Сообщение о культуре и населении россии: Россия: история, язык, моря, культура, население, посольства России, валюта, достопримечательности, флаг, гимн России
Федеральный проект «Культурная среда»
Настройки шрифта:
Выберите шрифт
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Главная
Министерство
Национальный проект «Культура»
Опубликовать в социальных сетях:
Задачи и результаты
1.
Создать культурно-образовательные и музейные комплексы, центры культурного развития, осуществить реновацию учреждений отрасли культуры
Результат
Срок реализации
Исполнитель
Утверждены типовые комплекты документации по строительству центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 000 человек:
На 31. 12.2020 – 8 единиц.
31.12.2020
Построены центры культурного развития в субъектах Российской Федерации в городах с числом жителей до 300 000 человек:
На 31.12.2022 – 2 единицы;
На 31.12.2023 – 6 единиц;
На 31.12.2024 – 39 единиц.
31.12.2024
Созданы культурно-образовательные и музейные комплексы, включающие в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства
На 31.12.2023 – 4 единицы
31.12.2024
Проведена реновация федеральных учреждений отрасли культуры, направленная на улучшение качества культурной среды:
На 31.12.2019 – 0 единиц;
На 31.12.2020 – 1 единица;
На 31.12.2021 – 2 единицы;
На 31.12.2022 – 3 единицы;
На 31.12.2023 – 4 единицы;
На 31.12.2024 – 15 единиц.
31.12. 2024
Проведена реновация региональных и (или) муниципальных учреждений отрасли культуры, направленная на улучшение качества культурной среды:
На 31.12.2020 – 1 единица;
На 31.12.2021 – 4 единицы;
На 31.12.2022 – 6 единиц;
На 31.12.2023 – 12 единиц;
На 31.12.2024 – 31 единица.
31.12.2024
2.
Обеспечить реконструкцию (капитальный ремонт) детских школ искусств, оснащение детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами
Результат
Срок реализации
Исполнитель
Оснащены пианино отечественного производства детские школы искусств в рамках совместной программы Минпромторга России и Минкультуры России:
На 31.12.2020 – 900 единиц.
31.12.2020
Оснащены образовательные учреждения в сфере культуры (детские школы искусств по видам искусств и училищ) музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами:
На 31. 12.2019 – 300 единиц;
На 31.12.2020 – 600 единиц;
На 31.12.2021 – 916 единиц;
На 31.12.2022 – 1225 единиц;
На 31.12.2023 – 1529 единиц;
На 31.12.2024 – 1842 единицы.
31.12.2024
Реконструированы и (или) капитально отремонтированы региональные и муниципальные детские школы искусств по видам искусств:
На 31.12.2021 – 426 единиц;
На 31.12.2022 – 614 единиц;
На 31.12.2023 – 774 единицы;
На 31.12.2024 – 918 единиц.
31.12.2024
3.
Создать (реконструировать) культурно-досуговые организации клубного типа на территориях сельских поселений, обеспечить развитие муниципальных библиотек и музеев
Результат
Срок реализации
Исполнитель
Построены (реконструированы) и (или) капитально отремонтированы культурно-досуговые учреждения в сельской местности:
На 31.12.2019 – 80 единиц;
На 31. 12.2020 – 634 единицы;
На 31.12.2021 – 946 единиц;
На 31.12.2022 – 1361 единица;
На 31.12.2023 – 1541 единица;
На 31.12.2024 – 1721 единица.
31.12.2024
Построены и (или) реконструированы культурно-досуговые учреждения в сельской местности:
На 31.12.2019 – 9 единиц;
На 31.12.2020 – 24 единицы;
На 31.12.2021 – 37 единиц.
31.12.2021
Приобретены передвижные многофункциональные культурные центры (автоклубы) для обслуживания сельского населения субъектов Российской Федерации:
На 31.12.2019 – 100 единиц;
На 31.12.2020 – 200 единиц;
На 31.12.2021 – 309 единиц;
На 31.12.2022 – 388 единиц;
На 31.12.2023 – 451 единица;
На 31.12.2024 – 522 единицы.
31.12.2024
Переоснащены муниципальные библиотеки по модельному стандарту:
На 31.12.2019 – 134 единицы;
На 31. 12.2020 – 306 единиц;
На 31.12.2021 – 611 единиц;
На 31.12.2022 – 850 единиц;
На 31.12.2023 – 960 единиц;
На 31.12.2024 – 1070 единиц.
31.12.2024
Реконструированы и капитально отремонтированы муниципальные музеи:
На 31.12.2022 – 31 единица;
На 31.12.2023 – 73 единицы;
На 31.12.2024 – 100 единиц.
31.12.2024
Технически оснащены муниципальные музеи:
На 31.12.2022 – 117 единиц;
На 31.12.2023 – 288 единиц;
На 31.12.2024 – 444 единицы.
31.12.2024
4.
Создать условия для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс.человек
Результат
Срок реализации
Исполнитель
Оснащены современным оборудованием кинозалы:
На 31.12.2019 – 200 единиц;
На 31.12.2020 – 260 единиц;
На 31. 12.2021 – 1174 единицы;
На 31.12.2022 – 1274 единицы;
На 31.12.2023 – 1374 единицы;
На 31.12.2024 – 1485 единиц.
31.12.2024
5.
Модернизировать региональные и муниципальные театры юного зрителя и кукольные театры путем их реконструкции и капитального ремонта
Результат
Срок реализации
Исполнитель
Реконструированы и (или) капитально отремонтированы региональные и (или) муниципальные театры юного зрителя и театры кукол:
На 31.12.2019 – 1 единица;
На 31.12.2020 – 14 единиц;
На 31.12.2021 – 23 единицы;
На 31.12.2022 – 32 единицы;
На 31.12.2023 – 47 единиц;
На 31.12.2024 – 69 единицы.
31.12.2024
Опубликовать в социальных сетях:
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Грамотность в России — чтение и письмо
Российская система государственного школьного образования имеет 300-летнюю историю, однако массово его стали получать лишь в конце XIX — начале XX века, а ликвидацию безграмотности в нашей стране декларировали в 1959 году, всего 60 лет назад.
Первым детей обязал учиться Петр I, учредивший в 1714 году цифирные школы. Они давали начальное образование сыновьям дворян и чиновников. Духовенство предпочитало архиерейские школы, а купцы и ремесленники учили детей дома, хотя тоже имели возможность отдать их в школу. Образованием крестьян не занимались, однако грамоте обучали солдат, 90% которых были выходцами из крестьянских семей.
С 1786 года в стране стали открываться училища, но доступ к ним имело преимущественно городское население. Впервые проблему обучения крестьянских детей попытались решить в 1804 году, когда при церковных приходах стали открывать начальные школы. Содержались церковно-приходские училища из средств самих прихожан, а посещать их могли государственные крестьяне, не принадлежавшие помещикам.
«По самым щедрым расчетам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи людей, умеющих читать, набирается до 5 миллионов. Но эта цифра, по всей вероятности, слишком велика. Большинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России не превышающим 4 миллионов».
Николай Чернышевский, из статьи «Суеверие и правила логики», 1859
В то время, о котором писал Чернышевский, из 70 миллионов жителей империи более 23 миллионов были помещичьими крестьянами. Эта категория населения получила доступ к образованию лишь после отмены крепостного права в 1861 году. В 1864 году были учреждены земства — прообраз современных муниципалитетов.
Земские трехлетние школы сыграли огромную роль в повышении грамотности крестьянского населения. В 1860–70-х годах исследования показали, что количество грамотных в Центральной России составляло от 1,7% населения в Псковской губернии до 8,6% в Костромской. В 1880-х грамотой владели уже 9,4% жителей всей страны.
По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин лишь 13,1%. За следующие 20 лет царскому правительству удалось повысить уровень грамотности почти в два раза. К 1917 году уже половина обитателей Центральной России была грамотной, но в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%.
С 1919 года советское правительство проводило кампанию по ликвидации безграмотности, вошедшую в историю как «ликбез». Целью этой политики было обучить письму и чтению население всех возрастов, и особое внимание уделялось подготовке учителей. Открывались школы для переростков, на предприятиях создавались «ликвидационные пункты», где молодые рабочие проходили семимесячный учебный курс. Трудовые школы для детей стали работать по экспериментальным программам.
Перепись 1926 года показала, что в целом по стране грамотным (то есть умеющим читать хотя бы по слогам и подписываться своей фамилией) было 40,7% населения. Среди горожан грамотой владели 60%, среди сельских жителей — 35,4%. Традиционно грамотнее всего были в возрасте 9–49 лет: 56,6 % из них умели писать и читать.
Уже в 1927 году в СССР ввели единые учебные программы. Пристальное внимание стали уделять изучению русского языка и языков национальных республик. Обязательным предметом на долгие годы стало чистописание. С 1930-х годов все дети должны были посещать школы-четырехлетки, а затем и семилетки. В результате, согласно переписи 1939 года, среди жителей страны в возрасте 9–49 лет число грамотных возросло до 87,4%.
Модернизация системы школьного образования продолжалась в 1940-е годы, несмотря на войну и разруху. В школах преподавали новые предметы: логику, психологию, латынь. Появилась школьная форма, а набирать в первый класс стали строго с семи лет.
Следующая перепись прошла в 1959 году. Она подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидировали безграмотность: 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать. Стопроцентного показателя грамотности в России не достигли и по сей день.
Согласно переписи 2010 года, из 121 миллиона человек старше 14 лет 712,5 тысячи опрошенных указали, что не имеют начального образования, а 371 тысяча оказалась неграмотной. Наибольшее число неграмотных (140,5 тысячи) выявили среди людей старше 69 лет.
Культура России: что можно и чего нельзя делать — Культурный атлас
Основной автор
Нина Эвасон,
Что делать
- Если присутствуют пожилые люди, ваше внимание и уважение к ним.
- Предлагайте советы и помощь, когда появляется возможность; однако сделайте это напрямую. Если вы попытаетесь быть деликатным и представить идеи как предложения, это может быть воспринято именно как предложение — и может быть проигнорировано.
- Постарайтесь сделать одолжение, если русский попросит одного из вас. Просьба об одолжении указывает на то, что они испытывают к вам личное доверие, и если вы не выполните или не вернете услугу, это может поставить под угрозу это. Точно так же подумайте, что они должны быть готовы сделать что-то для вас позже взамен, если вам это нужно.
- Упоминание о собственной семейной близости может вызвать восхищение, поскольку многие россияне считают отношение англоязычного Запада к семейным узам весьма небрежным. Например, интернатный уход за престарелыми в России не распространен и считается крайней мерой.
- Если вы указываете на ошибку или критикуете что-то, делайте это прямо и конфиденциально. Наилучший подход будет заключаться в том, чтобы предложить свою помощь, чтобы помочь решить проблему, как вы указываете на нее. Любая критика также, скорее всего, будет лучше оценена, когда она высказывается по мере возникновения проблемы, а не позже, когда человек уже ничего не может с этим поделать.
- Старайтесь воздерживаться от осуждения людей, пока у вас не будет четкого понимания их ситуации. Общеизвестно, что нельзя полагаться на то, что российское правительство в достаточной мере обеспечит нуждающихся. Таким образом, русские, как правило, очень сочувственно относятся к тем, кто находится в безвыходном положении. Они вряд ли осудят кого-то, кто поддался порокам социальных недугов или нарушил правила, чтобы получить провизию, так же сурово, как австралийцы. Это связано с общим пониманием того, насколько сложно жить в социально-экономическом климате России.
Запрещено
- Не критикуйте и не высказывайте свое мнение о России, ее политике или президенте, если вы не достаточно информированы. Русские часто обнаруживают, что австралийцы имеют ограниченные знания истории и контекста, которые способствовали возникновению определенных ситуаций. Таким образом, хотя они могут согласиться с некоторыми аспектами вашего аргумента, они могут счесть его снисходительным.
- Не упоминайте прошлые неудачи Советского Союза или Российского государства. Разговоры о коммунизме, как правило, приемлемы, но прямая критика вряд ли будет оценена. Точно так же уважайте любую дань советским достижениям. Российская гордость этой эпохи может быть затронута ревизионистской историей, но основное патриотическое чувство остается.
- Не шутите о том, что русские — пьяницы, а женщины — невесты по почте для иностранных мужчин. Такие комментарии могут стать оскорбительными, если они произносятся бестактно или слишком часто.
- Не упоминайте о войнах, в которых участвовала Россия. Если возникнет такая тема, учтите, что у многих россиян были члены семей, которые участвовали в конфликте. Кроме того, имейте в виду, что русский взгляд на историю может отличаться от вашего собственного. Участие страны в конфликте рассматривалось как необходимая защита от агрессивных соседей.
- Не делайте комментариев, которые могут быть восприняты как неуважительные. Русские могут быть чувствительны к снисходительным замечаниям.
Хотите этот профиль в формате PDF?
Получите загружаемую версию для печати, которую вы сможете прочитать позже.
КУПИТЬ СЕЙЧАС
Единый интерфейс с возможностью поиска, отвечающий на ваши вопросы о мировых культурах и религиях
Зарегистрируйтесь бесплатно
Почему Украина важна для России: демографический фактор
По
Бруно Тертре
Советник по геополитике
Большинство причин интереса России к Украине хорошо известны. Однако если копнуть немного глубже, можно обнаружить всеобъемлющую тему: лежащий в основе страх, что Россия будет поглощена Азией. «Демографическая незащищенность», если хотите. В то время как население России сокращается, население Центральной Азии увеличивается, а растущая тень Китая нависает над восточной частью бывшего Советского Союза. В некотором смысле для России потеря Украины означает обмен европейского будущего на азиатское.
Неоднозначное отношение Москвы к Центральной Азии
В основе проблемы лежит Центральная Азия, регион, к которому Россия всегда относилась двойственно.
С одной стороны, регион был важной составной частью Империи и Советского Союза, что позволяет Москве претендовать на свое господство над многонациональным и многоэтническим пространством. « Имперская легитимность России напрямую зависит от сохранения господства над Средней Азией », — пишет Марлен Ларюэль, французский историк Евразии и Европы. Прославление необъятности земли, экспансии в Азию, «большой игры» с западными державами, идея быть местом встречи христианского и мусульманского миров — все эти представления стали возможными благодаря колонизации Степей и Туркестана «. Контроль над Средней Азией также помогает России претендовать на статус великой державы — и следить за Китаем.
С другой стороны, Россия всегда настороженно относилась к мусульманским республикам. В имперские времена этот регион считался отсталым: вес, который Россия согласилась нести, а не регион, который она с гордостью завоевала. Сегодня русские националистические течения мало интересуются Средней Азией. Согласно общественному мнению, « регион постоянно смешивается с понятиями исламизма, терроризма и мафии «, а положительные упоминания, подчеркивающие исторические и культурные связи с регионом, встречаются редко.
Не случайно три республики, получившие места в ООН, были Россия, Беларусь и Украина Александр Солженицын в своей книге 1990 года «Восстановление России » предложил покончить с центральноазиатскими республиками
Здесь в игру вступает Украина. референдума о независимости Украины в 1991 Борис Ельцин ясно дал понять, что новый союз без Украины « резко изменит баланс в Союзе между славянскими и исламскими народами. Не может быть ситуации, когда Россия и Белоруссия имеют по два голоса как славянские государства против пяти за Исламские нации ». Как отмечает американский аналитик Маккензи Кнорр, « как только стало ясно, что Украина потеряна, Россия не была заинтересована в союзе с сильно уменьшившимся славянским влиянием по отношению к населению Средней Азии и Кавказа «.
Дивергенция демографической эволюции
Эта двойственность в отношении Центральной Азии уже давно отражается в демографическом балансе. России нужны рабочие из Центральной Азии, но в то же время она опасается чрезмерной иммиграции.
Перепись 1970 года уже показала, что Российский демографический подъем миновал, и доля русских в советском населении (53% в то время) начала сокращаться: по сравнению с 1959 годом «мусульманское» население выросло на 52% против 13% у русских9.0004
В 1978 году молодой французский ученый Элен Каррер д’Анкосс опубликовала книгу L’Empire éclaté («Расколотая империя»). Она утверждала, что дисбаланс роста населения между мусульманскими и славянскими республиками в конечном итоге поставит под сомнение легитимность и авторитет российского руководства. В 1981 году Москва приняла политику поощрения рождения русских, но было уже поздно. Тезис Каррера д’Анкоса, казалось, подтвердился, когда в 1986 году в Казахстане вспыхнули протесты после назначения россиянина лидером местной коммунистической партии.
В 1990 г. «мусульманские» республики составляли 20% населения СССР по сравнению с 13% в 1959 г. Прирост населения в Средней Азии был значительно выше, чем в России. Первая начала свой демографический переход: рождаемость оставалась высокой (на два-три пункта выше, чем в России), а детская смертность снижалась. Последнее, в свою очередь, положило конец эпохе «демографического дивиденда», имея в виду, когда экономика стимулируется благоприятной возрастной структурой.
Сам Путин принял евразийское и инклюзивное, многокультурное видение России — «русский мир» является культурным, а не этническим образованием. Понятия гражданства и национальности различаются во внутреннем законодательстве. Тем не менее, в националистических кругах ощущается явное недовольство внутренней эволюцией, отражающей эволюцию бывшего СССР. В 1959, страна была на 83% русскими. В 2010 году этот процент снизился до 78%. В настоящее время в России проживает 15-20 миллионов мусульман, что составляет 10-15% населения. Рождаемость остается намного выше в регионах с мусульманским большинством (с Дагестаном, имеющим национальный рекорд). По словам Великого муфтия, к середине 2030-х годов мусульмане будут составлять до 30% населения.
Тяжелое демографическое положение России состоит из трех компонентов. Во-первых, среди мужчин очень высокая смертность (даже если они живут за пределами России), в основном из-за высокого потребления алкоголя, которое увеличилось после распада Советского Союза. Это сочетается с низкой рождаемостью и высокой эмиграцией. Население России достигло своего пика в 148 миллионов человек в 1992 и с тех пор снижается, несмотря на небольшой рост в середине 2010-х. За последние два года Covid-19 нанес значительный демографический урон: была высокая избыточная смертность, уровень рождаемости был самым низким за два десятилетия, а иммиграция не компенсировала эмиграцию. Естественный баланс (рождения/смерти) зафиксировал беспрецедентную потерю миллионов в 2021 году; Естественное население России сократилось более чем на 12 миллионов человек в период с 1992 по 2010 год. Сегодня оно составляет 146 миллионов человек, а в 2035 году оно будет колебаться в районе 140 миллионов человек, а в 2050 году — 130 миллионов человек.
Тем временем демография Центральной Азии продолжала развиваться в противоположном направлении. По данным ООН, в регионе (сегодня 75,5 млн человек) может проживать 88 млн человек в 2035 году и 100 человек в 2050 году. Ожидается, что к 2050 году численность трудоспособного населения Узбекистана увеличится более чем на 6 млн человек, а Таджикистана — почти на 3 млн человек.
Подход Путина
У Москвы не было другого выбора, кроме как прибегнуть к помощи среднеазиатских рабочих. Таким образом, с самого начала своего президентства Путин придерживается двуединого подхода.
Одним из направлений было пригласить как можно больше россиян вернуться из-за границы (со строгим законом о гражданстве, основанным на jus sanguinis ). В период с 1991 по 2016 год гражданство было предоставлено 8,6 миллионам человек, из которых 92% были выходцами из бывшего Советского Союза, в частности из Казахстана и Украины.
Другой — открыть границы России для большого количества иммигрантов, в основном из стран Центральной Азии, предпочтительно в качестве временных рабочих. С момента обретения независимости Россия была второй или третьей страной назначения в мире, а количество иммигрантов в ней удвоилось. В 2017 году их было 11,6 млн, или 8% населения — по мнению некоторых демографов, гораздо больше. Около половины этих иммигрантов прибыли из Центральной Азии, причем наибольшее количество из Узбекистана и Таджикистана. Трудовая иммиграция еще проще для граждан Казахстана и Кыргызстана, которые являются членами Евразийского экономического союза (ЕЭЗ). Но иммиграция больше не компенсирует естественную убыль и привела к росту напряженности в городах и расистским инцидентам. Поэтому Кремль экспериментировал с новыми подходами.
Одной из них, которая увязывает геополитические и демографические цели, является «паспортизация» или раздача российских паспортов на оккупированных или спорных территориях – Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Крыму, Донбассе, Нагорном Карабахе. Еще до войны 2008 года 90% абхазов и южных осетин имели российские паспорта. А за последние три года российские паспорта получили не менее 650 тысяч жителей Донбасса.
Другой включает упрощение натурализации «носителей языка». После соответствующей реформы 2014 г.План действий предусматривал предоставление гражданства 5-10 миллионам человек к 2025 году, ориентируясь на русскоязычных жителей бывшего Союза. В 2020 году Россия приняла рекордное количество новых граждан — 660 000, в том числе 410 000 из Украины и 145 000 из Средней Азии.
Наконец, аннексия Крыма позволила за один день получить гражданство России еще 2,5 миллиона человек.
Украина как резервуар населения?
Подводя итог, можно сказать, что этот демографический фон позволяет увидеть в перспективе истинную геополитическую катастрофу, которой стала «потеря» Украины (и ее население в то время составляло 52 миллиона человек), и объясняет, почему независимость последней ощущалась почти как ампутация Россия.