Разное

Родился будда: Жизнь Будды

Жизнь Будды

 

Рождение и юность при дворе

Взгляд на жизнь Будды приблизит нас к его Учению. Будда родился около 2560 лет назад в королевской семье, и хотя большинство изображений представляет его азиатом, он больше походил на европейца: его род несколькими веками раньше – в эпоху великого переселения народов – перебрался в Северную Индию с территории нынешней Украины. Будда принадлежал к касте воинов, и в текстах говорится, что он был высоким, сильным человеком с голубыми глазами.

Cтрана его родителей располагалась у южных границ современного Непала, вокруг города Капилавасту. Это была удивительно богатая область Индии, не страдавшая от перенаселенности. Судя по раскопкам, здесь имелась подземная система канализации и центральное отопление, что большая редкость даже в современном Непале. Будда появился на свет не в результате непорочного зачатия – для своих родителей он был последним шансом обрести престолонаследника и спасти страну от исчезновения.

Весьма необычный, яркий сон возвестил матери о том, что она беременна, и как же велика была радость, когда на свет появился чрезвычайно крепкий красивый малыш. Однако постепенно отца и мать начали одолевать сомнения: много необъяснимого происходило вокруг их сына. Например, когда он делал свои первые шаги, там, где его нога касалась земли, вырастали цветы – такое было под стать поэту, мечтателю или философу, но никак не молодому воину или полководцу, державшему в руках будущее государства.

И вот на помощь призвали трех мудрецов, чтобы предсказать судьбу королевского сына, которому родители дали имя Сиддхартха Гаутама. Мудрецы проявили единодушие в своем суждении: «Мальчик действительно особенный. Если он не соприкоснется со страданиями мира, то исполнится все, чего вы от него ждете. Воин и герой, он покорит соседние королевства, и вы будете им гордиться. Однако если ему доведется узнать, что мир обусловлен и в нем нельзя найти настоящее, вечное счастье, то он от всего отречется и откроет новое, просветляющее видение».

Родителям нужен был как раз правитель, а не чудак или гений искусства, поэтому они не замедлили принять меры к тому, чтобы обеспечить сына всем, что по нраву любому здоровому юноше. Принца окружали пятьсот женщин самой утонченной красоты, в его распоряжении было все для занятий спортом и боевыми искусствами, любые развлечения и лучшие условия для образования, и он быстро все осваивал. Стоило юному наследнику лишь указать на какую-то вещь, как он тут же ее получал. И поскольку в его подсознании не было ничего тревожащего из прошлых жизней, то и изнутри не всплывало никаких неприятных впечатлений. Так королевский сын провел первые 29 лет, переживая лишь сменявшие друг друга уровни радости.

Но в один прекрасный день его мир перевернулся. Разочарование и поиски смысла Молодого Сиддхартху Гаутаму на протяжении всего времени тщательно оберегали от тех вещей, которые могли его омрачить, пока в 29 лет он не очутился за пределами дворца. Довольно поздно столкнулся принц с неприятными сторонами жизни, но зато он узнал все и сразу. За три дня ему попались на глаза сначала безнадежно больной человек, охваченный страданием, затем совершенно дряхлый и немощный старик и, наконец, – мертвец. Осознание того, что эти страдания являются неотъемлемой частью жизни, лишило принца покоя.

Ночью, по возвращении во дворец, ему не спалось, он все время думал о прибежище, которое можно было бы дать своим близким. Ни на что нельзя по-настоящему положиться: слава, род, друзья, богатство – все это когда-нибудь исчезнет. И снаружи, и внутри одно лишь непостоянство, нет ничего действительно и вечно существующего.

На следующее утро Сиддхартха увидел человека, который сидел в состоянии глубокого самопогружения. Когда встретились их глаза, будущего Будду, словно молнией, поразило: он сразу понял, что напал на след, – в глазах незнакомца отражалось то, что было вне времени. Так принц приблизился к светящемуся зеркалу за картинками, к океану под волнами. «Обязательно должен быть воспринимающий. Конечно, только ум способен охватить как мысли и чувства, так и внешние ситуации и миры!» Вдруг стало ясно, что должно быть что-то между представлениями и впечатлениями.

Теперь в руках принца была нить: он начал догадываться, что доверять можно лишь этому воспринимающему, а не тому, что воспринимается; постоянному, а не изменчивым объектам восприятия; зеркалу, а не картинкам. Вид медитирующего пробудил понимание того, что воспринимающий ум неразрушим, делает все возможным и все знает и что его сияющая сила, свободно играя, позволяет всему происходить, а его неограниченная любовь все скрепляет. Вот оно!

В одно мгновение к Сиддхартхе пришло осознание, что необусловленная истина, которую он искал, есть не что иное, как его собственный ум. Но просто знать об этом было недостаточно. Будда видел цель – нужно было найти путь к ней. В то время еще не существовало полос обгона, позволяющих включать в духовный путь обстоятельства жизни: любовь, сон, учебу, езду на автомобиле и все остальное, – такие мощные средства дал миру уже сам Будда после своего Просветления. Поучения, благодаря которым сегодня можно использовать все ситуации как зеркало для ума, называются «Великая печать» (на санскрите – «Махамудра») – это ядро Алмазного пути.

Итак, поскольку тогда не было возможности жить интересной жизнью и, оседлав тигра непосредственного опыта, мчаться к постижению, выбора у принца не оставалось. Ему пришлось пойти гораздо более медленным путем отречения: имело смысл ограничить количество впечатлений, поступавших в ум. Он резко оборвал свою богатую жизнь в обществе, однажды ночью тайно бежав из дворца в леса и холмы Северной Индии. Теперь у него была великая цель – постичь вневременную природу ума.

Будущий Будда горячо желал полностью познать ум для блага всех существ и не боялся никаких упражнений – учился всему без малейшей гордости. Следующие шесть лет оказались очень тяжелыми, но зато они принесли зрелость. Например, как-то раз Сиддхартха впал в крайность: посчитав, что тело плохое, постился до тех пор, пока от него не остался один только скелет. Ослабление чувственных впечатлений должно обострить ясность ума. Однако вместо ожидаемого результата принц обнаружил, что в таком состоянии невозможно быть полезным ни для себя, ни для других, – тогда он снова начал нормально питаться, и его тело обрело былую силу.

В то время в Северной Индии, как и в Греции, примерно тогда же переживавшей духовный расцвет, уже существовали все известные ныне философские течения. Сиддхартха не только учился у выдающихся учителей, но и быстро превосходил своих наставников. Однако их дуалистические воззрения не приближали его к цели. Во всех культурах даже самые одаренные учителя выдвигали бессчетное множество недоказуемых причин происхождения мира и всех событий в нем, и только Будда, а также его европейский современник Гераклит нащупали единственное убедительное решение: само пространство радостно играет и содержит в себе все возможности.

Поэтому когда выяснялось, что очередной учитель ничего не знает о вневременной природе воспринимающего и не может показать нечто постоянное и достойное доверия, Будда говорил ему «спасибо» и шел дальше – к следующему знаменитому лесному гуру.

Северная Индия 2500 лет назад

В Индии той поры царила атмосфера необычайной духовной открытости – как в Древней Греции, Италии эпохи Возрождения или в 60-е годы на Западе. Конечно, многие лучшие представители последней волны поиска смысла стали жертвами наркотиков, однако их широкое наступление на власти, запреты и материализм не прошло бесследно и до сих пор продолжает влиять на развитие общества. Настроение 60-х – это искренность, стремление, даже если и не всегда дальновидное, привести всех существ к счастью. Высокие идеалы, вера в изначальную доброту человеческой природы затмевали материализм и снобизм. И пусть во времена Будды еще не изобрели противозачаточных средств и люди не знали такой раскованности в сексуальном плане, однако в том, что касается глубины и ясности мировоззрения, многие слушатели той далекой эпохи были гораздо более внимательными и сосредоточенными.

Широкое распространение имели материализм и нигилизм, а также все известные сегодня воззрения, которые пытаются объяснить происходящее внешними причинами, например, богами. Однако в любом случае и при любом выборе индийцы прежде всего ожидали, что их духовный настрой позитивно скажется на их повседневной жизни.

Представление о том, что мировоззрение может пронизывать все аспекты жизни до самых мелочей, сделалось чуждым западной культуре во времена инквизиции и сопутствовавших ей невообразимых пыток и казней. Взамен начали появляться такие умозрительные дисциплины, как логика и этика, которые скорее приносили интеллектуальное удовлетворение, нежели улучшали повседневную жизнь.

Апофеозом этого процесса стало декартовское разделение тела и ума, до сих пор сохраняющее значительное влияние на западную культуру. Дальнейшее дробление гуманитарных наук на дисциплины породило невероятное количество экспертов в различных узкоспециальных областях, но лишь немногие удерживали в фокусе все человеческие устремления и обладали пониманием путей, приносящих счастье, равно как и осмысленных целей.

В эпоху Будды, напротив, люди еще не были отмечены клеймом абсолютизма или религиозного давления и поэтому ожидали от мировоззрения чего-то большего: оно должно было являть собой жизненную философию и, выводя за пределы личных желаний и ожиданий, давать доступ к вневременной истине. Учение должно было иметь логичную основу, применимые средства и достижимую цель. Кроме того, все крайне осторожно обращались с различными заявлениями: если чье-то воззрение оказывалось опровергнутым, проигравший становился учеником победившего – такова была духовная честность эпохи.

Просветление

Через шесть лет изучения и медитации в этой тогда еще приятной, поросшей лесом низменности Северной Индии у молодого принца созрели обещания из бесчисленных жизней. Он хотел наконец познать суть ума для блага всех существ. Для осуществления задуманного Сиддхартха выбрал место под названием Бодхгая, которое сегодня представляет собой оживленную деревню, полную азиатских храмов, западных туристов, последователей буддизма и индийских нищих, но где до сих пор сохраняется мощное поле силы.

В последнее время окрестности Бодхгаи стали весьма опасными, так что посещать святые места лучше только в светлое время суток и в составе больших групп, поскольку здесь могут убить просто ради вещей и денег. Бодхгая находится на юго-востоке от Дели в двух третях пути до Калькутты в штате Бихар, который в настоящее время безнадежно перенаселен. Придя туда, Сиддхартха сел под большим деревом с пышной кроной, твердо решив оставаться в состоянии самопогружения до тех пор, пока не будет достигнута цель – пока он не станет способным приносить пользу всем существам.

После шести полных самых разных переживаний дней и ночей, на утро седьмых суток принц достиг Просветления. Это майское полнолуние – примерно 2525 лет назад – было его тридцать пятым днем рождения, а через 45 лет стало днем его смерти. В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Сиддхартха стал светящимся осознаванием – знал все и был всем каждой клеткой своего тела.

В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Первые семь недель после окончательного постижения Будда продолжал сидеть под деревом – очевидно, для того, чтобы тело привыкло к огромным потокам силы Просветления.

В этот период к нему приходили боги – получали от него благословение и принимали в нем Прибежище. Как впоследствии и самые одаренные из людей, они видели в нем не человека, но зеркало своей собственной Будда-природы. Благодаря примеру Будды они получили возможность обратиться к ценностям, на которые действительно можно положиться.

Прибежище

Позднее Будда учил своих учеников опираться на три столпа и принимать Прибежище в так называемых Драгоценных и Редких, или в Трех драгоценностях: в Будде, Дхарме и Сангхе. Это внешнее Прибежище является общим для всех направлений буддизма: оно необходимо для узнавания ума. Не важно, дается ли оно очень подробно или человек просто повторяет несколько коротких фраз за Учителем, в результате возникает связь и мы оказываемся на пути к Постижению. С этой поры растет убежденность в том, что мы, как и Будда, несем в себе все просветленные качества и сможем обнаружить их с помощью его средств. Хотя впервые полное осознание смысла Прибежища приходит лишь в момент Просветления, его сильное позитивное влияние начинает сказываться с самых первых минут.

Прибежище дает ясное направление в жизни и значительно усиливает все наши действия, а медитации, на которые оно нас уполномочивает, эффективно устраняют болезненные впечатления в сознании-хранилище. И в силу того, что наш ум тогда функционирует уже без помех и более гибко, мы начинаем больше думать о других.

Итак, мы принимаем Прибежище в Будде как в цели – полном раскрытии ума и воплощении Просветления. Это состояние – неразрушимая, вневременная природа истины, или Будда-природа, – внутренне присуще всем, даже если не все это осознают. Кроме того, мы открываемся Учению Будды – Дхарме – как пути, который ведет к цели. А еще нам нужно по возможности находиться в окружении людей с похожими ценностями, ведь лучше всего мы развиваемся, когда у нас есть связь с освободившимися от страданий или стремящимися к этому близкими друзьями на пути – их называют «Сангха». Это тоже Прибежище.

В тех школах, или линиях передачи, где основной акцент делается на медитации, самым главным Прибежищем считается Будда. Здесь мы пытаемся найти доступ к состоянию, в котором уже нет изменений, и учимся (прежде всего с помощью Учителя) этому состоянию доверять. Что же касается буддийских школ, опирающихся в первую очередь на концептуальный подход, то они особо выделяют Прибежище в Учении, поскольку оно ведет к Просветлению. Их последователи приближаются к совершенству постепенно и очень осмотрительно.

Чем выше уровень методов, тем большее значение приобретают друзья на пути – во-первых, потому, что они дают нам доступ к Учению. Без них мы едва ли смогли бы использовать путь и достичь цели. Со временем такие друзья становятся еще и полезным примером – в этом случае их называют стремящимися к Просветлению, или Бодхисаттвами. Они ставят развитие других выше собственного, одновременно обретая власть как над обусловленным миром, так и над своим умом.

Можно выделить два типа друзей: непоколебимых и бесстрашных, на которых всегда можно положиться и которые выводят нас из обусловленных состояний к Освобождению и Просветлению, и тех, кто пока еще на пути. И хотя ум последних может быть по-прежнему весьма спортивным и скакать вверх-вниз, их настрой ничем не отличается: они тоже хотят стать просветленными для блага всех.

Если такие друзья готовы к неличностному восприятию событий своей жизни, то мы легко можем принять их в качестве попутчиков, и тогда каждый будет учиться благодаря развитию других. Для всех школ буддизма принципиально необходимы цель, путь и помощники. Более чем десяти процентам населения мира они приносят то, что требуется для осмысленной и независимой жизни.

Многие школы принимают Прибежище и в Учителе – это главное Прибежище в Алмазном пути, той разновидности буддизма, которая передавалась в Тибете, а также в японском Дзэн– и китайском Чань-буддизме. Учитель дает непосредственный доступ к богатству Просветления. Его также называют «Лама» – он должен испытывать ко всем существам ту же любовь, что чувствует мать к своему ребенку.

От Учителя кроме Прибежища в Будде, Учении и друзьях на пути мы получаем «Три корня» быстрого роста: благословение, которое пробуждает доверие; средства, открывающие ум; и защиту, наделяющую активностью и превращающую все в шаги на пути. Таким образом, Учитель воплощает собой практически все Прибежище. Чем глубже воздействие методов, тем важнее Учитель. Бегать умеет всякий, учиться водить машину стоит с помощью учителя, но полететь точно никто не сможет сам. Для всех школ буддизма принципиально необходимы цель, путь и помощники. В буддизме, как и вообще в жизни, нет ничего важнее ценностей, на которые мы ориентируемся. И преемники Будды сообщают другим – в той степени, в какой ученики способны это понять, – что неизменным Прибежищем может быть только ум.

Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»

Когда родился Будда? / / Независимая газета

Президент Тайваня Чэнь Шуй-бянь на встрече с тайваньскими католиками 3 февраля этого года неожиданно пообещал, что предложит правительству объявить западное Рождество национальным праздником. При этом президент пояснил, что принятие такого решения нуждается в одобрении большинства населения страны.


Заявление Чэнь Шуй-бяня прозвучало накануне президентских выборов, которые должны состояться 20 марта. Можно предположить, что оно весьма обрадовало тайваньских христиан. Но его пикантность состоит в том, что ссылки на правительство и мнение народа фактически избавляют Чэнь Шуй-бяня от всякой ответственности за исполнение своего обещания. Нетрудно предугадать, что большинство жителей Тайваня, которые не относят себя к христианам (как и сам президент), выступят против формального празднования Рождества.


А пять с половиной миллионов тайваньских буддистов могут пойти еще дальше, потребовав ввести другой государственный праздник — день рождения Будды, или буддийский Новый год. Правда, введению такого праздника может помешать один трудный вопрос: когда родился Будда?


По преданиям, основатель буддизма родился 2547 лет назад. Однако точный день и месяц рождения Будды неизвестны. Поэтому время наступления буддийского Нового года разнится в зависимости от традиций отдельных стран и народов. Например, китайские, корейские и вьетнамские буддисты отмечают Новый год по лунному календарю в январе или феврале, тогда как тибетские буддисты (равно как и российские) празднуют его на один месяц позднее. Японцы, в том числе буддисты, давно отмечают Новый год по григорианскому календарю 1 января, а жители Бирмы, Лаоса, Камбоджи, Таиланда и Шри-Ланки отмечают праздник в течение трех дней в середине апреля.


Многие буддисты Махаяны отмечают день рождения Будды в 8-й день пятого лунного месяца, или за 7 дней до полнолуния. Но последователи буддизма Тхеравады в этих же странах, а также отчасти в Индонезии, Малайзии и Вьетнаме, отмечают рождение, просветление и уход в нирвану Будды в один день — в первое полнолуние мая. Правда, в високосные годы празднование приходится на июнь. Этот праздник называется Весак (санскр. — Вишакха) — по названию месяца в индийском календаре.


В Таиланде Новый год по буддийскому календарю («Сонгкран») празднуется с 13 по 15 апреля. Пышные торжества сопровождаются новогодними поздравлениями («саваади би май!») и массовыми обливаниями водой, которая символизирует ритуальное очищение от прошлогодней грязи и всяческих напастей. Эта традиция основана на легенде о том, что Шакьямуни был омыт при рождении теплой и холодной водой. Примерно таким же образом празднуют и жители соседней с Таиландом южнокитайской провинции Юньнань.


Японские буддисты, следуя древним записям о жизни Шакьямуни, переведенным на китайский язык с санскрита, отмечают день рождения Будды 8 апреля. При этом, подобно народам Юго-Восточной Азии и юга Китая, они также обливают статую Будды водой или чаем. С конца XIX века эта церемония получила в Японии название Цветочного праздника («Хана мацури») в память о богатом цветами саде Лумбини (на границе с Индией и Непалом), где, по преданию, родился Шакьямуни.


На Тайване празднование дня рождения Будды не сопровождается массовыми народными гуляниями. Но в последние годы власти острова устраивают специальные торжества для многочисленных рабочих из Таиланда. Как правило, этот «импортированный Сонгкран» устраивается на стадионах в северной (уезд Таоюань) и южной части острова (уезд Гаосюн). Празднование, на которое собираются десятки тысяч тайских контрактников, включает всевозможные представления, костюмированные шествия, конкурсы красоты, ярмарки и лотереи. Разумеется, дело не обходится и без всеобщего обливания водой, счастливыми жертвами которого оказываются не только тайцы, но также местные жители, случайные прохожие и даже охраняющие общественный порядок тайваньские полицейские.

Будда | Биография, учения, влияние и факты

Будда

Смотреть все медиа

Дата рождения:
Лумбини
Непал
Умер:
Индия
Известные члены семьи:
мать Маха Майя

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Будда , (санскрит: «Пробужденный») имя клана (санскрит) Гаутама или (пали) Готама , личное имя (санскрит) Сиддхартха или (пали) Сиддхатха 3,900 c. до н.э., Лумбини, близ Капилавасту, республика Шакья, царство Косала [ныне в Непале] — умер, Кусинара, республика Малла, царство Магадха [ныне Касия, Индия]), основатель буддизма, одной из основных религий и философские системы Южной и Восточной Азии и мира. Будда — один из многих эпитетов учителя, жившего на севере Индии где-то между 6 и 4 веками до нашей эры.

Его последователи, известные как буддисты, проповедовали религию, известную сегодня как буддизм. Титул будда использовался рядом религиозных групп в древней Индии и имел ряд значений, но он стал наиболее тесно ассоциироваться с традицией буддизма и означать просветленное существо, то, что пробудилось ото сна. невежества и обрел свободу от страданий. Согласно различным традициям буддизма, будды были в прошлом и будут в будущем. Некоторые формы буддизма считают, что на каждую историческую эпоху существует только один будда; другие считают, что все существа в конце концов станут буддами, потому что они обладают природой будды (9). 0041 татхагатагарбха ).

Все формы буддизма отмечают различные события в жизни Будды Гаутамы, включая его рождение, просветление и переход в нирвану. В некоторых странах три события отмечаются в один и тот же день, который в Юго-Восточной Азии называется Весак. В других регионах фестивали проводятся в разные дни и включают в себя различные ритуалы и практики. В этих странах рождение Будды празднуется в апреле или мае, в зависимости от лунной даты. В Японии, где не используется лунный календарь, рождение Будды отмечается 8 апреля. Празднование там слилось с местной синтоистской церемонией в праздник цветов, известный как Ханамацури.

Общие соображения

Имя клана исторической личности, именуемой Буддой (жизнь которого известна в основном из легенд), было Гаутама (на санскрите) или Готама (на пали), а его настоящее имя было Сиддхартха (санскрит: « тот, кто достигает своей цели») или Сиддхаттха (на пали). Его часто называют Шакьямуни, «мудрец из клана Шакья». В буддийских текстах к нему чаще всего обращаются как к Бхагавату (часто переводимому как «Господь»), а себя он называет Татхагатой, что может означать либо «тот, кто пришел таким образом», либо «тот, кто таким образом ушел». Информация о его жизни получена в основном из буддийских текстов, самые ранние из которых не были написаны до начала нашей эры, через несколько столетий после его смерти. События его жизни, изложенные в этих текстах, нельзя с уверенностью считать историческими, хотя его историческое существование признается учеными. Говорят, что он прожил 80 лет, но существует значительная неопределенность относительно даты его смерти. Традиционные источники о дате его смерти или, говоря языком традиции, «перехода в нирвану», варьируются от 2420 г. до н.э. до 29 г. до н.э.0 г. до н.э. Ученые в 20-м веке значительно ограничили этот диапазон, и мнения в целом разделились между теми, кто относил его смерть к 480 г. до н.э., и теми, кто относил ее на столетие позже.

Исторический контекст

Будда родился в Лумбини (Руммин-деи), недалеко от Капилавасту (Капилбасту) на северной окраине бассейна реки Ганг, области на периферии цивилизации Северной Индии, на территории современной южной Непал. Ученые предполагают, что в поздневедический период народы региона были организованы в племенные республики, управляемые советом старейшин или избранным лидером; великие дворцы, описанные в традиционных рассказах о жизни Будды, не видны среди археологических находок. Неясно, в какой степени эти группы на периферии социального устройства бассейна Ганга были включены в кастовую систему, но говорят, что семья Будды принадлежала к касте воинов (кшатриев). Центральный бассейн Ганга был организован примерно в 16 городов-государств, управляемых царями, часто воюющими друг с другом.

Возникновение этих городов центральной Индии с их дворами и торговлей привело к социальным, политическим и экономическим изменениям, которые часто называют ключевыми факторами подъема буддизма и других религиозных движений в 6-м и 5-м веках до н.э. В буддийских текстах упоминаются различные странствующие учителя, привлекавшие группы учеников. Некоторые из них учили формам медитации, йоги и аскетизма и излагали философские взгляды, часто сосредотачиваясь на природе человека и вопросе о том, имеют ли человеческие действия (карма) последствия в будущем. Хотя Будда стал одним из этих учителей, буддисты считают его совершенно отличным от других. Таким образом, его место в традиции нельзя понять, сосредоточившись исключительно на событиях его жизни и времени (даже в той мере, в какой они доступны). Вместо этого его следует рассматривать в контексте буддийских теорий времени и истории.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Согласно буддийскому учению, вселенная есть продукт кармы, закон причины и следствия действий, согласно которому добродетельные действия создают в будущем удовольствие, а недобродетельные действия создают боль. Существа во вселенной перерождаются без начала в шести мирах: как боги, полубоги, люди, животные, призраки и существа ада. Действия этих существ создают не только их индивидуальный опыт, но и области, в которых они обитают. Цикл перерождений, называемый сансарой (буквально «скитание»), рассматривается как область страдания, и конечной целью буддийской практики является избавление от этого страдания. Путь спасения остается неизвестным до тех пор, пока в течение миллионов жизней человек не совершенствует себя, в конце концов обретая силу открыть путь выхода из сансары, а затем с состраданием открывая этот путь миру.

Человек, отправившийся в долгое путешествие, чтобы открыть путь к свободе от страданий, а затем научить этому других, называется бодхисаттвой. Человек, открывший этот путь, прошедший по нему до конца и научивший этому мир, называется буддой. Будды не перерождаются после смерти, а входят в состояние за пределами страданий, называемое нирваной (буквально «уход из жизни»). Потому что будды появляются так редко с течением времени и потому что только они открывают путь к освобождению (мокше) от страданий (9).0041 дуккха ), появление будды в мире считается знаменательным событием в истории вселенной.

История конкретного будды начинается до его рождения и продолжается после его смерти. Он включает в себя миллионы жизней, проведенных на пути бодхисаттвы до достижения состояния будды, и постоянство будды в форме как его учений, так и его реликвий после того, как он перешел в нирвану. Исторический Будда не считается ни первым, ни последним буддой, появившимся в мире. Согласно некоторым традициям, он седьмой будда; по другому он 25-й; согласно еще одному он 4-й. Следующий будда по имени Майтрейя появится после того, как учения и реликвии Шакьямуни исчезнут из мира. Традиционные рассказы о событиях из жизни Будды следует рассматривать с этой точки зрения.

Источники жизни Будды

Рассказы о жизни Будды появляются во многих формах. Возможно, самые ранние из них можно найти в сборниках сутр (пали: сутта с), рассуждениях, традиционно приписываемых Будде. В сутрах Будда рассказывает об отдельных событиях своей жизни, которые произошли с того времени, когда он отказался от своей жизни в качестве принца, до тех пор, пока шесть лет спустя он не достиг просветления. Несколько рассказов о его просветлении также появляются в сутрах. Один палийский текст, Махапариниббана-сутта («Рассуждение об окончательной нирване») описывает последние дни Будды, его переход в нирвану, его похороны и раздачу его реликвий. Биографические отчеты в ранних сутрах содержат мало подробностей о рождении и детстве Будды, хотя некоторые сутры содержат подробное описание жизни доисторического будды Випашина.

Другая категория ранней буддийской литературы, виная (относящаяся якобы к правилам монашеской дисциплины), содержит рассказы о многочисленных случаях из жизни Будды, но редко в форме непрерывного повествования; биографические разделы, которые действительно встречаются, часто заканчиваются обращением одного из его первых учеников, Шарипутры. В то время как сутры сосредотачиваются на личности Будды (его предыдущих жизнях, его практике аскез, его просветлении и его переходе в нирвану), vinaya литература имеет тенденцию подчеркивать его карьеру учителя и обращение его первых учеников. Таким образом, сутры и тексты винаи отражают озабоченность как жизнью Будды, так и его учением, озабоченность, которая часто является взаимозависимой; ранние биографические отчеты появляются в доктринальных беседах, а точки доктрины и места паломничества узаконены через их связь с жизнью Будды.

Ближе к началу нашей эры были составлены независимые отчеты о жизни Будды. Они не рассказывают о его жизни от рождения до смерти, часто заканчивающейся его триумфальным возвращением в родной город Капилавасту (пали: Капилаваттху), которое, как говорят, произошло либо через год, либо через шесть лет после его просветления. Частичные биографии добавляют истории, которые должны были стать широко известными, такие как медитация принца-ребенка под розовой яблоней и его четыре знаменательные поездки на колеснице за город.

В этих описаниях обычно часто упоминаются события из предыдущих жизней Будды. Действительно, сборники рассказов о прошлых жизнях Будды, называемые « джатака с», образуют одну из первых категорий буддийской литературы. Здесь событие напоминает Будде о событии в прошлой жизни. Он рассказывает эту историю, чтобы проиллюстрировать моральную максиму, и, возвращаясь к настоящему, он идентифицирует различных членов своей аудитории как нынешние воплощения персонажей в его рассказе о прошлой жизни, а себя в качестве главного героя.

Рассказы « Джатака » (в одном палийском сборнике их 547) остаются одними из самых популярных форм буддийской литературы. Они являются источником около 32 каменных резных фигур на ступе II века до н. э. в Бхархуте на северо-востоке штата Мадхья-Прадеш; 15 резных фигурок на ступах изображают последнюю жизнь Будды. Действительно, резьба по камню в Индии является важным источником для определения того, какие события в жизни Будды считались общиной наиболее важными. 9Рассказы о 0041 Джатаке также хорошо известны за пределами Индии; в Юго-Восточной Азии история принца Вессантары (предпоследнего воплощения Будды), который демонстрирует свою преданность добродетели милосердия, отдав своего священного слона, своих детей и, наконец, свою жену, так же хорошо известна, как и история его последнего воплощения. продолжительность жизни.

Жизнеописания Будды, в которых прослеживаются события от его рождения до смерти, появились во 2 веке н.э. Одна из самых известных — санскритская поэма «Буддачарита 9». 0042 («Деяния Будды») Ашвагхоши. Такие тексты, как Муласарвастивада Виная (вероятно, датируемая 4 или 5 веком нашей эры), пытаются собрать множество историй о Будде в единый хронологический отчет. Целью этих биографий во многих случаях является не столько подробное описание уникальных деяний жизни Шакьямуни, сколько демонстрация того, каким образом события его жизни соответствуют образцу, которому следовали все будды прошлого. По мнению некоторых, все будды прошлого ушли из жизни домохозяина, увидев четыре достопримечательности, все практиковали аскезы, все достигли просветления в Бодх-Гайе, все проповедовали в оленьем парке в Сарнатхе и так далее.

Жизнь Будды писалась и переписывалась в Индии и во всем буддийском мире, элементы добавлялись и удалялись по мере необходимости. Места, которые стали важными местами паломничества, но не упоминались в предыдущих отчетах, будут ретроспективно освящены добавлением истории о присутствии там Будды. Регионы, в которые буддизм проник спустя много времени после его смерти, такие как Шри-Ланка, Кашмир и Бирма (ныне Мьянма), добавили рассказы о его магических посещениях к рассказам о его жизни.

Ни одна версия жизни Будды не будет принята всеми буддийскими традициями. На протяжении более века ученые сосредоточивались на жизни Будды, и самые ранние исследования пытались выделить и идентифицировать исторические элементы среди множества легенд. Из-за столетий, прошедших между реальной жизнью и составлением того, что можно было бы назвать полной биографией, большинство ученых отказались от этого направления исследования как бесплодного. Вместо этого они начали изучать процессы — социальные, политические, институциональные и доктринальные, — ответственные за региональные различия между повествованиями о Будде. Еще одна интересная тема — различные способы использования жизни Будды. Короче говоря, усилия ученых переместились от попытки получить достоверную информацию о жизни Будды к попытке проследить этапы и мотивы развития его биографии.

Важно повторить, что побуждение к созданию единой жизни Будды, начиная с его предыдущих рождений и заканчивая переходом в нирвану, возникло в истории буддизма довольно поздно. Вместо этого биографическая традиция Будды развивалась путем синтеза ряда более ранних и независимых фрагментов. И биографии Будды продолжали составляться на протяжении веков и по всему миру. Например, в современный период были написаны биографии, стремящиеся демифологизировать Будду и подчеркнуть его роль в провозглашении современных этических систем, социальных движений или научных открытий. Далее следует описание жизни Будды, хорошо известное, но синтетическое, объединяющее некоторые из наиболее известных событий из различных рассказов о его жизни, которые часто описывают и интерпретируют эти события по-разному.

Кто такой Будда? — История Сиддхартхи Гаутамы

Будда, или Сиддхартха Гаутама, родился около 567 г. до н. э. в маленьком королевстве у подножия Гималаев. Его отец был вождем клана Шакья. Говорят, что за двенадцать лет до его рождения брахманы предсказали, что он станет либо всеобщим монархом, либо великим мудрецом. Чтобы он не стал аскетом, отец держал его в пределах дворца. Гаутама вырос в царственной роскоши, защищенный от внешнего мира, его развлекали танцовщицы, обучали брамины и обучали стрельбе из лука, фехтованию, борьбе, плаванию и бегу. Когда он достиг совершеннолетия, он женился на Гопе, которая родила сына. У него было, как мы могли бы сказать сегодня, все.

И все же этого было недостаточно. Что-то — что-то такое же настойчивое, как его собственная тень — увлекло его в мир за стенами замка. Там, на улицах Капилавасту, он столкнулся с тремя простыми вещами: больным, стариком и трупом, который несут на место сожжения. Ничто в его спокойной жизни не подготовило его к этому опыту. Когда его возничий сказал ему, что все существа подвержены болезни, старости и смерти, он не мог успокоиться.

Возвращаясь во дворец, он встретил странствующего аскета, мирно идущего по дороге в мантии и с единственной чашей садху. Затем он решил покинуть дворец в поисках ответа на проблему страданий. Попрощавшись с женой и ребенком, не разбудив их, он поехал к опушке леса. Там он обрезал мечом свои длинные волосы и сменил свою красивую одежду на простые одежды аскета.

Обретение Освобождения

Этими действиями Сиддхартха Гаутама присоединился к целому классу людей, выпавших из индийского общества в поисках освобождения. Было множество методов и учителей, и Гаутама исследовал многих — атеистов, материалистов, идеалистов и диалектиков. В отличие от нашего времени, дремучий лес и оживленная рыночная площадь были наполнены звуками тысяч аргументов и мнений.

Гаутама наконец устроился работать с двумя учителями. От Арада Каламы, у которого было триста учеников, он научился дисциплинировать свой ум, чтобы войти в сферу небытия. Но даже несмотря на то, что Арада Калама просил его остаться и учить на равных, он понял, что это не было освобождением, и ушел. Затем Сиддхартха научился входить в концентрацию ума, которая не является ни сознанием, ни бессознательностью, благодаря Удраке Рамапутре. Но и это не было освобождением, и Сиддхартха оставил своего второго учителя.

В течение шести лет Сиддхартха вместе с пятью спутниками практиковал аскезу и концентрацию. Он безжалостно загонял себя, съедая всего одно рисовое зернышко в день, противопоставляя разум телу. Его ребра торчали из истощенной плоти, и он казался скорее мертвым, чем живым.

Срединный путь

Пятеро его спутников покинули его после того, как он принял решение перейти на более существенную пищу и отказаться от аскетизма. Затем Сиддхартха вошел в деревню в поисках еды. Там женщина по имени Суджата предложила ему блюдо с молоком и отдельный сосуд с медом. К нему вернулись силы, Сиддхартха умылся в реке Найранджана, а затем отправился к дереву Бодхи. Он расстелил под ним циновку из травы куша, скрестил ноги и сел.

Он сидел, выслушав всех учителей, изучив все священные тексты и перепробовав все методы. Теперь не на что было опереться, не к кому было обратиться, некуда было идти. Он сидел твердый, неподвижный и решительный, как гора, пока, наконец, через шесть дней его глаза не открылись на восходящей утренней звезде, как говорят, и он понял, что то, что он искал, никогда не было потеряно, ни для него. ни кому другому. Следовательно, нечего было достигать и не было больше никакой борьбы за это.

«Чудо из чудес, — как сообщается, сказал он, — само это просветление является природой всех существ, и все же они несчастны из-за его отсутствия». Так случилось, что Сиддхартха Гаутама проснулся в возрасте тридцати пяти лет и стал Буддой, Пробужденным, известным как Шакьямуни, мудрец Шакьев.

В течение семи недель он наслаждался свободой и спокойствием освобождения. Сначала у него не было желания говорить о своем осознании. Он чувствовал, что это будет слишком сложно для понимания большинства людей. Но когда, согласно легенде, Брахма, глава трех тысяч миров, попросил, чтобы Пробужденный учил, поскольку были те, «чьи глаза были лишь немного затуманены», Будда согласился.

Первая Благородная Истина

Два бывших учителя Шакьямуни, Удрака и Арада Калама, умерли всего за несколько дней до этого, и поэтому он искал пятерых аскетов, которые оставили его. Когда они увидели, что он приближается к Оленьему парку в Бенаресе, они решили не обращать на него внимания, так как он нарушил свои клятвы. Тем не менее, они нашли что-то такое сияющее в его присутствии, что встали, приготовили сиденье, омыли ему ноги и слушали, как Будда впервые повернул колесо дхармы, учений.

Связанный: Что такое четыре благородные истины?

Первая Благородная Истина Будды гласит, что вся жизнь, все существование характеризуется духкха. Санскритское слово, означающее страдание, боль, неудовлетворенность. Даже моменты счастья имеют свойство превращаться в боль, когда мы держимся за них, или, как только они уходят в память, они искажают настоящее, поскольку разум предпринимает неизбежную, безнадежную попытку воссоздать прошлое. Учение Будды основано на прямом проникновении в природу существования. Это радикальная критика принятия желаемого за действительное и бесчисленных тактик эскапизма — будь то посредством политического утопизма, психологической терапии, простого гедонизма или (и именно это в первую очередь отличает буддизм от большинства мировых религий) теистического спасения мистицизма.

Страдание истинно

Духкха благородно, и это правда. Это основа, ступенька, которую нужно полностью понять, от которой нельзя убежать или объяснить. Опыт духкхи, работы ума, ведет ко Второй Благородной Истине, источнику страдания, традиционно описываемого как страстное желание, жажда удовольствий, но также и, что более важно, как жажда продолжения существования, а также небытия. Исследование природы этой жажды ведет к сути Второй Благородной Истины, к идее «я», или «я», со всеми его желаниями, надеждами и страхами, и только тогда, когда это «я» осознано и кажется несущественным, что третья благородная истина, прекращение страдания, реализована.

Первая сангха

Пять аскетов, слушавших первую речь Будды в Оленьем парке, стали ядром сообщества, сангхи мужчин (женщины должны были войти позже), которые следовали пути Будды описал в своей Четвертой Благородной Истине Благородный Восьмеричный Путь. Эти бхикшу , или монахов, жили просто, имея чашу, халат, иглу, фильтр для воды и бритву, так как они брили головы в знак того, что покинули дом. Они путешествовали по северо-востоку Индии, практикуя медитацию в одиночку или небольшими группами, выпрашивая еду.

Связанный: Благородный Восьмеричный Путь

Однако учение Будды предназначалось не только монашескому сообществу. Шакьямуни поручил им донести это до всех: «Идите, о бхикшу, на благо многих, на благо многих, из сострадания к миру, на благо, на пользу, на благо богов и люди.»

В течение следующих сорока девяти лет Шакьямуни ходил по деревням и городам Индии, говоря на местном языке, используя обычные обороты речи, понятные каждому. Он научил деревенского жителя практиковать осознанность, черпая воду из колодца, а когда обезумевшая мать попросила его исцелить мертвого ребенка, которого она несла на руках, он не совершил чуда, а вместо этого велел ей принести ему горчичное зерно из колодца. дом, в котором еще никто не умер. Она вернулась из своих поисков без семени, но со знанием того, что смерть универсальна.

Смерть и непостоянство

По мере распространения славы о Будде короли и другие богатые покровители жертвовали парки и сады для уединения. Будда принял их, но продолжал жить так же, как и с двадцати девятого года: как странствующий садху, выпрашивающий себе еду, проводящий свои дни в медитации. Только вот было одно отличие. Почти каждый день после обеда Будда учил. Ни одно из этих выступлений или последовавших за ними вопросов и ответов не было записано при жизни Будды.

Будда умер в городе Кушинагара в возрасте восьмидесяти лет, съев свинину или грибы. Некоторые из собравшихся монахов были в унынии, но Будда, лежа на боку, положив голову на правую руку, напомнил им, что все непостоянно, и посоветовал принять прибежище в себе и в дхарме — учении. Он задал вопросы в последний раз. Их не было. Затем он произнес свои последние слова: «Итак, монахи, я обращаюсь к вам: все сложные вещи подвержены распаду; усердно стремиться».

Первый сезон дождей после паринирваны Будды . Говорят, что пятьсот старейшин собрались в горной пещере возле Раджагрихи, где они провели Первый Совет. Ананда, который был спутником Будды, повторял все речи, или сутры , которые он слышал, а Упали декламировал двести пятьдесят монашеских правил, Винаю , в то время как Махакашьяпа декламировал Абхидхарму , сборник буддийских психология и метафизика.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *