Разное

Традиции и обычаи узбекистана: Узбекские традиции, обычаи и ритуалы

Национальные обряды, игры, праздники Узбекистана

Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Узбекский этнос является одним из самых древних этносов, когда-либо существовавших на планете. Кроме того это самый многочисленный этнос в Средней Азии. Самобытная культура народов Узбекистана сформировалась на заре цивилизации, уже в IV в до н. э. Соблюдение обычаев и традиций всегда было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. Это обусловлено тем, что самосознание и самоуважение среди народов Центральной Азии прививается исламом.

Все начинается с приветствия

С древних времен у народов Средней Азии сложилась традиция — встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось признаком хорошего тона.

А кто кого должен был приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа должны были приветствовать своих слуг, а младшие — старших. Ну а если одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу.

С кем же не следовало здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или чтением Корана, если человек был занят едой или находился в отхожем месте и т.д. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.

Знаменитое узбекское гостеприимство

Восточное гостеприимство — это не просто обычай, это нравственный закон, пришедший к нам из глубины веков.

«Гостеприимство — выше мужества» — так гласила старинная пословица. И это не пустые слова. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не угостить или принять его плохо — такое не гостеприимство ложилось тяжким позором не только на семью, но и на весь род. В гостеприимстве нельзя было отказывать даже врагу.

Законы гостеприимства дошли и до наших дней, превратившись в добрую традицию. Узбекские семьи — это, как правило, большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание старших — вот еще одна главная традиция узбекского народа.

Если вы никогда не бывали в гостях в традиционной узбекской семье, то вам желательно ознакомиться с некоторыми правилами поведения.

Итак, вас пригласили в гости. Невежливо будет отказаться от приглашения или прийти с опозданием. Оказавшись на пороге дома, вам необходимо поздороваться с хозяевами и другими гостями. Здороваться за руку можно только с мужчинами, это лучше делать обеими руками или правой рукой, не сжимая ладонь. Во время рукопожатия уместно будет по традиции поинтересоваться здоровьем, спросить, как дела дома и на работе. А вот с женщиной поздороваться за руку будет уместно только в том случае, если она первой протянет вам руку. Обычно с женщинами и другими гостями, которые сидят вдали от вас принято здороваться, прикладывая руку к сердцу, слегка наклонив голову. А еще нельзя открыто восхищаться женской красотой и оказывать ей всяческие знаки внимания.

Идти в гости в узбекскую семью с пустыми руками не принято. По традиции гости приносят в дом сладости и сувениры. Принято снимать обувь при входе в дом. Есть такой старинный обычай, согласно которого женщины не должны сидеть за одним столом с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Но в наше время этот обычай сохранился преимущественно в сельской местности.

Итак, вы уже в гостях. Глава семьи сам проводит вас на отведенное вам место среди других гостей. Самым уважаемым гостям хозяин отводит места за столом в отдалении от входа. Когда все гости в сборе, старейший из присутствующих за столом читает краткую молитву с наилучшими пожеланиями хозяевам гостеприимного дома. Затем по традиции хозяин предлагает гостям испить пиалу чая. И только после того, как все необходимые церемонии соблюдены, гости могут приступить к трапезе.

Теперь немного о том, как следует вести себя за столом. Если во время еды вам нужно взять рукой какой-либо предмет, передать что-то гостю, сидящему рядом с вами, для этих целей используйте только правую руку. Но не следует указательным пальцем правой руки показывать на предметы или людей.

Чаепитие

Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в маленьких чайниках и разливают его в маленькие пиалы. Перед тем, как угощать чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает ее обратно в чайник. Этот старинный обычай придуман неслучайно — таким образом чай быстро заваривается, разлитая по пиалам заварка будет одинаковой. И не удивляйтесь, если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.

Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто — гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству. Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем наполовину, ее удобно держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем пальцы, а хозяева с радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью лишний раз поухаживать за гостем.

Бывают ли случаи, когда гостю наливают полную до краев пиалу чая? В старину так принято было делать в тех исключительных случаях, когда в дом приходил нежелательный гость. Хозяин подавал ему пиалу наполненную до самых краев горячим чаем, таким дипломатическим образом давая гостю понять, что он является персоной нон грата и с ним не хотят общаться. Гость, понимая намек хозяина, выпивал чай и удалялся. Но этот обычай остался далеко в прошлом, в наши дни он уже не соблюдается.

Традиционным местом чаепития в Узбекистане является чайхона (чайхана). Место для чайхоны принято выбирать поближе к воде, под кронами раскидистых тенистых деревьев. Традиционный интерьер чайхоны состоит из низких диванов, которые застилают коврами, и таких же низких столиков. Главное место интерьера отведено очагу, над которым кипятят воду и готовят пищу. Возле очага располагаются чайники. Обстановка чайхоны уютна и своеобразна. Здесь вовсю кипит общественная жизнь, посетители чайхоны не просто пьют чай, принимают пищу и отдыхают, но также делятся между собой последними новостями, обсуждают насущные жизненные проблемы, ведут философские беседы.

Узбекские праздники

Узбекский народ любит и умеет праздновать. Свадьба, юбилей, национальные праздники — любое праздничное мероприятие в Узбекистане проходит весело, гостеприимно при большом количестве гостей с обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных инструментов и по традиции с зажигательными танцами.

Главный государственный праздник — День независимости, который торжественно отмечается 1 сентября. Еще два значимых праздника — это День Конституции, отмечается он 8 декабря, и День памяти и почестей, который, как во многих других странах отмечается 9 мая. Одними из самых значимых мусульманских праздников являются Рамазан-хайит и Курбан-хийит. Праздник Рамазан-хайит — это прекрасный праздник духовного и нравственного очищения. По исламским законам этот праздник начинается на 9-й месяц мусульманского года Хиджры после окончания 30-дневного поста. Курбан-хайит — один из самых важных мусульманских праздников. В этот день верующие совершают положенные ритуалы, а затем принимают гостей или сами идут в гости, занимаются благотворительностью.

Ассалом, Навруз или с Новым годом!

Слово «Навруз» переводится, как «новый день». Праздник отмечается 21 марта. Именно в это весеннее время года природа окончательно просыпается после зимней спячки, своим обновлением символизируя начало нового года. Навруз — древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.

Как же празднуют Навруз в наши дни? Если празднование европейского Нового года начинается в полночь, то Навруз празднуют днем. Как и Новый год, Навруз — праздник семейный, его так же принято справлять в кругу родных и близких. Вслед за основным днем празднования Навруза — 21 марта, следуют еще 13 праздничных дней, когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых. В праздничные дни в парках и садах по традиции высаживается большое количество молодых саженцев фруктовых деревьев.

Жители городов и сел Узбекистана готовятся к Наврузу заблаговременно. В каждой махалле (соседская община) проводятся хашары (совместный труд сродни субботнику). Люди, объединенные общей задачей подготовки к празднику, приводят город или село в надлежащий праздничный вид.

И вот наступает долгожданный день 21 марта. Начинается праздничное веселье. В каждой махалле накрываются праздничные столы, в огромных казанах готовится янтарный праздничный плов, музыка, песни, танцы! Вот такое всенародное веселье!

Отведайте сумаляк!

Навруз еще с древних времен считается особым праздником. Поэтому и стол должен быть накрыт по-особому щедро. Есть такая примета — чем богаче будет стол, тем богаче будет весь грядущий год. Праздничное меню имеет огромное значение. В день Навруза главными праздничными блюдами являются плов, шурпа и самса с первой весенней зеленью. Также на столе должны быть разнообразные закуски, сладости и фрукты. Но гвоздь программы в этот день — тарелочка с проросшей пшеницей! Это блюдо обязательно должно стоять на каждом праздничном столе.

Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство — сумаляк. Готовят сумаляк по-особому, это настоящий ритуал, участие в котором принимают только женщины. Сумаляк готовится долго, в течение целых суток. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле проросшие зерна пшеницы, которые, благодаря их стараниям, постепенно превращаются в густую тягучую коричневую массу. Во время этого действа женщины напевают народные песни о весне, о празднике Навруз. Во время помешивания в котле раздаются интересные звуки. Это ударяются друг о друга небольшие камешки или орехи, которые, хорошенько вымытые, специально кладут на дно котла в самом начале приготовления сумаляка. Это нужно для того, чтобы сумаляк не пригорал во время приготовления. Ну, а если такой камешек или орех окажется в вашей пиале с сумаляком — радуйтесь, весь год будет для вас удачным и счастливым!

Подробнее о празднике Навруз >>>

Купкари

С празднованием Навруза связана любимая в народе древняя национальная игра купкари (улок, бузкаши). Это игра по-настоящему сильных и смелых мужчин. Верхом на лихих скакунах игроки на полном скаку стремятся отобрать друг у друга молодого барашка.

К игре готовятся серьезно и заблаговременно. Нужно продумать все до мелочей. Для начала нужно правильно выбрать коня, который должен быть низкорослым, выносливым и быстрым. Почему именно низкорослым коням отдают предпочтение? Этому есть логическое объяснение — в разгаре этой азартной и захватывающей игры барашек часто выпадает из рук игроков и всаднику приходится свешиваться с коня до самой земли, чтобы вновь подхватить барашка. Следующий момент подготовки к игре — выбор одежды. Участники купкари обычно выбирают для себя стеганный ватный халат и такие же толстые стеганные штаны. Этот выбор обусловлен тем, что во время состязания соперники наносят друг другу удары кнутом, что допускается правилами игры, а ватная одежда является хорошей защитой от ударов.

И вот наступает долгожданный момент игры. Все конники выстраиваются в одну линию и с нетерпением ожидают, когда в центр круга один из уважаемых мужчин бросит барашка. И как только животное оказывается в центре круга, всадники бросаются вперед. Цель игры — вырвать из рук противника барашка и с этим трофеем доскакать до финишной черты, оставив соперников далеко позади. Финишной чертой может служить обыкновенный столб, врытый в землю. Клубы пыли, храп лошадей, накал страстей — это поистине экспрессивное зрелище вызывает бурю эмоций не только у состязающихся между собой игроков, но и у многочисленных зрителей.

Главный приз победителю вручают уважаемые аксакалы. По окончанию игры участников ждет праздничный обед.

Обряды узбекского народа

У каждого из народов, населяющих нашу планету, существуют свои обряды, которые формируются веками. Обряды узбекского народа, основанные на богатейшем культурном наследии предков, пришли в современную жизнь, сохранив свою самобытность и многообразность. В жизни узбеков обрядам отводится особая роль. Например, такие радостные моменты жизни, как рождение и воспитание детей, помолвка, свадьба сопровождаются необыкновенно яркими древними обрядами.

Бешик-туйи

И вот радостное и важное событие — появился на свет новый человек! В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». Этот обряд проводится обычно на седьмой, девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель «бешик» и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в скатерть — дастархан. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения обряда. В доме собирается много гостей, которых проводят за праздничный стол, заставленный богатым угощением. И пока гости угощаются, наслаждаются игрой музыкантов, празднуют и веселятся, пожилые женщины в детской комнате совершают обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка. Гости заходят в детскую комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими сладостями, согласно обряду это делается для того, чтобы жизнь ребенка была радостной и благополучной.

Хатна-килиш

Малыш подрос. Теперь ему предстоит пройти очень важный для него обряд хатна-килиш или суннат туйи. Это очень древний, освященный исламом, узбекский обряд обрезания. Проводится он у мальчиков в возрасте от трех до девяти лет. В народе этот обряд еще называют «свадьбой». Готовиться к свадьбе родители начинают уже с самого рождения ребенка, родственники и соседи также принимают участие в подготовке свадебных подарков. Перед проведением обряда проводится чтение Корана в присутствии имама из мечети, родственников и почетных старейшин махали. Прочитав суры из корана, старцы благословляют мальчика и дарят ему подарки. После этого накрывается праздничный стол и начинается сам обряд — большая «свадьба». В завершении обряда гости поздравляют мальчика, осыпая его деньгами и сладостями. И вот кульминационный момент — в центр празднования выводят молодого жеребца, украшенного нарядными лентами и богатой сбруей. С пожеланиями вырасти могучим и храбрым джигитом мальчика усаживают на коня. И в завершение ритуала начинается праздник с обильным угощением, музыкой, танцами.

Фатиха-туй

Сын вырос, возмужал, достиг совершеннолетнего возраста — самое время завести свою семью. По традиции родители сами выбирают невесту своему сыну, помогают им в этом свахи. К выбору невесты относятся со всей ответственностью, подробно расспрашивая о ее семье, знакомясь с родственниками девушки. Все! Выбор сделан! Наступает день помолвки — «фатиха-туй». В этот день в доме просватанной девушки собираются гости, среди которых почтенные старики и председатель махалли. Свахи излагают цель своего визита, после чего проводится обряд «нон синдириш», в дословном переводе это означает «ломать лепешку». После совершения этого интересного древнего обряда молодые считаются помолвленными, и назначается день свадьбы. Родственники невесты щедро одаривают родных жениха и свах — каждому они вручают дастархан с двумя лепешками и сладостями, а также передают подарки жениху и его родителям. С момента помолвки начинается подготовка к свадьбе.

Ах, эта свадьба!

В жизни узбекского народа свадьба является исключительно важным значимым событием. Отмечают свадьбу особенно торжественно, с обязательным соблюдением целого ряда свадебных обрядов. День свадьбы начинается с плова. В этот день в домах жениха и невесты устраивается свадебный плов, причем плов для дома невесты готовится в доме жениха. Бракосочетание в ЗАГСе происходит после того, как имам мечети прочитает молодым молитву о бракосочетании — «Хутбаи никох» и объявит их мужем и женой перед Богом. Перед началом свадьбы на жениха и невесту надевают свадебную одежду — сарпо. Центральным событием свадьбы является обряд прощания с родителями, который проводится перед тем, как невеста в сопровождении подруг покидает отчий дом и отправляется в дом жениха. Как только невеста переступает порог дома жениха, начинается празднование свадьбы. За праздничным столом собираются многочисленные гости. Количество гостей в двести и даже триста человек на традиционной узбекской свадьбе вполне обычное явление. Празднество проходит весело, ярко, зажигательно. В завершение свадьбы проводится еще один старинный обряд — выкуп невесты, который происходит в специально отведенной для молодых комнате. Жених провожает невесту до дверей комнаты, где ее обычно встречает близкая подруга «янга». В комнате невеста переодевается и прячется за специальной занавеской «гушангой». В сопровождении друзей в комнату входит жених, где ему предлагают дать за невесту выкуп. Начинается торг, в результате которого жених символически выкупает невесту у «янги». По завершении этого обряда жених и невеста остаются в комнате одни на всю ночь.

На следующее утро после свадьбы совершается обряд «Келин салом». Этот обряд означает прием невесты в новую семью. Родители, родственники и друзья жениха собираются во дворе, одаривают невесту подарками и благословляют ее. Невеста в свою очередь приветствует каждого, низко кланяясь. С этого момента начинается семейная жизнь.

Утренний плов

В каких случаях плов готовят утром? Старинный обряд утреннего плова — это не только праздничный, но и поминальный плов, который и в том и в другом случае обслуживается только мужчинами. Приготовление утреннего плова начинается с вечера, с проведения обряда шинкования моркови — «сабзи туграр». Сам утренний плов готовят к моменту окончания утренней молитвы — «бомдод намози». Именно участники молитвы становятся первыми, кто отведает свежеприготовленный утренний плов. О начале утреннего плова извещают звуки карнаев и сурнаев. Гости рассаживаются за столами и, совершив обряд пожелания — фотихи, приступают к трапезе. Вначале на стол подаются лепешки и чай, затем плов в больших ляганах, один ляган рассчитан на двух человек. По окончании трапезы вновь совершают обряд фотихи. Почетным гостям по окончании утреннего плова обычно преподносят в подарок национальные мужские халаты — чапаны.

Махалля

Соседская община — махалля — всегда принимает живое участие во всех главных событиях узбекской семьи. Принцип махалли — это самостоятельность и самоуправление с целью взаимопомощи. Обладая огромным тысячелетним опытом ведения дел, узбекская махалля и сегодня является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов. Община является хранителем культуры и традиций узбекского народа. Но махалля — это не просто общество взаимопомощи, она также успешно выполняет воспитательные функции. Под непосредственным присмотром всей общины вырастает поколение за поколением. Дети, выросшие в махалле, воспитаны в духе уважения к старшим.

Хашар

В любой махалле существует прекрасная древняя традиция взаимопомощи — хашар. Как говорится, всем миром жители махалли добровольно и бескорыстно помогают друг другу в случае необходимости. Нужно построить дом, благоустроить улицу или район, организовать утренний плов — на помощь всегда приходит хашар.

И в горе и в радости жители махалли стараются держаться вместе. Как правило, никто не отказывается, когда всех оповещают о хашаре. Люди готовятся к этому мероприятию сообща, также сообща и дружно трудятся, успевая за один календарный день выполнить большой объем необходимой работы. А потом также сообща устраивают обед или ужин. Прекрасная восточная традиция!

Узбекская национальная одежда

Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях. Конечно, в городах уже большая часть населения, следуя тенденциям времени, носит европейскую одежду, но в селах еще сохранились основные тенденции традиционной узбекской одежды.

Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха — куйлак, а у жителей Ферганской и Ташкентской областей распространена была распашная рубаха — яхтак. Обе эти рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой — джияк.

Другой принадлежностью мужского костюма были штаны — иштон. Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов.

Дополнял мужской костюм халат — чапан. Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было, полы халата соединялись двумя завязками, прикрепленными в области груди. В зависимости от времени года халаты были легкие без подкладки, более утепленные с тонкой подкладкой и зимние, утепленные ватой.

Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. В наши дни деталями мужского свадебного костюма также являются расшитый золотом халат — запарчон и чалма, изготовленная из серебряной или золотой парчи.

Квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде.

По законам ислама правоверным запрещалось выходить из дома с непокрытой головой. Так появился еще один элемент мужского костюма — головной убор кулох или тюбетейка — дуппи. Самой распространенной мужской тюбетейкой считается чустская тюбетейка Ферганской долины. Она имеет строгий, но в то же время очень интересный декоративный вид — на черном фоне белыми нитями вышит орнамент в виде стручков перца «калампир», а по кромке расположены в ряд шестнадцать узорных арочек. Популярными в Ташкенте были и остаются по сей день тюбетейки из бархатной или хлопчатобумажной ткани черного, синего или темно-зеленого цвета. А вот в Хорезме в качестве головного убора предпочитают сделанные из овчины шапки-папахи.

Традиционная одежда представительниц прекрасного пола, живущих в Узбекистане — это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть. Уже позже, в конце девятнадцатого века, платья были несколько модернизированы — в их покрое появились отрезная кокетка, стоячий воротник и манжеты на рукавах. До наших дней дошли платья из яркого шелка и знаменитого хан-атласа.

Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары. Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой — джияком.

Верхней национальной одеждой, так же как и у мужчин был халат — мурсак. Халат этот делали длинным в форме туники, иногда стеганным на вате. Также в качестве верхней одежды у женщин употреблялся халат тун чапан, по своему покрою схожий с мужским. В девятнадцатом веке в женском гардеробе появился камзол или камзур. В это же время в моду вошли жилетки — нимча.

После отмены в двадцатые годы прошлого столетия паранджи, узбекские женщины стали использовать в качестве головного убора платок. Иногда головной убор состоял не из одного, а из двух платков — один, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки, а второй набрасывали на голову. Платки иногда украшали вышивкой. Широкое распространение к началу двадцатого века получили тюбетейки-дуппи с вышивкой золотой нитью или шелком.

Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения. Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.

Автор статьи: Яник Ласко

Обычаи и традиции узбекского народа

Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства. В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней. А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом.

Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в «диком поле», среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.

Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: «Гостеприимство — выше мужества». В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Некоторые из них выражены в афористичной форме: «Лучше прийти вовремя, чем прийти рано», «Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге». Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу.

Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа. После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.

Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка «Фатиха туй». В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд «Нон синдириш» — «Преломления лепешки» и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными.

Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо — свадебный халат-чапан. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы — праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек — считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются.

Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, — молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом.

 На следующее после свадьбы утро начинается обряд «Келин саломи», означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь.

Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель — бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной.

Рождение мальчика в семье — особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания — хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки. Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом.

Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора — два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана.

Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля — это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания.

Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи — хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район.

Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.

Узбекские традиции

Узбекистан Традиции и обычаи
Узбекская культура имеет много общего с культурой других мусульманских стран, но тем не менее имеет свои особенности. Забронировав тур в Узбекистан в нашей компании, у Вас будет замечательная возможность на личном опыте ощутить всю самобытную красоту и богатое культурное наследие узбекского народа.

Большое количество обрядов и обычаев сопровождает семейную жизнь узбеков. Свадьба считается самым важным событием в жизни. Подготовка к этому особому событию начинается с самого рождения.

Узбеки любят собираться большими компаниями и развлекать все село (кишлак) или махаллю (общину в городах) по семейным праздникам. Широко отмечаются массовые народные гуляния. За ними следуют различные церемонии, праздничные базары, на которых выступают музыканты, танцоры, борцы. Узбеки очень дружелюбный и гостеприимный народ. Сказано: «Если для гостя нет вкусной еды, нужно иметь для него ласковые слова». Узбеки поддерживают друг друга. Древний обычай Хашара – уникальная форма взаимопомощи. Если односельчанин попал в беду, все соседи собираются ему на помощь. Взаимопомощь проявляется также при подготовке к свадьбе и обрезанию, строительстве дома, похоронных церемониях. Узбеки традиционно уважают пожилых людей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ
1 января — Новый год
Узбекистан встречает Новый год первого января. Этот праздник был представлен узбекскому народу вместе с принятием русскими григорианского календаря в конце 19 века. Поэтому празднование Нового года и символы праздника почти такие же, как в России. Главный символ – это, конечно же, украшенная новогодняя елка. Однако у местных жителей он не ассоциируется с Рождеством. Дедушка Мороз и Снегурочка также являются главными героями Нового года в Узбекистане. Люди в это время отмечают и широко отмечают этот праздник с родными и близкими за накрытым нарядным столом. Также традиционно дарят друг другу подарки и сюрпризы. Они будут навещать друзей и родственников или веселиться, танцуя до полуночи с 31 декабря по 1 января, когда часы торжественно отбивают 12 часов. Затем они приветствуют Новый год, желая друг другу счастливого Нового года. Кто-то собирается в ресторанах или ночных клубах, где устраиваются специальные новогодние представления, а кто-то встречается дома с членами семьи.

См.: Тур МТН 03 Новогодние приключения в Узбекистане — 8 дней/7 ночей

14 января — День защитников Родины
Этот праздник в независимом Узбекистане отмечается в честь создания собственной Армии. 14 января 1992 года парламент принял решение о переходе всех частей и соединений, военно-учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Праздник отмечается преимущественно в военных учреждениях и широко освещается в средствах массовой информации.

8 марта — Международный женский день
В настоящее время это главный день глобального празднования женщин. Этот праздник был представлен узбекскому народу как честь работающим женщинам в советское время. однако он потерял свой политический оттенок и стал просто поводом для мужчин выразить свою любовь к женщинам способом, чем-то напоминающим смесь Дня матери и Дня святого Валентина, которые отмечаются на Западе. В этот день мужчины принято дарить женщинам в своей жизни – матерям, женам, подругам, дочерям, коллегам и т. д. – цветы и небольшие подарки.

21 марта — Навруз
Буквально означает Новый день на персидском языке. Хотя Навруз не является исламским праздником, он широко отмечался среди местных жителей (в основном мусульман) как начало Нового года до введения грузинского календаря. Празднование Навруза было запрещено в советское время, но после обретения независимости правительство объявило его национальным праздником и символом весны. Символы: Цветущие деревья и цветы, весна, сумалак (национальное блюдо) В Навруз многие узбекские семьи готовят национальные блюда, такие как: сумаляк, халим, самса из весенней зелени, плов и другие. Приготовление сумаляка, который обычно варят в больших кастрюлях и требует постоянного перемешивания, занимает примерно 24 часа. Таким образом, люди собираются вокруг горшков и проводят дни и ночи, распевая и танцуя национальный фольклор. Люди выходят на Навруз с членами семьи или друзьями и посещают празднование Навруза, национальные танцевальные и спортивные шоу, которые организуются в городских и поселковых центрах и парках.

См.: Тур МТН 04 — Навруз в Узбекистане — 10 дней / 9 ночей

9 мая — День памяти и почестей
Впервые отмечается как День Победы, который знаменует собой капитуляцию нацистской Германии перед Советским Союзом во Второй мировой войне. Впервые он был открыт в пятнадцати республиках Советского Союза. Он отмечается с 1946 года, а нерабочим днем ​​праздник стал только в 1965 году и только в некоторых странах. После обретения независимости Узбекистан в 19 веке построил Мемориал Памяти в центре Ташкента.99 и объявил 9 мая Днем памяти и почестей. Теперь этот праздник отмечается в честь и память о соотечественниках, посвятивших свою жизнь защите страны, ее свободы и независимости в прошлом. Люди посещают мемориалы и возлагают цветы. Посетите пожилых людей, которые героически провели свою жизнь, и вспомните тех, кто ушел. В основном у мемориалов Памяти и Чести, которые есть почти во всех центрах города

1 сентября — День Независимости
Один из самых больших и широко отмечаемых праздников Узбекистана – День Независимости. Страна получила независимость от Советского Союза 1 сентября 1991 года и с тех пор отмечает этот день как национальный праздник. Праздничные торжества, фестивали и концерты организуются по всей стране, люди выходят в общественные места и парки города. Средства массовой информации широко освещают мероприятия, проводимые в разных уголках страны, транслируют концерты. Главный праздничный концерт, на котором присутствует президент Узбекистана, состоится 31 августа в ташкентском парке Навои.

1 октября — День учителя
Учащиеся поздравляют своих учителей и дарят цветы и небольшие подарки. СМИ транслирует множество передач и шоу, посвященных воспитанию и роли учителей в развитии нового поколения.

8 декабря — День Конституции
Этот праздник знаменует собой принятие новой конституции независимой страны 8 декабря 1992 года. Правительство организует праздники и концерты во многих местах и ​​награждает некоторых людей в честь их работы и патриотизма.

Ид аль-Адха (Рамазон хайит) и Ид аль-Фитр (Курбан хаит)
Как и во всех странах, где проживают мусульмане, в Узбекистане широко отмечают Курбан-Байрам и Курбан-Байрам. Люди отмечают эти праздники на протяжении многих веков, но в советское время они были запрещены. Но после обретения независимости правительство объявило их национальным праздником. Мужчины рано утром отправляются в мечети, чтобы совершить праздничную молитву, а затем навестить родственников. Женщины накрывают праздничный стол. Старшие дарят детям конфеты и сладости.

Узбекская национальная свадьба
Самый главный праздник в жизни любого человека – это свадьба. Традиционно на церемонию приглашаются соседи, коллеги, родственники из ближних и дальних городов и поселков, друзья и знакомые из махалли (местного квартала), так что в итоге получается несколько сотен человек. В связи с этим за последние десятилетия в городах строятся вместительные свадебные рестораны, которые называются тойхона («той» — праздник, «хона» — комната).
Современные узбекские свадьбы проходят в основном по старинным традициям и обрядам: с раннего утра в доме жениха звучат национальные инструменты — карнай и сурнай, мать провожает сына, трижды подзывая его и напоследок угощая сладостью (к сделать семейную жизнь сладкой), и он дает ей платок с деньгами; далее жених с друзьями идет в дом невесты в сопровождении музыкантов, друзья непременно должны танцевать на дороге, и время от времени кто-то из них вскакивает и пытается сбить с головы жениха свадебный колпак (даже если он не носит).

Бешик-той
Бешик тойи – ритуальное торжество, связанное с первым помещением младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных обрядов в Узбекистане. Обычно это мероприятие проводится на 7, 9, 11 день после рождения малыша. В различных районах Узбекистана этот обряд проходит по-разному, масштаб мероприятия зависит от достатка семьи: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, приглашая соседей и большую часть родственников. Малообеспеченные семьи празднуют его умеренно в кругу семьи. Бешик («люлька») и другие необходимые вещи, такие как детский столик, одежда, игрушки и т.п. для малыша, обеспечивают родственники малыша с материнской стороны. Родители малыша, бабушки и дедушки готовят подарки. Вместе с гостями в машину загружают богато украшенный бешик и подарки. Под звуки местных музыкантов машина подъезжает к дому, где родился ребенок. По традиции доставленный бешик берет на правое плечо дедушка ребенка, а затем передает на правое плечо своего сына, который затем передает его матери ребенка. Гостей приглашают в гостиную к богатому столу. В соседней комнате в присутствии старушек переодевают младенца и кладут в колыбель. В конце церемонии гости приходят посмотреть на малыша и вручить подарки. По окончании церемонии гости расходятся по домам, переполненные хорошими эмоциями, подарками, желая всего наилучшего дому и хозяевам!

Суннат той — Хатна Килиш — Обрезание
Хатна кылиш – еще один древний узбекский обряд, принятый после принятия ислама (суннат туйи). Эта церемония проводится для мальчиков в возрасте 3, 5, 7, 9 лет, но в настоящее время это старение не является строгим, и эту церемонию можно проводить по мере необходимости. Эту церемонию также называют «Суннат». С рождением мальчика родители начинают подготовку к Суннат Туйи, постепенно приобретая все необходимое. За несколько месяцев до церемонии, которую часто называют «Торжеством» («Туй»), начинаются активные приготовления. Родственники и соседи помогают шить одеяла, готовить подарки. Все это часто заказывали женщинам с большой семьей в плане детей. Перед празднованием читается Коран в присутствии старейшин махалли (района), имама мечети и родственников. Накрывают стол, и после чтения Корана старейшины благословляют мальчика. Во время праздника ребенку дарят разные подарки и подарки. В прошлом было принято дарить жеребенка, на которого сажали мальчика. Это как бы был знак мужчины-воина. В этот же день среди женщин проводится «Тахурар» — возложение одеял и подушек на грудь, этот обряд обычно совершает уважаемая женщина. Завершает церемонию обильная еда, в том числе всемирно известный «Палов».

Утро Ош Палов
Церемония утреннего плова обычно проводится во время свадебных и поминальных служб, других праздников, таких как рождение ребенка или годовщины. Обычно хозяин плова после обсуждения с близкими родственниками и общиной задолго до него назначает дату плова и рассылает приглашения. За день до самого плова в доме принимающей семьи начинаются приготовления к плову, включая расчистку и подготовку всех необходимых ингредиентов для плова и других блюд на столе. Обычно в этом процессе принимают участие все близкие родственники и друзья семьи. После окончания приготовлений все гости приглашаются на ужин. Обычно на «Сабзи Тограр» приглашают и артистов. Также во время «Сабзи тограра» старшие раздают задания младшим на завтрашний плов. Утреннее застолье должно быть готово к моменту окончания утренней молитвы и прихода первых гостей. Обычно летом это около 4-5 утра, а зимой около 6-7 утра. Во время плова играли узбекские музыкальные инструменты «Карнай» и «Сурнай», «Дойра» и «Ногора», чтобы порадовать гостей и возвестить о празднике. Гости удобно усаживаются за столы и после благословления хозяев и добрых пожеланий подаются чай и знаменитые узбекские горячие лепешки. Подают плов в «лаганах» (больших тарелках) – одна тарелка на двоих гостей. По окончании трапезы ляганы снимают, гости снова загадывают пожелания и благословляют хозяина и уходят. После столы быстро обновились для новых гостей. Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Во время праздника артисты выступают перед гостями с классическими песнями. В утреннем плове почетным гостям дарят подарки – обычно это «чапан» (традиционные мужские халаты) – еще одна традиция гостеприимного узбекского народа. Поминальный плов немного отличается от праздничного. В этом случае гости читают аяты из Корана и вспоминают добрыми словами усопшего, принося соболезнования семье усопшего. После плова снова читают аяты из Корана и уходят. На такие церемонии артистов не приглашают, а столы поскромнее. Интересно отметить, что и в праздничном, и в поминальном плове участвуют только мужчины.

Махалля – Район
К традиционным формам общественных отношений в Узбекистане относится, прежде всего, «махалля» — соседская община. Узбекская «Махалля» имеет богатую и древнюю историю и является центром семейных и религиозных обрядов и праздников. Здесь в «Махалле» бережно сохраняют и передают из поколения в поколение свои обряды проведения. Обычно в каждой «махалле» есть местная мечеть. До сих пор жива старинная традиция взаимопомощи – «Хашар». С помощью этой помощи община «Хашар» помогает строить дома для жителей местной «Махаллы», благоустраивая их район, улицу, город и т.д. В суверенном Узбекистане «Махалля» стала хранительницей культурно-нравственных традиций узбекского народа, признан механизмом самоуправления. Сегодня «Махалля» — это территориальное объединение семей с целью сотрудничества и взаимопомощи на всей территории Узбекистана, как в старых районах со старыми и традиционными домами, так и в новых районах городов с многоэтажной застройкой. В «Махалле» живут в мире и согласии люди разных национальностей. Сеть из более чем 10 000 «махаллей» охватывает всю территорию страны и является важным элементом укрепления гражданского общества. Все население Узбекистана признает их эффективной формой общественной жизни.

Узбекская реальность такова: «Кто приходит к нам в первый раз, становится другом. Кто приходит во второй раз – становится родственником!»

Традиции и обычаи узбекского народа

  1. Главная
  2. Традиции и обычаи узбекского народа

×

Сообщение об ошибке
  • Функция устарела5 :The 9012(). Это сообщение будет подавлено при дальнейших вызовах в _menu_load_objects() (строка 571 из /home/registontravel/public_html/includes/menu.inc ).
  • Устаревшая функция : Методы с тем же именем, что и их класс, не будут конструкторами в будущей версии PHP; views_display имеет устаревший конструктор в require_once() (строка 3168 из /home/registontravel/public_html/includes/bootstrap.inc ).
  • Устаревшая функция : Методы с тем же именем, что и их класс, не будут конструкторами в будущей версии PHP; views_many_to_one_helper имеет устаревший конструктор в require_once() (строка 127 из /home/registontravel/public_html/sites/all/modules/ctools/ctools.module ).

Главной чертой узбекской семьи является традиционно благоговейное уважение к старшим. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в семейной жизни как элемент гостеприимства занимает чайная церемония. При этом заваривание чая и разливание его гостям — исключительная прерогатива хозяина. Обычно принято получать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Планируя визит, желательно взять сувениры или сладости для детей хозяина дома. Рукопожатие обычно бывает только у мужчин. Женщины и люди, сидящие на заднем плане, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия принято спрашивать о здоровье, семье, положении дел на работе и дома. В сельской местности в случае гостей женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их разговору. Невежливо восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилые помещения снимается обувь. Должен состояться, указанный организатором. Причем, чем дальше от входа, тем почетнее это место.

Обряды узбекского народа формировались на протяжении веков в результате слияния комплекса культурных обычаев и традиций всех племен и народов, принимавших участие в онтогенезе узбеков. Они достаточно самобытны, ярки и разнообразны и восходят к родоплеменным патриархальным отношениям. Большое количество обрядов следует за семейной жизнью и связано с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), свадьбой (фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой сочетание исламских ритуалов с более древними формами, относящимися к мистическим практикам. С принятием ислама многие семейные и бытовые обычаи подверглись его влиянию, а мусульманские религиозные обряды стали обычным явлением в жизни узбеков. Пятница – праздник, который отмечается в соборной мечети всеобщим намазом (молитвой). Патриархальные устои продолжают существовать в обществе, которое сосредоточено в мечети, базаре, чайхане и в котором участвовало только мужское население.

Бешик-туйи (деревянная колыбель) обрядовое празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных традиционных обрядов в Узбекистане. Обычно такое мероприятие проводится на 7, 9 и 11 день рождения ребенка. В разных регионах обряд имеет свои отличия и зависит от достатка семьи: богатые семьи обычно празднуют это событие широко, малообеспеченные — скромно. Бешик (люлька) и необходимые вещи для малыша предоставляются родственниками малыша. В дастархан (скатерть) заворачивали торты, сладости и игрушки. Подарки подготовлены для родителей малыша, бабушек и дедушек. Богато украшенный бешик, дастурханы и подарки вместе с гостями загружают в вехле под звуки карнея, сурная и бубна и везут в родительский дом малыша.

Традиционно доставленный бешик берет на правое плечо дедушка младенца, а затем переходит на правое плечо сына, который затем передает его матери младенца.

В прошлом, для того, чтобы все намерения гостей были чистыми и красивыми, лицо обмазывали белой мукой. Гостей приглашают к богато украшенному дастархану (столу) и пока гости угощаются, слушают музыку и наслаждаются, в соседней комнате в присутствии пожилой женщины происходит обряд пеленания и укладывания младенца в бешик. В конце церемонии гости подходят к малышу, чтобы посмотреть на него, преподносят ему подарки и угощают бешик парвардой или сахаром. На этом церемония окончена и гости расходятся по домам…

Самый главный национальный праздник – День Независимости, отмечаемый 1 сентября. Ежегодно 8 декабря отмечается День Конституции в ознаменование принятия новой Конституции независимого Узбекистана в 1992 году. Как и во многих других странах, 9 мая отмечается День памяти. Широко отмечаемые праздники, связанные с окончанием поста – Рамазан хайит и Курбан хайит. Курбан хайит – один из самых важных мусульманских праздников. В этот день после обрядов верующие наносят визиты или принимают гостей дома, помогая больным, одиноким, проявляя милосердие к другим. Прекрасный праздник «Рамадан Хайит» – это праздник духовно-нравственного очищения. Он начинается по окончании 30-дневного поста, который по исламскому закону приходится на 9-е число.й месяц мусульманского года хиджры. В этот день традиционно поминают усопших, посещают больных, стариков, занимаются благотворительностью и другими добрыми делами.

Древний народный праздник Навруз («Новруз байрамы»), отмечаемый 21 марта, в день весеннего равноденствия. Это праздник пробуждения природы и начала посева, сохранивший в своей обрядности черты зороастризма. В земледельческом оазисе древнего Узбекистана каждую весну устраивались большие гуляния, праздничные базары. По традиции и сегодня пекут баурсак и готовят обрядовую еду — сумаляк. После празднеств обычно начинаются полевые работы, которые в прошлом также сопровождались выполнением различных обрядов перед выходом в поле и смазыванием бычьих рогов и шеи маслом. После торжеств обычно начинаются полевые работы, которые в прошлом также сопровождались выполнением различных обрядов, например перед выходом в поле рога и шеи волов и быков смазывали маслом.

После празднеств обычно начинаются полевые работы, которые в прошлом также сопровождались выполнением различных обрядов, например перед выходом в поле рога и шеи волов и быков смазывали маслом. Первую борозду выполняет самый уважаемый и старший член сообщества. За годы независимости празднование Новруза приобрело новое измерение и глубину. Он стал всенародным праздником дружбы, единства, братства всех народов. Красочные, театрализованные представления раскрывают философско-поэтическое отражение Новруза, его место в народных сказках.

Своеобразие одежды коренных народов всегда определялось климатическими, условиями жизни и племенными традициями. Еще в 19 веке одежда (халаты, платья, рубашки) продолжала сохранять архаичные черты: широкая, длинная, она свободно ниспадала, скрывая очертания человеческого тела. Одежда отличалась сходством: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, они были близки по форме и рисунку. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — шопона, перевязанного платком или платками, головного убора и сапог из тонкой кожи. Мужчины носили рубашки прямого покроя, внутренние и внешние халаты. Халат может быть легким или теплым, на стеганой подкладке. По бокам халата были разрезы для удобства ходьбы и сидения на полу.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *