Сайт культура россия: Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России
Рассказы из русской истории. ХVIII век (авторский курс Владимира Мединского), 2022, документалистика, смотреть онлайн // Смотрим
Рассказы из русской истории. ХVIII век (авторский курс Владимира Мединского), 2022, документалистика, смотреть онлайн // Смотрим
Профиль
фильм
документалистика
Россия
2022
Смотрим всё
Авторский курс, посвященный самым ярким фигурам русской истории «галантного» XVIII века. Захватывающие рассказы о людях, событиях, укреплении Государства Российского — в свободной, современной форме, без устоявшихся стереотипов. Неожиданно свежий взгляд на известных со школьной скамьи исторических персонажей — с присущими им привычками, свойствами характера, привязанностями, достоинствами и недостатками: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I.
Рядом с монархами их выдающиеся сподвижники. В марте и апреле в эфире — рассказы о российских полководцах, их судьбах и делах, оставшихся в отечественной и мировой истории. Имена некоторых знает каждый, другие изрядно забыты. Но вместе они множили славу русского оружия, добивались громких побед вопреки и наперекор всему. Всех их объединяла горячая любовь к России, несгибаемость характера, умение сохранять самообладание при самых невероятных поворотах судьбы. И конечно, мы узнаем об их привычках, пристрастиях, любимых, семьях и потомках.
Цель курса – целостное, объемное восприятие становления Российской империи как крупнейшего государства Европы. Для широкого круга людей, интересующихся историей.
Автор и ведущий Владимир Мединский –доктор исторических наук, профессор, писатель, автор бестселлеров «Мифы о России», «Война. Мифы СССР», «Особенности национального пиара», исторического романа «Стена».
Лекторий Dостоевский — просто о сложном и важном dostoverno.ru
Видео предоставлено ООГО «Российский фонд культуры»
документалистика
Россия
Екатерина II
история
Петр Первый/ Петр I
Романовы
Екатерина I
Елизавета I
Петр II
Анна Иоанновна
Владимир Мединский
династия Романовых
телеканал «Культура»
исторические передачи
документальные проекты
биографии
уроки истории
Авто-геолокация
Энигма, 2016, цикл передач, документалистика
Энигма, 2016, цикл передач, документалистика — смотреть онлайн // Смотрим
Профиль
программа
Россия
Смотрим всё
Автор и ведущая цикла Ирина Никитина – известный российский продюсер и музыкант, президент Фонда «Музыкальный Олимп».
В рамках проекта «Энигма» зрители становятся свидетелями встреч с людьми, для которых музыка стала не просто делом жизни, которому они служат, но и кодом к прочтению сути мироздания. Среди них не только музыканты, работающие в самых разных жанрах в диапазоне от классики до фолка и рэпа, но и ученые, изучающие воздействие музыки на нашу жизнь, известные в узких кругах, но не широкой публике влиятельные музыкальные менеджеры, а также композиторы, подвижники-просветители и многие другие.
Отвечая на вопросы Ирины Никитиной – профессионального музыканта, герои программы раскрываются с неожиданной и порой ошеломляющей полнотой, в результате чего зрители оказываются на расстоянии вытянутой руки от легендарных личностей мирового масштаба. Героями программы уже были Риккардо Мути, Марис Янсонс, Даниэль Баренбойм, Гия Канчели, Владимир Ашкенази, Гидон Кремер, Пласидо Доминго, Криста Людвиг, Андреа Бочелли.
Знакомство с внутренним миром музыкантов завораживает не меньше, чем погружение в их творчество, как и в случае с артистами нового поколения – такими, как Люка Дебарг, Даниил Трифонов или Ланг Ланг, чья искренность и глубина оказываются прямо пропорциональны искренности и глубине их постижения музыки.
Искусственный отбор
Романтика романса
музыка
передача/программа
композитор
искусство
культура
творчество
музыкант
цикл
классическая музыка
артист
Ирина Никитина
телеканал «Культура»
передачи об искусстве
Рекомендуем к просмотру
программы-интервью
Легендарные программы «Культуры»
Авто-геолокация
украинцев видят, как стирается их культура, когда Россия наносит удары по любимым сайтам
Директор музея Наталья Микей описывает ущерб, нанесенный Литературно-мемориальному музею Григория Сковороды после ракетного удара российской ракеты. 0003
СКОВОРОДИНОВКА, Украина — Когда в 22:45 по городу Сковородиновка раздался ракетный удар. 6 мая Наталья Мицей сразу поняла, в кого попала.
Но к тому времени, когда Микей мчалась по дороге от своего дома к драгоценному городскому Литературно-мемориальному музею Григория Сковороды, было уже слишком поздно. Массивный пожар охватил многовековое желтое здание.
Пожарные и другие местные жители работали всю ночь, чтобы потушить пламя, надеясь спасти все, что смогли. Но здание и его содержимое сгорели дотла.
«Это было сделано намеренно. Это был подготовленный план. Они знали, что это наследие было здесь», — сказала Микей, пробираясь среди обгоревших останков, указывая на то, где картины, скульптуры и книги заполняли комнаты за почти 30 лет ее работы директором музея.
«Это сделано для того, чтобы Россия могла сказать, что украинской культуры не существует, что украинской идентичности не существует».
Сильно поврежден фасад здания, примыкающего к факультету экономики и бизнеса Школы им. В.Н. Каразина Харьковский национальный университет. Пит Кихарт для NBC News 900:02 С тех пор как 24 февраля Россия начала вторжение в Украину, украинские официальные лица обвиняют Москву в преднамеренном нападении на сотни культурных объектов, что является военным преступлением в соответствии с Гаагской конвенцией 1954 года. Украинцы говорят, что атаки являются частью усилий президента России Владимира Путина стереть украинскую идентичность и вернуть себе страну, которая, по его мнению, была украдена у Российской империи.
Анатолий Елисеев, мэр района, в который входит Сковородиновка, сказал, что удар по литературному музею, посвященному Григорию Сковороде, одному из самых влиятельных украинских поэтов и философов, был одним из самых ярких примеров того, как Россия намеренно стремится уничтожить украинская история.
Елисеев сообщил, что в поселке, расположенном примерно в 12 милях к югу от российской границы, законных военных целей не было. Украинские силы не действовали в городе, поблизости не хранилась военная техника.
«Мы маленькая деревня — всего 400 человек. У нас даже нет полицейского участка», — сказал он.
Заявления Елисеева были подкреплены военными аналитиками, которые по запросу NBC News изучили фотографии поврежденного музея и его окрестностей и заявили, что, вероятно, был применен высокоточный боеприпас, который используется для поражения очень конкретной цели. Россией намеренно уничтожить музей. На территории вокруг музея не было никаких признаков активности украинских военных, таких как танковые следы.
Наталья Микай, директор Литературно-мемориального музея Григория Сковороды, и Анатолий Елисеев, мэр Золочевского сельсовета Великорожского района. — сказал Елисеев. «Это потому, что они выполнили свою миссию».
Литературно-мемориальный музей Григория Сковороды не единственная культурная жертва войны.
Российские войска сожгли музей в городе Иванков, в котором хранилась коллекция картин известной украинской народной художницы Марии Примаченко, вдохновившей Пабло Пикассо. Дом культуры в Лозовой был разрушен российской ракетой. Другие театры, церкви, памятники и библиотеки были разрушены.
Министр культуры Украины Александр Ткаченко заявил, что его ведомство зафиксировало более 350 «военных преступлений России против культурного наследия» по состоянию на 19 мая. вероятно, будет намного выше, учитывая ограниченный доступ к информации на оккупированных территориях, таких как город Мариуполь, где Украина обвинила российские силы в захвате более 2000 произведений искусства.
«Что в головах у людей, выбирающих такие цели?» Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский после нападения на Лозовской дом культуры. «Абсолютное зло, абсолютная глупость».
Культура под прицелом
Нападения на культурные ценности не редкость в военное время, сказал Ричард Курин, культурный антрополог и основатель Смитсоновской инициативы по спасению культуры.
«В конфликте возникают ситуации, когда люди хотят стереть чужую культуру», — сказал Курин.
Так было во время югославских войн 1990-х годов, когда сербские войска уничтожили более двух миллионов книг в Национальной библиотеке Сараево и подвергли бомбардировке исторические и религиозные объекты Старого города Дубровника, Хорватия. Культурные реликвии, в том числе Великие Будды Бамиана, знаковые статуи 6-го и 7-го веков, были уничтожены талибами в 2001 году в Афганистане; В 2006 году «Аль-Каида» взорвала иракскую мечеть аль-Аскари 10-го века, важное святое место для мусульман-шиитов; и десятки культурных объектов стали объектами продолжающейся гражданской войны в Сирии.
Памятник украинскому поэту Тарасу Шевченко окружен защитными мешками с песком в Харькове. Пит Кихарт для NBC News
«Это деморализует людей, потому что человеческая культура очень символична и дает им чувство идентичности и морального духа», — сказал Курин. «Если подумать о том, за что борются украинцы, во многом это связано с тем, что они украинцы».
На каждую часть украинских культурных ценностей, уничтоженных в результате целенаправленной атаки, приходятся десятки других, пострадавших от неизбирательных ударов, особенно в связи с тем, что Россия наносит удары по гражданским районам.
Харьков, второй по величине город Украины, расположенный в 25 милях от границы с Россией, стал одним из наиболее пострадавших.
Штурм харьковской площади Свободы в первые дни войны прокатился по всему культурному центру города, повредив многовековые здания, такие как 218-летний Харьковский национальный университет, один из самых известных университетов страны, оперный жилой дом и здание государственной промышленности Госпрома, которые в настоящее время находятся в «предварительном» списке ЮНЕСКО для рассмотрения в качестве объекта всемирного наследия.
Обломки пианино, одного из многих, пришедших в негодность из-за воздействия низких температур, в I.P. Котляревского Харьковский национальный университет искусств. Пит Кихарт для NBC News
Ударная волна от этой атаки также выбила окна близлежащих зданий, в том числе исторического Харьковского национального университета искусств, уничтожив произведения искусства, старые фотографии и более 100 концертных фортепиано — каждое стоит десятки тысяч долларов.
«Большая часть ущерба культурным ценностям была нанесена побочным ущербом и тем, как Российская Федерация борется с конфликтом», — сказал Питер Стоун, президент Blue Shield, международной организации, которая занимается защитой культурного наследия от вооруженных конфликтов. и стихийные бедствия.
Но независимо от того, являются ли нападения неизбирательными или целенаправленными, Стоун сказал, что Украина рискует потерять незаменимые культурные памятники и артефакты, составляющие основу украинской идентичности. «В конце концов, ущерб был нанесен», — сказал он.
Гонка за спасение украинской культуры
Когда Россия вторглась и аннексировала Крым в 2014 году, Антон Бондарев, украинский архивариус и историк, начал беспокоиться, что нечто подобное может произойти в его родном Харькове.
На всякий случай начал делать цифровые копии планов застройки исторических сооружений Харькова, включая подробную информацию о композициях и фасадах. Его архив послужит планом, который поможет восстановить любой ущерб, нанесенный многовековым зданиям города.
«Я все еще был в шоке», — сказал Бондарев, вспоминая первые звуки ракетных ударов в конце февраля. «У нас были бомбардировки во Второй мировой войне со стороны нацистов. А теперь у нас бомбежки из России. На этот раз хуже».
Антон Бондарев, архивариус, исследователь истории и основатель «Харьковской ночи истории», в своем домашнем офисе. Пит Кихарт для NBC News в кармане, прежде чем мчаться в бомбоубежище под своим многоквартирным домом. Он провел 50 дней под землей, не выпуская из рук флешку.
«Харьковское наследие в опасности», — сказал он. «Все это часть российского геноцида украинской культуры и национальной идентичности».
Не все украинцы обладали такой дальновидностью, как Бондарев.
В Украине было сделано очень мало для защиты культурных ценностей от возможного российского вторжения, поэтому директора музеев, художники, историки и государственные служащие в конце февраля торопились складывать мешки с песком вокруг памятников и карабкаться в поисках достаточного количества ящиков и защитных средств. материалы для перемещения ценных произведений искусства под землю на хранение.
Статуя украинского философа Григория Сковороды рядом с поврежденными куполами церкви Святых жен-мироносиц в Харькове. Пит Кихарт для NBC News
«Они просто не верили, что Российская Федерация собирается вторгнуться», — сказал Стоун. «И поэтому — за примерно двумя заметными исключениями — они ничего не сделали для защиты культурных ценностей».
Ни один из более чем 25 000 экспонатов, хранящихся в Харьковском художественном музее, не был сдан на хранение, когда российские войска начали наступление на город в феврале. Во время приближающегося обстрела Марина Филатова, руководитель отдела зарубежного искусства, работала 24 часа подряд вместе с шестью другими сотрудниками, чтобы убрать все экспонаты и спрятать их в секретном месте.
Но Филатова сказала, что у ее команды не было нужных материалов для правильной обработки картин, а нераскрытое складское помещение не оборудовано климат-контролем, необходимым для художественных работ. «Нам нужно сохранить эти картины, но я не знаю, как их защитить», — сказала она, стоя в опустевших сейчас залах музея.
Зеленая весенняя листва видна из окна разрушенного Литературно-мемориального музея Григория Сковороды в Сковородиновке, Украина. Но за несколько дней до начала войны у нее появилось тревожное чувство. Музей Сковороды находился так близко к границе с Россией. — Что, если город будет оккупирован? — спросила она себя. «Что было бы с Григорием Сковородой?»
Она незаметно убрала в тайник несколько личных вещей Сковороды, выставленных в музее, например, старые дневники и записные книжки. Только она и мэр знают, где хранятся предметы, которые являются единственными объектами, пережившими российскую забастовку.
Но Микей не знает, когда — и будут ли — эти артефакты снова доступны для украинской публики.
«Все, что мы можем сделать, это дождаться окончания войны», — сказала она.
Лорен Иган — репортер Белого дома для NBC News из Вашингтона.
Новые нападения России на Украину стимулируют усилия по сохранению культуры
Анализ войны в Украине
Выдано:
Музеи, расположенные в здании Верховной Рады Украины, изображенные здесь между двумя горящими автомобилями, пострадали в результате удара российских войск в центре Киева 10 октября 2022 года. © Глеб Гаранич, Reuters
Автор текста:
Джоанна ЙОРК
Поскольку ракетные удары по Украине на этой неделе нанесли ущерб библиотекам, музеям и университетам, Украина заявляет, что неоднократные атаки России на объекты культурного наследия представляют собой «военное преступление», причинившее ущерб в сотни миллионов евро. Среди украинцев продолжается борьба за сохранение культурного наследия.
Реклама
Жители Украины проснулись от громких взрывов в понедельник утром, когда российские ракеты ударили по городам по всей стране, в некоторых случаях впервые за несколько месяцев. В Киеве ракеты упали не по военным объектам, а по оживленным жилым районам; один попал в стеклянный мост, ранее популярный у туристов благодаря панорамным видам на город, другой упал рядом с детской площадкой.
Также пострадали культурные и учебные здания в столице в том числе Национальный университет имени Тараса Шевченко, Научная библиотека Максимовича, части Национальной академии наук, Национальной филармонии и два музея, расположенные в здании Верховной Рады Украины.
Последние удары являются частью давних атак на украинскую культуру. С 24 февраля ЮНЕСКО зафиксировала ущерб 210 объектам культуры в Украине, включая музеи, памятники и библиотеки. Краудсорсинговый веб-сайт, созданный Украинским культурным фондом, приближает эту цифру к 450 9.0003
Повреждение не только внешнее. Почти 40 музеев в Украине были разграблены российскими солдатами. Об этом 9 октября сообщил АР министр культуры Украины Александр Ткаченко. Высланные российскими оккупационными войсками городские власти оценили в мае. Остальные артефакты уничтожены.
Среди предметов, пропавших без вести, – украшенная драгоценностями тиара, относящаяся к правлению Аттилы Гунна в V веке, скифские золотые артефакты возрастом 2 300 лет и ценные античные религиозные тексты. Под прицел попали и современные работы, в том числе работы известной народной художницы Марии Примаченко и полотна художника-модерниста Архипа Куинджи.
Дед Мороз несет елку, 1967 #naïveart #prymachenko https://t.co/Gh5qpu0OiY pic.twitter.com/Fx6ehHkrgw
— Мария Примаченко (@PrymachenkoArt) 13 октября 2022
«Отношение россиян по отношению к украинскому культурному наследию является военным преступлением», — заявил Ткаченко, добавив, что разрушения и грабежи в промышленных масштабах привели к потерям в сотни миллионов евро.
«Культурная чистка»
Международный уголовный суд признает преступления против культурного наследия как «повсеместную черту» злодеяний, подпадающих под его юрисдикцию. В 2015 году ООН осудила уничтожение культурного наследия в Сирии как преступление против человечности и отрицание идентичности для будущих поколений.
В Украине «намерения России носят геноцидный характер», — говорит доктор Олена Бетлли, историк и исследователь из KU Leuven в Брюсселе. «Он направлен на уничтожение украинского государства и украинской нации. Разрушение культурного наследия является частью этого процесса; это культурная чистка».
Долгая история между Россией и Украиной также делает сохранение культуры неотложным и тем более сложным.
Некоторые здания, ставшие объектами атак, являются известным символом исторического украинского сопротивления России, например, здание «Слово» в Харькове, которое было местом сбора украинских поэтов, писателей и театральных режиссеров, позже подвергшихся преследованиям при сталинизме.
Российские бомбы повредили одно из самых важных зданий в истории украинской литературы — Дом «Слово» в Харькове. Он был построен в конце 1920-х годов для проживания писателей Харькова, тогдашней столицы Советской Украины и эпицентра украинского культурного возрождения. 2022
Другие важные в культурном отношении здания рискуют унести с собой важные главы истории, если исчезнут.
«В советский период многие памятники украинской идентичности были заброшены или превращены в хранилища, и выделение всего русского в Украине было приоритетом», — говорит Оленька Певный, доцент кафедры славистики и украиноведения Кембриджского университета, Великобритания. . «Одна из опасностей заключается в том, что многие украинские памятники еще не полностью задокументированы».
«Война против идентичности»
Психологическое воздействие нападений на культурные здания, памятники, артефакты и произведения искусства огромно. Первая леди Украины Елена Зеленская назвала российскую агрессию «войной против нашей идентичности» во время посещения украинского музея в Нью-Йорке в сентябре.
Тем не менее нападения также усиливают сопротивление среди украинцев и придают неотложность усилиям по сохранению культурного наследия. В течение нескольких часов после ракетных ударов в понедельник, которые поразили культурные объекты в Киеве, украинская краудфандинговая кампания по закупке дополнительных военных материалов (под названием «Вы разозлили украинцев») собрала миллионы долларов.
>> ‘Ужасно и жестоко’: киевляне шокированы и возмущены смертоносными российскими ударами «У людей есть стремление выйти и задокументировать памятники и сохранить что-то в Интернете, чтобы были хоть какие-то записи», — говорит Певни.
Украинское блокчейн-сообщество в июле объявило о планах оцифровать «каждое произведение искусства или истории» в Украине, прежде чем превратить их в цифровой инвентарь в форме NFT. На украинском краудсорсинговом веб-сайте Sucho размещается растущий веб-архив страниц украинских культурных учреждений на случай, если их веб-сайты будут отключены.
Массовые усилия также процветают. Одной из таких инициатив является Твиттер-аккаунт по истории украинского искусства, который ведет искусствовед Оксана Семеник. Во время российской оккупации в Буче Семеник две недели жил в подвале без воды, газа и электричества. «У меня было много времени подумать, — говорит она. «И я подумал: «Черт возьми, я не собираюсь здесь умирать»» 9.0003
Вместо этого она решила направить свою «ярость» по поводу российского вторжения на защиту украинской культуры. «Распространение знаний и предоставление украинской культуре голоса также помогает сохранить эту культуру», — говорит она.
Через свой аккаунт Семеник публикует посты, демонстрирующие примеры украинского художественного таланта, но большинство из них также носят политический характер.
В одном из ее первых постов была картина Архипа Куинджи, большая часть творчества которого была разграблена после того, как в марте в Мариуполе был разрушен музей его имени. Куинджи родился в Мариуполе, однако «русские утверждают, что он русский художник, а музеи и учреждения пишут о нем как о русском», — говорит Семеник. «Я пытаюсь показать исторический контекст и деколонизировать русское искусство».
Архип Куинджи был художником-пейзажистом из Мариуполя. В марте 2022 года Художественный музей Куинджи был разрушен во время российского вторжения в Украину и осады Мариуполя.
«Облачко», Одесский музей изобразительных искусств pic.twitter.com/WE6EtfaUd7
— История украинского искусства (@ukr_artthistory) 10 июня 2022 г.
«Закрывая глаза на разрушение»
защита наследия страны. Президент Украины Владимир Зеленский во вторник обратился к ЮНЕСКО с просьбой внести исторический портовый город Одесса в список всемирного наследия, чтобы защитить его от ударов российской авиации.
Зеленский также выступал за исключение России из ЮНЕСКО, хотя в настоящее время она возглавляет Комитет всемирного наследия организации. «Мы должны подать четкий сигнал о том, что мир не будет закрывать глаза на разрушение нашей общей истории, нашей общей культуры, нашего общего наследия», — сказал он.
Для многих украинцев дальнейшее членство России в органе ООН, призванном защищать мировое культурное и природное наследие, больше не является приемлемым. «Абсурдно, что государство, которое умышленно уничтожает культурное наследие соседней страны, остается безнаказанным и возглавляет Комитет всемирного наследия», — говорит Бетлий.
«Если одной из основных задач ЮНЕСКО является сохранение культурного наследия, а у вас все остаются в силе, я понятия не имею, как обосновать членство России», — добавляет Певный.
Тем не менее, в то время как некоторые члены ЮНЕСКО бойкотируют собрания в поддержку Украины, ООН заявила, что пока Россия остается членом ООН, она не будет исключена из культурного органа.
И даже если Одесса будет внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, это не гарантия безопасности — город Львов неоднократно подвергался бомбардировкам с февраля, несмотря на то, что он внесен в список объектов Всемирного наследия. В понедельник в Киеве ракеты попали менее чем в километре от другого объекта наследия — Софийского собора. 11 9Здание 0191-го -го века не пострадало, но, по словам Бетлии, «оно до сих пор вызывает большие опасения».
В конечном счете, нет надежного способа сохранить культуру, пока Украина находится под атакой. Для Семеник ответ заключается в том, что западные правительства предоставляют системы противовоздушной обороны, чтобы вообще предотвратить вероятность атак. Иначе, спрашивает она, «как мы можем защитить целое историческое здание или пожилых людей, которые могут петь уникальные народные песни?»
Тем временем усилия по документированию, каталогизации и защите украинской культуры в Интернете и в реальной жизни продолжаются. «Главной задачей остается сохранить как можно больше, — говорит Бетлий, — и быть готовым к предстоящей трудной зиме».
- Украина
- культура
- Россия
- история
- ЮНЕСКО
- искусство
- Функции
Связанный контент
Российские удары по Украине: более 40 городов поражены беспилотником
Как это было
Путин не видит «необходимости» в переговорах с Байденом, не определился, поедет ли он на G20
Война на Украине
Удары на Украине проливают свет на сокращающиеся запасы российских ракет
На ту же тему
НА ЗЕМЛЕ
28. 12.2022
В Харьковской области инженеры начали переподключение энергосистемы в условиях мороза
ЧАС ЗА ЧАСОМ
28.12.2022
Прямой эфир: Боевые действия на Украине усиливаются, Россия обстреливает Херсон ракетами
28.12.2022
В Нагорном Карабахе нарастает напряженность из-за блокады азербайджанской дороги
27.12.2022
Италия разрешит Ocean Viking пришвартоваться и высадить 113 мигрантов
27/12/2022
Французские власти открыли расследование самоубийства после смерти иранца в Лионе, «чтобы привлечь внимание к репрессиям в Иране»
27. 12.2022
Франция подписала договор о продаже Польше двух спутников наблюдения
РЕТРОСПЕКТИВА
27.12.2022
От войны в Украине до гибели королевы Елизаветы II: главные новости 2022 года
КАК ЭТО БЫЛО
27.12.2022
Путин вводит запрет на экспорт российской нефти в страны, устанавливающие предельные цены
27.12.2022
Сербия приводит в боевую готовность свои войска на границе с Косово в связи с обострением напряженности
26.