Разное

Украинцы религия: Религиозные предпочтения населения Украины — Украина — Исследования

Содержание

«Просто православные». К какой церкви себя причисляют жители Украины и кому из религиозных лидеров доверяют – соцопрос

Поделиться

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Украинская социологическая служба «Центр Разумкова» завершила исследование, посвященное отношению жителей страны к церкви. Такой опрос социологи проводят каждый год.

Согласно новым данным, в Украине 66% верующих людей. Это самый низкий показатель с 2010 года. Тенденция к снижению наметилась в начале 2010-х годов, но в 2014-м социологи зафиксировали всплеск религиозного самосознания. Верующими себя тогда называли 76% опрошенных: исследователи связывали это с экстремальными условиями и общим напряжением в стране.

В 2019 году среди украинцев моложе 24 лет стало значительно меньше религиозных: сейчас – 51,6%, согласно прошлогоднему исследованию – 65%. Люди старшего возраста чаще называют себя верующими, такой ответ дали 69,8% опрошенных старше 60 лет. Женщины более религиозны, чем мужчины: 72% против 58%.

К какой церкви причисляют себя украинцы

Большинство опрошенных называют себя православными (64,9%). Это минимальный показатель за 19 лет проведения исследований: в 2010 году было 68,1% православных, в 2014 – 70,2%, в 2018 – 67,3%.

Почти каждый десятый в стране – греко-католик (9,5%). Иудеев, мусульман, римо-католиков и протестантов – 0,1%, 0,1%, 1,6% и 1,8% соответственно.

Интересна еще одна группа – «просто христиане», это 8% опрошенных. Так себя могут идентифицировать разные протестантские деноминации. Дело в том, что в Украине зарегистрировано около 10 тысяч протестантских организаций – около трети всех религиозных организаций в стране. Если это предположение верно, то количество протестантов может значительно превышать 1,8%.

Среди православных лидирует с небольшим отрывом новая автокефальная церковь (ПЦУ – Православная церковь в Украине). Ее сторонники – 13,2% всех опрошенных. У церкви Московского патриархата – 10,6%. Еще 7,7% называют себя прихожанами Киевского патриархата (УПЦ КП).

После получения ПЦУ Томоса об автокефалии в январе 2019 года киевский патриарх Филарет остался недоволен тем, что больше не руководит церковью. Он попытался восстановить старую церковную структуру и вновь ее возглавить. Среди духовенства сторонников этой идеи почти не было. Но поддержка церкви Киевского патриархата некоторыми верующими демонстрирует, что усилия Филарета были не совсем напрасны. Действия патриарха одобряют 15,5% опрошенных. Еще по трети либо осуждают, либо их этот вопрос вообще не интересует (28,7% и 29,1% соответственно).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Православный раскол по-украински. Синод в Киеве не смог убедить патриарха Филарета, что он больше не главный

Если в 2018 году паствой Киевского патриархата считали себя 28,7% опрошенных украинцев, то в этом году две церкви (УПЦ Киевского патриархата и ПЦУ) вместе набрали 20,9% «сторонников». Часть верующих «перекочевали» в группу «просто православный», не желая причислять себя ни к какой церковной юрисдикции: в 2018 году в этой группе было 23,4% опрошенных, в 2019-м – 30,3%.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Филарет вербует епископов. Раскол в украинском православии продолжается

Снижение количества верующих, которые поддерживают Московский патриархат, – довольно устойчивый тренд, и началось это не в 2019 году. Ежегодно людей, которые говорят о себе как о прихожанах РПЦ МП, становится на несколько процентов меньше. В 2010 году их было 23,6%, в 2019-м – 10,6%.

Ходят ли верующие в церковь

Если показатели религиозной самоидентификации, согласно исследованию социологов, падают, то религиозное поведение наоборот становится популярнее. 52% респондентов посещают церковные службы, 23% из них ходят в церковь раз в неделю или чаще. Социологи перепроверили эти данные, спросив у каждого респондента, был ли он в церкви в минувшее воскресенье. Утвердительно ответили 21% опрошенных.

Каждый десятый украинец регулярно материально поддерживает церковь. Причем уровень поддержки зависит от региона. На востоке страны он ниже (5,6% опрошенных жертвуют церквям), а на западе – выше (21,9%).

Кому из религиозных лидеров доверяют украинцы

Жители западных областей Украины больше доверяют церкви, чем их соотечественники на востоке: 83% против 32%. Отдельно задавался вопрос, считают ли украинцы церковь моральным авторитетом. На него утвердительно ответили почти 65% респондентов на западе и только 28% на востоке.

Среди мировых религиозных лидеров украинцы доверяют не кому-то из православных иерархов, а папе римскому Франциску: положительный баланс составил +26,3 процентных пункта (доверяют 41,5% процент, не доверяют 15,2% процента опрошенных).

Первый руководитель новой автокефальной церкви митрополит Епифаний занял второе место в рейтинге доверия (+19,9 процентных пунктов), на третьем – Вселенский патриарх Варфоломей (он возглавляет Константинопольский патриархат; +15,4 процентных пунктов), на четвертом – глава греко-католиков Украины архиепископ Святослав (+12,1 процентный пункт), на пятом – митрополит Московского патриархата в Украине Онуфрий (+10,3 процентный пункт) и, наконец, на шестом – почетный патриарх Филарет (+2. 8 процентный пункт).

Единственный религиозный лидер, уровень недоверия к которому превышает уровень доверия, – это глава РПЦ патриарх Кирилл (–28,9 процентный пункт). Даже среди последователей церкви Московского патриархата в Украине больше людей не доверяют патриарху Кириллу, чем доверяют: 38,8% против 35%.

Нужно ли слияние церкви с государством

Более двух третей опрошенных (69,2%) социологами украинцев считают, что в стране соблюдается религиозная свобода и равенство разных вероисповеданий перед законом. Почти половина опрошенных (47,9%) заявили, что церкви злоупотребляют предоставленными им правами и свободами.

Интересно, что почти 80% верующих Московского патриархата в Украине также поддерживают точку зрения о соблюдении в стране религиозной свободы. Это заметно отличается от того, что говорит патриарх Кирилл и высшее руководство Русской православной церкви: они утверждают, что в Украине верующие Московского патриархата подвергаются религиозным гонениям, дискриминации по религиозному признаку и даже геноциду.

Поводом для таких громких заявлений стал принятых украинским парламентом закон, который облегчил процедуру смены юрисдикции для религиозных общин. После этого и после получения Томоса общины Московского патриархата стали переходить в ПЦУ. РПЦ называет это рейдерством, а ПЦУ – естественным правом общин на самоопределение.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Церковь на выбор. Как будет работать украинский закон о религиозных общинах

Украинцы не хотят менять тот факт, что церковь отделена от государства. Многие опрошенные видят в государственной религии угрозу свободе совести и путь к дискриминации. Также украинцы против преподавания религии в школах, лишь 13% респондентов поддерживают эту идею.

15,5% участников исследования считают, что церкви нужно обложить налогами.

Использование церковной темы политиками в предвыборных кампаниях и в качестве способа повысить рейтинг не поддерживают 38% респондентов, а еще 41% равнодушно относятся к этому. Две трети (71%) опрошенных украинцев ожидают от религиозных лидеров, что они встанут на защиту самых бедных, если власти будут их притеснять.

Рекомендуем

  • Как обойти блокировку?

Религия и религиозность в Украине (статистика и общий обзор)

Период после 1991 года, когда разрушилась система государственного атеизма, когда были сняты ограничения на религиозную жизнь, характеризуется в Украине бурным ростом институционной структуры разных религиозных направлений. В этом отношении довольно показательными есть последние десять лет, на протяжении которых количество религиозных организаций постоянно возрастало. В 1999 году их насчитывалось 21134, в начале 2008 года их количество составляло уже 33 тыс. 841 единица .

 

Преобладающее большинство религиозных организаций в общей сложности 61% от их общего количества принадлежат к четырем церквам: Украинской Православной Церкви (УПЦ) – 34%, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) – 12%, Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) – 4%, Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) – 11%. Заметно представлены в Украине разнообразные протестантские направления, которые составляют 29% от всех религиозных организаций.

 

Соответственно количеству общин и распределяется количество священнослужителей: УПЦ – 9217, УПЦ-КП – 2940, УГКЦ – 2217, УАПЦ – 661. «Клирики» протестантских направлений составляют 42% от общего количества, причем некоторые протестантские направления количеством своих служителей приближаются, или даже превосходят УПЦ-КП и УАПЦ и УГКЦ. Так, Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов к началу 2008 года насчитывал 2964 служителя, в организации Свидетелей Иеговы – 2388, а во «Всеукраинском союзе церквей христиан веры евангельской-пятидесятников» их 2246.

 

Разрастается также и сеть воссоздания религиозных кадров. Ныне насчитывается 192 учебных заведения. Большинство из них находится в Киеве, Львовской, Донецкой, Одесской и Тернопольской областях. Соответственно увеличивается и количество лиц, обучающихся в этих заведениях (около 19 тыс. чел.).

 

Религиозные организации все более представляют себя в информационном пространстве страны. Количество периодических изданий неукоснительно возрастает и составляет сегодня около 400. Наибольшее количество периодических изданий принадлежит УПЦ – 106, а это 28% от общего числа. Однако протестантские периодические издания суммарно превышают эту цифру – на их долю приходится 138 изданий, что составляет 36%.

 

Таким образом, в последние годы наблюдается рост всех сегментов религиозной сети Украины. Что свидетельствует о наличии постоянного и до сих пор не удовлетворенного спроса на деятельность религиозных организаций, а соответственно и о потребности людей в религиозных ценностях и соответствующих практиках.

 

Так называемым традиционным, православно именующимся церквям Украины при наличии такой статистики и динамике ее роста есть о чем задуматься. Для сохранения «первородства», которое декларируется, усилия, увы, не прикладываются а, к сожалению, тратятся во внутренней борьбе и противостояниях.

 

Религиозность в Украине в европейском контексте

 

На протяжении XIX – XX веков религиозность в Европе претерпела существенных изменений: все меньшей становилась посещаемость церквей и присутствие религиозной символики в гражданской жизни, уменьшалось влияние на образование и политику католических, православных и протестантских церквей. Такие процессы вынуждали социологов ставить вопрос о постепенном исчезновении религии из жизни общества. Однако в конце XX века стало очевидным, что ситуация не столь однозначна: религия перешла большей частью в приватную сферу жизни людей, и по всей Европе мы видим полупустые церкви, но, одновременно, вера в Бога и бессмертие души так и не исчезли, вопреки прогнозам обществоведов. Украина в этом контексте занимает особое место. В СССР, кроме того, что имела место откровенная антирелигиозная пропаганда и карательные действия относительно верующих, была внедряема идеология, которая давала ответы на ряд вопросов, на которые обычно отвечала религия: ради чего жить, как делать нравственный выбор, с кого брать пример.

 

В начале нашего века известный американский социолог Питер Бергер подытожил, что необходимо признать, что нынешний мир «настолько же религиозен, как и всегда, а в некоторых местах религиознее, нежели ранее».

 

При рассмотрении религиозности в Украине в европейском контексте, констатируется факт, что в Украине 75% населения считают себя религиозными, т.е. принадлежат к определенной религии, а 23% идентифицируют себя как нерелигиозные .

 

По религиозности населения, Украина занимает 7 место среди европейских стран после Кипра (99%), Польши (93%), Португалии (86%), Ирландии (80%), Словакии (76%) и Болгарии (75%) . И это при том, что эти страны не пережили тех лихолетий воинствующего атеизма, которые выпали на долю Украины. За этим показателем существует выразительное отличие между Украиной и Россией – в последней менее половины признают свою принадлежность к определенной религии (вероисповеданию). Среди европейских стран она занимает 18 место с показателем 47% религиозного и 50% нерелигиозного населения.

 

Таким образом, Украина, за показателем принадлежности населения к определенным вероисповеданиям является одной из наиболее религиозных стран Европы. При этом для Украины характерны высший уровень религиозности среди женщин (95%), по сравнению с мужчинами (83%) и среди жителей сельской местности, по сравнению с городским населением. Одновременно с этим отсутствуют существенные различия между возрастными категориями, т.е. уровень религиозности молодежи и старшего поколения практически одинаков. Одинаковой является и религиозность населения с разным уровнем образования, а также социального положения.

 

Отличаются уровнем религиозности регионы Украины. В Западном регионе верующими себя именуют 97% населения, на востоке, юге и центре эта доля составляет 84%.

 

***

 

Конфессиональная структура в Украине рисует нам следующую картину. Абсолютное большинство верующих украинцев (91%) христианского вероисповедания (православные, греко-католики, протестанты). В частности 39% верующих относят себя к православной церкви (УПЦ, УПЦ-КП, УАПЦ), еще 44% указывают, что они православные без четкого определения (т.н. «нецерковные» православные), 8% — греко-католики. Таким образом, среди населения Украины, именующего себя религиозным, православные составляют 90%, греко-католики – 7,7%, протестанты – 1,1%.

 

К сожалению, высокий процент православно именующегося населения Украины – не показатель действительной, практической религиозности общества. Увы, большая часть тех, кто говорит, что он православный христианин не часто молится, если молится вообще, не берет участия в богослужениях, имея дома священные книги, иконы, не знает их предназначения и правильного употребления. Исходя из последнего, примечательно то, что предметы религиозных практик имеют дома более 90% верующих, причем половина тех, кто считает себя неверующим, также их имеет.

 

Социологические исследования показывают, что более половины всех верующих (57%) изредка посещают церковь: из них 42% — несколько раз в год, а 15% — один раз в год. Кроме того 20% не посещают церковь никогда или почти никогда, и только 8% верующих регулярно посещают богослужения. Более церковно активными являются женщины: постоянно посещают церковь 10% против 6% среди мужчин.

 

Согласно статистике, довольно неутешительной для православного, значительно чаще церковь посещают греко-католики: 31% — ходят туда постоянно и 38% — часто, тогда как среди православных это соотношение составляет 6% и 13% соответственно.

 

Верующие Украины также мало участвуют в мероприятиях своих приходов во вне богослужебное время. Не многие совершают паломничества .

 

Вывод

 

Таким образом, следует сделать вывод, что поле миссионерской деятельности православной Церкви в Украине далеко еще не освоено. Исходя из общей статистики, мы можем сказать, что Украина – христианское, православное государство. Но к сознательному принятию Христа и осмысленному исповеданию православия необходимо привести еще практически большую половину тех, кто крещен, кто идентифицирует себя православным, но не есть практикующим православным.

 

Выйдя из долгих лет атеистического ущемления Церковь, столкнулась с огромным количеством проблем, и первые годы были полностью посвящены их решению, проблемы же эти были часто чисто материального характера. Воссоздавалась церковная инфраструктура, восстанавливались, строились, реставрировались храмы. Несомненно, параллельно прилагались усилия для начала церковной проповеди, обращенной к обществу, а не к отдельным людям. Налаживался и совершенствовался механизм, однако, это техническая сторона. Принципиальным же для Церкви является то, чтобы слово Евангелия прозвучало убедительно сегодня для людей, оторванных от религиозной христианской традиции атеистическими десятилетиями. Задача Церкви сегодня заключается в том, чтобы люди осмыслили и приняли феномен веры не как историческую традицию, не как часть фольклора, а как мировоззрение, т.е. принять Евангелие умом и сердцем. Для того чтобы религия стала образом жизни людей, от времени констатации «я верующий» до момента реального воцерковления — путь величиной в жизнь. Однако по этому пути они должны идти не самостоятельно, это не их личная проблема, это проблема общецерковная, а церковь, к сожалению, испытывает острый недостаток в катехизаторской деятельности духовенства и практикующих мирян, которые также должны быть подспорьем священнику в воцерковлении «нецерковных» православных. Священник же, должен осознавая свою пастырскую ответственность перед Богом, на индивидуальном уровне вести вдумчивую индивидуальную работу с современным человеком. «Церковь относится к числу таких институтов, у которых очень обострено чувство ответственности. Но я бы хотел, — актуально замечает Святейший Патриарха Кирилл, — чтобы еще в большей мере этой ответственностью сегодня прониклись наши священнослужители».

 

Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Олександр (Драбинко)

Роль религии в войне России с Украиной

Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и многого другого.

Расширенный поиск

Поиск USIP. org

Тип контента
Публикация в блогеЦентрКурсЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияGC — Academy LandingGC — Продвижение курсаGC — EventGlossary TermGrantINPROL PublicationLanding PageNewsOnline CoursePagePersonProjectsPublicationPublic Education PageLibrary ResourceSite Notification

страны
Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-J Апан-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы-Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Тимор-Лешти-Тонга-Туркменистан-Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия- Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция-Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория -Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан-Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-Великобритания Ближний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко-Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен

Области проблем
Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здоровьеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь

Сортировать

Актуальность

Дата

Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.

Дом
▶ Публикации

Битва за духовную независимость Украины имеет глубокие корни в религиозной истории региона.

Четверг, 17 марта 2022 г.
/

Автор:
Эйдан Хьюстон; Питер Мандавиль, доктор философии.

Тип публикации:
Анализ и комментарии

Поделиться

Распечатать страницу

6 марта Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл произнес проповедь, которая традиционно знаменует собой начало православного поста. Однако самая заметная тема его проповеди имела мало общего с ежегодным периодом христианского поста. Вместо этого патриарх решил обратиться к теме, которая волнует всех: российское вторжение в Украину.

Женщина зажигает свечу в Спасо-Преображенском соборе в Виннице, Украина. 12 марта 2022 г. (Айвор Прикетт/The New York Times)

Духовный конфликт

В своей проповеди Патриарх Кирилл изобразил войну в резко духовных терминах: «Мы вступили в борьбу, имеющую не физическое, а метафизическое значение». Он изображал войну как борьбу «за вечное спасение» этнических русских.

Выступление доверенного советника президента Владимира Путина Патриарха Кирилла значительно отличалось от высказываний других международных религиозных лидеров. Вселенский православный патриарх Константинополя Варфоломей I открыто осудил войну в интервью турецким СМИ, заявив, что «весь мир против России». А перед толпой на площади Святого Петра в Ватикане Папа Франциск умолял: «Именем Бога я прошу вас: остановите эту бойню», назвав вторжение актом «неприемлемой вооруженной агрессии».

По всей Украине и среди украинской диаспоры лидеры Украинской православной церкви выступили с пламенным осуждением российского вторжения. Ясно, что в одном ограниченном смысле Патриарх Кирилл прав: конфликт в Украине — это не только вопрос ужасного насилия, но и конфликт с глубоко укоренившимся религиозным значением.

Роль религии в украинской идентичности

В длинной речи президента Путина перед вторжением он упомянул религиозные нарративы, лежащие в основе битвы вокруг украинской национальной идентичности. Путин заявил, что Украина является «неотъемлемой частью нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».

Утверждение Путина отражает общепринятую интерпретацию истории православия в России. Согласно этой точке зрения, русские и украинцы — один народ, происходящий из одного и того же христианского царства, возникшего в X веке. Согласно национальным историям обеих стран, князь Владимир I Киевский принял христианство в 988 году и основал набожное царство, которое стало предшественником современных государств Украины и России.

Этот факт не оспаривается. Но украинцы не согласны с утверждениями, подобными тому, что сделал патриарх Кирилл в письме Всемирному совету церквей, где он заявил, что украинцы и русские «происходят из одной киевской купели… и разделяют общую историческую судьбу».

По мнению большинства украинцев, заявления Путина и Кирилла игнорируют долгую историю независимости Украины, которая является фундаментальной для их национальной идентичности.

Он также игнорирует тот факт, что религиозный ландшафт Украины гораздо более разнообразен, чем принято считать. В то время как почти 80 процентов украинцев исповедуют православную конфессию, около 10 процентов населения — особенно на западе Украины — принадлежат к Украинской греко-католической церкви. Мусульмане, в основном крымскотатарского происхождения, составляют около одного процента населения Украины, наряду с исторически значимой еврейской общиной, насчитывающей около 200 000 человек, и небольшими группами христиан-протестантов.

Украина как поле религиозной битвы

Когда в XV веке Константинополь пал под османскими захватчиками, Православная церковь в Москве заявила о себе как о прямой наследнице единственной оставшейся «истинной» христианской церкви в мире, передав православные приходы на Украине под свою полную юрисдикцию.

Но с тех пор Украина стала полем битвы православных за власть, которая проистекает из этих первоначальных притязаний на власть России. После распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины некоторые голоса начали выступать за независимую Украинскую Православную Церковь. В то время эти крики остались неуслышанными.

Затем, после революции Евромайдана в Киеве в 2014 году, снова всплыл тот же разговор. Киевский патриарх Филарет обратился к Русской православной церкви с просьбой предоставить Украине автокефалию, но получил отказ. В знак неповиновения он решил основать независимую Православную церковь Украины без согласия Москвы и начал обращаться к приходам по всей стране с просьбой изменить свою лояльность. В ответ Москва отлучила Филарета от церкви и назначила своего Патриарха Украины в Харькове на востоке.

К 2018 году тогдашний президент Украины Петр Порошенко осознал политическое значение этого раскола между церквями. Он организовал петицию к Вселенскому Патриарху Варфоломею I, тем самым возродив многовековую борьбу между Москвой и Константинополем за верховную власть над мировым Православием. Варфоломей одобрил просьбу об автокефалии в Украине, благословив создание независимой Православной церкви Украины. В результате Русская Православная Церковь разорвала общение со Вселенским Патриархатом.

Вторжение ослабляет авторитет Московской Патриархии

Несмотря на это, Московский Патриархат остается наиболее распространенным объединением православных приходов в Украине, насчитывая примерно 11 000 приходов по сравнению с 7 000 независимой Православной церкви Украины. Таким образом, Московские Патриархии функционировали как важный механизм для осуществления жесткой власти России в стране в годы, предшествовавшие нынешнему вторжению.

Но нашествие буквально за несколько недель быстро подорвало позиции Московской Патриархии. Со дня вторжения в приходах по всей Украине имя Патриарха Кирилла не упоминалось в литургии. А священники решили развевать украинские флаги и читать проповеди, осуждающие насилие со стороны России, во всех регионах страны.

Некоторые Русские Православные Церкви в Европе объявили о разрыве связей с Московским Патриархатом. Даже митрополит Онуфрий, глава Московского Патриархата в Украине, обратился к Путину с призывом «немедленно прекратить братоубийственную войну» и обвинил его в «повторении греха Каина, который из зависти убил собственного брата». Позиция Русской православной церкви на Украине сегодня пошатнулась из-за продолжающегося российского насилия.

Тем временем, пока бушует война, мирные жители укрылись в церквях, поскольку международное право запрещает нападения на религиозные объекты. Но зданиям православных церквей и другим объектам, связанным с религией, наносится прямой ущерб по всей Украине. 1 марта российская ракета нанесла удар по Киеву недалеко от места проведения 1941 Резня в Бабьем Яру, где около 33 000 евреев были убиты нацистскими войсками за два дня. Затем 13 марта почитаемый монастырь XVI века в Донецке подвергся артиллерийскому обстрелу, оставив его поврежденным от неоднократных обстрелов. Здания были заняты беженцами и монахами во время нападений, некоторые из которых были ранены.

Подобные инциденты ставят под вопрос будущее православия в Украине. Если Украине в конечном итоге удастся дать отпор российским войскам, будущее российского патриархата кажется туманным. Однако, если Украина падет перед российскими оккупантами, независимая Православная церковь Украины, вероятно, столкнется с такой же неопределенностью. Таким образом, роль религиозных акторов в поддержании солидарности между экуменическими линиями имеет решающее значение для сохранения социальной ткани единой Украины и станет ключевым фактором миростроительства, если и когда замолкнут пушки.

Эйдан Хьюстон — научный сотрудник отдела религии и инклюзивного общества в USIP.

Связанные публикации

Успех. Это потенциальный результат, к которому США, Украина, союзные и партнерские правительства, а также представители частного сектора должны быть готовы противостоять. Украинские контрнаступления, поддерживаемые расширенной и ускоренной поддержкой США и их союзников, продолжают вытеснять российские войска с территории Украины, хотя и с меньшими темпами. Однако эти с трудом достигнутые успехи влекут за собой возможные проблемы, которые также необходимо решать.

Тип:
Анализ и комментарии

Глобальная политика

Совместное заявление лидеров на саммите G20, хотя и носило в значительной степени символический характер, показало, что «Россия гораздо более изолирована, чем мы, возможно, подозревали», — говорит Мэри Гланц из USIP, добавляя, что антиимпериалистическое оправдание России для война на Украине «не набирает оборотов, как мы думали».

Тип:
Подкаст

Анализ и предотвращение конфликтов

Когда во вторник ракета попала в польскую деревню, убив двух фермеров, война России с Украиной переместилась прямо на территорию союзника по НАТО. Непосредственная неопределенность включала в себя слухи в СМИ и заявление правительства Украины о том, что Россия нанесла удар по Польше, что может привести к прямому ответу НАТО и расширению войны. Эта непосредственная угроза уменьшилась по мере появления доказательств того, что украинская ракета ПВО отклонилась от курса, но этот инцидент показал, что опасность эскалации войны реальна. Единственное верное средство от этой угрозы — это прекращение Россией войны против Украины.

Тип:
Анализ и комментарии

Глобальная политика

С тех пор, как в феврале прошлого года Россия начала наступление на Украину, Индия и Китай перешагнули через забор, намекая на свою обеспокоенность глобальными последствиями войны, избегая при этом прямой публичной критики Москвы. Несмотря на риторический ужас и призывы к мирному урегулированию, ни один из них не продемонстрировал готовности дать осмысленный отпор путинской эскалации в Украине. Вместо этого две азиатские ядерные державы подходят к ситуации с осторожностью и расчетливой дипломатией для защиты собственных стратегических интересов — как в России, так и на Западе.

Тип:
Анализ и комментарии

Анализ и предотвращение конфликтов; Глобальная политика

Просмотреть все публикации

Религия в Украине

Религиозные убеждения в Украине — Обзор

Согласно Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях» религиозные организации в Украине представлены государству и светскому законодательству через свои религиозные центры и отделения, зарегистрированные в соответствии с с этим законом, а это означает, что сами религиозные организации не подлежат государственной регистрации и не являются юридическими лицами.

Географическое распределение религии в Украине неравномерно. Около 35% всех религиозных общин расположены в западных областях Украины, 23% — в центральной части, 17% — в южных областях. и только 9% — в восточных регионах. Таким образом, население восточной Украины в среднем является наименее религиозным.

По данным опроса, проведенного по заказу Международного центра перспективных исследований в 2014-2015 гг. , распределение религиозных верований по регионам Украины (за исключением Луганской области и АР Крым) выглядит следующим образом:

  • Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат) — 44,2%,
  • Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) — 20,8%,
  • Украинская греко-католическая церковь — 11%,
  • протестантов — 2,5%,
  • Украинская Автокефальная Православная Церковь — 2,4%,
  • Римско-католическая церковь — 1%,
  • Буддизм — 0,2%,
  • Язычество — 0,2%,
  • Ислам — 0,1%,
  • Иудаизм — 0,1%,
  • Прочие — 8%.

9.5% респондентов заявили, что они атеисты.

Православие в Украине

Православие исповедует большинство верующих в Украине, особенно в центральных, восточных и южных областях страны.

До 1686 года Киевская митрополия находилась в ведении Константинопольской Церкви, когда в связи с присоединением Левобережной Украины к Царству Российскому она была передана Московскому Патриархату.

С начала 19 века90-х годов, после распада Советского Союза и образования независимого Украинского государства, на территории Украины возникло несколько юрисдикций, именующих себя Православными Церквами.

Только Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) имеет канонический статус, но с участием властей Украины ведутся активные переговоры о создании на базе Украинской Православной Церкви (Киевского Патриархата) единой Православной Церкви Украины.

Основные Православные Церкви Украины:

  • Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) — часть Русской Православной Церкви, которая рассматривает Украину как часть своей канонической территории,
  • Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат),
  • Украинская Автокефальная Православная Церковь,
  • Старообрядцы.

В связи с военной агрессией России против Украины участился переход прихожан УПЦ (МП) в юрисдикцию УПЦ (КП), как в индивидуальном порядке, так и в приходах, и в различных регионах Украины.

Orthodox churches in Ukraine

St. Volodymyr’s Cathedral in Kyiv

Author: Enrico Antongiovanni

Annunciation Cathedral in Kharkiv

Author: Ivan Grab

Holy Resurrection Cathedral in Sumy

Author: Michael Девиченский

Католицизм в Украине

Численность католиков в Украине оценивается примерно в 4-5 млн человек, около 9% населения.

Главной характерной чертой украинского католицизма является преобладание греко-католиков над католиками латинского обряда. Украина – единственная страна в Европе, где католики восточного обряда преобладают над римо-католиками.

Украинские греко-католики принадлежат к Украинской греко-католической церкви — 3,71 млн по данным Annuario Pontificio (2010) и Русинской греко-католической церкви (Мукачевская епархия) — 380 тыс. человек.

Католицизм как западного, так и восточного обряда более распространен на западе Украины, хотя сеть католических приходов охватывает всю территорию страны. Украинские греко-католики составляют большинство населения Галичины (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области) и Закарпатья.

Протестантизм в Украине

В 2013 году на территории Украины насчитывалось 10 613 протестантских церквей — 28,7% всех религиозных организаций Украины. Со временем количество протестантов растет. В 2009 г. насчитывалось 9 595 протестантских церквей, что составляло 27,8% всех зарегистрированных религиозных организаций.

Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов — самая влиятельная протестантская церковь Украины. Вторым по количеству религиозных организаций протестантским объединением является Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской пятидесятницы. Третье – «Украинская унионная конференция Церкви адвентистов седьмого дня».

Общее количество протестантов в Украине около 1 125 000 человек. Каждую неделю протестантские службы посещают около 820 000 человек.

Другие религии в Украине

В Украине насчитывается более 145 000 человек, признавших себя Свидетелями Иеговы.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *