Швеция религия: какая преобладает в наши дни
Религия Швеции
Королевство Швеция имеет форму правления монархическую, но все права и свободы граждан этой страны узаконены в Конституции. Религия в этом государстве представлена совокупностью религиозных убеждений и мировоззрений, законность которых представлена в Основном законе государства.
История религии
В дохристианский период шведы были язычниками, их пантеон богов был весьма богат, и немного напоминал пантеон Древне Греции и Рима. Жрецы пользовались в обществе огромным уважением, повсеместно строились храмы, в которых приносились жертвы богам. Самым известным культовым памятником был храм в Старой Уппсале.
В устном народном творчестве шведов можно встретить притчи и легенды о принесении в жертву самых благородных и достойных юношей и девушек, чтобы умилостивить богов. Например, короля Швеции Домальда принесли в жертву (с его добровольного согласия), чтобы прекратить многолетний урожай и спасти народ от голодной смерти.
Распространение христианства связывают с именем святителя Ансгара, который в 859 году вел миссионерскую деятельность во время своего визита в эту страну. Ансгар в то время спасался от нашествия викингов, являющихся язычниками и жестоко преследовавших христиан.
Почти во всех странах мира есть дата официального крещения и принятия какой-либо мировой религии, но в Швеции эта дата отсутствует, поскольку в хрониках и летописях нет точной даты, а крещение разных областей страны проводились в разные годы.
Но достоверно известно, что в 1Х-Х веках территорию Швеции населяли два племени: геты и свеи, которые по разному относились к принятию христианства. Если геты приняли эту религию и на своих землях строили храмы и церкви, то свеи оставались язычниками еще в течение двух веков.
Принятие христианства
Шведский король Олаф Шетконунг был первым , кто смог объединить под своей властью и гетов, и свеев. Именно он был первым христианским правителем, поскольку был крещен в 1008 году и основал на своих землях первое епископство и всячески приветствовал крещение своих подданных.
Но прошло еще почти восемьдесят лет, пока христианство признали государственной религией на всей территории Швеции, после того как Инге 1 Старший уничтожил храмы поклонения языческим богам и открыл гонения на жрецов и язычников. Хотя некоторые викинги втайне все же исповедовали старую религию.
Появление лютеранства в Швеции
Распространение реформаторской церкви в Швеции связно с именем Мартина Лютера и его последователей. Реформация здесь проходила тяжело, поскольку именно Швеция стала первой страной, сменившей католицизм на реформаторскую религию.
В 1593 году шведский церковный Синод объявил лютеранство государственной религией, а все остальные религии были под запретом. Протестанты этой страны определили свою жизнь под лозунгом: «Одна страна, один народ, одна религия».
Положение современной религии в Швеции
По статистическим данным 85% граждан государства являются атеистами. Другие источники указывают другую цифру – 94%. Швеция является рекордсменкой по числу атеистов. Хотя каждый гражданин страны с момента рождения приписывается к государственной лютеранской церкви, но входя в совершеннолетний возраст он имеет право поменять вероисповедание. Правда, некоторые граждане страны даже не знают, что являются прихожанами этой церкви.
Часто религию в Швеции называют «религией неверующих», поскольку менее 15% населения показывают, что верят в Иисуса Христа или в других духов, или в некую божественную силу. Многие граждане рассматривают крещение, венчание или отпевание людей как некую дань общеизвестному порядку. А поскольку шведы, в большинстве своем, весьма добропорядочны и законопослушны, но они и выполняют эти обряды по традиции, полученной от своих предков.
Всего 1% населения страны составляют православные христиане, в стране проживают менее полумиллиона мусульман, в основном, выходцев с Востока и около 18 тысяч иудеев.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка…
Религия в Швеции | это… Что такое Религия в Швеции?
Собор в Уппсала
Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) — совокупность религиозных убеждений, свобода на исповедание которых закреплена для граждан Швеции в Конституции страны.
Содержание
|
История
Христианство
Церковь Швеции[1] | |||||||
Год | Население | Число членов | В % | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | 8,146,000 | 7,754,784 | 95.2 % | ||||
1980 | 8,278,000 | 7,690,636 | 92.9 % | ||||
1990 | 8,573,000 | 7,630,350 | 89.0 % | ||||
2000 | 8,880,000 | 7,360,825 | 82.9 % | ||||
2005 | 9,048,000 | 6,967,498 | 77. 0 % | ||||
2006 | 9,119,000 | 6,893,901 | 75.6 % | ||||
2007 | 9,179,000 | 6,820,161 | 74.3 % | ||||
2008 | 9,262,000 | 6,751,952 | 72.9 % | ||||
2009 | — | 6,664,064 | 71.3 %[2], [3][4] | ||||
2010 | — | 6,589,769 | 70.0 % |
Христианство пришло на территорию Швеции в X веке благодаря просветительской деятельности святителя Ансгара, крестившего первых шведов.
Лютеранство
Основная статья: Церковь Швеции
К Евангелическо-лютеранской церкви Швеции принадлежит большая часть населения страны, хотя наблюдается тенденция к снижению официальных членов этой церковной деноминации.
Православие
Основная статья: Православие в Швеции
Святого Ансгара, принесшего в Швецию первые семена христианства, почитают как святого неразделённой церкви как православные, так католики и лютеране.
В настоящее время численность православных оценивается в стране в порядке 94 тысяч человек, что составляет около 1 % населения. Значительную часть составляют сербы, греки, румыны, русские. Имеются небольшие общины православных финнов, эстонцев, грузин.
Католицизм
Основная статья: Католицизм в Швеции
Ислам
Мечеть в Фиттье
Основная статья: Ислам в Швеции
По оценкам 2010 года в Швеции проживают от 250 до 450 тысяч мусульман. Мечети построены во многих крупных городах страны.
Иудаизм
Основная статья: Иудаизм в Швеции
По оценкам на 2010 год в Швеции проживало более 18 тысяч евреев.
Примечания
- ↑ Svenska Kyrkan Statistiek pagina Medlemmar 1972—2008 excel file
- ↑ Dystra siffror för dop och vigslar
- ↑ Kyrkans Tidning, May 27, 2010
- ↑ Svenska kyrkans medlemsutveckling år 1972—2009
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Религия в Швеции
Принадлежность без веры: «культурная религия» в светской Швеции
Менее четверти населения Швеции верят в Бога, но почти две трети ее населения являются членами евангелическо-лютеранской церкви Швеции. Этот парадокс, как полагает Софи Зиверт-Клостер, имеет меньше отношения к религии в традиционном смысле этого слова, а больше к культурной памяти.
Уппсала, Швеция, 2018 год. Это была холодная октябрьская ночь, полная возможностей и окрашенная осознанием того, что настоящая зима еще впереди. Я ехал на велосипеде домой с концерта в университете, когда вдруг увидел зеленую вспышку, пронесшуюся по темному небу и зависшую над собором Упсалы. Повсюду вокруг меня люди останавливались, чтобы полюбоваться зрелищем в коллективной тишине. Это был почти духовный момент, к которому я часто возвращаюсь, когда думаю о месте религии в Швеции. Я думаю не о благочестивых прихожанах, заполняющих скамьи для воскресной мессы, а скорее об этом моменте – об этом общем восхищении красотой, природой, историей и обществом.
Собор Упсалы, освященный в 1435 году, является самым большим и самым высоким собором в Скандинавии, а также местом коронации большинства шведских королей. В городе Уппсала также находится штаб-квартира Шведской церкви (CoS), евангелическо-лютеранской церкви, насчитывающей около 5,8 миллионов членов. Учитывая, что население Швеции составляет чуть более 10 миллионов человек, это число довольно значительное.
Можно легко подумать, что если 57% населения Швеции принадлежат к Шведской церкви, то Швеция должна быть достаточно религиозной страной. В действительности верно обратное. Согласно отчету Евробарометра за 2010 год, всего 18% шведов верят в существование Бога, из всех стран-членов ЕС только Эстония и Чехия сообщили о более низком уровне веры. Что касается посещаемости церкви, то цифры еще ниже: всего 3,8% населения еженедельно посещают религиозные службы.
Напрашивается вопрос : если так мало шведов верят в Бога и регулярно посещают церковь, почему в шведской церкви до сих пор так много членов ? Частично это объясняется тем, что до 1996 года шведы автоматически становились членами при рождении. В настоящее время людям приходится активно выбирать, куда вступить, но те, кто родился до 1996 года, должны принять сознательное решение уйти. Многие шведы также покидают церковь по финансовым причинам. В преддверии официального развода церкви с государством в 2000 году были выпущены налоговые формы, впервые показавшие, сколько денег шведы жертвовали церкви (приблизительно 1,2% налогооблагаемого дохода). Излишне говорить, что это откровение привело к тому, что значительная часть членов отказалась от своего членства. Однако это все еще не полностью объясняет, почему почти две трети населения Швеции принадлежат к церкви Швеции спустя двадцать лет после официальной секуляризации страны. Это также не объясняет, почему около половины всех шведских новорожденных крестятся в церкви или почему три из каждых четырех похорон проходят в церкви.
Интересно, что в то время как большинство шведов рассматривают свою страну как образец секуляризма, влияние лютеранства на шведское общество все еще очень заметно. Возьмем, к примеру, «лагеря конфирмации», которые посещают многие шведские дети, хотя большинство из них утверждают, что это обычные летние лагеря. Более того, хотя в шведских государственных школах существует требование неконфессиональности, школьники часто ищут пасхальные яйца и развешивают рождественские звезды в окнах своих классов. На Санта-Люсию (13 декабря) шведы по всей стране собираются, чтобы петь религиозные гимны и носить на головах венки из свечей в память о Свете Христа. Таким образом, возникает вопрос : исповедуют ли они религию, или эти действия являются простым воплощением нерелигиозных культурных практик ?
Американский социолог Николас Демерат использует идею «культурной религии», чтобы объяснить это признание ритуалов и традиций в Швеции. Он объясняет, что, хотя мы видим, как все более светские люди теряют веру, остается ностальгическая привязанность к ней и широко распространенная приверженность «далекой общей памяти». Но что это значит для шведского секуляризма, если эта «далекая общая память» не является общей для всех?
За последние несколько десятилетий глобализация и иммиграция превратили Швецию в плавильный котел различных национальностей и религий. Более того, в то время как членство в церкви Швеции сокращается, в последние годы наблюдается увеличение числа членов других церквей и религий [1]. Таким образом, иммигранты-нехристиане, прибывающие в Швецию, сталкиваются с чем-то вроде парадокса: Швеция является очень светским обществом, но также имеет сильное лютеранское наследие, о чем свидетельствуют более 3500 зданий шведской церкви, расположенных по всей стране. В то время как светский характер и религиозный нейтралитет государства дают религиозным меньшинствам возможность исповедовать свою религию, большая часть шведского общества и политики по-прежнему основывается на определенных христианских представлениях о том, какой должна быть религия.
Недавно крайняя правая этнонационалистическая партия Шведских демократов (СД) довела это до крайности, подчеркнув христианство как основу шведской культуры и раскритиковав Шведскую церковь за «мягкое» отношение к исламу: «Ислам защищены… до абсурда», — сказала бывший священник ЦС и сторонник СД Хелена Эдлунд. Хотя партия СД все еще пытается сформировать коалицию и остается довольно изолированной в шведском риксдаге, она, тем не менее, получила значительное увеличение поддержки, став третьей по величине политической партией в 2018 году9. 0003
Многие эксперты говорят, что ключевой причиной такой растущей поддержки является широко распространенный в некоторых кругах страх перед тем, что ислам, который многие воспринимают как сильную, основанную на правилах религиозную культуру, вытеснит или доминирует над светской шведской культурой, сделав ее совершенно отличной от процесс. Поскольку мусульманское население Швеции, по прогнозам, к 2050 году достигнет 21%, дебаты о светской культуре Швеции становятся все более и более поляризованными.
Но усиление поляризации противоположно тому, что необходимо прямо сейчас. Скорее, если она хочет поддерживать свой самопровозглашенный образ толерантного, эгалитарного общества, то Швеции придется критически задуматься о том, в какой степени ее особый вид секуляризма основан на ее собственном религиозном наследии. Вопрос, конечно, в том, хочет ли он этого на самом деле.
Религиозный ландшафт Швеции
Папа Франциск в настоящее время находится в Швеции, где принял участие в праздновании 500-летия лютеранской Реформации в городе Лунд. Ульф Йонссон SJ описывает религиозную атмосферу, в которой происходит только второй визит папы в Швецию.
Известие об участии Папы Франциска в праздновании 500-летия лютеранской Реформации привлекло большое внимание шведских СМИ, когда об этом было объявлено ранее в этом году. Только один раз до этого Папа посещал Швецию – Иоанн Павел II 19 июня.89 – и реакция на известие о визите Франциска была в целом очень положительной, даже восторженной, среди христианских церквей и в светских СМИ. Надежды на новую экуменическую весну между лютеранами и католиками были услышаны в Швеции и во всем мире. В некоторых средствах массовой информации выдвигались предположения о других возможных причинах визита, например, о том, что его следует интерпретировать как похвалу Папой в отношении шведской политики в отношении беженцев и миграции. В любом случае, сразу же был высказан ряд различных видений о хороших плодах, которые может принести визит.
Но каковы корни, из которых может вырасти любой такой плод? Я хочу попытаться нарисовать картину религиозного ландшафта Швеции и рассказать об исторической и современной религиозной ситуации в стране, уделяя особое внимание лютеранско-католическим отношениям.
Христианская история Швеции
Хотя Швеция является одной из самых секуляризованных стран мира — в среднем около 5,5% населения в выходные дни посещают те или иные религиозные службы — страна имеет давние христианские традиции. Первые явные следы христианской миссии восходят к началу IX в.Затем последовали 700 лет христианизации. К тому времени, когда Швеция стала целостным национальным государством в начале 16 века, было основано почти 70 монастырей. Но впоследствии Швеция превратилась в лютеранское национальное государство под властью одного короля Густава Васы, который понял, что лютеранская Реформация даст ему контроль над церковью и, в частности, доступ к церковной собственности и доходам. Сопротивление было довольно сильным во многих местах, и процесс Реформации колебался взад и вперед на протяжении многих десятилетий. Наконец, при герцоге Карле, который впоследствии стал королем Карлом IX, решение об окончательной реализации лютеранской Реформации было принято на национальном синоде в Уппсале в 159 г. 3. Через два года был закрыт последний католический оплот страны – аббатство в Вадстене (основанное святой Бригиттой в 14 веке).
С начала XVII века Швеция была однородной лютеранской страной, и все ее граждане были обязаны быть лютеранами. Однако, когда зарождающаяся индустриализация создала потребность в иностранной рабочей силе и опыте, небольшие группы евреев, католиков и кальвинистов были завербованы в Швецию, и им было предоставлено право исповедовать свою религию в частном порядке с 1781 года. Группы баптистов из Англии и США начали занимаясь миссионерской работой в стране в середине 19В 1870-х годах, после сильного сопротивления со стороны государственной церкви, для шведских граждан была также введена ограниченная форма свободы вероисповедания. После этого ограничения постепенно снимались, кульминацией чего стало отделение церкви от государства в 2000 году. Sorgenfrei, 2015) описывает современный религиозный ландшафт Швеции как «постхристианский светский». Он имеет в виду, что религиозная вера не формирует культуру или общество в какой-либо значительной степени, что религия рассматривается как частное дело и что христианство воспринимается как нечто, принадлежащее прошлому, а не настоящему. До сих пор заметны свидетельства долгой истории христианства, особенно в виде тысяч церквей, разбросанных по всей стране, но большинство из них посещает очень мало людей. Знание христианской веры вообще рудиментарно, особенно у молодежи: в школах запрещена конфессиональная христианская катехизация. И, особенно среди пожилых людей, часто считается неуместным и постыдным открыто говорить о религии, точно так же, как может считаться неприличным открыто говорить о сексе. Многие люди воспринимают религию в первую очередь как причину насилия и конфликтов во всем мире, и поэтому, как выразилась редакционная статья крупной ежедневной газеты, благодарны за то, что религия в Швеции имеет очень низкий статус.
Религиозная практика в Швеции, несомненно, определяется характеристикой шведской жизни, которая была предметом многих социологических исследований: шведы чрезвычайно высоко ценят индивидуальную личную автономию. Например, семейные узы слабы, высок процент разводов, и большинство людей живут одни. Доверие к государству, которое часто рассматривается как главный гарант личной свободы, высоко. Эта сильная склонность к индивидуализму применима и к религиозному поведению. Человек, ищущий Бога, предпочитает делать это в одиночестве, а не с другими. Неудивительно поэтому, что религия большей частью воспринимается как чисто внутреннее и частное дело. Своего рода мистицизм природы, часто характеризующийся меланхолией и сентиментальностью, воспринимается многими как наиболее аутентичная форма религии.
В то же время невозможно избежать того факта, что некоторые центральные ценности шведского общества уходят своими корнями в христианскую традицию, например, стремление к социальной справедливости и человеческому достоинству, которые до сих пор характеризуют большую часть общественного дискурса. И многие люди все еще проводят связь между религиозными убеждениями и моралью, но не обязательно в положительном ключе. В частности, можно услышать, как пожилые люди говорят о «лютере на плече». Быть религиозным в Швеции было синонимом ведения серьезной нравственной жизни, лишенной радости и внутренней свободы.
Эта ассоциация религии со строгим моральным кодексом является лишь одним из факторов, подрывающих отношение шведского народа к христианству. Еще одним решающим фактором является то, что церковь долгое время была государственной церковью. В результате Реформации произошло слияние государственной и церковной сфер, а церковь во всех отношениях была подчинена власти государства. То, что по закону людей принуждали к лютеранской религиозной практике, не способствовало положению церкви среди населения. А долгое противодействие церкви свободе вероисповедания усилило впечатление, что христианство отождествляется с принуждением и угнетением. Эти факторы в некоторой степени объясняют, почему Швеция сейчас считается постхристианским светским государством.
Однако есть признаки возрождения интереса к христианству. Например, на национальном государственном радио и в ежедневных газетах все чаще освещается религиозная тематика, и в большинстве своем она носит благоприятный характер. Хотя религия часто ассоциируется с конфликтами и насилием во всем мире, даже в светских СМИ есть множество сообщений о положительном влиянии религии. Молодежь часто ничего не знает о религиозной вере, но, с другой стороны, они не стесняются говорить о ней и не связывают религию с принуждением и угнетением, как могли бы их старшие. А наибольший интерес к религиозным вопросам проявляют люди моложе 30 лет.
Однако растущий интерес не означает увеличение посещаемости церкви. Наоборот, число верующих на богослужениях уменьшается, хотя и медленно. Из 500 000 человек, посещающих религиозную службу в среднем в выходные дни в Швеции, 220 000 ходят в лютеранскую церковь. Остальные 280 000 распределены среди евангелических деноминаций (в основном состоящих из пятидесятников и баптистов) и деноминаций, члены которых в основном имеют иммигрантское происхождение. Католические и православные христиане мигрировали в Швецию в значительном количестве на протяжении более 50 лет, в то время как иммиграция мусульман происходила в основном в течение последних 20 лет и увеличивается, что, вероятно, коренным образом изменит религиозный ландшафт в долгосрочной перспективе, даже больше. больше, чем возросшая интернационализация шведского общества.
Лютеранская церковь сегодня
Отделение лютеранской церкви от государства в 2000 году стало радикальным событием в истории христианства в Швеции. Эта реформа подразумевала большой и особый вызов лютеранской церкви, потому что теперь, впервые в истории, ей приходится управлять самостоятельно, независимо от государства. Шаг за шагом она разработала новые формы организации. В настоящее время церковью управляет общий синод, избираемый ее собственными членами, но она по-прежнему находится под сильным влиянием партийной политики, и многие недовольны тем, что они считают ослабленной ролью епископов в этой структуре.
Лютеранская церковь в Швеции все еще находится в стадии поиска новой идентичности, как на богословском уровне, так и с точки зрения своего места в шведском обществе. Это стремление понять, что значит быть лютеранской церковью в постхристианском светском обществе. Одним из самых сильных аспектов его присутствия является его пастырская забота в больницах и тюрьмах, а также продвижение прав мигрантов.
Католическая церковь сегодня
Более 80 процентов шведских католиков имеют иммигрантское происхождение. 25–30 000 католиков, посещающих воскресную мессу, говорят примерно на 80 языках, включая арабский, эритрейский, хорватский, польский, словенский, испанский, украинский и вьетнамский. Число католиков значительно выросло во время волны миграции в последние годы с Ближнего Востока, в частности из Ирака и Сирии. Можно сказать, что католическая церковь в Швеции состоит из двух основных групп: людей, родившихся в стране и обратившихся в католическую церковь в зрелом возрасте, и католиков иммигрантского происхождения; в стране всего несколько семей, которые были католиками более трех поколений.
Примерно 50 лет назад широко распространен скептицизм ко всему католическому в Швеции, а когда число католиков начало увеличиваться в середине 20-го века, часто говорили, что нужно быть начеку против ‘ католическая угроза». Вплоть до 1980-х годов Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) многими рассматривалось как пример католического проекта, который угрожал подорвать шведскую лютеранскую культуру. Сегодня такое отношение большая редкость. Напротив, католическая церковь в настоящее время вызывает большой интерес, особенно из-за ее интернационального характера, ее долгой истории и ее духовных и интеллектуальных сокровищ. В частности, игнатианская и кармелитская духовность вызывает поразительно большой интерес у многих людей, ищущих духовного вдохновения, даже далеко за пределами католических кругов. Распространение Евангелия среди неверующих шведов до сих пор играло очень второстепенную роль для католической церкви — по большей части отдельные католики были заняты поддержанием горения своего собственного пламени веры в часто несимпатичной среде — но это тоже меняется.
Особым явлением в контексте все более положительного восприятия католической церкви является то, как Папа Франциск представлен в шведских СМИ, где папы обычно представляются в негативном свете. Папа Франциск — исключение. Вскоре после его избрания на папский престол журналисты начали описывать его как прогрессивного реформатора, сочувствующего бедным и уязвимым. Так оно и осталось. Когда в июне 2015 г. была опубликована энциклика Laudato si’ , крупнейшая ежедневная газета страны Dagens Nyheter заявил, что папа опубликовал самую важную книгу года, а в редакционной статье Svenska Dagbladet , другой ежедневной газеты, папа описывается как фигура надежды человечества в наше время.
Текущая экуменическая ситуация
Как и в других частях мира, экуменические отношения между католиками и лютеранами в Швеции развивались шаг за шагом в течение 20 века. Помимо очевидного значения постановления Второго Ватиканского Собора Unitatis redintegratio и Совместная лютеранско-католическая декларация об оправдании 1999 г., Sverige kristna råd (Шведский христианский совет, SKR, основанный в 1992 г.) приобрели большое значение для экуменических отношений между лютеранами и католиками в Швеции. СКР — экуменическая организация, членами которой являются практически все христианские конфессии страны, в том числе Шведская церковь и Католическая церковь. Благодаря сотрудничеству в рамках СКР христианские конфессии стали намного ближе друг к другу, на практическом уровне было реализовано множество различных общих проектов и проведены общие богословские размышления.
Экуменические отношения между Шведской церковью и Католической церковью достигли пика во время визита Папы Иоанна Павла II в страны Северной Европы в июне 1989 года. Визиту предшествовали местные двусторонние богословские переговоры между церквями в конструктивном духе, и несколько ведущих деятелей внутри Шведской церкви, в том числе тогдашний архиепископ Уппсалы Бертил Веркстрем, питали надежду на видимое единство между двумя церквями в обозримом будущем. Однако дальнейший путь с тех пор оказался более трудным. В течение последних 25 лет экуменические отношения между католиками и лютеранами в Швеции, как и во многих других частях мира, характеризуются некоторым ощущением вялости и застоя. Отношения неплохие – католики и лютеране узнали друг друга, и есть хорошо функционирующие формы экуменического сотрудничества, в частности, на уровне приходов – но нам не хватает великого экуменического видения. Между прочим, в экуменических отношениях появилось несколько новых конфликтов и источников раздражения. Например, Шведская церковь санкционировала однополые браки в 2009 году., под сильным давлением представителей политических партий в генеральном синоде, несмотря на то, что за год до этого члены СКР согласились попытаться остановить предложение правительства изменить таким образом юридическое понятие брака.
В свете этой напряженности еще большую радость отмечаем, что лютеранский архиепископ Упсалы Антье Якелен недавно подала четкие сигналы о том, что она хочет работать над новым этапом экуменического сотрудничества между католиками и лютеранами. Она назвала памятные мероприятия Реформации возможностью для «исцеления воспоминаний, экуменизма любви и объединения, слушания друг друга и дружбы» 9.0003
Папа Римский среди лютеран и католиков в Швеции
Похоже, папского визита в Германию, на родину Мартина Лютера, в 1517 году, в год празднования Реформации, не будет.