Разное

Тибет что это: Привет, Тибет! Что нужно знать о самом загадочном регионе Китая

Привет, Тибет! Что нужно знать о самом загадочном регионе Китая

Фото: Sergio Capuzzimati on Unsplash

Тибет неспроста называют «третьим полюсом». Он лежит на высочайшем в мире нагорье. Вечные снега на вершинах гор питают крупнейшие реки Азии, впадающие и в Тихий, и в Индийский океаны. Виды поражают красотой и разнообразием, но постоянно жить на большой высоте тяжело, а попасть сюда чужеземцу было очень сложно. В результате Тибет долго оставался одним из самых загадочных уголков Земли. ЭКД вместе с тибетологом Павлом Мартыновым рассказывает о Стране Снегов и ее месте в истории Китая.

Что
такое Тибет?

В географическом смысле это высочайшее в
мире плато и окаймляющие его горы, которые лежат между внутренними районами
Китая, полуостровом Индостан и пустынями Центральной Азии. Его территория
разделена между Китаем, Индией, Бутаном, Непалом и Пакистаном. Этнографический
Тибет — это ареал расселения тибетцев и родственных им народностей. Все это еще
называют Большим Тибетом.

А в административном смысле под Тибетом понимают Тибетский автономный район (ТАР) на юго-западе Китая с центром в городе Лхаса. Это примерно половина Большого Тибета. Даже так ТАР — второй из 34-х регионов в стране по площади после Синьцзян-Уйгурского автономного района. И лишь предпоследний по населению — 3,5 млн человек. Меньше жителей насчитывается только в крошечном специальном административном районе Макао.

Центр Лхасы. Фото: Jack and Jill Travel

Кто
жил в Тибете в древности? Тоже китайцы?

Не совсем. Около 5 тыс. лет назад в Восточном Тибете сложилась археологическая культура кажо (卡若文化 kǎ ruò wénhuà), ее представители умели строить жилища и выращивать просо. Позже в Центральном Тибете возникла другая культура — цюйгун (曲贡文化 qū gòng wénhuà). Там одомашнили яка и научились возделывать местный вид голозерного ячменя цинкэ (青稞 qīngkē).

Предками тибето-бирманских народов также были цяны (羌 qiāng), изначально жившие по соседству с китайской династией Шан-Инь. От западных цянов происходят туфани (吐蕃 Tǔfān, также Tǔbō, что отдаленно напоминает слово «Тибет»), они и есть первые обитатели Тибета, известные по историческим источникам. Туфаньских властителей в западной науке принято называть Ярлунгской династией в честь реки Ярлунг, близ которой находятся их погребения. Первый ярлунгский царь появился на рубеже 6-7 вв. н.э., но считается, что до него существовали еще 26 легендарных правителей.

В 7 веке н.э. ярлунгский правитель Сонгцэн Гампо активно воевал и установил дипломатические отношения со всеми соседями. В частности, женился на китайской и непальской принцессах. Тогда тибетская аристократия познакомилась и с китайской культурой, и с буддизмом.

Сонгцэн Гампо и принцесса Вэньчэн династии Тан. Фото: Great Tibet Tour

С одной стороны, Тибет действительно находился в определенной зависимости от китайских династий, характер которой очень сложно передать в терминах современной дипломатии. Буддийские священники из Страны Снегов выступали как духовные наставники китайских императоров, а те защищали своих учителей и внешние границы их владений. С другой стороны, эта зависимость на месте зачастую была номинальной. Более того, многие районы нагорья очень слабо контролировались и жили фактически самостоятельно.

То
есть Тибет — это не Китай?

Китай, конечно. Пекин считает, что Тибет не только является неотъемлемой частью КНР, но и с древности входит в китайскую семью народов. Однако «правительство в изгнании» и ряд ученых на Западе полагают, будто Тибет, напротив, до середины 20-го века не принадлежал Китаю и был отдельной цивилизацией.

По поводу исторической принадлежности Тибета ведутся споры, но культурные различия действительно значительные. Китайская культура известна как «культура риса». В Восточной Азии социум зарождался как община, которая совместно обрабатывала рисовое поле и следила за дамбами. На севере Китая выращивали пшеницу. А Тибет — это «культура ячменя».

Основным занятием жителей Северного и
Восточного Тибета было скотоводство, там сумели одомашнить живших в высокогорье
яков. Таким образом у тибетцев сформировались несколько экономических укладов,
издревле отличавших их от ханьцев — титульной нации Китая.

Тибетцы говорят на своем языке, отличном от китайского. Письменность не иероглифическая. Она создана на основе индийского алфавита деванагари. Существует классический тибетский язык, на котором записаны буддийские каноны, и несколько диалектов разговорного.

Говорить по-китайски раньше умели лишь образованные аристократы, торговцы, или те, кто жил поблизости от поселений ханьцев. Сейчас тибетцы в большинстве двуязычны, хотя многие людей старшего поколения с трудом читают иероглифы.

Фото: Jack and Jill Travel

Местная версия буддизма отличается от
китайской, а даосизм и конфуцианство никогда не получали распространения среди
тибетцев. Тибетский календарь тоже создан на основе двенадцатилетних циклов, но
с китайским не совпадает. Тибетская медицина — самостоятельная традиция.

Когда коммунисты пришли к власти в материковом Китае в 1949 году, они направили к администрации Далай-ламы переговорщика. Он должен был обсудить условия взаимодействия с КНР, но загадочно погиб по дороге. В итоге через год после провозглашения Нового Китая коммунисты разбили армию, подчинявшуюся Лхасе. Почти не встречая сопротивления, они заняли остальной Тибет. Позднее ТАР оказался самым молодым регионом в стране — он был учрежден в 1965 году, а тибетцы стали одним из 55-ти официально признаваемых национальных меньшинств КНР.

Со своей стороны китайцы признают культурные различия, но считают, что они не значимы политически. Доводы за и против тибетской независимости — отдельная большая тема. Вкратце, Тибет для КНР — как Тува или Кавказ для России: при всей самобытности они осознаются частью единой страны.

Получается, можно без проблем попасть в Тибет из любого региона Китая?

При определенных условиях. ТАР — единственный регион материкового Китая, для которого иностранцам требуется отдельное разрешение, кроме китайской визы. Даже в Синьцзян, где полным ходом идет борьба с терроризмом, можно приехать так же легко, как в любую другую китайскую провинцию. Без разрешения в ТАР не получится даже купить билеты. Оно бесплатное, но выдается только после покупки тура. Соответственно, путешествовать по региону можно лишь организованно.

Фото: WindhorseTour

Самый быстрый способ попасть в Тибет — прилететь на самолете. Аэропорт Лхасы имеет статус международного, но заграничные рейсы туда летают только из Катманду (Непал). Впрочем, есть много пересадок через китайские города. Удобнее всего Чэнду (провинция Сычуань): оттуда лететь примерно 2,5 часа. Прямой рейс из Пекина будет почти вдвое дольше.

До Центрального Тибета можно добраться и по железной дороге: 40 часов из Пекина или 53 часа из Гуанчжоу. Путешествие на китайском поезде станет отдельным приключением, плюс по пути можно вдоволь насмотреться на интересные пейзажи. Это самая высокогорная железная дорога в мире! Еще сейчас строится Сычуань-Тибетская магистраль, по которой из Чэнду до Лхасы можно будет добраться без крюка через Цинхай. На ней задействуют скоростные поезда «Фусин» — доехать получится быстрее и с комфортом. Уже построены несколько участков, но открыть проезд по всей дороге планируется к 2026 году.

Цинхай-Тибетская железная дорога. Фото: Lonely Planet

Существуют еще междугородние автобусы из соседних провинций. В турпакетах они обычно не предлагаются, а из-за формальностей с разрешением иностранцам билет вряд ли удастся купить. Да и в дороге придется провести примерно столько же времени, сколько на поезде.

Теоретически можно на машине проехать по шоссе из Синьцзяна в западный Тибет, но для первого знакомства с регионом такой маршрут сложноват. Сухопутный въезд из других стран открыт только для Непала. Вдоль шоссе довольно много достопримечательностей, так что дорога от границы до Лхасы сама по себе будет отличным туром.

По самому Тибету ходит тот же транспорт:
поезда, автобусы, летают самолеты. Но из-за привязки к туру самостоятельно
билеты купить не получится. Так что для иностранцев самый подходящий формат
путешествия внутри ТАР — нанять в складчину автомобиль с водителем и гидом.

Хорошо,
но что вообще смотреть в Тибете?

В основном, снежные горы, буддийские монастыри и стада яков. Главные красоты Тибета — это природа и святые места. Дворец Потала, гора Кайлас, северная сторона Эвереста, город Шигадзе, озеро Нам-цо.

Фото: Luna Zhang on Unsplash

Дворец Потала (布达拉宫 Bùdálā gōng), построенный в нынешнем виде в 17 веке, — визитная карточка Тибета. Долгое время он был резиденцией Далай-лам, и возможно снова будет, когда улягутся политические сложности. Поталу можно увидеть на купюре в 50 юаней, а выше достоинством в Китае только 100 юаней с мавзолеем Мао, что очень символично. Сейчас во дворце работает музей. Как правило, там постоянно очереди из посетителей, но тут Потала не уникальна — то же самое можно сказать и про Эрмитаж в Санкт-Петербурге, и про Лувр в Париже, и про Тадж-Махал в Индии.

Потала. Фото: BritannicaФото: CGTN

Кайлас центр буддийского паломничества, кора (обход) вокруг которой считается благим делом. Религиозные люди могут накопить духовные заслуги и очистить последствия негативных действий в прошлом. Для небуддистов это будет трехдневный поход по красивой горной местности. Китайцы используют кальку уважительного тибетского названия этой горы — Ган Ринпоче (冈仁波齐 Gāngrénbōqí).

Кайлас и озеро Манасаровар — такой же «открыточный» вид из региона, как и Потала, только природного происхождения. Но надо иметь в виду, что находятся они далеко от Лхасы и потребуют дополнительного перелета или длительного переезда. Соответственно, и расходов тоже.

Гора Кайлас. Фото: Isha Sacred Walks

Шигадзе (日喀则 Rìkāzé) — город и одноименный округ, граничащий с Непалом. Прежде по-тибетски эта область называлась Цанг (གཙང ), а по-китайски Цзан (藏 zàng). Поскольку Цзан находится западнее внутренних областей Поднебесной, китайцы называли эти земли Западный Цзан (西藏 xīzàng). Тибетцев — неважно, из Шигадзе или нет — стали звать «цзанцзу» (藏族 zàngzú).

Шигадзе. Фото: Wonders of Tibet

Если Лхаса, центр области У (དབུས или 乌 ), была владением Далай-ламы, то Шигадзе — земля другого верховного иерарха — Панчен-ламы. Там находится его резиденция — монастырь Ташилунпо.

Ташилунпо. Фото: China Daily

В округе Шигадзе есть другой важный для тибетской истории монастырь — Сакья (萨迦寺 Sàjiā sì), а также форт Гьянцзе и базовый лагерь Эвереста. По дороге к высочайшей вершине мира мимо Шигадзе проехать не получится.

Базовый лагерь Эвереста. Фото: National Geographic

Если нет желания или возможности отправляться к Кайласу или границе, но хочется познакомиться с глубинкой, хорошим вариантом станет поездка к озеру Нам-цо (纳木错 Nàmùcuò) всего в 190 км к северу от Лхасы. Это одно из трех священных озер Тибета.

Озеро Намцо. Фото: Tibet Discovery

Лайфхак:

если нет времени на получение разрешения, но в Тибет очень хочется

В провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань есть тибетские автономные округа. Эти регионы считаются частью географического Тибета со всеми его культурными особенностями, и туда можно добраться без каких-либо ограничений.

В провинции Юньнань посетите городки Шангри-Ла, Дэчен и гору Кава Карпо. Шангри-Ла (香格里拉 Xiānggélǐlā) — бывший Гьялтанг, специально переименована в честь вымышленной страны из книги Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт». Туризм развивают здесь целенаправленно. В окрестностях представлен весь тибетский колорит, хотя старый город, восстановленный после пожара 2014 года, практически целиком новодел. Но зато здесь есть где остановиться, а помимо сувениров, много магазинов с куртками и другими полезными в горах вещами.

Шангри-Ла. Фото: Steppes Travel

Шеститысячник Кава Карпо (卡瓦格博 Kǎwǎgébó) — священная гора, место паломничества и просто красивый вид. Вообще в Юньнани компактно расположено множество климатических зон, и в этот уголок Тибета можно заехать после посещения районов, напоминающих скорее Юго-Восточную Азию.

Кава Карпо. Фото: 美篇

В Сычуани находится один из крупнейших современных монастырей Ларунг Гар. Город Дэгэ славится типографией, где традиционным способом печатаются буддийские тексты. Старинный «чайный путь», по которому плиточный чай отправлялся в Тибет, начинается в городе Яань. Сначала кирпичи чая несли в горы караваны носильщиков, в городе Кандин перегружали на коней, а затем уже на вьючных животных чай поступал вглубь нагорья.

Кандин. Фото: Steppes Travel

Из центра провинции Ганьсу легко добраться до крупного монастыря Лабранг. Оттуда буддизм распространился к народам России — бурятам, калмыкам и тувинцам.

Лабранг. Фото: tiaozhanzhe.cn

В Цинхае вообще большая часть территории приходится на тибетские автономные округа. Недалеко от Синина, где родился Цзонкапа — реформатор тибетского буддизма построен монастырь Гумбум. Район Ребконг знаменит как центр изобразительных искусств тибетского буддизма.

Гумбум. Фото: China Discovery

Минус этих районов в том, что они не
особо ориентированы на западного туриста. Доступ иностранцев в большие
монастыри иногда ограничивают. Мало кто говорит по-английски. Гостиницы могут
отказать в заселении просто потому, что персонал требует шэньфэньчжэн —
китайское удостоверение личности. Там не очень понимают, как у человека может
не быть шэньфэньчжэна. Также не везде есть автобусы, а только минивэны,
отправляющиеся по мере заполнения. Но для человека, работающего в Китае и
привыкшего к местной действительности, направление вполне подходящее.

С достопримечательностями понятно! А что попробовать из тибетской кухни?

Ячатину и ячмень. Суровые природные условия сурово сказались на тибетской кухне: она не самая разнообразная. Основа традиционного рациона тибетцев — цампа (糌粑 zān bā) — ячменная мука, которую перед употреблением смешивают с чаем и маслом. Популярнейший алкогольный напиток чанг (青稞酒 qīngkē jiǔ) также готовится из ячменя. По вкусу напоминает пиво, но по способу приготовления скорее похож на брагу.

В тибетских районах часто можно встретить сушеное мясо яка. Зачастую его обильно смешивают со специями, в результате такое мясо получается твердым и острым. Как основное блюдо не очень, но в качестве закуски весьма неплохо. Сами тибетцы едят ячатину в самом разном виде, в том числе и в виде строганины — ломтики мороженного сырого мяса сейчас подаются как деликатес.

