Уйгурские традиции: Create a Website | Tripod Web Hosting
Правила гостеприимства уйгуров | Этнос
Правила гостеприимства уйгуров: Если вы гость
1. При входе в дом, сразу проходите за порог, не стойте на нём.
2. Снимите обувь, когда заходите домой и оденьте тапочки, если вам их предложат.
3. Не ходите по ковру в тапочках.
4. Женщины приветствуют друг друга, касаясь обе щеки.
5. Мужчины обычно приветствуют друг друга крепким рукопожатием двумя руками или одной рукой за сердце, слегка поклонившись.
6. Мужчины и женщины, как правило, не пожимают друг другу руки в качестве приветствия и, безусловно, не прикасаются к щеке и не целуют. Это не означает, что вы не признаете их присутствия, тут просто нет необходимости прикасаться и не надо забывать что все таки уйгуры приверженцы ислама.
7. В качестве гостя, входящего в уйгурский дом, то лучше всего принести подарок — обычно это хороший ассортимент фруктов, яиц или несколько лепёшек хлеба с вкусным чаем.
8. Если вам предложили, вымыть руки, мойте их три раза и не стряхивайте воду, а вытрите полотенцем.
9. В более традиционных условиях, хозяин может усадить вас на почетное место, а затем принести таз и кувшин с полотенцем, чтобы вы вымыли руки. Поднимите руки над тазиком и позвольте вам лить воду на ваши руки три раза. Опять же, не трите руки и не стряхивайте воду. Вам должны дать полотенце.
10. Девушки, женщины не должны переходить или преграждать путь старшим.
11. За столом не ешьте много орехов, сушенных фруктов, печенюшек! Поскольку в самом начале трапезы это как бы перекус в ожидании горячих блюд когда вам подают горячий чай в маленьких пиалках который вы пьете маленькими глотками. Через некоторое время вам приносят сяй – это жаренные овощи с мясом, отмечу сразу что это очень вкусно. Опять же не переедайте, пока вы наслаждаетесь сяем, женщины готовят еще одно горячее блюдо, но уже более сложное. Еды будет больше, чем вы ожидаете.
12. Ешьте медленно и поддерживайте приятный разговор с хозяином дома.
13. Обязательно всегда вставайте и поприветствуйте когда в комнату входит незнакомый человек.
14. Не рыгайте и не высмаркиваетесь перед людьми.
15. Выпейте весь чай в пиалке перед тем как уехать.
Правила гостеприимства уйгуров: Если вы хозяин
16. Хозяин никогда не должен возвращать, принесенную вами тару с подарками пустой, даже если жена знает об этом он все равно должен ей напомнить что она должна положить те самые вкусные самсы, или свежие фрукты… И вы, как пришли с полной корзинкой так и возвращаетесь с полной корзиной, но уже наполненной другими вкусностями из дома в гостях которых вы побывали, т.е. практически идете домой опять же с полной корзинкой.
17. Лучшее место за столом дают гостю, а не хозяину.
18. В доме хозяина принято что бы на столе были разнообразные орехи, сушеные фрукты, печенье. Все это должно быть в гостиной готовой к принятию гостей в любую минуту.
19. Когда хозяин подает уйгурский хлеб (нан), он должно быть целым, но после того как все гости сядут за стол, вы должны его разломать в присутствии гостей.
20. Не бросайте остатки хлеба в мусор. Если он немного засох, то просто окуните его в чай. Если вы совсем не можете его съесть, то отдайте его своему домашнему питомцу.
21. Следите за тем, чтобы у гостя не заканчивался чай в пиале!
22. Ни в коем случае не используйте посуду, в которой есть царапина трещина, даже самая маленькая.
23. Хозяин (прежде чем предложить чай), будет наливать из чайника в пиалу, затем по круговой повертит несколько раз и затем сольет обратно в чайник. Итак он это сделает три раза. Первый раз восхваляет и благодарит Бога, второй раз святых духов и в третий раз просит за свою семью и за гостей, которые находятся в его доме(все это он проговаривает про себя).
24. Всегда подавайте гостю что-либо двумя руками. Гость в свою очередь так же должен принимать все от вас обеими руками
25. Избегайте политических или религиозных тем для разговора, если только вы не близкие друзья.
Уйгурская свадьба: традиции и обычаи
Опубликовано:
Уйгурская свадьба: Pixabay
Уйгурская свадьба — красочное празднество, которое проводят с учетом древних традиций. Оно состоит из трех этапов, каждый из которых по-своему важен. В чем их особенность и какие свадебные обычаи уйгуры сохранили до наших дней, подскажут исследователи традиций.
Сватовство
Жених отправляет сватов в дом невесты. Этой чести удостоены только мужчины. По традиции в первый раз семья девушки отказывает. Принято считать, что если родители сразу согласятся выдать дочь замуж, то сваты решат, что невеста не так уж хороша, поскольку от нее хотят избавиться как можно скорее.
Вскоре сваты вновь возвращаются, и теперь уже родители невесты готовы к переговорам. Однако не все так просто. Выясняется, что согласие нужно получить и от других родственников. Сватам вручают внушительный список родни, которую им предстоит посетить. Заручившись согласием всех родственников, сваты возвращаются, уведомляя о радостной новости родителей невесты.
Теперь наступает черед знакомства женщин двух семей. Проводится чаепитие, на котором подают в пиалах крепкий напиток. Его обязательно разбавляют молоком. Согласно поверьям, этот ритуал сделает супружескую жизнь крепкой и светлой.
Затем следует церемония под названием «татлык чай». Во время нее семья жениха преподносит родителям невесты подарки за то, что они приняли предложение будущего супруга.
Обязательно обсуждают, как пройдет предстоящее торжество. Назначают «селик» (подарки невесте и ее родне), куда входит и «анилик» — презент от жениха матери девушки.
В традиционных семьях на церемонию приглашают «жигит беши» — старейшину, который следит за соблюдением традиций и помогает уладить возможные конфликты.
Перед свадьбой родственники будущего мужа привозят продукты для проведения торжества в дом невесты. Также приводят быка с повязанным на рогах платком. Этот аксессуар девушка должна взять с собой на церемонию бракосочетания. Семьи приступают к подготовке к торжеству, а затем устраивают пир, на котором представители двух семей знакомятся друг с другом.
Вечером перед церемонией бракосочетания подруга будущей новобрачной забирает ее в свой дом на девичник, а жених отправляется к другу на мальчишник.
Уйгурская свадьба: YouTube/Faruh Malika
Свадьба и послесвадебные традиции
На следующий день с утра жених вместе с музыкантами приходит к дому дамы сердца. Однако войти он не может, поскольку подружки заперли невесту и требуют выкуп. Расплачиваться приходится не деньгами: жених и его свита должны поклониться по десять раз каждому человеку со стороны невесты.
Пока проходит этот ритуал, родственники невесты показывают ее приданое. Мать несколько раз проносит над головой девушки подносы с конфетами, фруктами. Обряд призван привлечь благополучие и защитить от зла. В завершение ритуала угощение разбрасывают вокруг, чтобы невеста жила счастливо.
Перед домом будущей жены соседи растягивают веревки, которые мешают гостям пройти. Таким образом они показывают, что девушка им дорога и так просто они ее отдавать не намерены. Чтобы преодолеть путь, участникам свадебной процессии предстоит перепрыгнуть через веревки или же задобрить соседей — одарить их сладостями и подарками.
Женщины и мужчины гуляют на торжестве врозь, а молодежь сидит отдельно от взрослых. Сначала в дом невесты приходят представители сильной половины человечества. Они ждут жениха и встречают муллу.
Как рассказывает Хуршида Тилляходжаева в статье «История древних семейных обрядов и культов народов Средней Азии», мулле поручалась религиозная часть мероприятия — обряд никях.
Отгуляв несколько часов, мужчины уступают место женщинам. Те вручают подарки и рассматривают приданое невесты.
Вечером пара отправляется в дом новобрачного, перед которым разжигают очистительный костер, как рассказывает Сергей Абашин в книге «Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана». Прежде чем войти в жилище, партнеры, взявшись за руки, три раза обходят его. Этот ритуал защищает супругов от семейных проблем и сглаза.
Войдя в дом, жену усаживают на козий мех и несколько раз бьют веником по спине. Согласно поверьям, этот обряд позволит женщине не уставать и быть умелой хозяйкой.
На следующий день в дом новоиспеченного мужа съезжаются все родственники новобрачной. Она меняет белое платье, в котором была на свадьбе, на традиционный уйгурский костюм.
Тургун Алмас в книге «Уйгуры» рассказывает, что на второй день свадьбы молодые угощают гостей кумысом и вареным мясом. После каждого тоста гости пускаются в пляс. Когда танцуют молодожены, их одаривают деньгами и платками, укладывая их на специальный поднос, который называется «орум».
Есть несколько традиций, которым следуют после проведения памятного праздника:
- Новобрачный с друзьями обходит родных, собирая подарки.
- В первую пятницу после свадьбы новоиспеченные супруги отправляются в дом новобрачной. Девушка встречается с матерью, расчесывает ей волосы и заплетает косы.
Молодожены на уйгурской свадьбе: YouTube/Faruh Malika
У уйгуров есть масса давних традиций, которых они придерживаются и по сей день. Свадебная церемония не стала исключением. Главным обычаям на торжестве следуют и традиционные, и современные семьи.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1744329-ujgurskaa-svadba-tradicii/
Уйгурское меньшинство Китая: культура, еда, история, города
Этот уйгурский танец показывает их грацию и веселье.
Уйгуры (/ви-гуры/) — древний космополитический народ, появившийся в Синьцзяне в результате миграции, расового смешения и влияния сотен тысяч воинов, торговцев и путешественников, проходивших через провинцию на протяжении тысячелетий. Путешественники в Синьцзяне любят свою еду и культуру.
Где живут уйгуры
- Китайский: 维吾尔 Wéiwú’ěr /way-woo-urr/
По оценкам, в Китае проживает от 11 до 15 миллионов уйгуров, и около 300 000 человек живут в соседних странах. В Китае подавляющее большинство проживает в Синьцзяне , большой провинции, занимающей 1/6 часть территории Китая. Но все больше и больше из них переезжают работать и учиться по всему Китаю или уезжают за границу.
Уйгуры в Синьцзяне сейчас составляют около 40 процентов населения. За последние 30 лет миллионы ханьских китайцев переехали в Синьцзян.
Самая большая концентрация уйгуров находится вокруг Кашгара, где проживает почти 4 миллиона уйгуров. В Урумчи их около 270 000, а Хэтянь — еще один преобладающий уйгурский регион. Турфан — древний уйгурский город, известный как аванпост и оазис старого Шелкового пути.
Уйгурская история
До монгольского завоевания 1200 г. н.э.
Шелковый путь сыграл большую роль в древней истории уйгуров и имеет непосредственное отношение к , сформировавшему их.
Уйгурский народ — смешанная этническая группа . Примерно с 500 г. до н.э. в районах бассейна Кашгара и Тарима было много миграций и вторжений, потому что основные транспортные пути проходили через коридор Ганьсу, длинную широкую долину, ведущую к бассейну реки Хуанхэ, и горные перевалы вокруг Кашгара. Так что в расовом отношении они частично ханьские китайцы, монголы, тохарцы и тиле.
Тиеле — группа племен, живших в районе озера Байкал и реки Енисей и распространявших свои владения на юг. Считалось, что они произошли от народа хунну. Их также называют «гаоче». Гаочэ означает «высокая повозка», потому что племена использовали тележки с большими колесами для передвижения при перемещении с места на место. Они были пастухами и разводили лошадей.
Однако из-за торговли на Шелковом пути регион Синьцзян стал космополитическим. 90 011 От династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) до эпохи династии Тан (618–907 г.) торговцы, торговцы и другие путешественники со всей Азии проходили через территорию, а иногда и селились. Различные персидские, тохарские, индийские и китайские влияния можно увидеть в произведениях искусства в буддийских пещерах, таких как Дуньхуан Могао и Турфан Безеклик, а также в обнаруженных артефактах.
Уйгуры изначально были христианами, буддистами и манихеями (древняя вымершая религия), но тюрки вторглись с запада и захватили власть около 1000 года нашей эры. Начиная с 1000 года, уйгуры постепенно стали исламский .
Постмонгольское завоевание
Около 1200 года Чингисхан ассимилировал уйгуров, чтобы они стали частью его быстро растущей монгольской империи. Он и его потомки возглавили монгольские армии, состоящие из монголов, уйгуров и других, для вторжения на запад и юг. После вторжения они заставили выживших принять свою культуру и заселили их территории путем вынужденной миграции.
Таким образом, он и его потомки распространили общую культуру на своих территориях в Евразии. После распада больших монгольских империй из осколков возникли различные тюркские этнические группы на большом пространстве Западной Азии и Средней Азии. Они говорили на родственных тюркских языках.
В районе Синьцзяна развился уйгурский язык. Это язык, родственный другим тюркским языкам. Уйгуры используют персидский алфавит для написания своего языка. Использование ими персидского алфавита привело к серьезным изменениям в их языке, начиная примерно с 10 века и позже.
За последние несколько сотен лет уйгуры зарабатывали на жизнь сельским хозяйством . До тех пор, пока империя Цин (1644–1912) не уничтожила Монгольское Джунгарское царство в 1761 году, уйгуры не жили на большей части северной половины Синьцзяна. Империя Цин поселила их на большой территории для обработки земли, и так был основан Урумчи.
Теперь , Уйгуры являются крупнейшим производителем винограда в Китае. Возделывают и выращивают виноград в Турфанской котловине. Кроме того, они также производят большое количество различных культур, таких как рис, кукуруза, зерно и хлопок.
Уйгурская еда и диета
Приготовление лепешек нанг
Уйгурская кухня известна своей вкусностью и недорогостью во всем Китае, где уйгуры открыли рестораны. Однако самая аутентичная уйгурская еда находится в Синьцзяне. Они любят есть много овощей и фруктов, а в Синьцзяне вы найдете более аутентичные мясные блюда, такие как жареная баранина, ростбиф, молочные продукты, хлеб, выпечка и кексы, приготовленные с большим количеством орехов и фруктов.
Блюда: Типичные аутентичные блюда Синьцзяна включают много мяса, например, баранину, говядину и курицу. Исламские правила запрещают алкоголь и свинину. Завтрак может включать дыни, фруктовый джем и чай с молоком. Нанг, уйгурская лепешка, похожая на индийский наан, обычно едят во время еды или в качестве закуски.
Перед ужином все члены семьи должны вымыть руки . Младшие сидят со старшими членами семьи. Принято съедать весь рис , который им подают при каждом приеме пищи, и оставлять рис несъеденным может считаться оскорбительным. Для получения дополнительной информации об уйгурской кухне см. раздел Еда западного Китая.
Уйгурская одежда
Уйгурский женский костюм
Последствием пребывания на Шелковом пути является то, что уйгурская высокая мода означает атлас и шелк. Женщины носят шелковые шарфы, а те, кто может себе это позволить, могут носить шелковые тапочки, особенно в помещении. Хлопчатобумажные ткани могут иметь шелковую вышивку.
Уйгуры традиционно выращивают хлопок, и одежда из хлопка является их традиционной повседневной одеждой. Уйгурские женщины обычно носят цельные платья с яркими жилетками и мешковатыми рукавами. Они подчеркивают их шелковыми шарфами. С другой стороны, мужчины обычно носят платья с длинным шарфом вокруг талии.
Уйгуры никогда не выходят из дома без шапки. Кепки — самый важный предмет одежды для уйгуров. Женщины любят наносить рисунки на свои кепки. К ним часто добавляют красочную вышивку и картинки.
Уйгурские женщины также любят носить ожерелья, серьги и браслеты. Они держат волосы длинными. Замужних и одиноких женщин можно отличить по косам. Замужние женщины носят только две косы. Одинокие женщины могут носить столько косичек, сколько захотят.
Уйгурские обычаи и традиции
Танцы и музыка
уйгурских женщины танцуют и выступают публично.
Большинство уйгурских обычаев и традиций восходят к исламу. Однако уйгуры отличаются от многих мусульман тем, что они очень любят танцы и музыку, а женщины выступают публично. Обычно они не закрывают лица. Популярны уйгурские музыкальные ансамбли.
Брачная таможня
Пары, которые планируют вступить в брак, должны пройти брачное собеседование и церемонии заключения брачного контракта . Это способы проявить благоразумие и уважение к брачному обряду.
Традиционно молодой человек, который действительно хочет жениться на конкретной женщине, должен сначала пойти на собеседование. Это правило также распространяется на родителей, которые хотят заключить брак по расчету для своего сына. Собеседование подтвердит, что жених знает о будущей супруге все. Это включает в себя их возраст, личность и членов семьи.
Мужчина может сделать предложение руки и сердца женщине, когда почувствует, что готов. Когда женщина соглашается на это, они должны сообщить об этом членам своей семьи. Затем следует брачное интервью. Это их способ сделать отношения публичными и законными.
Другие таможни
Уйгуры считают, что входные двери не должны смотреть на запад. Они также считают, что правильный способ сна — лежать на спине головой на восток. Друзья-мужчины должны пожимать друг другу руки при встрече. Они также касаются своей груди обеими руками.
Женщины также должны приветствовать при встрече и прощании . Очень важно принимать подарки обеими руками. Это показывает уважение и признательность. Вежливость очень важна в их культуре.
Уйгурская архитектура
Для уйгуров в Турфане подземные акведуки были их монументальными архитектурными шедеврами.
В суровом пустынном климате Таримской котловины, где уйгуры жили на протяжении большей части своей истории, адекватное и надежное снабжение водой было необходимо для их выживания.
Водная система Турфан Карез, которая снабжала водой их город и поля, считается историческим шедевром и отмечена как один из трех величайших древних ирригационных проектов Китая.
Уйгурские Здания
Уйгуры не строили больших надземных архитектурных сооружений. Но Суган Та или Минарет Эмин по-прежнему выделяется. Он был построен в 1778 году из сырцовых кирпичей. Он уцелел, потому что почти не идет дождь, и известен своей простой элегантной земляной красотой .
Уйгурские фестивали и праздники
Фестиваль Корбан — самый важный исламский праздник в их ежегодном календаре. Отмечают его в десятый день второго месяца исламского календаря. Это их шанс выразить свою благодарность и веру в свою религию. Это самая важная часть года, когда они проводят самые большие церемонии поклонения.
Они всегда следят за тем, чтобы хорошо подготовиться к этому дню. Прежде чем наступит день, они убирают весь свой дом. Они также готовят свой скот. Люди просыпаются рано утром в день фестиваля. Они убираются и одеваются. После этого они стекаются в местные мечети для поклонения. Они не должны есть в течение половины этого дня.
Когда церемония заканчивается, люди идут домой и готовят скота к забою . Мясо поровну разделить на три части. Первая часть предназначена для семьи, которая владеет скотом. Другая часть предназначена для родственников или друзей, а остаток отдается в качестве пожертвования. Каждая семья, которая может себе это позволить, обязательно отдает часть бедным мусульманам.
После традиционной трапезы они идут встречать своих родственников и друзей. Самая ожидаемая часть фестиваля — вокально-танцевальных представлений . Это открыто для всех, чтобы увидеть в общественных местах. Благодаря фестивалю укрепляются семейные и дружеские узы.
Путешествие с нами по уйгурским районам
Верблюды ждут, когда вы сядете.
Хотите посетить уйгуров? Наши опытные гиды знают маршруты и красивых людей, которых можно встретить. Они знают, что обязательно нужно увидеть в Урумчи, Турфане, Кашгаре и на обширных просторах Синьцзяна.
Важно, чтобы с вами был местный и опытный гид, чтобы соответствовать правительственным постановлениям, а также обеспечить теплый прием среди этих чувствительных, традиционных людей.
Наши эксперты по турам обеспечивают тщательное логистическое планирование и консультации для тура по Синьцзяну, который соответствует вашим интересам .
- Вдоль Великого Шелкового Пути — Наш 11-дневный тур по Сианю, Чжанъе, Дуньхуану, Турфану, Урумчи и Кашгару является наиболее популярным маршрутом Шелкового Пути.
- Вдоль Великого Шелкового Пути — это 12-дневное путешествие из Сианя в Кашгар с остановками в Чжанъе, Дуньхуане, Турфане и Урумчи.
- Наш настраиваемый приключенческий тур по Шелковому пути поможет сформировать ваше собственное путешествие по Шелковому пути.
Все эти туры могут быть персонализированы. Сегодня Шелковый путь по-прежнему рассказывает много историй о древних временах и обмене культурами. Мы будем рады организовать для вас тур по Шелковому пути.
«Это наш голос»: культурные репрессии Китая стирают уйгурские традиции | Статья
В четверг Уйгурский трибунал вынес обвинительный приговор в отношении нарушений прав человека, предположительно совершенных китайским государством в Синьцзяне. За последние месяцы этот лондонский народный трибунал заслушал показания международных ученых, а также выживших в китайском заключении и «лагерях перевоспитания».
Хотя постановление не имеет юридической силы, его цель состоит в том, чтобы привлечь внимание к обращению с уйгурами, казахами и другими тюркскими мусульманами на северо-западе Китая. Рэйчел Харрис, британский этномузыковед и специалист по уйгурам, охарактеризовала стратегию государства как попытку «опустошить целую культуру и запугать целый народ».
Много написано об уничтожении уйгурского наследия: мечетей и святынь, старых городских центров и традиционных могильников. Чтобы понять, какое нематериальное наследие теряется — что буквально замалчивается — на фоне этого уничтожения бульдозерами, я взял интервью у 10 специалистов, среди которых были как уйгуры в изгнании, так и международные ученые с большим опытом работы на местах.
В мусульманских саундскейпах по всему миру азан является самой заметной нотой. Призывы к молитве, однако, давно отсутствовали в городской уйгурской жизни, и теперь, как сообщается, даже личная молитва приглушена. В рамках политики под названием «становление семьей» правительственных чиновников отправляют оставаться в уйгурских домах, чтобы искоренить все, что считается незаконным (владение книгами на уйгурском языке, ношение традиционной одежды).
Традиционные уйгурские музыканты в магазине в Кашгаре. Фотография: Christopher Pillitz/Getty Images
Академики и деятели поп-культуры исчезли в массовом порядке среди примерно 1,5 миллиона человек, содержащихся в лагерях «перевоспитания», с детьми в возрасте одного года, разлученными с родителями и помещенными в штат мандаринского языка. детские дома. В школах запрещено преподавать уйгурский язык, и, как сообщается, с 2017 года в Китае не издается ни одной книги на уйгурском языке. «Раньше люди хоронили свои книги, — говорит мне американский фотограф Лиза Росс, — но теперь они боятся даже этого делать». ». В стремлении отрезать коренную культуру уйгуров уйгурский язык, звук и музыку исключают из общественной и частной сфер.
Когда Даррен Байлер, антрополог из Колорадо, жил в Урумчи в начале 2010-х годов, вечеринки в студенческих домах, которые проводились в основном по выходным, всегда включали всех вместе, занимающихся музыкой. Друзья приносили инструменты. Люди всегда пели. «Все — поэты, — говорит он. «Люди мыслят поэтически». Как тюркский язык, уйгурский является агглютинативным, объясняет Байлер, поэтому они часто забавлялись, добавляя рифмующиеся суффиксы к концам своих слов. Эта вербальная ловкость определяет древние формы повествования, такие как эпический дастан — устные рассказы, — которые паломники слышали на фестивалях в пустыне Такла-Макан. Это также породило яркую местную хип-хоп сцену в Урумчи, о которой узнал Байлер.
Теперь все собрания — публичная молитва, мазар (святыня) фестивали, традиционные вечеринки мешрепа, хип-хоп шифровки, даже футбольные матчи — объявлены вне закона.
Разрушение построенной структуры делает видимым демонтаж более абстрактных культурных сооружений. Показательным примером являются мазары, которые разбросаны по всей пустыне, а также в городах и поселках. Перед разрушением эти святыни были закрыты. Это привело к закрытию сельских общинных структур и древних культурных практик, которые их активизировали.
Мазарские фестивали будут проводиться каждый четверг в определенные периоды года: например, в течение сезона шелковицы в храме Имама Асима или во время сезона винограда в храме Кок Марим. Начиная с начала 2000-х Росс активно документировал мазар. Она сфотографировала горы молитвенных флажков ручной работы и религиозные предметы, прикрепленные к деревянным шестам, которые каждый день приносили паломники – десятки тысяч их – каждый год.
Разгон… Полицейские стоят на страже в старом городе Кашгара. Фотография: Томас Питер/Reuters
Уйгурский ученый, пожелавший остаться неназванным, описывает, каково было находиться там. У Имама Асима стояли горшки-тандыры размером с маленькую комнату, в которых стайка мужчин с лопатами мешала похлебку под названием шейланг. Паломники добавляли все, что могли (овца, которую они привезли на убой на месте, одно рисовое зернышко).
А звук? «Это похоже на свадьбу и похороны, происходящие одновременно», — говорит мне ученый. Будут эпические сеансы дастана, истории, напоминающие паломникам о том, зачем они пришли и откуда. Там будут танцы, барабанный бой, пение, плач, молитвы. «Это то, чего вы больше нигде не услышите».
Когда Харрис и Рахили Давут — эксперт по уйгурскому фольклору, пропавший без вести четыре года назад и чье тюремное заключение было подтверждено, — посетили крупнейшую и старейшую святыню, Ордам Падиша, в 1995 году, они написали, что государственная оппозиция святыням, возможно, заключается в сфере эстетики – зрелищ и звуков, – а не в ответ на какую-либо политическую угрозу.
Место было закрыто для публики в 1997 году, и теперь спутниковые снимки показывают, что оно было полностью разрушено. Имам Асим тоже. Австралийский институт стратегической политики оценивает количество мечетей, мазаров и кладбищ в Синьцзяне, которые были повреждены или разрушены с 2017 года, до 80%.
В другом месте была создана переработанная версия живой уйгурской культуры. Этот процесс лучше всего иллюстрируется тем, что произошло с meshrep. В этой уникальной уйгурской праздничной традиции музыка и рассказывание историй используются для передачи культурных или моральных знаний. Но когда в 2009 году Китай потребовал включить мешреп в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, Харрис, выступавший в качестве официального эксперта, выступил против.
«Я думала, что единственный способ сохранить мешреп — это фольклорное представление», — говорит она. Тем не менее ЮНЕСКО предоставила Китаю желаемый статус наследия, и Китай сразу же запретил массовые собрания. В деревнях появились санкционированные государством мешреп-центры с фресками с лозунгами: «Танцуем все»; «Добро пожаловать в наш мешреп» — это разъясняет понятие «здорового» (то есть приемлемого) мешрепа, а что нет. Религиозная лирика переписывается как революционный патриотизм. Уйгуры вынуждены присутствовать.
«Пустые сосуды»… женщины, одетые в этнические казахские костюмы, выступают на фестивале пастбищ в Бортала Монгол, Синьцзян. Фотография: China Stringer Network/Reuters
Исполнители также должны принять участие в экзотичных зрелищах с песнями и танцами, которые удовлетворяют растущую национальную индустрию туризма. «Вы можете увидеть их на YouTube, — говорит Харрис, — и я имею в виду, что они потрясающие». Но, по ее словам, эти шоу превращают уйгурский народ в «пустые сосуды, которые поют, танцуют и улыбаются туристам, но не имеют права развивать свою культуру или религию».
Я разговариваю с Мукаддасом Миджитом, уйгурским академиком, режиссером и танцором, который родился в Урумчи в 1980-х годах. Впервые она уехала из Синьцзяна в Париж в начале 2000-х годов, чтобы заниматься классическим фортепиано, но когда она поняла, что никто во Франции ничего не знает о том, откуда она родом, она обратилась к этномузыкологии и углубилась в историю своей семьи.