Традиции белорусской культуры: История становления официального языка Беларуси
История становления официального языка Беларуси
История белорусского языка
Белорусский – один из языков восточных славян. На сегодняшний день он является одним из двух официальных языков Республики Беларусь (второй — русский).
Во времена Великого княжества Литовского белорусский язык начал свое самостоятельное формирование с выделения из старославянского. Белорусская азбука – это, в основном, кириллица с наличием знака апострофа, а орфография базируется на принципе «как слышится, так и пишется», что значительно упрощает правила белорусского правописания.
На сегодняшний день в стране два официальных языка, но больше половины населения считают своим родным языком белорусский. Гораздо меньше людей, проживающих в Беларуси, могут сказать, что они разговаривают на нем со своими близкими или друзьями. Всего в стране около 7 миллионов людей владеют родным языком. Пройдя очень сложный и противоречивый путь, белорусский язык остается живым и в современных реалиях. В стране работают школы и другие детские учреждения, где обучение ведется на белорусском языке. Путешествуя по дорогам Беларуси, зачастую можно встретить указатели, написанные на белорусском языке.
Богатство диалектов белорусского языка
Возможно, для кого-то будет открытием, что белорусский язык действительно очень богат. Если в литературном языке насчитывается около 250 — 500 тысяч слов, то в диалектном – около двух миллионов. Важной составляющей белорусского языка являются диалекты и локальные говоры. Интересен тот факт, что иногда ученые фиксируют диалектные различия не только соседних деревень, но и даже говоры разных концов одной деревни. Считается, что основные диалекты белорусского языка – это северо-восточный, юго-западный и среднебелорусский переходный. Белорусские диалекты отличаются произношением определенных типов букв. Например, буквы «а» или «д», «т». Лингвисты называют эти особенности произношением «аканьем», «дзеканьем» и «цеканьем».
Кроме названных диалектов, на территории страны существует и так называемая «трасянка» — форма белорусского разговорного языка, имеющего смешанную морфологию и словообразование. Однако единство и целостность национального языка эти диалекты не нарушают.
История и ценность белорусского языка
В истории развития белорусского языка выделяют несколько этапов. В период нахождения белорусских земель в составе Великого княжества Литовского официальным языком был признан старобелорусский. В это время на нем вели официальную и частную переписку, судебную практику, на него переводили произведения литературы и использовали во время общения. В это же время Франциск Скорина основал книгопечатание на старобелорусском языке.
После объединения ВКЛ с Польшей и создания государства Речи Посполитой (1569 г.), старобелорусский язык утратил свою значимость и уступил польскому. И уже в 1696 г. польский был признан официальным языком Речи Посполитой. Старобелорусский в этот период времени в основном использовали в народе среди крестьян.
После распада Речи Посполитой начался второй этап формирования и развития белорусского языка. В это время на белорусских землях официальным государственным языком был русский, но в начале XIX века поднялся вопрос о самостоятельности белорусского языка. У истоков развития литературного языка стоит белорусская интеллигенция: Винцент Дунин-Мартинкевич, Александр Рыпинский, Я. Чачот. Во второй половине XIX века начался настоящий расцвет национального языка. На нем писали свои произведения известные поэты и писатели, такие, как Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала.
После октябрьской революции 1917 г. белорусский язык был признан государственным, и его начали использовать в официальной документации, судебном деле, в образовательной сфере.
Население нашей страны гордится своим родным языком, но
разговаривают на нем немногие. Именно по этой причине белорусский размещен в атласе языков ЮНЕСКО: мировая общественность считает, что наш язык находится на начальной стадии вымирания. Вместе с тем, по мелодичному звучанию он признан вторым после итальянского.
Белорусский язык — один из самых живых языков. Это главное средство национальной культуры Беларуси, которое открывает каждому из нас большой и волшебный мир благозвучности и самобытности.
Наш национальный язык наполнен множеством эпитетов и характеристик. Это духовное приобретение нашего народа, которое живет внутри каждого из нас. Пожалуй, нет ни одного белорусского писателя, который не высказал бы своего очарования родным языком. Большую роль в формировании белорусского литературного языка сыграли Янка Купала, Якуб Колос, Максим Богданович, Василий Быков, Владимир Короткевич и многие другие писатели Беларуси. Этими авторами было сказано множество искренних слов о красоте и богатстве белорусского языка. Их произведения пронизаны любовью к нему, беспокойством за его судьбу, они описывают всю прелесть и красоту его природы языка Беларуси, очень тонко передают оттенки человеческих чувств.
Белорусский язык сохранил в себе множество славянских элементов и поэтому справедливо считается ключом к понимаю других славянских языков. В нем есть огромное количество слов, которые нельзя перевести дословно. В этом и состоит его уникальность, неповторимость и смысл существования.
Традиции белорусской культуры
«МИНЕСТЕРСТВО
СПОРТА и ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ.
БЕЛАРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
»
Традиции
белорусской культуры
Выполнила:
студентка 1 курса 112 группы
Факультета
СИиЕ
Ефимова Анастасия
Минск
2012
Традиции
белорусской культуры
Традиции
и обряды Беларуси имеют много общего с
таковыми у своих славянских соседней.
Белорусы (беларусы) относятся к
восточноевропейскому типу среднеевропейской
расы, их предками были восточнославянские
племена дреговичей, кривичей, радимичей,
отчасти древляне, северяне и волыняне.
Предки белорусов вобрали в себя множество
черт древнейшего населения этого края
— летто-литовских племен ятвягов, а также
некоторые черты польской, литовской,
украинской, русской и еврейской культуры,
сохранив при этом, несмотря на
многочисленные опустошительные войны,
не раз прокатывавшиеся по этой земле,
свои главные национальные черты. Сам
белорусский этнос неоднороден и включает
в себя несколько субэтнических групп
— в Полесье живут «полещуки», в
районе Пинских болот — «пинчуки»,
вдоль верхнего течения Днепра можно
наблюдать верхнеприднепровский
антропологический тип, а на юге страны
заметно украинское влияние. Даже в языке
можно выделить два диалекта — юго-западный
и северо-восточный. Также здесь проживало
и проживает множество представителей
еврейской, татарской, украинской,
польской, русской и других культур,
каждая из которых имеет полную свободу
самовыражения.
Культура
страны представляет собой, пожалуй,
наиболее хорошо сохранившийся среди
восточноевропейских славян набор
древних языческих обычаев и традиций.
Даже, несмотря на многовековое господство
христианства, как православного, так и
католического, в Беларуси сохранились
отголоски множества древних ритуалов,
начиная с Масленицы и Купалы, «Громницы»
и «Гуканне весны» (перелом года от
зимы к лету), «Сороки» и «Деды»,
«Коляд» и «Дожинок» (праздник
окончания жатвы), «талаки» и «сябрына»
(обычай общинной взаимопомощи), и
заканчивая множеством обрядов, связанных
со свадьбой, рождением или смертью. Как
и у соседей, здесь было множество
ритуалов, связанных с сельским хозяйством,
с заготовкой леса и баней, а вся природа
почиталась как единое живое существо.
Все эти обряды вплелись в позднейшие
христианские ритуалы, образуя неповторимую
и колоритную белорусскую культуру.
Чрезвычайно богат и разнообразен
песенный и устный фольклор.
Основной
местного социума всегда была семья,
обычно небольшая. Мужчина занимал и
занимает здесь важнейшее место — это и
«бацька» для детей и «дядьзька»
для младших членов семьи, основной
добытчик и защитник дома. Женщина —
равноправная хозяйка и распорядительница
домашних работ, мать и хранительница
очага. Эта двухсоставная часть семьи
отражалась и в быту — деревянные и
металлические предметы обихода считались
«мужскими», тканые и плетеные —
«женскими». Причем всегда и везде
предпочтение отдавалось предметам из
природных материалов. Национальная
одежда, обувь, музыкальные инструменты
и даже тип жилищ близки к образцам других
славянских культур, однако белорусский
стиль виден во всем, и перепутать местную
одежду и украшения, например, с образцами
украинского или литовского платья
невозможно — настолько самобытны местные
мастера.
Тихая и
величественная природа страны наложила
отпечаток и на облик народа. Белорусы
по большей части очень приветливы и
добродушны, многовековая общинность
наложила отпечаток и на характер
взаимоотношений между людьми. Здесь
редко увидишь шумные сцены на людях,
высока взаимопомощь между людьми и
доминирует уважительное отношение к
старшим и к собеседнику. Даже в деловой
этикет вошли традиции доверия — здесь
редко обвешивают на рынках, скрупулезно
соблюдают договоренности и тщательно
берегут репутацию (причем не только в
бизнесе). Множество дел, причем не только
общинных, решается на совете, даже
праздники чаще всего проводятся либо
всей семьей, либо всем населенным
пунктом.
В отношении
одежды строгих норм нет — белорусы с
удовольствием носят как обычную
повседневную одежду европейского
фасона, так и национальные наряды. В
деловом этикете приняты костюмы
европейского стиля. Деловой визит должен
быть заранее согласован и подтвержден
непосредственно перед встречей. Рабочий
день в большинстве учреждений продолжается
с 09.00 до 18.00.
В деловых
кругах широко распространены русский,
английский и немецкий языки. В повседневной
жизни повсеместно используется
белорусский язык, который снова введен
в качестве государственного в 1990 г.
Однако русский также имеет широкое
распространение, что привело к образованию
своеобразного интернационального
сленга, известного как «трасянка».
В любом месте можно услышать начало
беседы на белорусском, а продолжение —
по-русски, или наоборот. В качестве
письменной основы используется кириллица,
но иногда применяют и латинский алфавит.
Некоторые белорусские топонимы в
произношении местных жителей иногда
звучат довольно непривычно, например
Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев),
Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому
при общении такие моменты следует иметь
в виду.
Культура
Вся
Беларусь
Белорусский
народ выделяется своей оригинальной
самобытной культурой, корни которой
уходят в далекую языческую, дохристианскую
эпоху.
Древняя
культура Беларуси много выиграла оттого,
что, когда шел процесс заселения её
славянскими народами, они не стали
уничтожать все, что было создано здесь
аборигенами, которыми историки считают
балтов и финно-угров.
Поначалу
наши далекие предки, как и все
восточнославянские племена, являлись
язычниками. Эта форма религиозного
сознания существовала очень продолжительное
время и оставила глубокий след в культуре.
Теперь уже не существует сомнений в
том, что в эпоху язычества у нас имелась
письменность, появление которой ранее
ошибочно связывалось только с принятием
христианства.
Письменность
распространялась вначале среди
зажиточных, привилегированных слоев
населения. Очень рано наряду с догматической
литературой появилась и светская. Местом
написания и переписки книг служили
христианские монастыри. Этому святому
делу немало лет своей жизни отдала
Ефросиния Полоцкая. Кроме нее на ниве
литературной и культурно-просветительской
деятельности плодотворно трудились
Кирилл Туровский, прозванный за свое
ораторское мастерство Златоустом.
Благоприятные
условия для развития культуры возникли
с образованием в XIII в. Великого княжества
Литовского. В нем старобелорусский язык
стал государственным. Юридически это
было закреплено в 1566 г., когда был принят
во второй редакции Статут Великого
княжества Литовского.
Близость
Великого княжества литовского к странам
Центральной и Западной Европы, достаточно
высокий для того времени уровень
духовного развития его населения
благоприятствовали тому, что и в этот
край пришли прогрессивные идеи Возрождения
(Ренессанса) и Реформации. В это время
белорусский народ дал мировой цивилизации
немало выдающихся деятелей науки и
культуры, среди которых первенство
принадлежит белорусскому и
восточнославянскому первопечатнику,
просветителю и мыслителю Франциску
Скорине. Находясь в 1517-1519 гг. в Праге, он
перевел и издал 23 книги Библии, в тексте
которых широко использовались слова и
обороты старобелорусского языка. До
того времени Библия увидела свет только
на немецком (1445) и чешском (1448) языках.
Тогдашняя Европа хорошо знала коллег
и последователей Ф.Скорины — Николая
Гусовского, автора латиноязычной поэмы
«Песня про зубра» (1523, Краков), Сымона
Будного, перу которого принадлежит
немало произведений, написанных не
только на старобелорусском, но на
польском и латинском языках.
Разрешив
свободное поселение татар и евреев на
территории Великого княжества Литовского,
его власти не препятствовали их
культурному развитию, в т.ч. возведению
различного рода архитектурных объектов
культового и светского назначения.
Сооруженная в Сморгонском районе в
деревне Давбучишки мечеть (первое
упоминание в литовской метрике в 1558 г.)
относится к одним из самых древних в
Европе.
В
условиях разрушительных войн белорусскому
народу удалось создать десятки
первоклассных архитектурных сооружений,
в которых органически сочетались
собственные и заимствованные стили.
Господствующим художественным стилем
в архитектуре Беларуси стало барокко.
В этом стиле были сооружены такие
замечательные архитектурные объекты,
как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей
— в Щорсах, Радивиллов — в Несвиже,
Николаевская церковь и костёл кармелитов
— в Могилеве, фарные костёлы — в Несвиже
и Гродно, собор Петра и Павла — в Витебске.
В строительстве в Несвиже костёла
иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового
комплекса участвовал приглашенный для
этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком
известный итальянский архитектор
Джеванни Бернардони.
Не
улучшились условия для сохранения и
развития белорусской культуры, когда
территория Беларуси в результате трех
разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795)
оказалась под властью Российской
империи. С этого времени к полонизации
вначале очень осторожно, а позже открыто
прибавились еще и русификация. Однако
и в таких условиях белорусская земля
дала свету таких выдающихся людей, как
Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал
Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко,
Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван
Черский.
После
восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси
и Литве было запрещено всякое книгопечатание
на белорусском языке (1867 г.). Однако в
развитие белорусской народной культуры
значительный вклад внесли многие ученые,
литераторы, в том числе Винцент
Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич.
Возрождению
национальных традиций белорусской
культуры во многом способствовала
активизация белорусского национального
движения в начале ХХ века. Расцвёл талант
будущих классиков современной белорусской
литературы — Я.Купалы, Я.Коласа,
М.Богдановича. Популяризации и пропаганде
белорусской культуры способствовало
издание газеты «Наша нива».
Благоприятные
условия для развития национальной
белорусской культуры сложились в 1920-е
годы, когда в республике проводилась
политика белорусизации. Начали работать
белорусскоязычные школы, Институт
белорусской культуры. На его базе в 1929
г. была создана Академия наук Беларуси.
Однако с начала 1930-х годов этот
поступательный процесс был прерван,
поскольку в культурной жизни возобладал
жёсткий идеологический контроль, были
репрессированы многие деятели белорусской
культуры и науки.
Огромные
и во многом невосполнимые потери нанесла
белорусской культуре война нацистской
Германии против СССР 1941-1945 годов. На
фронтах, в партизанских отрядах, подполье
погибла значительная часть белорусских
писателей и других работников культуры
и науки.
В
послевоенный период вплоть до середины
1980-х годов белорусская культура
развивалась в рамках идеологической
заданности и жёсткого партийного
контроля. Тем не менее, в этот период
появилось немало талантливых литераторов,
как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин,
Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок,
И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов,
И.Шамякин. В изобразительном искусстве
работали самобытные мастера: художник
М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов.
Увеличивалась сеть культурно-просветительных
учреждений, развивалась художественная
самодеятельность.
Политика
гласности содействовала высвобождению
белорусской культуры из-под идеологического
диктата, возрождению духовных традиций
белорусского народа. Начала изменяться
к лучшему ситуация с белорусским языком,
в том числе благодаря принятому в 1990 г.
закону о языках в Белорусской ССР.
Возросло количество белорусскоязычных
театральных коллективов.
Основные
направления государственной политики
в сфере культуры и общественной жизни
Нашей
республике присущ не агрессивный
национализм, а государственная поддержка
исторически сложившемуся двуязычию,
возрождению духовности и сохранению
традиционных религиозных конфессий,
искусства во всех формах.
Государство
проводит последовательную политику по
сохранению культурного наследия
белорусов, лучших черт белорусского
характера: уважение к людям других
национальностей и конфессий, терпимость,
толерантность, гуманизм, миролюбие.
Государство
и государственный бюджет являются
последовательными гарантами финансовой
поддержки развития искусства и культуры.
Принцип преемственности в культурной
политике выражается в сохранении
инфраструктуры государственных
учреждений культуры и искусства.
В
основе государственного курса заложена
верность исторической памяти народа —
Победе в Великой Отечественной войне.
Верность памяти нашла отражение в
решении руководства страны ввести в
учебных заведениях курс «Великая
Отечественная война советского народа».
В
стране осуществляется последовательный
курс по формированию идеологии
белорусского государства, кристаллизации
белорусской национальной идеи. Наиболее
ёмко и лаконично национальная идея
воплощается в лозунге Президента
Республики Беларусь: «За сильную и
процветающую Беларусь!».
Исторический
путь становления и развития белорусской
культуры
Исторический
путь становления и развития белорусской
культуры является сложным и противоречивым.
На этом пути были периоды настоящего
взлета, но случалось и такое, когда само
её существование оказывалось под
серьезным вопросом. К счастью, в самые
трагические для белорусской культуры
времена у неё всегда находились надежные
защитники, и процесс духовного распада
останавливался, начиналось её возрождение
и восхождение новым высотам, что мы и
наблюдаем в настоящее время.
Для
Беларуси всегда был характерен интенсивный
процесс взаимодействия культур. И потому
становление и развитие белорусской
культуры невозможно понять вне учета
воздействия на неё прогрессивных
тенденций русской, украинской, польской,
литовской культур. Многие белорусские
мыслители в равной степени принадлежат
культурам соседних, братских народов.
Это — С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский,
С.Полоцкий, Г.Канисский и др.
К
сожалению, на протяжении длительного
периода недооценивались культурные
связи белорусского народа с передовыми
странами Западной и Центральной Европы
(Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее
значительными они были в эпоху Возрождения,
достаточно ярко проявились и в эпоху
Просвещения. Этим объясняется тот факт,
что в белорусской культуре, начиная с
10 века, постоянно соперничали два
направления — западное и восточное.
В
10 веке славяне принимают христианство
и вместе с ним перенимают много характерных
черт экономической и духовной жизни
Византийской и Римской империй. При
этом, западные славяне берут за образец
латинскую культуру, а восточные
ориентируются на византийские каноны.
Беларусь же оказывается между ними,
что в значительной степени сказывается
на её культуре. “Проблема выбора между
Западом и Востоком и искреннее неприятие
ни одного, ни другого являются основными
признаками истории белорусского народа.
Пример ф.Скорины, о котором до сих пор
неизвестно, кем же он был, — либо католиком,
либо православным, а возможно, и тем , и
другим одновременно, запечатлевает
это феномен белорусского духа и
индивидуальности в душе нашего первого
интеллигента. Эту черту белорусская
интеллигенция сохранила и до сей поры,
чему есть известные причины”.1
Границы
двух культурных типов в разные времена
меняли свои очертания: в восточнославянской
культуре ассимилировались западноевропейские
особенности, и наоборот. В итоге,
культура белорусских земель формировалась
в условиях взаимодействия многообразных
объективных и субъективных факторов,
оказывавших неоднозначное влияние на
культуру народа, живущего на белорусских
землях. Тем не менее, не глядя на все
сложности, история свидетельствует о
том, что в целом шел процесс поступательного
развития во всех сферах созидательной
деятельности человека.
За
долгое время своего существования
Беларусь прошла исторический путь от
подавляющей неграмотности до создания
литературно-художественных произведений
мирового уровня и научных открытий,
от народных промыслов и бытовой культуры
до величественных храмов, дворцов,
современных архитектурных ансамблей.
И в начале 3-его тысячелетия Беларусь
представляет собой сформированное,
целостное, своеобразное социокультурное
пространство, границы которого приобрели
свою определенность в большей степени
в 20 веке.
Белорусское
искусство и литература
Отличительной
чертой белорусского профессионального
искусства и литературы является их
тесная связь с народной культурой. Любая
культура берет начало в народном
творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре
находится источник дальнейшего
расцвета разных видов искусства —
музыки, танца, литературы и т.д. В нем
сохраняются глубинные пласты национальной
истории и культуры. Белорусский фольклор
— один из самых богатых в мире (песни,
магические заклинания, былины, сказки,
легенды, предания и т. д.). Для многих
обычаев и обрядов характерно слияние
языческих и христианских элементов
(Купалле, Великодень и др.). Образцы
традиционной культуры сохранились в
Беларуси до наших дней в сельской среде,
где они “живут” в почти неизмененном
виде. Наперекор многим неблагоприятным
факторам на пути белорусского этноса
он смог сохранить свой язык, специфику
своей культуры во многом благодаря
фольклорным традициям. Своей определяющей
функции народная культура не потеряла
и в современном национально-культурном
процессе, который включает в себя, наряду
с профессиональным искусством,
любительское творчество.
Белорусский
фольклор высоко оценили в мире —
Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше
и других странах, где побывали многие
фольклорные коллективы.. К тому же,
Беларусь входит в международный Совет
организаций фестивалей фольклора, под
эгидой которого ежегодно проводится
более 50-ти фестивалей.
Белорусский
аутентичный фольклор в контексте
европейских этнокультурных процессов
имеет особое историко-культурное
значение, так как до настоящего времени
сохраняет системную целостность и
спонтанность проявления культуры
устного типа. Поэтому сбережение
традиций народной культуры, создание
условий для её саморазвития является
неотъемлемой частью государственной
политики в области культуры. Для её
реализации в Беларуси есть и научная
база, и практический опыт.
Не
менее значительным и интересным
направлением развития народной культуры
является декоративно-прикладное
искусство. В нем воплощается необъятная,
вечно живая душа народа, его богатый
жизненный опыт и эстетический вкус.
Выполненные по законам прекрасного
изделия народных мастеров никого не
оставляют равнодушными, а соприкосновение
с ними вызывает чувство гордости за
свой народ, давший миру чудесных мастеров,
творящих настоящие произведения
искусства из самых разных материалов
— дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.
Любопытный
феномен белорусской культуры — изделия
из соломки. Подобного нет нигде в Европе,
что, в частности, отмечали участники
6-ой Европейской конференции по народному
творчеству, которая принесла успех
белорусским мастерам , состоявшись в
1977 году. Конференция была организована
Международной организацией по народному
творчеству, в которую входит Беларусь,
под эгидой ЮНЕСКО.
Изделия
из соломки — традиционное славянское
искусство, корни которого идут от
древнего, языческого культа хлеба.
Изделия из соломки были предназначены
для сохранения хлебопродуктов. В быту
славян наибольшее распространение
получили корзиночки, корзины. лукошки
разного вида из соломы, лозы, бересты.
Так
называемый соломенный паук — символ
благосостояния и богатства — колядное
украшение не только белорусов, но и
других народов Европы. Кроме плетения
солома нашла применение в технике
аппликации, которая использовалась
для украшения деревянных сундуков,
шкатулок, рамок, настенных ковров.
Одним
из самых распространенных видов
белорусского народного творчества
является ткачество. С ним связано много
давних народных обрядов и традиций,
очень часто о нем упоминается в белорусских
поэтических произведениях и народных
песнях (например, слуцкие пояса.)
Мастерство
и художественный вкус ткачих в полной
мере проявились в украшении рушников,
потому что рушник (полотенце ) воспринимался
не просто как отрез материала для
хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой
частью традиционных обрядов. В него
заворачивали новорожденного, на нем
подносили хлеб-соль, им украшали красный
угол в доме, его использовали в свадебных
обрядах, на нем раскладывали угощения,
поминая ушедших в иной мир родственников.
В народном быте, таким образом, рушники
выполняли не , столько утилитарные,
сколько декоративные и обрядовые
функции, что естественным образом
сказывалось нахудожественном качестве
этих изделий. Как правило, рушники имели
белое поле, на котором, в основном по
краям, размещались тканые или вышитые
узоры красного цвета, часто с небольшими
вкраплениями черного или желтого.
Белорусский рушник — это связь между
прошлым и настоящим, между человеком и
высшими сферами; это — узы с неразгаданной
до конца символикой.
Ткачество
как народный промысел живет и развивается
в наши дни в качестве декоративно-прикладного
искусства.
В
конце 19- нач.20 века формируется традиционный
белорусский костюм, особенности которого
сложились под воздействием
природно-географических условий,
основных занятий населения, исторических
традиций и т.д. На народное убрание
оказали влияние и иноэтнические
компоненты , в в нем отразились
историко-культурные связи белорусов с
их соседями – украинцами, русскими.
Поляками, литовцами, латышами.
Белорусский
народый костюм обязательно украшался
вышивкой, особенно этим отличались
праздничные наряды. Вместе с эстетической
функцией вышивка играла роль национального
символа ( например, красные петухи на
белом поле, васильки, специфический,
цветочный орнамент и т.д.).
Народный
костюм — явление не только материальной,
но и духовной культуры. Одежда. согласно
древним поверьям, должна была не только
защищать человека и в стужу, и в зной,
но и оберегать его от неблагоприятного
воздействия невидимых злых сил. В этом
поверьи отразилось целостность
мировосприятия, представления о том.
Что человек, природа, космос связаны
между собой едиными законами существования.
С
давних времен к традиционным народным
промыслам на беларуси относится
гончарство. Гончарным делом занимались
повсеместно. Мастера изготавливали
глиняную утварь для хозяйственного
использования. Её охотно приобретали
в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских
городах.
При
всем разнообразии гончарные изделия
белорусских мастеров сохраняют общие
художественные особенности, что придаёт
им характерный национальный колорит.
Преобладающими являются простые
выразительные формы, в основе которых
– шар, цилиндр, конус. Их художественное
выражение подчеркивается с помощью
своеобразной пластичности, подчеркнутого
выражения природных качеств материала.
В соответствии с различными технологиями
изготовления керамических изделий
различают керамику рябую, обливную и
чернозадымленную. Некоторые виды посуды
глазурировали, что придавало им ещё
более нарядный вид. Сложные формы и
яркая роспись не характерны для
традиционного белорусского гончарства.
Разнообразие
и богатство декоративно-художественных
приемов, неповторимость форм керамики
сохраняется и по сей день в традиционных
центрах производства керамики – Ивенце,
Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде
в Европе сегодня на осталось предприятий,
где бы не “господствовала” так
называемая штамповка (массовый выпуск
продукции). На Беларуси сохранились же
предприятия (например, Борисовский
комбинат прикладного искусства), где
керамические изделия с оригинальной
росписью изготавливаются вручную.
Неслучайно названный комбинат получил
предложение Союза художников Росси и
Европейского союза художников о создании
на его базе Международного европейского
центра керамики. Это является
свидетельством признания творческих
достижений белорусских мастеров
гончарного дела.
Значительное
распространение на Беларуси получио
художечственная резьба по дереву.
Белорусская народная резьба никогда
не отличалась особо выразительной
декоративностью (не следует отождествлять
её с профессиональной объемно-ажурной
резьбой 17 – 18 вв.) . В народе более всего
ценили практичность и функциональность,
декор только дополнял удобную форму
изделия.
Не
так широко, как ткачество, гончарство,
резьба по дереву на Беларуси получили
распространение художественная обработка
металла и народная художественная
роспись. Металл в сельском быту был
доступен менее. Чем лен, глина, дерево.
Его использовали только для самых
необходимых изделий.
Художественная
роспись – это достаточно широко
распространенное на Беларуси явление
художественной жизни получило уникальное
выражение в расписных коврах Алены Киш,
которая жила и работала в предвоенные
годы (перед второй мировой войной) в
Слуцком районе. Эта художница, не имея
специального образования, оставила
настоящие произведения декоративного
искусства, которые искусствоведы относят
к жанру примитивизма. Она, перемещаясь
между селениями, переходя из дома в дом,
на домотканых полотнищах, выкрашенных
в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные
для расписных настенных ковров – озеро
или река с лилиями, лодками, деревья и
кусты на берегу. Тут же изображения птиц
и зверей. Ковры Алены Киш – редкий
образец соединения изобразительного
характера с декоративным исполнением.
Таким
образом, на Беларуси издревле развивалась
самобытная народная культура, традиции
которой заслуживают уважения и бережного
отношения к ним со стороны государства
и народа, живущего на белорусской земле.
Сегодня в республике при поддержке
государства создан Центр белорусского
народного творчества “Скарбница”(Сокровищница).
Цель его создания – повышение
профессионального уровня изделий
предприятий художествнных промыслов
Беларуси. В Центр пришли выпускники
Академии искусств, Белорусского
государственного университета культуры
— мастера по керамике, текстилю, резьбе
по дереву, обработке металла, художники
и искусствоведы. .
В
настоящее время разработана и действует
Государственная программа поддержки
народного творчества, декоративно-прикладного
искусства и художественных промыслов
на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой
программы – интересный культурологический
проект “Траецкі кірмаш” — направленный
на развитие народного прикладного
искусства, в том числе и детского
творчества. Благодаря ему, творчество
самобытных мастеров становится известным
не только в нашей республике, но и за её
пределами. Программа выходит в Интернет,
разрабатывается её электронно-информационное
обеспечение, создается виртуальный
магазин народных промыслов. , Тем самым,
культура Беларуси в своём развитии идет
в русле тех процессов, которые характерны
для мировой культуры, тем не менее
сохраняя свою самобытность и неповторимость.
Беларусь | История, флаг, карта, население, столица, язык и факты
флаг Беларуси
Аудиофайл:
Государственный гимн Беларуси
Смотреть все СМИ
- Глава государства и правительства:
- Президент: Александр Лукашенко, помощник премьер-министра: Роман Головченко
- Капитал:
- Минск
- Население:
- (оценка 2022 г.) 9 274 000
- Форма правления:
- республика с двумя законодательными палатами (Совет Республики [64 1 ]; Палата представителей [110])
- Официальные языки:
- белорусский; русский
Посмотреть все факты и статистику →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Беларусь , страна Восточной Европы. До обретения независимости в 1991 году Беларусь, ранее известная как Белоруссия или Белая Россия, была самой маленькой из трех славянских республик, входивших в состав Советского Союза (двумя большими были Россия и Украина).
Несмотря на то, что белорусы имеют ярко выраженную этническую идентичность и язык, они никогда ранее не обладали единством и политическим суверенитетом, за исключением короткого периода в 1918 году. Таким образом, белорусская история представляет собой не столько обособленный национальный нарратив, сколько исследование региональных сил, их взаимодействия и их взаимодействия. воздействие на белорусский народ. Территория, которая сейчас является Беларусью, неоднократно подвергалась разделу и переходу из рук в руки; в результате большая часть истории Беларуси неотделима от истории ее соседей. С момента обретения независимости Беларусь сохранила тесные связи со своим самым доминирующим соседом, Россией. В 1999 две страны подписали Договор об основании Союзного государства, целью которого было создание политически интегрированной конфедерации с единой валютой; однако точный характер партнерства оставался неясным и в 21 веке. Наследие советского прошлого Беларуси также продолжало проявляться как в неизменном доминировании коммунистических политических партий, так и в авторитарном стиле правления страны. Около одной пятой населения Беларуси проживает в столице, расположенной в центре, Минске, обширном современном городе, который был почти полностью восстановлен после почти полного разрушения во время Второй мировой войны.
Земля
Беларусь – страна, не имеющая выхода к морю, граничит с Литвой и Латвией на северо-западе, с Россией на севере и востоке, с Украиной на юге и с Польшей на западе. По площади она примерно в три раза меньше своего южного соседа, Украины.
Рельеф
Рельеф Беларуси во многом сформировался в результате оледенения в эпоху плейстоцена (т.е. примерно от 2 600 000 до 11 700 лет назад). Большая часть страны состоит из плоских низменностей, разделенных невысокими холмами и возвышенностями. Самая высокая точка, Дзержинская гора, находится на высоте всего 1135 футов (346 метров) над уровнем моря, а более половины территории Беларуси находится ниже 660 футов (200 метров). Более высокие области образованы грядами ледниково-моренного материала, датируемого валдайским оледенением, последним наступлением плейстоценового льда в Восточной Европе. Самый крупный из хребтов, Белорусский, тянется на северо-восток от границы с Польшей на юго-западе к северу от Минска, где расширяется в Минскую возвышенность, затем поворачивает на восток и соединяется со Смоленско-Московской возвышенностью. Между Минском и Вильнюсом, в соседней Литве, проходит поперек главного Белорусского хребта Ошмянская возвышенность, состоящая из конечных морен того же ледникового периода. Поверхности его гребней плоские или пологоволнистые, покрытые легкими песчано-подзолистыми почвами; они в значительной степени очищены от своего первоначального лесного покрова.
Викторина «Британника»
Ты назови это!
Какая страна известна как Остров Пряностей? Как латинское название Швейцарии? Проверьте свои знания в этой викторине.
, разделенные моренными грядами, лежат широкие низменности, большей частью слабо дренированные и заболоченные, с множеством мелких озер. К северу от основной линии моренных холмов расположены две широкие равнины: на севере республики находится Полоцкая низменность, а на северо-западном углу, у Гродно, — Неманская (белорусская: Неманская) низменность. К югу от Белорусского хребта широкая и очень плоская Средне-Березинская равнина полого наклоняется к югу и незаметно сливается с еще более обширными Припятскими болотами (по-бел. Полесье). Заболоченная территория в бассейне реки Припять (бел. Припять), главного притока Днепра (бел. Дняпро). Припятские болота простираются на юг вглубь Украины и занимают структурную впадину. Желоб заполнен заморскими песками и гравием, отложенными талыми водами последнего плейстоценового оледенения. Минимальная изменчивость рельефа делает Припятские болота одними из крупнейших водно-болотных угодий Европы.
Дренаж
В Беларуси насчитывается более 20 000 рек общей протяженностью около 56 300 миль (90 600 км) и более 10 000 озер. Большая часть республики находится в бассейне Днепра, который течет через территорию Беларуси с севера на юг на пути к Черному морю, и бассейнов его крупных притоков Березины и Припяти на правом берегу и Сожа на правом берегу. слева. На севере Полоцкая низменность впадает в Балтийское море рекой Западная Двина (Двина), в которую на западе впадает также Неман (Нёман). Крайний юго-западный угол Беларуси дренируется рекой Мухавец, притоком реки Буг, которая является частью границы с Польшей и впадает в Балтийское море. Мухавец и Припять связаны судоходным каналом, соединяющим Балтийское и Черное моря. Реки обычно замерзают с декабря до конца марта, после чего наступает около двух месяцев максимального стока. Крупнейшие озера — Нарочь, Освейское, Дрисвяты.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Почвы
Около трех пятых территории Беларуси занимают подзолистые почвы. На возвышенностях это преимущественно суглинки, развитые на лёссовых подпочвах, которые могут быть продуктивными при применении удобрений. На равнинах и низменностях преобладают малоплодородные песчаные подзолы с вкраплениями заболоченных глин, которые имеют высокое содержание гумуса и могут быть очень плодородными при осушении.
Климат
В Беларуси прохладный континентальный климат, смягченный морским влиянием Атлантического океана. Средние температуры января колеблются от середины 20 F (около -4 ° C) на юго-западе до верхних подростков F (около -8 ° C) на северо-востоке, но часты дни оттепели; соответственно безморозный период сокращается с более чем 170 дней на юго-западе до 130 дней на северо-востоке. Максимальные температуры в июле обычно находятся в середине 60 F (около 18 ° C). Количество осадков умеренное, хотя и выше, чем на большей части обширной Русской равнины в Восточной Европе, и колеблется от примерно 21 дюйма (530 мм) на низменностях до примерно 28 дюймов (700 мм) на более высоких моренных гребнях. Максимум осадков выпадает с июня по август.
Растительный и животный мир
Естественная растительность страны представлена смешанными лиственными и хвойными лесами. На севере преобладают хвойные породы, особенно сосна и ель; к югу увеличивается доля лиственных деревьев, таких как дуб и граб. Береза распространена повсеместно, особенно в качестве первого прироста на гарях или нарушенных участках. На протяжении веков расчистка лесных угодий для сельскохозяйственных нужд уничтожила большую часть первобытного леса, особенно лиственных деревьев, предпочитающих более богатые почвы. В частности, к концу 16 века лес на возвышенностях был в значительной степени вырублен.
Беловежская (по-белорусски: Беловежская) пуща на западной границе с Польшей (в которую она простирается) является одним из крупнейших сохранившихся участков первозданного смешанного леса в Европе, площадью более 460 квадратных миль (1200 квадратных километров). Белорусская часть леса была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. Сохранявшаяся на протяжении веков как частная охотничья усадьба сначала польских королей, а затем и русских царей, она была превращена в заповедник (а позже и в национальный парк) на обоих стороны границы. Здесь сохранилась богатая лесная растительность, которая когда-то покрывала большую часть Европы, в которой преобладают деревья, достигшие исключительной высоты. Лес является основным домом для зубров, или зубров, которые вымерли в дикой природе после Первой мировой войны, но были повторно интродуцированы в результате разведения в неволе. Здесь и в других лесах Беларуси водятся также лось, олень, кабан, мелкая дичь, зайцы, белки, лисы, барсуки, куницы, а по рекам и бобры. Птицы включают тетеревов, куропаток, вальдшнепов, бекасов и уток, и многие реки хорошо зарыблены.
Экологические проблемы
Авария на Чернобыльской АЭС в Украине в апреле 1986 г. привела к ряду немедленных и долгосрочных последствий для окружающей среды Беларуси, где произошло наибольшее количество радиоактивных осадков. В начале 21 века около одной пятой территории Беларуси все еще было радиоактивно загрязнено. В дополнение к ущербу, нанесенному земле, медицинские и психологические издержки аварии включали увеличение врожденных дефектов и рака (особенно щитовидной железы), а также снижение рождаемости, по крайней мере, частично в ответ на опасения по поводу этих дефектов.
Активисты-экологи также выразили обеспокоенность плохим качеством воздуха и загрязнением воздуха в Минске и других крупных городах.
Обряды и традиции Беларуси — история возникновения традиций
Обряды и традиции Беларуси
Белорусские праздники и обычаи
Традиции на нашей земле можно разделить на календарные праздники и семейные обряды. Календарные традиции включали в себя такие праздники, как Масленица, Купалье и Коляды. К семейным обрядовым традициям относятся свадьбы, крестины и похороны.
Празднование Коляды в Беларуси
Коляды уже давно стали главным зимним праздником на нашей земле. Раньше этот праздник символизировал начало нового года: и сельскохозяйственного, и солнечного. Белорусы начали отмечать Коляды 6 января и закончили празднование 19 января (по новому стилю). К Коляде, как и ко многим другим праздникам, готовились заранее: резали свинью (а крестьяне, особенно бедняки, редко ели мясо и этот праздник был из тех периодов, когда его можно было есть вволю), убирали в домах. как следует, сшила новую красивую одежду и пошла в баню хорошенько помыться и привести себя в порядок к празднику.
Белорусский весенний праздник Масленица
Масленица — один из древнейших славянских праздников. Этот праздник никогда не отмечался в календаре, так как не имеет определенной даты и отмечается за восемь недель до Пасхи. Великий пост начинается через неделю после Масленицы. В церковном календаре этот праздник отмечается как Сырная неделя. К этому празднику крестьяне относились трепетно и готовились к нему заранее. В то время на столе должно было быть много молочных продуктов, а вот мяса строго запрещалось.
Этот праздник восходит к языческим временам и связан с проводами зимы. На Масленицу было принято веселиться, радоваться прохождению холодов и приходу весны. Как правило, на костре сжигали большое Масленичное чучело, символизирующее зиму. Блины – традиционное белорусское блюдо, которое обязательно стоит попробовать.
Дожинки и Купалье в Беларуси
Сегодня белорусские традиции и обычаи не забыты, даже молодежь интересуется историей своих предков. Поэтому многие люди с удовольствием принимают участие в белорусских фестивалях и гадают на новогодних праздниках.
Дожинки — это праздник урожая, и в наши дни он широко отмечается. В нем много развлекательных мероприятий, идет продажа сельхозпродукции и награждение лучших фермеров. Принять участие в этом празднике, отведать вкусной белорусской еды и отдохнуть приезжает множество людей.
Купалье – праздник летнего солнцестояния, который белорусы тоже не обходят стороной. День радости и веселья приходит вместе с хороводами и прыжками через костры. Девушки, желающие найти жениха, плетут венки и пускают их по реке.
Белорусские обряды
Среди самых ярких белорусских обрядов — свадьбы и крестины (если вы не знаете, где отметить этот замечательный праздник, наша статья специально для вас). Как правило, по такому важному поводу собирается вся семья, включая близких и дальних родственников и к столу подается множество блюд.
Белорусская свадьба – это обряд, который имеет глубокий смысл. Свадьба в нашей стране всегда продумана до мелочей, и все ее этапы тщательно выверены.
Современная свадьба утратила такой глубокий смысл, как традиционная белорусская «Вяселя», хотя и по сей день многие молодожены не отказываются от традиций предков.
Церемония бракосочетания имела определенную последовательность из трех этапов:
предсвадебный («запыты», сватовство, помолвка),
свадебный (само торжество),
послесвадебный (пироги и «медовый месяц»).
Даже сегодня принято, чтобы жених и его семья пришли в дом невесты (это называется «в сваты»). Также популярно устраивать притворно-театральный выкуп невесты, а похищение невесты – излюбленное развлечение подружек невесты.
Крещение – семейный праздник, связанный с православным таинством крещения. Белорусские семьи готовятся к этому событию заранее, тщательно выбирая крестных (как правило, из числа близких родственников или друзей) и приглашая гостей.