Фото: Jack and Jill Travel

Местный чай, как правило, готовится с молоком и сливочным ячьим маслом. Сама заварка издревле поступает с чайных заводов Яаня. Потому производящийся там черный плиточный чай получил название цзанча (藏茶 zàng chá) — тибетский чай.

Если вдруг ячатина и ячмень не понравятся, то есть китайские блюда. Те же самовары-хого заимствованы достаточно давно: аристократы Лхасы переняли эту традицию более ста лет назад у маньчжуров. Сейчас можно без особого труда найти примерно те же продукты, что и в остальном Китае. В крупных городах есть фастфуды вроде KFC. Но в целом западная кухня здесь по сей день в диковинку.

Кстати,
кто такие ламы и что они делают?

Ламы — учителя в тибетском буддизме. Он относится к направлению Ваджраяны, адепты которого, как считается, могут достичь просветления в течение одной жизни. Но для этого чрезвычайно важна устная передача знаний от ламы.

Фото: Will Pagel on Unsplash

Лама не просто педагог, а еще и воплощение просветленного состояния для своих последователей. Считается, что ламы дают прибежище, соединяющее просветленную природу ученика с вневременной мудростью Будды, то есть в полной мере освоить религиозную практику без живого наставника, например по книгам, невозможно. Из-за особой роли учителя тибетский буддизм иногда называют ламаизмом.

В ламаизме сложились четыре школы. Самым известным в мире ламой является Далай-лама, многие даже считают его главой всего тибетского буддизма, но это не так. Как духовный лидер, он управляет только одной из школ — гелуг. С 17 века по середину 20 века Далай-ламы также фактически были правителями Центрального Тибета.

Как сейчас живут люди в Тибете?

Из-за суровых природных условий и труднодоступности освоение региона дается тяжело. Поэтому Тибет оставался одним из беднейших регионов КНР. На 2015 год бедными считались 590 тыс. человек — примерно каждый шестой житель! В последние годы правительство вложило немалые средства в развитие инфраструктуры и различные проекты по борьбе с бедностью.

Фото: Evgeny Nelmin on Unsplash

В 2019 году чистый годовой доход на душу населения увеличился с 1499 юаней ($232) в конце 2015 года до 9328 юаней ($1445), что ознаменовало историческое искоренение абсолютной нищеты в регионе. В ноябре 2020 года власти ТАР сообщили, что в регионе создано 604 тыс. рабочих мест для крестьян и скотоводов, что составляет 100,7% от целевого показателя.

В 2019 году на работу устроили 571 тыс. крестьян и скотоводов. Упор в создании новых рабочих мест делался на бедные районы. Получается, что только за два года была трудоустроена почти треть населения ТАР. Скорее всего речь все же идет о сезонных работах без полного отрыва от сельского хозяйства: строительстве, озеленении, ремеслах. Пастухов с высокогорных пастбищ переселяют на низменности с более благоприятным климатом. Кто-то уезжает в другие районы страны. Есть даже тибетец, работающий на космодроме на острове Хайнань.

Масштабные стройки, конечно, сказываются
на экологии. Соседей Китая беспокоит строительство крупных ГЭС. Меняется и
общество — феодальные привилегии лам ликвидированы, многие жители оставили свои
прежние занятия и переехали в города, молодежь повсеместно учит китайский язык.
Все это вызывает опасения за сохранность культуры народа, но важно понимать,
что сохранить ситуацию 19-го века как в заповеднике невозможно. Тибету
предстоит найти баланс между традицией и современностью. Впрочем, это актуально
и для всего остального мира.

Павел Мартынов
Больше о Тибете читайте в Телеграм-канале «В сердце Азии»

О Тибете — климат, язык, религия, тибетская кухня, праздники. Туры в Тибет.

Расположение: Тибет – это район Центральной Азии, расположенный на Тибетском Нагорье. В Китае это нагорье называют Цинхай-Тибетским. Оно располагается в Центральной Азии к северу от Гималаев, преимущественное в Китае. Тибет – регион, полностью окруженный горными цепями: Гималаи – на юге, Куньлунь – на севере, Каракорум – на западе и Сино-Тибетские горы на востоке.

Административное устройство: Традиционно территория Тибета делилась на три провинции: У Цанг, Амдо и Кхам. С 1950 года Тибет входит в состав Китая, власти которого разделили Тибет на следующие административные единицы:

1. Тибетский Автономный Район со столицей в г. Лхаса
2. Тибетские автономные округа в провинции Цинхай
3. Тибетский автономный округ и Тибетский автономный уезд в провинции Ганьсу
4. Тибетские автономные округа и Тибетский автономный уезд в провинции Сычуань
5. Тибетский автономный округ в провинции Юньнань

Население: Во всех тибетских районах Китая проживает около 5 миллионов тибетцев, 3,6 миллионов этнических китайцев (ханьцев) и 1,5 миллиона представителей других национальностей. Это данные переписи 2000 года. Новых данных о пропорциях демографического состава в настоящее время не представлено.

Язык: Тибетский и китайский языки

Средняя высота территории: 4900 метров над уровнем моря. Тибет является самым высоким регионом на Земле.

Реки: В Тибете берут свое начало крупнейшие реки Азии – Хуанхэ, Янцзы, Брахмапутра, Меконг, Салуин, Инд.

Климат: Горный климат с большими суточными колебаниями температуры. Главными особенностями тибетского климата являются разряженный воздух, пониженное атмосферное давление, а также пониженное содержание кислорода. Воздух сухой, чистый, разряженный и обладает высокой проницаемостью для радиации и солнечных лучей. Из-за интенсивного ультрафиолетового излучения в Тибете почти отсутствуют многие болезнетворные бактерии, у местного населения редко встречаются кожные заболевания и заражения при травмах.

Экономика: Сельское хозяйство и животноводство. Большинство тибетцев – кочевники или фермеры. Однако тибетцы, живущие в городах и городских поселках, выполняют самые различные работы.

Основные растительные культуры: Ячмень, пшеница, гречиха, рожь, картофель.

Основной скот: Овцы, козы, яки, дзо, лошади, верблюды.

Представители дикой природы: Дикий як, дикий осел кианг, тибетский архар, нахур, антилопа оронго, белогубый олень, тибетский горный баран, снежный леопард, черношейный журавль, тибетский ушастый фазан, горный гусь, тибетская саджа, пищуха, сурок, мышь, заяц, лисица, куница, ласка и др.

Основные ремесла: Изготовление ковров, изделий из дерева, ювелирных изделий, одежды, головных уборов и тканей.

Религия: Тибетский буддизм, ислам, христианство.
Большинство тибетцев исповедуют тибетский буддизм. Мусульмане, живущие в тибетских регионах (преимущественно в настоящей провинции Цинхай на северо-востоке исторических границ Тибета) , исповедуют ислам. Христианство представлено в меньшинстве среди этнических китайцев и иностранцев, проживающих на Тибетском Нагорье.

Объекты Всемирного наследия: Дворец Потала, Норбулинка, храм Джокханг, национальный парк Цзючжайгоу, заповедник Хуанлун и другие.

Тибетская кухня: Цампа (мука из поджаренных семян ячменя), момо (пельмени), тукпа (суп с лапшой), мясо (ячье мясо, баранина, козлятина, свинина), вяленое мясо, редька, картошка, ячье молоко, йогурт, масло и сыр.

Тибетский календарь: Лунно-солнечный, в котором год делится на 12-13 месяцев. Каждый месяц начинается с новолуния. 13-й месяц вводится каждые 2-3 года для того чтобы тибетский лунный год уровнять с солнечным. В первый день первого лунного месяца празднуется Лосар – тибетский новый год.

Традиционные праздники: Лосар (тибетский новый год), Монлам (молитвенный фестиваль), Сага Дава (день рождения, просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни), Ганден Нгамчо (праздник масляных лампад – день ухода из жизни реформатора тибетского буддизма ламы Цонкапы).
Все фестивали в Тибете с датами на 2018 год.

 

УЗНАТЬ НЕМНОГО О ТИБЕТЕ

Официальные студенты за свободный тибетский интернет
Сайт



До 1949 года Тибет был независимым буддийским государством в Гималаях.
который мало контактировал с остальным миром. Он существовал как богатый
культурный кладезь буддийских учений Махаяны и Ваджраяны.
Религия была объединяющей темой среди тибетцев, как и их собственный язык.
литература, искусство и мировоззрение, развившиеся благодаря жизни на больших высотах,
в суровых условиях, в равновесии с окружающей их средой.

Далай-лама, человек, который считается воплощением Будды
Сострадания, был как политическим, так и духовным лидером
страна. Нынешнему Далай-ламе (14-му) было всего 24 года, когда это
все закончилось в 1959 году. Вторжение коммунистов в Китай в 1950 году привело
годам беспорядков, завершившихся полным свержением тибетского
Правительство и добровольное изгнание Далай-ламы и 100 000 тибетцев
в 1959 году.

С тех пор было убито более миллиона тибетцев. С китайцами
политика переселения китайцев в Тибет, тибетцы стали меньшинством
в их собственной стране. Китайский является официальным языком. По сравнению с до 1959 г.
уровнях, только 1/20 монахов до сих пор разрешено практиковать в соответствии с правительственным
смотреть. Разрушено до 6000 монастырей и святынь. Голод
появились впервые в письменной истории, природные ресурсы
опустошены, а дикая природа вымерла. приходит тибетская культура
близко к искоренению там.

Мирные демонстрации/протесты/выступления/письма монахинь, монахов и
Тибетские миряне привели к гибели и тысячам арестов. Эти
политические заключенные подвергаются пыткам и содержатся в нестандартных условиях, с
мало надежды на справедливость. Если мы все не сможем принять участие и признать Тибет
потери, как наши собственные, будущее выглядит мрачным.


Некоторые поразительные факты

1. Мирная буддийская страна Тибет подверглась вторжению коммунистов
Китай в 1949. С тех пор более 1,2 миллиона из 6 тибетцев
убиты, более 6000 монастырей разрушены, тысячи
Тибетцы были заключены в тюрьму.

2. Сегодня в Тибете нет свободы слова, религии и печати.
и произвольные диссиденты продолжаются.

3. Далай-лама, политический и духовный лидер Тибета, бежал в Индию
в 1959 году. Сейчас он живет среди более чем 100 000 других тибетских беженцев и их
правительство в изгнании.

4. Принудительный аборт, стерилизация тибетских женщин и передача
малообеспеченных китайских граждан угрожают выживанию уникального тибетского
культура. В некоторых тибетских провинциях число китайских поселенцев превышает численность тибетцев.
7 к 1.

5. В самом Китае продолжаются массовые нарушения прав человека. это
подсчитано, что в тюрьмах работает до двадцати миллионов китайских граждан.
лагеря.

6. Большая часть Тибетского нагорья лежит выше 14 000 футов. Тибет – это
исток пяти величайших рек Азии, от которых зависит более 2 миллиардов человек
на. С 1959, китайское правительство считает, что они удалили
древесины на сумму более 54 миллиардов долларов. Более 80% их лесов было уничтожено,
в Тибете захоронено большое количество ядерных и токсичных отходов.

7. Несмотря на эти факты и цифры, правительство США и корпорации США
продолжать оказывать экономическую поддержку Китаю. Это свидетельствует об их вопиющей нехватке
уважение к этим критическим вопросам политической и религиозной свободы и
права человека.

Да, дела плохи, но вы все равно спросите, почему Тибет? Есть сотни
других стран, в которых равные или худшие экологические права и права человека
произошло отчуждение. Почему Тибет? Тибет можно использовать как катализатор
изменения в правах человека, правах женщин, политических, религиозных и культурных
свободы по всему миру. Совместными усилиями граждане Земли
может встать и сказать «НЕТ!» корпорациям и правительствам, которые продолжают
злоупотреблять его людьми и злоупотреблять его ресурсами. Борьба в Тибете
символичны для каждые борьбы за права человека. Пожалуйста, примите участие.
Осталось совсем немного времени до тех пор, пока больше не будет Тибета.
спасти.

Наверх


Ранняя история

Хотя история тибетского государства началась в 127 г. до н.э., с
установление династии Ярлунг, страна, какой мы ее знаем, была
впервые объединились в 7 веке нашей эры при короле Сонгцене Гампо и его
преемники. Тибет был одной из самых могущественных держав Азии на протяжении трех
века, как надпись на столбе у подножия Поталы
Дворец в Лхасе и история китайского Тан того периода подтверждают. Формальный
мирный договор, заключенный между Китаем и Тибетом в 821/823 г.
границ между двумя странами и гарантировал, что «тибетцы будут
счастливы в Тибете, и китайцы будут счастливы в Китае».

Монгольское влияние

По мере того, как Монгольская империя Чингисхана расширялась в сторону Европы на западе
и Китай на Востоке в 13 веке, тибетские лидеры могущественных
Сакья школа тибетского буддизма заключила соглашение с монголами
правителей, чтобы избежать завоевания Тибета. Тибетский лама пообещал
политическую лояльность и религиозные благословения и учения в обмен на
покровительство и защита. Религиозные отношения стали настолько важными
что, когда десятилетия спустя Хубилай-хан завоевал Китай и установил
Династия Юань (1279 г. -1368), он пригласил Сакья-ламу стать императором.
Наставник и верховный понтифик своей империи.

Отношения, которые развивались и продолжали существовать до 20-го века
Столетие между монголами и тибетцами было отражением близкого расового,
культурная и особенно религиозная близость между двумя центральноазиатскими
народы. Монгольская империя была мировой империей и, каковы бы ни были отношения
между его правителями и тибетцами монголы никогда не интегрировали администрацию
Тибета и Китая или каким-либо образом присоединил Тибет к Китаю.

Тибет разорвал политические связи с императором Юань в 1350 году, до Китая
восстановила свою независимость от монголов. Не раньше 18 века
Тибет снова попал под определенное иностранное влияние.

Отношения с маньчжурами, горкхами и британскими соседями

Тибет не поддерживал связей с китайской династией Мин (1386-1644). На
с другой стороны, Далай-лама, установивший свою суверенную власть над Тибетом.
с помощью монгольского покровителя в 1642 г. установил тесные религиозные связи
с маньчжурскими императорами, завоевавшими Китай и установившими Цинскую
Династия (1644-1919 гг.)11). Далай-лама согласился стать духовным наставником
маньчжурского императора и взамен принял покровительство и защиту.
Эти отношения «священник-покровитель» (известные по-тибетски как Чое-Йоен), которые
Далай-лама также поддерживал отношения с некоторыми монгольскими князьями и тибетской знатью,
была единственной формальной связью, существовавшей между тибетцами и маньчжурами во времена
династии Цин. Само по себе это не повлияло на независимость Тибета.

На политическом уровне некоторым могущественным маньчжурским императорам удалось
степень влияния на Тибет. Таким образом, между 1720 и 179 гг.2, Императоры
Канси, Юн Чжэнь и Цяньлун четыре раза отправляли имперские войска в Тибет.
для защиты Далай-ламы и тибетского народа от иностранных вторжений
монголами и горкхами или от внутренних волнений. Эти экспедиции обеспечили
император со средствами для установления влияния в Тибете. Он отправил
представителей в тибетскую столицу Лхасу, некоторые из которых успешно
оказывали влияние от его имени на тибетское правительство, особенно
в отношении ведения внешних сношений. В разгар Маньчжурии
власти, просуществовавшей несколько десятилетий, ситуация мало чем отличалась от той, которая
может существовать между сверхдержавой и сателлитом или протекторатом, и поэтому
который, хотя и имеет политическое значение, не уничтожает независимого
существование более слабого государства. Тибет никогда не входил в состав Маньчжурии.
империей, а тем более Китаем, и продолжала поддерживать отношения с
соседние государства в основном сами по себе.

Влияние маньчжур длилось недолго. Это было совершенно неэффективно
к тому времени, когда англичане ненадолго вторглись в Лхасу и заключили двусторонний
договор с Тибетом, Лхасская конвенция, в 1904 году. Несмотря на эту потерю
влияние, имперское правительство в Пекине продолжало претендовать на некоторую власть
над Тибетом, особенно в отношении его международных отношений,
власти, которую британское имперское правительство называло «сюзеренитетом».
его деловые отношения с Пекином и Санкт-Петербургом, Россия. Китайские имперские армии
пытался восстановить фактическое влияние в 1910 путем вторжения в страну и
заняли Лхасу. После революции 1911 года в Китае и свержения
войска Маньчжурской империи сдались тибетской армии и были
репатриирован по китайско-тибетскому мирному соглашению. Далай-лама подтвердил
Полная независимость Тибета внутри страны путем издания прокламации, а снаружи
в сообщениях иностранным правителям и в договоре с Монголией.

Тибет в ХХ веке

Статус Тибета после изгнания маньчжурских войск не подлежит
к серьезному спору. Какие бы связи ни существовали между Далай-ламой и
Маньчжурские императоры династии Цин были уничтожены с падением
эта империя и династия. С 1911 по 1950 год Тибет успешно избегал
чрезмерного иностранного влияния и вел себя во всех отношениях как полностью независимая
государство.

Тибет поддерживал дипломатические отношения с Непалом, Бутаном, Великобританией и
позже с независимой Индией. Отношения с Китаем остаются натянутыми.
Китайцы вели пограничную войну с Тибетом, формально призывая Тибет «присоединиться».
Китайская Республика, все время заявляя всему миру, что Тибет уже
была одной из «пяти рас» Китая.

Стремясь снизить китайско-тибетскую напряженность, британцы созвали
трехсторонней конференции в Симле в 1913 г., на которой представитель
три государства встретились на равных. Как напомнила британская делегация
Китайский коллега Тибет принял участие в конференции как «независимая нация».
не признавая верности Китаю». Конференция не увенчалась успехом в
что это не разрешило разногласий между Тибетом и Китаем. Это было,
тем не менее, важно то, что англо-тибетская дружба была подтверждена
с заключением двусторонних торговых и пограничных соглашений. В совместном
декларации, Великобритания и Тибет обязались не признавать
Китайский сюзеренитет или другие особые права в Тибете, если Китай не подписал
проект Симлской конвенции, которая гарантировала бы Тибету большую
границы, его территориальная целостность и полная автономия. Китай никогда не подписывал
Конвенции, однако, оставив условия Совместной декларации в
полная сила.

Тибет вел свои международные отношения, главным образом, имея дело с
дипломатические миссии Великобритании, Китая, Непала и Бутана в Лхасе,
но и через правительственные делегации, выезжающие за границу. Когда Индия стала
независимой, британская миссия в Лхасе была заменена индийской.
Во время Второй мировой войны Тибет оставался нейтральным, несмотря на совместное давление со стороны
Соединенные Штаты, Великобритания и Китай, чтобы разрешить проход сырья
через Тибет.

Тибет никогда не поддерживал обширных международных отношений, но те
страны, с которыми он поддерживал отношения, относились к Тибету так, как хотели бы.
с любым суверенным государством. Его международный статус фактически ничем не отличался от
скажем, из Непала. Таким образом, когда Непал подал заявку на членство в ООН,
членство в 1949 году, он сослался на свои договорные и дипломатические отношения с Тибетом.
продемонстрировать свою полную международную правосубъектность.

Наверх



Вторжение в Тибет

Поворотный момент в истории Тибета наступил в 1949 году, когда
Освободительная армия КНР первой переправилась в Тибет. После победы над
небольшая тибетская армия и оккупировавшее полстраны китайское правительство
навязали так называемое «Соглашение о мирном освобождении из 17 пунктов».
Тибет» на тибетском правительстве в мае 1951 года.
под принуждением соглашение не имело юридической силы по международному праву. Присутствие
40 000 солдат в Тибете, угроза немедленной оккупации Лхасы,
и перспектива полного уничтожения тибетского государства оставила тибетцев
маленький выбор.

По мере эскалации сопротивления китайской оккупации, особенно
в Восточном Тибете китайские репрессии, включая уничтожение
религиозных зданий и заключения монахов и других общин
лидеров резко увеличилось. К 1959 году народное восстание завершилось
массовые демонстрации в Лхасе. К тому времени, когда Китай подавил восстание,
Только в районе Лхасы погибло 87 000 тибетцев, а Далай-лама
бежал в Индию, где сейчас возглавляет тибетское правительство в изгнании.
со штаб-квартирой в Дхармсале, Индия. В 1963, Далай-лама провозгласил
конституция демократического Тибета. Он был успешно реализован,
насколько это возможно, правительством в изгнании.

Между тем, в Тибете религиозные преследования, систематические нарушения
права человека и массовое разрушение религиозных и исторических зданий
оккупационным властям не удалось разрушить дух
тибетского народа противостоять разрушению национальной идентичности.
1,2 миллиона тибетцев погибли (более одной шестой населения)
в результате китайской оккупации. Но новое поколение тибетцев
кажется столь же полным решимости восстановить независимость страны, как и старшее
поколение было.

Наверх

Настоящее
Ситуация

В течение 2000-летней истории Тибета страна попала под
степень иностранного влияния только на короткие периоды времени в 13-м
и 18 вв. Немногие независимые страны сегодня могут претендовать на впечатляющие
запись. Как отметил посол Ирландии в ООН во время Генеральной
Дебаты собрания по вопросу о Тибете, «на протяжении тысячелетий, на протяжении
во всяком случае, пару тысяч лет (Тибет) был свободным и столь же полноправным
распоряжаться своими делами, как любая нация в этом Собрании, и тысяча
раз более свободно заниматься своими делами, чем многие здешние нации».

С юридической точки зрения Тибет не утратил своей государственности. Это
самостоятельный старт в условиях незаконной оккупации. Ни военное вторжение Китая
ни продолжающаяся оккупация НОАК не передала суверенитет
Тибета в Китай. Как указывалось ранее.1а китайское правительство
никогда не заявлял, что завоевал суверенитет над Тибетом. На самом деле,
Китай признает, что применение или угроза силой (за пределами исключительного
обстоятельств, предусмотренных Уставом ООН), наложение неравного
договора, или продолжающаяся незаконная оккупация страны никогда не может предоставить
законное право захватчика на территорию. Его претензии основаны исключительно на
предполагаемое подчинение Тибета нескольким сильнейшим иностранным правителям Китая
в 13 и 18 вв.

Наверх

Узнать больше…


Источник: (Майкл С. ван Уолт ван Прааг практикует международную
закон. Его публикации включают «Статус Тибета: история, права и перспективы».
в области международного права (Westview Press, Боулдер, Колорадо, Wisdom Press, Лондон,
1987) и многочисленные статьи в книжных сборниках и журналах.)

FACTBOX: Кто такие тибетцы, что такое Тибет?

По

4 Min Read

21 марта — Тибетцы в юго-западной китайской провинции Сычуань заявили в пятницу, что, по их мнению, несколько человек были убиты в ходе антикитайских беспорядков на этой неделе, оспаривая официальные заявления о том, что никто не погиб в неспокойном регионе.

Вот некоторые сведения о Тибете и тибетском населении, проживающем в соседних китайских провинциях.

ТИБЕТЦЫ:

— Тибетцы, в основном буддисты, веками жили на отдаленных высокогорных плато и лугах у Гималаев. Сотни тысяч людей по-прежнему ведут кочевой образ жизни, разводя яков, овец, коз и лошадей на пастбищах.

— Обычно называя себя «бодпа», они говорят на диалектах, происходящих от письменного тибетского языка.

— Тибетцы были официально классифицированы как одна из 56 этнических групп Китая с тех пор, как китайские войска были отправлены в 1950 году.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТИБЕТА:

— Границы Тибета, граничащие с Индией, Непалом, Бутаном и Мьянмой, менялись на протяжении веков. .

— Известная как «страна снегов» и «крыша мира», она окружена горами — Гималаями на юге и горами Куньлунь на севере.

ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН (ТАР):

— В 1965 году Китай создал ТАР на центральном Тибетском плато. Район размером с Южную Африку является самым высокогорным регионом на Земле на высоте более 4000 метров.

— Столица Лхаса находится на юго-востоке. Самая высокая гора в мире Эверест находится на западной границе с Непалом.

— ТАР имеет статус провинции. Согласно официальным данным, в ТАР проживает около 2,5 миллионов этнических тибетцев, что составляет 92 процента всего населения ТАР и около 45 процентов всех этнических тибетцев в Китае.

— Значительные тибетские общины живут в соседних китайских провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань.

TIBETAN EXILES:

— Почитаемый тибетский буддистский лидер Далай-лама живет в Дхарамсале, на северо-востоке Индии, с 1960 года, после бегства из Лхасы после неудавшегося восстания 1959 года против китайского правления.

— Основатель и лидер тибетского правительства в изгнании, 72-летний мужчина говорит, что хочет автономии, а не независимости Тибета. Китай клеймит его сепаратистом и обвиняет в беспорядках на прошлой неделе.

— Правительство в изгнании сообщает, что более 111 000 тибетцев живут в изгнании, большинство из них в Индии.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СПОРЫ:

— Население и демография Тибета являются чувствительным вопросом.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *