Религия в норвегии: Религия в Норвегии
Религиозный конфликт в Норвегии. Причины массовых поджогов церквей в конце XX века
Библиографическое описание:
Полончук, А. А. Религиозный конфликт в Норвегии. Причины массовых поджогов церквей в конце XX века / А. А. Полончук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 372-376. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21602/ (дата обращения: 20.12.2022).
В статье проводится анализ причин массовых поджогов церквей в Норвегии в конце XXвека. Показываются основные исторические события, связанные с христианизацией начиная с VIIIвека. Анализируется современное общество Норвегии и показываются основные культурно- и исторически заложенные причины противодействия христианской религии на норвежских землях.
Ключевые слова: Норвегия, христианство, язычество, церкви, поджоги, викинги.
В 1992 году в Норвегии начались массовые подоги церквей. Одной из первых и, возможно, самых известных стала церковь в Фантофте — каркасная церковь XII века в коммуне Берген в Хурдаланне. Она запылала 6 июня 1992 года. Главным подозреваемым по этому делу являлся норвежский музыкант, основатель группы Burzum Варг Викернес. Впоследствии, однако, доказать его причастность к этому делу не удалось. По официальным данным на 2014 год в Норвегии 57.4 процентов населения являются христианами [1]. Лютеранство является тут официальной религией, что прописано во второй статье Конституции [2]. И, согласно Конституции, люди тут обязаны воспитывать детей соответственно. В чем же причины? Почему загорелись «оплоты веры»?
В период с 1992 по 1995 полицией было зафиксировано около 50 подобных случаев. И представители блек-метал сцены и их фанаты брали на себя всю ответственность за эти поджоги. Где в этом конфликте «корень»? Как нам кажется, тут есть несколько групп причин.
Первая группа причин — исторические. Все началось с Карла Великого в VIII веке. Под предлогом мести саксам за систематические набеги он вторгается в Саксонию. Границы Королевства Саксония, если сравнивать с современной политической картой мира доходили до Дании [3]. Они верили в бога по имени Ирмин, само слово встречается и в древнескандинавском. Немецкий историк X века Видукинд Корвейский проводит параллель между богом и культовым столпом саксов — Ирминсулем. Эти племена имели схожие верования со скандинавами. Считается, что Ирмин являлся другим именем Тора — скандинавского бога, сильнейшего после Одина. Общим было даже ежегодное собрания старейшин — тинг [4]. Карл Великий уничтожает главный идол их веры — Ирминсуль. В нем они видели отражение Иггдрасиля — мирового древа. «Иггдрасиль покоится на трех корнях, из которых один простирается к людям, другой к исполинам (турсам), третий в Нифльгейм, т. е. преисподнюю. Под ветвями его творят суд боги, а под первым из корней находится колодец Урд’ар, у которого живут три норны, изображающие прошлое, настоящее и будущность» — вот, что пишут об этом Брокгауз и Ефрон [5]. После саксонских завоеваний на германские земли пришло христианство. Такое не могло не затронуть и древних скандинавов. Они объединились против общего врага, поправшего их веру. Началась Эпоха Викингов. Принято считать, что длилась эта эпоха почти триста лет — с 793 по 1066гг [6].
Ответ на действия Карла не заставил себя ждать. Сначала были уничтожены церкви на территории Норвегии. Затем в 793 году была проведена первая вылазка. Викинги разграбили церковь святого Катбера на северо-востоке Линдисфарна на Святом Острове. Правда, большая часть атак были направлены на Францию, так как Кард стали личным врагом. Нельзя сказать, что это стало основной причиной начала Эпохи Викингов. Адам Бременский — средневековый германский хронист основными причинами называл бедность и перенаселение, однако современные исследователи с этим не согласны. Ресдаль в своей книге «Мир викингов» утверждает, что основными побудительными мотивами были поиск славы и богатства. В своих словах он опирается на изучение скальдических песен и рунических камней [7].
Возможно, тут не столь важны причины начала Эпохи Викингов, сколько сам исторический факт вооруженных набегов на христианские территории.
Дальше переносимся в конец X — начало XI века. Здесь на сцену выходит Олаф Трюггвасон. Если верить сагам, то отрочество он провел в изгнании на Руси при дворе князя Владимира Игоревича. Уже во взрослом возрасте начал командовать отрядами скандинавских наемников, отправился на Запад и стал «одним из викингов» — его нападения на Англию упоминаются в хрониках. Там он принял христианство. Отправляется в Норвегию и, воспользовавшись политической слабостью и отсутствием поддержки у ярла Хакона, становится новым королем Норвегии. По приходу к власти, начинает процесс христианизации Норвегии. Где-то, например, в Вике, процесс идет довольно успешно. В северных, наиболее приверженных язычеству, районах все куда сложней. Жестокие методы, используемые Олафом, народу не нравятся. В Трендолаге и Халогаланде и вовсе удалось это лишь после свадьбы на дочери убитого им вождя. Понемногу вырисовывается картина восприятия истории страны — истории кровавой и грязной. Буквально через год после введения христианства противники Олафа объединились и разбили его. Олаф мертв, но христианство продолжило шествие [8].
Олаф II продолжил традицию. Действуя как его родственник, Олаф II стремился основать правление на христианских законах, считая церковь своим союзником. Появилось много новых церквей, а земля была поделена на церковные округа. Монахи — носители веры — были привезены из Англии. У них было гораздо больше опыта в этом новом для Норвегии вопросе. Бонды и знать отрицали его право на престол. Кроме того, им не понравились реформы, и в битве при Стикластадире его армия была уничтожена. Олаф смерти не избежал.
Но дело «под откос» не пошло. Среди простого люда пошли слухи, что у могилы Олафа творятся чудеса. Кто-то исцелился, кому-то знамение дано было. Епископ Гримекль, которого считают другом умершего, провозгласил его Святым. Это возымело эффект, и вскоре многие вожди (даже бывшие противники) признали его святость. Хотя Олаф официально так и не был канонизирован, его культ быстро распространился в Скандинавии [9]. Это был один из способов закрепления христианства на норвежских землях. Похожие методы впоследствии запишет в свою книгу Макиавелли.
После этих событий борьба с христианством понемногу утихает. Процесс христианизации начинает приносить свои плоды. Все чаще конунги принимают христианство и начинают легализировать свое право на власть христианскими заповедями и «богоизбранностью». Частично борьба продолжается.
Но, можно сказать, что главным врагом теперь стала Дания. Норвегия стала зависеть от нее экономически еще в XIV веке. Начиная с этого периода она начинает терять свою целостность. История скандинавских государств теперь неразрывно связана друг с другом. После Кальмарской унии, объединившей скандинавов, власть берет в свои руки династия Эриха. И вновь промах — это не принесло Норвегии мира. Их жалобы игнорировались, возник целый ряд смут. Народ отказывался подчиняться чужеземцам, пытался сохранить местные законы и обычаи. С Данией у них были общие короли аж до начала XIX века.
В XVI веке был уничтожен Верховный норвежский суд. Все решалось датскими судьями. Примечательно, что и священники присылались из Дании.
Варг Викернес в одной из своих статей писал, что убийства христиан и священников в Норвегии были обычным делом даже в XVI веке. Он говорит о том, что датские шерифы и священники часто становились целью атак норвежских крестьян. Возможно, дело тут не только в пропаганде борьбы, но также и в желании поживиться. Некоторые мужчины даже соревновались в количестве убитых иностранцев [10].
Политическая самостоятельность была утеряна. Страна застыла на месте, Реформация еще больше усугубила это состояние, ведь введена она была методами аналогичными тем, что были использованы при введении христианства. Все изменилось лишь к XVIII веку.
Этот небольшой исторический экскурс предпринят с целью объяснить современное восприятие норвежцами своей истории, создать базис для дальнейшего восприятия ситуации. История страны и самого норвежского христианства прочно связана с большим количеством крови и насилия. Ограничение свободы, насилие, постоянные стычки за трон и использование религии в политических играх — все это не могло не оставить след в сознании общества. Все это сейчас имеет сильное отражение в культуре — тут гордятся своей историей и великим прошлым и недолюбливают иностранцев, в особенности тех, кто не уважает их культуру.
Спустя почти тысячелетие кто-то поднес спичку. И церкви вспыхнули снова. Это был пик конфликта. Почти двадцать лет назад.
А сейчас? Один из жителей Норвегии на вопрос о поджогах дал ответ: «Да, действительно. Есть такое. Каждый год появляется несколько сводок по радио или новостям. Обычных людей это как-то не касается. Я бы сказал просто кому-то делать нечего, но говорят мол это борьба за независимость. Да кому она нужна эта борьба. Человек верит в то, что верит. Веришь во что-то? Так позвольте и остальным верить в то, что они хотят».
И действительно. Например, в декабре 2014 года в новостях появилось сообщение о том, что в районе Делавера в Фелтоне были за одну ночь сожжены три церкви [11].
Можно сказать, что сейчас конфликт существует в скрытой форме. И он, в некоторой степени, является политическим. Церковь Норвегии была отделена от государства с 21 мая 2012, согласно конституционной поправке принятой Парламентом Норвегии. На момент пика церковь была государственной. Для «людей с факелами» это была, кроме всего прочего, еще и форма протеста против государства, навязывающего им веру, что пришла и уничтожила веру их предков. «Уничтожая церковь (часть государства) мы уничтожаем само государства» — такая точка зрения имела право на существование. Ситуация даже более серьёзна — в Норвегии официально зарегистрированы две религиозные неоязыческие организации, имеющие около 400 последователей. А сколько незарегистрированных? Достоверно известно, что существовала организация «The Inner Black Circle Of Norway», целью которой было искоренение христианства в Норвегии [12]. Археологами найдены места жертвоприношений животных, где кости жертв бронзового века смешаны с костями жертв XVII века. Эти места были священными для древних норвежцев. Это свидетельствует о том, что есть люди, которые недовольны сложившимся положением вещей — неважно, в плане ли веры или власти. Даже в Стортинге — парламенте Норвегии присутствуют представители краев «идеологической линейки» (например, Социалистической левой партии). Хотя, если сравнивать выборы 2013 с выборами 2009 и 2005, то радикалов стало намного меньше [13]. Тем не менее, сам факт наличия такого представительства означает и наличие поддержки ос стороны населения, присутствия альтернативных взглядов.
Исторически внутренний конфликт частей населения страны читается даже в языковом вопросе. Букмол и нюнорск — два официальных языка, хотя некоторые считают их одной формой единого норвежского языка. Язык 90 процентов населения — букмол. Его называют еще дано-норвежским. По сути, это трансформировавшийся датский, который стал основным языком Норвегии еще после Кальмарской унии. Второй стандарт языка называется нюнорск. Если расшифровать, то получается новонорвежский. Однако он имеет гораздо большую связь со старо-норвежским языком. Он появился именно как альтернатива «датскому», попытка взять и преобразить нечто свое историческое. Конечно, эти языки во многом похожи, если не учитывать Хогнорск — «высокий норвежский» очищенный от слов букмола. Эта ситуация в очередной раз подчеркивает попытку противопоставления части населения Норвегии вопросам мультикультурализма.
Но разве это все? Думаю, стоит еще выделить личностно-психологические причины. В те годы это стало для блек-металлистов чем-то сродни субкультурной моды. Это было доказательством силы, игрой «на спор», проверкой и способом утвердиться в группе себеподобных. Кроме того, это была еще и форма протеста против государства, которое, как они считали, было едва ли не социалистическим, и против религии, которую их предки считали рабской. Ненависть к тоскливой ежедневной рутине по схеме «дом-работа-работа-дом» на фоне великой истории страны, некогда державшей в страхе всю Европу почти три века. А ко всему этому еще и обычное желание выделиться из толпы и самоутвердиться.
И все это поддерживалось и укоренялось в умах с помощью музыки — нового в то время направления блек-металла. Это не была очередная «металлическая» волна, состоявшая из банальных и конформистских пластинок — содержание всех выпущенных и записанных альбомов, содержание текстов было достаточно радикальным. Тут были прямые вызовы христианской идеологии, в то время как «тьма» объявлялась союзником. Тут переплетались неоязычество и сатанизм. Все это нашло, в итоге, выход в поджогах церквей, убийствах и самоубийствах музыкантов и фанатов.
Но и это еще не все причины. Нельзя не упомянуть прочно поселившийся на тех землях антисемитизм.
«Я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы вспомнить миллиарды блох и вшей, потерявших свои жизни в газовых камерах Германии, вся вина которых была только в том, что они поселились на персонах еврейского происхождения».
Эти слова произнес норвежский комик Отто Эсперсен в четверг 27 ноября 2008 года в эфире крупнейшей коммерческой телекомпании страны TV2. Эти слова впоследствии упоминались в переписке послов [14].
Двумя годами ранее он в одной из программ сжег страницы из святого писания иудеев. И это отнюдь не все. Это лишь один из примеров. Вторая газета страны — Aftenposten часто мелькает в новостях страны после публикации очередной скандальной заметки «на заданную тему». Стоит отметить, что в начале 2000-х гг. в Норвегии усилились проявления антисемитизма. Причем виноваты не только ультраправые, но и мусульмане, приехавшие сюда в последние годы. Газеты здесь пишут статьи подобной направленности, постоянно появляются карикатуры. Исследование, проведенное в школах Осло, показывает, что евреи являются наиболее уязвимой целью. Согласно исследованию, в Осло один из трех еврейских детей часто страдает от расистских атак. При этом 52 % учащихся используют слово «еврей» в негативном значении [15].
А ведь со времен поджогов церквей сменилось всего одно поколение. Все эти дети, ныне издевающиеся над сверстниками, являются детьми поколения, воспитываемого двадцать лет назад. Комики и политики — все они уже выросли с этими идеями, ведь главный объект социализации — семья.
А 24 июля 2014 года и вовсе в свет вышла новость о том, что Норвегию покидают последние 819 евреев. Причина — всевозрастающий антисемитизм. И это долговременная тенденция [16].
Этот пункт вновь подчеркивает проблему восприятия в стране мультикультурализма. В последние годы это стало особенно заметно. Действия Андерса Брейвика были во многом продиктованы именно противодействием мультикультурализму.
Таким образом, у нас перед глазами встает спектр взаимосвязанных причин. Набор исторических событий укоренил в культуре настороженное, а порой и откровенно ненавистническое, отношение к христианской религии и, в частности, к еврейскому населению страны. Ко всему этому примешивается миф «о золотом прошлом» и различия между норвежскими регионами и языками. В 90е годы, на основе этой ненависти и истории, появляется новое направление в музыке, представители и фанаты которого, желая выделиться и выразить свой протест, начинают поджигать церкви. Для них церковь является частью государства, против которого они выражают свой протест. Все это перерастает в субкультурную моду и, порой, встречается и поныне.
Такой нам видится картина причин религиозного конфликта в Норвегии, актов вандализма и проявления ненависти, актов уничтожения зданий и вещей, созданных поколениями людей и заслуживающих храниться в национальных музеях.
Литература:
1. Statistics Norway. Religious communities and life stance communities [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ssb.no/en/trosamf/. (дата обращения 25.07.2015)
2. H. L. Brekstad. The constitution of the Kingdom Of Norway. — Clark. New Jersey: The Law Book Exchange LTD, 2009.
3. Сванизде А. А. Карл Великий. Реалии и мифы. Москва: ИВИ РАН, 2001.
4. Санчук Г. Э. Видукинд Корвейский и его «Деяния саксов» (обзор источников) // Вопр. историографии и источниковедения слав. -герм. отношений. М., 1971;
5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/brok.htm (дата обращения 28.07.2015)
6. Viking expansion. Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki (дата обращения 28.07.2015)
7. Эльсе Роэсдаль. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом. — Спб.: Книгоиздательство «Всемирное слово», 2001. Перевод с датск. яз. Ф. Х. Золотаревской.
8. Олаф Трюггвасон. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.7. Мл-Ол. — М.: «Олма Медиа групп», «ОЛМА ПРЕСС Образование», 2006.
9. А. Я. Гуревич. «Круг Земной» и история Норвегии». Приложение к изд. Снорри Стурлусон. «Круг Земной». Изд. «Наука», 2002.
10. Варг Викернес. Эра Викингов и христианства в Норвегии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.burzum.org/rus/library/the_viking_age_and_christianity_in_norway. shtml (дата обращения 31.07.2015)
11. Bram Teitelman. Three churches burned in Delaware. December 3, 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.metalinsider.net/thats-unfortunate/three-churches-burned-in-delaware (дата обращения 31.07.2015)
12. Stephen O’Malley. Into the lions cage. Sounds of Death n.5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.burzum.com/burzum/library/interviews/sounds_of_death_5/ (дата обращения 02.08.2015)
13. NORWAY Stortinget last elections. Inter-parliamentary union. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ipu.org/parline-e/reports/2239_E.htm (дата обращения 02.08.2015)
14. Abraham H. Foxman. Anti-Semitism in Norway: Renewed Concerns. Letter that was sent to the Norwegian ambassador to the United States. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.adl.org/anti_semitism/letter_norway.html (дата обращения 25.07.2015)
15. Норвегия стала самой антисемитской страной Западной Европы. Обзор СМИ, 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/16935-norvegiya-stala-samoj-antisemitskoj-stranoj-zapadnoj-evrop.html (дата обращения 29.07.2015)
16. Леонид Амстиславский. Европа вновь станет свободной от евреев. Еврейский мир, 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evreimir.com/80196/европа-вновь-станет-свободной-от-евре/ (дата обращения 11.08.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): Норвегия, Дания, церковь, век, VIII, Англия, введение христианства, Кальмарская уния, Саксония, христианская религия.
Это – Норвегия: Религия и мировоззрение
Tips til undervisningen
Snakk sammen
Dette er et viktig tema i mange deltakergrupper. For mange vil det være vanskelig å forstå hvor liten plass religion har i mange menneskers liv. Men selv om religionen i seg selv har mindre plass i samfunnet nå enn tidligere, er verdiene som samfunnet styres etter, hentet fra verdier i den kristne tro samt i humanismen.
I Norge vil de fleste oppfatte religion og religiøs tilhørighet som en privatsak. Det vil derfor for mange være fremmed å vise sitt religiøse ståsted gjennom påkledning, hva man snakker om med mennesker en ikke kjenner så godt, osv.
Hva innebærer religionsfrihet? En ting er de juridiske rettighetene, en annen ting er hva som skjer i praksis. Hva hvis et familiemedlem gjør et valg som er helt ulikt det resten av familien står for?
Kåre
Selv om mange nordmenn ikke vil kalle seg personlig kristne, lever de fleste med kristne tradisjoner. Man feirer jul og tar påskeferie. Markeringer i livet (dåp, vigsel, begravelse) knyttes for mange til kirken.
For mange deltakere kan det være vanskelig å forstå hvordan tradisjoner forankret i religion holdes i hevd, samtidig som religionen i seg selv betyr lite for mange.
url
Religion, ssb. no
url
Tema: Religion og livssyn, regjeringen.no
url
Lov om tros- og livssynssamfunn, lovdata.no
url
Artikkel: Sekularisering i Norge, ssb.no
Tips til undervisninga
Snakk saman
Dette er eit viktig tema for mange deltakargrupper. Det vil vere vanskeleg for mange å forstå kor liten plass religion har i liva til mange menneske. Men sjølv om religionen i seg sjølv har mindre plass i samfunnet no enn tidlegare, er verdiane som samfunnet blir styrt etter, henta frå verdiar i den kristne trua og humanismen.
I Noreg vil folk flest oppfatte religion som ei privatsak. Det vil vere framandt for mange å vise kva religion ein høyrer til gjennom påkleding, kva ein snakkar med menneske ein ikkje kjenner så godt om, osv.
Kva inneber religionsfridom? Dei juridiske rettane er ein ting, men kva som skjer i praksis er ein annan. Kva om ein familiemedlem gjer eit val som er heilt ulikt det resten av familien står for?
Kåre
Sjølv om mange nordmenn ikkje vil kalle seg «personleg kristne», lever dei fleste med kristne tradisjonar. Ein feirar jul og tek påskeferie. Mange markerer overgangane i livet (dåp, vigsel, gravferd) i kyrkja.
For mange deltakarar kan det vere vanskeleg å forstå korleis tradisjonar med røter i religion blir haldne i hevd samstundes som religionen i seg sjølv tyder svært lite for mange.
url
Religion, SSB.no
url
Tema: Religion og livssyn, regjeringen.no
url
Lov om tros- og livssynssamfunn, lovdata.no
url
Artikkel: Sekularisering i Norge, SSB. no
Digitale ferdigheter
Muntlige ferdigheter
Demokrati og medborgerskap
samtale om ulike tradisjoner og syn på religion i det norske samfunnet og endringer på disse områdene over tid
Demokratiforståelse og deltakelse
Læringsaktivitet
Muntlig aktivitet
GettyImages
Норвегия – многокультурное и светское общество. То, что общество светское означает, что оно не регулируется на основе религиозных норм. Это касается как отдельных лиц, так и при разработке законов, действующих для всей страны. За последние несколько поколений взгляды норвежцев на религию сильно изменились. Раньше религия в большей степени определяла жизнь людей. Сегодня у многих норвежцев гораздо более спокойное отношение к религии, хотя многие и посещают церковь в связи с такими важными событиями, как крестины, конфирмации, свадьбы и похороны.
GettyImages
Церковь в Норвегии.
Вплоть до 2012 года государственной религией Норвегии был протестантизм, а Норвежская церковь – государственной церковью Норвегии. До 1845 года выход норвежцев из государственной церкви был запрещен законом, и только в 1850 году стало возможным создание нехристианских религиозных общин в Норвегии. Таким образом, в Норвегии больше нет государственной церкви или официальной религии. Однако около 70 процентов населения Норвегии по-прежнему являются членами Норвежской церкви. Оставшиеся тридцать процентов либо принадлежит к другим религиозным общинам, либо не принадлежат к таковым вообще.
В Норвегии полная свобода вероисповедания. Это означает, что вы можете исповедовать свою религию, не опасаясь преследований или наказания. Это также означает, что каждый волен решать, к какой религии ему или ей принадлежать. И, что не менее важно, это означает, что каждый волен решить для себя не принадлежать ни к какой из религий.
Религиозные и мировоззренческие общины могут получать финансовую поддержку от государства и муниципалитетов. Зарегистрированные религиозные и мировоззренческие общины получают за каждого члена такую же сумму, что и Норвежская церковь.
GettyImages
Мечеть в Турции
GettyImages
Буддийский храм в Китае
GettyImages
Индуистский храм в Индии
GettyImages
Еврейская синагога в Чехии
- Как религия влияет на жизнь людей в Норвегии сегодня? Какова ситуация в других известных вам странах?
- Светскость общества – это позитивный или негативный фактор?
- Как различные религии сосуществуют в современной многокультурной Норвегии?
- Временами между различными религиозными группами возникали противоречия. Какова ситуация с этим сегодня – в Норвегии и мире в целом?
- Насколько важно и правильно ли демонстрировать свою религиозную позицию в одежде, украшениях и поведении?
На работе во время обеденного перерыва Коре рассказал о крестинах, на которых он побывал накануне. «Хор пел чудесно, а священник произнес прекрасную проповедь! Я был очень тронут». А я и не знал, что ты религиозен?» — сказал его коллега. «Я не религиозен. Но было что-то во всей атмосфере, традиции и торжественности момента».
- Хотя сегодня религия уже и не так важна для многих норвежцев, многие женятся в церкви, крестят там своих детей. Обсудите связь между религией и традициями.
GettyImages
Выберите верный ответ
Что означает «светское общество»?
Что общество не регулируется на основе религиозных норм.
Что религия регулирует законы в стране.
Что религия регулирует политику в стране.
Выберите верный ответ
Каково у многих норвежцев отношение к религии?
Тесное отношение, когда самым обычным является каждую неделю ходить в церковь.
Никакого отношения, когда самым обычным является избегать всего, что связано с религией.
Спокойное отношение, хотя многие и посещают церковь в связи с важными событиями в жизни.
Выберите верный ответ
Какая религия была государственной религией в Норвегии вплоть до 2012 года?
Протестантизм
Католицизм
Православие
Выберите, верно или неверно
Прочитайте утверждения. Что верно? Что неверно?
Норвегия – многокультурное общество.
Верно
Не верно
За последние века взгляды норвежцев на религию не изменились.
Верно
Не верно
До 2012 года выход норвежцев из государственной церкви был запрещен законом.
Верно
Не верно
В Норвегии нет государственной церкви или официальной религии.
Верно
Не верно
Около семи процентов населения Норвегии являются членами Норвежской церкви.
Верно
Не верно
Выберите, верно или неверно
Прочитайте утверждения. Что верно? Что неверно?
В Норвегии полная свобода вероисповедания.
Верно
Не верно
Религиозные и мировоззренческие общины могут получать финансовую поддержку от государства и муниципалитетов.
Верно
Не верно
Норвежская церковь получает больше крон за каждого члена, чем другие религиозные и мировоззренческие общины.
Верно
Не верно
Никто не может подвергаться преследованиям или наказанию за исповедование своей религии в Норвегии.
Верно
Не верно
Сегодня религия не определяет жизнь людей в той же степени, как это было раньше.
Верно
Не верно
Краткая история — Церковь Норвегии
Церковь Норвегии на протяжении тысячи лет представляла собой главное выражение религиозной веры в Норвегии. Он принадлежал евангелическо-лютеранской ветви христианской церкви с 16 века и с тех пор до 2012 года был государственной церковью. Около 70 процентов населения Норвегии в настоящее время являются крещеными членами.
Шестьсот лет римско-католической веры (900–1537)
Христианская вера пришла в Норвегию в 9-й -й век. В западную Норвегию его привезли миссионеры с Британских островов, а в восточную Норвегию — миссионеры из Германии и Фрисландии через Данию. Миссионерами были монахи, викинги, обращенные в христианство за границей, и епископы, сопровождавшие своих королей.
Норвежские короли сыграли важную роль в христианизации страны, и политические интересы были неоспоримой частью их усилий, наряду с духовными интересами. Король Олав Харальдссон и его смерть в битве при Стиклестаде (к северу от Нидароса, ныне Тронхейм) в 1030 году сыграли значительную роль в объединении нации в христианской вере. Несмотря на его суровые методы обращения, его смерть стала считаться решающим фактором, отвратившим скандинавов от их старых верований.
Сверхъестественные события, связанные со смертью и погребением Олафа, вскоре привели к тому, что он был провозглашен святым, и на протяжении всего Средневековья усыпальница Святого Олафа на главном алтаре Нидаросского собора была важной целью для паломников со всей Северной Европы.
В 1103 году в Лунде на юге Швеции было основано первое архиепископство Скандинавии. В 1153 году архиепископство Нидарос было основано кардиналом Николасом Брейкспиром, незадолго до его избрания Папой Адрианом IV.
К концу 12 века христианская церковь прочно утвердилась в Норвегии, как и в других скандинавских странах. Архиепископство Нидарос включало в себя современную Норвегию, части современной Швеции, Исландию, Гренландию, Оркнейские острова, Фарерские острова, Шетландские острова, Гебриды и остров Мэн.
Память о жизни и смерти святого Олафа ежегодно отмечается в Тронхейме и Стиклестаде 29 июля (День Олафа). Считается, что его тело покоится где-то под полом Нидаросского собора, который с 1537 года является лютеранским. 0003
Пятьсот лет евангелическо-лютеранской веры (1537-)
Лютеранская Реформация
Реформация пришла в Норвегию главным образом в результате обращения короля Дании-Норвегии Кристиана III по примеру многих северогерманских князья. В 1537 году он установил евангелическо-лютеранскую веру в качестве официальной религии Норвегии и Дании.
Идеи Ренессанса и Реформации в то время достигли лишь очень небольшой части норвежского общества. Лютеранская Реформация была начата несколькими десятилетиями ранее Мартином Лютером, немецким реформатором. Решение короля было основано как на политических, так и на личных мотивах. Центральной политической причиной была его потребность укрепить уже существующий союз между Данией и Норвегией.
В то время архиепископ Нидароса Олав Энгельбректссон, ставший представителем национальной независимости, бежал из страны в апреле 1537 года. Его бегство стало поворотным моментом в истории норвежской церкви и укрепило политическую зависимость Норвегии от Дании.
Из трех других норвежских епископов в то время двое были заключены в тюрьму, а один решил стать лютеранским суперинтендантом (позднее должность перешла к епископу). Большинство священников постепенно приспосабливались к новой ситуации, выполняя свои пастырские обязанности в соответствии с новым обрядом и учением. Монастыри и монастыри были распущены. За исключением нескольких случаев насилия, когда люди отказывались отказаться от своих религиозных обычаев, переход был мирным.
Центральной частью новой конфессии была более простая литургия, большая концентрация на проповеди христианской вести на местном языке, в данном случае в значительной степени датском, и пении гимнов. Религиозные символы, образ мыслей и обычаи римско-католического происхождения были запрещены.
К 1600 году лютеранство было официально установлено и заняло церковную структуру всей страны. В течение 17 века изменение осуществлялось на народном уровне. Однако в некоторых районах люди продолжали выражать свою веру более или менее римско-католическими терминами вплоть до XIX века. век.
Пиетизм
С начала 18 века Пиетизм – индивидуально ориентированное лютеранское движение возрождения, возникшее в Германии около 1670 года – оказало глубокое влияние на норвежскую церковную жизнь. Движение достигло страны в 1730-х годах, угасло примерно в 1750 году и прочно закрепилось благодаря вдохновленным пиетистами евангелическим движениям возрождения 19-го века.
Во время первого периода пиетизма в Норвегии была введена лютеранская конфирмация (1736 г.), были опубликованы объяснения христианской веры епископа Эрика Понтоппидана (1737 г.) и была создана государственная школьная система (1739 г.).). Все они были центральными инструментами христианского образования.
Как и в других частях Северной Европы, пиетизм развивался параллельно общей секуляризации общества, вызванной идеями Просвещения и демократизации.
Одним из главных инициаторов второй фазы норвежского пиетизма был Ганс Нильсен Хауге, сын фермера конца 18 века, который утверждал, что каждый имеет право проповедовать Евангелие. Согласно действующему норвежскому законодательству, это было разрешено только рукоположенным духовенству Норвежской церкви, которые также были государственными служащими.
Пиетизм девятнадцатого века, таким образом, сочетал оппозицию духовенству, отношение которого считалось слишком теплым, с демократическим протестом против правящего класса, в который входило духовенство.
Благодаря усилиям Хауге возникла нынешняя модель автономных церковных организаций для внутренних и зарубежных миссий. С 1850-х годов они представляли сильное поощрение к личной приверженности вере и служению в церкви и обществе.
Северные, частично саамские районы страны находились под сильным влиянием возрожденческого учения шведского пастора Ларса Л. Лестадиуса. Хотя эта ветвь пиетизма была более аскетической, она в значительной степени оставалась менее антиклерикальной, чем ее южный аналог.
Изменение отношений между государством и церковью
В определенном смысле Церковь Норвегии была «государственной церковью» со времен Реформации 1537 года, когда король Дании-Норвегии Кристиан III принял на себя руководство церковью. Тем не менее, это название лучше всего подходит для конституционной формы церкви после 1660 года, после введения абсолютной монархии.
Конституция Норвегии 1814 года подтвердила, что норвежское государство сохранит «евангелическо-лютеранскую религию» в качестве официальной государственной религии. Конституция 1814 г. воплотила основные демократические идеалы и положила начало процессу церковной реформы. В первые десятилетия после 1814 г. основными церковными проблемами были проповедь мирян и свобода религиозного выражения. Примерно в 1850 году акцент сместился на необходимость структурных изменений внутри самой Церкви.
Видя мало надежды на достаточные церковные реформы, некоторые группы решили покинуть государственную церковь. Однако большинство воодушевилось, когда парламент поддержал предложение об установлении определенной степени приходской демократии. Приходские синоды с ограниченным влиянием были введены в 1873 году. Это событие положило начало движению в пользу большей демократии в формальных структурах церкви. Были сформированы неофициальные епархиальные синоды, и с 1873 по 1919 год представители отправляли своих представителей на двухгодичные национальные собрания.82.
Таким образом, было два движения за церковную реформу: медленное официальное и более нетерпеливое неофициальное, но между ними было много связей.
Крупнейшей церковной реформой 20 века стало юридическое учреждение приходских советов (1920 г.), епархиальных советов (1933 г.), Национального совета (1969 г.), епархиальных синодов (1984 г.) и Генерального синода (1984 г.).
Конференция епископов, которая была официальным органом с 1934 года, также получила юридический статус в 1984. Норвежский институт межцерковных отношений, созданный в 1951 г., был заменен новым Советом по экуменическим и международным отношениям в 1971 г. Сначала он был организован при Конференции епископов, а с 1984 г. учрежден как совет непосредственно при Синоде Норвежской церкви. . В 1987 г. была создана доктринальная комиссия церкви Норвегии.
С 1989 г. приходские пасторы, назначаемые королем с 1660 г., снова назначаются церковными органами: епархиальными советами.
21 мая 2012 года норвежский парламент принял поправку к конституции, которая предоставила церкви Норвегии большую автономию. В новой редакции Конституции больше нет ссылки на «официальную религию государства». В статье 2 Конституции теперь говорится, что ценности Норвегии основаны на ее христианском и гуманистическом наследии.
Это ослабляет исторические связи между государственными институтами и большинством лютеранской церкви. После внесения поправки в конституцию в настоящее время разрабатывается новый церковный закон.
Параллельно ослабла формальная связь между системой государственных школ и церковью. Поэтому Церковь Норвегии активизировала свои усилия в области христианского образования. В последние десятилетия также произошли реформы в литургической практике.
Деле-knapper kan ikke vises uten и du samtykker til bruk av funksjonelle cookies. Для å gjøre Dette må du trykke på knappen helt nederst i venstre hjørne og marker sjekkboks for funksjonelle cookies og deretter klikke på «Oppdater samtykke». Эвт. Нажмите на «Godta alle cookies» для того, чтобы получить все категории печенья. Deretter må du laste siden på nytt.
Норвегия Религии — Демография
Религии: Церковь Норвегии (евангелическо-лютеранская — официальная) 68,1%, мусульмане 3,4%, католики 3,1%, другие христиане 3,8%, другие 9,6%, не указано 15,4% (оценка 2020 г.)
Определение: Эта запись представляет собой упорядоченный список религий по приверженцам, начиная с самой большой группы, и иногда включает процент от общей численности населения. Основные характеристики и верования основных мировых религий описаны ниже.
Бахаи . Основанная Мирзой Хусейн-Али (известным как Бахаулла) в Иране в 1852 году, вера бахаи делает упор на монотеизм и веру в единого вечного трансцендентного Бога. Его основной целью является поощрение единства всех людей на земле, чтобы на земле могли быть достигнуты справедливость и мир. Откровение бахаи утверждает, что пророки основных мировых религий отражают некоторую истину или элемент божественного, полагает, что все они были проявлениями Бога, данными определенным общинам в определенное время, и что Бахаулла является дополнительным пророком, призванным призвать все человечество . Бахаи — открытое сообщество, расположенное по всему миру, с наибольшей концентрацией верующих в Южной Азии.
Буддизм — Религия или философия, вдохновленная V веком до н.э. учения Сиддхартхи Гаутамы (также известного как Гаутама Будда «просветленный»). Буддизм фокусируется на цели духовного просветления, основанной на понимании Четырех благородных истин Гаутамы Будды о природе страдания и о Восьмеричном пути духовной и нравственной практики, чтобы разорвать цикл страдания, частью которого мы являемся. Буддизм приписывает кармическую систему перерождений. Существует несколько школ и сект буддизма, различающихся часто по характеру Будды, степени, в которой может быть достигнуто просветление — для одного или для всех, и кем — религиозными орденами или мирянами.
Основные группы
Буддизм Тхеравады. Старейшая буддийская школа Тхеравады практикуется в основном в Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Бирме и Таиланде, с меньшинством, представленным в других странах Азии и на Западе. Тхеравадцы следуют палийскому канону учений Будды и верят, что можно избежать цикла перерождений, мирских привязанностей и страданий для себя; этот процесс может занять одну или несколько жизней.
Буддизм Махаяны, включая подвиды дзен и тибетский (ламаистский) буддизм. Формы буддизма Махаяны распространены в Восточной Азии и Тибете, а также в некоторых частях Запада. У махаянцев есть дополнительные писания помимо Палийского канона, и они верят, что Будда вечен и все еще учит. В отличие от буддизма Тхеравады школы Махаяны утверждают, что природа будды присутствует во всех существах, и все в конечном итоге достигнут просветления.
Хоа Хао: традиция буддизма меньшинства, исповедуемая во Вьетнаме, которая делает упор на участие мирян, в первую очередь крестьян-фермеров; он избегает дорогих церемоний и храмов и переносит основные практики в дом.
Христианство — Происходя от иудаизма, центральная вера христианства утверждает, что Иисус из Назарета является обещанным мессией Еврейских Писаний, и что его жизнь, смерть и воскресение спасительны для мира. Христианство является одной из трех монотеистических авраамических религий, наряду с исламом и иудаизмом, которая ведет свое духовное происхождение от Авраама из Еврейских Писаний. Его священные тексты включают еврейскую Библию и Новый Завет (или христианские Евангелия).
Основные группы
Католицизм (или римский католицизм): это старейшая западно-христианская церковь и крупнейшая в мире религиозная организация. Он является наднациональным и признает иерархическую структуру с папой или епископом Рима во главе, находящимся в Ватикане. Католики верят, что Папа является главой церкви по божественному повелению из прямого духовного наследия апостола Иисуса Петра. Католицизм состоит из 23 отдельных церквей или обрядов — одной западной (римской или латинской) и 22 восточных. Латинский обряд, безусловно, самый большой, он насчитывает около 98% католиков. Церкви восточного обряда, такие как Маронитская церковь и Украинская католическая церковь, находятся в общении с Римом, хотя они сохраняют свои собственные традиции поклонения, и их непосредственная иерархия состоит из духовенства в рамках своего собственного обряда. Католическая церковь имеет всеобъемлющее богословское и моральное учение, указанное для верующих в ее катехизисе, что делает ее уникальной среди большинства форм христианства.
Мормонизм (включая Церковь Иисуса Христа Святых последних дней): зародившийся в 1830 году в Соединенных Штатах при Джозефе Смите, мормонизм не характеризуется как форма протестантского христианства, поскольку он требует дополнительных богооткровенных христианских писаний после Еврейской Библии и Новой Завещание. Книга Мормона утверждает, что Иисус явился в Новом Свете после христианского повествования о его воскресении, и что Америка является уникальным благословенным континентом. Мормонизм считает, что более ранние христианские традиции, такие как римско-католическая, православная и протестантская реформаторские веры, являются отступничеством, и что откровение Джозефа Смита о Книге Мормона является восстановлением истинного христианства. Мормоны имеют иерархическую структуру религиозного руководства и активно проповедуют свою веру; они расположены в основном в Америке и в ряде других западных стран.
Свидетели Иеговы основывают свою веру на христианской Библии, но их неприятие Троицы отличается от господствующего христианства. Они верят, что Царство Божье, Теократия, возникнет после Армагеддона и возвестит новое земное общество. Приверженцы обязаны евангелизировать и следовать строгому моральному кодексу.
Православное христианство: старейшая устоявшаяся восточная форма христианства, Святая Православная Церковь, имеет церемониального главы в лице Константинопольского (Стамбульского) епископа, также известного как Патриарх, но ее различные региональные формы (например, греко-православные, русские православные, сербские православные, украинские православные) автокефальны (независимы от власти Константинополя и имеют своих патриархов). Православные церкви очень националистичны и этнически. Православная христианская вера разделяет многие богословские принципы с Римско-католической церковью, но расходится по некоторым ключевым положениям и не признает руководящей власти Папы.
Протестантское христианство. Протестантское христианство зародилось в 16 веке как попытка реформировать обычаи, догмы и теологию римского католицизма. Он включает в себя несколько форм или конфессий, которые чрезвычайно разнообразны по структуре, верованиям, отношению к государству, духовенству и управлению. Многие протестантские теологии подчеркивают первостепенную роль Священного Писания в своей вере, выступая за индивидуальную интерпретацию христианских текстов без посредничества окончательного религиозного авторитета, такого как римский Папа. Самые старые протестантские христианства включают лютеранство, кальвинизм (пресвитериане) и англиканское христианство (епископалы), которые установили литургии, структуру управления и формальное духовенство. В других вариантах протестантского христианства, включая пятидесятнические движения и независимые церкви, может отсутствовать один или несколько из этих элементов, а их лидерство и убеждения индивидуализированы и динамичны.
Индуизм — Зародившийся в ведической цивилизации Индии (второе и первое тысячелетие до н.э.), индуизм представляет собой чрезвычайно разнообразный набор верований и практик, не имеющих единого основателя или религиозного авторитета. В индуизме много священных писаний; Веды, Упанишады и Бхагавад-Гита являются одними из самых важных. Индусы могут поклоняться одному или нескольким божествам, обычно совершая молитвенные ритуалы в собственном доме. Наиболее распространенными фигурами преданности являются боги Вишну, Шива и богиня-мать Деви. Большинство индусов верят в душу, или атман вечен и проходит через цикл рождения, смерти и возрождения ( самсара ), определяемый положительной или отрицательной кармой человека или последствиями его действий. Цель религиозной жизни — научиться действовать так, чтобы в конце концов достичь освобождения ( мокша ) своей души, избежав цикла перерождений.
Ислам — Третья из монотеистических авраамических религий, ислам возник благодаря учению Мухаммеда в 7 веке. Мусульмане верят, что Мухаммед является последним из всех религиозных пророков (начиная с Авраама) и что Коран, являющийся исламским писанием, был ниспослан ему Богом. Ислам происходит от слова подчинение, и послушание Богу является основной темой этой религии. Чтобы жить исламской жизнью, верующие должны следовать пяти столпам или принципам ислама, которые являются свидетельством веры (9).0042 шахада ), ежедневная молитва ( намаз ), раздача милостыни ( закят ), пост во время Рамадана ( савм ) и паломничество в Мекку ( хадж ).
Основные группы
Двумя основными ветвями ислама являются сунниты и шииты, которые отделились друг от друга из-за религиозно-политического спора о законном преемнике Мухаммеда. Шииты считают, что двоюродный брат и зять Мухаммеда Али был единственным имамом (религиозным лидером), назначенным Богом, в то время как сунниты считают, что первые три халифа после Мухаммеда также были законными властями. В современном исламе сунниты и шииты по-прежнему придерживаются разных взглядов на приемлемые школы исламской юриспруденции и на то, кто является надлежащим исламским религиозным авторитетом. Ислам также имеет активную мистическую ветвь, суфизм, с различными подмножествами суннитов и шиитов.
Ислам суннитского толка составляет более 75% мусульманского населения мира. Он признает Абу Бакра первым халифом после Мухаммеда. У суннитов есть четыре школы исламской доктрины и права — ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская, — которые уникальным образом интерпретируют хадисов или записанные устные традиции Мухаммеда. Мусульманин-суннит может выбрать любую из этих школ, поскольку все они считаются одинаково действительными.
Шиитский ислам представляет 10-20% мусульман во всем мире, и его отличительной чертой является почитание Али как непогрешимого, вдохновленного Богом лидера и как первого имама мусульманской общины после Мухаммеда. Большинство шиитов известны как «двунадесятники», потому что они верят, что 11 семейных имамов-преемников после Мухаммеда завершатся 12-м имамом (аль-Махди), который скрыт в мире и снова появится в его конце, чтобы искупить праведников.
Варианты
Исмаилитская вера: секта шиитского ислама, ее приверженцы также известны как «семерки», потому что они верят, что законным седьмым имамом в исламском руководстве был Исмаил, старший сын имама Джафара ас-Садика. Исмаилитская традиция ожидает возвращения седьмого имама в качестве Махди, или исламского мессианского деятеля. Исмаилиты проживают в различных частях мира, особенно в Южной Азии и Леванте.
Вера алавитов: еще одна шиитская секта ислама, название которой отражает преданность последователей религиозному авторитету Али. Алавиты — закрытая, скрытная религиозная группа, утверждающая, что они мусульмане-шииты, хотя сторонние ученые предполагают, что их верования могут иметь синкретическую смесь с другими верованиями, происходящими на Ближнем Востоке. Алави живут в основном в Сирии, Ливане и Турции.
Друзская вера: очень секретная традиция и закрытое сообщество, происходящее от исмаилитской секты ислама; считается, что его основные убеждения подчеркивают сочетание гностических принципов, полагающих, что фатимидский халиф аль-Хакин является тем, кто воплощает в себе ключевые аспекты добра во вселенной, а именно интеллект, слово, душу, предшествующий , и последователь. Друзы имеют ключевое присутствие в Сирии, Ливане и Израиле.
Джайнизм — Зародившись в Индии, джайнская духовная философия верит в вечную человеческую душу, вечную вселенную и принцип «собственной природы вещей». Он подчеркивает сострадание ко всему живому, стремится к освобождению души человека от реинкарнации через просветление и ценит личную ответственность из-за веры в немедленные последствия своего поведения. Джайнская философия учит ненасилию и предписывает вегетарианство как монахам, так и мирянам; его приверженцы — очень влиятельное религиозное меньшинство в индийском обществе.
Иудаизм — одна из первых известных монотеистических религий, возникшая, вероятно, между 2000–1500 гг. патриарх еврейской Библии иудаизма, или Танах . Божественное откровение принципов и запретов в Еврейских Писаниях составляет основу еврейского закона, или галахи , который является ключевым компонентом веры. Хотя существуют обширные традиции еврейского галахического и богословского дискурса, в традиции нет окончательного догматического авторитета. Местные общины имеют свое религиозное руководство. В современном иудаизме есть три основные категории веры: ортодоксальная, консервативная и реформистская/либеральная. Они различаются по своим взглядам и соблюдению еврейского закона: ортодоксы представляют наиболее традиционную практику, а реформистские / либеральные общины наиболее приспособлены к индивидуальным интерпретациям еврейской идентичности и веры.
Синтоизм — Родная анимистическая традиция Японии, практика синтоизма основана на предпосылке, что каждое существо и объект имеет свой собственный дух или ками . Практикующие синтоисты поклоняются нескольким конкретным ками , в том числе ками природы, и семьи часто имеют святилища ками своих предков . Синтоизм не имеет фиксированной традиции молитв или предписанных догм, но характеризуется индивидуальным ритуалом. Уважение к камы в природе является ключевой синтоистской ценностью. До окончания Второй мировой войны синтоизм был государственной религией Японии и поддерживал культ японского императора.
Сикхизм — Основанный Гуру Нанаком (родился в 1469 г.), сикхизм верит в неантропоморфного, верховного, вечного Бога-творца; сосредоточение своей преданности Богу рассматривается как средство избежать цикла перерождений. Сикхи следуют учениям Нанака и девяти последующих гуру. Их священное писание, Гуру Грантх Сахиб, также известное как Ади Грантх, считается живым Гуру или окончательным авторитетом сикхской веры и богословия. Сикхизм подчеркивает равенство человечества и отвергает кастовую, классовую или гендерную дискриминацию.
Даосизм — китайская философия или религия, основанная на «Дао дэ цзин» Лао-цзы, в центре которой — вера в Дао, или Путь, как поток вселенной и природу вещей. Даосизм поощряет принцип ненасилия, или у-вэй, как средство жить в гармонии с Дао. Даосы верят, что эзотерический мир состоит из совершенного гармоничного баланса и природы, в то время как в проявленном мире, особенно в теле, баланс нарушен. Три Драгоценности Дао — сострадание, простота и смирение — служат основой даосской этики.
Зороастризм — Возникший из учений Зороастра примерно в 9 или 10 веке до нашей эры, зороастризм, возможно, является старейшей продолжающейся религией вероисповедания. Его ключевые убеждения сосредоточены на трансцендентном Боге-творце Ахура Мазде и концепции свободы воли. Ключевые этические принципы зороастризма, выраженные в его священном писании, Авесте, основаны на дуалистическом мировоззрении, согласно которому можно предотвратить хаос, если выбрать служение Богу и совершать добрые мысли, добрые слова и добрые дела. Зороастризм, как правило, является закрытой религией, и его члены почти всегда рождаются у родителей-зороастрийцев. До распространения ислама в Большом Иране доминировал зороастризм. Сегодня, хотя и меньшинство, зороастрийцы остаются в основном в Иране, Индии (где они известны как парсы) и Пакистане.
Традиционные верования
Анимизм: вера в то, что нечеловеческие существа содержат души или духи.
Бадимо: форма поклонения предкам народа тсвана в Ботсване.
Конфуцианство: идеология, согласно которой люди совершенствуются посредством самосовершенствования и самосозидания; развилась из учения китайского философа Конфуция. Конфуцианство сильно повлияло на культуру и верования стран Восточной Азии, включая Китай, Японию, Корею, Сингапур, Тайвань и Вьетнам.
Верования инуитов представляют собой форму шаманизма (см. ниже), основанную на анимистических принципах инуитов или эскимосов.
Кирант: система верований кират, народа, проживающего в основном в Гималаях Непала. Это в первую очередь форма политеистического шаманизма, но включает в себя элементы анимизма и поклонения предкам.
Языческий — это общий термин, используемый для описания многих не связанных друг с другом верований на протяжении всей истории, обычно в отношении религий, не входящих в авраамическую категорию (монотеистические верования, такие как иудаизм, христианство и ислам).
Шаманизм: верования и практики, способствующие общению с духовным миром. Шаманские верования организованы вокруг шамана или знахаря, который, как посредник между человеком и духовным миром, считается способным исцелять больных (исцеляя их души), общаться с духовным миром и помогать душам в загробной жизни. через практику входа в транс. В шаманских религиях шаман также несет ответственность за проведение священных обрядов.
Спиритуализм: вера в то, что души и духи общаются с живыми, как правило, через посредников, называемых медиумами.
Синкретический (слияние различных религиозных верований и практик)
Као Дай: националистическая вьетнамская секта, официально основанная в 1926 году, которая черпает практики и заповеди из конфуцианства, даосизма, буддизма и католицизма.
Чондогё: или религия Небесного Пути, основана на корейском шаманизме, буддизме и корейских народных традициях с некоторыми элементами, заимствованными из христианства. Сформулированная в 1860-х годах, она утверждает, что Бог живет во всех нас и стремится превратить общество в рай на земле, населенный верующими, превращенными в разумных нравственных существ с высоким общественным сознанием.
Кимбангист: пуританская форма баптистской деноминации, основанная Саймоном Кимбангу в 1920-х годах на территории современной Демократической Республики Конго. Приверженцы верят, что спасение приходит через смерть и воскресение Иисуса, как и христианство, но, кроме того, для спасения требуется жить духовно чистой жизнью, следуя строгим кодексам поведения.
Modekngei: гибрид христианства, древней палауской культуры и устных традиций, основанный примерно в 1915 году на острове Бабельдаоб. Приверженцы одновременно поклоняются Иисусу Христу и палауским богиням.
Растафарианство: афроцентристская идеология и движение, основанное на христианстве, возникшее на Ямайке в 1930-х годах; он считает, что Хайле Селассие I, император Эфиопии с 1930 по 1974 год, был воплощением второго пришествия Иисуса.