Разное

Традиции кыргызстана: Обычаи и традиции в Кыргызстане

Обычаи и традиции Кыргызстана







Культура киргизского народа развивалась на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени сохранила свою уникальность и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни. Гостеприимство, доброта и открытость – это главные качества, которыми славятся киргизы.

Народные традиции, обычаи и обряды киргизского народа определялись кочевым образом жизни. Особое место среди них занимают семейно-бытовые традиции, которые, складываясь веками, отражают накопленную многими поколениями мудрость.

Обычай гостеприимства

Самым традиционным обычаем у киргизов – как и у всех народов — является гостеприимство. Любому гостю оказывались почести. Важны и традиции уважения к старшим. В киргизской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как «чон уй» («большой дом»), выражая этим почтительность к основателям семьи. Издревле каждый, чей путь проходил через киргизский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Чай — необходимый атрибут азиатского стола и дружеской беседы. А ведь живущие в Средней Азии уже и не замечают, что обычный напиток стал символом дружественного диалога между людьми, таким незаметным, но и незаменимым собеседником.

Рождение ребенка

Самое радостное и долгожданное событие в истории каждой семьи, конечно, рождение ребенка. Ребенок в семье – символ продолжения рода, бессмертия нации. Поэтому к детям в Кыргызстане особое отношение.
Начнем с того, что еще задолго до знаменательного события беременную женщину старались оградить от всевозможных домашних забот и волнений. Здесь в ход шла магия. В одежде беременной в обязательном порядке должен быть «тумар» — амулет с изречениями из Корана, а также старинные языческие обереги, типа когтей медведя «аюу тырмагы» или лапы филина «укунун тырмаг». В юрте рожающей женщины днем и ночью горел огонь, лежал нож, острием к двери, а на остове дома дулом в небо привязывалось ружье. Все эти нехитрые приспособления должны были отгонять злых духов, с какой бы стороны они ни подступали.

С самого рождения детей в Кыргызстане оберегают от злых глаз, для этого применялись различные амулеты и обереги. Вообще благополучной у киргизов считалась семья, имеющая 10 и более детей, так повелось с незапамятных времен, когда более многочисленный род легче справлялся с внешними опасностями и врагами, да и чисто экономические проблемы обходили его стороной.

Рождение ребенка рассматривается как особо радостное, счастливое событие. Несколько человек как добрые глашатаи верхом на конях разносили весть о рождении ребенка всем знакомым, родным и друзьям, за что получали подарки — суюнчи. Близкие родственники и друзья при этом прославляли родителей.

Жизнь

Киргизский народ продолжает сохранять обычаи и традиции, дошедшие к ним из глубины веков. Уважение к старшим — одно из основных качеств, которые люди тут прививают своим детям чуть ли не с самого рождения. Неписаные правила проявления почтения ко взрослому поколению, которым и по сей день следуют в Кыргызстане.




  •   У киргизов издревле положено, что если в семье рождается ребенок, имя ему должен дать самый уважаемый и взрослый человек в его семье. Обычно такая честь предоставляется бабушкам и дедушкам новорожденного.
  • Никто в киргизской семье не протягивает руку к еде за столом, пока глава семьи не отведает ее первым. Также за столом, молодые ни в коем случае не садятся выше человека, который старше чем они по возрасту. И вообще рассаживание за столом также имеет иерархическую последовательность: на почетном месте всегда сидит самый старший в семье.
  • После окончания застолья киргизы всегда дают «бата» (благословение к хозяевам стола). Его дает самый старший и почитаемый гость.
  • При встрече младшие по возрасту обязательно здороваются первыми.  
  • При беседе со старшими молодые всегда должны держать такт, не позволяя себе лишних слов при старших.

Жилище, утварь, одежда киргизов — все было приспособлено к кочевому образу жизни. Под его влиянием сложились и многовековые традиции жизненного уклада киргизского народа. Традиции позволяли передавать накопленный тысячелетиями опыт новому поколению. Поэтому обряды выполнялись беспрекословно и нарушители устоев жестоко наказывались. Традиции давали кочевнику шанс выжить в суровом мире.

Нeyмолимое время застанило кочевникои изменить свою жизнь — они осели в городах, и стремительно стала рушиться, казалось непоколебимая, скала обычаев. Некоторые из традиций и обычаев кочевых киргизских племен остались в далеком прошлом, сохранившись лишь в памяти народной (в преданиях и эпосах), другие в неизменном или же трансформированном виде продолжают бытовать среди киргизов и поныне.

Семья кочевника была патриархальной, и, обычно, не менее трех поколений жили вместе -сыновья и родственники составляли один аил или жили в соседних аилах. В большой семье главой являлся патриарх — аксакал, которого все называли отцом — ата. Даже внуки называли деда отцом, а своего настоящего отца — старшим братом, пока был жив дед. Старики пользовались беспрекословным авторитетом и являлись носителями народных традиций и культуры. Они давали советы по поводу тех или иных обычаев во время свадеб, похорон, повседневной жизни Они передавали опыт, накопленный тысячелетиями предыдущими поколениями.

Иерархия семьи была видна во время совместной ежедневной  трапезы. Все члены семьи рассаживались в строго установленном порядке, который каждый усваивал с детства и которому следовал без принуждения.

Кочевники, жившие обособленными аилами, относились к нежданному посетителю как к гостю от Бога (Кудай конок) всегда держали запас провизш для радушного приема. Гость был источником новостей. Кроме того хозяин заботился о безопасности своей семьи — радушие при приеме путника обеспечивало кочевнику добрососедские отношения с другими племенами и народами. В то же время традиции гостеприимства позволяли людям путешествовать на значительные расстояния, не заботясь о крове и пропитании.

Главным занятием киргизов в течение многих веков было скотоводство. Климатические условия Тянь-Шаня позволяли кочевникам содержать здесь скот круглый год на подножном корму. Киргизы просто перекочевывали с одного угодья на другое: летом они поднимались на высокогорные пастбища (джай-лоо), а осенью спускались вниз на зимние пастбища (кыштоо). Эти традиции сохранились и сегодня.

Лошади



В жизни кочевника конь всегда занимал особое место — передвигаясь по огромным пространствам, кочевник не мыслил себя без лошади. В случае опасности он спешил к коню, чтобы достойно встретить противника. Киргизы никогда не использовали коней для перевозки домашнего скарба и утвари. Для этого были верблюды, яки и быки.

Богатство человека определялось размерами его табунов. Лошади были обязательной частью калыма — выкупа за невесту. Коня считали священным животным. Даже его запаха, по поверью, боялись злые духи. Когда случались трудные роды, коня подводили к роженице, чтобы он обнюхал ее. Тяжелобольному человеку возлагали на грудь ногу коня. В детские амулеты прятали конский волос. 

Кобылье мясо и молоко считались целебными. «Если киргиз хоть раз в год не поест мяса лошади и не попьет кумыса, его рассудок помутится» — твердо верили кочевники. Считалось, что купание в молоке белой кобылицы возвращает молодость. Шаманы говорили, что кумыс снимает сорок болезней.

Верховая езда — это часть киргизской культуры. Киргизская поговорка гласит: «Если у вас есть лишнее время в запасе, то часть этого времени посвятите лошади». Существует большое количество зрелищных конных игр, которые часто демонстрируются во время фестивалей. Дети обучаются верховой езде с раннего возраста. Мальчики с детства присматривают за стадом на лугах, девочки учатся традиционным ремёслам, ткут ковры редкой красоты. 

Жилище



Символом киргизской жизни является юрта из войлока, которую можно встретить на пастбищах. До сих пор в больших городах некоторые семьи по киргизскому обычаю строят юрты по случаю важных праздников, таких как рождение ребёнка или свадьба. На флаге Республики изображена юрта. Это подчёркивает первостепенную важность юрты. Флаг республики красного цвета, и в центре представлен Тундук — центральная часть крыши юрты со скрещенным шестом по середине деревянного круга.

Самая колоритная грань киргизского быта это, конечно же, юрты, которые по сей день обильно стоят на горных пастбищах-джайлоо и служат летними жилищами скотоводов — Подробнее …

Манас

Ещё одна важная составляющая культуры Киргизии и предмет гордости — это народный эпос Манас, легенда о Манасе, его сыновьях и внуках. Манас родился в районе под названием Талас, на северо-западе страны, и о нём народ сложил легенду, будто бы в 9 лет он уничтожил крылатого змея. Сцену этого поединка, запечатлённую в мраморе можно увидеть в Бишкеке напротив Филармонии. Эпосы, сказания длиннее чем Илиада и Одиссея, передавались устно в течение последнего тысячелетия. Первая письменная версия появилась около 100 лет тому назад. Рассказчики и певцы (Акин), исполняющие важные произведения киргизского народа, были уважаемы всеми, и за это их прозвали «манасчи». Подробнее …



Одежда

В киргизском фольклоре и в исторических хрониках Древнего Китая встречается такое название киргизов, как «белоколпачный народ». В XIX веке академик В. В. Радлов писал: «Специфически киргизскими видами одежды являются верхняя войлочная одежда с рукавами кемечтай, белые войлочные сапоги из козьего пуха, а также белые войлочные шапки, которые редко встречаются у казахов и благодаря которым племени присвоено наименование Ак-калпак». Действительно, белый калпак стал символом киргизского народа.

На рынке Ош в Бишкеке —
мужские войлочные колпаки и
женские платья с
национальным орнаментом

Вся одежда киргизов была приспособлена к кочевому быту. В ней было удобно ехать верхом на лошади, ее легко можно было производить в натуральном хозяйстве патриархальной семьи. Особое место занимала теплая одежда, так как суровый климат высокогорья заставлял киргизов носить ее и летом.
Для изготовления одежды использовалась грубая шерстяная материя, которая ткалась в семье на деревянном станке. Также использовался войлок, шкуры и кожа домашних и диких животных.
Дорогую одежду шили из тканей, привезенных из Кашгара или Ферганы.
Покрой верхней мужской и женской одежды мало чем различался. В основном это был кафтан — чапан со стоячим воротником и пестрыми шнурами с пуговицами.


Еда

Киргизская кухня — это обилие мяса и «мокрой» пищи: супов, блюд на основе бульона и кушаний с подливами, а также молочных продуктов — Подробнее …



Фотогалерея Праздник Памяти предков — 2019 г.


Фотогалерея Рынок Ош в Бишкеке


Фотогалерея Рынок домашнего ската в Кочкорке




Кочкорка

 

Рынок Ош



Однако самое впечатляющее — что увидеть такие вещи как седла, комузы можно не только в музеях. .. Вот на рынке в Кочкорке — целый ряд с сёдлами:

А вот трёхструнные комузы на рынке Ош в Бишкеке:






 



Праздник посвященный памяти предков около села Тосор на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.

 

  • Праздник

  • Праздник

  • Праздник

Невозможно представить Кыргызстан без рынков. Впечатляет грандиозный Ошский рынок в Бишкеке.

  • Рынок Ош в Бишкеке

  • Рынок Ош в Бишкеке

  • Рынок Ош в Бишкеке






 


Вообще же как и все кочевники, киргизы были народом поющим.  Процитирую Большую Советскую энциклопедию о разнообразии жанров песенобрядовые — «кошок» (песни-причеты) и «жарамазан» (песни-колядки), трудовые песни, тесно связанные со скотоводческим бытом (большей частью пастушеские песни), из них наиболее распространены: «бекбекей» (сторожевой возглас — «крепко стереги») — ночная песня женщин, караулящих овечьи стада; «шырылдан» («подмёрзший кумыс») — песня табунщиков; «опмайда» (возглас понукания лошадей) — песня погонщика во время молотьбы. Среди лирич. песен: «кюйгей» (от слова «гореть») — песни о неразделённой любви; «секетбай» (от слова «секет» — милая, любимый) — общее название песен любовного содержания; «арман» («неисполнившиеся мечты») — песни тоски, горя, жалобы. Бытуют также колыбельные — «бешикыры» («бешик» — колыбель, люлька, «ыр» — песня), игровые — «селькинчек» («качели»), шуточные песни-состязания — «кайым-айты-шуу», детские песни — «балдар ыры» («балдар» — дети).

Киргизская музыка примечательна тем, что повествует о природе и жизни в горах. Тексты многих песен рассказывают о буднях кочевников, и даже в композициях, где нет слов, тонко передано соответствующее настроение. В Кыргызстане есть множество музыкальных инструментов.



Орозобай Кенчинбаев

Орозобай Кенчинбаев является заслуженным деятелем культуры Кыргызской Республики, членом Президиума Всемирного Конгресса варганной музыки. С 1962 года он творчески изготавливает 20 видов народных музыкальных инструментов (комуз, темир комуз, кыл кыяк, керней, сурнай, добулбас, чоор, чопо чоор, аса таяк и.т.д.), на 9 из которых он имеет авторское право. Из-за уникальности его мастерства по изготовлению народных музыкальных инструментов он востребован на всю Республику и за ее пределами. За изготовлением отдельных инструментов к нему обращаются из Казахстана, Якутии, Японии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Все знаменитые комузисты республики индивидуально заказывают комузы Кенчинбаеву. Кенчинбаев не только талантливо создает музыкальные инструменты, но и виртуозно играет на них. О. Кенчинбаев неоднократно был лауреатом Международных фестивалей фольклора (Африканская Республика Сомали, 1977), (Франция, 1985). Ему присвоены звания «Лучший мастер» на Всемирном Конгрессе варганной музыки (1991г.), «Народный мастер» Кыргызской Республики (2002). Он также получил серебряную медаль на выставке прикладного творчества в Италии за лучшее изготовление музыкальных инструментов и юрты (2000).





Видео — В гостях у Орозобай Кенчинбаева

Тысяча комузистов исполнили Маш ботой на открытии Игр кочевников

Основные традиции, которые должен помнить каждый кыргыз

kaktus.media

Все самое интересное в
Telegram

Традиции помогают народу сохранить свою культуру, через них из поколения в поколения передаются ценности, нормы поведения и идеи. Но что-то устаревает и теряет актуальность, а что-то адаптируется под современные условия. Редакция Kaktus.media составила подборку основных традиций, которые и сейчас сопровождают кыргыза на протяжении всей его жизни.

Традиции, связанные с рождением ребенка

По кыргызским традициям, после рождения ребенка один праздник сменялся другим. Тому, кто первым сообщает радостную весть о рождении младенца — «суйунчу» — родственники должны были сделать небольшой денежный подарок, еще одно вознаграждение — «корундук» — вручалось за право увидеть малыша.

Выбор имени новорожденного тоже является целым ритуалом. По обычаю женщина не давала сама имя ребенку. Эту миссию возлагали на самого уважаемого человека в окружении или самому старшему в семье.

Через некоторое время в честь рождения ребенка устраивали торжество «бешик той» или скромное в окружении самых близких — «жентек».

Когда малыш начинал делать первые шаги, то проводили обряд обрезания пут «тушоо кесүү», а через несколько лет, если это мальчик, делали обрезание и проводили «сүннот той».

12-летие ребенка — «мүчол жаш»- справляли по-особенному, в более торжественной обстановке. Считалось, что он прожил свой первый цикл, поэтому родственники давали ему свое благословение, а среди подарков обязательно должен был быть красный платок или рубашка. Красный цвет означал, что подросток готовится к взрослой жизни.

На протяжении всей жизни каждый 12-летний цикл, а это 24 года, 36, 48 лет и далее, отмечались по-особенному. Считалось, что именно этот возраст является роковым и несет в себе много испытаний. Когда человек переходил этот рубеж, на день рождения ему продолжали дарить одежду красного цвета, а некоторые старые вещи он должен быть раздать другим.

Свадьба

Как и в любой культуре, свадьба у кыргызов считается самым красочным событием и даже превращается в целую серию торжеств. Если к девушке сватались, то стороны заранее обговаривали все условия свадьбы, размер «калыма» (выкуп). Родители ей устраивали «кыз узатуу» (проводы из родительского дома). Сваты привозили туда «кийит» (ценные подарки сватам) и отдавали «калым». После благословения родителей девушку увозили в дом жениха, где на нее надевали белый платок. В доме жениха уже проходило «нике» (религиозное бракосочетание), и им назначали «окул ата, окул эне» (посаженных родителей).

После первой брачной ночи родственницы проверяли белье, чтобы убедиться, что их невестка была девственницей. В таком случае матери девушки в благодарность за хорошее воспитание делали отдельный денежный подарок. На следующий день посмотреть невестку приезжали все новые родственники, при встрече она должна была поклониться им три раза. Со временем эта часть свадебной традиции забылась, и невестки кланяются только первые несколько дней.

Отметим, что свадебные традиции в разных регионах отличаются, да и свадьбы проводят по собственному сценарию в зависимости от финансовых возможностей семьи.

Этикет для келинок и кайынжурт

В новой семье в отношении невестки существовали обычаи запрета. В старину ей запрещалось называть родственников мужа, ей приходилось придумывать своего рода псевдонимы. Например, самого младшего брата мужа она называла «кичуу бала» (младший сын), а к младшей сестре мужа обращалась «эрке кыз» (избалованная девочка). Этот запрет действовал на протяжении всей жизни женщины, и даже в пожилом возрасте она должна была выказывать соответствующее отношение родственникам мужа.

Еще невестке запрещалось ходить с непокрытой головой, босой, сидеть спиной к родственникам. Она должна была говорить, не повышая тона, носить скромную длинную одежду. После свадьбы родственники по очереди приглашали молодоженов в гости и знакомили со своей семьей. Это называлась «отко киргизуу».

В новой семье невестка стояла в самом низу иерархии, а значит, ей приходилось выполнять всю домашнюю работу. Вдобавок ко всему в обязательном порядке она должна была помогать во всех мероприятиях всех родственников мужа, будь то свадьбы или похороны. Это называется «келиндик кызмат» (служба келинок).

Но при этом и в отношении невестки новой родне необходимо было соблюдать этикет. В новой семье к ней должны были относиться с уважением, заботой, не ставить ее в неловкое положение, не грубить, не нарушать ее личное пространство, не появляться перед ней в неприглядном виде.

Сейчас постепенно взаимоотношения внутри семьи меняется, так как часто возникают конфликты на бытовой почве, но главная идея этих традиций в том, что обе стороны должны проявлять друг к другу равное уважительное отношение.

Достойно проводит в последний путь

Похороны человека состоят из целой серии ритуалов: оповещение, омовение, оплакивание, захоронение. В стрессовой ситуации его семье важно было провести такой сложный процесс без заминок. Поэтому в это время родственники забывали свои обиды друг на друга, личные проблемы и распределяли между собой функции. Кто-то распространял похоронное сообщение, кто-то решал вопросы захоронения, кто-то отвечал за приготовление еды и прием гостей.

Во время похорон женщины в юрте громко плакали и пели «кошок» (причитания в виде стихов), а мужчины оплакивали снаружи. Человека хоронили обязательно в родовом айыле, даже если много лет он прожил в другом городе.

Поминовение совершалось на третий, седьмой, сороковой день и по истечении одного года, когда проводили «аш» (годовые поминки, когда завершался траур).

Кыргызы верили, что духи умерших питаются запахом мяса или дымом от приготовления хлеба, и поэтому родственники усопшего периодически устраивали поминальный ужин «жыт чыгаруу», для которого резали скот, готовили боорсоки или токочи.

В похоронной традиции особое место уделяется понятию «кошумча». Это материальная поддержка семьи умершего, когда все сородичи приносят деньги. Считается, что отдать «кошумча» — это долг каждого кыргыза, и в этом проявляется его отношение к родственникам. Именно по уровню организации похорон кыргызы судили об авторитете усопшего и сплоченности его сородичей. Но сейчас эта традиция постепенно меняется, и иногда поминки устраивают не дома, а в ресторане, например, а некоторые семьи не могут проводить годовые поминки из-за финансовых трудностей.

Есть тема? Пишите Kaktus.media в Telegram и WhatsApp:

+996 (700) 62 07 60.

url:
https://kaktus.media/379489

известных кыргызских традиций, которые нужно знать перед поездкой в ​​Кыргызстан | by CAYN

Посещая любую страну, вы, скорее всего, станете свидетелями некоторых из самых известных традиций и обычаев, которых придерживаются люди. Если вы хотите совершить путешествие в Среднюю Азию, в частности в Кыргызстан, эта статья может оказаться очень полезной, потому что в ней обсуждаются известные кыргызские традиции, которые нужно практиковать с момента рождения и до самой смерти. К моменту путешествия вы уже будете знать, чего ожидать и как себя вести в особых случаях.

Кыргызстан – горная страна с очень богатым багажом культуры и традиций. История его традиций восходит к периоду, когда тюркские племена переселялись в Среднюю Азию. Таким образом, кыргызские племена находились под сильным влиянием тюркских традиций, имея значительное культурное сходство. Кыргызы всегда вели кочевой образ жизни на протяжении веков. В идеологии кыргызов укоренилось, что и сегодня многие люди остаются кочевниками, живущими в горах. Этот кочевой образ жизни был настолько прочно укоренен в кыргызской культуре, что даже коммунизм во времена правления России в Кыргызской Социалистической Республике был бессилен его отменить.[1] Многие обычаи сохранились с тех времен и практикуются сегодня.

Традиции родов

Рождение ребенка считается одним из самых важных событий, поэтому до и после рождения ребенка совершаются различные обряды. Первый — suiunchu , счастливые новости о рождении ребенка, которые рассказываются с целью получить подарок. Лица, пришедшие навестить новорожденного, должны передать корундук , любой подарок или деньги семье новорожденного.

Одной из самых известных традиций является бейшик той 9.0012 , празднование рождения ребенка. Как только ребенку дают имя, начинаются приготовления к празднованию. Приглашаются десятки гостей, приносится в жертву скот, готовится еда, развлекаются люди. Самая интересная часть праздника – колыбельный обычай. Родителям мамы ребенка следует подготовить специальную подстилку для колыбели, которую необходимо смазать маслом и арча (можжевельник). После того, как колыбель приготовлена, мать должна взять ее и пройтись по дому. Все гости благословляют новорожденного и его маму. Традиция исполнялась много лет назад, а сегодня, к сожалению, забыта, потому что ее сохраняют лишь немногие жители сельской местности.

Другой известной традицией является tushoo kesuu , церемония, когда ребенок начинает делать первые шаги. Это один из древнейших кыргызских обычаев. Они приглашают много гостей, в основном родственников и близких друзей. Взамен гости должны принести ребенку подарки. Основной ритуал выполняется следующим образом: ножки младенца связывают белой и черной веревкой. Цвета символизируют борьбу двух начал — добра и зла. Кыргызы издревле верили, что жизнь состоит из хороших и плохих дней; поэтому нужно быть готовым к испытаниям в детстве. В гонках должны состязаться маленькие дети, подростки, взрослые и даже пожилые люди, а тот, кто придет к финишу первым, должен перерезать веревку специально подготовленным ножом, который забирает победитель. После того, как веревка перерезана, победитель должен выгуливать ребенка. Цель этого забега – подготовить малыша к тому, чтобы он быстрее научился ходить. В знак благодарности хозяева дарят гостям различные подарки.[2] Подарки варьируются от маленьких игрушек до крупного рогатого скота.

Тушоо кесуу обычай. Источник: http://www.open.kg/about-kyrgyzstan/culture/mores/302-pererezanie-put-tushoo-kesuu-i-obryad-obrezaniya-sunnot-toy.html

Обрезание является одним из древнейших кыргызских мусульман традиции. Когда маленькому мальчику исполняется три, пять или семь лет, ему обязательно нужно пройти этот обычай. Согласно исламским заповедям, возраст мальчика должен быть нечетным числом. Заезжие гости обычно приходят навестить мальчика и дарят ему либо деньги, либо подарки, самый ценный подарок – лошадь. Этот обычай считается священной обязанностью, поскольку мальчик переходит из одного возрастного состояния в другое.

Мальчик после обрезания. Источник: http://www.open.kg/about-kyrgyzstan/culture/mores/302-pererezanie-put-tushoo-kesuu-i-obryad-obrezaniya-sunnot-toy.html

Свадебные традиции

Помолвка и свадебные традиции кыргызов являются одними из самых важных событий жизни. Поскольку семья является наивысшим приоритетом в кыргызской культуре, свадьба автоматически становится значимой не только для жениха и невесты, но и для большой семьи. В Кыргызстане есть два типа свадеб: традиционные и современные. Первый проще, требует меньше финансовых затрат и гостей, но больше сосредоточен на соблюдении ритуалов и обычаев. Очень часто такая форма свадьбы практикуется в сельской местности страны, деревнях. Последний является более сложным с привлечением большего количества денег.

Молодожены Кыргызстана. Источник: http://www.svadba-top.ru/svadebnie-tradicii/kirgizskaya-svadba.html

К традиционным свадьбам относятся браки по договоренности и ала качуу (похищение невесты). Однако сегодня они не популярны, потому что потеряли свою аутентичность. Исторически так сложилось, что прежний обычай был очень популярен, когда будущая пара еще не родилась. В частности, две семьи в очень хороших дружеских отношениях обычно договаривались о женитьбе своих детей друг на друге, чтобы еще больше связать свою дружбу. В этом случае они обычно торжественно давали обет породниться навеки. Они делали это, выполняя очень традиционные обычаи, такие как касание лука зубами, обмен слюной и высасывание крови из пальцев, и это лишь некоторые из них. Если будущая пара не может пожениться в силу жизненных обстоятельств, то они поклялись остаться друзьями на всю жизнь.[3] Последний, кыз ала качуу или похищение невесты было очень популярно в прошлом. Два любящих человека договорились о женитьбе друг друга, и у жениха всегда было согласие невесты, прежде чем невеста похищала ее. Традиция была популярна и в том случае, если родители невесты были против брака. После похищения невесты она не может покинуть дом жениха. В этом случае у родителей невесты не было другого выбора, кроме как принять брак. Однако сегодня традиция очень сильно искажена, и часто многих женщин насильственно похищают. Хотя эта практика является незаконной и приводит к уголовной ответственности, она все же практикуется.

Сегодня в Кыргызстане более популярны современные свадьбы. Несмотря на то, что они называются современными, они по-прежнему включают в себя соблюдение традиционных обычаев. Например, nike kyiuu , мусульманская легализация брака, происходит незадолго до свадьбы. Откровенно говоря, молдо (мулла) приходит, читает молитву и спрашивает пару, уверены ли они в своем решении вступить в брак друг с другом.

Перед настоящей свадьбой существует кыз узатуу, обычай, когда родные и близкие невесты прощаются с ней, держа в руках toi (праздник). В большинстве случаев после toi, ее отвозят в дом жениха, чтобы там начать новую жизнь.

Актуальная свадьба состоит из двух частей: веселая часть с друзьями и младшими родственниками и той вечером. Молодым людям нравится разъезжать по городу в процессии украшенных автомобилей, посещать известные места, фотографироваться и произносить тосты. После этого пара и все гости прибывают в ресторан, чтобы отпраздновать. Это включает в себя еду, питье, произнесение тостов и желаний, а также танцы.

Погребальные традиции

Почти все погребальные обычаи кыргызов испытали большое влияние доисламских или исламских традиций. Когда человек умирает, скот приносят в жертву и раздают тем, кто приходит на похороны. Наиболее значимой частью похоронной церемонии является уважение к усопшему. Когда умирает молодой человек, на вершине юрты вешается красный флаг, когда умирает взрослый, люди вывешивают черный флаг, и, наконец, если умирает старший, белый флаг. Это был ритуальный знак для тех, кто шел на похороны. Сегодня люди обычно сообщают друг другу о чьей-либо кончине посредством телефонных звонков или визитов. Поэтому старую традицию с флагом практикуют далеко не все[5]. Извещение о смерти, kabar aituu или suuk kabar, очень ответственная и сложная новость. Поэтому не каждый может это сделать. Когда близкие люди чувствуют, что человек умирает, они приглашают молдо (муллу), который произносит йиман (молитва), благословляет и дает упокоиться. Затем тело усопшего помещают в юрту. Женщины плачут внутри юрты и исполняют кошок айтуу , фольклорное пение, которое поют, когда умирают. Входящие женщины должны войти в юрту и выразить соболезнования, конул айтуу . Мужчины плачут за пределами юрты. В этот день все должны носить традиционную шапку, женщины джоолук (шарф), мужчины калпак и тебетей (традиционные мужские шапки) . Входящие люди должны зайти в дом и попить чай. Поэтому дасторкон , стол накрыт с начала похорон. На третий день перед погребением тело усопшего омывают близкие люди. Затем его заворачивают в ткань, которая называется 9.0011 кепин . После этого обычая считается, что усопший готов упокоиться с миром. Пока молдо читается как джаназа (молитва), сын, брат или дядя покойного повторяют за ним: «Атамдын (апамдын, байкемдин) карызы болсо менден алгыла, аласасы болсо кечтим». Это значит, что если у покойного были долги, то их должны отдать его сыновья или братья. Если кто-то брал взаймы у умершего, долг следует простить. Затем начинается соэкту узатуу , когда тело везут на кладбище. Согласно исламским традициям, только мужчины могут сопровождать тело на кладбище. Женщины идут в юрту и продолжают там плакать. После того, как тело похоронено, мужчины начинают окуруу, плач при возвращении с кладбища. По окончании похорон коран (молитва) читается еще раз. Считается, что он помогает умершему в ином мире.[6]

Мужчины плачут возле юрты. Источник: http://limon.kg/news:15171

Если вам доведется побывать или стать свидетелем любого из вышеперечисленных событий, вы уже будете знать, чего ожидать. Читать об этом не так увлекательно, как на самом деле испытать их. Поэтому начинайте собирать чемоданы и бронировать билеты, потому что знакомство с традициями Центральной Азии — это опыт на всю жизнь.

[1] «Энциклопедия путешествий Небесных гор по Кыргызстану, люди, традиционная культура Кыргызстана», по состоянию на 25 августа 2016 г. , http://celestial.com.kg/articles/people/Culture/A-Traditional-Culture- of-Kyrgyzstan_48.htm

[2] «Открытый Кыргызстан, культура, кыргызские традиции», по состоянию на 12 ноября 2015 г., http://www.open.kg/about-kyrgyzstan/culture/mores/302-pererezanie-put- tushoo-kesuu-i-obryad-obrezaniya-sunnot-toy.html

[3] Обряды и обычаи кыргызов, по состоянию на 23 сентября 2016 г. http://www.kyrgyzstantravel.info/culture/rites.htm

[4] Карманная культура, традиционная и современная: две кыргызские свадьбы, по состоянию на 25 августа http://pocketcultures.com/2011/08/03/weddings-in-kyrgyzstan/

[5] Традиции и обычаи кыргызов , по состоянию на 25 августа 2016 г., http://www.kyrgyzstantravel.net/culture/rites-ru.htm

[6] Погребальные традиции кыргызов, по состоянию на 25 августа 2016 г., http://limon.kg/news :15171

Культура Кыргызстана: все, что вам нужно знать

Недаром Кыргызстан называют Среднеазиатской Швейцарией. Не имеющая выхода к морю страна очаровывает особенно любителей пеших прогулок своими сказочными широкими горными пейзажами и безошибочной связью традиций местных жителей с природой! Кроме того, в бывшем советском государстве хранится уникальная культура, которая в то же время отражает историю страны. Заинтересованы? Тогда читайте дальше, чтобы познакомиться с культурой кыргызского народа, чтобы подготовиться к следующей поездке в Кыргызстан!

Религия в Кыргызстане

Из-за многогранного прошлого азиатская страна время от времени переходила к разным религиям. На данный момент более 80% местных жителей исповедуют ислам, причем многие шаманские обычаи смешаны с исламскими традициями. Это сочетание отличает исламское выражение, например, от Египта или Иордании, и делает культуру еще более уникальной! Остальное население в основном христиане, особенно православные.

Кыргызские традиции

Знаете ли вы, что кыргызы имеют кочевые корни? В течение 3000 лет кочевники-выживальщики кочевали и селились в сельской местности. Они спали и жили в так называемых юртах, в которых до сих пор живут некоторые семьи. В целом Кыргызстан – страна, которая придает большое значение традициям и переносит эти старинные обычаи из поколения в поколение в современность.

Культурные фестивали

Кроме того, кочевники были экспертами в скотоводстве и верховой езде! Поэтому неудивительно, почему большая часть страны крутится вокруг лошади: будь то еда, спорт, игры или даже традиционные конные фестивали и конные праздники с парадами и соревнованиями, которые отмечаются несколько раз в году! Хищные птицы также занимают особое место в истории и культуре Кыргызстана! Поскольку кочевники использовали этих диких птиц для охоты на следующий обед, каждый год в августе их также устраивают шоу, соревнования, рассказы о легендах и истории.

Люди Кыргызстана

Традиционные, религиозные, торжественные и выживальщики — Какие еще кыргызы? Гостеприимный! Как и во многих других исламских странах, кыргызстанцы чрезвычайно гостеприимны, сердечны и услужливы, ведь здесь не говорят, что покупатель, а гость — король… или, вернее, ниспосланный Богом! Потому что говорят, что Бог послал в основном неожиданного гостя, поэтому гостей встречают с высочайшим гостеприимством.

И это гостеприимство не может быть выражено лучше, чем вкусной едой, ведь в Кыргызстане говорят, что даже если у тебя самого ничего нет на тарелке, ты всегда должен наполнить тарелки своих гостей. Так что, если вы не хотите ничего пропустить, не отказывайтесь от приглашения местных жителей! Даже если вы останетесь ненадолго, вам предложат хотя бы кусок хлеба, от которого точно не стоит отказываться, ведь хлеб здесь считается священным! Вы заметите это, как только прогуляетесь по кыргызским рынкам и восхититесь огромным, художественным предложением разного хлеба!

Кыргызская одежда

Так как среднеазиатская страна является исламской, то редко встретишь людей в откровенной одежде и еще реже за пределами больших городов. Но это не единственная причина. Как упоминалось ранее, сердце каждого путешественника здесь смягчится, а у всех остальных, вероятно, перехватит дыхание, потому что для некоторых походы здесь могут стать настоящим испытанием. Поэтому на экскурсии лучше надевать функциональную одежду.

Это также должно максимально соответствовать исламскому стандарту из уважения к культуре: не короче колена и всегда длиннее топа! В городе, например в столице Бишкеке, при желании можно одеваться более свободно. Кстати, вы должны обязательно разуваться, как только входите в дом, потому что обувь грязная и поэтому кыргызы принимают ее очень невежливо.

Язык в Кыргызстане

Поскольку в Кыргызстане не очень широко распространен английский язык, для туристов не будет недостатком знание кыргызского или русского языков. Однако местные жители очень открыты и услужливы, поэтому можно общаться руками и ногами. Что все же очень желательно, так это освоить кириллицу кыргызского языка, чтобы хотя бы топонимы читать.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *