Разное

Сербы что исповедуют: Сербы | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

Сербы | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

СЕРБЫ (самоназвание – срби) – этническая группа Казахстана. Численность в Казахстане – 213 человек (2009). Динамика численности сербов в Казахстане: 1970 – 92, 1979 – 93, 1989 – 179, 1999 – 1 человек. Сербы – население Сербии и Черногории. Живут также в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии, а также в США, Канаде, Аргентине, Австралии, в Российской Федерации.

Язык. Сербы говорят на штокавском диалекте сербско-хорватского языка, письменность на основе кириллицы.

Религия. Сербы исповедуют православие (85%), католицизм (5,5%), протестантизм (11%), мусульманство (3,2%).

История. С массовым переселением славянских племен на Балканы в VI–VII вв. предки черногорцев и населения Боснии и Герцеговины заняли значительную часть территории бассеина южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка, где во 2-й половине VIII в. сложилось раннее государство. В середине IX в. было создано Сербское княжество. В X–XI вв. центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII в. Сербское государство активизировало завоевательную политику, и в XIII–1-й половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том потом числе за счет византийских земель. После поражения на Косовом поле в 1389 г. Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 г. была включена в ее состав. Борьба за освобождение от османского гнета и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобожденные области. В 1918 г. было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. – Югославия; после распада Югославии в 1991 г. сербов снова оказались разделенными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

Культура. В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр, в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа. Сохраняется традиционное народное искусство – декоративное ткачество, гончарное дело, резьба. Народная одежда сербов значительно различается по областям, хотя имеются общие элементы. Элементы мужской одежды – туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда – жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательная принадлежность мужского костюма – красиво украшенные пояса. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. В традиционной кухне значительное место занимали кукуруза, фасоль, картофель, капуста, перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники. Повсеместно ели хлеб – кислый или пресный.

Бывшая Югославия: религия и примирение

Почему религиозные лидеры не стали миротворцами на Балканах.

В бывшей Югославии национальность в основном совпадает с принадлежностью к определенной религии: если ты серб, то обязательно православный, если хорват, то католик, бошняк – мусульманин. Во времена единой социалистической страны национальность бошняков совпадала с исторической их принадлежностью к исламу и они назывались Мусульманами – это слово писали с большой буквы. Югославия была светским государством, где отношение к религиозным общинам, хоть их и не преследовали, было крайне неблагожелательным. Потом, в конце восьмидесятых годов, настали новые времена. Уже перед распадом большой страны и последовавшими за этим войнами, национальное сплочение каждого из югославских народов произошло в рамках религии. Религия и духовенство получили большую роль в обществе. И именно благодаря этому войны и конфликты в недавнем прошлом приобрели значительное религиозное измерение.

С тех пор прошло уже пятнадцать, а то и двадцать лет. О том, как определяет себя религия в современных сообществах на территории бывшей Югославии, размышляют два профессора-социолога, занимающиеся вопросами религии, – Милан Вукоманович из Белградского университета и Дино Абазович из Университета в Сараево.

Государство в государстве

Последняя перепись населения, проведенная в Сербии в 2011 году, показала, что религия в стране пользуется огромной популярностью. 94% граждан причислили себя к верующим, а 84% из них сообщили, что они православные. Милан Вукоманович полагает, что это не означает, что граждане, которые причисляют себя к определенной религиозной группе, на самом деле религиозны. «Что касается влияния церкви, то я бы назвал происходящее сейчас в Сербии политическим православием. Это гибрид, возникший в постсоциалистическом и постсветском периоде, когда появилась связь определенных движений, общественных групп, политических партий и церкви», – дает определение процессу Вукоманович. Есть тенденция отвержения светских ценностей общества, а это ставит под вопрос проевропейские ценности, такие как демократия, гражданское общество, плюрализм, религиозная толерантность и права человека, говорит профессор. «Проблема состоит в политизации религии, которая занимает все больше общественного пространства с тенденцией формировать его согласно своим желаниям», – считает он.

Сербская православная церковь после пятидесятилетней изоляции теперь имеет особый статус в государстве – несмотря на то что Конституция этого не предусматривает. Церковные символы теперь повсюду – в государственных учреждениях, больницах, школах, военных и полицейских казармах. Православные священники освящают помещения политических партий, религиозные лидеры во время всех государственных торжеств стоят рядом с руководством Сербии.

В исследовании, которое провел среди бошняков – боснийских мусульман профессор Дино Абазович, процент конфессиональной самоидентификации составлял 96%. В Боснии и Герцеговине, как и в Сербии, и во всем регионе, конфессиональная самоидентификация часто является, с одной стороны, последствием социально желательного поведения, а с другой – тесным историческим симбиозом между этнической принадлежностью и конфессией. В Боснии и Герцеговине религия составляет то ключевое отличие, которое в значительной мере повлияло на этнический раздел населения в течение 19-го и в начале 20-го века, когда формировалась этно-национальная принадлежность, полагает Абазович.

Возвращение к религии или к вере?

Профессор Вукоманович отмечает, что этномобилизация, которая произошла в ходе1990-х годов в бывшей Югославии, установила прочную связь между религиозной, конфессиональной и этнической принадлежностью народов. Так как национальность на том периоде войн оказалась очень важной, она повлекла за собой и религиозность – даже среди тех людей, которые раньше пренебрегали религией. И в нынешнем, послевоенном периоде, и сами церкви, и религиозные общины заняли намного большее пространство, чем они имели в социалистической Югославии. Церковные институты влияют сейчас на культуру, на политическую и общественную жизнь, считает сербский профессор.

Люди в ситуациях войны и кризисов легко обращаются к тоталитарным и универсальным системам, в том числе к религии, которая провозглашает себя защитницей традиции

Профессор Дино Абазович

А в Боснии и Герцеговине есть такой феномен, заложенный в Дейтонские мирные соглашения: руководство страны и все остальные органы исполнительной власти формируются исключительно на основе этнической, а тем самым и религиозной принадлежности к трем главными конфессиями – исламской, православной и католической. Получается, что подчеркивать свою национальность и религию в Боснии выгодно.

Профессор Дино Абазович отмечает, что для Боснии и Герцеговины и региона в целом очень важным фактором возвращения к религии была война после распада Югославии. Религия в таких случаях компенсирует невзгоды жизни. Люди в ситуациях войны и кризисов легко обращаются к тоталитарным и универсальным системам, в том числе к религии, которая провозглашает себя защитницей традиции. Старый тезис гласит: когда сомневаетесь, когда кажется, что попали в безвыходное положение, религия близка. «Нельзя забывать также, что сразу после войны было принято демонстрировать свою религиозную принадлежность. Люди пользовались религией также для того, чтобы достичь некоторых своих земных целей», – говорит Абазович.

Православная церковь в Сербии богатая и привилегированная. В каком-то смысле она находится вне закона – вне финансового и судебного контроля. Она получила обратно конфискованное во времена социализма имущество, в том числе десятки тысяч гектаров земли. А тем временем обычные граждане все еще ждут, когда к ним применят закон о реституции. Государство не контролирует финансы церковных объединений. Священники как будто не подпадают под действие судов. Известны крупные финансовые махинации некоторых епископов, злоупотребление даже гуманитарной помощью сербам в Косово, а государственные органы на это смотрят сквозь пальцы. Православную церковь сейчас потрясает шумный скандал вокруг епископа Зворницко-Тузланского Василия, который обустроил свой епископский дом как дворец – с позолоченной мебелью. И это на границе Боснии с Сербией, где люди живут крайне бедно. Но проблема даже не только и не столько в этом. Появились видео- и аудиозаписи, фотографии епископа Василия и свидетельства около сорока юношей о том, как сексуально истязал их владыка. Среди них есть и несовершеннолетние. Синод Сербской православной церкви отправил отца Василия на пенсию, но мало кто верит, что он предстанет перед судом. Ведь это не первый подобный случай в рядах высокопоставленных православных священников, который церковь и государство замяли, очевидно, из-за тесной связи церкви и политиков.

Церковное милосердие

«Если речь идет о Сербии и Сербской православной церкви, то, на мой взгляд, она намного больше занята государственными и политическими вопросами, чем социальными», – говорит социолог Милан Вукоманович. В Сербии чаще можно услышать размышления церковных лидеров о Косово, чем их позицию по поводу экономических и социальных прав населения, которое живет бедно. Церковная верхушка критикует Европейский союз, а тем временем ее представители катаются на дорогих европейских автомашинах, обставляют наместные и епископские дома подобно европейским музеям, отмечает социолог.

В Боснии и Герцеговине же, хоть и медленно, внимание религиозных общин все-таки перемещается с политических тем на социальные вопросы, полагает Дино Абазович. Это касается и католической церкви, и частично исламской общины, и порой Сербской православной церкви, хотя последняя, по мнению Абазовича, заинтересована лишь в территории Республики сербской, а не в остальной территории страны. Замечаются порой попытки открыть взрывоопасный вопрос о самых бедных социальных категориях населения – фактически совершенно бесправных рабочих. Но все это слабо и шепотом.

Войны и их жертвы

Порой складывается впечатление, что каждая из этнически-религиозных общин все еще только свой народ считает жертвой конфликтов и войн и не испытывает сочувствия к другим. Белградский профессор Милан Вукоманович

Высокопоставленные представители религиозных общин, которые могли сыграть значительную символическую роль, очень мало сделали для примирения, а то, что сделали, не было искренне, не шло от сердца

Профессор Милан Вукоманович

замечает, что по окончании войн, после 1996 года, и после окончания в 1999 году конфликта в Косово он ожидал намного более активной миротворческой деятельности религиозных общин и организаций. Сейчас у него складывается впечатление, что они вообще эту роль не выполнили. «Получилось так, что политики извинились друг перед другом, хоть в этом и было много политической косметики. А высокопоставленные представители религиозных общин, которые могли сыграть значительную символическую роль, очень мало сделали для примирения, а то, что сделали, не было искренне, не шло от сердца», – говорит Вукоманович.

Может быть, этому не нужно удивляться. Ведь духовенство Сербской православной и католической церквей, исламской общины во время войны поддерживало наиболее экстремистски настроенных людей в своих сообществах. В Боснии и Герцеговине были, например, православные священники, которые с удовольствием появлялись публично с оружием в руках. Да и теперь – с Сербской православной церковью в Сербии крепче всего связаны организации и партии сербских ультранационалистов. Синод Сербской православной церкви выступил с заявлением, в котором жестко осудил руководство Сербии за то, что оно достигло соглашения с албанцами об урегулировании ситуации в Косово. Большинство политических партий, как и значительная часть общественности Сербии, не против этого соглашения. И так происходит на большей части территории бывшей Югославии.

«Для того чтобы говорить о межрелигиозном примирении, в Боснии и Герцеговине пока не сделан очень важный, я бы даже сказал, решающий шаг», – говорит профессор Сараевского университета Дино Абазович. И этот шаг, по его мнению, – внутриконфессиональный диалог. «Я не вижу этого диалога изнутри, между членами одной религиозной общины, о необходимости примирения, о значимости диалога с другими. Ведь у религиозных лидеров в Боснии и Герцеговине нет проблем в коммуникации. У нас есть даже Межрелигиозный совет, в который входит все высокопоставленное духовенство, и у них нет проблем в сотрудничестве. Однако на местах, на нижем уровне, там, где есть реальные проблемы, почти никакого сотрудничества нет», – говорит Абазович.

Подготовка к исповеди – Сербская Православная Церковь Св. Георгия Сан-Диего

Подготовка к исповеди

Дар прощения Божия принимается через личную молитву, общее богослужение, дисциплины молитвы и поста, покаянные службы и, прежде всего, через таинство Святой Исповеди.

Значение Священной Исповеди в два раза больше. Во-первых, через это таинство рукоположенного священника и верующего христианина мы получаем уверенность в божественном прощении, по слову Христа (Ин. 20, 23). Во-вторых, Святая Исповедь дает возможность поговорить о своих глубоких заботах, получить совет и поощрение к духовному росту, что общепризнано как чрезвычайно полезное для личной жизни.

Исповедь уместна всякий раз, когда православный христианин чувствует в ней потребность. Это также часть нашей общей духовной подготовки в постные периоды, предшествующие великим праздникам Пасхи, Рождества, Успения Пресвятой Богородицы и Праздника Двенадцати Апостолов. Однако особенно необходима Святая Исповедь:

  1. При совершении тяжкого греха;
  2. Когда привычный грех одолел христианина, или
  3. Когда христианин перестал расти духовно и нуждается в пересмотре приоритетов.

Мы исповедуем свои грехи перед Богом, и сила прощения принадлежит Богу. Однако дар Божьего прощения, хотя и гарантированный, не является волшебным. Это не избавляет нас автоматически от духовной борьбы – постоянной бдительности против зла и непрестанной брани против греха. Святое Исповедание принесет плоды в Духе только тогда, когда верующий возненавидит зло, совершенно отвергнет грех и терпеливо взращивает положительные привычки жизни во Христе. «Так и вы должны считать себя мертвыми для греха и живыми для Христа Иисуса. Не предавай членов своих греху, как орудия нечестия, но предайся Богу, как перешедшие от смерти к жизни» (Рим. 6:11, 13)

Как подготовиться к исповеди? Подготовка к исповеди – это молитвенное исследование чувств, мыслей, слов, поступков, установок, привычек, ценностей, приоритетов, целей, направления и образа жизни. Этот молитвенный самоанализ включает в себя не только личную религиозную жизнь, но и семейные отношения, общественную деятельность, поведение на работе, деловые отношения, политические обязательства и даже развлечения, потому что все наше существование должно быть прожито в свете Святого Духа. не осудить себя, но утвердить наше истинное «я» во Христе, Который дал нам доступ к Божией милости и прощению и научил нас жить для славы Божией.

Помолитесь и обдумайте свою исповедь в течение нескольких дней. Попросите Бога помочь вам осознать свои грехи и полностью исповедаться в них. Незадолго до таинства Святой Исповеди вознеси избранные молитвы из следующих Исповеди, Псалом 51 или следующую покаянную молитву:

Покаянная молитва

Господи Боже мой, исповедую, что мысленно согрешил против Тебя, слово и дело.

Я также не сделал того, что требует от меня Твой святой закон.

Но ныне с раскаянием и сокрушением вновь обращаюсь к Твоей любви и милосердию.

Умоляю Тебя, прости мне все мои прегрешения и очисти меня от всех моих грехов.

Господь, наполни мое сердце светом Твоей истины. Укрепи мою волю Твоей милостью.

Научи меня и желать, и делать только то, что Тебе угодно. Аминь.

Теперь, без оправдания и жалости к себе, сделайте молитвенное исследование своей совести на все вещи. В качестве помощи подумайте о своей жизни в свете Десяти заповедей и заповедей блаженства. Возьми карандаш и бумагу и перечисли свои грехи, чтобы во время таинства ты мог исповедоваться из списка без путаницы и потери памяти.

Десять Заповедей

Я Господь Бог ваш, и да не будет у вас других богов до Меня.

Был ли Бог источником, центром и надеждой моей жизни? Ставил ли я себя, других или вещи выше Бога? Неужели я не поверил в существование Бога, в любовь и милосердие? Разве я не смог молиться Богу, поклоняться Ему и благодарить Его за Его благословения? Пытался ли я служить Богу и верно соблюдать Его заповеди? Не роптал ли я или жаловался на Бога в несчастье? Восхвалил ли я и прославил Бога своими словами и делами?

Не делай себе кумира, чтобы поклоняться ему.

Ценил ли я кого-либо или что-либо выше Бога? Отдал ли я кому-либо или чему-либо любовь, честь и поклонение, которые принадлежат только Богу? Сделал ли я идолом какого-либо человека, идею, занятие или вещь?

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Хулил ли я каким-либо образом святое имя Бога? Дал ли я ложную клятву? Нарушил ли я какую-нибудь торжественную клятву или обещание? Заключил ли я соглашение, обещание или договор, противоречащий Божьему закону? Я ругался или использовал нецензурную брань?

Помните день субботний, чтобы святить его.

Регулярно ли я поклонялся Богу по воскресеньям и в большие праздники и помогал ли я другим делать то же самое? Работал ли я без необходимости по воскресеньям или в большие праздники или заставлял других делать это? Провел ли я День Господень полезным и назидательным образом?

Почитай отца и мать

Любил ли и уважал ли я своих родителей так, как должен? Пренебрег ли я ими или не смог им помочь? Разве я не повиновался им, обманул их или причинил им боль своими словами или делами? Относился ли я ко всем членам моей семьи с терпением и любовью?

Не убий.

Причинил ли я вред, ранение или смерть кому-либо? Желал ли я себе или кому-либо зла или смерти? Был ли я жесток к животным или лишил их жизни без необходимости?

Не прелюбодействуй.

Совершил ли я какие-либо аморальные действия в одиночку или с другими? Принуждал ли я других к совершению аморальных поступков? Совершил ли я безнравственные поступки в своем сердце?

Ты не должен воровать.

Взял ли я что-нибудь, что не было моим, у кого-либо или откуда-либо? Я кого-нибудь обманул? Заставил ли я других воровать или обманывать? Пытался ли я найти владельцев потерянных вещей, которые я нашел? Я повредил или уничтожил что-нибудь, что принадлежало другому? Обманывал ли я кого-либо законной заработной платой? Я заплатил свои долги? Давал ли я бедным и на благотворительные цели в соответствии со своими средствами?

Не лжесвидетельствуй.

Давал ли я ложные показания против кого-либо? Говорил ли я зло, лгал или распространял слухи о ком-либо? Раскрыл ли я кому-либо грехи и недостатки другого? Делал ли я неосторожные заявления или делал что-либо еще, чтобы нанести ущерб имени и репутации другого лица? Занимался ли я пустыми сплетнями?

Не завидуй.

Смотрю ли я с завистью или ненавистью на обладание талантами или достижениями других? Желал ли я падения или потери других из-за злого умысла, чтобы получить пользу? Огорчен ли я тем, что Бог даровал другим больше благословений, чем мне?

Заповеди блаженства

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Действительно ли я осознал свою полную зависимость от Бога? Был ли я гордым, высокомерным и самодовольным в своих путях? Был ли я эгоистичным, собственническим и своекорыстным? Стремился ли я к статусной власти и богатству?

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

С верой и терпением переносил ли я трудности и невзгоды? Сочувствовал ли я страданиям бедных, голодных и зависимых; больные, одинокие и грешные мира? Действительно ли я сожалел о своих грехах и недостатках?

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Пытался ли я служить или, скорее, доминировать над другими дома, в школе, на работе, в офисе, в церкви и в других местах? Разве я нянчилась против кого-нибудь? Был ли я обижен, ожесточен, не прощал или оскорблял и оскорблял других? Любил ли я своих врагов?

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Действительно ли я стремился к тому, чтобы Божья воля исполнялась во всем? Работал ли я во имя справедливости в своей семье, обществе и мире способами, которые мне были доступны? Пытался ли я взращивать праведную жизнь через молитву, пост, поклонение, причащение Святых Причастий и дела любви к другим?

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Проявлял ли я сострадание и помощь бедным, голодным, одиноким и нуждающимся вокруг меня? Пытался ли я понять и простить других? Был ли я безразличным оценщиком или законником?

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Любил ли я добро, чистоту и святость? Поддался ли я злым побуждениям и намерениям? Поддался ли я нечистым мыслям, словам или делам? Был ли я виновен в предвзятости и предрассудках? Был ли я лицемерным, претенциозным или потакавшим греховным страстям?

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

Есть ли в моем сердце Божий мир? Был ли я несправедливо зол, агрессивен или нетерпелив? Работал ли я ради мира дома, на работе, в церкви и в обществе? Был ли я раздражителен, полемичен или вызывал разногласия?

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Жаловался ли я, когда меня преследовали ради Бога? Молился ли я за своих гонителей? Разве я не смог защитить кого-либо в истине из-за боязни унижения или преследования? Хватило ли у меня мужества отстаивать то, что правильно, несмотря на критику, насмешки или преследования?

Блаженны вы, когда вас поносят и преследуют за меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах

Есть ли радость Христова в моем сердце даже в трудные минуты? Был ли я пессимистично подавлен или отчаялся? Действительно ли я рад обещанию Божьих сокровищ на небесах?

Молитвы ко Христу

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, Пастырь и Агнец, Ты отдал Свою жизнь на кресте, чтобы взять на Себя грехи мира. Ты даровал прощение Петру и блуднице, обратившейся к Тебе со слезами. Ты простил долги двум должникам, а также сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон». Господи, прими меня, грешного, и услышь мою покаянную молитву (Исповедуй Господу свои конкретные грехи). Грехи и прегрешения мои сознаю, вольные и невольные, ведомые и неведомые. Я твердо решаю с помощью Твоей благодати отвернуться от моих грехов и исправить свою жизнь согласно Твоему учению. Помоги мне идти путем праведных и во веки веков возносить хвалу Твоему славному имени. Аминь

Сладкий, Иисусе, мой Господь и Владыка, через Твою святую страсть Ты исцелил мои злые страсти, и через Твои священные раны Ты исцелил мои греховные раны. Даруй мне, раскаяние. Очисти тело мое благоуханием Живоносного Тела Твоего и изгони горечь, которою накормил меня супостат. Подними к Себе мой скованный землей разум и выведи меня из ямы погибели. У меня нет искреннего раскаяния, у меня нет истинного умиления, у меня нет утешительных слез, чтобы привести меня, как чада Божия, к моему духовному наследию. Мой разум был омрачен мирскими страстями. Я не могу смотреть на Тебя в скорбном раскаянии. Я не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Господи Иисусе Христе, сокровищница благ, даруй мне через покаяние и усердное сердце искать Тебя. Даруй мне Твою благодать и обнови во мне образ Твоего образа. Я оставил Тебя; но, Господи, не оставляй меня. Выходите искать меня; веди меня на пастбище Твое; причисли меня к овцам избранного стада Твоего и напитай меня пищей святых Твоих таин, предстательством Пречистой Твоей Матери и всех святых. Аминь.

Молитва св. Иоанна Златоуста

Господи, не лиши меня Твоих небесных и вечных благословений.

Господи, избавь меня от вечных мук.

Господи, если я согрешил словом или делом, умом или духом, прости меня.

Господи, избавь меня от всякой скорби, невежества, забвения, лености и каменного жестокосердия.

Господи, избавь меня от всех искушений и душевной заброшенности.

Господи, просвети сердце мое, омраченное злым желанием.

Господи, будучи человеком, я грешу; но Ты, Бог, помилуй меня.

Господи, внемли немощи души моей и помоги мне Твоей благодатью, да прославится во мне имя Твое святое.

Господи Иисусе Христе, впиши имя раба Твоего в книгу жизни, даруя мне конец блаженный.

Господи Боже мой, я не сделал ничего хорошего; но Твоим состраданием помоги мне начать новую жизнь.

Господи, освежи мое сердце росой Твоей благодати.

Господи, Боже неба и земли, помяни меня, грешного, убогого, злого и нечистого, в Царствии Твоем по непрестанной любви Твоей.

Господи, прими меня в покаянии и не оставь меня.

Господи, не подвергай меня испытанию.

Господи, даруй мне добрые мысли.

Господи, даруй мне слезы покаяния, память о смерти и сокрушения.

Господи, даруй мне искреннее признание моих мыслей.

Господи, даруй мне смирение, избавление от собственной воли и послушания.

Господи, даруй мне терпение, долготерпение и кротость.

Господи, внуши мне Свой святой страх, источник всех благ.

Господи, дай мне любить Тебя всей душой, разумом и сердцем; а мой сосед как я сам.

Господи, защити меня от злых людей и демонов, от нечистых страстей и всего неблаговидного.

Господи, как Ты повелел; Господь, как Ты все знаешь; Господи, как Ты желаешь, я желаю Твоей благости; да будет во мне воля Твоя.

Господи, да будет воля Твоя, а не моя, предстательствами Пресвятой Богородицы и всех Святых, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва Манассии

Эта молитва представляет собой классическую покаянную молитву, приписываемую традицией Манассии, нечестивому царю Иудеи (2 Паралипоменон 33:11-13), который просил у Бога прощения за свои многочисленные грехи.

Господи всемогущий, Боже отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова и их праведного потомства,

Ты сотворил небо и землю со всеми их украшениями.

Ты связал море Своим словом.

Ты замкнул бездну и запечатал ее Своим страшным и славным именем.

Все содрогается и трепещет перед Твоей силой.

Великолепие Твоей славы невыносимо.

Гневу Твоей угрозы против грешников невозможно сопротивляться.

Но неизмерима и неисследима Твоя обещанная милость.

Ибо Ты Господь Всевышний, Щедрый, Долготерпеливый и Милосердный, Отвращающийся от зла ​​людей.

Ты, Господи, по множеству благости Твоей, обещал покаяние и прощение согрешившим пред Тобою;

И по множеству милосердия Твоего Ты назначил покаяние грешникам ко спасению.

Воистину, Господи, Боже небесных сил, Ты не назначил покаяние праведнику, Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим против Тебя;

Но Ты назначил мне грешному покаяние.

Ибо совершенных мною грехов больше, чем песка морского.

Умножаются беззакония мои, Господи, умножаются!

Я недостоин поднять глаза и увидеть высоту небесную из-за множества беззаконий моих.

Я отягощен многими злыми узами и не могу поднять головы из-за своих грехов.

Мне нет облегчения, потому что я прогневал Твой гнев и сделал зло пред Тобою, не исполняя Твоей воли и не соблюдая Твоих заповедей, но воздвигая мерзости и умножая соблазны.

И теперь я преклоняю колено своего сердца, умоляя Твою доброту.

Я согрешил, Господи, я согрешил и знаю свои преступления.

Не гневайся на меня вечно и не копи мне зла; и не осуждай меня в глубины ада.

Ибо Ты, Господи, Бог кающихся, и мне Ты явишь Свою благость.

Недостойный я, Ты спасешь меня по Своей великой милости, и я буду славить Тебя непрестанно во все дни моей жизни.

Ибо все силы небесные поют Тебе хвалу, и Твоя слава вовеки. Аминь.

Источник: «Мой православный молитвенник» отдела религиозного образования

Частое причастие — Сербская православная церковь св. Николая

Частое причащение – реальность православного мира. Каждая православная церковь поощряет частое причащение, но все же есть определенные очаги сопротивления частому причащению. Это происходит из-за наших привычек или из-за нашего непонимания самой литургии. Если ориентироваться на нас, сербов, то причина бояться или не хотеть часто причащаться только одна: это привитая привычка, доставшаяся нам от предков. Вопрос в том, должны ли мы часто причащаться или нет? Простой ответ на это — да, но давайте рассмотрим причины, по которым жившие до нас не причащались каждую литургию.

История нашего сербского народа была очень тяжелой. Мы были в турецком рабстве 300 лет. В то время богослужения были скрытыми и редкими. Литургии совершались днем ​​в такое время, когда никто не ожидал их совершения. Это также относится к пасхальной литургии, которая никогда не совершается в полночь в то время, а только утром или рано днем, а иногда и вовсе не совершается. Если бы при турецких захватчиках мы среди ночи звонили в колокола или начинали кричать, что Христос Воскрес, это обязательно вызвало бы кровопролитие. Без должной литургической жизни и без литургии в центре Церкви многие сербы отошли от частого причащения. Частично причина в том, что очень многие были в вооруженных силах, сражаясь с турками или просто пытаясь выжить при иноземных захватчиках, а литургическая жизнь и пост отошли на второй план. Это продолжалось во время Балканских освободительных войн от турок, а также Первой и Второй мировых войн. После многих войн чума коммунизма поразила Сербию. Излишне говорить, что это нанесло гораздо больший ущерб, чем любая война, в которой мы участвовали.

Что же происходило тем временем в Сербских Церквах в этих очень сложных обстоятельствах? Священники просили людей поститься семь дней или три дня перед причастием, а при этом исповедоваться. Эти лица, которых попросили сделать это, были людьми, которые по разным причинам не приходили в Церковь вообще или редко. Из-за войн и нелитургического образа жизни многих людей их священники хотели лучше интегрировать их в литургию и пост и требовали упомянутого периода поста. Важно иметь в виду, что эти указания о семидневном посте перед причастием и исповеди перед причастием относились только к тем, кто годами не приходил в Церковь или просто вообще игнорировал Церковь в своей жизни. Когда люди начали соблюдать пост и стали более регулярно посещать церковь, правила поститься за 7 дней до причастия и причащаться два раза в год начали отступать в пользу истинно православной практики, заключающейся в причащении каждый раз, когда оно предлагается. На самом деле такой пост и редкое причащение традиционно используются как епитимья и вовсе не являются нормой для большинства православных христиан.

Хотя церкви в Сербии очень близки к завершению своего духовного возрождения и имеют причастников в каждой церкви всякий раз, когда предлагается причастие, здесь, в Америке, этот процесс все еще продолжается. В основном это связано с тем, что наши предки принесли практику редкого причащения, описанную выше, из старой страны. Это понятно, учитывая среду, из которой они произошли. Однако, независимо от того, какое понимание причастия было у наших предков, их практика была глубоко укоренена в конкретном историческом контексте, который сейчас, слава Богу, не существует для нас в Америке. Это означает, что мы должны, если уже не живем, жить настоящим временем и пользоваться полнотой богослужебной жизни, которая нам предлагается. В Америке нет войн, нет коммунизма и литургическая жизнь течет без перерывов. Нормальные исторические обстоятельства требуют от нас действовать соответственно и часто причащаться. Если мы готовы начать жить полнотой богослужебной жизни, которая без всякого сомнения необходима для нашего спасения и вечной жизни, мы должны выразить это желание нашим священникам, которые могут научить нас более частому причащению.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *