовиком IX Святым 1253 по 1255, а также Марко Поло, чьи путешествия длились более двадцати лет, с 1271 по 1292.

В XIX веке появились странники новой категории: западные археологи и географы, а также полные энтузиазма исследователи. Эти путешественники приезжали из Франции, Англии, Германии, Японии, пересекали пустыню Такла-Макан на западе Китая, не территории которой сегодня находится Синьцзян-Уйгурский автономный район, затем исследователи изучали древние памятники на Шелковом пути, делая множество археологических и научных открытий.

На протяжении всей истории Шелковые пути, маршруты диалога, торговли, взаимодействия и обменов, объединяли людей и их культуры. Впервые созданные как сеть коммуникации и обменов, значительно повлияли на историю Евразии: культуру и религию народов, языки, науку, сохранив интеллектуальное и художественное наследие.

 

Related links:

  • UNESCO Integral Study of the Silk Roads, Roads of Dialogue
  • Recommendations for transnational heritage corridors of Silk Roads site nomination
  • Caravanserais
  • History of civilizations of Central Asia

 

UNESCO Integral Study of the Silk Roads, Roads of Dialogue

Recommendations for transnational heritage corridors of Silk Roads site nomination

Великий Шелковый Путь — перекрестки цивилизаций

  1. Главная
  2. Шелковый Путь


Великий Шелковый путь… Что мы о нем знаем? Воображение сразу же рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами…

Но, это только лишь часть истории. Великий Шелковый путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало разрушительных войн, пожарищ, голода и мора видели древние города, расположенные вдоль Шелкового пути. Веками шумели разноязычные восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли купцы для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных птиц и зверей.

Великий Шелковый путь –  грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.

Как же возник этот удивительный маршрут, ставший впоследствии источником культурного обогащения Запада и Востока? Обратимся к увлекательной истории Шелкового пути.

Факты о шелке
История шелководства в Китае
Процесс получения шелка в древнем Китае

Окраска шелковых тканей
Распространение шелководства на Запад
Современное производство шелка

Страны на Великом Шелковом Пути

Китай- Кыргызстан — Казахстан — Таджикистан — Узбекистан — Туркмения — Иран — Азербайджан — Грузия

Маршруты Великого Шелкового пути

Великий Шелковый Путь никогда не был единой магистралью. В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь.

Первоначально Шелковый путь брал свое начало в Чаньани — древней столице Китая — и шли вдоль северного Тянь-Шаня к Дуньхуа – городу у окраины Великой Китайской стены. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через Турфан в долину реки Или. Средняя (так называемый Южный путь) от Чаочана к южному берегу Иссык-Куля — через Хотан и Яркенд, вела в Бактрию (северный Афганистан). Здесь Южный путь расходился на два другие маршрута: один вел в Индию, другой на Запад и в Мерв, где сливался с Северным Путем. Далее, он проходил через Нису — столицу Парфии, Иран, Месопотамию и далее через Багдад шел в Дамаск, доходил до Средиземноморья. Далее о маршрутах Великого Шелкового пути.

История Великого Шелкового Пути

Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи — скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай.

История Великого Шелкового Пути
Начало расцвета ВШП
Тюркский каганат
Арабский период

Монгольский период
Эпоха Тимуридов
Упадок Великого Шелкового Пути

Товары Великого Шелкового Пути

Товары по Великому Шелковому Пути шли в основном с востока на запад. И, как это следует из названия, главным товаром в этом списке был шелк. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния.

Еще в средние века венецианский купец Марко Поло назвал эти караванные пути шелковыми. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай». Далее о товарах Великого Шелкового Пути.

Дополнительно о Великом Шелковом Пути

Торговая культура Великого Шелкового Пути

Взаимопроникновение культур

Великий Шелковый Путь — Культурное наследие — И.Н. Никитенко

Бухара и Фергана на Великом Шелковом пути — Фарход Касимов

Страны Шелкового пути

Азербайджан

Грузия и Северный Кавказ

Иран

Казахстан

Китай

Кыргызстан

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

История и традиции

Арабский период

Бухара и Фергана

Великий Шелковый Путь — Культурное наследие

Взаимопроникновение культур

История открытия

Культура торговли

Маршруты Шелкового пути

Монгольский период

Навруз

Расцвет Шелкового пути

Товары

Тюркский каганат

Упадок Шелкового пути

Эпоха Тимуридов

О шелке

История шелководства

Окраска шелка

Процесс получения шелка в древнем Китае

Распространение шелководства на Запад

Современное производство шелка

Факты о шёлке

Другое

Туры Шелкового пути

Шелковый Путь

Шелковый путь — Путешественники по Шелковому пути, с 10 века до наших дней @ Питт

Карта России, Московии и Тартарии

«Russiae, Moscoviae et Tartariae Descriptio» из

Theatrum Orbis Terrarum , Авраам Ортелий, 1570.


Авраам Ортелий, картограф и географ XVI века, напечатал карту Russiae, Moscoviae et Tartariae Descriptio , выгравированную на меди, в 1562 году и впервые опубликовал ее в своем атласе Theatrum Orbis Terrarum , или Театр Мира в 1570 году. Ортелий основал Russiae, Moscoviae et Tartariae Descriptio на карте, созданной английским купцом и авантюристом Энтони Дженкинсоном. В правом нижнем углу карты Ортелиуса указано «Шамарган», как тогда назывался Самарканд в современном Узбекистане. Это один из древнейших населенных городов Средней Азии. Самарканд занимал важное место на сухопутном маршруте Шелкового пути как из-за своего центрального положения, так и потому, что его жители, согдийцы, играли решающую роль посредников между купцами и торговцами с Востока и Запада.


Ортелий, Авраам (1527–1598), картограф и географ. «Russiae, Moscoviae et Tartariae Descriptio». В Театрум Орбис Террум. Opus nunc denuò ab ipso Auctore recognitum, multisquè locis castigatum & quamplurimis nouis Tabulis atquè Commentarijs auctum. [Antverpiae, in officina Plantiniana, auctoris aere & cura, MDXCII]. Иллюстрировано сто тридцать четыре карты, 45 см. Университетская библиотечная система — Архивы и специальные коллекции — ff 1592 B429 O7 Коллекция Дарлингтона

Карта Сианя и Шанн Си Юй Ту

«Шанн Си Ю Ту» в

Атласе древних карт Китая. Том первый: Династия Мин , 1990.


Историки считают китайский город Сиань восточной конечной точкой сухопутного маршрута Шелкового пути. Эта цветная карта района Сиань изготовлена ​​из жесткого шелка. Он увековечивает имперские достижения региона в период правления династии Мин в период Ванли. Shann Xi Yu Tu был завершен где-то во времена правления Тайчана и Тяньци (1620-1627). Верхняя, нижняя, левая и правая стороны соответственно показывают юг, север, восток и запад. На востоке показана река Хуанхэ, простирающаяся на запад до Цзяюйгуань, на юг до реки Ханьцзян и на север до Великой китайской стены. На карте показаны горы, реки, дороги, крепости, стратегические посты, исторические места и пастбища. Shann Xi Yu Tu включает более 560 пояснений к названиям мест, а также указывает расстояния между местами. Это одна из немногих сохранившихся провинциальных карт периода династии Мин (1368–1644). Оригинал в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Китая в Пекине.


В Атласе древних карт Китая. Том первый: Династия Мин (1368–1644). Три тома. Пекин: Издательство «Культурные реликвии», 1990–1997 гг. Университетская библиотечная система — Библиотека Хиллмана -f G2305 .C93 1990


«Часть Шань Си Юй Ту (префектура Пинлян и близлежащие районы)» в

Атласе древних карт Китая. Том первый: Династия Мин , 1990.

«Часть Шанн Си Юй Ту (префектура Сиань и близлежащие районы)» в

Атлас древних карт Китая. Том первый: Династия Мин, 1990.

Дело

Шелковый путь

Шелковый путь , Мартин Зих и Борис Мичев, 1992-2016 гг.


Термин «Шелковый путь», введенный немецким исследователем XIX века Фердинандом фон Рихтгофеном, относится к разветвленной сети сухопутных торговых путей, простирающихся от Средиземного моря до Восточной Азии. На этом огромном пространстве, начиная примерно с 1000 г. до н.э., обменивались тканями, драгоценными камнями, специями, животными и даже религиями. и продолжается тысячелетиями.

Большую часть этого времени большинство торговцев Шелкового пути, прибывавших из Западной Евразии, были мусульманами, и они принесли свои верования и богатую культуру миллионам людей.

Перекресток идей

Западная деталь

Шелковый путь , Мартин Цих и Борис Мичев, 1992-2016 гг.


В то время как Шелковый путь был маршрутом с двусторонним движением, большая часть его движения была в восточном направлении, неся буддизм, зороастризм, иудаизм, а позже и ислам.

К 8 веку мусульмане перестали думать о религии географически и начали искать новообращенных на Шелковом пути. Преимуществ обращения в столь широко распространенную религию было много, поскольку мусульмане предпочитали торговать с другими мусульманами.

Исламские научные и медицинские достижения также оказали значительное влияние на путешественников по Шелковому пути. Китайские буддийские торговцы переняли исламские медицинские знания в области заживления ран и анализа мочи. Мусульмане принесли в Индию свои взгляды на астрономию, в том числе скептицизм в отношении геоцентрической Вселенной.

Культурный обмен на маршруте

Восточная часть

Шелковый путь , Мартин Цих и Борис Мичев, 1992-2016.


Влияние буддийского Китая и других регионов также повлияло на радикальные изменения в исламе. В 12 веке абстрактное исламское искусство внезапно начало изображать человеческие фигуры, которые долгое время считались запрещенными в исламе. В мечетях начали появляться фрески с изображением буддийских статуй и индийских сюжетных произведений, а исламское искусство взорвалось новыми техниками и фигурами. Китайские технологии, такие как производство бумаги и пороха, были переданы на Запад. Искусство Ирана монгольского периода (13—14 вв.) находится под сильным влиянием китайских художественных традиций.


Цих, Мартин и Борис Мичевы. Шелковый Путь. Сделано в Natural Earth с использованием ArcView GIS 10.4.1 [программное обеспечение ГИС]. Масштаб: 1:4 229 548. Редлендс, Калифорния: Исследовательский институт экологических систем, 1992–2016 гг.

Деметриус Кантемир и Османская империя

Портрет Деметрия Кантемира из

История роста и распада Османской империи , Деметрий Кантемир, 1734.


Деметрий Кантемир был князем Молдавии, на территории современной Румынии, государственным деятелем, историком и эрудитом, который долгое время жил в Константинополе.


История роста и распада Османской империи , Деметрий Кантемир, 1734 г. , Работа охватывает историю Османской империи от Османа, основателя империи, до осады Вены в 1683 году. 0005


«План Константинополя» из

«История роста и распада Османской империи» , Деметрий Кантемир, 1734 г. имперского города. Внизу справа гравюра-вставка с изображением дворца князя Кантемира в городе. Историки обычно считают Константинополь западной конечной точкой сухопутного Шелкового пути.​


Кантемир Деметриус (1623-1723), государственный деятель, историк и писатель. Тиндал Н. (Николай) (1687–1774), редактор и переводчик. История роста и распада Османской империи … Первоначально написана на латыни Деметрием Кантемиром, покойным князем Молдавии. тр. на английский язык, из собственной рукописи автора, Н. Тиндал … Украшенный головами турецких императоров, выгравированный с копий, снятых с оригиналов во дворце великого сеньора, художником покойного султана. Лондон: Джеймс, Джон и Пол Кнаптон, 1734 г. Система университетских библиотек — Архивы и специальные коллекции — f DR439D528D528

Географическое положение Шелкового пути

Джон Мейджор

Термин Шелковый путь обозначает сеть троп и торговых постов, оазисов и торговых центров, соединяющих Восточную Азию со Средиземноморьем. По пути ответвления вели в разные пункты назначения от основного маршрута, причем одно особенно важное ответвление вело в северо-западную Индию и, следовательно, к другим маршрутам по всему субконтиненту. Сеть Шелкового пути обычно считается простирающейся от восточной конечной точки в древней китайской столице Чанъань (ныне Сиань) до западных конечных точек в Византии (Константинополь), Антиохии, Дамаске и других ближневосточных городах. Помимо этих конечных точек, другие торговые сети распространяли товары Шелкового пути по всему Средиземноморью и Европе, а также по всей Восточной Азии. Таким образом, размышляя о Шелковом пути, нужно рассматривать всю Евразию как его географический контекст. Торговля вдоль Шелкового пути росла или шла на убыль в зависимости от условий в Китае, Византии, Персии и других регионах и странах на этом пути. Всегда существовали конкурирующие или альтернативные маршруты по суше и по морю, чтобы поглотить евразийскую торговлю на большие расстояния, когда условия на Шелковом пути были неблагоприятными. По этой причине географический контекст Шелкового пути следует рассматривать в самом широком смысле, включая морские пути, связывающие Японию и Юго-Восточную Азию с континентальными торговыми путями.

Имея дело с Шелковым путем, важно помнить, что национальное государство — это современное изобретение, а четко определенные и ограниченные страны не существовали до Нового времени. Ученые, например, неохотно используют слово «Китай», говоря о временах до династии Хань (то есть до II века до н. э.), потому что тогда не существовало понятия, соответствующего народу под названием Китай. Точно так же, когда мы говорим о Шелковом пути, проходящем через Афганистан, мы понимаем, что такого места в каком-то смысле не было; существовала земля, существовало ее население, но до современности не существовало национального государства под названием Афганистан. На протяжении всей истории меняются границы, люди переселяются с места на место, страны и царства возникают и исчезают, города меняют свои названия. Трудно избежать использования современных географических названий для удобства, но в то же время необходимо избегать проецирования современных концепций, таких как идея национального государства, назад в прошлое, которому они не принадлежат.

Концепция Азии
Азию можно плодотворно рассматривать как большую часть более крупной физической территории, континента Евразия. Евразийский массив суши ограничен Атлантическим, Северным Ледовитым, Тихим и Индийским океанами, а также Красным и Средиземным морями, включая острова и архипелаги к востоку и югу от суши (за исключением Океании).

Азию можно также рассматривать как совокупность более мелких образований, регионов размером с субконтинент, занимающих большую восточную часть Евразии. На протяжении истории большинство этих регионов взаимодействовали через торговлю, религию и другие факторы, в то время как широкий спектр культурных различий и огромные географические границы также разделяли их. Как только Евразия рассматривается как единое целое, стирая древнее, но искусственное и географически бессмысленное деление суши на «Европу» и «Азию», становится возможным визуализировать важные географические и культурные регионы, на которые подразделяется континент, и торговые пути, которые связывали их вместе, иногда на очень больших расстояниях и через огромные физические барьеры.
Субрегионы Евразии

Разные органы по-разному определяют границы и количество субрегионов Евразии. Однако все субрегиональные карты Евразии в целом схожи, поскольку субрегионы близко соответствуют географическим реалиям. Основные субрегионы: Межгорная пустыня и пояс оазисов; Трансевразийский степной пояс; Китай; средиземноморский; Ближний Восток; Южная Азия; Северо-Восточная Азия; Северная Европа; Материковая Юго-Восточная Азия; Остров Юго-Восточная Азия; Бореальный лес; и арктическое побережье. (Хотя последние два занимают значительную часть евразийского континента, исторически они играли незначительную роль в дальних путешествиях и торговле, поэтому их обычно не рассматривают в данном обсуждении.)

Межгорная пустыня и пояс оазисов
Зона самого Шелкового пути, этот широкий пояс пустынь с оазисами простирается через Центральную Азию от северо-западного Китая до Каспийского и Черного морей и далее до Ближнего Востока. Зона ограничена с севера и юга горами, но по ней можно пересечь лишь несколько горных хребтов. Особенности, включая высокую сухую местность, редкое и нерегулярное водоснабжение, отсутствие или скудность корма для караванных животных и другие трудности, делали эту зону доступной только для высококвалифицированных караванщиков Шелкового пути. Путешествия стали возможными благодаря людям, чье знание и опыт местности могли позволить им выжить и безопасно доставлять свой груз с этапа на этап.

Наиболее четко обозначенным сегментом Шелкового пути был участок, ведущий на северо-запад от Чанъаня через коридор Ганьсу. Этот отрезок проходил через Ланьчжоу, Уси, Дуньхуан и Юмэнь (знаменитые Нефритовые ворота древности) и, таким образом, достигал пустынь и оазисов Центральной Азии. Ограниченный горами на юге и западной пустыней Гоби на севере (а также определяемый западными участками Великой Китайской стены), коридор фактически образует узкую воронку, через которую проходила вся торговля на континенте. Шелковый путь в Китай и из Китая.

За Нефритовыми вратами Шелковый путь ведет к множеству альтернативных троп. Одна из возможностей — отправиться на северо-запад через Хами, Турфан и Урумчи, двигаясь к северу от Тяньских (Небесных) гор через Джунгарию, а затем в Коканд и Ташкент в Ферганской долине. Другой маршрут ведет на юго-запад от Нефритовых ворот и вскоре ставит перед выбором, огибать ли свирепую пустыню Такла-Макан вдоль северного или вдоль южного края Таримской котловины. Южный маршрут через Хотан и Яркенд, возможно, был немного проще. В любом случае маршрут снова сходится в Кашгаре, у подножия Памирских гор, где маршрут пересекает перевал Туругарт, ведущий в Коканд, и ведет на запад. Еще одна ветвь шла более южным путем через Памир и шла в Бактрию, ведущую к дорогам через Афганистан и далее в северо-западную Индию.

Из северных маршрутов, сходившихся в Ферганской долине, несколько маршрутов вели далее в Самарк и Мерв. Расходящиеся пути вели к северу от Каспия к русским торговым путям вверх по Волге и Дону; прямо на запад, огибая южное побережье Каспийского и Черного морей в сторону Византии; или на юг, через Герат и Персеполь к Вавилону, Дамаску и Тиру. Шелковый путь имел не одну западную конечную остановку, а множество.

Рельеф Шелкового пути был сложным, возможные маршруты многочисленны и сложны, а опасности путешествия были смертельно опасны.

Что вообще сделало это путешествие возможным, помимо техники караванного путешествия и опыта караванщиков, так это существование значительных оазисов по всей Центральной Азии. Эти островки зелени, орошаемые реками и родниками, имели площадь от нескольких квадратных миль до сотен квадратных миль, но даже самые крупные из них были изолированы огромными просторами окружающих пустынь. Нанося на карту маршруты Шелкового пути, можно легко представить ужасы и невзгоды пустыни; можно также представить радость прибытия в такие оазисы, как Дуньхуан, Хами или Герат, наполненные сладкой водой и свежими фруктами, чтобы освежить путешественника и дать передышку перед следующим этапом путешествия.
Трансевразийский степной пояс
Степной пояс представляет собой зону холмистых пастбищ, степь — это русское название такой безлесной травянистой равнины. Он простирается от восточной Монголии на запад до Румынии и Венгрии. В доисторические времена степь на протяжении десятков тысяч лет населяли группы охотников-собирателей, живших за счет крупной дичи, которую кормили пастбища. Постепенно охота уступила место образу жизни, основанному на управляемых стадах, что, в свою очередь, постепенно привело к приручению крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз. Охотники стали пастухами, а кочевой скотоводческий образ жизни превратился в узкоспециализированный и изощренный образ жизни, максимально использующий степные ресурсы.

Как и любые низкотравные прерии, часть евразийских степей можно превратить в сельскохозяйственные угодья с применением современных методов, включая стальной плуг и экстенсивное орошение. Пшеницы юга России и Украины — это степные земли, распаханные. До изобретения такой техники степь простиралась на тысячи километров сплошной полосой, лишь частично прерываемой горными хребтами и лесом.

Благодаря мобильности, обеспечиваемой изобретением колесных транспортных средств, запряженных лошадьми и волами, а позднее и верховой ездой, степной пояс превратился в обширную магистраль, которая способствовала распространению населения, языков и культурных черт по большей части Евразии задолго до караванные торговые пути более южного Шелкового пути можно было даже вообразить. На протяжении веков многие группы конных воинов, в том числе гунны, тюрки и монголы, прокладывали себе путь через Азию, создавая иногда обширные, но обычно недолговечные империи.

Китай
Китай можно разделить в основном на Северный Китай и Южный Китай вдоль линии, примерно определяемой реками Хань и Хуай. Северный Китай характеризуется относительно сухим климатом, где сельскохозяйственные культуры, особенно зерновые, такие как пшеница и просо, растут на плодородной почве широких равнин и террасированных долин. Географически в Северном Китае преобладают сильно эродированные холмы и долины лессовой почвы на северо-западе, а также обширные северо-центральные поймы реки Хуанхэ. Желтая река много раз выходила из берегов на протяжении всей истории, нанося большой ущерб человеческим поселениям, но также обогащая почву свежим слоем плодородного ила. Северная граница, место Великой Китайской стены, долгое время охранялась от кочевых набегов, и люди обращали внимание на Шелковый путь и морские пути на северо-востоке для торговли. Транспорт в Северном Китае был наземным, с использованием вьючных животных и запряженных телег. В Южном Китае муссонный климат. Его почвы, выщелоченные обильными сезонными дождями, требуют обильных удобрений, а основной культурой является рис. Транспорт часто обеспечивался речным судном или канальной баржей.

Сильные географические и сельскохозяйственные различия между Северным Китаем и Южным Китаем приводили к расколу страны на северные и южные политические единицы в периоды разъединения.

Некоторые торговые пути в Китае исторически соединялись с Шелковым путем или доставляли оттуда товары. Другие торговые пути конкурировали с Шелковым путем, в том числе морская торговля из юго-восточных портов через Южно-Китайское море и маршрут с гористого юго-запада вниз по Красной реке в Ханой и Хайфон на территории нынешнего Вьетнама. В Китае люди, вероятно, по-разному смотрели вглубь суши, в сторону Центральной Азии или в сторону моря для торговли.

Средиземное море
Средиземное море является западной точкой пересечения сухопутных и морских трансевразийских торговых путей. Средиземноморье обеспечивало широкое распространение товаров Шелкового пути по всей Западной Евразии — точно так же, как морские пути Северо-Восточной Азии доставляли товары Шелкового пути в Корею и Японию. Китайская шелковая парча, доставленная по суше на тысячи миль по Шелковому пути, и китайский фарфор, доставленный по морю, могли в конечном итоге быть погружены на один и тот же корабль в Тире для отправки на запад в Рим или Марсель.

Важно рассматривать Средиземное море как единый регион, объединяющий Северную Африку и Южную Европу и обозначающий ворота в Атлантический океан. Торговые корабли пересекались во всех направлениях, по крайней мере, с начала 1-го тысячелетия до нашей эры. Еще в 500 г. до н.э. финикийские мореплаватели, вероятно, прошли через Гибралтарский пролив и исследовали маршруты вдоль атлантического побережья Африки и вверх по Пиренейскому побережью к Бискайскому заливу.

Ближний Восток
Регион с несколькими четкими физическими границами, Ближний Восток обычно включает всю территорию между восточным Средиземноморьем и западными пределами Персии (современный Иран), простирающуюся от Анатолии (Турки) берегов Черного моря на севере до Аравийского полуострова на юге. Он имеет тесные связи со Средиземноморьем, Египтом и Северной Африкой, а также с сетями Шелкового пути Персии и Центральной Азии.

Месопотамия, область, ограниченная реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака, была, возможно, древнейшей колыбелью цивилизации в мире, частью «плодородного полумесяца», который простирается через южную Анатолию и вниз по восточному побережью Средиземного моря. В других местах большая часть Ближнего Востока представляет собой пустыню, через которую проходят караванные пути, соединяющие разрозненные города-оазисы, подобно тому, как это происходит на Шелковом пути дальше на восток. Транспорт Шелкового пути, идущий из Центральной Азии, проходил через Ближний Восток по многим маршрутам и во многих направлениях.

Хотя в некотором смысле Ближний Восток был конечной точкой Шелкового пути, он был, возможно, более важной перевалочной зоной. Ближний Восток также был западным конечным пунктом морской трансевразийской торговли, поскольку арабские и индийские корабли перевозили товары в обоих направлениях через Аравийское море. Товары, направлявшиеся на запад, либо проходили через Оманский залив и Персидский залив по пути в Багдад и Дамаск, либо направлялись в Аден для отправки по суше вдоль западной окраины Аравийского полуострова в средиземноморские порты.

Южная Азия
Индия находится на тектонической плите, которая миллионы лет дрейфует на север. Врезавшись в Евразию, Индия распахнула Гималаи и Тибетское нагорье, изолировав Южную Азию от остальной Евразии за грозным горным барьером. В северо-восточных приграничных районах между Бирмой, Бангладеш и Китаем огромные реки — Янцзы, Меконг, Иравади, Салуин и Ганг — берут начало с гор и плато, а затем текут по глубоким параллельным долинам, образуя прямой сухопутный контакт между Индией. и Китай чрезвычайно трудно. Вдоль всей северной границы Индии караваны использовали проходы через гималайский откос, чтобы доставлять соль жителям Тибетского нагорья, принося взамен продукты животного происхождения, бирюзу и другие местные товары.

Основной маршрут Индии по суше проходил через долину Инда на северо-западе, затем через Хайберский проход или другие перевалы на территорию современного Афганистана. Специи, жемчуг, драгоценные камни, хлопчатобумажная ткань и другие товары были добавлены к трафику по Шелковому пути по этому маршруту, а китайские, персидские и другие товары Шелкового пути возвращались в Индию взамен. Восточные и западные прибрежные города Индии служили посредниками на морских путях, связывающих Восточную и Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и другие точки, перегружая товары в обоих направлениях, а также добавляя новые товары.

Северо-Восточная Азия
Этот регион охватывает скалистые полуострова Шаньдун и Ляодун на северо-востоке Китая, юг Маньчжурии, Корею и Японию. Его побережье окружено множеством гаваней, а полуострова и острова окружают несколько морей — Бохайское, Желтое море и Восточное/Японское море. В древние времена этот регион был относительно изолирован от внутренней культуры и политических государств северного Китая и являлся частью прибрежной культуры Восточной Азии, которая до сих пор недостаточно изучена.

Постепенно Северо-Восточная Азия попала под расширяющуюся китайскую культурную зону. Морские и сухопутные перевозки из Шаньдуна и Ляодуна в Корею, а также торговля с Японией либо напрямую, либо через Корею распространили элементы китайской культуры на северо-восток примерно к 4 веку до нашей эры, а затем с ускорением. В конце концов, этим путем буддизм распространился в Корею и Японию. Товары Шелкового пути также распространялись по этим морским путям даже из Персии.

Северная Европа
Европа — это фактически просто полуостров на западной оконечности большого Евразийского континентального массива. На протяжении большей части истории Северная Европа была слишком отдаленной, слишком малонаселенной и слишком «отсталой» в культурном отношении, чтобы играть более чем второстепенную роль в дальней торговле через Евразию. Но даже в древние времена торговые пути внутри Европы соединяли регион со Средиземным морем и, таким образом, с Шелковым путем. Товары везли из Черного моря, вверх по Дунаю и вниз по Одеру в Балтийское море еще до завоевания Галлии римлянами в середине I века до н.

В средние века растущее процветание Европы привело к увеличению аппетита к специям, драгоценным камням, тканям и другим предметам роскоши восточных земель. Были проложены новые торговые пути, например, начиная примерно с 1000 г. н.э., путь викингов от Балтийского моря через торговое поселение Руси (недалеко от современной Москвы) и вниз по Волге к Каспийскому морю. В конце концов, европейский поиск прямого доступа к богатствам Индии и Китая привел к созданию совершенно новых морских путей вокруг Африки и через Атлантику, а также к революции в распределении политической и экономической власти по всему миру.
Материковая часть Юго-Восточной Азии
Огромный полуостров, который сегодня включает Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Таиланд и материковую часть Малайзии, представляет собой землю плодородных речных долин, на которых растет рис, и прибрежных равнин, а также суровых, покрытых лесом внутренних горных хребтов. Узкий Малаккский пролив между Малайским полуостровом и островом Суматра — один из немногих судоходных путей между Южно-Китайским морем и Индийским океаном. Будучи историческим перевалочным пунктом для дальней евразийской морской торговли, контроль над проливом был богатым призом, за который на протяжении столетий местные жители и захватчики много боролись.

Несмотря на близость к Китаю, материковая Юго-Восточная Азия в целом находилась под более сильным влиянием индийской культуры. Индийские купцы вели торговлю через Бенгальский залив к побережью материковой части Юго-Восточной Азии, а также к западным островам Индонезии. Эти купцы принесли индуизм везде, где они селились в торговых общинах, а также принесли буддизм, который быстро распространился среди местного населения. Сегодня материковая Юго-Восточная Азия остается в основном буддийской.

Остров Юго-Восточная Азия
Эта обширная зона островов, простирающаяся от Тайваня через Филиппины до Индонезии, была заселена, вероятно, примерно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры самыми выдающимися мореплавателями древнего мира. Эти люди, известные как австронезийцы или малайо-полинезийцы, стали опытными мореплавателями, переехав со своей родины на юго-восточное побережье Китая сначала на Тайвань, а затем через Филиппины на Борнео.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *