Традиции абхазии: Этнос и культура Абхазии. Туроператор Гагра-тур
Этнос и культура Абхазии. Туроператор Гагра-тур
крестьянин на пашне
-
-
-
-
-
-
-
Абхазы условно делятся на гудаутских и очамчирских. Принципиальных различий в культуре и языке нет, но есть нюансы в традициях проведения церемоний, в фольклоре, в бытовых мелочах. Даже сегодняшняя абхазская культура, это фамильно-родовая культура. Существует некоторое количество крупных абхазских фамилий, к каждой из которых может относиться 2-3 тысячи человек. Разумеется, в таких больших фамилиях каждый не может знать каждого, однако, они считаются родственниками. Фамильные сходы, которые сравнительно регулярно проводятся, как раз и помогают однофамильцам познакомиться друг с другом. Впрочем, этот повод не самый важный. Фамильные сходы собираются для обсуждения важных событий, имеющих отношение ко всем однофамильцам. Часто причиной собрания становятся те или иные неприятные события или иногда поведение отдельных однофамильцев. В абхазской культуре фамилия, это однозначно влиятельный социальный институт. Ее неформальное влияние на конкретных людей достаточно большое. Нередко отдельные авторитетные однофамильцы могут принять судьбоносные для конкретного человека решения.
В абхазской культуре понятие «родственник» значительно шире, чем в европейских культурах. К числу близких родственников относятся не только двоюродные, но и троюродные браться и сестры, а также двоюродные и троюродные дяди и тети. Часто именно по этой причине, абхазу или абхазке не так легко жениться или выйти замуж. Прежде, чем между молодыми людьми начнутся серьезные отношения, они должны хорошо «промониторить» родословную друг друга. Разумеется, исключен брак между людьми, относящимися к одной фамилии. Более того, нельзя создавать семью, если ваш жених или невеста относятся к той же фамилии, что и ваша мать. Есть и другие ограничения. Поэтому, тема экзогамии (брачных ограничений) так популярна в абхазской литературе. Сегодняшний день тоже дает живые примеры. Большие фамильные скандалы, когда влюбленные пренебрегают старыми, как мир нормами, происходят с завидной регулярностью. Случались примеры, когда семью создавали люди одной фамилии. В таком случае, у них был один только выход – покинуть Абхазию и обосноваться где-нибудь в другой стране. Случаев, когда семью создают однофамильцы по материнской линии, значительно больше. В наше время это сравнительно легче, хотя, трудно рассчитывать на то, что на свадьбе соберутся родственники с обеих сторон. Они очень долго обычно игнорируют такую новую семью. Нельзя сказать, что брачные ограничения, это просто дикая ненужная традиция. Абхазы – очень малочисленный народ, и уж точно, что носители одной фамилии, во всяком случае, в недавнем прошлом, родственники по крови. И брачные ограничения были вполне обоснованны.
Абхазская семья, это всегда большая семья, в которой нередко, особенно в селе, нет разницы между своими детьми и племянниками. Из поколения в поколение люди вырастали одновременно у своих родителей, у бабушек-дедушек, в семьях других своих родственников. Сегодня, эта общинная культура, по мере того, как абхазы стремительно становятся скорее городской, нежели сельской нацией, теряется. Но создать семью во все времена в Абхазии было сложно. Традиция похищения невест здесь распространена до сих пор. Время, правда, внесло коррективы. Сейчас, случаев, когда невесту крадут без ее согласия, почти нет. Это крайне небезопасно для незадачливого жениха. Зато, крадут с согласия не только ради красивой традиции, но и по насущной необходимости. Если девушка молода, лет до 25-26, то ее родственники очень часто и нерационально стараются противостоять ее личной жизни. Для даже уже достаточно взрослой женщины актуальны тайные встречи с возлюбленным и скандалы с родственниками, которым удалось прознать про отношения. Поэтому, похищение невесты, часто единственный способ заявить о создании семьи. В таком случае молодой человек берет нескольких своих друзей, очень желательно с положительным реноме. Организует у себя дома или в доме родственников стол, за которым собираются его близкие. Затем, либо сам либо через друзей сообщает родителям или родственникам о женитьбе. Разумеется, спустя непродолжительное время приезжает несколько машин с родней невесты, у которых одна цель – вернуть девушку домой. Начинается серия тяжелых разговоров, главный из которых разговор невесты с ее родней. Девушка должна подтвердить, несмотря на давление, что остается в этом доме.
Абхазия маленькая страна, но о традициях, нравах, культуре населяющих ее людей, написаны сотни томов книг. Здесь соединились традиции горской, южнокавказской и средиземноморской цивилизаций, что дало удивительный и очень интересный культурный феномен.
Большое село Лыхны, неподалеку от Гудауты, считается одним из центров абхазской культуры. Здесь находятся несколько святынь, здесь одна из двух в стране исторических полян, на которых исстари проводятся народные сходы по самым значимым для общества вопросам. Туристы в этом селе частые гости — местные жители гостеприимны, хлебосольны и чаще всего не бедны.
Однажды в одной из таких семей гостили отдыхающие в республике туристы. По случаю их приезда, разумеется, было, застолье. Разумеется, за столом всего было вдоволь, конечно же, собрались сами гости, хозяева, их родственники и соседи. В общем, все, как всегда.
Но вот наступило время, уже после нескольких выпитых стаканов, когда один из гостей решил произносить тосты. Первый тост, который он решил поднять, был тост за хозяйку, с яркими и красивыми словами. Свое повествование гость закончил так: — «если бы у вас не было мужа, я бы забрал вас с собой». Дальше пошел тост «за любовь». Закончив говорить, гость сел на свое место, но почувствовал, что в воздухе повисла тяжелая пауза. Впрочем, это было ненадолго, вскоре обычный ход стола продолжился.
Что не так сделал турист? Абхазы, очень консервативны по части традиций, особенно во всем, что касается церемоний. Есть четкая последовательность тостов за абхазским застольем, и хотя, существуют некоторые региональные интерпретации в очередности тем для застольных повествований, в целом, этот порядок незыблем. Тост «за любовь» в Абхазии вообще не поднимается, так как считается, что любовь — это интимное дело двух людей, о котором нельзя говорить вслух.
Постараться погрузиться в абхазскую культуру стоит для того, чтобы ощутить живое еще дыхание давно ушедших эпох. Культура абхазов, их язык и ментальные установки, дошли до нас, пусть и не в первозданном виде, но с тех времен, когда живы еще были ныне давно умершие языки и культуры.
Культура стотысячного народа, в общем-то, чудом сохранившегося до наших дней, для чужака закрыта. Абхазы показывают миру свою культуру через застолье в апацхе и зажигательные танцы. Но едой и танцами закрывают от мира свое настоящее.
Для того, чтобы попробовать рассказать о глубинах этой культуры, не хватит и большой книги. Остановимся на более заметной поведенческой культуре. Она, как и тосты за столом, очень четко расписана. Как общаться с детьми, как общаться со старшими, как говорить с теми или иными конкретными родственниками, как себя вести на людях. Есть тысяча мелочей в повседневном поведении абхаза, которые могут быть и не заметны постороннему, но всегда находятся на острие внимания окружающих, которые если что не так, могут сказать: он себя ведет не по-абхазски.
Несколько деталей. Самое обычное, это привставать при приветствии людей. Нельзя пройти между двумя разговаривающими людьми, желательно, встав при приветствии, вообще не садиться, если с вами разговаривает пожилой человек. Таких мелочей сотни.
Повторимся еще раз, что абхазская культура, это культура очень маленького народа. Здесь, по большому счету, каждый каждому родственник, близкий и друг. Здесь, подобно России или любой другой большой стране, не живут просто люди. Когда здесь говорят о незнакомом другим людям человеке, его представление начинается с того, чей он сын, чей он родственник, из какой местности происходит его фамилия, после чего говорят о его работе и так далее.
Все это создает невероятно тесные связи между людьми. Они как одна семья, и с одной стороны, это хорошо. У абхазов нет бомжей, детдомов, старики-абхазы не попадают в дом престарелых. С другой стороны, твоя жизнь как открытая ладонь для всех, кто хочет о ней знать.. Надо жить так, чтобы никто, никогда не сказал, что ты живешь не по-абхазски.
Отношения мужчины и женщины в абхазском обществе, тоже довольно таки табуированная тема. Считаются неприличными знаки внимания, оказываемые прилюдно. Отношения между мужчиной и женщиной, это то, что должно быть за семью печатями для окружающих. Отчасти поэтому, полураздетых туристов на набережных абхазских курортов, провожают часто столь укоряющими взглядами.
Абхазская культура, это горская культура. В ней уже давно нет дикости средневековья, но незыблемыми остались выдержка, уважение к себе и традиции гостеприимства.
Обычаи и культура Абхазии • туристическое агентство Оптио Тревэл в СПб
Этнос и культура Абхазии
Абхазская культура основана на родовой культуре. В Абхазии есть несколько родов, которые делятся на две ветви — гудаутскую и очамчирскую. К каждому роду относится несколько тысяч человек, каждый из которых считается родственником. В России такие большие семейства не являются нормой, поэтому многие туристы удивляются когда огромное количество людей в Абхазии ведут себя как близкие родственники, не удивляйтесь, они себя воспринимают родственниками.
В Абхазии приняты фамильные собрания, на которых члены семейства знакомятся друг с другом, обсуждаются важные для семьи события. Семейные собрания в Абхазии — важный социальный институт социальный институт, в рамках которого принимаются значимые решения, как для членов семьи, так и отношений семьи с окружающим миром.
В Абхазии принято знать своих родственников, причем при заключении брака молодым людям необходимо выбирать партнера, не входящего в свою большую семью, также нельзя выбирать партнера из семьи матери. Поэтому не стоит удивляться, что абхазу или абхазке не так легко жениться или выйти замуж, так как нужно убедиться, что семьи родителей никак не пересекаются.
Молодежь в Абхазии отличается хорошим воспитанием, так как за ними присматривает много старших родственников. Здесь принято уважать старших, трудно представить грубость к старшим от абхазской молодежи.
В современности, общинная культура, по немного забывается. Но и сейчас можно встретить такие обычаи как похищение невесты, хотя, как правило, похищение в современности случается по обоюдному согласию. Это своего рода возможность заявить миру о создании новой семьи.
Быт и традиции Абхазии
В Абхазии много традиций — здесь популярны застолья, но туристу стоит помнить о некоторых особенностях — так в Абхазии несмотря на то, что тост это дело святое, но поднимать тост за любовь, здесь не принято, так как считается, что любовь — интимное дело двух людей, о которм не стоит общаться прилюдно. Абхазское застолье и культуру употребление местного вина и чачи лучше всего можно описать как общение за столом с богом и между собой.
В Абхазии быт регламентируется сводом простых понятных законов, который называется Апсуара:
Почитание вставанием.
В Абхазии принято приветствовать вновь пришедшего вставанием, чтобы проявить свое уважение и почтение к вошедшему. При этом тот, кого почтили вставанием, просит всех не утруждать себя и садится сам только после того, как сядут старшие.
Уважение к старшим
Молодые люди всегда должны быть сдержанными и предупредительными в присутствии людей старше их.
К старейшинам в абхазском обществе все относятся с почтением, их воспринимают как мудрецов, которые отлично разбираются в семейных и общественных вопросах, на основе опыта. Советы старейшин полноценно работают как элемент власти в Абхазии.
Приветствие в культуре Абхазии
Принято, что при встрече первым приветствует мужчина женщину, а старший младшего. Вежливый человек интересуется здоровьем, делами и семьей собеседника. В абхазской культуре не принято обращение на «вы», просто нужно понимать, что абхазское «ты» также выражает почтительное отношение к собеседнику.
Гостеприимство
Гостеприимство в Абхазии — священный закон, обязательный для соблюдения всеми людьми.
Приглашение в дом
В Абхазии приглашение в дом — целый ритуал. Важно помнить — первым переступить порог порог дома должен хозяин. Обычно хозяин уступает дорогу гостям, но воспитанные гости помнят о праве хозяина первым переступить порог своего дома, а уговоры гостей первыми пройти в дом — дань традициям. В итоге правильные гости входят после хозяина, по старшинству.
Застольный этикет
Абхазский этикет строго регламентирует все этапы праздничного застолья. При рассадке за стол соблюдается иерархия, при этом учитывается возраст и степень родства присутствующих. Гостей сажают по правую руку от тамады. Приступить к еде можно только после обращения старейшины «приложить руки к трапезе». На абхазском застолье соблюдается определенная последовательность тостов, за которой следит тамада. Перебивать тамаду или выходить из-за стола считается неприличным.
Согласие на предложение
В Абхазии принято на предложение помощи и приглашение, вежливо отказаться, чтобы продемонстрировать, что вы не хотите утруждать собеседника. А он свою очередь проявляет настойчивость и пытается вас уговорить.
Почитание природы
Бережное отношение к природе – основа культуры абхазов. Среди абхазов принято относиться к природе как к храму. Особенно абхазы почитают горы, здесь не принято в горах громко ругаться и сквернословить, в горных озерах не принято купаться.
Проявление чувств
В Абхазии не принято проявление чувств на людях. Обнимающиеся на улице парочки туристов в Абхазии, вызывают недоумение, так как считается что проявление чувств между мужчиной и женщиной это сугубо интимное дело.
Форма одежды
В Абхазии достаточно консервативные традиции и считается что пляжная форма одежда прилична лишь на пляже. Если отправляетесь в кафе или в другие общественые места, соблюдайте негласный дресс-код — закрытая одежда, прикрывающие колени и плечи.
Горящие туры в Абхазию Санкт-Петербурга
Цена указана на 1 человека при двухместном размещении. В подробностях предложения, дождитесь актуализации цены на авиаперелет.
Смотрите также в Полезная информация по Абхазии
Популярные направления пляжного отдыха
К югу от Мале протянулась цепь атоллов: Дхаалу, Гаафу, Лааму, Фаафу, Тхаа, Меему, Сеену (Адду). До них уже нужно добираться либо на гидросамолете, либо на внутренних рейсах и далее катерами.
К северной части Мальдив условно относят Атоллы: Баа, Лхавияни, Раа, Ноону, Шавияни, Хаа Дхаалу, Хаа Алиф. До них уже нужно добираться либо на гидросамолете, либо на внутренних рейсах и далее катерами.
Северный Гоа отличается большей интеграцией в жизнь местного населения, здесь много кафе и ресторанчиков, есть дискотеки. От культуры хиппи остался пляж Арамболь, сюда приезжают вечером как на представление.
Маэ самый большой остров Сейшел. На Маэ много разных пляжей и отелей. Самый известный пляж на Маэ — Бо Валон, здесь гарантированно можно купаться в любое время, отличное чистое море. На Маэ много возможностей для трекинга.
Шарм-эль-Шейх курорт с самыми красивыми коралловыми рифами. Здесь отели достаточно высокого качества, много торговых центров и развлечений как в самих отелях, так в центрах курортной жизни в Наама-Бей и Сохо.
Кемер выбирают из-за его уникального микроклимата — здесь чистое море в окружении гор поросших соснами создает свою атмосферу.
Белек — курорт для тех кто любит комфорт и готов за него платить. Здесь отличные пляжи на территории отеля — богатая инфраструктура для отдыха на территории отелей
Пхукет — типично пляжное направление. Здесь лучше пляжи, чище чем в Паттайе море, возможность отдохнуть на близлежащих островах. Если хотите активную ночную жизнь — выбирайте район Патонга.
Народ и культура Абхазии
- Культура
Каковы истоки праздника Нанхва в Абхазии? Связано ли это с христианскими традициями и какие обряды ему предшествуют? Читать статью.
28 августа в Абхазии традиционно чтят память погибших. В домах накрывают столы с плодами сезонного урожая, зажигают свечи. Традиция также совпадает с христианским праздником Успения Пресвятой Богородицы.
Подробнее…Традиции и обряды: абхазский праздник Нанхва
- Культура
Роли и статусы пожилых людей в абхазской семье (к вопросу о геронтофильных факторах долголетия)
Советская антропология и археология, (1985) 24:1, 77-100
Русский текст @ 1982 Издательство «Наука». «Роли и статусы старших в абхазской семье (к проблеме геронтофильных факторов долгожительства)», Советская этногразия, 1982, нет. 6, стр. 40-51. Перевод Жана Лавеса Хелли.
Подробнее…Роли и статусы пожилых людей в абхазской семье, автор Я. С. Смирнова
- Культура
Религиозные верования абхазов, Н. С. Джанашиа
Грузика | Журнал грузинских и кавказоведческих исследований.
No:4 & 5 Autumn 1937, pp. 117-153
Это перевод статьи, опубликованной в Христианский Восток , Христианский Восток, Петроград, 1915, вып. IV, № 1, стр. 72-112.
Эта статья представляет собой пересмотр в 1914 году материалов, собранных ок. 1900 г. в селе Адзвибжа на юге Абхазии (провинция Абжуа). Автор описывает богов абхазов и связанные с ними религиозные обряды. Обсуждение следует установленному порядку церковных праздников, сосредоточенному вокруг четырех главных праздников года (Нового года, Пасхи, Успения и Рождества).
Подробнее… Религиозные воззрения абхазов, Н.С. Джанашиа и Н.Ю. Марр
- Культура
Советская антропология и археология, Vol. 14:1-2, 168-178, июль 1975 г.
В зависимости от характера хозяйства у разных народов в разное время на первый план выдвигались разные виды обрядовой поэзии. Если поэзия семейного обряда однотипна у всех народов или, по крайней мере, у большинства из них, по своим основным признакам, то этого нельзя сказать о поэзии, связанной с трудом. У тех народов, основным занятием которых была обработка земли, естественно, в высшей степени развивалась обрядовая поэзия, связанная с земледельческим календарем; а у тех, кто главным образом занимался охотой, почетное место занимали охотничьи песни и т. д.
Подробнее…Обрядовый фольклор абхазов Салакая, Ш. Х. Салакая (1975)
- Культура
Введение
Согласно довольно распространенному мнению, положение женщины является одним из показателей уровня развития общества. В этом контексте особенно важно изучить, как менялся социальный статус женщин в Абхазии на разных исторических этапах, что позволит лучше понять динамику социокультурной трансформации абхазского общества.
Подробнее…Статус женщин в Абхазии: от прошлого к настоящему, Нателла Акаба
- Культура
О том, как изменился абхазский мужской костюм, какое значение он имеет в жизни абхазов, чем он завоевал мировую популярность и каково будущее черкески, читайте в этом материале Sputnik.
Сария Кварацхелия, Спутник Абхазия | 05.03.2019
«Анна шла с опущенной головой и играя кисточкой капюшона. Ее лицо сияло ярким блеском, но этот блеск был несчастным…», — так начинается девятая глава одного из самых известных романов Льва Толстого «Анна Каренина».
Подробнее…Предмет гордости: история абхазского мужского платья
- Культура
Вячеслав Александрович Чирикба
Лейденский университет
МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ИСЛАМОМ: ЯЗЫЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НА КАВКАЗЕ. Исследования по Ирану и Кавказу. В честь Гарника Асатриана. Под редакцией Уве Блезинга, Виктории Аракеловой и Матиаса Вайнрайха. Brill Academic Pub, 2015, с. 145-191.
Abstract
В статье представлен краткий обзор традиционных религиозных практик, которые до сих пор или до недавнего времени соблюдались на Кавказе. Я постулирую возможность общекавказского «мифологического союза», складывавшегося веками между всеми кавказскими общностями, и довольно подробно обсуждаю локальный «мифологический союз» на примере молниеносного ритуала Чоппа. Хотя домонотеистическое наследие, частично переплетающееся с официальными религиями, по-прежнему составляет интимную часть идентичности некоторых кавказских общин, оно постепенно уходит в тень основных религий — христианства и ислама, ставших сильным объединяющим фактором. в постсоветский период.
Подробнее…Между христианством и исламом: языческое наследие на Кавказе, Вячеслав Чирикба
- Культура
Фольклор, Том. 2, № 2 (июнь 1891 г.), стр. 171–181.
Одна из самых известных легенд классических авторов повествует о легендарном народе воинственных женщин, лишенных возможности пользоваться одной грудью в процессе прижигания и известных как амазонки. По хорошо зарекомендовавшему себя обычаю, до сих пор распространенному среди черкесов или адыгов, абхаз и отчасти среди осетин, [1] рост обеих грудей в девичестве искусственно подавляется с помощью кожаного корсета. Цель этой статьи состоит в том, чтобы предложить объяснение происхождения современного обычая и показать основания полагать, что он происходит по прямой линии от более древнего обычая, существовавшего до времен Геродота, и, следовательно, имеет возможное происхождение от двадцати -пять веков.
В Азии, которая в то время была отделена от Европы рекой Дон, древним грекам были известны амазонки в двух местах: на берегу Термодона близ Синопа и на перешейке к северу от великой цепи Кавказа. Вероятно, они сначала познакомились с теми, кто находился ближе всего к ним, и объяснили тех, о которых они слышали впоследствии, в окрестностях Кавказа воображаемым переселением, как рассказывает Геродот. Некоторые из сообщений, которые могли быть правдой об амазонках Термодона, весьма вероятно, были перенесены без достаточных оснований на амазонок Кавказа. Нас здесь не интересует, существовала ли какая-либо более тесная связь между двумя группами, чем то, что обе они выполняли какую-то операцию на правой груди и имели некоторые общие обычаи. Поэтому мы можем отбросить легенды, относящиеся к западным амазонкам, и сосредоточить наше внимание на восточной разновидности.
Полную статью в формате PDF можно загрузить, нажав здесь
- Культура
С древнейших времен в Абхазии начала складываться самобытная культура. Теплота и мягкость климата, плодородие земли определили образ жизни абхазов. Таким образом, древние абхазы в основном занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и ремеслами. Защищая свою землю от вражеских нападений или ведя войны, абхазы также развивали боевые и оружейные навыки.
Подробнее…Культура Абхазии
- Культура
Глава 14. «Абхазы: справочник» Джорджа Хьюитта (редактор) Ричмонд, Суррей: The Curzon Press, 1999.
Абхазский историк (Станислав Лакоба) на вопрос о религии Абхазии недавно ответил, что абхазы на восемьдесят процентов христиане, на двадцать процентов [сунниты] мусульмане и на сто процентов язычники! Хотя это было сказано отчасти в шутку, это намекает на лежащую в основе правду.
Подробнее…Религия, Рэйч Клогг
- Культура
(1955) Сухум, Алашара
Перевод Заиры, К. Хьюитт и Г. Хьюитт (ГЛАВА I: УСЫНОВЛЕНИЕ-УСЫНОВЛЕНИЕ и АТАЛИК ВОСПИТАНИЕ)
Согласно советской этнографии, практика усыновления, сложившаяся в ответ на кровную месть, бездетность, приобретение покровительства, по существу не имеет ничего общего с0033 аталычество . Но хотя его и следует четко отличать от исследуемого института, в нем все же есть некоторая близость к аталычеству : возможно, оно образовалось по образцу и под влиянием аталычества и, таким образом, представляет собой один из сохранившихся его вариантов. то есть феномен вторичной проработки. Так или иначе, в работе об аталычестве нельзя обойти более широкую проблему усыновления.
Подробнее…Социальная реальность атализма в Абхазии в XIX в.го и начала 20-го века, автор…
Еще статьи …
Тлабган Кецба: известный абхазский долгожитель, основатель города Гал (отпрыск основанного им поселения)
Представления о сосуществовании обычая и права: текущий эксперимент в зарождающемся государстве Абхазия, Майкл Костелло
Озеро Рица: абхазская легенда
Некоторые исторические корни традиционной абхазской бытовой культуры, Шалва Инал-ипа
www.ajika.co.uk
Торгово-промышленная палата Республики Абхазия
Новости
Назад
Абхазская традиционная культура и ее духовный стержень – Апсуара
25. 10.2018
их самобытная культура. Теплый и мягкий климат, богатая растительность определили жизнь абхазского народа. Их основными занятиями были земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и ремесла. Защищаясь от нашествий или участвуя в войнах, абхазы развивали свое военное искусство и навыки создания оружия.
Ядром абхазской культуры является традиционный этический кодекс «апсуара», буквально означающий «абхазство». По определению известного абхазского этнолога, профессора Ш.Д. Инал-ипа, «апсуара» — исторически сложившаяся форма проявления национального самосознания и самоутверждения абхазского народа, неписаный свод традиционных знаний и ценностей, включающий в себя весь спектр обычаев, понятий и принципов.
Абхазская традиционная культура и ее духовное ядро – апсуара – продукт исторического процесса. Его истоки восходят к корням народа. На протяжении всей своей истории абхазский народ воспринимал из культур соседних народов только то, что именно было приемлемо и отвечало его потребностям, его стремлениям. Это не механическое усвоение культурных ценностей других народов, а накопление их людьми в своей культурной среде применительно к своему образу жизни, к своим традициям, обычаям и нравам. Так в процессе взаимодействия с другими культурами каждый народ обогащает, закрепляет и развивает собственную культуру.
Апсуара уходит корнями в жизнь, передается из поколения в поколение посредством образования и обучения. Свои нравственные принципы и каноны усвоил с раннего возраста в семье, где родители всегда были примером для детей. Параллельно образ жизни абхазской общины культивировал и закреплял нравственные устои и нормы поведения, необходимые как в семье, так и в обществе.
В Абхазии до ХХ века были большие семьи с крепкими родственными связями. Еще в начале этого века большинство абхазских семей насчитывало до 30 человек. Прадед, дед, прабабушка, бабушка, имевшие мудрый жизненный опыт, занимали особое положение в традиционных многодетных семьях. Они были живыми носителями традиционной культуры. Старшие были самыми уважаемыми людьми в семье и были окружены почетом и особым вниманием.
Семейные отношения – между мужем и женой, родителями и детьми, детьми и другими членами семьи определялись прочно установившимися нормами, в основе которых лежали любовь, честность, чистота, забота друг о друге, чувство ответственности друг перед другом.
Нравственное воспитание детей происходило в семье и в обществе. Старший, будь он родственником, соседом или незнакомцем, имел право составить замечание своим детям за любой проступок. Общественное мнение было очень важно. Дети учатся считать это.
Значение привития детям отрицательного отношения к безнравственности было очень велико. В их методах педагогики очень важную роль играли ограничительные категории этикета – пхашароуп (буквально «стыдно») и цасым (буквально «не обычай»), генахаруп (буквально «грех»). Детей с ранних лет приучали понимать, какие действия нежелательны и запретительны по отношению к окружающим – в семье, сверстникам, старшим и т. д.
Мальчики, проводя большую часть времени с дедами, отцами, старшими братьями, учились мужским делам, хозяйственным делам, приобретали трудовые навыки, начинали ценить результаты труда. Девочки научились у своих матерей искусству абхазской кухни и ритуалу приема гостей, этическим нормам поведения жен и матерей. Важнейшей задачей физического воспитания юношей у абхазов было развитие морально-волевых качеств: мужества, решительности, стойкости, отваги, бравады, выдержки. Физические упражнения, спортивные игры и состязания, существовавшие в народе, по своему характеру тесно связаны с историческими условиями жизни, требующими от членов общества постоянной готовности к труду и бою.
Особое место в интеллектуальном воспитании детей занимал фольклор. Дети с раннего возраста слушают своих старших, которые рассказывали сказки, легенды и рассказы о нартах, пословицы, скороговорки, загадки. Развивает ум, сообразительность и сообразительность детей. Персонажи фольклорных сказок предстают благородными, великодушными; проявляют мужество, способность переносить страдания, выдержку, терпение, уважение к старшим и женщинам – все они предстают как идеалы.