Разное

Традиции армения: Прекрасная Армения: традиции, достопримечательности, вкусная еда и коньяк

Содержание

Народные традиции: Армения — Азбука воспитания

Оглав­ле­ние

  • Погре­баль­ные обычаи
  • Сва­дьба
  • Рож­де­ние ребенка
  • Армян­ское гостеприимство
  • Тра­ди­ции вино­де­лия и изго­тов­ле­ния коньяка
  • Тра­ди­ции армян­ских народ­ных праздников
  • Тра­ди­ци­он­ное жилище
  • Тра­ди­ци­он­ная армян­ская одежда

Давно заме­чено, что люди, глу­боко чув­ству­ю­щие свое наци­о­наль­ное само­со­зна­ние и куль­тур­ное един­ство, с осо­бым почи­та­нием строят свою жизнь в соот­вет­ствии с обы­ча­ями пред­ков. Арме­ния сумела сохра­нить свое истин­ное духов­ное богат­ство — рели­гию, куль­туру и наци­о­наль­ные мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции, кото­рые они строго соблю­дают, как в радо­сти, так и в горе. На сего­дняш­ний день устой­чиво сохра­ня­ются такие армян­ские тра­ди­ции как проч­ность брака, почи­та­ние стар­ших, кре­пость и широта род­ствен­ных свя­зей, обы­чай род­ствен­ной и сосед­ской вза­и­мо­по­мощи, гостеприимство.

Погребальные обычаи

В народ­ных погре­баль­ных обы­чаях сохра­ня­ется этика почи­та­ния памяти усоп­ших. Поми­наль­ные обряды устра­и­ва­ются в день похо­рон, на сле­ду­ю­щий день, на 7‑й день, на 40‑й день и в годов­щину смерти.

Свадьба

Сва­дьба у армян — это очень боль­шой празд­ник. Ее цере­мо­ниал вклю­чает сго­вор, обру­че­ние и само сва­деб­ное тор­же­ство. Сего­дня уже изжила себя тра­ди­ция гулять, как гово­рится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так.

Всем селом. Гостей на армян­ской сва­дьбе дей­стви­тельно много. В роли сви­де­те­лей на армян­ской сва­дьбе высту­пают «крест­ные сва­дьбы». Как пра­вило, это самая близ­кая, самая ува­жа­е­мая семей­ная пара из окру­же­ния жениха и невесты.

В крест­ные выби­рают семью, кото­рая сама явля­ется при­ме­ром, чтобы новая семья была похожа на них. Крест­ный делает самый доро­гой пода­рок на сва­дьбу. Кстати, под­не­се­ние даров – отдель­ный сва­деб­ный обряд. Род­ствен­ники жениха и неве­сты, а также гости дарят моло­до­же­нам дра­го­цен­но­сти, ткани, пред­меты домаш­него оби­хода, деньги. Сва­дьба сопро­вож­да­ется мно­же­ством раз­лич­ных весе­лых обрядов.

Во время выкупа неве­сты род­ные могут назна­чить за нее любую сумму, и дело чести крест­ного найти эти деньги, хотя, как пра­вило, суммы чисто сим­во­ли­че­ские. Неве­сту ведет к алтарю – поса­жен­ный отец, а крест­ные несут ответ­ствен­ность за семью с начала ее обра­зо­ва­ния и до самого конца. На сва­дьбе неве­сте дают подер­жать ребенка, при­чем обя­за­тельно муж­ского пола, чтобы пер­ве­нец родился маль­чи­ком. Наутро после сва­дьбы, жен­щины из рода мужа при­но­сят в дом неве­сты крас­ное яблоко, кото­рое сим­во­ли­зи­рует невин­ность невесты.

Рождение ребенка

Тра­ди­ци­онно (осо­бенно в селах) в армян­ских семьях много детей. Рож­де­ние ребенка – сча­стье. Этому собы­тию все­гда радовались.

Осо­бенно радо­ва­лись рож­де­нию сына. В дни цер­ков­ных празд­ни­ков перед домом, где родился мла­де­нец, играла музыка, а дом укра­шали зеле­ными вет­вями – сим­вол про­дол­же­ния рода. Ребенка не пока­зы­вают никому, кроме близ­ких, в тече­ние 40 дней после рождения.

При любом радост­ном собы­тии винов­ник тор­же­ства кла­дет руку на голову дру­зьям и близ­ким, говоря «таросе кес» («пере­даю тебе») — желая им того же сча­стья, что и у него.

Армянское гостеприимство

Про госте­при­им­ство армян­ского народа знают во всем мире. По любому слу­чаю радо­сти и сча­стья обя­за­тельно надо накрыть стол там, где у тебя есть близ­кие люди: в доме, на работе и т.д.

Обя­за­тельно нужно выпить и поку­шать — если ты не сде­ла­ешь этого, то ты не жела­ешь сча­стья. Чем чаще ты накры­ва­ешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вер­нется — искренне счи­тают армяне.

Традиции виноделия и изготовления коньяка

Каж­дый армя­нин знает, что Ной, сту­пив на землю в этом свя­щен­ном месте, поса­дил тут первую вино­град­ную лозу. Так было поло­жено начало тра­ди­ци­он­ному вино­де­лию в Арме­нии. Что ж, рас­копки дей­стви­тельно сви­де­тель­ствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из пле­мен­ных госу­дарств на тер­ри­то­рии Армян­ского наго­рья) писали еще Стра­бон и Геродот.

Армянское вино

Любому армя­нину известно, что Ной, сту­пив на эту свя­щен­ную землю, поса­дил там первую вино­град­ную лозу. Так в Арме­нии было осно­вано тра­ди­ци­он­ное вино­де­лие. На самом деле, согласно рас­коп­кам вино здесь стали изго­тов­лять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изго­тов­лен­ное в Наири (одного их пле­мени, про­жи­ва­ю­щего на тер­ри­то­рии Армян­ского наго­рья), упо­ми­на­лось даже Стра­бо­ном и Герод­о­том. Еще в древ­ние вре­мена, армяне могли делать хоро­шее вино, а их методы выра­щи­ва­ния вино­града и ухода за ним, раз­ра­бо­тан­ные ещё со вре­мён суще­ство­ва­ния госу­дар­ства Урарту, не меня­лись веками.

У дома или в саду хозяйств, зани­ма­ю­щихся вино­де­лием, устра­и­вали вин­ный пресс «хан­д­зан». Внутри пресса нахо­дился длин­ный чан, сло­жен­ный из камня или кир­пича и покры­тый тол­стым слоем извест­ко­вого рас­твора, дно чана дела­лось слегка наклон­ным, а его отвер­стие выхо­дило в камен­ный кув­шин, вры­тый в землю. Муж­чины, сняв обувь и тща­тельно вымыв ноги, давили в этом чане вино­град. Полу­чив­ше­еся вино­град­ное сусло пода­ва­лось из пер­вого кув­шина во вто­рой, затем боль­шими чер­па­ками с длин­ной руч­кой раз­ли­ва­лось по «кара­сам» (гли­ня­ным кув­ши­нам), кото­рые хра­ни­лись зако­пан­ными в землю, как было при­нято в Урарту. Само вино исполь­зо­ва­лось и для при­го­тов­ле­ния вин­ного уксуса, а его жмых шёл на изго­тов­ле­ние водки в спе­ци­аль­ных вино­ку­рен­ных аппаратах.

Осо­бен­ность армян­ских сор­тов вино­града заклю­ча­ется в их высо­ком содер­жа­нии сахара, за счёт кото­рого «выра­ба­ты­ва­ется» больше спирта. Это довольно про­стое объ­яс­не­ние. Самыми рас­про­стра­нен­ными сор­тами вино­града, исполь­зу­е­мыми в каче­стве основы при изго­тов­ле­нии хоро­ших слад­ких, полу­слад­ких и сухих вин явля­ются: ахта­нак, арени, каберне, сапе­рави, сул­тана, мускат, ркацетели.

Армянский коньяк

У боль­шин­ства из нас Арме­ния ассо­ци­и­ру­ется с конья­ком. Про­цесс изго­тов­ле­ния коньяка, на самом деле, слож­нее, чем вина. Про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство коньяка Арме­ния нала­дила только в XIX веке. Армян­ский коньяк про­из­во­дится из высо­ко­ка­че­ствен­ных отбор­ных вино­град­ных сор­тов, выра­щи­ва­е­мых в Ара­рат­ской долине. Такие сорта как мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар насы­щают напи­ток необы­чайно бар­ха­ти­стым и терп­ким аро­ма­том, вку­сом род­ной земли. В про­цессе пер­вого сбра­жи­ва­ния вино­града полу­ча­ется вино, кото­рое затем под­вер­гают трёх- четы­рёх разо­вой дистил­ля­ции, в резуль­тате кото­рой и полу­ча­ется 60–70-градусный спирт. Полу­чен­ный спирт раз­ли­ва­ется по дубо­вым бочкам.

Нема­ло­важ­ную роль в коньяч­ном про­из­вод­стве играют и бочки. Для их изго­тов­ле­ния из Фран­ции, Рос­сии и стран Восточ­ной Европы постав­ля­ется дре­ве­сина, спе­ци­ально ото­бран­ных пород дуба. Спирт в таких боч­ках выдер­жи­ва­ется от 3 до 20 лет. И только после этого, высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные про­фес­си­о­налы под­би­рают состав коньяка из смеси 3‑, 5- или 6- коньяч­ных спир­тов с род­ни­ко­вой водой из армян­ских гор­ных источ­ни­ков. Чистая и про­зрач­ная вода явля­ется важ­ным уси­ли­те­лем вкуса напитка, без кото­рого ни один букет не будет полным.

Перед окон­ча­тель­ным роз­ли­вом, в зави­си­мо­сти от каче­ства, коньяк в ста­рых дере­вян­ных боч­ках выдер­жи­ва­ется не менее 12 меся­цев, а мароч­ные на менее 3 лет. Армян­ский коньяк настолько хорош и изве­стен своим непо­вто­ри­мым бар­ха­ти­сто-шоко­лад­ным вку­сом, что даже сам ста­рина Чер­чиль еже­годно при­об­ре­тал не менее 400 буты­лок этого напитка.

Традиции армянских народных праздников

Празд­ник «Трн­дез» отме­ча­ется в конце зимы. Этот празд­ник при­шел из язы­че­ских вре­мен покло­не­ния огню. Прямо во дворе церкви раз­во­дят боль­шой костер и моло­до­жены пры­гают через него, чтобы очи­ститься от всего пло­хого: зла, высо­ко­ме­рия и несча­стий. С этим днем на землю Арме­нии при­хо­дит весна…

Празд­ник «Цах­ка­зард» или «Цар­за­рдар» тоже посвя­щен при­ходу весны. В этот день люди при­хо­дят в цер­ковь с опу­шив­ши­мися веточ­ками вербы и, после освя­ще­ния в церкви, наде­вают на головы моло­дых и детей иво­вые веночки.

Летом, в начале авгу­ста, когда ста­но­вится осо­бенно жарко и поля стра­дают от засухи, насту­пает спа­си­тель­ный празд­ник воды «Вар­да­вар». В тра­ди­ци­он­ном обли­ва­нии водой друг друга на ули­цах города также уга­ды­ва­ются древ­ние корни язы­че­ских обря­дов. С неза­па­мят­ных вре­мен помолв­лен­ные девушки за три недели до сва­дьбы должны были бро­сить в миску с водой пше­ницу и овес, а когда зерна про­рас­тали, то этой водой моло­дые поли­вали друг друга. Вар­да­вар про­хо­дит доста­точно весело.

День Свя­того Сар­киса отме­ча­ется 13 фев­раля, нака­нуне евро­пей­ского Дня Свя­того Вален­тина — Дня всех влюб­лен­ных. В этот день девушки пекут спе­ци­аль­ное соле­ное пече­нье — «ахаб­лит». Пече­нье съе­да­ется перед сном и тот, кто явится девушке во сне и под­не­сет воды, чтобы напиться, тот и явля­ется суженым.

Традиционное жилище

Тра­ди­ци­он­ные дома в армян­ских селе­ниях имеют ряд своих осо­бен­но­стей. Жилище пред­став­ляет собой квад­рат­ную в плане постройку, с камен­ными сте­нами и зем­ля­ной кры­шей, кото­рая уста­нав­ли­ва­лась на дере­вян­ных столбах.

Един­ствен­ным источ­ни­ком света было окно или дымо­ход в крыше. В доме на боль­шом воз­вы­ше­нии поме­щался откры­тый очаг, в кото­рый был врыта гли­ня­ная печь. Исполь­зо­вался также и при­стен­ный очаг – камин. Внут­рен­нее убран­ство жилых поме­ще­ний у армян дол­гое время оста­ва­лось неизменным.

В тра­ди­ци­он­ном армян­ском доме основ­ное место зани­мали сун­дуки, полки с гли­ня­ной, мед­ной и дере­вян­ной посу­дой, а также осо­бого вида пере­движ­ной дере­вян­ный амбар на нож­ках с отде­ле­ни­ями для зерна и муки. Сидели на полу, на под­стил­ках. Ели за низ­ким сто­ли­ком или за рас­сте­лен­ной на полу скатертью.

Ниши с двер­цами заме­няли шкафы. Вме­сто кро­ва­тей вдоль стен тяну­лись боль­шие дере­вян­ные тахты. Тра­ди­ци­он­ные эле­менты инте­рьера – ковры, стопка сте­га­ных одеял и тюфя­ков, ста­рин­ная утварь.

Традиционная армянская одежда

Тра­ди­ци­он­ная армян­ская одежда очень кра­сочна и раз­но­об­разна. Основу тра­ди­ци­он­ного муж­ского костюма состав­ляла сши­тая из шелка или хлопка цвет­ная рубашка с низ­ким воро­том и боко­вой застеж­кой, а также широ­кие шаро­вары из тем­ной шер­сти или хлопка.

Поверх рубашки армяне наде­вали хлоп­ко­вый или шел­ко­вый арха­лук – верх­нюю одежду с низ­ким сто­я­чим ворот­ни­ком, засте­ги­ва­ю­щи­еся от ворот­ника до талии на крючки или мел­кие пуго­вицы и дохо­див­шую до колен. Поверх арха­лука наде­вали более длин­ную тем­ную шер­стя­ную чуху (верх­няя муж­ская одежда типа чере­ски), при­сбо­рен­ную в талии и под­по­я­сан­ную узким поя­сом с высо­кой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него наде­вали куртку до пояса, с цель­ными рука­вами и без засте­жек спе­реди. Пояс заме­нял длин­ный широ­кий ткан­ный шарф, обмо­тан­ный несколько раз.

Жен­ская тра­ди­ци­он­ная одежда и восточ­ных и запад­ных армян была одно­родна. Верх­няя одежда – это длин­ное пла­тье типа арха­лука с выре­зом на груди и про­ре­зами ниже бедер. Талию повя­зы­вали длин­ным шел­ко­вым или шер­стя­ным шар­фом, сло­жен­ным в несколько слоев. Непре­мен­ной частью костюма запад­ных армя­нок был рас­ши­тый перед­ник. И много украшений.

Голов­ными убо­рами у муж­чин слу­жили шапки раз­ных фасо­нов: мехо­вые – у восточ­ных, вяза­ные и тка­ные – у запад­ных армян. Более слож­ным был жен­ский голов­ной убор, осо­бенно у восточ­ных армя­нок, — свое­об­раз­ные «башенки» из бумаж­ной ткани с укра­ше­ни­ями, обвя­зы­ва­е­мые несколь­кими плат­ками, закры­ва­ю­щим часть лица. У запад­ных армя­нок широ­кое рас­про­стра­не­ние имели голов­ные ободки с укра­ше­ни­ями, поверх кото­рых набра­сы­ва­лись накидки.

Традиции армянской свадьбы

  • Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее.

    Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдо-отказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты — украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой — чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

 

  • Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки.

    В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

 

 

  • Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее.

    Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том,что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

 

  •  Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты.

    День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

 

  • Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать).

    Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

 

  •  К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой.

    Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

 

  • Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.

    Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

 

  • К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха.

    Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

 

  • У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту.

     Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

 

  • Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных.

    Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

 

  • Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха.

    Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

 

  • Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение.

    Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

     


     

армян, раскрытых вдохновляющими личными историями

Армянский народ рассказывает предысторию своего дома, культуры и идентичности

Армянский народ гордится своей культурой, одной из древнейших в мире. В 2018 году его столица Ереван отпраздновала свое основание 2800 лет назад. Крепость Эребуни является ее предшественницей и была основана примерно за 30 лет до Рима. Сегодня его руины возвышаются над современным Ереваном, вызывающим воспоминания и умиротворяющим местом для размышлений об истории и будущем страны. После длительного периода потрясений в 2018 году в Армении произошла мирная «бархатная революция», которая вытеснила коррумпированную олигархию.

В 2020 году страна пережила как разрушительную войну, так и тысячи жертв пандемии COVID-19. Тем не менее, в стойком армянском духе, который пережил взлеты и падения истории на протяжении более 3000 лет, народ этой маленькой нации и его гораздо большая диаспора по всему миру полны надежд на будущее. Правительство Армении запустило программу репатриации армян из диаспоры в надежде увеличить население страны с менее трех миллионов до как минимум пяти миллионов.

Глазами и голосами армянского народа погрузитесь в культуру этого древнего народа и бывшей советской республики, расположенной в горном Кавказском регионе между Азией и Европой.

Лица Армении

Лики Армении — Армения — одна из древнейших цивилизаций мира, ее столица Ереван недавно отпраздновала свое основание 2800 лет назад!

Подробнее

Армянский народ хорошо знает историю

Ключевой особенностью армянской культуры является ее история как первой страны в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии, что она и сделала в 301 г. н.э. По всей стране разбросаны десятки древних и великолепных церквей и монастырей, каждый из которых имеет необычайно красочную историю. Например, выделим только один монастырь Гегард, основанный в IV веке Григорием Просветителем на месте родника внутри пещеры. С приходом христианства в Армению и вплоть до 17 века короли, епископы и дворяне предпочитали хоронить их в гробницах у входов в церкви и монастыри, чтобы людям приходилось наступать на их могилы, чтобы войти; эти светила хотели нести тяжесть забот своего народа.

Армянский народ хорошо знает свою историю, и сегодня ее присутствие ощутимо в их повседневной жизни. В результате серии вторжений в древние времена и холокоста турок-османов в 1915-1917 годах миллионы армян проживали в диаспоре. Это перемещение запечатлено в идентичности народа Армении.

История Армении, воплощенная в жизнь пионером лесовосстановления

История Армении насчитывает тысячи лет; тем не менее, проект «Армянское дерево», похоже, оказал огромное влияние на окружающую среду.

Читать дальше

Богатые музыкальные традиции

Музыка также является огромной частью армянской культуры, с широким спектром народных песен и священных произведений, которые передают спектр эмоций и сообщений, которые варьируются от дани до традиционных блюд, просьб до диаспоры вернуться домой, сладкие колыбельные, зажигательные танцевальные мелодии, древние песнопения и культовые эпосы. Дудук – армянский гобой и национальный инструмент страны, внесенный в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2008 году. Комитас, священник, живший с 1869 года.- 1935 г., считается основателем национальной музыкальной школы Армении и одним из пионеров этномузыкологии — за свою жизнь он собрал и переписал более 3000 произведений армянской народной музыки. Музей Комитаса предлагает захватывающее представление о его жизни, временах, музыке и методах сохранения музыкального наследия Армении.

Приготовление лаваша! Народная песня – ода армянскому хлебу

Певица Ануш Степанян познакомит вас с лавашем – традиционным тонким хлебом, который является неотъемлемой частью армянской кухни!

Подробнее

Сильная эстетика дизайна и любовь к литературе

Армянская культура включает в себя множество других традиций, каждая из которых отражает цивилизацию с очень сильной эстетикой дизайна, например, ковроткачество, памятники из хачкаров, каллиграфия, и иллюминированные рукописи. Институт древних рукописей Месропа Маштоца, известный как Матенадаран, считается одним из богатейших в мире хранилищ средневековых рукописей, охватывающих теологию, философию, историю, медицину, литературу, историю искусства и космографию.

Армянский алфавит | Вдохновленный Богом катализатор культурной стойкости

Армянский алфавит имеет решающее значение для самобытности его народа и долголетия страны как одной из древнейших цивилизаций мира.

Подробнее

Армянский народ воплощает в себе дух новаторства и настойчивости

Армянский народ имеет богатую историю новаторства, несомненно вдохновленную количеством перемен и потрясений, которые он пережил как народ. В армянской пещере была обнаружена старейшая в мире винодельня, что привело к заявлениям об изобретении этого векового напитка. Более современные армянские изобретения включают МРТ, цветной телевизор, банкомат и пластическую хирургию! Сегодня Центр креативных технологий «ТУМО» — это бесплатная образовательная программа, которая позволяет подросткам взять на себя ответственность за собственное обучение. Инновационное предприятие, возглавляемое Мари Лу Папазион, было основано в 2011 году и в настоящее время имеет шесть офисов в Армении, а также центры в Париже, Бейруте, Москве, Тиране, Берлине и Киеве.

Стойкость Армении как культуры является свидетельством стойкости духа ее народа, который на протяжении веков сталкивался со многими угнетателями, самым ужасным из которых был Геноцид турок в 1915-1923 гг. покинули свою Родину, чтобы создать общины по всему миру. Сегодня в диаспоре проживает семь миллионов армян, а на родине – три миллиона. Большинство приезжающих в Армению сегодня являются членами диаспоры, но ожидайте, что это изменится, поскольку неармянские граждане осознают все, что страна может предложить посетителям.

Поднять бокал за изысканную армянскую традицию тостов | Путешествие

ViewApart / iStock

В Армении вы быстро поймете, что «приветствия» не помогут: застолья в кругу друзей часто сопровождаются тщательно продуманными тостами, приправленными поэзией, религией, народными песнями и историей. Армяне настолько серьезно относятся к тостам, что часто назначают тамадана (тамаду) для вербовки, скажем, над дымящимися тарелками хаша или блестящими кучками фаршированных виноградных листьев, а умелый может увлечь всех за столом и приятно навеселе, часы.

Что касается армянских обрядов посвящения, то там ритуальные тосты и пиршества с танцами Кочари и молитвами в монастыре Гегард. Но спросите среднестатистического армянина, почему тосты должны произноситься в определенном порядке, или о происхождении тамадана, и вы, скорее всего, пожмете плечами — к сожалению, древнеармянской Книги тостов не существует. Эта мрачная история в сочетании с растущим разрывом между поколениями вызывает вопрос: как тосты стали частью национального наследия и что было бы потеряно, если бы этот ритуал исчез?

Невозможно точно определить год, когда армяне начали произносить тосты, но в археологических записях есть некоторые подсказки. Мы знаем, например, что люди пили вино в Армении еще за 4000 лет до нашей эры благодаря открытию старейшей известной в мире винодельни в пещерном комплексе Арени. Во всех культурах настоящего и прошлого выпивка порождает праздник и дух товарищества, поэтому вполне возможно, что первые тосты в Армении произносились до изобретения колеса.

Первые письменные упоминания о пиршествах и тостах в Армении относятся к V веку, когда регион находился под властью персов. Государственные документы под названием Гахнамак («тронные регистраторы») дают представление о том, как проходили царские банкеты во времена династий Аршакидов и Сасанидов. «В этих трудах упоминается около 400 феодалов различного социального положения, — говорит Левон Абрамян, заведующий отделом современных антропологических исследований Института археологии и этнографии Армении. «За царским столом люди занимали места согласно этой иерархии, и тосты произносились бы в том же порядке». Записи показывают, что это соглашение продолжалось и в 13 веке.

Посетителями этих официальных собраний были преимущественно мужчины, что, вероятно, помогло заложить основу для культуры произнесения тостов в Армении, где доминируют мужчины. До недавнего времени женщины ели отдельно от мужчин во время ритуальных застолий в традиционных общинах. Даже сегодня женщины-тамаданы встречаются редко.

Можно только догадываться, существовали ли у армян повседневные застольные ритуалы в период, когда был написан «Гахнамак», поскольку его страницы отражали только аристократическую жизнь, но Абрамян считает, что простолюдины стремились подражать царским пирам. Эта теория поддерживается 19Документы го века, в которых жених и невеста упоминаются как королева и король.

Но традиции пиршества и тостов в Армении, вероятно, возникли еще до появления первого известного Гахнамака. Династия Оронтидов, правившая регионом с 6 века до н. э., пила вино из серебряных ритонов и, вероятно, имела собственные недокументированные традиции поджаривания тостов. А есть и сами современные тосты, передающиеся из поколения в поколение, в которых часто упоминаются солнечный свет и огонь — ключевые символы зороастризма, языческой системы верований, которой придерживалось большинство дохристианских армян.

Помимо Гахнамака, в армянской литературе до 19 века почти не упоминается о церемониальных тостах, но это не значит, что их не было. «Грамотность пришла на Кавказ через христианство, — говорит Питер Коуи, профессор арменоведения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Любая записанная история, выходящая за рамки христианского культового богословия, была бы устной, и в результате мы ее потеряли». Возможно, тосты были настолько обычным явлением в армянской повседневной жизни, что о них просто не стоило писать.

Когда Армения попала под влияние России (а затем и Советского Союза), национальные традиции тостов неизбежно изменились. Вино заменяли водкой или коньяком. Тосты стали более регламентированными — отражение общества, одержимого порядком. И, что наиболее важно, пьянство стало нормой благодаря внезапному появлению дешевой выпивки промышленного качества.

Армения была гораздо более сговорчивой с культурной войной России, чем соседняя Грузия, чья культура тостов, возможно, даже более выражена, чем в Армении с ее фирменными рогами для питья и кодифицированными правилами. «Армянское застолье менее структурировано, чем грузинское, — говорит доцент кафедры культурологии Ереванского государственного университета Юлия Антонян. «Спонтанные изменения, незапланированные тосты и вторжение гостей, кроме тамады, обычно являются честной игрой».

В то время как армяне продолжали воспринимать тосты как должное, в Грузии этот ритуал приобрел новое значение как символ национальной идентичности. «Поскольку русские, в отличие от бывших захватчиков, исповедовали ту же религию, что и грузины […], «самоотождествление» грузинской нации должно было основываться на чем-то другом: на народной культуре», — пишет немецкий антрополог Флориан Мюльфрид в своей работе. эссе на эту тему, добавляя, что тосты были «проявлением« грузинского »гостеприимства, основанного на особом способе еды, питья и застолья». (Коу, со своей стороны, предостерегает, что такой анализ склонен к чрезмерной политизации.)

Тем не менее, несмотря на менее националистическое отношение Армении к тостам, страна сохранила свои традиции произнесения тостов на протяжении столетий оккупации. Порядок тостов варьируется в зависимости от региона и повода, но большинство банкетов начинаются с генацца! тамадану и его семье, в порядке старшинства. Другие не подлежащие обсуждению тосты включают дань уважения Армении, дружбе, женщинам, детям и (обычно в последнюю очередь) очаху, или очагу, который символизирует благополучие семьи. Любимый свадебный тост: «Чтоб ты состарился на одной подушке». Каждый тост завершается словами «пусть [водка/вино/коньяк] будет сладким», на что все остальные гости отвечают: «это было сладко».

Самые запоминающиеся тосты часто отличаются от обычных. «Хороший тамадан покопается в каждом госте до того, как начнется застолье, чтобы сделать тосты индивидуализированными», — говорит Эрик Боаделья, испанский писатель и режиссер Toastmaster, фильма 2014 года, в котором рассказывается о молодом армянине, который пытается стать тамаданом. . Собираетесь закончить колледж? Тамадан может выпить за ваше будущее. Переживаете потерю в семье? Это восходит к любви и мудрости покойного.

Если все сделано правильно, опыт может превратить вас в лужу. «Однажды вечером мой друг-армянин пришел на ужин и выступил тамадой в моем семейном доме, — рассказывает Боаделла. «В конце концов, он довел мою маму до слез. Именно тогда я понял, что должен снять фильм».

Самвел Ованнисян, владелец кафе и книжного магазина «Бюрократ» в Ереване, преломил хлеб с Энтони Бурденом за несколько месяцев до его смерти в эпизоде ​​«Армения» в сериале «Части неизвестны». Для Оганесяна хорошо сформулированный тост может изменить жизнь. «Самые счастливые и самые грустные моменты жизни запечатлелись в моей памяти с помощью тостов», — говорит он. «Время, которое я провел с Бурденом, не исключение».

Как заметили все, кто смотрел этот выпуск, многие молодые армяне ценят красноречие и сентиментальность традиционных тостов, но относятся к старомодным, патриархальным вещам с недоверием. Сегодня женщины не только присутствуют практически на всех торжественных пирах, но и все чаще поощряются в роли тамад.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *