В монголии какая вера: Религия монголов — от империи до современной — к буддизму через ислам и шаманизм в Монголии
Кого не любят в толерантной Монголии / Вера и люди / Независимая газета
В Конституции Монголии 1992 г. записано, что «государство уважает религию, а религия признает верховенство государства». Это положение стало основополагающим для развития отношений между государством и религией в стране. Специальный закон, детально регулирующий государственно-церковные отношения, был принят в 1993 г. и дополнен в 1995-м.
Религиозная политика страны
Формулировки первой редакции «Закона Монголии об отношениях с конфессиями и Церквами», принятого в 1993 г., имели довольно жесткий ограничивающий характер. Например, статья 3 гласила: «За исключением буддизма, ислама и шаманизма в Монголии запрещено пропагандировать иные религиозные учения или вести иную религиозную деятельность где-либо, кроме церкви или монастыря». Статья 2 запрещала «проводить любую религиозную деятельность из-за рубежа», а «число прихожан и месторасположение монастырей должно контролироваться и регулироваться государством», было «запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства приезжать в Монголию с целью миссионерской деятельности, если только они не прибыли по приглашению религиозной организации и указали это целью поездки».
Ограничена деятельность всех религиозных движений, кроме буддизма, ислама и шаманизма — традиционных для Монголии вероисповеданий, хотя в тексте закона нет формулировки «традиционные верования». Государство в первую очередь оказывает помощь при восстановлении буддийских религиозных центров, имеющих культурно-историческое значение.
Если в начале 1990-х гг. государство в основном уделяло внимание возрождению буддизма в контексте национального возрождения и только училось строить отношения с церковными институтами, то с середины 90-х гг., когда «национальная» буддийская община окрепла и заняла доминирующее положение, государственные органы смягчили свое отношение к «нетрадиционным» религиям. Это нашло отражение в поправках и дополнениях к закону в 1995 г.
Буддийский ренессанс
Буддизм на протяжении нескольких веков оказывал огромное влияние на историю и культуру Монголии. В начале XX века в Монголии насчитывалось 583 монастырей и монастырских комплексов, 243 ламы-хубилгана (перевоплощений известных буддийских учителей и божеств). Буддийскому духовенству принадлежало около 20% всех национальных богатств страны. В 1920 г. в стране насчитывалось 110 тыс. монахов, составлявших около трети мужского населения страны. Монгольское государство представляло собой теократию во главе с Богдо-гегеном (Джэбцзун Дамба хутухтой).
Репрессии и гонения на духовенство в советский период монгольской истории превзошли по размаху и неоправданной жестокости антирелигиозные кампании в СССР. К 1937 г. в Монголии практически все монастыри обезлюдели, тысячи лам были убиты и сосланы. Такие же гонения и репрессии испытали на себе и последователи шаманских культов.
В 1989 г. вслед за СССР в Монголии тоже начались демократические преобразования. Заброшенные монастыри наполнились монахами и верующими. Тесные связи и контакты существуют между буддийской Церковью Монголии, Традиционной Сангхой России и Далай-ламой. Огромную помощь в возрождении буддизма в Монголии сыграли тибетские ламы и периодические визиты Далай-ламы, которого в Монголии, несмотря на общую границу с Китаем и окрики Пекина, всегда встречают на высоком правительственном уровне. При помощи неправительственного фонда произведены реставрация и строительство учебного факультета Идга Чойжчилинг при монастыре Гандан, действует цикл телевизионных передач «Открывая буддизм», открыта радиостанция «Дхарма» и организовано горячее питание для 200 послушников в монастыре Гандан, духовно и исторически связанного с известным тибетским монастырем Сэра.
За последние восемь лет в стране появилось более 160 буддийских дуганов (молитвенных домов) и монастырей. Подавляющее большинство буддийских общин составляют приверженцы тибетского буддизма традиционной для Монголии школы гелукпа. Недавно появилось несколько корейских и японских буддийских миссий, последователей направления дзен-буддизма. Их прихожанами стали по большей части корейцы и японцы, живущие в Монголии. Общая численность буддийского духовенства, лам и хувараков (послушников) насчитывает более 2,5 тыс. человек.
Правящая монгольская элита практически полностью состоит из людей, принадлежащих буддийской традиции. Свои буддийские предпочтения наиболее ярко проявляют премьер-министр Монголии Намбырын Энхбаяр и отчасти президент Нацагийн Багабанди. Премьер-министр в некоторых публичных выступлениях объясняет реалии политической и экономической жизни современного мира с буддийской точки зрения.
Ислам и шаманизм
Ислам исповедуют 4% населения страны. К ним относятся этнические казахи, большей частью исповедующие ислам суннитского толка. В основном они живут на западе страны. В июле 1992 г. образован ныне действующий Центр мусульман Монголии (Монголын ислам шашины тов), объединяющий мусульманские общины. В районах компактного проживания казахов действуют 10 мечетей, в 1993 г. в аймаке Баян-Ульгий открыто медресе (духовное учебное заведение), в котором обучаются около 3 тыс. студентов с преподавателями из Турции. Мусульманские общины Монголии периодически получают финансовую помощь от религиозных организаций Турции, Пакистана, ОАЭ.
Шаманизм не имеет специальных институтов. Судя по результатам социологических опросов, в современной Монголии сохраняется определенный религиозный синкретизм: участие как в буддийских, так и в шаманских обрядах. Шаманизм, так же, как и буддизм после периода гонений, испытывает небывалый подъем. Возрождаются культы «хозяев местности», в церемониях общественных молебнов у местных святынь, проводящихся по инициативе местного населения, нередко участвуют и представители центральной и местной властей. Указ президента 1995 г. «О поддержке инициативы поклонения и культа гор Богдо-Ул, Хан-Хэнтэй и Отгонтэнгэр» придал статус «общенациональной святыни» наиболее примечательным природно-историческим объектам.
Выросло число практикующих шаманов. Часть из них, как правило, представители старшего поколения, исполняли шаманские ритуалы в годы гонений тайком. Сейчас они получили возможность практиковать открыто. Например, представители малочисленной народности цаатан, оленеводы тюркского происхождения, проживающие на северо-западе Монголии в районе озера Хубсугул, особенно гордятся своим 90-летним шаманом Сунды. Он стал своего рода местной туристической достопримечательностью. По его словам, он не осмеливается исполнять многие сложные ритуалы, так как его настоящее шаманское облачение было конфисковано и сожжено.
Сам он не в состоянии восстановить сложный зашифрованный узор одеяния, а потому и не может передать свои секреты молодым шаманам. Интересно, что его сын в 1980-е гг. во время учебы в Иркутске нашел среди экспонатов местного краеведческого музея шаманский костюм. Ему удалось сделать фотографии костюма и показать их отцу. Шаман «прочел» рисунок облачения и сказал, что тот принадлежал очень сильному шаману, более сильному, чем он, а поэтому он и не осмелился бы повторить рисунок и узор платья великого предшественника.
Нетрадиционные религии Монголии
Христианская община Монголии немногочисленна. Она включает в себя представителей Русской Православной и Римско-Католической Церквей, некоторое число протестантских общин, лютеран, просвитериан, евангелистских сект, мормонов, свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня. Новый Завет был переведен на современный монгольский в 1990 г. Если в 1992 г. в Монголии было 12 христианских миссий, то в 1995-м официально их зарегистрировано уже 20.
Точное число монгольских христиан не установлено, хотя известно, что в столице Монголии Улан-Баторе последователями учения Христа называют себя около 24 тыс. человек, что составляет около 0,3% от общего числа жителей столицы. В 2002 г. воздвигнуты два католических храма. 29 августа 2003 г. в Монголии было объявлено об официальном учреждении католической епархии.
Западные корреспонденты с энтузиазмом сообщают о «подъеме христианства» в Монголии, однако мои личные наблюдения в период месячного пребывания в 2003 г. в Монголии не подтверждают столь оптимистичной картины. Я стала свидетелем картины, как в отдаленном аймаке супружеская пара американцев, преподавателей английского языка из «Корпуса мира», с энтузиазмом раздавала красочные буклеты о жизни Христа. Местные жители с удовольствием разбирали брошюры и журналы. Хозяин дома, в котором мы остановились, объяснил, что все они идут на растопку печки. Действительно, с 1990-х годов зарегистрировано множество христианских сект, но их деятельность носит весьма ограниченный характер. Официально зарегистрированные религиозные миссии могут открыто заниматься миссионерской деятельностью. Сведений о преследовании по религиозным убеждениям и узников совести не имеется.
В целом мирное сосуществование различных религиозных организаций в Монголии способствует внутренней государственной политике веротерпимости. Вместе с тем время от времени в печати и СМИ раздаются голоса недовольных «консервативно» настроенных граждан, критикующих «прозападные» увлечения молодежи, к коим отнесена и христианская Церковь. Конституция не запрещает миссионерскую деятельность, однако государство запрещает деятельность миссионерских организаций в случае, если они маскируются под различные гуманитарные организации.
Немного статистики
Население Монголии составляет 2,4 млн. человек. Подавляющее большинство жителей страны — это этнические монголы. Религиозная идентичность населения сформировалась практически по признаку этнической принадлежности, поэтому обобщенно можно сказать, что этнические монголы (халха-монголы, баяты, буряты, ойраты и др.) исповедуют буддизм, а казахи — ислам.
По данным социологических опросов, уровень религиозности среди казахов и бурят оказался выше, чем у представителей других этнических групп. Причем для бурят Монголии (около 50 тыс. человек) оказалось характерным сочетание в религиозной практике буддизма и шаманизма. Халха-монголы составляют 80% населения Монголии. Среди них, назвавших себя верующими, 80% исповедуют буддизм, 10% — ислам, 4,7% — христианство, 5,3% — последователи других религий.
Уровень религиозности по возрастным группам также представляет неоднородную картину. На вопрос «Считаете ли вы себя верующим?» — 74,9% молодежи в возрасте от 16 до 30 лет ответили утвердительно; среди представителей среднего поколения от 31 до 60 лет — 67,1% и среди пожилых людей (от 61 и старше) — 78,1% считают себя верующими.
По мнению секретаря Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте Монголии, нынешняя религиозная ситуация в Монголии представляет сложную и интересную картину. Правительство уже накопило определенный опыт взаимодействия как с традиционными, так и с нетрадиционными конфессиями. Оно уже в состоянии прогнозировать развитие религиозной ситуации в стране, выявлять степень влияния религиозного фактора на проблемы национальной безопасности.
По мнению членов совета, религиозным организациям необходимо не только возрождать внутриконфессиональные традиции, но и проводить реформирование, определенную модернизацию. Новые нетрадиционные конфессии представляют вызов традиционным религиям, нередко уповающим на помощь со стороны государства. Религиозный ажиотаж 1990-х гг. в последние несколько лет заметно спал. Многие новые конфессии, обретя свою паству, уже не ведут столь агрессивную политику, а население больше интересуют экономические проблемы нового времени.
Работа выполнена в рамках проекта «Религия в истории и культуре монголо-язычных народов России: буряты и калмыки в сопоставительном аспекте». Программа «Этнокультурное взаимодействие в Евразии».
Какая религия в Монголии — колыбели Дальнего Востока
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Сегодня мы поговорим о Монголии. Эта страна, о которой большинство наших соотечественников знают непростительно мало, является одной из колыбелей цивилизации на Дальнем Востоке. И хотя сегодня большая часть территории государства пустынна, а значительная часть населения занимается скотоводством и ведет полукочевой образ жизни, в исторически-культурном плане это, на наш взгляд, один из наиболее интересных регионов мира.
Ниже мы расскажем о том, какая религия в Монголии сегодня исповедуется большинством населения и в чем ее особенности.
Содержание
От шаманизма к буддизму
Три волны буддизма в Монголии
Упадок и возрождение буддизма в Монголии
Особенности монгольского буддизма
Культ ламаизма в Монголии
Заключение
Традиционно страна считается буддийским регионом. Это направление преобладает на всей территории Монголии в целом. Но если брать, например, северные районы (аймаки) – Хувсгел, Булган, Сэлэнге – то здесь до сих пор сильны традиционные верования.
От шаманизма к буддизму
В стране можно встретить представителей многих мировых религий, но большая часть населения – буддисты. Правда, это течение имеет свои национальные особенности, потому что сформировалось под влиянием древнейшей религии региона – шаманизма.
Вообще это самая ранняя религиозная форма, которая в том или ином виде присутствовала в культуре почти всех древних народов и опиралась на собственную (уникальную для каждого этноса или географического региона) систему мифов.
На территории современной Монголии шаманская проторелигия сформировалась еще в эпоху неолита. В основе ее лежал тотемизм – вера в родство рода, племени или отдельного индивида с животными, растениями, природными явлениями. Позже большое религиозное значение получил культ предков и представления о взаимодействии мира живых и мира мертвых.
Основные религии Монголии:
- Буддизм – 53%;
- Ислам – 3,2%;
- Шаманизм – 3%;
- Христианство – 2,5%;
- Иудаизм – 0,5%;
- Другие религии (мунизм, бон) – 0,3%;
- Атеизм – 37,5%.
Представители небуддийских религий в основном проживают компактными группами. Например, христиане – в Улан-Баторе (где насчитывается около 200 церквей и храмов), а мусульмане – в Западной Монголии (аймаки Баян-Улгий и Ховд).
Три волны буддизма в Монголии
Как религия буддизм начал проникать на территорию Монголии еще во II веке до нашей эры – из Индии вместе с элементами согдийской культуры. Но соперничать с шаманизмом по полярности он, конечно, не мог, хотя свой определенный след все же оставил.
В XIII веке – во времена Чингисхана – на современную территорию страны пришла вторая волна – на этот раз из Тибета. Это был так называемый ламаизм – комплекс религиозных учений, основанный на традициях Махаяны с элементами Ваджраяны, с особенными методиками медитации и тантрическими практиками.
В существовавшей в ту пору монгольской Империи Юань, основанной внуком Чингисхана – Хубилаем, ламаизм стал основной религией. Для перевода религиозных первоисточников (в основном древнеиндийского происхождения) была даже разработана первая общемонгольская письменность – квадратное письмо.
Однако с падением Империи Юань – в середине XIV века – ламаистическая философия в Монголии, как и квадратное письмо, потеряла популярность. Закончилась вторая волна.
Интересно, что потомкам Чингисхана, активно занимавшимся покорением соседних территорий, удалось на некоторое время сделать ламаизм основной религией всего региона – вплоть до территории Ирана, где буддизм в течение нескольких десятилетий был государственной религией.
В третий раз буддизм пришел на монгольскую землю в XVI веке – сначала в форме религии для избранных, но после объединения тибетских земель и образования тибето-монгольской цивилизации (к концу столетия) ламаизм становится общенациональной религией, фактически единой для региона.
Упадок и возрождение буддизма в Монголии
Вплоть до конца XVIII века буддизм, признанный государственным религиозным направлением, активно распространялся по территории страны, впитав в себя часть древнемонгольских верований. И к началу прошлого века на территории Монголии насчитывалось около 750 монастырей, а почти треть мужского населения страны была монахами.
После Народной революции и перехода Монголии на социалистические рельсы большинство объектов религиозного культа было разрушено, а оставшиеся – закрыты. Но с середины прошлого века начался постепенный возврат буддизма в массы, а несколько десятилетий назад – его активное возрождение.
В рамках возврата к древней национальной религии в Монголию даже был приглашен Богдо-гэгэн IX – буддийский ученый и тибетский лама, ставший на время до своей смерти (в 2012 году) главой местных буддистов.
В наше время количество ламаистских храмов в Монголии приближается к 200, а общее число лам (аналогов гуру в традиционном буддизме) – к 5 000. Эта официальная религия признана государственными органами и получила распространение за территорией страны:
- Северный Китай;
- Восточный Казахстан;
- Алтай;
- Бурятия;
- Тыва.
Несмотря на территориальную удаленность региона, ламаизм монгольского толка (традиции Гелуг) распространен и в Калмыкии, куда он попал вместе с западномонгольскими племенами – ойратами, отколовшимися от некогда могучей Монгольской Империи.
Особенности монгольского буддизма
Хотя ламаизм сформировался в основном на основе тибетского направления, он имеет от него ряд отличий. Как уже говорилось выше, они связаны с влиянием местных шаманских традиций. Но кроме того на ламаизм существенно влияние оказал бон, бытовавший на территории Древнего Тибета, и шиваизм, проникший из Индии.
Основными понятиями монгольского направления (как и традиционного буддизма) является сансара и нирвана. Первое – это наш реальный мир, второе – некоторое блаженное небытие, существующее за границами сознания большинства смертных.
Таково устройство не только нашего мира, но и мириадов других, существующих параллельно. Понятие множественных вселенных несвойственно для традиционного буддизма и является одной из характерных особенностей именно ламаизма. Поэтому Будда в этом течении и является столь великим — много выше, чем простые боги и другие сверхъестественные существа. Он может своим сознанием следить за всем множеством существующих миров.
Еще одно важное отличие монгольского направления – в характеристике богов, которые антропоморфны, материальны и несовершенны. Между ними выстроены строгие иерархические отношения. Верховным богом-творцом является Адибудда, далее следуют его многочисленные воплощения, начиная с Шакьямуни. Все многочисленные божества ламаистического пантеона – проявления великого Адибудды.
Важной частью монгольского буддизма является именно сансара – наш материальный «земной» мир и череда перерождений, которая ждет каждого – колесо сансары. В новой жизни праведники могут стать полубогами или богами, а грешники наоборот – животными, неодушевленными вещами или демонами.
Интересно, что хотя ламаизм не отрицает понятие нирваны, но делает его абстрактным и трудно достижимым. Для того чтобы полностью избавиться от переживаний, связанных как со страданием, так и с наслаждением, недостаточно просто умереть праведником, нужно пережить как минимум 64 перерождения.
Культ ламаизма в Монголии
Традиционный буддизм – достаточно простая и аскетичная религия, практически не предполагающая пышного религиозного культа. Ламаизм в этом плане – противоположность классическому «первоисточнику». Многочисленные традиции и обряды здесь связаны с различными природными явлениями и календарными событиями.
Кроме того, многие монгольские религиозные праздники переплетаются с теми древними верованиями и мифами, которые преобладают в конкретном регионе.
Важной составляющей культа являются молитвы и песнопения – мантры, которые верующие повторяют многократно, словно заклинание, стараясь добиться определенных интонаций. Например, ярким примером хвалебной молитвы является знаменитое «Ом Мане Падме Хум» – песнь, прославляющая Будду.
Обычно порядок прочтения молитв и ситуации, в которых их следует применять, строго регламентированы. То же касается и богослужений, частью которых является обязательное жертвоприношение – риса и специально выпеченных хлебов. Вообще наличие строгой иерархии во всем – от мироустройства до титулов и званий церковнослужителей – характерно для ламаизма.
Заключение
Хотя в целом монгольский буддизм схож с традиционным, он имеет немало отличий, во многом сформировавшихся под влиянием исторических событий и особенностей жизненного уклада в регионе. Так, например, важное место в ламаизме заняло колесо сансары (возможность перерождения в другое – высшее существо), которое стало стимулом к праведной жизни для угнетенного и нищего населения.
Друзья, если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.
До новый встреч!
Государственный департамент США
Резюме
Конституция предусматривает свободу совести и религии, запрещает дискриминацию по религиозному признаку и требует разделения деятельности государственных и религиозных учреждений. Закон требует, чтобы религиозные учреждения регистрировались в органах власти, но не содержит подробностей о процедурах регистрации, оставляя местным властям право решать большую часть особенностей осуществления. Закон запрещает препятствовать свободному исповеданию веры, но ограничивает прозелитизм. Несмотря на включение в повестку дня осенней сессии, не было информации о статусе или содержании проекта обновления Закона об отношениях между государством и религиозными учреждениями, который не видел прогресса с момента начала разработки и остановки в 2018 году. . Некоторые христианские и буддийские группы сообщали о продолжающихся трудностях или продолжительных задержках с получением и продлением регистрации для своих групп или мест отправления культа или с получением религиозных виз в некоторых местах, как сообщается, отчасти из-за желания правительства отсрочить регистрацию новых религиозных групп. пока парламент не примет новый закон о религии. Из-за COVID-19пандемии правительство запретило все религиозные мероприятия с личным присутствием большую часть года, а ограничения на религиозные собрания были сняты позже, чем ограничения на другие виды собраний в закрытых помещениях, в результате чего некоторые церкви сообщили, что, по их мнению, правительство дискриминирует религию. С октября правительство разрешило религиозным группам проводить собрания и богослужения после заключения «соглашения об ответственности» — обязательства соблюдать меры предосторожности, установленные соответствующими местными органами власти. В январе Национальный институт исследований в области безопасности, правительственный аналитический центр, опубликовал статью, в которой говорилось, что иностранные религии в стране достигли уровня, который может повлиять на национальное единство и суверенитет, и предлагалось, чтобы государство «уважало господство буддийской религии». .]»
Религиозные лидеры различных конфессий приводили примеры негативного отношения населения к «иностранным» религиозным группам, термин, который, по их словам, иногда использовался для обозначения небуддийских и нешаманских религиозных групп. Религиозные группы занимаются совместной гуманитарной и благотворительной деятельностью.
Должностные лица посольства США обсудили проблемы свободы вероисповедания, в том числе трудности с регистрацией, с которыми сталкиваются религиозные группы, и продление религиозных виз, с высокопоставленными должностными лицами в канцелярии президента, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции и внутренних дел, парламентариями, правительствами провинций. и городской совет Улан-Батора. Посол и сотрудники посольства регулярно встречались с религиозными лидерами в Улан-Баторе, чтобы обсудить свободу вероисповедания и терпимость, а также влияние COVID-19.ограничения на их сообщества. Посол встретился с религиозными лидерами в провинциях Баянхонгор и Дархан-Уул в сентябре и октябре, а представитель посольства провел аналогичные встречи в провинциях Хэнтий, Баян-Улгий и Ховд в сентябре и октябре. Посольство регулярно пропагандировало свободу вероисповедания в социальных сетях.
Раздел I. Религиозная демография
Правительство США оценивает общую численность населения в 3,3 миллиона человек (середина 2021 года). По данным последней национальной переписи населения, проведенной в 2020 году, 590,4 процента лиц в возрасте 15 лет и старше идентифицируют себя как религиозные, а 40,6 процента заявляют, что не имеют религиозной принадлежности. Из тех, кто выразил религиозную принадлежность, 87,1 процента считают себя буддистами, 5,4 процента — мусульманами, 4,2 процента — шаманистами, 2,2 процента — христианами и 1,1 процента — последователями других религий. Большинство буддистов — буддисты Махаяны. Многие люди практикуют элементы шаманизма в сочетании с другими религиями, особенно с буддизмом. Большинство христиан протестанты. Другие христианские группы в стране включают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь Иисуса Христа), Римско-католическую церковь, Свидетелей Иеговы, Русскую православную церковь и Семейную федерацию за мир и объединение во всем мире (Церковь объединения). . Другие религиозные группы, в том числе Вера Бахаи, также присутствуют. Этническая казахская община, расположенная в основном на крайнем западе, в большинстве своем мусульманская.
Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания
Правовая база
Конституция относит свободу совести и вероисповедания к числу перечисленных прав и свобод, гарантируемых гражданам. Конституция запрещает дискриминацию по религиозному признаку. Он запрещает государству заниматься религиозной деятельностью, а религиозным учреждениям заниматься политической деятельностью. Конституция определяет, что отношения между государством и религиозными институтами регулируются законом. Конституция гласит, что при осуществлении своих прав лица «не должны посягать на национальную безопасность, права и свободы других лиц или нарушать общественный порядок». Он также предусматривает, что государство уважает все религии, а религии уважают государство. Закон об отношениях между государством и религиозными учреждениями гласит, что государство должно уважать «доминирующее положение буддизма» в стране, «чтобы уважать и поддерживать традиции единства и цивилизованности народа». Далее в нем говорится: «Это не должно мешать гражданам исповедовать другие религии».
В соответствии с Уголовным кодексом применение силы или угроза ее применения для воспрепятствования деятельности или ритуалам религиозных организаций является правонарушением, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 450 000 до 2,7 млн тугриков (160–950 долларов США), общественных работ. обязательство от 240 до 720 часов и/или запрет на поездки на срок от одного до шести месяцев. Если будет установлено, что религиозная организация или религиозный представитель, такой как священник, священник, имам, монах или шаман, занимается прозелитизмом с помощью силы, давления или обмана или распространяет «жестокую» религиозную идеологию, наказание может включать: штраф от 450 000 до 5,4 млн тугриков ($160-$1,9).00), запрет на выезд на срок от шести до 12 месяцев и/или лишение свободы на срок от шести до 12 месяцев. Закон не определяет, что представляет собой «жестокая» религиозная идеология.
Закон о мелких правонарушениях предусматривает штраф в размере 100 000 тугриков (35 долларов США) для физических лиц и один миллион тугриков (350 долларов США) для юридических лиц, уличенных в вербовке детей для обращения или принятия религии против их воли. Закон предусматривает штраф в размере 100 000 тугриков (35 долларов США) для физических лиц и один миллион тугриков (350 долларов США) для любого юридического лица за раскрытие вероисповедания физического лица в документах, удостоверяющих личность, без согласия этого лица или за вмешательство во внутренние дела религиозной организации, если не указано иное. разрешено законом. Закон также предусматривает штраф в размере 150 000 тугриков (53 доллара США) для физических лиц и 1,5 миллиона тугриков (530 долларов США) для юридических религиозных организаций за осуществление государственной или политической деятельности или финансирование любой такой деятельности. Закон предусматривает штраф в размере 300 000 тугриков (110 долларов США) для физических лиц и три миллиона тугриков (1100 долларов США) для юридических лиц за организацию религиозного обучения или собраний в общественных местах, включая школы.
Закон о религии запрещает распространение религиозных взглядов «силой, давлением, материальными стимулами, обманом или средствами, наносящими вред здоровью или нравственности или наносящими психологический ущерб». Он также запрещает использование подарков для религиозной вербовки. Закон о правах ребенка предоставляет детям свободу исповедовать свою веру.
Закон о религии запрещает религиозным группам заниматься деятельностью, которая «является бесчеловечной или опасной для традиций и культуры народа Монголии», хотя не существует установленных стандартов или юридических определений того, что представляет собой такая деятельность.
Религиозные группы должны зарегистрироваться в местных и провинциальных органах власти, а также в Генеральном органе государственной регистрации (Генеральный орган), чтобы функционировать на законных основаниях. Национальное законодательство содержит ограниченную информацию о процедурах регистрации и не определяет продолжительность регистрации, что позволяет местным и провинциальным властям устанавливать свои собственные правила. Религиозные группы должны продлевать свою регистрацию (в большинстве случаев ежегодно) в нескольких государственных учреждениях на местном, провинциальном и национальном уровнях. Каждое отдельное отделение (или место отправления культа) религиозной организации должно быть зарегистрировано или продлено как независимое юридическое лицо, независимо от какой-либо принадлежности к зарегистрированной головной организации. Некоторые местные органы власти требуют, чтобы дети в возрасте до 16 лет предоставили письменное разрешение родителей на участие в церковных мероприятиях.
Религиозная группа должна предоставить в соответствующее местное представительное собрание провинции или муниципалитета следующую документацию при подаче заявки на регистрацию: письмо с просьбой о регистрации, письмо от нижестоящего местного органа власти, дающее разрешение на проведение религиозных служб, краткое описание группы. , устав группы, документация об основании группы, список лидеров, финансовая информация, декларация об имуществе (включая любое принадлежащее недвижимое имущество), договор об аренде или аренде (если применимо), краткие биографические данные о лицах, желающих проводить религиозные богослужения и ожидаемое количество молящихся. Религиозная группа должна предоставить Генеральному органу власти свое одобренное заявление о регистрации, чтобы получить сертификат для работы.
Процесс продления требует, чтобы религиозная группа получила рекомендательное письмо от нижестоящего местного органа власти (район/ сум, уровень ), которое должно быть представлено вместе с необходимыми документами (обновляемыми по мере необходимости) в местное провинциальное или муниципальное представительное собрание. В процессе обновления местные провинциальные или муниципальные представители обычно запрашивают проверку безопасности офисов религиозной организации и мест отправления культа и предписывают устранить любые обнаруженные недостатки. После одобрения соответствующая провинциальная или муниципальная представительная ассамблея издает резолюцию, предоставляющую религиозному учреждению разрешение на продолжение деятельности, и организация направляет копию одобренного продления регистрации в Генеральное управление, которое устанавливает новые даты действия сертификата религиозного учреждения для операция.
Государственные и частные образовательные учреждения имеют право на государственное финансирование своих светских учебных программ, но им запрещено использовать государственное финансирование на религиозные учебные программы. Закон об образовании запрещает всем образовательным учреждениям проводить какие-либо религиозные занятия, ритуалы или мероприятия за счет государственного финансирования. Провинциальное или муниципальное представительное собрание может отказать в продлении регистрации религиозным группам, которые нарушают запрет на использование государственного финансирования для проведения религиозного обучения в образовательных учреждениях.
Закон, регулирующий гражданскую и военную службу, устанавливает, что все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет должны пройти один год обязательной военной службы. Закон предусматривает альтернативы военной службе для граждан, подающих возражение по этическим или религиозным соображениям. Альтернативная служба в пограничных войсках, Национальном агентстве по чрезвычайным ситуациям или гуманитарной организации доступна для тех, кто возражает против этических или религиозных убеждений. Существует также положение об оплате стоимости одного года обучения и содержания солдата вместо службы.
Согласно трудовому законодательству, все юридические лица, в том числе религиозные учреждения, должны принимать на работу установленное количество граждан на каждого нанятого иностранного работника. Правительство устанавливает годовую квоту в форме постановления, и эта квота меняется каждый год для каждого сектора труда, указанного в постановлении. Группы, не указанные в годовом списке квот, должны обеспечить, чтобы 95 процентов их сотрудников были гражданами, и что дополнительные иностранные сотрудники могут быть наняты только в том случае, если 95-процентная квота соблюдается и сохраняется. Ежегодная резолюция, однако, однозначно предусматривает, что религиозные группы могут нанять одного иностранного работника, если они нанимают не менее пяти монгольских граждан, и должны соблюдать и поддерживать не менее этого соотношения найма один к пяти.
Закон, регулирующий правовой статус иностранных граждан, запрещает негражданам рекламировать, продвигать или исповедовать «негуманные» религии, которые могут нанести ущерб национальной культуре. Закон о религии включает аналогичный запрет на религиозные учреждения, как иностранные, так и местные, осуществляющие «бесчеловечную» или культурно вредную деятельность в стране.
Иностранцы, стремящиеся вести религиозную деятельность, включая прозелитизм, должны получить религиозные визы, и всем иностранцам запрещается прозелитизировать, продвигать и исповедовать религию, нарушающую «национальную культуру» и закон. Только зарегистрированные религиозные группы могут спонсировать иностранцев для получения религиозных виз. Иностранцам, въезжающим в страну по визам других классов, не разрешается заниматься деятельностью, рекламирующей или пропагандирующей какую-либо религию (в отличие от личного поклонения или другой индивидуальной религиозной деятельности, которая разрешена). Согласно закону, «занятие [] бизнесом, отличным от цели приезда», является основанием для депортации.
Страна является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.
Государственная практика
Правительство заявило о своем намерении принять новый закон о религии с 2018 года, но наблюдатели заявили, что обеспокоенность всех сторон задерживает принятие закона после конца 2021 года. Несмотря на то, что он был включен в повестку дня осенней сессии, информации о статус или содержание проекта обновления закона о религии. Некоторые правительственные чиновники назвали отсутствие обновленного закона о религии причиной своей неспособности обрабатывать новые заявки на регистрацию, поданные религиозными группами.
Представители нескольких религиозных групп, в том числе христианских и буддийских, заявили, что государственные органы не рассматривают заявки на регистрацию новых религиозных зданий в Улан-Баторе, о чем сообщил представитель городского совета Улан-Батора, сославшись на необходимость дождаться утверждения обновлений к закону. было дело. Однако городские власти обработали заявки на продление регистрации существующих зданий. Процедуры регистрации и продления по-прежнему значительно различались по стране, в основном в зависимости от различий в практике местных органов власти. По мнению нескольких религиозных организаций, задержки с регистрацией могут повлиять на способность группы нанимать иностранных религиозных работников, поскольку для спонсирования религиозного работника требуется действующая регистрация.
Городской совет Улан-Батора продолжал выдавать продления сроком на один год, но некоторые религиозные группы продолжали ссылаться на длительные задержки в обработке. Другие провинциальные и муниципальные представительные собрания выдали продление на два или три года. Представитель городского совета Улан-Батора заявил, что христианские группы по-прежнему составляют большинство тех, кто добивается регистрации и обновления. Христианские лидеры по-прежнему объясняли трудности с получением виз для религиозных деятелей в основном задержками с оформлением таких продлений. Христианские и другие религиозные группы заявили, что другие факторы, сдерживающие регистрацию, включают сложность и расходы на создание специального регулярного места отправления культа и смену государственного персонала. Группы продолжали заявлять, что требование о том, чтобы каждое местное отделение организации отдельно регистрировалось или обновлялось как независимое юридическое лицо, отдельно от его головной организации, создавало дополнительные бюрократические препоны.
Должностные лица городского совета Улан-Батора вновь заявили, что правительство использовало процесс регистрации и продления для оценки деятельности религиозной группы, контроля за количеством мест отправления культа и священнослужителей, определения соотношения иностранцев и граждан, осуществляющих религиозную деятельность, и определения их объекты соответствовали требованиям безопасности. Чиновники городского совета заявили, что одобрение заявлений, которые якобы были «отклонены», было точнее «отложено» из-за неполной документации и плохого физического состояния места отправления культа, такого как отсутствие надлежащего пожарного выхода или отсутствие договоров аренды имущества. В таких случаях официальные лица предписывали религиозной организации исправить недостатки и повторно подать заявку. Некоторые христианские группы продолжали заявлять, что правительство непоследовательно применяло и интерпретировало правила, часто и без предварительного уведомления меняя процедуры. Некоторые религиозные группы продолжали заявлять, что процесс регистрации и продления в некоторых случаях был произвольным и что длительные задержки оставили их без какого-либо механизма обжалования в течение периода ожидания.
Некоторые христианские религиозные лидеры заявили, что временный незарегистрированный статус может сделать их организации уязвимыми для финансового аудита и возможных судебных исков. Однако несколько групп сообщили, что они продолжали работать в обычном режиме, несмотря на то, что их заявки на продление оставались на рассмотрении в течение многих лет.
Лидеры шаманизма продолжали выражать обеспокоенность по поводу того, что требование о регистрации места отправления культа накладывает ограничения на их религию из-за ее практики поклонения на открытом воздухе.
У незарегистрированных церквей не было официальных документов, удостоверяющих их статус юридических лиц, и в результате они не могли владеть или арендовать землю, подавать налоговые декларации или официально общаться с правительством. Отдельные члены незарегистрированных церквей обычно продолжали владеть или арендовать имущество для церковного использования в личном качестве. Некоторые незарегистрированные религиозные группы заявили, что они часто все еще могут функционировать, хотя некоторые сообщили о частых визитах местных налоговых органов, полиции и представителей других государственных органов.
По сообщению христианской группы, местное правительство в провинции Дархан-Уул продлило регистрацию шести христианских церквей, которые провинциальный совет Дархан-Уул приостановил в 2020 году за несвоевременное продление их просроченных регистраций.
Президент Ухнаагийн Хурэлсух, избранный в июне, восстановил должность советника Президента по вопросам культурной и религиозной политики и назначил на эту должность Д. Бум-Очира. Бывший президент отменил эту должность более года назад, заявив, что она несовместима с конституционным разделением государственных и религиозных институтов.
Краеугольный камень Церкви всех наций, которая сообщала о проблемах с продлением в течение более одного года, была одобрена в мае. Другие религиозные организации сообщили, что у них сложились хорошие отношения с местными и районными властями, но непонимание положений, регулирующих религиозные организации, среди некоторых должностных лиц городского совета Улан-Батора и провинциальных властей привело к задержкам с обработкой заявлений на регистрацию и продление.
Свидетели Иеговы продолжали сообщать о том, что заявление о регистрации организации «Проповедники благой вести Священного Писания» — юридического лица их организации в Налайхском районе Улан-Батора — все еще находится на рассмотрении в городском совете Улан-Батора. И это несмотря на постановление суда первой инстанции Улан-Батора от 2017 года, которое отклонило аргумент городского совета о том, что община представляет потенциальную угрозу национальной безопасности. Хотя в результате городской совет отменил свое решение об аннулировании регистрации группы, он не предпринял никаких позитивных действий для ее продления. В октябре группа подала новое заявление на продление и в конце года ждала решения районного совета.
В январском отчете Национальной комиссии по правам человека (НКПЧ) содержалась жалоба, поданная в НКПЧ в отношении свободы вероисповедания в предыдущем году, в которой председатель окружного совета провинции Завхан заявил, что оппозиционная Демократическая партия отказала ему в назначении, поскольку он был христианином.
Религиозные группы продолжали подвергаться периодическим проверкам, обычно со стороны сотрудников налоговой, иммиграционной службы, местных органов власти, разведки и других органов. Религиозные лидеры заявили, что такие проверки обычно проводились раз в два года, но, как сообщается, некоторые инспекционные визиты следовали за обычной подачей заявлений на продление регистрации. Потому что большую часть года религиозные организации оставались закрытыми из-за COVID-19.ограничения пандемии, по словам религиозных групп, правительство не проводило дополнительных проверок, помимо обычных.
Не было сообщений о том, что местные власти ограничивали участие несопровождаемых несовершеннолетних в христианских религиозных службах из-за заявленных опасений «промывания мозгов», как в прошлые годы, хотя из-за ограничений COVID-19 церкви приостановили личные религиозные службы на большую часть года . Детям до 16 лет для участия в церковных мероприятиях в некоторых районах требовалось письменное разрешение родителей. Правительство требовало от церквей хранить этот документ в церковных архивах и предоставлять его по запросу. По словам христианских групп, правительство более строго применяло это требование к христианским группам по сравнению с другими религиозными группами.
Некоторые иностранные граждане по-прежнему сталкивались с трудностями при получении религиозных виз. Некоторые религиозные группы отметили, что, поскольку закон требует, чтобы религиозные группы нанимали не менее пяти местных сотрудников на каждого спонсируемого иностранного работника, некоторые группы не могли позволить себе нанять достаточное количество местных сотрудников, чтобы соответствовать этому коэффициенту найма. Христианские группы сообщали, что иностранные миссионеры, стремящиеся въехать в страну, часто делали это по нерелигиозным визам (таким как студенческие, учительские или деловые визы), что по закону ограничивало их деятельность, разрешенную по религиозным визам. Они заявили, что непоследовательное толкование видов деятельности, которыми они могли заниматься на законных основаниях, делало их уязвимыми для депортации, хотя в течение года о таких случаях не было известно.
Срок действия религиозных виз по-прежнему увязывался с регистрацией религиозной организации, что, по словам некоторых христианских религиозных групп, приводило к дополнительным процедурам получения визы или проблемам с ее продлением. Иностранные граждане не могли получить или продлить религиозную визу, если их религиозная организация уже не была зарегистрирована или продлена. Срок действия визы соответствовал и не мог превышать срок действия регистрации организации-спонсора владельца. Закрытие границ, связанное с COVID-19, также создало проблемы для религиозных групп, стремящихся спонсировать иностранных религиозных деятелей.
Из-за пандемии COVID-19 правительство большую часть года запрещало все религиозные мероприятия с личным присутствием. Однако, начиная с октября, религиозные организации снова могут проводить богослужения на дому при условии, что они подпишут «соглашение об ответственности» с местными органами власти, включая их обязательство соблюдать ограничения и меры предосторожности, установленные правительством. Несколько религиозных групп заявили, что решение правительства сохранить ограничения на религиозные службы спустя долгое время после снятия ограничений на деятельность в помещении для других учреждений, таких как рестораны и кинотеатры, продемонстрировало дискриминацию в отношении религии. Христианская группа сообщила, что к концу года не все церкви вновь открылись для внутренних служб, поскольку процесс запроса и получения одобрения соглашения занимал время и требовал проверки помещений местными властями.
В то время как закон разрешал гражданам, возражающим против военной службы по этическим или религиозным соображениям, проходить альтернативную гражданскую службу, представитель Свидетелей Иеговы заявил, что этот альтернативный вариант по-прежнему требует участия гражданина в двухнедельных военных учениях, организованных военным руководством соответствующего населенного пункта. Ассоциация заявила, что другой альтернативой обязательной военной службе была оплата эквивалента расходов, связанных с годовым обучением и содержанием одного солдата, что является чрезмерным финансовым бременем, неподъемным для большинства ее членов. Никто из членов общины Свидетелей Иеговы в этом году не был призван на военную службу из-за пандемии.
В январе 54 депутата представили в парламент законопроект о возмещении расходов на восстановление материального и нематериального буддийского наследия. Стремясь устранить физический и культурный ущерб от коммунистического правления в 1930-х годах, законопроект предусматривал выделение 0,1 процента государственного бюджета на проекты, направленные на восстановление материального и нематериального культурного наследия буддийской религии. Постоянный комитет парламента отложил обсуждение законопроекта на неопределенный срок, сославшись на бюджетные ограничения. Правительство продолжало выделять средства на восстановление нескольких буддийских объектов, которые, по его утверждению, были важными религиозными, историческими и культурными центрами.
В январе Государственный аналитический центр Национального института исследований в области безопасности опубликовал статью под названием «Религиозная концепция и угроза терроризма», в которой изучались потенциальные риски иностранных религий. Он пришел к выводу, что иностранные религии в стране достигли уровня, который может повлиять на национальное единство и суверенитет, и предложил государству «уважать господство буддийской религии для поддержания единства народа Монголии и наследия традиционной культуры».
Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания
Религиозные лидеры различных конфессий приводили примеры негативного отношения населения к «иностранным» религиозным группам, термин, который, по их словам, иногда использовался для обозначения небуддийских и нешаманских религиозных групп. В январском отчете НКПЧ содержалась жалоба, поданная в НКПЧ в отношении свободы вероисповедания за предыдущий год, в которой гражданин утверждал, что христианская церковь проводила «принудительный прозелитизм».
Религиозные группы, осуществляющие совместную гуманитарную и благотворительную деятельность. Например, Федерация мусульманских обществ Монголии и Церковь Иисуса Христа в октябре совместно реализовали гуманитарный проект в провинции Баян-Улгий. В рамках проекта стоимостью 60 миллионов тугриков (21 100 долларов США) детям в провинции Баян-Улгий были доставлены теплые одеяла, столы и стулья. В День Будды Пурнимы 26 мая монастырь Дашичойлинг и Церковь Иисуса Христа вместе очистили центральную площадь Улан-Батора, чтобы привлечь внимание общественности к религиозной терпимости. В нем приняли участие около 50 добровольцев из двух групп, и это событие широко освещалось в СМИ.
Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США
Посол и другие сотрудники посольства регулярно обсуждали вопросы свободы вероисповедания с государственными чиновниками и разделяли озабоченность правительства США по поводу трудностей с регистрацией и получением визы, о которых сообщают религиозные группы на национальном, местном и провинциальном уровнях. Посол и другие сотрудники посольства призвали должностных лиц активизировать усилия по защите свободы вероисповедания и подчеркнули ценность диалога между правительством и религиозными общинами во время встреч с парламентариями и высокопоставленными чиновниками в аппарате президента Хурелсуха, Министерстве иностранных дел, Министерстве юстиции. и внутренних дел, городской совет Улан-Батора, а также провинциальные и муниципальные органы власти.
Посол регулярно посещал религиозные места и храмы и встречался с местными религиозными лидерами в Улан-Баторе и во время своих поездок за пределы Улан-Батора. В ноябре посол провел круглый стол для религиозных лидеров буддийской, христианской, мусульманской и других конфессий в Улан-Баторе. В сентябре и октябре посол встретился с местными буддийскими, христианскими и мусульманскими лидерами в провинциях Баянхонгор и Дархан-Уул для межконфессионального обсуждения статуса свободы вероисповедания в сельской местности. В октябре посол принимал католических лидеров, чтобы узнать, как их община пострадала от COVID-19.связанные ограничения. Во время визитов в провинции Хэнтий, Ховд и Баян-Улгий в сентябре и октябре представитель посольства обсудил важность религиозной свободы и терпимости с властями провинции и встретился с местными буддийскими, мусульманскими и христианскими лидерами. Посольство также регулярно пропагандировало свободу вероисповедания в социальных сетях. Например, посол написал в Твиттере на монгольском и английском языках о своих посещениях религиозных объектов и встречах с религиозными лидерами различных религиозных общин страны.
Религия в Монголии
Желтоголовый буддизм начал проникать в Монголию из Тибета во второй половине 16 века.
Буддизм:
Буддизм в форме желтой шляпы Буддизм или ламаизм, продолжающие проникать в Монголию со второй половины 16 го века. Согласно монгольскому буддийскому учению, говорится, что небесный отец благословил весь мир и что есть тот, кто может сказать: «Я владею миром». Буддизм учит «природе разума» и что если добрые дела сделано, они будут иметь хорошие результаты. Точно так же, если совершаются плохие дела, они будут иметь плохие результаты. Буддизм проповедует о них как о «десяти грехах черных деяний» и «десяти белых деяниях». Грехи делятся на дела, которые совершаются телом с помощью речи или умом с помощью мыслей. Грехи, совершенные мыслями, включают размышления о плохих вещах с злыми мыслями, коррупцию, преднамеренное или преднамеренное совершение преступления, планирование агрессивной войны и т. д. Говорят, что буддизм считает, что мысль предшествует как телу, так и речи. Злые помыслы они считают результатом многочисленных страданий и неизбежных случайностей и несчастий. Для обозначения таких негативных чувств используется термин «нирвана» (жадность, гнев, сопротивление, идеология). Буддизм утверждает, что если мы сможем систематически удалять эти сильные желания или жадность из ума, мы можем стать полностью просветленными людьми. С просветлением мысли станут чистыми и чистыми и достигнут высоты блаженства. Буддизм также учит, что если люди проявят милосердие, позволив животному жить, они обретут заслуги в своих будущих жизнях.
С тех пор, как буддизм начал проникать в Монголию, в основном монголы верят в буддизм. Но монгольский буддизм отличается от тибетского буддизма. Монгольский буддизм связан с монгольским традиционным образом жизни. До 1930 г. 40% мужского населения составляли ламы (монахи). Между коммунистическими чистками 1930-1940 гг. русские и монгольские солдаты разрушили около 700 монастырей и храмов. До 1990 года в Монголии закрылась любая религия. После демократического движения в 1990 году вновь открылись все религии. В 2002 г. в Монголии действовало около 180 религиозных храмов и церквей, а также более 110 буддийских монастырей и храмов и около 70 христианских церквей в Монголии.
Буу (Шаман):
Монгольские классические произведения, такие как «Тайная история монголов», содержат подробные сведения о мужчинах и женщинах-шаманах, служащих экзорцистами, целителями, вызывающими дождь, некромантами, прорицателями и официальными лицами. Шаманские практики продолжаются в современной монгольской культуре.
Духовная иерархия в родовом монгольском обществе была сложной. Высшая группа состояла из 99 тэнгри (из них 55 доброжелательных или «белых» и 44 устрашающих или «черных»), 77 натигаев или «матерей-земель», кроме прочих. Тенгри призывались только вождями и великими шаманами и были общими для всех родов. После них господствовали три группы духов предков. «Владыки-Духи» были душами вождей кланов, к которым любой член клана мог обратиться за физической или духовной помощью. В «Духи-покровители» входили души великих шаманов (ĵigari) и шаманок (abĵiya). «Духи-хранители» состояли из душ меньших шаманов (бёге) и шаманок (идуган) и были связаны с определенной местностью (включая горы, реки и т. д.) на территории клана.
В 1990-х годах была создана форма монгольского неошаманизма, придавшая более современный подход к шаманизму. Среди бурят-монголов, живущих в Монголии и России, распространение шаманов с 1990 года является ключевым аспектом более масштабной борьбы бурят за восстановление своих исторических и генетических корней, что было подробно задокументировано Иппеем Шимамура, антропологом из Университет префектуры Сига в Японии.