Сербы религия: Сербы, загадочный народ, его история и культура, традиции и быт
«Никто даже не сомневается в победе России»: что думают сербы о событиях на Украине
О конфликте России и Украины
Радомир, водитель грузовика: «Главные виновники конфликта — американцы, британцы и немцы, желающие быть «мировыми полицейскими». Киевская власть тоже виновата, потому что не заботится о своем народе, ведь есть же выражение: «Борьба с Россией до последнего украинца».
Кроме того, Ватикан играет большую роль в «отделении» украинцев от России, потому что, как я понимаю, существует огромная разница между жителями Западной, Центральной и Восточной Украины. Запад всегда имел и имеет большое влияние на украинцев.
Мы, сербы, надеемся, что это закончится как можно скорее. И никто даже не сомневается в победе России, вспомните митинги в поддержку России в Белграде. Люди вышли сами: у этих акций не было организатора, о них не писали в СМИ, иначе они были бы еще больше».
«Сербия сидит на двух стульях. Но выбор между Россией и Западом ей сделать придется»
Население Сербии поддержало на референдуме изменения в конституцию страны. Плебисцит был проведен…
18 января 00:13
Никола, студент Белградского университета: «В XX веке английский географ Хэлфорд Маккиндер поделил мир на две части: Великобритания и военно-морской блок с одной стороны и евразийский сухопутный блок во главе с Россией — с другой. Он считал, что Западную Европу следует втянуть в евроатлантическую интеграцию и таким образом держать ее под контролем, а между ней и Россией нужно создать буферную зону, что и произошло (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Румыния).
Цель Британии и Запада — не допустить кооперации российских ресурсов и немецких технологий.
При этом очевидно, что Россия осуществляет агрессию и нарушает международное право и что вторжение — плохой ход. Мне интересно, как российское правительство позволило Западу перехитрить его, зная, что НАТО годами расширялось и приближалось к границам России? Вам не кажется, что следовало разработать в ответ стратегию получше?
С другой стороны, у нас есть украинская власть, которая действует в интересах США и ЕС. Она долгое время опиралась на обещания Запада и в итоге спровоцировала Россию. Теперь Украина одна в войне с Россией. Запад же ведет изощренную гибридную войну на территории Украины. Но она в ближайшее время не станет членом ЕС, как и сложно ей будет стать членом НАТО.
Я не хочу поддерживать правящие режимы России и Украины, я считаю, что оба они — авторитарные и коррумпированные. Тем более, я не могу приветствовать западную гибридную войну и их пропаганду.
Мы, сербы, а также другие народы бывшей Югославии и Албании, знаем, каково это, когда США «устанавливают демократию и мир» (интервенция НАТО в Боснии и Герцеговине 1995 года и Югославии 1999-го). Искренняя поддержка, мир и любовь нашим дружественным народам».
Деян Мирович, профессор Университета в Косовской Митровице: «Виноваты Евросоюз, Вашингтон и Киев, которые не хотели соблюдать и исполнять Резолюцию СБ ООН 2015 года, Минские соглашения. Толчком к военной операции стало заявление Зеленского 19 января 2022 года о возможном создании ядерного оружия. И, конечно, бомбардировки Донбасса, которые начались еще в 2014 году».
Зоран Чворович, профессор Крагуевацкого университета: «Главный виновник конфликта на Украине — «политический Запад». На протяжении всей истории менялись политические субъекты, которые были лидерами коллективного Запада и, следовательно, формировали его политическую идеологию и практические цели.
Но независимо от того, возглавляет ли Запад папство, протестантская Британская империя или глобалистская плутократия, общее у него — стремление к политической гегемонии, экономической эксплуатации и культурному господству над народами и государствами, не принадлежащими к германо-романскому миру.
Война на Украине спровоцирована именно этими особенностями западной цивилизации. Запад никогда не видел в России равноправного партнера. Сегодняшнему Западу, который отошел от своего христианского и гуманистического наследия, не нужна русская культура и духовность. Ему нужны российские материальные ресурсы.
И Россия сегодня на Украине борется за право на политическую, экономическую и, прежде всего, цивилизационную независимость, а также за единство великоруса, белоруса и малоруса.
Югославские и советские коммунисты в национальном вопросе просто взяли себе методы работы Австро-Венгрии, поскольку разрушение российской и сербской наций было впервые придумано в Вене.
Эта война имеет решающее значение не только для России, но и для политического Запада. Победа России неизбежно приведет к возвышению суверенных государств, а утверждение суверенитета — не что иное, как смерть глобализма.
«Хотят отомстить за поражение»: почему православие стало главной политической темой в Черногории
В Черногории снова начались протесты. Сторонники президента Мило Джукановича протестуют накануне…
26 августа 21:28
Конечно, среди сербов есть меньшинство, кто на стороне Украины, «которая страдает от российской агрессии». Такие сербы полностью приняли западное мировоззрение, они утратили важные элементы сербской национальной идентичности. Ведь помимо святосавского и косовского заветов, один из важных топосов сербской национальной идентичности — русофилия».
О причинах любви к России и нелюбви к Западу
Хадриан, работает в сфере сельского хозяйства: «Еще до коммунизма русские всегда были рядом с нами. И мы не можем дождаться, когда Запад рухнет, как карточный домик. Они нас бомбили и убивали мирных жителей. С какой стати мы должны их поддерживать или любить? Среди моих знакомых нет никого, кто бы поддерживал Украину».
Радомир: «Голос бывшего представителя России в ООН Виталия Чуркина спас нас, когда он заблокировал проект резолюции СБ ООН, признающей произошедшие события в Сребренице геноцидом (РФ наложила вето на него в 2015 году. — «Газета.Ru»).
Мы не забываем, что Россия была с нами рядом в самые трудные времена и никогда не делала ничего плохого, поэтому и мы обязаны вас поддерживать. Только один мой друг в этом конфликте за Украину, и то потому, что его жена украинка.
Но у Сербии экономика зависит по большей части от ЕС. Есть и предатели, которые за деньги и мать продадут. Тем не менее, на протяжении всей нашей истории мы всегда были на правильной стороне, всегда рядом с Россией. Так и должно остаться. Уверен, что Россия знает, что делает».
Милорад, профессиональный спортсмен: «Я бы даже сказал, что у президента России сейчас большая поддержка в Сербии, чем у сербского лидера. Уже 30 лет слышу одну и ту же поговорку: «Нас с русскими — 300 миллионов. Думаю, что эта любовь к России сложилась уже очень и очень давно».
Никола: «Мы, сербы, как народ с великой историей и традициями, дружественный как Украине, так и России, знаем, что такое большие и мощные санкции и как выглядит военная агрессия. Мы также знаем, что такое западная пропагандистская машина, многократно нагнетавшая антисербскую истерию на протяжении всей истории.
Именно поэтому мы должны придерживаться нейтралитета: посылать нашу любовь, поддержку и помощь как украинскому народу, который страдает от боли, несет потери и бежит от агрессии России, так и русскому народу, страдающему от антироссийской истерии и экономических санкций. Как простые россияне, так и художники, ученые, бизнесмены, спортсмены подвергаются санкциям за действия правительства. И все это — из-за геополитической игры великих держав.
Деян Мирович: «Сербы считают, что Россия — настоящий друг Сербии, а не НАТО и ЕС, которые нас бомбили в 1999 году и которые с 2008 года признают так называемое Косово. У нас общие корни, религия и история. У нас было два митинга за Россию и Донбасс, на которые пришли более 20 тыс. человек.
Была в Сербии и одна акция за Украину, и туда пришли только 100 человек. Это и есть показатель, того, что сербы думают. Сербы считают, что у России, Белоруссии и на Украине на самом деле один народ и культура. Но Запад устроил там «майдан» и беспредел, как это было у нас в 2000 году (Бульдозерная революция в Югославии, которая завершилась низложением Слободана Милошевича. — Газета.Ru). Что же касается тех, кто считает, что Бандера — герой, то сербы понимают, что это новый фашизм, как и в Хорватии».
Зоран Чворович: «Близость сербов и русских основана на фундаменте, который старше нашего негативного исторического опыта с коллективным Западом. Наши тесные связи восходят к Средневековью, когда в рамках общей византийской цивилизации мы сформировали независимые государства и автокефальные церкви, а также особую православно-славянскую культурную самобытность. И, например, сербский царь Душан был образцом для подражания для Ивана Грозного.
Сербское государство было восстановлено в начале XIX века благодаря решительной поддержке царской России. Сербские патриоты знают, насколько важна роль России в защите территориальной целостности Сербии в Косове и Метохии. Сербские патриоты знают, насколько важна поддержка России в сохранении Республики Сербской.
Во всем этом нужно искать причины, по которым большая часть сербского народа в Сербии, Республике Сербской и Черногории поддерживает военную операцию России на Украине».
О голосовании Сербии в ООН против России
Хадриан: «Они об этом договорились заранее. Все было оговорено как с Путиным, так и с Западом».
Радомир: «Нам очень стыдно за позорное голосование Сербии в ООН. Александар Вучич — популист, для него только популярность имеет значение, и ничего другого: перед выборами говорил одно, после — другое.
Если была возможность получить нефть другим способом, то не надо было голосовать против России (президент страны Вучич объяснял, что таким образом страна могла избежать санкций. — «Газета.Ru»). Я разговаривал с другими людьми из Сербии, и все на стороне России, — и за то, чтобы мы не унижались перед Западом. Они там живут только грабежами.
Милорад: «Нам просто поставили ультиматум. Маленькие и бедные страны, как Сербия, на самом деле очень сильно зависят от больших стран Европы».
Деян Мирович:
«То, что сделал Вучич в ООН — позор для Сербии. Думаю, что причина — шантаж Запада. На Вучича есть компромат по коррупции, и это Запад знает, прежде всего, ЦРУ, MI6 и БМД. Что касается якобы обхода таким образом нефтяных санкций, то это пропаганда Вучича».
Зоран Чворович: «Голосование против России на Генеральной Ассамблее ООН делегацией Сербии для меня совершенно неприемлемо. Это не что иное, как удар ножом в спину стратегическому партнеру, который защищает ключевые жизненно важные интересы сербского народа.
«Теперь Вучичу будет несладко»: почему Сербия голосует против России в ООН
Сербия после президентских выборов, на которых снова победил Александар Вучич, неожиданно для многих…
08 апреля 20:02
Обоснование, которое дал Александар Вучич, не соответствует истине. ЕС еще не принял окончательное решение о санкциях в энергетическом секторе, и даже если это будет сделано, то остается Хорватия, по территории которой проходит нефтепровод. Уж она наверняка не будет освобождена от режима санкций. И Вучич уже говорит, что рассматривается возможность продажи российским «Газпромом» контрольного пакета акций в «Нефтяной индустрии Сербии». Запад знает, что без российского господства в энергетическом секторе Сербии не будет и серьезного политического влияния России на Сербию».
Об отношении к курсу на вступление Сербии в ЕС
Радомир: «В таком случае мы бы потеряли все и получили место в последних рядах. Сербии не место в Евросоюзе. Мы не хотим туда, и ЕС не хочет нас там видеть. «Любовь с Западом» — история для маленьких детей.
Свободно напишите, что все в Сербии поддерживают все, что делает Россия. У нас митинги в поддержку России проходят, а по телевизору показывают политические программы, в которых рассказывают, как все есть на деле. Мы не любим ни НАТО, ни США. Здесь, наоборот, все шутят про Джо Байдена. Будущее — за Россией!»
Никола: «Сербия — страна, которая имеет наибольшее количество крупнейших торговых соглашений со странами ЕС, большая часть донорских средств поступает от него же. Сербия — часть Европы и давно заслужила быть частью ЕС. Я поддерживаю вступление Сербии в него, но только тогда, когда Евросоюз сам ясно и решительно покажет, что он тоже этого хочет.
Внешняя политика Сербии должна быть согласована с ЕС тоже только тогда, когда она вступит в него. Ведь если мы гармонизируем ее прямо сейчас, мы не получим от этого никаких выгод, а только ущерб в отношениях с Россией. Сербия в настоящее время пытается найти баланс, пытаясь поддерживать дружественные, традиционные отношения с Россией и при этом отвечать интересам ЕС».
Деян Мирович: «Опрос, опубликованный 21 апреля в Сербии, показывает, что большинство против вступления в ЕС (44% против этого, 34% за — «Газета.Ru»). Если, не дай Бог, Вучич выпустит указ о санкциях против России, то будет настоящий бунт в Сербии. Он это знает, и поэтому пока не принимает подобных решений».
Зоран Чворович: «Последний опрос общественного мнения показывает, что поддержка граждан Сербии евроинтеграции находится на историческом минимуме. На это, безусловно, повлияли события на Украине и отношение ЕС к России, которое показало, что Евросоюз — всего лишь гражданский филиал пакта НАТО.
Однако политическая и бизнес-элита Сербии, а также СМИ в основном выступают за вступление Сербии в ЕС. Проевропейские сербы хотят отказаться от бремени, препятствующего вступлению Сербии в ЕС, — речь про Косово и тесные связи Сербии с Россией. Они — «граждане западного мира», их национальное сознание аморфно и потому подвержено манипуляциям со стороны западных СМИ.
Запад после «оранжевой революции» 2000 года установил механизм контроля, который не позволяет большинству патриотического и русофильского электората в Сербии реально влиять на власть и остановить процесс присоединения к ЕС. Ведь процесс евроинтеграции направлен на то, чтобы навсегда отдалить Сербию от России в политическом, экономическом, военном и цивилизационном плане».
происхождение народа, где и как живут, фото
Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.
Где живут
Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:
- Босния и Герцеговина
- Черногория
- Хорватия
- Македония
- Словения
- Румыния
- Венгрия
Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины — в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.
Язык
Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.
Численность
Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии — 700 000, в Австрии — 300 000, в Швейцарии и США — 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.
Религия
До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.
Внешность
Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей — темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.
Жизнь
Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.
Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.
Сербская свадьба
Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.
Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.
Одежда
Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:
- Рубашка с отложным воротничком, иногда с воротником-стойкой. Рукава свободного кроя, на манжетах.
- Широкие штаны, заправляющиеся в чулки (гольфы).
- Укороченная куртка или длинный кафтан.
- Короткая безрукавка, надевающаяся поверх куртки.
- Широкий цветной пояс, закрывающий верхнюю часть брюк — кушак.
- Высокие шерстяные носки длиной почти до колен.
- Опанки — кожаная обувь без каблука, часто с длинным загнутым носком.
- Небольшая шапочка или шляпа со средними полями.
Штаны и рубашки шили из хлопкового, льняного волокна. В некоторых областях брюки делали из полушерстяного домотканого сукна. Штаны подпоясывали красивым широким и длинным поясом, края которого свисали до колен. Охотники пользовались кожаными ремнями, в отделения которых удобно вкладывалось оружие. Курточки, кафтаны шили из шерстяных тканей. Полочки и манжеты рубашек украшались вышивкой. Передняя часть верхней одежды отделывалась бейками, гарусом. Безрукавки, расшитые орнаментом, в теплое время года надевали поверх рубах.
Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин — опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.
Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.
Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука — спереди и сзади.
На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:
- цветы
- ожерелья
- монисто
- браслеты
- небольшие вязаные сумочки
Будет также интересно: Все о флаге Сербии
Жилище
Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:
- деревянный сруб;
- дом из камня;
- каркасный домик.
Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.
Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее — черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.
Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.
Традиции
Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:
- Божич
- Крестная слава
- Видовдан
- Джурджевдан
- Васкрес
Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя — защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.
Божич — любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог — коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).
Васкрес, или Великден — аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.
Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.
Видовдан — день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.
Обряды
Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.
Полазник — это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.
Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу — имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.
Празднование додолы
Запис — обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.
Еда
Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.
В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами — штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:
- Плескавица — своеобразная большая котлета из перекрученного или рубленого мяса. Подается с овощами, луком, хлебной лепешкой. Иногда в ресторанах описывается как гамбургер.
- Чевапчичи. Блюдо напоминает турецкий люля-кебаб. Это рубленые мясные колбаски, приготовленные на гриле. Подаются с каймаком, луковыми кольцами.
- Караджорджева шницла. Это очень вкусное блюдо, основой которого является тонкий мясной стейк. Его сворачивают и обжаривают в смеси яиц и сухариков. Подают с острыми соусами.
- Пинджур. Закуска на основе баклажанов и томатов, иногда называемая икрой. В состав входят лук, чеснок, смесь острых перцев.
- Мешано месо — традиционное мясное сербское ассорти. На большое блюдо выкладывают несколько видов мясных деликатесов. Там могут быть шашлыки, чевапчичи, котлеты, шницла и другие блюда. Одной тарелки хватает на несколько человек.
- Джувеч — тушеное мясо с рисом и овощами. Немного напоминает плов, но имеет более жидкую консистенцию.
Мешано месо
Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской — в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.
Характер
Сербы — дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.
Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.
Сербия — Религия
Согласно переписи 2011 года, население Сербии составляло 7,2 миллиона человек. Примерно 85 процентов населения составляют сербские православные, 5 процентов католики, 3 процента мусульмане и 1 процент протестанты. Остальные 6 процентов включают 578 евреев, представителей восточных религий, агностиков, атеистов, других лиц и лиц без заявленной религиозной принадлежности. Католики — это преимущественно этнические венгры и хорваты в Воеводине. К мусульманам относятся боснийцы (славяне-мусульмане) в Санджаке, этнические албанцы на юге и цыгане, проживающие по всей стране. Примерно 94 процента населения принадлежит к семи религиозным группам, определенным правительством как традиционные: Сербская православная церковь, Римско-католическая церковь, Словацкая евангелическая церковь, реформатская христианская церковь, евангельская христианская церковь, исламская община и еврейская община. Исламское сообщество действует под управлением двух отдельных органов: Исламского сообщества Сербии с местонахождением в Белграде и Исламского сообщества Сербии с местонахождением в Нови-Пазе.
Конституция и другие законы и политика налагают некоторые ограничения на свободу вероисповедания. Эти ограничения вытекают из законов об особом отношении к семи традиционным религиозным группам. На практике правительство в целом уважало свободу вероисповедания; однако правительство ввело некоторые ограничения, затрагивающие членов групп религиозных меньшинств. Сербская православная церковь получила приоритетное внимание. Правительство отклонило заявки на регистрацию от нескольких нетрадиционных религиозных групп. Реакция полиции на акты вандализма и другие акты общественной нетерпимости в отношении групп религиозных меньшинств редко приводила к арестам или предъявлению обвинений. Реституция собственности, захваченной предыдущими правительствами, продолжалась.
Учащиеся начальных и средних школ обязаны посещать занятия по одной из семи традиционных религий или альтернативный урок гражданского образования. По словам представителей бывшего министерства религии, закон разрешает зарегистрированным нетрадиционным религиозным группам проводить занятия, но ни одна из них не предпринимала попыток сделать это. Государственные служащие из бывшего министерства религии и представители семи традиционных религиозных групп входят в состав Комитета по религиозному образованию в начальных и средних школах, который назначает учителей для классов религиозного образования. Исламская община, базирующаяся в Белграде, имеет исключительное право назначать учителей ислама в государственных школах.
Протестантские лидеры и НПО продолжали возражать против преподавания религии в государственных школах, а некоторые лидеры нетрадиционных религиозных групп выразили недовольство тем, что им не разрешается проводить уроки религии в государственных школах. Дети, принадлежащие к нетрадиционным религиозным группам, обычно предпочитали посещать уроки гражданского воспитания. Исламские религиозные лидеры из Санджака (этнические боснийцы) и Южной Сербии (этнические албанцы) оспаривали назначение некоторых религиозных учителей в школы в своих регионах. Религиозное образование для учащихся из небольших религиозных групп часто было недоступно из-за их низкой плотности в государственных школах. По этой причине Римско-католическая церковь предлагала религиозное образование в церквях, а не в школах.
Протестантские церкви призвали правительство отменить части закона, которые классифицируют религии как традиционные или нетрадиционные. Они также выступали за отмену запрета на регистрацию религиозных групп, названия которых включают части названий уже зарегистрированных групп. Несмотря на этот запрет, прежнее министерство по делам религий в прошлом зарегистрировало несколько нетрадиционных церквей и религиозных общин, в названии которых были слова «протестантская» и «евангелическая». Должностные лица министерства объяснили, что это стало результатом усилий по творческому толкованию закона, чтобы разрешить регистрацию непротиворечивых групп, если сходство между названиями не вызовет путаницы в обществе и не спровоцирует судебные разбирательства. Однако другие религиозные группы по-прежнему не могли зарегистрироваться из-за запрета на имена.
На конец 2012 г. было зарегистрировано 17 нетрадиционных религиозных групп: Церковь адвентистов седьмого дня, Евангелическо-методистская церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Евангелическая церковь в Сербии, Церковь Любви Христовой. , Духовная Церковь Христа, Союз христианских баптистских церквей в Сербии, Назарянская христианская религиозная община, Церковь Божья в Сербии, Протестантская христианская община в Сербии, Церковь Христовых братьев в Сербии, Свободная Белградская церковь, Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы, Церковь Таинства Сиона, Церковь адвентистов седьмого дня Движения за реформы Союза, Духовный центр протестантской евангелической церкви и Евангелическая церковь Христа.
Незарегистрированными остались также Македонская и Черногорская православные церкви, автокефалию которых Сербская православная церковь не признает. Чиновники бывшего министерства по делам религий ранее заявляли, что не будут участвовать во внутреннем расколе в Сербской православной церкви, зарегистрировав две группы. Правительство также продолжало признавать Румынскую православную церковь исключительно в Воеводине; члены церкви в других частях страны могли проводить общественные службы только по усмотрению отдельных епископов Сербской православной церкви. Правительственные чиновники заявили, что эти православные группы не могут быть зарегистрированы, поскольку слово «православный» уже использовалось в названии ранее зарегистрированной церкви. Хотя Греческая и Русская православные церкви не зарегистрированы, они действуют свободно.
Некоторые правые молодежные группы, в том числе «Образ», «Сербское национальное движение 1389» и «Наси», продолжали открыто осуждать секты. В июне Конституционный суд запретил «Образ», поскольку его действия угрожали принципам демократии и приводили к дискриминационным действиям — разжиганию ненависти, запугиванию и унижению — в отношении некоторых граждан. В ноябре Конституционный суд постановил, что нет оснований для запрета Сербского национального движения 1389 и «Наси». Пресса, в основном таблоиды, продолжала публиковать антисектантскую пропаганду, называя некоторые христианские церкви, в том числе баптистов, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы и других, сектами и заявляя, что они опасны.
Несмотря на запрет на разжигание ненависти, переводы антисемитской литературы можно было получить в ультранационалистических группах и небольших издательствах. Комитет Федерации еврейских общин по мониторингу антисемитизма сообщил, что экстремистские, правые и антисемитские группы растут. Правые молодежные группы и интернет-форумы продолжали пропагандировать антисемитизм и разжигать ненависть к еврейской общине.
Те, кто опасается растущего влияния Сербской православной церкви, проявляющегося в стремлении преподавать креационизм в школах, обеспокоены тем, что такие предложения ослабят систему образования страны и ослабят общественное обсуждение науки и других важных тем. Прокреационисты подключились к антизападному, антиглобалистскому течению, которое загноилось в Сербии, поскольку высокий уровень безработицы (16 процентов в 2016 году) и застой в экономике сочетаются с предполагаемым безразличием Брюсселя к стремлению Белграда к более тесным отношениям и возможному членству в ЕС.
В мае 2017 года группа интеллектуалов выявила глубокий раскол в сербском обществе, бросив вызов правдивости теории эволюции Чарльза Дарвина. Местные СМИ сообщили, что неизвестные «организованные граждане» подали в парламент Белграда антидарвиновскую петицию, подписанную десятками интеллектуалов.
Инициатива призывала к пересмотру учения дарвинизма — эволюционной истории жизни на Земле, принятой подавляющим большинством научного сообщества, — и требовала, чтобы религиозно вдохновленная теория креационизма преподавалась в сербских школах наряду с эволюцией. Организаторы петиции заявили, что их цель — бросить вызов доминирующему статусу дарвинизма в школьных учебниках, утверждая, что это всего лишь одна из нескольких теорий сотворения человека, и что они ставят под сомнение науку, стоящую за ней.
«Я говорю вам, что [дарвиновская] теория эволюции и утверждение о том, что человек произошел от обезьяны, оскорбляют всех [религиозных] верующих, а не только православных [христиан]», — сказала профессор Белградского университета Лиляна Колич, чьи неудачные попытки в качестве министра образования вытеснить дарвинизм от школьной программы привело к ее отставке в 2004 году.
Сербская православная церковь является одним из самых влиятельных региональных религиозных акторов на Балканах. В то время как Томос об автокефалии 1922 года, изданный Вселенским Патриархом, дает Сербской Православной Церкви территориальную каноническую юрисдикцию, простирающуюся от Словении на севере до юга Македонии, в действительности она столкнулась со многими препятствиями, которые мешают ей иметь равное влияние на Балканах.
Среди наиболее ярых противников решения Вселенских Патриархов в 2018 году о предоставлении автокефалии (независимости) новой церкви Украины была Сербская Православная Церковь, которая весьма критично отнеслась к тому, что она считает разворотом политики Вселенского Патриарха в деле Украины.
В августе 2018 года Патриарх Сербского Патриарха Ириней направил письмо Вселенскому Патриарху Варфоломею, в котором напомнил ему (среди прочего), что он дал обещание в Шамбези (Женева) перед всеми Предстоятелями не вмешиваться в украинские церковные дела. дела.
Хотя близость и братские отношения между Сербской и Русской Православной Церковью сами по себе не являются новостью, мотивы такого сильного противодействия украинской автокефалии также следует рассматривать в контексте собственных опасений Сербских Церквей в отношении Македонской Православной Церкви и , в меньшей степени, Черногорская православная церковь.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Религия в Косово — Сербия
Скачать отчет
(PDF | 248,92 КБ)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Этот отчет описывает текущую
положение трех основных религиозных общин в Косово. Отчасти это
направлена на разъяснение неправильных представлений об участии религии в
Косовский конфликт. Он также предлагает некоторые области, в которых религия может служить
как средство поощрения примирения между народами Косово.
Три религии — ислам, православие и
Католицизм уже давно уживался в Косово. Подавляющее большинство Косово
Албанцы считают себя, по крайней мере номинально, мусульманами. меньшинство,
около 60 000 католиков. Большинство косовских сербов, даже неактивные
верующие, считают православие важной составляющей
их национальная идентичность. Тем не менее, несмотря на это существенное разделение
религиозной деятельности по этническому признаку, нельзя сказать, что религия
сам по себе был важным фактором, способствовавшим конфликту между сербами.
и албанцы.
Косовские албанцы не определяют свой
национальное самосознание через религию, а через язык и имеют относительно
непринужденный подход к соблюдению форм исламской религии.
Ни исламские лидеры, ни исламское богословие не играли значительной роли.
либо в восьмилетней кампании ненасильственного сопротивления сербскому
оккупационный режим или вооруженное сопротивление 1998-99 гг. исламский политический
и социальный фундаментализм, как этот термин понимается по отношению к
Ближний Восток имеет очень мало резонанса в Косово.
Изображение косовских сербов и их монастырей,
обычно изображается страдающим от притеснений и преследований со стороны албанских
большинства населения, составляли часть националистической пропаганды, которую Милошевич
и его сторонники манипулировали народными эмоциями. Сербский православный
Церковь, однако, всегда была разделена по поводу Милошевича. Первоначально он поддерживал
его в значительной степени, чтобы положить конец тому, что он считал преследованием сербского народа
при коммунизме и обратить вспять сокращение сербского присутствия в Косово.
Но коммунистическая карьера Милошевича беспокоила Церковь, как и его использование
насилия. К началу 1990-х Патриарх Павел публично критиковал
Милошевич, хотя некоторые другие члены православной иерархии продолжали
поддержать его. После войны 1999 года епископ Артемий, глава православного
Церковь в Косово взяла на себя руководство сербами, желающими работать.
с международным сообществом там.
Во время войны сербские войска уничтожили
многочисленные исламские учреждения, в том числе практически все исламские библиотеки
и архивы. После войны албанцы ответили уничтожением десятков
Православные церкви. Эти акты взаимного вандализма казались мотивированными
с обеих сторон больше желанием искоренить свидетельство другой
присутствия в Косово, чем религиозным фанатизмом.
Сербская и албанская религиозные общины
больше охотно общались друг с другом, чем представители других секторов Косово.
общество. Еще в марте 1999 г., до интервенции под руководством НАТО, представители
назначается лидерами трех основных религиозных общин Косово
(исламские, православные и католические) провели совместную встречу в Приштине
которая была созвана Всемирной конференцией о религии и мире (ВПИК)
для облегчения диалога. Представители выступили против
злоупотребление религией по политическим мотивам всеми сторонами и призвал всех
партии не использовать религиозные символы для пропаганды насилия или нетерпимости.
Они также выразили решимость поддерживать прямые контакты между
религиозные общины и наладить каналы связи. неофициальный
уровень диалога продолжался на регулярной основе между некоторыми членами
из трех основных религиозных общин. Эти межконфессиональные встречи до сих пор
содержат некоторые риски для участников, но могут быть полезны для облегчения
улучшение климата терпимости и взаимопонимания между этническими общинами
и может быть надлежащим образом в центре внимания более широкого международного сообщества
поддерживать.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. МООНК следует немедленно поставить
Косовский межконфессиональный совет на постоянной основе.
2. Департамент культуры МООНК
следует разработать программу защиты, реконструкции и восстановления
всех косовских религиозных памятников всех вероисповеданий на равной основе и
при соответствующем финансировании.
3. МООНК следует немедленно выдать
положение, облегчающее регистрацию религиозных общин в качестве законных
субъектов для решения проблем сообществ в восстановлении и
содержание собственности, финансирование реконструкции и оказание помощи.