Разное

У узбеков какая религия: Очерк истории ислама в Узбекистане

Содержание

происхождение народа, где и как живут, фото

Узбеки — тюркоязычный народ, основное и коренное население Узбекистана. Это самый крупный по численности населения этнос в Средней Азии. В мире проживает около 30 миллионов узбеков. Древними предками народа являются племена сако-массагетов, согдийцы, бактрийцы, ферганцы и хорезмийцы, которые постепенно начали объединяться в период с 10 по 15 век. В результате, в период между 11 и 13 веками, произошло смешение древнетюркских племен с древнеиранским населением.

Где живут

Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях. Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории России, Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.

Название

Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.

История

Считается, что существует 92 рода (племени) узбеков, которые вошли в состав будущей узбекской нации. Есть легенда, в которой говорится, что 92 человека пошли в Медину и там участвовали в войне пророка Мухаммеда против кафиров. Этих людей обратили в ислам, и считается, будто бы от них и произошли племена узбеков, которых еще называли «илатийа».

На сегодняшний день известно о существовании 18 из списках 92 узбекских племен, и все они составлены в Мавераннахре, оазисах Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список был составлен в 14 веке, самый поздний — в 20 веке.

Из анализа всех списков следует отметить, что основная их часть начинается с названия трех племен:

  1. кырки
  2. минги
  3. юзы

Существовало и дештикипчакское племя узбеков уйшун (уйсун), происхождение которого берет начало от кочевого племени усуней. Группы племени уйсун известны в Самаркандском и Ташкентском оазисах. Узбеки считают его самым древним из всех 92 узбекских племен.

Антрополог К. Кун свидетельствует, что современные узбеки в расовом отношении являются неоднородным этносом. Среди них есть представители смешанных в разной степени, сильно монголоидных и чрезвычайно европеоидных индивидуумов.

Язык

Узбекский входит в тюркскую группу языков и вместе с уйгурским относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит. Узбекский язык был основан на арабском алфавите до 1928 года. С 1928 по 1940 годы вместо него начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. В 1992 году в Узбекистане снова был введен латинский алфавит. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.

В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:

  • северо-узбекская
  • южно-узбекская
  • огузская
  • кыпчакские говоры

Религия

Узбеки являются мусульманами и сохранили в своем культе пережитки древних иранских влияний. Строго празднуют Норуз (Навруз) — весеннее равноденствие. Очень уважают огонь и верят в лечение лучами заходящего солнца.

Еда

Узбекская кухня разнообразна, влияние на нее оказал кочевой и оседлый образ жизни народа. Блюда известны и популярны по всему миру: лагман, плов, манты. В Узбекистане эти блюда готовят с некоторыми особенностями. Есть у народа и свои оригинальные кушанья, которые не готовят больше нигде. В узбекской кухне существуют свои традиции. Свинину не едят ни в каком виде, это мясо запрещено по религиозным соображениям народа. Вся пища подразделяется на два типа: харом и халол. Важные ограничения во времени и порядке приема пищи существуют в период священного месяца Рамадан и поста, связанного с ним.

Очень уважают узбеки хлеб, на стол лепешки кладут только «лицом» вверх. На застольях на стол ставят только четное количество лепешек, нечетные подают к траурным мероприятиям. Преломление лепешки — знак начала трапезы. Обычно это делает старший член семьи или младший, но только с разрешения. Первым за столом должен начать трапезу самый старший и только после него все остальные. Ослушаться этого правила считается невежеством.

На свадьбу, различные праздники и на поминки обязательно готовят плов. Готовка начинается с ночи, а подается блюдо к столу рано утром. И по сей день узбеки едят плов руками. Это несложно, но требует некоторого навыка.

Древние традиции связаны с приготовлением блюда, не имеющего аналогов в кухнях других народов — «сумаляк». Варить его положено ранней весной, перед началом посевных работ. Часто это блюдо готовят во время праздника Навруз, прямо на улицах в больших казанах. По консистенции сумаляк похож на повидло. Узбеки считают его очень полезным для желудка и иммунитета.

Для плова используется только желтая морковь, преимущественно сорта мушак. В семьях узбеков приготовление пищи считается мужским занятием. Часто мужчины берут на себя все кулинарные обязанности в доме. Приготовление плова на 100 и более килограммов риса доверяется только мужчине. Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». В рационе узбеков присутствуют мясные блюда, супы, кондитерские и хлебобулочные изделия, салаты, напитки. Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи.

Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда — сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями — курутоб. Салаты готовят из свежих овощей, заправляют маслом. Из мяса делают колбасу и деликатесы.

Характер

Узбеки честные, прямые и солидарные люди, у них отсутствует угрюмость и суетливость, но в тоже время они обладают инстинктами повелителя и воина.

Внешность

Голова обычно овальная, глаза с продольным разрезом, скулы не сильно выступают. Цвет волос чаще темный.

Одежда

Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день. В каждом регионе у национального костюма есть свои особенности и отличия.

Костюм мужчин состоит из:

  1. различного фасона рубах
  2. халата
  3. камзола
  4. пояса
  5. штанов,
  6. кожаных сапог
  7. головного убора — тюбетейки или чалмы.

В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. В Ферганской и Ташкентской областях мужчины носили распашную рубаху — яхтак. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале 20 века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича. Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.

Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.

Мужское население равнинных оазисов носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.

Женский традиционный танцевальный костюм состоит из:

  1. халата
  2. платья
  3. шаровар
  4. паранджи или платка
  5. тюбетейки
  6. туфель.

Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.

В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата. Женщины из Самаркандского и Бухарского оазисов часто носили распашные, чуть прилегающие к талии, длинные халаты румча. Халат мурсак — специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.

Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.

Голову в повседневной жизни покрывали платком, часто сразу двумя. Один набрасывали на голову, второй складывали по диагонали и надевали как налобную повязку. В 19 веке носили платок с выходом для лица, на лоб повязывали платок пешона румол. Паранджа постепенно была вытеснена после проведенной в 20 веке борьбы советской власти с пережитками. Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером. Основной обувью женщин были туфли без задника.

Жизнь

Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Особенно много кочующих узбеков в восточной Бухаре, по левому берегу Амударьи, в афганских владениях. Еще больше полукочующих, которые летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища.

Религия узбеков — ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.

В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.

Жилище

Районы Узбекистана отличались по климатическим условиям, в результате чего развилось локально-народное зодчество. Основными были зодчие Бухары, Хивы, Ферганы и Шахрисабза, которые и до наших дней сохранили особенности строительства и конструкций, декорирование, планировки, стили архитектуры. В Ферганской долине часто случались землетрясения, поэтому дома там строили с двойными каркасами, из-за обилия дождей на крыши накладывали глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 50 см. В Хорезме землетрясений не было, и дома там строились с пахсовыми стенами и одним каркасом, толщина лумбаза на крышах была 15 см. В различных районах жилища по-своему разнообразны, но общие принципы архитектуры тоже существуют.

В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Улицы между ними были кривые и узкие. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину — ичкари — для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Обычно комната для гостей была у всех средних слоев, у бедных ее не было.

Планировка дома большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван — навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей. Каждая часть земли использовалась узбеками рационально. В Бухаре и Ташкенте практически 90% участков подвергалось постоянным перестройкам и достройкам.

Культура

В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:

  • узбекская национальная борьба кураш;
  • козлодрание (борьба всадников за тушу козла) купкари, или улак;
  • вид конных скачек пойга (вид узбекского конного спорта).

Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры:

  • поговорки
  • пословицы
  • анекдоты
  • сказки
  • лирические песни

Все фольклорные жанры отражают культуру и быт народа, братство, борьбу со злом, патриотизм и ненависть к врагу. Самыми популярными и любимыми у узбеков являются эпические произведения «достой», носителями которых являются народные сказители бахгии и гиоир. Многие из произведений сохранились до сегодняшних дней.

Из музыкальных инструментов самые популярные:

  • дойра
  • рубаб
  • най
  • сато
  • сарнай
  • танбур
  • дутар
  • даф
  • кайрак
  • гиджак
  • карнай
  • чанг
  • кошнай
  • сетар
  • нагора
  • тар
  • балабан

Традиции

Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя — означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).

Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.

Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом — дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.

Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Если на дне пиалы гостя остался чай, хозяйка его выливает и заново наполняет чашу. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо — плов.

Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.

Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа — это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.

Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми брак.

После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.

Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.

Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга — близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.

В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков — хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.

В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.

Религия в Узбекистане: какая вера, религиозные конфессии

Содержание

  1. Вероисповедание страны
  2. Религиозные конфессии
  3. Иудаизм
  4. Вера Бахаи
  5. Индуизм
  6. Буддизм
  7. Зороастризм
  8. Атеизм
  9. Христианство
  10. Отношения государства и религии
  11. Заключение

Республика Узбекистан – многонациональное государство, и её духовным стержнем всегда была вера в Бога. Религиозных взглядов в стране много и зависят они от традиций республики, ценностей и культурного воспитания. Узбекистан и религия – это две неразрывные составляющие национального характера.

С чем Вы готовите самсу?

  • С мясом

  • С овощами

  • С ягодами/фруктами

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Вероисповедание страны

Выбор конфессии зависит и от этнического состава жителей страны. В азиатских странах религия, которую исповедует большинство проживающих в стране – ислам, в Узбекистане ему отдаётся предпочтение. Государство имеет богатый исторический и духовный опыт. На протяжении нескольких тысячелетий на его территории существовали различные религии и верования. Отношения между верующими не всегда развивались мирно, но находились способы разрешить конфликты.

Религиозные конфессии

Этнический состав Узбекистана представлен 136 национальностями и народностями. Мусульманская вера исповедуется большинством граждан государства и составляет по разным оценкам 92-96% населения. Исповедуется ислам суннитского толка, шиитов среди них – 1%. Но преобладание ислама в Узбекистане не мешает другим религиям мирно развиваться в стране. Конфессиональный состав многообразен и состоит из ещё 16 вероисповеданиями. За исламом следуют христианство, иудаизм, вера бахаи и другие конфессии.

Иудаизм

Верования евреев появилось, задолго до появления ислама. Повсеместного распространения он не получил. Но в городах Самарканд, Бухара, Андижан и Коканд есть крупные диаспоры, которые стали центрами еврейской культуры и традиций для Узбекистана. Здесь построены синагоги, религиозные школы. В основном иудаизм исповедуют бухарские евреи и выходцы из других стран. Иудеи так и не ассимилировались с местными жителями.

После распада СССР (1991 г.) от 15 000 до 20 000 тысяч евреев иммигрировало в Израиль. После отъезда жизнь диаспоры не угасла, а оставшиеся малочисленные общины пользуются серьёзной поддержкой израильского государства. В Узбекистане зарегистрировано 8 иудейских организаций.

Вера Бахаи

Впервые адепты этого религиозного мировоззрения среди узбеков появились в конце XIX в. из Афганистана. Новое мировоззрение в мусульманской стране приняли не сразу. Ислам в Узбекистане не приветствовал далёкую от узбекского образа жизни религию. Не успев окрепнуть, бахаистские общины попали под репрессии со стороны советской власти. На многие годы бахаистам Узбекистана было запрещено совершать культовые обряды, последователи этого учения подвергались наказаниям как, и представители других вероисповеданий.

Обстановка изменилась в 90-е годы XX в., когда был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». В 1994 г. в Узбекистане создаётся Духовное собрание национальных общин Бахаи. С 1992 по 2000 гг. такие объединения появляются в Самарканде, Бухаре, Навои, Карши, Джизаке, Ташкенте, Ахангаране.

Этнический состав бахаистских организаций: узбеки, таджики, русские, украинцы, армяне, татары и другие жители республики. Последователи веры Бахаи происходят из разных семей – мусульманских, православных, католических, иудейских, атеистов.

Однако бахаистов не так много – в пределах тысячи человек. Но всех их объединяет одно, вера в Бога. Бахаулла говорил: «Роза остаётся розой, в каком бы саду она ни цвела». Адепты веры мирно уживаются с представителями других религий. Это ещё одно свидетельство терпимости узбекского народа. В стране зарегистрировано 6 бахаистских общин.

Индуизм

Появление индусов на территории Узбекистана относится к XIV в., когда Тамерлан пригнал из Индии в столицу мастеров по камню для строительства новых дворцов. По разным источникам в XVI в. В Бухаре уже был построен большой индуистский квартал, который продолжал сохраняться вплоть до начала XX в. Сведений о том, что рабы исповедовали индуизм, не сохранилось. В Узбекистане есть близкая к индуизму вера – кришнаизм, зарегистрирована 1 организация — «Ташкентское общество сознания Кришны». Это учение пришло из Индии. Последователи веры проникли в государство в конце 80-начале 90 гг. XX в. Последователями этого движения в основном стала узбекская молодёжь.

Буддизм

Являясь мировой религией, он проник и в государства Средней Азии. С распространением ислама в Узбекистане буддистское вероучение смогло сохраниться только в южных районах – Сурхандарьинская область.

В нынешнем Узбекистане число буддистов увеличилось за счёт дальневосточных эмигрантов. Буддизм – четвёртая по значимости религия среди узбеков. Его исповедует 0,2% корейцев, проживающих в стране. После 1991 г. когда Узбекистан получил суверенитет, буддисты получили права для совершения своего культа, открыли храм (выполнен в традициях Дзен-буддизма). Праздники, которые отмечаются связаны с корейским буддийским календарём. В пределах государства находится около 20 памятников этой веры.

Зороастризм

Территория Средней Азии, на которой расположен и Узбекистан, в далёкие времена была тем местом, где пересекались торговые пути и религии. Религиозное направление затронуло тогда незначительную территорию (Хорезмская область), но оставила после себя много зороастрийских памятников – 38, 17 из которых расположены в Хорезмском оазисе.

Почему же эта древняя религия до сих пор оставляет след в истории узбекского народа? Древний Хорезм создал мощное государство с высокой духовностью. В религиозном учении проповедовалось равноправие, свобода, добро, поэтому зороастризм оставил такой глубокий след в истории культуры многих народов, являясь и первой монотеистической религией. В Средней Азии тогда было только многобожие. Зороастризм в Хорезме не имел своей церкви и адептов, хотя и отмечались единичные случаи обращения в эту веру.

Узбеки хранят памятники религии, находящиеся в Самарканде, Бухаре, Хорезмской области. Наследие зороастрийской традиции можно увидеть в праздновании Навруза (отмечается 21 марта). На флаге государства– зороастрийская птица Хумо (Семург).

Атеизм

Атеизм как государственная политика в СССР ставила своей целью уничтожение влияние религии на сознание людей. Надо сказать, она принесла результаты. По всей стране закрывались церкви, мечети, синагоги, молитвенные дома, изгонялись служители. Запрещалась церковная литература, разгонялись общины и руководители. Ислам и другие конфессии в Узбекистане тоже подверглись преследованиям.

С момента обретения независимости положение в республике изменилась. Религиозная жизнь постепенно, но уверенно вернулась в прежние рамки. Атеисты в Азии встречаются в молодёжной среде, да и то, громко о своих позициях они не заявляют. Сколько процентов составляют атеисты никто не считал. Есть мнение, что в Узбекистане, как и во всех азиатских странах, человека скорее назовут агностиком (верящим, что есть высшая сила), чем неверующим. Узбеки веротерпимы, поэтому и атеизм не запрещается. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, Владимир так пишет: «Толерантность – это способность человека, а также сообщества и государства «слышать» и уважать мнение других…».

Христианство

Второй по последователям в Узбекистане считается христианская вера, которая появилось там задолго до утверждения мусульман. Вера представлена всеми направлениями – православием, католицизмом, протестантизмом. Наибольшее количество христиан исповедует православие, затем следуют протестанты и католики. Всего христианских организаций зарегистрировано 119.

Жизнь православных общин, возобновившаяся после 90 г. XX века наполнена повседневной работой. Наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Чирчика игумен Нектарий (Блинов) так характеризует состояние православия: «То количество русскоязычного населения, которое сейчас проживает в Узбекистане, ещё большое, поэтому не могу сказать, что число прихожан уменьшается. Где-то на периферии наблюдается спад приходов, но это не носит массовый характер. Не стоит забывать, что в стране не актуальна проблема демографии, поэтому несмотря на постоянную миграцию, баланс всегда поддерживается. Не все русскоязычные – этнические русские, белорусы, украинцы, корейцы и другие ходят в православный храм. Но многие из них со временем приходят к православию. В результате на место прихожанина, уехавшего в другую страну на постоянное место жительства, приходит другой».

Протестантские общины имеют мощную поддержку со стороны США, Германии и Южной Кореи. В организациях активно ведётся миссионерская и прозелитическая деятельность, но, исследователи утверждают, она не угрожает узбекским мусульманам. Несколько процентов христиан-протестантов, не повлияют на преобладающее мусульманское население. Католических общин мало и есть всего один костёл.

Отношения государства и религии

Взаимодействие государства и религии строятся на равных правах. В основу этих взаимоотношений положен принцип соблюдения свободы совести, право на создание и вступление в религиозные организации, невмешательство государства в жизнь верующих (ст. Конституции – 31,34,56,58). Данные положения подтверждаются и законом Республики «О свободе совести и религиозных организациях» (1998). Принцип веротерпимости лежит в основе религиозного взаимодействия. Государство заинтересовано в сохранении межконфессионального общения и религиозной терпимости. Узбекистан провозглашается светским государством.

В отношениях органов власти и конфессий есть чёткое понимание того, что религия – это часть духовной культуры узбекского народа, которая способствует в деле возрождения, исконных традиций и ценностей коренного населения. На исламскую религию, как культурообразующую возлагается большая ответственность за сохранение мира всех вероисповеданий.

Для совместных действий в государстве создан при Комитете по делам религий Совет по делам конфессий. В него входят представители всех вероисповеданий Узбекистана. Межконфессиональный мир и стабильность в стране, одна из главных задач в вопросах религиозного строительства. С этой целью проводятся многочисленные совещания, конференции, симпозиумы где решаются важнейшие вопросы жизни религиозных организаций.

Государство помогает строить и восстанавливать культовые здания, храмы, костёлы, мечети, синагоги. Показателем таких взаимоотношений стала презентация Корана со шрифтом Брайля (для слепых) в 2004 г. Узбекистан третьим государством в мире создал для людей с ограниченными возможностями такой Коран.

Заключение

Завершая обзор, следует сказать, что Республика с достоинством прошла испытание историей. Религиозная жизнь в стране возродилась. Удалось достичь межконфессионального согласия. Толерантность стала нормой. Государство создало все правовые условия для полноценного функционирования религий в Республике. Ислам в Узбекистане выполняют ведущую роль в религиозной жизни страны.

ИСЛАМА В УЗБЕКИСТАНЕ | Факты и подробности

ИСЛАМ В УЗБЕКИСТАНЕ

По данным CIA World Factbook, мусульмане составляют 88 процентов населения Узбекистана. По данным Государственного департамента США: «Местная статистика показывает, что примерно 93 процента составляют мусульмане; примерно 1 процент составляют шииты, сосредоточенные в Бухарской и Самаркандской областях». Подавляющее большинство узбеков — мусульмане-сунниты ханафитского обряда, группа, известная тем, что принимает личное мнение (ра’й) в отсутствие мусульманского прецедента.

Узбеки считаются самыми набожными и традиционными мусульманами в Центральной Азии. Самые консервативные из них находятся в Ферганской долине. Традиционно узбеки не очень толерантны к другим религиям или правам женщин. Напротив, другие выходцы из Центральной Азии считаются «умеренными, даже небрежными», когда дело доходит до исповедания ислама. Религия не практиковалась открыто до 1991 года, когда Узбекистан обрел независимость от Советского Союза. В Узбекистане исповедовались многие версии веры.Конфликт исламской традиции с различными программами реформ или секуляризации на протяжении двадцатого века оставил внешний мир с запутанным представлением об исламских практиках в Центральной Азии.[Источник: Библиотека Конгресса , 1996]

В опросе, проведенном в 2000 г. Департаментом США по вопросам политики, 75 % мусульман заявили, что хотят, чтобы ислам играл большую роль в их стране, 23 % заявили, что хотят, чтобы религиозные лидеры стали более политически активными, а 39 % согласились с тем, что демократия и исламское право совместимы, и 22 процента мусульман заявили, что должны быть некоторые ограничения на совместную работу мужчин и женщин.

Муфтий Узбекистана, высший религиозный лидер страны, имеет свои кабинеты во дворе старого медресе в районе старого Ташкента, известном как Хаст-Имам, вдали от проторенных дорог для большинства посетителей этого города Самаркандский ученый Исмаил аль-Бухари (810-87) считается одной из самых важных фигур в мусульманской науке. Он собрал многие высказывания Мухаммеда, использованные в «хадисах» (второй священной книге ислама после Корана и источнике многих исламских законов).

Полную версию статьи, из которой взяты материалы, см. в Докладе о международной религиозной свободе за 2020 г.: Узбекистан, Управление международной религиозной свободы – Государственный департамент США: state.gov/reports

Ислам в Центральной Азии

Самое важное Единственной культурной общностью среди наций Центральной Азии является практика суннитского ислама, который является исповедуемой религией подавляющего большинства народов пяти наций и который пережил значительное возрождение по всему региону в XIX веке. 90-е. Пропаганда из России и правящих режимов республик идентифицирует исламскую политическую деятельность как смутную, монолитную угрозу политической стабильности во всем регионе. Однако роль ислама в пяти культурах далеко не одинакова, и его роль в политике была минимальной везде, кроме Таджикистана. [Источник: Гленн Э. Кертис, Библиотека Конгресса, март 1996 г. *] -Исламские верования сохраняются. Некоторые из них имеют свои корни в зороастризме. В традиционном обществе были широко распространены верования в демонов и других духов и опасения по поводу сглаза. Многие люди на равнинах были зороастрийцами до того, как обратились в ислам, в то время как жители гор и северных степей исповедовали всаднические шаманско-анимистические религии.

См. отдельную статью РЕЛИГИЯ И ИСЛАМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ factanddetails.com

Суфизм в Узбекистане

Большинство узбекских мусульман исповедуют разновидность мистического суфизма, который является суннитским, интроспективным и явно аполитичным. Суфизм — мистическая форма ислама, имеющая анимистические корни и культ святых. Суфии любят святыни, посвященные суфийским учителям. Суфии традиционно стремились к духовному опыту, используя телесную дисциплину и мистическую интуицию. Секта также включает в себя экстатические переживания. Слово «суфий» происходит от арабского слова «шерсть», потому что ранние последователи носили одежды из грубой белой шерсти. В средние века суфии были также известны как дервиши (их персидское имя) и факиры, что означает «бедный брат».0005

Суфизм имеет глубокие корни в Центральной Азии, и число его членов растет. Традиционно многие узбеки принадлежали к суфийским «таригатам» (мистическим братствам). Трудно определить, сколько человек принадлежит к этим организациям. Суфии стремятся к близкому личному общению с Богом и верят, что получили особое мистическое знание непосредственно от Аллаха. Многие суфии определяют свою веру как «религиозность», а не религию, потому что она вращается вокруг личного опыта, а не доктрины, и включает в себя созерцание, осознание и поиск чистоты.

В 16-м и 17-м веках узбекские ханы пытались найти альтернативные средства для создания единства среди кланов и с этой целью спонсировали суфийские ордена, особенно Накшбандия. Однако эта политика имела неприятные последствия, поскольку братства дервишей не смогли создать прочных связей в обществе, и в то же время эти ордена сами стали существенной экономической и политической силой благодаря щедрым пожертвованиям, сделанным правителями. [Источник: «Таджикистан» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Национальный университет Австралии, 2013 г.]

Одним из самых важных суфийских деятелей в Узбекистане является Бахаутдин Накшбанд, резчик по дереву XIV века, который основал крупную суфийскую секту и подчеркивал важность работы и добрых дел для полноценной духовной жизни. Сегодня секта Накшбанди имеет последователей всех над мусульманским миром сегодня. Они практикуют «зикр» (чтение имен Бога и священных стихов) в сочетании с дыхательными упражнениями и особыми позами. Многие из партизан-басмачей, сражавшихся с Советским Союзом в начале 20 века, были накшбандийцами. Секта просуществовала в советское время, и, как сообщается, КГБ так и не проник в нее.

Самый древний в мире Коран в Ташкенте

В малоизвестном уголке узбекской столицы, Ташкента, находится одна из самых священных реликвий ислама — Коран Османа, самый древний Коран в мире. Ян Маквильям из Би-би-си написал: «Это напоминание о роли, которую когда-то Центральная Азия играла в мусульманской истории — факт, который часто упускают из виду после семи десятилетий навязанного Советским Союзом атеизма. Библиотека, в которой хранится Коран, находится в районе старого Ташкента, известном как Хаст-Имам, далеко от проторенных дорог для большинства посетителей этого города. Он расположен среди пыльных улочек, рядом с могилой ученого X века Каффель-Шаши. Здесь, во дворе старого медресе, находится офис муфтия Узбекистана, высшего религиозного лидера страны. [Источник: Ян Маквильям, BBC, 5 января 2006 г. / ]

«Прямо через дорогу стоит ничем не примечательная мечеть и столь же ничем не примечательное медресе Муи-Мубарак, или «Священные волосы», в котором хранится редко встречающийся волос мусульманского пророка Мухаммеда, а также один из Важнейшие коллекции исторических произведений Центральной Азии. «В этой библиотеке около 20 000 книг и 3 000 рукописей, — сказал Икрам Ахмедов, молодой помощник муфтия. «Они имеют дело со средневековой историей, астрономией и медициной. Есть также комментарии к Корану и книги законов. Но самая старая книга здесь — Коран Османа седьмого века». /

«Коран Османа был составлен в Медине Османом, третьим халифом или мусульманским лидером.
До него священные стихи, которые, как верят мусульмане, Бог дал Мухаммеду, заучивали наизусть или писали на кусках дерева или верблюжьей кости. Чтобы предотвратить споры о том, какие стихи следует считать богодухновенными, Осман составил эту окончательную версию. Он был завершен в 651 году, всего через 19 лет после смерти Мухаммеда. /

«Этот бесценный Коран хранится в специальном хранилище со стеклянным фасадом, встроенном в стену крошечной внутренней комнаты. Сохранилось около трети оригинала — около 250 страниц — огромный том, написанный жирным арабским шрифтом. «Коран был написан на оленьей шкуре, — сказал Ахмедов. «Это было написано в Хиджазе в Саудовской Аравии, поэтому сценарий хиджазский, похожий на куфический сценарий». Говорят, что халиф Осман сделал пять копий оригинального Корана. Частичный Коран, который сейчас находится во дворце Топкапы в Стамбуле, считается еще одной из этих оригинальных копий. Отман был убит мятежной толпой, когда читал свою книгу. Темное пятно на его страницах считается кровью халифа. /

Как самый древний в мире Коран попал в Ташкент

Ян МакВильям из Би-би-си написал: «История того, как Коран Османа попал в Ташкент, примечательна. Считается, что после смерти Османа он был доставлен халифом Али в Куфу на территории современного Ирака. Спустя семьсот лет, когда завоеватель Средней Азии Тамерлан опустошил этот регион, он нашел Коран и забрал его домой, чтобы украсить свою великолепную столицу Самарканд. Он оставался там более четырех столетий, пока русские не захватили Самарканд в 1868 году. Затем российский правитель отправил Коран Османа в Санкт-Петербург, где он хранился в Императорской библиотеке. [Источник: Ян МакВильям, BBC, 5 января 2006 г. / ]

«Но после большевистской революции Ленин стремился привлечь на свою сторону мусульман России и Средней Азии. Первоначально он отправил Коран в Уфу в современном Башкортостане. Но, наконец, после неоднократных обращений ташкентских мусульман, в 1924 г. он был вновь возвращен в Среднюю Азию. С тех пор он остается в Ташкенте. /

«Почетные гости из мусульманского мира часто приходят посмотреть на Коран Османа в глубинах старого Ташкента, поэтому странно, что он до сих пор хранится в таком труднодоступном месте.
Но авторитарное узбекское правительство унаследовало недоверие к исламу советских времен и до сих пор с подозрением относится к большей части своей исламской истории. За официальным религиозным учреждением муфтия пристально следят и стараются не привлекать к себе лишнего внимания. В результате его величайшее сокровище, древнейший в мире Коран, по-прежнему тихо покоится в средневековом квартале старого Ташкента». /

Ислам в советское время

В советское время медресе в Бухаре было единственным действующим медресе в Советском Союзе. Он выпускал только 30 студентов в год. Студенты изучали религию, исламское право и арабский язык. После окончания они вернулись в области, чтобы проповедовать в местных мечетях.

Ташкентское Духовное управление мусульман Средней Азии курировало «официальную» религиозную жизнь и институты в Узбекистане и отвечало за подготовку «официального» духовенства. Многие считали организацию и тех, кто прошел обучение, скомпрометированными или запятнанными Коммунистической партией. Было большое количество неофициальных мулл, которые часто пользовались большим уважением, чем официальные. Многие мусульмане не хотели открыто участвовать в исламских ритуалах.

Советские власти не столько запрещали исповедовать ислам, сколько стремились кооптировать и использовать религию для успокоения населения, которое часто не знало догматов своей веры. После своего появления в седьмом веке ислам во многом стал основой жизни в Узбекистане. Советское правительство поощряло сохранение роли ислама в светском обществе. В советское время в Узбекистане было 65 зарегистрированных мечетей и до 3000 активных мулл и других мусульманских священнослужителей. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 марта.96 *]

В течение почти сорока лет Управление мусульман Средней Азии служило официальным одобренным Советским Союзом руководящим органом мусульманской веры в регионе. Великий муфтий, возглавлявший правление, ежегодно встречался в своем официальном качестве с сотнями иностранных делегаций, и правление издавало журнал по исламским вопросам «Мусульмане Советского Востока». Однако мусульмане, работающие или участвующие в любой из этих организаций, тщательно проверялись на предмет политической благонадежности. *

Кроме того, поскольку правительство Узбекистана якобы продвигало ислам с одной стороны, оно усердно работало над его искоренением с другой. Правительство спонсировало официальные антирелигиозные кампании и жесткое подавление любого намека на исламское движение или сеть, неподконтрольную государству. Усилия Москвы по искоренению и поглощению ислама не только обострили разногласия между мусульманами и остальными. Они также сильно исказили понимание ислама среди населения Узбекистана и создали конкурирующие исламские идеологии среди самих жителей Центральной Азии. *

Исламское возрождение в Узбекистане в постсоветскую эпоху

Ислам, традиционно исповедовавшийся в Узбекистане в индивидуальных формах, пережил возрождение и возрождение в постсоветскую эпоху. В Узбекистане конец советской власти принес не подъем фундаменталистской версии ислама, как многие предсказывали, а скорее постепенное повторное знакомство с заповедями веры. [Источник: Библиотека Конгресса, март 1996 г. *]

После обретения независимости в странах Центральной Азии возобновился интерес к исламу. Мусульманские праздники вновь утвердились в календарях, были построены мечети, люди явились во время молитв, а Коран стал бестселлером. Странствующие муллы стали руководителями общественных молитв. Антирелигиозные организации в основном были закрыты. В 1989 было 80 мечетей и две религиозные школы. К 2004 году насчитывалось 2500 мечетей и дюжина религиозных школ.

В начале 1990-х был недолгий расцвет ислама. После распада Советского Союза открылись тысячи мечетей и сотни отправились в хадж. Были построены медресе, а Кораны и другая исламская литература распространялись бесплатно, часто с помощью иранских, пакистанских, турецких и саудовских денег. Консервативная секта ваххабитов из Саудовской Аравии вторглась в Ферганскую долину. Но все же медресе и мечети не то чтобы бурлят активностью. Советская эпоха оставила поколения без особого контакта с исламом. Традиций мало, и люди, кажется, не знают, с чего начать. Многие пьют водку.

В первые годы независимости в Узбекистане возродился более светский ислам. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 1994 г., интерес к исламу быстро рос, но личное понимание ислама узбеками оставалось ограниченным или искаженным. Например, около половины опрошенных этнических узбеков заявили, что исповедуют ислам, когда их попросили указать их религиозную веру. Однако среди этого числа знание или практика основных заповедей ислама были слабыми. Несмотря на сообщения о распространении ислама среди молодого населения Узбекистана, опрос показал, что исламская вера по-прежнему наиболее слаба среди молодого поколения. Немногие респонденты проявили интерес к той форме ислама, которая активно участвовала бы в политических вопросах. Таким образом, первые годы постсоветской религиозной свободы, по-видимому, способствовали формированию формы ислама, связанной с узбекским населением больше в традиционном и культурном плане, чем в религиозном, что ослабило утверждения Каримова о том, что растущий фундаментализм представляет угрозу для выживания Узбекистана. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 марта.96 *]

В январе 2001 года в главной мечети Ташкента прошел общереспубликанский конкурс чтения Корана, первый в своем роде за более чем десятилетие. Участников оценивали как по качеству, так и по количеству. Победитель получил полностью оплаченную поездку в Мекку на хадж. Мероприятие, похоже, было скорее шоу, чем истинной готовностью правительства терпеть религиозное выражение.

Ислам при Каримове

Каримов ослабил советские ограничения на ислам, но расправился с мусульманскими боевиками. Религиозная деятельность курируется Государственным комитетом по делам религий. Все религиозные лидеры и их проповеди должны быть одобрены этой организацией. Вы не увидите столько мечетей и не услышите муэдзина в Узбекистане. Каждый год только горстке мусульман разрешается совершать хадж. Единственными разрешенными проповедями являются санкционированные государством пятничные молитвы. Религиозные лидеры обязаны преклонять колени перед изображением Каримова.

Одним из главных религиозных лидеров 1990-х годов был шейх Мохаммед Садык Юсуф. Он служил великим муфтием в период религиозной терпимости в начале 1990-х годов, но был вынужден бежать в 1993 году, когда правительство начало преследование религии. Юсуф вернулся в Узбекистан и в 2000-х годах был главным борцом против мусульманского экстремизма и терроризма, поддерживая «хорошие» исламские ценности и препятствуя «плохим». Его книга «Религия: правильный путь есть» стала бестселлером в Узбекистане. Он выступал по телевидению, осуждая террористов и такие группы, как «Хизб ут-Тахрир».

Но авторитарное узбекское правительство унаследовало недоверие к исламу советских времен и до сих пор с подозрением относится к большей части своей исламской истории. За официальным религиозным учреждением муфтия пристально следят и стараются не привлекать к себе лишнего внимания. По данным Государственного департамента США: правительство финансировало исламский университет и сохранение исламских исторических мест. Правительство продолжало контролировать муфтият, который, в свою очередь, контролировал мусульманскую иерархию, содержание проповедей имамов, а также объем и содержание публикуемых исламских материалов. [Источник: «Узбекистан: Доклад о свободе вероисповедания в мире за 2014 г. »; Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США, state.gov/reports 9 ]

«Правительство предоставило материально-техническую поддержку, включая чартерные рейсы, для ограниченного числа избранных мусульман для участия в паломничестве умры и хаджа, хотя паломники оплачивали свои расходы. Правительство ограничило количество паломников, совершающих хадж, до 5200 человек, или менее 20 процентов от разрешенного числа паломников в стране. Сообщается, что в проверке потенциальных паломников участвовали местные махаллинские комитеты, районные администрации, СНБ и государственная комиссия по хаджу, подконтрольная КДР и муфтияту. По сообщениям источников в правозащитном сообществе Ферганской долины и Каракалпакстана, было чрезвычайно сложно участвовать в хадже, не прибегая к внутренним контактам и другим источникам содействия». 9

Утвержденное правительством исламское образование в Узбекистане

По данным Государственного департамента США: «Закон разрешает только религиозным группам с зарегистрированным центральным административным органом обучать религиозный персонал. Для регистрации центрального административного органа необходимо, чтобы зарегистрированные религиозные группы присутствовали в восьми из 14 административных единиц (включая Каракалпакстан и город Ташкент). Официально готовить религиозные кадры могут девять специализированных исламских школ (в том числе две женские), православная и протестантская семинарии, а также Ташкентский исламский институт. Правительство не разрешало обучение шиитских имамов внутри страны и не признавало такое образование, полученное за пределами страны. [Источник: «Узбекистан: Доклад о свободе вероисповедания в мире за 2014 г.»; Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США 9

«Одиннадцать медресе, в том числе два женских, дают среднее образование по всему спектру светских предметов. Кабинет Министров приравнивает дипломы, выдаваемые медресе, к другим дипломам, что дает возможность выпускникам этих учебных заведений продолжить обучение на университетском уровне. Кроме того, Исламский институт и Исламский университет в Ташкенте предлагают религиозные программы высшего образования, хотя Исламский университет в Ташкенте является светским учебным заведением. Других официально санкционированных религиозных инструкций для лиц, заинтересованных в изучении ислама, не существует». 9

Консервативный ислам в Узбекистане

В свете той роли, которую ислам играл на протяжении всей истории Узбекистана, многие наблюдатели ожидали, что исламский фундаментализм укрепится после того, как независимость положит конец официальному атеизму в Советском Союзе. Ожидалось, что исламская страна, в которой долгое время отказывали в свободе религиозной практики, подвергнется очень быстрому росту выражения своей доминирующей веры. Президент Каримов оправдывал авторитарный контроль над населением своей страны и других стран Центральной Азии угрозой потрясений и нестабильности, вызванных растущими исламскими политическими движениями, и другие центральноазиатские лидеры также ссылались на эту опасность. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 марта.96 *]

Однако в начале 1990-х гг. в Узбекистане наблюдался не столько всплеск исламского фундаментализма, сколько стремление вернуть себе историю и культуру, с которыми были знакомы немногие узбекистанцы. Безусловно, в Узбекистане наблюдается значительный рост религиозного учения и интереса к исламу. С 1991 года были построены или восстановлены и вновь открыты сотни мечетей и религиозных школ. И некоторые из возникших исламских групп и партий могут заставить лидеров задуматься. *

Имеющаяся информация предполагает, что ислам сам по себе, вероятно, не столько является первопричиной конфликта, сколько средством выражения других недовольств, которые являются гораздо более непосредственными причинами разногласий и отчаяния. Однако эксперты не преуменьшают значение ислама. В Узбекистане растет практика исламской веры, и политизация ислама может стать реальной угрозой в будущем. *

Репрессии против ислама в Узбекистане

В Узбекистане действует светское правительство, которое подавляет все, что отдает мусульманским экстремизмом. Исламских радикалов часто называют ваххабитами. Этот термин был расширен за счет включения молитвенных лидеров и людей, которые учат своих детей читать Коран. Пострадали мусульмане, не связанные с террористическими группами или экстремистскими группами, которые просто хотят исповедовать свою религию способами, не санкционированными правительством Узбекистана. Кампания против терроризма и экстремизма включала закрытие мечетей и ограничения на выражение религиозного ислама.

Муэдзинов в Узбекистане нет. Муллы должны хвалить правительство за свои услуги. Мужчины вызывают подозрение, если они отращивают бороду или принадлежат к религиозной семье. Женщин выгоняют из университетов за то, что они закрывают лицо. Людей арестовывали за ношение религиозной одежды. Мужчинам приказали сбрить бороды. Из-за страха посещаемость мечети снизилась. Некоторые люди не пристегивают ремни безопасности, потому что думают, что полиция воспримет это как признак того, что они мусульманские террористы.

Великий муфтий Ташкента держит в своем кабинете большой портрет президента Каримова и защищает позицию правительства по подавлению мусульманских экстремистов. Его сотрудники распространяют проповеди, прочитанные в каждой мечети Узбекистана в пятницу. Популярный мусульманский лидер из Ферганской долины по имени Абдукуддус Мирзоев был арестован в Ташкенте при попытке вылететь в Москву на конференцию. Сообщается, что он был заключен в тюрьму за то, что отказался преклонить колени перед изображением Каримова.

Репрессии против мусульманской деятельности в Узбекистане

По данным Государственного департамента США: Поступали сообщения о том, что службы безопасности продолжают слежку за религиозными общинами. Правозащитники и пресса сообщали, что съемка участников пятничных молебнов в местных мечетях становится обычной практикой. В мечетях часто устанавливали камеры, ссылаясь на соображения безопасности, но правозащитные НПО заявили, что правительство также использовало камеры для наблюдения. Власти внимательно следили за общественными собраниями, на которых обсуждались религиозные вопросы, особенно среди мужчин, и о нескольких арестах на основании участия в таких дискуссиях сообщалось в статьях в СМИ. [Источник: «Узбекистан: Доклад о свободе вероисповедания в мире за 2014 г.»; Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США 9 ]

«Правительство и местные имамы препятствовали некоторым публичным проявлениям религии, которые считались находящимися под влиянием иностранцев. В Ферганской долине власти опрашивали женщин, носящих хиджаб, и призывали их либо снять его, либо изменить его, чтобы он соответствовал более традиционному узбекскому стилю завязывания платка на шее сзади. По данным «Форума 18», местные власти сообщили членам мечети «Тошкуприк» в Пахтачинском районе Самаркандской области, что один из их прихожан не может проводить молитвы в отсутствие имама, назначенного Управлением мусульман, даже на краткосрочной основе. В результате мечеть не могла проводить еженедельные пятничные коллективные молитвы. 9

«Власти продолжали усилия, направленные на то, чтобы отбить у детей охоту исповедовать религию. В нескольких сообщениях СМИ о вмешательстве правительства в религиозную практику христианских и мусульманских групп подчеркивалось присутствие детей во время богослужений как еще один уличающий фактор. По сообщениям, местные власти продолжали оказывать давление на имамов, чтобы они не позволяли детям посещать пятничные молитвы. Сообщается, что некоторые местные чиновники, учителя и полицейские не пускали студентов на пятничные молебны. Школьные чиновники не рекомендовали родителям-мусульманам и христианам отправлять своих детей в мечеть или на церковные службы, а некоторые школьные чиновники расспрашивали учащихся об их религии и о том, почему они посещают службы. 9

Законы, ограничивающие исламское прозелитизм в Узбекистане

По данным Государственного департамента США: «Правительство жестко контролировало доступ к исламским публикациям и требовало в каждом отечественном издании (книгах, брошюрах, компакт-дисках и фильмах) указывать источник его полномочия на публикацию. Как правило, книги, изданные под печатью Управления мусульман, содержали фразы, указывающие на официальное одобрение, как и другие религиозные произведения, изданные под печатью государственных издательств «Шарк» и Ташкентского исламского университета. Несколько импортированных произведений на арабском языке иногда можно было купить у книжных продавцов, но литература, которую правительство сочло бы спорной, как правило, не была доступна на рынке. [Источник: «Узбекистан: Доклад о свободе вероисповедания в мире за 2014 г.»; Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США 9 ]

«Лица, у которых была литература авторов, признанных правительством экстремистскими, или любая литература, незаконно ввезенная или произведенная, подлежали аресту и судебному преследованию. В апреле «Форум 18» сообщил об аресте Зоиржона Мирзоева на ташкентском вокзале. Сотрудники таможни обнаружили у Мирзаева, вернувшегося в Узбекистан из России через девять лет, в его мобильном телефоне 29 записей мусульманских проповедей, которые КДР сочла экстремистскими. 8 апреля Мирзаев получил пять лет лишения свободы. 9

«Поступали многочисленные сообщения о том, что власти налагали штрафы за незаконное хранение или распространение религиозных материалов. Сотрудники таможни задержали Ихтиёра Ягмурова, следовавшего из Калининградской области России в Ташкент, в ташкентском аэропорту и привлекли его к уголовной ответственности за перевозку в телефоне «незаконных» мусульманских религиозных материалов. 27 марта он был оштрафован на 20-кратную минимальную месячную заработную плату (1 922 000 сумов, 781 доллар США). Трое других пассажиров, каждый из которых был задержан на три дня в феврале после обнаружения официальными лицами исламских проповедей на электронных устройствах, находившихся в их распоряжении, были отпущены без предъявления обвинений. 9

Источники изображений:

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The Guardian. New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Последнее обновление: апрель 2016 г.


Ислам возрождается онлайн в Узбекистане

Отправка

Вид с земли.

После многих лет государственного гнета многие узбеки находят в Интернете более строгие толкования ислама. Некоторые эксперты говорят, что это может иметь радикальные последствия.

By Агнешка Пикулька-Вильчевска , независимый журналист из Ташкента, Узбекистан, специализируется на правах человека и конфликтах на постсоветском пространстве.

Люди идут перед статуей.

Люди идут перед статуей бывшего президента Ислама Каримова в Самарканде, Узбекистан, 28 марта 2018 г. STR/AFP via Getty Images

ТАШКЕНТ, Узбекистан — В марте около 100 человек собрались в столице Узбекистана на жестокий митинг против прав ЛГБТК. Члены толпы двинулись к главной площади города в поисках представителей ЛГБТ-сообщества, скандируя «Аллах акбар» и жестоко избивая как минимум двух прошедших мимо подростков. Насилие последовало за онлайн-дебатами между консервативными религиозными комментаторами и ЛГБТК-активистами по поводу призывов изменить Уголовный кодекс Узбекистана, криминализирующий однополые отношения. В тот же день люди в масках напали на Миразиза Базарова, провокационного блогера, выступающего за права ЛГБТК, возле его дома.

Хотя полиция расследует нападение, правительство обвинило Базарова, который часто высмеивает религию, в подстрекательстве к беспорядкам. Блогеру предъявлено обвинение в хулиганстве за якобы организацию беспорядков, а общественные деятели выступили с заявлениями по поводу насилия, порочащими ЛГБТ-сообщество. «В нашей стране, где большинство населения составляют мусульмане, общество не терпит неестественных мужчин и женщин (ЛГБТ)! Наша священная религия, ислам, не позволяет этого», — написал в Твиттере Комил Алламжонов, бывший правительственный чиновник, считающийся неофициальным представителем президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.

Насилие и реакция правительства отражают быстрые изменения в религиозном ландшафте Узбекистана. С тех пор как Мирзиёев пришел к власти в 2016 году, в стране наступила политическая оттепель. На когда-то заблокированных онлайн-платформах появились новые голоса. После многих лет притеснений прежним режимом благочестивые мусульмане теперь могут обсуждать свою религию в публичном пространстве, и религиозность, похоже, растет. Открытие также дает комментаторам возможность распространять более строгие толкования веры. Некоторые призывают к обязательному ношению хиджаба, введению законов шариата и запрету светских праздников, таких как Навруз, который празднует начало весны.

ТАШКЕНТ, Узбекистан — В марте около 100 человек собрались в столице Узбекистана на жестокий митинг против прав ЛГБТК. Члены толпы двинулись к главной площади города в поисках представителей ЛГБТ-сообщества, скандируя «Аллах акбар» и жестоко избивая как минимум двух прошедших мимо подростков. Насилие последовало за онлайн-дебатами между консервативными религиозными комментаторами и ЛГБТК-активистами по поводу призывов изменить Уголовный кодекс Узбекистана, криминализирующий однополые отношения. В тот же день люди в масках напали на Миразиза Базарова, провокационного блогера, выступающего за права ЛГБТК, возле его дома.

Хотя полиция расследует нападение, правительство обвинило Базарова, который часто высмеивает религию, в подстрекательстве к беспорядкам. Блогеру предъявлено обвинение в хулиганстве за якобы организацию беспорядков, а общественные деятели выступили с заявлениями по поводу насилия, порочащими ЛГБТ-сообщество. «В нашей стране, где большинство населения составляют мусульмане, общество не терпит неестественных мужчин и женщин (ЛГБТ)! Наша священная религия, ислам, не позволяет этого», — написал в Твиттере Комил Алламжонов, бывший правительственный чиновник, считающийся неофициальным представителем президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.

Насилие и реакция правительства отражают быстрые изменения в религиозном ландшафте Узбекистана. С тех пор как Мирзиёев пришел к власти в 2016 году, в стране наступила политическая оттепель. На когда-то заблокированных онлайн-платформах появились новые голоса. После многих лет притеснений прежним режимом благочестивые мусульмане теперь могут обсуждать свою религию в публичном пространстве, и религиозность, похоже, растет. Открытие также дает комментаторам возможность распространять более строгие толкования веры. Некоторые призывают к обязательному ношению хиджаба, введению законов шариата и запрету светских праздников, таких как Навруз, который празднует начало весны.

Перед правительством Мирзиёева стоит задача найти баланс между открытостью и контролем над религиозным самовыражением. Государство по-прежнему следит за деятельностью, которую считает радикальной. Но, опасаясь отчуждения все более религиозных масс, официальные лица начали использовать более строгие формулировки в поддержку традиции, выступая против западных либеральных ценностей. События прошлого месяца вызвали обеспокоенность у правозащитных групп. Эксперты говорят, что нынешняя ситуация может предвещать дальнейшее насилие и преследование групп меньшинств, если они не будут осуждены государством, что поставит под угрозу зарождающиеся отношения между Узбекистаном и международным сообществом.

Последние формулировки правительства знаменуют собой резкий поворот по сравнению с предыдущим режимом Узбекистана. Бывший президент Узбекистана Ислам Каримов, находящийся у власти почти 30 лет, начал войну против религиозных течений, отклоняющихся от официальной государственной интерпретации ислама. Службы безопасности следили за благочестивыми мусульманами, иногда сажая мужчин в тюрьму только за то, что у них была борода. Каримов запретил мечетям транслировать призыв к молитве, а женщинам — носить хиджабы. Черный список подозреваемых в религиозном экстремизме разросся до тысяч имен.

«К концу 1990-х годов правительство Каримова начало арестовывать тысячи мирных верующих, часто за такие незначительные вещи, как ношение бороды или посещение мечети в соответствии с традицией, которая не находилась под жестким контролем государства», — сказал Стив Свердлоу. юрист-правозащитник, специализирующийся на Центральной Азии, и доцент Университета Южной Калифорнии. Совпав с началом войны США с терроризмом, Каримов первоначально представил свою борьбу с определенными формами ислама, включая печально известные случаи пыток, как часть глобальных усилий, выступая в качестве важного регионального партнера Соединенных Штатов.

Мирзиёев, избранный после смерти Каримова в 2016 году, порвал с наследием своего предшественника, начав политические реформы, призванные открыть Узбекистан для иностранных инвестиций. Он освободил ряд высокопоставленных религиозных заключенных и реабилитировал представителей мусульманского духовенства, когда-то осужденных как экстремисты. В 2017 году правительство исключило из пресловутого черного списка 16 000 имен. В декабре прошлого года Государственный департамент США исключил Узбекистан из списка стран, вызывающих особую озабоченность в связи с нарушениями свободы вероисповедания.

Но после многих лет притеснения при Каримове многие правоверные мусульмане не доверяют официальной версии ислама, которая ставит мечети под контроль государства и ограничивает толкование религиозных текстов. Более того, правительство Мирзиёева до сих пор оказывает давление на верующих. Несанкционированная религиозная деятельность остается уголовным преступлением, а неофициальные религиозные группы по-прежнему сталкиваются с давлением со стороны служб безопасности, которые сохранили за собой право контролировать и задерживать тех, кого государство считает радикалами. «Духовное управление мусульман фактически монополизировало мулл и имамов и проповеди, которые они читают, и ясно, что службы безопасности по-прежнему играют роль в контроле над религиозным истеблишментом», — сказал Свердлоу.


Без тщательных социальных исследований трудно получить надежные оценки религиозности в Узбекистане. Но новые мечети строятся по всей стране, и возрождение особенно заметно в Ташкенте. Несколько лет назад хиджабы в столице были редкостью, а сейчас многие женщины покрывают волосы. Традиционная исламская одежда заполняет базары — это то, что продается.

Те, кто уехал из Узбекистана во время правления Каримова, выражают удивление тем, как быстро он открыл и вновь принял неофициальные формы ислама. Феруза Иззат, активистка мусульманских феминисток, иммигрировала в Турцию в 2011 году, не выдержав давления государства на религиозных мусульман. Она отказалась снять хиджаб, будучи студенткой университета. «Мне угрожали, что меня исключат из университета, и даже когда я был в классе, учителя писали, что я отсутствовал», — сказал Иззат. «Сегодня люди становятся более религиозными, но, к сожалению, и более радикальными».

Официальные религиозные учреждения мало что предлагают молодому поколению, которое стремится к свободе исповедовать ислам вне строгих правил вероисповедания и призывает к реформе. Но с ростом свободы интернета молодые люди могут легко получить доступ к проповедям имамов, которых правительство считает радикальными, на узбекском, русском и английском языках. Они также видят общественных деятелей, которые приняли более строгие формы ислама. Популярный певец Джахонгир Отажонов внезапно завершил свою карьеру в декабре 2020 года, заявив, что публичные выступления нарушают законы шариата. «Я понял, что Всевышний хочет, чтобы я распрощался со своей профессией, потому что некоторые ее положения неприемлемы по шариату», — сказал он.

«[Старшим поколениям] это немного трудно принять, но молодое поколение читает Коран и хадисы и становится более религиозным», — сказал Акбар, 19-летний студент, пожелавший остаться неназванным в целях своей безопасности. «Мы можем смотреть исламские видео на YouTube, и количество религиозных блоггеров тоже растет, потому что растет число мусульман».

Религиозное возрождение Узбекистана и расцвет неофициальных интерпретаций ислама, возможно, были неизбежны после стольких лет репрессий. Но в отсутствие заслуживающего доверия религиозного руководства растущее число людей, ищущих ислам через Интернет, может привести к радикализации, считает Виктор Михайлов, руководитель ташкентского Центра изучения региональных угроз. «Свобода интерпретации часто подпитывает политический ислам, и когда люди начинают аргументировать, что исламу нет альтернативы, это означает, что он должен заменить светское государство», — сказал он.

Распространение радикальных мусульманских комментаторов в Интернете уже привело к грубым высказываниям, в том числе угрозам расправы, в адрес узбекских сограждан. Религиозные комментаторы, пропагандирующие строгое толкование ислама, обрушивают на либеральных журналистов и блоггеров послания ненависти, угрозы насилия и обвинения в заговорах Запада с целью дестабилизации Узбекистана.

Санжар, который также пожелал остаться неназванным для своей безопасности, в октябре прошлого года стал свидетелем того, как смелые шутки, которые он отпускал об исламе в частной группе для узбекских атеистов, стали вирусными. Скриншоты появились в различных мусульманских группах в Facebook и Telegram, после чего был указан его номер телефона и домашний адрес. «Мне звонили в соцсетях, писали, что убьют», — сказал Санжар Внешняя политика . «Мой дом охраняли полицейские в штатском».

Михайлов указывает, что в некоторых случаях такая онлайн-активность предвещает более серьезное насилие. «Радикализация молодежи может и не иметь большого значения, и это не очень опасно. Но есть следующий этап — вербовка в террористические организации», — сказал он. Это пока не внутренняя угроза: по словам Михайлова, большинство граждан Узбекистана, присоединившихся к джихадистским организациям, были завербованы за границей, в частности в Москве. Дискриминация и отчуждение, с которыми сталкиваются рабочие-мигранты, в сочетании с глубокой религиозностью создают благодатную почву для вербовщиков.

В настоящее время таких условий нет в Узбекистане, где молодые люди часто тесно связаны со своими сообществами. Но насилие в прошлом месяце и некоторые угрозы, которые получил Санжар, показывают, что насилие внутри страны не является немыслимым. В предстоящие годы перед правительством стоит трудная задача, и оно больше не может игнорировать растущее движение верующих, призывающих к интерпретациям исламистских учений вне его контроля.

Агнешка Пикулька-Вильчевска — независимый журналист из Ташкента, Узбекистан, специализирующийся на правах человека и конфликтах на постсоветском пространстве. Твиттер: @Aga_Pik

Метки:

Центральная Азия,
Религия,
Узбекистан

Еще из Foreign Policy

Президент России Владимир Путин возглавляет комиссию по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в 2017 году.

Что плохого в разговоре с Россией? На самом деле много.

Дипломатия не всегда моральна по своей сути и не всегда стратегически мудра.

Офицеры Службы безопасности Украины (СБУ) ждут возле квартиры в Харьковской области, Украина.

Украина имеет тайное сопротивление, действующее в тылу русских

Современные украинские партизаны втихую работают над подрывом оккупации.

Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон машут рукой во время посещения Бранденбургских ворот, освещенных цветами украинского флага, в Берлине 9 мая., 2022.

Горит франко-немецкий мотор

Война на Украине настроила друг против друга самые могущественные страны Европы, как никогда раньше.

Президент США Джо Байден держит полупроводник во время своего выступления перед подписанием указа об экономике в Государственной столовой Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия.

Как американо-китайская технологическая война меняет мир

Репрессивные меры Вашингтона в отношении доступа к технологиям создают глобальный конфликт нового типа.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *