Религия в узбекистане: Религия в Узбекистане
Религия в Узбекистане
- Главная
- Узбекистан
- Религия
Мусульманская религия в Узбекистане и Центральной Азии
Ислам, означающий в арабском языке «преданность Аллаху, покорность», является одной из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале 7 в. н.э. в Западной Аравии в процессе формирования арабского классового государства. Ислам подвергался влиянию христианства и иудаизма, и частично манихеизма и зороастризма. Мусульманин должен соблюдать «пять столпов веры». Первый из них — произнесение символа веры: «нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его». Мусульмане так же должны совершать ежедневные молитвы, держать пост, подавать милостыню (закот) и совершать паломничество в Мекку (хадж). Другие религиозные церемонии и ритуалы ислама, мусульманские праздники (Kурбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлюд) так же, как «столпы веры», имеют большое значение для укрепления влияния религии на верующих. Современное мусульманское сообщество насчитывает приблизительно 860 миллионов членов в более, чем 120 странах. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, в 18 странах последователи ислама являются членами влиятельных меньшинств. В 28 странах ислам — государственная религия, среди них такие государства, как Алжир, Египет, Ирак, Иран, Марокко, Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и другие. В России мусульмане в основном проживают в Татарстане, Башкирии и на Кавказе. Мусульмане есть также в Грузии и Армении.
С момента возникновения, ислам, подобно другим религиям, претерпевал изменения. Разделение ислама на два течения: суннизм и шиизм, способствовало идеологическому развитию религии. За исключением азербайджанцев, малых групп персов и курдов, живущих в Туркмении и в Бухарской области Узбекистана, все мусульмане СНГ — сунниты.
Шииты живут в Горно-Бадашханской автономной области Таджикистана, сектанты, называемые исмаилитами. Группы последователей различных мистических и аскетических мусульманских учений суфизма (мюридизма) активны в Чечне, Ингушетии и в некоторых районах Дагестана и Казахстана.
Деятельностью мусульманских общин в Центральной Азии управляет Духовное Управление Мусульман, находящееся в Ташкенте.
Президиум Администрации назначает своих представителей, имеющих степень Кази в областях, регионах республики. Для поддержания тесных отношений с мусульманскими общинами, Администрация и ее представители управляют ритуальными услугами мечетей, а также управляют процессом обучения и популяризации религии. Администрация разрабатывает предписания, рекомендации по самым важным аспектами религиозной жизни.
Предписания публикуются и предоставляются вниманию конгрегаций в мечетях. Повседневными делами общин, типа хранения активов, содержание помещений, просьбы, расходование финансов занимается выборный орган, называемый «мутавиллиат», включение членов конгрегации. В Бухаре функционирует медресе «Мири-араб», где готовят духовенство. Также в медресе «Мири-араб» имеется школа, где обучаются группы шиитов. Медресе открываются и в других городах Узбекистана. В Ташкенте работает исламский институт им. Аль-Бухари.
Суфизм
Суфизм — это религиозное и философское мусульманское учение, развившееся в арабских странах в 8 в. Причиной для развития суфизма послужило состояние социальных условий в мусульманских странах. Суфизм содержит элементы Нового Учения Платона (Платонической любви), иудаизма, христианства, зороастризма и особенно буддизма. Главным образом суфизм проповедует аскетизм, пантеизм и мистицизм. Согласно суфизму, есть 4 стадии, ведущие к совершенствованию. Первый шаг — Шариат, мусульманский закон, который требует неоспоримого согласия с этим. Второй шаг, названный «тарикат», требует полного повиновения учеников их учителям и укрепления силы воли, отклоняя материальное благосостояние. За этим шагом следует третий шаг, «марифат», который может быть достигнут, когда человек должен руководствоваться сердцем и душой, не интеллектом, осознать, что единство вселенной находится в Боге, что Мир — эманация Бога и что значения совершенства и зла являются относительными, отнюдь не абсолютными. Четвертый шаг, названный «хакикат» (правда) может быть достигнут только после освоения предыдущих трех. «Достижение, знание правды» означает «конец суфия как личности «, его приближение к Богу, слияние с Богом в одно целое, что дает вечное бытие. Суфии должны делать специальные медитативные упражнения, чтобы достигнуть этих целей.
Суфизм получил распространение в странах Ближнего Востока, северной Индии, Индонезии, на юго-западе Китая. В Мавераннахре, особенно на территории Узбекистана, суфизм широко практиковался в периоды феодальных войн во второй половине 9 — нач. 10 столетия. Первым суфийским наставником в Мавераннахре был Юсуф Хамадани (12 в.). Позже появились такие почитаемые суфии, как Абдулхалик Джиждаваний и Ахмад Яссавий.
В 13-14 вв. Бахаутдином Накшбанди был основан суфийский орден «Накшбандия». В Узбекистане хорошо сохранились некоторые памятники святым суфиям. Мусульмане-суфисты совершают паломничества в эти места.
Буддизм
Когда император Kaнишка пришел к власти в 78 г. , в Центральной Азии была принята новая система хронологии взамен хронологии эры Селевкидов.
В период правления Kушан, различные религиозные системы были широко распространены в Центральной Азии. Это были местный культ Митры и Анахит, зороастрийский пантеон (Oрмузд, Веретзанга и т.д.), греческий пантеон (Юпитер, Гелиос, Ceлен и т.д.), культ местных героев (Сиявуш в Хорезме и Согде). Последователи буддизма были высланы из Ирана во 2-3 вв. и нашли поддержку в Центральной Азии, где буддизм уже широко распространился. Согласно китайским хроникам, буддизм пришел в Китай в 147 г. из страны «большого юджи». Благодаря Кушанским миссионерам, буддизм был принят как официальная религия в суде китайского императора Хуан-Ди (147-167 гг.).
В результате археологических раскопок в Хорезме («Базар-Kaла», «Гяур-Кала», «Гяз-Кала») и Согде (таранные-кости-барзу, замок «Зохак-и-Марон», «Eр-Курган» и другие) было установлено, что многие поселения и замки относились к Kушанскому периоду. Но наибольшее число следов культуры буддизма в Кушанский период было найдено в Toхаристане.
Архитектурные фрагменты, относящиеся к Кушанскому периоду, были найдены в «Старом Термезе». Некоторые памятники буддизма датируются периодом Великих Кушан.
Зороастризм
Зороастризм — распространенное религиозное верование на территории древнего Ирана и Центральной Азии в 7-6 тысячелетиях. до н.э.
Зороастр (или Зардушт, Заратустра) является пророком зороастризма. Зороастр жил приблизительно в 1-ой половине 6-тыc. до н.э. Он написал самую древнюю часть святой книги зороастризма «Авесты». Предполагается, что Зороастр начал проповедовать в Восточном Иране и Центральной Азии. Он выступал против поклонения руководителям племен, духовенству и старым богам. Согласно восточным легендам Зороастр жил и проповедовал в Бактрии, когда король Виштасп управлял там. Король был первый, кто принял зороастризм.
В следующих главах Авесты, Зороастр был описан, как легендарный борец, который не только использовал слова и чудеса, но также материальное оружие против злого духа.
Религия в Узбекистане и святые места зороастризма неотделимы: в Самарканде мы находим древнее поселение Афросиаб, названное именем героя «Авесты»; Бухара — один из самых древних узбекских городов. Он был основан на священном холме, воздвигнутом древними зороастрийцами на могиле святого Сиявуша. Ряд зароастрийских памятников находится на территории древнего Хорезма (ныне Хорезмская обл. Узбекистана и Каракалпакстан).
В течение столетий зороастризм претерпевал изменения, как по форме, так и по содержанию. В период правления Аршахидов и Саманидов в Центральной Азии зороастризм был официальной религией.
Самое древнее место в Бухаре — крепость Ковчега была построена не позже 1-тыс. до н.э. Существование крепости датируется временем правления Афросиаба и Сиявуша, легендарных героев упоминаемых в Авесте. Согласно легендам, Сиявуш был захоронен в крепости, около ее восточных ворот, месте, где бухарские зороастрийцы загадывают свои желания.
В Ташкенте, столице Узбекистана, Чиланзарский «Ак-Тепа» был центром культа зороастризма. Тайна зороастризма, имеющего историю в несколько тысячелетий — ключ к пониманию происхождения тайн нашего края.
Христианство
Христианская религия в Узбекистане появилась прежде всего в южных областях, которые входили в состав Парфянской державы. Документально установлено существование христианских общин во II в. н.э. Конец III в. для христианского населения Сасанидской державы являлся весьма благоприятным периодом.
Письменные и археологические памятники свидетельствуют о значительной роли христианства в среднеазиатском обществе, но христианские памятники изучены сравнительно хуже по сравнению с памятниками иных культов, хотя они хорошо известны. Это памятник христианства на городище Гуяр-кала, в Мерве (Мары, Туркменистан), церковь VIII в. с христианским кладбищем на городище Ак-Бешим, церковь Св. Иоанна в Самарканде (ХIII-ХIV вв.), известно существование христианской церкви в Таласе, а в середине VI в. Самарканде основывается епископия.
О распространении христианства в Центральной Азии сообщают арабоязычные ученые Ат-Табари, Ибн-Хуакаль, Аль-Беруни, а также европейские дипломаты, купцы, монахи. Их свидетельства, а также первые христианские археологические находки — несторианских памятников в Семиречье — надолго определили взгляд на христианство Центральной Азии, как христианство непременно несторианского толка.
К моменту завоевания Центральной Азии арабами на территории Центральной Азии существовали целые христианские селения. Однако арабское завоевание прекратило здесь активную деятельность христианских адептов. Церкви уничтожаются или превращаются в мечети, например, в Таласе, Бухаре и др. и только в кочевой среде продолжают широко культивироваться христианские идеи.
- Церкви Ташкента
Манихейство
В пору раннего средневековья в Центральной Азии возникла еще одна религия — манихейство, которое сыграло значительную роль в истории центральноазиатской идеологической жизни. Основатель религии Мани родился в 216 г. в Вавилоне и умер в 276-277 гг. — во время гонений. Учение Мани включало и соединило в себе многие важнейшие элементы зороастризма, с одной стороны, и раннехристианского гностицизма — с другой, а также в некоторой степени и буддизма. В своей религиозной пропаганде манихеи использовали искусство, в частности, живопись — их религиозные книги были великолепно иллюстрированы, а сам Мани считался великим художником.
Иудаизм
Иудаизм в Центральной Азии распространялся в основном в еврейской среде. Главные догматы сводились к монотеизму, мессианству и признанию святости Ветхого завета и Талмуда. Представители иудаизма появились в Центральной Азии, вероятно, рано, возможно, со времен походов Александра Македонского. Но в материльной культуре памятники иудаизма пока еще не опознаны. Арабоязычные авторы говорят о наличии иудейских общин в Центральной Азии до арабского завоевания, сохранившихся вплоть до нашего времени и особенно компактно проживающих в Бухаре.
- Синагога Теро в Ташкенте
Религия
- Духовные центры
- Айдаркуль
- Андижан
- Аральское море
- Байсун
- Бельдерсай
- Бухара
- Денау
- Каракалпакстан
- Карши
- Коканд
- Маргилан
- Муйнак
- Навои
- Наманган
- Нукус
- Нурата
- Риштан
- Самарканд
- Ташкент
- Термез
- Ургенч
- Ургут
- Фергана
- Хива
- Чарвак
- Чимган
- Шахимардан
- Шахрисабз
Религия | Invest In Uzbekistan
По официальным данным, мусульмане — 93 % (в основном сунниты ханафитского мазхаба, численность шиитов не превышает 1 %, они сконцентрированы в Бухарской и Самаркандской областях), православные — 4 % (доля православных неуклонно снижается, что вызвано эмиграцией русских, украинцев, белорусов и др. ), остающиеся 3 % — это римские католики, корейские христиане, баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, евангелические христиане и пятидесятники, свидетели Иеговы, буддисты, бахаисты, кришнаиты и атеисты[43]. В советский период религиозные организации подверглись, как и в целом по Союзу, гонениям — многие культовые здания были разрушены (например, в 1980 году в республике было лишь 89 мечетей). С конца 1980-х власть стала лучше относиться к конфессиям, сохраняя светский характер государства. Изменение государственной политики выразилось в передаче религиозным организациям (не только мусульманским) конфискованной собственности, а порой и в строительстве за государственный счет культовых зданий. Например, в конце 1980-х — начале 1990-х годов была на государственные деньги отреставрирована и передана верующим местной иранской общины мечеть Панджоб в Самарканде, бухарским евреям переданы из музея свитки Торы, немецкий культурный центр получил Ташкентскую евангелическую кирху, римско-католическому приходу вернули Польский костел и т. д.
По официальным данным на 1 июня 2010 года в Узбекистане были официально зарегистрированы 2225 религиозных организаций 16 различных религиозных конфессий:
- ислам — 2050 (мечети, религиозные образовательные учреждения, исламские центры),
- христианство — 175 в том числе:
- корейские христиане — 52,
- православные (РПЦ) — 37,
- баптисты — 23,
- пятидесятники (полного Евангелия) — 21,
- адвентисты седьмого дня — 10,
- католики — 5,
- лютеране — 2,
- новоапостольские христиане — 4,
- Армянская Апостольская церковь — 2,
- свидетели Иеговы — 1,
- церковь голоса Божия — 1,
- межконфессоинальное библейское общество — 1,
- иудаизм — 8,
- бахаи — 6,
- кришнаиты — 1,
- буддизм — 1.
Отмечается, что посещаемость мечетей высокая, особенно среди молодёжи, которая составляет большинство молящихся.
Из христианских конфессий на территории Узбекистана официально действуют:
- Русская православная церковь (Ташкентская и Узбекистанская епархия),
- Римско-католическая церковь,
- Армянская апостольская церковь,
- Евангелическо-лютеранская церковь,
- Союз церквей Евангельских христиан-баптистов,
- Центр церквей христиан полного Евангелия.
Существуют оценки, согласно которым в Узбекистане насчитывается до 10 тысяч бухарских евреев и евреев-ашкеназов. Евреи сконцентрированы в городах Ташкент, Бухара и Самарканд. Свыше 80 тысяч евреев за последние 20 лет эмигрировало в Израиль и США, что было обусловлено в первую очередь экономическими мотивами.
Конституция Республики Узбекистан декларирует свободу совести для всех. По Конституции каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Также недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.
Религия в Узбекистане — Информация о религии
Согласно статье 31 Конституции, свобода совести гарантируется всем. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Насильственное навязывание религиозных взглядов недопустимо. Узбекистан – светское государство, в котором все религиозные организации и граждане, независимо от их принадлежности к той или иной конфессии, равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений.
Ислам составляет большинство Религия в Узбекистане с более чем 90 % мусульманского населения. Примерно 5% населения составляют православные христиане.
Среди жителей Узбекистана больше мусульман-суннитов, чем мусульман-шиитов. Ислам пришел в Узбекистан в 8 веке, когда арабы вошли в Среднюю Азию.
В настоящее время в Узбекистане действует более 2000 религиозных организаций, представляющих 16 различных религий.
16 религий в Узбекистане включают Ислам, Православную церковь, Иудаизм, Буддизм, Римско-католическую церковь, Евангелическо-лютеранскую церковь, Евангелическо-христианскую баптистскую церковь, Христианскую церковь Полного Евангелия, Новоапостольскую церковь, Христианскую церковь, Свидетелей Иеговы, Харе Кришна, и Религиозное общество Баха.
Другими словами, в Узбекистане свободно действуют более 150 христианских организаций, восемь еврейских общин, шесть бахаистских общин, одно кришнаитское общество и один буддийский храм.
Верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Таким образом, каждый год мусульмане празднуют Ураза-байрам и Рамадан с большим размахом; христиане, Пасха и Рождество; и евреи, Высокие Святые Дни и Пурим.
Зиярат Туризм в Узбекистане
Зиярат туризм активно развивается в Узбекистане. Страна богата религиозными объектами и святыми реликвиями.
В Ташкенте вы можете посетить Хаст Имам – культовый архитектурный комплекс и религиозный центр Ташкента, где сохранился всемирно известный Коран Усмана.
В Самарканде Вы можете посетить знаменитый некрополь Шахи-Зинда, где похоронен двоюродный брат пророка Мухаммеда — Кутам ибн Аббас и находится мавзолей Ходжи Донияра.
Бухара является одним из основных центров зиярат-туризма. Священным его называют потому, что здесь находится беспрецедентное количество мечетей и гробниц мусульманских святых. В Бухарской области находятся семь могил великих суфиев ордена Накшбандия, одного из самых влиятельных суфийских течений в Узбекистане.
В феврале 2019 года в Бухаре состоялся Первый Международный форум по зиярат-туризму, по итогам которого была подписана Бухарская декларация о признании Узбекистана центром зиярат-туризма.
Согласно рейтингу Global Muslim Travel Index за 2019 год, Узбекистан входит в десятку самых привлекательных стран среди стран-членов Организации исламского сотрудничества.
Зиярат тур в Узбекистан
Религии Узбекистана
До прихода ислама в Узбекистан в первые годы средневековья люди здесь поклонялись стихиям природы. Доказательство этого сохранилось в традиционном народном творчестве, которое красноречиво говорит о доисламском Узбекистане. До того, как арабы стали верховной политической силой примерно в 8 веке, этот регион уже был подвержен влиянию буддизма, христианства, иудаизма, зороастризма, а также религиозной и социальной философии Мазды.
С приходом арабов пришел ислам. Это была преобладающая религиозная сила в Узбекистане, а также в остальной части Центральной Азии, начиная с 8 века нашей эры. Сегодня 88% населения составляют мусульмане, большинство из которых — мусульмане-сунниты. Около 10% населения исповедуют православие. Остальные 2% составляют евреи, католики и буддисты.
Узбекский народ традиционно был толерантным народом. Все религии пользуются равным уважением в этой светской стране, хотя исламу, в знак признания его исторической значимости, конституция придает особый статус.
Республика Узбекистан, являясь членом международного сообщества, несет полную ответственность по поддержке различных конфессий. В статье 18 Конституции Узбекистана закреплено, что все граждане нашей страны имеют одинаковые права и свободы, равны без различия пола, расы, национальности, языка, религии, происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Конституция гарантирует право граждан на свободу совести. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Не допускается принудительное распространение религиозных взглядов (статья 31).
В настоящее время в Узбекистане официально зарегистрированы более 2,2 тыс. религиозных организаций, представляющих 16 конфессий. Естественно, подавляющее большинство — 2042 или 92% от общего числа — составляют мусульманские организации, так как примерно 88% населения Узбекистана считают себя последователями ислама. Кроме того, в стране также представлены 164 христианские организации, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, 1 общество кришнаитов и 1 буддийский храм.
Верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Именно поэтому из года в год и в широком масштабе мусульмане празднуют Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр, христиане – Пасху и Рождество, евреи – Песах, Пурим и Хануку. Указами Президента Узбекистана Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр объявлены национальными праздниками.
За годы Независимости тысячи граждан Узбекистана получили возможность совершить хадж и умру паломничества в Саудовскую Аравию, посетить священные для христиан и иудеев места в России, Греции и Израиле. Паломникам оказывается всесторонняя помощь государства, включающая организацию спецрейсов, медицинское обслуживание, льготные авиабилеты, сопровождение при оформлении виз и др.