Традиции армения: Прекрасная Армения: традиции, достопримечательности, вкусная еда и коньяк
Народные традиции: Армения — Азбука воспитания
Оглавление
- Погребальные обычаи
- Свадьба
- Рождение ребенка
- Армянское гостеприимство
- Традиции виноделия и изготовления коньяка
- Традиции армянских народных праздников
- Традиционное жилище
- Традиционная армянская одежда
Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
Погребальные обычаи
В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7‑й день, на 40‑й день и в годовщину смерти.
Свадьба
Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так.
Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.
В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.
Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.
Рождение ребенка
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались.
Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.
При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») — желая им того же счастья, что и у него.
Армянское гостеприимство
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.
Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.
Традиции виноделия и изготовления коньяка
Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот.
Армянское вино
Любому армянину известно, что Ной, ступив на эту священную землю, посадил там первую виноградную лозу. Так в Армении было основано традиционное виноделие. На самом деле, согласно раскопкам вино здесь стали изготовлять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изготовленное в Наири (одного их племени, проживающего на территории Армянского нагорья), упоминалось даже Страбоном и Геродотом. Еще в древние времена, армяне могли делать хорошее вино, а их методы выращивания винограда и ухода за ним, разработанные ещё со времён существования государства Урарту, не менялись веками.
У дома или в саду хозяйств, занимающихся виноделием, устраивали винный пресс «хандзан». Внутри пресса находился длинный чан, сложенный из камня или кирпича и покрытый толстым слоем известкового раствора, дно чана делалось слегка наклонным, а его отверстие выходило в каменный кувшин, врытый в землю. Мужчины, сняв обувь и тщательно вымыв ноги, давили в этом чане виноград. Получившееся виноградное сусло подавалось из первого кувшина во второй, затем большими черпаками с длинной ручкой разливалось по «карасам» (глиняным кувшинам), которые хранились закопанными в землю, как было принято в Урарту. Само вино использовалось и для приготовления винного уксуса, а его жмых шёл на изготовление водки в специальных винокуренных аппаратах.
Особенность армянских сортов винограда заключается в их высоком содержании сахара, за счёт которого «вырабатывается» больше спирта. Это довольно простое объяснение. Самыми распространенными сортами винограда, используемыми в качестве основы при изготовлении хороших сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, арени, каберне, саперави, султана, мускат, ркацетели.
Армянский коньяк
У большинства из нас Армения ассоциируется с коньяком. Процесс изготовления коньяка, на самом деле, сложнее, чем вина. Промышленное производство коньяка Армения наладила только в XIX веке. Армянский коньяк производится из высококачественных отборных виноградных сортов, выращиваемых в Араратской долине. Такие сорта как мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар насыщают напиток необычайно бархатистым и терпким ароматом, вкусом родной земли. В процессе первого сбраживания винограда получается вино, которое затем подвергают трёх- четырёх разовой дистилляции, в результате которой и получается 60–70-градусный спирт. Полученный спирт разливается по дубовым бочкам.
Немаловажную роль в коньячном производстве играют и бочки. Для их изготовления из Франции, России и стран Восточной Европы поставляется древесина, специально отобранных пород дуба. Спирт в таких бочках выдерживается от 3 до 20 лет. И только после этого, высококвалифицированные профессионалы подбирают состав коньяка из смеси 3‑, 5- или 6- коньячных спиртов с родниковой водой из армянских горных источников. Чистая и прозрачная вода является важным усилителем вкуса напитка, без которого ни один букет не будет полным.
Перед окончательным розливом, в зависимости от качества, коньяк в старых деревянных бочках выдерживается не менее 12 месяцев, а марочные на менее 3 лет. Армянский коньяк настолько хорош и известен своим неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже сам старина Черчиль ежегодно приобретал не менее 400 бутылок этого напитка.
Традиции армянских народных праздников
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…
Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.
День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.
Традиционное жилище
Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.
Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.
В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.
Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.
Традиционная армянская одежда
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.
Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
Традиции армянской свадьбы
-
Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее.
Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.
-
Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки.
В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.
-
Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее.
Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.
-
Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты.
День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.
-
Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать).
Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.
-
К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой.
Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.
-
Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.
Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.
-
К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха.
Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.
-
У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту.
Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.
-
Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных.
Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.
-
Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха.
Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.
-
Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение.
Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.
армян, раскрытых вдохновляющими личными историями
Армянский народ рассказывает предысторию своего дома, культуры и идентичности
Армянский народ гордится своей культурой, одной из древнейших в мире. В 2018 году его столица Ереван отпраздновала свое основание 2800 лет назад. Крепость Эребуни является ее предшественницей и была основана примерно за 30 лет до Рима. Сегодня его руины возвышаются над современным Ереваном, вызывающим воспоминания и умиротворяющим местом для размышлений об истории и будущем страны. После длительного периода потрясений в 2018 году в Армении произошла мирная «бархатная революция», которая вытеснила коррумпированную олигархию.
В 2020 году страна пережила как разрушительную войну, так и тысячи жертв пандемии COVID-19. Тем не менее, в стойком армянском духе, который пережил взлеты и падения истории на протяжении более 3000 лет, народ этой маленькой нации и его гораздо большая диаспора по всему миру полны надежд на будущее. Правительство Армении запустило программу репатриации армян из диаспоры в надежде увеличить население страны с менее трех миллионов до как минимум пяти миллионов.
Глазами и голосами армянского народа погрузитесь в культуру этого древнего народа и бывшей советской республики, расположенной в горном Кавказском регионе между Азией и Европой.
Лица Армении
Лики Армении — Армения — одна из древнейших цивилизаций мира, ее столица Ереван недавно отпраздновала свое основание 2800 лет назад!
Подробнее
Армянский народ хорошо знает историю
Ключевой особенностью армянской культуры является ее история как первой страны в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии, что она и сделала в 301 г. н.э. По всей стране разбросаны десятки древних и великолепных церквей и монастырей, каждый из которых имеет необычайно красочную историю. Например, выделим только один монастырь Гегард, основанный в IV веке Григорием Просветителем на месте родника внутри пещеры. С приходом христианства в Армению и вплоть до 17 века короли, епископы и дворяне предпочитали хоронить их в гробницах у входов в церкви и монастыри, чтобы людям приходилось наступать на их могилы, чтобы войти; эти светила хотели нести тяжесть забот своего народа.
Армянский народ хорошо знает свою историю, и сегодня ее присутствие ощутимо в их повседневной жизни. В результате серии вторжений в древние времена и холокоста турок-османов в 1915-1917 годах миллионы армян проживали в диаспоре. Это перемещение запечатлено в идентичности народа Армении.
История Армении, воплощенная в жизнь пионером лесовосстановления
История Армении насчитывает тысячи лет; тем не менее, проект «Армянское дерево», похоже, оказал огромное влияние на окружающую среду.
Читать дальше
Богатые музыкальные традиции
Музыка также является огромной частью армянской культуры, с широким спектром народных песен и священных произведений, которые передают спектр эмоций и сообщений, которые варьируются от дани до традиционных блюд, просьб до диаспоры вернуться домой, сладкие колыбельные, зажигательные танцевальные мелодии, древние песнопения и культовые эпосы. Дудук – армянский гобой и национальный инструмент страны, внесенный в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2008 году. Комитас, священник, живший с 1869 года.- 1935 г., считается основателем национальной музыкальной школы Армении и одним из пионеров этномузыкологии — за свою жизнь он собрал и переписал более 3000 произведений армянской народной музыки. Музей Комитаса предлагает захватывающее представление о его жизни, временах, музыке и методах сохранения музыкального наследия Армении.
Приготовление лаваша! Народная песня – ода армянскому хлебу
Певица Ануш Степанян познакомит вас с лавашем – традиционным тонким хлебом, который является неотъемлемой частью армянской кухни!
Подробнее
Сильная эстетика дизайна и любовь к литературе
Армянская культура включает в себя множество других традиций, каждая из которых отражает цивилизацию с очень сильной эстетикой дизайна, например, ковроткачество, памятники из хачкаров, каллиграфия, и иллюминированные рукописи. Институт древних рукописей Месропа Маштоца, известный как Матенадаран, считается одним из богатейших в мире хранилищ средневековых рукописей, охватывающих теологию, философию, историю, медицину, литературу, историю искусства и космографию.
Армянский алфавит | Вдохновленный Богом катализатор культурной стойкости
Армянский алфавит имеет решающее значение для самобытности его народа и долголетия страны как одной из древнейших цивилизаций мира.
Подробнее
Армянский народ воплощает в себе дух новаторства и настойчивости
Армянский народ имеет богатую историю новаторства, несомненно вдохновленную количеством перемен и потрясений, которые он пережил как народ. В армянской пещере была обнаружена старейшая в мире винодельня, что привело к заявлениям об изобретении этого векового напитка. Более современные армянские изобретения включают МРТ, цветной телевизор, банкомат и пластическую хирургию! Сегодня Центр креативных технологий «ТУМО» — это бесплатная образовательная программа, которая позволяет подросткам взять на себя ответственность за собственное обучение. Инновационное предприятие, возглавляемое Мари Лу Папазион, было основано в 2011 году и в настоящее время имеет шесть офисов в Армении, а также центры в Париже, Бейруте, Москве, Тиране, Берлине и Киеве.
Стойкость Армении как культуры является свидетельством стойкости духа ее народа, который на протяжении веков сталкивался со многими угнетателями, самым ужасным из которых был Геноцид турок в 1915-1923 гг. покинули свою Родину, чтобы создать общины по всему миру. Сегодня в диаспоре проживает семь миллионов армян, а на родине – три миллиона. Большинство приезжающих в Армению сегодня являются членами диаспоры, но ожидайте, что это изменится, поскольку неармянские граждане осознают все, что страна может предложить посетителям.
Поднять бокал за изысканную армянскую традицию тостов | Путешествие
ViewApart / iStock
В Армении вы быстро поймете, что «приветствия» не помогут: застолья в кругу друзей часто сопровождаются тщательно продуманными тостами, приправленными поэзией, религией, народными песнями и историей. Армяне настолько серьезно относятся к тостам, что часто назначают тамадана (тамаду) для вербовки, скажем, над дымящимися тарелками хаша или блестящими кучками фаршированных виноградных листьев, а умелый может увлечь всех за столом и приятно навеселе, часы.
Что касается армянских обрядов посвящения, то там ритуальные тосты и пиршества с танцами Кочари и молитвами в монастыре Гегард. Но спросите среднестатистического армянина, почему тосты должны произноситься в определенном порядке, или о происхождении тамадана, и вы, скорее всего, пожмете плечами — к сожалению, древнеармянской Книги тостов не существует. Эта мрачная история в сочетании с растущим разрывом между поколениями вызывает вопрос: как тосты стали частью национального наследия и что было бы потеряно, если бы этот ритуал исчез?
Невозможно точно определить год, когда армяне начали произносить тосты, но в археологических записях есть некоторые подсказки. Мы знаем, например, что люди пили вино в Армении еще за 4000 лет до нашей эры благодаря открытию старейшей известной в мире винодельни в пещерном комплексе Арени. Во всех культурах настоящего и прошлого выпивка порождает праздник и дух товарищества, поэтому вполне возможно, что первые тосты в Армении произносились до изобретения колеса.
Первые письменные упоминания о пиршествах и тостах в Армении относятся к V веку, когда регион находился под властью персов. Государственные документы под названием Гахнамак («тронные регистраторы») дают представление о том, как проходили царские банкеты во времена династий Аршакидов и Сасанидов. «В этих трудах упоминается около 400 феодалов различного социального положения, — говорит Левон Абрамян, заведующий отделом современных антропологических исследований Института археологии и этнографии Армении. «За царским столом люди занимали места согласно этой иерархии, и тосты произносились бы в том же порядке». Записи показывают, что это соглашение продолжалось и в 13 веке.
Посетителями этих официальных собраний были преимущественно мужчины, что, вероятно, помогло заложить основу для культуры произнесения тостов в Армении, где доминируют мужчины. До недавнего времени женщины ели отдельно от мужчин во время ритуальных застолий в традиционных общинах. Даже сегодня женщины-тамаданы встречаются редко.
Можно только догадываться, существовали ли у армян повседневные застольные ритуалы в период, когда был написан «Гахнамак», поскольку его страницы отражали только аристократическую жизнь, но Абрамян считает, что простолюдины стремились подражать царским пирам. Эта теория поддерживается 19Документы го века, в которых жених и невеста упоминаются как королева и король.
Но традиции пиршества и тостов в Армении, вероятно, возникли еще до появления первого известного Гахнамака. Династия Оронтидов, правившая регионом с 6 века до н. э., пила вино из серебряных ритонов и, вероятно, имела собственные недокументированные традиции поджаривания тостов. А есть и сами современные тосты, передающиеся из поколения в поколение, в которых часто упоминаются солнечный свет и огонь — ключевые символы зороастризма, языческой системы верований, которой придерживалось большинство дохристианских армян.
Помимо Гахнамака, в армянской литературе до 19 века почти не упоминается о церемониальных тостах, но это не значит, что их не было. «Грамотность пришла на Кавказ через христианство, — говорит Питер Коуи, профессор арменоведения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Любая записанная история, выходящая за рамки христианского культового богословия, была бы устной, и в результате мы ее потеряли». Возможно, тосты были настолько обычным явлением в армянской повседневной жизни, что о них просто не стоило писать.
Когда Армения попала под влияние России (а затем и Советского Союза), национальные традиции тостов неизбежно изменились. Вино заменяли водкой или коньяком. Тосты стали более регламентированными — отражение общества, одержимого порядком. И, что наиболее важно, пьянство стало нормой благодаря внезапному появлению дешевой выпивки промышленного качества.
Армения была гораздо более сговорчивой с культурной войной России, чем соседняя Грузия, чья культура тостов, возможно, даже более выражена, чем в Армении с ее фирменными рогами для питья и кодифицированными правилами. «Армянское застолье менее структурировано, чем грузинское, — говорит доцент кафедры культурологии Ереванского государственного университета Юлия Антонян. «Спонтанные изменения, незапланированные тосты и вторжение гостей, кроме тамады, обычно являются честной игрой».
В то время как армяне продолжали воспринимать тосты как должное, в Грузии этот ритуал приобрел новое значение как символ национальной идентичности. «Поскольку русские, в отличие от бывших захватчиков, исповедовали ту же религию, что и грузины […], «самоотождествление» грузинской нации должно было основываться на чем-то другом: на народной культуре», — пишет немецкий антрополог Флориан Мюльфрид в своей работе. эссе на эту тему, добавляя, что тосты были «проявлением« грузинского »гостеприимства, основанного на особом способе еды, питья и застолья». (Коу, со своей стороны, предостерегает, что такой анализ склонен к чрезмерной политизации.)
Тем не менее, несмотря на менее националистическое отношение Армении к тостам, страна сохранила свои традиции произнесения тостов на протяжении столетий оккупации. Порядок тостов варьируется в зависимости от региона и повода, но большинство банкетов начинаются с генацца! тамадану и его семье, в порядке старшинства. Другие не подлежащие обсуждению тосты включают дань уважения Армении, дружбе, женщинам, детям и (обычно в последнюю очередь) очаху, или очагу, который символизирует благополучие семьи. Любимый свадебный тост: «Чтоб ты состарился на одной подушке». Каждый тост завершается словами «пусть [водка/вино/коньяк] будет сладким», на что все остальные гости отвечают: «это было сладко».
Самые запоминающиеся тосты часто отличаются от обычных. «Хороший тамадан покопается в каждом госте до того, как начнется застолье, чтобы сделать тосты индивидуализированными», — говорит Эрик Боаделья, испанский писатель и режиссер Toastmaster, фильма 2014 года, в котором рассказывается о молодом армянине, который пытается стать тамаданом. . Собираетесь закончить колледж? Тамадан может выпить за ваше будущее. Переживаете потерю в семье? Это восходит к любви и мудрости покойного.
Если все сделано правильно, опыт может превратить вас в лужу. «Однажды вечером мой друг-армянин пришел на ужин и выступил тамадой в моем семейном доме, — рассказывает Боаделла. «В конце концов, он довел мою маму до слез. Именно тогда я понял, что должен снять фильм».
Самвел Ованнисян, владелец кафе и книжного магазина «Бюрократ» в Ереване, преломил хлеб с Энтони Бурденом за несколько месяцев до его смерти в эпизоде «Армения» в сериале «Части неизвестны». Для Оганесяна хорошо сформулированный тост может изменить жизнь. «Самые счастливые и самые грустные моменты жизни запечатлелись в моей памяти с помощью тостов», — говорит он. «Время, которое я провел с Бурденом, не исключение».
Как заметили все, кто смотрел этот выпуск, многие молодые армяне ценят красноречие и сентиментальность традиционных тостов, но относятся к старомодным, патриархальным вещам с недоверием. Сегодня женщины не только присутствуют практически на всех торжественных пирах, но и все чаще поощряются в роли тамад.